Меню

Жизненные уроки по рассказу уроки французского

Нравственное значение рассказа В. Распутина «Уроки французского»
В. Г. Распутин — один из крупнейших современных писателей. В своих произведениях он проповедует вечные жизненные ценности, на которых держится мир.
Рассказ «Уроки французского» — произведение автобиографичное. Герой рассказа — простой деревенский мальчик. Нелегко живет его семья. Мать одна воспитывает троих детей, которые хорошо знают, что такое голод и лишения. Тем не менее она все же решается отпустить своего сына в район на учебу. Не потому что не ведает, что там ему будет тяжело, не потому что бессердечна, а потому, что «хуже уже не будет». Мальчик и сам соглашается уехать учиться. Несмотря на возраст, он достаточно целеустремлен и имеет тягу к знаниям, да и природные задатки у него неплохие. «Башковитый у тебя парень растет,— говорили все в селе его матери. Вот и пошла она «наперекор всем несчастьям».
Оказавшись среди чужих людей, обездоленный мальчик вдруг осознает, как одиноко ему, как «горько и постыло», «хуже всякой болезни». Тоска по дому одолевает его, по материнской ласке, по теплу, по родному углу. От душевной тоски он и физически ослабевает, худеет так, что это сразу бросается в глаза прие хавшей к нему матери.
Материных передачек мальчику не хватает, он по-настоящему голодает. Проявляя душевную чуткость, он не берется искать, кто ворует у него небогатые запасы — измотанная тяжелой долей тетя Надя или кто-то из ее таких же полуголодных, как и он сам, детей.
Маленький человек осознает, как тяжело достаются матери и эти жалкие куски, он понимает, что она отрывает последнее от себя и от его брата с сестрой. Изо всех сил он старается учиться, и все ему дается легко, кроме французского.
Вечное недоедание и голодные обмороки толкают героя на путь поиска денег, и находит он его довольно быстро: Федька приглашает его играть в «чику». Смышленому мальчику ничего не стоило разобраться в игре, и, довольно быстро к ней приноровившись, он скоро начал выигрывать.
Сразу понял герой некую субординацию в компании ребят, где все относились со страхом и заискиванием к Вадику и Птахе. Вадик и Птаха брали верх не только тем, что были взрослее и физически развитей остальных, они не гнушались пускать в ход кулаки, открыто хитрили, мошенничали в игре, вели себя развязно и нагло. Герой не намерен потакать им в их недобрых поступках и незаслуженно терпеть обиды. Открыто говорит он о замеченном обмане и, не умолкая, твердит б этом, все время, пока его за это избивают. Не сломить этого маленького, честного человека, не растоптать его нравственные принципы!
Игра на деньги для героя не средство наживы, а путь к выживанию. Он заранее устанавливает для себя порог, за который никогда не заходит. Мальчик выигрывает ровно на кружку молока и удаляется. Ему чужд агрессивный азарт и страсть к деньгам, которые управляют Вадиком и Птахой. Он крепко владеет собой, имеет твердую и несгибаемую волю. Это стойкий, смелый, самостоятельный, упорный в достижении цели человек.
Впечатлением, оставшимся на всю жизнь, стала в его жизни встреча с учительницей французского, Лидией Михайловной. По праву классного руково­дителя она больше других интересовалась учениками того класса, где учился герой, и скрыть от нее что-либо было трудно. Увидев первый раз синяки на лице мальчика, она спросила его о случившемся с доброй иронией. Конечно, он соврал. Рассказать все значит подставить под удар всех, кто играл к деньги, и это неприемлемо для героя. А вот Тишкин, не колеблясь, сообщает, кто и за что избил его одноклассника. В своем предательстве он не видит ничего предосудительного.
После этого герой уже не ожидал ничего хорошего. «Пропал!» — думал он, ведь за игру в деньги его легко могли исключить из школы.
Но Лидия Михайловна оказалась не таким человеком, чтобы ни в чем не разобравшись, поднимать шум. Она строго пресекла насмешки Тишкина, а с ге­роем решила поговорить после уроков, один на один, так, как это и должен был сделать настоящий учитель.
Узнав, что ее ученик выигрывает только рубль, который тратится на молоко, Лидия Михайловна мноroe поняла о его не по-детски тяжелой многострадальной жизни. Прекрасно понимала она и то, что игра в деньги и такие вот драки не доведут мальчика до добра. Она стала искать для него выход и нашла его, решив назначить ему дополнительные занятия по французскому, с которым у него не ладилось. План Лидии Михайловны был незатейлив — отвлечь мальчика от походов на пустырь и, приглашая его к себе в гости, подкармливать. Такое мудрое решение приняла эта неравнодушная к чужой судьбе женщина. Но совладать с упрямым мальчишкой было не так-то легко. Он чувствует огромную пропасть между собой и учительницей. Не случайно автор рядом рисует их портреты. Ее — такой умной и красивой, пахнущей духами и его, неопрятного без матери, тощего и жалкого. Оказавшись у Лидии Михайловны в гостях, мальчик чувствует себя неуютно, неловко. Самым страшным испытанием для него становятся не занятия по французскому языку, а уговоры учительницы сесть за стол, от которых он упорно отказывается. Сесть за стол рядом с учительницей и утолять свой голод за ее счет и на ее глазах для мальчика страшнее смерти.
Лидия Михайловна старательно ищет выход из этой ситуации. Она собирает нехитрую посылку и направляет ее герою, который быстро догадывается, что его бедная мать не могла прислать ему ни макарон, ни тем более яблок.
Следующий решительный шаг учителя — игра на деньги с мальчиком. В игре мальчик видит ее совсем другой — не строгой тетенькой, а простой девчонкой, не чуждой игре, азарту, восторгу.
Все рушит внезапное появление в квартире Лидии Михайловны директора, заставшего ее в самый разгар игры с учеником на деньги. «Это преступление. Растление. Совращение»,— кричит он, не намереваясь ни в чем разбираться. Достойно ведет себя Лидия Михайловна в разговоре с начальником. Она проявля­ет смелость, честность, чувство собственного достоинства. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Василий Андреевич не захотел увидеть этого.
Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодуш­ным светом естественного примера,… перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».
Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеколюбия.

