Меню

Дагестанские народные сказки для детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»

Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

Основная цель: Развитие нравственно – патриотического воспитания, путём изобразительного творчества дошкольников через сказку, сказочный образ.

Задачи: . Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей при помощи сказок; . Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке основные черты и характерные особенности персонажей сказки; . Воспитывать нравственно – патриотическое воспитание и любовь к произведениям народного творчества.

Средства для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов множество, но я решила взять в помощь именно сказку, как могучее, действенное средство нравственного — патриотического воспитания детей. Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивая себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания как у него, бывают и у других. А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами. Дети активно познают окружающий мир и пытаются отображать его в своей естественной деятельности, в изобразительном творчестве. Изобразительная деятельность выступает как способ выражения различных эмоций, отрицательных, негативных, или положительных, позитивных. В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как: Сказка «О рыбаке и рыбке» Самое сильное испытание для человека – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. В сказке высмеивается жадность и зло, а зло не существует само по себе, а придумано в противовес добру. Если бы старуха была чуткой и благородной, то разве мы бы узнали, как щедра и благородна Золотая рыбка? Сказка «Репка». учит трудолюбию и взаимопомощи. Здесь заложена не только мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Маленькая мышка из русской народной сказки служит хорошим примером, что в «командной игре» важен каждый — как дед (глава семьи), так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим), и даже самый маленький зверек, традиционно считающийся вредителем. Объединенная и сплоченная семья — еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Сказка «Гуси – Лебеди» Детей сказка учит слушать взрослых, уважать родителей, помогать младшим, выручать от беды и быть добрым — на добро отвечать добром. Сказка «Лиса и журавль» помогает понять хитрость и обман Сказка учит ценить дружбу, в отношениях думать о друге, а не только о себе. Из-за эгоизма лисицы она потеряла друга. Журавль «отблагодарил» ей тем же. Недаром сказка заканчивается пословицей: как аукнется, так и откликнется. Сказка «О царе Салтане» Милосердие — один из основных качеств героев сказки. Милосерден царь Салтан, царица, их сын князь Гвидон, Царевна Лебедь. Милосердие проходит непростое испытание в прощении к раскаявшимся грешницам — ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе: «Царь на радости такой отпустил всех трех домой». Именно милосердие персонажей сказки приводит их к счастливому финалу. Сказка «Под грибом» В. Сутеева Главную мысль сказки «Под грибом» можно раскрыть с помощью краткой поговорки «Друзья познаются в беде». Ведь в жизни каждому придется и на помощь друзей рассчитывать, и руку помощи друзьям протягивать. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду. Завершить хотелось бы словами В.А. Сухомлинского «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

           Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 «Ласточка»

ОД для детей старшего дошкольного возраста на тему

«Формирование этнокультурной осведомленности посредством духовно-нравственного воспитания»

к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа диалога культур»

Подготовила: Григорьева Татьяна Алексеевна

(воспитатель высшей квалификационной категории)

2017 – 2018 учебный год

с. Акатьево

Цели: 

Формирование этнокультурной осведомленности детей посредством духовно-нравственного воспитания.

Задачи: 

— Закреплять и расширять представление о России.

— Дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России.

— Способствовать формированию у детей интереса к народам России.

— Познакомить с особенностями разных народных культур.

— Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.

— Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

— Расширять активный словарь детей.

— Развивать композиционное умение ритмично располагать одинаковые формы в ряд; использовать полученные умения и навыки при выполнении коллективной аппликации; поощрять проявление творчества.

Предварительная работа:

Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна в которой мы живем. Природа России», «Народы России», «Народные промыслы народов России», «Народные костюмы», «Народные праздники».

Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, башкирские, карельские, татарские, нанайские, чукотские, дагестанские, якутские, эвенские и т.д.)

Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов.

Разучивание подвижных игр народов России: «Вестовые» (якутская н. и.); «Ручеек», «Горелки», «Золотые ворота» (русские н. и.); «Липкие пеньки» (башкирская н. и.), «Тимербай» (татарская н. и.) и др.

Рассматривание предметов народных промыслов России.

Оборудование и пособия:  ноутбук; интерактивная доска; презентация к занятию, запись народных мелодий, тюбетейка для игры «Тимербай», материал для продуктивной деятельности, угощение.

Методы и приемы:

Метод сравнения, элементарного анализа, метод вопросов, игровые приемы, беседа, сюрпризный момент.

Формы и виды организации детской деятельности:

Двигательная, игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Ход ОД:

(Дети заходят в зал, здороваются с гостями.) ( Слайд 1)

Воспитатель: Ребята, давайте через ладошки передадим тепло наших сердец друг другу.  Чувствуете, как это тепло согревает наши руки, распространяется по всему телу,  наполняя его добром и хорошим настроением. Сохраните его в своем сердце.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, о чем мы сегодня будем разговаривать? Для этого надо разгадать кроссворд. (Интерактивная доска.) (Слайд 2) Слушайте загадки:

1) Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит? (Река)

2) На одном конце чудак — на другом конце — червяк. (удОчка)

3) Всё кружатся и летают, а, присев на руку, тают. (Снежинки)

4) Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда всем спать, а когда вставать. (чаСы)

5) Умная, но не живая. Учит, но немая. (кнИга)

6) Когда он нужен — его выбрасывают, а когда не нужен — поднимают. (Якорь)

Воспитатель: Какое слово получилось в выделенных клетках? (Ответы детей.) Правильно — Россия, название нашей Родины. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

Ребенок:

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки красивые в пламени синем

Тебя по-славянски назвали — Россия.

(Дети садятся на стулья. Рассматривание карты России.) (Слайд3)

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

1. Наша страна называется … (Россия).

2. Наша страна очень … (большая, огромная).

3. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

4. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна — это не только леса, поля, реки и города. Страна — это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много.

Люди, каких национальностей живут в нашей стране?

Дети: Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, мордва, чеченцы и др.

Воспитатель (показывает на карте): Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары живут в средней полосе России. Чукчи, нанайцы, эвенки — на севере, осетины, ингуши — на юге страны.

    Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции, религию. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои игры, песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина — Россия. (Слайд 4)

Воспитатель: Ребята, хотите поиграть? Давайте поиграем с вами в татарскую народную игру «Тимербай».

Физкультминутка. Татарская народная игра «Тимербай».

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. На голову водящего надевается тюбетейка. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Примечание: движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. (Дети садятся на стулья.)

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны. (Фоном идет музыка данного народа.) (Слайд 5)

    Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди… чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая и удобная, ведь на севере так холодно! Как вы думаете? из чего должна быть сделана одежда жителей Севера? (ответы детей) Правильно, она сделана из оленьих шкур. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. (Слайд 6) Народный промысел чукчей — это резьба по кости, шитьё одежды из меха. (Слайд 7) Любимое блюдо — строганина — блюдо из замороженной рыбы или оленины. (Слайд 8) Традиционные праздники — праздник «Байдары», праздник «Оленя», праздник «Кита». У народов Крайнего севера очень острое зрение, ведь им приходится охотиться и гонять стада оленей по бескрайним просторам тундры. Они постоянно тренируют свои глаза. Давайте мы тоже попробуем это сделать.

Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!

Воспитатель: Самый многочисленный народ в России – это люди русской национальности. Давайте рассмотрим национальную одежду русского народа. Какие основные элементы  русского костюма у женщин и мужчин вы можете назвать? (Слайд 9)

Дети: сарафан,  фартук, рубашка, кокошник, платок у женщин, рубаха, пояс, штаны, сапоги у мужчины.

Воспитатель: Русские люди очень трудолюбивый народ и никогда «не сидели, сложа руки», не бездельничали. Какие русские народные промыслы вы знаете? (Слайд 10)

Дети: Дымовские, филимоновские, каргопольские игрушки, хохломская, городецкая посуда, палехские шкатулки, жостовские подносы, матрёшки.

Воспитатель: Какие национальные русские блюда вы знаете, и наверняка любите? (ответы детей). Любимым национальным блюдом русского народа являются  щи, пироги, блины, пельмени. (Слайд 11)   А какие русские народные праздники вы знаете?

Дети: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица», «Осенины». (Слайд 12)

Воспитатель: Посмотрите, это татарский национальный костюм. (Слайд 13) Одежда мужчин и женщин состоит из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевается безрукавный камзол. На голове у мужчины тюбетейка, у женщин — вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. На ногах — кожаные сапоги с мягкой подошвой. (Слайд 14) На протяжении многих веков традиционными промыслами татар являются ювелирное искусство, кожаная мозаика, ткачество, валяльно-войлочный промысел. (Слайд 15) У татарского народа есть праздник Сабантуй — это праздник окончания посевных работ. (Слайд 16) На празднике принято готовить плов, эчпомчак, кузикмяки, вкусные сладости, например чак — чак.

Воспитатель: А какой красивый мордовский национальный костюм. (Слайд 17) У женщин — рубаха без воротника, которая красиво украшается. Она подпоясывается красивым поясом — пулайем. Сверху надевается сарафан. На голове – высокая шапочка, украшенная бисером и вышивкой. На ногах лапти. Мужской костюм схож с костюмом русских молодцев, по-простому — рубаха и штаны. Такую рубаху никогда не заправляли в штаны, а просто подпоясывали.  Пояс украшается пряжкой из металла и камней. К поясу прикрепляется оружие. (Слайд 18) У мордвы и русских праздники одинаковые.  Есть еще у мордовского народа праздник «Балтай». Все обращается за помощью к главному господину леса – Медведю. (Слайд 19) Любимые блюда мордвы – это пшеничные блины, пирог с мясом, молочная каша, пампушки. (Слайд 20) В Мордовии женщины любят работать с бисером, вышивать, делать кукол, мужчины занимаются резьбой по дереву.

    Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Воспитатель: У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Почему?

Дети: Потому что русский — государственный язык России.

Воспитатель: Правильно. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

    Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем?

Дети: В сказках добро побеждает зло, они учат детей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Воспитатель: Какие народные сказки вы знаете? (Слайд 21)

Дети: 

— «Матти — весельчак» — карельская сказка

— «Перя — богатырь» — Коми;

—  «Как я пчел караулил» — марийская сказка;

— «Тюляк, сын  Сари — Маркаса» — башкирская сказка;

—  «Шейдула — лейтяй»- дагестанская сказка;

—  «Как собака друга искала»- народы севера;

— «Кит и олень» — чукчи;

— «Девушка — хвощина» — якутская сказка;

— «Росомаха и лисица» — эвенкийская сказка;

—  «Айога» — нанайская сказка.

Воспитатель: Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом, не ссорятся, всегда приходят друг к другу на помощь.

    Ребята, какие пословицы о дружбе вы знаете? (Слайд 22)

Дети:

1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Один за всех, и все за одного.

4. Человек без друзей, что дерево без корней.

5. Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.

6. Недруг поддакивает, а друг спорит.

7. Дружба – самое, дорогое сокровище.

8. Дружба  дороже денег.

9. Без друга в жизни туго.

10. Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

Воспитатель: Ребята, а в нашем селе Акатьево проживают люди разных национальностей? (ответы детей). Все живут мирно и дружно независимо от своей национальной принадлежности и вероисповедания. А сейчас я предлагаю вам сделаем плакат «Дружба народов России».

Аппликация «Дружба народов России».

Воспитатель: Прежде, чем начать работу, давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Народы России».

Живут в России разные народы

С давних пор,

Одним – тайга по нраву,

Другим – родной простор.   (Руки вперед, пальцы соединить.)

Один – рыбак с рожденья,   (Ладони имитируют плаванье рыбки.)

Другой – оленевод                (Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой.)                                                                         

Одни кумыс готовит,           (Круговое поглаживание живота рукой.)

Другой готовит мед.            (Тыльной стороной ладони вытирают рот.)

Одним милее осень.             (Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.)

Другим – милей весна.         (Приседают, поглаживают «траву».)

А Родина – Россия.

У нас у всех одна.                 (Берутся за руки и делают «Домик».) 

Воспитатель: Ребята,   на столе лежат вырезанные вами заранее фигурки человека. Фигурки из цветной бумаги, что символизирует разнообразие народа нашей страны. Теперь давайте наклеиваем их на наш плакат так, чтобы фигурки держали друг друга за руки и располагались вокруг российского флага. (Работа детей.) 

Воспитатель: Посмотрите, какой дружный получился хоровод. (Показ плаката гостям.)

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, о чем мы сегодня беседовали, и что нового вы узнали?

Дети: В России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Мы рассмотрели национальные костюмы, познакомились с традициями и культурой разных народов.

Воспитатель: Мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

Ребенок:

За руки возьмемся

Встанем в круг

Каждый человек, человеку друг

За руки возьмемся

Пусть пойдет

По земле огромный хоровод.

Хоровод «Дружба».

Воспитатель: И в заключение нашей встречи, я хочу угостить вас, ребята, и наших гостей татарским национальным блюдом – «Чак – чаком» и дагестанской «Пахлавой». (Дети угощаются сами и угощают гостей.)                          

Роль
сказки в развитии речи детей дошкольного возраста.

Однажды Альберта Эйнштейна спросили,

как мы можем сделать наших детей умнее.

Его ответ был простым и мудрым.

Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны,

сказал он, читайте им сказки.

