Меню

Затерянные в глуши христианский рассказ

Франтишек Глубоцкий | Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Франтишек Глубоцкий|Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Венок Адвента можно сделать своими руками или купить готовый. Садовник и владелец цветочного магазина Франтишек Глубоцкий из города Пардубице перед праздником изготавливает сотни рождественских венков.

«Для меня это один из самых любимых периодов работы в году. С ним можно сравнить только весну, когда мы начинаем размножать, сеять и сажать растения. Но Рождество, Адвент – это уже надежда, радость будущей весны», – объясняет в интервью «Чешскому Радио» пан Глубоцкий.

Рождественские венки мастер и его помощники предпочитают делать из белой пихты. Хвойные веточки ниткой прикрепляются к соломенному кругу. Франтишек Глубоцкий напоминает, что это дерево – часть чешских традиций.

Ночь белой пихты

Франтишек Глубоцкий | Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Франтишек Глубоцкий|Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

«Сочельник называли «ночью белой пихты», так что это дерево с давними традициями. Оно обладает большими достоинствами: прекрасно пахнет, при работе с ним не колет руки, а изделия из него долго сохраняются – высыхают, это правда, однако не осыпаются».

Зелёные ветви означают жизнь, а «колесо» венка – символ вечности, и, таким образом, самого Творца.

Орех, шишка, мак и яблоко

Как правильно оформить венок Адвента? Если следовать традициям, в этом нет ничего сложного, уверен Франтишек Глубоцкий.

Фото: Jitka Slezáková, Radio Prague International

Фото: Jitka Slezáková, Radio Prague International

«Венок был символическим пожеланием счастья хозяевам крестьянкой усадьбы и их гостям. Там должно было быть все, что они ожидают в следующем году от плодов своего труда. Классический вариант: орешек, шишка, коробочка мака, а если есть, еще и красное яблоко. Например, орех – это плод, скрывающий внутри зародыш новой жизни. А Рождество – это и есть праздник радости от появления новой жизни. Шишка наполнена семенами. Это изобилие, размножение. А для земледельцев было важно получить богатый урожай, важно, чтобы у них множилась птица – куры, гуси. Коробочка мака всегда означала «много денег». А вот никаких цветов на венке быть не должно – ни сухих, ни, тем более, искусственных. Потому что сухой цветок символизирует конец, «консервированное»» завершение жизни. Ничего искусственного на венке быть не должно, а тут мы смотрим на кусок ткани и думаем, что видим орхидею…»

Красные свечи у протестантов, фиолетовые у католиков

Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

У каждого воскресенья Адвента тоже есть свое название: «железное», «бронзовое», «серебряное» и «золотое».

Не будем забывать, что венок Адвента украшен четырьмя свечами. Причем зажигают их постепенно: по одной следующей свече в каждое воскресенье в течение четырех недель. Некоторые упаковки свечей, которые перед Рождеством продаются в Чехии, специально сделаны «по росту»: от самой длинной до самой маленькой. Это показывает, что первая свеча горит все четыре недели, а далее к ней прибавляются другие.

Хотя сейчас можно найти в продаже свечи любого цвета, обычаи диктуют здесь определенные правила. И уже ваше дело – следовать им или нет.

Фото: Jana Huzilová, Český rozhlas

Фото: Jana Huzilová, Český rozhlas

«Хотя цвет решающего значения не имеет, мне нравится соблюдать традиции. Поэтому если вы принадлежите к какой-либо из протестантских церквей, то вам следует использовать красные свечи. Красный цвет – классический для Рождества. Это цвет жизни, любви, и он может сопровождать нас все праздники. А у католиков цвет Рождества – фиолетовый. Это цвет церковного обряда, раздумий – то, что должно быть присуще Адвенту. И первые две свечи на венке – тоже фиолетовые. Первая называется «Надежда», или «Свеча пророков». Вторая – «Вифлеемская», или «Мир». Она зажигается за мир. Третья свеча – «Пасторская». Она означает дружбу и может быть розовой, поскольку третье воскресенье – это уже радость, ведь от Рождества нас отделяет всего одна неделя. А четвертая свеча, согласно католической традиции, должна быть опять фиолетовой. Она называется «Ангельской» или «Свечой Любви». И у протестантов, и у католиков может присутствовать и пятая свеча – белая, которая, конечно, не помещается на венок. Все время Адвента она лежит на столе, а в Сочельник мы можем поставить ее рядом, например, на блюдце. Она называется «Свеча Христа» и означает, что свет пронзил тьму, что появится солнце, и нам есть, чему радоваться», – завершает свой рассказ о символике рождественского венка Франтишек Глубоцкий.

Рождественский календарь из тележного колеса

Пастор Иоганн Хинрих Вихерн | Фото: Wikimedia Commons, public domain

Пастор Иоганн Хинрих Вихерн|Фото: Wikimedia Commons, public domain

В своем теперешнем виде адвентный венок появился в 1839 году – его придумал лютеранский пастор Иоганн Хинрих Вихерн, основавший в Гамбурге школу для сирот. Дети спрашивали, когда же наконец наступит Рождество, и наставник установил на старом колесе от телеги 19 маленьких красных свечек для будних дней и 4 большие белые для воскресных, каждый вечер зажигая по одной. Позже эту идею у лютеран заимствовали католики. Католическая церковь долгое время называла венок языческим, однако в ХХ веке и католики стали украшать свои дома венками.

Первые упоминания об Адвенте встречаются в V веке в Равенне и в VI в Риме. Первоначально Адвент длился шесть недель, и лишь в конце VI века Папа Григорий Первый сократил его до четырех недель. В восточном христианстве Адвенту соответствует Рождественский пост. У православных церквей, пользующихся юлианским календарем, он начинается 15 (28) ноября.

Адвент открывает христианский литургический год. В это время верующие помогают бедным, занимаются благотворительностью, соблюдают пост, что в сегодняшнем западном христианстве означает не отказ от скоромных блюд, а, прежде всего, погружение в молитву и посещение храма.

Венец из еловых веточек, который ставят на стол в период Адвента | Фото: Martina Schneibergová, Radio Prague International

Венец из еловых веточек, который ставят на стол в период Адвента|Фото: Martina Schneibergová, Radio Prague International

15 октября в стране стартует очередная Всероссийская перепись населения. Она продлится до 14 ноября. В Красноярском крае к «большой перекличке» начали готовиться заранее – в январе. Переписчики, помимо своей основной работы, выступали еще и в качестве естествоиспытателей-первопроходцев. Многие места, которые они посетили, – словно привет из прошлого, хранящего тайны и уклад давно ушедших веков.

Натуральным хозяйством

96 сел и деревень в восьми районах края отнесены к отдаленным территориям. Большинство находится на Севере – на Таймыре, в Эвенкии, в Туруханском, Богучанском, Енисейском, Кежемском, Мотыгинском и Тасеевском районах. Там, вдали от цивилизации, живут более 20 тысяч человек! Чтобы переписать всех, задействованы 78 переписчиков и контролеров полевого уровня. В самых сложных случаях нужен еще и проводник, и переводчик. А некоторые населенные пункты открыты миру только в определенное время года.

Деревня Каменка Богучанского района расположена в 155 километрах от районного центра. Добраться сюда на машине можно лишь зимой, когда на реке устанавливается лед. В деревне – 36 домов, 22 человека, три улицы и один переулок. Есть Дом культуры.

– Жители Каменки живут преимущественно натуральным хозяйством. Магазина нет – староста деревни собирает с жителей заявки и привозит в деревню заказанные товары, продукты из Богучан, – говорит уполномоченный по вопросам переписи в районе Елена Шишаева.

По тайге, реке и по воздуху

В конце лета завершилась перепись и в труднодоступных местах Енисейского района. 15 переписчиков и три контролера посетили 24 деревни, опросили более 5 тысяч человек в Кривлякском, Луговатском, Майском, Маковском, Новогородокском, Новоназимовском, Сымском, Усть-Питском, Ярцевском сельсоветах.

Летели на вертолетах, плыли на лодках по реке, шли по тайге…

Расстояние между заимками – 200, а то и 300 километров. Живут в них в основном староверы.

– Люди особенные, работящие. Искусные охотники, промысловики. Большинство – верующие, – рассказывает уполномоченный по вопросам переписи Алена Сазонова. – В селе Маковском, например, живет 96-летний старец игумен Севастьян. Он знаменит своим даром исцеления. Поэтому сейчас село буквально превратилось в место паломничества. Сюда приезжают люди из разных уголков страны. Именно Севастьян приложил усилия к обновлению храма: здесь возведена звонница. Он сумел вдохнуть в село свежую струю духовности и православия.

20 лет без гостей

Жилища староверов затеряны в тайге так, что увидеть их можно лишь с воздуха. Многих поселений – таких как заимка Погорелка – просто нет на картах. Добраться сюда можно только вертолетом, преодолев 600 километров. Это один из самых молодых (!) населенных пунктов Енисейского района. Тридцать лет назад место облюбовали переселенцы из Старолебедево. Сейчас здесь 13 крепких крестьянских дворов.

А вот в Новолебедево попасть еще труднее. Вокруг села – болото, мест для приземления нет. Неудивительно, что, по словам Алены Сазоновой, приезжих тут не видели лет двадцать. Переписчикам приходилось прыгать с зависшего вертолета. Люди, завидев «вертушку», сразу прятались. Коровы – и те в испуге неслись со всех ног.

Обычная семья староверов – это отец, мать и восемь-девять детей. Практически все – без паспортов (вера не позволяет). Говорят на русском языке, но в своей речи используют множество устаревших оборотов и диалектных слов. Переписчикам, чтобы понять ответы на вопросы переписного листа, приходилось переспрашивать респондентов.

– На заимках староверов работают все, от мала до велика. Даже пятилетние ребятишки собирают в лесу шишки, – рассказывает Алена Сазонова. – В домах чисто, аккуратно. В Новолебедево мы попали на праздник, жители отмечали Хлебный Спас. В этот день никто не работал, все были в праздничных одеждах, мужчины в косоворотках. Такого вкусного хлеба я ни разу в жизни не пробовала! Пекут его на специальной картофельной закваске, без дрожжей. Люди доброжелательные, гостеприимные, относились к переписчикам хорошо, но сфотографироваться и принять от нас в подарок конфеты для детей отказались категорически.

Тихий голос тундры

Кроме староверов, на севере Красноярья живут и представители коренного народа Заполярья – кеты. Место их проживания – поселок Сым на одноименной реке. Они используют кетский язык, который относится к группе енисейских языков и является, по мнению лингвистов, уникальным в своем роде языком-изолятом. То есть не входящим ни в одну известную языковую семью.

Во время последней переписи кетов удалось насчитать чуть больше тысячи человек. Как изменилась их численность сейчас, узнают уже новые переписчики.

– Не все, конечно, выходят к нам навстречу, не все с нами общаются. Многие прячутся по домам, но в основном это добрые, отзывчивые люди. Какую-то информацию о себе они готовы предоставить, – говорит Алена Сазонова.

Тропинка в тайну

Наверное, только в таком огромном регионе, как наш, раскинутом на тысячи километров – от арктической тундры до южных степей, – работа переписчика приобретает такой ореол романтики. По роду службы переписчикам удается посетить уголки, куда в силу своей отдаленности от мира путь пришлому человеку заказан.

– Места красивейшие, таинственные и загадочные, хоть пейзажи пиши, – рассказывает Алена Сазонова. – Например, в Енисейском районе есть уникальное озеро под названием Дедово. Здесь кристально чистая вода, практически дистиллят. Как такой водоем образовался посреди глухой тайги, ученые не могут понять до сих пор.

В трех километрах от села Кривляк расположено таежное озеро со странным названием Сибулон. Наверное, это единственное в мире озеро, названное по имени концентрационного лагеря. Потому что расшифровывается слово так: Сибирское управление лагерей особого назначения.

– В начале прошлого века здесь, в северной глуши, открылся лагерный пункт. Местные жители рассказывают мрачные легенды о том, что водоем стал могилой для тысяч заключенных. Провинившихся узников летом привязывали к дереву и так оставляли. Комары и мошка практически заживо съедали человека. Но это уже история минувших лет. Новую страницу впишет, думаю, перепись населения. Она привнесет свежие данные об укладе, быте, национальном составе местных поселенцев, – закончила рассказ Алена Сазонова.

Предыдущая Всероссийская перепись населения состоялась в 2010 году. Главным нововведением нынешней переписи станет возможность самостоятельного заполнения жителями России электронного переписного листа на портале госуслуг (Gosuslugi.ru).

Но, как и прежде, принять в ней участие можно и на дому. При обходе жилых помещений переписчики будут использовать планшеты со специальным программным обеспечением. Также переписаться можно будет на специальных переписных участках, в том числе в помещениях многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг «Мои документы».

Перепись – дело нужное и важное. Она поможет оценить масштаб демографических перемен за прошедшие одиннадцать лет, станет источником информации о структуре российского общества. Данные переписи позволят разработать новые государственные программы в области занятости, здравоохранения, улучшения жилищных условий граждан, строительства социальных учреждений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector