Меню

Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке назовите сказки в которых встречаются

В падчерице я вижу честного и трудолюбивого человека. К этому гордому званию все мы должны стремиться не на словах, а на деле.
Для мальчиков (201 слово). Мой любимый герой – Данила из сказа П. П. Бажова «Каменный цветок». Герой нравится мне тем, что он – мастер своего дела. Его больше всего волнует саморазвитие, ради него он пожертвовал всем. Это путь каждого творца.
Будучи 12-летним сиротой, мальчик попал в ученики к Прокопьичу. Тот дал ему материал и изумился, ведь Данила уже знал, как работать. У него были удивительные способности. Пожилой мастер стал учить его, но вскоре ученик превзошел его. Барин оценил его талант и дал возможность трудиться, не переставая. Жизнь Данилы наладилась, он даже сосватал Наташу. Но жениться решил только тогда, когда создаст чашу небывалой красоты. О ней он слышал лишь в легендах. Они гласили, что существует Царица Медной Горы, которая забирает к себе лучших мастеров. Он пошел к ней, невзирая на опасность. Найдя ее, он обрел и то вдохновение, которое искал. В его упорстве я узнал себя. Мне тоже близка эта целеустремленность. В любимом деле я тоже хотел бы достичь успеха, сделать что-то такое, о чем не забыли бы потомки. Поэтому мне и нравится этот персонаж.
Я считаю, что в этом герое автор изобразил настоящего профессионала, которым должен стать каждый из нас. Это очень вдохновляющий образ. Как Данила нашел свой каменный цветок, так и я хочу достичь своей цели.

Для 7-8 класса

Для девочек (202 слова). Моей любимой героиней является Делла из произведения О, Генри «Дары волхвов». Меня вдохновляет ее самоотверженное желание сделать мужа счастливым. Она – «наимудрейшая» женщина, таким эпитетом ее наградил сам автор.
Чтобы сделать супругу достойный подарок, героиня продала свои роскошные волосы. Молодая семья жила бедно, и единственным сокровищем Джима были золотые часы редкой красоты. Делла хотела подарить ему платиновую цепочку, но денег взять было неоткуда. Она смогла скопить всего лишь доллар и восемьдесят пять центов. Тогда она остригла и продала свои волосы, получив достаточную сумму для покупки. Однако женщина не знала, что муж заложил часы, чтобы купить ей драгоценный гребень для утраченных волос. Несмотря на это, их рождество получилось намного счастливее, чем у многих богатых людей. Именно такие брачные союзы, наполненные искренностью и эмоциональностью, а не деньгами, способны продержаться долгие годы. С такой верной и доброй женой, как Делла, Джим обязательно достигнет успеха.
Меня героиня впечатлила тем, что она имеет очень терпеливый и действительно твердый характер. Вместо упреков в адрес мужа, который не может заработать достаточно денег, она поддерживала его и преданно любила. Кроме того, ее поступок мне показался более сложным. Ради супруга она пожертвовала частью себя, а не просто ювелирной ценностью. У нее талант любить, а это самое важное, что может быть в жизни.
Для мальчиков (236 слов). Мой любимый литературный герой – Юшка из одноименного произведения А. Платонова. Этот незаметный мужчина обладал прекрасными качествами, которые окружающие люди не замечали. Зато тот, которого так недооценивали и презирали, даже со своими скромными возможностями сделал этот мир лучше. За это он мне и нравится.
Ефим Дмитриевич болел чахоткой, поэтому в свои 40 лет выглядел старше. Он был хилым и слабым, и его все обижали, ведь не мог никому ответить. Его образ жизни всем обитателям города казался нелепым. Мужчина не тратил заработанные деньги, пил только простую воду, никуда, кроме работы, не ходил. Только раз в год он ездил куда-то, но никто не знал, куда. Так, в атмосфере издевок и обид протекала его жизнь. В лучшем случае горожане относились к нему равнодушно, в худшем – били. В одном из таких инцидентов герой и нашел свою смерть. В ответ на упреки в ненужности Ефим ответил обидчику, что если человек рождается, значит, он уже нужен белому свету. Тогда прохожий избил больного мужчину. Только после похорон Юшки выяснилось, что все это время он отдавал свои деньги бедной сироте, чтобы выучить ее и поднять на ноги. Девушка приехала в его город и начала лечить его обитателей, помогать им бескорыстно в память о том, кто сделал для нее так много.
Юшка – феноменально добрый человек, его образ вдохновляет читателей становиться милосерднее и терпеливее. Я тоже стал замечать за собой, что хочу также спокойно реагировать на глупости других и также скромно делать хорошее дело, не ожидая похвал.

Для 9 класса

Для девочек (250 слов). Моей любимой героиней является Татьяна из романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Это умная, нравственная и скромная девушка, пример которой поможет многим женщинам сделать правильный выбор. Интересно, что «милым идеалом» называл ее сам автор.
Татьяна – представительница мелкопоместного дворянства. Она воспитывалась няней, которая привила ей любовь к народным сказкам и традициям. С малых лет девочка полюбила чтение. В нем она черпала мудрость. Ум, светящийся в глазах, сделал ее облик индивидуальным. Но была и обратная сторона: девушка дичилась посторонних, не любила бывать в обществе, не умела произвести впечатление. Однако Онегин сразу приметил ее оригинальность, хоть и не смог оценить всех достоинств сразу. Его отказ больно ранил Татьяну, но не сломил ее характер. Девушка не переставала любить его всю жизнь, несмотря на то, что увидела все неприглядные стороны его натуры. Евгений флиртовал с ее сестрой, потом убил жениха Ольги на дуэли и вовсе сбежал из тех мест. Однако постоянство чувств – одна из тех добродетелей героини, которую она пронесла через всю жизнь. К ней добавилось также постоянство убеждений, которое не так часто встречается в людях, которые столкнулись с соблазнами. Через много лет Онегин признался Татьяне в любви, но она отвергла его, потому что уже была замужем и не могла изменить супругу. Ее добродетель стойко охраняла узы брака, даже от запоздалой любви.
Таким образом, Татьяна Ларина – «милый идеал» не только для Пушкина, но и для многих современных читателей. Она на своем примере доказывает непреложную истину: женщине нужна не столько красота, сколько мудрость и добродетель. Только тогда она исполнит свое предназначение, став верной женой и дальновидной матерью.
Для мальчиков (246 слов). Мой любимый герой – это Мцыри из одноименной поэмы Лермонтова. Этот юноша всю жизнь стремился к свободе и отчему дому, его идеалы чисты и нравственны. В его побеге выражается сила и решимость его характера. В стычке с барсом видно, что он наделен и выносливостью, и смелостью. Словом, это тот тип человека, который способен что-то сделать.
В отличие от недальновидного Калашникова и инфантильного Печорина, этот герой вызывает уважение. Покинув тюремные стены монастыря, куда его насильно увезли из родной деревни, он принялся познавать жизнь, как она есть. Мцыри не смирился с навязанной ему судьбой, он пошел против нее. Тяга к свободе и целеустремлённость привели его в мир дикой природы, где он попробовал свои силы. Он пошел искать дорогу в родной дом, чтобы воссоединиться со своим народом, но не нашел. Зато он побродил по просторам красивых долин, состязался с барсом, увидел прекрасную незнакомку. За три дня побега он прожил целую жизнь, наполненную приключениями и эмоциями. Он испытал ярость и пыл схватки, любовь и влечение, познал красоту природы и вольного существования. Несмотря на трагичный финал, его удел наполнился смыслом, а вот если бы он остался и принял сан, то потерял бы себя окончательно. На чужбине ему не было места, не было предназначения, поэтому вполне закономерно, что он умер. Но умер, повидав что-то, став кем-то, и не предав свои идеалы.
Этот герой вдохновляет читателя бороться с несправедливой судьбой и бунтовать против ее тирании. В его образе скрыты такие достоинства, как сила духа, вольнолюбие и отвага. За это мне и нравится данный персонаж.

Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение

  «Средняя
общеобразовательная школа №4 имени Героя России

Е.Н. Конопелькина» города
Аши Челябинской области

Информационно-познавательный
проект

«Бродячие
сюжеты в русских

и
английских сказках»

Выполнила:

ученица 7 В класса

Шевалдина Аксинья

Руководитель:

Прокофьева Анна Александровна,

учитель английского языка

2021 год

Содержание

Введение

Глава 1.  Русские и английские сказки

1.2  Что такое «бродячий сюжет»?

1.2 Особенности русских и английских
сказок

1.3 Русские и английские сказки, схожие по сюжету

Глава 2. Бродячие сюжеты в русских и английских сказках

2.1 Сравнение
двух сказок: русской народной «Репка»

и английской «The enormous turnip»

2.2  Сравнение
двух сказок: русской народной «Колобок»

и английской и
«Johnny — cake»

2.3
Сравнение
двух сказок «Три медведя»

и
«
Goldilocks and the three bears»   

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

            
Сказка играет в жизни человека огромную роль. Это удивительный мир волшебства.
Погружаясь в этот мир, ребенок соприкасается с частичкой себя непознанного.
Непосредственное восприятие в момент прочтения сказки позволяет ему заглянуть в
его собственное сердце, на поверхности окажутся глубинные подсознательные
моменты.

           С недавнего времени меня начал интересовать вопрос: «Почему сюжеты
 русских и английских сказок очень схожи?». Оказывается присутствует некий
«бродячий сюжет». Когда мы говорим о бродячем сюжете, мы говорим о переходе
одного произведения через все страны мира. Даже тот же «Колобок» известный во
многих странах, переходил через изменения сюжета. А какие еще сказки имеют
«бродячий сюжет»?

         Цель
 нашего проекта: сравнить сюжеты русских народных и английских народных сказок,
чтобы узнать, существуют ли «бродячие сюжеты» в сказках наших народов.

Объектом
исследования
 стали английские народные сказки и
русские народные сказки.

Предметом
исследования
 являются сюжеты английских народных
сказок.

Задачи проекта:

ознакомиться
с материалами по теме исследования;


выяснить, какие русские народные сказки самые популярные;


найти информацию о самых популярных английских народных сказках;


выбрать сказки для сравнения;


прочитать сказки;


проследить «бродячие сюжеты» в сказках английского и русского народов;


провести параллели между выбранными сказками;


подготовить информацию в печатном виде для изучения на уроках английского языка
с примерами сказок.

Методы,
которые мы применяли в своем исследовании:

— анализ

— сравнение

— работа с Интернетом

— обобщение

— практическая работа (чтение сказок).

Теоретическая значимость работы
заключается в том, что мы глубже познакомимся с «бродячими сюжетами», сможем
найти материал по этой теме, которого не было на уроках литературы.

Практическая значимость работы:
материалы нашего проекта можно будет применить на уроках английского языка в
начальной школе, чтобы маленьким детям было интереснее изучать английский язык,
в детских садах, ведь дети теперь очень рано начинают изучать английский язык.

Глава 1. Русские и английские сказки

1.1          
Что такое «бродячий сюжет»?

Бродячий сюжет — устойчивые
комплексы сюжетно-фабульных 
мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения,
переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в
зависимости от новой среды своего бытования.

Бродячий сюжет — сюжет,
встречающийся в творчестве разных народов. ( С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова
Толковый словарь русского языка)

Бродячий сюжет или
мотив (лит.) — переходящий из одной литературы в другую, международный сюжет
(мотив). ( Словарь Ушакова)

Бродячий —
встречающийся в художественном творчестве различных народов (о сюжетах, мотивах
и т.п.). (Словарь Ефремовой)

Произведения с бродячим сюжетом слегка меняют свой художественный вид в
зависимости от среды «обитания» сказки. Социально-экономический строй страны,
где бытует сказка, язык народа, национальные
особенности быта, культура, религия – всё это, конечно же, накладывает свой
отпечаток на бродячий сюжет, но не изменяет его
полностью.

·                                
Героические сказки. Эти сказки рассказывают о славных подвигах героев, витязей,
богатырей и так далее. Пример такого бродячего сюжета: «бой отца с сыном».

·                                
Волшебные сказки. В основу таких сказок легли предания о змеях, волшебных птицах,
чудо-девицах, скатерти-самобранке и т.п.. Таков, например, сюжет о Змее
Горыныче и спрятанной смерти.

·                                
Бытовые сказки. Как правило, в таких сказках повествуется о бытовых явлениях.
Примеры бродячих сюжетов: сказки о мачехе и падчерице, о похищении жен и
девушек и пр.

·                                
Сатирические сказкиЭто короткие истории, анекдоты о глупцах, вероломных женах и
вдовах, про попа и мужика и т.д.

Конечно, это разграничение остаётся условным…

              На вопрос о
происхождении и развитии бродячих сюжетов до сих пор нет однозначного
ответа. Существует несколько научных мнений и школ, объясняющих это
удивительное явление в фольклоре – бродячий сюжет.

             Одни утверждают,
что существует первооснова сказки, появившаяся в какой-то одной стране. А
варианты этой сказки – это всего лишь заимствования. Другие уверяют, что
совпадения в сюжетах фольклорных произведений объясняются сохранением в
них общего достояния «родственных» народов. Но при этом наличие и у
«неродственных» народов многих вариантов одного и того же сюжета эти
исследователи объяснить не могут. Еще одна группа исследователей (к ним
принадлежат и наши отечественные учёные) говорят о совпадении сюжетов в
результате народного творчества, развившегося в похожих политических,
социально-экономических и культурно-бытовых условиях каждой отдельной страны.

1.2 Особенности русских и английских сказок

           Русская народная
сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но
поучительной истории. Английские народные сказки (или fairy tale) поразительно
отличаются от привычных нам русских. Сказки, написанные на английском языке,
дают нам представления о национальных мифах, легендах, балладах, а также
знакомят с отдельными элементами духовной и материальной культуры этой богатой
страны. Самыми старыми пришедшими к нам из далеких времен, считаются сказки про
животных, как правило, в них повествуется о добрых (кошка или курица) и злых
(волк или лиса) животных. Это, обычно поучительные сказки, мораль которых
заключается в сопереживании к слабым и беспомощным персонажам. Место, где
разворачиваются события таких сказок далеко от реальности, а героические
качества и комичность персонажей, смягчают напряженные ситуации.

           В Англии народные
сказки были собраны и записаны значительно позже, чем русские в России. Первые
сборники английских народных сказок появились в конце 19 века. Впервые собрал и
опубликовал два тома английских народных сказок Джозеф Джекобс (1854—1916),
президент английского фольклорного клуба. Собирать сказки Джозефу Джекобсу было
трудно, так как многие сказки оказались забытыми. Джекобс не подверг сказки
литературной обработке, как это сделал А. Н. Афанасьев в России, Шарль Перро во
Франции и братья Гримм в Германии. Он ставил себе целью дать образцы сказочного
народного творчества в той форме, в какой их создал народ. Английские народные
сказки своей оригинальностью и необычностью издавна привлекали внимание многих
писателей. Английские писатели в своих произведениях использовали образы и
сюжеты из народных сказок. Русские писатели тоже проявляли интерес к английским
сказкам. Л. Н. Толстой пересказал английскую сказку «Три медведя» для русских
детей. А С. В. Михалков перевел и обработал знаменитую английскую сказку «Три
поросенка».

           Интересно было
узнать, что в английском варианте страшная клятва поросенка звучит так:
«Клянусь моей бородой-бородищей!» Это объясняется, видимо, тем, что первоначально
в сказке действовали не поросята, а козлята. Национальный характер прочно
вплетен в сюжеты сказок своего народа, что делает их еще интереснее. Типичными
персонажами русских народных сказок являются Иван Царевич, Иванушка Дурачок,
Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, — положительными. Персонажами английских
сказок обычно являются люди каких-либо конкретных профессий: фермеры,
крестьяне, торговцы, а также домовые, чародеи и знатные особы. Глубокий, а
порой противоречивый характер русского человека отражен в образе героев – Иван,
вроде бы, дурак, а из трех братьев именно он перехитрил Бабу Ягу, прошел все
испытания, женился на Царевне, все богатства получил, победил Кощея
Бессмертного («Иван Царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Волшебное кольцо»).
Лень и надежда на «авось», характерные для русского человека, так же отражены в
наших сказках: в сказке «По щучьему велению» Емеля сидит на печке и ничего, по
сути, не делает, а щука исполняет его желания.

          Герои некоторых
английских сказок не всегда добродетельны, они способны на плутовство и обман,
хотя отличаются предприимчивостью и энергией,— чертами характера, которые
ценились в Англии, где впервые в мире начали развиваться рыночные отношения.
Например, обманывая великанов-людоедов, девушка Молли в сказке «Molly Whuppie»
и Джек в сказке «Jack and the Beanstalk» добиваются счастья для себя и своих
близких.

1.3          
Русские и английские сказки,
схожие по сюжету

           В ходе изучения
английских и русских сказок мы обратили внимание на интересный факт: многие
сказки имеют одинаковый сюжет, схожих героев, похожие испытания. Мы нашли
схожие сюжеты и героев в следующих русских и английских сказках:

Русские сказки

Английские сказки

« Репка»

«The enormous turnip».

«Колобок»

«Johnny-Cake»

«Волк и семеро козлят»

«The Wolf and the Three
Kittens»

«По щучьему веленью»

«Lazy Jack»

«Мальчик с пальчик»

«Tom Thumb»

«Три медведя»

«Goldilocks and the Three Bears»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Женщина, которая жила в
бутылке»

          Объяснить схожесть в
сюжетах можно следующим:

1. Сказки формируются в среде
какого-нибудь народа, а потом перемещаться в другие страны, но на них действуют
свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным
обычаям.

2. Есть сходные сказки,
которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности
быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.

Глава 2. Бродячие сюжеты в русских и английских
сказках

2.1 Сравнение двух сказок: русской народной
«Репка» и английской «The enormous turnip»

«Репка»

       Зачин: посадил дед
репку.

       Герои
сказки: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.

       Развитие
сюжетной линии:
стал дед тянуть репку. Тянет – потянет, а вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Тянут – потянут, а вытянуть не могут……

          Концовка
сказки
:
вытянули репку.

«The enormous turnip»

       Жил – был
фермер с женой и детьми. Всю жизнь он садил пшеницу, но однажды захотелось
посадить ему репу. Так он и сделал.

       Фермер,
жена, дочь, сын, собака, кошка, мышка.

Стал фермер
тянуть репку. Тянет – потянет, а вытянуть не может. Позвал он на помощь жену.
Тянут – потянут, а вытянуть не могут….

         Вытянули
репку. В тот же вечер репка была приготовлена и подана как награда за их труд.
Все были счастливы.

            Мы видим, что эти сказки очень похожи,
хотя у них разный зачин и разная концовка. Мы заметили, что английская сказка
более реальная. Она объясняет, почему фермер посадил репку, как за ней
ухаживал. А в русской сказке репка вырастает сама, никто за ней не ухаживал и
случилось все очень быстро. В концовке английской сказки главные герои готовят
репку. Это вознаграждение за труд. Но самое главное, о чем говорят обе эти
сказки, что
 любое дело
легче делается вместе и родные люди должны помогать друг другу.

2.2  Сравнение двух сказок: русской народной «Колобок»
и английской и «Johnny — cake»

                                                         
«Колобок»

       Зачин:
испекли дед и бабка пряность.

       Главные герои: бабка, дед, Колобок, лиса, заяц, медведь.

        Жили – были старик со
старухой. Испекла старуха колобок и положила его остывать на окно. Он и
укатился.

       Развитие сюжетной линии: колобок встречает зайца, волка, медведя и остается цел. Лиса
съедает колобка благодаря своей хитрости.

      Концовка сказки: лиса
съедает колобка благодаря своей хитрости.

«Johnny – cake»

       Главные герои: Джонни — пончик, бабка, дед, землекопы,
медведь, волк.

      Развитие сюжетной линии:
жили – были старик, старуха и маленький мальчик. Испекла старуха Джонни –
пончика и положила его остывать на окно. Он и укатился.

      Концовка сказки: Джонни –
пончик встречает землекопов, медведя, волка и остается цел. Лиса съедает
колобка благодаря своей хитрости.

Лиса съедает Джонни – пончика благодаря своей хитрости.

         Эти две сказки имеют некоторые различия в сюжетной
линии. В русской народной сказке Колобок укатился от деда и бабки, по пути он
встречает разных героев, но выходит победителем из этих встреч. В английской
народной сказке Джонни – пончик тоже встречает разных героев на своем пути и
благополучно убегает от них. При этом все те, кого он встречает на своем пути,
пытаются его догнать и пускаются за ним в погоню. Но обе сказки говорят об
одном:
 хвастовство всегда бывает
наказано (Колобок, Джонни – пончик). Хитростью и сообразительностью
можно добиться много (Лиса).
                                        

2.3
Сравнение
двух сказок «Три медведя» и «
Goldilocks and the three bears»    

«Три медведя»

    Зачин: жила – была
девочка пошла она однажды  гулять в лес и заблудилась.

    Главные герои: девочка,
папа-медведь, мама-медведь, мишутка.

    Развитие сюжетной линии: девочка
набредает на дом медведей и хозяйничает там (садится на все стулья, ест кашу из
всех тарелок, ложится во все кровати)

    Концовка сказки: увидев медведей, девочка убегает без оглядки.

«Goldilocks and the three
bears»

       Зачин: жили – были три медведя: папа – медведь, мама – медведь и
мишутка.

      Главные герои: златовласка,
папа-медведь, мама-медведица и мишутка.

      Развитие сюжетной линии:
Златовласка набредает на дом медведей и хозяйничает там (садится на все стулья,
ест кашу из всех тарелок, ложится во все кровати)

       Концовка сказки: Златовласка набредает на дом медведей и хозяйничает там (садится
на все стулья, ест кашу из всех тарелок, ложится во все кровати)

Увидев медведей, Златовласка
убегает без оглядки.

     
 Как, мы думаем, эта сказка была создана как
 предупреждение
маленьким детям : никуда не ходите без взрослых, вы можете попасть в
опасность, даже «встретить медведей в лесу». А если вы вдруг попадете в чужой
дом, ведите себя там достойно, не хозяйничайте как у себя дома.                                                               
           

Заключение

                Так ли не
похожи на нас англичане? Сможем ли мы их понять? Станет ли английский язык для
нас понятнее? Что они за люди? Именно желание понять этот народ, чтобы его язык
стал ближе и интереснее, привело нас к выбору этой темы.

            В начале своей
работы мы предположили, что среди русских народных и английских народных сказок
не должно быть похожих,  мы совершенно разные народы, наши языки принадлежат к
разным группам, географически наши страны расположены очень далеко.       Оказалось,
что мы были не правы! Почему? Почему же «бродячие сюжеты» встречаются в
творчестве наших народов?

             Мы думаем, что вечные ценности,
которым учат сказки, едины для всех народов. Зло всегда порицалось и
наказывалось. Помощь друг другу важна в любое время и для любого народа. То,
чего нельзя добиться силой, можно достичь хитростью. Уважай других, если
хочешь, чтобы уважали тебя. Любое дело легче делается вместе. Сказки учат нас
этому с детства. Вот почему мы находим столь похожие сказки у столь разных
народов. «Бродячие сюжеты» лишь доказывают, что мы все едины
.

Список
литературы:

1.    
Афанасьев,
А.Н. Народные русские сказки.// В 3 тт.// — М., 1992.

2.    
Верхогляд А.
В. Английские народные сказки. – М. : Просвещение, 1985. — 127 с.

3.    
Англо-Русский
словарь под редакцией В. К. Мюллера «Русский язык» 1999 г.

4.    
http://www.frenglish.ru/fairy_tales.html

5.    
http://skazka.com.ru/articles/angliiskie-narodnie-skazki

6.    
https://aesthesis.ru/magazine/june17/migratorystories

Приложения

 Приложение 1

Результаты опроса 
«Известные русские народные сказки»

Мы провели опрос среди
учеников и родителей. Мы попросили их ответить на один вопрос: «Назовите
три самые известные русские народные сказки». Всего в опросе приняло
участие 73 человека. Практически все его участники называли одни и те же
сказки:

1 «Колобок» — 64 участника

2 «Репка» — 60 участников

3 «Теремок» — 57 участников

4 «Три поросенка» — 54 участников

5 «Три медведя» — 52 участника

Таким образом, в своей работе мы
решили остановиться на этих пяти сказках: «Колобок», «Три медведя», «Три
поросенка», «Теремок», «Репка». Эти сказки знакомы всем нам с раннего детства.

— Сказка «Три поросенка», которую 63%
опрошенных назвали русской народной сказкой, на самом деле является английской
народной сказкой «The three little pigs». А для нас она стала родной благодаря
переводу на русский язык Сергея Михалкова.

Таким образом, в своей работе мы решили остановиться на этих пяти
сказках: «Колобок», «Три медведя», «Три поросенка», «Теремок», «Репка». Эти
сказки знакомы всем нам с раннего детства.

-Сказка «Три поросенка», которую 63% опрошенных назвали русской
народной сказкой, на самом деле является английской народной сказкой «The three
little pigs». А для нас она стала родной благодаря переводу на русский язык
Сергея Михалкова.                                             

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 135. 

УКМ «Перспектива»

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Что нового вы узнали о литературной сказке? Назовите авторов литературных сказок, которых вы знаете. Можно ли сказать, что сказки Даля и Одоевского написаны по образцу народных сказок?

Я узнала, что литературная сказка похожа на народную сказку. В ней есть многие особенности волшебных сказок. В ней также добро побеждает зло, а герою приходится преодолевать трудности и демонстрировать свои высокие моральные качества.

Я знаю следующих авторов литературных сказок: Пушкин, Даль, Одоевский, Мамин-Сибиряк, Киплинг, Родари, Коваль, Михалков.

Я считаю, что сказки Даля и Одоевского написаны по образцу народных сказок. У них есть сходство в сюжете, зачин, концовка, троекратные повторы, сказочные выражения. Героям приходится преодолевать похожие трудности.

2. Какие особенности волшебных сказок можно увидеть в прочитанных авторских сказках?

В авторских сказках можно увидеть: зачин и концовку, троекратные повторы, сказочные выражения, борьбу героя со злом, волшебного помощника и превращения, торжество добра и справедливости.

3. Перескажите самые интересные эпизоды из понравившейся сказки.

Мне понравилась сказка Одоевского «Мороз Иванович»

Пересказ самых интересных эпизодов из сказки «Мороз Иванович»

Героиня сказки трудолюбивая Рукодельница отправилась в колодец за ведром.

Там она увидела волшебный мир. Она встретила печь с пирогами и яблоню, и помогла им.

А потом она пришла к Морозу Ивановичу и угостила старика пирогом и яблоками.

Она три дня работала на Мороза Ивановича — взбивала перину, убирала в доме, готовила, чинила одежду. Она не ленилась и заслужила богатый подарок.

А Мороз Иванович рассказал ей про тайны природы. Он объяснил, почему не вымерзает трава под снегом, почему не нагревается вода в колодце, рассказал, как опасно не вовремя закрыть печные трубы.

Рукодельница вернулась домой с ведром серебра и бриллиантом. А её ленивая сестра Ленивица получила лишь сосульки.

4. Какими важными мыслями хотели поделиться с вами авторы? Почему они для этого выбрали форму сказки?

Авторы хотели сказать, что добро всегда сильнее зла. Что верные друзья помогут в любой беде. Что труд и вежливость вознаграждаются, а лень и жадность наказываются.

Сказка является увлекательным литературным произведением, она легко запоминается и её интересно читать. В ней легко выделить основную мысль, мораль или намёк добрым молодцам. Именно поэтому авторы выбрали сказку, чтобы легче донести до читателя свои мысли.

5. Докажите, что Снегурочка и Рукодельница знали секрет счастья.

Снегурочка узнала секрет счастья, когда заблудилась в лесу. Её спасла Жучка, верный друг. И девочка поняла, что счастье в том, чтобы иметь верных друзей.

Рукодельница знала, что счастье в труде. Она никогда не ленилась и выполняла любую работу на совесть. И за это получила богатый дар.

6. Попробуйте придумать свою сказку. Для этого выберите персонажей с противоположными чертами характера. Выберите для них испытания, волшебных помощников. Не забудьте про особенности сказки (зачин, концовка, троекратные повторы, сказочные выражения). Помните, что в сказке добро побеждает зло, а терпение, забота, уважение к старшим помогают герою справится с любыми трудностями.

Пример сказки «Как Иван и Егор женились» для 3 класса.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил в одной деревне Иванушка-дурачок. Был он добрым, отзывчивым, никому дурного слова не сказал.

А в соседнем доме жил Егорка-сморчок, жадный, грубый и ленивый.

Вот раз собрались Иванушка и Егорка в лес за грибами. Долго по лесу ходили, разбрелись в разные стороны, заплутали. Три дня по лесу ходят, друг друга найти не могут.

Вдруг видит Иванушка — старичок-лесовичок бревно огромное тащит, надрывается.

Поздоровался Иванушка, помочь предложил. Отстранил старичка в сторону, да бревно на спину взвалил и до самой избушки старика донёс.

А старичок улыбается, говорит: «Спасибо тебе огромное», и шапку с каменьями драгоценными протягивает. Отказывается Иван, не нужны ему камни. Старичок снова улыбается и мешок денег протягивает. Опять отказывается Иван. А старичок ему и говорит, что раз он от двух даров отказался, то третий обязательно примет. И посылает Ивана за клубочком идти, к счастью своему.

Пошёл Иван за клубочком, а тот меж деревьев катится.

В то же время и Егорушка встретил старика с бревном. Да только не стал ему помогать, а обругал, пнём старым назвал и дальше идти хотел.

А старик нахмурился и даёт Егору клубочек. Говорит, что если Егор за клубочком пойдет, то судьбу свою встретит.

Фыркнул Егор, но за клубком пошёл, а вдруг к деньгам выведет?

Пришёл Иван к терему лесному, а там красавица у окна сидит. Алёнушкой её зовут. Посмотрела она на Ивана, влюбилась, да и Иванушке девица по сердцу пришлась. Решили они пожениться и вернулись обратно в деревню.

Пришёл Егор к болоту лесному, а там кикимора сидит. Окрутила она парня и на себе жениться заставила.

Встретились в деревне Иванушка-дурачок и Егорка-сморчок. Иван про жену рассказывает, глаза от счастья светятся. Егор про жену рассказывает, плюётся в сторону.

Так и стали жить. Иван с Алёнушкой в ладу и согласии, а Егор с кикиморой в ссорах и ругани. Кто что заслужил — тот того и получил.

7. Сделайте вывод: что мы изучали в этом разделе.

Вывод: в этом разделе мы изучали особенности литературных сказок, их сходство и различия со сказками народными.

1

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

1

В падчерице я вижу честного и трудолюбивого человека. К этому гордому званию все мы должны стремиться не на словах, а на деле.
Для мальчиков (201 слово). Мой любимый герой – Данила из сказа П. П. Бажова «Каменный цветок». Герой нравится мне тем, что он – мастер своего дела. Его больше всего волнует саморазвитие, ради него он пожертвовал всем. Это путь каждого творца.
Будучи 12-летним сиротой, мальчик попал в ученики к Прокопьичу. Тот дал ему материал и изумился, ведь Данила уже знал, как работать. У него были удивительные способности. Пожилой мастер стал учить его, но вскоре ученик превзошел его. Барин оценил его талант и дал возможность трудиться, не переставая. Жизнь Данилы наладилась, он даже сосватал Наташу. Но жениться решил только тогда, когда создаст чашу небывалой красоты. О ней он слышал лишь в легендах. Они гласили, что существует Царица Медной Горы, которая забирает к себе лучших мастеров. Он пошел к ней, невзирая на опасность. Найдя ее, он обрел и то вдохновение, которое искал. В его упорстве я узнал себя. Мне тоже близка эта целеустремленность. В любимом деле я тоже хотел бы достичь успеха, сделать что-то такое, о чем не забыли бы потомки. Поэтому мне и нравится этот персонаж.
Я считаю, что в этом герое автор изобразил настоящего профессионала, которым должен стать каждый из нас. Это очень вдохновляющий образ. Как Данила нашел свой каменный цветок, так и я хочу достичь своей цели.

Для 7-8 класса

Для девочек (202 слова). Моей любимой героиней является Делла из произведения О, Генри «Дары волхвов». Меня вдохновляет ее самоотверженное желание сделать мужа счастливым. Она – «наимудрейшая» женщина, таким эпитетом ее наградил сам автор.
Чтобы сделать супругу достойный подарок, героиня продала свои роскошные волосы. Молодая семья жила бедно, и единственным сокровищем Джима были золотые часы редкой красоты. Делла хотела подарить ему платиновую цепочку, но денег взять было неоткуда. Она смогла скопить всего лишь доллар и восемьдесят пять центов. Тогда она остригла и продала свои волосы, получив достаточную сумму для покупки. Однако женщина не знала, что муж заложил часы, чтобы купить ей драгоценный гребень для утраченных волос. Несмотря на это, их рождество получилось намного счастливее, чем у многих богатых людей. Именно такие брачные союзы, наполненные искренностью и эмоциональностью, а не деньгами, способны продержаться долгие годы. С такой верной и доброй женой, как Делла, Джим обязательно достигнет успеха.
Меня героиня впечатлила тем, что она имеет очень терпеливый и действительно твердый характер. Вместо упреков в адрес мужа, который не может заработать достаточно денег, она поддерживала его и преданно любила. Кроме того, ее поступок мне показался более сложным. Ради супруга она пожертвовала частью себя, а не просто ювелирной ценностью. У нее талант любить, а это самое важное, что может быть в жизни.
Для мальчиков (236 слов). Мой любимый литературный герой – Юшка из одноименного произведения А. Платонова. Этот незаметный мужчина обладал прекрасными качествами, которые окружающие люди не замечали. Зато тот, которого так недооценивали и презирали, даже со своими скромными возможностями сделал этот мир лучше. За это он мне и нравится.
Ефим Дмитриевич болел чахоткой, поэтому в свои 40 лет выглядел старше. Он был хилым и слабым, и его все обижали, ведь не мог никому ответить. Его образ жизни всем обитателям города казался нелепым. Мужчина не тратил заработанные деньги, пил только простую воду, никуда, кроме работы, не ходил. Только раз в год он ездил куда-то, но никто не знал, куда. Так, в атмосфере издевок и обид протекала его жизнь. В лучшем случае горожане относились к нему равнодушно, в худшем – били. В одном из таких инцидентов герой и нашел свою смерть. В ответ на упреки в ненужности Ефим ответил обидчику, что если человек рождается, значит, он уже нужен белому свету. Тогда прохожий избил больного мужчину. Только после похорон Юшки выяснилось, что все это время он отдавал свои деньги бедной сироте, чтобы выучить ее и поднять на ноги. Девушка приехала в его город и начала лечить его обитателей, помогать им бескорыстно в память о том, кто сделал для нее так много.
Юшка – феноменально добрый человек, его образ вдохновляет читателей становиться милосерднее и терпеливее. Я тоже стал замечать за собой, что хочу также спокойно реагировать на глупости других и также скромно делать хорошее дело, не ожидая похвал.

Для 9 класса

Для девочек (250 слов). Моей любимой героиней является Татьяна из романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Это умная, нравственная и скромная девушка, пример которой поможет многим женщинам сделать правильный выбор. Интересно, что «милым идеалом» называл ее сам автор.
Татьяна – представительница мелкопоместного дворянства. Она воспитывалась няней, которая привила ей любовь к народным сказкам и традициям. С малых лет девочка полюбила чтение. В нем она черпала мудрость. Ум, светящийся в глазах, сделал ее облик индивидуальным. Но была и обратная сторона: девушка дичилась посторонних, не любила бывать в обществе, не умела произвести впечатление. Однако Онегин сразу приметил ее оригинальность, хоть и не смог оценить всех достоинств сразу. Его отказ больно ранил Татьяну, но не сломил ее характер. Девушка не переставала любить его всю жизнь, несмотря на то, что увидела все неприглядные стороны его натуры. Евгений флиртовал с ее сестрой, потом убил жениха Ольги на дуэли и вовсе сбежал из тех мест. Однако постоянство чувств – одна из тех добродетелей героини, которую она пронесла через всю жизнь. К ней добавилось также постоянство убеждений, которое не так часто встречается в людях, которые столкнулись с соблазнами. Через много лет Онегин признался Татьяне в любви, но она отвергла его, потому что уже была замужем и не могла изменить супругу. Ее добродетель стойко охраняла узы брака, даже от запоздалой любви.
Таким образом, Татьяна Ларина – «милый идеал» не только для Пушкина, но и для многих современных читателей. Она на своем примере доказывает непреложную истину: женщине нужна не столько красота, сколько мудрость и добродетель. Только тогда она исполнит свое предназначение, став верной женой и дальновидной матерью.
Для мальчиков (246 слов). Мой любимый герой – это Мцыри из одноименной поэмы Лермонтова. Этот юноша всю жизнь стремился к свободе и отчему дому, его идеалы чисты и нравственны. В его побеге выражается сила и решимость его характера. В стычке с барсом видно, что он наделен и выносливостью, и смелостью. Словом, это тот тип человека, который способен что-то сделать.
В отличие от недальновидного Калашникова и инфантильного Печорина, этот герой вызывает уважение. Покинув тюремные стены монастыря, куда его насильно увезли из родной деревни, он принялся познавать жизнь, как она есть. Мцыри не смирился с навязанной ему судьбой, он пошел против нее. Тяга к свободе и целеустремлённость привели его в мир дикой природы, где он попробовал свои силы. Он пошел искать дорогу в родной дом, чтобы воссоединиться со своим народом, но не нашел. Зато он побродил по просторам красивых долин, состязался с барсом, увидел прекрасную незнакомку. За три дня побега он прожил целую жизнь, наполненную приключениями и эмоциями. Он испытал ярость и пыл схватки, любовь и влечение, познал красоту природы и вольного существования. Несмотря на трагичный финал, его удел наполнился смыслом, а вот если бы он остался и принял сан, то потерял бы себя окончательно. На чужбине ему не было места, не было предназначения, поэтому вполне закономерно, что он умер. Но умер, повидав что-то, став кем-то, и не предав свои идеалы.
Этот герой вдохновляет читателя бороться с несправедливой судьбой и бунтовать против ее тирании. В его образе скрыты такие достоинства, как сила духа, вольнолюбие и отвага. За это мне и нравится данный персонаж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector