Меню

Интеллигентность сочинение по тексту лихачева

Тема урока: Сочинение- рассуждение по тексту
Д.С.Лихачева.(Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе)       Жизнь –
бесценный дар.

Цель урока: помочь учащимся понять, что такое жизнь и в чем
заключается ее сущность, осуществить выбор ценностей 

Задачи: — подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному
тексту;

               —
формировать навыки строить текст с учётом требований к заданию части С ЕГЭ по
русскому  языку;

               —
обобщить и закрепить знания о стилях и типах речи; совершенствовать навыки
построения    монологического высказывания;

               — 
пробудить у старшеклассников любовь к жизни, осознанность её ценности;
формировать умение отстаивать свою жизненную позицию.

                                     
                                        Текст – объект для исследования и
мышления.

                                                                                                                      
                  М. Бахтин.

                       
                                                                       Жизнь
драгоценна, не разрушай её.

                                                                                                                      
                Мать Тереза.

                                                                       ХОД
УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Мотивация.

— Друзья! Сейчас вы
услышите стихотворение .Послушайте, пожалуйста, внимательно. (читает
подготовленный ученик)

1) Чтение
стихотворения матери Терезы «Life» («Жизнь»). 

Жизнь
это вызов, прими его.(требование, приглашение, желание вступить в
борьбу, спор) 
Жизнь – это долг, исполни его.( служба
в армии-долг перед Отчизной; долг перед родителями-забота)

Жизнь – это игра, сыграй в нее. (игра
должна быть честной)

Жизнь бесценна, береги ее. 
Жизнь – это богатство, храни его.(друзья,
родные, мир-нельзя пренебрегать, отворачиваться)

Жизнь – это таинство, познай его.(обряд
приобщения верующего к божественной благодати)

Жизнь – это обещание, исполни его. (обещал-выполни,
не давай пустых обещаний)

Жизнь – это скорбь, преодолей ее. 
Жизнь – это песня, спой ее. (быть
оптимистом! Проблемы пришли и ушли, а жизнь продолжается)

Жизнь – это борьба, прими ее. (борьба с трудностями – будьте решительными, уверенными) 
Жизнь – это трагедия, перебори ее.(потеря родных, близких; надо жить
ради живых) 
Жизнь – это возможность, не упусти ее.(не упусти средство для
осуществления чего-нибудь) 
Жизнь – это красота, восхищайся ею. (любуйся,
наслаждайся и преумножай)

Жизнь – это блаженство, вкуси его.(вкуси счастье, наслаждение) 
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
(осуществи мечту, воплоти в жизнь)

Жизнь – это вызов, прими его. 
Жизнь – это приключение, испытай его.(неожиданный случай, позволивший
проверить свои силы, возможности) 
Жизнь – это удача, поймай ее. (успех,
желательный исход дела)

Жизнь драгоценна, не разрушай ее. 
Жизнь – это борьба, борись за нее. 
 

Биографическая
справка о матери Терезе, авторе стихотворения.   (СЛАЙД № 4)

Мать Тере́за
Кальку́ттская
 (настоящее имя  Агнес Гонджа
Бояджиу) 

  (26 августа1910 — 5 сентября 1997) — католическая монахиня,
основательница женской монашеской конгрегации 
 «Сестры
Миссионерки Любви
», занимающейся служением бедным и больным.

       
Лауреат Нобелевской
премии мира
 (1979).  Причислена Католической Церковью к
лику блаженных.

Конгрегация – организация,
объединение.

Блаженная – то
же, что святой (проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный)

2) – О чём это
стихотворение? (о жизни).

      Жизнь… Как
много прекрасного, удивительного, замечательного вложено в это слово. Жизнь…
Как много сложного, а порой и трагичного вложено в это слово. Жизнь…

— Жизнь – величайшая ценность. Правильно прожитая жизнь –
это большое искусство, а искусству нужно учиться, т.к. люди учатся правильно
жить. Жизнь прекрасна, когда она гармонична, когда мы достигли равновесия в
чувствах, мыслях и поступках.

      Говорить мы
сегодня, друзья, будем о жизни. М.М. Бахтин,
русский философ и
мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства, сказал: «Жизнь по природе
своей диалогична, жить – значит участвовать в диалоге, вопрошать,
ответствовать, соглашаться… в этом человек участвует весь, и всей своей жизнью:
глазами, губами, руками, душой, всем телом, поступками».

      — Выразите
суть высказывания в нескольких словах. (Жизнь – диалог, участие, соглашение)

      — Вы любите
жизнь? За что?

      О любви к
жизни рассказывают, пишут стихи, поют песни. Послушайте песню Марка Бернеса

 «Я люблю тебя,
жизнь». Марк Бернес – советский актёр, исполнитель песен.

    — За что
любит жизнь Марк Бернес? («ширь земли», «бескорыстная дружба мужская»)

III.  Определение
темы урока, задач.

— Что нам нужно
определить? (тему урока)

— Выберите,
пожалуйста, из стихотворения  наиболее ёмкие, содержательные строки, на ваш
взгляд, которыми можно определить тему урока. (Жизнь бесценна, береги её.
Жизнь драгоценна, не разрушай её.)

  Итак,
запишем тему урока  «Жизнь – это бесценный дар».

      В качестве
эпиграфа я предлагаю два высказывания: «Текст – объект для исследования и
мышления», «Жизнь драгоценна, не разрушай её».

— Почему? (мы
готовимся к ЕГЭ, объектом для сочинения является текст, по которому вам
предстоит написать сочинение-рассуждение: понять текст, определить проблему,
выявить позицию автора, привести не менее двух аргументов и т.д.)(второй
эпиграф поможет понять идейное содержание произведения)

IV.   Словарная работа.    

— Предлагаю вашему
вниманию определения слова «жизнь» в толковых словарях

1) С.И. Ожегов: ЖИЗНЬ,
-и, ж. 1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма
существования материи. 2. Физиологическое существование человека, животного,
всего живого.

3. Реальная
действительность. 4. Оживление, проявление деятельности, энергии. 

2) Д.И. Ушаков:  ЖИЗНЬ,
жизни, жен. 1.Существование вообще, бытие в движении и развитии. Жизнь мира.
Законы жизни. 2. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения.
Жизнь человека. Жизнь растений.

— Какое определение
вам ближе? Почему толкования  разные? (у каждого человека своё понимание
жизни, свои взгляды на жизнь, свои интересы, правила, своё отношение)

V. Афоризмы.

— Я напомню, что
среди критериев оценки сочинения есть критерий К6, оценивающий точность,
выразительность, богатство языка. Поэтому  не забывайте начать своё сочинение
оригинально.

Можно начать с
афоризма, пословицы, цитат из литературных произведений.

— Что о жизни
сказали опытные, знаменитые люди. Какие выражения вы приготовили к уроку (д/з).
Понравившиеся высказывания отмечайте, после урока можно записать.

— Я тоже
приготовила изречения:

1) «А в жизни
самое главное, наверное, жизнь сама».
(Эдуард Межелайтис,
литовский поэт)  

 2) «…пора
перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь»
(Лев Николаевич Толстой)

3) «Истинное назначение человека – жить, а не существовать»   (Джек
Лондон)
  (СЛАЙД № 7)  

VI. Осмысление текста.

      (1)Когда человек выбирает себе в жизни
какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку.
(2)По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке, низкой
или высокой.

      (3)Если человек рассчитывает приобрести
материальные блага, то он и оценивает себя на уровне этих материальных благ:
как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть
своего мебельного гарнитура…

      (4)Если человек живёт, чтобы приносить
людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он
оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель,
достойную человека.

      (6)Только жизненно необходимая цель
позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую
радость. (7)От ошибок никто не застрахован. (8)Но самая главная ошибка —
неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. (9)Не
повысили в должности -огорчение. (10)Не успел купить марку для своей коллекции
— огорчение. (11)У кого-то лучшая мебель или машина — опять огорчение.

      (12)Ставя себе задачей карьеру или
приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и
рискует потерять всё. (13)А что может потерять человек, который радовался
каждому своему доброму делу? (14)Важно только, чтобы добро, которое человек
делает, было его внутренней потребностью. (15)Поэтому главная жизненная задача
не должна быть замкнута только на собственных удачах. (16)Она должна
диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему
народу, стране, ко всей вселенной.

      (17)Означает ли это, что человек должен
жить как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться
повышению в должности? (18)Отнюдь нет!

      (19)Человек, который совсем не думает о
себе, — явление ненормальное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей
доброты и бескорыстия.

      (20)Поэтому речь идёт лишь о главной
жизненной задаче. (21)А её не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (22)И
одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. (23)И библиотеку нужно
составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (24)И машину хорошо
приобрести. (25)Только не надо второстепенное превращать в первостепенное.

                                                                                                                                  (По
Д.С. Лихачёву*)

*Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999)
— русский литературовед, филолог, общественно-политический деятель, историк
культуры, автор фундаментальных трудов, посвященных главным образом истории
древнерусской литературы.

VII. Проблемы текста.

— Какие могут
стоять проблемы в тексте, связанные с жизненными ценностями? Запишите.

(проблема смысла
жизни, истинного назначения человека, выбора жизненного пути)

Какие чувства
вызывает у вас текст?

На какие мысли
настраивает прочитанный текст?

Что становится
предметом обсуждения в тексте?

Считаете ли вы
актуальной, значимой, важной проблему, поднимаемую автором?

 VIII. Жизненная цель.

— Ребята, чтобы
прожить жизнь плодотворно, интересно, красиво, определить своё назначение,
правильно выбрать жизненный путь, как следует жить? Чем измеряется жизнь
человека?

(поставить
жизненную цель, осуществляя её)

— Что значит
жизненная цель? (стремление, желание)

— Ребята, сейчас вы
стоите на пороге самостоятельной жизни. Перед собой вы поставили цель, может
быть, главную в своей жизни.

 IХ. Аргументы.

— Что высоким
баллом оценивается в сочинении? (аргументы – 3 балла).

— Нужно привести не
менее двух аргументов, опираясь на читательский или жизненный опыт.

1) Жизненный
опыт
: реальные факты из жизни окружающих; собственные наблюдения и опыт;
опыт из истории.

      —
Паралимпийцы. Их достижения в спорте можно считать подвигом. Их силой духа,
самоотверженностью, любовью к жизни стоит восхищаться! «Невозможное возможно»,
— как в песне Дмитрия Билана.

2) Читательский
опыт:
примеры из художественной, исторической, научно-популярной литературы

    — Всегда ли
положительный жизненный результат может послужить примером?

Положительные аргументы

Отрицательные аргументы

1. «Война и мир». Л.Н. Толстой.

Андрей Болконский, Пьер Безухов – стремление
к нравственному самосовершенствованию Стремление «быть вполне хорошим,
приносить добро людям»

2. «Юшка» А.П. Платонов. Проблема истинного
назначения – любви к людям, отзывчивости, бескорыстия. Герой рассказа
обладает душевной щедростью, большим сердцем, излучающим добро и любовь.
Помогает (материально) незнакомой девушке получить образование.

3. «Парадокс» В.Г. Короленко. «Человек
создан для счастья, как птица для полёта»,- говорит герой рассказа , калека
от рождения. Он нашёл смысл жизни, своё предназначение.

1. «Обломов» И.А. Гончаров. Обломов,
хороший, добрый, талантливый Илья Ильич Обломов, не сумел преодолеть себя, не
раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведет к
нравственной смерти.

2. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов.
Несчастье Печорина, главного героя романа, по его собственному признанию,
непонимание смысла жизни. Он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не
знал, к чему их приложить, не сумел найти им применение.

3. «Ионыч» А.П. Чехов. Писатель мастерски
показывает проблему духовной деградации человека. Старцев превращается в
Ионыча, ведущего пошлую, бесполезную жизнь.

Х. Рефлексия.

      — Подведём итоги.

      — Чем полезен
был урок?

      — Повлиял ли
он на выбор ценностей?

( звучит песня «Так хочется жить» группы «Рождество»)   

ХI. Домашнее задание. 1) написать сочинение по тексту Д.С. Лихачёва.

ХII. Заключительное слово

      Ребята! Любите жизнь! Наслаждайтесь жизнью!

      Я желаю вам
принять вызов от жизни, выполнить свой жизненный долг, познать таинства жизни,
дать обещание и выполнить его, вкусить блаженства, быть участниками интересных
приключений, поймать удачу, исполнить все свои мечты.

      Стать
богатыми душевной красотой, большим счастьем, крепким здоровьем! Удачи всем!

Спасибо за урок!

                                                   
Текст  для домашнего сочинения

      (1)Когда человек выбирает себе в жизни
какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку.
(2)По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке, низкой
или высокой.

      (3)Если человек рассчитывает приобрести
материальные блага, то он и оценивает себя на уровне этих материальных благ:
как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть
своего мебельного гарнитура…

      (4)Если человек живёт, чтобы приносить
людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он
оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель,
достойную человека.

      (6)Только жизненно необходимая цель
позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую
радость. (7)От ошибок никто не застрахован. (8)Но самая главная ошибка —
неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. (9)Не
повысили в должности -огорчение. (10)Не успел купить марку для своей коллекции
— огорчение. (11)У кого-то лучшая мебель или машина — опять огорчение.

      (12)Ставя себе задачей карьеру или
приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и
рискует потерять всё. (13)А что может потерять человек, который радовался
каждому своему доброму делу? (14)Важно только, чтобы добро, которое человек
делает, было его внутренней потребностью. (15)Поэтому главная жизненная задача
не должна быть замкнута только на собственных удачах. (16)Она должна
диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему
народу, стране, ко всей вселенной.

      (17)Означает ли это, что человек должен
жить как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться
повышению в должности? (18)Отнюдь нет!

      (19)Человек, который совсем не думает о
себе, — явление ненормальное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей
доброты и бескорыстия.

      (20)Поэтому речь идёт лишь о главной
жизненной задаче. (21)А её не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (22)И
одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. (23)И библиотеку нужно
составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (24)И машину хорошо
приобрести. (25)Только не надо второстепенное превращать в первостепенное.

                                                                                      
                                           (По Д.С. Лихачёву*)

*Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999)
— русский литературовед, филолог, общественно-политический деятель, историк
культуры, автор фундаментальных трудов, посвященных главным образом истории древнерусской
литературы.

Методический
анализ эссе Д.С. Лихачева «Молодость – вся жизнь» в рамках подготовки к  метапредметному
сочинению

В соответствии с компетентностным подходом, подготовка
к сочинению начинается не в старших классах, а с начальной школы. Новое
содержание эта работа приобретает в среднем школьном звене – с 5-го класса.
Очевидно, что навыки смыслового чтения неразрывно связаны с умением обучающего
создавать связные тексты, ориентируясь на вершинные образцы русской культуры.

Разумеется, каждый педагог по-своему строит подготовку
школьников к написанию сочинений на уроках русского языка и литературы, шире,
на уроках изучения дисциплин гуманитарного цикла. Важно, чтобы творческие
работы учеников были развивающими, носили исследовательский характер и
ориентировались на отдалённую перспективу — на качественное выпускное
сочинение.

В критериальном подходе в организации работы над
итоговым сочинением, нужно обращать внимание не только на критерии оценивания,
но и на требования, которые предъявляются к объему текста и его
самостоятельности. И если с объемом работы вопросов практически не возникает,
то с первых моментов написания любых сочинений следует говорить о
самостоятельном выражения своих мыслей, а не присвоении (или списывании) чужих.
Данное отношение к тексту как самостоятельно созданному произведению должно
вырабатываться учителем-методистом.

Выпускникам, имеющим устоявшийся круг чтения,
рекомендуется прочесть ключевые книги, активизировать свой культурный багаж и
потренироваться с помощью учителя (или самому) в связном и развернутом
письменном высказывании суждений по направлениям тем итогового метапредметного
сочинения. Знания по литературоведению могут понадобиться при написании тем,
связанных с анализом произведений из учебной программы по литературе. Мышление
выпускника, уровень развития и качество его письменной речи – это самое главное
в оценивании.

Основная проблема такой подготовки
заключается в том, что она зачастую механизирует процесс чтения, подчиняя его
утилитарным задачам. В сущности, не теряют актуальности слова Ю.М. Лотмана:
«…методика рассмотрения отдельно “идейного содержания”, а отдельно –
“художественных особенностей”, столь прочно привившаяся в школьной практике,
зиждется на непонимании основ искусства и вредна, ибо прививает массовому
читателю ложное представление о литературе как о способе длинно и украшенно
излагать те же самые мысли, которые можно сказать просто и кратко. Если идейное
содержание “Войны и мира” или “Евгения Онегина” можно изложить на двух
страничках, то естественен вывод: следует читать не длинные произведения, а
короткие учебники. Это вывод, к которому толкают не плохие учителя нерадивых
учеников, а вся система школьного изучения литературы, которая, в свою очередь,
лишь упрощенно и потому наиболее четко отражает тенденции, ясно дающие себя
чувствовать в науке о литературе» [5, c. 69]. В этом замечательном высказывании
находит осмысление до сих пор не решенная проблема реализации филологических
дисциплин в школе, особенно, когда речь идет об «утилилитарных» задачах
методики.

Как известно, изучение концептов было
определяющим в отечественной научно-исследовательской методологии 1990 – 2000 –
х годов. Сегодня, когда эта методология становится частью научно-практической
деятельности учащихся школ, кажется особенно актуальным обращение к данному
терминологическому аппарату. Основное определение концепта как иерархической
системы дано с опорой на статьи Ю.С. Степанова, при этом подчеркивается
иерархичность образующих концепт уровней: «Концепты соотносимы с архетипами –
явлениями, принадлежащими культурному опыту человечества и находящими отражение
в коллективном бессознательном человека».

В современной гуманитарной науке концепт предстает как
микромодель национальной языковой картины мира. При этом продуктивно
сопоставлять вербально выраженный концепт как микросистему с макросистемой
«литература». Для обозначения внутренней формы слова вводится понятие
«художественный концепт» или «литературный концепт»: «такой образ, символ или
мотив, который имеет, цитируя В.Г. Зусман, «выход» на культурологические
моменты, лежащие вне художественного произведения, открывающий одновременную
возможность множества истолкований с разных точек зрения и выявляющий значимое
расхождение между значением и смыслом выражающих его словесно-художественных
элементов» В.Г.Зусман [3, с. 162]

Используя в основной школе элементы стратегий чтения, разработанных
Н.Н.Сметанниковой [6. с.46], можно в процессе подготовки к итоговому сочинению
предложить для анализа текста-образца задания, связанные с развитием умений
смыслового чтения как метапредметного результата обучения:

1) определение целевой установки автора и адресата
текста-образца;

2) выявление ключевых слов в заголовке текста-образца
и в нём самом;

3) формулирование цели чтения текста-образца учеником
в зависимости от коммуникативной задачи;

4) формулирование проблемы и главной мысли
текста-образца;

5) анализ и оценка его логического и композиционного
замысла;

6) выявление связей между его вступлением и
заключением;

7) выявление и оценка его логико-смысловых фрагментов:
тезис — аргумент — примеры — вывод;

8) актуализация в нём основной и второстепенной
информации;

9) анализ отбора лексики, сочетаемости слов,
риторических приёмов.

В качестве образцов для разбора можно использовать
короткие публицистические или художественно-публицистические тексты, например, прозаические
тексты малой формы (эссе, миниатюры, письма) из следующих произведений: Д.С.Лихачёв.
«Земля родная», «Письма о добром и прекрасном»; В.А.Солоухин. «Камешки на
ладони»; А.И.Солженицын. «Крохотки». Рассмотрим в качестве текста-образца
законченный фрагмент из книги Д.С.Лихачёва «Земля родная», который включён в
ряд школьных программ по литературе:

Молодость — это вся жизнь. 

Когда я учился в школе, мне казалось — вот
вырасту, и всё будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной
обстановке, и всё вообще будет иначе. Будет другое окружение, будет какой-то
иной, «взрослый» мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным
миром. А в действительности оказалось иначе. Вместе со мной вступили в этот
«взрослый» мир и мои товарищи по школе, а потом и по университету. Окружение
менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оставалось тем же.
Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в
тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не
начиналась заново.

 Я помню, что и у моей матери самыми
лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались её школьные подруги, а
когда они отходили «в иной мир», замены им не было. Тоже и у моего отца — его
друзья были друзьями его молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей
оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека,
формируется и круг его наилучших друзей — самых близких, самых нужных.

 В молодости формируется не только человек
— формируется вся его жизнь, всё его окружение. Если он правильно выберет себе
друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость.
Радость ведь также надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой
долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное
богатство, сделала человека ещё более щедрым. Радость, не разделённая с
задушевными друзьями, — не радость.

Храните молодость до глубокой старости.
Храните молодость в своих старых, но приобретённых в молодости друзьях. Храните
молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям»,
непосредственности. Храните её во всём и не думайте, что взрослым вы станете
«совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире. И помните поговорку: «Береги
честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы,
нельзя, а изменить её можно, но очень трудно. Наша молодость — это и наша
старость.

Сначала, мы попытаемся определить целевую установку
писателя и понять, кому адресовано это высказывание. Из текста следует, что оно
обращено к молодым собеседникам автора (не случайно в начале всей книги есть
подзаголовок «Слово к молодым»). В четвёртом абзаце фрагмента есть прямое
указание на адресата, потому что авторские императивы, выраженные в
многократном употреблении глагола «храните» в повелительном наклонении,
являются напутствием автора своим молодым читателям. При этом целевая установка
писателя — убедить собеседника, казалось бы, в парадоксальном утверждении,
заключённом в заголовке фрагмента, — «Молодость — это вся жизнь». Это
утверждение намечает начало диалога между автором и читателем, диалога, который
всегда внутренне конфликтен, а само наличие этого текстового напряжения
позволяет сохранить интерес к чтению высказывания до конца.

На первый взгляд это утверждение кажется ошибочным,
потому что с точки зрения возраста молодость является всей жизнью только
для людей, не доживших до зрелости и старости. Однако при чтении становится
ясно, что речь в повествовании идёт не только о молодых годах, но и о
необходимости сохранения молодости души до глубокой старости, потому что именно
в молодости формируются ценностные установки человека, его навыки, привычки,
репутация. Эти рассуждения помогают определить ключевое слово в заголовке
фрагмента: «Молодость — это вся жизнь».

Когда стало понятно, что ошибки нет, и перед нами
развернутая в тексте метафора, можно сформулировать коммуникативную задачу. Она
состоит в том, чтобы понять и уметь доказать, опираясь на авторские
рассуждения, почему молодость — это именно вся жизнь. Этот главный тезис,
заложенный в заголовке, автор доказывает рядом аргументов, которые нужно
выявить из текста-образца.

Д.С.Лихачёв начитает свое доказательство от
противного, то есть приводит ложный тезис, который потом опровергает всем ходом
рассуждений. Он пишет: «Когда я учился в школе, мне казалось — вот вырасту, и
всё будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и всё
вообще будет иначе. Будет другое окружение, будет какой-то иной,
«взрослый» мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным
миром». Эти слова можно считать логическим вступлением, в котором
противопоставлены два мира: школьный и взрослый.

Писатель неоднократно говорит, что, когда он учился в
школе, ему казалось, что во взрослой жизни «всё будет иным», он будет жить
«среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и всё вообще будет иначе», а его
«взрослый» мир не будет иметь ничего общего с его «школьным» миром. Но на
ложность посылки чётко указывает глагол «казалось», потому что его употребляет
не школьник, который был в своём мнении уверен, а взрослый человек, понявший,
как он ошибался в юности.

До конца прочитанный школьником текст-образец
позволяет сформулировать его проблему и главную мысль. Проблема, то есть
основной вопрос, поставленный автором, заключается в том, почему молодость
является таким важным этапом в жизни человека. Главная мысль текста — это то,
что надо «хранить молодость», по метафорическому выражению автора, «до глубокой
старости».

После этого необходимо приступить к анализу и оценке
логического и композиционного замысла текста-образца, выявить и
прокомментировать его логико-смысловые части: тезис — аргумент — примеры —
вывод. 

Главная часть высказывания,
хотя и не отделённая от вступления абзацным отступом, выделяется достаточно
чётко. Она начинается там, где за тезисом начинают следовать аргументы.
Границей, указывающей на начало аргументации, становится фраза-тезис «А в
действительности оказалось иначе», за которой следуют доказательства того,
почему не оправдались кажущиеся реальными убеждения школьника.

Аргумент 1: «Вместе со мной
вступили в этот «взрослый» мир и мои товарищи по школе, а потом и по
университету. Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности
оставалось тем же. Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась
со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если
менялась, то вовсе не начиналась заново». Автор показывает, что он взрослел не
один, а вместе со своими сверстниками, знавшими его не первый год, поэтому его
репутация, то есть «приобретаемая кем- или чем-нибудь общественная оценка,
общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого- или чего-нибудь»
[см.: Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Словарь Ожегова. 1949-1992] «перешла в тот иной
мир», о котором ему «мечталось с детства», а если и менялась, то начиналась не
с чистого листа, а создавалась на основе уже сложившегося мнения о человеке.
Вот почему так важно, чтобы уже в молодости репутация была положительной, но на
её приобретение необходимо затратить определённые нравственные усилия.

Аргумент 2. «Я помню, что и у
моей матери самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались её
школьные подруги, а когда они отходили «в иной мир», замены им не было.
То же и у моего отца — его друзья были друзьями его молодости». Автор
доказывает, что лучшие друзья у человека чаще всего являются друзьями его
молодости, когда друзей выбирают не по материальным соображениям или по тому,
за кого человек себя выдаёт. Обмануть подростка в выборе друзей оказывается
невозможно, и каждый выбирает себе в друзья того, чьи ценности он
принимает, чьи поступки являются отражением внутреннего мира потенциального
друга.

Поэтому первая часть цепочки «тезис —
аргументы»

завершается логическим выводом автора: «Во взрослом состоянии приобрести друзей
оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека,
формируется и круг его наилучших друзей — самых близких, самых нужных».

Далее автор предлагает читателю ещё один важный
тезис:
«В молодости формируется не только человек — формируется вся его
жизнь, всё его окружение». К этому тезису Д.С.Лихачёв также приводит
доказательство: «Если он [человек] правильно выберет себе друзей, ему будет
легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость». Этот аргумент
тоже содержит парадоксальное утверждение, позволяющее поддержать интерес к
дальнейшему чтению текста. Автор стремится убедить читателя, почему человеку
нужно переносить с друзьями не только горе, но и радость: «Радость ведь также
надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и
прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство,
сделала человека ещё более щедрым. Радость, не разделённая с задушевными
друзьями, — не радость».

Финальный тезис размышления о
молодости автор формулирует в форме императива: «Храните молодость до
глубокой старости». Это утверждение тоже парадоксально, ведь «молодость» в
прямом значении этого слова сохранить до глубокой старости нельзя. Этот парадокс
также нужен автору для поддержания интереса к его размышлению, которое молодой
человек должен прочесть до конца. Поэтому приведённые к тезису аргументы
убеждают читателя, что слово «молодость» в контексте этого абзаца автор
употребляет в переносном значении — «молодость души». Аргументы к этому тезису
убедительны, потому что заключают в себе реальные советы, как сохранить
молодость до глубокой старости:

Совет 1. «Храните
молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях».

Совет 2. «Храните
молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к
людям», непосредственности».

Совет 3. «Храните её во
всём и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и
будете жить в другом мире».

Совет 4. «И помните
поговорку: «Береги честь смолоду»».

Два последних предложения в авторском рассуждении
можно считать заключением ко всему тексту. Первое предложение «Уйти совсем от
своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить её можно,
но очень трудно» перекликается с началом размышления: «Репутация моя как
товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о
котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась
заново». Второе предложение, являющееся финалом всего рассуждения, — «Наша
молодость — это и наша старость», тоже содержит в себе смысловой парадокс (ведь
не может же молодость на самом деле являться старостью), но читатель
воспринимает эту сентенцию как афоризм, перекликающийся с заголовком всего
фрагмента — «Молодость — это вся жизнь». Таким образом, мы видим, что
между вступлением и заключением есть прочные смысловые связи, что и говорит о
чёткости кольцевой композиции всего высказывания.

Если мы будем рассматривать текст-образец
с точки зрения наличия в нём основной и второстепенной информации,
то можно
сделать вывод, что тезисы несут в себе основную информацию. Но они нуждаются в
доказательствах, поэтому второстепенная информация, содержащаяся в аргументах,
также чрезвычайно важна: она убеждает читателя в верности рассуждений и их
обоснованности.

Если рассмотреть текст-образец с позиций
отбора лексики, сочетаемости слов, риторических приёмов,
то можно
заметить, что при помощи парадоксальных суждений, которые мы уже анализировали
выше, автор на протяжении всего диалога с читателем поддерживает его интерес к
чтению, сохраняя всё время внутренний конфликт размышления.

Если проанализировать текст с жанровой
точки зрения,

можно выявить в нём признаки публицистики: экспрессивность, то есть наличие
эмоционально окрашенной лексики, например слов и выражений разговорного стиля
(«вот вырасту, и всё будет иным», «всё вообще будет иначе», «не будет иметь
ничего общего»), метафорических выражений («когда они отходили «в иной
мир», замены им не было») и синтаксических конструкций с использованием
форм повелительного наклонения.

Публицистичность тексту-образцу придаёт и его
тенденциозность, которую мы понимаем в значении «последовательное проведение
определённой идеи, тенденции».

Приёмы ораторского искусства, использованные в тексте-образце,
также играют свою роль в целях влияния на читателя. Это не только приёмы
прямого воздействия на собеседника — предложения и глагольные словосочетания с
главным словом в форме императива: «храните», «не думайте», «помните».
Это и уместное использование слов-антонимов («менялось» — «оставалось»,
«молодость» — «старость», «горе» — «радость», «нельзя» — «можно» и др.) и
антонимических конструкций («взрослый мир» — «школьный мир», «мне казалось» —
«в действительности», «формируется не только человек» — «формируется вся его
жизнь», «старых, но приобретённых в молодости», «легче переносить горе» —
«легче переносить радость» и др.), позволяющих будить читательскую мысль
показом противоположностей.

Особое значение приобретают в тексте-образце и
повторы, которые усиливают главные смысловые акценты («иных» — «иной» —
«иначе», «оставалось» — «оставалась», «менялось» — «менялась», «самых близких»
— «самых нужных», «формируется характер человека» — «формируется и круг его
наилучших друзей», «формируется не только человек» — «формируется вся его
жизнь» и др.).

Таким образом, разносторонний анализ
текста-образца позволяет сделать следующие выводы:

— во вступлении к рассуждению автором поставлены
проблемы, которые будут раскрываться в его основной части;

— в основной части текста-образца сформулирована и
доказана его главная мысль, для чего использованы смысловые фрагменты,
отражающие разные аспекты доказательства;

— расположение этих смысловых фрагментов в основной
части высказывания логично и последовательно, а рассуждения автора внутри
смысловых фрагментов подчинены законам логики повествования: тезис, аргументы,
вывод;

— объём основной части высказывания соразмерен
вступлению и заключению, между которыми прослеживается смысловая связь,
делающая композицию рассуждения чёткой и доказательной;

— заключение текста-образца содержит краткий и точный
ответ на вопрос-проблему, сформулированную в заголовке высказывания, и содержит
сжатый итог всего рассуждения.

Если использовать фрагмент из книги
Д.С.Лихачёва для смыслового анализа при подготовке к итоговому сочинению,
можно в
качестве упражнения предложить школьникам подобрать литературные примеры из
программных и прочитанных самостоятельно книг, где показано, как молодость
человека формирует его жизненную позицию и ценностные ориентации, как влияет на
всю его жизненную репутацию. В первую очередь, исходя из приведенного примера,
имеет смысл обратиться к пословице-эпиграфу из повести «Капитанская дочка», и
предложить ученикам вспомнить другие тексты, где вопросы о чести и человеческом
достоинстве выходили бы на первый план.

В качестве домашней работы можно было
бы предложить практикум по стилистике. Как известно, большинство эссе Лихачева
перерабатывались им в «Письма о добром и прекрасном». Подобные стилевые
изменения затронули и рассмотренный выше текст. Можно предложить учащимся
сравнить два текста, выявить расхождения на стилевом, коммуникативном
(эссе/письмо) и концептуальном уровне, чтобы прийти к выводу о значении в
данном случае экономии языковых средств.

Таким образом, в основной школе
необходима и возможна пропедевтическая подготовка к итоговому сочинению,
включающая приёмы анализа публицистических текстов-образцов, что способствует
успешной реализации метапредметных результатов ФГОС основного общего
образования.

Литература:

1.     Беляева
Н. В. Пропедевтическая подготовка в основной школе к итоговому сочинению в
контексте реализации метапредметных результатов ФГОС основного общего
образования
«Литература в школе» . – 2016 . — № 11 . – С.
22-26.
 

2.     Бодрийяр, Ж. Общество потребления:
его мифы и структуры: монография / Ж. Бодрийяр. – М.: Республика, 2006. – 174
с.

3.     Зусман В.Г. Диалог и концепт в
литературе. Нижний Новгород, 2001. – С. 162. 

