Меню

Затемно как пишется наречие

Какие мифы существуют вокруг ЕГЭ по русскому языку, на что важно и нужно обратить внимание при подготовке и как подойти к решению самых сложных заданий? Об этом рассказал председатель комиссии ЕГЭ по русскому языку города Москвы, начальник отдела Московского центра качества образования Роман Дощинский.

– Сейчас многие выпускники находятся в активной фазе подготовки к ЕГЭ: ребята усиленно занимаются по выбранным профильным предметам и, на мой взгляд, могут легкомысленно относиться к повторению и систематизации знаний и умений по русскому языку, – рассказывает Роман Дощинский. – В молодежной среде вольно или невольно сложилось совершенно напрасное, ошибочное представление о ЕГЭ по этому предмету как о легком экзамене. Говорят, что сдают его все одиннадцатиклассники, а значит, он массовый и рассчитан на общие представления о русском языке, носителями которого в той или иной мере являются практически все граждане России.

Но не все так просто с русским языком, как может показаться при беглом знакомстве с демоверсией ЕГЭ. К этому экзамену тоже нужно готовиться заблаговременно.

Почему для подготовки к ЕГЭ нужно много времени

Некоторые задания требуют тщательной проработки, но самое главное – большого объема запоминания. Приведу пару примеров.

Задание ЕГЭ №4 на знание орфоэпических норм

Речь идет о знании не вообще всех орфоэпических норм, а только тех, которые содержатся в орфоэпическом словнике Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Откройте его, подсчитайте общее количество всех слов, которые вошли в издание. Вывод напрашивается сам собой: за неделю до экзамена ни за что не одолеть весь объем. Даже я, каждый год имеющий дело с подготовкой абитуриентов, иногда заглядываю в него, вспоминаю, повторяю. Для себя я точно решил в свое время, что мне очень удобен принцип запоминания правильного ударения по аналогии:

  • досУг; квартАл; жалюзИ, каталОг, некролОг, НО анАлог, биОлог;
  • мусоропровОд, нефтепровОд, НО электропрОвод;
  • красотА, чернотА, НО зевОта;
  • мЕстностей, чЕлюстей, пОчестей, НО новостЕй;
  • слИвовый, красИвее, НО оптОвый, мозаИчный;
  • смеЯлся, купАлся, НО началсЯ, принялсЯ;
  • дозИровать, копИровать, НО баловАть, премировАть, пломбировАть;
  • включИм, звонИт, вручАт, НО цЕнит;
  • поднЯв, отдАв, начАв, прибЫв, НО закУпорив;
  • дОверху, дОсуха, НО донЕльзя, добелА;
  • зАгодя, зАтемно, НО задОлго и пр.

Задание ЕГЭ №5 на знание паронимов

Словарик паронимов также есть в ФИПИ. Другое дело, что с каждой паронимической парой нужно работать отдельно, держа в одной руке сам словник ФИПИ, а в другой – толковый словарь. Ведь именно толковый словарь сможет подсказать, в чем именно состоит различие в употреблении слов «памятный» и «памятливый», «невежда» и «невежа», «надеть» и «одеть». Получается, что, готовясь к ЕГЭ по русскому языку, вы не просто заучиваете паронимы, а запоминаете их значение и ближайшее контекстное окружение. Памятной может быть вещь, а памятливым – только человек. Невежда – это необразованный человек, а невежа – невоспитанный. Надевают всегда что-то, а одевают кого-то и т. д.

ФИПИ предлагает для выпускников только два вида словников. Но в интернете в свободном доступе можно найти словники и для других заданий ЕГЭ по русскому языку. Они составлены на основе изучения контрольных измерительных материалов, которые использовались на протяжении многих лет, и включают наиболее часто встречаемые языковые единицы. Очевидно, что знакомство с такими подборками значительно облегчит процесс отработки отдельных заданий:

  • словник тавтологий и плеоназмов;
  • словник лексически несочетаемых конструкций (задание №6);
  • словник корней с проверяемыми гласными;
  • словник корней с непроверяемыми гласными;
  • словник корней-омонимов (задание №9);
  • словник слов с ПРЕ- и ПРИ- (задание №10);
  • словник «трудных» инфинитивов на -ИТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ (задание №12);
  • словник фразеологизмов (задание №24).

Развернутый ответ: ошибки и советы

Рекомендуемый объем сочинения на ЕГЭ по русскому языку – 150 слов. Это минимальная граница. Если написать больше – похвально. Только нужно помнить, что увеличение количества слов автоматически увеличивает вероятность тех или иных орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и фактических ошибок. Вместе с тем критерии оценивания остаются неизменными: даже для работы в 300 слов за 1–2 орфографические ошибки поставят уже не 3 балла, а 2; за 2–4 ошибки – только 1.

Что хотел сказать автор

Задание ЕГЭ №27оценивает не машина, а эксперт. Следовательно, существует вероятность влияния на результат проверки элементарных человеческих факторов. Например, со стороны проверяющих возможно то или иное непонимание «тайной» логики автора сочинения. Поэтому важно различными способами заранее снизить потенциальную субъективность оценки: нужно постараться ввести в творческую работу как можно больше объективных данных, а именно: того, что легко поддается счету и с чем трудно будет поспорить.

Внимание – цитаты!

Советую школьникам научиться фактологически точно, грамматически правильно и пунктуационно грамотно вводить в текст сочинения цитаты. Как эксперт я порой сталкиваюсь с совершенно абсурдной, на первый взгляд, ситуацией: вроде бы исходный текст перед глазами выпускника, а в результате в сочинении обнаруживаю ошибки в цитате. Задумываюсь над причинами такого явления и понимаю: чаще всего ребята просто-напросто бывают невнимательны. Еще один момент, о котором стоит упомянуть, – оформление: часто встречается смешение прямой и косвенной форм речи, а ведь это считается грубой грамматической ошибкой и к тому же нередко порождает целый шлейф «сопроводительных» ошибок различного типа – пунктуационных, орфографических и пр.

Если возникает желание (в целом совсем неплохое желание!) привести по памяти известный афоризм, процитировать фрагмент из поэтического или даже прозаического текста, следует:

  • во-первых, убедиться в том, что так называемая фотографическая память не подводит;
  • во-вторых, сократить до предела размеры цитаты, чтобы минимизировать возможные фактические ошибки;
  • в-третьих, в случае малейших сомнений в авторстве постараться избежать ссылки на конкретную фамилию и тем более имя и отчество автора.

А вообще, мудрый совет именно для ЕГЭ по русскому языку относительно «внешних», фоновых цитат могу дать только один: лучше вовсе не приводить подобного рода цитаты. Они не относятся к обязательному компоненту работы с точки зрения формулировки задания и критериев оценивания. А раз так, то какой резон рисковать?

Когда трудно подобрать слова

Хоть объем сочинения и небольшой, для некоторых ребят проблематичным становится набрать необходимый минимум в 150 слов. Что можно посоветовать им? Постоянно тренировать себя в так называемом расширении, распространении мысли. Это можно делать даже в обычной беседе с родными, друзьями. Допустим, стараться отвечать на вопросы не однозначно, то есть одним словом, а шире и глубже. К существительным добавлять прилагательные, к глаголам – наречия. Из простых предложений делать сложные, включая причастные и деепричастные обороты. То же самое касается и письменной речи. В социальных сетях дети ведут обширную переписку. Почему бы им не приучить себя общаться в интернет-пространстве, я бы сказал, по-человечески? Даже если поначалу будет очень трудно и им придется «выдавливать» из себя слова! Как-то иначе, каким-то другим способом речь развить невозможно. Кто хочет научиться писать, должен как минимум писать.

Просто, ярко и красиво

Безусловно, использовать в сочинении метафоры, сравнения, эпитеты выпускники не обязаны. Однако они должны понимать, что сочинение – это отнюдь не сухая, бездушная математическая формула. Это, если угодно, частичка сердца автора. Нужно стремиться писать просто и в то же время ярко и красиво. Не следует забывать, что сочинение будут читать учителя-словесники. Филологи сами склонны к красноречию и подсознательно всегда расположены с удовольствием читать и оценивать работы, в которых чувствуется оригинальность.

Цельность и логика

Предельно внимательными нужно быть, не только соединяя слова друг с другом, но и выстраивая предложения в целостный, структурно выдержанный текст. У эксперта не должно быть повода подумать, что в сочинении произошли логические разрывы, образовались смысловые лакуны, коммуникативные провалы. Чтобы не было никаких претензий к логике и речевой связности сочинения, школьникам нужно научиться использовать весь доступный арсенал средств связи предложений в тексте. Тем более что два задания тестовой части ЕГЭ по русскому языку (№2 и №25) отрабатывают все эти элементы в полной мере. Нужно учиться «пристегивать» каждое следующее предложение при помощи вводных слов («во-первых», «кроме того»), связующих сочетаний («прежде всего», «к тому же»), союзов («и», «а», «но», «однако»), местоимений, наречий («так», «поэтому»).

«Я не читал, но я скажу…»

Самое бесполезное, что я видел при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в плане сочинения, – это заучивание готовых аргументов из разнообразных банков, выложенных в интернете. Но любой мало-мальски грамотный человек сможет без труда уловить эти вкрапления искусственных, чужих фрагментов в текстах ученических сочинений. Во-первых, в этом случае очень часто наблюдаются сопутствующие логические сбои. Во-вторых, выпускник почти всегда предстает в образе человека, который будто во всеуслышание произносит: «Я не читал, но я скажу…» Но против чего я как эксперт никогда не возражаю при подготовке – это знакомство выпускников с образцами сочинений. Полагаю, что пользы от такой работы больше, нежели вреда. Как тут не вспомнить классика: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Многие будущие писатели учились на образцах и не считали это чем-то зазорным.

Чтобы выпускник понимал, на каком уровне подготовки он находится, что еще «западает», над чем нужно поработать более тщательно, рекомендую пройти диагностику в формате ЕГЭ. К примеру, это можно сделать в Центре независимой диагностики. Кроме того, Московский центр качества образования совместно с Московским образовательным телеканалом запустил новый еженедельный проект «Субботы московского выпускника» для учащихся 9-х и 11-х классов. Ведущие эксперты МЦКО в прямом эфире mosobr.tv разбирают решения заданий ЕГЭ и ОГЭ, а также проводят видеоконсультации по различным темам для подготовки к государственной итоговой аттестации. Школьники могут сами выбрать тему ближайшей программы. Для этого необходимо принять участие в голосовании, которое проходит каждую неделю с понедельника по среду.

Формула успеха

Людей с врожденной грамотностью не так много. Это означает лишь то, что к экзамену по русскому языку нужно готовиться. Формула успеха здесь проста: учитель + самостоятельная работа по заданиям из сборников с грифом ФИПИ. Шанс получить хороший балл повысит использование и третьего компонента работы – надежных ресурсов с автоматизированной системой проверки, таких как «Открытый банк заданий ЕГЭ» на сайте ФИПИ.

Источник: Activity.edu

              7 класс            Учитель русского языка    Глазунова М. А.

 Открытый урок по теме «Буквы -о, -а на конце наречий»

         Цели урока:

а) обучающая —  создать условия для осознанного изучения новой темы учащихся в системе различных методов; сформировать навык грамотного, безошибочного письма; формирование умения составлять алгоритм действий при решении орфографической задачи.

б) развивающая: формирование  проблемного и критического мышления у учащихся путем включения их в активную мыслительную деятельность; развитие коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся; развитие навыков анализа текста и работы со словарем; развитие устной диалогической речи.

в) воспитывающая: воспитание самостоятельности, критического отношения к себе; сотрудничество в работе, воспитание внимательного и культурного читателя, формирование жизненных установок и основ нравственности.

  1. Лексическая разминка. Устная работа с фразеологизмами.

Определить значение фразеологизмов, заменив их близкими по значению словами.

Душа в душу (дружно)

Не покладая рук (усердно)

В час по чайной ложке (мало)

Засучив рукава (хорошо, старательно)

Галопом по Европам (наспех, кое-как)

Непочатый край (много)

Спустя рукава (лениво, плохо)

— Слова какой части речи мы использовали для замены? (наречия)

Случайно это? (нет, мы сейчас изучаем эту часть речи)

Тогда, используя наречия, скажите мне, как вы настроены сегодня поработать? (продуктивно, качественно, активно, хорошо)

-А как никто не хочет работать? (плохо, лениво, непродуктивно). Что ж, в конце урока мы с вами подведем итог, получилось ли у нас работать так, как хотелось.

  1. Работа над правописанием наречий.

На доске записаны пословицы.

Дорога помощь (во)время.

С другом (по)братски, с врагом (по)солдатски.

Береги платье (с)нову, а честь (с)молоду.

Сердцу злого человека и (во)время отдыха покоя нет.

Науку изучают с азов, дружбу берегут сначала.

Друг за друга накрепко  держаться, ничего не бояться.

— Объяснить правописание наречий в данных пословицах методом игры «Согласен — не согласен».

В двух последних предложениях орфограмма не выделена. Есть ли в этих предложениях наречия? Да, сначала и накрепко) Сделайте морфемный разбор данных слов. При помощи каких суффиксов они образованы? (о-а). Какой возникает вопрос? (почему разные суффиксы) Как сформулировать тему урока?

Буквы о – а на конце наречий (запись на доске и в тетрадях).

                                  3.   Новая тема.

Целеполагание.

— Какова цель нашей работы?

Узнать, когда в наречиях пишется суффикс А, а когда О, т.е. вывести правило; определить способ применения правила.

IV. Работа учащихся по изучению темы.

Групповая работа:

1 группа.

Задание: определите,  каким способом образованы данные наречия:

Досуха, вправо, издавна, налево, затемно, слева.

Выводы: наречия образованы от прилагательных приставочно – суффиксальным способом.

Досуха — сухой

Вправо – правый

Издавна – давний

Налево – левый

Затемно – темный

Слева — левый

2 группа.

Задание: распределите наречия в две колонки в зависимости от суффикса:

Досуха, вправо, издавна, налево, затемно, слева, заживо, докрасна, снова, изредка, надолго.

Выводы: суффикс А пишется, если наречия образованы с помощью приставок  из, до, с

                Суффикс О пишется, если наречия образованы с помощью приставок в, на, за

3 группа

Задание: определить способ образования наречий досрочно, дословно, доходчиво, известно, изнеженно, доверчиво, связно.

Понаблюдайте, какие суффиксы пишутся на конце наречий.

Выводы: данные наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных. На конце таких наречий пишется суффикс О.

4 группа

Задание: прочитайте правило по учебнику и оцените ответы – выводы трех групп.

                   Составление алгоритма правила

                          «Суффиксы О — А в наречиях»

  1. Каким способом образовано наречие: приставочно-суффиксальным?

а) суффиксальным

На конце наречий пиши О

б) приставочно – суффиксальным

ИЗ                                                     В

ДО      пиши А                                 НА             пиши О

С                                                        ЗА

       Закрепление темы с помощью тренировочных упражнений.

а). Работа с упражнением 574.

Работа по вариантам: в течение одной минуты записать в тетрадях и на доске максимальное количество наречий, образованных: 1в. – с помощью суффикса -а; 2 в. – с помощью суффикса -о. В записанных словах выделить все морфемы (по одному представителю от каждой команды – у доски).

1 в. – слева, справа, снова, дочерна, досуха, издавна, дочиста (на раскладках)

2 в. – влево, вправо, налево, направо, начерно, насухо, начисто, заново.

        Графический диктант.

Досыта, сгоряча, дотемна, извилисто, доходчиво, засветло, изнеженно.

Вновь обратимся к двум последним пословицам на доске и посмотрим, можно ли применить наше правило для них (проверка).

                                            Работа с текстом.

— Посмотрим еще раз на все пословицы, записанные на доске. Прочитайте их еще раз и скажите, что их объединяет? (они говорят о разных качествах человека)

— О каких конкретно качествах идет речь? (ум, доброта, помощь, умение дружить, порядочность). Как вы думаете, без какого главного качества человека невозможны все остальные? Человек не может быть добрым, отзывчивым, порядочным, если у него нет – чего? – совести.

Итак, мы пришли к выводу, что среди разнообразных человеческих качеств не последнее место занимает совесть.

Рефлексия: оцените свою работу на уроке с помощью наречий.

Запишите эти наречия в тетрадь.

Наречие.

Особое значение при изучении наречия приобретает словарная работа, так как речь учащихся бедна наречиями-эпитетами и наречиями, уточняющими характер действия; кроме того, многие наречия, правописание которых нужно усвоить учащимися, потому что они встречаются с ними в речевой практике, не объясняются правилом и требуют запоминания в словарном порядке.

При изучении наречия запоминается правописание следующих слов: активно, без спросу, вдалеке, вмиг, внакладку, вничью, во что бы то ни стало, впервые, впоследствии, вприкуску, вслух, втихомолку, деталь, довольно, заранее, заодно, искренне, искусно, наедине, нечаянно, наизусть, на миг, на память, на слух, на совесть, наспех, на ходу, обязательно, осторожно, посещать, строгать.

Тренировочные задания.

  1. Учащиеся записывают словосочетания, заменяя наречия наречиями-антонимами.

   Излагать кратко(длинно); говорить побыстрей(помедленней; отвечать плохо(хорошо); обсуждать холодно(горячо); объяснять точно(путано); говорить погромче(потише), и т. д.

  1. Добела, искусно, тягуче, набело, докрасна, искренне, издавна, осторожно, горячо, изредка, наглухо.

-Подчеркните наречия, образованные от кратких прилагательных с предлогами, поставьте в них ударение, прочтите их.

-Что нужно помнить о правописании наречий на –а, -о?

-Как образовались остальные записанные наречия?

-Объясните их правописание.

-Подберите синонимы к наречиям искусно(умело), искренне(откровенно), осторожно(бережно, осмотрительно), набело(начисто, окончательно), изредка(иногда).

  1. Работа по развитию речи учащихся.

Учащиеся читают наречия-эпитеты, отмеченные ими в отрывке из произведения И. Тургенева «Бежин луг» (Д/з).

   Было немо и глухо, висело так плоско, так уныло, пискнул слабо и жалобно, окончательно удостоверился, заблудился совершенно, потонувшие почти совсем, пошел наудалую.

Какую цель преследует автор, употребляя эти наречия-эпитеты?

  1. Вниманию учащихся предлагается текст с наречиями-эпитетами, данными в скобках. Учащиеся должны дать небольшое описание утра одного из времен года, отбирая для этого подходящие наречия-эпитеты, и озаглавить соответственно избранной теме.

   (Медленно, торжественно, спокойно) всходило солнце и (ярко, ласково, нежно, щедро, угрюмо, тускло) озаряло просыпавшуюся землю. По небу (легко, весело, тяжело, мрачно) плыли небольшие облака. Старый лес (радостно, торжественно, задумчиво, таинственно, сердито, глухо, уныло) шумел. Могучие ели и сосны стояли (величаво, тихо, молчаливо, хмуро). Березки (весело, радостно, задорно, уныло, печально) шелестят своими листочками. Как (хорошо, чудесно, прекрасно, великолепно, восхитительно, тоскливо, грустно) в лесу…

  1. Заменить сочетания слов наречиями.

   Пить кофе, положив сахар в стакан (внакладку); бежать, стараясь перегнать друг друга (наперегонки); участвовать в соревновании первый раз (впервые); читать, растягивая слова (нараспев); идти, не зная дороги (наугад); отказаться от выступления окончательно, безоговорочно (наотрез); говорить очень тихо (шепотом); вернуться домой в назначенный срок (вовремя); увидеть теплоход в отдалении (вдали).

  1. Сочетания заменить наречиями.

   Упасть лицом к земле (ничком); уйти в сторону (прочь); нестись галопом (вскачь); упасть на спину, лицом кверху (навзничь); зарасти целиком (сплошь); распахнуть окно до конца (настежь); невыносимо (невтерпеж).

  1. Вслух, сперва, наспех, заодно, наотмашь, наедине, на миг, ничком, втихомолку, воедино, впоследствии, на ходу, заранее, искусно, на совесть.

-Подчеркнуть наречия, образованные от числительных.

-Что нужно помнить о правописании наречий, образованных от числительных?

-К двум последним наречиям подобрать синонимы и глаголы.

  1. По таблице учащиеся знакомятся с трудными для правописания наречиями, выясняют их образование, значение, составляют с ними (устно или письменно) предложения, отмечают в словарях.

Наречия

Пиши с л и т н о

Пиши р а з д е л ь н о

наизусть

вслух

вмиг

наспех

втихомолку

на память

на слух

на миг

на совесть

без спросу

Учитель диктует начало сочетаний, учащиеся их записывают, доканчивая по смыслу.

   Выучить наизусть, или . . . (на память). Читать вслух, но запомнить . .   . (на слух). Исчезнуть вмиг, но замереть . . . (на миг). Готовить уроки      

    на советь, а не . . . (наспех). Взять втихомолку, или . . . (без спросу).

  1. Образовать от прилагательных наречия и подобрать синонимы.

          Бесстрашный-…(бесстрашно, смело); легкомысленный- …(легкомысленно, беззаботно) ; срочный-…(срочно, спешно); неожиданный-…(неожиданно, внезапно) и т.д.

  1.   Заменить наречия наречиями, близкими по значению, с шипящей перед суффиксами –о, е.

        Решал превосходно-…(блестяще),приветствовал тепло…(горячо), делал неловко…(неуклюже),писал аккуратно…(хорошо) и т.д.

  1.  Из данного ряда наречий выбрать подходящие по смыслу.

          Река(скоро, быстро, поспешно, стремительно)мчится с горы. Здесь, где(давным-давно, в старину, встарь, когда-то, некогда)была пустыня, сейчас раскинулся чудесный город. Друзья(нечаянно, невольно, случайно, невзначай, ненароком) оказались в одном лагере.

  1.  Подобрать антонимы к наречиям.

       Назад — . . .(вперед), влево — . . . , затемно — . . . , начерно — . . . , часто — . . . .

  1.  Подобрать к данным словам антонимы с приставкой не- и записать, распределяя по частям речи.

       Внимательный, здоровье, правда, долго, весело, счастье, широкий, глубоко, молодой.

  1.  Заменить цельные по смыслу сочетания наречиями и, наоборот, наречия – сочетаниями.

        1)Встать ни свет ни заря — . . .(рано); видеться изо дня в день — . . .(ежедневно); жить душа в душу — . . .(дружно); работать не покладая рук — . . .(старательно); посещать время от времени — . . .(изредка). 2)Остаться наедине — . . .(с  глазу на глаз); прийти обязательно — . . .(во что бы то ни стало); удаляться постепенно — . . .(шаг за шагом).

  1.  Неуклюже, неряха, негодовать, ненаглядный, нечаянно, неустанно, ненавидя, ненастье, непременно, неожиданно, негодующий, недоуменно, неудержимо, недоумевая.

— Определить части речи. Какие части речи пишутся с не слитно? Почему?

— Учащиеся знакомятся с правописанием наречия нечаянно.

  1.  Наречия в устойчивых словосочетаниях.

     Рукой подать (близко); рука об руку (вместе); не с руки (неудобно); на скорую руку (быстро); в первую голову (сперва, сначала); как снег на голову (внезапно, неожиданно); с глазу на глаз (наедине); отмерить на глазок (примерно); говорить в глаза (прямо, открыто); смотреть во все глаза (зорко, внимательно); не в бровь, а в глаз (метко, точно); шаг за шагом (постепенно); ни свет ни заря (очень рано); время от времени (иногда); с минуты на минуту (сейчас).

  1.  Учащиеся вставляют пропущенные буквы или раскрывают скобки, рассказывают о правописании и образовании данной группы наречий.

взволнова…о

спокой…о

блестящ…

горяч…

справ…

издавн…

влев…

запрост…

(по) прежнему

(по) дружески

(по) волчьи

(от) куда

(от) туда

(ото) всюду

(от) того

(по) тому

(за) тем

(по) своему

(по) иному

(по) всякому

(в) начале

(в) верх

(к) низу

(на) удвчу

(в) двое

(на) трое

(во) первых

три(жды)

еле(еле)

мало(помалу)

крепко(накрепко)

(не) брежно

(не) часто

(не) далеко, а близко

(ни) куда

(ни) когда

(не) где

(не) когда

(кое) где

как(то)

— От каких частей речи образуются наречия? Как?

— Какие наречия пишутся через черточку?

— Правописание каких наречий связано с ударением?

— Какие наречия сходны по произношению с другими частями речи? Как мы отличаем их? Как пишем?

Цель урока: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция. Обобщение и систематизация знаний. Наблюдение за употреблением наречий в текстах, составление своих текстов с наречиями; развитие творческих способностей учащихся.

Использование 2-х методов обучения:

  1. Контрольный – цель: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция.
  2. Систематизирующий – цель: обобщение и систематизация знаний.

  Ход урока

1. Слово учителя

Наречия мы изучаем только один раз в 7 классе, в отличие от некоторых других самостоятельных частей речи. Об этой части речи написано гораздо меньше, чем о существительном и прилагательном.

Вопрос: Почему? Что это за часть речи?

Вывод: у наречий нет стольких грамматических признаков, сколько, например, у существительных; главный грамматический признак наречия – неизменяемость.

2. Индивидуальное задание (использование из креативных методов обучения – метод «Если бы…»)

Лингвистическая сказка «Если бы исчезла в русском языке часть речи «Наречие».

Жили-были в одном царстве-государстве под названием «Русский язык» все части речи, а знаки препинания: запятые, точки, кавычки, тире, вопросительные и восклицательные знаки служили у них придворными. В этом государстве было очень красиво и уютно, спокойно и комфортно. Все жили дружно, весело и добросовестно выполняли свою работу. Благодаря этому все жители могли ясно выражать свои мысли и чувства.

Но вдруг кто-то, уже не помню кто, начал ни с того, ни с сего спорить о своем превосходстве. Существительное и глагол закричали:

— Мы самые важные части речи, потому что мы главные члены предложения.

— Без меня е обойтись! Такие слова, как человек, дом, земля – моя часть речи, — продолжало существительное.

-А без меня человек ничего не сможет делать: ни ходить, ни читать, ни говорить, ни писать, — не унимался глагол.

     Потом присоединилось прилагательное:

— Не будь меня, не опишешь ни человека, ни его характер, какой он – добрый или злой, грустный или веселый. Никто не узнает, какого цвета трава и ромашки.

Тут заспорило числительное:

— Без меня не посчитаешь, сколько рук и сколько ног и какой сегодня год.

— Нет, нет, я, я и только я – самое важное! – возмущалось местоимение.

Все спорили, кричали, возмущались. Только наречие сидело тихо, скромно в стороне. И все подумали, что от него нет никакой пользы.

— Зря вы так! Очень глупо все и бессмысленно, — не смогло сдержать обиды наречие и удалилось прочь.

Образовавшуюся пустоту тут же заняли частицы НЕ и НИ. Представьте, что тогда там началось. Никто никому не мог объяснить – как? куда? когда? где? зачем? с какой целью? Вот попробуйте поймите, где находится школа, если она ни слева, ни справа, ни спереди, ни сзади. Узнайте, какая погода, если на улице ни тепло, ни холодно, ни жарко. Или догадайтесь, какое у человека настроение, если ему не весело и не грустно. Люди не смогли назначать друг другу встречи, объяснять место нахождения, время, причину, цель, меру. Началась полная неразбериха, в общем, все стало неконкретно и невыразительно.

Призадумались все части речи и решили позвать наречие обратно. Оно не обиделось, а с радостью вернулось в свой дом, потому что ему одному тоже было плохо, грустно и одиноко.

Все помирились и простили друг друга, потому что поняли, что каждая часть речи важна, нужна и по-своему полезна. Ведь русский язык очень выразительный и гармоничный.

После этого они больше никогда не ссорились, а жили очень дружно, весело и интересно.

Вывод: наречия нужны, необходимы, они уже были известны в древнерусском языке и нашли свое отражение в словаре Срезневского, где отмечено его значение как части речи. (Краткое сообщение учащегося об истории возникновения наречия).

3. Использование метода образного видения (эмоционально-образное исследование объекта)

Предлагается, глядя на слово, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной образной форме.

Ребятам были предложены 6 наречий (к ним придумать образы):

  • высоко – гора, дом, башня, небо, дерево, облака;
  • белым-бело – снег, зима, выпавший снег, зимний день, облака, простыня;
  • светло – солнце, день, лампочка, ясный день, фонарь;
  • темно – вечер, ночь, выключили свет, мрачная комната;
  • ароматно – цветы, духи, сирень, поляна цветов, варенье, луговые цветы, чай;
  • красиво – природа, картина, лето, тайга, девушка, цветок, лес, река, роза, закат, подарок, вечерний пейзаж, красивая машина, звездное небо, платье, галактика, красота человека.

Учитель: эти образы – ваши. А посмотрите, как выразила свое ВИДЕНИЕ юная Эля Куклина в своем стихотворении, а ваша одноклассница выразила это в образной картине, то есть с помощью рисунков (метод образной картины), символов, ключевых терминов фундаментальной основы природы, связи между ними, то есть ученик во время такой работы ощущает смысл изображаемой реальности.

Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи «Кругом белым-бело» —
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек,
Вспомнится наречие «светло» —
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь «ароматно», ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою сразу вся Россия!

То есть, исходя из данного вида работы, мы увидели, что именно наречия привлекли внимание юной поэтессы, и я выяснила, какие представления и чувства вызвали в вас данные слова. Уже по образам, которые вызвали в вас эти наречия, можно многое о вас сказать, что вы любите, о чем мечтаете, какая у вас душа.

4. Правописание наречий

В правописании наречий меньше орфограмм, хотя это очень трудные случаи написания, и как вы усвоили эти написания, сегодня проверим на уроке.

1) Вновь обратимся к прежним наречиям: высоко, белым-бело, светло, темно, ароматно, красиво.

— Как образованы данные наречия? Давайте вспомним, когда пишется одна и две буквы Н в наречиях на – О и – Е. (орф. № 59) (вспомнить ветрено, безветренно), далее предлагается работа по перфокартам:

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
-Н-   Х     Х       Х   Х Х
-НН- Х   Х Х   Х Х Х   Х    
  1. переносить мужественно
  2. прекрасно себя чувствовать
  3. держаться уверенно
  4. откровенно удивляться
  5. сделать искусно
  6. сегодня безветренно
  7. идти медленно
  8. работать напряженно
  9. поступать ветрено
  10. особенно опасен
  11. всмотреться пристально
  12. лаять бешено

2) Вспомнить, как отличать наречия от кратких причастий и кратких прилагательных. У доски работает учащийся. Записаны три предложения: определить части речи, вставить пропущенные буквы, указать, каким членом предложения являются данные слова.

  1. Класс сосредоточенно слушал объяснения учителя.
  2. Лица всех были сосредоточенны, серьезны.
  3. Войска были сосредоточены на равнине.

Далее идет тест: определить часть речи, вставить пропущенные буквы, указать, каким членом предложения являются данные слова.

  1. Он поступил необдума…о.
  2. Дело обдума…о со всех сторон.
  3. Решение задачи изящно и обдума…о.

3) Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий (орф. № 58) (задание №3)

     Обвести в кружочек номера тех предложений, где пишется НИ- (задание №3)

  1. Н…когда Россия ярма не носила.
  2. Велика Россия, а отступать н…куда.
  3. Н…где не дышится так легко, как на Родине.
  4. На чужбине чувствуешь себя путником, которому н..где голову преклонить.
  5. Совершить хорошее дело никому и н..когда не поздно.
  6. Отважному все н..почем.
  7. Смелый человек н..где не пропадет.

4) Слитное и раздельное написание не с наречиями на –О и –Е (орф. № 57)  (задание №4)

Записать сочетания слов, выделив орф. №57.

Вовсе не интересно; бегут неуклюже; не глубоко, а мелко; идти неторопливо; спал неспокойно; говорил негодующе; нисколько не трудно; поступил не хорошо, а плохо; приблизиться незаметно.

5) Хорошо и молоко.

Одинаков ли состав данных слов? Почему?

Использование метода придумывания (креативный метод обучения)

На доске записаны слова: неласково, неумело, приоткрыть, непоследовательно, выполнить, произнести.

Какое слово соответствует схеме:

Часть речи?

Придумайте свое слово, чтобы соответствовало данной схеме.

6) Буквы О и Е после шипящих на конце наречий (орф. № 60)  (задание № 6 в карточке)

Даны слова, с ними учащиеся составляют СС, обозначая при этом орф. 60, но чтобы данные слова выступали в роли наречий.

  1. ещ…
  2. неуклюж…
  3. хорош…
  4. блестящ…
  5. горяч…
  6. свеж…

7) Проверка индивидуальных домашних заданий. (Метод гипотез – учащимся предлагается задание – сконструировать версии ответов на поставленный учителем вопрос или проблему. Ученики предлагают исходные позиции или точки зрения на проблему, усваивают разнонаучный, разноплановый подход к конструированию гипотез. Затем учатся наиболее полно и четко формулировать варианты своих ответов на вопрос, опираясь на логику и интуицию.)

Задание 1-му ученику: с помощью «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова определите значение наречий СЫЗДАВНА и СЫЗНОВА. К какой группе лексики они относятся? Составьте и запишите с данными наречиями предложения, разберите по членам.

Задание 2-му ученику: прочитайте данные наречия (правильность постановки ударения проверить по орфоэпическому словарю). Записать с одним из этих наречий простое предложение, осложненное деепричастным оборотом. НЕЗАДОЛГО, НЕНАДОЛГО.

Задание 3-му ученику: запишите в столбик наречия ТОЧНО, НАРОЧНО, СКУЧНО. Рядом запишите их в транскрипции. Есть ли разница в правописании и произношении сочетания ЧН в данных словах. Придумайте и запишите с данными наречиями СП. Наречия разберите по составу.

Задание 4-му ученику: прочитайте и запишите предложения. Одинаковое ли значение в них имеет наречие ЗАТЕМНО? Графически объясните орфограмму в суффиксе данного слова.

  1. Станционный писарь сообщил мне, что он уехал еще затемно.
  2. Астахов вернулся к взводу уже затемно.

Задание 5-му ученику: почему в словах ДОСУХА и ДОСРОЧНО на конце пишутся разные буквы, хотя они оба имеют приставку до-.

Вспомнить следующее правило: «Буквы О и А на конце наречий» (орф. №61)  (задание №7)

ТЕСТ

а) выписать номера слов, где на конце наречий нужно писать букву О:

  1. издалек…
  2. насух…
  3. заведом…
  4. напрв…
  5. искос…

б) выписать номера слов, где на конце наречий нужно писать букву А:

  1. засветл…
  2. изредк…
  3. докрасн…
  4. слев…
  5. досыт…

8) Умение различать наречия от прилагательных.

У доски работает учащийся. Слева – омонимы подчеркнуть как члены предложения.

  1. Отец будет высылать тебе деньги (по)московскому адресу.
  2. Мама любит готовить салат (по)московски.

Далее в зачетной карточке выполнить подобное задание.

  1. Кешка (по)прежнему бежал по твердо укатанной лыжне.
  2. (По)прежнему пути уже никто не ездит.
  3. (По)весеннему небу плыли легкие облака.
  4. На улице сегодня (по)весеннему тепло.

5. Использование метода придумывания

Незадолго до зачетного урока ребята получили на дом творческое задание: написать лирическую зарисовку по данному началу. Выбрать одно из предложений и придумать далее текст, используя (по возможности) в своей работе наречия с изученными ранее орфограммами.

Предложенные начала сочинений:

  1. Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. (Ф. Тютчев).
  2. Снежные заносы слепящее, нестерпимо блещут. (М. Шолохов).
  3. Кусты и деревья стоят неподвижно, молчаливо. (П. Павленко).
  4. Давай всерьез, по-настоящему, поговорим с тобой про счастье. (Н. Асеев)

Вывод учителя о данной работе: как справились, зачитать интересные, творческие работы, справились ли с дополнительным заданием.

6. Вывод по уроку

Наречие – развивающаяся часть речи. Роль наречий в языке очень велика. Без них, как и без прилагательных, наша речь теряет конкретность, образность. Чем лучше развита устная и письменная речь учащихся, тем чаще они употребляют наречия и тем меньше допускают ошибок. Учащиеся должны уметь разграничивать наречия от других частей речи: имени прилагательного, причастия. Необходимо знать, что правописание многих наречий основано не на логическом рассуждении, а на запоминании, на знании соответствующих орфограмм.

7. Домашнее задание

Повторить не рассмотренные на уроке орфограммы, упражнение № 272, готовиться к контрольному диктанту.

Правописание «справа»: почему правильно писать слитно, обоснование, примеры

Слово «справа» правильно пишется слитно. Писать его раздельно («с права») неправильно, так как «с-» в нём приставка, но не предлог. Приставки пишутся вместе со словом (слитно или, реже, через дефис), а отдельно – предлоги, союзы и частицы. «С» предлогом к «справа» быть не может, так как это слово – наречие, и в предлогами не употребляется. Предлог несколько изменяет смысл слова, к которому относится, а наречия наделены собственным неизменным значением, которое передаётся словам, сочетающимся с наречиями в предложении. Также и в качестве приставки «с» никогда не пишется через чёрточку.

Грамматика

«Справа» – обстоятельственное наречие места. Неизменяемое слово. Состоит из приставки «с-», корня «-прав-» и суффикса «-а». Постановка ударения и разделение переносами спра́-ва.

Значение

Наречие «справа» в русском языке употребляется в таких значениях:

  1. По явно или неявно, но определённо обозначенную правую сторону: «Высматривай нас справа при дороге». Перепутать стороны невозможно – нельзя же ехать по встречной полосе против движения. «Подведите деталь с ответными гнёздами справа к штыревой части слева на станине». Правая и левая стороны различны физически (по устройству) и на вид.
  2. Обозначает расположение по правую руку, с точки зрения рассказчика (свидетеля): «Справа от себя я увидел сцену, похожую на разгорающуюся ссору. – А куда лицом вы стояли?»

Примечание: это явление называется усталостной печёночной коликой. Чтобы преодолеть её в критической ситуации, можно пососать любой твёрдый, чистый, безвредный округлый предмет – пуговицу, гладкий камешек.

  1. Указывает на какое-то воздействие с правой стороны: «Прикрой шторку, Солнце справа слепит глаза».
  2. В навигации и судовождении – по правому борту, считая, что человек стоит на палубе лицом к носу, а спиной к корме: «Если ветер задувает на судно справа, то, значит, оно идёт правым галсом».
  3. В авиации – со стороны кресла (сиденья) второго пилота или на консоли крыла с той же стороны; по правую руку пилота-правши: «Неопознанный летательный аппарат справа-сзади!»

Синоним во всех случаях архаичный (древний): «одесную».

Примечание: на древнеславянском языке правая рука десница, левая шуйца (или шуйка).

Как правильно пишется Справа или С права?

Правописание зависит от части речи. В данном случае стоит сначала определить это наречие или имя существительное с предлогом.
Пишутся слитно наречия, имеющие значение обстоятельства места или времени и образованные от существительных верх, низ, перёд, зад, высь, даль, ширь, глубь, век, начало. Предлог с именем существительным пишется раздельно.

Наречия обстоятельства места отвечают на вопросы: «куда?», «где?», «откуда?»
Ехать (куда?) далеко;
Прибыл (откуда) издалека;
Живу (где?) поблизости.

Наречия обстоятельства времени отвечают на вопросы: «когда?», «как долго?», «с каких пор?», «с какого времени:», «до какого времени?», «до каких пор?»
Смотрели (когда?) намедни (недавно);
Изложим (как долго?) вкратце;
Читаю (с каких пор?) спозаранку;
Наполнить (до каких пор?) дополна.

Чтобы отличить наречие с приставкой от похожего сочетания предлога с существительным, надо иметь в виду, что существитетельное часто может иметь при себе пояснительное слово, а наречие не имеет, например:

Вдали (наречие) назойливо играл пастух — В дали (имя существительное с предлогом) голубой столбом уж крутился песок золотой.

Он бежит, летит наверх (наречие) по шатким ступеням. — Наш витязь спешит на верх (имя существительное с предлогом) горы крутой.

Дополнительная подсказка для определения наречия. Наречие часто можно заменить на синонимическое наречие без потери смысла. Вдали — далеко, назад — обратно, наверх — вверх.

Морфологический разбор слова справа

1. Часть речи — наречие
2. Морфологические признаки:
неизменяемое слово;
Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение;
Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.
3. Синтаксическая роль: обстоятельство

Ударение и состав слова

Всего в слове 6 букв, 2 гласных, 4 согласных, 2 слога.

Примеры использования и цитаты

Не стонет справа от меня больной, Хозяйка слева спорить перестала, И дети улеглись в квартире надо мной, И вот вокруг меня так тихо, тихо стало!

«Не стонет справа от меня больной.»

Черная вода справа открывалась и отходила, поблескивала и пряталась за хвойной стеной; от ее обрывистых берегов и мрачных стрежей веяло скрытой угрозой. Через несколько минут Гадаутов снова увидел четыре тонкие ели с…

«Глухая тропа» — Грин Александр

Тут платками им слева и справа Машут барышни с криками: браво! 17 И промолвил Поток: «Со присяжными суд Был обычен и нашему миру, Но когда бы такой подвернулся нам шут, В триста кун заплатил бы он виру!» А соседи…

«Поток-богатырь» — Толстой Алексей Константинович

С права сказать первое слово ничего хорошего не вышло.

Справа или с права?

В сегодняшней статье мы ответим на вопрос, как пишется наречие «справа». Если данное слово у вас вызывает затруднения, давайте начнём изучать его правописание.

Надпись: справа или с права?

Правописание слова справа

Чтобы ответить на вопрос, как данное слово пишется правильно, необходимо определиться с тем, к какой части речи оно принадлежит. Слово справа является наречием места, потому что обозначает место, где совершается какое-либо действие или происходит какое-либо событие. К наречиям места относятся такие слова, как: слева, рядом, около, назад и другие.

Согласно правилу русского языка, наречие всегда пишется слитно, если оно образовано слиянием предлога и краткой формы прилагательного. В нашем случае наречие справа образовано соединением предлога «с» и прилагательного «правый». Поэтому можно ответить на вопрос как правильно: справа или с права. Видим, что правильным написанием будет слитный вариант — справа. Разумеется, что в данном наречии «с» уже является не предлогом, а приставкой.

Кроме слова справа к наречиям, образованным слиянием предлога и прилагательного, относятся, например, такие слова, как: издавна (предлог «из», ставший приставкой, и прилагательное «давний»), впустую (предлог «в», ставший приставкой, и прилагательное «пустой»), издалека (предлог «из», ставший приставкой, и прилагательное «далёкий») и другие. Нетрудно видеть, что по правилу, о котором сказано выше, все такие слова пишутся слитно.

Что касается суффикса «а», на который оканчивается наречие справа, то здесь правило такое. Если наречие образовано с применением предлогов из, до, с, то оно оканчивается на «а», а если образовано с помощью предлогов за, в, на, то оканчивается на «о». Поясним сказанное примерами:

  • издавна — наречие, образованное с применением предлога «из», поэтому оканчивается на «а»;
  • дотемна — наречие, образованное с применением предлога «до», поэтому оканчивается на «а»;
  • справа и слева — наречия, образованные с применением предлога «с», поэтому оканчиваются на «а»;
  • засветло — наречие, образованное с применением предлога «за», поэтому оканчивается на «о»;
  • вдесятеро — наречие, образованное с применением предлога «в», поэтому оканчивается на «о»;
  • налево — наречие, образованное с применением предлога «на», поэтому оканчивается на «о».

Примеры предложений

  1. Маленький деревянный домик, окружённый цветущей сиренью, стоял справа на пригорке.
  2. Когда я вошёл в зал, я увидел своего друга, который сидел на диване справа от окна и читал книгу.
  3. Теперь мы знаем, как правильно пишется наречие справа!

Объекты, расположенные справа, кажутся умиротворёнными и, напротив, помещённые слева ощущаются более напряжёнными.
(В.И.Михалкович, В.Т.Стигнеев «Поэтика фотографии»)

Для развода суточный наряд строится: на правом фланге —караулы, а затем справа налево — дежурный по парку…
(Из Устава внутренней службы Вооружённых Сил РФ)

Ошибочное написание слова

Думаем, что каждый из вас сможет сейчас подобрать ошибочные варианты написания слова справа. К таким вариантам относятся: «с права», «справо», «с право».

Заключение

В сегодняшней статье мы разобрали правописание наречия справа. Мы ответили на вопросы: слитно или раздельно пишется данное слово и почему использовать в этом слове суффикс «о» вместо суффикса «а» будет неправильно. Надеемся, что статья была для вас поучительна.

Как правильно пишется слово «справа»

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: надломить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «справа&raquo

Синонимы к слову «справа&raquo

Предложения со словом «справа&raquo

  • Это может осуществиться только в том случае, если обе дамы стоят справа от мужчин, что, кстати, также является традиционным.

Цитаты из русской классики со словом «справа»

  • Сидят в следующем порядке: справа, ближе к зрителям, на стуле Неуеденов; с правой стороны стола Ничкина и Бальзаминова; за столом Юша; слева, у стола, Капочка и Устинька; слева, ближе к зрителям, на стуле Бальзаминов.

Сочетаемость слова «справа&raquo

Какой бывает «справа»

Значение слова «справа&raquo

СПРА́ВА 1 , нареч. С правой стороны; противоп. слева.

СПРА́ВА 2 , -ы, ж. Обл. 1. Дело, занятие. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «справа&raquo

СПРА́ВА 1 , нареч. С правой стороны; противоп. слева.

СПРА́ВА 2 , -ы, ж. Обл. 1. Дело, занятие.

Предложения со словом «справа&raquo

Это может осуществиться только в том случае, если обе дамы стоят справа от мужчин, что, кстати, также является традиционным.

Смежную с ним комнату, в которую вела дверь справа, сделали моим кабинетом.

– Вот здесь, – сказал, – завтра вместе с соседом справа начнёте атаку. Цель – уничтожить скопление врага и выйти вот к этой отметке.

Синонимы к слову «справа&raquo

  • направо
  • вправо
  • одесную
  • снаряжение
  • дело

Ассоциации к слову «справа&raquo

  • слева
  • сторонка
  • права
  • расправа
  • пешеходы

Сочетаемость слова «справа&raquo

Какой бывает «справа»

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Adblock
detector