Меню

Жуковский спящая царевна вопросы к сказке и ответы

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

Задания к сказке В. А. Жуковского
«спящая царевна» (урок № 1) (5 класс)

Вопросы по биографии В. А.
Жуковского (1783 – 1852) (конспект вступительной статьи из учебника)

№ 1. В какой губернии родился В. А. Жуковский?

— В. А. Жуковский родился в Тульской губернии.

№ 2. Кем были родители В. А. Жуковского?

— Отец В. А. Жуковского – тульский помещик, мать –
пленная турчанка.

№ 3. Где учился В. А. Жуковский?

— В. А. Жуковский учился сначала в частном пансионе,
затем в Тульском народном училище, позднее – в Московском университетском
пансионе.

№ 4. Когда были написаны первые стихотворения В. А.
Жуковского?

— Первые стихотворения В. А. Жуковского были написаны,
когда ему было 7 – 8 лет.

№ 5. Какое стихотворение открывает длинный ряд
переводных стихотворений В. А. Жуковского?

— Первое переводное стихотворение В. А. Жуковского –
«Сельское кладбище» (перевод из английского поэта Томаса Грэя).

№ 6. К какому русскому поэту относится восклицание В.
А. Жуковского «Вот у нас настоящий поэт!»?

— Восклицание В. А. Жуковского «Вот у нас настоящий
поэт!» относится к А. С. Пушкину, когда тот в 1815 году написал стихотворение
«Воспоминания в Царском селе».

№ 7. Закончите фразу В. Г. Белинского: «Без
Жуковского…».

— В. Г. Белинский отмечал: «Без Жуковского мы не имели
бы Пушкина».

Задание №
1
: вставьте
на месте (..?) слова из сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна»:

№ 1. «Раз царица на лугу, / На (..?) берегу…».

зеленом.

№ 2. «Вдруг, глядит, ползет к ней (..?)».

рак.

№ 3. «Понесешь ты в эту ночь: / У тебя родится
(..?)».

дочь.

№ 4. «Было ж всех (..?) их».

двенадцать.

№ 5. «(Кем (..?) оно, / Знать об этом
не дано)».

украдено.

№ 6. «Стали дочь его (..?)».

дарить.

№ 7. «На пиру я не была, / Но подарок (..?)».

принесла.

№ 8. «Ведьма (..?) из глаз».

скрылася.

№ 9. «И царевна оживет; / Будет долго в свете (..?)».

жить.

№ 10.  «Дай, — сказала наконец, — / Осмотрю я
наш (..?)».

дворец.

№ 11. «Всходит вверх и видит – там / (..?)
сидит…».

старушоночка.

Задание № 2: по
цитате определите, о каком герое сказки В. А. Жуковского идет речь:

№ 1. «Ночи темныя темней, / Заплетенные косой /
Кудри черной полосой / Обвились кругом чела».

— Царевна.

№ 2. «Он сказал царице так: / «Мне тебя,
царица, жаль; / Но забудь свою печаль; / Понесешь ты в эту ночь: / У тебя
родится дочь».

— Рак.

№ 3. «И, молитву сотворя, / Он шагнул через
царя».

— Царский сын.

№ 4. «…прекрасна так была, / Что ни в сказке
рассказать, / Ни пером не описать».

— Царевна.

№ 5. «И, беду чтоб отвести, / Он дает такой
указ: / «Запрещается от нас / В нашем царстве сеять лён…».

— Царь Матвей.

№ 6. «По дворцу она пошла: / Пышных комнат нет
числа; / Всем любуется она».

— Царевна.

№ 7. «…прядёт / И за пряжею поет: /
«Веретенце, не ленись; / Пряжа тонкая, не рвись».

— Старушка (переодетая 12-я чародейка-колдунья).

№ 8. «На нее находит сон; / Вместе с ней
объемлет он / Весь огромный царский дом».

— Царевна.

№ 9. «Забавляясь ловлей, там / По долинам, по
полям / С свитой ловчих разъезжал».

— Царский сын.

№ 10. «…рассказал, / Что от дедов он слыхал / О
чудесном боре том».

— Старик, встретившийся царевичу.

№ 11. «…от сказки той / Вспыхнул он, как от
огня; / Шпоры втиснул он в коня».

— Царский сын.

№ 12. «…она / Вдруг соскучилась одна / В душной
горнице сидеть / И на свет в окно глядеть».

— Царевна.

№ 13. «Пили, ели, а потом, / Хлебосольного царя,
/ За прием благодаря, / Стали дочь его дарить».

— 11 чародеек-волшебниц.

№ 14. «Как дитя, лежит она, / Распылалася от
сна; / Молод цвет ее ланит».

— Царевна.

№ 15. «На зеленом берегу / Ручейка была одна; /
Горько плакала она».

— Царица.

Задания к сказке В. А. Жуковского
«спящая царевна» (урок № 1) (5 класс)

Вопросы по биографии В. А. Жуковского (конспект
вступительной статьи из учебника)


1.
В какой
губернии родился В. А. Жуковский? № 2. Кем были родители В. А.
Жуковского? № 3. Где учился В. А. Жуковский? 4. Когда
были написаны первые стихотворения В. А. Жуковского? № 5. Какое
стихотворение открывает длинный ряд переводных стихотворений В. А. Жуковского?
6.
К какому русскому поэту относится восклицание В. А. Жуковского «Вот у
нас настоящий поэт!»? № 7. Закончите фразу В. Г. Белинского: «Без
Жуковского…».

Задание №
1:
вставьте
на месте (..?) слова из сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна»:


1.
«Раз
царица на лугу, / На (..?) берегу…». № 2. «Вдруг, глядит, ползет
к ней (..?)». № 3. «Понесешь ты в эту ночь: / У тебя родится (..?)».
№ 4. «Было ж всех (..?) их». № 5. «(Кем (..?) оно,
/ Знать об этом не дано)». № 6. «Стали дочь его (..?)». № 7.
«На пиру я не была, / Но подарок (..?)». № 8. «Ведьма (..?)
из глаз». № 9. «И царевна оживет; / Будет долго в свете (..?)».
10.
  «Дай, — сказала наконец, — / Осмотрю я наш (..?)». № 11.
«Всходит вверх и видит – там / (..?) сидит…».

Задание
№ 2:
по
цитате определите, о каком герое сказки В. А. Жуковского идет речь:


1.
«Ночи
темныя темней, / Заплетенные косой / Кудри черной полосой / Обвились кругом
чела». № 2. «Он сказал царице так: / «Мне тебя, царица, жаль; / Но
забудь свою печаль; / Понесешь ты в эту ночь: / У тебя родится дочь». № 3. «И,
молитву сотворя, / Он шагнул через царя». № 4. «…прекрасна так была, /
Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать». № 5. «И, беду чтоб
отвести, / Он дает такой указ: / «Запрещается от нас / В нашем царстве сеять
лён…». № 6. «По дворцу она пошла: / Пышных комнат нет числа; / Всем
любуется она». № 7. «…прядёт / И за пряжею поет: / «Веретенце, не
ленись; / Пряжа тонкая, не рвись». № 8. «На нее находит сон; / Вместе с
ней объемлет он / Весь огромный царский дом». № 9. «Забавляясь ловлей,
там / По долинам, по полям / С свитой ловчих разъезжал». № 10.
«…рассказал, / Что от дедов он слыхал / О чудесном боре том». № 11. «…от
сказки той / Вспыхнул он, как от огня; / Шпоры втиснул он в коня». № 12.
«…она / Вдруг соскучилась одна / В душной горнице сидеть / И на свет в окно
глядеть». № 13. «Пили, ели, а потом, / Хлебосольного царя, / За прием
благодаря, / Стали дочь его дарить». № 14. «Как дитя, лежит она, /
Распылалася от сна; / Молод цвет ее ланит». № 15. «На зеленом берегу /
Ручейка была одна; / Горько плакала она».

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 112-113

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Часть 1.

Прочитать ответы на вопросы разделов «Литература и другие виды искусства» и «Фонохрестоматия» можно, перейдя по ссылке.

Размышляем о прочитанном

1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

По мере развития действия у меня сменилось несколько настроений. Сперва — тревога, потом негодование, страх, наконец восторг и радость.

2. Кто из героев особенно понравился вам, кто вызвал другие чувства?

Больше всего мне понравилась царевна. Она была доброй, отзывчивой, не кичилась своим происхождением, вела себя со всеми одинаково хорошо.

Мне не понравилась царица-мачеха. Она была злой, жестокой, эгоистичной, самовлюблённой.

3. Какая сказка — Жуковского или Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чём?

Сказка Пушкина ближе к народной. В отличии от сказки Жуковского, Пушкин использовал такие элементы народной сказки, как троекратные повторы, его герои более традиционные: богатыри, королевичи, цари, он вводит в текст описание сил природы, одушевляя их — это тоже приём народной сказки.

Но тем не менее, сказка Жуковского мне понравилась больше. В ней больше юмора, она более лёгкая и увлекательная.

4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

Грустное настроение создаёт описание долгого ожидания царицы, которая всё время сидела у окна и ждала милого друга. Мы понимаем, как сильно она скучала и тосковала.

5. Как вы понимаете строчки «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла»?

Царица ещё не оправилась от родов, была очень слабой, а возвращение царя вызвало сильнейшее нервное потрясение, которое оказалось роковым — она умерла от радости.

6. Похожа ли новая, другая царица на первую и что вы можете сказать о ней?

Новая царица не любила царя, а любила себя. Пушкин про неё сказал прямо: горда, ломлива, своенравна и ревнива. Хотя при этом она была умной и красивой.

7. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «Но»? Кому противопоставляет её автор?

Царевна мне очень понравилась. Автор противопоставляет её царице, поэтому её описание начинается со слова «Но».

Она описывается роскошной красавицей, но у неё кроткий нрав. Она скромная и добрая.

8. Чего добивалась царица от зеркала и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

Царица хотела знать, всех ли она красивей. Волшебное зеркальце могло дать ей ответ на этот вопрос.

Недоброе отношение к царевне лучше всего выражает слово «Ревнива», которое использует Пушкин, или «Завистлива», как мы бы сказали сейчас.

Из предложенных вариантов лучше всего подходит слово «Злая».

9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

Живя в доме богатырей, царевна показала себя скромной, вежливой, трудолюбивой, застенчивой, доброй.

Богатыри были мужественными, честными, вежливыми и благодарными. Они полюбили царевну, но, узнав, что у той есть жених, стали вести себя как братья, опекая царевну и заботясь о ней.

10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея?

Эти обращения интересны прежде всего тем, что в них использован приём олицетворения, автор оживляет слепые силы природы.

Интересна и форма обращения Елисея. Он понимает, что говорит с могущественными силами, обращается к ним очень ласково, расхваливает их, стремясь расположить к себе. Он умоляет не отказать в ответе, говоря, что он жених царевны. В этом проявляется его тревога и печаль.

Узнав о судьбе царевны, Елисей громко рыдает.

11. Прочитайте сцену разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

Чернавка отвела царевну в лес и та перепугалась. Она поняла, что против неё замышляют недоброе. Поэтому она стала умолять Чернавку пощадить её, обещая не забыть об этом, когда станет царицей.

Чернавка сжалилась и оставила царевну в лесу, сказав «Бог с тобой», то есть вручив её судьбу высшим силам.

12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы? 

«И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!»

«И трубит уже молва:

Дочка царская жива!»

Первые строчки печальны, вторые — радостны. Разница между ними в ритме. В первых строчках он более протяжный, строка состоит из 8 слогов. Во вторых строчках он более быстрый, строка состоит из семи слогов.

Также автор использует два глагола, задающих общее настроение. Глагол трезвонить ассоциируется с печальным перезвоном колоколов. Глагол трубит ассоциируется с радостными, победными звуками труб.

Будьте внимательны к слову

Выберите слова и выражения, которые встречались в народных сказках, и те, которые могли быть, по-вашему мнению, только в авторской сказке.

Слова из народных сказок: простился, в путь-дорогу снарядился, с белой зари до ночи, желанный, воротился издалече, неутешен, правду молвить, приветливо, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубить, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить, поникли головою, вдруг погасла.

Слова из авторской сказки: ждёт-пождёт милого друга, глядючи, белешенька земля, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, в горести душевной, сотворив обряд печальный, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит молва.

AVvXsEgIwcaUA2gdKXCN5hDOcIzkiqwYQZU8lA9AeyilUggqxeAJerASsvvYS79adYyfeslEu7tG1XMd7ZmvmFY2GeZf dJvh 2mpcGUrAjAtgurdIHj4aXNGGfpmk3QC2Bdt1m3fWrRqSLIawgWZ4QvXrrWh1OJav1gFUv4Je0H21Lc47Dk2rVq rKyTX EwQ=w400 h330

Жуковский спящая царевна вопросы к сказке и ответы

Тесты

 / 
Литература

 / 
5 класс

 /  Контрольная работа №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

07.11.2021.
Тест. Литература, 5 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Контрольная работа №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

Вопрос 1

Что называется басней?

Варианты ответов
  • Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
  • Один из основных жанров древнерусской литературы; сообщение, описание событий; погодная запись исторических событий
  • Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом.
Вопрос 2

Установите соответствие

Варианты ответов
  • А) изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.
  • Б) нравоучительный вывод
  • В) вид метафоры, перенесение свойств одушевленного предмета на неодушевленные.
Вопрос 3

Кто в басне И.А. Крылова «Ворона и лисица» назвал Ворону голубушкой, сестрицей, восхищался ее шейкой, глазками, перышками, носком и голоском?

Варианты ответов
  • А. Волк
  • Б. Лисица
  • В. Свинья.
Вопрос 4

Куда в басне И.А. Крылова «Волк на псарне» Волк хотел залезть ночью?

Варианты ответов
  • А. на псарню
  • Б. в овчарню
  • В. в конюшню.
Вопрос 5

К какому историческому событию посвящена басня И.А. Крылова «Волк на псарне»?

Варианты ответов
  • А. Куликовской битве;
  • Б. Бородинскому сражению;
  • В. Отечественной войне 1812 года.
Вопрос 6

Сколько лет было Дубу, под которым «Свинья … наелась желудей досыта, до отвала»?

Варианты ответов
  • А. 100
  • В. 200.
  • Б. 150
Вопрос 7

Басня И.А. Крылова «Свинья под Дубом» заканчивается так:

                Невежда также в олслепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Кто такой невежда?

Варианты ответов
  • А. малообразованный человек, а также человек, не сведущий в какой-нибудь области;
  • Б. грубый, невоспитанный человек;
  • В. глупый человек.
Вопрос 8

Как звали царя в сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна»?

Варианты ответов
  • А. Елисей
  • Б. Матвей
  • В. Василий.
Вопрос 9

Кто царице сообщил, что у неё родится дочь?

Варианты ответов
  • А. колдунья .
  • Б. врач
  • В. рак
Вопрос 10

Какой была чародейка, которую не позвали на пир?

Варианты ответов
  • А. Хромоногая, старая, злая;
  • Б. Весёлая, красивая, молодая;
  • В. Пожилая, добродушная, щедрая.
Вопрос 11

Какой приказ издал царь, чтобы избежать беды?

Варианты ответов
  • А. Охранять царевну день и ночь, не выпускать из дворца;
  • Б. Увезти царевну в другое царство-государство;
  • В. Не сеять лён, выслать всех прях из царства.
Вопрос 12

К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика.

Варианты ответов
  • колдунья
  • дружба
  • лес
  • уйти
  • ошибиться
Вопрос 13

Как называется сказка А.С.Пушкина?

Варианты ответов
  • А. Сказка о мёртвой царице и о семи богатырях
  • Б. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  • В. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
  • Г. Сказка о мёртвой принцессе и о семи богатырях.
Вопрос 14

Как называли служанку царицы для «чёрной» работы?

Варианты ответов
  • А. Чернава
  • Б. Чернява
  • В. Чернавка
Вопрос 15

Какой волшебный предмет был у царицы?

Варианты ответов
  • А. Тарелка с яблочком
  • Б. зеркальце
  • В. ковёр-самолёт
Вопрос 16

Что такое сказка?

Варианты ответов
  • А. занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях;
  • Б. стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом;
  • В. один из основных жанров древнерусской литературы; сообщение, описание событий; погодная запись исторических событий.
Вопрос 17

Какие герои баллады В.А.Жуковского «Кубок» наделены нравственными качествами, перечисленными ниже? Соедините верные ответы.

Варианты ответов
  • паж
  • царь
  • царевна
Вопрос 18

Соотнесите понятия.

Варианты ответов
  • А) рифма, при которой рифмуются первая и четвертая строки. (АББА)
  • Б) рифма, при которой рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки. (АБАБ)
  • В) созвучие окончаний стихотворных строк.
  • Г) рифма, при которой рифмуются две строки подряд. (ААББ)
Вопрос 19

Прочитайте отрывки из стихотворений А.С.Пушкина. Определите в них вид рифмы, запишите.

Варианты ответов
  • Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
  • Что в имени тебе моем?
    Оно умрет, как шум печальный
    Волны, плеснувшей в берег дальный,
    Как звук ночной в лесу глухом.
  • Последняя туча рассеянной бури!
    Одна ты несешься по ясной лазури,
    Одна ты наводишь унылую тень,
    Одна ты печалишь ликующий день.
Вопрос 20

С кем В.А.Жуковский вступил в своеобразное «состязание», когда написал сказку «Спящая царевна»?

Варианты ответов
  • с Гоголем;
  • с Державиным;
  • с Пушкиным.

icon visionoff

icon visionon

Сценарий новогодней сказки для 6 класса

Сценарий разработан для школьного новогоднего праздника.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий новогодней сказки для 6 класса»

«Бобик и Барбос в гостях у Деда Мороза»

Бобик – лохматая дворняга в спортивном костюме

Барбос – домашний пёс в джинсах и футболке

Мальвина – гламурная девочка с голубыми волосами

Артемон – ухоженный пудель с белой «бабочкой», в белом цилиндре и белых перчатках

Шарик – пёс в чёрном строгом костюме с галстуком, под рубахой — тельняшка

Матроскин – кот в полосатой тельняшке под белой рубашкой и чёрных брюках

Явление 1. На разных концах сцены стоят Бобик и Барбос и разговаривают по телефону.

Барбос. Привет, Боб!

Бобик. Здорово, Барбос! Как житуха?

Барбос. Норм. Ты где на Новый год тусуешься?

Бобик. Да как обычно – возле ресторана «Лена». Там после корпоративов столько вкуснятины.

Барбос. Слушай, Боб, хватит по помойкам побираться! Мне тут хозяин билет достал на ёлку в первую школу. На двоих, между прочим. Там, наверное, подарков будет! Погнали?

Бобик. Ага! Нас там только и ждали! Там, знаешь, какой крутяк зависает?

Барбос. Ты чё, не въезжаешь? Следующий год – это же наш с тобой год, собачий!

Бобик. А дворник лопатой по морде не двинет?

Барбос. Да ты не боись, он в праздник добрый.

Бобик. А чё, я только за! Щас мигом соберусь!

Явление 2. На сцене прогуливаются гости парами. У них в руках мороженое и молочные коктейли, леденцы на палочке.

Мальвина. Ах, Артемон! Я так люблю Новый год! Ёлочка светится! Все такие нарядные, не в школьной форме.

Артемон. Да, Мальвина, похоже, здесь сегодня собралось самое изысканное общество: ребята, учителя, даже Наталья Владимировна.

Мальвина. Ах, как жаль, что несносный Буратино так и не выучил правила хорошего тона. Пришлось опять запереть его в чулане!

Артемон кивает мордой.

Шарик. И зачем ты меня сюда притащил? Музыка громкая: не музон, а музонище, не народу, а народищу…

Матроскин. Эх, Шарик, темнота ты деревенская! Всё бы тебе по сугробам за зайцами гоняться да на ворон лаять.

Шарик. Неуютно я как-то себя чувствую. И галстук тугой, как ошейник.

Матроскин. Потерпи, Шарик. Зато здесь этого вредного Печкина нет. Хотя я и сам бы сейчас на печке погрелся или молочка попил. А то коктейль-то холодный!

Бобик. Смотри, Барбос, какие тут все пафосные, а наш прикид никуда не годится.

Барбос. Да ладно, забей! Щас подарки получим и свалим.

Мальвина. Нет, джентльмены, так не принято. Это же Новый год! Каждый должен приготовить домашнее задание – какой-нибудь номер. Верно, Артемон?

Артемон. Гав! Гав!

Бобик и Барбос недоумённо переглядываются и чешут в затылках.

Барбос. Вот мы попали!

Бобик. Говорил я: плохо всё кончится!

Голос: «Дама и господа! В первой школе на Новогоднем вечере Дед Мороз и Снегурочка!»

Явление 3. Появляются Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз. Какое быстрое в Ленске такси «Карат»! мигом домчало нас с внучкой от Лапландии прямо до вашей школы.

Снегурочка. Ещё и скидку сделали. Вы номер-то запомнили, дедушка?

Дед Мороз. Ох, внученька, кажись, в свой сотовый забил… Если не забыл.

Снегурочка. Ну ничего, смотрите, сколько гостей! Кто-нибудь наверняка подскажет.

Дед Мороз и Снегурочка (хором). Добрый вечер, друзья!

Новый год шагает по планете,

Скоро в Ленск пожалует вот-вот.

Мы его давайте дружно встретим,

Заведём весёлый хоровод.

Всё, как в сказке, сложится отлично.

Только счастье всем нам принесёт

Радостный, волшебный, необычный,

Долгожданный добрый Новый год!

Снегурочка. А кто из гостей хочет порадовать дедушку, чтобы он не лютовал – морозы и матели не посылал?

Мальвина. Ах, многоуважаемый Дед Мороз! Мы с Артемоном приготовили фокусы.

Дед Мороз. Надо же, я-то думал, что я главный волшебник, а тут такие чудеса! Вот молодцы-то – удивили, приятно удивили!

Матроскин. Подумаешь, фокусы! Обман зрения, ловкость рук и никакого мошенства! Мы с Шариком сейчас так зажжём «Яблочко», что у вас у всех ноги сами в пляс пойдут! (Снимают рубахи, танцуют в тельняшках).

Дед Мороз. Эх, и я вспомнил молодость! Я ведь когда-то в морской пехоте служил. Эх, по морям, по волнам, нынче здесь, завтра – там.

Снегурочка. Что ты, дедушка, да когда такое было?

Дед Мороз. А вот было, было. Когда тебя ещё и на свете не было. Зайди ко мне в инстаграм да посмотри: я там все армейские фотки выложил. Так, не отвлекай меня от главного. А кто это там прячется? Вы чего такие невесёлые? Выходите!

Выходят Барбос и Бобик.

Бобик. Мы это, как его…

Бобик. Ну, короче, того…

Дед Мороз. Да говорите же!

Барбос (вздыхая). В общем, не готовы мы – без домашнего задания пришли.

Дед Мороз (хихикает). Двоечники что ли?

Бобик. Не, мы просто не успели.

Дед Мороз. Скажи ещё: тетрадки дома забыли! Ха-ха-ха!

Барбос. Ну, типа того…

Бобик. Но мы исправимся, честное собачье слово.

Дед Мороз. Когда? В следующем году?

Снегурочка. Ладно, дедушка, не ругай их сильно-то, им и так, поди, в школе достаётся. И от хозяев тоже.

Дед Мороз. Так что же, мне им теперь подарки просто так отдать что ли?

Снегурочка. Ну, пожалуйста, дедушка! Ты же добрый. Тем более 2018-й – это ведь их год, а значит, им обязательно повезёт!

Дед Мороз. Только ты умеешь меня уговорить, внученька! Ладно, так уж и быть, в моём мешке подарков на всех хва… (Оглядывается по сторонам, ища мешок. Вдруг что-то вспомнил, хлопает себя по лбу рукой).

Дед Мороз. Вот я пожилой забывчивый человек!

Снегурочка. Что такое?

Дед Мороз. Да я же свой мешок с подарками на заднем сиденье такси забыл. Говорила ведь ты, чтобы я багаж фирмой «Гермес-авиа» отправил, а я не послушал! Горе мне, горе! Так опозориться перед всеми!

Матроскин. Да не переживайте вы так! Я тут как раз рекламную акцию раскручиваю – «Продукты из Простоквашино» называется. Тут на всех хватит!

Шарик и Матроскин раздают всем продукцию «Простоквашино».

Шарик. А у меня телефон крутой. Давайте на память селфи сделаем?

Снегурочка. Ой, круто! Наконец-то я новые фотки в ватсап выложу!

Все фотографируются и исполняют песню под минусовку “Песенки про пять минут”

Сценарий «Новогодняя сказка»
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Сценарий предназначен для учащихся 5-9 классов

Предварительный просмотр:

Сценарий новогодний для детей

Действующие лица : Снегурочка, Д.Мороз, злые волшебники Буран и Вьюга, Лиса, Волк, Кикимора, Леший

Снегурочка выходит одна к елочке:
— Здравствуйте, дорогие дети! Вот и наступает наш любимый праздник – Новый Год! И мы с Дедушкой пришли поздравить вас и приготовили подарки. Дедушка!(оглядывается) Где ты?

На мгновение свет гаснет, на сцене появляются злые волшебники Буран и Вьюга, танцуют. Буран громко и злорадно поет (мотив «Нам бы всем на дно», к/ф «Человек-амфибия»):

— Я Буран, Буран, Буран, Буран, Буран,
Вместе с Вьюгой любим, любим мы обман!
Дед Мороз украден
– и мы очень рады!
Хо-хо-хо, Ха-ха-ха! (убегают)

Снегурочка (грустно):
— Злые волшебники украли дедушку Мороза. Значит, праздника не будет. Что же делать?
Нужно идти выручать дедушку!

(На сцене декорации – королевство Бурана и Вьюги, посередине большая снежинка, раздвигающаяся на 2 половины, за ней томится Дед Мороз, но зрителям его не видно. На снежинку прикреплен большой замок из картона.
Буран и Вьюга перед картой отмечают снежинками места, куда они собираются нагрянуть)

В.: — А я в Новгород полечу: закружу, завою — ребят гулять не пустят! Ха-ха!
Б.: — А я в Ростове развернусь, да так, чтобы деревья с корнем из земли вырывало!

Появляется Снегурочка , поет ( мотив «Ой мороз, мороз!»):

— Я пришла сюда по тропе лесной
И мои друзья за руку со мной!
Ты, Буран, не вой; Вьюга, не мети —
К празднику хочу дедушку спасти!

Б. и В.: — Нет, деда Мороза вы не получите, не будет у вас Нового Года. Ведь, чтобы его вызволить, надо нас хорошенько развеселить, а у вас это не получится.

Снегурочка: А это мы еще посмотрим!

  1. Песня «Предновогодняя погода» ( уч-ца 9 кл. Коржова Анна)
  2. Сценка «Нечесть празднует Новый год» (5 кл.)
  3. Танец с платочками ( девочки 6 кл.)

( Выходит радостный Дед Мороз и поет):

— Приходит праздник новогодний
И я волнуюсь как дитя,
Меня спасли вы все сегодня,
Спасибо вам, мои друзья!

Поздравить вас спешу подарком,
Душа от счастья рвется ввысь!
Пусть будет праздник чудным, ярким,
Все хором: елочка зажгись! (Зажигается гирлянда)

(звучит мелодия «В мире животных» в зал выходят Лиса и Волк, Волк немного отстает и хромает)

Лиса — Ну что ты всё время отстаёшь, мы же опаздываем. Ты можешь побыстрее?

Волк — (садится на стул) — Не могу, у меня нога болит, и вообще, зря я с тобой пошёл. Замерз я уже, спал бы дома сейчас в теплой кроватке. Так нет, потащила меня Карнавал…Бал…(замахивается) — Ух!

Лиса — Ну не ворчи, неужели тебе не хочется повеселиться, Новый год на носу, праздник, подарки будут, игры, танцы. ой, мы кажется уже пришли. Посмотри какая чудесная ёлка, ну просто красавица. (стоит любуется)

Волк — (встаёт со стула подходит к лисе) — Да уж, красавица, а толку с неё, съесть отсюда ничего нельзя. И к чему всё это вешают? Нормальному Волку и поесть нечего! — (мечтательно) — Лучше б зайца жареного повесили или уточку.

Лиса — Ага! А медведя тебе не повесить фаршированного. Ты не есть сюда пришёл, а веселиться, танцевать…

Волк — разве можно веселиться и танцевать когда в животе урчит так что музыку заглушает. Вот, послушай. — (Лиса прикладывает ухо к животу Волка, раздаётся громкое урчание)

Лиса — Да-а, действительно урчит. А знаешь что, мы дождемся Деда Мороза со Снегурочкой и украдём мешок с подарками. Вот и поешь. А потом будем танцевать.

Волк — Да уж, у него украдёшь, забыла, как в прошлом году он нас заморозил своим посохом. Вон до сих пор ногу таскаю.

Лиса — Но, мы же уже учёные, теперь мы хитростью возьмём.

( начинает петь под мелодию песни «А ты меня любишь»)

На празднике этом Мороза надурим

Мешок мы сопрём

Пока будет конкурс, мешок они бросят

Мы быстро его унесём.

Сядешь ты под ёлочку, скушаешь подарочки

Будешь очень сыт.

Станешь ты доволен, сытый и спокоен

Будем мы танцевать.

Мешок украдёшь ты — Ага!

Подарки поделим — Ага! И будем мы вместе

С тобой веселиться

Под ёлкой тогда.

Волк — Что-то я не понял, говорила хитростью возьмём, а сама на меня всё переложила. Ох ты и хитрющая! Знаешь что, оставайся сама здесь, а я пойду домой.

(встречаются с Дедом Морозом и Снегурочкой)

Волк — Здравствуй Дедушка Мороз, у тебя в сумке мясо есть? А то кушать хочется.

Д.М. — Нет, Волк, мяса нет.

Лиса – Ой, Дедушка, хорошо, что мы вас со Снегурочкой встретили; можно нам с вами послушать выступления ребят?

Дед Мороз : Конечно, если будете себя вести хорошо. Как раз сейчас мы будем смотреть выступление

  1. Песня «Новогодняя» (Пономарева В., Серебрякова Ю.)
  2. Сценка «Ералаш»: «Писк моды», «Подъем» (уч-ки 6 кл.)
  3. Цыганский танец ( девочки 7 кл.)

Кикимора — О, привет, вы Лешего не видели?

Кикимора — Куда он запропастился, ума не приложу.

Волк — А ты не пробовала по следам искать, или на нюх?

Кикимора — Это вы можете на нюх, а я не могу. Вот если бы мне кто помог.

(жалобно смотрит на Волка)

Волк — Я не могу, у меня желудок свело…

Лиса — Вот так всегда, в самую трудную минуту, мужчины не могут. Всё приходится делать женщинам. Ладно, Кики, пойду поищу твоего Лешего.

Кикимора – Спасибо, сестричка, выручила меня.

Волк — Я хочу есть. Есть хочу. Хочу. Хочу. Хочу.

Кикимора — Ну, что ты заладил одно и то же у тебя что, больше слов других нет?

Волк — Тогда давай петь, чтобы голод не чуять.

Кикимора — Давай, собирайся в круг народ, будет славный хоровод.

Снегурочка — В круг друзья все становитесь

Крепко за руки возьмитесь

Мы про ёлочку споём,

Про красавицу споём.

Хоровод «В лесу родилась елочка»

После игры выходит Леший с песней на мелодию: «Полюби меня такой»

По тропиночке лесной возвращаюсь домой

Скоро будет карнавал — это праздник крутой

Этот праздник озорной, непосредственный такой/ 2

И на карнавале буду я заводной./ 2

Леший — Ну и дубарь в лесу. Я сейчас просто обледенею.

Кикимора — А-А-А, нашёлся, пропащий? Меньше б гулял, не замёрз бы!

Леший — Так, Кикиморушка, передай всем, что Леший замерз, умер, дал дуба, сыграл в ящик. — (с грохотом падает)

Кикимора — Вот так тебе и надо, вот и лежи тут, а я на тебя обиделась и ухожу. —

(уходит причитая) — Ищешь его, плачешь, волнуешься за ним, а он гулял. Не прощу!

Леший — (встаёт) — Вот блин, всегда прокатывало, прощала, а сейчас обиделась. Ну ничего, остынет, успокоится.

Волк — Лешик, у тебя поесть, что нибудь есть? Я есть хочу.

Леший — Нет, ничего нет. А у этого- (показывает на Д.М.) – что, ничего?

Волк — Нет, у него только снег и лёд.

Д.М. – Да, это так, но могу предложить еще пищу духовную, например,

  1. Песня «Дед Мороз» (уч-ки 5 и 7 кл.)
  2. Сценка «Деды Морозы — новобранцы» (мальчики 8 кл.)
  3. Песня «Новогодняя» ( уч – 6 кл.)
  4. Современный танец ( девочки 6 кл.)

Леший — Ну, это все хорошо, но я до сих пор не могу согреться. А ну, Волк, собирай себе команду из 6 человек, а я — себе, будем играть.

Волк — А что за игра?

Леший — Игра называется «Символ года» — все знают, какой год наступает?

Волк — Я, я знаю! Год вкусненького, жирненького барашка. — (гладит живот и облизывается).

Леший — Правильно. И сейчас мы будем рисовать барана. Каждый игрок с закрытыми глазами рисует одну часть тела, и чья команда быстрее и точнее нарисует, та и победила.

(ПАУЗА) собирают команды, под веселую музыку играют.

Д.М. — Так приятно находиться

На балу, где смех и песни

Снегурочка — Будем дружно веселиться,

Вместе будет интересней

Д.М. — Станем дружно в хоровод

Пусть наступит Новый Год!

(Хоровод «Маленькой ёлочке»)

Д .М. — Ох, устал я, детвора ,

Отдохнуть пришла пора.

Ну-ка сяду на пенёк

И послушаю стишок.

Снегурочка — А теперь, друзья, кто подготовил для Дедушки Мороза номер выходите.

Волк — Я, я знаю стишок.

Ёлка — просто загляденье,

Праздник вызвал восхищенье.

Кстати, у меня вопрос:

Где же мясо, Дед Мороз?

Д.М. — Мяса нет, держи конфету.

Волк — А в конфете мяса нету?

Снегурочка — Ну что ж, друзья, теперь слушаем вас.

  1. Пожелания ( уч – ки 5 кл.)
  2. Песня «Маленькой елочке не холодно зимой» (Дубынина П.)
  3. Песня «Черный кот» (девочки 9 кл.)
  4. Пожелания (мальчики 7 кл.)

Буран: — Мы злыми порою напрасно бываем,
Но если стал добрым — прощение ждет.
Вьюга: -Как счастливы мы, что уже наступает
Веселый и радостный наш Новый Год.
Вместе: -Счастливый и радостный наш Новый Год!

Д.М. — Настало время нам прощаться,

Дорога дальняя нас ждёт

А вам желаем развлекаться

И дружно встретить Новый Год!

Снег. — Едем в дальние края

Ждут нас тоже там друзья!

Вместе — С новым годом! До новой встречи!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе.

Урок литературы в 5 классе по творчеству В.А. Жуковского с применением различных педагогических технологий.

Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав.

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: «Сходство и различие сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна» с народными ск.

В данной разработке рассказываеся о В.А.Жуковском, анализируется сказка «Спящая царевна», даются характеристики героев.

Наглядный материал «Сказки. Сказки? Сказки!»- о роли сказок в воспитании детей, о их пользе и благотворном влиянии на ребенка — дошкольника.

Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк.

Сценарий новогоднего праздника «Зимняя сказка» для 1 – 6 классов

Цель: создать атмосферу праздника для детей, привлечь к активному участию в конкурсах, играх и плясках.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий новогоднего праздника «Зимняя сказка» для 1 – 6 классов»

novogodnyayaskazka6klassstsenariy 159DF6C8

Цель: создать атмосферу праздника для детей, привлечь к активному участию в конкурсах, играх и плясках.

Задачи:
— создание дополнительных возможностей для умственного, нравственного и эстетического воспитания учащихся;
— создание условий для развития творческого потенциала учащихся;
— удовлетворение культурных интересов и запросов учащихся, приобщение их к народным традициям;
— удовлетворение коммуникативных потребностей детей;
— создание благоприятных условий для психологического комфорта и

сохранения физического здоровья детей.

Подготовила и провела

Чтецы (3 чел.)
Снегурочка
Дед Мороз
Кощей
Баба Яга
Кот Драник

Снова к нам пришел сегодня
Праздник елки и зимы.
Этот праздник новогодний
С нетерпеньем ждали мы.
2 чтец:

Здравствуй, праздник новогодний,
Праздник елки и зимы.
Всех друзей своих сегодня
Позовем на елку мы.
3 чтец:

Ярче, ярче пусть сверкает
Елки праздничный наряд,
С Новым годом! С Новым счастьем!
Поздравляем всех ребят.

Время бежит всё вперёд и вперёд.
Вот на пороге стоит Новый год.
Праздник пора начинать нам, друзья.
Пойте, пляшите, скучать здесь нельзя!

С Новым годом,
С Новым счастьем

Всех поздравим, а потом
И походим хороводом,
И станцуем, и споём!

С песнями и смехом
Все вбежали в зал,
И лесную гостью каждый увидал.
Высока, красива, зелена, стройна,
Разными огнями светится она.
Разве не красавица?
Всем вам елка нравится?

Сегодня вас ждут веселье и шутки,
Скучать вы не будете здесь ни минутки!
Вы взяли с собой папу и маму?
Пусть тоже посмотрят нашу программу!

А чтобы праздник наш начать,
Нужно громко покричать (дети кричат)
И в ладоши всем похлопать (дети хлопают),
Громко ножками потопать (дети топают).

Так пусть же музыка поёт,

Мы начинаем бал.

И танцевать всех в круг зовёт

В старой сказке, в русской сказке

Снежный терем есть, а в нём

Спит Снегурочка – царевна

Беспробудным крепким сном.

Спит она, но вот сегодня,

Пробудившись ото сна,

К нам на праздник «Зимней сказки»

Гостьей явится она.

Мы все на праздник ждём.

Снегурку нашу милую,

К нам в гости позовём.

Перед самым Новым годом

Из страны снегов и льда

Вместе с дедушкой Морозом

В гости к вам спешу сюда.

Все меня на праздник ждут,

Все Снегурочкой зовут.

Девчонки и мальчишки!

С Новым счастьем! С Новым годом!

С новой радостью для всех!

Пусть звучат под этим сводом

Песни, музыка и смех!

В Новый год происходят разные чудеса.

И сегодня в гости нас зовёт «Зимняя сказка». (Гаснет свет)

(Свет включается. У печки лежит Кощей, Баба Яга сидит рядом, прихорашивается. Входит кот Драник, садится поодаль, умывается лапой).

Снегурочка: Жили-были Кощей, Баба Яга и кот Драник.

Драник: Ох уж и хозяева мне достались, чистое наказание!

Кощей целыми днями скелет на печи пролёживает,

А Ёжка неделями у зеркала крутится, на конкурс красоты готовится,

Ленточка в косе.

Кто не знает Ёжечку?

Бабку знают все.

Ведьмочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Ёжечка?

Ух! Кочергой бы вас да веником,

У добрых людей всё к зиме припасено-

И солений и варений,

И дров, и добрых слов!

А с вами лапы протянешь!

Чаёк выпили, картошку съели,

Последние дрова в печке догорели…

Что делать будем?

Что делать, что делать?…

Давай кота съедим!

Хозяева, вы что, совсем озверели?

Бежать надо отсюда, пока и вправду с голодухи не съели!

(Б. Яга и кощей пытаются поймать кота, тот убегает).

Делать, Коша, нечего.

Раз мы работать не любим, надо на разбой идти. Пойдём

Снегурочка: Ребята, пока нет этих бездельников, давайте праздник продолжать.

(Входят Б. Яга и Кощей с пистолетами, с верёвкой, с саблей и т.д.)

Б. Яга: Вроде собрались. А когда разбойничать будем? Когда начнём?

Кощей: Вот сейчас и начнём! А то есть очень хочется! Вперёд! На разбой!

Б. Яга: Вперёд! (С криками убегают).

Драник: Ну и злыдни, им бы всё только испортить, вот всю свою жизнь они так!

Снегурочка: Не переживай, Драник. Они не смогут испортить нам праздник. Давай лучше про моего Дедушку Мороза с ребятами поговорим.

Ребята, вы внимательно слушайте вопросы и отвечайте «Да» или «Нет».

Дед Мороз известен всем. Верно? (Да!)

Он приходит ровно в семь. Верно? (Нет!)

Дед Мороз старик хороший. Верно? (Да!)

Носит шляпу и калоши. Верно? (Нет!)

Он приносит детям ёлку. Верно? (Да!)

Он приходит с серым волком. Верно? (Нет!)

Дед Мороз боится стужи. Верно? (Нет!)

Со Снегурочкой он дружен. Верно? (Да!)

Что ж, ответы даны на вопросы,

Знаете всё вы про Деда Мороза.

А это значит, настала пора,

Которую ждёт вся детвора.

Давайте позовём Деда Мороза!

(Торжественно входит Дед Мороз, кот незаметно уходит)

Привет вам, ребятишки,

Девчонки и мальчишки.

Детишки очень славные.

Поздравляю с весёлым вас праздником!

Низкий поклон всем вам … проказникам!

Снегурочка: Дедушка! Какие проказники?

Д. Мороз: Ты считаешь, что среди этих ребят нет проказников?

Снегурочка: Ни единого!

Д. Мороз: Да? Ну-ка, спросим у них самих.

Ребята, есть среди вас проказники? (Нет!)

А безобразники? (Нет!)

А хорошие ребятишки? (Нет!)

Вот видишь, Снегурочка, и хороших ребятишек среди них тоже нет.

Снегурочка: Ох, дедушка, опять ты шутишь!

Д. Мороз: А порядок ли в наших владениях, Снегурочка?

Снегурочка: Да какой порядок, дедушка?

Снега нет, сосулек нет, про метель я вообще молчу.

Насыпал бы ты хоть чуточку снега детишкам на забаву!

Д. Мороз: Я сейчас подую холодным волшебным дыханием – станет прохладно и закружатся снежинки.

Снегурочка: Ого, сколько снега навалило!

Д. Мороз: Ну вот, теперь, кажется, со снегом порядок, проверим остальное.

Д. Мороз: Мосты через реку поставили?

Д. Мороз: Северное сияние развесили…

Снегурочка: Ах, дедушка, звёздочки-то мы не посчитали!

Вдруг, какая потерялась.

Д. Мороз: Да, непорядок! Ты с того края считай, а я с этого буду.

(Д.М. и Снегурочка уходят на задний план, появляются Б. Яга и Кощей)

Кощей: Смотри, дед какой-то…

Б. Яга: А с ним внучка и мешок…

Кощей: А красть чего будем?

Б. Яга: Давай внучку!

Кощей: Нет, мешок! Зачем тебе девчонка — то?

Б. Яга: У тебя есть внучка?

Б. Яга: И у меня нет. Если мы её украдём, она нам всё делать будет, а мы только на разбой ходить, да на печи лежать.

Кощей: А мне мешок больше нравится!

Б. Яга: Ну, глупый! Мешок-то нести придётся, а девчонка своими ногами пойдёт.

Кощей: Это аргумент! Берём девчонку!

Б. Яга: Эй, девочка!

Б. Яга: Хочешь конфетку? (показывает руками огромную конфету)

Снегурочка: Такую большую?

Кощей: Большую-пребольшую! (достаёт маленькую карамельку)

(Б. Яга и Кощей похищают Снегурочку).

(Дед Мороз заканчивает считать, выходит на передний план)

Д. Мороз: Три миллиона шестьсот восемьдесят девять… Снегурочка!

В сугроб что ли провалилась.

Внучка! Нам шутки шутить некогда! Нас ребята ждут!

Что такое? Что стряслось?

Что случилось, Дед Мороз?

Д. Мороз: Снегурочка пропала! Только что стояла здесь, а теперь её нет!

Драник: Дети, вы не видели, кто украл Снегурочку? (дети говорят)

Д. Мороз: Ах так, понятно. Не волнуйтесь, ничего у них не выйдет!

Внученька – то моя с характером! Ну, а уж если трудно придётся,

Мы придём на выручку. А сейчас для поднятия духа поиграем.

Игра с Дедом Морозом (под музыкальное сопровождение)

Сейчас на улице мороз,

Ну-ка, все взялись за нос! (все берутся за нос)

Ни к чему нам бить баклуши,

Ну-ка, все взялись за уши (все берутся за уши)

Вот и уши отогрели.

По коленкам постучали, (все стучат по коленям)

Головою покачали, (все качают головой)

По плечам похлопали, (все по плечам хлопают)

И чуть-чуть потопали. (все топают)

Вот и отогрелись! Тепло вам? (дети отвечают «Да!»)

(Д. Мороз и кот отходят на задний план, появляются Б. Яга с Кощеем,

толкают перед собой Снегурочку)

Кощей (отпихивая Снегурочку): Таскай её по сугробам! Наказание! А говорила – сама пойдёт, сама пойдёт! Тебя как звать-то?

Б. Яга: А ты работящая?

Снегурочка: Я-то? Очень! Я на окнах рисовать люблю и звёзды считать умею!

Кощей: На окнах рисовать мы и сами умеем!

А вот ты, например, щи сварить можешь?

Снегурочка: Щи? Это с капустой?

Кощей (оживлённо): С капустой, с капустой!

Снегурочка: Нет, не могу. Мы с дедушкой больше мороженое любим.

Б. Яга: Вот навязалась на нашу шею. Щей сварить не умеет!

Кощей (Бабе Яге): Говорил тебе – мешок надо брать… А ты всё девчонку, девчонку…

Б. Яга: В общем, так, Снегурочка, будешь ты у нас теперь внучкой.

Снегурочка: А вы кто?

Б. Яга и Кощей: Разбойники!

Снегурочка: Настоящие разбойники?

Б. Яга: Да, самые настоящие!

У нас всё есть: и топор, и пистолет, и нож, и верёвка!

Да и помощников мы себе насобирали.

Эй, разбойнички, сбегайтесь,

Да свой танец начинайте!

Снегурочка: Что же это, Новый год наступает, а у вас ни праздника, ни ёлки нет?

Кощей: Как это нет? Вон, много ёлок в лесу!

Снегурочка: Эх вы, я говорю про нарядную ёлку. Даже дети про это знают.

Вот послушайте песенку!

Д. Мороз: Ах, вот вы где, разбойники!

Отдавайте мою Снегурочку, а то я из вас еловых шишек наделаю!

Кощей и Баба Яга:

Ой, не надо, ой, боимся,

Мы без боя вам сдадимся!

(Пятятся, убегают и незаметно стаскивают мешок Деда Мороза)

Д. Мороз: Кажется, избавились мы от этих бездельников, хулиганов.

Теперь хочу стихи послушать.

Доставай, Снегурочка, свой мешочек со сладостями, будешь детей угощать.

А я посижу, отдохну, а то совсем замаялся, пока по лесу бродил.

Дети читают стихи. Снегурочка раздает сладости.

Д. Мороз: Молодцы!

Снегурочка: Дедушка, как ты думаешь. Кто у нас в зале веселее – девчонки или мальчишки?

Д. Мороз: А вот сейчас и проверим, а для этого разделимся так:

Ребята будут – морозята! Будут смеяться: ха-ха-ха!

Снегурочка: А девчата – снегурята! – хи-хи-хи!

Д. Мороз: Ну-ка, морозята, попробовали! (смеются)

Снегурочка: А теперь снегурята! (смеются)

Д. Мороз: А мальчишки-шалунишки – (Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!)

Снегурочка: А девчушки-веселушки – ( Хи-хи-хи! Хи-хи-хи!)

Все вы, право, от души.

И девчонки, и мальчишки

Были очень хороши!

Известно всем, под Новый год

Любой из нас подарка ждёт!

Кому-то утром дед Мороз

В большой корзине их принёс.

Но и для вас здесь в добрый час

Подарки Дед Мороз припас!

Д. Мороз (ищет мешок): Не может быть!

Что такое? Не могу мешок найти!

Снегурочка: А может, ты его в лесу оставил?

Д. Мороз: Нет, я точно знаю, что мешок где-то здесь спрятал, а вот где – не могу вспомнить!

Нет, мешочка здесь не видно.

Дедушка, ну как обидно!

Неужели без подарков

Дети с праздника уйдут?

Как уйдут? Не допущу!

Я подарки отыщу!

Ждите, дети, мы придём

И подарки принесём.

(Д.М. и Снегурочка выходят из зала)

( Появляются Кощей и Баба Яга. Кощей несёт на себе мешок)

Б. Яга: Коша, иди сюда скорей!

Да мешок неси аккуратнее.

Кощей: Ух! Еле донёс мешочек. И что он такой тяжёлый?

Наверно, гостинцев в нём много.

Б. Яга: Давай, давай,

Как делить будем?

Кощей: А так! Я мешок нёс? Я!

Значит, большая часть подарков – моя!

Б. Яга: Ишь ты, умник, какой!

А кто тебя надоумил на такое дело?

(Б. Яга и Кощей спорят, слегка дерутся за мешок)

Снегурочка: Опять вы? И что же это у вас?

Ну-ка, ну-ка! Мешок!

(Б. Яга и Кощей загораживают мешок)

Мы клад нашли под кустиком,

А в нём добра не счесть.

Ну, а другим в мешочек наш

Советуем не лезть!

Снегурочка: Да это же мешок Деда Мороза!

Кощей: Ничего не знаем! Это наш мешок!

Снегурочка: Ну, посмотрим, вот придёт Дед Мороз, тогда по-другому заговорите.

Ребята, зовите Деда Мороза!

Д.Мороз: Что случилось?

Снегурочка: Дедушка, нашли, нашли! Вот твой мешок с подарками…

Мы мешок вам не дадим,

Сами всё, что в нём, съедим.

Д. Мороз: Ну, раз так – угощайтесь!

(Кощей и Баба Яга, быстро отталкивая друг друга, достают из мешка

рваный ботинок, шляпу, разную рвань)

Б. Яга: Не хотим таких подарков!

Кощей: Одни дыры!

Д. Мороз: Что заслужили – то и получили.

Кто нечестными руками моего мешка касается,

У того из подарков тряпьё да обноски получаются.

Неужели Новый год

Без подарков так пройдёт?

Д. Мороз: Ребята, под Новый год происходят разные чудеса.

Я сделал так, чтобы подарки оказались у вас в группах.

Вы их обязательно найдёте!

Б. Яга, Кощей: А мы?

Эх, хотим мы угощенья!

Просим мы у вас прощенья!

Дед, Снегурочка, простите

И подарком угостите!

Мы исправимся, поверьте,

Жизнь мы новую начнём!

Будем мы добрее, лучше

С каждым часом, с каждым днём!

Д. Мороз: Ну, ребята, простим их? (Да!)

Хорошо! И вы найдёте от меня гостинцы в своей избушке.

Снегурочка: Дедушка, а что же наша елочка, грустная стоит, огни на ней не горят?

Д. Мороз: Непорядок, внученька. Сейчас мы это исправим!

Ребята! Давайте прокричим волшебные слова и попросим нашу елочку засиять разноцветными огнями!

Все вместе: Раз, два, три, елочка гори! (3 раза)

Снегурочка: Ребята! а теперь я предлагаю поиграть и поводить хоровод вокруг нашей елочки.

Хоровод и игры вокруг елки.

С Новым годом поздравляем

И наказ мы вам даём:

Чтоб вы были все здоровы,

Хорошели с каждым днём!

Чтобы в вашей жизни было

И веселие, и смех.

С Новым годом, с Новым годом!

Поздравляем всех, всех, всех!

До встречи в будущем году!

Меня вы ждите, я приду!

(персонажи прощаются и уходят)

Журнал «Начальная школа» №12, 1991 год.

Науменко Г.М. Умный Ивашка. Жар-птица и Золотое зерно: загадки. Издательство Детская литература, 1991 год.

Фегест. Г.С. Федяков. Весёлое новогодье. Предприятие Новое время,
1992 год.

Adblock
detector