Меню

Втрое меньше как пишется

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 25 января 2021 г.

Работнику, совмещающему работу с получением образования, должен быть предоставлен ученический или учебный отпуск. В одних случаях учебные отпуска оплачиваются исходя из среднего заработка работника, в других – не оплачиваются вовсе.

Основные правила предоставления ученического отпуска прописаны в Трудовом кодексе, статьях 173-177. Но кроме ТК РФ существуют и другие законодательные акты, на основании которых работник вправе пойти в отпуск в связи с обучением.

Условия для предоставления ученического отпуска

Учебный отпуск должен быть предоставлен работнику, если:

  • он получает образование соответствующего уровня впервые (ст. 177 ТК РФ);
  • он обучается по образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (ст. 173-176 ТК РФ);
  • он предоставил работодателю справку-вызов по установленной форме (утв. Приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1368). Такая справка выдается образовательной организацией, где учится работник (ст. 177 ТК РФ);
  • организация-работодатель – это основное место работы для обучающегося работника (ст. 287 ТК РФ).

Образовательные программы могут быть:

  • высшего профессионального образования – бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура, ассистентура-стажировка (ст. 173 ТК РФ);
  • среднего профессионального образования – обучение в техникумах, колледжах, профессиональных лицеях и т.д. (ст. 174 ТК РФ);
  • основного общего или среднего образования – обучение в школах, гимназиях и т.д. (ст. 176 ТК РФ).

С учетом сказанного выше, если ваш работник получает второе высшее образование, в том числе в связи с производственной необходимостью, и/или учится по программе, не имеющей госаккредитации, предоставить и оплатить ему отпуск вы можете, только если это предусмотрено трудовым договором с ним или вашим коллективным договором.

Вместе с тем если ваш работник успевает учиться сразу в двух образовательных учреждениях (да еще и работает), то учебный отпуск ему может быть предоставлен только в отношении одного из этих учреждений по выбору работника (ст. 177 ТК РФ).

Кстати, по соглашению с работодателем дополнительный учебный отпуск работника может быть присоединен к ежегодному основному оплачиваемому отпуску (ст. 177 ТК РФ). Но требовать их объединения работник не вправе.

Ученический отпуск: как оплачивается

Прежде чем переходить к вопросу о том, как оплачивается ученический отпуск в 2021 году, разберемся, какие именно учебные отпуска оплачиваются, а какие нет. Более того, оплачиваемые отпуска на сессию по Трудовому кодексу могут быть разной продолжительности. Все это, конечно, надо учесть до того, как приступать к оплате отпуска.

Оплачиваемые ученические отпуска по Трудовому кодексу.

Вид образования Форма обучения Цель предоставления отпуска и его продолжительность
Высшее профессиональное (бакалавриат, специалитет, магистратура) Заочная, очно-заочная Промежуточная аттестация (ст. 173 ТК РФ):
— на 1-ом, 2-ом курсе – по 40 календарных дней в учебном году (при освоении программы в сокращенные сроки – 50 календарных дней на 2-ом курсе);
— на каждом последующем курсе – по 50 календарных дней в учебном году.
Государственная итоговая аттестация – в пределах 4 месяцев в соответствии с учебным планом образовательной программы
Среднее профессиональное Заочная, очно-заочная Промежуточная аттестация (ст. 174 ТК РФ):
— на 1-ом, 2-ом курсе – по 30 календарных дней в учебном году;
— на каждом последующем курсе – по 40 календарных дней в учебном году.
Государственная итоговая аттестация – в пределах 2 месяцев в соответствии с учебным планом образовательной программы
Основное общее или среднее общее Очно-заочная Государственная итоговая аттестация по образовательной программе (ст. 176 ТК РФ):
— основного общего образования – 9 календарных дней;
— среднего общего образования – 22 календарных дня
Высшее профессиональное – послевузовское (аспирантура, адъюнктура,
ординатура, ассистентура-стажировка)
Заочная В течение календарного года – 30 календарных дней, а также дни, затрачиваемые на проезд до места нахождение образовательной организации и обратно. То есть работнику исходя из среднего заработка оплачивается и период отпуска, и дни в пути (ст. 173.1 ТК РФ).
Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени:
— кандидата наук – 3 месяца;
 доктора наук – 6 месяцев (ст. 173.1 ТК РФ, п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 409).
Отпуск предоставляется при наличии допуска к защите

Неоплачиваемые ученические отпуска по Трудовому кодексу в дополнение к оплачиваемым.