Прежде всего отмечу, неназванный по имени мальчик из сибирской глубинки уже имеет понятие о нравственности.
Первый из деревни, которого мать смогла отправить учиться “в район” после начальной школы, понимает свою ответственность за успешную учёбу. Продолжает учиться отлично, придти с невыученными уроками для него невозможно.
Бежит со слезами за отъезжающей машиной с мамой, но когда она, сжалившись, хочет забрать его в деревню, мальчик убегает, вернуться к односельчанам неучем, ему стыдно и невозможно. Он готов терпеть, но не опозорить себя и маму.
Мальчику трудно и голодно, как всем в послевоенные годы. Его положение осложняется оторванностью от семьи, а в той семье, где он получил приют, даже присланные мамой продукты кто -то подворовывает. Он не смеет жаловаться, иначе где ему жить? Единственное, что мальчик допускает – прячет часть картошки в заброшенной сараюшке, берёт понемногу и печёт за посёлком на костре.
Голод толкает его начать играть на деньги, где он сталкивается с завистью, нечестностью, подтасовками, унижением и наконец, с откровенным предательством одноклассника Тишкина.
Учительница французского понимает тяжёлое положение ученика, видит его стремление вопреки всему учиться на пятёрки, пытается отвлечь от неподобающего занятия (азартной игрой в чику), в меру своих возможностей пробует подкормить или передать ему продукты.
Гордость мальчика, понятие о чести не позволяют ему принимать такую помощь.
Тут классная руководительница переступает определённую нравственную грань, склоняет мальчика к игре на деньги, только в своей квартире, чтобы никто не знал. Умышленно поддаётся, старается проиграть, мальчик ловит Лидию Михайловну на мухляже, требует играть честно.
То есть мальчик уступил в одном, согласился играть, только в другом уступить ему невозможно, нравственные установки сдерживают.
Герой получает ещё несколько уроков:
-учительницу французского увольняют, детский ум понимает формальную объективность и моральную несправедливость ситуации,
-Лидия Михайловна честно берёт вину на себя, обиды не держит,
-позже посылает ему привет – посылку с макаронами и яблоками, которые герой никогда не пробовал.
Уроки нравственности от учительницы французского запомнятся мальчику навсегда.

В. Г. Распутин — один из крупнейших современ­ных писателей. В своих произведениях он проповеду­ет вечные жизненные ценности, на которых держится мир.
Рассказ «Уроки французского» — произведение автобиографичное. Герой рассказа — простой дере­венский мальчик. Нелегко живет его семья. Мать одна воспитывает троих детей, которые хорошо зна­ют, что такое голод и лишения. Тем не менее она все же решается отпустить своего сына в район на учебу. Не потому что не ведает, что там ему будет тяжело, не потому что бессердечна, а потому, что «хуже уже не будет». Мальчик и сам соглашается уехать учиться. Несмотря на возраст, он достаточно целеустремлен и имеет тягу к знаниям, да и природные задатки у него неплохие. «Башковитый у тебя парень растет,— гово­рили все в селе его матери. Вот и пошла она «напере­кор всем несчастьям».
Оказавшись среди чужих людей, обездоленный мальчик вдруг осознает, как одиноко ему, как «горь­ко и постыло», «хуже всякой болезни». Тоска по дому одолевает его, по материнской ласке, по теплу, по род­ному углу. От душевной тоски он и физически ослабе­вает, худеет так, что это сразу бросается в глаза прие хавшей к нему матери.
Материных передачек мальчику не хватает, он по-настоящему голодает. Проявляя душевную чут­кость, он не берется искать, кто ворует у него небога­тые запасы — измотанная тяжелой долей тетя Надя или кто-то из ее таких же полуголодных, как и он сам, детей.
Маленький человек осознает, как тяжело достают­ся матери и эти жалкие куски, он понимает, что она отрывает последнее от себя и от его брата с сестрой. Изо всех сил он старается учиться, и все ему дается легко, кроме французского.
Вечное недоедание и голодные обмороки толкают героя на путь поиска денег, и находит он его довольно быстро: Федька приглашает его играть в «чику». Смышленому мальчику ничего не стоило разобраться в игре, и, довольно быстро к ней приноровившись, он скоро начал выигрывать.
Сразу понял герой некую субординацию в компа­нии ребят, где все относились со страхом и заискива­нием к Вадику и Птахе. Вадик и Птаха брали верх не только тем, что были взрослее и физически развитей остальных, они не гнушались пускать в ход кулаки, открыто хитрили, мошенничали в игре, вели себя раз­вязно и нагло. Герой не намерен потакать им в их не­добрых поступках и незаслуженно терпеть обиды. От­крыто говорит он о замеченном обмане и, не умолкая, твердит б этом, все время, пока его за это избивают. Не сломить этого маленького, честного человека, не растоптать его нравственные принципы!
Игра на деньги для героя не средство наживы, а путь к выживанию. Он заранее устанавливает для себя порог, за который никогда не заходит. Мальчик выигрывает ровно на кружку молока и удаляется. Ему чужд агрессивный азарт и страсть к деньгам, ко­торые управляют Вадиком и Птахой. Он крепко вла­деет собой, имеет твердую и несгибаемую волю. Это стойкий, смелый, самостоятельный, упорный в дос­тижении цели человек.
Впечатлением, оставшимся на всю жизнь, стала в его жизни встреча с учительницей французского, Лидией Михайловной. По праву классного руково­дителя она больше других интересовалась ученика­ми того класса, где учился герой, и скрыть от нее что-либо было трудно. Увидев первый раз синяки на лице мальчика, она спросила его о случившемся с доброй иронией. Конечно, он соврал. Рассказать все значит подставить под удар всех, кто играл к деньги, и это неприемлемо для героя. А вот Тишкин, не колеблясь, сообщает, кто и за что избил его одно­классника. В своем предательстве он не видит ничего предосудительного.
После этого герой уже не ожидал ничего хорошего. «Пропал!» — думал он, ведь за игру в деньги его легко могли исключить из школы.
Но Лидия Михайловна оказалась не таким челове­ком, чтобы ни в чем не разобравшись, поднимать шум. Она строго пресекла насмешки Тишкина, а с ге­роем решила поговорить после уроков, один на один, так, как это и должен был сделать настоящий учи­тель.
Узнав, что ее ученик выигрывает только рубль, ко­торый тратится на молоко, Лидия Михайловна мноroe поняла о его не по-детски тяжелой многострадаль­ной жизни. Прекрасно понимала она и то, что игра в деньги и такие вот драки не доведут мальчика до доб­ра. Она стала искать для него выход и нашла его, ре­шив назначить ему дополнительные занятия по фран­цузскому, с которым у него не ладилось. План Лидии Михайловны был незатейлив — отвлечь мальчика от походов на пустырь и, приглашая его к себе в гости, подкармливать. Такое мудрое решение приняла эта неравнодушная к чужой судьбе женщина. Но совла­дать с упрямым мальчишкой было не так-то легко. Он чувствует огромную пропасть между собой и учитель­ницей. Не случайно автор рядом рисует их портреты. Ее — такой умной и красивой, пахнущей духами и его, неопрятного без матери, тощего и жалкого. Ока­завшись у Лидии Михайловны в гостях, мальчик чув­ствует себя неуютно, неловко. Самым страшным ис­пытанием для него становятся не занятия по француз­скому языку, а уговоры учительницы сесть за стол, от которых он упорно отказывается. Сесть за стол рядом с учительницей и утолять свой голод за ее счет и на ее глазах для мальчика страшнее смерти.
Лидия Михайловна старательно ищет выход из этой ситуации. Она собирает нехитрую посылку и на­правляет ее герою, который быстро догадывается, что его бедная мать не могла прислать ему ни макарон, ни тем более яблок.
Следующий решительный шаг учителя — игра на деньги с мальчиком. В игре мальчик видит ее совсем другой — не строгой тетенькой, а простой девчонкой, не чуждой игре, азарту, восторгу.
Все рушит внезапное появление в квартире Лидии Михайловны директора, заставшего ее в самый раз­гар игры с учеником на деньги. «Это преступление. Растление. Совращение»,— кричит он, не намерева­ясь ни в чем разбираться. Достойно ведет себя Лидия Михайловна в разговоре с начальником. Она проявля­ет смелость, честность, чувство собственного достоин­ства. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Ва­силий Андреевич не захотел увидеть этого.
Слово «урок» в названии рассказа имеет два зна­чения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучи­тельное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уро­ки доброты и сердечности, преподанные Лидией Ми­хайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что прон­зает сердце навсегда и светит чистым, простодуш­ным светом естественного примера,… перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».
Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеко­любия.

Нравственное значение рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Рассказ Валентина Распутина «Уроки француз­ского», на мой взгляд, является одним из самых не­однозначных в творчестве этого замечательного рус­ского писателя.
В нем нет четких и ясных акцентов, нет однознач­но положительных или отрицательных персонажей. В каждом герое множество различных черт и ка­честв.
Добрый, умный, талантливый парень, а играет на деньги. Но это ему необходимо, чтобы выжить в го­лодные послевоенные годы «…Я только рубль выиг­раю, — объясняет герой, — покупаю молоко…».
Учитель, педагог, воспитатель Лидия Михайлов­на играет со своими учениками на деньги. Что это: преступление против морали или акт доброты и ми­лосердия? Однозначно не ответишь. Зачастую жизнь ставит задачи намного сложнее, чем человек может решить. И нет только белого и черного, хорошего и плохого. Мир многоцветен, в нем масса оттенков.
Лидия Михайловна — необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все «чест­ные» способы помочь своему талантливому ученику: и кормить хотела как бы невзначай, мол, к обеду по­спел, и посылку посылала, да не хочет наш герой полу­чать помощь. Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается. И тогда учитель сознательно идет на «преступление» с точки зрения педагогики — играет с ним на деньги.
Лидия Михайловна точно знает, что он обыграет ее, получит «свой заветный рубль, купит молоко», которое так необходимо ему. Вот и получается, что вовсе не преступление это, а хороший поступок. По­чему же директор школы ничего не понял? Скорее всего, Лидия Михайловна не стала ничего объяс­нять, оправдываться, у нее есть гордость. «Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встре­тила меня после школы и проводила до дому.
— Поеду к себе на Кубань, — сказала она, проща­ясь. — А ты учись спокойно, никто тебя за этот ду­рацкий случай не тронет… Тут виновата я…
Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока… Раньше я их ви­дел только на картинке, но догадался, что это они».
Мы понимаем, что герой до конца своей жизни про­несет благодарное воспоминание об этой учительни­це. И как бы тяжело ни приходилось ему в дальней­шем, наверняка зерно доброты, зароненное в его душу, дало свои благодатные ростки.
«Уроки французского» — замечательный рассказ, из тех, которые не забываются.

В произведении Уроки Французского Распутина рассказывается о взаимоотношениях учительницы и ее ученика. Из рассказа становится ясно, что мальчик весьма застенчивый, даже стеснительный, но с учительницей ему посчастливилось провести немало времени. Он привык к ней. Естественно, что когда от нее пришла посылка, сложно описать какую бурю эмоций он получил. Несложно представить, какое бы письмо для Лидии Михайловны (по Урокам французского) он мог написать. В нем он рассказал бы не только о радости, которую испытал от полученной посылки, но и сообщил, как живет на данный момент, и как жалеет о произошедшем. Рассмотрев примеры таких работ, вы напишите письмо Лилии Михайловне без труда.

Письмо для Лидии Михайловны (Уроки французского)

Например, письмо для Лилии Михайловны могло выглядеть так:

Здравствуйте, дорогая моя учительница! Пишу Вам я, ваш ученик, правда, к сожалению, бывший. Буквально на днях получил от Вас огромную посылку. Я впервые увидел и попробовал яблоки. Они невероятно вкусные.

Макароны, которые Вы прислали, также оказались весьма кстати. Благодаря усилиям тети Нади, мы все вместе смогли ими полакомиться за ужином. Мне кажется, что когда Вы об этом читаете, то улыбаетесь.

Хочу Вам сказать огромное спасибо за те знания, которые Вы подарили мне на уроках. Эти занятия у меня в памяти останутся навсегда. Мне очень грустно, что по моей вине Вам пришлось уйти из школы, но я обещаю, что обязательно выучусь и освою достойную профессию. Огромное вам спасибо за все.

Письмо для Лилии Михайловны Уроки французского при этом можно подписать любым именем. Ведь в произведении не указывается, как мальчика зовут.

Письмо Лидии Михайловны от мальчика

Написать письмо Лидии Михайловне от мальчика можно так:

Доброго времени суток! На днях получил присланную Вами посылку и наконец-то нашел время, чтобы написать письмо. Прежде всего хочу Вам сказать спасибо за все отправленные подарки. Яблоки, которые Вы прислали, оказались невероятно вкусными. Макароны же теперь тетя Надя готовит нам ежедневно по вечерам. Это самое вкусное, что я ел когда-либо.

Правда, написать мне хочется далеко не только об этом. С того момента, как вам пришлось покинуть школу, мне кажется, что наше учебное заведение лишилось теплоты. Сейчас это огромный, злой дом, где каждая, даже незначительная провинность приведет к суровому наказанию.

Нам всем Вас очень не хватает. Возможно, спустя время Вам удастся вернуться. Все дети вам передают самые наилучшие пожелания и приветы. Я же никогда не забуду ту доброту, которую Вы проявляли ко мне, а также наши уроки. На них Вы научили меня отзывчивости и сострадательности. Могу вам пообещать, что никогда об этом не забуду.

Письмо Лидии Михайловне от своего лица

Письмо Лидии Михайловне от своего лица может выглядеть следующим образом:

Приветствую Вас, Лидия Михайловна! Искренне благодарен Вам, что не забываете своего далеко не идеального ученика и даже прислали посылку. Огромное спасибо за яблоки и макароны. Признаюсь честно, ранее я никогда не видел в реальности яблоки. Мне доводилось рассматривать их лишь на картинках. Естественно, что и вкуса я их не знал. Теперь могу смело сказать, что они просто восхитительные.

Лакомился яблочками прошлым вечером и сразу же вспомнил наши уроки. Они мне принесли немалую пользу и останутся в памяти на всю жизнь. Самым же главным и важным из уроков является доброта. Благодаря Вам я научился делать людям добро и уже никогда не смогу поступать иначе. В этом, конечно же, Ваша заслуга. Ведь сколько всего доброго Вы успели сделать для меня.

Мне искренне хочется, чтобы Ваша жизнь сложилась как нельзя лучше, были добрые, отзывчивые ученики. Мечтаю, что когда стану взрослым, то появится возможность приехать в гости к Вам и отблагодарить. Надеюсь, что у нас еще когда-то появится шанс сыграть хоть разок в пристенок.

Письмо Лидии Михайловне, вариант 4

В сочинении письмо для Лидии Михайловны можно написать и несколько иное:

Здравствуйте, дорогая и горячо любимая Лидия Михайловна. Огромное Вам спасибо за посылку. Как Вы и писали, Гематоген я ем по паре кубиков ежедневно, в утренние и вечерние часы. Макароны, которые Вы прислали, удается сварить лишь по вечерам. Хозяйка запрещает палить чаще керосинку. Мол, за керосин ей денег никто не дает. Правда, я не расстраиваюсь. Ведь если не удается сварить макароны, я их просто кушаю сырыми. Они даже так очень вкусные.

После произошедшего директор позвал меня на беседу. Долго расспрашивал, что да как. Я честно ему сказал, что вины Вашей в случившемся нет. Это я вынудил Вас сыграть в пристенок. Он тогда сильно на меня кричал, но выгонять из школы не стал. Я искренне этому обрадовался.

Учусь я неплохо. С французским языком вовсе не наблюдается никаких проблем. Могу смело сказать, что это Ваша заслуга. Надеюсь, что у нас еще появится возможность встретиться и душевно поговорить.

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина

«Уроки французского»

Цели урока:                           образовательные:

1)         познакомить с жизнью и творчеством писателя В. Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского».

2)         проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.

развивающие:

1)                        формировать умение анализировать текст художественного произведения.

2)                        учить сжато излагать повествовательный текст

3)                        развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.

4)                        продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся

воспитательные:

1)подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.

2)воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг,

записи на доске, карточки с заданиями.

Тип урока: интегрированный (русский язык, литература, музыка, история),

с применением компьютерных технологий.

Форма урока: урок – размышление

Методы урока:1) словесный (слово учителя, сообщения детей).

2) репродуктивный (пересказ прочитанного, беседа по рассказу)

3)наглядно — иллюстративный (слайды компьютерной презентации, выставка книг, инсценирование, художественное чтение детей).

4) частично – поисковый (нахождение эпизодов в тексте).

5) исследовательский (творческие работы – сочинения учащихся).

6) практический (чтение текста, работа со словарём, заданиям на карточках).

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки

лягут на душу как маленького,

так и взрослого читателя.

В. Г. Распутин

Ход урока 

1. Организационный момент.

      Здравствуйте, ребята, садитесь.

2. Речевая разминка.

Учитель: наш урок литературы предлагаю сегодня начать с чтения стихотворения, потому что оно отражает тему и цели нашего урока.

Итак, обратите внимание на экран и прочитайте, соблюдая интонацию, выразительно стихотворение С. Бондаренко .

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется самая главная мысль.

(С. Бондаренко).

О чём это стихотворение? (Каждое высказывание имеет главную мысль).

3. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

1)       Знакомство с темой  и целями урока.

Ребята, я не случайно  начала  наш урок  с чтения этого стихотворения. Оно как нельзя лучше отражает тему и цели нашего урока. А тема звучит так: «Уроки жизни в рассказе  В. Г. Распутина «Уроки французского» (слайд), (запись даты и темы урока).

А цели нашего урока таковы: мы должны не только познакомиться с жизнью и творчеством писателя Распутина, его рассказом «Уроки французского», но и выяснить, какие уроки он несет; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина,  чтобы воспитывать в себе такие качества характера, как доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, этические нормы поведения и взаимоотношений.

Это значит, ребята, что мы с вами сегодня будем учиться жить. Учиться  у В. Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе  будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении.

2) Знакомство с эпиграфом.

Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем. Запишите слова В. Г.  Распутина, которые станут эпиграфом к нашему уроку (слайд), (запись в тетрадь).

3) Знакомство с видами работ на уроке.

Ребята, сегодня на уроке я предлагаю вам поработать «литературоведами», «библиографами», «актерами». Для этого вы должны разделиться на три группы. Каждая группа на столе имеет свою эмблему: «библиографы» — гусиное перо с чернильницей, «литературоведы» — эмблему с изображением  книги, «актеры» — эмблему с маской в руке, символизирующую театр.

2. Беседа по вопросам.

1) Ребята, сегодня мы будем говорить об этике, нравственности, милосердии, гуманизме.

Давайте вспомним значение этих слов, ибо они вам уже знакомы (учащиеся объясняют значение слов).

         Работа в творческой группе «литературоведов» (с толковым словарем) (слайд).

       2) А теперь  давайте заглянем в толковый словарь и найдём значение этих слов.

(Этика – 1)философское учение о морали, ее развитии, нормах и роли в обществе. 2)совокупность норм поведения.

Нравственность – правила, определяющие поведение, качества, необходимые человеку в обществе.

Гуманизм – человечность в отношении к людям, человеколюбие).

3)Ребята, на примере каких произведений вы встречались  с этими понятиями, рассматривали этику взаимоотношений детей, говорили о нравственности?

(Это сказка — быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца», рассказы Ю. М. Нагибина  «Мой первый друг, мой друг бесценный», В.П.  Астафьева  «Конь с розовой  гривой», Д. Железникова «Чучело», «Чудак из 6б», Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» и другие).

4. Реализация домашнего задания.

1). Слово учителя по теме урока.

Ребята, сегодня мы продолжаем разговор об этих понятиях. Творчество  В. Г. Распутина привлекает  читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда  присутствуют духовные  ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый внутренний мир героев. Авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаружить в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно её беречь. Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В. Распутина, но и в себе.

2).  Работа в творческой группе «библиографов».

А теперь начинают работу ребята из творческой группы «библиографов» которые познакомят нас с жизнью и творчеством писателя В. Г. Распутина (краткие сообщения о жизни и творчестве В. Распутина) (слайд).

1). Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть- Уда Иркутской области. Трудное детство было у писателя. Оно совпало с годами В. О. в. и тяжелыми послевоенными годами. Окончив в 1959 году филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал журналистом в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки» написан в альманахе «Ангара» в 1961 году (слайд).

2). В 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Сибири и Дальнего Востока рассказы Распутина получили высокую оценку и были выпущены отдельной книгой в Красноярске под названием «Человек с этого света». Первый большой успех писателю принесла повесть «Деньги для Марии» (1967). Широкое общественное признание получили и другие произведения Распутина: повести «Последний срок» (1970), «Живи и помни»(1974), «Прощание с Матерой» (1976). За повесть «Живи и помни» В. Распутин удостоен Государственной премии СССР (1977).

3). Слово учителя.

«За большой вклад в развитие отечественной литературы» известный русский писатель Валентин Распутин, признанный при жизни классиком, удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» 4 степени. Указ о награждении подписан Президентом России В. Путиным 7 марта 2007 года (слайд).

5. Творческая история рассказа Уроки французского».

 Слово учителя(слайд).

В 1973г. В. Распутин пишет один из лучших своих рассказов – «Уроки французского». « Там мне ничего не пришлось выдумывать, — говорил Распутин. —  Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Обсуждение статей В. Распутина«Уроки доброты» и «Из истории создания рассказа «Уроки французского» (слайд).

Ребята дома вы прочитали статью В. Распутина «Уроки доброты», которая повествует об истории создания этого рассказа и приоткрывает некоторые факты биографии писателя.

Беседа по тексту статьи.

1)       Что заставило Распутина написать рассказ?

2)       Как это характеризует самого писателя?

3) Что такое духовная память и духовный опыт человека?

4) Почему в «Уроках французского» В. Г. Распутин рассказывает о своей учительнице Лидии Михайловне, а посвящение адресовано другому человеку – Анастасии Прокопьевне? Кто такая Анастасия Прокопьевна? (слайд).

(Посвящается матери талантливого драматурга Александра Вампилова А.П. Копыловой. В юности Распутин и Вампилов дружили).

(чтение учеником из творческой группы «литературоведов» воспоминаний писателя «Из истории создания рассказа «Уроки французского».)

6. Беседа по рассказу «Уроки французского»(слайд).

1) О чем говорит название рассказа?

(О школе, уроках, сверстниках).

2) Кому адресовано вступление? (чтение вступления). (Себе и читателю, учителям).

Чтение учителем первого абзаца рассказа.

3) От чьего лица ведется повествование? Почему?

(От первого лица. Автор изложил свою биографию — автобиография).

4) Кто является главным героем рассказа? 

(11- летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени его, ни фамилии автор не называет).

5) Когда и где происходят действия, описанные в рассказе?

(Через 3 года после окончания В.О. в. в 1948 году в далекой сибирской деревне).

 6) Назовите приметы тяжелого времени.  

   ( В рассказе описано тяжелое послевоенное время: карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда. Место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, так как зимой деревья вымерзают).

 7) Как жилось мальчику в родительском доме? В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Найдите отрывки в произведении и зачитайте их (чтение на стр.121 – 122 со слов «Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь» до слов «Я и не понимал как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте»).

8) Какие же это испытания? (не ладилось с французским: чтение на стр. 122 – 123 «Учился я и тут хорошо» до слов «Все было впустую»).

9)  Какие еще испытания? (тоска по дому: чтение на стр. 123 от слов. «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы» до слов «Хотелось только одного, мечталось об одном – домой и домой»).

10) У героя не ладилось с французским, он очень скучал по матери, тосковал по дому,  но были и другие проблемы (голод, воровство продуктов: чтение на стр. 124 со слов «Но похудел я не только из — за тоски по дому» до слов «Легче матери не станет, если она услышит правду»).

11) Не только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью, но и острое переживание несправедливости, горечь обмана испытывал герой. Всякий ли ребенок может выдержать такое?

12) Почему наш герой не жалуется взрослым?

Почему не следит, кто у него ворует?

  (чтение на стр.123 со слов «Я сильно похудел: мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня» до слов «Я опомнился и убежал»).

13)  Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери?

(Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться  или расстроить мать.  Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть).

14) Ребята, а в каком значении употребляется здесь слово урок. Давайте посмотрим значения этого слова по толковому словарю («литературоведы»).

Работа с Толковым словарем:

Урок:1. учебный час, посвященный какому-нибудь предмету  2.перен. нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

7. Закрепление изученного.

Запишем в тетрадь первый урок рассказа Распутина: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это». (слайд).

15)  Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?

16) Почему наш герой не уехал домой?

17) Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам?

18) Что привлекает вас в мальчике,  в его характере? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство, самоотверженность, упорство в достижении цели) (слайд).

Работа в творческой группе «литературоведов» (работа с толковым словарем, выяснение значений слов: благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью; самоотверженность – жертвование своими интересами ради других) (слайд).

19) Почему мальчик ввязался в игру на деньги?

( Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей — то милости или подачки он не стал). 

Запишем второй урок Распутина: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих». (слайд).

20) Охарактеризуйте игроков в «чику» (Тишкин, Птаха, Вадик).

(работа в творческой группе «актеров» (слайд): чтение по ролям диалога на стр. 125 со слов «Однажды, еще в сентябре» до слов «Вот еще! – обиделся я)

21) Какая это была игра? Почему нашему герою пришлось «смириться»?

(«актеры»: чтение на стр. 130 со слов «Не в склад! – объявил Вадик» до слов «Настаивать на своем было бессмысленно: если начнется драка, никто, ни одна душа не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же).

Запишем третий урок Распутина: «Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь». (слайд).

22) Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?

(Прочитаем отрывок на стр. 132 со слов: «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха» до слов на стр. 133 «Переверну – у – ул!»).

Запишем четвертый урок Распутина:  «Будь принципиальным. Не пресмыкайся». (слайд).

23). Почему мальчик доверил учительнице свою тайну? Любому ли учителю можно довериться?

(чтение отрывков на стр. 136 со слов «Она сидела передо мной»  до слов «Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?»).

24). Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским  языком у себя дома? Почему?

(Она хочет оградить мальчика от игры с ребятами).

25). Каким предстает образ Лидии Михайловны на страницах рассказа? (слайд).

(Молодая учительница – человек большой души. Она сумела увидеть в мальчике настоящую человеческую гордость и недетское мужество. Она доказывала мальчику: ты не одинок в этом мире, со своим голодом, синяками, ссадинами, тебе помогут. И она помогла. У нее был дар сопереживания. Она своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).

Запишем пятый урок Распутина: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей». (слайд).

Ребята, как вы понимаете смысл высказываний (слайд):

 «Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях» (Л. Н. Толстой).

«Когда кто – нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь: сразу два человека стали счастливы» (К. Пеппер).

«Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать». (К. Боуви).

 Ребята, а как вы ответите на вопрос: что такое доброта (чтение учащимся мини-сочинений).

Работа в группах по карточкам.

А теперь я предлагаю вам, ребята, задания с различными ситуациями. Каждая из трех групп получает карточку: «твое поведение в сложившейся ситуации».

1). Шел Саша домой из школы. Видит – идет по улице слепой человек и палочкой тротуар ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», — догадался Саша и пошел своей дорогой. Как бы ты поступил на его месте?

2). Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.

3). Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников, вымогая деньги, избивают твоего товарища. Какие действия ты предпримешь?

8. Обобщение материала:

   Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»?

 Какой главный урок преподала учительница?

 Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? (обращение к эпиграфу).

Вывод:

«Уроки французского» — уроки жизни, мужества, доброты.

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».

Чтение стихотворения «Доброта».

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

 Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

9. Итоги урока.

10. Домашнее задание:

Ребята, я думаю, вам будет интересно узнать, как дальше сложатся судьбы героев рассказа: мальчика и его учительницы. Прочитайте рассказ до конца. Напишите мини – сочинение о том, встречали ли вы в жизни таких людей, как герои Распутина, мужественных, честных, добрых. Расскажите о них.

Я говорю, урок окончен, но надеюсь, что вы продолжите его в своей душе, в своём сердце!

Урок 
мудрости и доброты

(по рассказу В.П. Астафьева   «Конь с розовой гривой»)

Целевой компонент урока:

Педагогические цели:

1)     
Организовать работу  по анализу художественного текста.

2)     
Формировать навыки выразительного чтения и пересказа эпизодов.

3)     
Формировать умения отвечать на вопросы и подтверждать их текстом.

4)     
Учить детей оценивать  поступки героев и делать выводы.

5)     
Организовать работу в группах.

