Меню

Заюшкина избушка какая сказка волшебная или бытовая

Заюшкина избушка какая сказка волшебная или бытовая



4



0

Русско народная сказка — «Зимовье зверей».

Главные герои: Бык, Петух; Медведь; Свинья; Баран; Гусь; Волк.

Немного о самой сказке.

В сказке рассказывается о животных, которые совместным трудом построили себе дом «избушку», и совместными усилиями защищались от врагов.

Главная мысль сказки.

Главное в жизни, это уметь находить выход из любой ситуации, быть находчивым, решительным, ловким, смелым, отважным.

Заюшкина избушка какая сказка волшебная или бытовая



3



0

В сказке «Заюшкина избушка» Заяц и Лиса построили себе два дома. Дом Лисы был ледяной, а дом Зайца лубяной. Как только пришла весна лисий домик растаял и она решила выгнать Зайца из его жилища. Зайцу помогали вернуть свой дом Волк и Медведь, но испугались Лисы. Тогда на помощь к Зайке пришел Петух с косой. Ее угрозы на него не подействовали и он выгнал Лису из дома и они стали жить вместе.

Главная мысль сказки «Заюшкина избушка»: главное это не сила, а смелость. Два сильных зверя — Волк и Медведь пытались выгнать Лису из дома, но испугались и у них ничего не получилось. А смелый Петух справился с задачей. Так же сказка учит нам оказывать помощь попавшим в беду.

Заюшкина избушка какая сказка волшебная или бытовая

Заюшкина избушка какая сказка волшебная или бытовая



2



0

В сказке «Заюшкина избушка» добрый простодушный Заяц попал в сети рыжей плутовки-лисы. Поскольку её избушка растаяла, она напросилась пожить в лубяной избе Зайчика, а когда тот её пустил, возомнила себя хозяйкой его жилья.

Рыжая бестия выгнала Зайца из собственного дома, и никто не мог несчастному помочь. Пробовали оказать помощь собаки, медведь и волк, но Лиса пригрозила им расправой, и пришлось этим хищникам ретироваться.

И только храбрый Петух смог выручить Зайчика из беды. Он действовал смело и решительно, поэтому Лиса была вынуждена покинуть чужой дом.

Главная мысль сказки заключается в том, что в сложной ситуации нужно отбросить сомнения и страхи, и действовать решительно. Страх делает человека робким, поэтому нужно учиться его преодолевать.

Рассказ учит нас не доверять слепо незнакомым людям и не идти у них на поводу. Доверия заслуживают лишь проверенные люди, которые не способны принести вам беду. А к сладким речам нужно относиться с долей сомнения, ведь мы не знаем, что замыслил незнакомец.

Заюшкина избушка какая сказка волшебная или бытовая

Заюшкина избушка какая сказка волшебная или бытовая



1



0

Главная мысль сказки, это показать хитрость лисы и наивность зайца. Нельзя быть слишком доверчивым и добрым. Из-за своего доверия заяц остался без своей избушки, так как лиса вызвав жалость, проникла в избушку, попросившись пожить у зайчика, а сама его прогнала прочь. Но справедливость всегда восторжествует, нужно только верить в хорошее. В сказке есть и слабые, трусливые герои, и храбрец, который помог зайчику вернуть своё жильё. Это смелый петух. Сказка говорит о том, что нельзя быть плохим, брать чужое, и тем более лишать его, или прогонять из своей же избушки, как это сделала лиса. Зло будет наказано.

Заюшкина избушка какая сказка волшебная или бытовая

Заюшкина избушка какая сказка волшебная или бытовая



1



0

Главные герои сказки «Заюшкина избушка» — наивный, доверчивый заяц, и хитрая, коварная лиса.

Заяц поверил лисе, сжалился над ней, пустил ее сперва во двор, потом на крыльцо, потом на лавку, а когда лиса добралась до печи, она выгнала зайца из дома.

И никакие собаки, волки и медведи не смогли выгнать лису с захваченной жилплощади. Все эти грозные на первый взгляд звери, на поверку оказались отчаянными трусами и испугались обычной лисы. И только петух не испугался лисы и сумел прогнать ее, а в награду стал жить вместе с зайцем.

Главная мысль этой сказки в том, что на словах охотников помочь чужому горю всегда много, а на деле хорошо бы найти хотя бы одного.

Есть в этой сказки и другая важная мысль — не стоит верить тем, кто давит на жалость, но сам при этом ведет себя нагло и некрасиво. Ведь лиса сколько дразнила зайчика, пока была цела ее избушка, а потом стала его уговаривать пустить ее к себе в избушку.

Ну и еще одна интересная мысль сказки — настоящий герой не тот, кто очень силен, а тот кто умеет преодолеть собственный страх.

Заюшкина избушка какая сказка волшебная или бытовая



0



0

В сказке «Заюшкина избушка» заяц построил себе лубяную избушку, а лиса — ледяную.

Когда пришла весна избушка лисы растаяла и тогда она попросилась к зайцу пожить, по доброте душевной зайчишка ее пустил. Лиса обнаглела и выгнала бедного зайца на улицу. Заяц обращался к другим зверям, чтобы помогли ему выжить наглую лису, но никому это не удавалось.

Лишь смелый петушок не побоялся лисы и сумел прогнать ее с избушки, с тех пор они зажили в мире.

Главная мысль сказки: нельзя слепо доверять людям, потому что они могут воспользоваться твоей слабостью и потом сделать тебе пакости.

Сказка нас учит помогать людям, которые попали в беду.

Заюшкина избушка какая сказка волшебная или бытовая



0



0

В этой сказке лиса напросилась к зайчику пожить, так как ее ледяная избушка весной растаяла, а потом самого хозяина из дома выгнала. Зайчик рассказал о своей беде другим зверям, но лишь храбрый петух с косой на плече сумел выгнать хитрую обманщицу.

Как мы знаем, главная мысль любого произведения — это та мысль, которую автор хотел донести до своих читателей.

Мне кажется, что в сказке несколько основных мыслей:

  • не стоит доверять другим людям, если ты в них не уверен, и, особенно, если знаешь их не с самой хорошей стороны,
  • хорошо, когда в беде есть кому помочь,
  • победа не всегда за самым сильным, часто побеждает тот, кто смел, и у кого есть какие-то преимущества ( коса у петуха ),
  • на любую силу всегда найдется другая сила, поэтому к людям нужно относиться по-доброму, если уж тебя пустили в дом, отплати добром.

    Заюшкина избушка какая сказка волшебная или бытовая

Заюшкина избушка какая сказка волшебная или бытовая

Это веселая, но одновременно и поучительная повесть, главная мысль которой-нельзя прожить легко, беззаботно и ничего не делая, не трудясь.

На самом деле, только со стороны кажется, что есть существа, которые просто порхают по жизни, ничем не утруждаясь и не имея забот.

На деле оказывается, что ни у кого нет легкой и беззаботной жизни.

Это показано на примере двух друзей-лентяев.

Юра и Костя пытались избежать трудностей и превращались то в воробьев, то в муравьев, то в бабочек.

Однако все их превращения доказывают, что у всех, даже у самых маленьких существ свои трудности и свои заботы в жизни.

Заюшкина избушка какая сказка волшебная или бытовая

Степану Хозяйка медной горы была послана для того чтобы его искусить. Он мог и Настеньку свою забыть, и жизнь бы его была богатой и сказочной вместе с «каменной девкой». Однако герой все же вернулся к родным. Тут основная мысль в том, что нужно не забывать близких, а быть им верным. Второе — держать свое слово. Степан Хозяйке все что пообещал — выполнил несмотря на то, что был потом наказан приказчиком. Сказ учит говорить правду, отставать свое мнение и воспитывать силу своего духа. Еще бы я добавила, что настоящее счастье не в богатстве и в деньгах, оно в отношениях между людьми. Нельзя людей на богатство менять. Степан правильно поступил несмотря на то что ему и сама Хозяйка медной горы приглянулась.

Заюшкина избушка какая сказка волшебная или бытовая

Заюшкина избушка какая сказка волшебная или бытовая

Главная мысль «Путешествия Алисы»- «С верными друзьями не страшны никакие напасти и вас трудности преодолимы».

Это показано на примере главных героев-профессора Селезнева и его дочки Алисы, которые отправились в межгалактическую экспедицию на поиски редких животных.

Первая планета-Луна, и там они сразу получают подсказку от старого друга профессора-Громозеки.

На Межгалактическом рынке приобрел птицу Говоруна, умную, сообразительную птицу.

С ее помощью путешественникам удалось выбрать правильное направление.

Когда герои попали в ловушку, помощь им пришли Верховцев и Первый капитан, а также Алиса, которая воспользовалась шапкой-невидимкой.

Главная идея книги-о верной дружбе, помощи и взаимовыручке, которые так важны в жизни.

Заюшкина избушка какая сказка волшебная или бытовая

Сказки о соломенном бычке имеются у многих народов, а её русский вариант носит название «Бычок – смоляной бочок». В сказке повествуется о девочке Танюше, которой очень захотелось иметь черного бычка, которого она увидела в стаде. Поведала девочка о своем желании деду, и тот решил внучку обрадовать, да и сделал бычка.

Бычок был соломенный, а его бока старик обмазал липкой смолой. Вот к этой смоле и прилипали животные, которые хотели поживиться телятинкой: медведь и волк. А зайка просто хотел потрогать бычка, да тоже прилип.

Соломенный бычок приводил прилипших зверей к дому, где дедушка учинял им допрос. Поскольку звери обещали принести гостинцы, то дед сохранял им жизни и отпускал. И звери не обманули старика и доставили к дому улей меда, капусту, ленту для Тани и целый мешок орехов.

Главная мысль сказки состоит в том, что нужно быть честным человеком и никогда не брать чужое. Причем нельзя не только воровать, но и брать в пользование чужие вещи без спросу тоже не следует.

Сказка учит нас быть добрыми и щедрыми, а также всегда исполнять то, что пообещал. Если дал слово, то его нужно держать, даже если выполнить обещание очень сложно.

Заюшкина избушка какая сказка волшебная или бытовая

Заюшкина избушка какая сказка волшебная или бытовая

Главная мысль сказки «Елена Премудрая»- будь честен, делать добро, не ожидая что либо взамен, быть человечным.

Ведь Иван помог старичку, думая, что он нищий, и не ожидал благодарности.

А старичок оказался очень богатым и владел сокровищами, просто их не показывал, а

скрывал в лесных хоромах. Он увидел, что Иван-добрый и порядочный человек, женил его на своей дочери Елене Премудрой.

Но Иван нарушил данное старичку слово, и его постигли трудности.

Еще Иван помог щуке и воробью, тоже просто по доброте душевной, и они его выручили в трудную минуту.

Сказка учит тому, что сделанное добро всегда возвращается сторицей, если оно сделано бескорыстно.

Конспект занятия №3.

Русские народные сказки.

Сказка «Заюшкина
избушка».

Задачи:

— Создание
эмоционально-благоприятной обстановки в группе;

— Расширение
представлений об окружающем мире;

— Активизация словаря;

— Развитие двигательной активности,
мелкой моторики, внимания, речи, мышления, ориентировки в пространстве.


обучать детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе
построения наглядной модели;


развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь,
память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по
заданному признаку (величине, цвету);


воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки;

Материалы и оборудование:


конверты с моделями на каждого ребенка, мышки, собаки, лисы,
медведя-маски,волшебный рюкзачок.,дорожки здоровья.

I. ОРГ. МОМЕНТ. НАЧАЛО.

Здравствуйте, детишки!
Здравствуйте мамочки. С Вами сегодня играют… (учитель – логопед…., учитель –
дефектолог….)

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

*Ритуал приветствия

1.
Звукозапись Е.Железновой «Здравствуйте ладошки».

Основная
часть.

1.Организационный
момент.

Дети
стоят в кругу.

  Ребята, сегодня мы с
вами отправимся в волшебный мир сказок.

А вы любите сказки? Я тоже люблю
сказки, ведь именно там происходят настоящие

чудеса.

Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

Вы
хотите? Вы готовы? Только вот как нам с вами попасть в страну сказок? Давайте
приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова. (Дети произносят
волшебные слова )

Пальчиковая
игра «Замок»

Начинаем
колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем
кулаки.)

Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)
Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)
Мы его покрутим, (крутим “замочек”)
А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)
Покачаем – раз, два, три.
Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к
другу, повороты “замочка” от себя.)

Двери открываются, сказка начинается.

2.
Сюрпризный момент.

Появляется
волшебный рюкзачок, в котором находится игрушка зайца.

-Ребята,
посмотрите, что это?

-Правильно,
кто-то забыл волшебный рюкзачок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами
отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам
пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри рюкзака.

Дети
ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто внутри.

3.Беседа.

— А
как вы догадалась, что в мешочке спрятался зайка? (У него короткий хвост,
длинные ушки)

Правильно,
ребята! Это зайка, он прибежал к нам из сказки.

— Что
можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? (трусишка, боязливый.)

-А как
в сказках называют зайца? (зайчишка, зайка — побегайка, зайчонок,
зайчишка-трусишка).

-Молодцы,
ребята. Зайчик прибежал к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких
сказках мы с вами встречаем зайца? («Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка».)

-Да,
действительно, в этих сказках мы встречаем зайчишку, но наш гость прибежал из
сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

4.
Игра с загадками.


Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкина избушка» и зайчик принес нам с
собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем
загадку и потом говорим отгадку.

Сама
рыжевата,

Мордочка
плутовата,

Ей
не до пирожка,

Ей
бы скушать петушка? (лиса)

-Ребята,
как можно назвать лису ласково? (лиска, лисонька, лисичка)

Кто,
большой и косолапый,
Мед достал из бочки лапой?
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (Медведь.)

Назовите
медведя ласково (мишка, мишенька, медвежонок)

«Ку-ка-ре-ку»
кричит он звонко,
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (Петух.)

Настя,
назови петуха ласково (петушок, петенька)

У
меня отличный слух,
Острый взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я… (Собака.)

-Назовем
собаку ласково (собачка, собачонка)

Живет
в норке

Грызет
корки.

Короткие
ножки,

Боится
кошки. (мышка)

-Ребята,
посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки
«Заюшкина избушка»? (Нет, мышка из другой сказки.)

5.
Физкультминутка.


Правильно, ребята, зайка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите
поиграть с ним? Тогда встаем в круг.

— Эй,
ребята, что вы спите,
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает,
Шубу рыжую поглаживает.


Заяц по лесу скакал,
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке,
Поднялись, как стрелки, ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся,
И под деревом согнулся.

Вылез
мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел,
И на пяточках потом.

1.     Моделирование сказки.

-Вот мы
немного отдохнули, и зайка приглашает вас за столы.

У вас
на столах лежат конверты, откройте их. Какие геометрические фигуры лежат перед
вами? (круги). Чем они отличаются? (цветом, размером). Назовите цвета (белый,
серый, оранжевый, красный, коричневый).

Сказку
«Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по
моделям-заместителям. Для каждого героя сказки — круг определенного цвета. Для
зайчика, как вы думаете — какой? (белый). Почему? Оранжевый круг для…(лисы).
Почему? (лиса рыжая). Какой цвет соответствует герою «Заюшкина избушка»-
собаке? (серый). Медведю, какого цвета кружок, почему? (дети объясняют, почему
круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки). А что есть еще
у вас на столах — избушки. Они разного цвета, почему? (лубяная – коричневого, а
ледяная – синего).

Правильно
ребята.

А
теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя модели заместители. Я
рассказываю сказку, а вы выкладываете модели заместители друг за другом. Будьте
внимательны. (рассказываю сказку, дети раскладывают модели)

Логопед рассказывает сказку

(Жили-были лиса и заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у
зайчика лубяная. …..(дети ставят модели избушек)

Во
время рассказывания дети изображают: как плачет зайка, как собака испугалась
лису, как петушок поет песню: сначала тихо, потом громче и громче.

-Ребята. Скажите, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет).

-Какая лиса в этой сказке? (Лиса – хитрая, умная, бессердечная,
коварная, лгунью, плутовка) — А какой зайчик? (Зайчик – добрый, слабый, беззащитный,
доверчивый, горемыка).

-Почему не помогли зайцу волк и медведь? (Волк и медведь струсили
и убежали).

-Кто оказался настоящим героем – помощником, не испугавшимся лису?
Кто он? (Петушок смелый, храбрый, хороший, красивый).

-Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).

Упражнение
для глаз «Глазки крепко закрываем»

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.


Молодцы, ребята. Вы все правильно составляли и помогали мне рассказывать сказку.
Как она называется? («Заюшкина избушка»). Вам понравилось составлять сказку при
помощи моделей?

Дети
выходят из-за столов и встают на коврик.

-Нужно
выполнить еще одно задание. Впереди нас ждут три дороги.

По первой пойдем — к лягушкам в болото попадем.

По второй пойдем — к Бабе-Яге придем.

По третьей пойдем – сундучок сказочный
найдем.

Какую дорогу выбираем? Тогда вперед!

Дыхательное
упражнение

Мы
шагаем друг за другом

Лесом
и весенним лугом. Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите! (Вдох- выдох)

— А
вот и волшебный сундучок! А что же внутри? угощение для детей)

7.
Рефлексия.

-Ну,
а нам пора прощаться.

И
со сказкой расставаться.

Мы
сказку увидели, в сказку играли,

Ну
и конечно немного устали.

Закончились
наши большие дела,

И
нам в детский сад возвращаться пора.

ПРОЩАНИЕ

Е.Железнова «Ну-ка, все встали в круг».

Автор:

Ивина Вероника Ильдусовна,

учитель — логопед

ЛГ МАДОУ «ДСКВ №10 «Белочка»

ХМАО-Югра г. Лангепас

Образовательные задачи

Обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний. Обогащение лексикона детей новыми словами.

Развивающие задачи.

Развитие связной речи, зрительного восприятия и речевого слуха, речевого дыхания, тонкой моторики и координации движений, памяти, мышления. Развитие интереса к играм-драматизациям.

Воспитательные задачи.

Воспитание интереса к русским народным сказкам, чувства сострадания, желания помочь герою в трудной ситуации.

Материал:картинно-символический план к сказке «Заюшкина избушка», шапочки персонажей к сказке, избушка, печь, коса, текст сказки «Заюшкина избушка».

Ход занятия.

1.Организационный момент. У нас сегодня много гостей. Все хотят послушать, как мы с вами учимся запоминать и пересказывать рассказы. Все гости приветливо улыбаются нам, подарим и мы гостям свои улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь и мне.

(Выполняются упражнения для губ «Улыбка-Трубочка», для язычка  — «Качели»)

— Молодцы, ваш язычок размялся и готов к работе.

Сегодня у нас будет еще одна гостья. К нам придет сказка. Хотите узнать, какая это сказка? Давайте позовем ее.

Дети говорят «волшебные» слова «Раз, два, три – сказка приходи».

Входит персонаж – заяц.

— Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел?

— Посмотрите, какой он расстроенный. Да еще и  сильно плачет.

Давайте его успокоим и сделаем гимнастику для глаз, чтобы они не заболели у заиньки от слез.

Гимнастика для глаз.

Посмотрите далеко,

Дети вытягивают руки вперед и смотрят на кончики пальцев.

Посмотрите близко,

Смотрят на ладошки перед глазами.

Посмотрите высоко,

Руки вверх, смотрят на кончики пальцев.

Посмотрите низко.

Руки вниз, смотрят на кончики пальцев.

Руку в сторону веду,

Руку отводят вправо, смотрят на кончики пальцев.

А затем веду другую,

Руку отводят влево, смотрят на кончики пальцев.

А потом огромный круг

Я глазами нарисую.

Пальчиками «рисуют» круг по часовой стрелке, затем против, следя за ними глазами.

— Ну вот, зайка успокоился. Давайте спросим у него, что же случилось.

— Что с тобой случилось заинька?

— Ой, ребята, меня обидела лиса. Помогите мне, пожалуйста.

— Ребята, а в каких сказках встречаются вместе лиса и заяц? (Теремок, Колобок, Смоляной бычок)

— Вы хотите узнать, что случилось с зайцем? (Ответы детей)

— Вот послушайте русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Именно из этой сказки к нам прибежал заяц.

2.Первичное рассказывание воспитателем сказки «Заюшкина избушка» (адаптированный текст) с опорой на картинно-символический план. Воспитание речевого слуха.

3.Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи, памяти.

Вы запомнили, как называется сказка?

Какую избушку построила лиса?

Почему она называется ледяная?

Какую избушку построил зайка? (сделанная из луба — плотной части           липы, поэтому лубяная)

Какая беда случилась с зайчиком?

Как можно назвать поступок лисы?

Кто хотел помочь зайчику?

Почему собака и медведь не помогли ему?

Кто же зайчику помог выгнать лису?

Почему петуху это удалось?

Сколько раз он спел свою песенку лисе?

Какая это песенка, ласковая или грозная?

Как вы понимаете слово «пятах», «посечи»?

Кто из персонажей вам понравился?

Почему?

Посмотрите на зайчика. Как вы думаете, ему понравились ваши ответы?

3.Физминутка.Подвижная игра «Зайцы в огороде».

Зайчик: Мне так понравилось, как вы отвечали на вопросы, что я развеселился и хочу с вами поиграть.

Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а воспитатель – сердитую хозяйку.

— Зайки, где вы пропадали?

— Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха).

— А капусту вы не ели?

— Только носиком задели.

— Вас бы надо наказать.

— Так попробуй нас догнать.

Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветочки».

Вдох – нос, выдох – рот.

4.Игра «Путаница».Установление причинно-следственных связей, смысловых ассоциаций и последовательности событий в сказке.

— Ой, ребята, пока мы играли с вами, лиса перепутала наши картинки, поменяла их порядок. Помогите мне расставить картинки правильно.

5.Пальчиковая гимнастика «Заюшкина избушка». Развитие тонкой моторики.

— Сегодня мы с вами познакомимся с новой пальчиковой гимнастикой, которая называется так же, как и наша сказка. Как она называется?

В лубяной избушке   «Домик»

Жил заяц на опушке  «Ушки»

А в ледяной избушке «Домик»

Лисица на горушке    «Колечки».

Растаяла весною

Избушка на горушке  «Домик тает»

Лисица побежала        «Колечки»

К зайцу на опушку     «Ушки».

Выгнала зайчишку     «Ушки»

       Из лубяной избушки  «Домик»

       Да сама жить стала     «Колечки»

       В избушке на опушке «Домик».

       И ни собака, ни медведь

       Не смогли помочь       «Маятник»

       Петушок отважный

       Прогнал лисицу прочь «Гребешок».

        Так остался петушок

        У заюшки в избушке   «Здравствуй»

        В лубяной избушке,

        Избушке на опушке    «Домик».

6.Заучивание песенки петуха.

— Давайте с вами вспомним, какую песню пел петух.

— Ку-ка-ре-ку!

Иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Слезай, лиса, с печи,

Поди, лиса, вон.

7.Повторное рассказывание сказки воспитателем с опорой на картинно-символический план.

— Я вам еще раз расскажу сказку, а вы внимательно ее послушайте.

8.Пересказ сказки детьми по цепочке с опорой на картинно-символический план.

orig 6e0867ec69cf3b076419cd2d81c84ff8  

9.Инсценирование сказки.

После инсценировки сказки детьми заяц дает оценку детям и награждает их морковками.

10.Итог занятия.

— Из какой сказки приходил к нам сегодня заяц?

— Какие новые слова вы сегодня узнали? (лубяная,посечи,пятах).

Список литературы

  • Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 1993 г. № 9.
  • Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Москва, 1995 г.
  • Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей.- М.: Просвещение,2000.
  • Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников/ Ладутько Л.К., Шкляр С.В.
  • Нищева Н.В. Играйка. Игры для развития речи дошкольников.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Тема урока:  «Мир народной сказки. Заюшкина избушка»

— пробудить интерес к народной сказке как произведению устного народного творчества;

-учить рассказывать сказку по иллюстрациям.

— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

— позитивное отношение к чтению народных сказок.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.  Орг. момент

— Дети говорят четверостишье:

           Прозвенел звонок,

           Начинается урок.

           Всё, что нужно мы достали,

           Все вздохнули, замолчали…

— Дети садятся на свои места

II. Определение темы и цели урока

Просмотр видеоклипа «В мире много сказок» (Ю.Энтин, В. Шаинский)

— О чём на уроке сегодня мы будем говорить?

— О сказках.

— Найдите нужную страницу в учебнике.

— Стр.46

— Прочитайте название раздела

Слайд 2

— «Мир народной сказки»

— С какими терминами мы сегодня познакомимся на уроке?

Слайд 3

-Сказки. Сказочный персонаж. Вымысел.

— Определите цель урока.

— Нам необходимо знать особенности народных сказок.

III. Беседа на основе материала учебника

 стр. 46-47

— Вспомните, какие сказки вы читали. Как они называются?

— Дети высказываются.

— Какая ваша любимая сказка?  Кто автор сказки?

-Какой вывод из сказанного о сказках можно сделать?

— Самыми известными сказочниками являются А.С. Пушкин, К.Д. Ушинский, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль  Перро и многие другие.

— Сказки есть авторские, а есть народные.

— А народные сказки относятся к устному народному творчеству.

— Как дошли до нас устные народные сказки?

— Они передавались из уст в уста

— Прочитайте диалог Ани и Вани. Из него вы узнаете новое для себя о том, как сказки смогли дойти до нас.

Читают диалог на стр. 46, делают вывод:

— Народные сказки записывали братья Гримм

Слайд 4

— Братья Гримм (Вильгельм и Якоб)-  немецкие писатели. Как вы думаете, сказки какого народа они собирали и записывали?

— Немецкого.

— Я попросила ребят подготовить сообщения о русских собирателях сказок. Послушайте.

Сообщение об Александре Николаевиче Афанасьеве и Владимире Ивановиче Дале

Слайд  5

(Имя Александра Николаевича Афанасьева прежде всего связано с трехтомным изданием «Русских народных сказок». А. Н. Афанасьев под влиянием братьев Гримм — исследователей немецкой народной сказки отправился в сельскую местность и

принялся записывать сказки как есть — со всеми стилистическими и фонетическими особенностями. В собрании сочинений «Русские народные сказки» свыше двух тысяч сказок. Это самое большое в мире собрание сказок, в котором есть сказки и для взрослых, и для малышей.

Владимир Иванович Даль широко известен как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». В. И. Даль писал очерки (под псевдонимом Казак Луганский),был собирателем фольклорных произведений и сочинял сказки по мотивам и сюжетам устного народного творчества. Сказки вошли в четырехтомное издание «Былей Казака Луганского». «Не сказки сами по себе важны, — писал В. И. Даль, — а русское слово… Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывается такой вольный простор и широкий разгул в народной сказке».)

Обращение внимания на выставку книг

— Что же такое сказка?

— Прочитайте об этом  сообщение И. И. Самоварова.

Дети высказываются

— Какие виды народных сказок вы узнали?

Слайд 6

— Сказки о животных, бытовые и волшебные

— Какие слова вам не понятны?

Слайд 7

IV. Словарная работа

— Объясните, как вы поняли слова:

вымышленный— (по Ушакову) придуманный, не существующий в действительности. Вымышленный случай.

персонаж- (фр. personnage, от лат. persona — личность, лицо) — действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажем является любое лицо, персона, личность, или сущность, которые существуют в произведении искусства.

сюжет (по Ефремовой Т. Ф)- ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержа-ние литературного произведения, кинофильма и т.п.

изюминка- то, что придает кому-либо или чему-либо своеобразие, остроту, прелесть. (объяснение есть в контексте)

Объяснения детей

V.Физкультминутка

— Какие жанры устного народного творчества вы можете назвать?

— А я хочу вас пригласить отдохнуть под напевы народной песни в исполнении группы Иван- Купала

Слайд 8             Фон (1 мин 27сек)

— Сказки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, прибаутки..

VI. Работа со сказкой «Заюшкина избушка»

Стр. 48-49

— О ком шуточная народная песня?

— Она так и называется «Ай, заинька»

— О заиньке

— Я неспроста подобрала  песенку о зайчике. Сегодня на урок  к нам пришел в гости зайчик.

 Слайд 9.

— Точнее, это один из персонажей таинственной сказки. А какой сказки нам предстоит отгадать по иллюстрациям в учебнике на стр. 48-49

Дети открывают нужные страницы, отгадывают название сказки «Заюшкина избушка»  

Слайд 10

Слайд 11.  Последите за Зайчиком. Он волнуется.

Слайд 12

— Скажите, верна ли последовательность иллюстраций к сказке?

Нет

— Какие иллюстрации нужно поменять местами?

Стр. 49 верхнюю со средней

— Прочитайте предложения  на стр. 48. Выясните, иллюстрация, с каким персонажем сказки отсутствует?

Как бы вы изобразили этот фрагмент сказки?

С волком

Словесное рисование

— Кого из персонажей сказки мы можем назвать главными действующим героями?

Заинька, Лиса, Петух

— Кто второстепенные герои?

Собака, Волк, Медведь

— К какому виду народной сказки отнесем сказку «Заюшкина избушка»?

К сказке о животных, так как герои сказки животные

— Почему тогда сказка называется «Заюшкина избушка»?

Потому, что события разворачиваются вокруг  избушки зайчика.

Давайте проанализируем, как построена сказка, какова её композиция.

С этой целью восстановим сказку по частям.

— С чего сказка начинается?

— Кто первый обратился к зайчику и зачем?

Лиса за помощью

— Почитайте предложение, в котором слова Лисы обращены к Зайцу.

— Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе

— Как вы думаете, если бы сказка начиналась с этих слов, вам понятно было бы почему Лиса просится к зайцу?

Нет.

— Что же нужно для этого?

— Вспомните, как начинаются русские народные сказки?

Дети высказывают свои предположения

Начинается сказка с зачина и завязки

( это часть сюжета, которая  намечает исходную ситуацию: время, место действия, героев произведения, их взаимоотношения).

— Найдите иллюстрацию и начните сказку по закону русской народной сказки

Стр. 48 левая нижняя иллюстрация. Жили-были в лесу Заяц и Лиса. Надумали они построить дома. Лиса построила избушку ледяную, а Зайчик лубяную.

— Как понимаете слово «лубяная»

Слайд 13

Как вы думаете, почему Лиса смогла выгнать Зайчика из своего собственного дома?

Лиса хитрая, Зайчик доверчивый

— Кто помогает зайчику в беде?

— Давайте разыграем сценки сказки с этими персонажами.

— Какие слова повторяются героями?

— Это ещё одна особенность русской народной сказки- троекратный повтор

Собака, Волк, Медведь

Дети инсценируют сюжеты сказки с Медведем

— Как думаете, почему в такой последовательности персонажи шли на помощь Зайчику.

Собака слабее волка, волк слабее медведя. Чтобы показать силу лисы.

— Кто  выгнал лису? Почему?  

Петух хитрый.

— Но ведь и Лиса тоже хитрая. Чтобы ответить на вопрос ( Почему Петушок смог выгнать Лису ), давайте разберёмся, кто в этой сказке положительные герой, а кто отрицательные и почему вы так считаете?

Слайд 14                   Парная работа

Для этого на карточках подчеркните те эпитеты, которые, как вы считаете, подходят главным героям сказки

«Словарь качеств». (раздаточный материал на парту).

Лиса

Заяц

Петух

Хитрая
Смелая
Добрая
Отзывчивая
Злая
Храбрая
Глупая
Трудолюбивая
Умная
Находчивая
Трусливая
Ленивая
Уверенная в своих силах

Хитрый
Смелый
Добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в своих силах

Хитрый
Смелый
Добрый
Отзывчивый
Злой
Храбрый
Глупый
Трудолюбивый
Умный
Находчивый
Трусливый
Ленивый
Уверенный в своих силах

Дети высказываются

Дети работают в парах

Дети подчеркивают нужные слова в карточке

Вывод.  Итак, давайте сделаем вывод:

Лиса – хитрая, умная, находчивая, уверенная в своих силах.
Заяц – добрый, отзывчивый, трусливый, трудолюбивый.
Петух – хитрый, умный, находчивый, уверенный в своих силах.
— Кто из персонажей обладает одинаковыми качествами?

Лиса — умная и хитрая, и  Петух — умный и хитрый.

Почему же Петух побеждает?  

Петух побеждает, потому что он стоит на страже добра, мира и справедливости, он защищает слабого зайца, значит, ему по праву и достается победа.

VII. Обобщение.

Составим сенквейн о лисе и о петухе

Слайд 15

Правила сенквейна:

КТО? (одно слово)

КАКОЙ?(два слова)

ЧТО ДЕЛАЕТ?(три слова)

ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ГЕРОЮ

(предложение из четырёх слов)

ВЫВОД

(одно слово, характеризующее суть объекта)

                   Лиса

Хитрая, лживая

Обманывает, хитрит, обижает

Лиса хотела выгнать Зайчика из дома.

Не вышло!

Петух

Хитрый, решительный

Обманывает, хитрит, выручает

Петух возвращает домик Зайчику

Победа!

VII. Итог урока

– В основу сказки положено одно событие – лиса отняла домик у зайца, поскольку ее дом, построенный не на совесть, растаял. Для восстановления справедливости необходимо вернуть домик зайцу. 
Необычна сказка и с точки зрения своей структуры. Сказка о животных, как и другие виды сказок, имеет особое начало — присказку, зачин; именно это начало позволяет сказать, что мы читаем сказку. В ней четко разграничены положительные и отрицательные персонажи, и заканчивается она торжеством добра над злом. Именно в это всегда верил и так жил и живёт  русский народ.

— Как построена сказка?

Слайд 16

А Пушкин говорил : «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»?

— Что поучительного вы для себя взяли из этой сказки?

— Посоветуйте Лисе русской пословицей, как надо жить.

Дети высказываются

VIII. Рефлексия

Работа со смайликами.

Покажите настроение вашего смайлика от урока

Бытовые сказки
отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. «В них, — писал Белинский, — отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве». 1

Одной из бытовых сказок является сказка «Жена-доказчица»
.

Ей присущи все особенности бытовой сказки. Она начинается с зачина: «Жил старик со старухой». Сказка повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается. Большое место в сказке отводится диалогам (разговор старухи со стариком, старухи и барина). Герои ее — бытовые персонажи. В ней отражается семейный быт крестьян: герои «крючат» (т. е. снимают) горох в поле, ставят приспособления для рыбной ловли («заезочек»), рыболовные снасти в виде сачка («морду»). Герои окружены бытовыми вещами: старик кладет щуку в «пестерек» (берестяная корзина) и т. д.

В то же время в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.

В сказке присутствуют элементы необычного: щука в поле, заяц в воде. Но они связаны с реальными действиями старика, который остроумным способом вздумал подшутить над старухою, проучить ее, наказать за болтливость. «Он (старик — А.Ф.) щуку-то взял, заместо ее посадил в морду зайца, а рыбу в поле понес и положил в горох». Старуха всему поверила.

Когда барин стал выпытывать насчет клада, старик хотел умолчать, а его болтливая старуха обо всем рассказала и барину. Она доказывала, что щука была в горохе, заяц в морду попал, а черт с барина шкуру драл. Не случайно сказка называется «Жена-доказчица». И даже тогда, когда ее наказывают розгами: «растянули ее, сердечную, и начали потчевать; она знай себе и под розгами то же сказывает». Барин плюнул и прогнал старика и старуху.

Сказка наказывает и порицает болтливую и упрямую старуху и с сочувствием относится к старику, прославляя находчивость, ум, смекалку. Сказка отражает стихию народной речи.

Бытовые и сатирические русские сказки / Бытовые сказки названия

Бытовые и сатирические русские сказки
имеют в основе события ежедневной жизни людей. Сказки передают быт, в котором участвуют реальные герои: муж и жена, господа и слуги, глупые барыни и сударыни, вор и солдат и конечно хитрый хозяин. Названия в бытовых сказках говорят сами за себя: Каша из топора, барин и мужик, жена спорщица, дочь семилетка, дурак и береза и другие…

Подросткам будут интересны бытовые и сатирические русские сказки («Хорошо, да худо», «Каша из топора», «Неумелая жена»). Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам.

Социально бытовые сказки возникли, по мнению исследователей, в два этапа: бытовые — ранее, с формированием семьи и семейного быта во время разложения родового строя, а социальные — с возникновением классового общества и обострением общественных противоречий в период раннего феодализма, особенно во время разложения крепостного строя и в период капитализма. Бытовые сказки названия сказываются, прежде всего в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы: социальную несправедливость и социальное наказание.

Какие сказки бытовые? В сказке «Барин и плотник» барин приказал слугам избить встречного плотника за то, что сам ехал из деревни Адковой, а плотник шел из деревни Райковой. Плотник узнал, где живет барин, нанялся к нему строить дом (барин не узнал его), позвал в лес выбирать нужные бревна и там с ним расправился. Сюжет о том, как мужик одурачил барина, в разных формах и вариациях весьма популярен в сказках.

Часто дети просят читать одну и ту же сказку помногу раз. Зачастую, они точно помнят детали и не дают родителям отступить от текста ни на шаг. Это естественная особенность психического развития крохи. Поэтому русские сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Самое любимое детское занятие — это слушать сказки. Их можно читать или рассказывать на память, но обязательно нужно объяснять ребенку смысл. Дело в том, что в сказках содержится мудрость поколений предков. Возможно, она хорошо скрыта в некоторых произведениях, но присутствует всегда. Есть несколько различных видов сказок. В этой статье речь пойдет о бытовых.

Что такое бытовая сказка?

Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей, то бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема — венчание, свадьба или жизнь после замужества.

Эта разновидность сказок появилась не так давно. Бытовые сказки дети лучше всего воспринимают в возрасте от 2 до 7 лет, так что стоит читать их почаще именно в этот период. Также следует обратить внимание на то, что к определенному возрасту подходят те или иные виды сказок.

716559

Какие бывают виды бытовых сказок?

Следует отметить, что бытовые сказки могут быть результатом как народного творчества, так и отдельных авторов. Так, например, Шарль Перро или Салтыков-Щедрин написали немало сказок в бытовом жанре.

Сказки имеют разделение на 3 подгруппы, которые позволяют более точно определить, что такое бытовая сказка:

  • социально-бытовые («Болтливая старуха», «Шемякин суд»),
  • сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и мужик»),
  • волшебно-бытовые («Морозко», «Золушка»).

Однако стоит отметить, что сказки можно разделить лишь условно, ведь одно и то же произведение может содержать в себе разные элементы: и сатиру, и волшебство, и просто быт.

716560

Чему учат бытовые сказки?

Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину.

Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках ярко заметно героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

716561

Волшебные бытовые сказки

Часто жанры сказок могут смешиваться, как например в волшебно-бытовых сказках. В них обычно присутствуют 2 мира, один из которых — реальный, а второй — вымышленный. Так, знаменитое начало «В некотором царстве…» и является главным показателем волшебной сказки. Также помимо фантастического мира здесь присутствуют и наделенные особыми силами, как, например, Кощей или Баба-яга.

Волшебные бытовые сказки могут рассказывать о героях («Василиса Прекрасная»), заблудившихся детях («Двенадцать месяцев») или о людях с определенными способностями («Марья Искусница»). Они всегда начинаются с того, что старшие оставляют младших или сильные оставляют слабых одних, а те, в свою очередь, нарушают строго установленный запрет. Такая форма подачи является наиболее запоминающейся для детей.

В таких сказках обязательно присутствует волшебный добрый помощник или предмет, с помощью которых и одерживается победа над злодеем.

Пожалуй, очень интересны детям сказки волшебные бытовые о животных. В русских сказках часто встречаются домашние животные у злодеев, например, у Бабы-яги. Обычно это коты, которые помогают положительным персонажам спастись. Оно и неудивительно, ведь животных хозяева практически не кормят и уж тем более не ласкают.

716562

Бытовые сказки о животных

Среди прочих разновидностей сказок существуют и сказки о животных. Они могут рассказывать как о простых существах, которые обитают в лесу («Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц» и прочие), так и о волшебных «Конек-горбунок»). Сказка о животных бытовая обязательно предполагает умение этих существ разговаривать и мыслить, как люди. В бытовых сказках о животных они зачастую имеют вполне человеческие проблемы и эмоции, а также условия жизни. По сути, речь идет на самом деле о людях.

Отличительная черта русских сказок о животных — все звери наделены в них особыми, характерными чертами. Так, все знают с детства, что лиса — хитрюга, заяц трудолюбив, а волк жесток.

716564

Бытовые сказки народов России

Невозможно переоценить значение бытовых сказок. Так, каждый народ не только нашей большой России, но и всего мира знает, что такое бытовая сказка, и рассказывает ее детям. Каждый народ имеет свои сказки, однако сюжет их часто повторяется. Тем не менее, благодаря им мы можем узнать больше о культуре другого народа и лучше понять его. Это очень важно в такой как Россия. Когда дети слушают сказки своего народа в раннем возрасте, они гораздо лучше воспринимают именно их, чем зарубежные произведения.

Сказка о богатыре Назнае

Жанры сказок очень разнообразны, поэтому порой для описания героя может отлично подойти и бытовая сказка. Богатырь Назнай и его действия относятся именно к такому случаю.

В этой сказке речь идет о богатыре, который сам не умел ничего, однако смог стать царем. Дело в том, что ему очень везло, и с врагами он расправлялся просто волей случая. Богатырь был настолько непутевым, что его Но он догадался написать на мече о том, что убил 500 человек одним ударом (хотя на самом деле он погубил всего лишь 500 мух). Об этом прознал царь, пригласил богатыря и женил его на своей дочери. Подвигов, по сути, богатырь не совершал, но ему очень везло, и он расправлялся с врагами. Так, он убил змея просто упав на него с дерева во сне, а трех злых богатырей победил, поссорив их: они сами друг друга убили.

В конце сказки, испугавшись и начав раздеваться, Назнай напугал войско нападавших, потому что те подумали, что перед ними Благодаря победе он стал царем. По сути, перед нами бытовая сказка, поскольку геройства в ней нет, только удача. Герой справляется с трудностями благодаря ей и своей смекалке.

5 названий бытовых русских народных сказок и получил лучший ответ

Ответ от [Леночка][гуру]
Выбирайте:
Каша из топора
Федул и Меланья
Барин и собака
Барин и мужик
Добрый поп
Барин-кузнец
Горшок
Дочь-семилетка
Дурак и береза
Жена-спорщица
Заяц
Иванушка-дурачок
Как поп работницу нанимал
Лутонюшка
Наговорная водица
Не любо — не слушай
Петухан Куриханыч
Похороны козла
Про нужду
Солдатская шинель
Три калача и одна баранка
Хорошо, да худо
Чего на свете не бывает
Докучные сказки

Ответ от Їерный Тракторист
[гуру]
Так пять или шесть? О_о Репка, Колобок, По щучьему велению.. . Так навскидку больше ничего не приходит. Вопрос: 3 медведя и Маша и медведь — это БЫТОВЫЕ сказки, или нет?
А, еще вспомнил: как барину мужик гуся делил. Только точного названия не помню…

Ответ от А.УМАРОВ
[гуру]
курочка Ряба, колобок, репка, маша и медведь, лиса и волк, лиса и журавль

Ответ от сергей афанасьев
[активный]
Колобок
Зайкина избушка
Лисичка-сестричка и волк
За лапоток — курочку, за курочку — гусочку
Лиса-повитуха
Лиса, заяц и петух
Мизгирь
Звери в яме
Маша и медведь
Теремок
Лиса-исповедница
Мужик, медведь и лиса
Овца, лиса и волк
Нет козы с орехами
Волк и козлята
Кот — серый лоб, козел да баран
Лиса и тетерев
Лиса и журавль
Лиса и рак
Лиса и кувшин
Лиса и козёл
Зимовье зверей
Кот и Лиса
Кот, петух и лиса
Яичко (Курочка Ряба)
Лев, щука и человек
Война грибов
Бобовое зернышко
Журавль и цапля
О щуке зубастой
Волшебные сказки
Солнце, Месяц и Ворон Воронович
Пёрышко Финиста ясна сокола
Сума, дай ума!
Дочь и падчерица
Крошечка -Хаврошечка
Ведьма и Солнцева сестра
Царевна-лягушка
Королевич и его дядька
Морозко
Снегурочка
Василиса Прекрасная
Баба-яга
Баба-яга и Заморышек
Терешечка
Гуси-лебеди
Три царства — медное, серебряное и золотое
Правда и Кривда
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Кузьма Скоробогатый
По щучьему веленью
Сказка о молодильных яблоках и живой воде
Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что
Мальчик с пальчик
Чивы, чивы, чивычок…
Иван — коровий сын
Иван-царевич и серый волк
Сивка-бурка
Морской царь и Василиса Премудрая
Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче
Иван — крестьянский сын и чудо-юдо
Марья Моревна
Волшебное кольцо
Окаменелое царство
Заколдованная королевна
Хрустальная гора
Белая уточка
Вещий сон
Волшебная дудочка
Глиняный парень
Горе
Клад
Лихо одноглазое
Никита Кожемяка
Ночные пляски
Петух и жерновцы
Птичий язык
Семь Симеонов
Солдат и черт
Хитрая наука
Черт-заимодавец
Чудесная рубашка
Шабарша
Волшебный конь
Бытовые сказки
Каша из топора
Федул и Меланья
Барин и собака
Барин и мужик
Добрый поп
Барин-кузнец
Горшок
Дочь-семилетка
Дурак и береза
Жена-спорщица
Заяц
Иванушка-дурачок
Как поп работницу нанимал
Лутонюшка
Наговорная водица
Не любо — не слушай
Петухан Куриханыч
Похороны козла
Про нужду
Солдатская шинель
Три калача и одна баранка
Хорошо, да худо
Чего на свете не бывает -вроде всё

Ответ от Artem michailin
[новичек]
Каша из топора

Ответ от Ёергей Старых
[активный]
каша из топора

Ответ от Игорь Шведов
[новичек]
спасибо

Ответ от Наталья Соломеина
[новичек]
пасибо

Ответ от Просто Милашка
[новичек]
Бытовые:
1.Про нужду
2.Солдатская шинель
3.Три калача и одна баранка
4.Хорошо, да худо
5.Не любо — не слушай
6.Петухан Куриханыч
7.Чего на свете не бывает
8.Докучные сказки
9.Каша из топора
10.Федул и Меланья
11.Барин и собака
12. Барин и мужик
13. Добрый поп
14.Барин-кузнец
15.Горшок
16. Дочь-семилетка
17. Дурак и береза
18. Жена-спорщица
19.Заяц

Ответ от Ольга Иванова
[новичек]
Спасибо

Ответ от Алла Чеснокова
[активный]
cgfcb,j

Ответ от Ольга Мартыненко
[новичек]
Ямщик и купец
Щука с хреном
Шесть братьев — все Агафоны
Шемякин суд
Шел солдат домой
Что на базар везешь?
Что дальше слышно
Чистота, благодать и красота
Черт-заимодавец
Чего на свете не бывает
Церковная служба
Царь, старик и бояре
Царь Иван и лапотник
Худая жена
Хорошо, да худо
Хлыст и Подлыгало
Фомка — шут
Фома и Ерема
Фома Беренников
Федул и Меланья
Умный работник
Удалой батрак
У одной бабы был муж глухой
У мужика в сенях висел кусок сала
Три калача и одна баранка
Топанье и ляганье
Тини-тини, потягивай…
Суд
Стоит река — вся из молока, берега — из киселя
Старухина молитва
Сосватанные дети
Солдатская школа
Солдатская шинель
Солдатская загадка
Солдат-сказочник
Солдат и царь в лесу
Солдат и сало
Солдат и пельмени
Сказка о богатыре Голе Воянском
Сердитая барыня
Свинья на свадьбе
Сапожник на небе
Самоцветный камень
Рыбацкая и охотничья байки
Рифмы
Репка
Репа и мед
Репа
Разговор
Про одного солдата
Про нужду
Про мужика-бедняка
Пришли вятские в Москву
Присказка
Привычки
Похороны козла
Посуленная половина
Поповские увёртки
Попова корова
Поп Пахом
Поп на том свете
Поп на празднике
Поп и работник
Поп и мальчик
Поп и дьякон
Помещик и староста
Повез мужик в город три четверти ржи продавать
По копейке блестка
Плотник и клин
Пётр 1 и мужик
Петухан Куриханыч
Охотник и его жена
Оклеветанная купеческая дочь
Одна глупая баба
О цыгане
О поселянине и медведице
Ночь на Ивана Купалу
Неумелая жена
Неразгаданная загадка
Неграмотная деревня
Наставление отца
Наговорная водица
Набитый дурак
Мужицкий кафтан
Мужик и поп
Мужик и медведь (Вершки и корешки)
Мужик и заяц
Муж и жена
Морока
Мизгирь
Мена
Лиса и дрозд
Лень да Отеть
Ленивая жена
Лгало и Подлыгало
Купил мужик гуся к празднику и повесил в сенях
Куда, миленький, снаряжаешься?
Кому будет лучше в судный день
Коли утонешь
Кобылье яйцо
Каша из топора
Какофей
Как старуха нашла лапоть
Как старик домовничал
Как поп работницу нанимал
Как мужик гусей делил
Как муж отучил жену от сказок
Как муж дома хозяйничал
Как Иван-дурак дверь стерёг
Как дьякона мёдом угощали
Как дела в Ростове?
Как барин овцу купил
Извозчик и лошадь
Иван грозный и вор
Знахарь
Заяц
Загадки
Завещание
За дурной головой — ногам работа
Жена-спорщица
Жена-доказчица
Дурак и береза
Думы
Дочь-семилетка
Дочь и падчерица
Дорогой обед
Дорогая кожа
Дока на доку
Догада
Добрый поп
Дедушка и внучек
Две старухи и архиерей
Два приятеля
Два Ивана — солдатских сына
Два вора
Давно было…
Государь Сидор Карпович
Горшок
Горшечник
Горшеня
Глупый мужик
Глупый жених
Глупая барыня
Выдали девку замуж
Воры и судья
Ворона и рак
Вороватый мужик
Волшебный кафтан
Вещий дуб
В одном селе жил-был старик
Был в одной помещичьей деревне управляющий-немец
Брито — стрижено
Брат и сестра
Большой дом из одного кирпичика
Болтливая баба
Беспамятный зять
Беззаботный монастырь
Беззаботная жена
Безграмотная деревня
Бедный барин и слуга
Батюшка, отпусти!
Барские гуси
Барин-кузнец
Барин лает в церкви
Барин и староста
Барин и собака
Барин и мужик
Барин и гусак
Барин — слуга
Баба и два солдата
Афонька! Где был-побывал?..

Крестникова Марина

Русские народные бытовые сказки, их роль в развитии детей дошкольного возраста

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ БЫТОВЫЕ СКАЗКИ

Детская литера

ВВЕДЕНИЕ

Народная сказка
входит в жизнь ребёнка очень рано и остаётся с ним на протяжении всего детства, а потому трудно переоценить её влияние на развивающуюся личность
. Популярность этого жанра у детей
объясняется её характерными особенностями.

Во-первых, сказка
предлагает перенестись в вымышленный мир
: именно так воспринимают всё, что происходит в сказке и рассказчик
, и слушатель. Это значит, что в сказке возможно всё
, что невозможно в реальности — чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения. Поэтому сказка
отвечает детской склонности к фантазии и вере в чудеса.

Но самая большая ценность сказки
— это непременное торжество добра и справедливости в финале. Мир сказки — это идеальный мир
, образ которого живёт в душе не только ребёнка, но и взрослого. Однако, как уже отмечалось, ребёнок склонен видеть реальность в светлых тонах, а потому сказочный
взгляд на мир ему необычайно близок.

Бытовая сказка
представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта
, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей
, то бытовые народные сказки
содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки — это не богатырь
, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема — венчание, свадьба или жизнь после замужества.

Эта разновидность сказок
появилась не так давно. Бытовые сказки
дети лучше всего воспринимают в возрасте от 2 до 7 лет
, так что стоит читать их почаще именно в этот период. Также следует обратить внимание на то, что к определенному возрасту
подходят те или иные виды сказок
.

1. Виды сказок

Следует отметить, что бытовые сказки
могут быть результатом как народного творчества
, так и отдельных авторов. Так, например, Шарль Перро или Салтыков-Щедрин написали немало сказок в бытовом жанре
.

Сказки
имеют разделение на 3 подгруппы, которые позволяют более точно определить, что такое бытовая сказка
:

социально-бытовые
(«Болтливая старуха», «Шемякин суд»,

сатирико-бытовые
(«Мужик и поп», «Барин и мужик»,

волшебно-бытовые
(«Морозко», «Золушка»)
.

Однако стоит отметить, что сказки
можно разделить лишь условно,ведь одно и то же произведение может содержать в себе разные элементы
: и сатиру, и волшебство, и просто быт.

Чему учат бытовые сказки
?

Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того
, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка
, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину. Бытовые сказки
обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают
, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках
с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках
ярко заметно социальное неравенство героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том
, чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

Сказка
всем своим содержанием утверждала
: кто работает, тот и должен обладать богатством. Интересно, что, разбогатев,мужик не перестает трудиться
: сказка
не представляет своего героя вне трудовой деятельности.

Осмеянию в социально-бытовых сказках
, как в „Сказке о Ерше Ершовиче
«, „Вороне», подверглось судопроизводство средневековой Руси и даже сам царь. Неразумность; несправедливость решений суда народ
объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках
он как бы восстанавливал справедливость. Ненаказанным уходит бедняк от суда Шемяки („Шемякин суд», отбивается благодаря смекалке своей дочери от неправедного суда воеводы мужик, отгадывающий загадки лучше, чем его недалекий, но богатый брат („Семилетка», и т. д.

Во всем этом сказывался оптимизм народа
, его вера в возможность мира и согласия в обществе и семье, его мечты о счастливом будущем. Довольно долго связывал народ
утверждение на земле справедливости с именем царя. Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре и приближенные. В сказках они высмеиваются
, высмеиваются зло и остро (например, в сказках „Горшеня
«, „Елевы шишки», царь же изображается мудрым человеком, наказывающим глупцов и награждающим умного мужика. Но в сказке „Царь и портной
» царь показан уже таким же,как и его приближенные
: презирающим простого человека, глуповатым и смешным.

2. Система образов бытовых сказок

Так называемые бытовые сказки — это сказки
, в которых отражается народный
быт и повседневная жизнь, реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства.

Бытовые сказки
— это самые настоящие сатирические народные произведения
.

Сатира заключается в явно выраженной насмешке над жадностью, скупостью, глупостью людей, большей частью богатеев.

Высмеиваются эти качества у барина, купца, попа, даже самого царя не жалеют.

С детства всем знаком герой бытовых сказок Иванушка-дурачок
.

Даже в названиях многих сказок фигурирует это имя
: «Сказка про Ивана-дурака
«, «Иванушка-дурачок», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Как Иван-дурак дверь стерег».

Обычно этот герой всеми презирается, вернее сказать
, презирается теми, кто считает его глупым, неразумным среди них, «разумных». А на деле этот простодушный дурачок оказывается едва ли не единственным разумным существом.

Он вовсе не глуп, а просто наивен, добродушен, бескорыстен. Вот вокруг него люди обманывают друг друга, хитрят, жадничают, хотят нажить богатство всеми способами, тешат свое самолюбие, а Иванушка лежит себе на печи, мечтает, он рад бывает немногому — красной рубахе да доброму слову. И счастье — то приходит к нему, а не к тем, кто стремился к богатству, к высокому чину. Дурачок женится на какой-нибудь красавице-царевне, сам становится красавцем писаным.

В бытовых сказках
бескорыстие берет верх над жадностью, скупостью, ум и смекалка — над глупостью, настоящая честь — над спесью.

И в этом глубокий смысл таких сказок
.

Конечно, героями таких сказок
, кроме Иванушки, являются обычные мужики, старик со старухой, братья, работник, крестьянин, солдат.

Вот, например, сказки о служивом
: «Каша из топора», «Солдатская шинель», «Солдат и чёрт», «Солдатская школа».

У русского народа очень много сказок
, не раз выпускались сборники сказок русских
.

Привести весь список даже только бытовых
нет никакой возможности.

Многим людям с детства помнятся такие сказки
,например
: «Горшеня», «Лутонюшка», «Горе», «Соль», «Чего на свете не бывает», «Добрый поп», «Репка», «Спрятанный клад», «Мудрый слуга».

Во всех сказках веселая шутка
, ироническая шутка переплетается, перемежается с серьезными оценками дел людских.

3. Жанровые особенности сказки

Детское сознание, которое проходит первые этапы своего формирования именно благодаря восприятию реалистичных рассказов
, намного восприимчивее взрослого. И, несмотря на то, что само понятие сказки
существует уже несколько сотен лет, малыши получают свои первые знания в этой жизни, как и много веков назад, именно благодаря таким рассказам
.

Самые распространенные русские народные бытовые сказки
учат малышей правильно воспринимать жизненные ценности, а также учат верить, любить. Сказки дают понимание того
, что добро всегда рядом, а чудеса могут происходить с нами каждый день и в реальном мире.

Зачастую в сюжетах бытовых сказок разных народов
встречаются как добрые, так и злые персонажи. Конечно, добро всегда побеждает, несмотря на все превратности судеб героев. И такая закономерность неслучайна. Ведь именно такое восприятие развитие сказочного
сюжета помогает ребенку стремиться к лучшему, и совершать добрые поступки в реальной жизни.

А вот жизненные испытания, которые судьба подкидывает персонажам бытовых сказок
, учат малышей смирению и терпению. Но при этом очень важно, чтобы название и сюжет сказки
смогли донести до сознания ребенка то, что счастливый конец обязательно наступит, стоит только чуточку постараться.

Конечно, бытовые сказки
далеки от жанра фентэзи, но волшебство в них тоже есть. Ведь когда ситуация, в которую попадают персонажи, оказывается безнадежной, обязательно появляется ее решение. Такие чудеса дают малышу не только подсознательное ощущение защищенности, но и стимулируют его любознательность и самостоятельное развитие
.

Бытовая
(сатирическая)
сказка
наиболее близка к повседневной жизни и, даже не обязательно, вктючает в себя чудеса. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто,четко выражается оценка
: что безнравственно, что достойно осмеяния и т. п. Даже когда кажется, что герои просто валяют дурака, потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека.

Постоянными героями сатирических сказок выступают
«простые»
бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над «непростым»
— богатым или знатным человеком. В отличие от героев волшебной сказки
здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников — лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.

Бытовая сатирическая сказка
веками впитывала в себя характерные черты жизни народа
и его отношения к власть предержащим, в частности к судьям, чиновникам.

В бытовых сказках
появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.

Порой в сказку
вводится такой специфический элемент детского фольклора, как перевертыш. При этом возникает смещение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расстановке предметов и явлений. В сказке
перевертыш укрупняется, вырастает до эпизода, составляет уже часть содержания. Смещение и преувеличение, гиперболизация явлений дают малышу возможность и посмеяться, и подумать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сказка
— один из интереснейших жанров устного творчества. Борьба добра со злом, вера в торжество справедливости, светлое будущее — все это нашло свое отражение в народных бытовых сказках
.

Бытовые сказки кратки
. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро
, повторений эпизодов нет, события в них можно определить как нелепые, смешные и странные. В этих сказках широко развит комизм
, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. Также в них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин В. П. Русская народная сказка/В
. П. Аникин – М.
: Просвещение, 1977 – 430с.

2. Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ. Под ред. Е. Е. Зубаревой — М.
: Просвещение, 1989 –398с.

3. Никифоров А. И. Сказка
, её бытование и носители/А
. И. Никифоров – М.
: Просвещение, 1930 – 105с.

4. Пастернак Н. Сказки
нужны ребенку как воздух/ Дошкольное образование
. — № 8-2008. -23-35с.

5. Пропп В. Я. Русская сказка/ В
. Я. Пропп – Л.
: Лениздат, 1984 –263с.

6. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки/ В
. Я.

7. Пропп – Л.
: Лениздат, 1986 – 415с.

8. Юдин Ю. Дурак, шут, вор и черт (исторические корни бытовой сказки
)
. Изд.
: Лабиринт-К, 2006-336с

Adblock
detector