Меню

Волк и свинья осетинская сказка читать 3 класс

Жила-была старая-престарая свинья, и было у той свиньи три маленьких поросенка. Одного поросенка звали Время, другого поросенка звали Тепло, а третьего поросенка звали Крепко.

Жила эта старая-престарая свинья в глубоком лесном овраге, в маленькой деревянной сакле. Каждый день варила она кашу и кормила маленьких поросят, а потом, как наступал вечер, укладывала их спать на соломенные постельки.

Так и жила старая свинья со своими тремя поросятами и горя не знала.

Вот однажды варила свинья кашу над очагом, а три маленьких поросенка сидели тут же в сакле, сидели и поглядывали то на мать — старую свинью, то на котел с кашей.

— Скоро ли ты дашь нам каши? спрашивают ее поросята.

— Скоро, детки, скоро, — отвечает старая свинья.

Только сказала она так, вдруг слышит — стучится кто-то в дверь.

— Кто там? — спрашивает свинья, а сама подбежала к двери и смотрит в щелку; видит — у двери стоит маленький козленок.

— Не впустите ли гостя? — говорит козленок.

— Гость да будет счастливым! — отвечает ему старая свинья.

Отодвинула она крепкий засов и открыла дверь.

— Кто ты такой и какой ветер принес тебя в мою бедную саклю? — спрашивает свинья у маленького козленка.

— Я сын старой козы из соседнего оврага. Моя мать прислала тебе в подарок соленой рыбы.

Взяла свинья сверток у козленка, развернула его, а в свертке большая рыба. Чешуя у нее блестит, как огонь в очаге, жир так и капает на землю.

Обрадовалась старая свинья — давно она не ела рыбы, даже хрюкнула и говорит маленькому козленку:

— Скажи салам своей матери, старой козе. Пусть она живет в счастье.

— Хорошо, — заблеял на прощанье маленький козленок и побежал домой.

А старая свинья вернулась к очагу, накормила маленьких поросят горячей кашей, а сама принялась за рыбу. От головы до хвоста съела рыбу, съела даже потроха, даже все косточки съела.

«Хорошо бы каждый день такой рыбой лакомиться», — подумала старая свинья. Потом повела своих поросят во двор, уложила их в теплой луже, и сама тут же улеглась погреть старые кости на солнышке.

Много ли, мало ли лежала так свинья со своими поросятами, наконец захотелось ей пить. Ткнула она нос в лужу, а в луже одна только грязь. «Хорошо бы попить воды из горной речки», — подумала она, вскочила на ноги и говорит своим маленьким поросятам:

— Вы лежите тут смирно в луже, а я к речке побегу.

И побежала она по тропинке прямо к речке.

Прибежала старая свинья к горной речке и стала с жадностью пить холодную воду.

Вдруг, откуда ни возьмись,— волк. Увидел свинью, вскочил ей на спину, вцепился острыми зубами в шею и проворчал:

— Ну, теперь-то я съем тебя, свинья! Давно у меня текут слюнки, глядя на тебя, да только в лапы ты мне все не попадалась.

«Плохо дело, — подумала свинья. — Да только волк хоть и зол, а глупее его мет зверя в лесу. Попробую обмануть его».

И говорит свинья ласковым голосом:

— Молю тебя, не ешь меня, добрый волк! Бока мои — камни, голова моя — пень, ноги мои — деревяшки. Сжалься ты над своими крепкими зубами, не ешь меня. Зато уж я угощу тебя на славу — дам тебе трех своих поросят. А поросята жирные, точно бурдюки сала, розовые, точно яблоки в саду.

Подумал волк и сказал:

— Правду ты говоришь, свинья. Лучше полакомиться жирной поросятиной, чем крошить зубы о твои кости.

Сказал так и громко проглотил слюну.

Услыхала свинья слова серого волка, очень обрадовалась, а сама печальным голосом говорит:

— О серый мудрый волк, сегодня, как наступит вечер, приходи к нашему оврагу. Как придешь в овраг, кликни сначала старшего поросенка, потом среднего, потом младшего. А как выйдут они к тебе, ты их съешь.

У волка от этих слов даже глаза разгорелись. Защелкал он от радости зубами и спрашивает свинью:

— А как зовут твоих поросят?

— Старшего зовут Время, среднего Тепло, а младшего поросенка зовут Крепко, — отвечает свинья.

— Хорошо, — сказал волк, — я отпущу тебя домой, а как наступит вечер, приду в овраг за твоими поросятами.

Сказал так и спрыгнул со спины старой свиньи.

— Только непременно приходи, не обмани старуху,— говорит ему свинья. — А я сейчас покормлю своих поросят, чтобы к вечеру стали они еще жирнее,— сказала она и заторопилась в свою саклю.

— Приду, как не прийти, — сказал волк и побежал в темный лес.

Бежит, а сам думает: «Ну и глупая же эта старая свинья! Всех своих детей мне отдает да еще думает, что я не приду».

А свинья побежала к себе во двор, подняла из лужи маленьких поросят, накормила их молоком и повела в саклю. Там уложила их на соломенные постельки, крепко-накрепко заперла дверь и сама легла рядом с поросятами.

А как наступил вечер, прибежал волк из темного леса к сакле старой-престарой свиньи и закричал:

— Эй, старая свинья, скажи поросенку Время, чтобы пришел ко мне в жмурки поиграть!

Тут свинья ему из сакли отвечает:

— Время уже прошло, о серый волк! Того поросенка я спать уложила на мягкую постельку.

Рассердился волк, защелкал зубами и опять закричал:

— Эй, старая свинья, скажи-ка поросенку Тепло, пусть придет в овраг со мной в альчики поиграть!

— В сакле моей тепло, и поросята мои спят крепким сном на соломенных постельках, — опять отвечает свинья волку.

От злости запрыгал волк и закричал на весь овраг:

— Эй ты, старая свинья, скажи младшему поросенку Крепко, пусть придет со мной в куклы поиграть!

А свинья ему отвечает:

— Крепко замкнута дверь моей сакли, и никогда не войти в нее злому волку. Убирайся лучше в лес и в другой раз будь поумнее!

— Погоди, попадешься ты мне в пасть! — закричал волк.

Зарычал он, завыл, зубами защелкал и побежал по лесной тропинке.

Долго ли, коротко ли бежал серый волк, много ли, мало ли выл и зубами щелкал, наконец устал и как мертвый свалился на траву, разинув пасть и вытянув ноги.

Лежит злой и голодный на траве и еле дышит.

А в это время пролетала над темным лесом голодная ворона. Летит и смотрит в овраги, смотрит на лужайки, смотрит на тропинки — нет ли где чего поесть. И вдруг видит ворона — на траве лежит мертвый волк.

— Карк! Карк! Карк! — обрадовалась черная ворона. — Целого волка нашла! Ох, и наемся же я сегодня волчьего мяса! Только в самом ли деле он мертвый или просто притворяется?

Кружит черная ворона над волком, каркает, каркает, а волк головы не поднимает, зубами не щелкает, глаз не открывает. Тогда села ворона на волка и стала его клевать.

Клюнула ворона крепким клювом ногу волка раз, клюнула другой.

«Кто это кусает мою ногу? — подумал волк. — Блоха, овод какой или лесной комар?» Подумал так волк и чуть приоткрыл левый глаз. Видит — нет никакой блохи, нет никакого овода, нет лесного комара, а сидит у него на ноге черная ворона. Тогда волк совсем открыл левый глаз, посмотрел опять: так и есть, ворона. Не поверил волк левому глазу, открыл и правый глаз, смотрит двумя глазами — все сидит ворона. Сидит и клюет его ногу. Забурлило тут в сердце волка, как в горном ключе. Оскалил он острые зубы и хвать ворону за крыло!

Закричала ворона на весь темный лес, вырывается, бьется, но крепко держит ее волк.

— Ага, черная собака, — кричит он, — попалась ты мне! Ну, уж тебя-то я не отпущу, как отпустил старую свинью! Сейчас проглочу тебя с хвостом и с клювом.

«Попробую обмануть глупого волка, — подумала ворона. — Если мое счастье, я избавлюсь от беды».

— О добрый волк, — взмолилась ворона, — не ешь меня, лучше выслушай!

— Не стану я тебя слушать, — говорит волк. — вчера послушал я глупую свинью, она меня и обманула. А теперь ты меня хочешь обмануть.

— Пусть меня проклянут предки, если я тебя обману! — говорит ворона волку. — Выслушай мои слова.

— Ну говори, да побыстрее, — сказал волк.

Хитрая была черная ворона: закрыла она глаза и печальным голосом говорит:

— О добрый волк, делай со мной все, что хочешь! Хочешь — съешь меня. Хочешь — задуши. Хочешь — в воду меня брось. Только, избавь тебя аллах, не вешай мне на шею чурек или бобы и не бросай меня с обрыва.

— А что будет, если я повешу тебе на шею чурек или бобы и брошу тебя с обрыва?— спрашивает волк.

— Тогда великий грех падет на тебя, — отвечает ворона волку. — Если ты сделаешь так, я сразу умру. Да не беда, если только одна я умру, а беда, что ко мне слетятся вороны со всего света и от горя умрут возле меня. Вот какой великий грех падет на тебя!

Вскочил глупый волк от радости на ноги, не выпускает ворону и кричит ей в ответ:

— Ну и хорошо, что подохнут с тобой все вороны со всего света,— я вдоволь наемся тогда вороньего мяса! А то какой прок моему пустому брюху от тебя одной?

— О добрый волк, не бери такого греха на душу! — каркает ворона волку, а сама думает: «Обману я тебя, глупый волк, не забудешь меня до самой своей смерти».

Думает так черная ворона и радуется — даже каркать перестала.

Не слушает волк вороньих слов, покрепче зажал ее в зубах и бежит по темному лесу от куста к кусту, из оврага в овраг — все смотрит, нет ли где бобов. А как нашел бобовый куст, придавил он лапой вороне крыло, нарвал большую связку бобов и привязал ту связку на шею вороне. Потом опять схватил ворону крепкими зубами и побежал на высокую гору. Прибежал волк на высокую гору и кинул ворону в пропасть, а сам посмотрел в небо — не летят ли вороны со всего света.

А ворона взмахнула черными крыльями и поднялась на высокое дерево.

Села черная ворона на сук, клюет бобы и кричит волку:

— Карк, волк! Карк, дурак! Пусть от злости лопнут твои глаза и сердце!

Увидел волк — не упала ворона в пропасть, а полетела на высокое дерево, услыхал он, как смеется она над ним, и зарычал от злости, завыл от досады, защелкал острыми зубами.

— У-у-у, какой я глупый волк! Вчера меня обманула старая свинья, а теперь — эта черная ворона. У-У-У!

Воет волк от злости и с голоду. Воет и бежит по лесной тропинке, а как взглянет на черную ворону, еще сильнее завоет, еще громче защелкает зубами. Долго ли, мало ли бежал по лесной тропинке, кто знает. Наконец совсем выбился из сил — ни бежать не может, ни острыми зубами щелкать.

Повалился тогда глупый волк на траву, высунул язык, вытянул ноги и уснул крепким сном. И так с тех пор никогда не просыпался.

А черная ворона сидела на суку и клевала сладкие бобы. Потом полетела она над темным лесом и увидела, что умер глупый волк.

— Карк! — обрадовалась черная ворона и полетела направо, потом полетела налево; летит каркает — зовет своих подруг.

Слетелись все черные вороны со всего света на зов подруги. Слетелись и стали клевать глупого волка.

И клевали они волка до тех пор, пока не остались от волка одни кости.

Жил в наших горах один отважный, но бедный человек, по имени Ахсар, что значит «отвага». Хотя беден был Ахсар, а отважнее его не было горца во всем ущелье.

За семью Белыми горами, в Черном ущелье, жил да был бедняк.

Сказки для 3 класса — коллекция произведений, которую стоит изучить или перечитать ребятам 8-10 лет. На третьем году обучения в школе ученики расширяют круг чтения волшебными сказками, произведениями о животных и былинных героях. Прочтите эти авторские и народные сказки вместе с детьми, чтобы обсудить с ними многие вопросы. Произведения для чтения в 3 классе поднимают темы сострадания, милосердия, справедливости, верности слову и семейных ценностей.

  • 343 19

    Царевна-лягушка

    «Царевна-лягушка» — сказка, любимая многими поколениями детей. В ней повествуется о необычном виде сватовства царских сыновей: они выпускают из лука по стреле, чтобы узнать, где им искать себе жену. Одному из них, Ивану…

  • 1877 39

    Цветик-семицветик

    Цветик-семицветик — сказка, которую Валентин Катаев написал в 1940 году, и она уже многие десятилетия волнует сердца читателей. В ней причудливым образом сплелись реальность и волшебство. Девочка Женя получает от старушки…

  • 348 20

    Сивка-Бурка

    «Сивка-Бурка» — сказка, на которой выросло немало детей. В ней рассказывается о необычном происшествии среди обычных дней: кто-то ворует пшеницу на полях. Сторожить поле на ночь уходят по очереди три сына крестьянина. Младшего…

  • 1700 46

    Кот в сапогах

    Кот в сапогах — произведение Шарля Перро, которое знакомо почти каждому на планете. В сказке идет речь о незавидном наследстве, которое получил один из сыновей мельника. После смерти отец оставил ему кота и немного монет…

  • 1907 31

    Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

    «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — произведение А. С. Пушкина, которое любимо детьми на протяжении долгого времени. Сказка на основе сюжета о спящей красавице была адаптирована Александром Пушкиным так, что сразу…

  • 340 101

    Летучий корабль

    Летучий корабль — русская народная сказка, в подлинной версии знакомая единицам, чем и интересна. История про Ивана-дурачка, который задумал жениться на царевне, полна приключений и волшебства. Чтобы исполнить задуманное…

  • 1832 44

    Спящая красавица

    Спящая красавица — произведение, любимое не одним поколением детей. В переложении Шарля Перро сюжет сказки завязывается, когда у королевской четы рождается дочь. Прибывшие на праздник добрые феи одаривают ее красотой и талантами…

  • 1915 138

    Сказка о попе и работнике его Балде

    «Сказка о попе и работнике его Балде» — сказка А. С. Пушкина, на которой выросло не одно поколение детей. В ней говорится, как обычный парень Балда нанимается к попу за символическую плату — дать хозяину в конце несколько…

  • 1155 164

    Василиса Прекрасная

    Василиса прекрасная — русская народная сказка, которая уже долгие годы покоряет детские сердца. В ней рассказывается про купеческую дочь Василису и её удивительную куколку. Игрушка умеет говорить, давать советы и выполнять…

  • 667 23

    Карлсон, который живёт на крыше

    «Карлсон, который живёт на крыше» — сказка Астрид Линдгрен, любимая в большинстве семей на протяжении многих поколений. В книге рассказывается о необыкновенной дружбе обычного мальчика с удивительным человечком с пропеллером…

  • 969 775

    Что любит Мишка

    Что любит Мишка — рассказ Виктора Драгунского из жизни мальчика Дениса, который нравится не одному поколению детей. В нем Дениска вместе с другом Мишкой оказывается свидетелями того, как на перемене учитель музыки что-то…

  • 6348 1216

    Сказка о потерянном времени

    «Сказка о потерянном времени» — произведение Евгения Шварца, которое интересно ребятам старшего возраста уже долгие годы. В нем показана история нескольких нерадивых учеников и учениц. Они попали в переделку из-за собственной…

  • 961 773

    Тайное становится явным

    «Тайное становится явным» — еще одна история из цикла Виктора Драгунского про Дениску. Мальчик слышит интересную фразу и спрашивает у матери об ее значении. Когда он получает объяснение, Денис еще и не подозревает, что завтра…

  • 360 1309

    Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

    «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» — русская народная сказка, на которой воспитано не одно поколение детей. В ней рассказывается о рано осиротевших детях. Старшей сестре Алёнушке приходится брать братца на работу в поле…

  • 1835 884

    Красная Шапочка

    «Красная Шапочка» — сказка Шарля Перро, любимая детьми всего мира. В ней показана история о девочке, которую прозвали Красной Шапочкой. По просьбе матери она отправилась проведать любимую бабушку и несла гостинец для старушки…

  • 1104 1594

    Вот какой рассеянный

    Вот какой рассеянный — стихотворение Самуила Маршака, любимое уже восемьдесят лет целыми семьями. В нем показана история обычного гражданина. Только вот его рассеянность играет с ним порой злые шутки. В какие комичные и…

  • 345 245

    Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо

    «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» — произведение русского фольклора, которое очаровывает детей уже не одну сотню лет. В сказке показан подвиг простого крестьянина Ивана. Он отправился со старшими братьями на битву со…

  • 1902 137

    Серая шейка

    Сказка Серая Шейка Д. Н. Мамина-Сибиряка любима с детства многими ребятами. Это удивительная история маленькой уточки. Она не сумела отправиться на юг вместе с семьей: Лиса сломала ей крыло. Серая Шейка осталась в одиночестве…

  • 921 175

    Девочка на шаре

    Девочка на шаре — рассказ В. Драгунского о младшем школьнике и синеглазой девочке — юной цирковой артистке. Случайным жестом и красивым сценическим образом она покорила воображение мальчика Дениса. Посмотрев с классом представление…

  • 803 2759

    Стальное колечко

    Стальное колечко — рассказ Константина Паустовского, который заслуживает внимания всей семьи. В нем повествуется о том, как вместе живут дед Кузьма с внучкой Варюшей. Однажды дедушка отправляет девочку за махоркой. Сделав…

Список внеклассной литературы для 1 класса:

«Мужик и медведь»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Кузьма Скоробогатый»

 Л.Толстой «Липунюшка»

В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»

В.Катаев «Цветик-семицветик»

Г.Корнилова «Наш знакомый Бумчик»

Е.Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак»

«Снегурочка»

«У страха глаза велики»

«Мороз, ветер и солнце»

«Морозко»

«Волшебное кольцо»

«Кот, петух и лиса»

В.Одоевский «Мороз Иванович»

Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне»

П.Ершов «Конек-горбунок»

Ш.Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик»

Братья Гримм «В стране небывалой», «Сказка о рыбаке и его жене», «Храбрый портной» Г.Х.Андерсен «Огниво»

А Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

И.Акимушкин «Природа чудесница»

А.Гайдар «Чук и Гек»

Л.Пантелеев «Честное слово»

Н.Носов «Мишкина каша», «Заплатка», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки»

В.Драгунский «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Заколдованная буква», «Сверху вниз, наискосок»

О.Кургузов «Рассказы маленького мальчика»

Л.Муур «Крошка Енот»

Д.Биссет «Беседы с тигром»

О.Пройслер «Маленькая Баба Яга», «Маленький Водяной»

Р.Киплинг «Откуда у слона такая глотка», «Откуда взялись броненосцы», «Слоненок» Дж.Родари «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы»

Дополнительная литература:

Б.Житков «Рассказы о животных»

В. Чаплина «Крылатый будильник», «Мушка»

П.Бажов «Серебряное копытце»

Э.Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот»

В.Губарев «Королевство кривых зеркал»

Г.Остер «Бабушка удава»

Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Список внеклассной литературы для 2 класса:

«Летучий корабль»

«Иван-царевич и серый волк»

«Финист – ясный сокол»

«Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)

«Женщина, которая жила в бутылке» (английская сказка)

«Святогор и Илья Муромец»

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Н.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»

Ш.Перро «Рике с хохолком»

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик»

А.Милн «Винни-Пух и все-все-все»

В.Гауф «Маленький Мук»

Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

В.Гаршин «Лягушка-путешественница»

Ю.Коваль «Соловьи», «Шамайка»

Ю.Дмитриева «О природе для больших и маленьких»

А.Гайдар «Горячий камень»

К.Паустовский «Стальное колечко»

В.Драгунский «Девочка на шаре»

Л.Петрушевская «Сказки»

С.Козлов «Сказки»

С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»

Д.Даррел «Моя семья и другие звери»

Д.Харрис «Сказки дядюшки Римуса»

К.С.Льюис «Лев, ведьма и платяной шкаф»

«Царевна-Несмеяна»

Дополнительная литература:

В.Голявкин «Рассказы»

Ю.Раскин «Когда папа был маленьким»

Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

Дж.Родари «Джельсомино в стране лжецов»

Киплинг «Отчего у верблюда горб»

Э.Распе «Приключения Мюнхгаузена»

Э.Сетон-Томпсон «Уличный певец»

О.Пройслер «Маленькое привидение»

П.Треверс «Мери Поппинс»

Список внеклассной литературы для 3 класса:

Былина «Садко»

«Морской царь и Василиса премудрая»

«Семь Симеонов»

«Каша из топора»

«Марья Моревна»

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

«Солнце, Месяц и Ворон Воронович»

«Солдат и смерть»

М.Лермонтов «Бородино»

А.Чехов «Белолобый»

Л.Андреев «Петька на даче»

Саша Черный «Дневник Фокса Микки»

Л.Пантелеев «Рассказы»

Ф.Искандер «Рассказы»

А.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

С.Аксаков «Аленький цветочек»

Л.Петрушевская «Сказки»

С.Козлов «Сказки»

П.Бажов «Медной горы хозяйка»

Дж.Родари «Планета Новогодних елок»

А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Дополнительная литература:

А.Толстой «Детство Никиты»

С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука»

Ю.Олеша «Три толстяка»

Л.Чарская «Сказки»

В.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»

К.Булычев «Тайна третьей планеты»

Е.Велтистов «Приключения Электроника»

А.Мошковский «Пятеро в звездолете»

О.Уайльд «Мальчик-звезда»

К.Льюис «Сказочные повести»

В.Гауф «Карлик Нос», «Калиф-аист»

Л.Керрол «Алиса в стране чудес»

Г.Х.Андерсен «Елка», «Волшебный фонарь»

Ш.Перро «Синяя борода»

Список внеклассной литературы для 4 класса:

И.А.Крылов «Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Волк на псарне»

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место»

Н.А.Некрасов «На Волге»

А.П.Чехов «Хирургия»

И.С.Тургенев «Муму»

И.А.Бунин «Косцы»

А.И.Куприн «Тапер»

И.П.Бажов «Медной горы хозяйка»

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

А.П.Платонов «Никита»

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

К.М.Симонов «Майор привез мальчишку из лафета»

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

Р.Стивенсон «Вересковый мед»

Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Д.Лондон «Сказание о Кише»

«Царевна – лягушка»

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

«Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Миф «Сотворение Земли»

Читать и слушать онлайн Все сказки народов России — Сказки для детей

Давным-давно, рассказывают старые люди, на земле неведомо откуда появилось чудище — семиглавый Дельбеген. Обликом он был, как человек, только на плечах семь голов имел. Когда одна голова ела, другая пела, третья спала, четвертая смеялась,…

Однажды домашняя мышь где-то повстречалась с лесной мышью. Поздоровались они, познакомились. Домашняя мышь спросила лесную, как она поживает и чем кормится. — У меня всего вдоволь,— ответила лесная мышь,— У нас в лесу пищи сколько…

В давнее, давнее время жил один бедный старик. У этого старика был единственный сын. Перед смертью старик наказал сыну не переходить на другую сторону юго-западной горы. Много лет прошло с тех пор. Однажды охотился парень, перевалил он…

Невестка не любила свекровь и постоянно наговаривала на нее мужу. Тот пропускал мимо ушей её наговоры, но она не зная покоя делала все, чтобы поссорить сына с матерью. Всякий раз, готовя обед, она старалась пересолить блюдо свекрови. Бедная…

Жила-была птичка зорянка. Славилась она своим гостеприимством. Однажды птичку навестили дальние родственники: вьюрок и воробей. Захотелось зорянке досыта накормить и напоить гостей. Но на беду кончилась мука. Может быть, соседи…

В одном селе жил безжалостный, скупой богач. У него было большое стадо овец и коз. Из скаредности он держал только одного пастуха, обременяя его непосильной работой. Когда же наступал срок расплаты, богач обвинял пастуха в том, что он,…

Зимней порой вышел горностай на охоту. Под снег нырнул, вынырнул, на задние лапы встал, шею вытянул, прислушался, головой повертел, принюхался… И вдруг словно гора упала ему на спину. А горностай хоть ростом мал, да отважен. Обернулся,…

Давным-давно, так что и сказать нельзя, было ли то в самом деле или не было, жили в одном царстве сорок плешивых и один косой. И обделила судьба этих плешивых разумом, но одарила зато косого хитростью и сноровкой. И было в хозяйстве у…

Было это в давние-предавние времена. Жили в одном ауле два соседа: один — Саран (скупой) , другой — Юмарт (щедрый) Однажды отправились они вдвоём странствовать в далёкие края. Шли весь день, а вечером проголодались и сели отдохнуть,…

Однажды какой-то всадник, проезжая через село, поровнялся со стариком, который пахал, остановил коня и обратился с приветствием к старику: — Да делать тебе хорошее! — Да видеть тебе хорошее! — ответил пахарь, — Эх, старик,…

skazachok.ru

«Сказки народов России» — Начальные классы


Просмотр содержимого документа

«»Сказки народов России»»

skazki narodov rossii chitat 3 klass 0

Подготовила

Ученица 3-Б класса

МБОУ СОШ№ 70

г.Липецка

Шапран Кира

Преподаватель

Черникова Е.Н.

skazki narodov rossii chitat 3 klass 1

skazki narodov rossii chitat 3 klass 2

Давным-давно люди стали рассказывать сказки. Сказка родилась в народе. И мы никогда не узнаем имена многих сказочников,чье слово дошло и до наших дней.

Без чудес и тайн нет сказок. В них найдется все: и мудрость, и веселая шутка, и выдумка.


Нет только непоправимых бед и несчастий, все сказки кончаются хорошо. Поэтому в каждой сказке есть своя тайна.

С первых же слов они вводят детей в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в далекие путешествия, где их подстерегают опасные испытания – борьба с чудовищами, переходы через огненные реки, спуск в глубокие подземелья или восхождение на высокие горы.

СКАЗКА – чудотворный источник добра, любви, мужества, мудрости. 

И у каждого народа есть свои сказки.

skazki narodov rossii chitat 3 klass 3

«…Вечером слушаю сказки –и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» А.С. Пушкин 1824 г.

  • С красочным и причудливым миром русской народной сказки каждый встречается еще в детстве и не расстается с ним никогда.
  • В течение многих столетий сказка учила премудростям нелегкой жизни, наставляла к добру и справедливости, мужеству и героизму, любви и долгу.
  • Сказка звучала повсюду. Она снимала усталость после дальней дороги или тяжелого трудового дня, сказка звучала на сельских девичниках и вечерних посиделках.

skazki narodov rossii chitat 3 klass 4

skazki narodov rossii chitat 3 klass 5

  • Волшебные сказки — это сказки в которых происходят чудеса.
  • Где в ход событий вмешиваются сверхъестественные силы природы или персонажи, наделенные магическими, сверхъестественными способностями, творящих волшебство, чародейство.  
  • Народ всегда чтил своих героев и сохранил память о них не только в былинном эпосе, но и в прекрасных образах русской волшебной сказки.

skazki narodov rossii chitat 3 klass 6

skazki narodov rossii chitat 3 klass 7


В сказках про животных птицы и звери — не обычные, а сказочные.

Они разговаривают, живут и поступают, как люди, которые придумали эти сказки.

skazki narodov rossii chitat 3 klass 8

skazki narodov rossii chitat 3 klass 9

В бытовых сказках нет чудес.

Ловкий и хитрый солдат или крестьянин умом и смекалкой побеждают чужую лень , жадность и глупость .

Ведь жадность и зависть до добра не доведут.

Сказки показывают , что может произойти, если в жизни поступать не по совести .

Эти поучительные истории — яркий пример народной педагогики.

skazki narodov rossii chitat 3 klass 10

skazki narodov rossii chitat 3 klass 11

  • Народная сказка – явление в мировой культуре уникальное.
  • Это сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о большом таланте и мастерстве ее создателей.
  • Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом.
  • Педагоги знают разные формы работы со сказкой: чтение, пересказ, обсуждение, театрализованное исполнение сказок, просмотр фильмов-сказок, проведение конкурса знатока, выставки рисунков и т.д. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.
  • Дети и сказка — неразделимы, и поэтому взрослые должны с раннего возраста знакомить своих детей с великой духовной культурой народа.
  • И в помощь приходят фильмы-сказки и, любимые детьми, мультфильмы

skazki narodov rossii chitat 3 klass 12

skazki narodov rossii chitat 3 klass 13


skazki narodov rossii chitat 3 klass 14

  • Сказки Бажова  вобрали в себя сюжетные мотивы, необычные образы, краски, язык национальных преданий и народную мудрость. Павел Петрович Бажов сумел придать необычным персонажам (Хозяйка Медной Горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка) завораживающую поэтичность.
  • Удивительные сказки Бажова погружают в особенный мир сверкающих камней-самоцветов, добытых и отшлифованных искусными мастерами.
  • Читать сказки Бажова захочется каждому. Читатели увидят, как олень Серебряное копытце выбивает ножкой драгоценные камни для девочки-сиротки. Как голубая змейка, крутясь колесиком, показывает, где золото на поверхности лежит, а где — на глубине. И другие чудесные герои тоже готовы встретиться с настоящими ценителями сказок.
  • Сказки   Бажова  уместны для детей всех возрастов

skazki narodov rossii chitat 3 klass 15

skazki narodov rossii chitat 3 klass 16

skazki narodov rossii chitat 3 klass 17

  • Сказки разных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на огромной территории от западных до восточных границ России — богатое устное народное творчество народов, служившее не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.
  • В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, духи — хозяева стихий.
  • Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. (мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши», нанайская — «Как медведь и бурундук дружить перестали», эскимосская — «Как ворон и сова друг друга покрасили»), рассказывают о взаимопомощи человека и зверя (мансийская сказка «Гордый олень», долганская — «Старик рыбак и ворон», нивхская — «Охотник и тигр»).
  • Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

skazki narodov rossii chitat 3 klass 18

skazki narodov rossii chitat 3 klass 19

skazki narodov rossii chitat 3 klass 20

skazki narodov rossii chitat 3 klass 21

skazki narodov rossii chitat 3 klass 22

«Длинный нос»

skazki narodov rossii chitat 3 klass 23

skazki narodov rossii chitat 3 klass 24

skazki narodov rossii chitat 3 klass 25

skazki narodov rossii chitat 3 klass 26

skazki narodov rossii chitat 3 klass 27

skazki narodov rossii chitat 3 klass 28

  • По своей форме бурятские сказки — произведения в основном прозаические, повествующие о приключениях или богатырских подвигах героев.
  • Наряду с необычными, чисто «сказочными» явлениями в них рисуются вполне реальные картины, которые могли иметь место и в повседневной жизни народа. 
  • Ценность бурятских народных сказок заключена в том, что они выражают идеалы мирной жизни, взаимопонимания между людьми, их единство в борьбе со злом и несправедливостью, глубокую веру в победу добра.

skazki narodov rossii chitat 3 klass 29

«Три дочери»

skazki narodov rossii chitat 3 klass 30

  • Татарские сказки — это произведения народного фольклора республики Татарстан. Они невероятно богаты по содержанию и крайне разнообразны по своём выражении.

  • В татарских народных сказках нашло отражение славное прошлое нации Татарстана, его борьба против недругов, моральные воззрения. 
  • Татарские народные сказки донесли до сего времени древние национальные обычаи. В них можно заметить картины природы этой прекрасной земли, его заливные луга, прекрасные холмы, бурлящие ручейки, красивейшие сады, а также всё остальное

skazki narodov rossii chitat 3 klass 31

skazki narodov rossii chitat 3 klass 32

  • Башкирские народные сказки  — произведения устного творчества башкирского народа.
  • В своих сказках башкирский народ пытался высказать своё национальное мироощущение, наставить своих детей жизненной мудрости, поднимал нравственные, семейные, бытовые вопросы.

skazki narodov rossii chitat 3 klass 33

ВЫВОДЫ

  • Сказки учат добро понимать, о поступках людей размышлять.
  • Дети учатся думать, мечтать, на вопросы ответ получать.
  • Что-то новое в них узнают, Родину свою познают!
  • Все, что создано умом, все к чему душа стремится,
  • Как янтарь на дне морском, в сказках бережно храниться!
  • И пусть в нашей жизни, как в сказке, ДОБРО побеждает зло!!!

skazki narodov rossii chitat 3 klass 34

multiurok.ru

Читаем сказки народов России вслух

Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот
однажды говорит ей мать:

— Принеси воды, дочка!

Айога отвечает:

— Я в воду упаду.

— А ты за куст держись, — говорит ей мать.


— Куст оборвется, — говорит Айога.

— А ты за крепкий куст возьмись.

— Руки поцарапаю…

Говорит Айоге мать:

— Рукавицы надень.

— Изорвутся, — говорит Айога.А сама все в медный таз
смотрится — какая она красивая!

— Так зашей рукавицы иголкой.

— Иголка сломается.

— Возьми толстую иголку, — говорит отец.

— Палец уколю, — отвечает дочка.

— Наперсток возьми…

— Наперсток прорвется.

Тут соседская девочка говорит матери Айоги:

— Давай за водой схожу, мать!

Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.

Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном
очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:

— Дай мне лепешку, мать!

— Горячая она, руки обожжешь, — отвечает мать.

— А я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Рукавицы мокрые…

— Я их на солнце высушу…

— Покоробятся они, — отвечает мать.

— Я их мялкой разомну.

— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе, дочка,
трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук
не жалеет.

Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.

Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое
отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли
слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась —
длинная стала. Говорит девочка Айоге:

— Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.

Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала
руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что
руки в крылья превратились.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.

Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и
обратилась в гуся. Плавает и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я
красивая…

Плавала, плавала, пока по-человечески говорить не
разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее,
красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:

bibl-140.blogspot.com

«Сказки народов России» — Сказки народов России — Марк Ватагин — Ogrik2.ru

  • Научная и техническая литература

    • Бизнес (589)
    • Военно-историческая литература (457)
    • Гуманитарные науки и искусство (258)
    • Иностранные языки (27)
    • Медицина (64)
    • Научно-популярная литература (457)
    • Нормативная документация (22)
    • Техническая литература (21)
    • Точные и естественные науки (44)
    • Учебники (75)
    • Энциклопедии и словари (32)
  • Компьютерная литература

    • Веб-дизайн (1)
    • Программирование (55)
  • Разное

    • Историография (607)
    • Кулинария (217)
    • На досуге (144)
    • Настольные игры и Поделки (5)
    • Нетрадиционная медицина (292)
    • Образование, воспитание и развитие детей (29)
    • Популярная психология (794)
    • Публицистика (442)
    • Религиозная литература (310)
    • Сад, огород, животноводство (148)
    • Спорт и Боевые искусства (63)
    • Строительство и ремонт (81)
    • Эзотерика (243)
  • Художественная литература

    • 1001 обязательная книга (597)
    • Библиотеки (314)
    • Боевики (188)
    • Детективы (1102)
    • Детская, подростковая литература (750)
    • Исторические книги (161)
    • Классика, современная проза и поэзия (1332)
    • Любовный роман (192)
    • Мистика, ужасы (226)
    • Многоавторские сборники (11997)
    • Приключенческая литература (203)
    • Сатира, юмор (121)
    • Собрания книг иностранных авторов (1155)
    • Собрания книг русскоязычных авторов (3742)
    • Фантастика, фэнтези (3816)

ogrik2.ru

с. 96 — 98. Сборник «Сказки народов мира». 3 класс. ПНШ

? Маша попросила у Михаила Потаповича сборник «Сказки народов мира».

Вот СОДЕРЖАНИЕ этого сборника.

Хитрый шакал (индийская сказка)
О глупом тигре (китайская сказка)
Умный воронёнок (эфиопская сказка)

Лиса и козёл (русская сказка)
Комары (адыгейская сказка)
Матти-весельчак (карельская сказка)

Почему журавль стоит на одной ноге (бирманская сказка)
Отчего цикада потеряла свои рожки (бирманская сказка)
Как появился огонь (австралийская сказка)

Волк и свинья (осетинская сказка)
Шах-петух (татарская сказка)
Хвастливая лягушка (якутская сказка)

Почему звери не доверяют людям (сказка народов Африки)
Как у кенгуру появилась на животе сумка (австралийская сказка)
Почему у свиньи рыло вытянутое (сказка народов Африки)

Волшебный беркут (башкирская сказка)
Волшебная берёза (удмуртская сказка)
Храбрый мальчик (дагестанская сказка)

Большая часть этих сказок — сказки о животных или волшебные сказки? Подтверди своё мнение. А волшебные сказки здесь есть? Назови их.

Здесь шесть блоков сказок. Две волшебные сказки есть в последнем блоке («Волшебный беркут», «Волшебная берёза»).

Миша сказал, что из этого сборника сказок можно составить другой сборник: «Самые древние сказки о животных разных народов».
А ты сумеешь по названиям сказок определить, какие из них САМЫЕ ДРЕВНИЕ? Помоги выбрать сказки для его сборника.

Самые древние сказки – в  третьем и пятом блоках. Просто древняя сказка – сказка, где есть слово «хитрый» («Хитрый шакал»).

Костя Погодин сказал, что из сборника «Сказки народов мира» можно составить сборник «Сказки народов России». Но для этого надо смотреть не на названия сказок, а на…
Ты догадываешься, на что надо будет обратить внимание?
Если затрудняешься, воспользуйся подсказкой Летучей Мыши.

Сказки каких народов России войдут в Костин сборник?
Какие из этих сказок — сказки о животных?
Какие — волшебные сказки? (Обрати внимание на названия сказок.)

Сказки народов России определить просто, так как жирным шрифтом выделена принадлежность сказки конкретному народу России (русская сказка, адыгейская, карельская, осетинская, татарская, якутская, башкирская, удмуртская, дагестанская). Выделенная часть текста – это подсказка.

с. 98 Теперь ты умеешь составлять сборники?
Какой сборник составишь ты?

«Сказки народов мира», «Сказки о животных», «Сказки народов России», «Самые древние сказки о животных».

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.

Понравилось? Оцени!

e-razumniki.ru

Книга «Сказки народов России» автора Сборник Сборник

 
 

Сказки народов России

skazki narodov rossii chitat 3 klass 35 Автор: Сборник Сборник Жанр: Народные сказки, Сказки народов мира
Серия: Сказки народов Севера России Язык: русский Год: 1988 Страниц: 80 Издатель: Юнацтва ISBN: 5-7880-0037-8 Город: Минск Статус: Закончена Добавил: Admin 2 Апр 14 Проверил: Admin 2 Апр 14
Формат:
 FB2 (1116 Kb)  DJVU (4806 Kb)  EPUB (967 Kb)  MOBI (3562 Kb)

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

Составитель М. Ватагин.
Сказки народов России…
Более 80 народов и народностей проживает на ее территории.
И у каждого народа своя история, свои обычаи, своя древняя культура. Еще век тому назад они стояли на самых разных ступенях развития. Одни могли гордиться многовековой письменностью, шедеврами мировой литературы, у других — на далёких окраинах России — не было даже письменности. Но у всех был фольклор — устное народное творчество. У всех народов были сказки — их любили во все времена, любят их и сегодня, любят одинаково и взрослые и дети.
Из них можно узнать о быте, образе жизни каждого народа. Сказки прославляют ум, честность, смекалку, трудолюбие, героизм, товарищескую взаимопомощь.
В конце книги помещена этнографическая справка о каждом народе.
Наряду с другими, в сборнике представлены сказки народов Севера и Сибири России.

Объявления

Где купить?

Нравится книга? Поделись с друзьями!

Другие книги автора Сборник Сборник

Другие книги серии «Сказки народов Севера России»

Похожие книги

Комментарии к книге «Сказки народов России»

Комментарий не найдено
Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться
 

www.rulit.me

Русские народные сказки читать онлайн, список сказок для детей

Книжка счастья Н. Г. Гарин-Михайловский 1528
Петушок и курочка Русская народная 222
Машенька и Дашенька Русская народная 786
Солдатская шинель Русская народная 186
Баба Яга и ягоды Русская народная 245
Баба-яга Русская народная 471
Батрак Русская народная 36
Бой на Калиновом мосту Русская народная 37
Болтунья Русская народная 49
Бычок-смоляной бочок Русская народная 58
Бычок — чёрный бочок, белые копытца Русская народная 116
Василиса Прекрасная Русская народная 400
Вершки и корешки Русская народная 269
Волшебная дудочка Русская народная 62
Волшебное кольцо Русская народная 83
Волшебное яблочко Русская народная 43
Горшеня Русская народная 28
Гуси-лебеди Русская народная 183
Два Ивана-солдатских сына Русская народная 40
Два мороза Русская народная 320
Деревянный орел Русская народная 36
Диво дивное, чудо чудное Русская народная 185
Дочь и падчерица Русская народная 42
Дочь-семилетка Русская народная 34
Елена Премудрая Русская народная 116
Жадный вельможа Русская народная 27
Жар-птица и Василиса-царевна Русская народная 48
Журавль и цапля Русская народная 100
Зайкина избушка Русская народная 504
Заколдованная королевна Русская народная 48
Зимовье зверей Русская народная 339
Иван-царевич и серый волк Русская народная 239
Иванушка-дурачок Русская народная 110
Золотой топор Русская народная 41
Иван-крестьянский сын и чудо-юдо Русская народная 119
Илья Муромец и Соловей разбойник Русская народная 127
Как лиса с овцой волка наказали Русская народная 87
Как лиса училась летать Русская народная 46
Как собака друга искала Русская народная 65
Каша из топора Русская народная 196
Коза дереза Русская народная 67
Колобок Русская народная 355
Крошечка-Хаврошечка Русская народная 172
Кто заговорит первый Русская народная 147
Курочка Ряба Русская народная 329
Летучий корабль Русская народная 230
Лиса и волк Русская народная 155
Лиса и журавль Русская народная 127
Лиса и козел Русская народная 162
Лиса и медведь Русская народная 102
Лиса и тетерев Русская народная 99
Марья Моревна Русская народная 81
Маша и медведь Русская народная 313
Мена Русская народная 37
Мороз и заяц Русская народная 346
Морозко Русская народная 675
Морской царь и Василиса Премудрая Русская народная 130
Наказанная царевна Русская народная 60
Окаменелое царство Русская народная 38
О молодильных яблоках и живой воде Русская народная 70
Пастушья дудочка Русская народная 69
Петух и жерновцы Русская народная 36
Петушок золотой гребешок Русская народная 132
Петушок и бобовое зернышко Русская народная 177
По щучьему веленью Русская народная 239
Поди туда-не знаю куда, принеси то-не знаю что Русская народная 135
Про бабушку старушку Русская народная 141
Репка Русская народная 80
Самое дорогое Русская народная 48
Семь Симеонов Русская народная 31
Серебряное блюдечко и наливное яблочко Русская народная 165
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка Русская народная 138
Сивка-бурка Русская народная 81
Скорый гонец Русская народная 30
Слово Русская народная 56
Снегурочка Русская народная 592
Снегурушка и лиса Русская народная 451
Теремок Русская народная 417
Три медведя Русская народная 336
Умный мужик Русская народная 63
Финист-ясный сокол Русская народная 227
Хитрая наука Русская народная 129
Хрустальная гора Русская народная 47
Царевна Несмеяна Русская народная 150
Царевна-лягушка Русская народная 262
Чудесная рубашка Русская народная 47

www.hobobo.ru

Проблемный урок по русскому языку во 2 – б классе

Данный урок проводится во 2 – б  классе и посвящён изучению темы: «Знакомство с новой частью речи — глаголом». На уроке применён  проблемный диалог при изучении нового материала по технологии Мельниковой Е. Л. для того, чтобы каждый ученик мог действовать как субъект учебно-поисковой деятельности, вступая во взаимоотношения не только с учителем, но и с учащимися. На уроке даны различные задания, которые предназначены для достижения одной цели, подведения детей к самостоятельному открытию новых знаний.

Тема урока: «Знакомство с новой частью речи — глаголом».

Задачи: 1. Формирование интереса к русскому языку через проблемный диалог.

2. Применение поиска новых знаний.

3. Активизация познавательной деятельности через решение логических

задач.

Обучающая цель: познакомить с новой частью речи – глаголом через проблемную ситуацию.

Развивающая цель: развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь.

Воспитательная цель: создать атмосферу доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулировать активный творческий труд.

Оборудование: корзина, напечатанные слова для приёма «корзина», карточки с текстами.

Ход урока.

1. Организационный момент

Учащиеся записывают число и месяц, подчёркивая орфограммы.

2. Минутка чистописания

На доске:  М. л.ко, к.рова, трава

Д.ма, стр.итель, кирпичи

Простуда, хол.д, б.лезнь

Учитель. Составьте цепочку слов по смысловой закономерности (например: трава, корова, молоко)

Учащиеся. Кирпичи строители дома (кирпичи кладут строители и в результате этого – дома)

Холод, простуда, болезнь (из – за холода мы простываем и в результате этого – болезнь)

Учитель. Какая буква пропущена в этих словах? Охарактеризуйте букву.

Учащиеся. В словах пропущена безударная гласная О.

Учитель. Назовите буквы, в написании которых есть элемент » овал».

Учащиеся. Элемент » овал» есть в написании букв о, д, в, а, б, ю, ф.

Учитель. Составьте цепочку – закономерность из данных букв и запишите в тетради.

Учащиеся. Самостоятельно составляют цепочки из букв.

Учитель. Объясните, какую закономерность соблюдали в своей цепочке?

Учащиеся. Дети объясняют закономерности. (Например: Я написал эти буквы по алфавиту. Я написала их, чередуя гласные с согласными и т. д.)

3. Словарно-орфографическая работа

На доске: берёза, рябина, артист.

Учитель. Найдите лишнее слово по трём и более признакам и узнаете новое словарное слово.

Учащиеся. Лишнее слово артист, потому что оно одушевлённое, в нём 2 слога, начинается с гласной буквы.

Учитель. Объясните значение слова артист. Выслушав ответы детей, учитель даёт объяснение слова по словарю русского языка С. И. Ожегова: артист, тот, кто занимается публичным исполнением произведений искусства.

Учитель: запишите слово в тетради, выделите орфограмму. Придумайте прилагательные к новому словарному слову.

Артист (какой?) оперный, эстрадный, цирковой, заслуженный…

  1. Новая тема

Учитель. Вспомните всё, что вам уже известно об изученных частях речи.

Приём «КОРЗИНА» КТО? ЧТО? ЧАСТИ РЕЧИ, ПРЕДМЕТЫ, ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ, СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА, КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ.

Учитель. Корзина ваших знаний полна. Посмотрите, сколько вы уже знаете о частях речи. Но это не все ваши знания. Они будут пополняться.

Учитель. Запишите слова в два столбика по частям речи (Сущ. Прил.)

Дерево, река, высокий, куст, вкусное, холодная, природа, интересные, стучит

Учитель. Вы выполнили моё задание? Как вы его выполнили? А как так получилось, что вы его выполнили по – разному?

ВЫВОД: видимо, это слово новой части речи. А хотите открыть для себя новую часть речи? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Учащиеся. Знакомство с новой частью речи.

Учитель. Ребята, получились разные мнения. А как можно доказать, что слово стучит не относится ни к существительному, ни к прилагательному, а совершенно другой части речи.

На доске: в третьем столбике записаны слова и закрыты белым листом бумаги

растёт, плясали, хлопают, читаем

Мы можем, к этим словам записать слово стучит? ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

  1. Физминутка (показывают действия этих глаголов)

Учащиеся. Эти слова отвечают на другие вопросы и обозначают действия предмета.

Учитель. Как же такие слова называются в нашей речи, которые отвечают на вопросы….. и обозначают действия предмета?

На доске: л, г, а, г, о, л читаю, никогда не слышала, ведь слово – то перепутано. Кто попытается составить правильно.

Учащиеся. Глагол

Учитель. Мы открыли новые знания? Познакомились с новой частью речи?

ПРИЁМ «КЛАСТЕР» (работа в парах)

Сейчас работаем в парах, применим приём «кластер», на листочках в виде схемы запишем полученные знания.

Вопросы обозначает

Что делает? Действия предмета

Что делаем?

Что делали?

  1. Закрепление 1. Работа в группах по карточкам.

1 группа. ЖУРАВЛИ. В степи между пучками чая танцует журавль-красавка. На висках у него косицы. Ветер гладит их. Но журавлиха танцора не замечает. Бродит и нагибается. Смотрит по сторонам и охорашивается.

2 группа. КАБАН-СЕКАЧ. Кабан- это дикая свинья. Он бродит по лесам и похрюкивает. Дубовые жёлуди подбирает. Своим длинным рылом землю роет. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачивает. Это он пищу ищет.

3 группа. ЛЕСНАЯ АЗБУКА. Лисий следок похож на след маленькой собачки. Но лиса держит лапу в комке. Для этого она крепко сжимает пальцы. Собака пальцы раздвигает. Волчий след похож на след большой собаки. Волк идёт шагом и аккуратно ступает правой задней ногой в след своей передней левой ноги. Следы его протянулись прямой строчкой в одну линеечку. Это лесная азбука.

4 группа. КАК ОХОТЯТСЯ ЗМЕИ. С быстротой молнии кидается на ящерицу стрела-змея. Змея-яйцеед ест только яйца птиц. Она находит птичье гнездо и съедает все яйца. Белок и желток она глотает, а скорлупу выплёвывает. Гюрза в жару прячется в камнях у родника и ждёт птиц. Питон чувствует живое тепло на расстоянии. Он может сразу найти жилую нору.

Учитель. Прочитать тексты. Выписать только глаголы. Проверка. Взаимопроверка групп, оценивание работ.

  1. Составление синквейна в группах.

1. Глагол

2. Обозначает, отвечает

3. Важный, нужный, необходимый.

4. Ребята, изучайте глаголы!

5. Без глагола в речи не обойтись.

Итог урока.

Учитель. Выбери утверждение.

Сегодня я на уроке:

Научилась (научился)…

Было интересно….

Было трудно…

Я понял (а), что….

Кто доволен своей работой на уроке?

99769078 1

99769078 2

99769078 3

99769078 4

99769078 5

99769078 6

99769078 7

99769078 8

99769078 9

99769078 10

99769078 11

99769078 12

99769078 13

99769078 14

1 группа ЖУРАВЛИ.

В степи между пучками чая танцует журавль-красавка. На висках у него косицы. Ветер гладит их. Но журавлиха танцора не замечает. Бродит и нагибается. Смотрит по сторонам и охорашивается.

2 группа.

КАБАН-СЕКАЧ.

Кабан- это дикая свинья. Он бродит по лесам и похрюкивает. Дубовые жёлуди подбирает. Своим длинным рылом землю роет. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачивает. Это он пищу ищет.

3 группа.

ЛЕСНАЯ АЗБУКА.

Лисий следок похож на след маленькой собачки. Но лиса держит лапу в комке. Для этого она крепко сжимает пальцы. Собака пальцы раздвигает. Волчий след похож на след большой собаки. Волк идёт шагом и аккуратно ступает правой задней ногой в след своей передней левой ноги. Следы его протянулись прямой строчкой в одну линеечку. Это лесная азбука.

4 группа.

КАК ОХОТЯТСЯ ЗМЕИ.

С быстротой молнии кидается на ящерицу стрела-змея. Змея-яйцеед ест только яйца птиц. Она находит птичье гнездо и съедает все яйца. Белок и желток она глотает, а скорлупу выплёвывает. Гюрза в жару прячется в камнях у родника и ждёт птиц. Питон чувствует живое тепло на расстоянии. Он может сразу найти жилую нору.

1 группа ЖУРАВЛИ.

В степи между пучками чая танцует журавль-красавка. На висках у него косицы. Ветер гладит их. Но журавлиха танцора не замечает. Бродит и нагибается. Смотрит по сторонам и охорашивается.

2 группа.

КАБАН-СЕКАЧ.

Кабан- это дикая свинья. Он бродит по лесам и похрюкивает. Дубовые жёлуди подбирает. Своим длинным рылом землю роет. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачивает. Это он пищу ищет.

3 группа.

ЛЕСНАЯ АЗБУКА.

Лисий следок похож на след маленькой собачки. Но лиса держит лапу в комке. Для этого она крепко сжимает пальцы. Собака пальцы раздвигает. Волчий след похож на след большой собаки. Волк идёт шагом и аккуратно ступает правой задней ногой в след своей передней левой ноги. Следы его протянулись прямой строчкой в одну линеечку. Это лесная азбука.

4 группа.

КАК ОХОТЯТСЯ ЗМЕИ.

С быстротой молнии кидается на ящерицу стрела-змея. Змея-яйцеед ест только яйца птиц. Она находит птичье гнездо и съедает все яйца. Белок и желток она глотает, а скорлупу выплёвывает. Гюрза в жару прячется в камнях у родника и ждёт птиц. Питон чувствует живое тепло на расстоянии. Он может сразу найти жилую нору.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector