Часть 1

А1 Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

1) хОлодность 2) добрАлись 3) прожИта 4) гОрька

А2 В каком предложении вместо слова Длинный Нужно употребить слово Длительный?

1) Татьяна впервые написала такое длинное письмо.

2) Песня оказалась довольно Длинной.

3) В конце спектакля Длинные Рукоплескания превратились в ова­цию.

4) В декабре самые Длинные Ночи.

АЗ Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) величайший успех 3) сильнее всех

2) семьюстами семью солдатами 4) близ его

А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложе­ния.

Заметив добычу на земле,

1) для беркута начинается охота.

2) беркуту не всегда удаётся поймать её.

3) беркут складывает крылья и пикирует вниз на неё.

4) для беркута не составляет особого труда поймать её.

А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с наруше­нием синтаксической нормы).

1) Много мыслей проносится в моей голове.

2) Пол-озера заросли камышом.

3) Большинство ребят, занимающихся в спортивной секции, до­стигли высоких результатов.

4) Из комнаты с окном, открытым во двор, слышалось пение деву­шек.

Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.

(1)… (2) После окончания школы Амундсен устроился матросом на парусную шхуну, промышлявшую тюленей, чтобы хорошо изучить морское дело.

(3) В суровом плавании к берегам Шпицбергена укрепилось его здоровье, а главное — сила духа. (4) Он хотел приобрести как можно больше опыта в морских плаваниях: переходил со шхуны на шхуну, плавал то в Арктику, то в Мексику, то в Африку, поднялся по лестнице корабельнойслужбыотматросадошкипера.(5)…Амундсенузнал о готовящейся экспедиции в Антарктику на поиски магнитного полю­са, то отправился к южному материку в роли штурмана.

(6) По возвращении из плавания Амундсен сдал экзамен на капита­на дальнего плавания и решил попытаться пройти через арктические проливы Канады, которые оказались непроходимыми для сорока экспедиций.

(7) Амундсен стал и по сей день остаётся единственным челове­ком, прошедшим морским путём вокруг Северного полюса. (8) Он был первым, кто достиг Южного полюса Земли, на месяц опередив английскую экспедицию Роберта Скотта.

А6

Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым

I)

(1) в этом тексте?

Амундсен посвятил свою жизнь дальним странствиям.

2)

Экспедиция Амудсена без особых трудов достигла берегов Ан-

3)

Тарктиды.

Ещё в детстве Амундсен твёрдо сказал: «Я буду исследователем

4)

Севера».

Практически все экспедиции Амундсена были удачными.

А7

Какое слово или словосочетание должно быть на месте пропуска

В Пятом (5) предложении текста?

1) Поэтому 3) Вероятно

2) А когда 4) Кроме того

А8 Какие слова являются грамматической основой Шестого (6) предложения текста?

1) Амундсен сдал экзамен

2) Амундсен сдал и решил попытаться

3) Амундсен сдал и решил пройти

4) Амундсен сдал экзамен и решил попытаться пройти

А9 Укажите верную характеристику Восьмого (8) предложения текста.

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) простое осложнённое

4) сложное бессоюзное

А10 Укажите верную морфологическую характеристику слова Гото­вящейся Из Пятого (5) предложения текста.

1) возвратный глагол

2) страдательное причастие

3) относительное прилагательное

4) действительное причастие

АП Укажите значение слова Суровом Из Третьего (3) предложения текста.

1) холодный 3) очень трудный

2) угрюмый, сердитый 4) очень строгий, серьёзный

А12 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На кожа(1)ом кресле лежала совсем не стари(2)ая, а очень совре — ме(3)ая шляпа, и рядом были небрежно броше(4)ы часики в никелевом браслете (К. Г. Паустовский).

1) 1,2,3 2) 1,4 3) 1,3 4) 1,3,4

А13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) разгореться, пол..гаю, обмакнуть

2) предварительный, в„стибюль, делегация

3) к..морка, пол..клиника, т..бун

4) землетрясение, утопический, экзаменовать

А14 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) по..заголовок, на..бавка, о..чеканить

2) пр„провождение, приоритет, пр..влечение

3) безыскусственный, под..скать, сыгранный

4) ра..путье, нИоЛагать, в..пахать

А15 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется бук­ва И?

1) приверт. шь, независ„мый 3) загубишь, уплаченный

2) наден-.шь, занимаемый 4) владе..шь, подготов„вший

А16 В каком варианте ответа правильно указаны все слова, в которых пропущена буква И?

А. Гост..вой В. Доверчивая

Б. Кузнеч..к Г. Увещевать

1)АБВ 2)АВГ 3) БВ 4)АБВГ

А17 В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Егорушка быстро, (не)желая ни о чём думать, положил под голо­ву узелок, укрылся пальто.

2) Его шальной насмешливый взгляд ни на чём (не)останавли — вался.

3) Волчата втроём нападали на щенка и, визжа от восторга, стали кусать его, но (невольно, А в шутку.

4) (Не)много Погодя опять пришёл незнакомец и принёс с собой какую-то странную вещь (А. П. Чехов).

А18 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (По)полудни Утренние голоса птиц стихли, (за)то Ожил мир на­секомых.

2) Андрей проснулся (от)того, Что Кто(то) Пытался снять с него часы.

3) Писатель внёс (в)продолжение Рассказа изменения, (за)тем Пе­реписал его набело.

подпись: 4) а19 Окнатак(же), как и дверь, были заперты (из)нутри.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Жидковатый чай () и хлеб, и масло казались Володе в этот вечер осо­бенно вкусными (К. Станюкович).

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запя­тая.

А20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Бельтов невольно переносился в шумные(1) кипящие народами(2) улицы других городов(З) не столько патриархальных и более предан — ных(4) суете мирской (А. Герцен).

1) 1, 2, 3,4 2) 1,3 3) 1, 2,3 4) 2, 3,4

А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

И справа(1) и слева(2) и(3) вероятно(4) также над домом сверкали молнии (А. Чехов).

1) 1,2,3,4 2) 2,3,4 3) 1,2 4) 3,4

А22 Укажите предложение, в котором нужно поставить только Одну Запятую. (Знаки препинания не расставлены.) ‘

1) Пускай он послужит в армии да потянет лямку да понюхает по­роху… (А. С. Пушкин).

2) На небе кое-где виднелись неподвижные серебристые облака (И. С. Тургенев).

3) Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своём лице и причёске (Л. Т. Толстой).

4) Меня угнетала не боль а тяжёлое тупое недоумение (М. Горь­кий).

А23 Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Упали две, три крупных капли дождя — и вдруг блеснула молния (И. А. Гончаров).

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения выражает резкое противопоставление по отношению к первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает ус­ловие совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит в себе вывод из того, о чём говорится в первой части.

А24 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Они называют себя дарвинистами(1) но(2) когда заходит речь о ду­шевной и умственной деятельности животных(З) строго сдвигают брови И предостерегающе напоминают(4) что нельзя приписывать животным наших чувств и мыслей (В.В. Вересаев).

1) 1,2, 3,4 2) 1,2,3 3)2, 3,4 4) 1,3,4

А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифрц, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Всё кругом дышит наливающейся силой летнего дня(1) и вы чувствуе­те эту силу(2) как и то(3) что вы ничтожная пылинка(4) в этом грандиоз­ном концерте природы (Д. Мамин-Сибиряк).

1)2,3,4 2) 1,2,3 3) 1,2,4 4)1,2,3,4

А26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Раздел физики, который изучает электрический ток, называется электродинамикой.

2) Законы, которые открыл Нильс Бор, стали подлинной револю­цией в физике.

3) Работа французского поэта Буало «Поэтическое искусство», в которой изложены основы поэтики, широко известна.

4) Этнография — это наука, которая изучает народы мира.

А27 П Роч итайте те кст.

Моторная память запрограммирована генетически и отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение движений. Усвоив однажды сложный двигательный навык, например, научившись танцевать, ездить на велосипеде или вязать, человек удивительно легко восстанавливает его даже после долгого перерыва.

Образная память связана с работой органов чувств и включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую память. Она спонтанна, гибка и обеспечивает длительное хранение впечатлений. Благодаря этому виду памяти много лет спустя мы можем совершенно точно вспомнить вкус бабушкиного пирога, её голос или прикосновение.

Словесно-логическая память фиксирует информацию, представ­ленную в словесной форме.

В каком из приведённых ниже предложений правильно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Словесно-логическая память — это один из видов памяти.

2) Моторная память очень прочна.

3) Существуют разные виды памяти: моторная, образная, словес­но-логическая.

4) Образная память хранит наши впечатления.

Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.

(1) Настоящим счастьем было, что руководил его высылкой гене­рал великого двенадцатого года, который вовсе не обособлял военно­го дела от семьи, от родства, а стало быть — от будущего.

(2) Генерал Раевский был не стар, суров и внимателен. (3) Он сказал Пушкину:

— Вы едете с нами, я еду в Крым. (4) В Екатеринославле встретим­ся.

(5) И вдруг неожиданно прибавил:

— Время пришло. Пора.

(6) А он сам, Пушкин? (7) Он не был военным, а теперь был выслан и, стало быть, был беззащитен. (8) Не тут-то было.

(9) Нет, он не был беззащитен. (10) Нет, он был воин, хотя и был только поэтом. (11) Он был полководцем. (12) Пехота ямбов, кавале­рия хореев, казачьи пикеты эпиграмм меткости смертельной, без про­маха, и чем они были короче, тем страшнее, как пули.

(13) Его высылали. (14) Куда? (15) В русскую землю. (16) Он ещё не видел её, не знал. (17) Теперь увидит, узнает. (18) И начиналось не с северных медленных равнин, нет — с юга, с места страстей, пре­ступлений. (19) Голицын хотел его выгнать в Испанию. (20) Выгнать. (21) Где больше страстей? (22) Он увидит родину, страну страстей.

(23) Он уезжал. (24) Вернётся ли? (25) Застанет ли кого? (26) Или повернёт история? (27) Она так быстра.

(28) Спокойствие. (29) Ямщик ждёт.

(30) Подлинно, он узнавал родину во всю ширь и мощь на больших дорогах. (31) Да полно, не так и не там ли нужно её узнавать? (32) Ям­щик пел.

(33) Так вот она какова, русская песня! (34) Нетороплива, печальна, раздумчива. (35) Он с жадностью слушал час, другой, третий.

(36) Почтовый колоколец примолк. (37) Он был в условленном месте — Екатеринославле.

(38) Высылка была именно высылкой, не ссылкой: никто не ждал, не встречал, да и остановиться было негде. (39) Он сунулся в един­ственно подходящее место, в открытую дверь. (40) Оказалась харчев­ня…

(41) Вечером его стал бить озноб, прерывисто, по-разбойному. (42) Он стал в бреду спасаться от погони, стал задыхаться, требуя в пус­тыне ледяной воды…

(43) — Зажги лучину! — сказал вдруг суровый, приказывающий го­лос. (44) — Почему здесь нет огня?

(45) Он очнулся. (46) Перед ним стоял генерал Раевский. (47) Ста­рый Раевский, сердито запретивший кому-то оставлять его в темноте и потребовавший у кого-то лучины, был старшим, родным.

(48) Его выслали по срочному приказу.

(49) Не исполнился хитрый план быстрого, бесчестного Голицы­на — он был выслан не прочь из России, не в Испанию, не туда по­дальше, а в Россию. (50) Он с глазу на глаз, лбом ко лбу столкнулся с родной державой и видел, что самое чудесное, самое невероятное, никем не знаемое — всё она, родная земля, родная держава.

(51) Он много в этот год думал об истории всех мест, по которым проезжал, не было, не могло быть немых мест, речь их была точна. (52) Точен, как математика, был стих. (53) И здесь была одна про­клятая загвоздка: не верили. (54) Чем точнее был стих, чем вернее и правдивее было то, о чём он рассказывал, он знал: не будут верить. (55) Невероятно — скажут. (56) Излишне было доказывать. (57) Следо­вало подчиниться. (58) И он подчинился. (59) Более того, нужно было этим законом воспользоваться, можно было писать подлинною кро­вью, писать так, как захочешь писать перед смертью. (60) Словом, цен­зура для него не существовала. (61) Не полицейская цензура, её он знал и власть её испытал, она его выгнала из столицы, эта цензура, а другая страшная цензура — цензура собственного сердца и милых друзей. (62) Он стал писать элегию так, как будто она была последними его стихами, последними словами.

(ПоЮ, Тынянову) <ххххххххххх><х>

Юрий Николаевич Тынянов (1894—1943) — известный литературо­вед и писатель. Автор романов «Пушкин», «Смерть Вазир-Мухтара». В романе «Пушкин» Ю. Н. Тынянов сумел не только запечатлеть живой образ поэта, но и воссоздать атмосферу его семьи, лицея, характерные черты литературной и художественной жизни первых десятилетий XIX века. В романе «Смерть Вазир-Мухтара» он изобразил последний год жизни великого русского писателя, государственного деятеля, диплома­та А. С.Грибоедова.

<ххххххххх>скхх>

А28 Какое из приведённых ниже высказываний противоречит со­держанию текста?

1) Голицын хотел выслать А. С.Пушкина в Испанию.

2) Стих А. С.Пушкина был точен, как математика.

3) А. С.Пушкин с жадностью слушал русскую песню.

4) Высылкой А. С.Пушкина руководил Голицын.

А29 Определите тип речи, использованный в предложениях 1—12.

1) повествование с элементами рассуждения

2) повествование

3) повествование с элементами описания

4) рассуждение

АЗО

В каком из перечисленных предложений употребляется фра-

Зеологизм?

1)1

2) 36 3) 49 4) 50

Часть 2

Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.

В1

Укажите способ образования слова узнавать (предложение 31),

В2

Из предложений 33—37 выпишите качественные прилагатель — ные, употреблённые в тексте в краткой форме.

ВЗ

Из предложения 47 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В4

Среди предложений 45—50 найдите простое неопределённо — личное предложение. Напишите номер этого предложения.

подпись: в5Среди предложений 41—48 найдите предложения с обособлен­ным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

подпись: в6Среди предложений 36—42 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.

подпись: в7Среди предложений 49—57 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи соединительного союза и наречия. Напишите номер этого предложения.

подпись: в8Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе тек­ста, который вы анализировали, выполняя задания А28—АЗО, BlВ7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особен­ности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответству­ющие номеру термина из списка.

подпись: список терминов: 1) антонимы 2) градация 3) синекдоха 4) парцелляция 5) сравнение В данном фрагменте романа повествование движется особой подачей событий и переживаний душевной жизни А. С.Пушкина. Для этого авто­ром использованы такие средства художественной выразительности, как (предложения 12,52) и(предложение 17), Ю. Тынянов обраща­ется также к(предложение 42) и к(предложения 55—58). И постепенно лирически напряжённая авторская речь в нашем воспри­ятии приобретает сходство с речью стихотворной.

6) метафора

7) риторический вопрос

8) риторическое обращение

9) лексический повтор

Часть 3

подпись: с1Напишите сочинение по прочитанному тексту.