Меню

Как пишется слово березонька или березонька

Проверочное слово к слову «береза»

Попробуйте самостоятельно найти проверочное(ые) слово(а) согласно инструкции ниже, если не вышло, ответ в следующем абзаце.

Для данных слов, несмотря на то, что это разные части речи, возникает одинаковый вопрос: «Нужна ли буква «т» в корне при письме?». Ищем слова, которые помогут нам проверить наличие буквы «т» в корне (это и есть наши проверочные слова):

честный — честь, значит пишем с буквой «т»;

опасный — опасность, хоть в проверочном слове и появляется буква «т», но она относится к суффиксу «ость», а в корне буква «т» отсутствует, поэтому «опасный» пишем без «т»;

агентство — агент, при проверке четко видна буква «т», поэтому она будет и в проверяемом слове;

взгрустнуть — грусть, проверочное слово к проверяемому слову указывает на наличие «т» в корне слова;

прояснить — ясно, корень проверочного слова не содержит букву «т», соответственно, и проверяемое слово тоже.
Проверочные слова для безударных гласных в корне

На самом деле, проверочные слова могут помочь не только с корневыми согласными, с их помощью можно определить правильную гласную в безударном слоге (цвЕто’к — цвЕ’т, дОли’на — дО’л). В некоторых случаях нужно подбирать разные проверочные слова, чтобы определить правильность написания разных букв слова, например: «зОлОтой» первые две буквы «о» не под ударением и вызывают сложность, поэтому мы подбираем слова, где эти буквы будут слышаться и писаться однозначно: зО’лото (проверочное слово для первой буквы «о»), позолО’та (проверочное слово для второй буквы «о»).

Всегда ли можно подобрать проверочное слово?
В русском языке многие слова не имеют проверочных слов. Тому существует несколько причин:
— заимствованные слова, которые происходят от слов из других языков (бестселлер, фантазия);
— слово изменило первичное написание (устаревшее слово «робота» заменило современное — «работа»);
— все словоформы вызывают сложности в определении проблемного места, такие слова обычно называют словарными (лестница, праздник, чувство и т.д.), их написание необходимо запомнить.
Алгоритм подбора проверочного слова? Примеры использования и цитаты с «береза»

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. ещё

» Береза. » Бобыль и Дружок. » Брату человеку.

Есенин Сергей — поэмы, стихи, проза

произведения Толстого Алексея Константиновича…

Проверочное слово к слову «берёза»

О напи­са­нии бук­вы «е» в пер­вом сло­ге сло­ва «берё­за» справ­ля­ем­ся в орфо­гра­фи­че­ском сло­ва­ре. Это сло­вар­ное слово.

Проверочное сло­во к сло­ву «берё­за» потре­бу­ет­ся пото­му, что при его про­из­но­ше­нии уда­ре­ние пада­ет на вто­рой слог. В сла­бой пози­ции без уда­ре­ния ока­зал­ся глас­ный в пер­вом слоге:

Возникает затруд­не­ние, как пра­виль­но пишет­ся сло­во, «берё­за» или «бирё­за»?

Как проверить букву «е» в слове «берёза»?

В рус­ском язы­ке в без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся та же бук­ва, кото­рая высту­па­ет в том же сло­ге, когда он нахо­дит­ся под уда­ре­ни­ем. Чтобы про­ве­рить напи­са­ние без­удар­но­го глас­но­го, обо­зна­чен­но­го бук­вой «е», в корне инте­ре­су­ю­ще­го нас суще­стви­тель­но­го, изме­ним его падеж­ную фор­му или под­бе­рем про­ве­роч­ное сло­во сре­ди род­ствен­ных лек­сем, что­бы сомни­тель­ный глас­ный ока­зал­ся под ударением:

  • тон­кая б е рёз­ка;
  • бело­стволь­ная б е рёзонь­ка;
  • густой б е р е зня́к;
  • б е рёзо­вый веник;
  • моло­дой подб е рёзо­вик.

Первый глас­ный звук ана­ли­зи­ру­е­мо­го суще­стви­тель­но­го так и остал­ся без­удар­ным во всех род­ствен­ных сло­вах, как и в его падеж­ных формах:

  • б е рёза- моло­дые б е рёзы;
  • кора б е рёзы, б е рёз; подой­ду к б е рёзе, к б е рёзам и т. п.

Почему в слове "береза" пишется безударная гласная "е"

Чтобы усво­ить пра­виль­ное напи­са­ние иссле­ду­е­мо­го сло­ва. про­чтём при­ме­ры предложений.

Примеры предложений со словом «береза» из художественной литературы

Иногда встре­ча­лись груп­па­ми бере­за и лист­вен­ни­ца, клён, липа и дуб дро­вя­но­го харак­те­ра (В. Арсеньев. Дерсу Узала).

Впереди, где кон­ча­лась чаща, сто­я­ли берё­зы, а сквозь их ство­лы и вет­ви вид­на была туман­ная даль (А. Чехов. Свирель).

В берё­зах про­сы­па­ют­ся, нелов­ко пере­ле­та­ют гал­ки (И. Тургенев).

Она вышла из чащи сереб­ри­стых берёз и лег­ко побе­жа­ла по обрыз­ган­но­му росой лугу (Джек Лондон. Дочь снегов).

Она рос­ла на неболь­шой полян­ке, пря­мая, строй­ная бере­за, с белым ство­лом, с паху­чи­ми, лако­вы­ми листоч­ка­ми (Н. Вагнер).

В суще­стви­тель­ном «б ерё за», как и в искон­но рус­ских сло­вах бере­жок, дере­вья, про­сле­жи­ва­ет­ся пол­но­гла­сие -ере-. Если мы научим­ся заме­чать его в этом сло­ве, то это помо­жет в запо­ми­на­нии напи­са­ния бук­вы «е» в пер­вом слоге.

Как правильно пишется слово «берёза»

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: лавровый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «берёза&raquo

Синонимы к слову «берёза&raquo

Предложения со словом «берёза&raquo

  • Вот уже видны мелькающие между стволов берёз белые кресты на тёмной броне танков.

Цитаты из русской классики со словом «берёза»

  • Тарантас встряхнулся, заболтал колокольчик, лошадиные спины заскакали живее. Между тем на небе, казалось, действительно что-то надумано. На горизонте все потемнело, солнце низко купалось в тучах, красное, чуть видное, зенит угасал, и туманы взбирались все смелее и выше. Шептали березы , шуршали тощие хлеба, где-то в листве каркала одинокая ворона.

Сочетаемость слова «берёза&raquo

Какой бывает «берёза»

Значение слова «берёза&raquo

БЕРЁЗА , -ы, ж. Лиственное дерево с белой корой. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «берёза&raquo

  • «Люби!» — поют шуршащие берёзы,
    Когда на них серёжки расцвели.
    «Люби!» — поёт сирень в цветной пыли,
    «Люби! Люби!» — поют, пылая розы.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «берёза&raquo

БЕРЁЗА , -ы, ж. Лиственное дерево с белой корой.

Предложения со словом «берёза&raquo

Вот уже видны мелькающие между стволов берёз белые кресты на тёмной броне танков.

Простой письменный стол из карельской берёзы стоял у окна и такое же кресло, а затем несколько простых стульев были расставлены кругом по стенам.

Возьми, например, сухие листья берёзы, измельчи, залей кипятком, накрой крышкой и дай настояться 30–40 минут.

Какое проверочное слово к словам: береза, березки, березовый?

Правописание слов не всегда можно проверить способом подбора проверочных слов. В языке существует много слов, правописание которых нужно запомнить и проверять по орфографическому словарю. К таким словам относятся и слова БЕРЕЗА, БЕРЕЗОВЫЙ, БЕРЕЗКИ.

Начнём с середины:

1.Берёзки. Если имеется в виду Именительный падеж множественного числа имени существительного «берёзка», то проверочными словами будут «берёза, берёзонька, берёзовый». Проверяется согласная «З».

2.Берёза. Применяем проверку сопоставлением. Проверяем безударное окончание существительными 1-го склонения с ударными окончаниями: «сосна, весна, слеза». Проверяется гласная «А».

3.Берёзовый. Проверяем гласную «О» в суффиксе методом сопоставления. «Сосновый, дубовый, еловый». Три проверочных слова я всегда считала достаточным количеством.

Таким образом, все три предложенных слова с корнем «-берёз-» — проверяются. Иные предположения неверны.

Данные слова объединяет одна орфограмма -«Правописание безударной непроверяемой гласной в корне слова». Проверочных слов к первой букве Е нет.

В слове березки наблюдается орфограмма «Правописание парной согласной в корне слова». находим проверочные слова, чтобы после согласной следовала гласная либо сонорная: березовый, березонька, береза, березняк.

В слове БЕРЕЗОВЫЙ мы пишем О, поскольку она входит в состав суффикса прилагательного ОВ-, суффикса ав в русском языке нет.

Слово «БЕРЕЗА», является существительным, имеет женский род и находится в единственном числе.

Постарайтесь запомнить для себя, написание слова «береза» и всех ее однокоренных слов — березки, березовый. Проверить эти слова никак не получится, так как они являются словарными и их написание следует просто выучить.

По школьной программе, учитель литературы, часто задает стихотворения, где встречается слово «береза», вот и старайтесь наглядно его запомнить.

В данных однокоренных словах, предложенных нашему вниманию, проблемы с написанием могут возникнуть только букв: первая и буква -З. Букву -Е мы никак проверить не сможем, следует просто запомнить, что пишется -Е а не -И. А вот буква -З вполне проверяется словами: БЕРЕЗОНЬКА, БЕРЕЗНЯК, БЕРЕЗОВЫЙ.

Березка — березки — березовый. данное слово подлежит запоминанию, потому что гласные буквы Е не проверяемые. Но согласная буква З может быть проверена словом березонька. Ведь не скажем мы бересонька. Поэтому слово березонька может считаться проверочным словом.

Береза, первую букву Е никак нельзя проверить и даже однокоренные слова в этом не помогут. Правильное написание этого слова просто следует запомнить, чтобы не совершать ошибок и не писать бИреза, ведь в русском языке нет такого слова!!

Вообще, в данном случае ошибку можно допустить лишь в написании буквы С вместо З. Чтобы проверить правильность написания слов берёза берёзовый, можно воспользоваться проверочным словом берёзки. З здесь прекрасно слышится.

Первую Е никак проверить нельзя, потому что в данном случае слова словарные, их написание проверяйте по словарю. А вот З в слове «березки» можно проверить словами «береза» или же «березовый» из Вашего же списка.

Из перечисленных слов, сомнения могут возникнуть в правильности написания пятой буквы — берёЗки или берёСки. А проверочными словами могут служить приведенные в самом вопросе слова — Берёза или Берёзовый.

Министерство
культуры Российской Федерации 

федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 

«Самарский
государственный институт культуры»

Факультет
современного искусства и художественных коммуникаций Кафедра режиссуры
театрализованных представлений и праздников

Направление
подготовки (специальность) 51.03.05
Режиссура театрализованных представлений и праздников

по дисциплине «Режиссура массового театрализованного
праздника»
Тема: «Темпо – ритм как выразительное средство в режиссуре
массового
театрализованного праздника» 

Выполнила:
Юсупова Екатерина Валерьевна, 3 курс, группа ФС-35, заочная
форма
обучения

Руководитель
работы: Гацук Сергей Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент
кафедры РТПП

К защите
допущена_____________________

дата, подпись руководителя

Защищена с
оценкой____________________

прописью

Самара, 
2021г.

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1.
Теоретико-методологические основы темпо-ритма как выразительного средства в
режиссуре массового театрализованного

праздника…………………………………………………………………………..6

§ 1 Понятие темпо-ритма в театральной режиссуре…………………….6

§ 2 Поиск особенностей
темпо-ритма в режиссуре массового театрализованного праздника……………………………………………………………….11

Глава 2. Технология
организации темпо-ритма как выразительного средства в режиссуре массового
театрализованного праздника…………………………………………………………………………14

§ 1 Разработка 
темпо-ритма в режиссуре массового театрализованного
праздника……………………………………………………………………………14

§ 2 Темпо-ритм
массового театрализованного праздника как постановочная концепция
режиссера……………………………………………..16

§ 3 Практический анализ
темпо-ритма как выразительного средства на примере массового театрализованного
праздника «Вейся, березонька»………………………………………………………………………..19

Заключение…………………………………………………………………..24

Список литературы…………………………………………………………25

Приложение…………………………………………………………………28

Введение

Актуальность.  Существует большое количество массовых
праздников на улицах, в парках, на площадях городов и сел. Массовые
представления (или театрализованные концерты) являются составной частью
карнавалов, шествий, праздников на воде. Над подобными мероприятиями кропотливо
работают организаторы, где главная роль отводится режиссеру.  

Режиссер пишет
сценарий, создает постановочный план массового праздника. В эту работу
включаются композиторы, дирижеры, хореографы, режиссеры спортивных эпизодов и
номеров оригинального жанра. Большую роль в подготовке такого массового
театрализованного праздника, играет художник, который разрабатывает
художественно-образное решение. Не обойтись в подготовке без художника по
свету, он  помогает раскрыть режиссерский замысел. Одним из ярких выразительных
средств является звуковое оформление таких праздников. Но  одной из самых
сложных проблем, стоящих пред режиссером является  поиск верного темпо — ритма
массового действия. Темпо-ритм считается эффективным выразительным средством
для достижения режиссерской цели.

У неопытных и молодых
режиссеров зачастую возникают проблемы с верным определением темпо-ритма того
или иного праздничного мероприятия. Это сказывается на качестве праздника,
влечет за собой искажение идейного содержания и смещение смысловых акцентов
праздничного действия. Правильно заданный темпо – ритм  праздника будет
способствовать решению многих творческих задач. Таким образом, верная или
неверная оценка событий, определение темпо — ритма сцены являются для нас
вопросами глубоко принципиальными и имеют решающее значение для правильного
развития сквозного действия праздника, для художественного раскрытия идеи.

Проблема. Художественные
выразительные средства, включая темпоритм,  в режиссуре массового
театрализованного праздника создают характер мероприятия. Создание неверного
темпа-ритма может привести к полностью неправильному восприятию темы, идеи
праздника, самого события, как следствие не реализация идейно-тематического,
художественного замысла режиссера, негативное впечатление от постановки у
зрителя.

Цель: Исследовать
темпо-ритм как выразительное средство в режиссуре массового театрализованного
праздника. 

Задачи исследования:

1.                 
Изучить понятие темпо-ритма в режиссуре театрального спектакля.

2.                 
Рассмотреть понятие темпо-ритма в режиссуре массового
театрализованного праздника.

3.                 
Поиск особенностей организации темпо-ритма в режиссуре массового
театрализованного праздника.

4.                 
Проследить темпо-ритмическую основу массового театрализованного
праздника как постановочную концепцию.

5.                 
Проанализировать темпо-ритм как выразительное средство на примере
массового театрализованного праздника «Вейся, березонька».           Степень
изученности темы в научной литературе.
Основные особенности и понятие
темпо-ритма представлены в трудах К.С. Станиславского, Н.М. Горчакова, в
учебных пособиях А.В. Плотникова, И.М. Туманова, Л.Н. Лазаревой. История,
традиции и формы устного творчества календарного русского народного праздника
Святой Троицы рассматриваются в работах В.П. Аникина.

Необходимо отметить недостаточную научную
и методическую степень изученности  темы исследования, что в свою очередь
подтверждает актуальность данной работы.

Объект курсовой
работы
– темпо-ритм как выразительное средство в режиссуре массового
театрализованного праздника.

Предмет курсовой
работы
– технология разработки и определения темпо-ритма массового
театрализованного праздника.

Методы исследования:
изучение источников литературы, наблюдение (включенное). 

Структура курсовой
работы
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы,
приложений.

Глава 1. Теоретико-методологические
основы темпо-ритма как

выразительного
средства в режиссуре массового театрализованного

§1 Понятие
темпо-ритма в театральной режиссуре

Понятие темпо-ритма
берет свое начало в театральной режиссуре. В системе Константина Сергеевича
Станиславского поиск темпо-ритма спектакля занимает важное место наряду с
определением темы, идеи и сверхзадачи. Вместе с этим, в учебниках для студентов
театральных ВУЗов крайне мало теории и развернутых объяснений на изучаемую
тему. Для того чтобы разобраться в понятиях темп и ритм массового
театрализованного праздника, необходимо сначала изучить данные тезисы
относительно театрального искусства в-целом. 

Основатель театральной
системы К.С. Станиславский трактовал изучаемое понятие следующим образом:
«Темпо — ритм всей пьесы — это темпо-ритм ее сквозного действия и подтекста. А
вы знаете, что при сквозном действии нужны две перспективы всего произведения:
артиста и роли. Подобно тому, как художник раскладывает и распределяет краски
по всей картине, ища между ними правильного соотношения, так и артист ищет
правильного распределения темпо-ритма по всей сквозной линии действия пьесы»
[22, С.184].

В учебном пособии В.В.
Петрова «Основы практической режиссуры: теория и методика» понятие темпо-ритма
трактуется так: «Темп – это скорость исполняемого действия. Ритм – это
внутренний эмоциональный накал переживаний артиста – степень интенсивности его
действия и степень размеренности, с которой совершается действие (плавный ритм
или рваный ритм)» [19, С.63].

Автор книги
«Режиссерские уроки К.С. Станиславского» Горчаков Н.М. приводит пример диалога
Константина Сергеевича с актерами в процессе работы над спектаклем, в котором
темпо-ритм представляется как усиление и ослабление стремления. «Вы сейчас
ведете всю сцену в том внутреннем ритме, какой бог Аполлон ниспошлет на вас. Не
вы управляете ритмом сцены, а он вами. Так не полагается: ритм! надо уметь
подчинять себе так, как подчиняет своей воле опытный наездник строптивую
лошадь… Сценический ритм — это не убыстрение или замедление темпа, счета, а
усиление или ослабление стремления, желания исполнить задачу, совершить
внутреннее или внешнее физическое действие. Прошу вас всех запомнить это очень
крепко и не смешивать ритм внутренний, сценический, с ритмом внешним!, с
темпоритмом в музыке. Хотя для того, чтобы проверить наш сценический внутренний
ритм, мы пользуемся часто, как вы только что могли убедиться, приемами,
принятыми в музыке, — дирижированием, внешним показом ритма. Попрошу всех трех
исполнителей сейчас продирижировать мне свой ритм на протяжении всего .диалога,
взяв опять за исходную точку ваши отношения друг к другу, ваши задачи по сюжету
пьесы, ваши мысли и ударные, главные моменты и слова в этой картине.

Я нарочно сказал
«ударные» моменты. Они должны прозвучать в той оркестровке вашей роли, которую
вы нам сейчас продирижируете, как ударыакценты в настоящем оркестре. Это
литавры и тарелки в тексте вашей роли!… Снова шел между ними «разговор»
глазами, снова прорывались у них «главные» слова, а иногда и целые фразы, но в
то же время мы видели, что они стремились подчинить свои отношения, мысли и
слова определенным внутренним задачам, внешне обозначая для Станиславского это
подчинение тем движением руки, которое он на своем языке называл
«дирижированием»… Ваши ответы меня вполне удовлетворяют. Они мне говорят о том,
что к поискам ритма в диалоге вы отнеслись, как к внутреннему процессу,
процессу проверки ритмом задач и кусков роли, а не как к внешнему замедлению
или убыстрению речи. Понятие сценического ритма сложное, разностороннее и, в
известной мере, индивидуальное» [5, С.70].

Горчаков в своей книге
приводит также следующую цитату Константина Сергеевича относительно изучаемого
понятия: «Так должно быть и на сцене.

Сценическая жизнь не должна прерываться
условными «входами» и «уходами» актеров. Нет ничего безвкуснее подчеркнутого
«выхода» актера и эффектного, «под занавес», ухода его со сцены. Надо
стремиться на сцене к той гармонии ритма, звука, света и психофизических
действий, которыми насыщено каждое мгновение подлинной жизни. К сожалению, у
нас под гармонией сценической жизни, сочетающей те элементы, которые я вам
только что назвал, обычно понимают какое-то нелепое соединение музыки, пластики
и декламации» [5, С.72].

В работе П.М. Ершова
«Искусство толкования» понятие темпо-ритма раскрывается несколько абстрактно,
но несет в себе определенный смысл, помогающий приблизиться к более точному
определению: «Если однообразную повторяемость — метр, счет, такт, симметрию —
назвать «порядком», то ритм есть беспорядок в порядке, или упорядоченный
беспорядок. Ритм требует беспрерывного порядка, чтобы демонстрировать свою
власть и возможность по произволу беспрерывно нарушать его. Метр, счет, такт,
повторяемость порядка в произведении искусства -это неискусство; ритм — элемент
искусства и признак его присутствия…Ритмы разнообразны, как и значения,
заполняющие и переполняющие сетку членения времени или пространства. Но само
появление ритма есть первый признак, намек, говорящий о приближении искусства.
Ритм всегда связан с некоторой легкостью, с независимостью причуды, с бездумной
вольностью и смелостью. Все это появляется мгновениями в бытовых танцах, в
народной песне, в пляске, в узоре, это же можно видеть в старинных постройках и
предметах быта»[7, С.192].

Б.Е. Захава в книге
«Мастерство актера и режиссера» дает следующее развернутое трактование понятие
темпа и ритма на сцене: «Всякое действие человека или группы людей имеет
определенный ритм. Оно протекает всегда с той или иной скоростью (в
определенном темпе), связано всегда с определенным напряжением мускульной и
нервной энергии, имеет определенный ритмический рисунок, определяемый
изменениями в скорости и в силе тех движений, из которых оно состоит. Ритм
имеют не только внешние (физические) действия человека, но и внутренняя
(психическая) его жизнь: в определенном ритме текут мысли, возникают, растут и
угасают чувства. При этом каждому отдельному человеку присущ особый ритм, в
котором по преимуществу протекают его физическая и духовная жизнь. Свой особый
ритм имеет и каждая национальность, каждая страна, каждый город, каждое место
действия (вокзал, больница, музей, ресторан и т.п.), каждое событие, каждое
явление природы — словом, все, что связано с движением, внешним или внутренним.
Следовательно, и все, что происходит на сцене, тоже должно .иметь свой ритм.
Свой особый ритм должен иметь каждый диалог, каждый эпизод, каждый кусочек
сценической жизни, каждый образ, каждое движение этого образа… Все эти
отдельные ритмы переплетаются, взаимодействуют и складываются в определенный
ритмический рисунок спектакля, в определенное ритмическое построение. 

Найти, почувствовать,
пережить все эти ритмы, связать их в один непрерывный поток сценической жизни и
реализовать все через актеров таким образом, чтобы получился точный ритмический
рисунок спектакля, органически (а не механически) связанный с его содержанием,
вытекающий из этого содержания и выражающий его, — не к этому ли в конце концов
сводится почти все, что заключено в задаче: поставить спектакль? Не обладая
чувством ритма, эту задачу решить невозможно» [8, С.65].

Станиславский
подчеркивал, что «темпо-ритм возбуждает не только эмоциональную память», но и
«помогает оживлять нашу зрительную память и ее видения. Овладевая темпо-ритмом,
актер одновременно стимулирует рождение необходимых зрительных образов,
осваивая и как бы присваивая события и обстоятельства пьесы, — так
высказывается Н.А. Зверева о темпоритме в учебном пособии «Мастерство
режиссера». [27, С.10].

Зачастую именно через
ритм спектакля передается вся гамма эмоций, поэтому важно верно определить и
пронести через спектакль жизненную эмоцию, не идущую вразрез с реальностью. В
ином случае зритель «не успеет» за внутренними преобразованиями героев, не
уловит нить (сквозное действие), и как следствие – не проживет и не почувствует
основную мысль всего спектакля. Для того чтобы определить ритм недостаточно
опираться только на слова действующих лиц или действия, совершаемые в той или
иной сцене. Необходимо обратить внимание на темпераменты и яркость характеров,
масштабность затрагиваемой в пьесе темы. 

Изучение темпо-ритма в
разрезе театрального искусства позволило сделать следующие выводы:

             
Темпо-ритм – это особая ритмическая структура спектакля, не
имеющая постоянства и меняющаяся в зависимости от сцен спектакля.

             
Ритм рождается не из внутренней «торопливости» актера, его
желания быстрее произнести написанный текст, но из четкого понимания своей
роли, героя и его сверхзадачи, режиссерского замысла.

             
Темпо-ритм является составляющей всей нашей повседневной жизни и
начинается с внутреннего состояния человека. Различные внешние факторы вводят
нас в состояние паники, встревоженности. Этот принцип работает, в том числе, на
сцене. Только органичное проживание роли актером и скрупулѐзное выполнение
застольного этапа работы над пьесы режиссером помогут найти верный темпо-ритм.

Поскольку театрального
искусство и театрализованное массовое действо сильно и тесно перекликаются друг
с другом, мы можем отнести выше озвученные выводы и к режиссуре праздника.
Однако, в следующем параграфе мы постараемся раскрыть понятие и особенности
темпо-ритма непосредственно в театрализованном празднике.

§ 2 Поиск  особенностей темпо-ритма в режиссуре  массового
театрализованного праздника

Понятие темпо-ритм в
театральной режиссуре было рассмотрено в первом параграфе. Обратимся к
литературе по изучаемому понятию в рамках режиссуры массового театрализованного
действа. 

Учебное пособие
«Режиссура массового театрализованного действа. Словарь» от Пермского
государственного института искусств и культуры предлагает следующее объяснение
понятий темп, ритм и темпо-ритм.

Темп — (ит. tempo, <
лат. tempus — время), 1) степень быстроты движения, осуществления,
интенсивность развития чего-л., в исполнении чего-л., какого-н. дела, задания.
2) (В физических упражнениях) определенная частота повторения выполненных
многократно движений (напр., шагов при ходьбе); 3) (Муз.) скорость следования
метрических счетных единиц; основной Т. (в порядке возрастания): лагро, ленто,
адажио (медленные Т.); анданте, модерато (умеренные Т.); аллегро, виво, престо
(быстрые Т.); некоторые жанры (марш, вальс) характеризуются определенным Т.;
для точного измерения Т. Служит метроном; 4) (В театре) течение выступления
артиста во времени (быстромедленно) относится к внешнему проявлению сквозного
действия [25, С.92].

Ритм — (гр. rhythmos —
мерное течение), 1) чередование каких-л. эл-тов (звуковых, речевых, цветовых и
т. п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой;
размеренность в протекании, совершении чего-л 2) (Муз) временная организация
муз. звуков и их сочетаний. С 17 в. в музыке утвердился тактовый, акцентный
ритм, основанный на чередовании сильных и слабых ударений. Системой организации
служит метр. 3) Упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава
речи, «определенное его смысловым заданием. 4) (В стихе) — а) общая
упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем Р. в этом
значении является метр, б) реальное звуковое строение конкретной стихотворной
строки в противоположность отвлеченной метрической схеме; в этом значении,
наоборот, ритм, является частным случаем («ритмической формой», «вариацией», «модуляцией»)
метра и стихотворного размера. 5) (В искусстве) важнейшее формообразующее
средство художественного произведения — музыкального, поэтического,
театрального — основанное на закономерной повторяемости в пространстве и/или во
времени аналогичных элементов и отношений через соизмеримые интервалы с
вариативными пропусками или сгущениями отдельных ритмических единиц. 6) (В
сценическом и эстрадном искусстве, в массовом представлении) это пульс
внутреннего действия. Отдельные ритмы складываются в ритмический рисунок
представления, в ритмическое настроение. {Ритмические волны. Ритмический
повтор. Ритмичный) [25, С.75].

Темпо-ритмсочетание
ритма (напряженности пульса, внутренней интенсивности постановки) и темпа
(внеш. проявления хода сквозного действия), которые могут либо совпадать. либо
резко контрастировать друг с другом. Темпо-ритм театрализованного представления
— сочетание взаимодействия внутренней и внешней динамики исполнения и сочетание
номеров и эпизодов. В верном темпо-ритме представления заложен успех его
восприятия как единого непрерывно и стремительно развивающегося действия,
идущего как бы на одном дыхании. Современные режиссеры чаше всего используют
синкопированное построение темпо-ритма (при непременном соблюдении закона его
нарастания). То есть такое чередование и сочетание номеров, которое приводит к
резкой, контрастной смене (переакцентировке) ритмов. Сочетание темпо-ритмов —
одно из действенных выразительных средств, позволяющих режиссеру наиболее точно
и ярко выявить через динамику развития эпизода его главную мысль [25, С.92].

Автор книги «Режиссура
массового праздника и театрализованного концерта» Туманов И.М. пишет: «Иначе
говоря, драматургия массового действия должна строиться так, чтобы во внешней
форме подачи материала найти внутренний образ, соответствующий его идее, ритму,
дыханию…  Режиссер должен объединить эту массу зрителей, помочь им
сосредоточиться на стержневой теме действия. Раскрытие темы начинается  с
пролога. Этому может служить художественное оформление территории праздника,
музыкальное оформление, объединяющее его части и диктующее его ритм, слово, в
частности поэтическое, направляющее мысли участников массового праздника в
русло, намеченное режиссером. <…> Важная задача режиссера праздника —
непрерывность воздействия его программы на зрителей, необходимость поддерживать
интерес к заложенной в ней теме. Достигается это сменяемостью жанров и ритмов,
дающих нагнетание, нарастание действия, объединяющих его. <…> [24, С.74].

Темпо-ритм это
психофизическая напряженность сценического действия в зрелище, которая не
только обнаруживает психологическую атмосферу действия, но и служит монтажу
эпизодов, диалогов и монологов, реплик и жестов, непосредственно влияет на
динамику режиссерской мысли [24, С.74].

Таким образом, темпо-ритм
в массовом театрализованном празднике – это важное выразительное средство
режиссера для транслирования главной идеи, сочетание внешнего и внутреннего
актерского исполнения, а также синтез номеров и эпизодов, образующих в итоге
органичную, сценическую легкость всего действа, когда зритель полностью
поглощен происходящим. 

Глава
2. Технология организации темпо-ритма как выразительного средства в режиссуре
массового театрализованного праздника

§ 1 Разработка   темпо-ритма в режиссуре массового
театрализованного праздника

Выявление темпо-ритма
массового театрализованного праздника – процесс кропотливый, требующий от
режиссера застольной работы над сценарием, его идеей, сквозным действием и
сверхзадачей. В некоторых случаях определение ритма осложняется отсутствием
теоретической основы. Однако упростить не легкую режиссерскую задачу
предоставляется возможным, если опираться на существующие примеры организации
темпо-ритма в спектаклях:

              
Метр. Волкова Г.А. в учебнике для студентов «Логопедическая
ритмика» пишет, что этот  тип организации основан на благозвучном сочетании
темпов и точно повторяющихся элементах ритмической структуры. Используется для
передачи простой информации. Например, в массовом театрализованном празднике в
роли метрического типа может выступать объявление номеров в театрализованном
представлении (донесение простой информации и повторение) или использование
технического поворотного круга при смене эпизодов [28, С.59]. 

              
Контрапункт. Это понятие рассматривает в электронной книге
«Основы режиссуры» Карп Вячеслав, он пишет, что  темпо-ритм в таком случае
основан на диссонансном (в отличие от метрического типа) звучании темпов
ритмических структурных элементов. Драматургия и театральная режиссура ярко
демонстрирует организацию такого ритма в ряде тематических линий и параллельных
интриг. Контрапунктный тип может выражаться в контрастном действии или
бездействии отдельного персонажа в противовес остальным героям. Например,
музыкальное сопровождение в театрализованном празднике отражает не движение
главного действующего лица, а его внутреннее состояние[30, С.119].

              
Лейтмотив. Основной данного типа организации темпо-ритма являются
повторы риторической фигуры, словесные и эпизодические повторы, а также диалоги
или монологи, возвращающие к одному и тому же (например, у Мольера или Чехова).
В массовом театрализованном представлении такой тип темпо-ритма может
выражаться в повторении эпизодов или фразе повторяющейся фразе главного героя
[30, С.60].

Зачастую именно через
ритм праздника передается вся гамма эмоций, поэтому важно верно определить и
пронести через мероприятие жизненную эмоцию, не идущую вразрез с реальностью. В
ином случае зритель «не успеет» за внутренними преобразованиями героев, не
уловит нить (сквозное действие), и как следствие – не проживет и не почувствует
основную мысль. Для того чтобы определить ритм недостаточно опираться только на
слова действующих лиц или действия, совершаемые в том или ином эпизоде.
Необходимо обратить внимание на темпераменты и яркость характеров, масштабность
затрагиваемой в действе темы. 

Кроме того, в книге К.С. Станиславского
«Работа актера над собой в творческом процессе воплощения» говорится о том, что
существует условное деление темпо-ритма на 10 значений, где 0 – смерть, 1 –
высшая точка бездействия, рождение или начало чего-то нового, а 10 – пиковая
точка возбудимости. На протяжении театрализованного праздника темпо-ритм не
может сохраняться на одном «делении», он будет меняться в зависимости от
событий, технического и музыкального сопровождения, действий и внутреннего
ощущения исполнителей [28, С.201].

Характеристиками
темпо-ритмического рисунка любого театрализованного представления являются
продолжительность каждого эпизода и представления; ритмичность и аритмичность
временных отрезков, следующих друг за другом эпизодов; контрастность эпизодов
по режиссерскому решению и выбору выразительных средств; темп как количество
действий в единицу времени. Действенность темпо-ритма, то есть создание
эмоционального настроя у зрителей на активное восприятие представления, во
многом зависит от продолжительности зрелища (не более 1,5–2 часов),
разнообразия и интенсивности событий. Если режиссером взят верный темпо-ритм,
то чувства и переживания зрителя создаются сами собой. 

§ 2 Темпо-ритм массового театрализованного праздника как
постановочная концепция

Независимо от формы
проведения и жанра массовые праздники и зрелища несут в себе некоторые схожие
специфические качества:

              
Собственная морфология в феномене массовых праздников.

              
Участие зрителей в происходящем действии.

              
Смена впечатлений у зрителя в процессе мероприятия, достигаемая
благодаря различным выразительным средствам.

Разумеется, массовые
театрализованные праздники также вызывают у участника чувство праздника,
появляющееся как следствие вышеописанной смены впечатлений. Использование
выразительных средств, в данном случае, как и в театральном искусстве, помогают
достичь главной цели – передать через художественные образы основную идею и
мысль режиссера. 

Так же, как и в театре, выразительными средствами могут
выступить:

              
актерская игра;

              
музыкальное и световое оформление;

              
атмосфера;

              
костюмы и декорации;

              
технические инструменты (проектор, поворотный круг и т.д.) темпо-ритм.

Последний является
одним из важнейших выразительных средств режиссера в массовом театрализованном
празднике. Это обусловлено:

1.                 
Синтезом искусств в празднике. Для проведения праздника режиссеры
используют огромное количество видов искусств. Праздничные действа не
ограничивают фантазию и позволяют внедрять любые формы и виды творчества –
театральное, музыкальное, вокальное, хореографическое, художественное,
графическое, эстрадное, цирковое, литературное и фотографию.  Каждый вид
искусства несет в себе свой темп, соединить их в одно целое действо, несущее в
себе легкость и органичность, под силу только данному выразительному средству –
темпо-ритму. С помощью него «сглаживаются» переходы от одной формы творчества к
другой.

2.                 
Сменой эпизодов. Поскольку, как уже писалось выше, видов искусств
может быть задействовано много, появляется большое количество эпизодов в
празднике. Плавный переход от одному к другому эпизоду невозможен без
применения верно найденного темпо-ритма.

3.                 
Границей с реальной жизнью. Феномен массового театрализованного
праздника заключен, в том числе, и в близости происходящего на сцене к жизни.
Несмотря на то, что зачастую персонажи внешне мало похожи на нас самих, в их
поступках и действиях можно проследить жизненные ситуации. В них же существует
естественный, присущий определенному событию, темпо-ритм. Если же режиссером не
будет учитываться данный феномен, появится сильно ощутимая зрителем граница
между искусством и реальностью. Как следствие, передача основной идеи станет
затруднительной. 

Режиссерский метод
создания праздника имеет структурный характер, постановка каждого спектакля или
представления это полифония всех частей праздника, условного по своей природе и
безусловного в своем выражении. Еще одной из непременных особенностей
театрализованного массового действа является необходимость острой смены темпа и
ритма внутри каждого эпизода и в самом действии в-целом. Такое выразительное
средство режиссуры, как темпо-ритм, вбирает в себя скорость, частоту повторения
сцен и событий по времени. Учитывая, что ритм может быть физическим (внешним) и
психологическим (внутренним), становится понятно, что механический ритм
действует на нашу психологическую (внутреннюю) жизнь, на чувство и переживание.
Ритм определяет эмоциональную организацию сценического действия, вытекает
глубоко из природы создаваемого художественного образа, связанного, в свою
очередь, со всей средой, в которой рождается вещь. Именно поэтому нахождения
верного темпо-ритма является одной из основных проблем в режиссуре.

Каждый эпизод должен
обладать собственным ритмом, который логично вольется в общий ритм праздника.
Ритм предполагает развитие действия с перерывами и постепенностями, с
остановками при большом количестве динамических событий, необходимыми для
осмысления и оценки событий. 

Характеристики
темпо-ритмического рисунка в массовом театрализованном празднике:

           
продолжительность каждого и отдельно взятого эпизода, а также
всего представления в-целом;

           
аритмичность и ритмичность временных отрезков и эпизодов;

           
наличие контрастности в эпизодах;

           
количество действий в определенную единицу времени (темп).

Таким образом,
темпо-ритм в режиссуре массового театрализованного праздника является важным
выразительным средством. Разумеется, лишь с помощью опыта в организации
мероприятий можно научиться определять верный темпо-ритм. В следующем параграфе
на примере сценария «Вейся, березонька» рассмотрим процесс поиска и нахождения
темпо-ритма в массовом театрализованном празднике.

§ 3 Практический анализ темпо-ритма как выразительного
средства в режиссуре на примере массового театрализованного праздника 

Сценарий массового
театрализованного праздника «Вейся, березонька» предназначен для обучающихся
Детской школы искусств №1 от 10 до 16 лет.

Тема – обычаи и традиции празднования Зеленых святок
(Троицы) на Руси. 

В мероприятии задействованы следующие виды искусства – театральное,
хореографическое, музыкальное, графическое, поэтическое. Объединение такого
количества видов и форм искусств было бы невозможным без четко разработанного
темпо-ритма праздника.

С помощью него в
сценарии осуществляются переходы от одного вида творчества к другому:

Эпизод 1

На экране – видео
рассвета в поле.

В центре около
задника стоит березка Стихотворение в записи, размеренно:
Солнце встало
спозаранку Вслед за утренней зарѐй.

Птицы вновь поют веснянку

В яркой зелени густой,

И приветливо лоснится

Даль росистая лугов,

Проплывает вереницей

Стая белых облаков, И разносит
ароматы,

Чуть вздыхая ветерок,

Сладкий, пряный, горьковатый, Как
положено и в срок!

Это Троицы Великой

Благодатные дары,

Многоцветной, многоликой —

Дань цветения земли!

Хореографический
номер «Утро»

Появляются
ведущие с разных сторон

Марья с кувшином
молока, Нина с плетеной корзиной

Нина: Марья, утро доброе, светлое, ясное!

Марья: И тебе
добренько, Нина! Раненько ты нонче. Куда путь держишь?

Нина: Дак
праздник же сегодня. Троица святая. Надобно зелени набрать, избу да храм
украсить. Да гости дорогие тотчас приедут.

В этом отрывке
благодаря верно найденному темпо-ритму поэтическое искусство плавно переходит в
хореографию и танец, затем – в театральное и актерскую игру. Размеренное начало
мероприятия, медленный темпо-ритм, который отражается и в хореографической зарисовке,
позволяют зрителю прочувствовать неспешное рассветное солнце, начало нового
дня. Если опираться на бальную систему, то темпо-ритм здесь выглядит как цифра
1. Она олицетворяет начало дня, неторопливость пробуждения. 

Кроме того, с помощью
такого выразительного средства как темпо-ритм в массовом театрализованном
празднике осуществляется переход от одного эпизода к другому: 

Эпизод 2

Нина: Лебедя
наши, да красавицы расписные, а что за Зеленые святки-то, знаете?

Дети из зала
отвечают

Марья: Я подскажу.
Зеленые святки – это большой старорусский праздник. По-другому праздником
Троицы его величают. На пятидесятый день после Пасхи приходит. 

Нина: Это день
благополучия, радости, света, возрождения всего живого на земле. Травку-муравку
собирают, да дома украшают. 

Марья: Травка наша зеленая – это свежесть, чистота,
радость, благость.

Нина: Ну, да что
разговоры говаривать? Дело делать надо, да праздник праздновать. В путь-дорогу,
за нашей зеленушкой родимой, в поле золотистое, да на поляны солнечные!

Фоновая музыка
меняется

На экране
появляется видеозаставка поля

Выходит русский
народный хор

Хореографическая
зарисовка «Сбор травы» под русскую народную песню

«Трава моя, травушка» Эпизод 3

В данном случае эпизод
2 непродолжительный по времени, по бальной системе темпо-ритмический рисунок
можно охарактеризовать, как цифру 3. К началу 3 эпизода темпо-ритм наращивается
и достигает 5. С помощью этого выразительного средства зритель не только
становится участником действа, но и чувствует развитие действа, происходящего
на сцене. 

Режиссер не только
достигает плавного перехода от одного вида искусства к другому, но и находит
верный темпо-ритм для еле заметной границы с реальной жизнью, о которой
упоминалось в предыдущем параграфе. 

Фоновая музыка
меняется

Тополя вместе с Марьей отправляются в зал. В корзине у них
– яркие атласные ленты, березовые ветки, проходят по залу, помогают ребятам
повязывать ленты

Одновременно с
ведущими завивают березку девушки из хора

Нина: 

Березка, березка,

Завивайся кудрявая!

Березку завиваем,

Лентой украшаем!

Девушка из хора:

Пусть
вьется ленточка-полоска У солнца в ласковом тепле. Соединись с землей, березка,

Дай силу травам и земле!

Нина: Здоровья деткам, да старикам нашим!

Девушка из хора: Урожая большого, да крепкого!

Нина: Солнца яркого, но бережливого!

Девушка из хора: Благости, да спокойствия!

Нина: Пусть же сбудется!

Тополя и Марья возвращаются на сцену, оставляют красивые,
завитые березовые ветки в корзинах на авансцене

Зритель становится не
просто участником действа, но и благодаря растущему темпо-ритму чувствует, что
старорусские традиции актуальны и по сей день. Загадывание желаний происходит
на Новый год и на другие праздники до сих пор. Темпо-ритм выступает в данном случае
в роли выразительного средства-помощника, оставляющего границу искусства с
жизнью практически невидимой. 

Темпо-ритм как
выразительное средство в режиссуре массового театрализованного праздника
помогает выстроить полноценную «картину» зрелища, вместе с актерами плавно
«вести за руку» зрителя в предлагаемые обстоятельства, погрузить в них и
подарить не только новые впечатления, но и знания.

Подводя итоги
исследования в рамках курсовой работы необходимо сформулировать следующие
выводы:

Темпо-ритм – это особая
ритмическая структура спектакля, не имеющая постоянства и меняющаяся в
зависимости от сцен спектакля. Ритм рождается не из внутренней «торопливости»
актера, его желания быстрее произнести написанный текст, но из четкого
понимания своей роли, героя и его сверхзадачи, режиссерского замысла. 

Темпо-ритм является
составляющей всей нашей повседневной жизни и начинается с внутреннего состояния
человека. Различные внешние факторы вводят нас в состояние паники,
встревоженности. Этот принцип работает, в том числе, на сцене. Только
органичное проживание роли актером и скрупулѐзное выполнение застольного этапа
работы над пьесы режиссером помогут найти верный темпо-ритм.

Темпо-ритм
театрализованного праздника — сочетание взаимодействия внутренней и внешней динамики
исполнения и сочетание номеров и эпизодов. В верном темпо-ритме
представления заложен успех его восприятия как единого непрерывно и
стремительно развивающегося действия.

Существует несколько
применимых к режиссуре массового театрализованного праздника типов организации
темпо-ритма: метр, контрапункт, лейтмотив.  

Темпо-ритм является
одним из важнейших выразительных средств режиссера в массовом театрализованном
празднике. Это обусловлено: необходимостью объединить все используемые виды
искусства в зрелище в одно органичное действо; осуществлением плавного перехода
между эпизодами; наличием границы происходящего на сцене с реальной жизнью.

Наряду с другими
режиссерскими выразительными средствами, темпоритм обладает большим потенциалом
для создания легкого, органичного праздника, несущего в себе идею и смыслы.

Список
литературы:

1.     
Аникин, В.П. Русское устное народное творчество / В.П. Аникин. –
М.: Высшая школа, 2004. – 733 с.

2.      Аникин,
В.П. Русское устное народное творчество. Хрестоматия /

В.П. Аникин. – М.: Высшая школа, 2006. – 1129 с. 

3.     
Баранова, О.Г., Зимина, Т.А. Русский праздник. Праздники и обряды
народного земледельческого календаря / О.Г. Баранова, Т.А. Зимина. – СПБ.:
Искусство, 2001. – 696 с.

4.      Горчаков,
Н.М. Работа режиссера над спектаклем / Н.М. Горчаков.

– М.: Искусство, 1956. – 464 с.

5.                 
Горчаков, Н.М. Режиссерские уроки К.С. Станиславского / Н.М.

Горчаков. – М.: Искусство, 1951. – 567 с.

6.                 
Дурылин, С.Н. Венец лета. Русские классики о православных
праздниках / А.Б. Галкин. – М.: Никея, 2019. – 1072 с.

7.                 
Ершов, П.М. Искусство толкования / П.М. Ершов; М.: Феникс,

1997. – 348 с.

8.                 
Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера. Учебное пособие. /
Б.Е.

Захава. – М.: Планета музыки, 2018. – 456 с.

9.                 
Зверева, Н.А. Мастерство режиссера. Учебное пособие. / Н.А.
Зверева. – М.: ГИТИС, 2002. – 472 с.

10.             
Калужских, Е.В. Технология работы над пьесой. Метод действенного
анализа. Учебное пособие. / Е.В. Калужских. – М.: Планета музыки, 2017. – 96 с.

11.             
Капшук, О.Н. Русские праздники и обряды / О.Н. Капшук. – М.:

Феникс, 2008. – 320 с.

12.             
Кнебель, М.О. О действенном анализе пьесы и роли / М.О. Кнебель.

– М.: Планета музыки, 2017. – 204 с.

13.            
Колесникова,       В.С.   Праздники Руси православной       /         В.С.

Колесникова. – М.: Терра-Книжный клуб, 1998. – 304 с.

14.            
Лазарева, Л.Н. История и теория праздников. Учебное пособие. /

Л.Н. Лазарева. – Челябинск: ЧГИК, 2017. – 251 с.

15.            
Малков, П.Ю. Пятидесятница (день Святой Троицы) и сошествие
Святого Духа / П.Ю. Малков. – М.: Никея, 2019. – 400 с.

16.            
Ней, В.А. Русский праздник. Традиции и обычаи / В.А. Ней. – М.:

Рипол Классик, 2011. – 352 с.

17.            
Немнонов, М. Встречаем праздник: от Пасхи до Троицы / М.
Немнонов. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. –

130 с.

18.            
Панкеев, И.А. Русские праздники / И.А. Панкеев. – М.: Яуза, 1998.
– 256 с.

19.            
Петров, В.В. Основы практической режиссуры: теория и методика,
учебное пособие. / В.В. Петров. – Самара: Самара. Гос. Акад. Культуры и
искусств, 2013. – 180 с.

20.            
Плотников, В.Г., Плотникова, Г.Г. Теория, методика и организация
социально-культурных проектов. Учебное пособие. / В.Г. Плотников, Г.Г.

Плотникова. – Краснодар: КГУФКСТ, 2018. – 210 с.

21.            
Сахновский, В.Г. Режиссура и методика ее преподавания. Учебное
пособие / В.Г. Сахновский, – М.: Планета музыки, 2019. — 320 с.

22.            
Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский, —
М.: ЭКСМО, 2020. – 448 с.

23.            
Товстоногов, Г.А. О профессии режиссѐра. Учебное пособие / Г.А.
Товстоногов, М.: Планета музыки, 2019. – 428 с.

24.            
Туманов, И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного
концерта. Учебное пособие. / И.М. Туманов, М.:

Просвещение, 1978. – 36 с.

25.            
Футлик Л.И., Козлова Р.П. Режиссура массового театрализованного
действа: словарь. Учебное пособие / Л.И. Футлик, Р.П. Козлова, — Пермь:

Пермский государственный институт искусств и культуры,
1999. – 111 с.

26.            
Шестакова, С.М., Загребина, Н.В. Праздник Святой Троицы: книга
для чтения в школе и дома / С.М. Шестакова, Н.В. Загребина, — М.:

Издательство Московской Патриархии, 2009. – 296 с.

27.            
Библиотека электронной литературы. Мастерство режиссера. Зверева
Н. А.  https://litresp.ru/chitat/ru/З/zverevana/masterstvorezhissera

28.            
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб,
заведений –  М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.  – 272 с. 

https://myjobsite.ucoz.ru/volkova_g.alogopedicheskaja_ritmika.docx

29.            
Станиславский К.С., Работа актера над собой в творческом процессе
воплощения. Электронная книга / К.С. Станиславский, 2013. – 490 с. https://www.litres.ru/konstantinsergeevic/rabotaakteranadsoboyvtvorcheskomprocessevoplos/chitatonlayn/page5/

30.            
Карп В. Основы режиссуры. /В.Карп https://www.rulit.me/books/osnovyrezhissuryread175567119.html

Сценарий массового
театрализованного праздника «Вейся, березонька»

Ведущие:
Марья и Нина в русских народных сарафанах, Тополя.

Место: МБОУ ДО
«Детская школа искусств №1» п. Черновский муниципального района Волжский

Аудитория: 10-16 лет.

Эпизод 1

На экране – видео
рассвета в поле.

В центре около
задника стоит березка Стихотворение в записи, размеренно:
Солнце встало
спозаранку Вслед за утренней зарѐй.

Птицы вновь поют веснянку

В яркой зелени густой,

И приветливо лоснится

Даль росистая лугов,

Проплывает вереницей

Стая белых облаков,

И разносит ароматы,

Чуть вздыхая ветерок,

Сладкий, пряный, горьковатый, Как
положено и в срок!

Это Троицы Великой

Благодатные дары,

Многоцветной, многоликой — Дань
цветения земли!

Хореографический
номер «Утро»

Появляются
ведущие с разных сторон

Марья с кувшином
молока, Нина с плетеной корзиной

Нина: Марья, утро доброе, светлое, ясное!

Марья: И тебе
добренько, Нина! Раненько ты нонче. Куда путь держишь?

Нина: Дак
праздник же сегодня. Троица святая. Надобно зелени набрать, избу да храм
украсить. Да гости дорогие тотчас приедут.

Марья
вглядывается в зал, поднимает руку ко лбу, закрываясь от солнца
Марья:
Да вот же они, Нина! Уже приехали!

Нина: Здравствуйте, гости дорогие!

Марья: Гости званные да желанные. 

Нина: Доброго здравия, люди старые и молодые,
женатые и холостые.

Марья: Радости вам и благополучия!

Нина: Мы рады встрече с вами.

Марья: Рады видеть вас всех у нас на празднике. На
Зеленых святках!

Из зала
появляется русский народный хор

Музыкальный номер
«К нам гости пришли»

Эпизод 2

Нина: Лебедя
наши, да красавицы расписные, а что за Зеленые святки-то, знаете?

Дети из зала
отвечают

Марья: Я
подскажу. Зеленые святки – это большой старорусский праздник. По-другому
праздником Троицы его величают. На пятидесятый день после Пасхи приходит. 

Нина: Это день
благополучия, радости, света, возрождения всего живого на земле. Травку-муравку
собирают, да дома украшают. 

Марья: Травка наша зеленая – это свежесть, чистота,
радость, благость.

Нина: Ну, да что
разговоры говаривать? Дело делать надо, да праздник праздновать. В путь-дорогу,
за нашей зеленушкой родимой, в поле золотистое, да на поляны солнечные!

Фоновая музыка
меняется

На экране появляется
видеозаставка поля

Выходит русский
народный хор

Хореографическая
зарисовка «Сбор травы» под русскую народную песню

«Трава моя,
травушка»

Эпизод 3

Марья: Вот и полюшко колосистое!

Нина: Марья, а ты знаешь какие травы нужно на Троицу
собирать?

Марья: А то ж! Конечно. 

Нина: А расскажи, любонька. 

Нина и Марья выходят на авансцену, в корзинах –
перечисляемые декоративные цветы

Марья: Можно,
детоньки, любые, какие понравятся. Но издавна на Руси собирают полынь (достает
из корзины и показывает
), любисток, пижму…

Нина: Марьюшка,
погоди. Я вот собрала зеленушку, ароматную, ажно дух захватывает (достает
мелиссу и мяту, показывает
). 

Марья: А это
мята, да мелисса, из них чай ароматный да для здоровья полезный. Зеленушку
всякую собирают.

Нина: А делать с ней что?

Появляется русский народный хор, один из участников хора
произносит слова:

Ниночка, да Марьюшка

Собирайтеся,

Зеленушку прибирайтеся,

Да айда-те дома украшать!

Эпизод 4

Берут корзины, под русскую народную песню «Деревня»
проходят через весь зал, раздают зрителям траву и цветы из корзин, в
специальные

деревянные ящики на
авансцене ставят оставшиеся цветы и траву

Хор присаживается
на ступени перед сценой

Нина: Ай, да красиво, ай, да любо дорого посмотреть!

Марья: День
Троицы – светлый праздник. Все вокруг оживает, душу раскрывает. 

Нина: Эх, хорошо-о-о!

Марья: Нина, так ведь сегодня нам и Тополю водить!

Нина: Ох, чуть
не забыли. Ребята, Тополя – это не замужняя девушка молодая. На Зеленые святки
жениха искать, да свататься надо.

Одна девушка из
хора встает, подходит к ведущим

Эпизод 5 Тополя:
Здравствуйте, люди добрые.

Нина: А вот и наша Тополя-красавица сегодня.

Марья: Куда же ты собралась, молодушка?

Тополя: Как же!
К самому главному деревцу в этот зеленый день идти, к березке. Желание
сокровенное загадывать. Нина: 

Пойдемте-ка девицы в луга лужочки
Завивать веночки.

На годы добрые, на жито густое,

На рожь спелую

Марья: На ячмень колосистый,

Да на овес росистый,

На гречку черную, да на капусту белую!

Фоновая музыка
меняется

На экране
видеозаставка с лесом из березок

Хор поднимается
со ступеней

Ведущие вместе с Тополей и хором отправляются к березке,
проходка по сцене парами

Русская народная
песня «Во поле березка стояла»

В финале песни березка оказывается по центру сцены,
девушки из хора встают позади нее полукругом, парни уходят

Эпизод 6

Нина: Таков
обычай на Троицу. Березку ленточками обвивать, да украшать. Желания сердцу
близкие загадывать.

Марья: И вы
загадайте, гости дорогие. Вот вам ленты, да веточки березовые. Повязывайте и
загадывайте сокровенное.

Фоновая музыка
меняется

Тополя вместе с Марьей отправляются в зал. В корзине у них
– яркие атласные ленты, березовые ветки, проходят по залу, помогают ребятам
повязывать ленты

Одновременно с
ведущими завивают березку девушки из хора

Нина: 

Березка, березка,

Завивайся кудрявая!

Березку завиваем,

Лентой украшаем!

Девушка из хора:

Пусть
вьется ленточка-полоска У солнца в ласковом тепле. Соединись с землей, березка,

Дай силу травам и земле!

Нина: Здоровья деткам, да старикам нашим!

Девушка из хора: Урожая большого, да крепкого!

Нина: Солнца яркого, но бережливого!

Девушка из хора: Благости, да спокойствия!

Нина: Пусть же сбудется!

Тополя и Марья возвращаются на сцену, оставляют красивые,
завитые березовые ветки в корзинах на авансцене

Нина: 

Березку наряжали,

Березку прославляли:

Белая березонька, 

Ходи с нами гулять,

Пойдем песни играть.

Марья:
Приглашаем вас, гости дорогие в хоровод вокруг нашей красавицы зеленой!

Нина: Поблагодарим нашу березку, да порадуем ее.

Все участники
приглашаются в хоровод на сцену

Русская народная песня «Ай, да березка» Марья:
Прощай, березонька белая!

Прощай, березонька кудрявая!

Нина: День
светлый скоро закончится. Пора и домой, в деревню возвращаться! 

Тополя: А как же веночки?

Марья: Ой, Нина!
Забыли! Ребята, возвращайтесь на места. Сейчас девушки наши, молодушечки, будут
веночки в водицу пускать.

Эпизод 7

Дети спускаются в
зал

Хор уходит за
кулисы

Тополя уходит за
кулисы

Фоновая
музыка меняется На экране – видеозаставка с веночками в реке

Нина и Марья
садятся на ступени

Световое
оформление меняется на голубое

Посередине
сцены появляется полоса синей ткани на полу

Хореографическая
зарисовка «Веночки»

Голос в записи:

Заплету венок из трав,

Покажу весѐлый нрав, Обращусь я к
небу:

Пусть подскажет мне дорогу,

Где меня любимый ждѐт.

Фоновая музыка
меняется

На экране –
видеозаставка закатного солнца

Финальный эпизод

Нина: Вот и день наш праздничный прошел. Солнце
спать собирается!

Марья: Зеленые святки тепло сердечное дарят, лету
дверцу открывают.

Нина: Пора прощаться нам, гости дорогие.

Марья: Девицы-лебедушки, да молодцы удалые.

Нина: Хлеб и мир вашему дому!

Марья: Празднику
светлому Троице – злат венец, а вам, дорогие гости…

Вместе: Здравия и
радости!

Adblock
detector