Меню

Задания по сказке царевна лягушка 5 класс



Урок 4. Русские народные сказки. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка
Урок 5. «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич
Урок 6. «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки

УРОК 4
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.
«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА» КАК ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА

Основное содержание урока.
Повторение сведений о сказках. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.

Основные виды деятельности учащихся.
Актуализация полученных в начальной школе представлений о сказках. Чтение статьи учебника «Русские
народные сказки». Выделение в ней жанровых особенностей сказок. Групповая работа с иллюстративным материалом из раздела «Продолжаем знакомство с
фольклором» по общему плану. Чтение статьи учебника «Жанры народных сказок», толкование структурных элементов сказок. Восприятие и выразительное
чтение сказки. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью
словарей и справочной литературы. Выражение личного отношения к прочитанному (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения).
Самостоятельная работа. Письменное выполнение задания из раздела «Продолжаем знакомство с фольклором»; самостоятельное чтение
сказки «Царевна-лягушка» (до конца) и составление её плана; художественный пересказ одного из эпизодов сказки. Работа с иллюстративным материалом к
сказке по вопросам и заданиям практикума «Читаем, думаем, спорим…». Подбор материалов на тему «Художники — иллюстраторы сказок» с использованием
интернет-ресурсов, подготовка к выполнению коллективного учебного проекта.
Проект. Составление под руководством учителя электронного альбома «Художники — иллюстраторы сказок».

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Повторение сведений о сказках

Вступительная беседа (актуализирует представления пятиклассников о сказках, сформированные в начальной школе):

Назовите ваши любимые сказки. Чем они вам нравятся? Перескажите кратко интересные эпизоды прочитанных вами сказок.

Кто является героем сказок? Есть ли у сказки автор? Кто он?

Чем похожи и чем отличаются события, изображённые в сказках, от реальной жизни?

Чем обычно заканчиваются народные сказки?

В чём необычность языка сказок?

II. Чтение статьи учебника «Русские народные сказки»
и выделение в ней характерных особенностей
сказок (см. статью ниже):

в сказке есть фантастические и неправдоподобные элементы;

в сказке действуют и говорят не только люди, но и животные;

образы и сюжеты сказок вошли в пословицы;

сказки воссоздают старый быт;

народные сказки не знают непоправимых несчастий, у них всегда счастливый конец;

в сказках отражаются народные представления о нравственности и красоте.

III. Работа с иллюстративным материалом
в разделе учебника «Продолжаем знакомство с фольклором»

(см. раздел ниже) в группах

Г р у п п а 1.
«Морозко».

Г р у п п а 2.
«Кот, петух и лиса».

Г р у п п а 3.
«Гуси-лебеди».

Г р у п п а 4.
«По щучьему велению».

Общий план работы с материалами учебника:

1. Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Назовите автора иллюстрации.
2. Прочитайте отрывок из сказки.
3. Вспомните название сказки.
4. Перескажите кратко её финал.
5. Дайте краткий ответ на вопрос, как в сказке отразились народные представления о нравственности и красоте.

IV. Чтение статьи учебника «Жанры народных сказок» (см. статью ниже):

Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных/

Знакомство с понятиями постоянные эпитеты, присказка, зачин, концовка.

V. Чтение сказки «Царевна-лягушка» с начала до слов
«Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно», поиск незнакомых слов и определение их значения.

VI. Обобщающая беседа:

Что нового вы узнали о сказках?

Назовите жанры народных сказок. Чем они различаются? Приведите примеры.

Понравилось ли вам начало сказки о царевне-лягушке? К какому жанру относится сказка «Царевна-лягушка»?

Домашнее задание

Выполнить письменно задание 2 из раздела учебника «Продолжаем знакомство с фольклором».

Дочитать сказку «Царевна-лягушка» до конца, составить её план, выполнить задание 3 из раздела учебника «Волшебная сказка и её герои» или подготовить
художественный пересказ одного из эпизодов сказки:

• Поиски невест.
• Выполнение царских заданий.
• На царском пиру.
• Иван-царевич ищет царевну-лягушку.
• У Бабы-яги.
• Помощники Ивана-царевича.

Групповое задание.

С помощью учителя и родителей подобрать в Интернете иллюстративные материалы на тему «Художники — иллюстраторы сказок» (подготовка к выполнению
коллективного проекта), распределить задания в группе по подготовке проекта.

Индивидуальное задание.
Рассмотреть иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка» из практикума «Читаем, думаем, спорим…» и ответить на вопросы к сказке.


УРОК 5
«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА».
ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ И ИВАН-ЦАРЕВИЧ

Основное содержание урока
Образ невесты-волшебницы. Воплощение в образе Василисы Премудрой лучших человеческих качеств. Сказка в актёрском исполнении. Иван-царевич как победитель
житейских невзгод. Животные-помощники. Воплощение светлых и тёмных сил в образах Бабы-яги и Кощея Бессмертного. Народная мораль в характере и поступках героев.

Основные виды деятельности:
Различные виды пересказа фрагментов сказки, чтение эпизодов сказки по ролям, устное рецензирование чтения и пересказов одноклассников. Характеристика
сказочных героев (в том числе сравнительная) и средств создания их образов: Василисы Премудрой, Ивана-царевича, животных-помощников, Бабы-яги и Кощея
Бессмертного (по группам). Прослушивание материалов фонохрестоматии и рецензирование актёрского чтения. Чтение
и обсуждение статьи учебника «Герои народных сказок в оценке писателей». Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на проблемный вопрос.
Практическая работа. Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану.
Самостоятельная работа. Устное выполнение заданий из раздела «Продолжаем знакомство с фольклором»; подготовка к сказыванию сказки
с использованием сказочных композиционных элементов; устные рассказы о главных героях сказки (по выбору); создание иллюстраций к сказке, подготовка
к их презентации, устные рассказы о понравившихся иллюстрациях к сказкам.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Пересказ фрагментов сказки, чтение эпизодов сказки по ролям, рецензирование чтения и пересказов одноклассников.

Беседа о героях начнётся с ответа на вопрос 2 из раздела учебника
«Волшебная сказка и её герои»
. Эту работу можно организовать в группах.

I. Образ невесты-волшебницы. Воплощение в образе
Василисы Премудрой лучших человеческих качеств.
Сказка в актёрском исполнении

Г р у п п а 1. Василиса Премудрая.

Как выглядела царевна-лягушка?

Найдите в сказке описания её внешности (в болоте, на пиру). Какой вывод можно сделать об истинной и ложной красоте?

Как Василиса Премудрая выполняла царские задания?

Прочитайте, как она пекла хлеб и ткала ковёр.

Почему у неё результаты работы оказывались выше, чем у жён других царевичей?

Как выглядела и вела себя Василиса Премудрая на пиру у царя? Почему она всё время хотела помочь Ивану-царевичу?

Используя материалы фонохрестоматии, послушайте, как читает актриса слова Василисы Премудрой. Какие качества её
характера передаются в чтении?

II. Иван-царевич как победитель житейских невзгод

Г р у п п а 2. Иван-царевич.

Опишите, что чувствовал Иван-царевич, когда его стрела попала к лягушке.

С каким настроением Иван-царевич получал задания царя для своей жены и как он воспринимал её работу? Найдите в сказке примеры, подтверждающие ваши мысли.

Почему Иван-царевич поторопился сжечь лягушачью кожу? Как это его характеризует?

Найдите в сказке описание трудностей, которые преодолевал Иван-царевич в поисках жены. Что можно сказать о его характере?

Подберите определения, характеризующие героя.

Перескажите один из эпизодов сказки от лица Ивана-царевича, передавая его чувства и настроение.

Почему его путь к Василисе Премудрой был таким долгим и трудным?

III. Животные-помощники.
Воплощение светлых и тёмных сил в образах Бабы-яги и Кощея Бессмертного

Г р у п п а 3. Помощники Ивана-царевича.

С кем встретился Иван-царевич в пути?

Кто помогал ему в поисках жены?

Почему животные помогали Ивану?

Какими показаны в сказке Баба-яга и Кощей Бессмертный? Почему?

Перескажите, как животные помогали Ивану победить Кощея.
Постарайтесь передать при этом чувства рассказчика, его отношение к событиям.

IV. Народная мораль в характере и поступках героев

Чтение и обсуждение статьи учебника «Герои народных сказок в оценке писателей».

V. Письменный ответ на вопрос (работа может быть закончена дома):

— Как в характере и поступках героев отразились народные представления о добре и зле (на примере черт характера и поступков одного из героев сказки)?

Домашнее задание

Выполнить устно задания 4 и 5 из раздела учебника «Продолжаем знакомство с фольклором».

Выписать из сказки о царевне-лягушке примеры присказки, зачина, концовки, повторов, постоянных эпитетов и подготовиться сказывать сказку с
использованием этих композиционных элементов.

Подготовить устные рассказы о Василисе Премудрой и Иване-царевиче (по выбору).

Индивидуальные или групповые задания.

Создать иллюстрацию к сказке о царевне-лягушке (или к самостоятельно прочитанной сказке)
или принести в класс иллюстрированные издания сказок, подготовив рассказ о понравившихся иллюстрациях.


УРОК 6
«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА».
ПОЭТИКА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

Основное содержание урока
Народная мораль в сказке: добро побеждает зло. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика
в волшебной сказке. Вариативность народных сказок.

Основные виды деятельности учащихся. Чтение, защита и рецензирование домашних письменных работ. Чтение статьи учебника «Обогащаем
свою речь» и сказывание фрагментов произведения с использованием сказочных элементов. Участие в коллективном диалоге о роли сказочных элементов
и языке сказок.
Выявление характерных для народных сказок художественных приёмов и фантастических элементов и определение их роли в сказке.
Выявление в сказках разных видов художественных образов (образ человека, образ природы, образ животного, образ предмета). Сопоставление
вариантов сказок. Презентация и защита собственных иллюстраций к сказке, рецензирование иллюстраций к сказкам из практикума «Читаем, думаем,
спорим…». Устные и письменные сопоставления иллюстраций разных художников к сказкам.
Самостоятельная работа. Письменное сообщение об особенностях народных сказок; подготовка к чтению по ролям фрагментов сказки
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; работа над коллективным учебным проектом «Мой любимый художник — иллюстратор сказок»; составление викторины
по иллюстрациям к сказкам.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Народная мораль в сказке: добро побеждает зло

Чтение и обсуждение 2—3 письменных работ

на тему
«Как в характере и поступках героев отразились народные представления о добре и зле?» и вступительная беседа:

Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?

Как в сказке переданы народные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо?

II. Связь сказочных формул с древними мифами.
Изобразительный характер формул волшебной сказки

III. Чтение статьи учебника «Обогащаем свою речь» и сказывание фрагментов произведения с использованием сказочных элементов.

Обобщающая беседа:

Из прочитанных самостоятельно сказок приведите примеры зачинов, концовок, присказок. Чем они сходны и чем отличаются?

Подумайте, обязательны ли они в сказках и что исчезнет, если их убрать.

Приведите примеры постоянных эпитетов, троекратных повторений, преувеличений. Какова их роль в сказках?

Найдите в тексте сказки или в самостоятельно прочитанных сказках примеры старинных народных слов и выражений. Какой характер они придают повествованию?

Найдите в сказке примеры музыкального, ритмического повествования.

IV. Фантастика в волшебной сказке

Назовите элементы фантастики в прочитанных вами сказках.

Какие элементы фантастики чаще всего встречаются в сказках?

Животные и неодушевлённые предметы разговаривают и действуют;
героям сказок помогают волшебные предметы;
герои могут выполнить трудную работу за одну ночь, перенестись чудесным образом на далёкие расстояния, побывать на небесах,
под землёй и под водой.
Продолжите перечень фантастических событий в сказках.

Почему вера древнего человека в чудеса отразилась в сказках разных стран?

V. Вариативность народных сказок

Выполните задание 4 из раздела учебника «Волшебная сказка и её герои».

Какие ещё варианты других сказок вам известны?

Вспомните похожие сюжеты русских и зарубежных сказок. Чем они отличаются?

Почему в фольклоре существуют варианты одной и той же сказки?

С помощью устного словесного рисования создайте словесный портрет понравившегося вам героя сказки.

Рассмотрите в учебнике иллюстрации к сказке о царевне-лягушке. Назовите их авторов. Какие эпизоды сказки они иллюстрируют?
(Учитель может показать классу и другие иллюстрации к сказкам, найденные в практикуме «Читаем, думаем, спорим…», в художественных альбомах или в Интернете.)

Покажите классу свои иллюстрации к сказкам и объясните, почему вы создали именно такие иллюстрации.

Сравните иллюстрации разных художников к одним и тем же сказкам. Какие из них, по-вашему, наиболее близки к текстам сказок?

Домашнее задание

Подготовить письменное сообщение об особенностях народных сказок.

Прочитать самостоятельно сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» и подготовить чтение по ролям её первой части (три
поединка Ивана и чуда-юда).

Индивидуальное или групповое задание.

С помощью родителей создать компьютерную презентацию «Мой любимый художник-иллюстратор сказок» и подготовить рассказ о художнике-иллюстраторе сказок
с показом его работ (см. страницу «Иван Яковлевич Билибин – художник-иллюстратор»).

Составить викторину по иллюстрациям к сказкам.

Следующие уроки: Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» >>>

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.


РУССКИЕ
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

Что такое сказка? — таков первый вопрос, который ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детских лет занимательные истории: о том, как лиса
училась у журавля летать, как шла далёкими лесными дорогами девица Марья к жениху Финисту, как ковёр-самолёт служил Ивану-царевичу…

Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. Но если не ответить на этот вопрос, создается ошибочное впечатление, что,
мол, сказка — пустяк, достойный занять лишь пустое воображение; «сказка — складка», «сказка — врака». Но если сказка только плетение словес, игра ума,
чистая фантазия, откровенная неправда, то почему сказочный вымысел, буйство воображения занимают людей многие столетия?

А. С. Пушкин заметил:

Сказка — ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького единодушно отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали
сказочникам, перенимали у них приёмы художественной выразительности, а главное, стремились удержать в собственном творчестве высоту полёта, богатство смысла
сказок.

Образы и сюжеты сказок вошли в пословицы. Обронит кто-нибудь: «Битый небитого везёт!» — и вспоминается сказка о незадачливом волке. Скажут: «По щучьему
веленью» — и на память приходит чудак Емеля. Неумеренному мечтателю непременно напомнят сказку о молочных реках и кисельных берегах, а сказку про белого бычка
— хитрецу… Сказочные истории живут в сознании миллионов людей. В 1941 году Алексей Толстой в статье «Родина» писал: «Наша земля немало поглотила полчищ
наезжавших на неё насильников» — и тут же вспомнил сказку о бое Ивана — крестьянского сына с чудом-юдом на калиновом мосту…

Сказки словно подчинили себе время, и это касается не только волшебных сказок. В каждую эпоху они живут своей особой жизнью. Откуда у сказок такая власть
над временем? Выражаемая в сказке, как и в пословице, мысль принадлежит народу.

В подробностях воссоздаётся в сказке старый быт: невесту себе журавль нашёл недалеко — за болотом, в семи верстах. Мысли цапли, решившей исход сватовства,
типичны для старого времени: будет ли у журавля чем кормить жену?! Приключения животных похожи на людскую жизнь — и человеческим смыслом они-то и интересны.

Волшебные сказки — образец слияния развлекательного вымысла и того серьёзного, что проглядывает сквозь их узорный склад. Сказки не знают непоправимых
несчастий. Они неизменно ставят героев в положение победителей, заставляют слушателей ликовать, когда чудовище повергнуто в прах, а злодей наказан.

Широко известны наряду со сказками о животных, волшебными сказками и сказки бытовые.
По В. Аникину

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ЗНАКОМСТВО
СО СКАЗОЧНЫМ ФОЛЬКЛОРОМ

1. Рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок.
Назовите эти сказки.
Подготовьте пересказ одной из них (на выбор).

Поехал старик в лес, доезжает до того места, — под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре…
Старик обрадовался, положил всё добро в сани, посадил дочь, повёз домой.

— Несёт меня лиса
За тёмные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!..

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеётся:
— На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

2. Прочитайте определение сказки в Кратком словаре литературоведческих терминов. С какими жанрами сказок вы познакомились? Приведите примеры каждого вида.

3. Иллюстрации каких художников к русским народным сказкам вам особенно нравятся? Почему?

4. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них?

5. Обратите внимание на постоянные эпитеты в сказках, присказки, зачины, концовки.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ЖАНРЫ
НАРОДНЫХ СКАЗОК

Сказки о животных

Бытовые сказки

Волшебные сказки

«Лиса и волк»
«Лиса и журавль»
«Теремок»

«Кашица из топора»
«Жена-спорщица»

«Царевна-лягушка»
«Сивка-бурка»
«Марья Моревна»

Постоянные эпитеты — красочные определения, признаки предмета, которые употребляются в устойчивом сочетании с одним определяемым словом, например: «живая вода»,
«добрый молодец», «красная девица».

Присказка — ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. Заканчивается она часто словами: «Это не сказка, а присказка, сказка
будет впереди». Например: «Начинается, починается добрая повесть от Сивка от Бурка, от вещего Каурка. Это не сказка, а присказка. Сказка будет в субботу,
когда поешь мягкого хлеба».

Зачин — начало сказки, он бывает различным (коротким или длинным). Зачин рассказывает о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке,
например: «Жил да был крестьянин…», «Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка…», «За тридевять земель, в тридесятом
царстве жил-был царь с царицею…», «В старые годы у одного царя было три сына…», «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…», «Жил да
был царь с царицею…».

Концовка — «После того они жили долго и счастливо», «Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец», «Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей
сказке конец», «И стали они вместе жить да поживать да добра наживать».

Итак, концовка — это последние слова сказки, завершение, рассказ о том, чем закончилась история, рассказанная сказителем, но ещё чаще и обращение к
слушателю («…а кто слушал, молодец») или рассказ сказочника о самом себе: «Ия там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

* * *
Вот какие премудрости есть у народной сказки, а без них и сказка не сказка. Запомним их, будем замечать, какие есть в сказках присказки, зачины, концовки,
постоянные эпитеты, повторы («жил-был», «ехали-ехали», «шёл-шёл»), как они украшают сказку, помогают её запоминать, сохранять важную особенность сказки
— напевность. Будем не рассказывать, не пересказывать, а сказывать её, как делали это сказочники.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА
«ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА» И ЕЁ ГЕРОИ

1. Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она относится (волшебным, бытовым, сказкам о животных)? Какие особенности народной сказки вы в ней
обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.

2. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?

3. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оценивает их работу? Постарайтесь рассказать близко
к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?

4. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, значит, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших народных сказок. Постарайтесь найти
примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки — ритмичное, складное, как стихотворение:

Где кольнёт иглой раз — цветок зацветёт,
где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут,
где кольнёт третий — птицы летят…

Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?

5. Сказка — это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки
«Царевна-лягушка»? Кто помогал Ивану-царевичу? Почему? За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?

6. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор? Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите
о чудесных помощниках.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)


ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

При подготовке пересказа, или, как мы говорим, cказывания, сказки обратим внимание на зачин, особое напевное его произнесение («В некотором царстве, в
некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич…»), решение царя женить своих детей, беспрекословное повиновение
сыновей решению батюшки, наконец, совет, как найти своих невест («Где стрела упадёт, там и сватайтесь», т. е. совет не перечить судьбе, довериться ей).

Очень важны при сказывании повторы: три раза летела стрела, три раза давал задание царь своим невесткам и три раза оценивал их работу.

В сказке передаётся народная мораль: хорошая работа Василисы Премудрой оценивается так, как оценил бы её народ («Вот этот ковёр в моей горнице по большим
праздникам стелить!», «Вот этот хлеб только в большие праздники есть!»); царевна-лягушка оберегает своего мужа от горестей и печалей («Не тужи, Иван-царевич!
Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!»).

В сказке много старинных народных слов и выражений (хлебы печь, диву дался, испекла к завтрему, узорами мудрёными, никогда таких не видывал, ни в сказке
сказать, ни пером описать, кликать мамушек, как мне не кручиниться, молвил, воротился и т. д.), их следует включить в пересказ.

Музыка, стихотворный ритм слышатся в описании труда царевны-лягушки. Прочитайте строки выразительно. Постарайтесь при чтении передать этот ритм.

Взяла она частые решета, мелкие сита,
просеяла муку пшеничную,
замесила тесто белое,
испекла каравай — рыхлый да мягкий,
изукрасила разными узорами мудрёными:
по бокам — города с дворцами, садами да башнями,
сверху — птицы летучие,
снизу — звери рыскучие.

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
(вернуться к уроку)

Главные герои

Иван Царевич – младший сын царя, добрый, верный, жалостливый.

Василиса Премудрая – красивая, мудрая девушка, искусная мастерица, превращенная в лягушку.

Царь – хитрый старик с чувством юмора.

Баба-Яга – колдунья, которая помогла Ивану в поисках Василисы.

Кощей Бессмертный – злой волшебник, отец Василисы Премудрой.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых компанейских — Главные герои «Царевна-лягушка»

Сочинение «Моя любимая сказка Царевна-лягушка» − 5 класс

Вариант 1

Все мы с самого раннего детства слышали множество сказок. Большая часть из них всегда несет в себе поучительный урок. Бывает, что в некоторых сказках данный урок необходимо поискать, ведь он хорошо завуалирован.

Читая любую из сказок, человек попадает в сказочный, чудесный мир, который полон чудес и волшебства. Кажется, что читатель попадает в мир со своими законами, отличными от тех к которым мы привыкли. Весь этот мир настолько увлекает в себя, что просто невозможно провести параллель между реальностью и сказочным миром.

В любой из сказок, даже если главные герои в ней предстают животными, то все равно на них проецируются человеческие отношения. Сказка – отличный способ показать людям со стороны их желания, отношения с близкими и родными, нетерпеливость и самое, наверное, главное их пороки.

Так вот, хочу поведать вам о моей самой любимой сказке, в которой также есть скрытые человеческие тайны. Название данной сказки «Царевна-лягушка». Возможно, многие станут говорить о том, что она рассчитана на аудиторию с младшим дошкольным возрастом, но для меня ее сюжет весьма интересен и поучителен.

В сюжете описывается жизнь царя, у которого было три сына. Вот однажды пришло время им жениться, но найти свою суженную они не могли. Вот и пришло им в голову решение, пустить каждому по стреле, в чей двор она упадет, та супругой и станет, решили они. Двум старшим сыновьям достались девицы под стать, а вот младшему не повезло. Его стрела угодила в болото к лягушке. Но делать было нечего и он забрал ее к себе во дворец.

Во дворце царь невестушкам уготовал испытания и самое интересное, что наша Царевна-лягушка справлялась с ними просто на отлично! Царевич же увидел, что красавица скидывает с себя шкуру лягушки, а после опять ее одевает и принимает решение спалить ее. Не захотел он поговорить с супругой и терпеть больше не хотел шкурку эту. Тем самым он обрек себя на испытания перед кощеем, дабы вернуть возлюбленную.

В данной сказке много доброты, честности, преданности, взаимопомощи. Царевич не оставил лягушку на болоте, а выполнил указ батюшки и принес ее домой. Звери помогали Царевичу найти дорогу к Кощею из-за доброты его.

Данная сказка научила меня вести диалог с близкими мне людьми, ведь иногда можно наломать таких дров, что потом долго все исправлять. Данная сказка учит прислушиваться к родным и всегда проявлять честность и преданность.

«Лягушка-путешественница» – увлекательная и очень поучительная сказка, написанная Гаршиным в 1887 году, о находчивой лягушке, которая из-за собственного хвастовства не достигла задуманного. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Лягушки-путешественницы» для читательского дневника или подготовки к уроку литературы.

Сюжет

Однажды царь решил женить трех своих сыновей. Он каждому раздал луки и велел пустить по одной стреле – куда стрела упадет, там и невесту нужно искать. У старшего сына стрела залетела в боярский двор, у среднего – в купеческий, а у младшего – на болото. Отправился Иван Царевич на поиски стрелы и увидел ее в лапах лягушки. Та принялась уговаривать юношу забрать ее, и он согласился. Увидев лягушку у младшего сына, царь рассмеялся и велел на ней жениться.

Чтобы проверить мастерство своих невесток, приказал им царь за ночь испечь хлеб. Расстроился Иван, но лягушка его успокоила. Ночью она обернулась в Василису Премудрую, и испекла чудесный каравай с городами, птицами и зверями. Царю очень понравился этот хлеб, а стряпню старших невесток он приказал дворне отнести.

В следующий раз царь велел невесткам соткать ковер. Ночью лягушка вновь превратилась в Василису Премудрую и выткала красивый ковер с узорами и цветами. Увидев его, царь велел расстилать его только по праздникам, а ковры старших невесток убрать с глаз долой.

Царь захотел познакомиться с женами своих сыновей, и устроил пир. Лягушка сообщила Ивану, что появится на пиру чуть позже. Братья посмеивались над Иваном, но вдруг ударил гром и молния, и приехала карета с прекрасной Василисой Премудрой. Во время танца она взмахнула руками, и появилось озеро с лебедями. Все гости были поражены женой Ивана, который, недолго думая, отправился домой, чтобы сжечь лягушачью кожу. Узнав об этом, Василиса опечалилась – ей оставалось всего три дня, чтобы освободиться от колдовства. Обернувшись голубкой, улетела он к Кощею, своему отцу.

Отправился Иван Царевич на поиски жены. Сносив две пары сапог, он встретил старика, который дал ему клубок и посоветовал идти за ним. По дороге царевич встретил медведя, зайца, селезня и щуку, но не убил их, а отпустил. Клубок привел Ивана к избушке Бабы-Яга. Та, услышав о его беде, рассказала, как одолеть Кощея, который держал в плену Василису.

Иван Царевич нашел дуб, в котором в сундуке, в яйце, на конце иглы находилась смерть Кощея. Медведь, заяц, селезень и щука помогли Ивану добыть заветную иглу, которую он тут же сломал и освободил свою жену. С тех пор Иван Царевич и Василиса Премудрая жили долго и счастливо.

Сочинение на тему «Царевна лягушка»

Вариант 1

Моей самой любимой русской народной сказкой является «Царевна-Лягушка». Её авторы хотели показать, как важны и полезны такие человеческие качества, как доброта и трудолюбие, искренность в отношениях между людьми, стремление помочь окружающим.

Сказка «Царевна-Лягушка» учит своих юных читателей тому, что окружающих нас людей необходимо оценивать не по «одёжке», а по их поступкам и качествам характера. Главная героиня сказки – Царевна-Лягушка, которая изначально отталкивает Ивана-Царевича своим внешним видом.

По указу отца, он вместе с братьями должен был пустить стрелу, и там, где она упадёт искать себе невесту. Ивану-Царевичу – младшему из братьев выпала доля повстречать Царевну-Лягушку. Когда отец семейства приказал своим невесткам пройти тяжёлые испытания, Иван-Царевич понял, как ему повезло с невестой.

Она достойна справилась со всем трудностями, выпавшими на её долю, и молодой жених увидел в её характере прекрасные качества – она была очень доброй, внимательной, скромной и заботливой. При этом невесты старших братьев Ивана-Царевича, которые были хороши собою, не смогли показать себя с положительных сторон во время этих испытаний. И Царевна-Лягушка становится Василисой Премудрой, которая поражает и царя и его сыновей своими качествами, знаниями и умениями. И жених – Иван-Царевич пришёлся ей под стать. Он был добрым и смелым, с уважением относился к окружающим.

Таким образом герои сказки «Царевна-Лягушка» смогли одержать победу над злом и несправедливостью.

Вариант 2

Волшебная сказка «Царевна-лягушка» прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих отношений. Она учит не судить о людях по внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам. Из названия сказки понятно, что царевна-лягушка — главная героиня. Вначале Иван-царевич хотел отступиться от неё: уж очень напугал его внешний облик лягушки. Но испытания, которым подвергает царь своих невесток, помогают убедиться в необыкновенных достоинствах царевны-лягушки: она проста, внимательна, добра, заботлива и скромна.

На этом фоне ярко проявляются недостатки работы жён старших братьев (достаточно вспомнить, как у одной хлеб подгорел, у другой — сырой) и подчёркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет Ивана-царевича и высоко оценивается царём: «Вот этот каравай только в большие праздники есть».

И сам Иван-царевич оказывается достойным Василисы Премудрой. Ведь в начале сказки он молчалив, даже боязлив, над ним смеются братья. Но герой снискал себе уважение тем, что он справедлив, добр и смел, проявляет жалость к животным. Персонажи сказки добиваются победы добра и справедливости, проходя через различные испытания.

Запас русских народных сказок неисчерпаем. Их все любят, ценят и уважают. Все они богаты народной мудростью. Сказки придуманы народом, в них всегда есть чему учиться. Нужно только правильно понимать смысл каждой сказки. Например, сказка «Царевна-лягушка» совсем не похожа на правдивую. В ней много сказочных героев и чудес, которых не может быть на самом деле. Но если внимательно прочитать и осмыслить сказку, то мы все поймем.

Вариант 3

В ней рассказывается о том, как три царских сына выбрали себе жен. Царь был мудрым и подсказал сыновьям, как искать жен: пустить по стреле в разные стороны. Так они и сделали. Пошли они за стрелами, выпущенными из лука, и нашли себе жен. Одному Ивану-царевичу не по-везло. Стрела его попала к лягушке. Царь захотел узнать, как жены будут справляться с хозяйством. Он давал им разные задания, но девушки делали работу очень плохо. Одна лягушка все делала так, что ее работе не было цены.

Однажды царь велел прийти всем сыновьям с их женами на пир. Лягушка приехала прекрасной царевной, которая творила чудеса. Как ни старапись остальные девушки, но царевна бьла лучше всех. Иван-царевич помчался и сжег кожу лягушки. Ее царевна сбросила перед пиром. Царевна вернулась, увидела пепел — и обратилась в лебедя, и улетела. Так царевич был наказан за свое нетерпение. Ему нужно было подождать совсем немного, тогда лягушка навсегда бы стала царевной. Ивану-царевичу пришлось очень долго искать царевну. Только когда он преодолел все препятствия на своем пути, он вернул прекрасную жену. Если внимательно читать сказку, то мы понимаем заключенный в ней смысл.

Эта сказка учит нас терпению. Иван-царевич не захотел ждать и сжег кожу лягушки. этим поступком он только сделал хуже себе и царевне. Ему пришлось проделать трудный путь и преодолеть много препятствий. Но все же добро в этой сказке снова победило. эта прекрасная царевна была наградой для Ивана, ведь вначале он взял в жены лягушку. Много трудностей пришлось пережить Ивану и царевне. За то, что она была так прекрасна, ее заколдовали. Но все закончилось благополучно. Каждый получил то, что он заслуживает. В сказках так происходит всегда.

Царевна лягушка — это сказка, по сюжету которой Иван Царевич женится на лягушке, так как в неё попадает стрела, выпущенная им по велению отца. Лягушка оказывается Василисой Премудрой, которая выполняет все задания царя, но Иван сжигает лягушечью кожу и ему приходиться спасать жену от Кощея Бессмертного…

Действующие лица сказки:

— Герой; Царевна или её отец; Волшебный помощник; Антагонист (вредитель); Даритель волшебных средств герою сказки; — Отправитель; — Ложный герой. 1) Исходная ситуация — у одного царя было три сына. Получив наказ от отца жениться на тех девушках, к кому попадёт их стрела, сыновья так и поступают. Младшему Ивану-цареву в жены достаётся лягушка. 2) нарушение запрета – Иван-царевич сжигает легушачью шкурку; 3) посредничество, сообщение о беде – царевна говорит Ивану: «Ну, Иван-царевич, немного ты не потерпел; твоя бы я была, а теперь бог знает. Прощай! Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве». И не стало царевны. 4) начинающееся противодействие — Вот год прошел, Иван-царевич тоскует о жене. 5) герой покидает дом — на другой год собрался, выпросил у отца, у матери благословенье и пошел. 6) даритель испытывает героя – в лесу Иван встречает избушку, а в ней Бабу-Ягу, она отправляет его к своей средней сестре, а вторая к старшей, где живёт царевна.

Персонажи сказки

В сказке довольно много действующих лиц. Несмотря на то что роль каждого по отдельности не значительна, все вместе они важны для общего развития сюжета. Герои сказки «Царевна-лягушка»:

  1. Иван — младший сын царя.
  2. Царевна-лягушка — заколдованная девушка по имени Василиса, прозванная Премудрой за свой ум.
  3. Царь — отец Ивана и его братьев.
  4. Жёны братьев — завистливые особы.
  5. Старик — случайный знакомый, который дал царевичу волшебный клубок.
  6. Баба Яга — лесная жительница, указавшая дорогу к волшебному дубу и рассказавшая, как убить Кощея.
  7. Медведь — помог свалить дуб.
  8. Заяц — смог догнать другого зайца из сундука.
  9. Селезень — убил утку, вылетевшую из зайца.
  10. Щука — нашла упавшее в море яйцо.

Все герои сказки «Царевна-лягушка» просты и понятны. Без труда можно определить, кто из них положительный, а кто нет. Именно поэтому сказка включена в школьную программу 5 класса. Дети этого возраста уже могут отличить добро от зла, хорошее от плохого.

Тест «Царевна-лягушка»


1.

Какими словами начинается русская народная сказка «Царевна-лягушка»?

а) В
некотором царстве, в некотором государстве…; б) Жил да был царь…; в)
В старые годы у одного царя… .


2.

Где старший брат Ивана-царевича нашел свою стрелу?

а) в
боярском доме; б) в купеческом сарае; в) в крестьянской избе.


3.

Куда упала стрела среднего сына царя?

а) на
боярский двор, прямо против девичьего терема; б) у красного крыльца
богатого купца; в) в топкое болото.


4.

Как быстро нашел свою стрелу Иван-царевич?

а) сразу же;
б) через месяц; в) на третий день.


5.

На ком женился средний сын царя?

а) на
боярышне; б) на купеческой дочери; в) на лягушке.


6.

Какого задания царь не давал женам своих сыновей?

а) испечь
каравай мягкого хлеба; б) выткать узорчатый ковер; в) расписать
картину в горнице.


7.

В кого превратилась лягушка?

а) в
Василису Премудрую; б) в Василису Прекрасную; в) в царь-девицу.


8.

На какое блюдо Иван-царевич положил каравай, испеченный его женой?

а) на
бронзовое блюдо; б) на серебряное блюдо; в) на золотое блюдо.


9.

Для чего, по мнению царя, пригодился бы ковер, вытканный женой старшего сына?

а) от дождя
лошадей покрывать; б) у ворот стелить; в) в горнице по большим
праздникам расстилать.


10.

Пара каких коней была запряжена в карету, в которой ехала жена Ивана-царевича?

а) пара
вороных коней; б) пара гнедых коней; в) пара пегих коней.


11.

Из какого дерева были сделаны столы на царском пиру?

а) из дуба; б)
из липы; в) из березы.


12.

Что сделал Иван-царевич с лягушачьей кожей?

а) подарил
женам своих братьев; б) спалил на огне; в) бросил в болото.


13.

В кого превратилась жена Ивана-царевича после царского пира?

а) в белую
лебедь; б) в лягушку; в) в Бабу Ягу.


14.

Сколько пар железных сапог должен был износить Иван-царевич, прежде чем найдет
свою жену?

а) две; б)
одну; в) три.


15.

Что старичок дал Ивану-царевичу, чтобы тот нашел свою жену?

а) хлеба; б)
стрел; в) клубочек.


16.

Как зовут отца Василисы Премудрой?

а) Кощей
Бессмертный; б) Илья Муромец; в) Соловей-разбойник.


17.

Кто первым встретился Ивану-царевичу?

а) селезень;
б) медведь; в) заяц.


18.

Как Иван-царевич назвал Бабу Ягу?

а) железная
нога; б) деревянная нога; в) костяная нога.


19.

На вершине какого дерева находится волшебный ларец со смертью Кощея
Бессмертного?

а) сосны; б)
дуба; в) ели.


20.

В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Воротился Иван-царевич» в свои
палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил». Какой частью
речи является подчеркнутое слово?

а) именем
существительным; б) именем прилагательным; в) глаголом.


21.

В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Царь и все гости диву
дались
». Что означает подчеркнутое выражение?

а) сильно
удивились; б) с ума сошли; в) испугались.

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

а

а

б

в

б

в

а

в

а

б

а

б

а

в

в

а

б

в

б

б

а

Тест «Царевна-лягушка»

№ 1. Какими словами начинается русская
народная сказка «Царевна-лягушка»? а) В некотором царстве, в
некотором государстве…; б) Жил да был царь…; в) В старые годы у
одного царя… .
№ 2. Где старший брат Ивана-царевича нашел свою
стрелу? а) в боярском доме; б) в купеческом сарае; в)
в крестьянской избе.
№ 3. Куда упала стрела среднего сына царя? а)
на боярский двор, прямо против девичьего терема; б) у красного крыльца
богатого купца; в) в топкое болото.
№ 4. Как быстро нашел
свою стрелу Иван-царевич? а) сразу же; б) через месяц; в)
на третий день.
№ 5. На ком женился средний сын царя? а)
на боярышне; б) на купеческой дочери; в) на лягушке.
№ 6.
Какого задания царь не давал женам своих сыновей? а) испечь
каравай мягкого хлеба; б) выткать узорчатый ковер; в) расписать
картину в горнице.
№ 7. В кого превратилась лягушка? а)
в Василису Премудрую; б) в Василису Прекрасную; в) в царь-девицу.
№ 8. На какое блюдо Иван-царевич положил каравай, испеченный его
женой? а) на бронзовое блюдо; б) на серебряное блюдо; в)
на золотое блюдо.
№ 9. Для чего, по мнению царя, пригодился бы
ковер, вытканный женой старшего сына? а) от дождя лошадей
покрывать; б) у ворот стелить; в) в горнице по большим праздникам
расстилать.
№ 10. Пара каких коней была запряжена в карету, в
которой ехала жена Ивана-царевича? а) пара вороных коней; б)
пара гнедых коней; в) пара пегих коней.
№ 11. Из какого
дерева были сделаны столы на царском пиру? а) из дуба; б)
из липы; в) из березы.
№ 12. Что сделал Иван-царевич с
лягушачьей кожей? а) подарил женам своих братьев; б)
спалил на огне; в) бросил в болото.
№ 13. В кого превратилась
жена Ивана-царевича после царского пира? а) в белую лебедь; б)
в лягушку; в) в Бабу Ягу.
№ 14. Сколько пар железных сапог
должен был износить Иван-царевич, прежде чем найдет свою жену? а)
две; б) одну; в) три.
№ 15. Что старичок дал
Ивану-царевичу, чтобы тот нашел свою жену? а) хлеба; б)
стрел; в) клубочек.
№ 16. Как зовут отца Василисы Премудрой? а)
Кощей Бессмертный; б) Илья Муромец; в) Соловей-разбойник.

17.
Кто первым встретился Ивану-царевичу? а) селезень; б)
медведь; в) заяц.
№ 18. Как Иван-царевич назвал Бабу Ягу? а)
железная нога; б) деревянная нога; в) костяная нога.
№ 19.
На вершине какого дерева находится волшебный ларец со смертью Кощея
Бессмертного? а) сосны; б) дуба; в) ели.
20.
В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Воротился Иван-царевич» в
свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил». Какой
частью речи является подчеркнутое слово? а) именем
существительным; б) именем прилагательным; в) глаголом.

21.
В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Царь и все гости диву
дались
». Что означает подчеркнутое выражение? а)
сильно удивились; б) с ума сошли; в) испугались.

——————————————————————————————————————————————————————

Тест «Царевна-лягушка»

№ 1. Какими словами начинается русская
народная сказка «Царевна-лягушка»? а) В некотором царстве, в
некотором государстве…; б) Жил да был царь…; в) В старые годы у
одного царя… .
№ 2. Где старший брат Ивана-царевича нашел свою
стрелу? а) в боярском доме; б) в купеческом сарае; в)
в крестьянской избе.
№ 3. Куда упала стрела среднего сына царя? а)
на боярский двор, прямо против девичьего терема; б) у красного крыльца
богатого купца; в) в топкое болото.
№ 4. Как быстро нашел
свою стрелу Иван-царевич? а) сразу же; б) через месяц; в)
на третий день.
№ 5. На ком женился средний сын царя? а)
на боярышне; б) на купеческой дочери; в) на лягушке.
№ 6.
Какого задания царь не давал женам своих сыновей? а) испечь
каравай мягкого хлеба; б) выткать узорчатый ковер; в) расписать
картину в горнице.
№ 7. В кого превратилась лягушка? а)
в Василису Премудрую; б) в Василису Прекрасную; в) в царь-девицу.
№ 8. На какое блюдо Иван-царевич положил каравай, испеченный его
женой? а) на бронзовое блюдо; б) на серебряное блюдо; в)
на золотое блюдо.
№ 9. Для чего, по мнению царя, пригодился бы
ковер, вытканный женой старшего сына? а) от дождя лошадей
покрывать; б) у ворот стелить; в) в горнице по большим праздникам
расстилать.
№ 10. Пара каких коней была запряжена в карету, в
которой ехала жена Ивана-царевича? а) пара вороных коней; б)
пара гнедых коней; в) пара пегих коней.
№ 11. Из какого
дерева были сделаны столы на царском пиру? а) из дуба; б)
из липы; в) из березы.
№ 12. Что сделал Иван-царевич с
лягушачьей кожей? а) подарил женам своих братьев; б)
спалил на огне; в) бросил в болото.
№ 13. В кого превратилась
жена Ивана-царевича после царского пира? а) в белую лебедь; б)
в лягушку; в) в Бабу Ягу.
№ 14. Сколько пар железных сапог
должен был износить Иван-царевич, прежде чем найдет свою жену? а)
две; б) одну; в) три.
№ 15. Что старичок дал
Ивану-царевичу, чтобы тот нашел свою жену? а) хлеба; б)
стрел; в) клубочек.
№ 16. Как зовут отца Василисы Премудрой? а)
Кощей Бессмертный; б) Илья Муромец; в) Соловей-разбойник.

17.
Кто первым встретился Ивану-царевичу? а) селезень; б)
медведь; в) заяц.
№ 18. Как Иван-царевич назвал Бабу Ягу? а)
железная нога; б) деревянная нога; в) костяная нога.
№ 19.
На вершине какого дерева находится волшебный ларец со смертью Кощея
Бессмертного? а) сосны; б) дуба; в) ели.
20.
В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Воротился Иван-царевич» в
свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил». Какой
частью речи является подчеркнутое слово? а) именем
существительным; б) именем прилагательным; в) глаголом.

21.
В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Царь и все гости диву
дались
». Что означает подчеркнутое выражение? а)
сильно удивились; б) с ума сошли; в) испугались.

——————————————————————————————————————————————————————

Цель: создать условия для духовно-нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины.

Задачи:

  • выявление основной идеи сказки;
  • формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа;
  • воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях;
  • понимание смысла сказки, что в жизни русские люди любили друг друга, стремились уважать старших как более знающих, быть послушными и следовать правилу «за добро добром и платят».

Оборудование: мультимедийная презентация, картинки.

Словарь: глупость, зависть, злость, каравай, пир, карета, тридесятое царство, ларец, Кощей, Василиса Премудрая, Иван-царевич.

Ход занятия

1. Организационный момент

– Сядьте правильно. Слушайте внимательно. Говорите правильно. Сейчас урок литературного чтения. На уроке мы будем говорить, думать, читать, отвечать на вопросы, рисовать.

– Что мы будем делать?

– Мы будем …

2. Cлуховая перекличка

– Как меня слышишь, …?

– Назови любые сказки, которые ты знаешь?

3. Фонетическая ритмика

– Какой контрольный звук на этой неделе? («Ж-З»)

– Слушайте и повторяйте.

Слоги: Слова:
жа-за жаба– забор
жу-зу журнал – зубы
жи-зи жираф – зима

(Речевой материал на доске. Слоги и слова сначала произносит учитель, потом вместе с учениками, потом один из учеников повторяет самостоятельно).

4. Основная часть

1

– Ребята сегодня на уроке мы будем разбирать сказку Царевна-лягушка, которую вы читали дома. (слайд 1)

– Давайте вспомним, кто написал сказку Царевна-лягушка? У нее есть автор? Правильно ребята это русская народная сказка, у нее нет автора.

– Назовите главных героев сказки? Иван-царевич, Василиса Премудрая, Кощей. Посмотрите на картинки и покажите мне этих героев. (слайд 2)

– Давайте начнём разбирать сказку с самого начала, чтобы вам было все понятно.

– Каким образом Иван-царевич нашел свою суженую? (Стрела указала) (слайд 3)

– Откройте тетради и нарисуйте стрелу, которую поймала лягушка.

– Ребята, а вы как думаете, почему Иван-царевич лягушку в жены то взял, ведь он не знал, что она царевной окажется? (Потому что батюшка сказал: «Куда стрела упадет, там и ваша суженая». Иван-царевич ослушаться отца не смел. В этом выражалось послушание Ивана-царевича своему отцу).

– После свадьбы всех сыновей, какое было первое задание царя? Давайте найдем в сказке и прочитаем. А теперь нарисуйте в тетрадях каравай хлеба, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса. (слайд 4)

– Какое было второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками соткать ковер? Найдите и прочитайте, что сказал царь, когда увидел ковер Василисы? (слайд 5)

– Давайте найдем в сказке третье задание царя? (И тут же отдал царь новый приказ: чтобы все три царевича явились к нему на пир со своими женами. Хочет царь посмотреть, которая из них лучше танцует).

– Ребята, посмотрите на рисунок царевны в танце. Прочитайте слова, которые написаны внизу под рисунком. «А сама-то величава, выступает будто пава». Как вы понимаете эти слова? (слайд 6)

– Догадались, почему третье испытание для невесток – танец? (В танце человек весь на виду: и красота, и ум, и величавость, и внутреннее достоинство, и… скромность.)

– Посмотрите на картинку и вспомните, что складывала в рукава Василиса, и что у нее получилось, когда она пошла танцевать?

– А теперь найдем в сказке как пошли танцевать жены других сыновей царя. (Пошли танцевать жены старших царевичей. Как махнули своими левыми рукавами – только всех гостей забрызгали; как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.)

– О чем говорит такое поведение невесток? (Об их глупости и завистливости)

– После пира, что сделал Иван-царевич с лягушачьей кожей?

– Как поступил Иван? (Своевольно) (слайд 7)

– Какие мудрые слова сказал ему старичок? (Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было)

– Какую мысль народ хотел донести до нас словами этого старичка? (Нельзя поступать своевольно, неразумно. Необдуманный поступок может привести к беде)

– Что дал Ивану старичок? (слайд 8)

– Нарисуйте клубочек, за которым пошел Иван-царевич.

– Каких зверей встретил Иван-царевич на своем пути, выбери картинки.(слайд 9)

– Почему Иванушка не тронул ни медведя, ни селезня, ни зайца, щуке помог? (Пожалел, сжалился)

– Скажите ребята, какой Иван? (добрый, жалостливый, умный)

– Куда затем привел клубочек Ивана?

– Ребята, расскажите о бабе-яге какая она в этой сказке, найдите описание в тексте. (слайд 10)

– Какую тайну рассказала Ивану баба-яга?

– Когда Иван нашел дуб, кто ему помогал? Этот дуб – воплощение добра или зла? Как вы думаете, одному Ивану-царевичу одолеть это зло? Где находилась Кощеева смерть? Нарисуйте на вершине дуба ларец, в котором находится Кощеева смерть. (слайд 11)

– Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея?

– Почему звери помогали Ивану-царевичу? (Он их пожалел, и они его пожалели)

– Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?

– Русский народ даже такую пословицу сложил: «За добро добром и платят».

– А теперь давайте вспомним всю сказку, и попробуем по сюжетным картинкам восстановить порядок действий в этой сказке.

5. Итог урока

– На уроке мы вспомнили и разобрали волшебную сказку Царевна-лягушка, нарисовали много рисунков и восстановили всю сказку по порядку.

– А теперь скажите мне ребята, какая главная мысль этой волшебной сказки? (слайд 12) (надо быть добрым ко всем и добро к тебе вернётся, добро всегда побеждает зло)

– Ребята вам понравился урок, было интересно?

2

Презентация

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

муниципальное общеобразовательное учреждение

«школа № 116 города донецка»

Конспект открытого урока по литературе

для 5 класса

«Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

Народная мораль в характере и поступках героев.

Образ невесты-волшебницы»

99737765 1

Подготовила:

учитель украинского языка и литературы

МОУ «Школа №116 г.Донецка»

Сташевская И.Е.

г.Донецк

Цели:  

повторить структурные элементы сказки, виды народных сказок;

учить анализировать и делать выводы, раскрывать тему и проблематику прочитанной сказки; характеризовать персонажей сказки; оценивать поступки сказочных героев и выражать собственное отношение к ним в развернутой форме;

развивать умения пересказывать, формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы,

формировать навыки работы с иллюстрациями и текстом, выразительного чтения;

воспитывать нравственные качества, эстетические чувства, интерес к произведениям устного народного творчества, формировать представления о подлинных ценностях.

Оборудование: учебник, иллюстрации, демонстрационный и раздаточный материал, цветные карандаши.

 Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку … (пять).

Девиз нашего урока: “ Пожелаем друг другу успеха!”

ІІ. Постановка цели и задач.

— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать над содержанием сказки. Нам предстоит определить мораль в характере героев, рассмотреть образ невесты-волшебницы.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

1.Беседа.

— Что такое сказка?

— Для чего нужны чудеса в сказках?

— Какие виды народных сказок вам известны?

— Расскажите о построении сказок.

— Назовите свойства сказки:

– особая композиция (зачин, счастливый конец),

– добро всегда побеждает зло,

– герою помогают волшебные помощники,

– прием троекратного повтора,

– особые речевые обороты.

Есть ли в прочитанной сказке присказка? А зачин? Прочитайте его.

— Что такое постоянные эпитеты? Приведите примеры из сказки.

— Назовите любимых героев русских народных сказок.

— Понравилась ли вам сказка «Царевна-лягушка»? Почему?

— К какому виду сказок она относится?

— Назовите  героев сказки. 

 — Кто из героев понравился вам больше всего и почему?

 — Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?

2. Индивидуальные сообщения учеников.

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.

Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.

Кощей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу.

Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.

3. Задание «Исправь ошибки».

Ученик 5 класса, наспех выполняя домашнее задание, перепутал план русской народной сказки «Царевна-лягушка». В тетради пятиклассника было написано следующее:

План русской народной сказки «Царевна-лягушка»

1. Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.

2. Иван-царевич и «старый старичок».

3. Иван-царевич и Баба Яга.

4. Сватовство царевичей.

5. Приказы царя (испечь каравай хлеба, выткать ковёр за одну ночь, приехать на пир).

6. Спасение Василисы Премудрой.

Помоги ученику исправить ошибки.

4. Лексическая работа.

Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.

Лытать — уклоняться от дела, бегать работы

Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества

Кручиниться – горевать, печалиться

Тужить – горевать, тосковать, печалиться

Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый

Молвить – говорить, сказывать

Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо

Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

IV. Анализ сказки.

1. Проблемный вопрос «Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?»

Индивидуальное сообщение ученика.

Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.

В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью).

Притча.

«Упали две лягушки в кувшин с молоком. Одна лягушка не нашла в себе силы бороться и сразу утонула. А вот вторая решила побороться за жизнь, и так активно барахталась и била лапками и хотела выбраться, что взбила масло и выпрыгнула из кувшина!»

-Почему второй лягушке удалось выжить?

У всякой сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки бы не было. Необычные ситуации и положения – особые приметы любой сказки.

 — Где нашли невест старшие братья?

 — Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

(Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь»).

— Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»? (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)

Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка: в танце Василиса, спрятавшая в рукав объедки, не просто творит мир, а оживляет, воскрешает: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.

2.Первое испытание «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ».

— Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?

-Зачитайте описание того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета…»

— Что особенного в этом описании? (Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике (с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка).

— Как  называет  народ  Василису  в  тот  момент,  когда  она  трудится? (Премудрой.)

Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.

— Что означают слова царя: «Вот этот хлеб только в большие праздники есть»?

— Как они характеризуют героиню?

-Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших).

— Недаром говорят: «Не красна изба углами, а красна пирогами».

— У вас на столах листики с изображением каравая, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.

99737765 2

3.Второе испытание. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ».

Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками со­ткать ковер?

(Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)

— Почему важно умение жены рукодельничать?

От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (предметы интерьера), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.

— Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой (женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама).

-Произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер (изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность»).

Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.

-Какие  новые  черты  характера  героини  вы  разглядели  в этом эпизоде? (Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.)

-Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич? (В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй – «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.)

— Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?

— Что означают слова царя: « А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!»   

— Какую из невесток характеризует пословица «Красна пава перьем, а жена  уменьем». Как вы ее понимаете? Кто такая пава?   (самка павлина)

— А сейчас, разукрасьте ковер, нарисованный на ваших листочках. 

99737765 3

— Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?

Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.

— Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток? (Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери).

4.Третье испытание. «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ».

 (Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)

— Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

— Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

— С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой? (Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

— Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой? (Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.)

— Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?

Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини.

Также стоит отметить о числе «3» в христианском мире. Крестьяне – люди, глубоко верующие, помнят о том, что в церкви нужно креститься три раза, отдавать земной поклон трижды и т.д.

5. Литература и изобразительное искусство.

  -Рассмотрите репродукции картины В. Васнецова «Пир»  и И.Я.Билибина «Царевна-лягушка».

99737765 4

99737765 5

— Какой вы представляли героиню?

— Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?

( Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки).

V. Итог урока.

1. Творческое игра “ Следствие ведут Знатоки”.

Задания для трёх групп.

1 группа: заполнить таблицу по композиции сказки.

Любая сказка состоит из композиции.

присказка

За тридевять земель, в тридесятом государстве

зачин

Жил-был

концовка

«И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»

2 группа: распределить по видам сказочных героев.

– По характеру герои делятся на положительных и отрицательных
(Иван-царевич – Кощей Бессмертный).

По обладанию волшебными способностями герои делятся на реальных и волшебных (царь, сыновья, жены –Царевна -лягушка, Кощей Бессмертный, Баба-Яга)

3 группа: раскрыть особенности волшебной сказки.

(волшебный сюжет, волшебные герои, волшебные помощники, волшебный конец).
Волшебный сюжет, превращения Василисы Премудрой, выполнение заданий царя; волшебный конец (смерть Кощея от сломанной иглы); присутствие волшебного помощника (старый старик); волшебные герои – Баба-Яга, Кощей Бессмертный.

2. Обобщающая беседа.

— Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.

— Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего начались беды Ивана? (Сжег лягушечью кожу)

 (Фрагмент из М/ф «Царевна-лягушка»)

-Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу? (Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту).

— Как поступил Иван?(Своевольно)

Какие мудрые слова сказал ему старичок?(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу! Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было).

— Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея? (Ивану было бы не справиться без зверей-помощников).

— Почему звери помогали Ивану-царевичу?    (Он их пожалел, и они его пожалели)    

— Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?

— Русский народ даже такую пословицу сложил:

«За добро добром и платят».

3. Тестирование.

1) Сказка «Царевна-лягушка»:

Р) бытовая С) волшебная Т) о животных

2) Иван- царевич нашел свою стрелу:

К) в топком болоте Л) В боярском тереме М) на купеческом дворе

3) Все приказы царя Василиса Премудрая выполняла:

А) сама , так как была рукодельницей

Б) с помощью матушек, нянюшек и красных девушек

В) вместе с Иваном – царевичем

4) Отцом Василисы Премудрой является:

Е) Змей-Горыныч Ж) Чудо-Юдо З) Кощей-Бессмертный

5) Иван-царевич проявил по отношению к медведю , селезню , зайцу и щуке:

И) Равнодушие К) Милосердие Л) Презрение

6) Лягушка превратилась:

А) В царевну Б) В жабу В) В птицу.

КЛЮЧ : 1. С 2. К 3. А 4. З 5. К 6. А

VI. Домашнее задание (на выбор).

1.Написать письмо-пожелание одному из героев сказки.

2.Написать сенкан на выбор: Царевна-лягушка, Иван-царевич, царь, звери.

VII. Рефлексия. Выставление оценок и комментирование индивидуальных достижений и затруднений учащихся.

Оцените свою работу на уроке по 5-тибальной шкале:

«5» —  Я — молодец, у меня все получилось …

«4» —  Я неплохо постарался, но мог бы и лучше, только нужно…

«3» —  У меня сегодня не получилось, потому что…

Adblock
detector