Если вы хотите, чтобы они были еще умнее,

читайте им еще больше сказок.

Он понимал ценность чтения и воображения.

Альберт Эйнштейн

Одним из основных показателей уровня
развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи.

Основная задача речевого развития ребенка
дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка и
развитие коммуникативных способностей.

Однако, в настоящее время педагоги все
чаще сталкиваются с проблемами речевого развития детей дошкольного возраста. У
многих детей наблюдается задержка речевого развития, нарушение речи,
звукопроизношения, недостаточное развитие устной речи и малый словарный запас.
У старших дошкольников имеет место быть неумение выстраивать высказывания в
логической последовательности, отсутствует культура общения.

В основе возникновения данных нарушений
стоят следующие причины: слабое здоровье; замена общения со сверстниками и
взрослыми телевидением и компьютерами; речевые особенности взрослых в окружении
ребенка: речь непонятная, торопливая, билингвизм; неблагоприятное социальное
окружение. Отсутствие активного участия родителей в речевом развитии детей. Все
это показывает, что увеличивающиеся нарушения развития речи в наше время
объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися
социально-культурными условиями, в которых растут дети. Родители все меньше
времени уделяют своим детям, не понимая, как важно непосредственное участие
взрослого в практической деятельности маленького человека. Помимо бытового
общения очень важную роль в речевом развитие играет чтение книг.

Сказка – один из наиболее доступных для
детей жанров художественной литературы. В процессе слушания, придумывания и
обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного
существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и
принятия решений. Слушая и воспринимая сказки, дети познают народную мудрость,
что такое добро и зло, что правильно, а что неправильно, учатся сопереживать,
общаться. Дети настолько любят сказки, что просят рассказать им одну и туже
сказку по много раз. Запоминая их, пересказывают, что способствует формированию
звуковой выразительности речи, дикции, фонематического восприятия и словаря.

Необходимо правильно подбирать сказки,
тогда они будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия,
запоминания и интерпретации услышанного. Начиная с 3-х лет детям больше
нравится слушать сказки о животных, о их взаимодействии с людьми. В возрасте
5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми , поэтому больше
восприимчив к сказкам «с человеческим лицом». Основной целью в этот период
является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок. И лучше
всего для этого подходят русские народные сказки!

Всегда важно грамотно настроить детей на
восприятие сказки, провести с ними вступительную беседу. Во время нее
необходимо объяснить, что сейчас детям представится возможность почувствовать
себя героями всеми любимой сказки. Также необходимо правильно «войти» в сказку,
подготовить детей к началу волшебного путешествия. После первого неторопливого
и эмоционального прочтения сказки необходимо объяснить детям значение
непонятных слов и выражений, внимательно рассмотреть картинки, назвать
персонажей сказки, обсудить черты характера героев. Далее предложить ответить
на вопросы, составленные в соответствии с последовательностью сюжета сказки.
Вопросы помогут детям задуматься и быстро запомнить текст, чтобы потом более
точно передать его. На следующий день желательно еще раз прочитать сказку и
предложить пересказать ее, используя картинки, иллюстрации. Можно раздать
каждому ребенку героев сказки и попросить обыграть ее. Если ребенок
затрудняется, нужно подсказать начало предложения, задать наводящие вопросы,
частично пересказать самим. Главное, чтобы каждому ребенку нравилось это
занятие, чтобы оно не вызвало у него отрицательных эмоций. Для этого необходимо
хвалить и подбадривать каждого малыша, тактично исправлять ошибки.

Во время обыгрывания сказки дети вживаются
в свои роли, интересуются событиями, им становится интересным ведение диалога.
Каждый ребенок учится самостоятельно проговаривать подготовленный им текст.

Развитие речи сказками включает в себя ряд
последовательных действий и приемов, в число которых входит режиссерская,
словесная игра и комментирование, пантомима, музыкальные и ритмические загадки.
Часто бывают эффективными совместная импровизация, фантазирование с помощью
музыки и речевые игры. Таким образом, работа над сказкой может содержать
следующие этапы:

• Слушание сказки.

• Пересказ детьми сказки по частям, по
ролям, по цепочке, проговаривая хором (с использованием наглядного материала).

• Рисование и лепка сказочных героев и
озвучивание их.

• Повторный пересказ с помощью
пальчикового, настольного или кукольного театров.

• Разгадывание загадок.

• Заучивание наизусть стихотворений и
песен.

• Театрализация сказки.

Данные этапы были апробированы и показали
хороший результат в педагогической деятельности.

По технологии Н.В. Веракса, А.Н. Веракса,
работа над одной сказкой проходит на протяжении не менее восьми занятий:

1. Чтение сказки и ответы на вопросы.

2. Раскладывание картинок.

3. Замещение персонажей сказки.

4. Моделирование сказки.

5. Разыгрывание сказки.

6. Рассказывание фрагментов сказки.

7. Рассказывание всей сказки.

8. Разыгрывание сказки.

Словарная работа со сказкой как с
художественным образом и системой знаний о мире формирует у дошкольников
активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает
основу его творческих способностей. В процессе приобретения умений узнавать и
пересказывать сказки, называть героев и озвучивать их, у детей повышается
речевая активность. Прослушивание и понимание сказок помогает каждому ребенку
словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения.

В настоящее время в связи с внедрением
федеральных государственных образовательных стандартов очень важна
преемственность в воспитании ребенка между педагогами и их родителями. Поэтому
вся вышеперечисленная работа с детьми проводится совместно. Взаимодействие
детского сада и семьи является получением наилучших результатов в достижении
любых целей. Тем более каждый родитель хочет, чтобы его ребенок говорил четко,
внятно, красиво.

Дети, с которыми ежедневно родители дома,
а воспитатели в детских садах рассматривали книги, читали, рассказывали и
пересказывали стихи и сказки, прежде всего полюбили книги. У детей пополнился
словарный запас, устная, диалогическая, монологическая речь стала насыщеннее,
появилась инициатива в общении, а это является характеристиками целевых
ориентиров речевого развития.

Дети 5 лет способны самостоятельно
сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок.

Старшие дошкольники справляются с более
сложными заданиями.

Сказка может служить привычным шаблоном и
для различных речевых упражнений. Можно придумывать задания на формулировку
предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.

Например, для детей младшего возраста
интересно формировать сказочную карету, которая отправится в путь, если только
дети выполнят определённые задания. Каждому посетителю кареты даётся
индивидуальное задание для объяснения и рассуждения.

• Кто расскажет, в какие необыкновенные
места мы направляемся

• Какие волшебные слова нужно произнести,
чтобы карета отправилась в путь

• Кто назовет, какие подарки можно
привезти своим друзьям из сказочной страны

В старшем возрасте сказка поможет
восприятию буквенно-звукового состава слова. Например, расселение сказочных
героев в Теремок. Предложите старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца,
Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у
которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся
количеством букв. В подводный Теремок уместнее заселять: Карася, Окуня, Щуку,
Сома; в ягодный: иных жителей.

Подобные игры со сказочным контекстом
являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые
навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и
звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.

С древних времен сказка является
неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным
языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка
намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать
малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям и педагогам придется
вспомнить главный язык детства — мудрую и очень интересную сказку. Сказка в
жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью детишки очень рано
начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является
лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.,

Литература:

Гасанова Л. Н., Гасанова Р. Х. «Речевое
развитие детей дошкольного возраста» УФА 2016 г.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы
работы со сказками. — СПб.: Речь, 2006 г.

Куликовская Т. А. «Сказки-пересказки.
Обучение дошкольников пересказу» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012 г.

Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой»
Харьков «ФОЛИО» 1997 г.

Шиян О. А. «Развитие творческого мышления.
Работа по сказкам» М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2013 г.

Пословицы и поговорки о труде и лени с пояснениями для детей

С работой не стоит торопиться; еще успеется, есть занятия поважнее. Так обычно говорит тот, кто не спешит с выполнением какого-либо дела, откладывает его.

Делу время, а потехе час.

Основное время надо посвящать делам, работе, а забавам, веселью отводить только досуг.

Лиха беда начало.

Вариант. Лиха беда почин.

Похожая по смыслу. Хорошее начало — половина дела.

Всегда очень трудно начинать какое-нибудь дело, даже если знаешь, что это необходимо. Поэтому так важно начать, причем вовремя, дальше пойдет легче и успех будет гарантирован. Слово «лихой» имеет тут значение решительный, молодецкий, удалой.

Конец — делу венец.

Варианты. Конец — всему делу венец.

Конец дело венчает.

Не диво дело начать — диво кончить.

Кончил дело, гуляй смело.

Так с удовлетворением говорят, когда благополучно завершено большое трудное дело и можно отдохнуть. Венец — это головной убор, корона, которой венчают во время торжественного обряда.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Похожая по смыслу. Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Любое дело требует усилий; для получения результата нужно потрудиться, иначе никакого дела не сделаешь.

Больше дела — меньше слов.

Лучше больше сделать, чем много обещать. Если есть работа, много говорить некогда.

Глаза боятся, а руки делают.

Этой пословицей можно подбодрить того, кто принимается за сложное дело, которому не видно конца. Кажется, что с этой работой невозможно справиться, но, начав ее, понимаешь, что преодолеть трудности все-таки можно.

Пословицы народов мира

• Много работающий долго живет (осетинская’).

• Дураку сон сладок, умному труд дорог (эстонская).

• Человека узнают не по речам, а по делам (чувашская).

• Ни одной овцы волк лежа не поймал (немецкая).

• Не бойся медлить, бойся остановиться (китайская).

Не в свои сани не садись.

Эта пословица является предостережением о том, что лучше не заниматься делом, которого не знаешь. Также не стоит пытаться занимать место, которое тебе не предназначено.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Если берешься сразу за несколько дел (обычно очень выгодных), то, скорее всего, ни одно из них не сможешь сделать хорошо или довести их до конца. Лучше сосредоточиться на выполнении одного дела.

Кто не работает, тот не ест.

Похожие по смыслу. Не потрудиться, так и хлеба не добиться. Работать не заставят, так и есть не поставят.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Используется как призыв к работе, адресованный ленивому, нерадивому человеку или как объяснение того, почему он ничего не получил. Пословица известна многим народам.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Эта пословица — призыв довести начатое дело до конца, когда человек, столкнувшись с трудностями, готов сдаться перед ними. А еще так говорят, если кто-то не может отказаться от взятых на себя обязательств, несмотря на то что возникли проблемы. Гуж — часть конской упряжи, которую нужно сильно натягивать. «Дюж» означает «дюжий», то есть очень сильный.

Кто везет, того и погоняют.

На того, кто безропотно выполняет любую работу, как правило, и взваливают больше всего. Ведь погонять того, кто не хочет везти груз, намного сложнее.

Дерево смотри в плодах, а человека — в делах.

О человеке следует судить по поступкам, по результатам его дел, его внешность и слова могут быть обманчивыми.

Не боги горшки обжигают.

Вариант. Не святые горшки лепят.

Так говорят, когда хотят подбодрить человека, который начинает новое дело и сомневается в том, что он с ним справится.

Обжигать горшки — значит подвергать их воздействию огня, чтобы придать им твердость, прочность.

Трутням праздник и по будням.

Похожая по смыслу. У ленивого Емели семь воскресений на неделе.

Бездельники никогда не работают, а потому у них каждый день — как праздник (в стародавние времена крестьяне не работали только по воскресеньям и в праздники). В этой поговорке ленивого человека называют трутнем, поскольку в пчелиной семье трутни — это нерабочие пчелы.

Труд человека кормит, а лень портит.

Похожая по смыслу. От лени человек хворает, а от труда делается здоровым.

Трудом человека создано все на земле, и сам человек совершенствует себя, трудясь. От безделья же и лени он теряет свои навыки и умения, притупляются все его чувства.

Сегодняшней работы на завтра не откладывай.

Похожая по смыслу. Отложишь на день, на все десять затянется.

Всегда нужно стараться сделать работу как можно быстрее; если ее отложишь, то выполнение может затянуться очень надолго. Чем раньше начнешь, тем быстрее закончишь.

Не испортив дела, мастером не будешь.

Все приходит с опытом, поэтому, чтобы стать мастером, придется много трудиться, и на этом тернистом пути будут и ошибки, в этом нет ничего страшного. Главное — осознать их и научиться делать правильно.

Ест за вола, а работает за комара

Так пренебрежительно говорят о том, кто увиливает от работы, о лодыре.

Заработанный ломоть лучше краденого каравая.

Похожая по смыслу. Лучше честным трудом добытая черствая корка, чем сдобный пирог, да краденый.

Зарабатывать на жизнь нужно честным трудом. Пусть у тебя будет не так много всего, зато ты будешь спокойно спать. Добытое неправедным путем добро счастья не приносит.

Какие труды, такие и плоды.

Похожая по смыслу. Что заработал, то и получил.

Результат труда зависит от приложенных усилий. Часто неудачи и проблемы, преследующие человека, являются результатом его поведения.

Поработаешь до пота, так покушаешь в охоту.

Чтобы достичь успеха и благосостояния, нужно усердно трудиться.

Кто любит труд, того люди чтут.

Трудящийся человек всегда пользуется почетом и уважением. Поэтому надо начинать работать, помогать родителям с детства, стараться узнавать больше о профессиях, тогда, когда вырастешь, сможешь выбрать себе любимое дело.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

За все удовольствия приходится платить. Поэтому нужно помнить, что после приятных минут в жизни наступают такие, когда тебя могут ожидать хлопоты и даже неприятности.

Терпенье и труд все перетрут.

Чтобы достичь результата, надо не только приложить много труда, но и уметь терпеть. Нельзя опускать руки. Преодолевая все трудности, нужно настойчиво идти к своей цели.

Это интересно

Мелкая сошка. Это выражение ассоциируется у нас с сохой — орудием землепашца, которое «мелко пашет». Но у слова «соха», «сошка» было и еще одно, давно исчезнувшее значение: так именовалось определенное пространство земли, с которого рассчитывали и взимали в старой Руси налоги. Чем беднее был земледелец, тем мельче была его доля в «сохе». Поэтому о таком пахаре более состоятельные соседи и говорили пренебрежительно «мелкая сошка». Позже этим выражением стали иронически называть вообще людей незначительных, не имеющих никакого влияния, веса в обществе.

Пословицы и поговорки про лень для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ: сборник лучших пословиц с объяснением смысла. Какие есть и как найти пословицы и поговорки про лень для детей?

Русские пословицы и поговорки – это достояние народа, которое складывалось на протяжение нескольких веков, обобщало опыт людей и их мудрость. Эти небольшие изречения имеют легкую форму. Зачастую они состоят из 2 частей, которые хорошо рифмуются.

Люди порой даже не замечают, какое количество подобных фраз они знают и используют в собственной речи каждый день. Ведь подобные словосочетания дают возможность иллюстрировать мысли, подчеркивать их значимость и значение.

Популярные русские народные пословицы и поговорки про лень: сборник с объяснением смысла

Популярные пословицы и поговорки не имеют в своем составе ненужных слов. Их смысл понятен даже детям. Если исключить из данных высказываний хоть одно слово, выражение способно потерять собственный смысл.

С чем же можно сравнить поговорки и пословицы?

  • На хорошие и верные советы, проверенные и подкрепленные большим жизненным опытом. В практике сегодня можно повстречать огромное число мнений. Их тяжело распознать, узнать, являются ли они правильными в определенной ситуации.
  • Как правило, во многих пословицах содержится ответ на определенный вопрос. Следовательно, и обсуждению данный вопрос не подлежит.

Дабы понять контекст поговорок и пословиц, необходимо их правильно слушать и воспринимать. Однако не каждый человек может их молниеносно уловить. Многие люди очень часто проигрывают в своей голове то, что было сказано, чтобы ощутить всю изюминку.

  • «Где работают — там густо, а в ленивом доме — пусто» — у того человека, который работает, в доме всегда есть все: еда, одежда, необходимые предметы. А вот у ленивого этого ничего нет.
  • «У лентяя Федорки всегда отговорки» — ленивый, который не работает и не желает что-то делать, найдется повод, дабы уйти от работы.
  • «Отсталый да ленивый всегда позади» — только ленивые и отсталые люди ничего не имеют. Они не добиваются того, к чему стремятся, а, соответственно, остаются постоянно ни с чем.
  • «У ленивого — что на дворе, то и на столе» — человек, который не желает работать в огороде и саду, не сможет летом приготовить заготовки. Соответственно, зимой ему нечего будет доставать из подвала или погреба.
  • «У лодыря что ни день, то лень» — ленивый человек ежедневно откладывает важные дела, которые смог бы сделать сегодня.
  • «Большой говорун — плохой работник» — человек, который постоянно болтает, не успевает работать, а потому остается ни с чем.
  • «Лентяй да шалопай — два родных брата» — речь касается тех работников, которые не могут достичь необходимого результата или тех, кто несерьезно относится к собственной жизни.
  • «Длинная нитка — ленивая швея» — только ленивые швеи оставляют в иголке длинную нитку. И все потому, что короткая нитка быстро заканчивается, ее необходимо чаще вдевать в ушко иглы.

Поговорки

  • «Проглотить то хочется, да прожевать лень» — если человек хочет чего-то добиться, но ему лень, он этого никогда не сделает. Желательно, вообще не браться за эту работу.
  • «У него дело из рук валится» — у того или иного человека не получается сделать работу, например, приготовить вкусный ужин или обед, пошить платье, пришить пуговицу.
  • «Лень прежде нас родилась» — так говорится о том человеке, который постоянно ленится, отказывается трудиться. То есть, перед рождением такого человека на свет появилась его лень, а уже после этого он.
  • «Лежит на боку, да глядит на реку» — ленивый человек отказывается работать. Он постоянно отдыхает, мечтая, что когда-то будет жить хорошо. Но бездельем так он не сможет добиться положительных результатов.
  • «Кто ленив, тот и сонлив» — пословица о человеке, который все время ленится. Следовательно, он постоянно находится в сонном состоянии.
  • «Хорошо ленивого по смерть посылать» — смысл данной пословицы заключается в том, что ленивый человек все делает медленно, во время работы он старается потянуть время. Вот почему лучше, чтобы именно ленивый решил пойти за смертью, поскольку он за ней будет долго ходить.

Пословицы и поговорки о лени и безделье для дошкольников

Примеры пословиц:

  • Пчелка маленькая, да и та трудится.
  • Языком говори, а руками делай!
  • Хорошо делай — хорошо будет!
  • Ленивому Ванюшке лишь бы спать, да кушать плюшки.
  • Хорошо б пилось да елось, а работать не хотелось.
  • С ленью меда не поешь.

Пословицы и поговорки о лени и безделье.

Самые интересные пословицы и поговорки про лень для детей: сборник с объяснением смысла

Как было сказано немного выше, поговорки и пословицы необходимы для определенных ситуаций. Человек рад, что существует и живет, работает, имеет хорошую карьеру, деток, большую семью. Но, когда человека касается неудача, ему на помощь придет пословица или поговорка. Именно они будут служить в качестве наставников, к которым человек обязательно прислушается.

Но почему же так интересны пословицы?

  • В школах преподаватели объясняют детям, какой именно они имеют смысл и чему учат, дабы со временем не совершать много ошибок. На кружках и дополнительных уроках учителя советуют школьникам запоминать пословицы и поговорки. И подобная практика помогает в будущем подрастающему поколению.
  • Взрослые люди, когда используют такие высказывания, регулируют нестандартные ситуации. Пословицы и поговорки в какой-то степени считаются, как психологическая составляющая.

Разумные слова
Теперь приведем вам список самых интересных и необычных пословиц и поговорок:

  • «Ленивые руки не родня умной голове» — у ленивого человека, к какой бы работе он не притронулся, никогда ничего не получится. Здесь даже человеку на помощь не смогут прийти его ум и сообразительность.
  • «Человека лень не кормит, а здоровье только портит» — бездельнику и ленивому человеку не сможет принести его лень пользу. Из-за нее он станет более слабым, а потому и здоровье у него значительно испортится.
  • «От лени человек хворает, а от труда делается здоровым» — данная пословица очень похожа не ту, которая шла перед ней. То есть, если человек будет ленивым, он будет очень часто болеть. Но, а если он будет трудиться, никогда не заболеет.
  • «Леность наводит на бедность» — человека, который не работает, постоянно бездельничает, ожидает в будущем бедность.
  • «Ленивого и по платью узнаешь» — пословица о том, что у ленивого человека и одежда всегда выглядит неряшливо. И все потому, что ему просто лень за ней ухаживать.
  • «Кабы лентяй на печи не лежал, корабли бы за море снаряжал» — если бы человек не ленился, а уделял работе больше времени, он бы смог добиться самых лучших результатов в будущем.
  • «Пахарю земля — мать, а лодырю — мачеха» — только трудолюбивый человек будет любить землю и работать на ней. А ленивому земля будет всегда неинтересна, следовательно, он даже не захочет ее обрабатывать.
  • «Ему замеси, да и в рот поднеси» — в пословице речь идет о человеке, который не хочет ничего делать, даже готовить себе еду.
  • «На работу позади последних, на еду наперед первых» — данная пословица касается тех людей, которые не желают работать. Но когда дело доходит до обеда, они садятся за стол самыми первыми, не уступая места работающим.
  • «У ленивого хребет не болит» — у человека, который не работает, никогда не заболит спина. Дело в том, что он постоянно отдыхает, а значит не сгибает спину.
  • «Кто труда не боится, того и лень сторонится» — человек, который трудится, никогда не будет бояться работы. Ему просто будет некогда бездельничать, а потому и лень его не сможет коснуться.
  • «У лодыря ни гроша, у колхозника жизнь хороша» — у бездельника никогда не бывает много денег. В отличии от трудолюбивого человека, который ради получения денег берется за любую работу.
  • «Не бойся меня работа, я тебя не трону» — интересная поговорка о том, что лентяй и лодырь никогда не захочет работать, следовательно, и работа достанется трудолюбивому человеку.
  • «Лентяй пупка не надорвет» — бездельник, поскольку не работает, не будет нагибаться, он и живот напрягать не будет.

Старые значения знакомых выражений

Есть и другие поговорки о лени. «Бить баклуши», например. Мы употребляем этот оборот в значении «лениться, ничего не делать». А изначально смысл этой поговорки был в другом.

Баклуша — это заготовка для деревянной ложки. Представляла она собой обыкновенную чурочку, отколотую от бревна. Большого умения такая работа не требовала, поэтому поручалась мастерами помощникам – подмастерьям. А называлось это нехитрое занятие «бить баклуши». Стало быть, поговорка говорит не о безделии, а о нехитрой работе.

Раз уж мы тут вспоминаем поговорки о лени, как не озвучить: «Работа не волк – в лес не убежит». То есть торопиться не надо, работа подождет, когда соберемся – тогда и сделаем. Но если мы закончим эту фразу так, как её придумали наши предки, то получим следующее: «Работа не волк — в лес не убежит, оттого её, окаянную, и делать надо». То есть вывод делается противоположный – тяни не тяни, а дело все равно никуда не денется, так лучше уж заняться им не откладывая.

Так какой же напрашивается вывод из всего сказанного? Мудрость народная гласит: лениться не надо — грех это. Нужно трудиться самому и ближнему помогать — и тогда у нас все будет хорошо.

Небольшие, короткие пословицы и поговорки для детей про лень: сборник с объяснением смысла

На основе поговорок и пословиц было придумано большое количество сказок с баснями. Многие народные изречения есть в сказках для самых маленьких. К примеру, в сказке «Лягушка-путешественница» присутствует пословица «Всякая сорока от своего языка погибает». В сказке под названием «Кот в сапогах» звучит следующая пословица «Дорого то, что делается вовремя». Многие подобные крылатые выражения также есть в Библии.

Один из самых больших сборников, в который вошли пословицы и поговорки, был создан в 19 столетии Владимиром Далем (филолог). Этот человек в свое время старался изучать изречения людей, потратив на это примерно 2 десятка лет. В книжку вошло около 30 000 высказываний. Они разделены на специальные категории.

Важно разъяснять пословицы детям

Существует огромное число поговорок и пословиц. Но притягивают больше всего те, которые касаются лени, безделья.

Мастер класс на тему «Использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи у детей старшего».

Познакомить участников мастер класса с разнообразными приемами ознакомления детей с устным народным творчеством.( Пословицами поговорками).

Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

Способствовать развитию мышления, творчества, образности речи педагогов ДОУ.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Приветствую Вас на моем мастер-классе посвященный теме « Использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Величайшее богатство народа — его язык. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, национальная история, быт, как в пословицах и поговорках. Пословицы, как на крыльях перелетают из века в век, от одного поколения к другому. Я считаю, что именно вот эта связь поколений, как никогда важна сейчас. Давайте с вами вспомним что такое пословица и поговорка.( высказывание педагогов). Пословица- это краткое мудрое изречение имеющая поучительный смысл ( например; без труда не вытащишь и рыбку из пруда, кто не работает тот не ест, своя рубашка ближе к телу, тише едишь дальше будешь и т.д.) А что такое поговорка уважаемые коллеги ? Поговорки – это яркие меткие народные выражения дающие меткую оценку поступку, какому-то событию, человеку ( Например; два сапога пара, друзья познаются в беде, слово не воробей, лыку не вяжет, когда рак на горе свистнет и т.д.)

В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат — в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я.О. Каменского: : «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т.е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое».

Знакомство детей с пословицами и поговорками играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащает чувства ребенка , его речь. Вслушиваясь в образность народного языка дети приобщаются к красоте и самобытности русского слова. Знакомство с пословицами и поговорками обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, дает толчок фантазии, творчеству. Хорошо подобранные пословицы должны соответствовать уровню развития ребенка, должны быть понятны ему. Одни пословицы и поговорки побуждают к действию другие учат « уму разуму». Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает речь. Систематическая работа над пословицами и поговорками очень многое дает детям. Во-первых они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщенный характер. А у современных детей часто наблюдается недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связанного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса. Проводя работу при ознакомлении детей с пословицами и поговорками можно создать копилку пословиц и поговорок по разным темам ; о « Родине», о « Труде»,о « Временах года» ,о « Смелости» ,о « Правде и лжи», о « Дружбе», о « Семье», о « Матери» и т.д.

Такая «копилка» позволяет более эффективно использовать их в работе, практически во всех видах деятельности. Так, удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание. Пословицы и поговорки благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний.

Сейчас я хочу вам представить этапы ознакомления детей с пословицами и поговорками .

* Знакомство с понятием что такое пословица и поговорка

*Внимательно прочитать с детьми пословицу

* Выяснить лексическое значение непонятных и устаревших слов и подобрать слово, используемое в настоящее время.

*Выяснить смысл пословицы в целом, о чем она и чему она учит.

*Определите, к какой тематической группе ее можно отнести

* Вместе с детьми подумать, к какой житейской ситуации ее можно отнести или подобрать сказку, подходящую под эту пословицу.

Сегодня я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, несколько форм и приёмов, которые используются в работе по ознакомлению, и которые, может быть, будете и Вы использовать в своей.

А чтобы нам было интереснее работать, попрошу Вас побыть детьми старшего дошкольного возраста и приглашаю поиграть в игру «Подбери картинку к пословице». Конечно, Ваш жизненный опыт, багаж знаний остаётся с Вами, на него и будем опираться.

Посмотрите, сколько разных картинок у нас на мольбертах. Давайте рассмотрим их. Это иллюстрации к знакомым сказкам. А сейчас я буду называть пословицу, а Вы отберёте те картинки, которые, по вашему мнению, соответствуют по содержанию, смыслу данной пословицы и объясните, почему сделали именно этот выбор.

— Труд кормит, а лень портит («Морозко», «Колосок»)

— Научит горюна другая сторона («Маша и медведь»)

-Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей («Лиса и заяц»)

-Злом отвечать на зло -плохо («Лиса и журавль»)

-Иванушка — дурачок, да в жизни не простачок («По-щучьему велению»)

. Подбор картинок постоянно можно обновлять, так как пословиц огромное количество и тема эта неиссякаема.

Игровое упражнение « Закончи пословицу»

Хорошая книга- лучший Друг

Кто много читает –тот много Знает

С книгой жить –век не Тужить

Книга твой друг- без нее как без Рук

Книга подобна воде — дорогу пробьет Везде

Можно провести следующую дидактическую игру «Подбери героев сказок к пословицам»

Ребята, я сейчас вам назову несколько пословиц. Послушайте их внимательно:

  1. Не ищи красоты, ищи доброты.

Мир не без добрых людей.

Доброму бог помогает.

  1. Злого любить – себя губить.

Злой человек — как уголь: если не жжёт, то чернит.

  1. Без хорошего труда нет плода.

Терпенье и труд все перетрут.

Маленькое дело лучше большого безделья.

О каких людях эти пословицы?(о добрых, злых, трудолюбивых) Встречали ли вы таких людей? Где? (в сказке, в жизни). Хотели бы Вы с ними общаться?

Я предлагаю поиграть ещё в одну игру. У вас на столах лежат карточки с изображёнными на них героями сказок и фломастеры. Выберете героев, к которым подходят пословицы о доброте и пометьте их красным фломастером; тех героев сказок, про которых говорится в пословицах о зле, отметьте чёрным цветом, а героев, которых характеризуют пословицы о труде отметьте синим цветом. Молодцы отлично справились с заданием.

. Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо использовать наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки — эффективное средство приобщения детей к народной культуре, воспитание нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, обогащение их словарного запаса, улучшение понимания речи окружающих за счёт ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.

Уважаемые коллеги если представленный мной мастер-класс для вас был интересен то слово предоставляется вам.

Пословицы и поговорки про лень для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ: сборник лучших пословиц с объяснением смысла. Какие есть и как найти пословицы и поговорки про лень для детей?

Пословицы и поговорки о лени читать

Авось да небось — родные братья, оба лежни.

Авось да небось такая подпора, хоть брось.

— Акуля, Акуля, что шьёшь не оттуля? — Ничего, маменька, ещё пороть буду.

Ахи да охи не дадут подмоги.

Белые ручки чужие труды любят.

Большой говорун — плохой работник.

Богатство лентяю лени прибавляет.

Будешь выбирать легкую работу, трудная достанется.

Быстрая лошадь скорее станет.

Велик телом, да мал делом.

Вражда бабе с мешком, что не ходит он пешком.

Где работают — там густо, а в ленивом доме пусто.

Где тонко, там и рвётся.

Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.

Где сядешь, там и слезешь.

Глуп да ленив — одно дважды делает.

Двое пашут, а семеро руками машут.

Дело, начатое без души, начатым и останется.

Длинная нитка — ленивая швея.

Для джигита* работа — отдых, для лентяя гулянье — отдых.

(Джигит* (по-тюркски «молодой парень», «юноша», также «молодец») — исторически в Средней Азии и на Кавказе: наездник, отличающийся отвагою, выносливостью, искусством управлять конём и владеть оружием.)

Дурня люди сторонятся, лодыря и скотина обходит.

Ест как здоровый, работает как больной.

Живём да хлеб жуём, спим да небо коптим.

Живи, Устя, рукава спустя.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

За хорошим мирабом* идёт следом вода, за плохим — недовольная толпа.

(*Мираб — лицо, ведающее оросительной системой и порядком пользования водой в Средней Азии.)

И готово, да бестолково.

Идёт Емеля — ждать его неделю.

Ищешь только развлечения — наживешь беду, дело ищешь — найдешь казну.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Когда же лентяю работать? Зимою — стужа, весною — лужа, осенью — грязь и летом некогда.

Козе доверенная отара посевы потравит.

Когда груз легкий, ишак часто ложится.

Кто много лежит, у того и бок болит.

Лежа и кнута не добыть.

Лежа на боку, не заработаешь и понюшку табаку.

Лежа на печи, прогладил кирпичи.

Лежа пищи не добудешь.

Лежаньем города не возьмёшь.

Лежачий товар пить-есть не просит, да зато и не кормит.

Лежебок лежит на полу, держится за полу, да и то боится, как бы не упасть.

Лежебок хочет есть, да не хочет с печи слезть.

Лежебоке и солнце не впору всходит.

Лежень лежит, а счастье бежит.

Лежи моя куделя хоть целую неделю.

Лежит как собака на сене: сама не жуёт и корове не даёт.

Лежит лежень до вечера, а поесть нечего.

Лежит на боку, да глядит за реку.

Ленивого дошлюсь, сонливого добужусь, а с дураком ничем не развяжусь.

Ленивого знать и по платью.

Ленивого не дождёшься, сонливого не добудишься.

Ленивого наукают, прилежного тпрукают.

Ленивого не проймешь словом, неповоротливого — палкой.

Ленивого только за смертью посылать.

Ленивой кошке мышей не поймать.