Вид образования Форма обучения Цель предоставления отпуска и его продолжительность
Высшее профессиональное (бакалавриат, специалитет, магистратура) Очная Промежуточная аттестация – 15 календарных дней в учебном году.
Сдача итоговых государственных экзаменов – 1 месяц;
Сдача итоговых государственных экзаменов вместе с подготовкой и защитой выпускной квалификационной работы – 4 месяца (ст. 173 ТК РФ)
Среднее профессиональное Очная Промежуточная аттестация – по 10 календарных дней в учебном году.
Государственная итоговая аттестация – в пределах 2 месяцев (ст. 174 ТК РФ)
Высшее профессиональное (бакалавриат, специалитет, магистратура) Любая Прохождение вступительных испытаний – 15 календарных дней.
Итоговая аттестация для слушателей подготовительных отделений вузов – 15 календарных дней (ст. 173 ТК РФ)
Среднее профессиональное Любая Прохождение вступительных испытаний – 10 календарных дней (ст. 174 ТК РФ)

Теперь непосредственно о расчете отпускных. Каждый день оплачиваемого учебного отпуска сотрудника должен быть оплачен исходя из среднего заработка работника, который определяется по тем же правилам, что и при расчете ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 139, 173-176 ТК РФ). Но в случае с ученическим отпуском оплате подлежат все входящие в него календарные дни, включая выходные и нерабочие праздничные дни (п. 14 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922).

Средний заработок, начисленный за дни учебного отпуска, должен быть выплачен работнику в стандартный для перечисления отпускных выплат срок – не позднее, чем за 3 календарных дня до начала отпуска (ст. 136 ТК РФ, Письмо Роструда от 30.07.2014 N 1693-6-1).

Заявление на ученический отпуск

Как уже было сказано выше, для предоставления учебного отпуска практически по любому из «ученических» оснований работник должен предоставить работодателю справку-вызов из образовательной организации. В некоторых случаях могут использоваться и другие документы для обоснования необходимости учебного отпуска. Например, если ваш работник собирается защитить диссертацию и получить ученую степень кандидата или доктора наук. В этом случае он предоставит вам выписку из решения диссертационного совета (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 409).

Но независимо от справки-вызова (выписки из решения совета) работник должен написать и заявление на отпуск. Если в заявлении указано такое же количество дней отпуска, как и в справке-вызове, или меньше, работнику должен быть предоставлен отпуск в соответствии с заявлением.

Если так получится, что за учебный год в соответствии со справками-вызовами вы должны будете предоставить работнику дополнительный отпуск суммарно на более длительный срок, чем это предусмотрено ТК РФ, то оплатить ему нужно будет дни отпуска в соответствии с ограничением по ТК, а остальные дни попадут в неоплачиваемый отпуск.

Учебный отпуск работника в кадровых документах

Предоставление дополнительного учебного отпуска работнику, естественно, требует определенного документального оформления.

Приказ. Как и в случае с ежегодными оплачиваемыми отпусками, необходимо издать приказ по форме N Т-6 (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1). В нем в разделе «Б» укажите, что работнику предоставлен дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка, даты его начала и окончания, продолжительность в календарных днях, количество оплачиваемых дней отпуска.

Табель учета рабочего времени. Дни отпуска в форме N Т-12 или N Т-13 (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1) должны быть обозначены следующими кодами:

  • если отпуск предоставляется с сохранением среднего заработка, то используется буквенный код «У» или цифровой код «11»;
  • если отпуск без сохранения среднего заработка – буквенный код «УД» или цифровой код «13».

Личная карточка работника. В ней делается отметка о дополнительном отпуске работника в разделе VIII.

Другие гарантии работникам, совмещающим работу и учебу

Один раз в год работодатель должен оплатить проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно работникам, которые успешно учатся по заочной форме обучения в организации:

  • или высшего профессионального образования – в размере 100% стоимости проезда (ст. 173, ст. 173.1 ТК РФ);
  • или среднего профессионального образования – в размере 50% стоимости проезда (ст. 174 ТК РФ).

Кроме того, работникам, совмещающим работу и обучение, может быть уменьшена продолжительность рабочего времени. Правила уменьшения зависят от уровня получаемого образования, формы обучения и т.д. (ст. 173-176 ТК РФ).

Особенности учебных отпусков

У дополнительных учебных отпусков есть свои особенности, о которых нельзя забывать работодателям. Перечислим некоторые из них.

Особенность 1. Если работник в период учебного отпуска заболел, то отпуск не продлевается. Поскольку он предоставляется на совершенно конкретные цели и на тот период, который указан в справке-вызове. Соответственно, за дни временной нетрудоспособности, приходящиеся на отпуск, пособие не выплачивается (пп. 1 ч. 1 ст. 9 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, пп. «а» п. 17 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375). Если же работник будет продолжать болеть и после того, как должен выйти на работу (по окончании учебного отпуска), то со дня, следующего за последним днем отпуска, ему должно быть начислено пособие (ст.183 ТК РФ, ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 13 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

Особенность 2. Учебный отпуск не может быть сокращен в связи с производственной необходимостью, т. е. работодатель не вправе предоставить работнику отпуск меньшей продолжительности, чем указано в справке-вызове. Исключение – работник по собственной инициативе пишет заявление на отпуск на более короткий срок.

Аналогичным образом – работодатель не вправе отказать работнику в предоставлении учебного отпуска при наличии справки-вызова из учебного заведения.

Особенность 3. Работника нельзя отозвать из учебного отпуска (ст. 125 ТК РФ). Иначе это привело бы к изменению продолжительности отпуска.

Особенность 4. Учебный отпуск нельзя заменить на денежную компенсацию. Такая замена противоречила бы целевому назначению отпуска.

logo kp

Более полную информацию по теме вы можете найти в

КонсультантПлюс

.

Бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Определение наречия

Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?».

У наречия особое грамматическое значение. Эта часть речи может обозначать три вида признаков в зависимости от того, к какой части речи относится в предложении или словосочетании.

  1. Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию:
    • запомнить (как?) наизусть,
    • стремиться (куда?) вверх,
    • сообщить (почему?) неспроста.
  2. Признак предмета — наречие примыкает к существительному:
    • путь (какой?) напрямую,
    • платье (какое?) наизнанку,
    • яйцо (какое?) всмятку.
  3. Признак другого признака — наречие примыкает к прилагательному, наречию, причастию:
    • потрясающе яркий,
    • очень хорошо,
    • вдвое больше.

Важно запомнить

Наречия — неизменяемые слова: не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний, не изменяются по родам и числам.

Грамматические особенности наречия

Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, разберем грамматические особенности, которые отличают его от других частей речи.

Неизменяемость наречий

Специфический морфологический признак наречия — это его неизменяемость. Она выражается в неспособности наречия образовывать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет специальных окончаний. Проверим:

  • гулять (как?) весело, гуляем весело, будем гулять весело;
  • крайне (в какой степени?) сладкий, крайне сладкого, крайне сладким.

По правилам могут изменяться глаголы и прилагательные, а наречия всегда сохраняют неизменную грамматическую форму. Конечные буквы наречий «о», «а», «е», «и», «у» — это не окончания, а словообразовательные суффиксы:

  • вытереть насухо;
  • стоять справа;
  • сидеть взаперти;
  • пить компот вприкуску.

Только наречия с суффиксом могут образовать формы степеней сравнения, которые при этом тоже не изменяются:

  • рано — раньше, более рано (раньше всех встать);
  • радостно — радостнее, более радостно (радостнее всех выглядеть).

Знаменательные и местоименные наречия

По функции все наречия можно разделить на знаменательные и местоименные. Если наречие обозначает признак действия, другого признака или предмета, оно считается знаменательным:

  • идти (как?) быстро;
  • стеснительный (в какой степени?) чрезмерно;
  • улыбка (какая?) невзначай.

Ряд наречий только указывают на признак, конкретно его не называя. Это местоименные наречия:

  • идти (куда?) туда;
  • (в какой мере?) нисколько не стеснительный.

У местоименных наречий есть своя градация:

Определительные наречия выражают определительно-количественные признаки действия, признака или предмета. Эти слова поясняют глаголы, существительные, прилагательные, наречия и слова категории состояния:

  • лететь (как?) высоко;
  • прыгнув (куда?) вверх;
  • (в какой степени?) очень симпатичный;
  • взгляд (какой?) исподлобья;
  • (в какой мере?) совершенно секретно.

В предложении определительные наречия могут быть обстоятельством или определением.

Обстоятельственные наречия выражают только признак действия. Такие наречия примыкают к глаголам и обозначают различные условия, обстоятельства осуществления действия:

  • нырнуть (куда?) вглубь;
  • светит (когда?) днем;
  • сказать (с какой целью?) в шутку;
  • задеть (по какой причине?) сослепу.

В предложении такие наречия выступают в роли обстоятельства.

Классификация наречий по способу образования

Кроме разрядов по значению, наречия можно классифицировать по способу образования:

  • суффиксальный: быстрый — быстро, творческий — творчески;
  • приставочно-суффиксальный: сухой — досуха;
  • приставочный: хорошо — нехорошо, куда — никуда;

Возможно сложение разных видов:

  • сложение слов: еле, еле — еле-еле;
  • сложение с первым элементом полу-: полулежа; полусидя;
  • сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом; половина, сила — вполсилы.

Правописание наречий с дефисом

Через дефис пишутся:

  • наречия на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи с приставкой по- (по-другому, по-хорошему, по-русски);
  • в наречиях на -ых, -их с приставкой во-, в-, которые образованы от порядковых числительных (во-первых);
  • в неопределенных наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то);

Еще дефис используют, когда есть:

  • повторение слов и основ слов (еле-еле, волей-неволей, как-никак);
  • сочетание синонимических слов (нежданно-негаданно).

Приставка по- пишется слитно:

  • в наречиях, которые образованы от прилагательных с помощью приставки и суффиксов -у, -еньку, -оньку (попросту, потихоньку);
  • с формами сравнительной степени наречий (повыше);

Слитно пишутся наречия, которые образованы:

  • соединением предлогов с наречиями (извне, навсегда);
  • соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое, втрое);
  • соединением предлогов с полными прилагательными (вкрутую);
  • соединением предлога и существительного (наверх, вследствие);
  • через соединение предлога с вопросительными и указательными местоимениями (почему, отчего).

Раздельно пишутся наречия, образованные из предлога в и полного прилагательного с первой гласной буквой (в открытую).

Синтаксическая роль наречий

Как мы помним, наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета.

В предложении наречия чаще всего выполняют функцию обстоятельства, реже — определения или сказуемого. К этому второстепенному члену предложения можно задать обстоятельственные вопросы: «где?», «как?», «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?».

Роль наречия в предложении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector