Меню

Вопросы по сказке приключения электроника с ответами

Литературное чтение / Бойкина / Оглавление

• Что такое фантазия? Что значит фантазировать? Объясни своими словами.
Фантазия — это выдумка, мечта о несбыточном, но желаемом. Фантазировать — мечтать о чем-то несбыточном.

• Попробуй объяснить, чем фантастический рассказ отличается от сказки. Запиши свои мысли.
Фантастический рассказ отличается от сказки тем, что здесь нет волшебства, нет волшебных предметов, помогающих герою. В фантастическом рассказе герой пользуется достижениями науки, рассчитывает на свои силы, на современные компьютеры и механизмы.

• Какие слова можно использовать в сказке, какие — в фантастическом рассказе? Запиши.
Робот, формула, машина времени, ракета — в фантастическом рассказе. Волшебная палочка, заклинание — в сказке.

• Рассмотри рисунки. Придумай и запиши историю, используя один из рисунков. Скачать ответ.

Е. С. Велтистов. Приключения Электроника

• Рассмотри иллюстрацию в учебнике (с. 147). Запиши что изображено на ней.
На рисунке изображен момент, когда ученый Громов открыл свой загадочный чемодан и оттуда появился мальчик, которого профессор назвал Электроником и которому велел подзарядиться.

• Выпиши из текста, как выглядел Электроник.
«Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы… Синяя курточка, рубашка, летние брюки».

• Какими чертами характера обладал Электроник? Можно ли сказать, что он был капризным, жестоким, смелым, отважным? Запиши.
Электроник был смелым и отважным.

• Чем Электроник похож на обыкновенного мальчика?
Внешним видом Электроник ничем не отличался от обыкновенного мальчика. «Ни один человек не мог бы сразу догадаться, что перед ним кибернетический мальчик. Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы… Синяя курточка, рубашка, летние брюки. Сотни, тысячи таких мальчишек бегают по улицам большого города».

• Составь рассказ «Наш друг Электроник». Сначала определи, какой это будет текст: повествование, рассуждение, описание. Подумай, о чём ты будешь писать. Запиши свой рассказ. Придумай ему название.
Выберите один из вариантов ответа.
Вариант 1. Текст-повествование. Электроник лежал в чемодане, на мягком голубом нейлоне с закрытыми глазами. Профессор разбудил его и спросил, как мальчик себя чувствует. Электроник ответил, что чувствует себя хорошо. Тогда профессор помог ему вылезти, поправил костюм и сказал, что мальчику необходима процедура подзарядки. Он усадил Электроника на стул, достал из-под его куртки маленькую электрическую вилку на проводе и вставил ее в розетку. Электронику было неприятно, но профессор попросил мальчика потерпеть. Оставив Электроника, профессор отошел к видеотелефону, чтобы с кем-то переговорить. Электроник попытался что-то сказать, но профессор был занят разговором. Когда он закончил, то повернулся, чтобы спросить мальчика, почему он капризничает, но не успел. Электроник вскочил со стула, подбежал к подоконнику, и выпрыгнул из окна со второго этажа. Профессор подбежал к окну, и увидел, как мелькает между деревьями синяя куртка мальчика. Громов окликнул его, но мальчик уже исчез.
Вариант 2. Текст-описание. Электроник лежал в чемодане, на мягком голубом нейлоне с закрытыми глазами. Казалось, он крепко спит. Ни один человек не мог бы сразу догадаться, что перед ним кибернетический мальчик. Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы… Синяя курточка, рубашка, летние брюки. Сотни, тысячи таких мальчишек бегают по улицам большого города. Электроник был очень похож на человека. У него были блестящие глаза и немного хриплый, скрипящий голос. Профессор усадил Электроника на стул, достал из-под его куртки маленькую электрическую вилку на эластичном, растягивающемся проводе и вставил ее в розетку. Через эту розетку мальчик должен был подзарядиться током.
Вариант 3. Текст-рассуждение. Научная фантастика — жанр в литературе, кино и других видах искусства основывается на фантастических допущениях в области науки, Научная фантастика описывает вымышленные научные открытия. Действие научной фантастики часто происходит в будущем. Я считаю, что «Приключения Электроника» является фантастическим, потому что само содержание повести говорит об этом. Некий профессор Громов делает нешуточное открытие. Он изобретает самообучающегося робота-андроида. Все его предварительные расчеты оказываются верными, и в результате научных изысканий удается изготовить первый прототип такого робота. Электроник — это фантастическое научное достижение, мечта человека о создании совершенного робота ради будущего всего человечества. Повесть «Приключения Электроника» заряжает интересом к науке, к достижениям человека.

К. Булычёв. Путешествие Алисы

• 10. Составь план истории от лица Алисы.
План: 1) Кустики; 2) Непонятные звуки; 3) Кустики пошли в атаку; 4) Кусты прорвались; 5) Идея с лейкой; 6) Кустики успокоились; 8) Объяснения; 9) Пристрастия маленького кустика.

Проверим себя и оценим свои достижения

• Ты прочитал произведения раздела «Страна Фантазия». Что ты узнал нового, чему научился, а что вызывает у тебя трудности? Я могу:
(как вариант) + рассказать об особенностях фантастической литературы; + самостоятельно придумать фантастический рассказ; + назвать произведения К. Булычёва, С. Велтистова.

• Обратись к тематическому каталогу библиотеки. Составь список произведений фантастической литературы, которые ты хотел бы прочитать.
С. Лем «Солярис», К. Булычев «Гостья из будущего», Айзек Азимов «Я, робот», Н. Носов «Незнайка на Луне».

• Вспомни, что объединяет эти рассказы. Подчеркни.
Подчеркните: всё, что происходит с героями, можно объяснить с помощью науки; в далёком будущем.

• Определи, в чём отличие фантастического рассказа от сказки.
Отметьте пункты: действие происходит на другой планете; героям помогает знание науки; герои — обыкновенные мальчики и девочки, а также электронные роботы, жители других планет; герои попадают в другой мир при помощи космического корабля.

• Подумай, о чём ты бы мог рассказать в фантастическом произведении. Составь план своего рассказа. Сначала реши: ты будешь рассказывать как учёный или как путешественник?
План: 1) Случайная находка; 2) Ворота в новый мир; 3) Опасности чужой планеты; 4) Новые друзья; 5) Поиск дороги домой; 6) Новые ворота; 7) Это не мой мир! 8) Путешествие только начинается.

• К каким источникам информации ты обратишься, чтобы написать это произведение? Запиши.
Интернет, научно-популярные фильмы, библиотека, научно-популярные журналы.

• Придумай и запиши небольшой рассказ о путешествии на любую планету Солнечной системы. Скачать ответ.

• Напиши аннотацию к своему рассказу.
Увлекательная история землянина, отправившегося на планету Марс за своей возлюбленной. В этой книге есть всё, что только способна создать человеческая фантазия: бластеры и звездолёты, верные друзья, злейшие враги, странные союзники, невероятные плазменные мечи, острее которых ничего в мире нет. Ну и, конечно же, любовь к инопланетной принцессе. Это история приключений в неизвестном, полном опасностей мире, обретения новых друзей и своего личного счастья.

Не нашли ответ? Отправьте любое домашнее задание и получите готовый ответ на e-mail в сжатые сроки!

Сделать заказ

                       Конспект
урока литературного чтения 4 класс

Е.С.Велтистов
«Приключения Электроника».

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Шаймарданова Т.А.

МБОУ Лицей № 106 «Содружество»

 г.Уфа 2021уч.год

Цель: познакомить
с понятием научно-фантастической литературы, с жизнью       и творчеством
Е.С.Велтистова; обогащать словарный запас учащихся; развивать память, речь,
мышление

Планируемые
образовательные результаты

Предметные:

Познакомится: с произведением Е. С.
Велтистова «Приключения Электроника». с понятием научно-фантастической
литературы;

научится: выполнять анализ
художественного произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять
героев, слушать друг друга

Метапредметные:
прогнозировать
содержание раздела.

Регулятивные:
формулировать учебную задачу урока, принимать ее, Коммуникативные: пользоваться
элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; осознавать цель
своего высказывания

Личностные:
осознавать эстетическую ценность произведения, осознавать, что благодаря
использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные
чувства и отношение к героям своих произведений.

     Ход урока.

1.Организация внимания учащихся.

Учитель:

Долгожданный дан звонок,

Начинаем наш урок!

Поприветствуем друг
друга:

Привет, друг! Привет,
подруга!

Настроение у нас
отличное,

А улыбки – дело
привычное.

Пожелаем друг другу
добра,

Ведь урок начинать нам
пора.

2.Речевая разминка:

Учитель: Перед вами карточки со стихотворением
Смита «Про летающую корову». Прочитаем его жужжащим способом.

В. Смит

«Про летающую корову»

Почему-то все считают,

Что коровы не летают.

Но вчера,

Даю вам слово,

В облаках плыла корова.

А за нею,

По два в ряд,

Двадцать рыженьких телят.

Вы схватились за бока?

Что ж, спросите у быка!

Он спешил за ними следом

Вместе с кроликом-соседом

И рассказывал о том,

Как на днях летал с китом!

3. Введение в тему
урока.

— О чём
стихотворение?

  — Как вы
думаете, в какую страну мы сегодня попадём?

  — Как вы
понимаете слово «фантазия»?

-Фанта́зия (греч. φαντασία — «воображение») — ситуация, которая не
соответствующая 
реальности, но выражающая их желания.
Фантазировать, значит 
воображать, представлять, сочинять,


Послушайте музыкальный отрывок из фильма. Попробуйте угадать как назывался
фильм и о чём он. (трек  «До чего дошёл прогресс»)


Кто главный герой фильма,


Сергей Сыроежкин герой «Приключения  Электроника».


Так какая же тема нашего урока?

4.
Работа над новым материалом

— Сегодня мы
впервые познакомимся с таким жанром литературы, как фантастическая повесть и с
её автором Евгением Серафимовичем Велтистовым.

(Рассказывают
подготовленные дети):

1.Евгений
Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 года в Москве.Шла война. Великая
война. Во второй год великой войны он пришёл в 265-ю московскую школу учиться.
Книг было мало. Тетрадей ещё меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда его
спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать
всё. Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твёрдое решение.
Окончил факультет журналистики. Стал работать – в газетах, потом- редактором отдела
в популярном журнале «Огонёк». Ведал фельетонами и всякой всячиной, что
печаталось на последних страницах.

2.Велтистов был очень худой. И поэтому казался ещё длинней. В
многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни
вывешивали весёлую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на
третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом. «Рисунок»

3.Он был настоящим репортёром: неутомимо выхаживал новости.
Находил интересных людей. Он нашёл, например, в одном арбатском переулке
сочинительницу знаменитой песенки «В лесу родилась ёлочка», старушку Раису
Кудашёву. И сумел ей помочь. Он также помог детскому саду поселиться на
роскошной даче, до этого принадлежавшей жулику. А известному писателю –
фантасту Станиславу Лемму – увидеть атомный реактор в Дубне.

4.Велтистов был человек немногословный. Настырный. Копил
впечатления. Обдумывал будущие книги. Рукопись первой повести «Приключения на
дне моря» принёс в издательство «Детская литература». Вскоре она увидела свет (1960
г). Электроник мальчик из чемодана. (1961
г).

5. Е.С Велтистов оставил нам много хороших книг. За сценарий
трёхсерийного фильма «Приключения электроника» он получил в 1982 году
государственную премию. Этот фильм и сегодня показывают по телевидению в
каникулы.

5. Физминутка

Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!

6. Продолжение работы по теме.

— Откройте учебник на стр.144. Мы
начинаем читать 1 главу трилогии «Приключения Электроника», которая называется
«Чемодан с четырьмя ручками» Для самостоятельного чтения у вас 10 минут.

— Понравился ли вам отрывок из текста и чем?

7. Словарная работа.

Найдите в словаре слово «кибернетик» и прочитайте его
значение. Выпиши те другие незнакомые слова. Дома самостоятельно найдите их
значение и на следующем уроке мы обсудим ваши ответы.

А теперь ответим на вопросы из текста.

Для чего собираются
кибернетики на конгрессе? (Для того, чтобы обменяться опытом, доложить
об успехах и достижениях в науке.)

— Как была организована
встреча профессора Громова? (Встреча организована торжественно, что
говорит о важности конгресса.)

— О чём предполагает
директор гостиницы, увидев чёрный чемодан? (Что в нём приборы.)

— Что доказывает, что
ящик действительно тяжелый? (Лицо директора покраснело от тяжести
чемодана.)

— Какие детали в
благоустройства города кажутся необычными, фантастическими ?(Воздушное такси
— маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий,
видеотелефон.)

— Почему, не один человек
не мог бы догадаться , что в чемодане был кибернетический мальчик. т. е. робот?

( Робот был похож на
обычного мальчика.)

— Почему процедура
подкрепления электрическим током была так необходима мальчику? (Профессор
предупредил, что Электронику предстоит много двигаться.)

-. Что же
произошло? ( Робот получил заряд высокого напряжения.)

— Какой электрический
заряд получил Электроник? (220 вольт.)

— Как это повлияло на
поведение Электроника?

( Прыгает со второго
этажа и убегает.)

— Профессор
встревожен. Предположите, почему?

( Электроник окажется
среди людей.)


Понравился ли вам отрывок? А что произошло дальше, вы можете узнать, прочитав
эту повесть, сходите в библиотеку. Посмотрите фильм.

8.
Чтение отрывка учащимися.

9.
Работа в рабочей тетради.


Откроем рабочую тетрадь стр. 99 и выполним задания письменно.

Коллективная
проверка.

9.Рефлексия.


Продолжите предложения

Сегодня
на уроке я узнал…

На
этом уроке я похвалил бы себя за….

Сегодня
я сумел…

9.
Подведение итогов урока.


С каким произведением мы познакомились?


К какому жанру литературы относится  это произведение?

10.
Домашнее задание –
Придумать историю (фрагмент) – что
могло бы  произойти с Электроником в городе после того, как он сбежал от
профессора. Представьте себя на месте Электроника.

Тема: «Е. С.
Велтистов «Приключения Электроника»»

Урок будет выдан: 26.04.2021
г.

Предмет: литературное
чтение.

Класс: 4.

Тема
урока:
«Е.
С. Велтистов «Приключения Электроника»».

Тип урока:
урок
обобщения и систематизации.

Цель
урока:

повторить и обобщить знания по произведению Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»».

Задачи урока

Планируемые результаты (опора на ПООП в части ПР
базового уровня: «у учащихся будут сформированы», «учащиеся научатся»)

Дидактические:

Формировать
умения: понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая
литература»; характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и
индивидуальное; находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный
опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

Учащиеся
научатся:

— понимать
авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература»;

— характеризовать
героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное;

— находить
ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.

Развивающие:

Формировать
умения: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную
задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять
самооценку деятельности.

Формировать
умения: осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных
признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий; строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять запись
выборочной информации.

Формировать
умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической формой речи;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

Учащиеся
научатся:


осуществлять волевую саморегуляцию;


принимать и сохранять учебную задачу;


планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

— осуществлять
итоговый и пошаговый контроль по результату.

Учащиеся
получат возможность научиться осуществлять самооценку деятельности.

Познавательные:

Учащиеся
научатся:


осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков;


строить сообщения в устной и письменной форме;


осуществлять запись выборочной информации.

Учащиеся
получат возможность научиться осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий.

Коммуникативные:

Учащиеся
научатся:


слушать и понимать речь других;


владеть диалогической формой речи.

Учащиеся
получат возможность научиться договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности
деятельности.

Личностные:

У
учащихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному
материалу и способам решения новой задачи;

У
учащихся возможно будет сформирована способность к самооценке на основе
критериев успешности деятельности.

Форма
организации учебной деятельности:
фронтальная, индивидуальная,
парная, групповая.

Дидактические
средства:
карточки
для составления портрета Электроника.

Интерактивное
оборудование:
интерактивная доска.

Этап урока

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности

Словесный
(слово учителя)

Словесный
(беседа)

Приветствует.

Проверяет готовность.

Мотивирует на деятельность.

Песня «До чего дошел прогресс!»

-О чём поется в песне?

Приветствуют.

Проверяют
готовность.

Высказывают
своё мнение.

Р: осуществлять
волевую саморегуляци.

К: строить
монологическое высказывание.

2.Актуализация
опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Практический
(упражнение)

Словесный
(беседа)

Частично-поисковый

Речевая разминка.

В чудной стране,

В одной чудной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко.

-Прочитайте медленно и шёпотом, затем громче и быстрее.

-С каким произведением мы начали знакомиться на прошлом уроке?

-К какому жанру относится произведение?

-Давайте вспомним, что такое научная фантастика?

-Предположите, почему произведение «Приключения Электроника» относится
к научно-фантастическому жанру?

— Что делает повесть Велтистова научно-фантастической? (какие
особенности)

-Что необходимо доказать, прочитав текст?

Предлагает сформулировать тему и цель урока, задачи.

Выполняют
речевую разминку.

-«Приключения
Электроника»

-Научная
фантастика

-Научная
фантастика описывает вымышленные научные открытия, которые в будущем могут
стать реальностью

найти вымысел в произведении и узнать стали ли реальностью
вымышленные научные открытия, описанные в повести

Формулируют тему, цель и задачи урока.

К: слушать
и понимать речь других.

К: владеть
диалогической формой речи

Р:
принимать и сохранять учебную задачу.

Р:
планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

3.Комплексное
применение и систематизация знаний.

Словесный
(беседа)

Практический
(упражнение)

Словесный
(работа с книгой)

Выполнение
самостоятельных заданий по тексту

— Кто такой
Громов? 

— Зачем Громов
приехал?

— Для чего собираются
кибернетики на конгрессе? 

— Почему, ни один
человек не смог бы догадаться, что в чемодане был кибернетический мальчик,
т.е. робот?

— Почему процедура
подкрепления электрическим током была так необходима мальчику? 

– Как вы
думаете, почему Электроника привезли в чемодане? Какой сюрприз хотел сделать
профессор Громов своим коллегам?

— Почему мальчик
спрыгнул со 2-го этажа и убежал? 

-Как вы думаете, по
какой ещё причине Электроник мог сбежать от профессора?

Обиделся? Почему?

— После бегства
Электроника профессор был очень встревожен. Что его испугало?
Предположите, почему? 

– Согласны ли вы
с тем, что Велтистов рассказал о необычном событии?

— Сейчас вы
поработаете в группах. Поделимся на группы с помощью жетонов.

Итак, нам необходимо
выяснить: (на слайде)

1. Какие вымышленные
открытия или события описывает Велтистов?

2. Что стало
реальностью?

3. Что не могло стать
реальностью? 

-В ходе работы вы
заполняете таблицу.

Затем мы проверим.

-профессор, почётный гость конгресса кибернетиков

-для того, чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и
достижениях в науке.

-Робот был похож на обычного мальчика. Чемодан подписан
«Осторожно! Приборы!»

-Профессор предупредил, что Электронику предстоит много
двигаться

-Робот получил заряд высокого напряжения, 220 вольт

-Электроник окажется среди людей, он не знает, как вести себя с
людьми и т.д.

Делятся
на группы.

Заполняют
таблицу. Один человек от группы представляет результаты работы.

Находить
ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.

Понимать
авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература».

К: слушать
и понимать речь других.

К: владеть
диалогической формой речи.

К:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

П:
осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

П:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

П: строить
сообщения в устной форме.

Р:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

4.Проверка,
коррекция и оценка знаний и способов действий.

Практический
(упражнение)

Выбор
слов, характеризующих образы персонажей

Словесный
(работа с книгой)

Словесный
(беседа)

-Сейчас вы
поработаете в парах.

Перед вами Электроник. Составьте портрет
Электроника,  используя слова из текста.

-Электроник –почти
человек?

-Как вы думаете,
удастся Электронику быть человеком до конца?

— Что это значит?

Работают
в парах.

Составляют
портрет Электроника.

Отвечают.

— уметь думать, сопереживать другим, уметь дружить, любить, чувствовать

Характеризовать
героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.

К:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

П:
осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков.

П:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

П:
осуществлять запись выборочной информации

Р:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

П: строить
сообщение в письменной форме.

Учебно-познавательный
интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

5.Информация
о домашнем задании.

Словесный

(Слово
учителя)

Домашнее задание.

-Пофантазируйте и составьте рассказ «Наш друг Электроник»

Записывают
домашнее задание.

К: слушать
и понимать речь других.

6.Рефлексия
учебной деятельности

Словесный
(слово учителя)

-Велтистову принадлежат слова «Хочешь быть человеком – будь им…»

-Как вы их понимаете?

-Посмотрите на эту школьную лестницу, подумайте и отметьте, на
какую ступеньку ты поставишь себя, если встретишь Электроника

Нижняя ступенька — Не смогу стать ему другом.

Средняя — Сомневаюсь.

Верхняя — Уверен, смогу стать другом мальчика из чемодана.

Отвечают.

Оценивают
свою деятельность.

К: строить
монологическое высказывание.

Р: осуществлять
самооценку деятельности.

Способность
к самооценке на основе критериев успешности

Читательский дневник по повести «Приключения Электроника» Евгения Велтистова

Автор: Евгений Серафимович Велтистов

Название произведения: «Приключения Электроника»

Число страниц: 416

Жанр: фантастическая повесть

Главные герои: Электроник, Серёжа Сыроежкин, профессор Громов, ассистентка Маша; друзья: Майя Светлова, Макар Гусев, Виктор Смирнов, Вова Корольков;

Второстепенные герои: Стамп, Урри; собака-робот Рэсси, родители Сыроежкина, учителя.

Характеристика главных героев:

Сергей Сыроежкин — весёлый, беззаботный и легкомысленный.

Учился отвечать за свои поступки. Хотел заменить себя роботом.

Электроник — умный, быстрый, ответственный.

Мастер на все руки. Учился смеяться. Хотел стать человеком.

Профессор Громов — талантливый учёный.

Добрый, но слегка рассеянный. Наблюдательный, простодушный.

Маша — ассистент профессора. Заполошная, суетливая, эмоциональная.

Майя Светлова — отличница, примерная девочка. Подруга Электроника и Сыроежкина.

Макар Гусев, Витя Смирнов, Вова Корольков — друзья и одноклассники Сыроежкина.

Характеристика второстепенных героев:

Урри — гангстер. Настойчивый, упрямый, беспринципный.

Стамп — главарь гангстеров. Жадный, коварный, обманщик.

Рэсси — электронная собака, помощник Электроника.

Учителя — простые и добрые люди.

Родители Сыроежкина — часто не понимают сына. Но хорошие и ласковые.

Краткое содержание повести «Приключения Электроника»

Профессор Громов сделал робота Электроника, который полностью похож на семиклассника Сережу Сыроежкина.

Но робот сбежал от своего создателя, а затем поменялся местами с двойником — мальчиком из седьмого класса.

Он стал успешным учеником и получал одни пятёрки.

Вместе с Серёжей они знакомятся с Майей и становятся друзьями.

Электроник показывает, что может разговаривать с животными.

Вскоре Сережа признался, что жалеет о своём поступке, ведь остался один.

Он даже собирается бросить всё и уехать из города.

Но потом раскрывает тайну Электроника, а тот начинает улыбаться.

Электроник создаёт себе друга-собаку Рэсси.

С её помощью ему удаётся обмануть и вывести на чистую воду банду Стампа.

План повести:

  1. Побег от профессора.
  2. Два мальчика.
  3. Замена.
  4. Электроник в школе.
  5. Майя Светлова.
  6. Электроник в цирке.
  7. Мучения Сыроежкина.
  8. Признание.
  9. Улыбка Электроника.
  10. Рэсси.
  11. Похищение Электроника.
  12. Борьба с гангстерами.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по повести «Приключения Электроника» Евгения Велтистова

Основная мысль повести «Приключения Электроника»

Главная мысль повести в том, что каждый человек собственноручно должен создавать, менять и улучшать свою жизнь.

Основная идея автора заключается в том, что главное в человеке его чувства, умение помогать и сопереживать другим.

Дружба даже робота может сделать человеком.

Чему учит произведение:

Произведение учит тому, что ничто не сможет заменить человека.

Каждый должен добиваться всего сам, ведь только собственные результаты приносят истинное наслаждение.

А также оно учит дружелюбию, взаимовыручке и верности.

Краткий отзыв по произведению «Приключения Электроника» для читательского дневника

Прочитав эту повесть, я задумалась о том, как действительно хорошо было бы иметь собственного робота-двойника.

Конечно, я бы не стала отправлять его вместо себя в школу, но какая-нибудь польза от него определённо была.

Но потом я поняла, что робот не сможет помочь мне самой стать человеком.

Ведь этот путь каждый должен пройти сам.

Взрослея, пробуя, ошибаясь.

И делая выводы из своих ошибок.

Автору удалось придумать удивительную историю превращения кибернетического организма, робота, в человека.

И больше всего в этой повести поражает то, что Электроник действительно стал человеком.

Научился испытывать настоящие человеческие чувства.

Эта повесть заставляет задуматься о путях развития науки, о том, как со временем может измениться жизнь человечества.

Но также она заставляет подумать о простых человеческих ценностях.

Таких, как настоящая дружба, товарищество, взаимовыручка, сопереживание.

Я всем рекомендую прочитать ту повесть, которая местами вызовет смех, а иногда заставит переживать над судьбой героев.

Пословицы к произведению:

  • Без друга в жизни туго.
  • Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
  • Не говори — не могу, а говори — не хочу.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Ты знаешь, мы с тобой очень похожи…

— Такое совпадение обусловлено математическими законами, — объяснил мальчик в синей куртке, и Серёжку сразу успокоила его рассудительность.

— И ты это заметил?

— Да, заметил.

— Ты знаешь, меня приняли за тебя. А настоящий чемпион — это ты!

— Может быть, я чемпион, — согласился собеседник Серёжки.

Но я вовсе не этого хотел.

Ещё читательские дневники по другим произведениям Евгения Велтистова:

  • «Гум-гам»
  • «Миллион и один день каникул»
  • «Планета детей»
  • Краткая биография Евгения Велтистова и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Звучит фонограмма одной из песен из художественного фильма «Приключения Электроника».

– Вы, конечно, узнали песню? Откуда она?

– А известно ли вам, по произведению какого писателя создан фильм «Приключения Электроника»?

– Кто автор фантастического романа об Электронике? (Евгений Велтистов.)

-Как называется раздел учебника? (Страна фантазия)

– Кто может попасть в «Страну Фантазию»?

Прием «Кластер»

– Как вы понимаете слово «фантазия»? (мечта, воображение, сказка, выдумка)

На доску вывешивается слово «Фантазия». Ассоциации детей в виде кратких тезисов прикрепляются вокруг главного слова в виде кластера.

— Давайте обобщим, что же такое «фантазия»?

На доску под кластером вывешивается значение слова «фантазия» из словаря.

— Совпали ли ваши предположения со значением слова из словаря?

— Какие однокоренные слова вы бы подобрали к данному слову? А как бы вы их толковали?

– Кто такой фантазер?

– Что такое фантастика?

— Мы с вами уже прочитали отрывок «Чемодан с четырьмя ручками» из повести «Приключения Электроника» Евгения Серафимовича Велтистова, который открывает наш новый раздел «Страна Фантазия».

— Какой жанр у этого произведения? (научная фантастика)

— Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?  (Продолжим разбирать фантастическое произведение Евгения Серафимовича Велтистова «Приключения Электроника») 

– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.

Мы продолжим знакомиться….

Мы вспомним …

Мы узнаем …

Мы будем учиться …

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения.

– Все вы прочитали фантастическую повесть об Электронике.

-Назовите главных героев произведения.

— О чем это произведение?

– Согласны ли вы с тем, что Велтистов рассказал о необычном событии?

– Почему Электроника привезли в чемодане? Какой сюрприз хотел сделать профессор Громов своим коллегам?

– Как вы считаете, Громов был жестоким человеком?

– Почему Электроник сбежал от профессора?

– Каким вы представляете себе Электроника? Чем он похож на обычного мальчика?

Просмотр видеофрагмента.

— Кого встретил Электроник?

— Что мальчики обнаружили?

— По видеофрагменту дайте характеристику Электронику. Какой он?

— О чем мечтает Электроник?

– Вот мы сейчас и попробуем ответить на вопрос: «Что значит, быть настоящим человеком?». (уметь думать, сопереживать другим, уметь дружить, любить, чувствовать…)

Прием «Сыщики (разыщи слово)»

— У вас на столах имеются заготовки с предложениями из нашего текста, но эти предложения напечатаны вразброс и в них пропущены некоторые слова. Ваша задача – совместно с соседом, сравнивая оба текста (текст на заготовке и текст в учебнике), вставить эти пропущенные слова.  

Текст: Нет, ни один человек не мог бы сразу догадаться, что перед ним ___________(кибернетический) мальчик. Ранним майским утром к гостинице _________(«Дубки») подкатил светло-серый автомобиль. Оставив Электроника, профессор подошел к ___________(видеотелефону). Это был профессор ________(Громов). Директор с ______(тремя) помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на ___________(второй) этаж. Над деревьями прострекотал маленький вертолет — ___________(воздушное такси). 

— Давайте проверим и оценим вашу работу.

Проводит тест по теме урока.

– Выберите правильный вариант ответа:

1. Как называлась гостиница, куда майским утром подкатил светло – серый автомобиль?

А. Берёзки     Б. Дубки     В. Сосёнки

2. Назови фамилию почётного гостя конгресса, приехавшего из Синегорска.

А. профессор Громов     Б. доктор наук Грымов     В. младший сотрудник Грюмов

3. На какой конгресс приехал этот учёный?

А. по геологии       Б. робототехники        В. кибернетиков

4. Что, согласно надписи, лежало в чемодане чёрного цвета с четырьмя ручками?

А. приборы         Б. контрабас       В. робот

5. Чем пахло в комнате  учёного?

А. фруктами     Б. сосновым лесом    В.  новой мебелью

6. К какому виду транспорта никак не мог привыкнуть профессор?

А. к воздушному шару     Б. к воздушному такси     В. к воздушному лифту

7. Что лежало в футляре профессора?

А. Мальчик       Б. Приборы       В. Разобранный робот

8. Какую процедуру нужно было пройти Электронику, когда он вылез из чемодана?

А. напитаться солнечным светом

Б. поменять батарейки

В. подкрепиться электрическим током

9. Как Электроник убежал от профессора?

А. через окно       Б. через дверь     В. телепортировался

10.  Какого цвета была куртка у Электроника?

А. серого     Б. зелёного     В. синего

11. Каким аппаратом воспользовался профессор для связи со своим знакомым?

А. радиопультом     Б. видеотелефоном       В. Пейджером

Ответы:  1б    2а     3в     4а     5б     6б     7а     8в     9а     10в     11б

Прием «Дерево вопросов»

— Сейчас мы с вами вырастим свое фантастическое дерево. На столах у вас имеется заготовка листочка, на обратной стороне которой вы, работая в паре, напишите один вопрос по содержанию текста. Потом этот листок прикрепите к нашему дереву (ствол дерева на магнитной доске).

— Кто желает ответить на эти вопросы?

— А мы все вместе оцениваем правильность составления вопроса и сам ответ. Листочки крепим обратно на дерево, но уже вопросом наружу.

— Посмотрите. У нас получилось фантастическое дерево? Почему его можно назвать фантастическим?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя
определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Фантазия – 1) способность к творческому воображению; само такое воображение; 2) нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное; 3) прихоть, причуда.

Фантазер – 1) человек, который любит фантазировать, мечтатель; 2) выдумщик, человек, который склонен фантазировать.

Фантастика – художественная литература,
а значит, что ее предметом всегда был и остается человек

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

Работа в парах

Зачитываются правильные ответы.

Выполняют тест. Выбирают правильные ответы.

Ученики по выбору учителя, подходят к дереву,  срывают листок с вопросом, зачитывают его и отвечают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector