Меню

Как пишется конспект по химии 8 класс

В уроке 8 «Химическое количество вещества и моль» из курса «Химия для чайников» выясним, что такое химическое количество вещества; рассмотрим моль в качестве единицы количества вещества, а также познакомимся с постоянной Авогадро. Напоминаю, что в прошлом уроке «Относительная молекулярная и относительная формульная массы» мы научились вычислять относительную молекулярную массу, а также относительную формульную массу веществ; кроме того, выяснили что такое массовая доля и привели формулу для ее вычисления.

Как пишется конспект по химии 8 класс

Любое чистое вещество имеет свою химическую формулу, т. е. характеризуется определенным качественным и количественным составом.

Если необходима какая-то порция твердого вещества, то для этого следует взять нужную его массу, т. е. взвесить вещество (рис. 43). Нужный объем жидкого вещества обычно отмеряют с помощью мензурки или мерного цилиндра (рис. 44). Для отбора необходимой порции (объема) газообразных веществ применяют специальные емкости — газометры (рис. 45).

Разные типы лабораторных весов

Мерный цилиндр и газометр

Следовательно, объем и масса — это величины, характеризующие данную порцию вещества.

Химическое количество вещества

В жизни мы часто не различаем понятия «масса» и «количество». А это разные понятия. Когда вы говорите: «Я купил 2 кг груш», то здесь речь идет о массе груш. Но если вы говорите: «Я купил 10 груш», то в этом случае речь идет о количестве груш. Массу вещества измеряют в граммах, килограммах, тоннах, а количество — в штуках.

Груши можно пересчитать поштучно, а если это, например, зерна? Тут уже посчитать каждое зернышко даже в небольшой емкости сложно. Поэтому зерно обычно продают мешками, т. е. определенными порциями. В каждой такой порции — мешке (если они равны по массе и все зерна одинаковы) — будет находиться практически одно и то же число зерен. Подобным образом продают многие товары. Например, яйца — десятками, спички — спичечными коробками, в каждом из которых находится по 45 спичек (рис. 46).

Порции различных товаров

В химической практике, помимо массы или объема, необходимо знать число структурных единиц (атомов, молекул, формульных единиц), которые содержатся в данной порции вещества, поскольку именно они участвуют в химических реакциях. Поэтому в химии, как и в других естественных науках, используют физическую величину, характеризующую число частиц в рассматриваемой порции вещества. Эта физическая величина называется количеством вещества или, как следует называть ее при химических расчетах, — химическое количество вещества.

Химическое количество вещества — физическая величина, пропорциональная числу структурных единиц, содержащихся в данной порции вещества.

Другими словами, химическое количество вещества — это порция данного вещества, содержащая определенное число его структурных единиц. Химическое количество вещества обозначают латинской буквой n. Это одна из семи основных физических величин Международной системы единиц (СИ).

Моль — единица химического количества вещества

Каждая из основных физических величин имеет свою единицу. Например, единица длины — метр (м), массы — килограмм (кг), времени — секунда (с). Единицей химического количества вещества является моль.

Моль — порция вещества (т. е. такое его химическое количество), которая содержит столько же структурных единиц, сколько атомов содержится в углероде массой 0,012 кг.

Сокращенное обозначение единицы химического количества записывается, как и полное, — моль. Поэтому, если слово «моль» стоит после числа, то оно не склоняется, так же, как и другие сокращенные единицы величин: 3 кг, 5 л, 8 моль. При чтении вслух и при записи числительного буквами слово «моль» склоняется: три килограмма, пять литров, восемь молей.

На заметку. Термины «молекула» и «моль», как нетрудно заметить, однокоренные. Они действительно произошли от одного и того же латинского слова «moles». Но это слово имеет, по крайней мере, два значения. Первое — «маленькая масса». Именно в этом смысле в XVII в. оно превратилось в термин «молекула». А понятие «моль» (в смысле кучка, порция) появилось значительно позже, в начале ХХ в. Автор этого термина известный немецкий химик и физик Оствальд толковал его смысл как «большая масса», как бы противопоставляя термину «молекула».

Число (N) атомов в порции углерода массой 0,012 кг легко определить, зная массу одного атома углерода (19,94·10-27 кг):

Как пишется конспект по химии 8 класс

Следовательно, в углероде массой 0,012 кг содержатся 6,02·1023 атомов углерода и эта порция составляет 1 моль. Столько же структурных единиц содержится в 1 моль любого вещества.

Величина, равная:

Как пишется конспект по химии 8 класс

получила название постоянной Авогадро. Она является одной из важнейших универсальных постоянных и обозначается символом NA:

Постоянная Авогадро

Единица в числителе дроби (1/моль) заменяет название структурной единицы.

Если структурной единицей вещества (например, меди, углерода) является атом, то в порции этого вещества количеством 1 моль содержатся 6,02·1023атомов. В случае веществ молекулярного строения (вода, углекислый газ) их порции количеством 1 моль содержат по 6,02·1023молекул. Если структурными единицами веществ немолекулярного строения (например, NaCl или CuSO4) являются их формульные единицы, то в порциях этих веществ количеством 1 моль содержатся по 6,02·1023формульных единиц.

На заметку. Численное значение постоянной Авогадро огромно. О том, насколько велико это число, можно судить по следующему сравнению. Поверхность Земли, включая и водную, равна 510 000 000 км2. Если равномерно рассыпать по всей этой поверхности 6,02·1023 песчинок диаметром 1 мм, то они образуют слой песка толщиной более 1 м.

Зная химическое количество n данного вещества Х, легко рассчитать число молекул (атомов, формульных единиц) N(Х) в этой порции:

если 1 моль вещества содержит 6,02·1023 молекул, то n моль вещества содержат N(Х) молекул.

Отсюда:

Как пишется конспект по химии 8 класс

И наоборот, по числу структурных единиц можно рассчитать химическое количество вещества:

Как пишется конспект по химии 8 класс

Пример 1. Определите число молекул, содержащихся в серной кислоте химическим количеством 3 моль.

Спойлер

Как пишется конспект по химии 8 класс

[свернуть]

Пример 2. Рассчитайте химическое количество CuSO4 в порции, содержащей 36,12·1023 формульных единиц (ФЕ).

Спойлер

Как пишется конспект по химии 8 класс

[свернуть]

Краткие выводы урока:

  1. Химическое количество вещества — физическая величина, пропорциональная числу структурных единиц, содержащихся в данной порции вещества.
  2. Моль — единица химического количества вещества, т. е. такое его количество, которое содержит 6,02·1023 структурных единиц.

Надеюсь урок 8 «Химическое количество вещества и моль» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.

8 класс

Урок 1

«Предмет химии»

Задачи урока. Образовательные: познакомить обучающихся с предметом химии; дать представление о химии как о точной науке, не лишенной лирики; представить точки зрения на происхождение слова “химия”; показать взаимосвязь химии с другими науками.

Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; знакомство обучающихся с достижениями современной науки, с биографиями великих химиков.

Воспитательные: воспитание любви к своему Отечеству, гордости за достижения и успехи нашей страны в области науки; воспитание бережного отношения к своему здоровью; воспитание уважительного отношения к различным точкам зрения других людей.

Оборудование и реактивы.  портреты Й.Я.Берцелиуса, Д.И.Менделеева, Р.Бунзена, Ф.А.Кекуле, Н.Н.Бекетова, С.Аррениуса, Р.Вуда, Н.Н.Зинина; штативы с пробирками, химические стаканчики, тигельные щипцы, спиртовка, фарфоровая чашка, коническая колба, лучинка; вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин, поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата, речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера, растворы KI, Pb(NO3)2, KOH, CuSO4, NaOH, FeCl3, Na2SO4, BaCl2, HCl, Na2CO3, CaCl2, лакмус, фенолфталеин, дихромат аммония.

1. Организационный момент.

Знакомство с классом.

2. Актуализация знаний.

Какие ассоциации вызывает у вас слово “химия”?

К какой группе наук относится наука “химия”?

Вы уже знаете, как переводятся слова: “география”, “геометрия”, “биология”, а как переводится слово “химия”?

3. Информация.

Имеется несколько точек зрения на происхождение слова “химия”.

а) Хми (египетск.) – “черная” земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия.

б) Кеме (египетск.) – “черная” наука. Алхимия как темная, дьявольская наука (сравнить с чернокнижием – колдовством, основанным на действии нечистой силы).

в) Хюма (древнегреч.) – “литье” металлов; того же корня и греческое хюмос – “сок”.

г) Ким (древнекитайск.) – “золото”. Тогда химию можно толковать как “златоделие”.

4. Разминка.

Химия хотя и сложная наука, но многое вам уже известно из других наук, из жизненного опыта. Мы убедимся в этом сами: вам предлагаются вопросы из различных тем курса химии 8-го, 9-го, 10-го классов. Кто желает ответить?

Вопросы викторины “Такая ли уж сложная химия?”

• Почему мы дуем на спичку, когда хотим ее потушить?

(В выдыхаемом воздухе содержится СО2.)

• Почему горящий бензин нельзя тушить водой?

(Бензин легче воды и не смешивается с ней.)

• Как пронести в ладошке 1 литр воды, не пролив ни капли?

(Заморозить в лед.)

• Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?

(Три рубашки.)

• В каком море нельзя утонуть? Почему?

(В Мертвом море, оно очень соленое.)

• Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?

(Они равны.)

• Из 1 г какого металла можно вытянуть проволоку длиной 2,5 км?

(Из золота.)

• Можно ли заполнить воздухом только половину баллона?

(Нельзя.)

• Что означает выражение “как с гуся вода”?

(Перья водоплавающих птиц не смачиваются водой.)

• Соединения какого металла придают планете Марс красный оттенок?

(Соединения железа.)

• Три одинаковые горящие свечи одновременно накрыли тремя банками емкостью 0,4 л, 0,6 л и 1 л. Что при этом произойдет?

(Свеча погаснет тем раньше, чем меньше объем банки.)

Так что же такое  — химия?

Химия – это наука о веществах, их свойствах,  превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения

Вещество – это то, из чего состоит тело.

Тело – это часть вещества, ограниченная в пространстве.

Задание: 

  1. Из приведенного перечня определить вещество или тело:

гвоздь, стакан, стекло, воронка, железо, линейка, крахмал, Al проволока.

  1. Указать вещества, из которых сделаны тела:

подкова, вилка, линейка,  пробирка, авторучка

  1. О каких веществах можно сказать:

     а) при обычных условиях – бесцветная жидкость без вкуса, запаха, tкип. = 100°С, затвердевает при 0°С.  Почему?

     б) твердое вещество красноватого цвета, хорошо проводит электрический ток, обладает высокой пластичностью, позволяет изготавливать тонкую проволоку.

Итак, мы говорим с вами о свойствах веществ

Свойства− это признаки, по которым одни вещества отличаются от других или сходны между собой.

Свойства бывают физические и химические.

Физические – цвет, вкус, запах, агрегатное состояние, электро- и теплопроводность, температура плавления и кипения, плотность.

5. Игра “Угадайте вещество”.

Какая химия без опытов? Конечно, вам самим хочется “похимичить”! А знаете ли вы вещества? Можете ли их отличить друг от друга?

Давайте проверим…

На демонстрационном столе учителя стоят три лотка c веществами –

в одном только бесцветные прозрачные жидкости,

в другом только белые твердые вещества,

в третьем – разноцветные твердые вещества.

В е щ е с т в а

1-й лоток. В маленьких стаканчиках: вода, раствор нашатырного спирта, раствор уксусной кислоты, спирт этиловый, бензин.

2-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые вещества белого цвета: поваренная соль, сахар, крахмал, мука, кусочки льда, вата.

3-й лоток. В маленьких стаканчиках твердые разноцветные вещества: речной песок, древесные опилки, парафин, медный купорос, железные опилки, медная стружка, красный фосфор, сера.

Нам нужны три добровольца в качестве экспериментаторов, которые и попробуют определить предложенные вещества, обязательно поясняя свои действия.

Учитель предупреждает учащихся о соблюдении правил техники безопасности при выполнении эксперимента.

Ученики пробуют определить вещества.

6. Информация. Интересные факты из жизни ученых-химиков.

Демонстрируются портреты ученых.

Кухарка Берцелиуса.

Жители одного небольшого городка, в котором жил и работал знаменитый шведский ученый Й.Я.Берцелиус, спросили однажды его кухарку: “Чем, собственно, занимается твой хозяин?”

“Не могу сказать в точности, – ответила она, – Он берет большую колбу с какой-то жидкостью, выливает из нее в маленькую, встряхивает, выливает еще в меньшую, опять встряхивает и выливает в совсем маленькую…”

“А потом?”

“А потом выливает все вон!”

Демонстрация

 Для опыта берется 4 колбы разных размеров. В большую колбу сначала наливают бесцветный раствор щелочи, меньшую по размеру колбу заранее смачивают раствором фенолфталеина. Раствор щелочи выливают в колбу с фенолфталеином, раствор окрашивается в малиновый цвет. В третью колбу, еще меньших размеров, наливают немного раствора соляной кислоты более высокой концентрации, чем раствор щелочи, а затем в нее выливают окрашенный раствор щелочи. В третьей колбе происходит обесцвечивание раствора. А когда всю смесь выливают в совсем маленькую колбу, в которой находится немного концентрированного раствора щелочи, то раствор снова приобретает малиновый цвет.

Мастер чемоданных дел.

Д.И.Менделеев любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы. Покупки для этих работ он обычно делал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услышал за спиной: “Кто этот почтенный господин?” “Таких людей знать надо, – с уважением в голосе ответил приказчик. – Это мастер чемоданных дел Менделеев!”

Добрый знакомый.

Однажды к Роберту Бунзену пришел коллега. Они проговорили часа полтора. И гость уже собрался уходить, как вдруг Бунзен сказал: “Вы себе представить не можете, до чего слаба моя память. Ведь когда я Вас увидел, я подумал было, что Вы – Кекуле!” Посетитель в изумлении посмотрел на него и воскликнул: “Но я и есть Кекуле!”

Воры в библиотеке.

Однажды в кабинет академика Н.Н.Бекетова вбежал взволнованный слуга: “Николай Николаевич! В Вашей библиотеке – воры!” Ученый, не сразу оторвавшись от расчетов, спокойно спросил: “И что же они там читают?”

Сванте Аррениус.

Сванте Аррениус очень рано начал полнеть. Он рассказывал такую историю, связанную с его избыточным весом. Однажды ученые собрались в центральном отеле Берлина на очередной диспут. Аррениус оставил пальто в гардеробе и открыл было дверь, чтобы присоединиться к коллегам, но гардеробщик остановил его словами: “Вы идете не туда, господин, корпорация мясников заседает рядом!”

На работе.

Американский физик Роберт Вуд начинал свою карьеру служителем в лаборатории. Однажды его шеф зашел в помещение, наполненное грохотом и лязгом насосов и оборудования, и застал там Вуда, увлеченного чтением уголовного романа. Возмущению шефа не было предела.

– Мистер Вуд! – вскричал он, распаляясь от гнева, – Вы… Вы позволяете себе читать детектив?!

– Ради бога, простите! – смутился Вуд. – Но при таком шуме поэзия просто не воспринимается!

Богатырские забавы профессора Зинина.

Применялось ли рукоприкладство к студентам в России? Грубого насилия не было, но подзатыльниками преподаватели, хотя и редко, пользовались. Известный академик Н.Н.Зинин не только бранил нерадивых студентов, но и поколачивал их. Никто на это не обижался, т.к. разрешалось давать сдачи академику. Но охотников принять ответные меры не было. Зинин обладал большой физической силой и мог так сжать противника в объятиях, что тот долго не мог прийти в себя.

7. Чудеса своими руками.

На столах учащихся штативы с двумя пробирками.

 Вы сами – прекрасные экспериментаторы, с помощью простых приемов вы можете творить чудеса. Ваша задача – смешать содержимое пробирок друг с другом.

Учитель объясняет учащимся правила техники безопасности при выполнении эксперимента.

Растворы подобраны таким образом, что в каждом случае либо выпадают осадки различных цветов, либо выделяется газ, либо изменяется цвет.

Ученики выполняют эксперимент, наблюдают происходящие изменения. (Взяты, например, растворы йодида калия и нитрата свинца(II); гидроксида калия и сульфата меди(II); гидроксида натрия и хлорида железа(III); сульфата натрия и хлорида бария; лакмуса и соляной кислоты, лакмуса и гидроксида натрия; уксусной кислоты и карбоната натрия и др.)

8. Давайте поиграем…

Игра “Угадай — что?”

П е р в о е  в е щ е с т в о

1) Это вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству.

(5 баллов.)

2) Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты.

(4 балла.)

3) По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей.

(3 балла.)

4) “Из воды родится, а воды боится”.

(2 балла.)

5) Широко применяется в быту, в кулинарии, в кожевенном деле, в текстильной промышленности и других.

(1 балл.)

(Ответ. Поваренная соль.)

В т о р о е  в е щ е с т в о

1) Древние египтяне называли его “вааепере”, что означает “родившееся на небе”.

(5 баллов.)

2) Древние копты называли его “камнем неба”.

(4 балла.)

3) Изделия из него ценились дороже золота. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца и броши.

(3 балла.)

4) Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что и заниматься им не стоит.

(2 балла.)

5) По его имени назван век. Это пластичный мягкий металл.

(1 балл.)

(Ответ. Железо.)

9. “Знаете ли вы, что…”

Учитель. Сейчас мы с вами узнаем о достижениях современной науки, об интересных открытиях в области химии и смежных наук.

Нано (от греч. nanos – карлик) – миллиардная доля чего-либо. Область науки, занимающаяся изучением свойств объектов размером в 10–9 м. Нанотехнологии манипулируют отдельными частицами размером от 1 до 100 нм, а также разрабатывают устройства подобных размеров. Сейчас созданы порошки и суспензии, улучшающие работу двигателей и механизмов. Покрытия из материалов, выполненных с помощью нанотехнологий, предотвращают появление ржавчины, помогают материалу самоочищаться или не смачиваться водой. Первые нанороботы способны путешествовать по организму животных. Водород можно безопасно хранить с помощью нанотрубок. В будущем возможно конструирование любых молекул, создание сверхпрочных материалов. В медицине планируется создание лекарств направленного действия, проникающих в пораженную ткань или опухоль; использование нанороботов для диагностики и лечения почти всех болезней, выращивание тканей и органов. В электронике – это создание сверхминиатюрных электронных устройств, гибких дисплеев, электронной бумаги, новых типов двигателей и топливных элементов.

• Многие гляциологи считают, что толщина полярных ледниковых покровов сокращается неослабевающими темпами. За 5 лет объем льдов, сходящих в Атлантику ежегодно, возрос почти в 2 раза, что равносильно подъему уровня Мирового океана на 0,5 мм в год. Антарктида в период с 2002 по 2005 гг. теряла ежегодно в среднем 152 км3 льда. Уровень океана к 2100 г. может подняться на 4–6 м от современных отметок.

• Греческие и латинские надписи, сделанные на камнях 2000 лет назад, не поддаются прочтению из-за разрушившей их эрозии. Для восстановления надписей ученые применили метод флюоресценции: когда рентгеновские лучи бомбардируют поверхность, атомы приходят в возбужденное состояние, а затем, возвращаясь в состояние покоя, испускают видимый свет. Это позволяет определить следы свинца или железа, оставленные резцом античного автора.

• Химики России придумали, как перерабатывать пластмассовые бутылки, а также синтезировали новый наполнитель для резин и полимеров. Водородное топливо даст вместо выхлопных газов чистую воду.

• В США разработано прозрачное полимерное покрытие для стен, к которому ничего не прилипает. Это вещество типа тефлона. На таком покрытии невозможно писать или рисовать красками, мелом или фломастером. Покрытие можно использовать для защиты днищ морских судов от обрастания и фюзеляжей самолетов от обледенения.

10. Занимательные демонстрационные опыты.

Учитель. Сегодня состоялось ваше первое знакомство с химией. Конечно, вы ждете чего-то необычного, чудесного. Попробую перевоплотиться в мага и показать вам чудеса химии.

Учитель демонстрирует о п ы т ы.

“Дым без огня”.

Два стаканчика смачивают концентрированными растворами аммиака и соляной кислоты, а затем их подносят друг к другу. Наблюдают дым без огня.

“Из одного стакана – газированная вода, малиновый сок и молоко”.

В три одинаковых химических стакана наливают бесцветные прозрачные растворы соляной кислоты, хлорида кальция и фенолфталеина. В фарфоровую кружку наливают раствор карбоната натрия. Затем из кружки наливают карбонат натрия по очереди в каждый из трех стаканов. В первом из них бурно выделяется газ (“газировка”), во втором – появляется осадок белого цвета (“молоко”), а в третьем – раствор становится малиновым из-за изменения окраски индикатора в щелочном растворе (“малиновый сок”).

“Несгораемый платок”.

Носовой платок смачивают в воде, а затем в этиловом спирте. С помощью тигельных щипцов его подносят к горящей спиртовке и поджигают. Несмотря на огромное пламя, платок в итоге остается целым, т.к. спирт воспламеняется и сгорает раньше, чем загорится влажная ткань.

“Вулкан на столе”.

На горло конической колбы ставят фарфоровую чашку. Под колбу кладут большой лист бумаги. В чашку насыпают дихромат аммония, в центре чуть смачивают спиртом. Зажигают “вулкан” горящей лучинкой. Реакция протекает бурно, создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскаленные массы.

11. Подведение итогов урока.

Д/з:  §- 1стр. 13 №3,4

План-конспект урока химии в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС, представленный Карповой Стеллой Сергеевной, учителем химии Алексеевской СОШ №1 Алексеевского муниципального района

Тема урока: «Оксиды»

Класс: 8

УМК: О.С. Габриелян

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: сформировать понятие об оксидах как об одном из классов химических соединений; рассмотреть состав, строение, номенклатуру, свойства.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • дать понятие об оксидах

  • продолжить формирование умения составлять формулы веществ, используя валентность элементов, названия веществ.

  • закрепить знания химической номенклатуры для бинарных соединений

  • показать значение оксидов в природе и жизни человека.

Развивающие задачи:

  • Развивать речевые навыки, наблюдение и умение делать выводы

  • Развивать умение работать коллективно

  • Развивать критическое мышление

  • Развивать интерес к химической науке

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность.

ТАВСО:

Оборудования: ПК учителя, мультимедийная установка, дидактические карточки.

Реактивы: оксида кальция, оксид кремния (IV) SiO2, оксид меди (I) CuO, оксид железа (III) Fe2O3, вода, бусы из агата, углекислый газ; лотки для лабораторного оборудования, протоколы для выполнения лабораторного опыта.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • продолжить формировать систему предметных знаний;

  • сформировать умение переводить из одной знаковой системы в другую (формула-название, название-формула);

  • овладение терминологией;

  • сформировать способность применять знания для практических задач.

Метапредметные:

  • научить планировать собственную деятельность;

  • научить осуществлять контроль и оценку своей деятельности.

Личностные:

  • сформировать устойчивый интерес к поиску решения проблемы;

  • саморазвитие и самосовершенствование.

Литература для учителя: Габриелян. И.Г. Остроумов. Настольная книга для учителя. Дрофа, М.-2008.

Литература для учащихся: Габриелян О.С. Химия   — 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа, М.-2012.

План-конспект урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

1 мин.

Здравствуйте, ребята! (проверка готовности к уроку)

Приветствуют учителя.

2. Мотивация

2 мин.

На демонстрационном столе находятся разные на первый взгляд вещи: вода, речной песок, негашеная известь, бусы из агата. Как вы считаете, почему сегодня на уроке я демонстрирую их вам? Что же их объединяет? Ответ на вопрос предполагаю получить в конце урока после изучения новой темы.

Ученики рассматривают вещи: воду, речной песок, негашеную известь, бусы из агата и предполагают, что их объединяет.

3. Актуализация знаний.

7 мин.

На предыдущих уроках вы научились определять степень окисления элементов по формуле и составлять формулы по степеням окисления. Вспомните эти действия и выполните задания на карточках №1 (Приложение*).

Выполняют задания на карточках, делают самопроверку.

4. Изучение нового материала

23 мин.

-Что вы заметили общего в формулах, с которыми работали?

-Верно. Эти вещества называются оксиды. И тема нашего урока: «Оксиды».

(Тема записывается на доске)

-Сформулируем определение оксидов, ответив на 3 вопроса.

а) какие вещества по составу?                                                     

б) сколько элементов в составе?                              

в) какой элемент обязательно входит в состав оксидов, его валентность?

(создание проблемной ситуации и ее решение) Ребята, а это оксид? H2O2

-Дайте определение оксидам.

— Сейчас мы попытаемся понять, каким же образом образуются оксиды?

(На доске написаны формулы пяти оксидов). Взгляните на формулу первого оксида СО, как вы думаете, какие простые вещества вступали в реакцию, чтобы образовался данный оксид? Запишем уравнение реакции:

C + O2 = 2CO (учитель записывает уравнение реакции).

-Значит оксиды образуются в результате реакции простых веществ с кислородом.

Кто хочет на доске записать уравнения реакций получения остальных оксидов?

-Итак, ребята, теперь давайте посмотрим, как же давать названия оксидам. Единственный момент, на который вы должны обратить внимание: постоянную или переменную валентность имеет элемент, входящий в состав оксида.

Давайте дадим название оксиду СО. Это соединение сложное, состоит из двух элементов, один из которых кислород. Значит, это оксид.

-Оксид какого элемента?

-Углерод имеет постоянную или переменную валентность?

-В данном случае его валентность II. Оксид СО называют «оксид углерода (II)».

-Кто хочет попробовать у доски дать название другим оксидам?

-Сейчас ребята, переходим к изучению физических свойств оксидов. Для этого выполним лабораторный опыт. В ваших лабораторных лотках стоят образцы оксидов, а на столах лежат протоколы (Приложение*), которые необходимо заполнить, вы будете определять агрегатное состояние, цвет и запах выданных вам оксидов. Но прежде чем приступить к выполнению опыта вспомним основные правила техники безопасности, которые вы должны соблюдать. 

Учащиеся выделяют общие признаки в формулах, работая в паре (Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород).

— Записывают тему урока в тетради.

-Учащиеся в тетради делают краткую запись, отвечая на вопросы. (1. Сложные вещества.

2. Состоят из 2 х.э.

 3. О, II)

-Это не оксид, т.к. валентность кислорода равна 1.

-(Оксиды — это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород c валентностью II) Учащиеся записывают определение в тетрадь.

-Углерод и кислород.

(один ученик работает у доски):

2Cl2 + 7O2 = 2Cl2O7

4Fe + 3O2 = 2Fe2O3

Ca + O2 = 2CaO

4Al + 3O2 = 2Al2O3

-Углерода.

— Переменную.

(один ученик работает у доски)

2Cl2 + 7O2 = 2Cl2O(оксид хлора (VII))

4Fe + 3O2 = 2Fe2O3 (оксид железа (III))

Ca + O2 = 2CaO (оксид кальция)

4Al + 3O2 = 2Al2O(оксид алюминия).

Один из учащихся отвечает с места.

Учащиеся заполняют протокол.

5. Закрепление изученного материала.

8 мин.

А теперь – физкультминутка. Но она у нас сегодня необычная и напрямую связана с темой нашего урока. На слайде вам будет показана формула вещества. Если оно является оксидом — вам нужно встать.

Н2SO4, FeО, NН3, P2О3, NaН, Li2О, NO2, Н2, О2, НNО3, PbO

Присаживайтесь. Продолжаем наш урок.

Итак, с какими бинарными соединениями мы познакомились на сегодняшнем уроке?

— Какие вещества мы называем оксидами?

Мы научились с вами отличать оксиды от других веществ, называть их, составлять их формулы. Я предлагаю вам проверить себя: насколько хорошо вы овладели новыми знаниями. У вас на столах лежат карточки №2 (Приложение*)

Ученики делают физкультминутку.

-Оксиды.

Один ученик отвечает с места.

Учащиеся работают в парах. Самоконтроль по шаблону.

6. Домашнее задание

1 мин.

Учитель озвучивает и комментирует домашнее задание: Изучить §41, упр.1; 2 (письменно)

Записывают домашнее задание

7. Подведение итогов. Рефлексия.

3 мин.

Наш урок подошел к завершению. Посмотрите, какие цели поставили в начале урока. Можно ли считать, что наши цели на урок достигнуты?

Д. Хевелси говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты им наблюдаемые». 

Посмотрим на демонстрационный стол. Надеюсь, что теперь вы можете ответить на вопрос, что объединяет воду, речной песок, негашеную известь и бусы из агата?

Какую оценку вы поставите классу за работу на уроке и почему? Оцените свою деятельность на уроке и класса, нарисуйте в тетради смайлик веселый, грустный или нейтральный.

Спасибо за урок! До свидания!

Учащиеся делают выводы.

Ответы учеников (их объединяет то, что все эти вещи – оксиды).

Самооценка учеников.

Приложение*

Карточка №1

1.Определите степень окисления по формуле:

Al2O3, Ag2O, FeO, N2O, SO2

2.Составьте формулы веществ по степеням окисления: CuO SiO ZnO SO PO.

Карточка №2

Выпишите в столбик из перечня химических формул веществ формулы оксидов и дайте им названия:

MgO, KOH, O3, SO3, SO2, Al2S3, CaCO3, Аl2O3, Mg(OH)2, CO2, Na2N, HCl, CaO, H2CO3, P2O5, FeCl3, Na2O, H2SO4, СuО, Cu2O, HNO3, NH3.

Лабораторный опыт №5

Ознакомление с образцами оксидов

Выполнение опыта:

1) Рассмотрите выданные вам образцы оксидов и ознакомьтесь с ними по плану: а) агрегатное состояние б) цвет в) запах

2) Занесите результаты в таблицу:

Таблица 1.

Физические свойства оксидов

Формула оксида

Название оксида

Агрегатное состояние

Цвет

Запах

CaO

SiO2

CuO

Fe2O3

H2O

CO2

Сделайте вывод: в каком агрегатном состоянии могут быть оксиды? Какого они могут быть цвета?

Вывод: План-конспект нужен учителю, так как он поможет не сбиться с ритма урока, правильно рассчитать продолжительность того или иного этапа, своевременно его завершить. Я думаю, что мой план конспект урока по химии для 8 класса достаточно хороший и его можно использовать на уроке.

Использованная литература:

1. Урок химии по теме «Оксиды» // Интернет-ресурс: https://videouroki.net/razrabotki/urok-khimii-po-tiemie-oksidy.html

2. Урок по теме «Оксиды» // https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2012/01/21/urok-po-teme-oksidy

3. Урок химии в 8 классе «Оксиды» (ФГОС) // Интернет-ресурс: https://multiurok.ru/files/urok-khimii-v-8-klassie-oksidy-fgos.html

4. Конспект урока химии для 8 класса по теме «Оксиды» // Интернет-ресурс: https://www.alllessons.ru/chemistry/konspekt-uroka-himii-dlya-8-klassa-po-teme-oksidy.html

5. Урок химии по теме «Оксиды» 8 класс // Интернет-ресурс: https://kopilkaurokov.ru/himiya/uroki/urok-khimii-po-tiemie-oksidy-8-klass

6. План-конспект урока по теме «Оксиды. Классификация. Получение и свойства». 8-й класс // Интернет-ресурс: http://открытыйурок.рф/статьи/651563/

7. Конспект урока по химии в 8 классе «Оксиды» // http://инфо-дети.рф/publikatsii/414-konspekt-uroka-po-khimii-v-8-klasse-oksidy

8. Конспект урока химии для 8 класса по теме «Оксиды» УМК «Химия. 8 класс» // Интернет-ресурс: http://pandia.ru/text/80/009/19082.php

9. Конспект открытого урока по химии в 8-м классе «Оксиды. Состав. Классификация» // Интернет-ресурс: http://открытыйурок.рф/статьи/573574/

10. Урок химии 8 класс Тема «Оксиды» // Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2018/01/22/urok-himii-8-klass-tema-oksidy

11. Личный опыт.

Тема 4. Соединения химических элементов

Урок № 23

Тема: «Соли»

Цель: Сформировать основные понятия о составе, номенклатуре, свойствах и значении солей.

Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, Таблица растворимости солей, кислот и оснований.

Реактивы: образцы солей: медный купорос, железный купорос, мел, хлорид натрия.

Содержание материала

Мы продолжаем путешествие по стране «Химляндия». Во время нашего путешествия вы познакомились с жителями этой страны. И, прежде чем мы сделаем очередную, последнюю остановку, вам нужно пройти четыре испытания.

Испытание 1. Дайте определение оксидам и выполните задание «Подъем с препятствиями». Поднимаясь по «химической лестнице», составьте формулы оксидов и назовите их.php1VAAI5 Urok 23 Soli 1php1VAAI5 Urok 23 Soli 2

К(I); N(IV); Cu(II); Al(III)php1VAAI5 Urok 23 Soli 1php1VAAI5 Urok 23 Soli 2php1VAAI5 Urok 23 Soli 1php1VAAI5 Urok 23 Soli 6php1VAAI5 Urok 23 Soli 1php1VAAI5 Urok 23 Soli 8

Испытание 2. Дайте определение основаниям, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы металлов, гидроксогруппа).

Составьте химические формулы оснований по их названиям: а) гидроксид натрия; б) гидроксид бария; в) гидроксид меди(II);

Испытание 3. Дайте определение кислотам, используя ключевые слова (сложные вещества, атомы водорода, кислотный остаток). 

«Прятки с формулами». Необходимо вписать знак химического элемента, который «спрятался»

H2___O3Н__SiO3; __Cl; H2__O4; __NO3; H3__O4.
Назовите эти кислоты.

Испытание 4. Из перечисленных формул: Al2O3, NaCl, Fe(OH)3, NaOH, Ba(OH)2, CaCO3, Cu(OH)2, HCl, HNO3, SO3, Са3(РО4)2 H2CO3, FeO, H2SO4, CaO.

– выпишите формулы: а) оксидов; б) кислот; в) оснований.

(После выполнения этого задания остаются формулы солей)

Проверим:

Оксиды Al2O3, SO3, CaO,

Кислоты HCl, HNO3, H2CO3, H2SO4,

Основания Fe(OH)3, NaOH, Ba(OH)2, Cu(OH)2,

Действительно, появились вещества, которые нельзя отнести к изученным классам, образуем еще одну группу и запишем новые вещества.

NaCl, CaCO3, Са3(РО4)2

Итак, сегодня мы делаем еще одну, последнюю остановку в стране «Химляндия». Не известные жители — кто они?

И чтобы узнать, как называется этот класс веществ, прочтем некоторые интересные факты.

  1. Это вещество входит в состав крови человека.

  2. Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом.

  3. Оно содержится в Мировом океане.

  4. Из него в Боливии строят отели.

  5. Наши предки встречали гостей в знак дружбы хлебом и … солью!

Как называется класс веществ, который мы будем изучать?

Этот класс веществ называется соли.

С чем у вас ассоциируется слово «соль»?

(соль, которую используют для приготовления еды, «Пищевая», «Поваренная», «Каменная», «Йодированная», бывает мелкая и крупная).

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

Соли могут быть образованы кислородосодержащей кислотой и бескислородной кислотой.

Название соли, образованной кислородосодержащей кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом — ат( для высшей с.о. неметалла в кислотном остатке) или с суффиксом –ит ( для низшей с.о.неметалла в кислотном остатке) в именительном падеже и названия иона металла в родительном падеже, с указанием переменной с.о.металла.

Например,

Cu(NO3 )2— нитрат меди(II), Na2СO– карбонат натрия, Ca3 (PO)– фосфат кальция.

Названия соли, образованной бескислородной кислотой, состоит из двух слов: названия иона кислотного остатка с суффиксом- ид ( в именительном падеже) и названия иона металла ( в родительном падеже) с указанием переменной с.о.металла.

Например, LiCl- хлорид лития, Na2S- сульфид натрия, FeBr3-бромид железа(III).

Кислотный остаток образуется, если в формуле кислоты убрать атомы водорода. Заряд кислотного остатка определяется числом атомов водорода в молекуле кислоты. В таблице представлены формулы кислот, кислотных остатков и их заряды.

Название кислоты

Формула кислоты

Формула

кислотного остатка

Название кислотного остатка

Соляная

HCl

Cl-

хлорид

Азотная

HNO3

NO3-

нитрат

Азотистая

HNO2

NO2-

нитрит

Серная

H2SO4

SO42-

сульфат

Сернистая

H2SO3

SO32-

сульфит

Сероводородная

H2S

S2-

сульфид

Угольная

H2СO3

СO32-

карбонат

Кремниевая

H2SiO3

SiO32-

силикат

Фосфорная

H3PO4

PO43-

фосфат

Вернемся в нашим трем солям NaCl, CaCO3, Са3(РО4)и дадим им названия:

Название соли

=

Название кислотного остатка

+

Название металла в родительном падеже

NaCl хлорид натрия

Все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее, что мы сейчас и сделаем. А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.

Важнейшие представители солей.

Хлорид натрия – это единственное минеральное сырьё, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Без соли не возможны физиологические процессы в организме. Она в виде ионов содержится в крови, обеспечивает работу эритроцитов, в мышцах обуславливает способность в возбудимости. В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам удовлетворить свои потребности в ней. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запевали морской водой. На островах Самоа, Таите и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая её в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Северной Америке индейские племена высушивали и прессовали специальной вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. У травоядных животных потребность в поваренной соли высока. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят солёный корм. Дикие животные пьют воду солёных источников и едят солончаковые травы. Все пищевые продукты содержат поваренную соль в некотором количестве: мука – 0,01%, картофель – 0,04%, фрукты – 0,05 %, молоко – 0,15%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7 – кг, а за 70 лет – 500 кг.

Карбонат кальция.

Известняк. Это минерал органического происхождения. Он используется в строительстве, из него производят много строительных материалов. Он идёт на производство цемента, карбида кальция, соды, извести.

Мел. Из него изготавливают зубной порошок и школьные мелки. Это ценная добавка при производстве бумаги, резины, в строительстве – при побелки зданий.

Мрамор. Это плотная кристаллическая порода. Естественный цвет его белый, но различные примеси окрашивают его в различные цвета. Чистый мрамор встречается редко, его используют на работу скульптуры. Цветной мрамор используется как облицовочный материал в строительстве зданий.

Карбонат кальция. Входит в состав наружного скелета моллюсков (раковин), скорлупы яиц.

Подведение итогов урока:

Соли- сложные соединения, в состав которых входят ионы металлов и кислотные остатки.

 По растворимости в воде соли бывают хорошо растворимыми, малорастворимыми и нерастворимыми.

  Все соли   натрия и калия хорошо растворимы в воде.

Хлорид натрия — поваренная соль, карбонат кальция- мел, мрамор и известняк, фосфат кальция имеет большое значение в природе и жизни человека      

Закрепление материала

Тест

Задания 1. Выбери один правильный ответ

1.Соли — это

а) сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с кислотными остатками;

б) сложные вещества состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп;

в) сложные вещества состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород;

г) сложные вещества состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.

2.Формулы только солей записаны в ряду

а) NaCI, H3PO4, H2SO4 в) Na2O, Ca(OH) 2, CuCI2

б) K2SO4, NaOH, Li2г) Fe2(SO4)3, CuCI2, Na3 PO4

3.Вещество формула которого К2СO3 называется

а) карбонат кальция в) карбонат калия

б) нитрат кальция г) хлорид кальция

4.Вещество формула которого Na2SO4 называется

а) карбонат натрия в) хлорид натрия

б) сульфат натрия г) нитрат натрия

5.Хлориду алюминия соответствует формула

а) AlCIв) AI 2(SO4)3

б) AI(OH)3 г) AI2O3

6.Ортофосфату натрия соответствует формула

а) Na 3PO4 в) Na PO4

б) NaH 2 PO4 г) Na 2 HPO4

7. При нагревании СаCO3  разлагается на

а) Са(ОН) 2 и СОв) Са и Н2О

б) СаО и СОг) Са и СО2

8.Формула медного купороса

а) CuSO4 · 2H2O в) CuSO4 · 4H2O

б) CuSO4 · 3H2O г) CuSO4 · 5H2O

Задания 2.

9. Установите соответствие между названия солей и формулы

Названия солей Формулы

1) хлорид                          а)  NaCl               г)  Na 2CO3 

2) ортофосфат                 б)  Na2SO4                 д) NaSO3

3) карбонат            в)   Na 3PO4                 е) NaNO3

4) сульфат

5) нитрат

10. Установите соответствие между названия солей и кислот

Названия солей Названия кислот

1) хлорид                          а)  ортофосфорная               

2) ортофосфат                 б)  угольная               

3) карбонат         в)   соляная               

4) сульфат г) азотная

5) нитрат д) серная

Домашнее задание: Параграф 21, выучить таблицу с названиями солей.

Отметьте те утверждения, с которыми вы согласны:

  1. Формула поваренной соли КСl

  2. Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.

  3. Соль фосфат магния нерастворима в воде.

  4. К2СО3 – это формула карбонат кальция

  5. В данном перечне веществ находится 3 формулы соли:

KNO3, NaOH, HCl, Na3PO4, CaO, HNO3, BaCO3

1) нет,2)да, 3)да, 4)нет, 5)да

Ключи: 1) 1 2) г 3)в 4)б 5) а 6)а 7) б 8) г

9) 1-а, 2-в, 3-г, 4-б, 5-е

10)1-в, 2-а, 3-б, 4-д, 5- г.

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты:                                                                                             

  1. изучить состав солей;

  2. изучить названия солей;

  3. продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента 

  4. продолжить формирование умений описывать и различать изученные классы неорганических соединений

Метапредметные результаты:

  1. продолжить развивать умение формирование гипотез,

  2. продолжить развивать умение выявлять причинно-следственные связи,

  3. продолжить развивать умение работать в группах.

  4. продолжить развивать умение использования различных источников для получения химической информации                                                 

Личностные результаты:                                                                                                   1.сформировать умения управлять своей учебной деятельностью

2. помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории 

Базовый учебник: Химия. 8 класс:
учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.
Габриелян. – М.: Дрофа, 2013.

Цель: усвоение знаний обучающихся о
кислотах как классе неорганических соединений.

Критерии достижения цели урока:
обучающийся знает понятие “кислота”, форрмулы
кислот, классификацию кислот, признаки действия
кислот на индикаторы; умеет: называть кислоты,
определять принадлежность веществ к
определенному классу соединений, находить
степень окисления элементов в соединениях и
заряд ионов кислотных остатков, соотносить
формулы кислот и соответствующих им оксидов,
составлять формулы гидроксидов (кислот) и
распознавать опытным путем их растворы.

УМК: О.С. Габриелян

Технология: технология развития
критического мышления, системно-деятельный
подход.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 Организационный этап Приветствует обучающихся, определяет
готовность к уроку
Приветствуют учителя, проверяют свое
рабочее место
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками.
2 Актуализация и коррекция опорных
знаний и умений учащихся
Учитель: Начинаем урок с Эпиграфа “Ум
заключается не только в знании. Но и в умении
прилагать знание на деле” — Аристотель.

Презентация.

(Слайд 1) Вам, ребята, понадобятся те знания,
которые вы получили на предыдущих уроках по
темам “Оксиды. Основания. Правила техники
безопасности при работе со щелочами”

Самое интересное в окружающем нас мире – это
то, что он очень сложно устроен, и к тому же
постоянно изменяется. Каждую секунду в нём
происходит множество химических реакций,
образуется множество химических веществ. На
сегодняшний день известно почти полмиллиона
неорганических веществ. Вещества окружают нас
повсюду, с использованием веществ связано
прогрессивное развитие человечества. “Всё мы
связываем с химической наукой: дальнейший
прогресс окружающего нас мира, новые методы
преобразования и усовершенствования. И не может
быть в наши дни специалиста, который сумел бы
обойтись без знаний химии” (Н.Н.
Семенов-советский физико-химик, один из
основоположников химической физики
.).
(Слайд №2)

   
Сегодня на занятии мы продолжим изучать
многообразие мира неорганических веществ. Но для
начала давайте вспомним:

Какую тему мы изучали
на протяжении нескольких последних уроков?

Какие соединения химических элементов мы
изучили? (Слайд №3)

(Слайд 4. Загадки.)

 

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Выполняют задание – выделяют  2 группы
веществ по признакам классов:

  • оксиды,
  • основания; вещества третьей группы неизвестны.

Дают определения оксидов, оснований.

Разгадывают.

Познавательные: логические – анализ
объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками.

Создает проблемную ситуацию путем
предложения задания:

1 задание (Приложение 1)

   
Распределить предложенные вещества по
классам, дать определения известных классов
Выбирают: оксиды, основания. Вещества
оставшиеся – неизвестны.
 
3 Мотивация учебной деятельности
учащихся.
Создает условия для формулирования
темы, цели и задач урока.

К какой группе веществ
мы отнесем H2SO4, HCl, H3PO4?
Изучали ли мы подобные вещества?

Для того чтобы ответить на этот вопрос и
сформулировать тему урока, учитель предлагает
пословицу : “Как поработаешь, так и полопаешь”.
Для вас я приготовила угощения (на подносе канапе
из разных фруктов)

“Угощенья не спроста
На вкус все кислое слегка —
Лимончик, киви, апельсин
И яблочко и мандарин.
Знаешь ты, и знаю я,
Знают даже бегемоты —
Содержат вкусности-

 

Отвечают на вопрос- КИСЛОТЫ

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:
постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные – смысловое
чтение, самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели.

На основе прослушанной информации
учитель предлагает сделать вывод, о каком
веществе идет речь?

Мы нашли название группы
веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель?
Что мы можем узнать о кислотах? Слайды 5, 6

Формулируют тему урока, цель и задачи
(Изучить строение, свойства. Классификацию,
нахождение в природе, области применения кислот)
 
4 Восприятие нового материала Организуется работа по исследованию
класса кислот.

2 задание: Определить
состав кислот, воспользовавшись формулами из 1
задания

Определяют состав вещества:

Н n(КО)
m (слайд 7) Формулируют определение класса
кислот, записывают в тетрадь.

Коммуникативные: инициативное
сотрудничество в поиске и выборе информации;

Регулятивные:
самостоятельно анализируют условия достижения
цели на основе учета выделенных учителем
ориентиров действия;

Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, поиск и
выделение необходимой информации, умение
структурировать знания;

логические – построение логической цепочки
рассуждений, анализ, синтез.

3 задание: Воспользовавшись
текстом параграфа 21, изучить названия и
классификацию кислот по наличию кислорода в
кислотном остатке, по основности и по
растворимости в воде. Составьте схемы
классификации кислот.
Сравнивают составленные
самостоятельно схемы классификации кислот со
схемами (Слайда 8,9,10)
Учитель объясняет алгоритм нахождения
степени окислении элементов-неметаллов в
кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных
остатков. (Приложение №2)

Учитель
демонстрирует видеофрагмент “Действие кислот
на индикаторы”

Демонстрирует таблицу с названиями и формулами
кислот (Слайд 11) Раздает детям готовые
мини-таблички с основными неорганическими
кислотами и их названиями)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА (Приложение №3)

Правила техники безопасности при работе с
кислотами (Слайд 12)

 

Обучающиеся прослушивают материал, делают
записи в тетрадь.

Кислоты в природе и в жизни человека
(Слайд 13,14,15)
Делают вывод: независимо от вида
кислоты, индикаторы изменяют свой цвет
одинаково, а это означает, что все кислоты
обладают сходными свойствам
5 Первичное закрепление.
Осмысление и систематизация изученного.
Организует работу по отработке умений
находить степени окисления элементов в формулах
кислот.

Организует работу по отработке умений
устанавливать соответствия: формула кислоты –
формула оксида. (Слайд16)

Работа обучающихся с таблицей кислот и
кислотных остатков,

1. Определение степени
окисления элементов в формулах кислот;

2. Сопоставление формулы кислоты и формулы
соответствующего ей оксида.

Регулятивные: контроль, оценка,
коррекция;

Познавательные: общеучебные.

Учитель организует деятельность по
применению новых знаний в виде дидактической
игры, анализирует выполнение обучающимися
заданий, корректирует, оценивает их
деятельность. (Приложение №4
(презентация))
Индивидуальная работа обучающихся:
(дидактическая игра)

1. Соотнесение формул и
названий кислот;

Обучающиеся осуществляют самопроверку
заданий. Оценивают результаты своей работы.

Регулятивные: контроль, коррекция,
выделение и осознание того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению;

Личностные:
самоопределение.

6 Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию в форме
анкетирования (слайд 5):

1. На уроке я работал(а):

  • активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я:

  • доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:

  • коротким / длинным

4. За урок я: не устал(а) / устал(а)

5. Мое настроение:

  • стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был:

  • понятен/ не понятен
  • полезен/ бесполезен
  • интересен/ скучен

7. Домашнее задание мне кажется:

  • легким/ трудным
Обучающимся предлагается заполнить
анкету. Обучающиеся осуществляют самоанализ,
дают качественную и количественную оценку урока
Познавательные: рефлексия

Личностные:
смыслообразование

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли.

8 Домашнее задание Учитель формулирует задание,
комментируя его по необходимости.
Обучающиеся воспринимают информацию,
фиксируют задание.
 

Adblock
detector