Меню

Как муравьишка домой спешил слушать аудио сказку бесплатно

Впервые Читу посетила режиссёр кукольных представлений из Санкт-Петербурга — Наталья Слащева. В забайкальском государственном театре кукол «Тридевятое царство» началась работа над новой постановкой по мотивам сказки Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил». О спектакле, своём творческом пути и планах на будущее режиссёр Наталья Слащева поделилась с нашим корреспондентом Ириной Муфтахутдиновой.

Наталья Слащева — актриса и режиссёр. В 2011 году окончила Белорусскую академию искусств по специальности «Режиссёр театра кукол». Как актриса она принимала участие в спектаклях Большого театра кукол в Санкт-Петербурге, Могилевском областном театре кукол и других. Режиссёрский багаж Натальи разнообразен. В прошлом сезоне она ставила спектакль «Без идиота», которому были присвоены номинации «Золотой софит», «Лучшая роль» и «Сценография». Кроме того, в Новосибирске прошёл спектакль «Муму», покоривший сердца зрителей, — рассказывает гостья из Санкт-Петербурга.

Наталья Слащева, актриса, режиссёр кукольных представлений: «Получился не смурным, трагическим, печальным. Получился ярким, есть где посмеяться, есть где всплакнуть. Образы кукол очень метафоричные, Герасим 2,5 метра. Гигантский такой, как гора. Прачка Татьяна как ложечка такая маленькая, как младенец даже. Башмачник Капитон пьяница как ёршик для унитаза. В общем, делаем такой театр, который будоражит воображением и чувства. Чувствую с каждой постановкой всё больше и больше азарта к театру».

Яркие и красочные представления на сцене Наталья создаёт не одна. Художником постановок является Виктор Клочко, по совместительству муж Натальи. Как стало известно, творческая семья приехала в Забайкалье не только из-за работы над новым спектаклем. Есть и личные мотивы.

Наталья Слащева, актриса, режиссёр кукольных представлений: «Здесь жил мой отец до 16 лет, так что можно назвать Читу моей малой родиной. Я узнала об этом совсем недавно. Очень тёплый, солнечный город, невероятные сопки, любуюсь каждый вечер после репетиции. И радуюсь этой осени прекрасной».

Спектакль «Как муравьишка домой спешил» читинские зрители увидят в ноябре. Либретто: история начинается на ничем не примечательной остановке, где в ожидании автобуса сидят обычные жители города. Внезапно один из них начинает рассказывать историю из детства. Когда он был маленький, как муравьишка, он мечтал залезть на крону березы и увидеть звёзды. Дальнейшая история рассказывается от лица жуков.

Наталья Слащева, актриса, режиссёр кукольных представлений: «Спектакль «Как муравьишка домой спешил». Наверняка многим известна эта история, и я из своего детства прекрасно помню свою книжечку «накаляканую» карандашиками. Сегодня для меня эта история очень важна и трогательна. Сегодняшний день только сегодня и больше никогда, и у нас всегда есть какие-то мечты, какие-то не реализованные желания, как для муравьишки залезть на берёзу и увидеть мир большой-большой, а не только ползать где-то внизу. Нужно найти наше желание, реализовывать и не откладывать на завтра, послезавтра и на никогда в итоге. Мне кажется, что этот спектакль может быть очень вдохновляющим для зрителя. Как для маленького зрителя, так и для взрослого человека».

Спектакль поставлен в рамках нового направления кукольных представлений стоп-моушен. Со сцены своим зрителям расскажут историю из жизни сделанные вручную мультяшные насекомые: водомерка, жужелица, сенокосец, огромный майский жук, муравей и гусеница-листокрутка из гофры.

Наталья Слащева, актриса, режиссёр кукольных представлений: «В «Муравьишке» у нас куклы из металла. Из проволоки и консервных банок. Это такая ассоциация на дорожную тему, спектакль в жанре роуд-муви, путешествие муравья. Такая одиссея для детей. Эти персонажи, которые чуть ли не валяются на дороге, какого-то персонажа из мусорки достают. Это помогает нам большим сочувствием проникнуться к этим существам, потому что мы все такие. Мы валяемся на этой дороге жизни, иногда идём, иногда нас отбрасывает на обочину. Иногда приходится идти по встречке, иногда стоять в пробке. В общем, такими образами насыщен спектакль. И мне кажется, это любопытно».

Как говорит режиссёр театральных постановок, Забайкальская труппа — активная, включённая и интересная. Дружная команда во главе с Натальей провели тренинги техники рук, а также упражнения на партнёрство.

Наталья Слащева, актриса, режиссёр кукольных представлений: «Тренинги мои были очень простые. Я посмотрела на технику рук, кардинация пальцев. Мы сделали несколько упражнений. Конечно, у артистов прекрасные руки, у некоторых уже уставшие от времени. Это всегда боль кукольника, пальцы. Потому что часы за часами, годы за годами. Это всё сказывается потом. Кроме рук мы сделали упражнения на партнёрство. Потому что в спектакле будет задействовано двое мужчин. И актриса, которая будет исполнять роль бабушки муравья. Актриса более старшего возраста. Я делала парные тренинги, чтобы посмотреть дуэты. Мне было интересно, кто с кем рождает юмор, в хорошей сцепке, в таком лёгком пинг-понге. И достаточно быстро стало видно, у кого с кем есть контакт. Это единственное было важно для меня. Для того, чтобы сделать кастинг».

В планах у Натальи Слащевой работа с постановкой «Одиссея». Далее театры Ханты- Мансийска, Новосибирска и других городов.

КОНСПЕКТ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ТЕМА: «СКАЗОЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ»

Воспитатель

Виды организации совместной деятельности воспитателя и
воспитанников 5-6 лет:
познавательно-исследовательская,
игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей
сотрудничество, чувство взаимопомощи, культуру совместного взаимодействия.
Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений, желание и
готовность помочь им в сложных, проблемных ситуациях.

Образовательные задачи:
Познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы.
Формировать элементарные представления о плавучести предметов из разного
материала; о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы;
свойствах мыльного раствора; познавательные действия.

Развивающие задачи: Развивать у детей
познавательные интересы, любознательность, способность устанавливать причинно-следственные
связи, воображение. Стимулировать интеллектуальную, творческую и
коммуникативную активность.

Материалы и оборудование:

мольберт для демонстрации сказочных иллюстраций;

изображения сказочных героев: Кот в сапогах, Емеля, Карлсон,
Баба Яга: Буратино, Муравьишка из сказки В. Бианки «Как муравьишка спешил
домой», сестрица Аленушка и братец Иванушка, Мойдодыр.

тканевое полотно «Воздушный шар»;

«ларец» с материалами для проведения опытно-исследовательской
деятельности;

магниты; поддон с песком, мелкими металлическими предметами и
ключом;

таз с водой и образцы различных материалов – бумаги, ткани,
металла, дерева;

прозрачный сосуд («колодец») с небольшим количеством воды,
мелкие камешки;

сосуды с чистой и мыльной водой, трубочки для коктейля;

шоу-эффект «Мыльные пузыри».

Формы организации:

1. Введение в проблему.

Загадывание загадок о сказочных героях

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? На
мольберте спрятаны герои из разных сказок. Хотите отгадать хитрые загадки,
открыть картинки и узнать, герои из каких сказок на них изображены?

Забавный и в меру упитанный вид.

Проказы – его удовольствие.

Летит и кричит, летит и кричит:

«Спокойствие, только спокойствие! » Карлсон

Умён, изворотлив усатый дружок —

Хозяина сделал богатым.

Но жить он не может без красных сапог.

Ну что, угадали, ребята? Кот в сапогах

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. Емеля из р. н. с. «По щучьему велению»

В ступе летаю,

Следы заметаю.

Без чудес старушке

Скучно жить в избушке. Баба Яга

Воспитатель: Да, отгадки-то с секретом! Что
объединяет всех этих героев, что у них общего, кто догадался? (у всех героев
есть свое сказочное средство передвижения) .

2. Проблемно-игровая ситуация, мотивирующая к деятельности

«Полет к сказочным героям на воздушном шаре»

Воспитатель: Ребята, еще у четырех сказочных
героев возникли серьезные проблемы. Хотите побывать в сказках и помочь героям
решить их проблемы? На чем мы можем отправиться в сказки? (ответы детей).
Кто-нибудь летал на воздушном шаре? (ответы детей). Хотите отправиться в сказки
на воздушном шаре?

Предлагает детям подойти к полотну и взяться за петли.

Воспитатель: Как вы думаете, что нам нужно
сделать для того, чтобы шар взлетел?

Его необходимо надуть – вместе и дружно поднять руки вверх и
сказать: раз, два, три, воздушный шар, взлети!

Поднимают полотно вверх, затем собираются в середине под
полотном и приседают на корточки, имитируя приземление, находят ларец,
наполненный мелким бросовым материалом – магнитами, кусочками ткани, камнями,
соломенными трубочками и др. Около ларца обнаруживают стрелку (указатель пути).
Совместно принимают решение взять ларец (вдруг, пригодится) и отправляются по
указателю.

3. Встреча с Буратино

из сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Указатель приводит участников к Буратино (обнаруживают
иллюстрацию из сказки).

Воспитатель: Вы узнали этого героя? Кажется, у
Буратино и его друзей большие проблемы. Карабас-Барабас закрыл в своем сундуке
Пьеро и Мальвину, а ключ спрятал где-то на песчаном берегу. Три дня бедный
Буратино его искал, но так и не нашел, да еще и поранил руки о какой-то острый
предмет. Поможем отыскать ключ? Как его отыскать? У вас есть идеи? (подводит к
идее использования магнитов из ларца, которые обладают свойством притягивания
металлических предметов) .

Проводится опытно-исследовательская деятельность

«Свойство магнита. Поиски ключа Карабаса-Барабаса»

Участники подходят к песчаному берегу (поддону, наполненному
сухим песком, на дне которого спрятаны мелкие металлические предметы (скрепки,
пуговицы, гайки) и ключ.

С помощью магнитов дети находят металлический мусор и ключ от
сундука Карабаса-Барабаса, подтверждая свойство магнита притягивать
металлические предметы.

Участники продолжают путь по стрелке-указателю, попадают к
Муравьишке (обнаруживают иллюстрацию) .

4. Встреча с Муравьишкой

из сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Воспитатель: Ой, а это кто? (ответы детей).
Муравьишке нужно срочно изготовить плот, переправиться на нем через реку и
успеть домой до заката солнца. У Муравьишки есть лист бумаги, металлическая
пластина, кусочек ткани и кусок дерева. Поможем ему определить, из чего лучше
сделать плот, чтобы безопасно переправиться через реку? Как можно проверить?

Опытно-исследовательская деятельность

«Испытание предметов из разных материалов на плавучесть.

Что тонет, что не тонет? »

Материалы одновременно опускаются в воду. Дети наблюдают, что
тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. Делают выводы по
результатам. Дают совет Муравьишке сделать плот из дерева, потому что оно не
тонет.

Продолжают путь, приходят к сестрице Аленушке и братцу Иванушке.

5. Встреча с Сестрицей Аленушкой и братцем Иванушкой

из одноименной русской народной сказки

Воспитатель: Ребята, вам знакомы эти герои?
(ответы детей). Сестрица Аленушка очень встревожена. Братец Иванушка очень
хочет пить, в любой момент может напиться из копытца и превратиться в
Козленочка. На счастье, героям встретился в пути колодец, вот только вода в нем
находится на самом дне. Как вы думаете, как можно достать воду из колодца,
чтобы Иванушка напился незаколдованной воды? (варианты решения проблемы
детьми, воспитатель подводит детей к использованию камешков из ларца)
.

Опытно-исследовательская деятельность

«Как поднять воду со дна колодца»

Участники кладут камешки в «колодец» до тех пор, пока уровень
воды не дойдёт до краёв, делают вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают
воду.

Продолжают путь, приходят к Мойдодыру (находят иллюстрацию из
сказки) .

6. Встреча с Мойдодыром

из сказки К. Чуковского «Мойдодыр»

Воспитатель: Мойдодыр решил устроить банный
день, но заработался и совсем забыл, в каких ведрах мыльная вода для купания, а
в каких чистая вода для ополаскивания. Как можно помочь Мойдодыру? Может быть у
вас есть предложения?

Подводит к использованию соломинок из ларца .

Опытно-исследовательская деятельность

«Мыльные пузыри»

Дети опускают соломинку в воду и дуют в нее. В мыльной воде
образуется мыльная пена. Воспитатель объясняет результат: молекулы мыла и воды
соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному
раствору растягиваться в тонкий слой. Усилия выдыхаемого воздуха помогли
образоваться мыльной пене.

Воспитатель: Какие мы молодцы! Вот теперь Мойдодыр точно
запомнит, где какая вода (показывая на шапочки из пены) .

А еще взрослые придумали для развлечения детей специальный
аппарат, который производит мыльные пузыри, хотите увидеть его и испытать?

Участники рассматривают и запускают шоу-эффект «Мыльные пузыри»

7. Результат совместной деятельности

Участники подходят к мольберту, рассматривают изображения
сказочных героев: Буратино и его друзья, Муравьишка, добравшийся домой,
Сестрица Аленушка и Братец Иванушка, купание из сказки «Мойдодыр». Обсуждают
результаты.

Воспитатель: Ребята, а вам понравились сказочные приключения? С
вами было очень интересно, потому что вы активные, добрые и дружные. Примите в
подарок книгу, которая поможет продолжить сказочные приключения (вручает
книгу со сказками)
.

 Здравствуйте, друзья!

Сегодня хочу поговорить о важности работы с биологическим рисунком в обучении. Эту тему я затрагивала уже неоднократно блоге. Решила обобщить мысли по данному вопросу с точки зрения обучения биологии.

Когда мне было 4-5 лет, то в мои руки попали тетради по биологии моей тети Иры. И я старательно нарисовала в ее тетради очень похожую нервную систему плоского червя. Он был хорош, мой рисунок))) Биологически достоверен. Конечно, получила на орехи за рисовальную самодеятельность в неустановленном месте. Но страсть моя к рисованию биообъектов не угасла))) Я рисую. А работа с биологическим рисунком — важный предметный навык.

биологический-рисунок-магия-биологии-акварель-красно-серая-полевка

Иллюстрирование своей статьи в журнале «Юный натуралист»

Почему рисунок, а не фото?

Фотография позволяет быстро и точно запечатлеть все детали. И ключевым тут будет слово «ВСЕ». Рисунок позволяет выделить, сместить фокус на одну деталь или комплекс, отделяя важное, перемещая внимание на себя. В этом неоспоримое преимущество биологического рисунка. 

  • Рисунок — это предметный профессиональный навык биолога. 
  • Это развитие наблюдательности.
  • Это анализ, синтез, сравнение.
  • Это постановка вопросов, которые выводят на исследования.
  • Это пространственное мышление.
  • Это работа с особенностями нашего зрительного анализатора, понимание иллюзий и искажений, которые предоставляет нам живая оптическая система.
  • Это внимательность к мелочам, которые приводят к некоторым закономерностям.
  • Это независимость от капризов техники, невозможности зарядить аппарат в длительных экспедициях в природу.
  • Это способ осмысления и визуальной запоминания информации.

-магия-биологии-акварель-хлопчатник-арт-дневник-натуралиста

Многие люди думают, что они не умеют рисовать и очень стесняются этого. Но это заблуждение, поскольку рисунок — навык, это результат упорства и тренировки, а не какой-то мифический безусловный талант. Даже если получается не шедевр, но несет в себе информационный смысл, то эти закорючки становятся очень ценными. Это я пытаюсь донести и до своих учеников. 

Биологический конспект и зарисовки

На дистанте, я прошу конспектировать детей основные идеи, схемы, прошу делать зарисовки. Это позволяет подключать моторную память в процесс обучения. 

У кинестетиков руки при деле, опять же. 

Для аудиалов — я голосом объясняю тему в видео, они не очень любят писать конспекты, поэтому сокращают максимально, значит, оттачивают навык выделять главное. 

А для визуалов красивые конспекты — это и вовсе праздник. 

Кое-какие немногие странички детей сохраняю себе на память, как сорока-визуал.

-магия-биологии-конспекты-биологии


А схемами дети потом пользуются для подготовки к контрольным срезам. Я прошу их сохранять тетради до 11 класса, если вдруг внезапно захотят сдавать биологию.

Это подключает творчество к изучению тем. И мы не должны забывать, что наш мозг мыслит образами. на каждое слово в нашем мозге хранится картинка. Иногда очень неожиданная.

Биологический скрайбинг, комикс, кино и листовки

Один из самых действенных способов, дать выход навыку рисования — это биологический скрайбинг. Зарисовка в стиле «палка-палка-огуречик», как иллюстрация к объяснению, позволяет преодолеть страх карандаша. Если мы находимся очно в классе, то доска и мел с тряпкой, позволяющей убирать лишнее и несовершенное, вносит нотку своей уместности в режиме здесь и сейчас. 

-магия-биологии-кино-комикс-биологический

Зарисовки киноленты-комикса, в котором нужно рассказать о судьбе заболевших, поскольку они нарушали меры профилактики.

Листовка, в которой содержится социальный призыв или мини-история.

-магия-биологии-листовки-биология

Листовки, содержат призыв, критерии, стимулируют творчество.

Еще разрисовать помогают раскраски. Раскрашивание черно-белого рисунка, по зонам в различные цвета помогает незаметно втянуться в работу с биологическим рисунком.

-магия-биологии-раскраска-мозг-рисовальная шпаргалка

Раскраска биологическая, рисовальная шпаргалка

Постепенно ребята начинают активно пользоваться рисунком, преобразуя сложную информацию с помощью рисунков. Они перестают бояться рисовать.

магия-биологии-кино-комикс-биология

Биологическое рисование с натуры

Рисование с натуры — этот тип рисования я практикую на экскурсиях и на спецкурсах при изучении некоторых тем. 

На уроках биологии навык рисования с натуры востребован при работе с микроскопом.

магия-биологии-рисование- с-натуры-не-глядя

Рисование с натуры в технике «не глядя»

Отдельным навыком считается слепой анималистический рисунок. Когда смотришь на животное и рисуешь, не глядя. Мы практиковали такой подход в экобиоцентре. Лучше всего в этом жанре получаются змеи. 

Но если не привязываться к качеству, то через «рисунок не глядя», можно передать динамику, движение.

Масштабирование — рисунки в натуральную величину. Это волшебство, которое помогает представлять реальные размеры существ, или их частей.

магия-биологии-масштабирование-реальных-размеров

Масштабирование зуба мегалодона  в натуральную величину

Биологический реалистичный рисунок

Этим летом я добралась до рисования на акварельном ботаническом и зоологическом скетчинге. Работа с акварелью занимает время. Поэтому только на каникулах можно не спеша посвятить этому процессу себя. Во время учебного года у меня не получается регулярно рисовать. 

магия-биологии-акварель-бенгальский-тигр

Следующим летом я хочу продолжить совершенствоваться в этом жанре.

Рисунки я использую в качестве иллюстраций на уроке. Рисующий учитель — лучший пример для освоения навыка. За хорошей иллюстрацией стоят часы времени.

магия-биологии-акварель-бархатцы

Моя коллекция книг для вдохновения

Меня вдохновляют книги по ботанической и анималистической иллюстрации. 

Я обожаю рассматривать канонические иллюстрации ботанической живописи 17-19 века. Просто эстетическое наслаждение и идеал. В книге «Удивительные редкие создания. Как познавался мир» Дэвида Аттенборо, еще и о развитии рисунка в естествознании и бумажных музеях.

биологический рисунок-магия-биологии-книги

Книги Билли Шоуэлл «Ботанические портреты», «Акварельные портреты цветов», «Портреты фруктов и овощей» — своеобразные руководства, для выхода на следующий уровень.

Книги Анны Мэйсон «Волшебный мир Анны Мэйсон, рисуем природу акварелью, все секреты реалистичной живописи», «Основы ботанической живописи акварелью. Практические рекомендации и пошаговые описания».

«Ботаническая иллюстрация цветными карандашами. Пошаговое руководство» — Энн Свон. «Ботаническая иллюстрация» Венди Холендер. 

Все эти книги хороши, но это, прежде всего, художники, без биологического образования. Поэтому все очень красиво, композиция и достоверность, с точки зрения правильной живописи, но сам формат биологического исследовательского рисунка ускользает.

Если бы не ужасный антибиологический перевод, я бы могла назвать среди любимчиков «Искусство рисования животных» Тима Понда, но редакция сэкономила на научном редакторе и на биологических рисунках появились чудовищные переводы обывателя, который не отличает мотыльков от васильков. У муравья внезапно появляются кости скелета. Не надо так делать, уважаемая редакция.

биологический рисунок-магия-биологии-книги-Лоуз

Но настольной моей книгой в биологическом рисунке является «Дневник художника натуралиста» Джона Лоуза. Это чудесная вещь. Лоуз в себе воплотил и биолога, и художника, поэтому его рисунки исследовательские и смысловые, а не просто достоверно красивые. Хочется найти много времени, чтобы рисовать в режиме наблюдения, как Лоуз.

биологический рисунок-магия-биологии-книги-Лоуз-дневник

А на 8 марта я сделала себе подарок — альбом с зарисовками А. Н. Формозова «От Мурмана до Амура: путешествия художника-анималиста» с иллюстрациями автора, которые публикуются впервые. Это человек-легенда среди племени биологов. На его «Спутнике следопыта» выросло ни одно поколение. С удовольствием путешествую вместе Формозовым в 1927, 1929 году по северным берегам Мурмана и Амура. 

биологический рисунок-магия-биологии-книги-Формозов

Он рисовал по большей части цветными карандашами. У него не было хороших материалов, бумаги, красок и кистей, но все такое настоящее. Подмечены такие мелочи, которые не видны простому человеку, потому как он бы просто не смог их выделить и заметить. Формозов не был художником, он был самоучкой в рисунке, но он был биологом, поэтому зарисовки у него пронизаны духом исследовательского подхода. Я в восторге от этого альбома, хотя цена у него та еще, но не жалко. 

биологический рисунок-магия-биологии-книги-Формозов

Дневники Формозова подарили много материала для проблемных вопросов и изучения фактора в природе

Раньше я отдавала предпочтение цветным акварельным карандашам в поездках, однако акварельный скетчинг качнул выбор в сторону красок. Изучая работы Формозова, я снова вспоминаю о карандашах. На тонких скетч-листах для набросков можно было бы работать.

А потом еще вспоминается анималистическая работа в карандаше на одном из МК, где я рисовала белку, мне это не понравилась, как техника. Это очень долго и кропотливо. Пока я буду так шерстить одного зверька, я ничего не успею больше увидеть в природе. Акварелью быстрее работается. Интересно, если бы у Фомозова была браш-кисть и хорошего качества бумага, не выбрал бы он эту технику для своего рисунка?

Мои рассуждения подвели нас к главному выводу, что рисовать может каждый. И самоучкой можно добиться хороших результатов, была бы практика. А в биологическом рисунке важнее интересоваться биологией, и быть исследователем, задаваться вопросами, чем быть просто профессиональным художником. РИСУЙТЕ И ПРАКТИКУЙТЕ!

биологический рисунок-магия-акварель-филломедуза

Статьи блога вам в помощь:

1. МК КАК НАРИСОВАТЬ БОТАНИЧЕСКУЮ ИЛЛЮСТРАЦИЮ С ДЕТЬМИ И ФОТОЗАГАДКА ОТ ФЕЕЧКИ

Adblock
detector