Меню

Как называется сказка в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА?

     Сказка – эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел. Она отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле, рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов. Феномен сказки, ее очарование заключается в по-особому организованном повествовании, в использовании сказочных формул, символической образности.

Сказки бывают фольклорные (народные) и литературные (имеют конкретного автора). Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, тексты сказочного жанра строятся с помощью установленных традицией клише: «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…», «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

 Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности:
ϖ сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах; 
ϖ волшебные сказки;
ϖ легендарные сказки;
ϖ новеллистические (бытовые) сказки;
ϖ небылицы;
ϖ кумулятивные сказки;
ϖ докучные сказки.


В сказках о животных сюжеты занимают комическое повествование о проделках животных. Сказки о животных самые древние, в этот период человек еще обожествлял животных, черпал у них силы. Например, «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль». 
Волшебные сказки наиболее древние. Они сохранили остатки некоторых древнейших языческих представлений, например, веры в хозяев лесов, морей, гор, стихий (баба Яга, змей Горыныч, Морозко), культа предков (умерший отец дарит коня). В волшебных сказках всегда присутствуют образы героев – заступников за обездоленных, борцов за правду и справедливость. Это сказки: «По щучьему велению», «Сивка-бурка», «Летучий корабль». 
Легендарные сказки более поздние. Они возникли в середине ХIХ века. Их корни следует искать в мифах или религиозной литературе. Многие из легендарных сказок произошли в результате переложения (адаптации) былинных и эпических повествований. Это такие сказки как: «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Царевна-лягушка». 
В бытовых сказках  происходят чудесные события (в качестве главного героя действует человек). Герой бытовой сказки – представитель народной среды, борется за справедливость. Эти сказки повествует о ловких, умных и мудрых советчиках. Например, «Барин и мужик», «Дочь-семилетка», «Каша из топора», «Похороны козла».

Небылицы — это сказки, построенные на бессмыслице. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины («Вы послушайте, ребята…», «Богат Ермошка…»), былички, былины («Садко», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Никита Кожемяка»). 

Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена. Они отличаются богатством языка, зачастую тяготеют к рифме и ритму. Как правило, кумулятивные сказки рассказывали маленьким детям для того, чтобы они быстрее научились говорить – слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова или выражения. Это такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко».

Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.

Например: 
Жили-были два павлина,
Вот и сказки половина.
Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся.

Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. Это сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о большом таланте и мастерстве ее создателей. Пусть наши дети воспитываются на сказках, растут вместе с ними и становятся умными, добрыми, сильными, как сказочные богатыри.
Тысячи лет сказка накапливала духовный опыт русского народа. Оказывала влияние чудодейственной силы на человеческую душу. Воспитывала. Помогала становиться мудрее, осознавать главнейшие истины человеческой жизни, формировать основы нравственности,
 морали, по законам которой предстоит жить детям.

КАК ЧИТАТЬ СКАЗКУ?

       В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров — от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего.
Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.

Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время – когда ребенок и вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Можно прямо перед сном, когда есть время поразмыслить и поговорить. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание. Трудно переоценить чтение сказки ребёнку перед сном, создание близости и любви с родителями, особое состояние перехода ко сну с чувством тепла, спокойствия и некоторого волшебства.

Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а вы положительные эмоции. Недостаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять смысл сказки, пережить вместе с героями различные ситуации. Необходимо проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте, попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Не бойтесь читать одну и ту же сказку несколько раз. При повторном чтении ребенку становится яснее суть услышанного, в его воображении возникают более красочные образы персонажей.

Сказочные истории должны быть яркими, образными, но небольшими. 
Читая сказку, старайтесь много не говорить (это отвлекает). Пусть в паузах ребенок научится думать, осмысливать услышанную историю. 
Уважаемые родители, помните, что сказки — совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности – некая картотека жизненных ситуаций. Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали.
Читайте сказки ребенку каждый день.

СКАЗКИ, КОТОРЫЕ МЫ ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

         Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст — это возраст сказки.
На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии, которая открывает слушателю мир человеческих чувств, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. 
Благодаря сказке, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказки учат детей любить и уважать своих родителей. Из сказок дети также узнают, что сын, любящий своих родителей, никогда не оставит в беде свою Родину. Чувство сопричастности всему, что происходит на земле, патриотизм и героизм простого русского человека – все эти качества национального характера и нашли отражение в русских народных сказках.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно уве¬личивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказ¬ка освобождает его сознание от всего неважного, необяза¬тельного, концентрируя внимание на простых действиях ге¬роев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

К выбору сказок для детей нужно отнестись со всей серьезностью. Прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка – чтобы сказка была ему интересна и не напугала его. Также, выбирая сказку для ребенка, нужно учитывать особенности его характера и темперамента. 
Чтобы понять, подходит ли выбранная сказка для вашего ребенка, попробуйте первый раз прочитать ее сами – причем, постарайтесь посмотреть на сказку глазами ребенка. Если вас что-то смущает в сказке – лучше отложите ее до того времени, когда ребенок немного подрастет.
Сказки должны иметь достаточно понятный сюжет, описывать хорошо знакомых ребенку героев и содержать несложные слова и речевые обороты, быть поучительными для ребенка и заставлять его размышлять. 
Сказки должны подбираться с учетом того, насколько хорошо в них показаны чувства и переживания персонажей. С помощью сказки ребенок знакомится с чувственным миром людей, на примере сказочных персонажей наблюдает, как выстраиваются отношения в реальном мире.
Детей младшего дошкольного возраста необходимо знакомить с произведениями народного творчества.

Рекомендуем обратить внимание на следующие сказки:

«Репка» обр. К. Ушинского;

«Колобок» обр. К. Ушинского;

«Курочка ряба» обр. К. Ушинского;

«Козлята и волк» обр. К. Ушинского;
«Волк и козлята» обр. А. Толстого;

«Теремок» обр. М. Булатова;

«Теремок» обр. Е. Чарушина;

«Маша и медведь» обр. М. Булатова;

«Заюшкина избушка» обр. О. Капицы;

«Лиса и заяц» обр. В. Даля;

«Кот, петух и лиса» обр. М. Боголюбской;

«Гуси-лебеди» обр. М. Булатова;

«Снегурочка и лиса» обр. М. Булатова;

«Бычок – черный бочок, белые копытца» обр. М. Булатова;

«У страха глаза велики» обр. М. Серовой.

Данная работа содержит сведения о классификации, речевых и синтаксических особенностях русских народных сказках.

Скачать:

Вложение Размер
russkie_narodnye_skazki.doc 128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районная научно-практическая конференция

школьников «К вершинам знаний»

Секция «Общественно-гуманитарные науки»

Тема: «Русские народные сказки»

Выполнила Онипченко Анастасия, МКОУ Советская СОШ, 9 класс

Руководитель: Бреус Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы,

первой квалификационной категории

Контактный телефон: 39-283

1. История происхождения сказки. 5

2 . Русская народная сказка — сокровище народной мудрости. Определение русской народной сказки. 6

3.Особенности русских народных сказок. 6

4. Виды сказок, особенности каждого вида:……………………………………………..8

4.1. Волшебные сказки. 8

4.2. Кумулятивные сказки. . 9

4.3. Сказки о животных. 10

4.4. Новеллистическая сказка. . 11

4.6.Докучные сказки. 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 13

«…Русские песни, предания, пословицы, …наконец русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности».

Сказка — хранилище народной мудрости, черт национального характера, реалий быта минувших дней, общечеловеческих ценностей и идеалов.

Сказка оказывает влияние на формирование жизненного сценария, развитие этнического характера, который лежит в основе индивидуального. В сказку вкладывается народная жизненная и социальная философия, определяемая бытом и историей народа. Особенно важна именно народная сказка, передающаяся из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые многими людьми. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая неважные детали, что делает ее сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность («Сказка ложь, да в ней намек»).

Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость. А также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

в настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. Все крупные литературные произведения из числа изучаемых в школе можно найти в сокращенном или экранизированном варианте в сети Интернета. Это приводит к тому, что популярность сказки резко снижается. Исходя из этого, мы считаем, что русские народные сказки, — дошедшие до наших дней, потеряли свой первоначальный смысл.

Объект исследования: сказка.

Предмет исследования: русская народная сказка.

Из предмета исследования вытекает цель: изучить особенности русских народных сказок.

Цель обусловила постановку задач:

Выявить особенности русской народной сказки.

Изучить виды русских народных сказок.

Провести опрос среди школьников на тему: «Знание русских народных сказок»

Создать на основе сказки «Колобок» мультфильм.

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы:

я предполагаю, что изучение сказки помогает лучше понять историческое прошлое, культуру, традиции своего народа, воспитывает гордость и уважение к нашим предкам.

Методы исследования: теоретические, метод поиска и анализа.

Практическая значимость: данное исследование можно использовать на уроках литературы, во внеклассных мероприятиях.

Прикладные программы: текстовый редактор МS Word, редактор презентаций MS Power Point.

1.История происхождения сказок

Фольклорные сказки происходят из тотемических мифов первобытнообщинного общества (примитивных народов Северной Азии, Америки, Африки, Австралии и Океании). Первичные, архаичные сказки называют архаическими или мифологическими. Носители архаического фольклора сами выделяют их из мифологического повествования. Так, например, у чукчей выделяют две формы: пыныл и лымныл, у народности фон (Бенин) — хвенохо и хехо, у народности киривна (в Меланезии) — лилиу и кукванебу, и т. п. Эти две главные формы приблизительно соответствуют мифу и сказке. Различие между ними выражает оппозицию сакрального и профанного. Структурная разница не была обязательной между этими двумя формами, она могла вовсе не существовать. Очень часто один и тот же или сходный текст мог трактоваться одним племенем как настоящий миф, а другим — как сказочное повествование. Можно определить архаические сказки как нестрогие мифы, учитывая, что они включают мифологические представления.

Ф. Боас замечает, что архаическую сказку от мифа индейцев Северной Америки отличает лишь то, что культурный герой добывает блага для себя, а не для коллектива. Нестрогая достоверность архаичной сказки влечёт за собой преобладание эстетической функции над информативной (цель архаической сказки — развлечение).
Архаическая сказка не только воспринимает мифологические мотивы о змееборчестве; о женитьбе на «тотемном» животном, с целью заполучить для общины блага; путешествие героя в царство мёртвых; бегство детей от злого существа, восходящие к посвятительным обрядам; но и создаёт своего героя — обиженного сиротку. Появление этого героя вызвано изменением социальных представлений в первобытнообщинном обществе. Можно считать, что в первобытнообщинной сказке выражен «протест» против изменения положения вещей: рушится первобытнообщинное общество.

Сиротка — это младший брат, который остался обделенным старшими братьями, после смерти родителей. Сиротка — это падчерица, пасынок для женщины, которая взята замуж отцом из племени, раннее не участвовавшем в брачном обмене. «Семейная» тематика и интерес к личной судьбе появляется в архаической сказке. Однако образ сиротки, изначально восходит к обряду инициации, где проходящий обряд инициации должен перед испытанием выглядеть невзрачно. Пройдя испытание, через символическое пожирание чудовищем, посвящающийся преображался. Доминирование в архаической сказке мотива свадьбы — это результат, ради которого проходила инициация юношей и девушек в мифе.
В недрах архаической сказки, где действовали зооморфные культурные герои, вызревали многие фольклорные жанры, среди которых были волшебная сказка, сказка о животных. В корякском фольклоре Ворон путешествует по нескольким слоям Земли, спускаясь всё ниже и ниже (мотивы волшебной сказки). Для волшебной сказки стали продуктивны сюжеты с мифологическими мотивами, сюжеты «семейной» тематики и личной судьбы (обиженный сиротка получает более высокий социальный статус). Однако то, что стало продуктивным для волшебной сказки, не является продуктивным для сказки о животных. Для сказки о животных продуктивны сюжеты, в основе которых лежит соперничество двух персонажей, разрешаемое проделкой. Проделка в архаической сказке может быть одна, но может быть и цепочка проделок: кто-то затевает сделать что-то, тот делает, но потом, поняв что того обманули, делает ответную проделку. Соперничество двух животных, из-за которого одно, глупое, неудачно подражает другому, насмешки одного над другим — темы, постоянно звучащие в мифах о вражде, прочно входят в сказку о животных и практически формируют её.

2.Русская народная сказка — сокровище народной мудрости. Определение русской народной сказки.

Русская народная сказка — это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Русская сказка — один из самых популярных и любимых жанров фольклора. В ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова » бать», » рассказывать». Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые » сказки сказывают небывалые». Но ученые полагают, что в народе слово «сказка» употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

3. Особенности русских народных сказок.

Наиболее характерные особенности сказок – народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Образность — важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателя.

Что касается героев русских народных сказов, то один из самых любимых — Иван-царевич, Иван — дурак, Иван — крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Царевна или Синеглазка.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга. Баба Яга — один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает. Змей Горыныч — огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

Можно выделить некоторые синтаксические особенности русских народных сказок. Например, в русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец , а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли.

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: маленький, братец, петушок, солнышко. Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: -то, вот, что за, -ка, например («Вот чудо-то!», « Пойду-ка я направо», «Что за чудо!»).

Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил , подь вместо пойди .

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

4. Виды сказок. Особенности каждого вида.

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора ( сказочная проза ), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию, ( несказочная проза )

Фольклорная сказка имеет внутрижанровые разновидности. В науке о сказке существует

проблема классификации сказочных жанров.

Так Э. В. Померанцева подразделяет фольклорные сказки на сказки: о

животных; волшебные; авантюрно-новеллистические; бытовые.

В. Я. Пропп делит сказки на волшебные; кумулятивные; о животных,

растениях, неживой природе и предметах; бытовые или новеллистические; небылицы;

Рассмотрим виды сказок по В.Я. Проппу

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер, например, » Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка».( Сказка «Снегурочка».) «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь с царицей) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её. Развязка — это преодоление потери или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Волшебные сказки начинаются с присказки: «Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.»

Зачины : «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…» «В некотором царстве, в некотором государстве…В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»

Концовки: « Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!»

Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена. Они отличаются богатством языка, зачастую тяготеют к рифме и ритму. Как правило, кумулятивные сказки рассказывали маленьким детям, для того чтобы они быстрее научились говорить – слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова или выражения.

Композиция кумулятивных сказок независимо от форм исполнения чрезвычайно проста. Она слагается из трех частей: из экспозиции, из кумуляции(цепей) и из финала. Экспозиция чаще всего состоит из какого-нибудь незначительного события или очень обычной в жизни ситуации: дед сажает репку, баба печет колобок, разбивается яичко, мужик нацеливается в зайца и т. д. Такое начало не может быть названо завязкой, так как действие развивается не изнутри, а извне, большей частью совершенно случайно и неожиданно. В этой неожиданности — один из главных художественных эффектов таких сказок.

За экспозицией следует цепь (кумуляция). Способов соединения экспозиции с цепью чрезвычайно много. Приведем несколько примеров, не стремясь пока ни к какой систематизации. В упомянутой сказке о репке создание цепи вызвано тем, что репка сидит в земле очень крепко, ее невозможно вытащить, и зовут все новых и новых помощников. В сказке «Терем мухи» муха строит терем или поселяется в какой-нибудь брошенной рукавице или в мертвой голове и т. д. Но вот один за другим в нарастающем порядке величины являются звери и напрашиваются в избушку; сперва вошка, блошка, комар, затем лягушка, мышка, ящерица, далее — заяц, лисица и другие звери. Последним является медведь, который кончает дело тем, что садится на этот терем и всех раздавливает.

Пропп выделял сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок.

4.3.Сказки о животных.

Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой текст сказок.
Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни». В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , «Битый небитого везёт» , «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню).

4.4. Новеллистическая сказка.

Новеллистическая сказка имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но имеет качественное с нею различие. В сказке этого жанра, в отличие от волшебной, происходят воистину чудесные события (работник побеждает чёрта). В новеллистической сказке действует человек. Он из народной среды, он борется за справедливость с властью предержащей и добивается этого.

Это сказки, построенные на абсурде. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Это шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает, например: «гром по лесу прокатился: комар с дерева свалился или ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота.»

Сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Также многократно повторяющийся один и тот же фрагмент текста фигурирует в известном однообразном предложении «купить слона» (основная идея — чтобы собеседник ни говорил, ему в итоге предлагается купить слона).

Например, «Про царя»
Жил-был царь,
У царя был двор,
На дворе был кол,
На колу – мочало,
Его ветром качало.
Не начать ли сказочку сначала?

В ходе работы над проектом я прочитала много сказок и могу сказать, что для меня сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.

С помощью сказок многим из нас стало еще более понятно, почему взрослые за нас беспокоятся, почему пытаются вырастить нас вежливыми и отзывчивыми не только на просьбы старших, но и наших же сверстников. Они, взрослые, хотят научить нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве не научится, потом намучится. И сказки, написанные многие столетия назад, помогают всем нам понять это.

При изучении данной проблемы, я попыталась проверить знание содержания русских народных сказок учащимися нашей школы. Мной было проведена викторина среди учащихся 4-6 классов. Результаты викторины в приложении1,2.

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 3. Докучные сказки.

Перечень вопросов, рассматриваемых на
уроке:

  1. Докучные сказки
  2. Произведения прикладного искусства:
    гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

Тезаурус

Докучная сказка — малый жанр фольклора;
сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.

Иногда в конце сказки рассказчик задаёт
вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и
используется для очередного повтора сказочки.

Гжель — русский народный промысел, вид русской
народной росписи, также один из традиционных российских центров производства
керамики.

Хохлома — старинный русский народный промысел,
родившийся в XVII веке в селе Хохлома. Представляет собой декоративную роспись
деревянной посуды и мебели, выполненную в красных, зелёных, золотистых и черных
тонах.

Дымковская игрушка — один из русских народных
глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ
города Вятки

Богородская игрушка — русский народный
промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптур из мягких пород
дерева (липы, ольхи, осины)

Ключевые слова

Одним из малых жанров фольклора является
докучная сказка. Она имеет свои особенности. Название «докучная» произошло от
слова «докучать» — надоедать.

Кроме устного народного творчества на Руси с
давних пор развивалось декоративно-прикладное искусство, в котором находили
отражение народные обычаи, верования, изображались персонажи фольклора. Не
только в России, но и в других странах мира известны такие произведения
прикладного народного искусства, как богородская и дымковская игрушка, предметы
быта, расписанные мастерами Гжели и Хохломы.

Список литературы:

Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для
общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,
М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016. – 223 с.:ил. С.18-21

  1. Бойкина М. В., Виноградская Л.А.
    Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для
    учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение,
    2012. С. 20-21
  2. Аудиоприложение на электронном носителе к
    учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное
    чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013
  3. Об искусстве Гжели https://farfor-gzhel.ru/o_zavode/muzej_zavoda/istoriya_gzhelskogo_narodnogo_hudozhestvennogo_promysla/
  4. Об искусстве Хохломы http://goldenhohloma.com/2
  5. О дымковской игрушке http://dymkatoy.ru/

Об истории богородской игрушки http://bogorodskoe.ru/?page=home

На уроке мы узнаем, что такое
докучные сказки, познакомимся с некоторыми произведениями прикладного
искусства. Научимся отличать докучные сказки от других видов
сказок. Сможем называть особенности докучных сказок; различать
некоторые произведения прикладного искусства

Основное содержание урока

1. Перед нами сборник докучных сказок. Но
прежде чем мы послушаем и почитаем сами сказки, давайте разберемся, что же
означает само слово «докучные». Сейчас в русском языке слова «докучать»,
«докука» встречаются редко.

Слово «докука» означает надоедливая просьба,
«докучать – надоедать, мешать, настойчиво просить или требовать чего-либо.
Докучные сказки рассказывали детям и взрослым для развлечения, их можно назвать
«шуточными» сказками или «сказками-обманками». Иногда, если рассказчику
надоедали просьбой рассказать сказку, он вместо обычной сказки рассказывал
докучную, намекая, чтобы ему не докучали. Чаще всего докучная сказка
начинается, как и обычная, со слов «Жили-были», там могут действовать такие же
персонажи, как в сказках, но на этом сходство заканчивается. Вот пример
докучной сказки.

«Жил был царь у царя был двор на дворе был кол
на колу мочало не начать ли сначала?»

В отличие от привычных для вас сказок,
докучная сказка имеет неожиданную концовку или не заканчивается вообще.

«Еду-еду, вижу мост,

глядь — ворона сохнет,

взял ворону я за хвост,

положил ее под мост,

пусть ворона мокнет.

Еду-еду, вижу мост,

глядь — ворона мокнет, взял ворону я за хвост,
положил ее на мост, пусть ворона сохнет…» и так без конца…

Представьте себе, сидит сказочник, вокруг
слушатели собрались, сказку ждут.

Начинает сказочник: «Жили – были два гуся, тут
и сказка вся!»

То-то шуму бывает, недовольства! Неожиданно
закончилась сказка!

Ладно, говорит сказочник, другую сказку
расскажу: «В некотором царстве,

В некотором государстве

Жила-была ворона,

И вздумала она лететь

В тридевятое царство,

В тридесятое государство.

Полетела,

Летела, летела, летела –

Да села,

Сидела, сидела, сидела –

Да полетела;

Летела, летела, летела –

Да села;

Сидела, сидела, сидела, сидела –

Да полетела…» и так без конца сказка
продолжается, пока слушатели не разбегутся.

Иногда докучные сказки-шутки превращаются в
весёлую игру.

«— Купи слона!

— Зачем мне слон?

— Все спрашивают «зачем мне слон», а ты возьми
и купи слона.

— Отстань!

— Все говорят: «отстань», а ты купи слона…» И
так до бесконечности, пока не надоест.

Итак, докучная сказка это малый жанр
фольклора, состоящий из неограниченного числа одинаковых фрагментов или
неожиданно заканчивающийся. Такую сказку можно рассказывать бесконечно пока не
устанете вы или ваш слушатель. Докучную сказку можно сочинить самому, главное –
знать её особенности.

2. Сегодня мы совершим экскурсию по центрам
прикладного искусства России. Кроме устного народного творчества на Руси с
давних пор развивалось декоративно-прикладное искусство, в котором находили
отражение народные обычаи, верования, изображались персонажи фольклора. Не
только в России, но и в других странах мира известны такие произведения
прикладного народного искусства, как Богородская и дымковская игрушка, предметы
быта, расписанные мастерами Гжели и Хохломы. Гжель – родина русской керамики.

Слово Гжель имеет несколько значений. Первое –
название посёлка, расположенного в Раменском районе Московской области, в 60 км
от Москвы. Впоследствии так стали называть целый район, где с давних пор люди
занимались керамическим мастерством. Впервые Гжель упоминалась в 1328 году
московским князем Иваном Калитой. Затем, об отличном качестве гжельской глины
писал Михаил Васильевич Ломоносов. В 1724 году в Гжели открыли первый завод.

Второе значение слова Гжель – вид керамики, то
есть изделий из глины, расписанной по белому фону сине-голубыми узорами. Однако
так гжельская посуда выглядела не всегда. В начале 18 века в тех местах
производили майолику – глиняные изделия, расписанные по белому фону
разноцветными узорами. Сначала на изделие наносили жидкую эмаль. Затем мастер
наносил рисунок темным цветом и раскрашивал его фиолетовым, желтым, зеленым,
синим, коричневым. При обжиге краски сливались с эмалью, что придавало им
большую прочность. Позже появилась гжельская посуда в бело-синем цвете, которая
распространена в настоящее время. Кроме посуды в Гжели делают игрушки в виде
птиц и зверей, статуэтки, изображающие сценки русского быта.В настоящее время
на Гжельском фарфоровом заводе кроме традиционных изделий производят люстры,
часы, самовары и другие необычные изделия. Гжельскими изделиями можно любоваться
бесконечно, они создают радостное настроение, вносят в дом ощущение праздника.

Хохломская роспись.

Хохлома — старинный русский народный промысел,
который возник в Нижегородской области в 17 веке. В то время в деревнях
ремесленники производили деревянную расписную посуду, которую привозили на
ярмарку в село Хохлома. Отсюда и пошло название промысла. В настоящее время у
хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находится фабрика
«Хохломская роспись» и село Сёмино, Ковернинского района, где работает предприятие
«Хохломской художник». Как изготавливается хохломская посуда? Сначала мастер
бьет баклуши – грубые заготовки из древесины. Затем на токарном станке
вытачивается посуда. Заготовка особым образом обрабатывается и просушивается,
затем художник наносит на неё узор. Чаще всего роспись наносится на золотой,
черный или красный фон. Для создания рисунка используют красный, жёлтый,
оранжевый, немного зелёный и голубой цвета. Также в росписи всегда присутствует
золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и
земляники, цветы и ветки. Часто встречаются птицы, рыбы и звери. Благодаря
ярким краскам и затейливым узорам хохломские изделия напоминают сказочную
жар-птицу. Они вносят в дом ощущение солнечного света.

Богородская игрушка.

Богородская игрушка — русский народный
промысел, возникший в селе Богородское Сергиево-Посадского района Московской
области. С давних пор эти места славились вырезанными из мягкого дерева (липы,
ольхи, осины). игрушками и фигурками. Как же появлялась на свет игрушка?
Сначала высушенные стволы деревьев распиливали на чурки. Чурки раскалывали на
четыре части и из этих заготовок вырезали фигурки с помощью специальных
богородских ножей и напильников. Мастерами резьбы по дереву чаще всего были
мужчины. Богородская игрушка всегда радовала детей. Малыши забавлялись клюющими
курочками,

дети постарше разыгрывали целые спектакли с
скульптурными игрушками. Символом фабрики Богородской игрушки является игрушка
«Мужик и медведь». Именно медведя чаще всего изображали мастера. До сих пор во
многих российских семьях богородские игрушки передают из поколения в поколение.

Дымковская игрушка

Неподалёку от старинного города Вятки (ныне
Киров) за речкой, находилась слобода Дымково. С давних пор там создавали
необыкновенные глиняные игрушки -свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток
и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позже, кроме свистулек
мастера начали изготавливать скульптурные игрушки. Традиционные образы
дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Дымковская игрушка –
создание одного мастера – он и лепит, и обжигает, и раскрашивает. Создается
дымковская игрушка из красной глины. Сложные игрушки состоят из нескольких
частей, которые скрепляются между собой. Затем игрушку сушат, обжигают и покрывают
белой краской. На белом фоне рисуют разноцветные узоры. Традиционные цвета
дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый,
оранжевый. Белая и черная краска используется в небольших количествах. Хвосты
птиц, рога животных, некоторые детали одежды покрывали сусальным золотом.
Каждый цвет имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь;
зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

Орнаменты, которые на ней изображены — это
гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Дымковская игрушка –
символ радости, жизни, праздника. Она неизменно привлекает внимание и бережно
хранится во многих семьях.

Разбор типового тренировочного задания.

Установление соответствий между элементами
двух множеств

Текст вопроса: Соедините название народного
промысла с изделием.

Правильный ответ:

Разбор типового контрольного задания

Добавление подписей к изображениям

Текст вопроса

Подберите подписи к картинкам

1 вариант

Гжель

Хохлома

Дымка

2 вариант

Богородское

Хохлома

Дымка

Название файла с изображением к вопросу:

Изображения даны для примера

Ответ

1 вариант

Дымка

Гжель

Хохлома

2 вариант

Хохлома

Дымка

Богородское

Урок
10.
  Тема «Устное народное творчество»

Устное
народное творчество
— это словесное творчество народа,
передаваемое из уст в уста из поколения в поколение.

Фольклор
– устное народное творчество.

Потешка
— песенка, помогающая научить маленького ребенка понимать человеческую речь.

Прибаутка
— шутливое выражение, обычно имеющее рифмованную форму или поговорочный
характер и употребляемое для оживления речи, разговора.

Закличка
— песня, исполняемая хором детей и обращенная к силам природы.

Колыбельная
песня — песня, исполняемая при укачивании ребенка.

Сказка
— литературное повествовательное произведение с невероятным
сюжетом. 

Докучная
сказка
— малый жанр фольклора; сказка, в которой многократно
повторяется один и тот же фрагмент текста.

Волшебная
сказка
– это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в
которых участвуют нереальные персонажи.

Бытовые
сказки
 — это сказки в которых все действо происходят в обычных
жизненных условиях и ситуациях.

Сказки про животных —
древнейший вид сказок, героями которых выступают дикие звери: лиса,
волк, медведь, заяц и др.

Зачин
– это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет
во время и место описываемых событий.

Троекратный
повтор
— один из отличительных признаков волшебной сказки, когда
похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Концовка
– заключительная часть сказки.

Пословица
– краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Поговорка
— фразеологизм, отражающий какое-либо явление жизни, не являющийся
законченным высказыванием.

Загадка
– это малый жанр фольклора. В ней предмет описывается, но не называется.
Поэтому загадка всегда требует отгадки.

Считалка
— небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в
шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из
множества.

Ключевые
слова

Устное
народное творчество; большие и малые жанры фольклора; сказки; песни; загадки;
пословицы; поговорки; потешки; прибаутки; считалки.

Основное
содержание урока

Произведения
устного народного творчества(фольклор) есть у каждого народа. Это его живая
память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих
произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека,
представления о добре и зле. Сегодня мы продолжим разговор об устном народном
творчестве, о его различных жанрах. 

Народ
веками копил мудрость, которую передавал из поколения в поколение в виде
сказок, пословиц, загадок и других видов устного народного творчества. Они и
сейчас живут в нашем языке, помогают растить, учить и воспитывать детей,
радоваться и переживать неудачи. Народное искусство – достояние нашей культуры.
Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.

Одним
из жанров устного народного творчества является лирическая народная песня.
Лирические песни выражают чувства и настроение поющих. Каждая мама поет своему
ребенку колыбельные песни. В старину часто использовались специальные
песенки-заклички. Помните?

Дождик,
дождик, веселей

Капай,
капай, не жалей!

Только
нас не замочи!

Зря
в окошко не стучи —

Брызни
в поле пуще:

Станет
травка гуще!

Дождик,
дождик, пуще,

Будет
травка гуще.

Дождик,
дождик, посильней,

Огород
ты наш полей!

Народная
песня
– летопись жизни русского народа. Видов народной песни много,
потому что песня сопровождала людей на протяжении всей жизни.

Отгадайте
загадку.

В
ней всегда конец хороший,

Добрый
молодец пригожий, 

Бабка
Ёжка у окна… 

Догадайтесь,
кто она?

Что
вы знаете о народной сказке? Народная сказка — это история или небылица,
которую сочинили люди. Такое повествование не имеет конкретного автора.
Народная сказка, как и любая другая, включает в себя присказку, зачин, завязку,
развитие сюжета, кульминацию, троекратный повтор, развязку, концовку. В
народной сказке добро всегда побеждает зло.

Другой
жанр устного народного творчества связан с весельем и игрой. Это загадка. В
загадках нас спрашивают про какой-либо предмет, не называя его. Они заставляют
нас задуматься, поразмышлять. В древнерусском языке слово «гадать» означало
«думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Загадка развивает
ум, сообразительность, смекалку. В будущем умение загадывать и отгадывать
загадки вам пригодиться. Недаром есть такая поговорка «загадка – для ума
зарядка». Загадка всегда требует отгадку. Отгадайте загадки.

Крашеное
коромысло через реку повисло

Золотое
решето черных домиков полно.

Серовато,

Зубовато,

По
полю рыщет,

Телят,
ягнят ищет.

«Без
пословицы речь не молвится»,- говорили на Руси. Пословица – краткое мудрое
изречение, имеющее поучительный смысл. Чаще всего пословица рифмуется. В них
говорится о семье: «Вся семья вместе, так и душа на месте», о труде: «Жизнь
измеряется не годами, а трудами», о материнской любви: «При солнышке тело, при
матери – добро».

Какие
два жанра похожи между собой? Это потешки и прибаутки — это веселые,
забавные, смешные стишки, придуманные для маленьких детей.

Водичка,
водичка,

Умой
моё личико,

Чтобы
глазоньки блестели,

Чтобы
щёчки краснели,

Чтоб
смеялся роток,

Чтоб
кусался зубок!

Народное
искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и
передавать будущим поколениям.

Разбор
типового тренировочного задания

Текст
вопроса

Малые
жанры фольклора – это:

1.
пословица

2.
народная сказка

3.
загадка

4.
стихотворение

5.
потешка

6.
басня

7.
рассказ

Правильный
вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1.
пословица

3.
загадка

5.
потешка

Разбор
типового контрольного задания.

Текст
задания.

Зачеркните
слова, не относящиеся к сказкам:

лирическая,
докучная, колыбельная, волшебная, зачин, закличка, потешка.

Правильный
вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

лирическая,
докучная, колыбельная, волшебная, зачин, закличка, потешка

Домашнее задание: написать
сообщение на тему «
Устное народное
творчество
»

Тема:
« Докучные сказки. Сочинение докучных сказок».

Тип
урока: решение учебной задачи.

Место
и роль урока в изучаемой теме: 3 урок  по теме  «Устное народное творчество»
(14 ч.)

Цель:
создать
условия для ознакомления учащихся с особенностями докучной сказки и ее
отличиями от других видов сказок,  в  сочинении сказок по своим придуманным
сюжетам

Предметные
знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

познакомятся
с докучной сказкой, значением понятия «докучать»;

научатся
определять особенности, эмоциональный характер текста, юмористическое начало
в докучных сказках; сочинять (придумывать) докучную сказку по своему сюжету

-принимают и сохраняют учебную цель и задачу;

дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного
задания.

-следуют памятке «Как
придумать докучную сказку»;

-ставят перед собой и реализовывают
практическую творческую задачу

-выбирают вместе  критерии
оценивания результатов;

-планируют свою деятельность;

—оценивают конкурсные сочинения

-выдвигают предположения о предполагаемой теме урока

анализируют
произведение с целью определения его эмоционального характера и выявления
особенностей построения, языка

(речи);
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме

-проявят
индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок.

-формулируют
высказывание на основе личного опыта;

умение
задавать вопросы;  сотрудничать со сверстниками; слушать и слышать
собеседника; обсуждение задания в малых группах;


находить нужную информацию для сочинения сказки;


готовить небольшое выступление;


инсценировать докучную сказку.

испытывают
чувство гордости
за свою Родину, ее историю,  уникальные произведения устного народного
творчества;
сознают
свою этническую и национальную принадлежность к этой культуре

    
Название  

      
этапа урока

Задача,
которая должна быть

решена
(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы
организации деятельности учащихся

Действия
учителя по организации деятельности учащихся

Действия
учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат
взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения
планируемых результатов урока

1

Мотивация
к учебной деятельности.

Включение в деловой ритм.

Добрый
день, ребята! А он действительно добрый, потому что нам сегодня предстоит
открыть ещё одну тайну устного народного творчества

Коммуникативные Взаимодействуют с учителем во время
приветствия.

положительное
отношение к процессу познания, желание узнать новое

Готовность к деятельности, положительная
эмоциональная направленность

2

Актуализация
знаний

Повторение изученного материала, необходимого
для «открытия нового знания»

Фронтальная
работа

Звучат песни «Во поле берёза стояла»,  «Колыбельная» , «Солдатушки, браво ребятушки!».

– К какому литературному
жанру относятся эти произведения?


Почему люди стали создавать песни?


Для чего они нужны ?


Какие разновидности русских народных песен вы услышали?

-Какие
ещё бывают песни? (Потешки, пестушки, заклинки, …)

— Давайте послушаем
песни, которые вы подготовили к сегодняшнему уроку.

Предметные:

Определяют жанр, называют
особенности песни, различие видов. Познавательные
 

Анализируют, сравнивают, обобщают, делают
умозаключения .Регулятивные:  -Дополняют,
уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания.

Коммуникативные: 

Слушают собеседника;

— Строят понятные для собеседника высказывания.

ведут
диалог, излагают свою точку зрения и аргументируют её, читают или поют песни
наизусть.

Воспроизведе-

ние
знаний

3

Постановка учебной задачи

Мотивация к учебному
действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
каждого
.

Фронтальная
работа

– Мы
продолжаем чтение произведений русского фольклора.


Сейчас я прочитаю вам произведение «Рассказать тебе сказку про белого
бычка?»,
а вы попробуйте определить его жанр.

— 
Каждый из вас слышал, и я думаю, знает хотя бы одну такую  сказку.


Как называются такие сказки? Попробуйте найти информацию в учебнике.


Что значит  докучные сказки?


Найдите значение слова докучать в словаре.

џ Словарная работа.

Докучать
(устар.) – надоедать,
наводить скуку.

– Отсюда и докучный.

Докучный
(устар.) – наводящий скуку,
докучливый.

Докучливый
(устар.) – надоедливый,
навязчивый.

Значения
слов записаны на доске.

– Таким 
образом,  какие произведения будем  изучать  сегодня?

Предметные:   определяют произведения русского фольклора по
освоенным опознаватель­ным признакам

— определяют
значение понятия «докучать»;

Регулятивные

-Осознают, что усвоено, что ещё предстоит
усвоить.

-Планируют учебные задачи;

— Дополняют, уточняют высказанные мнения по
существу поставленного задания

Познавательные:

-Выдвигают предположения о предполагаемой теме
урока;

— Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные:

Взаимодействуют с учителем во время постановки
учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме

формулирует
познавательную цель,

Формулирует
проблемы.

Работают
с толковым словарём.

Фиксация  причины затруднения.

Формулировка учебной задачи как темы   урока.

4

Открытие «нового» знания

Организация коммуникативного взаимодействия для выявления
особенностей нового жанра.

Работа
в парах.

— Прочитайте первую сказку «Жил
да был карась…».
по учебнику. Определите особенности построения
докучных сказок.

— Как начинается сказка? Как
заканчивается?

Чем отличается от других
сказок?

—  По такому плану- вопросам
проанализируйте и другие докучные сказки.

Далее дети вместе
читают докучные сказки: «Жил-был журавль», «Жил-был старичок».

– Обсудите с другом, почему
в народном творчестве появились докучные сказки?


Чему учат эти сказки?

Затем учащиеся читает
докучную сказку «У нашего Гришеньки…»

– Чем докучные сказки
отличаются от сказок?

Вывод: докучная сказка начинается, как обычная сказка, но необычно
заканчивается

— Дайте характеристику
докучным сказкам.

Докучная сказка – сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент
текста.

Докучные сказки можно
рассказывать сколько угодно, они бесконечны

Предметные:
познакомятся
с докучной сказкой,

научатся определять особенности, эмоциональный характер текста,
юмористическое начало в докучных сказках; сочинять (придумывать) докучную
сказку по своему сюжету

Регулятивные:   

Дополняют, уточняют высказанные мнения по
существу поставленного задания.

-Осуществляют взаимоконтроль.

Познавательные:

Работают  с информацией.

Устанавливают
причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют  их.

Коммуникативные:   Формулируют собственное мнение и позицию.

Оценивает
результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном, правилом)

Проявляет
активность, строит грамотно речевые высказывания, соблюдает правила общения

Сформулированны особенности докучных сказок

5

Физическая
пауза

Поработали,
ребятки
!

А
теперь – все на зарядку!

Влево,
вправо повернитесь,

Наклонитесь,
поднимитесь.

Руки
вверх и руки вбок,

И
на месте прыг да скок!

А
теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы
вы, ребятишки!

Замедляем,
дети, шаг

И
на месте стой! Вот так!

А
теперь мы сядем дружно,

Нам
ещё работать нужно!

6

Творческая работа

Сочинение докучных
сказок.

Работа
в группах

— Давайте
попробуем поработать в группе, сочиним докучные сказки, но сначала определим
критерии оценивания сказок.

Учащиеся
вместе с учителем составляют критерии оценивания докучных сказок

Критерии
оценивания:

— начало
как у обычных сказок;


интересное содержание;

много раз воспроизводится одна и та же часть текста

— необычный
конец сказки

Дети
работают в группах

Предметные:

Сочиняют
докучные сказки

Познавательные  

Анализируют, сравнивают, обобщают,
делают умозаключения .Регулятивные: 
-следуют памятке «Как придумать
докучную сказку»;

-ставят перед собой и реализовывают
практическую творческую задачу

-выбирают вместе  критерии
оценивания результатов;

-планируют свою деятельность;

.

Коммуникативные: 

Слушают собеседника;


находят нужную информацию для сочинения сказки;


готовят небольшое выступление;

.

Составляют
критерии оценивания докучных сказок (сравнивают с эталоном, правилом)

Сочиняют
докучные сказки

Сочинённые докучные сказки

7

Оценивание результатов.

Инсценирование докучных
сказок

Выступления
групп

Группы
детей инсценируют сочинённые докучные сказки.

После
выступлений дети оценивают  результаты работ по составленным критериям оценивания.

Познавательные:  

выявляют особенности построения
докучных сказок;

Регулятивные: 

—оценивают конкурсные сочинения

Коммуникативные: 

-инсценируют докучную сказку

Демонстрируют
сочинённые сказки. Оценивают выступления

Развитие творческих способностей

8

Итог урока

— Какое новое знание вы сегодня на уроке
открыли? Какая цель перед вами стояла?

(Познакомиться с новым жанром сказок)

— Докажите, что вы достигли поставленной
цели.

— Вы сегодня молодцы! А сейчас оцените каждый
свою  работу на уроке.

Прием: «Цветовые
дорожки»

Регулятивные: 

— сохраняют учебную задачу;

дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного
задания

— оценивают свою  работы на уроке

Вспоминают
поставленную задачу, и как удалось её решить;

-оценивают
своё участие на уроке

Определение сохранения поставленной задачи.

9

Домашнее задание: 

 Домашнее задание: вспомнить
или найти в книгах докучные сказки, подготовиться к их пересказу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector