Меню

Вопросы к рассказу левша

На чтение 34 мин. Просмотров 11 Опубликовано

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Рассказ Н. Лескова «Левша» посвящен скромному оружейнику. Он превзошел своим умением образованных мастеров из Англии, заставил удивиться тонкости его работы – гвозди для подковы на мельчайшей стальной блохе. Рассказчик передает историю о косом умельце, который умирает вдали от дома. Краткое содержание «Левша» по главам поможет понять переживания автора и оценить глубину его размышлений.

Глава 1

Русский император Александр решил прокатиться по Европейским странам, посмотреть чудеса техники и оружия. Вместе с ним путешествовал донской казак Платов. Император удивлялся заморским мастерам, а Платов ничем не восхищался. Он был уверен, что дома есть диковинки и не хуже заморских. Пригласили англичане государя в оружейную кунсткамеру. Они хотели показать, что русские ничего не умеют и никуда не годятся. Расстроенный Платов выпил водки и лег спать, решив, что утро вечера мудренее.

Глава 2

В кунсткамере русскому императору стали показывать технические и оружейные достижения, бюсты и комнаты. Все нравилось государю, он восторгался и хвалил иностранных мастеров. Платов на это отвечал тем, что его молодцы без всяких достижений техники брали языков и воевали лучше англичан. Царя подвели к статуе Аболона и показали два орудия: Мортимерово ружье, пистоль. Государь разохался, Платов достал из кармана отвертку и раскрутил пистоль. Внутри он показал царю надпись. Это было имя русского оружейника Ивана Москвина из Тулы. Англичане были обескуражены. Царь расстроился. Вернувшись на ночлег казак, никак не мог понять, чем расстроил государя.

Глава 3

Не зная, чем еще поразить русского императора, англичане повезли его на сахарный завод. Но и здесь Платов внес свою ложку дегтя. Он пригласил их на родину отведать молво. Что это такое они не знали. Повезли царя в последнюю кунсткамеру. Подали пустой поднос. Удивился Александр. Попросили англичане присмотреться к подносу и указали на мельчайшую соринку. Увидел ее император. Это, оказывается, была заводная блоха, сделанная из прочной стали. Внутри была установлена пружина, которая заставляла блоху танцевать. Ключик от блохи можно было рассмотреть только под микроскопом. Пораженный царь купил блоху за миллион, уложил в драгоценный футляр. Мастеров английских назвал первыми. Поехали в Россию, но по дороге почти не разговаривали, каждый остался при своем мнении.

Глава 4

Блоха начала кочевать: от Александра к попу Федоту, государыне императрице Елизавете, императору Николаю. Чтобы разгадать тайну такого особого отношения к мелкой вещице, нашли Платова. Он и рассказал, что особенного в блохе. Донской казак добавил к истории о заморской штучке, что нечему в ней удивляться. Русские мастеровые могут сделать лучше. Николай Павлович дал поручение передать поделку тульским мастерам, зная что они докажут слова казака.

Глава 5

Атаман выполнил приказ. Он отвез блоху оружейникам. Те попросили оставить поделку на несколько дней. Решил казак выяснить, что хотят мастера сделать, но они ему ничего не сказали. Атаман уехал выполнять волю царя. Заморскую игрушку оставил в Туле на 2 недели.

Глава 6

Трое мастеровых, ничего не объяснив ни домашним, ни друзьям, ушли из города. Одни решили, что они испугались, решили сбежать, но это было не так. У одного из тульчан была интересная внешность:

Удивительную табакерку они забрали с собой.

Глава 7

Оружейники из Тулы были очень религиозными людьми. Они отправились в город Мценск. Там стояла древняя икона, высеченная из камня, Николая Чудотворца. Мастера обратились с мольбой к иконе, попросили у нее помощи. Вернувшись в Тулу, закрылись в доме косого Левши. Жители округи пытались разведать, чем занимаются оружейные искусники, но те не выходили на воздух, ни днем, ни ночью.

Глава 8

Атаман Платов очень спешил. Он не давал ямщикам отдыха. Они проскочили мимо на сто скачков. Сам атаман не пошел к мастеровым. Он отправил к ним свистовых (курьеров). Дверь не открывали. Простой люд стал посылать грозный казак. Результат тот же.

Глава 9

От страха простой люд разбежался. Свистовые стали вышибать двери, но они были закрыты на дубовый засов, так просто не поддались. Стали курьеры снимать бревна с крыши и сняли всю. У мастеров в доме был такой спертый воздух, что чуть всех с ног не свалил. Оружейники объяснили, что им осталось последний гвоздь вколотить. Свистовые побежали докладывать, что мастера дело завершили. Бежали с оглядкой, проверяли, не сбегают ли оружейники. В руках один из мастеров держал все ту же табакерку.

Глава 10

Платов взял табакерку, открыл ее. Ничего не изменилось: все тот же орех и та же блоха. Ключик Платов своими крепкими руками взять не смог. Секрет работы они выдавать не стали, и еще больше разозлили атамана. Он решил одного из мастеров забрать с собой. Оружейники попытались спросить, как же товарищ поедет без документов, но Платов ответил им кулаком. Приехав в столицу, нацепил награды и отправился на прием. Связанный оружейник остался у подъезда.

Глава 11

Сделал казачий атаман как положено доклад царю. А тот спрашивает его об английской игрушке. Пришлось атаману рассказать, что блоху вернули прежней. Но Николай не поверил. Он надеялся, что сделано у мастеров что-то сверх их понятия, решил проверить.

Глава 12

Стальную игрушку завели микроскопическим ключиком. Она не стала танцевать, как делала это прежде. Казачий атаман Платов разозлился. Он решил, что сложную технику просто повредили. Пошел к связанному косому, начал его таскать за волосы, бить, ругать за обман. Левша настаивал на своем: они все сделали, но работу можно увидеть через сильный микроскоп (мелкоскоп).

Глава 13

Государь приказал принести ему мелкоскоп. Стал царь крутить стальную игрушку, рассматривая и выискивая изменения, но ничего не заметил. Велел привести к нему Левшу. Спросил, почему не видно их работы. Тот пояснил, что нужно рассматривать каждую пяточку стального насекомого. Удивился царь, это было очень мелко, но мастер настаивал. Посмотрел император Руси в микроскоп и засиял. Взял неумытого избитого парня, расцеловал. А всем, кто был в зале, сказал, что заморскую блоху русские подковали.

Глава 14

Левша добавил, что на подковках выгравированы имена мастеровых. На вопрос, где его имя, парень объяснил, что он делал гвозди, которыми подковы прибиты, а они мелкие, там имя не поставить. Царь поинтересовался, где оружейники взяли такой мелкоскоп. Левша объяснил, что нет у них никакого оборудования, глаз прицелен так, что видит мелкие детали без микроскопа. Атаман извинился перед мастеровым, дал 100 рублей. Николай решил отправить блоху назад в Англию. Курьер был выбран из ученых, знавших языки. Левша должен был находиться вместе с ним, чтобы показать работу и мастерство русских. Тульского оружейника переодели, отправили за границу.

Глава 15

Курьер отнес подкованное насекомое англичанам, Левшу с собой не взял. Захотелось иностранцам посмотреть, кто такой искусный мастер. Они пришли в гостиницу, стали поить, кормить, расспрашивать. Цель была одна – понять, как он всему научился. Но мастер был безграмотным, об арифметике не слышал. Наука в России для Левши шла по двум учебникам: «Псалтырь» и «Полусонник». Что это за книги, англичане не знали. Предложили английские мастера Левше остаться, пообещали родителям денег посылать. Никакие уговоры на русского гостя не действовали.

Глава 16

Левшу возят по заводам, пытаясь уговорить остаться. Многому не удивлялся тульский паренек, говорил, что они тоже так могут. Старое оружие хвалил. Тульский житель просился домой. Посадили его на корабль, идущий в Россию, дали денег, золотые часы. На корабле оружейник поразил полшкипера тем, что выдерживал непогоды. Заключили они пари, пить одинаково.

Глава 17

Пили два новых друга так, что померещились им черт из пучины (русскому) и морской водоглаз (англичанину). Чуть не выкинул полшкипер русского мастерового за борт. Капитан приказал поместить их вниз, дать еды и питья, но не выпускать. Так они добрались до Петербурга. Но здесь пути пошли в разные стороны:

Глава 18

Англичанина стали лечить настоящие врачи, быстро поставили на ноги. Все посольство старалось помочь выздороветь. Левшу увезли в квартал, бросили на пол, стали требовать документы. Сняли с него его новые одежды, отобрали часы и деньги. Больного решили отправить в бесплатную больницу. Везли на санях, не закрыв ничем, холодного и раздетого. Нигде Левшу без документов не принимали. Оказался он в народной больнице для всех сословий. Там, куда приезжают умирать.

Полшкипер выздоровел и побежал искать русского друга.

Глава 19

Удивительно, но англичанин нашел русского друга, лежащего на полу. Левша хотел передать два слова (секрет заморской страны) государю. Поразился англичанин. Сказал о его человеческой душе, его и выгнали. Посоветовали к Платову обратиться, может он поможет оружейнику. Платов послал полшкипера к коменданту Скобелеву, тот направил к мастеру врача. Доктор ничего уже не смог сделать, Левша умирал. Он попросил передать царю, что в Англии оружие не чистят кирпичом. Доктор поехал к графу Чернышеву, но тот даже слушать не стал, не поняв в словах никого смысла. Велел доктору молчать. Совет мастера умер вместе с ним, а мог бы изменить ход сражений.

Глава 20

Здесь стиль текста меняется, потому что эта глава – размышления самого автора. Он жалеет, что не стало таких мастеров, появились машины, а народная фантазия иссякла. Автор рад тому, что помнят о старине.

Сказ о Левше – история судеб многих талантливых людей. Краткое содержание помогает увидеть сюжетную линию произведения, но проникнуться особенностями языка Николая Лескова, можно только во время чтения полного текста рассказа.

На этом и заканчивается краткий пересказ рассказа «Левша», включающей в себя только самые важные события из полной версии произведения!

Другие материалы по рассказу «Левша»:

Краткое содержание

Образ и характеристика Левши

Образ русского народа в сказе «Левша»

Время чтения 10 минут, 12 секунд мин.В среднем, пользователи прочитывают текст за 8 мин. Добавить в избранное

Сказ «Левша» Лескова увидел свет в 1881 году. Произведение посвящено гениальному тульскому оружейнику, сумевшему превзойти в умении английских мастеров. Но его талант не был по достоинству оценен на родине, в итоге, всеми забытый, он умер в больнице. Заглавие рассказа «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) определяет «сказовую» манеру повествования. Из 20 глав сказа только заключительная представляет собой размышления самого автора. Во всех остальных повествуется от имени рассказчика, цехового мастера.

Наш сайт предоставляет возможность прочитать краткое содержание «Левши» по главам. Благодаря этому, 6 классы смогут подготовиться к уроку литературы.

Главные герои

Левшатульский оружейный мастер, вместе с товарищами подковавший английскую механическую блоху.

Другие персонажи

Платоватаман донских казаков, служивший при Александре Павловиче, а затем и при Николае Павловиче.

Александр Павловичрусский император, которому во время путешествия по Англии подарили заводную блоху.

Николай Павловичрусский император, велевший тульским мастерам усовершенствовать английскую блоху.

Тульские мастераоружейники, сумевшие набить подковы микроскопической заводной блохе, привезённой Александром Павловичем из Англии.

Английские мастераоружейники и инженеры, признавшие искусство туляков. Уговаривали Левшу не уезжать в Россию и знакомили его с разными техническими новинками.

Мартын-Сокольскийдоктор, пытавшийся передать последнюю просьбу Левши.

Чернышевминистр иностранных дел.

Краткое содержание

Глава 1

Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется в путешествие по Европе. Везде ему показывали разные диковинки, которыми император восхищался. Но донской атаман Платов, находившийся при нём в поездке, не разделял мнения царя. Он считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных.

В конце турне царь приезжает в Англию.

Глава 2

Англичане стали показывать русскому царю свои технические достижения. Александр был в восторге от иностранной науки, и полностью убедился, что русским до иностранцев далеко. Платов же всячески старался английских мастеров принизить, доказывая, что русские их во всём обошли. Так, англичане показали царю «пистолю» тонкой работы «неизвестного, неподражаемого мастера».

Государь опечалился, что русские такое чудо создать не способны. А Платов открыл у пистоли замок и показал, что сделал её «Иван Москвин во граде Туле». Такое открытие привело англичан в замешательство, и они решили создать такое чудо техники, против которого и Платову возразить было бы нечего.

Глава 3

Утром русский царь и Платов поехали смотреть сахарный завод, а затем их привели в «последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории». Здесь Александру показали созданную английскими мастерами в натуральную величину заводную механическую блоху. Она могла прыгать и танцевать. Восхищённый император вручил англичанам миллион, а они ему за это подарили это чудо техники. Уложил государь блоху в футляр, сделанный из бриллианта, опустил его в табакерку и отбыл на Родину.

Глава 4

До самой смерти Александра оставалась блоха в табакерке. Когда он умер, её передали его жене Елизавете Алексеевне, а от неё она досталась новому императору, Николаю Павловичу. Вначале царь блохой не заинтересовался, но затем стал думать, для чего она у брата Александра столько лет хранилась.

Никто не мог разгадать эту загадку, пока не прибыл во дворец старый донской атаман Платов. Он отдал Николаю «мелкоскоп», взятый когда-то у английских мастеров, и царь увидел, как прыгает стальная блоха. Но в отличие от Александра новый царь перед иностранцами не преклонялся. Поручил он Платову поехать к русским мастерам, чтобы они постарались создать что-нибудь более удивительное, чем английская блоха.

Глава 5

Исполняя волю государя, поскакал Платов в Тулу, которая славилась оружейными мастерами. Оружейники взялись исполнить приказание, но попросили донского атамана оставить им блоху на несколько дней. Сколько Платов не выпытывал, они не сказали ему, что придумали. Ничего не добившись, атаман отправился на Дон, оставив удивительную блоху тульским мастерам.

Глава 6

Когда Платов уехал, три самых искусных оружейника, среди которых был и «косой левша. На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны», отправились прочь из города. Люди стали гадать, куда они пошли. Многие подумали, что мастера ничего не придумали, и, чтобы избежать наказания, решили скрыться, прихватив с собой царскую табакерку.

Глава 7

Мастера отправились в город Мценск Орловской губернии, чтобы поклониться иконе Николая Чудотворца. Помолившись, вернулись они к себе в слободу и заперлись в доме Левши. Соседям было очень любопытно, что делают мастера. Под разными предлогами они пытались выманить троих оружейников из дома. Но ни одна попытка не увенчалась успехом. Мастера никому не открывали и ни с кем не разговаривали, работая днём и ночью.

Глава 8

Закончив переговоры на Дону, Платов поспешил обратно в Тулу. Сам он к мастерам больше не пошёл, а послал за ними множество курьеров.

Глава 9

Мастера в это время заканчивали свою работу. Сколько курьеры к ним не стучали, они их в дом не пустили. Тогда, чтобы добраться до упрямых оружейников, курьеры сняли с дома крышу. После этого Левша с товарищами вышли из избы и сообщили, что работу свою закончили и могут идти к Платову.

Глава 10

Подали оружейники атаману стальную блоху в табакерке. Тот начал их расспрашивать, где же их работа. Но они, обидевшись на оскорбления, сказали, что только государь её увидеть сможет. Разозлённый Платов, бросил Левшу в свою повозку и увёз его с собой в Петербург. По приезде сам он пошёл к Николаю Павловичу, а мастера оставил внизу со связанными руками.

Глава 11

Платов надеялся разговорами о казаках отвлечь царя от блохи. Но ему это не удалось. Николай вспомнил о поручении, и велел принести работу тульских мастеров. Платов рассказал, что туляки ничего нового не создали, а вернули обратно английскую блоху. Государь не мог поверить этому и решил сам убедиться в словах атамана.

Глава 12

Когда принесли блоху и завели её ключом, оказалось, что «нимфозория» перестала прыгать. Платов был в бешенстве. Он решил, что оружейники сломали механизм. Пошёл атаман к лестнице, где Левшу оставил, и стал его бить, называя обманщиком. Левша же утверждал, что работа сделана, но увидеть её можно только в «мелкоскоп».

Глава 13

Привели Левшу к царю, и показал он, в чём заключалась работа оружейников. Оказывается, они сумели английской блохе набить на ножки подковы. Государь удивился и обрадовался, что его русские мастера сумели англичан превзойти.

Глава 14

Решил Николай отправить мастера в Англию, чтобы он свою тонкую работу показал иностранным мастерам. Одели его получше и отправили за границу с особым курьером.

Глава 15

Оставил курьер Левшу в гостинице. А сам унёс блоху мастерам. Узнали мастера, кто сумел блоху подковать, и пришли к мастеру в гостиницу. Три дня они его поили и кормили, а потом стали расспрашивать об образовании. Оказалось, что мастер учился «по Псалтирю и Полусоннику», а арифметики совсем не знает.

Глава 16

Отправили англичане курьера домой, а Левшу стали по заводам водить и уговаривать, чтобы он у них остался. Но Левша тосковал по родной Туле и просил, чтобы его отпустили обратно. Посадили английские мастера оружейника на корабль и отправили в Россию, дав на дорогу денег и подарив на память золотые часы.

Глава 17

На корабле Левше показалось скучно, и он заключил пари с полшкипером, что перепьёт его. Пили они до самого конца плавания, отчего оба заболели, но никто в выигрыше не оказался.

Глава 18

В России полшкипера привезли в английское посольство, где организовали ему прекрасные условия. А Левшу, ослабевшего, не способного даже разговаривать, доставили в квартал. Там его обобрали и решили отправить в какую-нибудь больницу на лечение. Поскольку у оружейника не было с собой «тугамента», ни в одной больнице его не приняли. К утру стало ясно, что Левша долго не проживёт, и его отвезли умирать в Обухвинскую больницу для простонародья.

Глава 19

Полшкипер очень беспокоился о своём друге. Чудом он отыскал Левшу в больнице и добился, чтобы к нему прислали доктора. Умирающий мастер просит Мартын-Сокольского сказать государю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят». Доктор пытается донести слова Левши до Чернышёва, но его никто не слушает, и чистка оружия кирпичом продолжается вплоть до начала войны.

Глава 20

В конце повествования автор размышляет о талантах, подобных Левше. В век машин они почти исчезли с русской земли, но память о них живёт вечно.

Заключение

В сказе «Левша» Николай Лесков, непревзойдённый мастер малых литературных форм, показывает, сколько в русском народе талантов, не развившихся в полную силу из-за условий жизни. Краткий пересказ произведения «Левша» по главам не может раскрыть всю силу художественного таланта писателя. Поэтому мы рекомендуем познакомиться с полной версией рассказа.

Тест по сказу

Прочитали краткое содержание? Теперь попробуйте пройти тест!

  1. Вопрос 1 из 12

    В каком году был написан рассказ Лескова «Левша»?</h3>

    • <label>1869</label>
    • <label>1872</label>
    • <label>1881</label>
    • <label>1890</label>

(новая вкладка)

Николай Лесков Повесть «Левша» Краткое содержание

Много шуму наделала эта повесть. Критики считали, что Николай Семёнович Лесков всего лишь пересказал легенду о стальной блохе и о мастерах оружейного дела. Лесков возразил, что на самом деле не пересказал легенду, а сам сочинил историю.

Жанр этой повести – сказ.

Краткий пересказ сюжета повести Лескова «Левша»

Во время визита на Туманный Альбион Александр I был восхищён работой английских мастеров — блохой, умеющей танцевать. Император приобрёл и увёз её на Родину. После его смерти крохотный сувенир блоху показали новому императору Николаю I. Он похвалил европейское мастерство, но решил доказать, что русские умельцы талантливей. По его поручению был найден мастер из Тулы, который сумел подковать английскую блошку подковами. Это можно было увидеть лишь с помощью микроскопа. Мастера, по прозвищу «Левша», отправили в Англию для демонстрации результата стараний. Труд Левши был высоко оценён заграницей, ему даже предложили остаться. Но русский патриот отказался. По дороге домой он поспорил с попутчиком, кто больше выпьет и умер, отравившись алкоголем.

Повесть «Левша» Краткое содержание по главам

Глава 1

После победы над Наполеоном правитель Российской Империи Александр Павлович стал желанным гостем в разных странах Европы. Императора старались прельстить диковинками, однако легендарный предводитель донских казаков Матвей Платов намекал Александру Павловичу, что в России есть вещи и получше.

В Англии русского императора удивляли разными заводами – мыловаренными, оружейными, и решили поразить оружейной кунсткамерой. Платов решил, что утро вечера мудренее, авось удастся придумать маленькую хитрость.

Глава 2

В оружейной кунсткамере английские специалисты сумели порадовать Александра Павловича диковинами. Однако Матвей Платов тоже был не промах, и когда оружейники показали удивительную пистолю (так называется пистолет в повести), бравый атаман с помощью отвёртки открыл замок. Была вынута собачка, а на сгибе был своеобразный автограф от тульского оружейника. Английские специалисты были не на шутку удивлены.

Александр Павлович был огорчён, что англичане были столь серьёзно оконфужены. Казачий атаман не понимал этой грусти – напротив, надо было про себя улыбаться: «а мы сами с усами!».

Глава 3

И всё-таки английские специалисты сумели удивить и русского императора, и казачьего атамана. Среди прочих диковинок оказалась выкованная из стали блоха, с заводным механизмом, миниатюрным ключом. И сия нимфозория (ещё одно забавное словечко в сказе) будет танцевать, как только её заведут.  А ключ и заводной механизм можно было увидеть лишь с помощью мелкоскопа (так Лесков назвал микроскоп).

Александр Павлович был безмерно восхищён. Он купил блоху, ключ и футляр для этой диковины. Взяв с собой мелкоскоп, Платов призадумался: как так, с такой диковинкой удалось обойти русских? Нужно найти достойный ответ на столь дерзкий вызов. И казачий атаман призадумался.

Глава 4

Прошло несколько лет. За это время случилось несколько событий, одно из коих – таинственная смерть Александра Павловича (считается, что на самом деле Александр Первый остался жив). Новый император, Николай Павлович, узнал, что его брат любил разные заграничные диковины, среди коих блоха. Осмотрел её химик-аптекарь, и сообщил, что это так называемая нимфозория, сделанная из металла, и не в России.

Засуетились при дворе, и решили узнать, кто эту блоху сделал. На помощь прибыл Платов. Он объяснил, что блоху сделали английские умельцы, а чтобы завести её, пригодится мелкоскоп. Казачий атаман прямо высказал своё желание – показать диковинку оружейникам в Туле или Сестербеке (старое название современного Сестрорецка), авось они сумеют превзойти английского оружейника.

Николай Павлович одобрил идею Платова, потому что и сам верил, что русские ничем не хуже иноземцев. И казачий атаман отправился в путь.

Глава 5

Посетил Матвей Платов Тулу. Оружейники поведали о том, что заказ довольно серьёзный. Начался обмен хитроумием, и в итоге казачий атаман взял с оружейников слово, что они выполнят заказ.

А что именно будет сделано, о том умельцы промолчали, оно и понятно – есть вещи, кои надо таить в секрете.

Глава 6

Трое умельцев, один из коих был левшой, покинули Тулу. Задание было непростое: в три недели суметь превзойти иноземных мастеров. Куда именно отправились мастера – в Киев, или в Орёл, неясно. Ясно одно: читатели узнают много интересного о левше.

Глава 7

Читатель узнаёт несколько интересных фактов про жителей Тулы. И не только: оказывается, косой левша (при учении ему нещадно волосы драли) и его два товарища отправились в Мценск, небольшой город Орловской губернии. Помолились они, а затем начали под большим секретом свою работу. Всё, что удалось узнать – мастера тюкают миниатюрными молотками по наковальне. А что делается – неясно.

Глава 8

Платов быстро прибыл в Тулу. Как раз прошло три недели срока. Да только что-то нет вестей от мастеров. А это ужасно раздражало казачьего атамана. В самом деле – работа очень важная, государь император ждёт результатов!

Глава 9

Двое послов добежали до домика, где левша и его двое товарищей как раз заканчивали работу. Вскоре дело было сделано, и мастера бодро поспешили к Платову.

Глава 10

Работа сделана. Да вот беда – вспыльчивый Матвей Платов не увидел того, что сделали мастера. Попытался взять блоху пальцами – да напрасно, пальцы оказались куцапые, то есть ужасно неловкие. Рассвирепел казачий атаман, обругал мастеров, а затем поехал в Петербург вместе с левшой.

Глава 11

Платов неспроста жутко нервничал: Николай Павлович наверняка спросит, что там с блохой. Так и случилось, и казачий атаман занервничал, и начал нести околесицу. Всё-таки удалось рассказать о том, как всё было, и государь император решил узнать, что именно тульские умельцы придумали.

Глава 12

Император удивился – вроде та самая блоха, ничего не изменилось. Когда же его дочь завела блоху, никакого блошиного танца не случилось. Платов разгневался, потому что испугался, что теперь будут у него неприятности. Атаман задал левше головомойку. Мастер посоветовал посмотреть на блоху в очень сильный мелкоскоп.

Глава 13

Узнав о словах левши, император был доволен, и решил поговорить с умельцем. Тульский мастер пришёл к государю, и затем дал полезный совет: положить блоху под увеличительное стекло мелкоскопа так, чтобы увидеть ножку блохи.

Николай Павлович так и сделал, и был очень доволен: русские мастера превзошли иноземцев, подковали блоху.

Глава 14

Итак, задание успешно выполнено. И государя ждали новые сюрпризы: оказалось, на подковах есть имена двух мастеров, а сам левша занимался ковкой миниатюрных гвоздей для подков.

Платов попросил прощения у левши, а затем дал ему полезный совет: пить за границей кислярское вино, и умеренно. Почему за границей? Да потому что Николай Павлович решил отослать блоху англичанам обратно. Пусть они знают, что русские сами с усами. И левшу ждала дальняя поездка.

Глава 15

И вот левша прибывает в Англию. Удивлены джентльмены без меры: такой мастер, способный подковать блоху – это же что-то с чем-то! Во время долгих разговоров левша вежливо отказывался осесть на Туманном Альбионе. Договорились, что он побывает на заводах, а затем прибудет в Петербург на корабле.

Глава 16

Довелось левше побывать и на оружейных заводах, и заметил он кое-что необычное в старых ружьях. Интересовался тульский мастер, проверяли генералы дула ружей или нет.

Пришло время, и левша решил отправляться обратно в Россию. Англичане предупредили мастера, что плавание по морю может быть опасным – есть риск попасть в шторм и утонуть.

Во время долгого плавания познакомился тульский умелец с неким полшкипером. И додумались они до диковинного пари «кто кого перепьёт».

Глава 17

Пари закончилось вничью. Полшкипера и левшу заперли в разные каюты, а по прибытии в Петербург развезли их в разные места, и их судьбы сложились по-разному.

Глава 18

Полшкипера привезли в посольство. Моряк получил медицинскую помощь и отсыпался, потихоньку трезвея. А вот левше не везло – он страдал от похмелья, а медицинской помощи не было, ибо без документов в больницы не принимали.

Глава 19

Протрезвевший полшкипер нашёл левшу в простонародной больнице и был ужасно недоволен: что за безобразие творится в больницах?! Довелось моряку побегать, пока не удалось найти врача.

Врач прибыл в больницу, и умирающий левша поведал о том, что европейцы не чистят ружья кирпичом, а также попросил донести эти слова до императора.

Однако из-за невежества генералов император так и не узнал об этом важном секрете. По мнению Лескова, если бы Николай Павлович всё-таки узнал о столь важном нюансе, Крымская война сложилась бы по-другому (но это не факт: европейцы тоже думали о том, что Крымская война была бы выиграна, если бы то-то и то-то не случилось; такая вот частица «бы»).

Глава 20

Это уже высказывание самого писателя. По мнению Лескова, машины оказались палкой о двух концах: практическая выгода есть, а где же полёт фантазии? С этим негусто.

Краткая характеристика главных героев произведения «Левша»

  • Александр Павлович – русский император, правил в 1801 – 1825 годах. Возможно, разыграл свою смерть и обманул врагов.
  • Николай Павлович– брат Александра Первого, император России в 1825 – 1855 годах.
  • Левша – оружейник из Тулы. Вместе с двумя товарищами подковал стальную блоху. Побывал в Англии. На обратном пути в Россию напился с полшкипером. Умер в больнице для простого народа, успев поведать важный секрет, связанный с чисткой стволов европейских ружей.
  • Матвей Иванович Платов– герой Отечественной войны 1812 года, легендарный предводитель донских казаков. Умер в 1818 году, а потому большинство событий повести с его участием вымышлены.
  • Также упоминаются граф Чернышёв (военный министр России), доктор медицины Сольский (в повести назван Мартын-Сольским), государственный канцлер Нессельроде (в повести назван Кисельвроде), и моряк с английского корабля (подшкипер, в повести назван полшкипером).

I

Император Александр I любит ездить за границу и интересуется новшествами во всех сферах. Чтобы царь не сильно увлекался заморскими чудесами, в его свите есть генерал Платов, атаман казачьего войска, большой ценитель русского.

Англичане приглашают Александра на разные производства и в мастерские. Император признает превосходство иностранцев и отставание русских, что очень не нравится Платову.

Император обещает генералу, что тот своими глазами увидит первенство англичан в оружейном деле:

«Ты уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся».

Напившись казацкой водки, Платов решает, что не допустит этого.

II

Императора с Платовым привозят в оружейную кунсткамеру, где все удивляет – и здание, и производство, и виды оружия.

Александр замечает, что Платов ничему не удивляется, только скучает.

Одно оружие поражает императора: «Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал».

Платов маленькой отверткой вскрывает замок и находит надпись, что оружие сделано тульским мастером Иваном Москвиным. Англичане расстраиваются.

Платов не может понять, почему Александр жалеет англичан, а не думает о мастерстве русского мастера. Англичане всю ночь придумывают, чем можно исправить эту оплошность.

III

Царь и Платов едут смотреть на производство лучшего в мире сахара, а после – в музей-кунсткамеру, где собраны редкие камни и диковинные насекомые.

Платов убеждает государя, что русские тоже так могут, на что царь просит «не портить политики».

Англичане удивляют Александра I крошечной искусно выкованной блохой из лучшего английского сплава. Блоха умеет «танцевать», причем увидеть это можно только в микроскоп.

Император признает первенство англичан:

«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».

Царь выкупает блоху за миллион, а прилагающийся к ней футляр-орешек – еще за 5 тысяч. Возвращаясь в Россию, император и Платов почти не разговаривают, оба расстроены.

IV

Александр I умирает, и о чудесной английской блохе надолго забывают. Позже ее находит брат Николай Павлович, который унаследовал престол. Никто не может прояснить, что это за изделие, но на помощь приходит Платов. Он объясняет, откуда взялась блоха, и отдает Николаю микроскоп, который под шумок прихватил тогда в Англии.

Платов подает императору идею, что надо показать блоху русским мастерам и подумать, как превзойти англичан. Николай одобряет затею и посылает Платова в Тулу.

V

Платов едет к тульским оружейным мастерам, чтобы показать им английскую диковинку и передать, что государь верит в русских умельцев.

Оружейники просят оставить им блоху и футляр, а Платову советуют ехать дальше на Дон, как он и задумывал. На обратном пути они обещают вернуть усовершенствованную блоху.

Платов выспрашивает, что умельцы хотят добавить к английской поделке, но они еще не придумали:

«Мы еще и сами не знаем, что учиним, а только будем на бога надеяться, и авось слово царское ради нас в постыждении не будет».

Генерал дает оружейникам срок в 2 недели.

VI

Три лучших тульских мастера, собрав блоху, футляр и царскую табакерку, отправляются куда-то в неизвестном направлении.

Самый искусный среди них — косой левша.

Кто-то решает, что они пошли в Киев, чтобы посоветоваться со святыми отцами, другие уверены, что они пошли в Москву или Орел. А некоторые подозревают, что мастера просто решили удрать с богатствами и ничего не делать, хотя они не могли бы себе такого позволить.

VII

Тульские умельцы пошли поклониться святому Николаю, покровителю торговли и военного ремесла. Его чудотворная икона, высеченная из камня, располагалась в городе Мценске. Помолившись святому, мастера вернулись, закрылись в домике левши и принялись за работу под строгим секретом.

Никто не знает, чем именно занимаются оружейники, слышен только стук молоточков. Люди недоумевают, чем питаются мастера, ведь они ни разу не вышли из дому. Все попытки выманить их вестями о пожаре или под другим предлогом проваливаются.

VIII

Генерал Платов возвращается в Тулу принимать работу мастеров, и так торопится, что не щадит лошадей и людей.

Приехав в город, он молниеносно посылает свистовых за мастерами. Он и сам уже почти готов бежать, так ему не терпится увидеть, что русские умельцы посрамили англичан.

IX

Добежав до дома левши, свистовые пытаются вытащить оттуда оружейников с готовой работой. Но те не открывают двери, так как заканчивают работу, им нужно забить последний гвоздик.

Свистовые пытаются выбить дверь, высадить окна, но ничего не выходит. Тогда они большим бревном поддевают крышу и полностью снимают ее с домика. Но оружейники и так уже готовы представить работу.

X

Левша и товарищи показывают свою работу Платову. Генерал смотрит на блоху, но не видит никаких изменений, это приводит его в бешенство.

Завести блоху в и проверить вещь в деле у него не получается. Он думает, что мастера его надули или даже испортили вещь.

Обидевшись на такие обвинения, туляки решают не открывать секрета Платову и требуют везти блоху сразу к государю.

Разозлившись, Платов грубо хватает левшу за шиворот, швыряет в карету и увозит его в Петербург без документов.

XI

Генерал храбр, но боится появиться перед императором Николаем. Он дает камердинеру указание спрятать шкатулку с блохой, а левшу готов отправить в тюрьму.

Платов надеется, что государь забыл о блохе, поэтому сразу уводит его от темы, рассказывая про казацкие дела.

Но Николай все помнит и спрашивает о блохе.

Платов кается, что русские мастера не смогли сделать ничего сверх того, что сделали англичане. Но царь не верит, что русские оружейники могли обмануть его ожидания.

XII

Государю приносят блоху. Он пока не видит никаких отличий, но все еще верит в русских мастеров.

Завести блоху просят дочь Николая, так как у нее миниатюрные ручки. Но после завода ключом блоха не танцует.

Генерал делает вывод, что оружейники испортили вещь и набрасывается на левшу, которого привез с собой. Побитый левша объясняет, что вещь цела и невредима, и только через микроскоп будет видна их работа.

Платов чувствует подвох, а придворные злорадствуют, что сейчас генералу достанется от царя.

XIII

Царь до последнего верит, что русские мастера не могли его обмануть и сотворили что-то невероятное.

Николай требует привести левшу в том виде, какой он есть. Немытый и оборванный левша смело идет на прием к государю. Он уверен в своей работе, а скрывать ему нечего.

Приносят самый мощный микроскоп, царь смотрит на блоху со всех сторон, но так ничего и не видит. Левша поясняет, что надо рассматривать ноги блохи в отдельности, там и есть секрет.

Рассмотрев все хорошенько, Николай бросается обнимать и целовать левшу: «Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»

XIV

Придворные по очереди разглядывают подкованную блоху и дивятся на столь сложную и мелкую работу. На каждой подкове выгравировано имя мастера, а левша сделал самые маленькие детали – гвоздики для подков.

Все целуют и поздравляют левшу, а Платов дает ему 100 рублей и просит извинить за грубость.

Позже левшу отмывают, стригут, одевают понаряднее и отправляют в Англию, чтобы он объяснил английским мастерам, какая работа была проделана. Николай велит вернуть блоху как подарок и показать англичанам, что русские и не такое видали.

XV

Всю дорогу до Лондона левша пьет вино и распевает русские песни. По приезде в столицу мастера устраивают в гостиницу.

Левша показывает, что ему хочется есть, и его отводят в ресторан, где он выбирает из приносимых блюд более привычное.

В газетах пишут о подкованной блохе и русском мастере, из-за этого к нему возникает большой интерес.

Англичане расспрашивают левшу и завлекают его заморской жизнью. Они обещают дать ему хорошее образование, достойную работу, предлагают женить на англичанке, принять их веру. Хоть англичане и христиане, левша отнекивается. Не хочется ему ни иностранной кухни, ни иностранной жизни, ни жены-англичанки. Туляк хочет жить там, где всегда жили его предки.

XVI

Курьера отправляют обратно в Россию, а левшу водят по разным заводам, фабрикам и производствам. Левша обращает внимание, что английские рабочие живут лучше русских, им создают условия для работы и отдыха. На оружейном заводе левша интересуется состоянием старого оружия и находит его превосходным.

Спрашивает, смотрели ли наши генералы на это оружие и были ли они в перчатках. После этого оружейник просит отправить его скорей домой.

Левша не хочет дождаться лучшей погоды, в итоге его одевают, снаряжают и отправляют на корабле домой. Всю дорогу он стоит на палубе и смотрит в сторону родины.

Один из моряков предлагает ему пари – кто кого перепьет. Левша от скуки соглашается.

XVII

Левша с моряком допиваются до того, что видят чертей, вылезающих из воды.

Шкипер предлагает закинуть левшу в море, чтоб черт вернул его назад. Их останавливают другие моряки, а капитан запирает в каюте, выдав еды и рома.

По прибытии в Россию пути английского моряка и левши расходятся, а пари так никто и не выиграл.

XVIII

Англичанина увозят в посольский дом и начинают лечить. А левшу задерживает полиция: допытываются, кто он и где его документы, но левша так слаб, что ничего не может объяснить.

У туляка отбирают выданные англичанами одежду, часы и деньги, а после в оборванном жалком виде везут в больницу. Все больницы отказывают из-за отсутствия документов, и левшу долго возят по городу.

Его все же принимает больница для бедных, но за это время левшу так успели избить и измучить, что теперь ему остается только умирать.

Английский моряк после излечения бросается искать русского друга.

XIX

Англичанин находит левшу лежащим на полу больницы в очень плохом состоянии. Ему советуют обратиться за помощью к Платову, но генерал уже потерял авторитет и влияние, помочь не может.

Обращаются к коменданту, и тот вызывает доктора. Но вылечить левшу уже нельзя. Перед смертью он успевает сказать, что надо перестать чистить ружья битым кирпичом.

Совет оружейника доктор передает приближенному Николая, чтоб тот рассказал о нем государю, но он не слушает врача и даже угрожает ему.

Совет остался без внимания.

Так и продлилась традиция чистить ружья кирпичом на долгие годы, это плачевно повлияло на ход Крымской войны.

XX

Имени тульского мастера не сохранилось, но история его жизни и служения отечеству очень показательна. Она типична и верно передает дух эпохи.

Сейчас машины заменили ручное мастерство, но люди помнят времена, когда это ценилось, потому что делалось с «человечкиной душою».

Поскольку в русском обществе было закреплено социальное неравенство, талантливый человек из народа никогда не мог быть оценен по достоинству, мастера и умельцы были словно расходный материал. Совсем другое отношение левша видит у англичан. Он грустит, видя контраст жизни русских и английских рабочих. Левша рвется на родину, чтобы рассказать о правильной чистке оружия, которая улучшит его качества и увеличит срок службы, но его советы никому не нужны. С ним всегда обращались как с человеком второго сорта, точно так же он и умирает.

Несмотря на патриотизм и верность русским традициям, левша не нужен обществу. Автор показывает, что история левши типична, тем она и страшна.

Было интересно? Смотри еще:

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробностиИспользуемые источники:

  • https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/1208-levsha.html
  • https://obrazovaka.ru/books/leskov/levsha
  • https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/leskov/levsha
  • https://reshator.com/sprav/literatura/kratkoe-soderganie/levsha-leskov/

Викторина
по рассказу Радзиевской Софьи Борисовны «Болотные робинзоны»

1.Как
называлось опасное болото в рассказе?

Андрюшкина
топь

2.Как
называлась деревня и одноименная река?

Малинка

3.Кто
из жителей деревни знал «про Андрюшкину топь больше других» и «ещё мальчиком не
раз добирался он до Андрюшкина острова с приезжим охотником за дорогими перьями
белой цапли»?

Дед
Никита

4.За
что дед Никита был в обиде на учителя из соседней деревни?

Тот
сосчитал его возраст, доказав всем, что дед Никита не «помнит француза».

5.Как
звали единственную дочь деда Никиты?

Лукерья

6.Как
звали его внука и правнука?

Степан,
Андрейка.

7.Как
звали «гостя из города»?

Саша

8.Кем
была его мать?

«Моя
мама врач, её мобилизовали, она теперь старший лейтенант и на фронт уехала».

9.Что
он делает в Малинке?

Приехал
к «маме мамы», бабушке Ульяне.

10.Где
его отец?

Давно
умер.

11.Как
складывались поначалу его отношения с деревенскими мальчиками?

Над
ним потешались, дразнили.

12.За
что его дразнили?

За
то, что испугался гусака.

13.
На что деревенские дети подбивают Сашу?

Подойти
к деду Никите и спросить про Андрюшкину топь.

14.
Почему дед Никита не любил этих разговоров?

«Говорили
в Малинке, что один человек знает про Андрюшкину топь больше других. Что ещё
мальчиком не раз добирался он до Андрюшкина острова с приезжим охотником за
дорогими перьями белой цапли, которой на острове водилось множество. Но однажды
пошли они вдвоём, а вернулся Никитка один, без охотника. Целое лето он бродил
как потерянный и с тех пор в жизни больше про Андрюшкину топь не сказал ни
словечка».

15.Как
звали главного обидчика Саши, «самого высокого» мальчика с «упрямыми серыми
глазами»?

Федоска

16.
Каковы остальные дети?

«вертлявый
и курносый Мотя», «любопытный; «маленький Андрейка»; «голубоглазый Ивашка», который
«чуть заикается»

17.Из
какого города приехал Саша?

Из
Минска.

18.Куда
ребята приглашают Сашу в знак примирения?

Выгонять
филина из дупла.

19.Кто
из детей первым увидел филина?

Андрюшка.

20.После
описания филина, данного Андрейкой, никто не захотел идти смотреть на него, все
боялись. Кого дети выбирают в качестве следующего «посетителя» и как это
происходит?

Сашу:
он городской, филинов не видал, так что ему идти.

21.Что
Саша делает, спугнув филина из его дупла?

Влезает
в дупло.

22.Что
он видит из дупла?

Парашютистов,
приземлившихся на поляну.

23.
Кем они были?

Немцами.

24.Что
немцы дают мальчикам, чтобы выведать у них информацию?

Шоколад.

25.Кто
не берет шоколада у немцев?

Федоска

26.Кто
понимает немецкий язык?

Саша

27.Что
немцы сделали с мальчиками?

Андрейку,
Мотю и Ивашку застрелили.

28.Как
Федоске удалось улизнуть от немцев?

29.За
что себя винил Саша?

За
то, что, сидя в дупле, потерял много времени: не предупредил всех в деревне. И
теперь немцы могли их убить.

30.
Кто показал немцам, в какой стороне находится Малинка?

Мотя

31.Где
Саша встречает Федоску?

В
разоренной, сожженной деревне.

32.Кого
еще дети встречают в деревне?

Раненного
деда Никиту.

33.Что
случилось с жителями деревни?

Немцы
увели их в школу и казнили.

34.Кого
Саша и Федоска находят в печке сгоревшей избы?

Двух
маленьких детей: брат и сестра спрятались в печке, ждут мать.

35.
Что случилось с бабушкой Ульяной после встречи с немцами?

Она
поседела.

36.
Что бабушка Ульяна дает Саше и Федоске?

Хлеб

37.
Кого спасла б.Ульяна?

Соседских
ребятишек. Спрятала в траве.

38.С
кем Саша и Федоска собрались идти на фронт?

С
односельчанином Николаем. Он потерял Груню и от отчаяния решил уйти на фронт:
чтобы немцы не поли в другое село.

39.Чем
заканчивается эта затея?

Федоска
уходит с Николаем, а Саша возвращается к нуждающимся в нем детям.

40.
Как на это реагирует Федоска?

Называет
Сашу трусом.

41.Куда
решают отправиться Сашка, дед Никита и бабушка Ульяна с детьми?

Саша
говорит, что схорониться можно на Андрюшкином острове.

42.Какое
животное компания взяла с собой?

Козу
Маньку.

43.
Дед Никита полуслеп и «примет» не видит. Как робинзоны шли к острову?

Саша
был глазами деда Никиты.

44.Что
робинзоны нашли на острове?

Хату
Андрюшки.

45.
Как они вошли в нее?

Дверь
не поддавалась и ее пришлось выбивать бревном.

46.
Зачем Саша и дед Никита покидали остров, возвращаясь в Малинки?

За
провизией – картошкой.

47.
Где семья брала воду?

Около
острова была чистая вода, только заросла кувшинками.

48.Что
еще ели робинзоны?

Молоко
козы Маньки. Грибы.

49.Кого
в первую свою вылазку нашли Саша и дед Никита.

Рыжуху
и Мишку – корову и быка.

50.Какой
способ Саша придумывает, чтобы доставлять картошку до острова?

На
корове и быке.

51.Как
Саша находит Андрейку?

Он
пожалел, что его друзья лежат «не прикрытые», и решил похоронить их, взял
лопату и пошел на поляну. Подходя к ней, услышал стон: Андрейка был жив.

52.
Как Саша доставил Андрейку на остров?

Принес
на спине.

53.
Как мальчики дразнили Сашу?

«Гусак»,
«Трус»

54.Почему
Саша считал себя трусом?

Потому
что боялся идти по топи.

55.
Чего, по мнению деда Никиты, не трепела топь?

Бахвальства,
самоуверенности.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 268 — 269

Антон Павлович Чехов «Хирургия»

Размышляем о прочитанном

1. О какой хирургии рассказывает Чехов?

Писатель рассказывает о зубной хирургии, стоматологии.

2. Что побудило писателя к созданию этого произведения — собственная инсценировка, игра, наблюдение врача Архангельского или собственные размышления о провинциальных лекарях?

Скорее всего, основой сюжета стал случай, рассказанный Архангельским. Но немалую роль в написании рассказа сыграл успех домашнего спектакля о зубном враче и личные наблюдения Чехова в земской больнице.

3. Как выглядела земская больница? Каковы были пациенты? Какое чувство вызывает чеховский рассказ?

Земская больница была убогой, как и её пациенты. Одна комната заменяла приёмную и кабинет врача. Всюду стояли банки и лежали инструменты.

Пациентами больницы были простые крестьяне, невежественные люди, чаще старики. Например, дьячок.

Рассказ вызывает чувство жалости к состоянию медицины в те далёкие времена. И жалости к людям, которым приходилось лечиться в такой больнице.

4. Внимательно прочитайте рассказ и подготовьте его к чтению по ролям. Какими предстают фельдшер и больной? Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?

Курятин — толстый человек лет сорока. Он постоянно курит. Он плохой врач, фельдшер. Он самоуверенный, хвастливый, быстро раздражается.

Вонмигласов — старик, дьячок. Необразованный, подобострастный вначале, рассерженный, возмущённый в конце.

Курятин вызывает больше смеха, Вонмигласов — больше сочувствия.

5. Можно ли назвать рассказ юмористическим? На чём основан юмор этого рассказа? Подумайте, какими средствами писатель создаёт юмористическую ситуацию. Вспомним, что юмор — высмеивание недостатков в жизни человека и общества. Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит?

Рассказ можно назвать юмористическим. В нём описан смешной случай.

Юмор рассказа основан на невежестве, глупости, самоуверенности.

Писатель сознательно преувеличивает глупость фельдшера, для высмеивании недостатков человека.

Состояние медицины того времени вызывает сочувствие. Мы чувствуем грусть оттого, что больные люди страдали ещё сильнее, обращаясь к таким лекарям, как Курятин.

Фонохрестоматия

1. Расскажите о внешности героев, манере двигаться, говорить, выдавать свои чувства. Помогло ли вам чтение актёров представить внешность персонажей?

Курятин толстый человек 40 лет, в потрепанной одежде. Он важный, чувствует свою значимость, зевает, говорит покровительственно, громогласно, командует.

Вонмигласов высокий старик с кожаным поясом. Он суетится, говорит торопливо, жалуется, плачется.

Актёры помогли мне лучше представить внешность персонажей.

2. Как меняется поведение дьячка и его отношение к фельдшеру? Как эти изменения передаёт актёр?

Поначалу дьячок подобострастный, потом сердитый, насмешливый. Ему больно, на лбу выступают слёзы. Когда ломается зуб, дьячок называет фельдшера чёртом и иродом, забирает просфору, которую приносил фельдшеру.

Актёр показывает эти изменения интонацией.

3. Меняется ли поведение фельдшера? Почему ему важнее рассказать про общение с помещиком Египетским, чем сосредоточится на зубе дьячка?

Фельдшер не признаёт своих ошибок, он сваливает вину на дьячка. Когда зуб ломается, фельдшер сперва притихает, потом опять начинает говорить про помещика, кричать на дьячка.

Курятину важнее рассказать о помещике, чтобы подчеркнуть собственную значимость, потешить своё самолюбие.

К своим обязанностям он относится легкомысленно — раз плюнуть.

4. Жалко ли вам дьячка? Изменилось ли ваше отношение к фельдшеру?

Мне жаль дьячка, потому что я знаю, как плохо, когда болят зубы. А фельдшер ему не только не помог, но ещё и зуб сломал.

Фельдшера я не уважаю, он ничего не умеет делать хорошо.

5. Смешной или грустный рассказ «Хирургия»?

Рассказ скорее грустный. Он о человеческой глупости и невежестве.

6. Кто из актёров, читающих слова автора, дьячка и фельдшера, кажется вам наиболее убедительным в исполнении выбранной роли? Почему?

Мне больше понравился актёр, играющий дьячка. Он убедительно создаёт образ недалёкого старика, передает его страх и боль, показывает голосом, как меняется отношение героя к фельдшеру.

Будьте внимательны к слову

Обратите внимание на действия фельдшера (берёт козью ножку…). О чём эти действия рассказывают читателю? О чём говорит фельдшер на протяжении всей процедуры с зубом? Какова его речь? Много ли слов в его лексиконе? Какой можно сделать вывод о его культуре, его умении?

Эти действия говорят о том, что фельдшер плохо представляет себе процедуру вырывания зуба. Он знает, что надо дергать, но не знает чем.

На протяжении процедуры фельдшер говорит о помещике Египетском, которому рвал зуб. Он также комментирует свои действия.

В его речи много простонародных слов: вона, дёргайся, очумеешь, ништо, околеешь.

Но также встречаются и медицинские термины: тракция, десна, вертикальной оси.

Он часто использует расхожие фразеологизмы: в мгновенье ока, раз плюнуть, Христом-Богом.

Лексикон его не богат, он как раз такой, какой и должен быть у полуграмотного деревенского фельдшера в те времена.

Курятин человек низкой культуры, неумелый, но при этом самоуверенный, нежелающий признавать своих ошибок.

AVvXsEhLUnRadgrLw9AXRxFRBycpVUCRhl4JpUQvlsB3ivoFeHlOMQ mk3PwLNeaxfggYqx6jVZ0yhiFHP7N6fhsihtSnredlXQRn3pIjGmwgAdIQ90eOD7toXbpxLDTl2LgSV6oVScOkOhYTHzTkUc8HB4hT3V2DVqfAuhEnYsy9GzAfSsebZPbwPOhev0Qmg=w400 h304

Вопросы к рассказу левша

Вопросы по рассказу «Мой друг Сенька» какие составить?

Вопросы «Мой друг Сенька» какие придумать?

Свинцов «Мой друг Сенька» вопросы как задать?

Вопросы к рассказу «Мой друг Сенька», что задать?

«Мой друг Сенька» какие придумать вопросы?

1 ответ:

Вопросы к рассказу левша



3



0

Как маленький коричневый комочек оказался в доме автора рассказа?

Как мальчик назвал щенка?

Как щенок добился того, что кошка приняла его наравне с котятами?

Кто в доме из животных стал первым другом Сеньки? Как Сенька и Пушок играли?

Как Сенька пережил потерю Пушка?

Почему хозяин категорически запретил пускать Сеньку в машину?

Куда прятался Сенька от надоедавших ему ребятишек?

Чем закончилось знакомство Сеньки с соседскими курами?

Как Сенька принял первый снег?

Как Сенька заслужил свое место в машине?

Как Сенька пережил небольшое предательство хозяина, почему его не взяли на охоту?

Как Сенька спас палатку на рыбалке от разъяренного быка из местного стала?

Как он подружился с лайками и испугался волчицы?

Почему Сенька невзлюбил гусей?

Чему научился Сенька, попав в своеобразный капкан?

Что случилось с Сенькой, почему он умер?

Каким был характер Сеньки, смелым, храбрым, добрым, сообразительным или трусливым?

Что доказывает его поведение в последнем сюжете со старой больной собакой?

Читайте также

Вопросы к рассказу левша

Совершенно понятная и ясная для восприятия ребёнка история. Мы в ответе за тех кого приручили. И не надо никогда забывать о своих близких. Кроме того, если понадобится, то надо защищать своих близких и друзей. как это произошло в истории с братом и сестрой и их маленьким другом- котёнком.

xFAfLtY1B7fnGa5ZLXXw3W79iLGKC47.png

Совершенно логично было бы предположить, что кошки исчезают вдруг, чтобы совершить величайшее таинство природы-рождение потомства. Так и случилось с любимой кошкой ребят. Она стала мамой котят. Мама разрешила детям оставить одного котёнка у себя, а остальных пришлось раздать. Однажды случился неприятный эпизод. Дети пошли на речку и забыли про котёнка. В это время появились охотники с собаками и котёнку угрожала реальная опасность.Но Вася встал на защиту своего друга и поступил как настоящий молодец, не дал собакам разорвать котёнка.

30zaIbZ1WFYmWHCVkpvesLhiG1ryU0C.png

Мальчик Вася-молодец.

Вопросы к рассказу левша

Эта грустная история о любви популярна в социальных сетях. Найти продолжение рассказа «1 сентября Лера стоит» можно найти и в вк, и в одноклассниках. Но, чтобы вы долго не искали размещаю эту слезную историю здесь.

wCfdkBcSDsjXVE6lwFDUBQGalkEW8KPM.png

Вопросы к рассказу левша

Краткий отзыв в читательский дневник по рассказу Куприна «Детский сад»

В этой истории описана трагедия отца Ильи Самойловича Бурмина, у которого тяжело больна дочь Сашенька. Приглашенный доктор, выписывает рецепт и даёт такие рекомендации девочке, на которые у бедного писаря нет средств. Он даже не может дать своей дочке возможности — дышать свежим воздухом, т.к. конка, идущая в городской парк стоит половину его дневного жалованья. Бедному отцу приходит в голову идея — разбить сквер на пустыре возле их дома, чтобы дети могли дышать! Но, городские чиновники отмахиваются от него и его проекта, как от назойливых мух.

Бурмину рекомендуют обратиться в сатирическую газету, где ему обещано покровительство. Сашенька умирает, а в день похорон, отец видит, что на пустыре началась посадка сада…

Главная идея рассказа заключена в раскрытии, на примере жизни Бурмина, людской чёрствости, в нежелании помогать ближнему, каменности и надменности власть имущих. А противовесом этому выступает самоотверженность отца, борющегося за глоток жизни для других, даже понимая, что это уже не принесет спасения его собственному ребенку.

<hr />

Главные действующие лица/герои рассказа: Бурмин И.С. и его дочь Саша.

Вопросы к рассказу левша

Судя по всему, речь идет о хрестоматийном рассказе Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой», описывающий адюльтер двух связанных узами брака людей. Если имеется в виду имя главной героини, то ее полное имя Анна Сергеевна.

Ответ: Анна.

Вопросы к рассказу левша

Что можно нарисовать к рассказу «Дурной товарищ»?

Например, можно сделать такие три иллюстрации, рисунки собственного производства, которые покажут (продемонстрируют) основные этапы, ступени развития сюжета:

  • первый рисунок: толпа ребятишек (человек 5-6) стоит у замерзшей реки, они собрались кружком, кто-то один смотрит на реку, покрытую льдом, остальные шепчутся. Руки у двух мальчиков подняты над головами, у остальных уперты в бока. Можно на реке нарисовать полынью, она будет дополнять идею, что река возможно покрыта не везде толстым слоем льда.

Этот рисунок показывает, что собралось некое сообщество, задумавшее поиграть на замерзшей реке, но т.к. они шепчутся, значит, река еще не готова раскрыть свои просторы для забав.

<hr />

  • идея второго рисунка: двое ребятишек уже находятся у берега реки, а трое барахтаются в воде, в разломе. Шапки с голов попадали в прорубь, волосы мокрые, торчат только головы, один из ребят цепляется за край проруби.

Здесь становится ясно, что лед под ребятами треснул и они тонут.

<hr />

  • третья иллюстрация: мальчик лежит дома в кровати с забинтованным горлом и грелкой в ногах, в руках у него зеркало и он смотрит на отца, который стоит рядом с кроватью больного сына.

Завершающая картинка, где сын получает урок от отца на тему «кто самый дурной товарищ человека» — ответ «он сам».

дурной товарищ какие рисунки нарисовать к рассказу

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259

Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»

Читайте также: 

Размышляем о прочитанном

1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?

Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.

Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.

Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.

2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?

Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.

3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.

К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.

Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.

Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.

В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.

4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?

Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.

Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.

Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.

Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.

Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.

Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.

Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.

5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?

Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.

Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.

Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.

Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.

Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.

6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.

Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.

Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.

Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.

7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?

Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.

Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.

Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.

Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.

AVvXsEi8DEIr9duXUkx8TzATG 2 ujN hB7hCg1OE5nujp7XevqpjJgXAI4lSnmru C0uiRvQf8xggluS9bdkfvKnzyevllKVA5E3st qJpp87K9ec9Ej6mLJYOYuTAQYOVcAk02rTOus tVlNmFQxAA0IZrT5yYtSvBthM7gnp9TisqT3VWS8i3Y7qxR0onpg=w400 h355

Adblock
detector