4.     Леви-Стросс, К. Структурная
антропология: монография / К. Леви-Стросс. – М.: Академический проект, 2008. –
555 с.

5.     Лотман, Ю.М. Структура
художественного текста: монография / Ю. М Лотман. – М.: Искусство, 1970. – 384
с.

6.    
Сметанникова
Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие
для учителя. — М.: Баласс, 2011.

7.    
Степанов, Ю.
С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики,
философии, лингвистики: монография / Ю.С. Степанов. – М.: Наука, 1985. – 335 с.

8.    
8. Юнг, К. Г.
Архетип и символ: монография / К. Г. Юнг. – М.: Ренессанс, 1991. – 304 с.

Вторник, 11.01.2022, 18:44 Главная | Регистрация | Вход

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

3

Каталог статей


В категории материалов: 32
Показано материалов: 11-20
Страницы: « 1 2 3 4 »

Сортировать по

:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам


ГАЗЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» № 14 2007 г.

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Анализ «Письма пятнадцатого Д.С.Лихачева «Про зависть”
Л.М. КОРЧАГИНА,
гимназия им. Н.Г. Басова,
г. Воронеж

Про зависть
(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
(4) Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.
(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.
(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.
(13) Завидуете – значит не нашли себя.

ГАЗЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» № 24 2006 г.

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Ирина РУДЕНКО,
Магнитогорский городской
многопрофильный лицей
при МГТУ им. Носова

Статья В.Чивилихина

 (1) Вообще-то вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой поэмы – так интересна она сама по себе, так велика ее роль в нашей жизни, так драматична и сложна судьба этого драгоценного жидкого минерала. (2) Некоторые на первый взгляд простые физико-химические свойства воды настолько нам привычны, что мы не задумываемся об истинном их значении. (3) Взять, например, ее четырехградусную тепловую константу. (4) При этой температуре вода обнаруживает поразительное свойство – она становится почему-то наиболее тяжелой и плотной. (5) И когда осенью остывает какой-либо водоем, то холодная вода опускается с поверхности вниз, на ее место поднимается более теплая – и так далее, пока вся вода не перемешается и не примет четырехградусную температуру. (6) Но вот холодает все больше, поверхностный слой воды остывает еще на один-два градуса. (7) И тут-то происходит странная метаморфоза: подчиняясь тончайшим молекулярным законам, вода разжижается и легчает. (8) Этот холодный легкий слой, как бы плавая на поверхности водоема, создает своего рода тепловую подушку и не позволяет охлаждаться нижележащей толще. (9) Образующийся при нуле градусов лед еще легче и поэтому не тонет. (10) Поистине сказочное свойство! (11) Кусок легкого олова, тяжелого свинца или, скажем, аморфного воска тонет в собственном расплаве, а лед чудесным образом держится на поверхности воды. (12) Не будь этого, наши водоемы промерзали бы до дна. (13) Все живое там погибло бы, и сама Земля не вырвалась бы из ледяного плена.

ГАЗЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» № 23 2006 г.

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Ирина РУДЕНКО,
Магнитогорский
городской многопрофильный лицей при МГТУ им. Носова

       (1) Чего у нас теперь в избытке, так это телесериалов. (2) И импортных, и отечественных. (З) Причем если импортные выжимают многосерийные трагедии из вялотекущего беспамятства и хронической недогадливости положительных персонажей и злобного коварства отрицательных, то наши предпочитают фактуру простую, грубую, всем понятную. (4) А посему и снимают сериалы по большей части про тяжелую жизнь бандюков и повязанных с ними бизнесменов.

    (5) По обилию этих сериалов можно подумать, что у нас полстраны в бандиты записалось. (6) А кто еще не записался, тот мечтает записаться, да все никак на пистолет простенький не может скопить! (7) Вот накопит — и начнется тогда временами, конечно, беспокойная, но такая красивая, благородная бандитская жизнь! (8) А пока пусть сериалы посмотрит, уму-разуму бандитскому в подробностях поучится, дабы потом не попасть впросак. (9) И возможностей хоть отбавляй! (10) На какой канал ни попадешь — обязательно про бандитов показывают. (11) Как им трудно, бедным и несчастным, живется, и как их никто вокруг не понимает, и какие они в глубине души добрые и пушистые, и как умеют крепко друг с другом дружить, и как умеют пылко и верно своих роковых подруг любить, и как ненавидят царящую вокруг несправедливость, ради борьбы с которой, собственно говоря, они и пошли дружными рядами в бандиты. (12) Вот герои нашего времени! (13) Сразу становится понятно, на кого в этой жизни можно положиться. (14) Уже и подростки в суровую бандитскую дружбу по всей стране играют…

      (15) Конечно, бандиты воруют, грабят, постреливают, порой даже убивают, но ведь не со зла же! (16) Просто как-то так получается… (17) В общем, вынуждают их. (18) Обстоятельства всякие. (19) Все та же чудовищная несправедливость вынуждает и всякие нехорошие люди вроде нас с вами, в бандиты почему-то не записавшиеся и их огромной важности в жизни нашего общества никак не хотящие понять.

    (20) Правда, и среди бандитов в сериалах попадаются люди нехорошие. (21) Даже отвратительные попадаются. (22) Но хорошие бандиты с ними очень сильно борются, как им ни препятствует в этом милиция. (23) В конце концов хоть и дорогой ценой, но хорошие бандиты побеждают плохих.

     (24) Бывают и хорошие милиционеры. (25) Но уже в других сериалах — про милицию. (26) Однако и там мелькает та же интересная мысль, что бандиты бывают плохие и хорошие, благородные и отморозки, и если отморозков надо, безусловно, наказывать, то с хорошими бандитами почему бы и не поработать рука об руку? (27) Почему бы не поддержать их ради общего светлого будущего? (28) Ну, пусть и не совсем общего, пусть многие, вроде нас с вами, и не доживут, падут случайными жертвами при чужих разборках, но будущее в результате такого альянса точно будет светлым! (А.Андреев)

Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.

Авторы: Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.
Год: 2010.

Пособие содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, а также разработанные авторами задания к ним и методику подготовки к выполнению части С. Отличительной особенностью книги является большое количество схем и таблиц, что способствует оптимальному восприятию и запоминанию материала. В пособие включено также много разнообразных и оригинальных упражнений, часть которых дана в тестовой форме. Таким образом, формат книги позволяет использовать её как тренировочную тетрадь.
http://narod.ru/disk/11667127001/rus-soch.zip.html

4 5

Организация: МБОУ «Гимназия «Шанс» г. Волгодонска

Населенный пункт: Ростовская область, г. Волгодонск

Технологическая карта урока развития речи тему:

Подготовка к сжатому изложению по статье Д.Лихачева «Самая большая ценность народа…» для 7-9 классов

Автор: Приходько Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия «Шанс» г.Волгодонска.

Цель деятельности учителя:

Способствовать совершенствованию речевых умений учащихся, навыков работы с разными источниками, в том числе цифровыми, для создания своих текстов на основе необходимой информации и личных наблюдений.

Задачи урока:

обучающие

развивающие

воспитательные

1. Ввести новые понятия способствовать пониманию их значения.

2.Создать условия для формирования умения распознавать фразеологизмы в речи, отличать идиомы от сочетаний с прямым значением, уместно употреблять их при создании собственного монологического высказывания

3.Организовать деятельность учащихся по систематизации имеющихся знаний о лексике, содействовать формированию осознания целостности разделов лингвистики.

1.Развивать навыки исследовательской работы.

2.Развивать коммуникативные навыки.

3.Отрабатывать умение грамотно оформлять собственное монологическое высказывание, давать полный ответ на вопрос.

1.Прививать интерес к изучению родного языка, создать условия для воспитания аккуратности и внимания, бережного отношения и любви к родному языку.

2. Способствовать воспитанию умения слушать и говорить, участвовать в диалоге.

Планируемые результаты:

Личностные: воспринимают русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа; понимают определяющую роль родного языка как в развитии интеллектуальных, творческих способностей, моральных качеств личности самого учащегося, так и в достижениях прославившихся соотечественников, осознают роль русского языка в процессе получения школьного образования.

Метапредметные:

Регулятивные: умеют осознавать цели и задачи изучения курса, планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, устанавливать и временные ограничения.

Познавательные: владеют приёмами отбора и систематизации материала на заданную тему; способны осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета; умеют выделять существенную информацию из читаемых текстов; используют знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач; обобщают изученный материал по плану, по таблице;

дополняют готовые таблицы; строят речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Коммуникативные: владеют всеми видами речевой деятельности, умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Предметные: понимают роль языка в развитии творческих способностей; проявляют способность свободно, правильно излагать мысли в устной и письменной речи; адекватно выражать своё отношение к информации; соблюдают основные нормы языка; осуществляют речевой самоконтроль; осознают эстетическую функцию родного языка.

Методы, приемы и формы обучения:

Наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный. Фронтальная, индивидуальная.

Беседа, анализ языкового материала, тезирование, создание проблемных ситуаций, организация дискуссии, наблюдение над языком, метод письменной проверки, синквейн, индивидуальная, фронтальная работа на уроке, здоровьесбережение.

Оборудование

экран, проектор, ноутбук, устройства с подключением к сети Интернет

Наглядно-демонстрационный материал:

презентация по теме урока, раздаточный материал, цифровые и печатные толковые словари, цифровая аудиозапись текста.

Презентация https://yadi.sk/i/1vvzJn3VYFqHeQ

Аудиозапись текста http://kuzmenkoev.ru/index.php/russkij-yazyk#start-0

Актуальность использования средств ИКТ

Эффективное достижение общеобразовательных целей; формирование устойчивой мотивации учащихся.

Просмотр обучающего видео на этапе целеполагания и как дополнительный элемент введение нового понятия, интерактивная игра на этапе закрепления изученного.

Предварительная работа:

Подготовленные учащиеся работают с толковыми словарями; один ученик готовит сообщение о Д.С.Лихачеве.

Ход занятия

Этап

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Цель деятельности учителя

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарий

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности Слайд 2 Презентация https://yadi.sk/i/1vvzJn3VYFqHeQ

Организационная Образовательная (организация учебной ситуации)

Здравствуйте, ребята, что такое любовь?

(ответы учеников: теплое чувство, желание быть рядом)

Словарная работа. Работа со словарями.

Слайд 3

Организационная Содержательная цель

Послушаем объяснение этого слова, взятое из толкового словаря известного лингвиста и организатора реформы орфографии Д.Н.Ушакова.

Обратимся к толкованию слова в словаре выдающихся отечественных лингвистов, С.И.Ожегова и его ученицы, закончившей дело своего учителя Н.Ю.Шведовой .

2 ученика работают со словарями С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой и Д.Н.Ушакова

Словарная работа. Работа со словарями.

Синонимическая замена.

Слайд 4

Организационная Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов.

Пока зачитываются словарные статьи, 3 человека будут работать с устройствами, подключенными к сети Интернет. Они выйдут на сайт

https://syn_ru.academic.ru/1340

найдут в интернет – ресурсах понятие «любовь» в словаре синонимов (М.: АСТ, Астрель. Под общ. ред. проф. Л.Г. Бабенко. 2011) .

Один учащийся выберет и зачитает те синонимы слова «любовь», которые соответствуют нейтральному стилю общения;

Второй учащийся назовет слова, относящиеся к разговорному стилю общения

Третий ученик назовет синонимичные слов, относящиеся к возвышенной книжной лексике.

Ребята, если у Вас возникнет другая точка зрения, вы можете высказать свое мнение. Помните, что мы не указываем на ошибки, а вместе размышляем и помогаем друг другу, обязательно аргументируйте свой ответ.

Ребята, что вызвало сложности в выполнении заданий?

Зачитывает статью,

3 ученика находят понятие на сайте, отбирают слова по критериям.

Зачитывают:

Первый: близкие отношения, влечение, влюбленность, нежная страсть, нежное чувство, неравнодушие, преданность, привязанность, симпатия, склонность, слабость, любовная связь

Второй: амуры, интрижка, крутой лямур, заноза, любовь-морковь, шашни, шуры-муры

Третий: благоволение, благорасположение, благосклонность, обожание, пристрастие, сердечная склонность

Ответы учеников.

Если у зачитывающих ребят возникают недочеты, ребята с место поправляют и комментируют свою точку зрения.

Могут возникнуть сложности с третьей группой, так ка слова устарели и значение их неясно, в таком случае, в толковом словаре ищут объяснение слова.

Подготовка к постановке проблемного вопроса:

Организационная Образовательная

К чему человек может испытывать любовь?

(к другому человеку, к родине, к домашнему питомцу, к родителям и близким)

Постановка проблемного вопроса:

Образовательная

А можно ли любить родной язык?

Сейчас мы немного подискутируем.

Организация дискуссии:

Организационная Образовательная

Класс поделен на две группы (по рядам):

Ребята, Вам предстоит подобрать аргументы, которые подтверждают озвученную учителем позицию. 1 ряд: можно испытывать любовь к русскому языку

2 ряд: невозможно испытывать любовь к русскому языку.

Каждый по цепочке из приводит аргумент в пользу точки зрения, озвученную учителем для его группы. Ответы групп должны чередоваться.

Ребята приходят к выводу, что аргументация в пользу первой точки зрения

Знакомство с достижениями представителей русской культуры

Образовательная

Есть люди, для которых родной язык, как близкий человек, является смыслом жизни. Назовите имена известных вам любителей русского языка.

А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, М.В.Ломоносов и др.

Ребята приходят к выводу, что любой писатель и поэт подходит под это описание.

Слайд 5.

Образовательная

Известный филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев очень любил русский язык. Всю жизнь он посвятил служению ему

Доклад ученика (на экране дублируются основные положения)

Постановка цели

Слайд 6

Слайд 7

Организационная Образовательная

Сегодня мы прочитаем его слова о русском языке, подумаем над их истинным смыслом.

Наша задача понять, о чем говориться в тексте и научиться отбирать важную информацию.

Ребята, в чем поможет Вам эта работа?

При первичном чтении вам необходимо внимательно прослушать текст и обратить особое внимание на вопросы, отмеченные на экране.

Зачитаем их.

Понятны ли все вопросы?

(подготовиться к написанию сжатого изложения на основе данного текста).

Зачитывают вопросы вслух.

Ответы учеников

Этап реализации учебной деятельности

Первичное восприятие текста

Слайд 7

Аудиозапись

http://kuzmenkoev.ru/index.php/russkij-yazyk#start-0

Содержательная цель

Звучит аудиозапись текста.

Самая большая ценность народа — язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека — это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека — прислушаться к тому, что и как он говорит.

Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам — значит ошибаться. А вот язык человека — гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык — самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью — устной или письменной — надо следить постоянно. (По Д.С.Лихачёву)

Учащиеся слушают запись чтения текста.

Первичная проверка понимания

Слайд 7

(Слайд 8)

Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия, реализовать знания, применить их на практике, испытать новое действие.

Беседа по вопросам на экране Определите:

-о чем текст?

-с каким чувством говорит Д.С.Лихачев о русском языке?

-в каком предложении основная мысль, на ваш взгляд?

Отвечают на вопросы

Текст выводится на экран при условии затруднения учащихся.

Слайд 8, если затруднений нет, текст не демонстрируется.

Актуализация ранее изученного материала

Слайд 9

Знакомство с инструкцией написания сжатого изложения

Слайд 9

Деятельностная

Ребята, вы уже сказали, что одним из этапов выпускного испытания в 9 классе является сжатое изложение прослушанного текста, сегодня мы вспомним основные этапы подготовки к этому типу изложения.

1.Чем отличается сжатое изложение от подробного?

2.Какими основными навыками должен обладать пишущий сжатое изложение.

3 На экране представлена памятка о том, как писать изложение. Познакомимся с ней.

Процесс написания изложения включает такие этапы:

-выделение основной мысли и второстепенной информации;

-разделение текста на три основных блока;

-равномерное сжатие текста с помощью основных приемов.

Важно! Прослушивая текст первый раз, кратко записывайте на черновике важные моменты, а также попытайтесь выделить логические блоки. Слушая текст второй раз, корректируйте свои мысли, делайте заметки и фиксируйте на черновике основные словосочетания и мысли, которые важно не упустить.

4.обратите внимание на план черновика, он позволит вам воссоздать структуру исходного текста.

1.Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.

2. Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

3. зачитывают с доски

4. учащиеся чертят таблицу на черновике

Работа с презентацией и черновиком

Физкультминутка

Слайд 10

Соблюдение принципа здоровьесбережения на уроке.

Ребята, а теперь мы немного отвлечемся от темы урока. Закройте глаза, представьте, что вы в прекрасном саду. Вокруг вас все зелено, свежо, играет красками и солнечными лучами. Вам хорошо, хочется потянуться, и вы потягиваетесь, расправляете плечи, повращайте плечами, сожмите кулачки крепко, повращайте кистями.

А теперь представьте, что в том саду цветут прекрасные слова, как счастье, отвага, какие слова вы видите еще?

Откройте глаза, присаживайтесь.

Закрываю глаза, потягиваются.

Перечисляют (мужество, доброта, взаимопомощь, милосердие, любезный, красивый, друг, мама и т.д)

Словарная работа

Слайд 11

Содержательная цель

Вернемся к словам языковеда Дмитрия Лихачева.

Посмотрите на текст. Какие слова вызывают затруднение?

Объясняют, при затруднении обращаются к толковому словарю ценность

сознательная жизнь

формулируются

показатель его культуры

личные качества

нравственные качества

мировоззрение

На экран выводится текст.

Вторичное ознакомление с текстом

Деятельностная цель

Продолжим знакомство с текстом Д.С.Лихачева. Обязательно при прослушивании пользуйтесь вашей таблицей для записи ключевых слов и словосочетаний.

1 ученик читает текст на бланках раздаточного материала, остальные работают в черновиках.

Раздаются печатные тексты в раздаточном материале у каждого учащегося,

Анализ текста

Слайд 12

Слайд 13

Деятельностная цель

По вариантам зачитаем записанное в первом, втором, третьем абзаце.

1.Прослушаем ключевые слова первого абзаца.

Ребята, звучала ли в первом абзаце мысль, что важно сохранить чистоту русского языка для последующих поколений?

2.Прослушаем ключевые слова второго абзаца.

Ребята, звучала ли во втором абзаце мысль, что язык человека проявляет его личные качества и уровень культуры?

3.Прослушаем ключевые слова третьего абзаца.

Ребята, звучала ли во втором абзаце мысль, что язык человека проявляет его личные качества и уровень культуры?

Посмотрим, что у нас получилось:

Зачитываю по цепочке 1 вариант.

Отвечают, аргументируют.

Зачитываю по цепочке 2 вариант.

Отвечают, аргументируют.

Зачитываю по цепочке 3 вариант.

Отвечают, аргументируют.

Язык — самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью — устной или письменной — надо следить постоянно.

Видоизменение высказывания (расширение)

Деятельностная цель

Теперь добавьте к этому предложению 5 слов любых частей речи.

Кто готов?

Ответы учащихся: Язык – это самое выразительное, чем человек обладает, способное продемонстрировать чувства, одобрение или осуждение, вселить надежду или разбить мечты, поэтому – надо…

Если у учащихся не получилось, учитель помогает.

Актуализация теоретических знаний

Слайд 14, приложение 1

Слайд 15, приложение 2

Деятельностная цель

Вспомним приемы сжатия текста

Что нужно сохранить и удалить при сжатии текста?

6.Зачитывают с доски

7.Зачитывают с доски

Применение на практике

Деятельностная цель

Давайте попробуем, используя известные нам приемы сжатия обработать текст Д.С.Лихачева, что можем убрать?

отвечают

Слайд 16, приложение 2

Организационная

Проверим этапы нашей работы.

Слайд 17, приложение 3

Деятельностная цель

Ребята, вы знаете, что изложение проверяется по определенным критериям. Давайте познакомимся с ними.

Зачитывают информацию на экране.

Написание обучающего изложения

Деятельностная цель

Откройте тетрадь, запишите число, тему урока и приступайте к написанию изложения. При работе используйте ваши таблицы с ключевыми словами и черновики.

Пишут работу на черновике, используя схему. Затем проверят и пишут в тетрадь контрольных работ.

Рефлексия

Слайд 18

Синквейн

Слайд 19

Выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности

Ребята, мы сегодня познакомились с удивительным человеком, нашим соотечественником, великим лингвистом, всю жизнь пропагандирующим бережное отношение к русской культуре и ее главному достоянию – русскому литературному языку.

Кроме этого, мы вспомнили, как писать изложения, узнали, какие этапы написания обязательно должны быть соблюдены.

Поделитесь своими впечатлениями об уроке в довольно необычной форме.

1 ряд называет одно слово – существительное, которым можно назвать все, что происходило на уроке:

2 ряд называет прилагательное

3. ряд называет глагол

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Комментированное выставление отметок за урок

Формирование навыков и умений самостоятельной деятельности, закрепление изученного материала.

Отобрать высказывание о русском языке, написать сочинение-рассуждение по нему (7-10 предложений)

Исключение: Суть приема заключается в удалении конструкций и фрагментов текста, не влияющих на смысловую нагрузку. Исключить можно:

Суть приема состоит в замене объемных фрагментов текста более короткими, обобщающими:

-однородных членов обобщающим словом; части предложения более лаконичным выражением;
-замена части предложения местоимением.

Суть приема в упрощении конструкций и уменьшении объема текста.

-перевод прямой речи в косвенную.

Связность и содержание текста, тему и идею высказывания.

Последовательность изложения.

Три микротемы в трёх абзацах.

Ключевые слова и обороты речи, которые характеризуют авторскую речь.

Изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передаётся колорит текста: метафоры, эпитеты, олицетворения.

Проверка: прочитать каждое первое предложение абзаца, должен получиться текст.

Прослушайте текст 2 раза.

Во время первого чтения, пользуясь схемой в черновике, запишите ключевые слова.

Восстановите во время паузы текст максимально.

Во время второго чтения восполните пробелы в микротемах и ключевых словах.

Напишите изложение, связав части между собой по смыслу и грамматически.

Проверьте работу два раза, отредактируйте текст.

Отметьте, всем ли критериям оно соответствует.

Переданы все три микротемы.

Все три микротемы сжаты.

Все три абзаца на месте.

Нет логических, речевых, грамматических ошибок, повторов.

Нет орфографических, пунктуационных ошибок.

Всего за правильно написанное сжатое изложение на ОГЭ 2019 года ученик может набрать 7 баллов, начисление которых осуществляется по следующему принципу:

Критерий

Баллы

Пояснение

2 балла

Точно передано содержание текста и все микротемы отражены в сжатом виде.

1 балл

Содержание передано точно, но учение пропустил либо добавил микротему.

Сжатие

3 балла

Сжатие равномерное в содержании

Во всех микротемах с применением 1 или более приемов.

2 балла

Сжатие присутствует в 2 из 3-х блоков (приемов 1 и более).

1 балл

Сжатие присутствует в 1 из 3-х блоков (приемов 1 и более).

Смысл

Речь

Последовательность изложения

2 балла

Текст имеет целостный вид, разделен на абзацы, изложен связно и последовательно без логических ошибок.

1 балл

Текст связный, целостный, последовательно изложен, но допущена одна логическая ошибка или ошибка в делении на абзацы.

метки: Интеллигентность, Аргумент, Статья, Лихачев, Предложение, Человек, Сочинение, Текст

  1. Сочинения
  2. На свободную тему
  3. Человек должен быть интеллигентен

Интеллигентность общества заключается не в хороших манерах или образованности. Она связана с внутренними установками человека, с его душевным устройством. Человек способен сопереживать, проявлять сочувствие, неравнодушно относиться к окружающим. Конечно же, культура, творчество и знания тоже часть интеллигентности человека, но в первую очередь это моральные принципы.

Русский и советский писатель С. Залыгин писал: «Мерилом интеллигентности были не только убеждения, и мораль, и творчество как таковые, но и поступки».

Автор поднимает проблему реализации интеллигентного отношения в социальной среде. Он задает обществу вопросы: что означает творчество людей, музыка, литература и т.д. в контексте интеллигентного отношения. Люди разных поколений вкладывали в свои работы глубокий смысл, раскрывая собственную натуру и демонстрируя внутренний мир, в котором заложены понятия интеллигентности.

С. Залыгин говорит об ответственном отношении и высоких моральных установках человека, называющего себя интеллигентом. Потому что мерилом этого понятия становится не только деятельность людей, но и их поступки. Человек, издевающийся над другими, и не умеющий выслушать чужую точку зрения, не способен относится к интеллигентности.

Д. Лихачев в своих «Письмах о добром и прекрасном» писал, что интеллигентное отношение строится не только на количестве знаний и опыте образования, а на конкретных поступках и действиях человека, его умении сочувствовать и сопереживать окружающим, понимать их.

В произведении Л.Н. Толстого «Война и мир» встречается Андрей Болконский, образцовый герой с глубоким духовным миром. Он невероятно умен, образован и силен. Однако помимо этих качеств герою не чужды патриотические чувства, милосердие и духовность. Цинизм и ложь светского общества отвратительны князю Болконскому. Он постепенно отказывается от высшего света и начинает интересоваться военными действиями, чтобы посвятить себя родине. Герой прошел сложный и полный боли путь через сражения, но его душа все еще полна доброты, любви и сострадания. Эти качества делают персонажа романа истинным образом интеллигентности.

Таким образом, интеллигентность основана на добрых поступках, в независимости от образования человека. Она является отражением понимания, ответственности и сострадания ко всему окружающему.

Другие сочинения: ← Что такое время?↑ На свободную темуДемократия →

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в … весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить … неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так …

ЕГЭ 2020. Русский язык. Сочинение по прочитанному тексту. Практикум. Задания 24, 25 / И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева. +аргументы Синягина Ю.В.

ВАРИАНТ I

1.

1.Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте проблему, поставленную автором, и его позицию. Прокомментируйте эту проблему.

1. Человек должен быть интеллигентен. (2) А если его профессия не требует интеллигент­ности? (3) А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна прежде всего самому человеку. (По Д.С. Лихачёву )

2.Тип речи.

Напишите, к какому типу речи относится текст. Устно объясните, какой тезис выдвинул автор. Прочитайте контраргументы, приведённые автором. С какой целью они приведены?

3.Аргументация.

Попробуйте привести свои аргументы, подтверждающие позицию автора.

4.Средства связи предложений в тексте

Среди предложений текста найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Выпишите номер этого предложения. Подчеркните в тексте эти средства связи.

5.Средства языковой выразительности

Обведите номера средств языковой выразительности, которые использованы автором в приведённом тексте. Рядом с каждым выбранным названием выразительного языкового средства укажите номер(-а) предложения(-й), в кото- ром(-ых) оно использовано.

1)парцелляция 2)ряд однородных членов 3)эпитет 4)вопросительное предложение 5)восклицательное предложение 6)цитирование 7)вводные слова 8)лексический повтор 9)назывные предложения 10)неполные предложения 11)анафора 12)риторический вопрос 13)диалог

2.

1.Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором, и его позицию. Прокомментируйте эту проблему.

(1)Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье — не только физическое, но и умственное — способствует долголетию.

(2)В народе говорят: «Чти отца своего и мать свою, и тогда долголетен будешь на земле».

(З) Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. (4)Это мудро.

(5)Всё, о чём я разговариваю с молодыми читателями, — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью. (б) Будем долголетни! (7)Как люди и как народ.

(8)А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всех прекрасных сторон нашего прошлого.

(9)Прошлое является отцом и матерью нашей современности, великой со-временности, принадлежать к которой великое счастье.(По Д.С. Лихачёву)

2.Тип речи.

Напишите, к какому типу речи относится текст.

6 стр., 2778 слов

В каких произведениях раскрывается проблема интеллигентного человека. …

… Солженицын был человеком, сильным духом, телом и разумом. Ситуация с интеллигентностью в современном мире находится под угрозой. Дело в том, что сегодня остро стоит проблема деградации личности, … способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. …

3.Аргументация.

Попробуйте привести свои аргументы, подтверждающие позицию автора.

4.Средства связи предложений в тексте

Среди предложений текста найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью форм слов. Выпишите номер этого предложения. Подчеркните в тексте эти средства связи.

5.Средства языковой выразительности

Обведите номера средств языковой выразительности, которые использованы автором в приведённом тексте. Рядом с каждым выбранным названием выразительного языкового средства укажите номер(-а) предложения(-й), в кото- ром(-ых) оно использовано.

1)парцелляция 2)ряды однородных членов 3)синтаксический параллелизм 4)вопросительное предложение 5)восклицательное предложение 6)цитирование 7)вводные слова 8)назывные предложения 9)анафора 10)риторический вопрос 11)метафора

3.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Человек должен быть интеллигентен. (2)А если его профессия не требует интеллигентности? (3)А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? (4)А если окружающая среда не позволяет? (5)А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

(6)Нет, нет и нет! (7)Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. (8)Она нужна прежде всего для самого человека.

(9)Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго, ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье — не только физическое, но и умственное — нужно, чтобы жить долго.

(11)В народе говорят: «Чти отца своего и мать свою, и тогда долго летев будешь на земле». (12)Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. (13)Это мудро.

(14)Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом — почему она связана с заповедью долголетия.

(15)Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

(16)А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.

(17)Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это внимательное отношение к миру и к людям.

(18)Интеллигентность надо в себе развивать — тренировать душевные силы, как силы физические. (19)А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

(20)Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно.

(21)Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.

(22)Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…

(23) Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, на всё неправильно реагирующий. (24) Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить. (25) Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный.

4 стр., 1555 слов

Как мало мы знаем о профессиях обычных людей живущих рядом с нами

… одной и той же орбите, i (26)Как мало мы знаем о профессиях обычных I людей, живущих рядом с нами, и как редко возни­кает разговор об этом! I (По С. Львову) 22 Львов Сергей Львович (род. в … 4) (26)Как мало мы знаем о профессиях обыч­ных людей, живущих рядом с нами, и как редко возникает разговор об этом! 23 А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «проза» в предложении 8. 1) …

(26)Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. (27) Душевная слабость ведёт к физической слабости. (28)Я не врач, но я в этом убеждён.

(29)Долголетний опыт меня в этом убедил.

(ЗО) Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (31)Да — красивым!

(32) Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения этого злого человека лишены изящества, не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

(33) Социальный долг человека — быть интеллигентным. (34)Это долг перед самим собой. (35)Это залог его личного счастья и ауры доброжелательности вокруг него и к нему — обращённой к нему.

(З6) Всё, о чём я разговариваю с молодыми читателями, — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью. (37)Будем долголетни! (38)Как люди и как народ.

(39)А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всех прекрасных сторон нашего прошлого.

(40)Прошлое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой великое счастье.(По Д.С. Лихачеву*)

*Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906—1999 гг.) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.

20.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)Нужно отказаться от стремления быть интеллигентным, если это стремление мешает установить доверительные отношения с окружающими.

2)Интеллигентным можно назвать лишь того человека, который имеет достаточно высокий уровень образования, много читает.

3)Такое качество человека, как интеллигентность, оказывает влияние на его долголетие.

4)Любой интеллигентный человек обязательно владеет одним из иностранных языков, потому что понимает: это помогает ориентироваться в современном мире.

5)Отсутствие широкого кругозора не мешает некоторым людям быть внутренне интеллигентными.

21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)Предложение 13 содержит оценку высказанного в предложении 11 утверждения.

2)Предложения 15-16 содержат рассуждение.

3)В предложениях 18-19 представлено описание.

4)В предложениях 22-26 представлено повествование.

5)Предложение 39 объясняет содержание предложений 36-38.

22.Из предложения 5 выпишите фразеологизм

23.Среди предложений 17-22 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

24.«Размышляя о содержании понятия «интеллигентность», о путях её формирования, автор использует различные синтаксические средства, в том числе (А)……(например, в предложении 17) и (Б)……(в предложении 18).

Убеждённость автора подчёркивает ещё одно синтаксическое средство — (В)……(предложения 31, 37), а также приём — (Г)…….(предложения 12 — 13, 34 — 35)».

Список терминов: 1)парцелляция 2)эпитет 3)ряд однородных членов предложения 4)анафора 5)восклицательное предложение 6)ирония 7)олицетворение 8)противопоставление 9)сравнительный оборот

5 стр., 2390 слов

Интеллигентный человек какой он . «что значит быть интеллигентным»

… культурные ценности, тогда это называют интеллигентностью, что является моральным понятием. Кого называют интеллигентным человеком Латинский глагол intellego подарил понятию «интеллигентность» его первое … Лихачев в своем труде «Человек должен быть интеллигентен», по мнению большинства, дал достоверную характеристику интеллигентного человека. Он утверждал, что это качество, данное от природы, …

ВАРИАНТ I, Примерные ответы к заданиям подготовительного этапа № 1, Проблема.

Д.С. Лихачёв поднимает проблему интеллигентности. Автор ставит вопросы, должен ли быть человек интеллигентным, если этому противостоят обстоятельства его жизни, и кому нужна интеллигентность.

Позиция автора.

Интеллигентность нужна каждому человеку вне зависимости от того, в каких жизненных обстоятельствах, в какой среде и в каком окружении он оказывается, какую профессию он выбрал.

Источник: https://multiurok.ru/files/sochinieniie-po-prochitannomu-tiekstu-praktikum-va.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector