Меню

Какой автор у сказки гуси лебеди

Слайд 1

Р азработка вопросов и заданий на основе таксономии Б . Блума в ДОУ на примере русской народной сказки «Гуси — лебеди». Воспитатель первой квалификационной категории Иванченко Елена Алексеевна

Слайд 2

Таксономия Блума – что это такое. Таксономия целей Блума помогает правильно определить задачи обучения. Многим кажется, что это – получение знаний. Но на самом деле школы и другие учебные заведения должны научить анализировать полученную информацию, сопоставлять ее и делать выводы. Как это сделать? Если сказать кратко, таксономия Блума — это классификация педагогических целей. Ее создатель, как видно из названия, — профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум . В 50-е годы прошлого столетия он пытался систематизировать цели и задачи обучения. Результатом этой работы и стала теория, которая по прошествии десятков лет вызывает массу споров. Но при этом активно используется при создании образовательных программ . Можно сказать, что таксономия Блума — это педагогическая методика по запоминанию и усвоению знаний.

Слайд 3

О таксономии Наиболее разработана и часто используется классификация целей в рамках познавательной области, она представляет собой иерархическую шестиуровневую структуру: • знание, • понимание, • применение, • анализ, • синтез, • оценка.

Слайд 4

Уровень знания. Это самый нижний, начальный уровень. Все цели, относящиеся к этому уровню, формулируются в терминах воспроизведения. Например: назвать, перечислить. Здесь достаточно познакомить воспитанников с соответствующей информацией так, чтобы они смогли ее повторить. Примерные вопросы: 1. Вспомни, куда так спешила Аленушка после ухода родителей? 2. Опиши, где живет Баба – яга? 3. Расскажи, как помогла яблонька (печка, речка) Аленушке с братцем? 4. Перечисли всех героев этой сказки.

Слайд 5

Уровень понимания . Чтобы продемонстрировать достижение этого уровня, воспитанник должны изложить изучаемый материал своими словами. Способность изложить информацию своими словами подтверждает, что воспитанники ее усвоили (произошло запечатление информации и её переработка ). Примерные вопросы: 1. Кто автор этой сказки? Почему ты так решил? 2. Объясни, почему гуси-лебеди забрали братца? 3. Сделай вывод и озвучь, что было бы с Аленушкой и братцем, если бы печка не захотела им помогать? 4. Можно ли сказать, что эта сказка учит исправлять свои ошибки? 5. Подтверди примерами, что ради спасения брата девочке пришлось преодолевать множество препятствий, но она всё-таки сумела вернуть его домой.

Слайд 6

Уровень применения. На этом уровне цели формулируются в терминах применения полученных знаний в изученной и новой (частично измененной или новой) ситуации . Примерные вопросы: 1. Покажи с ребятами, как можно поиграть в эту сказку. 2. Реши, какой план можно составить к сказке. 3. Отбери героев из предложенных и разыграй сказку. 4. Проведи эксперимент и подумай, за что ты можешь быть благодарен другу ? 5. Дополни и подтверди, что семья — самое дорогое, что есть у человека.

Слайд 7

Уровень анализа . Цели данного уровня предполагают, что воспитанники в состоянии разделить изученный материал на отдельные составляющие. Примерные вопросы: 1. Разбери сказку на части. 2. Проанализируй мысль, если совершил оплошность, умей исправить ее последствия . 3 . Систематизируй сюжет и подумай, можно ли назвать путь в сказке –зеркальным ? (сказка «Гуси-Лебеди» показывает «зеркальный путь» следующую дорогу: Аленушка идёт к реке, к яблоне, к печке, обратно возвращается по той же дороге уже вместе с братом.) 4. Сравни три главные мысли сказки и приведи примеры. (1 — делай людям добро, и оно вернется к тебе в трудную минуту ; 2 – слушайтесь маму и папу и все будет с вами в порядке; 3 — если что-то натворил, постарайся исправить это и тогда тебя не накажут). 5. Сравни: какими словами встретила Аленушка яблоню (печку) при первой и второй встрече.

Слайд 8

Уровень синтеза. Достигнув целей этого уровня, воспитанники могут эффективно комбинировать усвоенные знания, формировать из них новые конструкции. Примерные вопросы: 1. Представь, что Аленушка не оставляла братика одного, чем бы закончилась сказка? 2. Придумай конец сказки , если бы Аленушка не одумалась и струсила . 3. Добавь дополнительного героя в сказку, кто это будет?

Слайд 9

Уровень оценки . Это самый высокий, шестой уровень, на котором воспитанники демонстрируют отношения, делают содержательные оценочные суждения об изученном материале, о новых данных, относящихся к изученной области . Примерные вопросы : 1.Можно ли судить о том, что в сказке главными темами являются забота о родных людях и ответственность за их судьбу? 2. Верно ли утверждение: если поможешь кому-нибудь, то и он поможет тебе в ответ? Почему? 3. Верно ли утверждение: если не слушаться родителей может случиться беда ? Почему? 4. Какие важные черты качества характера проявила Аленушка, спасая брата ? 5. Обобщи и скажи, чему можно научиться при прочтении этой сказки? 6. Можно ли объявить ребятам, что это хорошая поучительная сказка о добре и зле? Почему? 7. Дай оценку сказки «Гуси-лебеди» и подтверди, что она построена в первую очередь на семейных ценностях, учит дорожить близкими и помогать им.

Слайд 10

Молодцы!

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 22-26.

УКМ «Школа России»

Раздел «Устное народное творчество». Продолжение.

Ответы на вопросы «Рабочей тетради» к вопросам этого раздела про пословицы, загадки, потешки и другие жанры можно посмотреть, перейдя по ссылке.

22. Узнай сказки. Напиши названия русских народных сказок.

Это сказки: «Баба-Яга», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка».

23. Найди в домашней или школьной библиотеке сборник «Сказки русских писателей». Какие сказки ты читал? Запиши их названия и фамилии авторов. Есть ли среди них сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»? Кто из героев говорит слова «Лети, лети, лепесток…»?

Я нашла в библиотеке книгу «Сказки русских писателей», издательство «Детская литература» 1980 год. В ней 688 страниц.

Я читала:

  1. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  2. А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
  3. Л. Толстой «Липунюшка»
  4. Л. Толстой «Царь и рубашка»
  5. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
  6. В Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» в этом сборнике нет, но я читала эту сказку. Слова про лепесток говорит главная героиня — девочка Женя.

24. Обсуди с другом, чему очень важному учат народные сказки.

Народные сказки учат быть добрыми и терпеливыми. Учат преодолевать трудности и находить выход из трудных ситуаций. Учат не бросать в беде друга, приходить на помощь слабым, не обижать маленьких. Учат любить Родину и защищать её от врагов. Учат тому, что зло обязательно будет наказано, а добро восторжествует.

25. Составь небольшое сообщение на тему «Чему учат сказки». Начни со слов «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Сообщение на тему «Чему учат сказки» для 2 класса.

Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок. И очень важно уметь находить этот намёк, понимать, чему учат нас народные сказки.

Ведь учат они очень важным вещам — доброте и отзывчивости, честности и гостеприимству. Учат не сдаваться и бороться до конца, учат защищать свою Родину и свой дом, учат заступаться за обиженных и обездоленных. 

Много полезного можно почерпнуть для себя читая сказки. Они делают нас лучше, заставляют иначе взглянуть на окружающий мир.

26. Рассмотри внимательно иллюстрацию на странице 36 учебника. Кто на ней изображён? Какой текст соответствует иллюстрации?

Это иллюстрация к сказке «У страха глаза велики».

На ней мы видим, как разбегаются в разные стороны испуганные водоносы и заяц, который их напугал.

Этому рисунку соответствует текст:

«Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, вёдра побросали и домой побежали».

27. Что могло произойти до событий, изображённых на рисунке, что могло произойти после них?

До этого водоносы могли сходить за водой, набрать вёдра и возвращаться домой. А заяц мог сидеть под яблонькой.

После этого водоносы спрятались дома, а зайка спрятался под кустом.

28. Раздели текст на части. Озаглавь их.

Разделим текст на четыре части и дадим каждой название:

  1. За водой.
  2. Возвращение с вёдрами.
  3. Падение яблока и всеобщий переполох.
  4. Что кому показалось.

29. Восстанови последовательность событий сказки.

Правильная последовательность: За водой. Скорее домой. Ах беда, беда. Робкого и тень страшит.

30. Из каждой части выпиши опорные слова, которые помогут восстановить текст целиком:

Часть 1. Старушка, хохотушка, клохтушка, норушка, каждый день, колодец, колода, лужица, поросячье копытце.

Часть 2. Трёх-плёх, через огород, яблонька, зайка.

Часть 3. Ветерок, хлоп, под ноги, испугались, лавка, за бабку, на печку, схоронилась.

Часть 4. Охает, медведище, плачет, волк, кудахчет, лиса, пищит, котище, страсти, четыре охотника, собаки.

31. Перескажи сказку, используя иллюстрацию и опорные слова.

Пример пересказа сказки «У страха глаза велики» можно прочитать, перейдя по ссылке.

32. Определи и соедини стрелкой слова, которые наиболее точно говорят о героях сказки «Лиса и журавль».

Лиса: хитрый.

Журавль: умный.

33. Запиши план рассказа о лисе и журавле.

План пересказа сказки «Лиса и журавль» для 2 класса

  1. Лиса и журавль дружат.
  2. Угощение на тарелке.
  3. Обида журавля.
  4. Угощение в кувшине.
  5. Дружба врозь.

34. Можно ли лису и журавля назвать друзьями? Запиши ответ и поясни его словами из текста.

Лису и журавля назвать друзьями нельзя, потому что они эгоисты и думали только о себе. Дружба у них пошла врозь.

35. Какова главная мысль сказки?

Главная мысль сказки «Лиса и журавль»: Как ты относишься, так и к тебе относиться будут.

36. Восстанови последовательность событий в сказке «Гуси-лебеди». Что пропущено? Дополни.

Правильная последовательность событий сказки «Гуси-лебеди» с дополнениями:

  1. За братцем присматривай.
  2. Налетели гуси лебеди, подхватили мальчика.
  3. Печка, куда гуси полетели?
  4. Поешь моего лесного яблочка — скажу.
  5. Садись кудель прясть.
  6. Бери братца, беги.
  7. Яблоня, матушка, спрячь меня.
  8. Печка, матушка, спрячь меня.
  9. А тут и отец с матерью пришли.

37. Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы. О чём ещё хотел бы ты спросить?

Пример рассказа о девочке можно прочитать, перейдя по ссылке.

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

Русская народная сказка «Гуси- лебеди»

План-конспект открытого урока по литературному чтению

(развитие критического мышления)

2 класс УМК «Школа России»

Составитель:

учитель начальных классов

Делида Л.Н

2021 г

Тема урока. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Развитие критического мышления на уроках литературного чтения.

Цели урока:

образовательная: познакомить детей с русской народной сказкой “Гуси-Лебеди”; учить детей выделять основную мысль сказки;

развивающая: развивать внимание, память, критическое мышление, творческие способности детей и навыки выразительного чтения;

обогащать словарный запас учащихся;

воспитательная: воспитывать ответственность, уважение к родителям, умение держать данное слово; воспитывать в детях любовь к урокам литературного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: восприятие текста на слух, плавное выразительное  чтение, определение   темы, сюжета, образы   героев,  главная   мысль   произведения.

Метапредметные: 1 регулятивные УУД:

 определить цели урока, продумывание читаемого, осуществить самоконтроль, самооценка.

    2.Познавательные УУД:

осмысление текста, самоанализ его, синтез, сравнение героев, умение выделять главное.

    3. Коммуникативные УУД: умение обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы, строить речевое высказывание .

Личностные: эстетическое восприятие произведения, проявление интереса к содержанию, нравственно-эстетическое оценивание поступка героя.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы-самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные.
Не пристало добрым молодцам и красным бездельничать.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.

(Учащиеся исполняют песню «В гостях у сказки») Видеофрагмент прилагается

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – …!(Сказка)

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Ребята, прочитайте высказывание хором.

Кто автор этих слов? -А. С.Пушкин (Выставляется портрет)

А как вы объясните пушкинские слова?

  1. Сообщение темы и задач урока.
    Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие в сказку. Сегодня на уроке мы продолжим работать с РНС «Гуси-лебеди».

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Лексическая работа.

Учитель: Что же такое сказка? (ответы детей)

Сказка –жанр литературного творчества о вымышленных лицах или событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Ложь— обман, неправда, вымысел.

Намек — неявное, косвенное указание на какие-то факты или обстоятельства.

Добрым молодцам— молодым людям.

Урок — это процесс передачи знаний.

Итак, сказка- это урок.

А где проводятся уроки? (в школе). Значит, сказка- это урок для детей.

  1. Работа над темой урока.

-Какие виды сказок вы знаете?

Сказки

О животных бытовые волшебные

Русская народная волшебная сказка- это особенное художественное произведение, которое отличается от рассказов и стихотворений. Сейчас мы и поговорим об этих особенностях и постараемся найти их в сказке.

А теперь давайте посмотрим, как начинается сказка, с каких слов? (зачин)

Признаки сказки: (составление кластера)

Зачин;

Волшебные предметы;

Сказочные слова и выражения;

Нарушение запрета;

Троекратный повтор;

Борьба добра со злом;

Добро побеждает зло;

Концовка.

  1. Физминутка «Мышки, внимание»

  1. Продолжение работы над сказкой, начатой на предыдущем уроке.

а) Восстановление последовательности событий. (работа в парах)

Учитель: Пока мы отдыхали, ветерок – озорник рассыпал части сказки. Я предлагаю вам организоваться в пары и восстановить сказку. Пара, которая справится с заданием, покажет знак.

(работа с картинками)

б) Характеристика сказочных героев. (составление синквейна «Девочка в начале сказки», «Девочка в конце сказки»). (работа в группах)

Смелая

 Невоспитанная

 Невежливая

 Трусливая

 Гордая

 Хитрая

 Злая

 Любит брата

 Добрая

 Упрямая

 Вежливая

 Заботливая

 Признает свои ошибки

 Любит брата

в) Работа с пословицей «Не дорого начало, похвален конец».

  1. Рефлексия.

— Сказка-это урок. Какой урок вы получили, работая над сказкой?

— Сегодня на уроке я понял……………

  1. Итог. Оценка урока. Самооценка.

-Почему произошло несчастье, кто виноват?

— Когда и почему девочка меняется к лучшему?

Что ж, пришла пора прощаться,

Всех проводим в дом родной.

Обещаем повстречаться

С вами в сказке, но в другой.

  1. Домашнее задание: подготовить пересказ, сделать рисунки.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению»Сказка «Гуси – лебеди».»(2 класс)

Урок литературного чтения 2 класс УМК «Школа России» Тема...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Урок литературного чтения 2 класс УМК «Школа России» Тема

    Описание слайда:

    Урок литературного чтения
    2 класс УМК «Школа России»

    Тема: Русская народная сказка
    Гуси-лебеди

  • 2 слайд

    Постановка цели урока:- Какие виды сказок, мы с вами знаем? - Чем отличаются

    Описание слайда:

    Постановка цели урока:

    -Какие виды сказок, мы с вами знаем? -Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?
    -Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому:

    1)Снежная буря.
    2)Глаз. 3)Неправда. 4)Временное легкое жилище. 5)Непоседа.
    6)Любимая и дорогая мамина мама. 1)Потоп. 2)Пятая буква в алфавите с конца.
    3)Пища.

  • 3 слайд

    Постановка цели урока:- Какие виды сказок, мы с вами знаем? {Бытовые, о жи¬в

    Описание слайда:

    Постановка цели урока:

    -Какие виды сказок, мы с вами знаем? {Бытовые, о жи¬вотных.)
    -Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?
    -Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточ¬ки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому:

    1)Снежная буря. {Вьюга.)
    2)Глаз. {Око.)
    3)Неправда. {Ложь.)
    4)Временное легкое жилище. {Шалаш.)
    5)Непоседа. {Егоза.)
    6)Любимая и дорогая мамина мама. {Бабушка.)
    1)Потоп. (Наводнение.)
    2)Пятая буква в алфавите с конца. (Ы.)
    3)Пища. (Еда.)

  • 4 слайд

    Основные признаки сказкизачин; Волшебные предметы; Сказочные слова и выражени

    Описание слайда:

    Основные признаки сказки
    зачин;
    Волшебные предметы;
    Сказочные слова и выражения;
    Троекратный повтор;
    Борьба добра и зла;
    Добро побеждает зло;
    Концовка.

  • 5 слайд

    Какое слово получилось? Правильно. В волшебных сказках все необыкновенно: люд

    Описание слайда:

    Какое слово получилось?
    Правильно. В волшебных сказках все необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Все приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает.
    Назовите волшебные предметы, которые вы помните? -В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благодаря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого-нибудь эпизода.
    Раб а гр . Откройте учебники. Прочитайте название сказки.
    -Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой.
    Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто ей помог — обо всем этом мы узнаем, если внимательно прочитаем сказку.

  • 6 слайд

    Какое слово получилось? (Волшебные.) - Правильно. В волшебных сказках все нео

    Описание слайда:

    Какое слово получилось?
    (Волшебные.)
    -Правильно. В волшебных сказках все необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Все приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает.
    -Назовите волшебные предметы, которые вы помните? (Скатерть-самобранка, ковер-самолет и др.)

  • 7 слайд

    Первичное чтение.1. Читают дети, по ходу чтения идет словарная работа. клика

    Описание слайда:

    Первичное чтение.

    1.Читают дети, по ходу чтения идет словарная работа. кликать — громко звать;
    кудель — пучок льна, приготовленный из пряжи; веретено — используется для прядения; устьице — выходное отверстие у печи.

  • 8 слайд

    Словарная работаПричитывала  – причитывать: плакать, приговаривать, жал

    Описание слайда:

    Словарная работа
    Причитывала  – причитывать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-либо;

  • 9 слайд

    Кудель – пучок льна, приготовленный для пряжи; Словарная работа

    Описание слайда:

    Кудель – пучок льна, приготовленный для пряжи;
    Словарная работа

  • 10 слайд

    Веретено – приспособление для получения нити из шерсти. Словарная работа

    Описание слайда:

    Веретено – приспособление для получения нити из шерсти.
    Словарная работа

  • 11 слайд

    Устьице – отверстие в печи. Словарная работа

    Описание слайда:

    Устьице – отверстие в печи.
    Словарная работа

  • 12 слайд

    Первичная проверка пониманияВопросы после чтения: - Понравилась сказка? - Что

    Описание слайда:

    Первичная проверка понимания
    Вопросы после чтения:
    -Понравилась сказка?
    -Что в сказке было волшебного?
    -Назовите героев сказки.
    -Что же случилось у сестрицы?
    -Как она потеряла брата?
    -Был ли у нее план спасения братца?
    -Кого она встретила по дороге, когда искала братца?
    -Помогли они в поиске? Почему?
    -Почему она не стала ничего кушать?.
    Где она нашла своего брата?
    -Кто ей помог увести оттуда братца? Почему?
    -Кто потом помогал им добраться до дома?
    -Удалось ли им вернуться домой?

  • 13 слайд

    Составление плана сказки.- На сколько частей можно разделить текст? - Давайт

    Описание слайда:

    Составление плана сказки.

    -На сколько частей можно разделить текст?
    -Давайте прочитаем каждую часть и озаглавим ее. На доске появляется запись:

    1)Потеря брата.
    2)Поиск.
    3)В избушке у Бабы-Яги.
    4)Возвращение домой.

  • 14 слайд

     Чтение по ролям У. с.48-53

    Описание слайда:

    Чтение по ролям
    У. с.48-53

  • 15 слайд

    Вопросы к 1 части:Кто действующие лица сказки? Куда ушли отец и мать? Что они

    Описание слайда:

    Вопросы к 1 части:
    Кто действующие лица сказки?
    Куда ушли отец и мать?
    Что они наказали доченьке?
    Послушала дочь родителей?
    Куда ушла  девочка?
    Что случилось с братцем?

  • 16 слайд

    Вопросы ко 2 части:Что обнаружила девочка, когда вернулась? Кого заметила дев

    Описание слайда:

    Вопросы ко 2 части:
    Что обнаружила девочка, когда вернулась?
    Кого заметила девочка вдалеке?
    Кто унес братца?

  • 17 слайд

    Вопросы к 3 части:К кому сначала обратилась девочка за помощью? Помогл

    Описание слайда:

    Вопросы к 3 части:
    К кому сначала обратилась девочка
    за помощью?
    Помогли ли ей?
    Почему?
    К кому она еще обратилась за помощью?
    Помогли ей? Почему?

  • 18 слайд

    Вопросы к 4 части:Куда пришла девочка? Что хотела сделать Баба-Яга? Какой сов

    Описание слайда:

    Вопросы к 4 части:
    Куда пришла девочка?
    Что хотела сделать Баба-Яга?
    Какой совет дала девочке мышка?

  • 19 слайд

    Вопросы к 5 части: Кто отправился в погоню за сестрой и братцем? Кто выручал

    Описание слайда:

    Вопросы к 5 части:
     Кто отправился в погоню за сестрой и братцем?
    Кто выручал девочку?
    Почему в этот раз молочная река, яблонька и печка помогли девочке?
    Чем  закончилась сказка?

  • 20 слайд

    Закрепление нового материала- На доске иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» и

    Описание слайда:

    Закрепление нового материала

    -На доске иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» и к другим сказкам. Посмотрите, они все перепутаны.
    -Давайте расставим иллюстрации по ходу развития событий сказки.
    На доске получается ряд сюжетных иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди».
    -Какие иллюстрации оказались лишними? Почему?
    . — О чем рассказывает каждая иллюстрация?
    -Что за эпизод изображен на первой иллюстрации? На вто¬
    рой и т. д.

  • 21 слайд

    Какой автор у сказки гуси лебеди

  • 22 слайд

    Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

    Описание слайда:

    Сказка – ложь,
    да в ней намек,
    добрым молодцам урок.

  • 23 слайд

    Работа по тетради с.4

    Описание слайда:

    Работа по тетради с.4

  • 24 слайд

    Девочка бросилась догонять гусей. Съешь моего ржаного пирожка – скажу. Поешь

    Описание слайда:

    Девочка бросилась догонять гусей.
    Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
    Поешь моего простого киселька – скажу.
    В избушке Бабы — яги.
    Речка, матушка, спрячь меня.
    Работа по тетради с.4

  • 25 слайд

    Девочка бросилась догонять гусей. Съешь моего ржаного пирожка – скажу. Поешь

    Описание слайда:

    Девочка бросилась догонять гусей.
    Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
    Поешь моего простого киселька – скажу.
    В избушке Бабы — яги.
    Речка, матушка, спрячь меня.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10

  • 26 слайд

    Проверочная работа

    Описание слайда:

    Проверочная работа

  • 27 слайд

    . Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы.Работа по тетради с.5Дом

    Описание слайда:

    .
    Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы.
    Работа по тетради с.5
    Домашнее задание

  • 28 слайд

    Итог урока- К какому виду сказок относится сказка, которую мы с

    Описание слайда:

    Итог урока
    -К какому виду сказок относится сказка, которую мы с вами читали сегодня?
    -Какие волшебные предметы в ней встречаются?
    -Какой троекратный повтор есть в сказке?
    -В чем главная мысль сказки? Чему она учит?
    Почему произошло несчастье, кто виноват?
    Когда и почему девочка меняется к лучшему?
    Назовите основные признаки сказки.

  • 29 слайд

    Домашнее задание Перечитать сказку. Подготовиться к выборочному чтению р т с 24

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Перечитать сказку. Подготовиться к выборочному чтению р т с 24

  • 30 слайд

    Спасибо за урок

    Описание слайда:

    Спасибо
    за
    урок

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Постановка цели урока: Какие виды сказок, мы с вами знаем? {Бытовые, о жи вотных.)Чем отличаются бытовые сказки от сказок о животных?Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом сказок. А как они называются, вы узнаете, если впишите в клеточ ки первые буквы слов. Чтобы узнать слова, ответьте, как называется по-другому:Какое слово получилось? (Волшебные.)Правильно. В волшебных сказках все необыкновенно: люди, земля, реки, деревья, птицы, вещи. Все приобретает чудесные свойства. Топор сам рубит лес, мельница мелет зерно, печка разговаривает.Назовите волшебные предметы, которые вы помните? (Скатерть-самобранка, ковер-самолет и др.)В волшебных сказках всегда добро побеждает зло, благо даря какому-нибудь чуду. Волшебные сказки наделены троекратным повторением какого-нибудь эпизода. Снежная буря. {Вьюга.)Глаз. {Око.)Неправда. {Ложь.)Временное легкое жилище. {Шалаш.)Непоседа. {Егоза.)Любимая и дорогая мамина мама. {Бабушка.) Потоп. (Наводнение.)Пятая буква в алфавите с конца. (Ы.)Пища. (Еда.) —. Откройте учебники. Прочитайте название сказки. -Сегодня на уроке, мы познакомимся с волшебной сказкой. Героиня сказки попала в беду. Как это произошло, кто ей помог — обо всем этом мы узнаем, если внимательно прочитаем сказку.. Изучение нового материала1. Первичное чтение.Читают дети, по ходу чтения идет словарная работа. кликать — громко звать;кудель — пучок льна, приготовленный из пряжи; веретено — используется для прядения; устьице — выходное отверстие у печи.2. Первичная проверка понимания. Вопросы после чтения:Понравилась сказка?Что в сказке было волшебного?Назовите героев сказки.Что же случилось у сестрицы?Как она потеряла брата?Был ли у нее план спасения братца?Кого она встретила по дороге, когда искала братца?Помогли они в поиске? Почему?Почему она не стала ничего кушать?.Где она нашла своего брата?

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Гуси-лебеди.

Похожие материалы

  • Методические пособия для преодоления нарушений чтения

  • Презентация по литературному чтение «Сказка «Лиса и журавль».»(2 класс)

  • Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс

  • Презентация на тему»Детские поэты и писатели»

  • Презентация по литературному чтению»Сказка «Каша из топора».»(2 класс)

  • Календарно-тематическое планирование по родному литературному чтению 1 класс

  • Презентация по литературному чтению»Сказка «Лиса и тетерев».»(2 класс)

  • А.С.Пушкин_Сказка о мёртвой царевне презентация

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5461401 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

На чтение 13 мин. Опубликовано

Гуси лебеди — русская народная сказка, расскажет детям о сестричке и её братике, которого украла Баба – Яга. Сказку можно слушать онлайн, читать с картинками полностью или краткое содержание бесплатно. Текст сказки удобно скачать в формате PDF или DOC и распечатать. Краткое содержание сказки «Гуси лебеди» для читательского дневника: Родители оставили старшую дочку присмотреть за братиком, а сами уехали на работу. Девочка заигралась с подружками и не заметила, как её братца унесли Гуси – лебеди. Бросилась девочка их догонять, и встретила на пути печку. Печка попросила съесть ее пирожка, но девочка отказалась и побежала дальше. Встретила яблоню, яблонька попросила отведать её лесных яблочек, девочка и в этот раз отказалась. Увидела молочную реку в кисельных берегах. Речка предложила молочного киселька, девочка не стала пить. Забрела в лес, а там стоит избушка на курьих ножках. В избушке сидит Баба – Яга и ее братец. Девочка попросилась в избу яко бы погреться, и пока Баба – Яга топила печку, схватила братика и побежала домой. За ними погнались Гуси – лебеди. Снова на пути встретилась речка, в этот раз девочка не стала отказываться, отведала киселька, в благодарность укрыла в своих берегах. Дальше бегут сестрица с братиком, увидели яблоню, съели по яблочку и спрятались в ветвях. Гуси – лебеди уже стали их догонять, тут-то им помогла печка. Птицы полетали – полетали, да так и вернулись к Бабе – Яге ни с чем. А дети прибежали домой, а там и папа с мамой пришли. Главные герои сказки «Гуси лебеди»: Девочка – безответственно отнеслась к просьбе родителей, поэтому просмотрела братика, но осознала свою вину и бросилась на его поиски. Братец – мальчик, которого унесли Гуси – лебеди. Гуси – лебеди – верные птицы Бабы – Яги. Баба – Яга – живёт в избушке на курьих ножках, ворует детей. Печка, яблоня, речка, мышка – помогли сестрице и братцу спастись. Главная мысль и суть сказки «Гуси лебеди»: Нужно слушаться родителей и добросовестно выполнять их поручения. Если случилось несчастье, не пренебрегать помощью других, а с благодарностью её принимать. Чему учит сказка «Гуси лебеди: Ответственности, заботе о близких, смелости, вежливости, благодарности. Аудиосказка «Гуси лебеди» понравится детям 1-2 класса, ее можно слушать онлайн в хорошем качестве или скачать на свое устройство в формате MP3 бесплатно. Баба Яга и ягоды Дочь Семилетка

Гуси лебеди слушать

18Ещё сказки06:32

Баба Яга и ягоды — русская народная сказка

16 10:15

Царевна-лягушка — Русская народная сказка

18 20:59

Василиса Прекрасная — Русская народная сказка

19

Отличие народной от литературной сказки

Фольклорная, или народная, сказка появилась раньше литературной и передавалась долгое время из уст в уста. Отсюда и множество расхождений сюжетов и вариантов таких историй. Так, мы представим здесь наиболее распространенное краткое содержание сказки «Гуси-лебеди». Однако это не означает, что в другой местности и регионах нашей страны это произведение имеет точно таких же героев. Сюжет в целом будет един, но может различаться в нюансах.

Литературная же сказка изначально была придумана автором. Ее сюжет ни при каких обстоятельствах не может быть изменен. Кроме того, изначально такое произведение появилось на бумаге, а не в устной речи.

Читайте также:  10 интересных фактов об Афанасии Никитине – выдающемся путешественнике

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»: краткое содержание. Завязка

Давным-давно жили муж с женой. Было у них двое детей: старшая дочь Машенька и младший сын Ваня.

Как-то отправились родители в город и наказали Маше присматривать за своим братом и не уходить со двора. А за хорошее поведение обещали гостинцев.

Но как только родители уехали, Маша посадила Ваню под окошко дома на траву, а сама побежала гулять на улицу с подружками.

Но тут неизвестно откуда возникли гуси-лебеди, птицы подхватили мальчика и утащили в сторону леса.

Возвратилась Маша, смотрит – Вани нигде нет. Кинулась девочка искать брата, но нигде его не видно. Звала она Ваню, но он не отозвался. Села Маша и заплакала, но слезами горю не поможешь, и решила она отправиться на поиски брата.

Побежала девочка со двора, посмотрела вокруг. И вдруг увидела, как вдалеке пролетели гуси-лебеди, а потом скрылись в темном лесу. Поняла Маша, кто похитил ее брата, и бросилась в погоню.

Выбежала девочка на поляну и увидела печку. Попросила ту указать дорогу. Печка ответила, что расскажет, куда полетели лебеди, если Маша подбросит в нее дров. Девочка исполнила просьбу, печка сказала, куда полетели похитители. И побежала наша героиня дальше.

Баба-яга

Продолжает Маша узнавать, куда полетели гуси-лебеди. Сказка (краткое содержание представлено в этой статье) рассказывает о том, как девочка встречает яблоню, ветви которой усеяны румяными плодами. Маша спрашивает у нее, куда направились гуси-лебеди. Яблонька попросила стрясти с нее яблоки, и тогда она подскажет, куда полетели птицы. Девочка выполнила просьбу и узнала, куда отправились похитители.

Бежит Машенька дальше и видит молочную реку с кисельными берегами. Спрашивает девочка у реки, куда полетели гуси-лебеди. А та в ответ: «Сдвинь камень, который мешает мне течь, тогда скажу». Сдвинула Маша камень, и указала река, куда направились птицы.

Добежала девочка до дремучего леса. И тут ей ежик дорогу подсказал. Свернулся клубочком и докатился до избы на курьих ногах. В той избе Баба-яга сидит, а у крыльца Ваня играет с золотыми яблоками. Подкралась Маша, схватила Ваню и бросилась бежать.

Развязка произведения

«Гуси-лебеди», сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.

Дальше бегут брат с сестрой. Снова заметили их птицы. Подбежала тогда Маша к яблоньке и попросила их спрятать. Укрыло дерево детей своими ветвями, и вновь ничего не заметили гуси-лебеди.

И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.

Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.

Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).

Краткое содержание

Действия рассказа разворачиваются в годы второй мировой войны. Молодой разведчик Сергей вместе со своей группой собирается на вылазку в оккупированный немцами город. Сергею нелегко покидать лагерь. Но не из-за страха, а потому что он влюблен в юную радистку – Татьяну. Таня чувствует близкую беду, но, переступив через себя, отпускает своего возлюбленного на разведку.

Ради любви

Случается страшное – Сергей не возвращается с задания. Татьяна умоляет командира подразделения отправить за Сергеем спасательный отряд, но тот отказывает девушке. В порыве эмоций, юная радистка нарушает приказ командира. Она самостоятельно покидает лагерь чтобы найти Сергея в оккупированном городе.

Проходит время, а о судьбе девушки, покинувшей безопасный лагерь, так ничего и не слышно. Однажды, находясь в городе, партизанский отряд обнаруживает чудом уцелевшего Сергея. Разведчик сильно ранен и измотан. Он не перестает корить себя за то, что допустил бесследное исчезновение своей любимой Тани.

Чем дальше длится неизвестность дальнейшей судьбы Татьяны, тем сильнее в душе Сергея нарастает мысль, что его возлюбленная погибла в окруженном врагом городе, одинокая и несчастная. С этой мыслью разведчику приходится жить долгие годы.

По окончании войны, Сергей никак не может забыть свою фронтовую любовь. Не отвлекает его ни мирное время, ни смена места жительства, ни то, что он сумел дослужиться до должности директора местного завода.

Открытый финал

В попытке излить свою душу и выразить чувства к погибшей возлюбленной, Сергей пишет книгу. Сюжет книги завязан на ситуации, которой пришлось пережить Сергею и Татьяне. Но в конце рассказа, главному герою книги удается спасти свою любимую.

На заметку! Константин Дмитриевич Воробьев сам участвовал в Великой Отечественной войне. Ему пришлось побывать во многих боях и даже в концентрационном лагере. Но несмотря на все тяготы его жизни в военное время, он написал книги не об ужасах войны и смерти, а о любви и верности.

Сергей возвращается спустя четыре года на свою малую родину. В дороге он встречает попутчиков, остановившихся отдохнуть у костра. Разговорившись с ними, он узнает шокирующую для себя информацию – Татьяна жива. Она смогла не только больше недели находиться в оккупированном городе. Во время пересечения ею границы фронта, одним броском гранаты, она отбилась от отряда преследующих ее фашистов. Получив при этом серьезные травмы, добралась до ближайшего хутора. Там ей оказали помощь, и там она живет по сей день.

Заканчивается рассказ тем, что главный герой не может уснуть ночью, предвкушая встречу со своей возлюбленной. Но узнать чем же кончилась история, читателю не дано, так как финал рассказа остается открытым.

Объяснение сюжета

Смысл рассказа К. Д. Воробьева «Гуси лебеди» заключается в необходимости веры в любимого человека, верности ему и готовности пойти на любые трудности ради любви. В рассказе, подобно народной сказке «Гуси лебеди», находится скрытый и сакральный смысл о святости и непоколебимости перед любыми препятствиями такого чувства, как любовь и всеобъемлющей силе любящего сердца.

Подобно сестрице из сказки, Татьяна и Сергей преодолевают любые сложности ради спасения друг друга. А мировая война и фашисты, разлучающие главных героев несут, в рассказе «Гуси лебеди» смысл Бабы-Яги и ее подчиненных гусей из одноименной сказки.

На заметку! Писатель Воробьев не зря решил использовать такое название, как «Гуси лебеди». В нем скрытый смысл «лебединой» верности главных героев. Через года они проносят свои чувства друг к другу, ни капли не потеряв. Главные герои не представляют себе жизнь друг без друга, погибая в разлуке, словно пара лебедей.

Автор говорит читателю, что нет такой силы на земле, которая сможет противостоять любящему сердцу. Даже добившись успеха в карьере, Сергей продолжает мучиться от тоски по неспасенной им Татьяне. Лишь поддавшись зову сердца, герой находит свою избранницу. Воробьев подталкивает читателя к мысли о том, что стоит слушать свое сердце и верить в лучшее даже тогда, когда вокруг все говорит об обратном. В этих простых истинах и кроется еще один смысл рассказа «Гуси лебеди».

Читайте также:  Как найти продавца на aliexpress по названию

В чем суть концовки

Константин Воробьев оставляет читателю повод представить, что могло произойти дальше с главными героями его произведения. В рассказе «Гуси лебеди» смысл открытого финала заключен в возможности читателя воплотить любой конец истории Сергея и Татьяны. Нет точки в истории двух любящих сердец, а, значит, нет и границы их любви друг к другу.

Воплотив конец произведения таким финалом, автор подчеркивает всю ту широту возможностей, которая открывается перед парой главных героев. Читателю предложено самому представить то, как эти двое смогут встретиться после стольких лет разлуки, и то, как эта «пара лебедей» вновь сможет обрести друг друга.

Вопреки всем тем кошмарам, которые пришлось пережить главным героям рассказа «Гуси лебеди», они смогли уберечь свою любовь и вновь обрести друг друга спустя долгое время. Поэтому так важно напоминать себе в мирное время, какую огромную силу несет в себе каждый из нас – любовь.

Источник

Глава 1

Ранней осенью, «на третьем году войны» группа разведчиков большого партизанского отряда наткнулась на засаду. Единственный выживший, смертельно раненый, сумел добраться до отряда и сообщить обо всём командиру.

У погибшего командира разведчиков Сергея Марьянова в отряде была возлюбленная, радистка Таня Лебедева. Тел разведчиков не нашли, поэтому она не поверила, что Марьянов погиб, и потребовала у командира отряда спасти его. Командир отказался — даже если разведчики живы, их наверняка отвезли в город, занятый двумя полками немцев. Двести одиннадцать партизан не могли «разгромить двухтысячный гарнизон немцев», а командир не имел права посылать своих людей на верную смерть.

Тане отдали личные вещи Марьянова, среди которых была тетрадь с его стихами. Последние его стихи были о любимой. Ночью Таня ушла, захватив с собой две французские гранаты.

…никогда не погибнет тот, кто твёрдо верит, что будет жив.

Командир послал за ней двух партизан, а сам повёл отряд на новую базу. На рассвете отряд встретил пропавшую группу разведчиков во главе с Марьяновым. Оказалось, они столкнулись с отрядом немецкой полевой жандармерии. Бой был неравным, разведчикам пришлось отступить в болота и несколько дней прятаться среди трясин.

С этого дня Марьянов всех добытых им «языков» расспрашивал о русской девушке Тане и двух партизанах, но о них никто ничего не знал. Поздней осенью партизанский отряд ушёл на юго-восток, где соединился с частями советской армии.

Глава 3

До войны Марьянов писал стихи. Два его стихотворения даже опубликовали в журнале, при этом сильно раскритиковав. После войны он начал писать повесть об их с Таней любви, но за год так и не закончил её.

Марьянову не давалась концовка — он понимал, что Таня погибла, но не мог «убить» её на страницах своей повести.

Непреложность факта её гибели он опровергал любовью, мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий.

Было несколько вариантов финала, и во всех Таня оставалась в живых. Повесть осталась незаконченной.

Глава 4

Осенью Марьянова потянуло на родину. Он подал заявление на отпуск, зашёл к секретарю горкома и рассказал ему, что родителей не помнит — их расстреляли белые, когда ему было полтора года. Односельчане кормили его из милости и не любили за упрямство и озорные выходки. В двенадцать лет Марьянов ушёл в город, некоторое время был беспризорником, «потом всё шло как положено». Война застала его на третьем курсе пединститута.

Затем Марьянов рассказал о том, как воевал, о своей любви к Тане и предупредил секретаря, что, скорее всего, не вернётся. Секретарь улыбнулся, попросил вернуться и привезти ему литр мёда.

Глава 5

В районный центр Марььянов приехал вечером и до родного села решил дойти пешком. Когда стемнело, он увидел вдалеке от дороги костёр и подошёл к нему. У костра сидели старик в полушубке и молодой человек в промасленной кепке. Марьянов решил, что это сторож и тракторист.

Марьянов попросился к костру, его пустили, и тракторист продолжил свой рассказ. Он рассказывал о своём деде-лесничем, жившем у озера, на которое каждый год прилетали лебеди. Бабушка просила его не трогать птиц, но однажды дед не утерпел и подстрелил лебедя.

С тех пор не стало им жизни — на заре прилетала лебёдушка и стонала, горюя об убитом лебеде. Дед не выдержал и попытался пристрелить её, но не попал, и тогда лебёдушка сложила крылья и камнем рухнула на деда.

Adblock
detector