Ленивому всегда праздник.

Ленивому и лениться лень.

Ленивому Микишке всё не до книжки.

Ленивому не болит в хребте.

Ленивому пятница — тяжёлый день, суббота — потягота, воскресенье — недели поминовенье, понедельник — бездельник.

Ленивые руки не родня умной голове.

Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

Ленивый бык вместе с телятами пасётся.

Ленивый до печи месяц добирается.

Ленивый — к обеду, ретивый — к работе.

Ленивый сидя спит, лёжа работает.

Ленивый три раза ходит, скупой три раза платит.

Лениться да гулять — добра не видать.

Леность наводит на бедность.

Лентяй посреди реки просит напиться.

Лентяй смекалист на отговорки.

Лентяю дай только присесть, развлечься сам причину найдет.

Лентяя хлебом не корми, только с печи не гони.

Ленцо, на яйцо! — А оно чищенное?

Лень — барыня, — села да и поехала.

Лень добра не делает, без хлеба обедает.

Лень да потягота живут на болоте.

Лень до добра не доводит.

Лень за пазухой гнездо свила.

Лень и за работой потягивается.

Лень и щи без соли хлебает.

Лень из одной работы две делает.

Лень, как заразная болезнь, пристает.

Лень лежа на печи замёрзла.

Лень лени за ложку взяться, а не лень лени обедать.

Лень мужа не кормит, только портит.

Лень на бок валит, сон постелю стелет.

Лень — на ремень, а лихо — на лыко.

«Лень, отвори дверь!» — «Дай кочергу, я и с печи отворю».

«Лень, отвори дверь: сгоришь!» — «Хоть сгорю, да не отворю».

Лень раньше нас родилась.

Лишившись овец, двор огородил.

Лодырь спит до обеда, зевает до вечера.

Лодырю каждый день праздник.

Лодырю всякая работа легка, если отложить её на завтра.

Лодырь лежа ест, сидя спит.

Люди пахать, а мы руками махать.

Мало поработаешь, мало и заработаешь.

Много дыму, да мало пылу.

На готовое дело ценителей много, на готовую пищу едоков много.

На хорошей пашне хлеб растёт, на плохой — сорняк.

На словах всё может, а как делать — ничего не может.

На охоту ехать — собак кормить.

Наскоро делать — переделывать.

Не всякое лыко в строку.

Не гордись, что землю топчешь, если нет на ней твоих следов.

Не ленись за плужком — будешь с пирожком.

Не ленись, сам потрудись.

Не мой день молотить, мой день есть.

Не моя неделя прясть куделю.

Не откладывай дела в долгий ящик.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Не работал — на людей не пеняй, не сеял — на землю не серчай.

Не работающий, не жует.

Не сметя силы, не поднимай на вилы.

Ни швец, ни жнец, ни в дуду игрец.

Нос вытащит — хвост увязнет, хвост вытащит — нос увязнет.

Один с сошкой, а семеро — с ложкой.

От лени избавишься, результаты труда прибавятся.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Пашню сорняк портит, джигита — лень.

Плохой джигит невест перебирает, плохой сапожник шило перебирает.

Плохому косарю плохая коса мешает.

Посеяв колючку, травы не накосишь.

Поспешишь — людей насмешишь.

Работа — враг лодырю.

Работяга встает после сна бодрым, лодырь — разбитым.

Сбил, сколотил вот колесо! Сел да поехал — ах, хорошо! Оглянулся назад — одни спицы лежат!

Сделал муж дверцы — ни вон, ни в избу.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Сладок кусок, политый потом, а лентяю сладок его покой.

Слезами горю не поможешь.

Смолоду ворона по поднебесью не летала, не полетит и под старость.

Собака собаку в гости звала. «Нет, нельзя, недосуг». — «А что?» — «Да завтра хозяин за сеном едет, так надо вперёд забегать да лаять».

Сонливого не добудешь, а ленивого не дошлёшься.

Спишь, спишь и отдохнуть некогда.

«Тит, иди молотить». — «Брюхо болит». — «Тит, иди кисель есть». — «Где моя большая ложка?»

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность выбранной темы

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Старший дошкольный возраст — важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, трудолюбие, любовь к Родине.

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция сказки, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, — все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

В настоящее время приходится всё чаще наблюдать примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к животным и даже близким людям. Под влиянием современных, далеко не нравственных мультфильмов у детей искажаются представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием становления нравственной культуры. Кроме этого, в семье всё реже берут в руки книгу, чтобы вовлечь ребёнка в волшебный мир сказки. Всё чаще дети старшего возраста остаются наедине с компьютером, телевизором. Поэтому считаю очень важным показать взрослым, как влияют русские народные сказки на формирование нравственных качеств ребёнка.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Цель работы по теме самообразования – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

— изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

— выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

— создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;

— определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;

-приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь — май

1. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой. — М.: Сфера, 2002.

2. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4.

3. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. — Владос, 2001

4. Зинкевич — Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.

5. Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М., 2005г

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение детям русских народных сказок, беседы по их содержанию.

Литературные вечера

Ноябрь

Знакомство детей с помощью сказок с понятиями добра и зла.

НОД «Спешите делать добро»

Декабрь

Обобщение полученных знаний детей за первое полугодие.

Викторина «В гостях у сказки»

Январь

Чтение сказки «Морозко», разучивание слов, действий.

Театральная постановка сказки «Морозко».

Февраль

Тематические занятия, самостоятельное творчество.

Выставка детского творчества «В стране добра и зла»

Март

Подготовка материала для игр (Игры «Отгадай сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой я сказки?» (на определение сказочного героя), «Сказочное лото»)

Неделя дидактических игр

Апрель

Изготовление волшебных предметов из сказок в творческой мастерской.

Выставка поделок «Волшебные помощники»

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы.

Пополнение группы книгами с русскими народными сказками, дисками с мультфильмами по русским народным сказкам.

Оформление театрального уголка по мотивам русских народных сказок.

Октябрь

Консультация «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка».

Информация в уголке для родителей.

Ноябрь

Совместное творчество ребёнка и взрослого.

Выставка рисунков «Наша любимая сказка»

Январь

Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях в ДОУ.

Совместный досуг «Сказка ложь, да в ней намёк…»

Апрель

Консультация «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой».

Папка-передвижка в уголке для родителей.

Май

Подготовка фотографий для презентации.

Презентация на родительском собрании «Дорогой добрых дел»

Самореализация

Сентябрь-октябрь

Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.

Составление конспектов нод; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций.

Ноябрь

Подготовка консультации для педагогов ДОУ «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей».

Выступление на педагогическом совете.

Февраль

Презентация из опыта работы «Воспитание сказкой».

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Adblock
detector