Меню

Какой заяц бывает в русских народных сказках

Тип урока: Праздник читательских
удовольствий (урок – обобщение).

Тема урока: Виды русских народных
сказок: волшебные, бытовые, о животных.

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о
    русских народных сказках, особенностях их
    построения, языке, героях;
  • Создать эмоциональный настрой на изучение
    произведений устного народного творчества;
  • Продолжать формировать интерес к чтению,
    развивать воображение, наблюдательность, умение
    доказывать свою точку зрения;
  • Воспитывать уважение к истокам культуры своего
    народа, чувство ответственности, умение
    принимать решения.

Оборудование: плакаты с изображением
сказочных домиков, рисунки героев сказок,
различные сказочные предметы, портрет
сказочницы, карточки с признаками сказок
различных типов, карточки с заданиями,
проигрыватель, пластинка.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Мотивация.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы
совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав
загадку:

Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка!

Учитель:

Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем
отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто по
вашему мнению есть самый важный, нужный человек
на сегодняшнем уроке?”

У меня есть один сказочный предмет: вот эта
волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее,
сможет увидеть самого важного и нужного человека
на нашем уроке, а, может быть, и в мире.

Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам
решили помешать злые силы. Баба-Яга заколдовала
нашу шкатулку, откроется она только тогда, когда
вы пройдете испытания.

Но, как и в любой волшебной сказке, есть
герой-злодей, но есть и помощник. Наш помощник
прислал письмо-загадку: “Без меня сказки долго
не живут, знаю их много и делюсь ими с другими”.

Кто же это? (Cказочница.) (На доске портрет).

Она прислала нам очень важный предмет, без
которого не обходится ни один урок чтения. Это
(…книга, книга сказок). На стенде сборники
русских народных сказок. Именно книга поможет
нам преодолеть испытания. Отправляемся в путь.
Волшебный клубок будет нам показывать дорогу.
Клубок как оценка.

Испытание I

На столе заданий капитаны команд берут
конверты с заданиями.

1 группа. Прочитать загадку. Узнать о
какой сказке идет речь. Пересказать отрывок из
сказки, чтобы дети угадали название и героев

Загадка:

“Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?”

Ученик пересказывает отрывок из сказки.

Оценивают. Понравился ли пересказ?

Вопросы:

  • Как называется сказка? (“Царевна-лягушка”)
  • Какие герои встретились?

I группа оценивает, кто быстрей и лучше
ответил на вопросы, передаёт клубок другой
группе.

II группа. Задание: прочитать по ролям
отрывок из сказки “Каша из топора”. (Оценить)

Вопросы:

  • Что за сказка?
  • Кто герои?
  • Какой характер у старухи?
  • Какой характер у солдата?

Музыкальная пауза

(Закройте глаза)

– Послушайте две мелодии и угадайте, какая
мелодия к какой сказке подходит?

  • Величальная.
  • Барыня.

1-я по настроению ближе к танцу царевны-лягушки;

2-я к сказке о топоре.

– Как догадались?

1-я – величавая, спокойная, торжественная.
(Загадочная)

2-я – веселая, задорная, под нее плясать можно.

Учитель:

Каждая сказка, как и человек, имеет свой
характер и настроение. С этим заданием вы тоже
справились.

III группа. Инсценировка отрывков из
сказок.

  • “Лиса, заяц и петух”.
  • “Лиса и волк”.

Оценить игру актеров.

Вопросы:

  • Как называется сказка?
  • Кто герои?
  • Что общего у 2-й и 1-й сказок, в чем отличие?

1-я сценка

“Лисица заяц и петух”

П. – Что ты, зайка, плачешь?

З. – Как же мне не плакать? Была у меня
избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ее избушка
растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да
меня и выгнала.

П. – Пойдем, я ее выгоню.

З. – Нет, не выгонишь. Собаки гнали –
не выгнали, медведь гнал – не выгнал.

П. – А я выгоню. Ку-ку-ре-ку! Несу косу
на плечи, хочу лису высечи. Ступай, лиса, вон!

Л. – Как выпрыгну, как выскочу, пойдут
клочки по закоулочкам.

П. – Ку-ка-ре-ку…

Л. – Одеваюсь…

П. – …

Л. – Шубу надеваю.

П. – …

Л. – (выскочила и убежала).

– Оцените игру актеров, артистизм, умение
показать характеры героев.

Вопросы к классу:

  • Что за сказка?
  • Какие герои по характеру?

2-я сценка

“Лиса и волк”

(Лиса сидит и ест рыбу.)

В. – Здравствуй, кумушка, хлеб да
соль…

Л. – Я ем свой, а ты подальше стой.

В. – Дай мне рыбки.

Л. – Налови сам, да ешь.

В. – Да я не умею.

Л. – Эка невидаль! Ведь я же наловила.
Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в
прорубь, сиди да приговаривай:

“Ловись, рыбка, мала да велика,
Ловись, рыбка, мала да велика”.

В.(Уходит, садится у проруби, да
приговаривает.)

Оценим игру актеров. Поблагодарим.

Вопросы:

  • Как называется сказка?
  • Что общего у этой сказки с предыдущей, в чем
    отличие?

IV группа.

Получила волшебные предметы и отрывки из
сказок, в которых эти предметы встречаются.
Прочитать отрывки и узнать, из какой сказки
каждый предмет. (скатерть, полотенце, яблоня,
гребень, меч, игла, яйцо).

Сказки:

  • “Кулик” (скатерть).
  • “Баба-Яга” (полотенце, гребень).
  • “Гуси-лебеди” (яблоня).
  • “Кащей Бессмертный” (меч, игла, яйцо).

Оценить.

Испытание “Волшебные домики”

В нашем классе появились волшебные домики.

Терем

Терем

Простая изба

Простая изба

Лесная избушка

Лесная избушка

В каждом из этих домиков особые сказки и особые
герои живут.

Задание: (расселить героев) поселить
увиденные и прочитанные сказки в свой домик.

1 домик – Волшебный терем, дворец. (Оттуда
пришли сказки “Царевна-Лягушка”, “Кулик”,
“Баба-Яга”, “Кощей Бессмертный”) – это
волшебные сказки.

2 домик – Простая деревянная изба. (“Каша
из топора”, “Солдатская загадка”) – бытовые
сказки.

3 домик – Лесная избушка. (“Лиса, заяц и
петух”, “Лиса и волк” и другие сказки о
животных).

Испытание III

Каждая группа получает конверт со сказочными
героями.

Задание: Распределить героев из
сказок в свои домики. (Доказать.)

IV группа – определяет свои предметы,
объясняет почему.

Вопрос: Почему так распределили
сказки, героев, предметы?

Дети: Потому что сказки можно
разделить на 3 группы.

  • Какие сказки живут в тереме? (Волшебные)
  • В избе? (Бытовые)
  • В лесной избушке? (Сказки о животных)

(Прикрепляю таблички с названиями видов
сказок)

  • Почему сказки делятся на 3 вида?
  • Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои
    признаки, особенности).

В группах отбирают карточки с особенностями
сказок:

1 гр. – волшебные, 2 гр. – бытовые, 3 гр. – о
животных, 4 гр. – проверяет, находит общие
признаки.

1 группа 2 группа 3 группа
Волшебство

Герои-злодеи

Герои-помощники

Необычные испытания

Таинственное настроение

Волшебные предметы

Герои – простые люди

Веселое
настроение

Смешные ситуации

Высмеиваются плохие черты характера

Восторг умом, находчивостью

Веселое настроение

Герои-животные

Волшебное условие (животные разговаривают)

Сильный защищает слабого

Учитель: У каждого вида сказок свое
назначение, свое настроение и рассказывать их
надо по-особому. На следующий урок вы подготовите
пересказ любой любимой сказки и проведем конкурс
сказителей.

Испытание IV

(Последнее – резервное Можно использовать в
виде домашнего задания. Задание на листах для
каждого ученика.)

  • Жилище Бабы-Яги? (Избушка)
  • Второе название скатерти? (Самобранка)
  • Аппарат, в котором Баба-Яга совершает свои
    полеты? (Ступа)
  • Сколько голов у Горыныча?
  • Исправьте ошибки в названиях сказок:
    – коробок,
    – кепка,
    – трешечка,
    – петушок– золотой пастушок,
    – царевна-индюшка
  • Ошибки в прозвищах героев:
    – Кощей Бесстрашный,
    – Крошечка – Горошечка,
    – Сестрица – Гуленушка,
  • Какие животные – герои сказок спрятались
    внутри слов?
  • – Василиса стрекоза икота баранка.

Итог урока

Понравился урок?

Удалось вам разобраться в тайнах сказок?

Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть,
кто же был самым важным и нужным на нашем уроке
(подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на
дне шкатулки каждый видит себя).

Вы удивлены?

Без каждого из вас наш сегодняшний урок не
состоялся бы!

Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и
нужным?

Рефлексия

Во многих сказках встречается яблоня с ее
наливными яюлочками. Вот и на нашем уроке выросла
такая яблонька. (Открываю доску).

img10.jpg (23020 bytes)

Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек.
Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное, желтое,
зеленое).

img11.jpg (14434 bytes)

– Если вы считаете, что урок прошел для вас
интересно, вы себя проявили, хорошо работали,
разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите
красное яблоко.

– Если не все пока удалось, есть какие-то
проблемы, что-то не получается – желтое.

– Если вам было сложно разобраться, есть
трудности – зеленое, надо немного созреть.

Какой заяц бывает в русских народных сказках


3

10 ответов:

Какой заяц бывает в русских народных сказках



8



0

Во многих русских сказках встречается- Лиса 40

Второй любимый персонаж русских сказок- Волк 80

Часто в русских сказках встречается- Заяц 120

Четвертый герой русских сказок- Медведь 160

Пятое место среди героев русских сказок занял — Кот 200

Во многих русских сказках упоминается- Конь 240

Какой заяц бывает в русских народных сказках

Какой заяц бывает в русских народных сказках



4



0

Правильные ответы на заданный вопрос в интерактивной версии игры — Сто к одному.

На первом месте ответ — Лиса — 40 призовых очков.

На втором месте ответ — Волк — 80 призовых очков.

На третьем месте ответ — Заяц — 120 призовых очков.

На четвертом месте ответ — Медведь — 160 призовых очков.

На пятом месте ответ — Кот — 200 призовых очков.

На шестом месте ответ — Конь — 240 призовых очков.

Какой заяц бывает в русских народных сказках



4



0

В интерактивной игре «100 к 1» — про животных, которые встречаются в русских народных сказках, отвечали так:

  1. Лиса. Ответ приносит 40 баллов.
  2. Волк. Ответ дает игрокам 80 баллов.
  3. Заяц. Ответ набирает 120 баллов.
  4. Медведь. Ответ зарабатывает 160 баллов.
  5. Кот. За такой ответ можно получить 200 баллов.
  6. Конь. Последний ответ приносит игрокам максимально 240 баллов.

Можно еще перечислить птиц, домашних животных: козел, баран, курица и петух и другие персонажи.

Какой заяц бывает в русских народных сказках



3



0

На самом деле практически все животные, которые окружают человека в той или местности, являются героями сказок, а также ими могут быть мифические животные — драконы, Змей Горыныч, Чудо Юдо, например.

Лиса — (40 балл.) — самая хитрая и ловкая героиня русских народных сказок.

Волк — (80 балл.) — иногда глуповатый, недалекий, а иногда преданный и верный товарищ.

Заяц — (120 балл) — ему приходится нелегко и в жизни, и в сказках.

Медведь — (160 балл.) — тугодум, но обладает большой силой.

Кот — (200 балл.) — не уступает в хитрости лисе обычно.

конь — (240 балл.) — часто фигурирует в сказках, верный помощник человека.

Какой заяц бывает в русских народных сказках



2



0

В детстве все мы не только любили читать русские сказки, но и смотреть замечательные мультфильмы по их мотивам или даже художественные фильмы. В них могли встретиться совершенно разные животные, от необычных до самых привычных, от злых и вредных до добрых и заботливых.

Правильными ответами интерактивной игры «Сто к одному» на вопрос «Какие животные часто встречаются в русских сказках» являются следующие:

  1. Лиса (40 очков).
  2. Волк (80 очков).
  3. Заяц (120 очков).
  4. Медведь (160 очков).
  5. Кот (200 очков).
  6. Конь (240 очков).

На мой взгляд, неплохая подборка вариантов. Последний вариант ответа действительно редкий. Сразу даже сложно вспомнить сказку, где присутствует конь.

Какой заяц бывает в русских народных сказках



2



0

Интересный вопрос, когда в голове всплывает детство и русские народные сказки. Дальше нужно лишь посмотреть какие животные в игре сколько баллов принесут.

Итак, лиса — 40 баллов. Она и в сказке про колобка и про волка.

Волк — 80 баллов , он тоже во многих сказках — волк и семеро козлят и других.

Заяц — 120 баллов. Ну сказка про зайца и лису, про медведя — сказка Маша и медведь , например.

Кот принесёт 200 баллов. Сказка про кота и лису; кота, петуха и лису и многие другие.

Конь принесёт 240 баллов. Ну все герои отправлялись в сказках на подвиги обычно на коне. Можно вспомнить сказку «конек-горбунок.»

Какой заяц бывает в русских народных сказках



2



0

bHCLD9lmpcIrtucWTw0NqY5VdRjM148a.png

Я не большой любитель сказок и мультфильмов, если и смотрю изредка, пролистывая каналы, старый, рисованный мультик с оленем или котиком.

В этих фильмах очень хорошие голоса у животных.

Сказки хороши в полнометражных красивых фильмах, с людьми или животными.

В наших сказках встречаются животные :

  • лиса — 40 очков получаем за хитрющую лису, её имя стало нарицательным
  • волк — 80 очков, есть много сказок со злющим волком
  • заяц — 120 очков, этот персонаж в сказках обычно рядом с другими животными
  • медведь — 160 очков, символ силы и мощи
  • кот — 200 очков у котика, он бывает в сапогах даже
  • конь — 240 очков, сопровождает обычно героев

Какой заяц бывает в русских народных сказках



0



0

Реакция на подобный вопрос просто удивительная, сразу вспоминаются очень многие сказки в которых упомянуты самые разные животные, медведь, крот, заяц, лиса и так далее. Вопрос совсем простой, нужно лишь список правильных ответов от наших игроков :

Лиса — 40 баллов, волк — 80 баллов, заяц — 120 баллов, медведь — 160 баллов, кот — 200 баллов, конь — 240 баллов.

Какой заяц бывает в русских народных сказках



0



0

Ответы на интерактивную игру 100 к 1 будут следующие:

Практически во всех русских народных сказках встречается Лиса — 40 очков

Второй не менее популярный персонаж Волк — 80 очков

Также часто сказках встречается Заяц— 120 очков

На четвертой строке расположился медведь — 160 баллов

Пятое по популярности место получает кот — 200 очков

И завершает список ответов конь — 240 очков

Какой заяц бывает в русских народных сказках



0



0

  • Лиса, олицетворение хитрости и коварства, 40 очков
  • Волк, простоватый лесной бандит, — 80
  • Заяц, пугливый хитрюга и озорник, — 120
  • Медведь, неуклюжий хозяин леса, — 160
  • Кот, истинный хозяин дома, — 200
  • Конь, покладистый исполнитель чужих желаний, — 240

Читайте также

Какой заяц бывает в русских народных сказках

По всей видимости, закрывать своё лицо есть необходимость у людей, чья профессия подразумевает опасное воздействие, каких-либо неблагоприятных факторов. Мои варианты ответов, на данный вопрос, следующие —

  1. Сварщик.
  2. Водолаз, аквалангист.
  3. Врач, хирург.
  4. Лаборант.
  5. Омоновец, спецназовец.
  6. Бандит, грабитель.

Какой заяц бывает в русских народных сказках

Какой заяц бывает в русских народных сказках

Уральским называют:

Пельмени помогут заработать 40 баллов;

Горы/Хребет получим 80 баллов;

Самоцветы достанется 120 баллов;

Морозы прибавят 160 баллов;

Малахит начислят 200 баллов;

Заводы стоимость ответа 240 баллов.

Какой заяц бывает в русских народных сказках

Офисным бывает такое как —

1 — Офисная Мебель (стул, стол).

2 — Офисная техника (принтер, сканер, копир, компьютер, офисный комбайн).

3 — Офисное здание (фойе,отделение, помещение).

4 — Офисный Работник.

5 — Офисный Клерк.

6 — Офисное кресло.

7 — Офисная бумага (бланки, документы).

8 — Офисная служба.

9 — Планктон.

10 — Офисный Стиль (и стиль одежды).

11 — Офисный комфорт.

12 — Офисное Оборудование.

13 — Офисный Центр.

14 — Офисные программы.

15 — Офисные Игры.

16 — Офисный Дресс-Код.

17 — Офисное пространство.

18 — Офисный Мир.

19 — Офисный проект.

Какой заяц бывает в русских народных сказках

Какой праздник не отмечают в России? День благодарения, День сурка, День всех святых (Хэллоуин), День Святого Патрика, День Колумба, День нового божоле (праздник молодого вина), День взятия Бастилии, День бабушек, День дерева, День викингов, Вальпургиева ночь, День левшей.

Какой заяц бывает в русских народных сказках

Ответ на вопрос «За что платят налоги?» в игре 100 к 1.

  1. Транспортный налог
  2. Налог на добавленную стоимость
  3. Подоходный налог
  4. Налог на роскошь
  5. Дорожный налог
  6. Налог за природопльзование
  7. Налог на прибыль

Вот те некоторые налоги, которые я смог вспомнить. Удачи в игре!

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 202 , отделение
«Умка»

Октябрьского района

Боровков Александр 

2   класс У

Тема  «Помощники в
русских народных волшебных сказках и их классификация»

Секция Литературоведение

 Бахтинова Светлана Борисовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Новосибирск- 2009

Содержание

 

Содержание

Введение

Глава
1. Откуда у главного героя  появляются помощники

1группа. 
Благословение

2
группа.  Помощники жалеют главного героя

3
группа. Помощником становится тот,

кто
лишил героя самого нужного

4
группа.   Помощники появляются у героя

по
совету старших

5
группа.     Награда за доброе дело и доброе сердце

6
группа.     Помогают родственники

Зло
в сказках

Заключение

         Список литературы

     Приложение. Классификация помощников

Введение

Тема нашей работы
—  «Помощники в русских народных волшебных сказках и их классификация»

Цель работы – Классифицировать
помощников в русских народных волшебных сказках, понять их роль в сказке

Методы
исследования
 —
чтение,   отбор материала, классификация, анализ.

Гипотезы: помощники в русских народных
волшебных сказках являются  не только  важным  для героя сказки персонажем, но
и  обязательным элементом  волшебной сказки.

Я прочитал 22
русские народные волшебные сказки. В них я заметил, что у главного героя есть
волшебные помощники. Это животные, люди, растения, неодушевленные предметы и т.
д. Например, у Василисы Прекрасной  помощница – тряпичная куколка,  у
Иванушки-дурачка – Сивка-бурка (конь), у Ивана-царевича – Василиса Премудрая.

Я попытался
классифицировать помощников в  русских народных волшебных сказках, и у меня
получилось несколько оснований для классификации.

Во-первых,
классификация по тому, кто является помощником: сказки можно разделить на
несколько групп, например, «помогают люди», «помогают животные», помогают
«волшебные существа».

Во-вторых, как
они помогают. Внутри этой классификации тоже можно выделить несколько групп.
Например,  помощники указывают герою дорогу, дают помощников, спасают от
смерти, дают советы, помогают отгадывать загадки, проходить испытания, 
помогают убежать от опасности и т. д.

Мне показалась
интересной третья классификация: откуда у главного героя появляются помощники,
за что он их может получить. Внутри этой классификации я выделил несколько
групп: благословение, помощники жалеют главного героя, помощники заменяют герою
его потерю, награда за доброе дело,  помощники по совету, помощь родственников.
Об этих группах третьей классификации я и хочу рассказать.

Глава
1. Откуда у главного героя  появляются помощники

1группа. 
Благословение

  В  группу «Благословение»
я выделил сказки: «Василиса Прекрасная», «Сивка-бурка», «Сказка о золотом
царстве».

В этих сказках
родители умирают и оставляют сыну или дочке помощника. В сказке Василиса
Прекрасная мама оставила дочке тряпичную куклу,  которая помогала девочке во
всем. В Сказке о золотом царстве матушка благословила сына волшебной травкой,
поэтому злая мачеха не могла погубить царевича. В сказке Сивка-бурка конь –
благословение батюшки – помогает Иванушке стать счастливым.

2
группа.  Помощники жалеют главного героя

 В этой группе
сказки: Хаврошечка, Финист – ясный сокол, Терешечка.

Во всех этих
сказках героям приходится пройти много испытаний. Хаврошечка – сирота. Попала к
злым людям, которые заморили девочку работой. А коровка ее жалела и помогала во
всем. В сказке Финист –ясен сокол девушка, чтобы вернуть суженого, три хлеба
железных сгрызла, три посоха железных сломала, трои пары сапог железных
износила. Тогда три бабы Яги помогли девушке найти Финиста и вызволить его. В
сказке Терешечка баба Яга хотела два раза съесть мальчика. Спасти его
отказались гуси, которые летели мимо. Гусенок пожалел Терешечку и отнес  домой.

3
группа. Помощником становится тот,

 кто лишил героя самого нужного

В этой группе
сказки: Иван-царевич и серый волк, Кузьма  Скоробогатый.

В сказке
Иван-царевич и серый  волк ,волк съел коня у героя и честно отслужил за это. Он
помог Ивану-царевичу найти то, что нужно и спас жизнь. В сказке Кузьма
Скоробогатый лисичка-сестричка съела у Кузьмы всех кур. Поэтому отслужила за
свое воровство – сделала Кузю богатым и счастливым.

4
группа.   Помощники появляются у героя

 по совету старших

Это сказки: Василиса
Премудрая и Подводный царь, Летучий корабль.

В первой сказке
старушка дает Ивану царевичу совет, как выжить в подводном царстве, где найти
помощников. А во второй сказке старичок научил Иванушку дурачка, как построить
летучий корабль и найти помощников.

5
группа.     Награда за доброе дело и доброе сердце

 В этой группе у
меня получилось еще несколько группок.

1.                
Главный герой спасает своих помощников.
Сказки : Волшебное кольцо, Царь-девица.

В сказке
Волшебное кольцо Мартын покупает на последние деньги кота и пса, спасая их от
смерти. Кот Васька и собака Журка тоже помогут хозяину спастись от смерти.  В
сказке Царь девица Иван царевич вызволяет из заточения Орла-царя, который потом
избавит героя от трех смертей.

2.                
Главный герой  пожалел зверей или их детенышей,
помог  им. За это звери тоже помогают герою в трудных ситуациях. Сказки: По
щучьему веленью, Марья Моревна, Сказка о золотом  царстве, Царевна лягушка.

Емеля отпустил
щуку в воду, а она сказала ему волшебные слова. Пожалел Иван царевич медведя,
селезня, зайца и щуку, не стал их убивать, а они помогли ему достать смерть
Кощея. Спас Иван царевич детенышей птицы и собаки, и щуку, а они помогли ему
добыть любовь Елены. Помог Иван царевич деткам заморской птицы, львицы и
пчелиной матке, а они помогли заработать богатырского коня.

3.                
Главный герой выполнил просьбу волшебных
существ. Сказки: Баба Яга, Гуси-лебеди.

4.                
Главный герой получает помощников за
доброе сердце, вежливость, уважение к старшим. Сказки: Пойди туда — не знаю
куда, принеси то —  не знаю что, Василиса Прекрасная, Летучий корабль, Василиса
Премудрая и подводный царь.

Пойди
туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.  Андрей  стрелок  за стол
пригласил свата Наума. За то , что Андрей уважил Наума, он согласился служить и
помогать герою.  В одном из вариантов сказки Василиса Прекрасная даже помощники
бабы Яги помогли героине за ее доброе сердце. Девке чернавке Василиса подарила
платочек, а она задержала погоню, чтобы девочка успела убежать.  Подлила
девочка воротцам под пяточки маслица , подвязала березку ленточкой, покормила
собаку и кота, а они ее пропустили.

В
сказках Летучий корабль и Василиса Премудрая и подводный царь пожилые люди дают
героям важные советы за то, что герои с уважением отнеслись к ним. Иванушка
смог построить летучий корабль, а его братья —  нет, потому что Иван поговорил
со старичком и покормил его, а братья старичка прогнали. Иван царевич сначала
старушку прогнал, а потом извинился, и старушка научила его.

6
группа.     Помогают родственники

 Сказки:
Кащей Бессмертный, Марья Моревна, Поди туда — не знаю куда, принеси то — не
знаю что, Медное, серебряное и золотое  царства, Царь  девица, Сказка о золотом
царстве, Царевна лягушка.

Когда
я читал эти сказки,  меня очень удивило то, что в них родственники не родные, а
приобретенные. Чаще всего помогают жены, невесты, зятья (мужья сестер),
родственники родителей. Если в сказке есть мама у главного героя, то она
обязательно поможет. Но такая сказка в моем списке одна ( возможно, они редко встречаются).
А родные братья героя, сестры героини чаще в сказках представляют зло. Еще мне
кажется интересным то, что родственники ничего не требуют за свою помощь.
Оставил Иван царевич  у Орла, Ворона и Сокола серебряную ложку, вилку,
табакерку, и, когда пришла беда, они прилетели на помощь. Стала Василиса
Премудрая невестой Ивана царевича  и  помогает ему во всем.

Эта тема очень интересная и требует отдельного
исследования.

В
ходе работы над классификацией помощников в русских народных волшебных сказках
я обнаружил, что одна и та же сказка попала в несколько групп. Часто в сказках
помощников бывает несколько. Каждый помощник достается герою по-разному.
Старичок – за вежливость (Иван поговорил и покормил его), а волшебные богатыри
– по совету старичка (Летучий корабль). Все зависит от длины сказки.

В
некоторых сказках герою помогают волшебные предметы: кольцо (Волшебное кольцо),
дубинка (Медное, серебряное и золотое царства), дубинка, топор, дудка (Поди
туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что) и т. д.  Волшебные предметы 
помогают только герою, который ими владеет. Если предмет отобрали, то он будет
служить новому хозяину, а бывшему хозяину может навредить. Волшебных помощников
отобрать нельзя.

Зло
в сказках

Злые герои в
сказках – это   Кощей Бессмертный, Баба Яга, мачеха, царь .  У них есть свои
помощники (конь, гуси-лебеди, слуги, дети и т. д.).Эта тема тоже очень
интересная. Она сейчас в разработке.

Заключение

Хотя 
исследование не закончено, думается, что на этом этапе я могу  сделать отбивку.
В ходе работы я не только разбил помощникам   на группы, выделив основанием для
своей классификации «откуда у главного героя появляются помощники, за что он их
может получить», но и понял, что:

1.     Помощники есть не только  у
добрых  героев сказки, но и у злых тоже есть свои помощники.

2.     Помощниками могут быть как
живые (старичок, старушка, волшебный конь и т.д.) так и неживые (кольцо,
дубинка, дудка).

3.     Появление помощника — важный
композиционный элемент сказки.

Приложение. Классификация помощников

От кого достался помощник

Какой помощник

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Василиса
Прекрасная 

От
мамы

куколка

Сказка
о золотом царстве

От
мамы

травка

Сивка-бурка                                          

От
отца

конь

ПОМОЩНИКИ ЖАЛЕЮТ ГЕРОЯ

Хаврошечка

коровка

Финист
– ясный сокол                         

3
бабы Яги    

Терешечка  

защипан-

                                                                  
ный гусенок    

ПОМОЩНИКИ ОТРАБАТЫВАЮТ

Иван
царевич и серый волк

серый
волк      

Кузьма
Скоробогатый                          

лисичка 
сестричка            

ПО
СОВЕТУ                                              

Василиса
Премудрая и подводный царь

по
совету старушки      

Василиса           

Летучий
корабль                                 

по
совету старичка

Волшебные
богатыри

НАГРАДА ЗА ДОБРОЕ ДЕЛО, ДОБРОЕ СЕРДЦЕ

Волшебное
кольцо                                  

выкупил
на последние деньги

кот,
собака           

Царь
девица                                                

выручил
из темницы

Орел-царь            

ПОМОГАЮТ РОДСТВЕННИКИ

Кощей
Бессмертный                            

зятья,
жена

Марья
Моревна                                  

зятья,
жена

Поди туда – не знаю куда,                     

принеси то – не знаю что

жена,
мать жены    

Царь
девица

родственник
отца

Сказка
о золотом царстве             

родственница мамы

Царевна
лягушка                             

матушка

1.     
Герой
спасает
помощников                                                                      

Волшебное кольцо                                  
кот, собака            выкупил на последние деньги

Царь девица                                                Орел-царь            
выручил из темницы

2.      Герой пожалел зверей или их
деток      

По щучьему
веленью                                 щука                       отпустил в
воду

Марья
Моревна                                         птица, львица        помог
детям

                                                                        
пчелиная матка     пожалел улей      

Сказка о золотом
царстве                        птица, собака          помог детям

                                                                        щука                         
бросил в воду         

Царевна
лягушка                                       медведь, селезень,

                                                                      
заяц, щука                   пожалел   

3.     
Герой
выполнил просьбу волшебных существ

Баба
Яга                                                       
мышки                          девочка покормила их

Гуси -лебеди                                       мышки                         
девочка покормила их

                                                               Печка,
речка, яблоня      поела пирожков, яблочек, киселька

4.     
Вежливость,
уважение

Поди туда – не знаю куда,                   
сват Наум                        Андрей  пригласил его за стол

принеси то – не знаю что

Василиса
Премудрая                              старушка                          
извинился

и подводный царь

Летучий
корабль                                     старичок                          
покормил

Кощей Бессмертный                              

                                    зятья,
жена

Медное, серебряное и

золотое
царства                                   

                               жена

Занятие по театрализованной деятельности «Драматизация сказки» Колобок» в средней группе

Цель:

-Расширять у детей представления о русских народных сказках

-Устанавливать смысловые связи между персонажами, ориентируясь на жесты, мимику, движения головы, конечностей, туловища

-Учить понимать мотивы поведения персонажей

-Продолжать уточнять и обогащать словарный запас дошкольников

-Воспитывать интерес к совместной деятельности

-Воспитывать у детей любовь и интерес к сказкам

— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,

— развивать творческую инициативу,

— развивать фантазию, воображение, импровизационные навыки, вызывать у детей радостный эмоциональный настрой,

— развивать интонационную выразительность речи, артикуляционный аппарат

-знакомить с музыкальными произведениями

— Материал: шапочки сказочных персонажей, волшебная коробочка с персонажами сказки, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, а я сегодня по дорожке к вам шла, красивую коробочку нашла. (Пытаюсь открыть крышку коробки) Ой, не могу открыть коробку. Наверно коробка не простоя а волшебная! Может быть, здесь спрятана сказка? Я загадаю вам загадки про героев сказки! Если их правильно отгадать, сказка в гости к нам придет!

Воспитатель загадывает загадки, по мере отгадывания достаёт из коробки соответствующую игрушку и ставит на стол.

Загадки.

Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол. И от бабушки ушел.

У него румяный бок… Вы, узнали?

(КОЛОБОК)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

(МЕДВЕДЬ)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(ЗАЯЦ)

Кто крадется между сосен?

Шубку огненную носит?

Чей там хвост, в траве густой

Замелькал, как золотой?

Это — девица краса

Ярко-рыжая…

(ЛИСА)

Злой и страшный серый зверь,

Водится в лесу теперь,

Всех зайчат перепугал,

Также белок разогнал,

Но он бедный и голодный,

Хоть и страшный и проворный.

(ВОЛК)

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали, вот сколько игрушек подарила нам волшебная коробочка. Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные (дети отгадывают).А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Кто как ходит»

Дети под музыку ходят, подражая героям сказки.

Воспитатель:

Cказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети!

Сказки учат нас добру

И прилежному труду,

Говорят, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить!

Ребята, а вы хотите поиграть в сказку?

(Выбираем героев,одеваем шапочки)

Вот настал и сказки час,

Он зовёт в театр нас.

Воспитатель:

Русская народная сказка «Колобок».

Жил – был дедушка и бабушка

В маленькой избушке.

Жили, жили – не тужили,

Много – много лет прожили!

Дед землю копал,

Вместе с бабою огород сажал.

Дедушка говорит бабушке: Поди-ка, бабушка, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Воспитатель:

Бабушка так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть.

Непоседе – Колобку

Стыть бы на окошке,

Но решил он «Убегу,

Разомнусь немножко».

Покатился Колобок

Мимо елок и берез.

Вдруг наш шалунишка

Повстречал Зайчишку.

Входит заяц под музыку

Заяц: Колобок, колобок, я тебя съем! (Колобок отпрыгивает в сторону)

Колобок: Не ешь меня, заяц,я тебе песенку спою:(поет)

Я колобок, колобок,

По амбару скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешан,

В печку посажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, подавно уйду! И покатился колобок дальше — только заяц его и видел!

Воспитатель:

А Колобок покатился по дороге

Волку серому под ноги.

Входит волк под музыку

Волк: Колобок, колобок, я тебя съем! (Колобок отпрыгивает в сторону)

Колобок: Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою (поет):

Я колобок, колобок,

По амбару скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешан,

В печку посажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

От тебя, волк, подавно уйду! И покатился колобок дальше!

Воспитатель:

Вдруг навстречу сам Потапыч,

Зарычал он, поднял лапу.

Входит под музыку медведь

Медведь: Колобок, колобок, я тебя съем! (Колобок отпрыгивает в сторону)

Колобок: Не ешь меня, косолапый, я тебе песенку спою (поет):

Я колобок, колобок,

По амбару скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешан,

В печку посажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От тебя, медведь, подавно уйду!

Медведь только его и видел.

Воспитатель:

А колобок покатился кувырком

Через рощу прямиком,

И на встречу вдруг Лиса,

Увидала Колобка.

Входит лиса под музыку

Лиса: Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!

Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит:

Лиса: Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.

Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен, по…

А лиса его — Съесть хотела.

Но взяла и пожалела.

А колобок на радости такой

Пригласил всех в хоровод.

Ну –ка, дети, в круг, по шире.

Танец «Колобок»

Воспитатель: вот как весело мы потанцевали. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!

Числа в русских народных сказках

Числа в русских народных сказках | Образовательная социальная сеть

Наше знакомство с числами начинается в раннем детстве. Мы еще не умеем читать и считать, но уже знаем «…жили два брата», «… встретила Машенька трех медведей», «… и было у Козы семеро козлят».

Сказки — любимый литературный жанр всех детей. Мы решили перечитать известные нам сказки и выяснить какие числа «живут» в русских народных сказках.

Скачать:

Вложение Размер
chisla_v_skazkah.docx 28.45 КБ

Предварительный просмотр:

Наше знакомство с числами начинается в раннем детстве. Мы еще не умеем читать и считать, но уже знаем «…жили два брата», «… встретила Машенька трех медведей», «… и было у Козы семеро козлят». Сказки — любимый литературный жанр всех детей.

Мы решили перечитать известные нам сказки и выяснить какие числа «живут» в русских народных сказках.

Гипотеза: без чисел не может обойтись даже литература?

Цель: выяснить какие числа живут в русских народных сказках.

  • собрать сведения о символике чисел, анализируя литературные источники;
  • найти примеры употребления чисел в русских народных сказках;
  • проанализировать частотность употребления чисел в данных произведениях;

Метод исследования — анализ сказок и специальной литературы по теме.

История появления чисел

Изучая литературу по теме, мы узнали, что давным-давно, много тысяч лет назад, наши предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая пищу.

Иногда ловили рыбу, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных.

Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков — вожака стаи, из стада оленей — одного оленя, из колоса с зернами – одно зерно.

Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».

Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз.

А если он видел их больше, то говорил: «Много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное.

Когда считали «один, два, много», то после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все».

Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, а затем четыре.

Затем человек начал считать пятерками, десятками и двадцатками (в ход шли и пальцы ног!). Счет десятками сохранился и в нашей десятичной системе счисления.

Сохранились и названия некоторых чисел, связанные с первой «вычислительной машиной», — пальцами рук и ног. Например, слово пять в русском языке происходит от древнеславянского слова «пясть» — рука (запястье).

А у некоторых племен число двадцать называлось весь человек!

Какое место занимали числа в судьбах русских людей?

Мы перечитали следующие русские народные сказки:

  • «Крошечка- Хаврошечка»
  • «Кузьма Скоробогатый»
  • «Морозко»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Маша и три медведя»
  • «Царевна-лягушка»
  • «Колобок»
  • «Дочь-семилетка»
  • «Лиса, заяц и петух»
  • «Пузырь, соломинка и лапоть»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Елена Премудрая»
  • «Кощей Бессмертный»
  • «Про ленивую и радивую»
  • «Три сестры»
  • «Война грибов»

Мы выяснили, что числа в сказках используются для обозначения:

— количества главных героев;

— количества испытаний, которые должны пройти герои;

— количества предметов, участвующих в действиях;

— волшебных качеств, присущих предметам;

— расстояния до царства, в котором происходят сказочные события (тридевять земель, тридесятое царство);

Число один, как правило, обозначает начало, что-то единственное, нечто очень малое, но в то же время очень существенное. Его характерными чертами являются сила, энергичность, воля, активность, инициатива.

Вообще, использование числа один нехарактерно для русских народных сказок. Вероятно, это связано прежде всего с семейными традициями русского народа.

Число один в сказках чаще всего указывает на выбор (один из немногих) или на сиротство героя («один-одинёшенек»).

Число 1 встретилось нам в сказках:

  • «Кузьма Скоробогатый» — «Жил-поживал Кузенька один-одинёшенек, в темном лесу…»;
  • «Крошечка-Хаврошечка» — «… осталась она сиротой маленькой…».

Число 2 часто символизирует парность, четность, удвоение. Воплощает в себе нечто преходящее, неустойчивое, делимое. В некоторых источниках трактуется как «нерешительное, пассивное, подчиненное, мягкое, пластичное, женственное».

В сказках оно встречается чаще всего для обозначения парности героев, обстоятельств. Это происходит из-за того, что в жизни всегда есть две противоположности: добро и зло, чёрное и белое, свет и мрак, тепло и холодно, богатство и нищета, а на противопоставлении основаны многие сюжеты сказок.

  • «Гуси-лебеди» — «У них была дочка да сынок маленький…»;
  • «Морозко» — «…у мачехи была падчерица да родная дочка»;
  • «Про Ленивую и Радивую» — «Были у старика и старухи две дочери. …и прозвали в народе старшую Радивой, а меньшую – Ленивой».

Едва ли не в каждой сказке появляется число три. «Три» — самое распространенное число в сказках. Очень часто можно встретить в русских сказаниях и былинах три желания, три попытки, трое из ларца, камень у трех дорог, три головы у чудища.

В сказках обычно мы встречаем: камень на распутье, который предлагает богатырю три пути, три выбора, три царства, которые надо пройти – медное, серебряное и золотое, у отца три сына или три дочери.

  • «Три сестры» — «В одной деревне жили три замужние сестры»;
  • «Пузырь, соломинка и лапоть» — «Жили-были пузырь, соломинка и лапоть»;
  • «Маша и три медведя» — «…вышла она к домику, в котором жили три медведя».

Из сказки «Крошечка-Хаврошечка»: «А были у хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка». Три раза направляла хозяйка своих трех дочерей по очереди следить за тем, кто помогает Крошечке-Хаврошечке «прясть, ткать и в трубы покатать». «И в третий день послала старуха третью дочь — Триглазку, а сироте еще больше работы задала!» Усыпила Хаврошечка два глаза Триглазки, а о третьем забыла. «Два глаза заснули, а третий все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, а в другое вылезла и готовые холсты подобрала»

Из сказки «Царевна-лягушка»: « В старые годы у одного царя было три сына». Один из которых по обыкновению главный герой — Иван-царевич или Иван-дурак отправлялся в тридевятое царство, в тридесятом государстве. А где оно?

Оказывается, рядом, потому что 3 х 9 = 27, 27 дней – это как раз лунный месяц – время обращения Луны вокруг Земли. Идем дальше: 3 х 10 = 30, а это период между двумя новолуниями.

Вот вам и указание на то, где находится “Тридевятое царство, Тридесятое государство” – на расстоянии, равном месяцу пути.

Вот такой пример сказочной математики.

Число четыре – символ максимальной устойчивости. Греки считали, что прежде всего появились: земля, вода, воздух и огонь.

Для ориентации в пространстве люди пользовались знанием четырёх сторон света (север, юг, восток, запад), а календарный год делили на четыре сезона: зима, весна, лето, осень. Число 4 символизирует собой универсальную стабильность, порядок, завершенность, надежность, устойчивость и прочность. Значение числа 4 связывается символикой квадрата.

Еще в доисторические времена число 4 использовалось для обозначения устойчивости. Человеческая жизнь разделяется на 4 периода: детство, юность, зрелость и старость.

  • «Колобок» — 4 персонажа встретил Колобок (заяц, волк, лиса, медведь)

«Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

От тебя, лисы, нехитро уйти!»;

  • «Дочь-семилетка» — 4 загадки загадывал Царь: « — Четвёртая загадка: что всего на свете милее?»
  • «Лиса, заяц и петух» — 4 раза звери приходили на помощь зайцу: «Собаки гнали — не выгнали, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и ты, петух, не выгонишь!»

Число 5 считается счастливым числом. Оно символизирует постоянный поиск и самосовершенствование.

Пятерка символизирует порядок и совершенство, представляет пять чувств человека: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.

  • «Война грибов» — Количество грибов, которых звал боровик на войну (белянки, рыжики, волнушки, опёнки, грузди): «- Приходите, грузди, ко мне на войну!»
  • «Кузьма Скоробогатый» — «…был у него худой домишко, да один петушок, да пять курочек».

Числа 4 и 5 в русских народных сказках встречаются нечасто.

Вероятнее всего, создатели сказок использовали их только в качестве простых числительных для обозначения количества, неслучайно эти числа используются редко не только в сказках, но и в пословицах и поговорках.

Число, обозначающее почти всегда положительные моменты жизни людей, считалось символом святости у многих народов. Число 7 состоит из двух совершенных чисел 3 и 4, и поэтому 7 –это не только святое число, но и символ разума.

В Библии 7 – это символ союза Бога и человека.

Ещё в древности 7 считалось счастливым числом. Человек воспринимал окружающий мир (свет, запахи, звуки, вкус) через семь «отверстий» в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот).

Не случайно в радуге семь цветов, на свете семь чудес света, в неделе 7 дней. в музыке 7 нот.

Интересно отметить, что наша память особенно хорошо удерживает лишь до семи разных впечатлений или предметов. При большей нагрузке ошибки в запоминании резко возрастают.

Число семь встречается в таких сказках, как:

  • «Волк и семеро козлят» — «Жила-была в красивом домике коза со своими семью козлятами».
  • «Семь Симеонов» — «…осталось у него семь сыновей-близнецов, что по прозванию семь Симеонов»,
  • «Дочь-семилетка» — «Есть у меня дочь-сем и летка, она меня научила».

Это число высшего совершенства, так считается во всем мире. Дюжина составлена из умножения двух совершенных чисел 3 и 4, следовательно, она и есть верх совершенства.

На большинстве языков дюжина означает дюжее, т.е. крепкое, здоровое.

Символика 12-ти используется не только для обозначения количества («двенадцать братьев – молодцов»), но и для усиления таинственности, загадочности: ровно в 12 часов начинаются невероятные превращения и волшебство, поэтому символику числа 12 чаще всего используют именно в волшебных сказках.

Adblock
detector