Ожидаемые результаты:

Предметные: 1) учащиеся
хорошо ориентируются в тексте.

Метапредметные универсальные учебные
действия
:

Познавательные: 2) умеют
выразительно читать текст и пересказывать  отдельные эпизоды.

Регулятивные: 3) учащиеся
умеют правильно отвечать на вопросы, подтверждая ответы текстом.

Личностные: 4) учащиеся
умеют дать оценку таким нравственным категориям, как совесть, честность,
доброта, трудолюбие.

Коммуникативные:
5) учащиеся умеют работать в группах, умеют оценивать ответы товарищей.  Задачи урока:

1). Обучение анализу поступков
героев через слова, действия.

2). Формирование у школьников
таких нравственных качеств как честность, доброта, долг.

3). Воспитание чувства
сострадания и любви ко всему живому у учащихся, вызвать интерес к творчеству
В.П.Астафьева.

Форма урока: Урок –
размышление на основе исследования.

Используемые технологии:
технология критического мышления. Методические приемы: 

  беседа
по вопросам

  пересказ
эпизодов

  выразительное
чтение отрывка

  анализ
текста

  сценки
(инсценирование эпизодов) — словарная работа.

Методы обучения: диалоговое
взаимодействие

Организационные формы урока:
фронтальная, групповая.

Оснащение: 

1). Учебник литературы для 6
класса. Рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

2). Портрет писателя
В.П.Астафьева.

3). Иллюстрации к рассказу
В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

4). Кроссворд.

5). Презентация к уроку.

6). Сувенир «Конь с розовой
гривой».

7). Аудиозапись «Родительский
дом».

8). Рабочие тетради учащихся. Опережающее домашнее задание: рисунки учащихся к
рассказу;   план рассказа.

Ход
урока:

Ι. Организационный момент.

    Доброе утро солнцу и птицам!

    Доброе утро улыбчивым лицам!

    Пожелайте друг другу успехов
на уроке.

    Все проверили? В порядке ваши книжки и
тетрадки?     Все готовы? Ну, тогда

    Нам урок начать пора! ΙΙ.
Вступительное слово учителя.

    
Виктор Петрович Астафьев –  известный талантливый писатель. Большинство      
произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора
Петровича Астафьева – Сибири, на Енисее, о далеком деревенском детстве в селе
Овсянка, которое было удивительно прекрасной порой.

Кроссворд:

1.     
Кто из героев рассказа «в сердцах или в наслышку» называл бабушку
генералом? (дедушка)

2.     
Какую ягоду собирал мальчик, чтобы «трудом своим заработать
пряник»? (землянику)

3.     
Почему все жалели героя, и он был окружен редкостным вниманием?
(сирота)

4.     
На берегу какой реки находилась деревня, в которой жил мальчик?
(Енисей)

5.     
Как звали бабушку Вити? (Катерина)

6.     
О ком из героев рассказа мальчик говорил: «Он любил море, а я
люблю его»? (Левонтий)

7.     
Какой пряник пообещала купить бабушка, если мальчик наберет земляники?
(«пряник конем», «конь»)

Опорное слово: «Детство»

    
Прежде, чем мы перейдем к теме нашего урока, обратим внимание на слова
французского писателя Антуана де – Сент Экзюпери «Все мы родом из детства..»
Как вы их понимаете?

     Да, именно в детстве
закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него
потом на протяжении всей жизни.

     Как эти слова согласуются
со словами из песни «Родительский дом – начало начал»… (звучит песня)

    
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни,
увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский
характер.      Мы знаем, что название сборника, куда входит рассказ «Конь с
розовой гривой» называется «Последний поклон», а первое его название «Страницы
детства» и к нему Виктор Петрович Астафьев в качестве эпиграфа берет отрывок из
стихотворения Кайсына Кулиева «Детство».

«Мир детства, с ним
навечно расставанье,

Назад ни тропок нету,
ни следа,

Тот мир далек, и
лишь воспоминанья Все чаще возвращают нас туда».

       Какое слово можно назвать здесь ключевым? (Воспоминанье)
Какие слова являются однокоренными к этому слову? (помнить, память)

ΙΙΙ. Введение в тему.

     
Почему же человек, столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну,
почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далекого
детства? ( человек запоминает те события, которые сыграли в его жизни
значительную роль)

       Итак, тема нашего урока
«Уроки мудрости и доброты». Эпиграфом к уроку возьмем слова из рассказа
В.П.Астафьева: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу
забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой». Давайте мы
вместе попробуем определить, какова же цель нашего урока? (оценить поступки
героя и выяснить, какие жизненные уроки извлек мальчик в сложившихся
обстоятельствах)

       Согласна. А теперь
задачи. Как добиться поставленной цели?

1.     
Понаблюдать за поведением героя и левонтьевских ребятишек.

2.     
Сравнить семью мальчика и семью Левонтия.

3.     
Оценить поступки и сделать выводы. ΙY. Работа по теме
урока.

— Словарная работа. Как
вы понимаете слово «доброта»? Как это слово объясняется в толковом словаре?
(работа с толковым словарем)

Прежде
чем приступить к анализу рассказа, вспомним, что такое рассказ? (работа со
словарем литературных терминов) — Беседа.

1. Где
и когда происходит действие рассказа  «Конь с розовой гривой»? (действие
происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после
гражданской
войны). 2. Что это было за время? Как жилось людям? (время
было трудное, людям жилось очень
трудно).

3.      
Кто главные герои рассказа? (герой рассказа – сирота, у него мать
утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени, семья
Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец
семейства много пил, пропивал деньги, работать не любил, бабушка)

4.      
Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места,
мы все считаем главной героиней рассказа? (бабушка сыграла главную роль в жизни
главного героя).

Y. Мозговой штурм. «УЗНАЙ
ГЕРОЯ».

1.     
«Тётка … покорно возвращалась, и пока бабушка считала деньги, она
перебирала босыми ногами, ровно горячий конь, готовый рвануть, как только
приотпустят вожжи».

2.     
«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других
причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, … был
вреднее и злее всех левонтьевских ребят».

3.     
«Я и сам знал, что им-то, …, «ха-ха», а мне «хо-хо». Бабушка моя,
Катерина Петровна, – не тётка Васеня». 

4.     
«В тёплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на
единственной медной пуговице с двумя орлами, и в бязевой рубахе вовсе без
пуговиц».

       Кому из героев принадлежат эти
слова? 

1.          
«Ты как с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое! Мне рупь!
Другому       рупь! Это что же получится?»

2.          
«Ништяк! Не ходи домой, и всё! Заройся в сено и притаись.
Петровна  боится – вдруг ты утонешь. Вот она как запричитает: «Утону-у-ул,
моё    дитятко, спокинул меня, сиротиночка…» — ты тут и вылезешь»

3.          
«Выдь отсюдова! Он сирота, а вы всё же при родителях! Мать-то ты
хоть  помнишь? Бадога с ней по один год кололи-и-и!»

4.          
«Ну, что ты, что ты! Чего же голодный-то лежишь? Попроси
прощения…  Ступай, ступай….» 

YΙ. Давайте
проверим домашнее задание, вы должны были  составить
план рассказа.

   
1. Обещание бабушки купить пряник.

   
2. Сбор ягод.

   
3. Наставления Саньки.

   
4. Переживания мальчика.

   
5. Наказание.

Итак, рассказ начинается с
обещания бабушки купить пряник. 

Примерный план:

1.                             
Левонтьевское семейство.

2.                             
За земляникой (пряник конем).

3.                             
В лесу.

4.                             
Ссора.

5.                             
Жалко ягод.

6.                             
Шалости на реке.

7.                             
Санька советует обмануть бабушку.

8.                             
Кража калача.

9.                             
Бабушка уезжает на рынок.

10.                         
Рыбалка.

11.                         
Переживания мальчика в ожидании бабушки.

12.                         
Обман раскрыт.

13.                         
Бабушка простила.

14.                         
Дивный конь с розовой гривой.

15.                         
Урок на всю жизнь.

YΙ.  Инсценировка сцены из рассказа.

Действующие лица: бабушка и внук.

Бабушка: Левонтьевские
ребятишки собираются на увал по землянику.

Внук: Да? Баба, можно и я
пойду?

Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь
туесок. Я повезу свои                                 ягоды в город, твои тоже
продам и куплю тебе пряник

 Внук: Конём, баба?

 Бабушка: Конём, конём.

 Внук:
Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать
и               слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём
сразу                почёту сколько будет, внимания!

 Бабушка: Иди, иди уж.
Дитятко ты моё!

Что нужно было сделать, чтобы
заслужить пряник?                                        

    Почему пряник конем для
рассказчика был желанным подарком?

Выразительное чтение
отрывка из рассказа. 

Пряник конём! Это
же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него
розовая, хвост  розовый, копыта тоже розовые.

Бабушка никогда не позволяла таскаться
с кусками хлеба. Ешь за столом. Иначе будет худо. Но пряник – совсем другое
дело! Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает
копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со
счастьем убеждаться – тут он, тут конь-огонь.

С таким конём почету сколько,
внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе
первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом
откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке
откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и
держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост
да грива».

Итак, пряник – это не только
лакомство и игрушка, а что еще?

Возьмите заготовки и
составьте кластер «Пряник».
                                                                            
Не заполняйте все, в конце урока мы еще вернемся к этому заданию.

Почему  бабушка поручила
мальчику самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок? 

УРОК 1.

Любая награда должна быть заслужена
своим трудом, тогда она ценится больше
.

Утром «с
орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику трудом заработать пряник…»
(текст)

  Что
мы  знаем о семье дяди Левонтия?

  Чем
эта семья отличается от семьи Витьки?

YΙΙ.  «Ребёнок учится всему…

  Как
вы понимаете эту народную мудрость?

  Возьмите
памятки и дайте сжатую характеристику  семье Левонтия и бабушки. (групповая
работа)

Левонтьевские 

Герой — рассказчик

бросали друг в друга

трудом своим заработать пряник

барахтались, принимались драться,
дразнились

начали брать землянику, радостную и дорогую

напластали

брал старательно

жрут ягоды, бьются, катаются

скоро покрыл дно аккуратненького туеска

растерзали рыбину

вздохнул с облегчением

пуляли камнями

гнали по дороге

Левонтий и Васеня, их отношение к жизни

1. 
Отношение к заработанной копейке

2. 
Дом

3. 
Огород

4. 
Изгородь

5. 
Одежда

6. 
Вывод

Дедушка и бабушка Петровна, их отношение к жизни

1. 
Отношение к соседям

2. 
Честность

3. 
Строгость

4. 
Трудолюбие

5. 
Великодушие

6. 
Ласка

7. 
Мудрость

8. 
Вывод

  Кто
особенно выделялся  среди  левонтьевской «орды»? (Текст)

«Исцарапанный, с шишками на
голове от драк и разных  других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными
окровенелыми глазами, Санька был вреднее  и злее всех левонтьевских
ребят». 

  Расскажите,
пожалуйста, как ведут себя дети по пути на увал, какие поступки совершают?
(Текст)

«Парнишки
вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два
принимались драться, плакали, дразнились…

…по пути
заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали
луку- батуна, наелись до зелёной слюны…

Наконец ребята дошли до увала,
где росла земляника. Что же там произошло?

  Почему
Витька не хотел идти с ними?

(Он ещё не выполнил свою работу,
не набрал ягод, а он знал, что без них не получит пряник.)

  После
чего он присоединился к ребятам?

Санька стал его дразнить.
(Текст)

YΙΙΙ.
Инсценировка сцены из рассказа
— Бабушки Петровны испугался? Эх ты!

  Зато
мне бабушка пряник конём купит!

  Может,
кобылой! Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный! — Я?

  Ты!
— Я?

  Ты,
ты!

  Жадный?

  Жадный!

  А
хочешь, все ягоды съем? — Слабо!

  Мне
слабо! Мне слабо! Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды) — Я ещё у бабушки калач
украду!

  Давай!

  Только
одного калача мало!

  Шанег
прихвати!

  А
лучше ещё и пирог!

  Лишнее
не будет! — Ладно!

Витька
поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть  трусом и «жадиной», он
хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от  них не отставать. Мы знаем, что
основное средство характеристики героя – поступок. Витя проявляет
слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один
плохой поступок за другим День проходит незаметно, Витька на время забывает о
своём поступке, но вот пора возвращаться домой.

  Как
автор рисует душевные переживания героя? (Текст)

«Грустно. Тоска на сердце –
предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт».

  Почему
он не хочет сказать бабушке правду? 

  Что
ему посоветовал Санька?

И Витя соглашается, он решает
обмануть бабушку, а  первый обман рождает другие. 

  Какие
ещё плохие поступки пришлось ему совершить?(Текст)

«Я пробрался тайком в кладовку,
вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой.

Потом ещё принёс и ещё, пока
Санька не нажрался».

  Какой
же можно сделать вывод?

УРОК 2

Нельзя поддаваться слабости, нужно
уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок
может перерасти в преступление.

  Что
Витя чувствует  после всех событий? (Текст) Чтение отрывка из рассказа –
Ишмухаметов Денис.

«Бабушку надул. Калачи украл! Что
только будет? – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой
«андельский» не снисходил на мою варначью душу… А что если слезть с полатей,
забраться к бабушке под одеяло и всё-всё рассказать? Я прислушался. Снизу доносилось
трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю
бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про
калачи, и про всё, про всё»…

Мы знаем, что этим мыслям не
суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с
«левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но
ненадолго. 

А сейчас обратим внимание на пейзаж,
который рисует автор. Вспомним, что такое литературный пейзаж и какую роль он
играет в произведении. (Словарь литературных терминов)

«День был ясный, летний. На
длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное,
только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле
лежали полосатые цветки граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы
шмели. Они ненадолго замирали…должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые
листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем
куреве. Над Енисеем солнечно мерцало…Тени скал лежали неподвижно на воде…
Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…»

И от этой
красоты ещё тяжелее на душе у мальчика, ещё сильнее он ощущает свою вину. На
реке появляется лодка, в ней Витя видит бабушку. Он убегает, понимая, что
расплаты не миновать. Тётя приводит его домой.

Утром Витя
слышит, как бабушка всем рассказывает о его преступлении. Он хочет «скорее
помереть». Витька изо всех сил сдерживается, но жалость дедушки вызывает поток
слёз, это уже не слёзы страха, а слёзы раскаяния. Мальчик понимает свою вину и
ждёт справедливого наказания.

   
Как же наказала его бабушка? (Текст) Какова цена обмана?

Удовольствие

Наказание 

Речка, ловля рыбы, подшибленный стриж, таинственная пещера,
признание левонтьевскими, веселье.

Насмешка Саньки, страх (сделалось жутко),
чувство вины перед бабушкой, жалость по

отношению к бабушке, зависимость от

Саньки, новый обман, осознание себя преступником.

(Цена обмана – муки совести и вины) УРОК 3. Нельзя
обманывать и предавать близких людей.

   
Почему бабушка простила своего внука? 

(прощает
бабушка внука по своей доброте и жалости, также из способности понимания
души
ребенка)

   
Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты?

   
Как вы считаете, что такое мудрость?

   
Какой урок извлёк герой из бабушкиного урока?

УРОК 4.

Нужно уметь верить в человека и
прощать ему ошибки.

ΙX. Работа по иллюстрации.

Какой эпизод запечатлен на
иллюстрации к рассказу?

Почему бабушка купила все – таки
«пряник конем» своему внуку?

(бабушка верила в него,
понимала, что он мучается и раскаивается в своих поступках.
Милосердие,
доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание.
Потому
и пишет через много лет автор: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника –

того дивного коня с розовой гривой») Чтение отрывка из рассказа.

Давайте вернёмся к нашим
кластерам и посмотрим, какие слова можно туда добавить. (Любовь, память) 
XΙ. Рефлексия.

Молодцы, ребята! Мы закончили
анализ текста. Давайте подведем итог. Вернемся к цели нашего урока. 

Какие жизненные уроки извлек
герой рассказа из сложившихся обстоятельств?

1.  Любая
награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше
.

2.  Нельзя
поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает
новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.

3.  Нельзя
обманывать и предавать близких людей. 4. Нужно уметь верить в человека и
прощать ему ошибки.

На всю жизнь запомнил Виктор
Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке.  В
рассказе «Последний поклон» он пишет:

«И живёт в сердце вина.
Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в
памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в
близких и любимых людях отыскали они её, и  была бы её жизнь беспредельна и
вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, чтоб
смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю,
бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не
будет. И некому прощать». Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а
всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и
добротой.  Напишите, пожалуйста, синквейн «Бабушка».

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной
работе по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Левонтьевские 

Герой — рассказчик

image001

Мы подготовили для Вас несколько аргументов из произведения «Уроки французского» Распутина для написания сочинения по литературе в школу.

Пример настоящего учителя — аргумент

Лидия Михайловна стала для своего ученика не только мудрыми педагогом, но и по-настоящему близким человеком. Учительница не забыла о мальчике и спустя какое-то время отправила ему посылку с продуктами. Лидия Михайловна преподала Володе не только уроки французского, но и уроки доброты, которые мальчик смог полностью оценить лишь спустя многие годы. На данном примере мы видим, как важно пытаться помочь или оказать поддержку другим людям, которые в ней нуждаются, даже если не показывают этого.

Учитель и ученик — аргумент

Самым известным произведением, посвященным образу учителя, является рассказ Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Поступок учительницы оценивается неоднозначно. Когда Лидия Михайловна узнает, что повествователь играет с другими учениками на деньги, она не рассказывает это директору, подвергая тем самым себя опасности. Чтобы помочь мальчику, у которого были трудности в материальном положении, Лидия Михайловна решает сыграть с ним в замеряшки. Это заметил директор школы, который уволил учительницу.

С одной стороны, Лидия Михайловна совершила педагогическое преступление, за которое она должна была понести наказание, с другой стороны, все не так просто, как кажется. Рассказчик, от лица которого ведется повествование, – тот самый мальчик. Он выражает свое отношение к учительнице. Для него Лидия Михайловна стала тем человеком, который научил его урокам доброты и милосердия. Учительница французского языка смогла дать мальчику ценный урок: в любой ситуации оставаться человеком. Именно этот жизненный принцип запомнился повествователю, поэтому говорить о том, что поступок Лидии Михайловны безнравственен, нельзя. Главный герой трепетно вспоминает свою учительницу французского языка, после ее увольнения он сопереживает ей, как когда-то сопереживала ему она.

Отношение к учителям — аргумент

Образ учителя в данном произведении – образ человека, который не просто пришел в профессию, но и отдает себе отчет в том, какие шаги порой ему придется предпринимать – смелые, творческие, судьбоносные для него самого. Вполне вероятно, кто-то другой на месте Лидии Михайловны махнул бы рукой на ученика и его трудности в освоении иностранного языка, но не главная героиня рассказа Распутина. Она хочет помочь и подбодрить ребенка, видя его незавидное положение. Она находит путь к сердцу ребенка и рискует, но тем самым воодушевляет ученика. Это достойно уважения и похвалы. Это тот самый учитель, который совершает маленькую революцию в жизни одного человека, и может считает, что не преуспел в своем мастерстве, но весьма влияет на судьбу ребенка и его мировосприятие.

Такие учителя достойны уважение и они на вес золота!

Оценка личности учителя — аргумент

В произведении Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» главная героиня, которая была преподавателем французского языка, помогала мальчику из бедной семьи. Володе совершенно плохо давались уроки французского, и Лилия Михайловна пригласила его к себе домой на дополнительные занятия. Вскоре она узнала о сложной ситуации мальчика, у Володи не хватало денег на еду, поэтому он играл на деньги в «Чику». Добродушная учительница пыталась любыми способами помочь бедному мальчику и даже предложила ему игру на деньги, пожертвовав своей карьерой.

Уважение к человеку и забота — аргумент

Учительнице удалось возбудить интерес рассказчика к французскому языку, который давался ему с большим трудом. Она совершенно бескорыстно занимается с мальчиком, желая помочь ему не только по предмету, но и материально, спасая от голода.

Лидия Михайловна в произведении не только мастерски преподавала свой предмет, но и замечала все изменения, происходящие со школьниками: «Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания». Так, Лидия Михайловна вела себя не только как учитель, но и как человек, которому неравнодушна жизнь ее учеников.

Влияние учителя на ученика — аргумент

Главный герой Володя оказывается в трудной жизненной ситуации. Молодая учительница французского языка, искренне стремясь помочь мальчику, играет с ним на деньги, потому что все законные способы помощи ребёнок в силу своей гордости и независимости не принимает. Для Лидии Михайловны эта помощь оборачивается профессиональным преступлением, за которое её увольняют из школы. Но для мальчика это была очень важная поддержка. Став взрослым писателем, мальчик посвятил рассказ своей мужественной учительнице.

( 1 оценка, среднее 1 из 5 )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector