Меню

Какие черты характера свойственны богатырям из сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Ответ оставил: Гость

По существу вопроса: былина «алеша попович и тугарин змеевич» с первых строк погружает в атмосферу доблестного воинства. двое «удалых молодцев» ищут достойное дело. развлечения не для них, потому что сулят «славушку недобрую», а вот оборону в киеве держать – это дело для богатырей. алеша попович и его молодой еким оказываются на пиру киевского князя владимира. они с почтением относятся к нему, а себя ведут скромно, отказываются от мест рядом с князем, что говорит об их глубоком уважении и преклонении перед владимиром. повествование в былине построено на противопоставлении добра и зла. силы добра олицетворяют богатыри, а воплощением зла является тугарин змеевич – непрошенный гость на пиру киевского князя. поведение тугарина вызывающее: занимает место рядом с князем, ест неаккуратно. кульминацией былины становится бой между алешей поповичем и тугарином змеевичем. алеша попович отправляется туда один, даже не на коне, а пешком, потому что он уже придумал хитроумный план, как одолеть «чудо поганое». возвращение богатыря с победой к князю киевскому окрашено юмористическими нотками. это своеобразный вздох облегчения после тяжелого боя, символ торжества и справедливости.

Ответ оставил: Гость

Сочинение

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

А. С. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин! Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас почти всю жизнь. Это его сказки — «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — читали нам в раннем детстве родители. Позднее любимыми стали и мультфильмы, снятые по мотивам этих сказок. До сих пор мои родители с восхищением вспоминают фильм «Руслан и Людмила».

Из всех произведений Пушкина, прочитанных мною к данному моменту, я больше всего люблю «сказку о попе и его работнике Балде». Это очень забавная и, главное, поучительная сказка, в которой говорится о жадном и глупом попе, решившем получить даровую работу, и хитром, умном и смекалистом Балде, сумевшем перехитрить не только попа, но и чёрта. Сказка настолько интересна, что даже не замечаешь, как тебя словно подхватывает поток быстро сменяющих друг друга событий. И вот он, конец, где добро и ум опять – таки побеждают злобу и глупость!

Кроме сказок, поражают меня и пушкинские лирические стихотворения. В них он открывает для нас чудесный мир поэзии. Напоминаем о свободолюбивой русской душе, о её благородстве, мужественной борьбе за счастье, мир и справедливость.

Я думаю, что в творчестве Александра Сергеевича отразилась вся жизнь народа со всеми её радостными, смешными, страшными и удивительными событиями. И всё это увлекает и волнует так, как будто происходит сейчас, на самом деле, сегодня!

Ответ оставил: Гость

Роман «отцы и дети» завершается так: «Какое бы страстное, грешное бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…» Какие ключевые философские идеи заключены в этой фразе?
Сопоставьте этот отрывок с пушкинскими строками:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Что объединяет их? Составьте план ответа.
Попроси больше объяснений
Следить
Отметить нарушение
Oksana1111156970
28 секунд

В Древней Руси считали, что в действительности жил молодец по имени Алеша Попович — сын ростовского священника, храбрый, могучий и жизнерадостный богатырь. И у нас есть все основания верить этому. Летописи повествуют о храбром ростовском богатыре Александре Поповиче. Он погиб в 1223 году в знаменитой битве с монголо-татарами на реке Калке, проявив чудеса удали и силы. Повествование тверского летописца о подвигах известного в Ростовской земле Александра Поповича своим источником имело какие-то местные предания о богатыре Алеше Поповиче. Имена Александр и Алексей имеют общий корень. Алеша называется в некоторых былинах сыном святителя Леонтия, прославленного ростовского святого, мощи которого покоятся и доныне в Успенском соборе Ростова Великого. О том, что Алеша Попович родом из Ростова, говорит и самая главная былина об этом богатыре — «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». Она начинается словами «Из славного города Ростова…» Но богатырь защищает не только свой родной город, а всю Русскую землю. На росстани у камня богатырь из трех дорог выбирает ту, что ведет в столицу.
Первая дорога в Муром лежит
Другая дорога-в Чернигов-град
Третья-ко городу ко Киеву..
Говорил ему Алёша попович млад:
-Лучше нам ехать ко городу ко Киеву
Ведь киевский князь в эпоху объединения русских княжеств — глава единой Русской земли. Главный подвиг этого богатыря — поединок с Тугарином, опасным притеснителем Руси, грозящим ей гибелью. Алеша становится на защиту родины и мстит за все бедствия, которые Тугарин принес Руси. В эпосе многих народов воспевается борьба героев-богатырей с мифологическими существами, которые представляют враждебный людям мир: змеями, драконами, чудовищами. В русских былинах в образах змеев, драконов и других чудовищ изображаются настоящие враги Руси, иноземные захватчики, совершавшие набеги на Русь. Они наделены и звериными, и человеческими свойствами. Так и Тугарин, которого еще величают Змееви-чем, изображается в виде мерзкого и опасного чудовища. Есть варианты былины о Тугарине, где он представлен человеком — огненным всадником, конь которого извергает огонь. Некоторые исследователи былин считают, что Тугарин — это половецкий хан Тугор-кан. Но исторические детали в былине говорят о том, что образ змея Тугарина несет в себе обобщенные черты монголо-татарских захватчиков. Князь Владимир и княгиня встречают Тугарина с почетом, потому что они бессильны сопротивляться безобразному, отвратительному чудовищу.
Тугарин Змеевич дышит огнем, мечет искры.
Только Алеша без страха наблюдает за Тугарином, который за один присест по лебедушке проглатывает, по полведра вина выпивает. Алеша — богатырь, который не только мечом хорошо владеет, но и словом не промахнется. На устах его всегда меткая и острая шутка. Взбесился от этих слов Тугарин. Бросил в Алешу булатный нож, но Алеша успел схватить его. Едут они в чисто поле один на один сразиться. Алеша силен, но знает, что над всеми есть сила Божия. Он всю ночь молился со слезами, чтобы Господь дал дождя, и дождь пошел. Размокли крылья змеиные, и не смог злобный змей взлететь. Не только храбрость, но и хитрость помогает богатырю одолеть Тугарина. Он отвлекает врага, спросив:
«Что за силу ты за собой ведешь?» Оглянулся Тугарин…
Втапоры Алёша подскочил, ему голову срубил.
И пала голова на сыру землю, как пивной котёл.
Не только силой богатырь побеждает противника, но и превосходством ума. Если бы не сметливость богатыря, он и сам бы погиб, и дело загубил. Алеша Попович не так силен, как Илья и Добрыня, но ему помогают другие качества. Как говорит Илья: «Алеша силой не силен, да напуском смел». Беспредельная смелость этого богатыря, бойкий, задорный характер, ловкость, находчивость помогают уничтожить непобедимого Тугарина.
Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, несмотря на то, что они такие разные, составляют как бы единое целое. Они между собой крестовые братья, стремление у них общее: они не знают более высокой цели, чем служение родине, за которую готовы отдать жизнь.

Алё ша Попович и Тугарин Змеевич

Молодой богатырь Алеша Попович и его слуга Еким подъезжают к камню, на котором написано, куда ведут три дороги: к Тугарину, на Вуяндину и к киевскому князю Владимиру. Молодцы решают ехать ко Владимиру.

У Владимира в Киеве идёт пир. Князь сажает Алешу на почётное место. Алеша Попович видит, как тридцать богатырей несут в дом Тугарина. Его сажают рядом с женой князя Владимира, и Тугарин кладёт голову ей на грудь.

Тугарину и Алеше подносят по полведра вина. Алеша пьёт потихоньку, а Тугарин выпивает одним духом. Алеше Поповичу подносят на блюде лебедь белу и Тугарину тоже. Богатырь ест помаленьку и половину отдаёт своему слуге, а Тугарин Змеевич проглатывает лебедь одним махом. Обращаясь к слуге, Алеша Попович вспоминает, что у его отца, попа Леонтия Ростовского, была прожорливая собака, которая подавилась лебединой костью и издохла. И с Тугариным, заключает Алеша, завтра будет то же самое. Ещё Алеша вспоминает об отцовской жадной корове — она тоже подавилась костью. И опять говорит, что с Тугариным произойдёт то же. Тугарин Змеевич, слыша эти слова, с досады бросает в Алешу булатный нож, но проворный слуга Еким подхватывает нож на лету. Богатырь вызывает Тугарина на бой.

Весь город ручается, что победит Тугарин, но князь Владимир ручается за Алешу.

Богатырь просит слугу посмотреть, выехал ли уже Тугарин в поле. Еким видит, что Тугарин летает на бумажных крыльях, а вокруг — огненные змеи. Алеша идёт в церковь и молится Богу о том, чтобы дождь намочил Тугариновы бумажные крылья.

Приходит грозная туча, и Тугарин Змеевич падает на землю: его крылья намокли. Алеша Попович подъезжает к Тугарину, а тот грозит сжечь богатыря огнём, задушить дымом. В ответ Алеша упрекает Тугарина: «На что ты, Тугарин, за собой силу ведёшь?» В удивлении Тугарин Змеевич оборачивается, и Алеша отсекает ему голову.

Богатырь втыкает голову Тугарина на копье, садится на его коня и едет в город. Княгиня, жена Владимира, увидев Алешу издали, выражает надежду, что это Тугарин победил и везёт с собой Алешину голову.

Подъехав к княжеским палатам, Алеша Попович бросает голову в окно и насмешливо кричит княгине, чтобы она взяла Алешину голову. Князь предлагает богатырю почести. На это Алеша отвечает, что, если бы не приходились ему князь и княгиня дядюшкой и тётушкой, то назвал бы он князя сводничком, а княгиню — и того хуже.

Алёша и сестра Збродовичей

У киевского князя Владимира идёт пир. Сидят на пиру князья, бояре, богатыри, казаки, бурлаки да крестьяне. Наевшись да напившись, все начинают хвастать: кто «золотой казной», кто «широким двором», кто «добрым конём», а неразумные хвастают «молодой женой» да «родной сестрой».

Только два брата Петровича-Збродовича сидят и не хвастают. Сам князь Владимир спрашивает у братьев, почему они ничем не похваляются. Тогда Петровичи рассказывают о своей любимой сестрице Оленушке Петровне, которая сидит в задней горнице, лишние люди ее не видят и солнышко ее не печёт.

Услышав это, богатырь Алеша Попович заявляет, что живёт с Оленушкой «будто муж с женой». Братья раздосадованы, но Алеша предлагает им проверить правдивость его слов: бросить снежком Оленушке в окно и посмотреть, что будет. Братья так и делают. Оленушка открывает окошко и спускает из него длинное белое полотно.

Братья, убедившись в том, что Алеша не солгал, приказывают сестре надеть чёрное платье: они хотят отвезти Оленушку в поле и там отрубить ей голову. Узнав об этом, сестра говорит Петровичам-Збродовичам, что жена старшего из них живёт с богатырём Добрынюшкой, а младшего — с Переметушкой. Братья не верят этим обвинениям и везут Оленушку в поле. Но тут появляется Алеша Попович. Он увозит Олену Петровну к венцу, а братьям напоследок бросает то же самое обвинение касательно их жён, Добрынюшки и Переметушки.

Алёша Попо́вич
— фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. В украинских думах также встречается персонаж Алексей Попович

Алёша Попович — сын ростовского попа Левонтия (редко Фёдора). [ источник не указан 529 дней
]

Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.

Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.

Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара. В одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей братья отсекают Алёше голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше тоже грозит опасность, но всё кончается благополучно).

Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Иногда, одолев Тугарина, Алёша рассекает и размётывает по чистому полю его труп. Вариантом сюжета о бое Алёши с Тугарином является редкая былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича во многом напоминает Тугарина.

Происхождение образа

Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

Это отождествление некоторыми учёными однако ставится под сомнение: они полагают, что актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об Алёше Поповиче. Вячеслав Иванов и Владимир Топоров отмечают характерные архаичные реликты в описаниях самого Алёши Поповича; по их мнению в персонаже просвечивают его некогда более тесные связи с хтонической стихией. С другой стороны, нет ничего необычного в том, что знаменитый воин, чем-то поразивший воображение современников, по мере развития эпоса оторвался от своей исторической почвы и заместил гораздо более древнего мифологического героя.

В былинах «Алёша Попович и Тугарин» и «Добрыня и змей» Алёша Попович имеет отчество Леонтьевич, а в былине «Алеша Попович и Тугарин» указано, что он «Сын попа Леонтия Ростовского». И тогда по рукописям Артынова, упомянутым у Титова в описании Ростовского уезда, родина Алёши Поповича — деревня Селище Ростовского района Ярославской области.

15.Былины о Садко и Василии Буслаеве. Изображение в них образа Новгорода. Былинский об идее и герое.

Бой с новгородцами

Девяносто лет живёт в Новгороде Буслай. Ни с кем он не спорит и не вздорит: ни с Новгородом, ни со Псковом, ни с Москвой. Когда Буслай умирает, у него остаётся сын Василий. Когда Василию исполняется семь лет, он начинает ходить по городу, заходить на княжеский двор и «шутить» с прочими детьми: «Которого дёрнет за руку — рука прочь, которого за ногу — нога прочь».

Матушке Василия, Мамелфе Тимофеевне, многие жалуются на поведение сына, и она не пускает Василия гулять по Новгороду. Когда юноше исполняется семнадцать лет, он делает себе ратную сбрую и задаёт пир. На этом пиру Василий выбирает дружину — тридцать молодцев без единого.

Потом Василий Буслаев пирует у новгородских князей. Там он вызывает на бой весь Новгород.

Мамелфа Тимофеевна, узнав об этом, выводит сына с княжеского пира и сажает в глубокие погреба. А на Волховском мосту мужики новгородские сходятся с Васильевой дружиной. Они начинают бой. Перевес на стороне новгородских мужиков.

Дворовая девушка Мамелфы Тимофеевны выходит на Волхов с железными коромыслами. Она видит, что дружина Василия терпит поражение. Девушка хватает коромысло и начинает бить им новгородцев.

А потом девушка-чернавушка бежит к погребу и рассказывает Василию, что дружина его в беде. Василий просит девушку отпереть двери. Когда она выпускает Василия Буслаева, тот хватает тележную ось, идёт на Волховский мост и убивает этой осью множество человек. Новгородских мужиков остаётся совсем мало, но бой продолжается.

Новгородские князья идут к Мамелфе Тимофеевне и просят, чтобы она уняла своего сына. Мать и сама боится Василия. Она советует обратиться к Старчищу Пилигримищу, крестовому отцу Василия Буслаева. Он живёт в Сергиевом монастыре. Князья едут туда, умоляют Старчище Пилигримище, чтобы он пришёл на Волховский мост и уговорил Василия прекратить побоище. Старчище, вняв их просьбам, приходит и пытается унять Василия, но тот убивает его железной осью.

Новгородские князья снова идут к Мамелфе Тимофеевне с той же просьбой. Мать догадывается, что нужно подойти к сыну не спереди, а сзади. Она обнимает Василия за плечи и просит прекратить бой.

Василий роняет ось. Он хвалит мать за то, что она зашла сзади — иначе и ей бы несдобровать. Теперь Василий Буслаев останавливает битву.

Новгородские князья падают Василию в ноги, приглашают в гости к себе и просят, чтобы он убрал тела убитых. Василий приказывает убрать трупы. Он идёт домой — лечить свою храбрую дружину.

Василий Буслаев молиться ездил

Василий Буслаев просит благословения у своей матушки, Мамелфы Тимофеевны, поехать в Иерусалим, отвезти пожертвование. Мать предостерегает Василия, что дорога в Иерусалим опасна, и говорит, что спасти свою душу можно и здесь. Но Василий просит благословения второй и третий раз, говорит, что хочет приложиться к Господней гробнице, и в конце концов заявляет, что поедет и без благословения. Тогда мать благословляет его ехать.

Василий снаряжает корабль, берет с собой свою храбрую дружину. Когда они подплывают к Сорочинской горе, Василий видит на ее вершине крест. Он приказывает остановить корабль, чтобы помолиться кресту. Но когда Василий Буслаев поднимается на гору, креста там не оказывается. Василий находит только человеческий череп и пинает его ногой. Череп говорит, что тоже раньше был богатырём, и предсказывает: Василий Буслаев не вернётся домой, а будет похоронен рядом с ним. Но Васька не верит в это.

Корабль приплывает в Иерусалим. Молодцы прикладываются к Господней гробнице, делают вклад — сорок тысяч. Потом Василий идёт к Иордань-реке и купается в ней нагим телом. Мимо проходит старая женщина. Она говорит Василию, что здесь нельзя купаться нагим, и предсказывает ему, что он не вернётся домой. Но Васька только плюёт в ее сторону, не веря этим словам.

Со своей дружиной Василий отправляется в обратный путь. Снова подъезжают они к Сорочинской горе, и опять на ее вершине Василий видит крест. Вся дружина поднимается на гору. Но креста они не находят, а видят «сер-горюч камень». Васька предлагает друзьям забаву: скакать поперёк камня, вперёд и назад. А потом — вдоль камня. Василий Буслаев падает и разбивается. Перед смертью он просит дружину, чтобы череп, лежащий на этой горе, положили вместе с ним в гроб. Дружина выполняет его волю. Над могилою ставят крест, а на нем делают надпись о двух богатырях, лежащих здесь. В знак скорби дружина убирает с корабля все украшения.

В Новгороде мать Василия Буслаева, Мамелфа Тимофеевна, ждёт сына. Она смотрит в подзорную трубу и видит корабль, на котором уже нет украшений. Мать плачет: она понимает, что на корабле нету и хозяина.

Мамелфа Тимофеевна идёт в церковь служить панихиду по Василию Буслаеву.

Садко — молодой гусляр из Великого Новгорода. В начале рассказа он беден, горд и самолюбив. Его единственное достояние — яровчатые гусли, на которых он играет, переходя с одного весёлого застолья к другому.

Однако наступает день, а за ним другой, третий, когда Садко не зовут на честной пир. Гордость богатыря задета, но он никому не показывает обиды. Он в одиночестве идёт к Ильмень-озеру, садится на бел-горюч камень на берегу и достаёт заветные гусли. Садко играет, отводя в музыке душу. От его игры вода в озере «всколыхалася». Не обратив внимание на это, Садко возвращается назад в город.

Вскоре история повторяется. Садко опять не зовут на пир — раз, другой, третий. Он вновь идёт к Ильмень-озеру, вновь садится на горюч камень и начинает играть. И опять вода в озере колышется, что-то предвещая.

Когда Садко приходит на Ильмень-озеро в третий раз, происходит чудо. После его игры на гуслях раздвигаются воды и из пучин озера показывается сам морской царь, который обращается к богатырю со следующими словами:

Ай же ты, Садко Новгородский!
Не знаю, чем буде тебя пожаловать
За твои утехи за великия,
Аль бессчётной золотой казной?..

Морской царь даёт Садко совет: побиться об заклад с купцами, что он выловит в озере рыбу — золотые перья. Царь обещает подбросить этих рыб в невод к Садко.

На ближайшем же пиру музыкант следует этому совету. В кругу сильно подвыпивших купцов он предлагает спор, хвастаясь, что знает «чудо чудное в Ильмень-озере». Он предлагает своим соперникам, которые смеются над его рассказами:

Ударим-ка о велик заклад:
Я заложу свою буйну голову,
А вы залатайте лавки товара красного.

Трое из купцов соглашаются. Спор заканчивается полной победой Садко. Трижды закинув невод, он вытаскивает трёх золотых рыбок. Купцы отдают ему по три лавки дорогих товаров.

С этого момента Садко начинает стремительно богатеть. Он становится удачливым торговцем, получает «великие барыши». Жизнь его меняется, он обрастает роскошью, давая волю прихотливой фантазии. В своих белокаменных палатах Садко устраивает «все по-небесному»:

На небе солнце и в палатах солнце,
На небе месяц и в палатах месяц,
На небе звезды и в палатах звезды«.

Он задаёт богатый пир, на который приглашает самых именитых новгородских граждан. На пиру все наедаются, напиваются и начинают похваляться друг перед другом — кто молодецкой удалью, кто бессчётной казной, кто добрым конём, кто знатным родством, кто красавицей женой. Садко хранит до поры до времени молчание. Гости наконец интересуются, почему же хозяин ничем «не похваляется». Садко важно отвечает, что превосходство его теперь слишком очевидно, чтобы пускаться в спор. И в доказательство своего могущества заявляет, что способен скупить все новгородские товары.

Не успевает он вымолвить это, как все гости ударяют с ним «о велик заклад», оскорблённые столь непомерной гордыней. Решают, что, коли Садко не сдержит своего слова, он отдаст тридцать тысяч рублей купцам.

На другой день Садко просыпается на заре, будит свою храбрую дружину, каждому дружиннику даёт уйму денег и один-единственный наказ: отправляться в торговые ряды и скупать все подряд. Сам он тоже идёт в гостиный ряд, где покупает все без разбору.

На следующее утро богатырь опять встаёт рано и опять будит дружину. В торговых и гостиных рядах они находят товару вдвое против прежнего и опять скупают все, что попадается под руку. Лавки и развалы пустеют — но лишь до нового дня. Утром Садко и его дружинники видят ещё большее изобилие товаров — теперь здесь втрое, а не вдвое больше прежнего!

Садко ничего не остаётся, как призадуматься. Он понимает, что не в его власти повыкупить товары в этом замечательном торговом городе, признает — за товарами московскими подоспеют ещё и товары заморские. И как бы ни был богат купец, славный Новгород будет побогаче любого. Так тщеславный герой вовремя получает хороший урок. После проигрыша Садко смиренно отдаёт соперникам тридцать тысяч, а на оставшиеся деньги строит тридцать кораблей.

Теперь Садко — азартный и удалой — решает посмотреть мир. Через Волхов, Ладогу и Неву он выходит в открытое море, затем поворачивает на юг и доплывает до владений Золотой Орды. Там он успешно продаёт захваченные с собой новгородские товары, в результате чего его богатство снова умножается. Садко насыпает бочки золота и серебра и поворачивает корабли назад в Новгород.

На обратном пути караван судов попадает в страшный шторм. Волны бьют корабли, ветер рвёт паруса. Садко понимает, что это дурит его старый знакомый — морской царь, которому давно не плачено дани. Купец обращается к своей дружине с приказом бросить в море бочку серебра Но стихия не успокаивается. Корабли из-за бури не могут стронуться с места. Бросают бочку золота — тот же результат. Тогда Садко понимает: морской царь требует «живой головы в сине море». Он сам предлагает своим дружинникам кинуть жребий. Бросают дважды, и оба раза жребий выпадает на Садко.

И вот Садко-купец даёт последние распоряжения, перед тем как опуститься на дно. Он завещает свои имения — божьим церквам, молодой жене и нищей братии, а остальное — своим храбрым дружинникам. Попрощавшись с товарищами, он берет старинные яровчатые гусли и на одной доске остаётся на волнах. В тот же миг буря утихает, корабли срываются с места и исчезают вдали.

Садко засыпает на своём плоту прямо посреди моря. Просыпается он во владениях морского царя. В белокаменном подводном дворце он встречается с самим царём. Тот не скрывает торжества:

Век ты, Садко, по морю езживал,
Мне, царю, дани не плачивал,
А нонь весь пришёл ко мне во подарочках.

Царь просит гостя поиграть ему на гуслях. Садко начинает плясовую мелодию: царь, не выдержав, пускается в пляс, все больше входя в азарт. Садко играет сутки, потом вторые и третьи — без перерыва. Царь продолжает свою пляску. На море от этого танца поднялась страшная буря. Потонуло и разбилось множество кораблей, залило берега и села. Народ повсеместно молился Миколе Можайскому. Это он, святой, толкнул Садко в плечо, тихо и строго объяснив гусляру, что пора кончать пляс. Садко возразил, что у него приказ и он не может ослушаться царя. «А ты струночки повырывай», — научил его седой старик. И ещё он дал такой совет. Если морской царь прикажет жениться, не спорить с ним. Но из сотен предложенных невест выбрать самую последнюю — Чернавушку. Да в первую брачную ночь не творить с ней блуда, не то навсегда суждено ему будет остаться на дне моря.

И вот одним движением Садко рвёт заветные струны и ломает любимые гусли. Буря утихает. Благодарный за музыку морской царь предлагает Садко выбрать себе невесту. Рано утром Садко отправляется на смотрины. Он видит трижды по триста писаных красавиц, но всех их пропускает. Позади всех идёт, потупив очи, девица Чернавушка. Ее Садко и называет своей суженой. После свадебного пира они остаются одни, но Садко не прикасается к жене. Он засыпает рядом с Чернавушкой, а проснувшись, обнаруживает, что он в Новгороде, на крутом берегу реки Чернавы. На Волхове он видит свои подходящие целёхонькие корабли. Там его жена и дружина поминают Садко. Они не верят своим глазам, когда видят его живого, встречающего их в Новгороде.

Он обнимается со своей женой, потом здоровается с друзьями. Выгружает с кораблей свои богатства. И строит соборную церковь Николая Можайского — как просил о том его святой.

С тех пор «не стал больше ездить Садко на сине море, / Стал поживать Садко во Нови-граде».

Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников Русской земли.

Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.

Новгородским богатырем предстает Василий Буслаев
. Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие. Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми», «мужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем» Пилигримом – представителем церкви. Со своей дружиной он «дерется-бьется день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи». Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.

Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г. Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель». 9

Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». В.Г. Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический апофеоз 10 Новгороду». 11 Садко
– бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.

Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

Единственный, кто высказывал самую естественную точку зрения на эту былину, а именно, что она исконно и типично новгородская, что в этом весь ее интерес и что в этом направлении ее надо изучать, был Белинский.
Белинский прежде всего ставит вопрос о политическом строе древнего Новгорода и о торговле, как основном источнике его богатства, то есть исходит не из имен и частных фактов, а из исторической почвы, создавшей эту былину. Этим же определяется основная идея былины: «Она есть поэтическая апофеоза Новгорода как торговой общины» . Садко борется против Новгорода. В этой былине «два героя: один — видимый, Садко, другой — невидимый, Новгород» . Это значит, что Белинский ставит вопрос о драматическом конфликте в былине и об историческом характере этого конфликта. Она могла возникнуть только в торговом Новгороде. Новгородскими Белинский признает и все мифологические образы. Образ морского царя могли создать только мореплаватели. Это образ не только совершенно русский, но и новгородский. Белинский в особенности восхищается пляской морского царя. Данная былина — замечательный памятник национальной культуры. Белинский устанавливает, что в лице Садко выражен совершенно национальный характер. В Садко есть русский размах, когда он, например, сразу закладывает все свое имущество. В нем русская удаль, когда он, испробовав все средства, чтобы спасти себя хитростью (тоже русская черта) , и видя, что дело доходит до смерти, смерти не боится, а бесстрашно бросается в пучину моря.

  • Понятие былины как эпического фольклорного жанра. Былинные герои
  • При запоминании любой информации, при использовании любых приемов, в воображении в один момент времени соединяются только два зрительных образа.
  • Этой функции свойственна интегративность, способность отражать сущность многих других функций дизайна как проявление содержательности художественного образа.
  • Алеша Попович — легендарный русский герой и воин, который на правах самого младшего входит в тройку знаменитых древнерусских былинных богатырей. Образ этого героя является больше фольклорным и собирательным, чем реальным, но и данный персонаж по версии ученых-историков имел свой реальный прототип, живший приблизительно в 13 веке на территории Киевской Руси. По разным версиям это могли быть даже несколько человек: сын православного ростовского попа Леонтия, житель города Пирятина на Полтавщине, и знаменитый богатырь Александр-хоробр (Олеша), известный исторический и общественный деятель, живший в 12-13 веках в Ростове.

    Образ богатыря — былинного героя

    Alesha Popovich 1

    (Иллюстрация богатырь-воин Алёша Попович
    )

    На знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри» (прим. фрагмент на первом изображении
    ), написанной в начале 19 века, он представлен как юноша-воин, по возрасту он значительно младше, чем остальные богатыри, с немного лукавой и загадочной улыбкой. В качестве оружия он имеет лук и колчан стрел, а подле седла привязаны гусли, что свидетельствует о его веселом нраве и о лиричности его характера. В былинах отмечалась даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной отвагой.

    В целом образу этого богатыря свойственная некая двойственность, ведь наряду с его положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами характера, такими как хвастливость и кичливость своими подвигами, лукавость и изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек (наверное, сказывалось воспитание отца священнослужителя).

    Знаменитые подвиги младшего из богатырей

    Alesha Popovich 2

    Основным занятием легендарного героя была служба у киевского князя в роли защитника русского народа от врагов киевского государства. Главным подвигом приписываем этому легендарному богатырю считается его победа над Тугарином, в жизни реально существовавшим половецким ханом Тугорканом. В былинах это персонаж изображается как некое мифическое чудовище, иногда с приставкой Змей или Змеевич, что делает его более устрашающим и загадочным. Он приезжает в Киев как чужеземный захватчик, великий князь Владимир и его окружение не в силах ему сопротивляться и принимают его как дорогого гостя. Один Алеша Попович не склоняет перед ним головы, относится к нему без уважения и страха, вызывает его на поединок и побеждает в нелегком бою, Опять же по былинной версии не с помощью силы и доблести, а воспользовавшись природной смекалкой и хитростью. Характер этого былинного богатыря отличается не только храбростью и удалью, а еще и безудержным юношеским безрассудством, авантюризмом, резкостью высказываний и некоторой необдуманностью поступков. Сражение с половецким ханом Тугорканом обернулось для Алеши победой и славой, позже народные сказители создали свою мифологическую версию данного события, в котором хан был превращен в змееподобное чудовище, побежденное русской смекалкой, хитрость, ну и отвагой конечно.

    Знаменитый богатырь был замечен во многих междоусобных конфликтах и сражениях того времени, он погиб в мае 1223 года на реке Калке как участник исторической битвы объединенных сил славян и половцев против монголо-татарского войска.

    “Богатыри” – самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа.

    “Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью… но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они… были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом…”, – вспоминал художник. Три десятилетия без малого пролегли между первым карандашным наброском (1871), более двух десятилетий – между парижским эскизом и полотном “Богатыри” (1898), венчающим героический цикл работ живописца.

    Образ народного защитника в сознании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, “ментами”, “братками”, которые удивительным образом похожи на “новых русских богатырей”. Что же, время выдвигает новых героев… Культура
    Не в городе Муроме, не в селе Карачарове, даже и не в Москве белокаменной, а в славном городе Питере есть чудо-студия “Мельница”. Не зерно толчет, не хлебы печет, а делает кино веселое: детям на радость, взрослым на потеху. Кино развеселое все про богатырей русских…

    Это – присказка, а теперь сказка.

    Необходимость создания отечественных полнометражных мультфильмов назрела давно. Американские “Короли Львы”, “Аладдины” и “Шреки” уже давно и настойчиво вытесняют с прилавков, а также из детских сердец родных Василис, Матроскиных, Серых Шеек. На фоне подъема, который переживает сегодня российский кинематограф, отсутствие крупных анимационных проектов выглядело до последнего времени несколько странно. И вот свершилось: первыми полнометражными анимационными лентами нового времени можно назвать мультфильмы о русских богатырях: “Алеша Попович и Тугарин Змей” (2004), “Добрыня Никитич и Змей Горыныч” (2006), “Илья Муромец и Соловей-Разбойник” (2007), “Три богатыря и Шамаханская царица” (2010) и “Три богатыря на дальних берегах” (2012). Создание художественных произведений для детей на основе народных былин – задача достойная. И на первый взгляд кажется, что новые картины продолжают старые традиции советского анимационного кино и даже идут вперед: с первых кадров на экране мелькают золотые маковки церквей, появляются краснощекие девицы в сарафанах, звучит былинный стих про непобедимую Русь-матушку. Вроде бы можно звать детей и смотреть семейное кино, уютно устроившись в кресле, но, как водится в сказке, не тут-то было…

    О том, как “братки” богатырями стали

    Мы привыкли к тому, что все периодически нуждается в обновлении. Заболели зубы – срочно вырвать и вживить новые. Выпали волосы – нарастить. Сломалась мебель – купить другую в кредит. Отчего же в духовной сфере все должно быть иначе? Может быть, старые нравственные представления тоже пора слегка “обновить”, чтобы они выглядели современно, как во рту сияющие вставные зубы?

    Русский богатырь в традиционном представлении – это не просто человек, обладающий уникальной физической силой. Это – идеальный образ защитника Отечества. Ему присущи качества, которые даже в те времена выходили за рамки нормы: готовность к самопожертвованию, отказ от личной жизни во имя блага своего народа и т. д. “Дни, месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня и Алеша – все в степи да в чистом поле правили службу воинскую…” (Из переложений русских былин.) Авторы мультфильмов о новых богатырях помещают своих героев в “прежнюю” историческую эпоху, но наделяют их “современными” характерами.

    Таким образом “идеальный образ” разрушается и на стыке двух несовместимых вещей возникает комический эффект. Богатырь становится “смешным”.

    Алеша Попович
    , например, едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности: откусывает крестильный крест, который тут же превращается в копье Марса – символ мужской силы. Если в былинах Алеша Попович, как наименее сильный из богатырей, отличается смекалкой и сообразительностью, то “мультипликационный” как раз во всем обнаруживает явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами, как говорится, сила есть… В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша “по простоте душевной” использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь, опять же “нечаянно”, сбивает грибы, отфутболивает мелких зверушек. С такой же легкостью, с какой он наносит людям удары разной степени тяжести, Алеша и признает свои ошибки, мол, “хотел как лучше, а получилось…”. Говорят, такая простота хуже воровства, но дело под конец фильма доходит и до воровства. Проникнув в лагерь врагов, Алеша под покровом ночи пытается увезти слиток золота, и вдруг на полпути спохватывается: “Что же это я как вор?!” – и принимается молотить сонных тугар, спасая свое богатырское реноме.

    alyosha popovich i tugarin zmej bratki vmesto bogatyrej 3

    Также сильно отличается от своего былинного собрата и Добрыня
    . Впечатляет лексикон “мультипликационного” богатыря: “Я понятно объясняю?”, “Упал – отжался”. Словно и не богатырь перед нами, а солдафон. Добрыня вовсе не живет анахоретом на дальней заставе: у него красивая молодая жена, которая мужа без конца пилит: то ей скучно, то шубу подавай новую. Но Добрыня не спешит поставить жену на место, а, наоборот, выполняет “любой каприз”, недвусмысленно намекая на свою мужскую силу. Интересно, почему в таком случае у Добрыни нет детей? И кто у них на дальней заставе занимается проблемами планирования семьи, Баба-яга?

    В мультфильме без конца подчеркивается грубая плотская душевная организация героев. Такие “богатыри” многим знакомы, только не по былинам, а по анекдотам. Встречаются они и в современной жизни, и, надо сказать, не так уж редко. Таким образом, в мультфильме, с одной стороны, традиционный образ богатыря низводится с нравственной высоты. А с другой – образ народного защитника в сознании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, “ментами”, “братками”, которые удивительным образом похожи на “новых русских богатырей”. Что же, время выдвигает новых героев…

    alyosha popovich i tugarin zmej bratki vmesto bogatyrej 4

    Былину пишет… осел

    Теперь несколько слов о героинях. В народных былинах о женщинах сказано крайне мало. В основном это верная подруга, которая готова вечно любить и ждать, то есть, так же как и богатырь, она готова к самопожертвованию. В мультфильмах женщины ведут себя не в пример активнее. Забава, которую просватали за нелюбимого, начинает просчитывать, а может, нелюбимый не так уж и плох, коль у него денег-то много.

    Вообще тема денег, продажности, обмана занимает в мультфильмах одно из ключевых мест. Деньги любят все: и Баба-яга, и Змей Горыныч, и богатырский конь, и даже князь Владимир.

    Из-за своей алчности эти “герои” попадают в нелепейшие ситуации. Но быстро просят прощения – и их все прощают. Авторы словно призывают зрителя быть снисходительным к “маленьким человеческим слабостям”, а вот к чему уж нужно относиться непримиримо – так это к физической немощи.

    alyosha popovich i tugarin zmej bratki vmesto bogatyrej 5

    Основными объектами для шуток всякого рода в мультфильмах становятся старики и старухи:
    то им стрела вонзится в зад, то лошадь лягнет, то чем-нибудь увесистым их придавит, а то и их самих зачастую используют вместо орудий. А уж как лихо высмеяна старческая рассеянность и забывчивость на примере состарившегося богатыря Святогора, точно страшнее порока у человека и быть не может!

    Также на посмешище выставлен и сам жанр народной былины: зазвучал былинный распев, появляется в кадре пергаментный свиток с “уставными” буквами, и вдруг – то автор не знает, какую букву в слове поставить, то выясняется, что былину вообще пишет… осел.

    «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях» — это сказка А. Пушкина, которая содержит очень много элементов русского народного творчества. Мы предлагаем вам вспомнить основные события этого произведения благодаря краткому пересказу от Многомудрого Литрекона. Сюжет сказки поучителен даже в сокращении. Приятного просвещения!


    Кратчайшее содержание (344 слова): Произведение начинается с того, что царь прощается с царицей, та через 9 месяцев рожает дочь, потом возвращается «царь-отец», но мать «восхищенья не снесла, и к обедне умерла».

    Год царь держал траур, но потом женился. Новая царица была молодой и красивой, но ревнивой, к тому же имела волшебное говорящее зеркало. У него она спрашивала, является ли самой красивой на всём свете, и зеркало неизменно отвечало согласием. Любви к падчерице она не питала и всецело была поглощена собой.

    Годы шли, и настало время, когда молодая царевна превзошла по красе свою мачеху. Та в ярости приказала Чернавке отвести девушку в лес и привязать к сосне на съедение волкам. Служанка сжалилась и не стала привязывать царевну, а просто отвела ее в чащу. Разошлась молва о преступлении царицы, и тогда же жених пропавшей, Елисей отправился искать невесту. 

    Царевна, блуждая по лесу, набрела на дом. Убралась там и легла спать. К обеду приехали хозяева, 7 богатырей, которые нарекли царевну своей сестрицей. Оставили девушку у себя жить, так как поняли, что она царевна. Как-то все семеро пришли спрашивать, за кого она вышла бы замуж, оставаясь для других сестрой. На это царевна ответила, что пусть и любит всех сердечно, но она является невестой королевича Елисея. Богатыри не стали настаивать и больше не говорили об этом.

    Царица узнала, что Чернавка сжалилась над молодой царевной, разгневалась и в образе старухи навестила падчерицу, передав при этом ей яблоко, надкусив которое девушка упала замертво. Вернулись богатыри, которые увидели, как пёс, бросившись на отравленное яблоко, умер, а рядом с ним лежала их названная сестрица. Ее братья отнесли в хрустальном гробу на пустую гору через 3 дня. Царица же теперь узнала, что является прекраснейшей, и успокоилась.

    Королевич Елисей тем временем блуждал в поисках своей пропавшей невесты. Спрашивал солнце, видело ли оно царевну, то ответило, что нет. Спросил у месяца, который за ответом направил его к ветру. Тот же ответил, что его невеста покоится в гробу, что в глубокой норе одинокой скалы. В горе королевич решает навестить её в последний раз, приходит, ударяется о гроб, тот разбивается, а царевна чудесным образом пробуждается. Влюблённые едут обратно. Царица узнаёт у зеркала, что царская дочь жива. Разозлённая, женщина выбегает и в дверях встречается с падчерицей. Тут же царица умирает от тоски. Похоронив её, сыграли свадьбу царевны с королевичем.


    Отзыв (290 слов): Мне очень понравилась сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Говоря о сказке Пушкина, совершенно не получается сказать, что её чтение не доставило удовольствия. Автор соединил множество народных русских образов, фольклорных элементов, наблюдение за которыми позволяет погрузиться в сказку и прочувствовать «русский дух». Чему учит «Сказка о мертвой царевне»? Это произведение учит нас добру, умению любить ближнего и сочувствию неприятелям. Мы видим, как добрая царевна, попав в чужой дом, не хочет становиться обузой для его обитателей и с радостью берётся за хозяйство, что выдаёт в ней честного и справедливого человека. Богатыри тоже оказались добрыми и понимающими, не прогнали её, и даже после отказа девушки выйти за одного из них замуж, не изменили к ней своего отношения. Королевич Елисей оказался преданным женихом и не захотел сдаваться, пока не найдёт свою невесту, также проявляя себя положительным героем. А вот мачеха, злая царица, от зависти своей умирает. Здесь мораль простая — «чёрная» зависть никого до добра не доводила, каждый получит то, что заслуживает. Автор сказки о мертвой царевне заставляет задуматься о том, как важна внутренняя красота. Концентрируясь на своей внешности и тщеславии, царица забыла, что гораздо важнее всего этого то, что внутри нас, а именно качества характера и моральные принципы. 

    Главная мысль «Сказки о семи богатырях и мертвой царевне» заключается в том, что человека красит не столько внешность, сколько душа. Поэтому зеркало отказывалось признать царицу победительницей. У нее была только внешняя прелесть, но внутри она была уродлива. Царевна же была прелестна во всем: она верна, трудолюбива и добра. Мое впечатление о ней можно назвать восторгом, ведь героиня воплощает в себе идеал женщины. 

    Мое мнение о сказке Пушкина и мое отношение ко всему творчеству поэта позволяют порекомендовать «Сказку о мертвой царевне» всем тем, кто любит качественную литературу. В конце читатель увидит торжество добра и справедливости.

    Автор: Александра Новикова

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Adblock
    detector