Меню

Как зовут главного героя рассказа капитанская дочка

Инфоурокбиблиотека материалов

ВИКТОРИНА

ПО ТЕМЕ

image001image002КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

П И С А Т Е Л Я
А . С . П У Ш К И Н А

   image003image004Как
звали отца главного героя?

   а)
Пётр Гринёв

   б)
Андрей Петрович

   в)
Савельич

image005

Вариант Б

    Куда
отправил отец служить своего сына,Петра Гринёва?

    а) в
Оренбург

    б) в
Москву

    в) в
Волгаград

image006

image003image004Вариант А

     Какая
погода была во время первой встречи Гринёва и Пугачёва?

     а)
метель,буран

     б)
ясная

     в)
солнечная

image007

image003image004Вариант А

Как
отблагодарил Пётр Гринёв вожатого?

     а)
подарил шинель

     б)
подарил тёплые ботинки

     в)
подарил заячий тулуп

image008

image003image004Вариант В

   image003image004За
что попал на службу в Белгорскую крепость Алексей Иванович Швабрин

   а) за
смертоубийство

   б)
просто на службу

   в) он
там не служил

image009

image010image004Вариант А

Кто
отвлёк Гринёва во время дуэли?

     а)
Савельич

     б)
Швабрин

     в)
капитан Миронов

image011

image003image004Вариант А

   Куда
был ранен Гринёва?

   а) в
грудь пониже плеча

   б) в
ногу

   в) в
руку

image012

image003image004Вариант А

   Сколько
времени Гринёв был без сознания?

   а)
трое суток

   б)
двое суток

   в)
пять суток

image013

image003image004Вариант В

   image003image004Какой
ответ получил от своего отца Пётр Гринёв на просьбу благословить его на брак
М.И.Мироновой?

   а)
согласие

   б)
отказ

   в) не
понятный ответ

image014

Вариант Б

     Сколько
лет Иван Кузьмич и Василиса Егоровна жили в крепости?

     а) 22
г

     б) 30
л

     в) 25
л

image015

Вариант а

   Сколько
человек служило в Белгорской крепости?

   а)
132

   б)
123

   в)
130

image016

Вариант В

   О чём
писала Маша в письме?

   image010image004Швабрин
принуждает её выйти замуж

    Что
сделал Швабрин,когда Пугачев узнал,что тот его обманывает?

    image018image004Упал
на колени

Зачем Марья Иванова уехала в Петербург?

image019image004Встретиться
с императрицей

   Где
Гринёв предложил укрыться Марье Ивановне после её освобождения?

image020image004ОТВЕТJ

   У
своих родителей в деревне

image021image004№15

   Кого
назначил Пугачёв новым комендантом крепости?

Швабрина

image022image002СПАСИБО ЗА
УЧАСТИЕ
J!

РА Б О Т У В Ы П О Л Н И Л И У Ч Е Н И Ц Ы 8 « Б
» К Л А С С А О В Ч А Р Е Н К О . А , Р У Б А Н . М И П О П О В А . В

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Урок по теме «Л. Андреев «Кусака»

  • Рабочая программа по предмету «Родная русская литература» для 6 класса

  • Презентация по литературному краеведению «А.С.Пушкин в Симбирске: связь писателя с Симбирской губернией»

  • Статья: Традиции сатирического романа в творчестве У.Голдинга и М. Бредбери

  • Интеллектуальная игра «ЮБИЛЕЙНЫЙ ХИТ-ПАРАД»

  • Презентация к уроку по творчеству Некрасова

  • Урок «Лявон Случанін. «Рагнеда»»

  • Тесты по литературе дл я10-11 классов

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5461221 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

Оставьте свой комментарий

         Чупрова
Виктория Олеговна

         Учитель
русского языка и литературы

           МБОУ
«СОШ №6» г. Инта

Ход урока.

Орг. момент. Настрой. Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму.
Навстречу

им спускалась известная афинская гетера. “Вот ты гордишься
своими учениками, Сократ, — улыбнулась она ему, — но стоит мне только легонько
поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил
так: “Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к
неприступным, чистым вершинам”.Вот и мы с вами сегодня должны подняться на одну
ступеньку вверх, “преодолевая” задачи, которые будут рассмотрены на сегодняшнем
уроке. Давайте же вместе ббудем подниматься к вершинам …Сегодня мы обобщаем
наши знания по произведению великого русского писателя А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»

Тема: Становление
личности Петра Гринёва в повести А.С. Пушкина

 «Капитанская дочка»

Цель:

       показать
становление личности Петра Гринёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Задачи:

      Рассмотреть
обстоятельства, повлиявшие на становление личности героя;

      Проследить
путь становления личности героя;

      Сделать
вывод: можно ли назвать Петра Гринёва героем современности?

I.                  
1.Этап. Слово
учителя.( 1 мин)

Итак, изучение
повести «Капитанская дочка» завершено. Мне хотелось бы, чтобы вы сами подвели
итоги знакомства с этим произведением, показали глубину понимания смысла,
который А. С.  Пушкин вложил в свое произведение. А для начала вы вспомните
персонажей из текста. Посмотрим как хорошо вы сроднились с ними, а заодно
отложим в нашу копилочку в голове на будущее. Обещаю не пожалейте

Чей это
портрет: “ Ротмистр гусарского полка, находившийся в Симбирске при приеме
рекрут. Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в
халате, с кием в руке и трубкой в зубах”? (Иван Иванович Зурин)

1.                            
«Добрый
малый, но ветрен и беспутен до крайности; главной его слабостью была страсть к
прекрасному полу; он был врагом бутылки.» (мосье Бопре)

2.                            
«Слуга,
приставленный Петру Гриневу.» (Савельич)

3.                            
«Строгий,
сердитый старик, не знающий ничего, кроме своей службы, и готовый за всякую
безделицу сажать Петра Гринева под арест на хлеб и воду (по представлению
Петра).» (капитан Миронов)

4.                            
«…сидел
в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красивый казацкий кафтан,
обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на
его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо… » (Пугачёв)

5.                            

«Трусиха… До сих пор не может слышать выстрела из ружья так и
затрепещется». (Маша.)

Проверьте ответы!Оцените
свои работы.

Планируемый
результат: приведение знаний в систему. Обобщение знаний по главным и
второстепенным образам.

2.Этап. Работа в
группах. Каждая группа получает карточки с заданиями отображает на постерах
свой ответ. На работу 10 минут, презентация 2 мин.

Задания.

1 группа:
Составить схему « С кем из героев взаимодействует Гринёв на протяжении всего
произведения. Почему Пушкин  выделил такую личность на фоне других?

2 группа: Указать
положительные/отрицательные  качества героя. (Стратегия «Фишбоун»).

3 группа:
Рассмотреть фабулу повести и рассказать как менялся главный герой?

Презентация
учащихся:

1.     Составление
схемы с кем взаимодействует Гринёв на протяжении всего романа.

image001image002image003image004image005image006                    
                         Гринёв

image007

Савельич    
Пугачев        Маша      Швабрин    Родители  Зурин

Кто из героев
оказал основное влияние на становление личности Петра

2.

3.Выстраивание
композиции произведения «Капитанская дочка»

Фабуле – (события в
литературном произведении в их последовательной связи). Как менялся Пётр на
каждом этапе произведения?

Фабула повести «Капитанская дочка»

Пётр Гринёв в родительском доме

Какой Пётр на данном этапе?

Первая встреча с Пугачёвым

Какой Пётр на данном этапе?

Приезд в Белогорскую крепость

Какой Пётр на данном этапе?

Поединок со Швабриным

Какой Пётр на данном этапе?

Весть о Пугачёве

Какой Пётр на данном этапе?

Пугачёв в Белогорской крепости

Какой Пётр на данном этапе?

Оренбург. Совет у генерала

Какой Пётр на данном этапе?

Гринёв спасает свою возлюбленную,

освобождает её от Швабрина

Какой Пётр на данном этапе?

Арест Гринёва. Суд

Какой Пётр на данном этапе?

Поездка Маши в Царское село, разговор с императрицей

Какой Пётр на данном этапе?

Освобождение Петра. Женитьба

Какой Пётр на данном этапе?

1.      

Попробуем сформулировать
мини-вывод по пройденному заданию:

В качестве вывода можно сказать,что
ветреный и безвольный Петруша прошел нелёгкий путь до настоящего офицера,
которому не чужды понятия чести, верности, серьёзного отношения к своей
жизни,ответственности перед Родиной.

 Планируемый
результат:
глубокое понимание внутреннего мира героя, его
переживаний, мыслей, чувств.

3 Этап. Деление
класса на три группы. Использование ИКТ.

Ребята, вам
предстоит ответить на вопрос «Можно ли назвать Петра Гринёва героем современности».
Обоснуйте ваш ответ, приведя аргументы по вашей точке зрения

Планируемый
результат:
Умение выдвигать и отстаивать свою точку зрения,
умение слушать и слышать, грамотно строить свою речь.

Скажите ребята, к
каким  выводам мы пришли после сегодняшнего урока. Давайте оттолкнёмся от
поставленной цели: показать становление личности Петра Гринёва? Смогли мы
достичь поставленную цель?

4 Этап. Комплимент
от группы. (Каждая группа дарит комплимент ученику). – можно заработать
дополнительный балл. – формативное оценивание.

5. Оценивание.

Заполнение листа
самооценки.

Лист
самооценки

От 0 до
3 баллов

1.

 На
сколько я был сконцентрирован на заданиях? .

2.

Моя
активность в групповой работе.

3.

Моё
прилежание. Моя сосредоточенность на групповой
 работе.

Я был полезен в команде.

6 Этап.
Рефлексия.

На стикерах
записать:

— Я оказывается не
знал… — теперь знаю…

— За что бы ты
себя похвалил на уроке?

— Что тебе
понравилось на уроке больше всего и достиг ли ты своей цели?

III. Домашнее
задание. Написать эссе.

1 гр. – «Какую
роль играет эпиграф «Береги честь с молоду» в повести?»

2 гр. – «Что было
бы, если бы Гринёв перешул на сторону Пугачёва?»

3 гр. – «Как бы я
поступил на месте Гринёвапослепредложения Пугачёва перейти на его сторону?»

Тест по
повести «Капитанская дочка»

1.Где происходят события, описанные в повести
«Капитанская дочка»?

1. в
Оренбургской губернии

2. вОрловской
губернии

3. в
Московской губернии

4. в
Ярославской губернии

2.Кто
учил маленького Петра Гринева «уму-разуму»?

1.
отец Андрей Петрович

2.
мать Авдотья Васильевна

3.
француз мосье Бопре

4.
слуга семьи Савельич

3.Как
зовут учителя-француза, обучавшего Петра Гринева?

1.
Дефорж

2.
Гофре

3.
Бопре

4.
Дюпре

5.
О ком из героев идет речь в цитате: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав
и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так
и бегали»?

1.
о Савельче

2.
о Петре Гриневе

3.
об Емельяне Пугачеве

4.
об Алексее Швабрине

6.
Что Петр Гринев дарит Пугачеву на постоялом дворе?

1.
кроличью шубу

2.
заячий тулуп

3.
медвежью шапку

4.
собачий полушубок

7.
У кого поселился Петр Гринев, когда приехал в крепость?

1.
у казака Семена Кузова

2.
у семьи Мироновых

3.
у Алексея Швабрина

4.
Петр арендовал комнату в постоялом дворе

8.
Чем увлекается Петр Гринев во время службы в крепости?

1.
литературой

2.
музыкой

3.
химией

4.
математикой

9.
За что был судим и сослан в Белогорскую крепость Швабрин?

1.
за воровство

2.
за пьянство

3.
за критику монарха

4.
за душегубство

10.Из-за
чего Гринев и Швабрин встретились на дуэли?

1.
Швабрин оскорбил Машу, сказав, что она падкая на материальные подношения

2.
Алексей оскорбил Петра, сказав, что он бездарный поэт

3.
Швабрин и Гринев повздорили, обсуждая политические вопросы

4.
Алексей подставил Петра на службе

11.
Почему Пугачев отпустил Гринева, не казнив его вместе с капитаном и поручиком?

1.
Пугачев так отблагодарил Гринева за то, что Петр когда-то подарил Емельяну
заячий тулуп

2.
Пугачев хотел, чтобы Гринев рассказал офицерам о том, на что способны народные
силы

3.
Пугачев узнал в Гриневе дальнего родственника

4.
Пугачев узнал в Гриневе бывшего барина, который был к нему всегда добр

На чтение 25 мин. Просмотров 256 Опубликовано

illjustracija-kapitanskaja-dochka-masha-grinev-a-itkin.jpg

Исторический роман «Капитанская дочка» — это одно из самых известных произведений А. С. Пушкина, написанных в прозе. В этой статье представлена таблица с описанием всех героев романа «Капитанская дочка»: характеристика главных и второстепенных персонажей (список).Смотрите: — Краткое содержание романа— Все материалы по «Капитанской дочке»

Все герои романа «Капитанская дочка»: краткая характеристика главных и второстепенных персонажей в таблице

Главными героями романа «Капитанская дочка» являются Петр Гринев, Маша Миронова и Емельян Пугачев. Их можно называть центральными персонажами.Второстепенные герои романа — это такие яркие фигуры, как капитанша Василиса Егоровна, офицер Швабрин, учитель Бопре и др.

Герои романа «Капитанская дочка» (краткая характеристика в таблице)<o>
Петр Гринев<o> Петр Андреевич Гринев. 16-летний дворянин. Поступает на службу в Белогорскую крепость под Оренбургом. Здесь он влюбляется в дочку начальника – капитанскую дочку Машу Миронову. <o>Характеристика Петра Гринева >>
Маша Миронова<o> Марья Ивановна Миронова, капитанская дочка. 18-летняя дочь капитана Миронова. Умная и добрая  девушка, бедная дворянка. Маша и Петр Гринев влюбляются друг в друга. Они преодолевают много трудностей на пути к счастью.<o>Характеристика Маши Мироновой >>
Емельян Пугачев<o> Донской казак. Поднимает восстание и выдает себя за покойного императора Петра III (мужа Екатерины II). Он нападает на Белогорскую крепость, где служит Гринев. У Пугачева складываются приятельские отношения с Гриневым несмотря на то, что тот – жестокий разбойник.<o>Характеристика Емельяна Пугачева >>
Швабрин<o> Алексей Иванович Швабрин — молодой офицер, дворянин из хорошей семьи. Служит вместе с Гриневым в Белогорской крепости. Подлый и лживый человек. Во время Пугачевского бунта он переходит на сторону самозванца Пугачева. <o>Характеристика Швабрина >>
Савельич<o> Архип Савельев, или Савельич – старый слуга Петра Гринева. Хозяйственный и добрый старик. Любит Гринева и готов отдать за него жизнь. Ворчлив и любит «читать проповеди» своему хозяину, но всегда желает ему добра. <o>Характеристика Савельича >>
Капитан Миронов<o> Иван Кузьмич Миронов – старый офицер, комендант (начальник) Белогорской крепости. Добрый и гостеприимный человек. Опытный воин, около 40 лет на военной службе. «Подкаблучник» и плохой руководитель. Характеристика Миронова>>
Капитанша Василиса Егоровна Василиса Егоровна Миронова – старушка-жена капитана Миронова, «капитанша», «комендантша». Добрая, гостеприимная хозяйка. Бойкая и храбрая женщина. Управляет и своим мужем, и всей крепостью.<o>Характеристика Василисы Егоровны>>
Иван Игнатьич<o> Старый офицер, поручик. Служит в Белогорской крепости и дружит с семьей Мироновых. Опытный воин. В боях он лишился одного глаза. Добрый одинокий старик. <o>Характеристика Ивана Игнатьича >>
Зурин<o> Иван Иванович Зурин, 35-летний офицер, приятель Гринева. Зурин знакомится с Гриневым в Симбирске за игрой в бильярд. Зурин  любит выпить, играть в карты и в бильярд. При этом Зурин – хороший, честный офицер.  <o>Характеристика Зурина >>
Бопре<o> Учитель юного Петруши Гринева. Бывший парикмахер из Франции, служил солдатом в Германии. Плохой учитель, любитель выпивки и женщин. Научил Гринева фехтованию.<o>Характеристика Бопре >>
Екатерина II<o> Императрица Екатерина IIВеликая. Маша Миронова однажды знакомится с императрицей лично в саду. Екатерина IIпомогает Маше. Императрица решает помиловать Гринева, арестованного за «дружбу» с Пугачевым.<o>Характеристика Екатерины II >>
Генерал Андрей Карлович<o> Андрей Карлович Р. — старый приятель Андрея Гринева (отца Петра Гринева). Генерал руководит войсками Оренбургской губернии. Он – немец по происхождению. Старый одинокий офицер. Добрый и умный человек. Любит порядок и экономию.<o>Характеристика Андрея Карловича >>
Отец Петра Гринева<o> Андрей Петрович Гринев – бывший офицер, премьер-майор в отставке. Состоятельный дворянин. Строгий, твердый и гордый человек. Не балует сына и хочет воспитать в нем характер. <o>Характеристика отца Гринева >>
Мать Петра Гринева<o> Авдотья Васильевна Ю. – добрая женщина, вышла из бедной дворянской семьи. Петр Гринев – ее единственный сын. Хорошая хозяйка, терпеливая и понимающая жена.<o>Характеристика матери Гриневе >>
Попадья<o> Попадья Акулина Памфиловна — жена священника (отца Герасима), который служит в Белогорской крепости. Она дружит с Василисой Егоровной Мироновой. Попадья является доброй женщиной: она спасает Машу Миронову, когда на крепость нападает Пугачев.<o>Характеристика попадьи >>
Юлай<o> Юлай — один из военных, служащих в Белогорской крепости. Он является верным помощником капитана Миронова.<o>Характеристика Юлая >>
Палашка<o> Палашка — служанка и единственная крепостная крестьянка семьи Мироновых. Палашка — бойкая девушка.<o>Характеристика Палашки >>

Это была таблица с краткой характеристикой главных и второстепенных героев романа «Капитанская дочка» Пушкина: список персонажей.Смотрите: Все материалы по «Капитанской дочке»

Каждый его герой играет особую роль в повествовании. Автор показывает сложные характеры, переплетение судеб. Особое место в произведении занимает народное восстание (Крестьянская война), предводитель которого – Емельян Пугачев. Ниже приведена краткая характеристика всех персонажей романа.

 Kapitanskaya-dochka.-Geroi-romana-Pushkina.jpg

Имя героя Краткая его характеристика Роль в повести
Петр Гринев Молодой человек дворянского происхождения. Он отправлен на службу в Белогородскую крепость. По пути к месту службы Гринев сбивается с пути и встречается с Е. Пугачевым – эта встреча впоследствии становится решающей для Гринева. Гринев не отличается яркими качествами характера, по мнению большинства критиков, он «бесцветный». Главный герой повести
Емельян Пугачев Казак по происхождению. В 18 лет начал службу в армии,  впоследствии стал предводителем народного восстания, которое переросло в  Крестьянскую войну 1773-1775 годов. С Петром Гриневым его связывают дружеские отношения, несмотря на то, что во время бунта они находятся по разные стороны баррикад. Пугачев был схвачен властями  и публично казнен. Главный герой повести. По мнению многих литературных деятелей – единственный главный герой повести.
Марья Ивановна Миронова Дочка капитана крепости. Умная и добропорядочная девушка, дворянка по происхождению. На момент действия повести, ее семья переживает затруднительную финансовую ситуацию. Возлюбленная Петра Гринева. Отличается типичными чертами характера. Готова бороться за свое счастье и идти для этого на крайние меры. Главная героиня повести
Алексей Иванович Швабрин Дворянин по происхождению. Служит с Петром Гриневым в одной крепости. Отличается скверным и сложным характером. Умеет играть на два фронта. Во время народного бунта переходит на сторону Пугачева. После захвата Пугачевым Белогородской крепости становится ее начальником. Главный герой повести
Иван Кузьмич Миронов Начальник военной крепости. Он 40 лет находится на военной службе, из них 22 года служит в Белогородской крепости. Миронов добрый человек с мягким характером. Он опытный офицер, но плохой руководитель – слишком многое прощает своим служащим. Его казнит Пугачев, после отказа перейти на сторону бунтовщиков. Второстепенный герой повести
Василиса Егоровна Миронова Жена Ивана Кузьмича, комендантша Белогородской крепости. Любознательная по своей натуре, старается быть в курсе всех дел в крепости, но, между тем, не умеет хранить тайны. Она добрая и порядочная женщина. Любит своего мужа и дочь. Второстепенный персонаж повести
Архип Савальев Крепостной крестьянин. В повести его часто называют Савельичем или Архипом Савельичем.  Он слуга Петра Гринева. На момент повествования это человек преклонного возраста. Он добрый, спокойный и хозяйственный человек, верно служит своему хозяину. Когда Петра пленяет Пугачев, он уговаривает бунтовщика не казнить молодого человека, а помиловать. Второстепенный персонаж повести
Иван Игнатьич Опытный офицер, его отец также был солдатом. Специального образования Иван Игнатьич не получил. Он дружит с капитаном Мироновым и часто помогает им. Иван Игнатьич ярый противник дуэлей, он препятствует дуэли Швабрина и Гринева. Был убит Пугачевым, так как отказался признавать его власть и переходить на его сторону. Второстепенный персонаж повести
Иван Иванович Зурин 35-летний ротмистр, его полк находится в Симбирске. Здесь он знакомиться с Гриневым и обыгрывает его в бильярд. Несмотря на такой поступок,  Гринев и Зурин остаются друзьями. Во время восстания Пугачева, Зурин получает повышение до майора. Второстепенный персонаж повести
Екатерина II Всероссийская императрица, реальный исторический персонаж. К ней обращается с просьбой Марья Миронова – ее возлюбленного Петра Гринева хотят наказать за содействие Пугачеву, однако это неправда. Императрица рассматривает просьбу Марьи и освобождает Петра. Второстепенный персонаж повести
Андрей Петрович Гринев Отец Петра Гринева. Он офицер в отставке. Андрей Петрович отличается твердым и стойким характером. Он довольно состоятельный человек, своего сына он не содержит в роскоши, но снабжает всем необходимым. Второстепенный персонаж повести
Авдотья Васильевна Гринева (в девичестве Ю.) Мать Петра Гринева. Добропорядочная женщина, любящая мать и верная жена. На досуге, она, подобно большинству женщин занимается рукоделием. Второстепенный персонаж повести
Бопре Учитель Петра Гринева. До приезда в Россию он работал парикмахером, а еще ранее был солдатом. Из него получился плохой учитель. Он дал мало знаний Гриневу, но зато научил его фехтованию Второстепенный персонаж повести
Андрей Карлович Р. Почтенный офицер, пользующийся бесспорным авторитетом у окружающих. Он старый друг  Андрея Петровича Гринева. Слабостью Андрея Карловича является садоводство. Он нерешительный человек, ему не хватает смелости одержать план Гринева по освобождению крепости. Второстепенный персонаж повести

“Капитанская дочка” – одно из самых известных произведений А. С. Пушкина в прозе. Сам писатель по жанровой принадлежности отнес свое произведение к повести, но, тем не менее, “Капитанская дочка” обладает всеми признаками романа: действие произведение охватывает длительный промежуток времени из жизни персонажей, в книге много второстепенных героев, которые не имеют отношения к главной сюжетной линии и, наконец, в течение повествования читатель наблюдает за нравственным  и духовным эволюционированием персонажей.

+

План

  1. Характеристика героев “Капитанской дочки”
  2. Главные герои
  3. Второстепенные персонажи
  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Характеристика героев “Капитанской дочки”

Главные герои

Петр Гринев

Петр Андреич Гринев с самого начала предстает в произведении малообразованным, добрым молодым человеком 16 лет. Но “Капитанская дочка” – это рассказ о взрослении. Влюбившись в дочь капитана крепости – Марью Миронову – Гринев открывает в себе мужественность, честность и отвагу. Образ героя преображается: из мальчика он превращается в мужчину.

Марья Миронова

Дочь коменданта крепости, где проходил военную службу Петр Гринев. Она в первых главах повести предстает перед читателями юной девушкой восемнадцати лет.Впоследствии, когда Пугачев захватил крепость и казнил ее родителей, она проявляет все свои лучшие качества: находит в себе смелость отправиться в Петербург и молить саму императрицу о милости к “предателю” Гриневу.  

Савельич

В “Капитанской дочке” герои восхищают не только доблестью, но и своей человечностью. Доброта  и верность – качества, которые покоряют Пушкина и читателя своей “мягкой” силой. У него большое сердце, за добротой которого кроется великая отвага: Савельич не боится смерти и просит у грозного Пугачева сохранить жизнь Гриневу. Пугачев не казнил старика, потому что такая самоотверженность вызывает в нем чувство глубокого уважения. Также он пощадил и Петра.

Емельян Пугачев

Анализ образа Пугачева необходимо производить, памятуя о том, что историю пишут победители. В глазах власти он – государственный преступник. Но Пушкин не живописует его образ сугубо темными красками. Он восхищается силой духа Пугачева, его честностью и отвагой, сохранив у литературного героя черты реального прототипа. 

Алексей Швабрин

На протяжении повести описание героя Алексея Швабрина меняется. Вначале Алексей и Петр, казалось, имели схожие характеристики. Оба офицеры, оба бездумно прожигают молодость. Но после ряда событий становится очевидно, что персонажи совершенно разные. Швабрин всего добивается лишь хитростью и подлостью. Он высокомерен и злобен. Он, не колеблясь нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева.

Второстепенные персонажи

Екатерина Вторая

Императрица вначале предстает перед читателями обычной женщиной в домашнем халате. Но образ меняется. Впоследствии она превращается в грозную и непреклонную, как само самодержавие, владычицу. Но все же, она вняла просьбам Маши Мироновой и помиловала Гринева.

Капитан Миронов

Начальник Белогорской крепости, где проходил службу Гринев, Иван Кузьмич Миронов – добрый и гостеприимный человек, служивый офицер, но непригодный к руководящему посту коменданта, несмотря на 40 лет “в мундире”. Казнен по приказу Пугачева.

Василиса Миронова

Капитанша, жена коменданта Ивана Кузьмича Миронова. Добрая и хозяйственная женщина, которая с легкостью управлялась не только с домашним хозяйством, но и с управлением всей Белогорской крепости. Была казнена по приказу Пугачева.

Иван Игнатьич

Поручик, служит в Белогорской крепости и водит дружбу с семьей Мироновых. Старый солдат, который лишился одного глаза в боях. Добрый и бесхитростный старик.

Бопре

Второстепенный персонаж. Учитель юного Петра Гринева. Служил в Германии, работал цирюльником во Франции. Выпивоха и любитель женщин. Обучал Гринева фехтованию.

Зурин

Ивану Ивановичу Зурину, офицеру, с которым Гринев знакомится в Симбирске, 35 лет. Он и Петр гринев – приятели. Картежник и бильярдист, азартный человек, охочий до выпивки и женщин, но, при этом, честный офицер.

Отец Петра Гринева

Андрей Петрович – офицер в отставке, премьер-майор. Очень состоятельный дворянин. Имеет гордый и непреклонный характер, при воспитании сына проявляет твердость, стремиться воспитать из него “настоящего мужчину”.

Мать Петра Гринева

Авдотья Васильевна – добрая и сердечная женщина из обедневшей дворянской семьи. Она терпеливая и любящая жена и заботливая мать, неустанно опекающая сына.

Генерал Андрей Карлович

Приятель Андрея Петровича Гринева. Руководит войсками всей Оренбургской губернии, немец по происхождению. Одинокий, экономный старик, ценящий порядок. Добрый и очень умный человек.

Это был основной  список главных героев “Капитанской дочки”, в котором собраны краткие характеристики положительных и отрицательных героев. Данный материал можно использовать при написании сочинения на тему к уроку литературы.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    Где происходят события, описанные в повести «Капитанская дочка»?</h3>

    • <label>В Оренбургской губернии;</label>
    • <label>В Орловской губернии;</label>
    • <label>В Московской губернии;</label>
    • <label>В Ярославской губернии.</label>

(новая вкладка)

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» повествует о событиях второй половины XVIII века. В основе сюжета лежит крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Данное историческое событие называют одним из масштабнейших и кровопролитнейших народных войн. В «Капитанской дочке» Пушкин наглядно демонстрирует читателю, сколько страданий приносит «бессмысленный и беспощадный русский бунт» не только «врагам народа» — дворянам, но и самим бунтовщикам. В произведении раскрываются истории героев таким образом, что мы можем им сопереживать, изучая новые стороны этого конфликта.  Предлагаем вам список главных героев «Капитанской дочки» с харктеристиками.

Петр Гринев — главный герой, от лица которого ведется повествование. Сын богатого помещика. С самого рождения готовился к военной службе в Петербурге, но, к своему разочарованию, в 16 лет был отправлен отцом в Оренбург, в Белгородскую крепость. Здесь начинается его новая жизнь, наполненная значимыми встречами, пугающими событиями и утратами.

Петруша Гринев — человек добрый и умеющий помогать. Эта черта характера раскрывается в эпизоде с заячьим тулупом, который он дарит Пугачеву. Гринев становится хорошо исполняет свой военный долг (командиры хвалят его за заслуги), увлекается поэзией, и легко сходится с людьми.

Маша Миронова — персонаж заглавный. Это и есть та самая капитанская дочка, 18-ти лет от роду. В нее влюбляется Гринев по приезду в крепость, она же отвечает ему взаимностью. Маша, в отличие от Петра, несостоятельная дворянка, «девка без приданого».  Одевается «просто и мило». Гринев отмечает наличие у нее ангельского голоска. Она умна, добра и обладает завидным мужеством (эпизод с прошением у Екатерины). Крестьянский бунт отнимает у нее родителей — Пугачев убивает их во время захвата крепости.

Емельян Пугачев — реальная историческая личность, донской казак, главный зачинщик бунта. В романе он представлен одновременно и как кровавый разбойник, беспощадный злодей и мошенник, и как смекалистый, умный, свободолюбивый человек. Его отношение к жизни представлено в эпизоде с орлом и вороном: «чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью». В конце романа его казнят.

Алексей Швабрин — второстепенный персонаж. Молодой человек из состоятельной семьи. В начале романа сходится с Гриневым, последний считает его своим другом. Разжалованный гвардеец, за убийство сослуживца оказался переведен в Белгородскую крепость. В ходе действия романа сходится с Пугачевым, предав тем самым русскую армию, а в конце становится арестантом. Швабрин привлекает Гринева своим умом, но отталкивает тягой к клевете и злобным насмешкам.

Швабрин —  персонаж больше отрицательный, чем положительный. В его характере больше дурного: он наделен бесстыдством и жестокостью. Он зол, самовлюблен и подл: «…Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж <…> Он обходится со мною очень жестоко…» (слова Маши).

Архип Савельев (Савельич) — слуга Петра Гринева, отправленный вместе со своим барином в Белгородскую крепость. Этот старик верой и правдой служит Гриневым уже много лет. Он типичный крепостной, добрый, привыкший слушаться приказаний и подчиняться хозяевам. Савельич  пытается учить Петра жизни, иногда спорит с ним, но всегда прощает.

Основываясь на характеристику основных персонажей романа, можно составить более менее полное представление о Крестьянской войне. Безусловно, все это авторская интерпретация, а не документальная хроника, поэтому слепо верить в правдивость нельзя. Но созданная Пушкиным атмосфера, переданное настроение эпохи и человеческие чувства справедливы и верны. Возможно, прочитав «Капитанскую дочку», читателям будет проще понять мотивы действий крестьян, организовавших столь беспощадную войну.

kapitanskaya-doch.jpg

«Капитанская дочка» — одно из первых и наиболее известных произведений русской исторической прозы, роман А. С. Пушкина, посвящённый событиям Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва. Главные герои произведения «Капитанская дочка» проживают в воображении каждого читателя необычную жизнь.

Главные герои «Капитанская дочка»

Главный герой «Капитанской дочки» — Пётр Андреевич Гринёв. Честный, порядочный, до конца верный своему долгу молодой человек. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. Накануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: “Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении”. Также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: “Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен”. Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельичем).

Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, “оробелый гарнизон не двигается с места”. Он возвращается за отставшим Савельичем.

Эти поступки также характеризуют Гринева, как человека, способного любить. Гринев не злопамятен, он искренне мирится со Швабриным. Ему не свойственно злорадство. Уезжая из Белогорской крепости, с освобожденной по приказу Пугачева Машей, он видит Швабрина и отворачивается, не желая “торжествовать над униженным врагом”.

Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро умением быть благодарным. Отдает Пугачеву свой тулуп, благодарит за спасение Маши.

Пугачев Емельян Иванович – вождь антидворянского восстания, называющий себя “великим государем” Петром III. Пугачев один из главных героев повести Пушкина «Капитанская дочка», захватчик крепости, в которой находятся главные герои повести. Этот образ в романе многогранен: Пугачев и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.

Образ Пугачева дан в романе глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.   При первой встрече Гринева с Пугачевым внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.

Вторая встреча с Пугачевым, в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что Пугачев играет, изображая “настоящего государя”. Он, с царской руки, “казнит так казнит, милует так милует”.

И только во время третьей встречи с Гриневым Пугачева раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. Пугачев поет свою любимую песню (“Не шуми, мати зеленая дубровушка”) и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. Пугачев понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: “А разве нет удачи удалому?” Но надежды Пугачева не оправдываются. Его арестовывают и казнят: “и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу”.

Пугачев неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти Пугачева, что и происходит в финале романа.

Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в романе. Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за “смертоубийство” (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости). Швабрин очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева, был даже связан с В. К. Тредиаковским.

Швабрин ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: “знаю по опыту ее нрав и обычай”, отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.). Все это говорит о духовном бесчестии героя. Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Швабрин наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Затем читатель подозревает Швабрина в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Швабрина к измене. Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, Швабрин пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать Швабрина, тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором. В конце романа, попав в плен к правительственным войскам, Швабрин доносит на Гринева. Он утверждает, тот тоже перешел на сторону Пугачева. Таким образом, в своей подлости этот герой доходит до конца.

Мария Ивановна Миронова – главный женский персонаж повести, та самая капитанская дочка, из-за которой повесть носит такое название. Маша — это девушка лет восемнадцати, миловидная, скромная, способная горячо и преданно любить.

Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в романе приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Таким образом, капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

Иван Кузмич Миронов — капитан крепости, в которой разворачиваются события повести Пушкина «Капитанская дочка». Это второстепенный персонаж, отец главной героини. По сюжету его крепость захватывают бунтовщики под предводительством Пугачева. Капитан Миронов – комендант Белогорской крепости, добрый, честный, глубоко порядочный человек, верный служака, не нарушивший присягу даже перед лицом смерти.

Василиса Егоровна – жена капитана Миронова, добрая, хозяйственная, горячо любящая мужа и дочь. Женщина, которая в курс всех событий в крепости.

Андрей Петрович Гринёв – отец Петруши, в молодости служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором. Для своего единственного сына не ищет лёгких путей, поэтому отправляет его на службу не в Петербург, где расквартирован полк, к которому Петруша был приписан, а в глубинку, в армию, в Белогорскую крепость.

Авдотья Васильевна Гринёва – мать Петруши, женина, родившая 9 детей, 8 из которых умерли во младенчестве, так что Петруша оказался единственным сыном четы Гринёвых.

Бопре – гувернёр Петруши, который во Франции был парикмахером.

Савельич – дядька Петруши, то есть крепостной Гринёвых, который воспитывал Петрушу, следил за ребёнком, пока тот подрастал. отправлен вместе с Петром в крепость. Благодаря Савельичу Пётр Гринёв не был казнён Пугачёвым.

Иван Иванович Зурин – ротмистр, обыгравший Петрушу в Симбирске. В конце повести будет способствовать поимке беглого Швабрина.

Главные герои романа «Капитанская дочка» — Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. С самого начала знакомства с ними выясняется, что общего у этих людей очень и очень мало. Впрочем, они оба молоды, дерзки, горячи, умны и, вдобавок ко всему, имеют дворянское происхождение. Судьба распорядилась таким образом, что оба они оказались в далекой крепости и оба влюбились в капитанскую дочку Машу Миронову. И именно в чувстве к Маше начинает проявляться различие между героями. Еще до того как Петр Гринев познакомился с Машей, Швабрин уже позаботился о том, чтобы представить ее потенциальному сопернику «совершенною дурочкою». Швабрин язвителен и насмешлив, он пытается осмеять все и всех вокруг себя. Именно поэтому Гриневу становится все труднее и труднее с ним общаться. «С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Первая крупная ссора, которая привела к дуэли, вспыхнула между Швабриным и Гриневым именно из-за Маши. Швабрин вознамерился опорочить честное имя девушки, попытался показать ее в самом невыгодном свете. Ссора показала Гриневу истинное лицо его противника. И он уже совсем иначе оценивает своего недавнего собеседника, с которым до этого пребывал в самых дружеских отношениях. Уже только потом Петр Гринев узнает, что, оказывается, Швабрин питает к Маше нежные чувства. Он даже сватался к капитанской дочке, правда, получил отказ. Только тогда Петр Гринев догадался, что на самом деле Швабрин специально хотел опорочить бедную девушку в его глазах. Швабрин опасался соперничества и делал все возможное, чтобы устранить препятствие в лице Гринева. Читателю кажется удивительным, что такая простая девушка, как Маша Миронова, могла вызвать к себе интерес у Швабрина. Очевидно, скромное изящество, чуткость и нежность Маши показались Швабрину вполне достойными внимания. Отказ Маши ранит самолюбие Швабрина и делает невозможным продолжение с ней каких-либо отношений. Надо ли говорить, что счастливый влюбленный Петр Гринев быстро становится врагом Швабрина. Швабрин не отличается благородством. Именно поэтому он легко совершает предательство и переходит на сторону Пугачева. Как был изумлен Петр Гринев, когда увидел Швабрина среди приближенных Пугачева. О чем может свидетельствовать предательство дворянина? Прежде всего это означает, что слово «честь» — для него пустой звук. Швабрин боится расстаться с жизнью, и он готов на все ради своего спасения, поэтому и встает на сторону мятежников. И теперь забыта присяга, данная государыне, забыты все идеалы и традиции дворянства. Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Офицерская честь для него превыше всего. Поэтому, невзирая на смертельную опасность, Гринев не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви оказываются по разные стороны баррикады.

Два офицера — Петр Гринев и Алексей Швабрин — ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин — носители двух принципиально разных мировоззрений. Именно такие главные герои повести «Капитанская дочка» в изображении автора.

Характеристика главных героев «Капитанской дочки« поможет понять их внутрений мир и причины повступков.

 Теперь вы знаете кто главные герои рассказа «Капитанская дочка», которых вы и так должны прекрасно помнить если читали произведение полностью.

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/09/glavnye-i-vtorostepennye-geroi-kapitanskaja-dochka-tablica-spisok.html
  • https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/kapitanskaya-dochka-geroi-romana.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/kapitanskaya-dochka/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://poetpushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/geroi-kapitanskoj-dochki.html
  • https://ktoikak.com/glavnyie-geroi-kapitanskaya-dochka/

Мы подготовили для наших читателей несколько сочинений на тему: «Капитанская дочка — проблематика» Используйте эти примеры для написания своего рассуждения на урок в школе.

Сочинение 1

Капитанская дочка — одно из первых и наиболее известных произведений русской исторической прозы, роман (то ли повесть, то ли роман, вроде бы Москвин за второй вариант) А. С. Пушкина, посвящённый событиям Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва. Впервые был опубликован в 1836 году в журнале «Современник» без подписи автора. При этом глава о крестьянском бунте в деревне Гринёва осталась неопубликованной, что объяснялось цензурными соображениями.

Проблемы и персонажи

К нравственным проблемам романа можно отнести проблему жестокости и милосердия, проблему чести и долга и другие проблемы. Для изучения проблемы жестокости и милосердия особенно важны образы Пугачева и его сподвижников – Хлопуши и Белобородова, а также образ императрицы Екатерины II.

Проблема чести и долга раскрывается главным образом через противопоставление таких персонажей, как Гринев и Швабрин. Важна здесь также фигура отца Гринева. Кроме того, разные грани этой проблемы осмысляются при изображении капитана Миронова, Василисы Егоровны, Маши Мироновой, Ивана Зурина, других персонажей.

Изображая Екатерину II, Пушкин утверждает идеалы милосердия. Не случайно прощение императрицей Гринева рассматривалось как скрытое обращение писателя к Николаю I с просьбой помиловать друзей-декабристов. Таким образом, в романе и жестокий разбойник, и властная императрица оказываются способны к милосердию. Кроме того, в образах Гринева и Маши писатель стремился запечатлеть идеал самоотверженной любви и служения ближнему: сначала Гринев выручает Машу из беды, потом Маша спасает своего жениха от царского гнева.

Нравственный потенциал и его раскрытие в жизни Гринева

Жизнеописание Гринева является основой хроникального сюжета романа. Формирование личности молодого дворянина – это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Сначала они ничем не отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека.

Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Мемуарист иронически смотрит на свое детство и семейное воспитание, представляя себя недалеким Митрофанушкой, самонадеянным дворянским недорослем.Самоирония – это взгляд опытного человека, который понял, что семья не смогла дать ему главного: знания жизни и людей. Наставлением сурового отца, полученным перед отъездом, и ограничился его жизненный опыт.

Нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью.

Но самое главное нравственное испытание оказалось впереди. В Оренбурге, получив письмо Маши, Гринев должен был сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осажденном городе – долг чести требовал откликнуться на отчаянный призыв Маши: «вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную». Гринев-человек победил Гринева-солдата,присягнувшего императрице, – он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользоваться помощью Пугачева.

Честь Гринев понимает как человеческое достоинство, сплав совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте. Такое же «человеческое измерение» чести и долга мы видим у его отца, который, узнав о мнимой измене сына, говорит о пращуре, умершем за то, что «почитал святынею своей совести». Стремлением не запятнать честь Маши был продиктован отказ Гринева назвать ее во время следствия (сама «мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев» показалась ему «ужасной»). Из всех испытаний Гринев вышел с честью, сохранив в себе достоинство человека.

Честь стала в романе Пушкина мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева («моя искренность поразила Пугачева», – замечает мемуарист).

Самый главный человек, в чьей судьбе сосредоточена суть проблематики времени — не Екатерина II, а Пугачев. Судьба России — в этой фигуре. Пушкин включает в произведение историю заячьего тулупа. До лета 32 года он не мог найти деталь, которая соединила бы судьбы Пугачева и дворянина. В Казани узнал историю попа, кот давал Пугачеву милостыню, а когда он стал Петром 3, то приблизил его к себе. Пушкина заинтересовала важная деталь — благодарность. К заячьему тулупу ведет аккуратно и тщательно. Гринев проиграл в Симбирске приличные деньги, Гринев заставил слугу заплатить, след момент — Гринев нравственный мальчик и переживает. Видя Савельича страдающим, Гринев дает ему обещание не тратить копейки без его разрешения. Если бы Гринев заплатил, они были бы квиты, но Савельич не дает, тогда дает тулуп, и Савельич застонал.

Пугачев увидел благодарность, оказанное добро, всякое такое событие первое в жизни, это первое добро, которое ему оказано — заячий тулуп, и он не может это забыть. Пушкин являет добро в жизни Пугачева. Оказывается, Пушкин связывает Пугачева и Гринева этим событием, его значением.

И Пугачев помогает Гриневу раз за разом. Пугачев три раза обращается к Гриневу во время пирушки: 1 — думал ли ты, что человек, которого ты спас был самый государь. Пугачев совмещает прошлое и настоящие. Тулуп был подарен ему как государю. Гринев ему нужен потому, что он не может отказаться от того, что было в его душе, ему нужно было, чтобы Гринев согласился , что сделал подарок не бродяге, а государю. Не получается. 2 — предлагает Гриневу преступный сговор – служить при нем, при котором добро не будет иметь значения, 2 преступника договорятся — Гринев говорит нет. 3 — тогда не служи против меня. 3 попытки для того, чтобы найти способ не отказаться от этого добра, сделанного Пугачевым, чтобы примирить Петра 3 с Пугачевым. Самое интересное в этой ситуации то, что с ним не может произойти душевная метаморфоза, если мы принимаем чье-то имя, судьбу, Пугачеву надо стать Петром 3, а этот мальчик ему не дает. 3-е-кратное отречение Петра, упоминает имя Петра 3 раза, героический миф — мифологема литературная. В ГНВ — в Тамани то же самое.

Когда Пугачев Гринева отпускает, дарит коня и овчинный тулуп, ещё слуга говорит, что государь пожаловал тебе полтину, но по дороге растерял. Пугачев платит и платит, но расплатиться не может. Полтина на водку не доходит до Гринева. Именно заплатить можно, но заплатить за благодарность нельзя. Все это происходит в душе Пугачева — результат 2-й встречи — не смог стать Петром 3. Не произошло мистическая метаморфоза.

При третьей встрече Пугачев должен выбрать сторону — капрал Белобородов и Лапуш — ситуация выбора. В выборе между человечностью и расчетом Пугачев – за первое, за Гринева. Он выдержал испытание — не расправился с Гриневым, сделал правильный выбор — освободил Машу. И это – душевная история Пугачева. На казни Пугачев узнал Гринева в толпе и кивнул головой — странная ситуация, если рассматривать это как приветствие. Этот жест означает что-то другое. Что? В какой-то момент нашей жизни мы являемся перед богом. Через минуту голова была отрублена —и этот кивок значит кивок благодарности за спасенную душу. Пугачев явится перед богом преступником и злодеем, но человеком, который не отрекся от себя именно благодаря Гриневу. Если бы он казнил Гринева, уничтожил то добро, которое ему сделали, когда он был Пугачевым, тогда он бы отрекся от себя. Гринев не дал ему это сделать.

Историзм Пушкина — нравственный историзм — сумел объединить историзм как таковой и нравственность в истории Маши. Соединение Маши и Дубровского — конец конфликта, а соединение Маши и Гринева — именно это объединяет нацию, и история выписана по типу народной сказки — влюбленные преодолевают препятствия, новое — философское основание истории. Они явл участниками конфликта по типу треугольника. Маша и Швабрин — литературные герои, с др стороны — образы выполняют символическую философскую роль. Маша выступает как воплощение нравственной высоты и чистоты, если ещё глубже её образ воплощение добра, она — символ добра. Швабрин не сказал ни одного честного слова, не совершил ни одного честного поступка — ложь, агрессия, зло, в нем ничего не бурлит. Швабрин в философском смысле символизирует зло. Всякое зло, происходящее с нами неизбежно обращается в добро, поэтому Пушкин рассуждает дальше — человек, несущий в себе эту идею, что необходимо этому человеку, если зло имеет временный статус — разыгрывается история Швабрина, Гринева, Маши.

Сочинение 2

Вечные проблемы потому так и называются, что они актуальны в любую историческую эпоху, не теряют своей остроты и по сей день. В основном, это проблемы связанные с моральным выбором человека: что считать «добром», то есть хорошим, правильным, достойным, а что – «злом» — плохим, ошибочным, позорным. В наши дни, как и многие века назад, каждому мыслящему человеку приходится задавать самому себе этот вопрос и отвечать на него. Именно поэтому проблемы, описываемые А. С. Пушкиным в романе «Капитанская дочка» воспринимаются как современные и мы сопереживаем героям, понимаем их чувства и эмоции.

Среди затрагиваемых в романе вопросов, актуальных не только для того времени, когда происходили описываемые события (конца XVIII в.), можно выделить следующие: проблемы чести, совести, долга, любви, воспитания, насилия над личностью, взаимоотношений родителей и детей, власти и общества, патриотизма, социального неравенства, войны и мира.

Особенно ярко нравственные качества людей проявляются в экстремальной ситуации, когда проблема морального выбора обостряется угрозой для здоровья или жизни. В романе подобная ситуация происходит во время бунта: капитан Миронов и его жена предпочли умереть, но не сдаться бунтарям, а Гринев, как и многие другие обитатели Белогорской крепости, за отказ присягать Пугачеву мог поплатиться своей жизнью, но, к счастью, был помилован.

Проблемы воспитания, родителей и детей проявляются в отношениях между Гриневым и его отцом: автор описывает существующее между ними непонимание, но, тем не менее, без заложенных родителями основ нравственности, Гринев вряд ли стал бы целостной личностью с сильным характером, способной на героизм и самопожертвование. Именно от отца перед отъездом на службу Гринев получает завет, которому старается следовать: «Береги платье снову, а честь – смолоду».

Народный бунт, описанный А. С. Пушкиным, представляет собой самый радикальный – военный вариант решения проблемы социального неравенства, в условиях крайнего обострения взаимоотношений власти и общества.

Я думаю, что роман «Капитанская дочка» ещё долго не утратит своей актуальности, и будущие поколения будут находить в нём созвучные им проблемы, будут сопереживать героям.

Сочинение 3

Основной нравственный вопрос повести «Капитанская дочка» поднимается как отцом главного героя, так и самим А.С. Пушкиным в эпиграфе: «Береги честь смолоду». И не запятнай её в ходе выпавших тебе на долю испытаний. Петруша Гринёв, несмотря на все свои совершённые ошибки, пытается следовать этому совету.

Именно он вступается за честь девушки, оскорбляемой его соперником Швабриным. Он в минуту смертельной опасности не переходит на сторону бунтовщиков-крестьян, ибо присягал государыне-императрице. Напомним, что в те времена служба государю и служба Отечеству были равнозначными понятиями. И даже когда вынужден прибегнуть к помощи Емельяна Пугачёва, он не кривит душой. И в ответ на старую калмыцкую сказку заявляет, что жить разбоем, как бунтовщики, означает для него «клевать мертвечину». Следовать законам чести Гринёву удаётся легко: помогает его моральная чистота и доброта.

Чтобы оттенить её А.С. Пушкин вводит в роман антагониста Петруши – Швабрина. Для последнего хороши абсолютно все средства достижения цели. Например, подло проткнуть шпагой зазевавшегося соперника. Прибегнуть к довольно низкой клевете, в лучшем случае сочиняя сплетни, а в худшем – прямо обвиняя в государственной измене. Перейти к насилию, вынуждая девушку дать согласие на брак. Примкнуть к бунтовщикам с единственной целью – спасти свою жизнь.

Безусловно, умом Швабрина можно понять: он просто ищет свою выгоду. Однако его безнравственность не может не отталкивать. Поэтому симпатии читателя на стороне менее практичного, но более честного Гринёва.

Мы подготовили для Вас несколько сочинений о главных героях из произведения — Капитанская дочка. Используйте наши примеры для написания сочинения по литературе на отлично!

Сочинение 1

Основными персонажами произведения являются Маша Миронова, дочь военного, служащего в чине капитана, Петр Гринев, молодой дворянин, и Емельян Пугачев, предводитель народного восстания.

Маша Миронова

Марья Ивановна Миронова представляется писателем в образе восемнадцатилетней девушки, происходящей из бедной дворянской семьи. Внешне девушка описывается в качестве круглолицей, румяной, светло-русой девицы, обладающей ангельским голосом, одевающейся в простые, но милые наряды. Характерными чертами Маши Мироновой является ее исключительная доброта, нежность, скромность, естественность, великодушие, а также верность и преданность. При этом девушка проявляет себя как осторожный и иногда трусливый человек.

Петр Гринев

Главного героя, Петра Гринева, писатель изображает в качестве молодого человека, являющегося сыном богатого помещика, получившего домашнее воспитание. Юноша имеет хорошее образование, зная французский язык, умея фехтовать, сочиняя стихотворные произведения, поскольку в душе является неисправимым романтиком. В шестнадцатилетнем возрасте Гринев попадает в звании прапорщика на воинскую службу, где проявляет себя в виде доброго, отзывчивого, честного, чувствительного офицера, которому не чужды совестливость, жалость, великодушие, искренность, благодарность по отношению к окружающим, при этом в характере Петра присутствуют самовлюбленность, честолюбие и упрямство. Во время своей службы под руководством капитана Миронова у Гринева вспыхивает роман с капитанской дочкой Машей, который в финале повести заканчивается свадьбой главных героев.

Емельян Пугачев

Одним из ключевых героев повести описывается Емельян Пугачев, представленный в образе донского сорокалетнего казака, среднего роста, худого и широкоплечевого, с большой черной бородой и сверкающими глазами, поднявшего крестьянский бунт, закончившийся кровопролитием и казнью его предводителя. Пугачев характеризуется в произведении в виде самовлюбленного малограмотного разбойника, отличающегося жестокостью, суровым нравом и грубостью, любящим обильно поесть, выпить и принять банные процедуры.

Алексей Швабрин

Второстепенным героем повести представлен Швабрин, изображенный в качестве сослуживца Гринева, состоятельного дворянина, отличающегося невысоким ростом, смуглым некрасивым лицом. Швабрин обладает остроумием, сообразительностью, смекалкой, но при этом является клеветником, выдумщиком, лживым мерзавцем, проявляющим жестокость, подлость, гнусность и злость, предав во время пугачевского бунта русские войска и перейдя на сторону восставших. В итоге Швабрин оказывается арестованным в связи с изменой родине.

Слуга Савельич

В образе слуги Петра Гринева описывается слуга Савельич, также являющийся второстепенным персонажем, представленный в качестве пожилого доброго крепостного крестьянина, отличающегося преданностью и верностью хозяину, хозяйственностью, недоверчивостью и ворчливостью.

Родители Маши

В качестве второстепенных героев представлены отец Маши, комендант крепости, служащий в звании капитана, и его жена, мать героини, Василиса Егоровна, обедневшие дворяне. Иван Кузмич характеризуется в качестве доброго, честного, правдивого, бесхитростного офицера, любящего выпить, но проявляющего черты плохого руководителя. Капитаном Мироновым управляет его супруга, старая, умная, гостеприимная женщина, капитанша Василиса Егоровна, любящая своих близких. С началом пугачевского восстания капитан Миронов не соглашается давать присягу предводителю бунта, за что оказывается повешенным.

Зурин

Кроме перечисленных, в повести появляются офицер Зурин, старинный приятель Петра Гринева, являющийся честным военным, Иван Игнатьич, пожилой одинокий поручик, дружащий с семейством Мироновых, учитель маленького Петра французского происхождения Бопре, дававший Петруше уроки фехтования, императрица Екатерина, которая по просьбе Маши дает помилование главному герою, а также родители Петра Гринева Андрей Петрович и Авдотья Васильевна, порядочные и добрые люди, старинный друг Андрея Петровича генерал Андрей Карлович, умнейший немец, предпочитающий экономичность и порядок во всем.

Сочинение 2

Петр Гринев

В произведении читатель наблюдает очень интересную картину, связанную с главным героем. На первых страницах предстает молодой Петя, который отличается добродушием и милосердием. Он не имеет высшего образования, простой парнишка. Далее, мы видим изменение главного героя. После того, как Петя встречается с Машей, его жизнь меняется коренным образом. В Петре начинают открываться новые качества, теперь он не мальчик, а мужчина. Он смелый, уверенный, отважный и честный. Петр Андреевич – человек, способный держать данное слово. Этот герой восхищает читателя.

Марья Миронова

Дочь Ивана Миронова, начальника крепости. Читатель знакомится с молодой Машей, его всего восемнадцать лет. У Маши очень хорошие родители. Однако, у Марии была тяжелая судьба. Ее родителей казнили, Гринев тоже находился в тяжелом положении. Девушка осталась совсем одна со всеми трудностями. Мало того, в стране было очень тяжело положение: бунты, восстания и массовые смерти. В этот момент девушка проявляет сильные стороны своего характера. Маша – отважная, смелая и самоотверженная девушка. Она пыталась спасти Петра. Для этого Мария отправляется к императрице, чтобы вымолить прощение для Гринева. Это очень опасный и смелый шаг.

Емельян Пугачев

Примечательно, что Емельян Пугачев в глазах государства – бунтарь и преступник. Поэтому в истории его можно увидеть только с негативной стороны. Автор же пытался выявить в герое положительные черты. Он не настолько плох, как его описывают в учебниках. Александр Сергеевич показывает, что смелый, мужественный и честный человек. Он помнит какое добро ему сделали и не отвечает за это злом. Однако, Пушкин не идеализирует образ героя.

Савельич

Савельич – пожилой человек, который отличается человечностью и добродушием. Он самоотверженный старик, который рискует собственной жизнью ради Гринева. Он верен своим товарищам и сослуживцам. Герой имеет большое сердце, однако, смерти он не боится. Это отважный и смелый человек. Благодаря его действиям все избежали казни.

Алексей Швабрин

Примечательно, что образ героя меняется на протяжении произведения. Сначала можно подумать, что он ничем не отличается от Петра. Однако, дело в том, что еще не было серьезных испытаний. Когда они пришли, открылось истинное лицо Алексея. Ради достижения своих целей Швабрин готов идти по головам, лгать и хитрить. Подлость для него не преступление. Герой отличается отборным высокомерием и злостью. Присяга для него ничего не значит. Он легко отрекается от своего государства и уходит к Пугачеву.

Екатерина Вторая

Читатель знакомится с простой женщиной. В первых главах сложно признать в ней владычицу. Однако, позже, когда государство оказывается в опасности, императрица преображается. Это смелая, непреклонная и уверенная правительница. Также она отличается милосердием. В конечном итоге, Гринев был помилован.

Сочинение 3

Главные события знаменитой повести разворачиваются во времена крестьянского восстания Пугачёва. Перед читателем проходит череда интересных событий. В центре внимания герои, вымышленные и реальные. Анализируя их характеры и поступки, Пушкин каждому из них даёт очень чёткую и точную характеристику. Главную идею произведения определяет фраза – береги честь смолоду! Описывая характеры своих героев, а так же их действия в непростых ситуациях, автор раскрывает смысл понятий: честь, долг, клятва, мужество, благородство и другие.

Одним из главных героев является молодой офицер Пётр Гринёв. Из легкомысленного барчука, пройдя испытания, он превращается в сильного и мужественного человека. Соединив в своём характере доброту матери, прямоту и честность отца, Гринёв во всех своих поступках благороден и честен. Пример тому, его первая встреча с ротмистром Зуриным, когда неопытный Петруша проиграл сто рублей. Он, несмотря на ворчание Савельича, расплачивается за проигрыш, так как знает, что честь дороже денег. Щедрость и доброту он проявляет к крестьянину, который показал ему дорогу во время бурана. Тогда Гринёв и не думал, что это сам Пугачёв. В знак благодарности Пётр дарит ему заячий тулуп. Позднее судьба сведёт Гринёва и с ротмистром, и с Пугачёвым. И они отплатят ему добром.

В крепости, куда Пётр прибывает на службу, он знакомится с капитаном Мироновым, его женой и дочерью Машей, а так же с поручиком Швабриным. Этот персонаж является полной противоположностью Гринёву. Пушкин изображает его с явной антипатией. Хотя и придаёт ему некоторые положительные черты (умён, образован, интересный собеседник), но все поступки Швабрина характеризуют его как лицемерного, хитрого и подлого человека. Особенно это проявилось во время дуэли с Гринёвым. Он оклеветал Машу, написал лживое письмо отцу Петра. Во время захвата крепости восставшими переходит на сторону бунтовщиков, забыв про офицерскую честь.

Гринёв наоборот, выполняя наказ отца, остался верен присяге. Он готов умереть, но не опозорить мундир. В конце повести каждый герой получил своё. Пётр был оправдан, Швабрин приговорён к смертной казни.

Ещё одной главной героиней повести является Маша, дочь капитана Миронова. Пушкин с теплотой и симпатией создаёт её образ. В начале повести Маша предстаёт перед читателем как скромная, застенчивая и послушная девушка. Но по мере развития событий, она превращается в смелого и решительного человека. Ради своего любимого она не боится ехать к императрице, и в итоге добивается оправдательного приговора Гринёву. И как награда за ум и доброе сердце, в доме Маши и Петра лежит письмо Екатерины.

Через характеристики героев, анализ их поступков, Пушкин доносит до читателя главную мысль повести – только тот человек достоин счастья, который на протяжении всей жизни сбережёт честь, будет верен долгу и своей любви.

Сочинение 4

Главный герой «Капитанской дочки» — Пётр Андреевич Гринёв. Честный, порядочный, до конца верный своему долгу молодой человек. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. Накануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: “Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении”. Также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: “Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен”. Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельичем).

Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, “оробелый гарнизон не двигается с места”. Он возвращается за отставшим Савельичем.

Эти поступки также характеризуют Гринева, как человека, способного любить. Гринев не злопамятен, он искренне мирится со Швабриным. Ему не свойственно злорадство. Уезжая из Белогорской крепости, с освобожденной по приказу Пугачева Машей, он видит Швабрина и отворачивается, не желая “торжествовать над униженным врагом

Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро умением быть благодарным. Отдает Пугачеву свой тулуп, благодарит за спасение Маши.

Пугачев Емельян Иванович – вождь антидворянского восстания, называющий себя “великим государем” Петром III. Пугачев один из главных героев повести Пушкина «Капитанская дочка», захватчик крепости, в которой находятся главные герои повести. Этот образ в романе многогранен: Пугачев и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.

Образ Пугачева дан в романе глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя. При первой встрече Гринева с Пугачевым внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.

Вторая встреча с Пугачевым, в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что Пугачев играет, изображая “настоящего государя”. Он, с царской руки, “казнит так казнит, милует так милует”.

И только во время третьей встречи с Гриневым Пугачева раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. Пугачев поет свою любимую песню (“Не шуми, мати зеленая дубровушка”) и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. Пугачев понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: “А разве нет удачи удалому?” Но надежды Пугачева не оправдываются. Его арестовывают и казнят: “и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу”.

Пугачев неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти Пугачева, что и происходит в финале романа.

Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в романе. Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за “смертоубийство” (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости). Швабрин очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева, был даже связан с В. К. Тредиаковским.

Швабрин ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: “знаю по опыту ее нрав и обычай”, отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.). Все это говорит о духовном бесчестии героя. Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Швабрин наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Затем читатель подозревает Швабрина в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Швабрина к измене. Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, Швабрин пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать Швабрина, тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором. В конце романа, попав в плен к правительственным войскам, Швабрин доносит на Гринева. Он утверждает, тот тоже перешел на сторону Пугачева. Таким образом, в своей подлости этот герой доходит до конца.

Мария Ивановна Миронова – главный женский персонаж повести, та самая капитанская дочка, из-за которой повесть носит такое название. Маша — это девушка лет восемнадцати, миловидная, скромная, способная горячо и преданно любить.

Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в романе приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого Гринева, Маша как равная с равной беседует с неузнанной ею императрицей и даже противоречит ей. В итоге героиня одерживает победу, вызволяя Гринева из тюрьмы. Таким образом, капитанская дочка Маша Миронова является носительницей лучших черт русского национального характера.

Иван Кузмич Миронов — капитан крепости, в которой разворачиваются события повести Пушкина «Капитанская дочка». Это второстепенный персонаж, отец главной героини. По сюжету его крепость захватывают бунтовщики под предводительством Пугачева. Капитан Миронов – комендант Белогорской крепости, добрый, честный, глубоко порядочный человек, верный служака, не нарушивший присягу даже перед лицом смерти.

Василиса Егоровна – жена капитана Миронова, добрая, хозяйственная, горячо любящая мужа и дочь. Женщина, которая в курс всех событий в крепости.

Андрей Петрович Гринёв – отец Петруши, в молодости служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором. Для своего единственного сына не ищет лёгких путей, поэтому отправляет его на службу не в Петербург, где расквартирован полк, к которому Петруша был приписан, а в глубинку, в армию, в Белогорскую крепость.

Авдотья Васильевна Гринёва – мать Петруши, женина, родившая 9 детей, 8 из которых умерли во младенчестве, так что Петруша оказался единственным сыном четы Гринёвых.

Бопре – гувернёр Петруши, который во Франции был парикмахером.

Савельич – дядька Петруши, то есть крепостной Гринёвых, который воспитывал Петрушу, следил за ребёнком, пока тот подрастал. отправлен вместе с Петром в крепость. Благодаря Савельичу Пётр Гринёв не был казнён Пугачёвым.

Иван Иванович Зурин – ротмистр, обыгравший Петрушу в Симбирске. В конце повести будет способствовать поимке беглого Швабрина.

Adblock
detector