Меню

Как пишется слово много задач с мягким знаком или без

Ι. Мотивация к коррекционной деятельности.

— Здравствуйте, ребята!

Прозвенел
звонок веселый.

Мы
начать урок готовы.

Будем
слушать, рассуждать

И
друг другу помогать.

Ребята, улыбнитесь друг другу,
Ведь хорошее настроение – залог успеха.

ΙΙ. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

-Ребята,
к нам сегодня пришли герои одного мультфильма. Посмотрите на слайд и скажите,
кто это?

-Правильно.
Медведь хочет повторить с Машей буквы, обозначающие гласные и согласные
звуки, но Маша уже все забыла. Поможем Маше вспомнить?

-Ребята,
посмотрите на доску. Вы видите ленту  букв.


какие это звуки?

-Каким
цветом эти звуки выделены?

-Почему?


буквы, которые выделены синим цветом какие обозначают звуки?


зеленым?


если пополам?


как мы найдем на ленте звонкие звуки?


глухие?

ΙΙΙ. Локализация индивидуальных затруднений.

-Ребята,
а кто мне может сказать, почему мягкий знак стоит в стороне и выделен белым
цветом?

-Кто-нибудь
может произнести звук, который обозначается буквой Ь?


писать эту букву вы умеете?


Так давайте с вами познакомимся с буквой Ь и научимся его писать.


А кто-нибудь догадался, какая у нас тема нашего урока?


Кто сможет мне ее произнести?

-Верно.
И у нас сегодня новая тема урока, которая называется буква мягкий знак.

ΙV. Построение проекта выхода из затруднений.

Посмотрите на букву Ь. Из скольких элементов
состоит эта буква?

— С написанием какой буквы схоже
написание буквы Ь?
 

Я
тетрадь свою открою

И как надо положу.

Я, друзья мои, не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.    
 

-Давайте
с вами откроем тетради на стр. 3, 5 и напишем букву мягкий знак. Но сначала я
вам покажу. Смотрим внимательно

-Итак…Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем
наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо,
касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх до середины строки,
закругляем влево и закрываем овал на прямой.


Теперь  потренируемся вы в воздухе, а я на доске.

 — Молодцы,
пишем в прописях мягкий знак.

-Пишем
с вами вторую строчку, где мягкий знак схож с написанием буквы Ы.

-Ребята, зачем нужен Ь?

-Посмотрите в пропись. Вы видите там
слова, давайте их прочитаем:

Был- быль

Пыл- пыль

Кон- конь

Угол- уголь

-Ребята, что вы заметили в этих словах?

— Давайте возьмем ручки и покажем с
помощью цветов синего и зеленого, где  буква
обозначающая твердый согласный звук , а где буква  обозначающая мягкий
согласный звук.

-Напишем эти слова.

-Для чего в этих словах написали в конце
мягкий знак?

-Ребята, прочитаем слова на строчке ниже. Прочитаем первую пару слов.

Что вы заметили?

А где в слове окуньки написан мягкий знак?

-Для чего в этих словах мягкий знак?

Остальные слова допишите самостоятельно. Мягкие согласные подчеркните
зеленым карандашом.

-Итак, для чего служит мягкий знак?

Где он пишется? Приведите примеры.

-Ребята, посмотрите на стр. 3,5. Какие слова вы видите?

Это предложение? Почему?

-Давайте с вами составим правильное предложение. Посмотрите на цифры,
которые над словами.

-Какое слово должно быть первым?

-Какое вторым?

-Какое третьем?

-Какое четвертым?

-Какое у нас получилось предложение? Запишем его.

-Молодцы! Подчеркните мягкий знак.

-Сделаем
с вами звуко — буквенный анализ  слов гусь, лось, олень, лень.

-Какое
слово лишнее?

-Молодцы!

-Сейчас
я прочитаю вам сказку, а вы внимательно слушайте.

Сказка:

Однажды
пришел мягкий знак в Азбуку и увидел, что буквы живут дружно, согласные
всегда соглашаются с гласными. И ему захотелось там жить. Но буквы удивились:
«Что же ты будешь с нами делать? Ведь ты не обозначаешь никакого звука!» Стал
мягкий знак их просить, умолять. И буквы сжалились. Они придумали для него
целых 2 работы…


Какая первая у него мы узнали.

-Для
чего служит мягкий знак?

V. Реализация проекта выхода из затруднений.

-Теперь внимательно посмотрите на стр.3,6. Прочитайте слова.

-Почему слово Коля написано с большой буквы?

-Чем различаются эти слова?

-Сделаем звуко- буквенный анализ этих слов.

-Сколько звуков обозначает буква Ю в слове солю? А в слове солью?

-Почему?

Сколько звуков обозначает буква Я?

-Почему?

-Вы догадались, зачем здесь нужен мягкий знак?

-Правильно.
В этих словах Ь отделяет одну букву от другой и выполняет разделительную
функцию.

-Запомните:
разделительный
Ь пишется после согласных перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И, которые будут обозначать 2
звука, первый из которых [Й’]

-Ребята,
посмотрите на слова, давайте прочитаем их.

Фасоль-
вьюга

Дельфин-
тополь

Письмо-
платье

Тюльпан-
вольер

Семья-
воробьи

-Молодцы!

— Запишите эти слова по столбикам:

1-й столбик, где Ь-смягчающий, а второй столбик, где
Ь-разделительный.

-Ребята,
давайте эти слова поделим на слоги.

-Что
вы заметили, когда поделили слова на слоги?

-Запомните:

 — При
переносе мягкий знак не отрывается от согласной.

Физкультминутка

. Обобщение во внешней речи.

Миша
предлагает Маше поиграть в игру, поиграем вместе с Машей?

Игра
«Найди пару»   (антонимы)

работа                  
здоровье

свет
                      безделье

болезнь                        
тьма

скука                       
польза

враги                    
веселье

вред                        
друзья

-Подчеркните
Ь.

-Где
в этих словах мягкий знак смягчающий, а где разделительный?


Составь пословицу из слов:  Без (1), ученья(2), уменья(4), нет(3).

-Как
вы ее понимаете?

VΙΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ребята,
выполним с вами задания самостоятельно.

1
ряд — запиши слово, чтобы обозначало много предметов.

2
ряд – образуй имена по образцу.

Проверка
по экрану:

Дерево -деревья         Наташа — 
Наталья                                       Брат – братья          Даша
—    Дарья                 Сук — сучья                 Таня- Татьяна 

Тестирование

Выберите
правильный ответ.

1. 
Выбери слово, в котором (Ь) – показатель мягкости:

А) пальчики;

Б) вьюга;

В) глазунья.

2. 
Укажи слово с правильным переносом:

А) вь-юга;

Б) крыль-я;

В) маль-чик.

3. 
Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:

А) друзья;

Б) стуля;

В) очки.

Самопроверка.

VΙΙΙ. Включение в систему знаний и повторение.

-Ребята, посмотрите на слова в рамочке. Прочитайте их.

-Ребята, какие это слова?

-Правильно и в них присутствует Ь.

-Запишите эти слова и подчеркните опасное место.

-Ребята, запомните эти слова.

ΙХ. Рефлексия.


Теперь Машенька научится правильно писать Ь?


вы научились?


Что нового узнали?

-Что
вам было интересней всего?

-Проанализируйте
свою работу на уроке.

Закрасьте
кружок таким цветом, который соответствует вашим знаниям:

зелёный, желтый,  красный.

Красный цвет:

Стоп!  Вперед  нельзя!

Повторять  усядусь  я!

Жёлтый цвет:

Здесь  –  внимание!  

Сомневаюсь ещё  я!

Зелёный цвет:

А   теперь   вперёд!   

В  знаниях  уверен  я!

-Спасибо
вам за урок! До новых встреч!

— Здравствуйте!

Эмоциональный настрой на работу.

Маша и Медведь

Да

Гласные и согласные

Синим, зеленым и красным.

Так как гласный звук выделяется красным, а согласный синим или
зеленым.

Твердые

Мягкие

Буква может обозначать как мягкий, та и твердый согласный звук.

Звонкие согласные расположены на первой строчке.

Глухие согласные расположены на второй строке.

Он не обозначает звуков.

Нет

Нет

Да

Буква Ь

Из 2-х

С буквой Ы

Открывают тетради.

Дети тренируются в воздухе.

Для обозначения мягкости предшествующего согласного

В первом слове буква Л обозначает твердый согласный звук, а во втором
слове буква Л- обозначает мягкий согласный звук.

Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного.

Окунь – окуньки.

В этих словах есть общая часть – корень окунь.

В середине слова, в корне.

Для обозначения
мягкости предшествующего звука.

Для обозначения
мягкости предшествующего звука.

Пишется после
согласных перед согласными или в конце слова

коньки

день

Дождь(4) лил(3) весь(1) день(2)

Нет. Слова не связаны по смыслу.

Весь

День

Лил

Дождь

Весь день лил дождь.

Гусь-син.,кр.,зел.

Лось-син., кр.,зел.

Олень-кр.,зел.,кр.,зел.

Лень-зел.,кр.,зел.

Лень- так как три животных, а это слово имеет другое значение

Олень- так как во всех слова 3 звука, а в этом слове 4 звука.

Для обозначения
мягкости предшествующего звука.

Солю- солью

Полю- полью

Коля-колья

Так как это имя, а имена мы пишем с большой буквы.

Мягким знаком

1 и 2

Т.к. мы пишем букву Ю, а слышим Й и У

2

Т.к. мы пишем букву Я, а слышим Й и А

Ответы
детей

Смягчающий                  Разделительный

Фасоль                             Вьюга

Дельфин                          Платье

Письмо                            Вольер

Тюльпан                          Воробьи

Тополь                             Семья

Фа-соль                               Вью-га

Дель-фин                            То-поль

Пись-мо                              Пла-тье

Тюль-пан                            Воль-ер

Се-мья                                 Во-ро-бьи

Что Ь не отрывается от согласной.

Да

Работа- безделье

Свет- тьма

Болезнь- здоровье

Скука- веселье

Враги-друзья

Вред- польза

Смягчающий                Разделительный

Болезнь                          Здоровье

Тьма                                Безделье

Польза                            Веселье

                                         Друзья

Без ученья нет уменья.

Человек ничего не будет знать , если не будет учиться.

Дети проверяют по слайду слова.

А

В

Б

Словарные

Учи́тель
У
чи́тельница

Да

Да

Что мягкий знак не обозначает звук и служит для обозначения мягкости
предшествующего звука. Разделительный мягкий знак показывает, что буквы е, ё,
ю, я, и обозначают два звука.

На чтение 5 мин. Опубликовано

Фонетический анализ

По этой технологии разбор слова выполняется весьма специфическим образом, так как само задание нацелено на то, что ученик должен разобрать слово на отдельные звуки и буквы. На финальном этапе сравнивают, сколько всего в конкретном примере звуков и букв. План фонетического разбора выглядит следующим образом:

  • Первым делом нужно правильно записать слово (с точки зрения орфографии).
  • Изучаемый пример делят на слоги. Необходимо помнить, что слогов в слове столько, сколько и гласных букв. Нужно обозначить ударный слог.
  • На этом этапе указывается правильная фонетическая транскрипция слова. Для избежания распространённых ошибок нужно перепроверить все задействованные звуки.
  • Следует охарактеризовать все гласные звуки (ударные и безударные). Аналогичное правило касается согласных звуков (парные/непарные, звонкие/глухие, твёрдые/мягкие).
  • После всех выполненных манипуляций остаётся подсчитать и записать количество букв и звуков. Нужно отметить ситуации, в которых первоначальное количество звуков не соответствует количеству букв.

В традиционном фонетическом разборе звуки записываются сверху вниз в столбик, а каждый выделенный звук заключается в квадратные скобки. На финальном этапе следует записать точное количество звуков и букв. Ударение в рассматриваемом слове ознакомиться падает на третий слог. В этом примере присутствует 5 слогов (о-зна-ко-ми-ться). Фонетическая транскрипция слова выглядит следующим образом: .

Качественный фонетический разбор слова можно выполнять как устно, так и письменно. Во втором случае квалифицированные педагоги рекомендуют применять разные цвета для записи согласных и гласных букв. Пример: гласные можно записывать зелёной ручкой, а согласные — красной. Аналогичные правила можно использовать для транскрипций. В обязательном порядке выделяют ударный звук, а также проставляют ударение. Если же был задействован устный способ разбора слова, придётся просто указывать на конкретный звук либо букву.

Элементарный звуко-буквенный разбор любой фонемы — простой процесс в русском языке, позволяющий больше узнать об изучаемом слове. Если придерживаться схемы действий, любой сможет без труда осуществить разбор слова на звуки, столкнувшись с такой задачей впервые.


Часть речи «потому/что»

«Потому/что» является союзом, если дать более точное определение, то составным подчинительным.

Я долго спала этим утром, (почему?) потому что поздно легла спать вечером.

Вторая часть сложноподчинённого предложения зависимая от первой и присоединяется к ней грамматически при помощи подчинительного союза «потому что», которое с лёгкостью можно заменить на:

  • ибо;
  • поскольку;
  • так как.

Если после замены слова предложение не теряет смысл, то перед нами действительно данная служебная часть речи — подчинительный союз.

  1. Ветер в эти дни дует сильными порывами, (потому что) так как приближается холодное время года.
  2. Мы опоздали на лекцию, (потому что) поскольку дежурили в столовой в две смены.

Пишем «потому что» всегда раздельно, без каких-либо дефисов.

Морфология слова “ознакамливающий”

Лемма: ОЗНАКАМЛИВАТЬФормы слова: ознакамливать, ознакамливаю, ознакамливаем, ознакамливаешь, ознакамливаете, ознакамливает, ознакамливают, ознакамливал, ознакамливала, ознакамливало, ознакамливали, ознакамливая, ознакамливав, ознакамливавши, ознакамливай, ознакамливайте, ознакамливающий, ознакамливающего, ознакамливающему, ознакамливающим, ознакамливающем, ознакамливающая, ознакамливающей, ознакамливающую, ознакамливающею, ознакамливающее, ознакамливающие, ознакамливающих, ознакамливающими, ознакамливавший, ознакамливавшего, ознакамливавшему, ознакамливавшим, ознакамливавшем, ознакамливавшая, ознакамливавшей, ознакамливавшую, ознакамливавшею, ознакамливавшее, ознакамливавшие, ознакамливавших, ознакамливавшими

Часть речи Граммемы
причастие дст, единственное число, именительный, мужской род, неодушевленное, нп, нс, нст, одушевленное
причастие винительный, дст, единственное число, мужской род, неодушевленное, нп, нс, нст

Лемма: ОЗНАКАМЛИВАЮЩИЙФормы слова: ознакамливающий, ознакамливающего, ознакамливающему, ознакамливающим, ознакамливающем, ознакамливающая, ознакамливающей, ознакамливающую, ознакамливающею, ознакамливающее, ознакамливающие, ознакамливающих, ознакамливающими, ознакамливающе

Часть речи Граммемы
прилагательное единственное число, именительный, мужской род, неодушевленное, одушевленное
прилагательное винительный, единственное число, мужской род, неодушевленное

Лемма: ОЗНАКАМЛИВАЮЩИЙФормы слова: ознакамливающий, ознакамливающего, ознакамливающему, ознакамливающим, ознакамливающем, ознакамливающие, ознакамливающих, ознакамливающими

Часть речи Граммемы
существительное единственное число, именительный, мужской род, одушевленное

Функция и роль приказа

Приказ – это распоряжение руководителя, которое оформляется в письменном виде и содержит сведения о том или ином принятом решении.

Приказы могут касаться любых правовых аспектов отношений между работодателем и подчиненным:

  • о назначении на должность;
  • о проведении аттестации сотрудников;
  • о переводе на другую работу;
  • об отпуске;
  • об индексации заработной платы;
  • о возложении обязанностей и т.д.

Издаются приказы всегда от лица директора предприятия, легитимны только внутри фирмы, имеют длительный период действия и, при необходимости, могут подвергаться изменениям.

Приказы ни в коей мере не должны нарушать ни гражданских, ни трудовых прав работников, которые, в свою очередь, в обязательном порядке должны с ними ознакомляться.

Примеры употребления слова ознакомление

Ознакомление осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня их утверждения ГЭК.

На ознакомление же потерпевших с делом были введены определенные ограничения.

Грузинская сторона представила на ознакомление Роспотребнадзору 135 различных продуктов.

Ознакомление с указанными актами и снятие ксерокопий произошло после ознакомления с материалами дела.

В программу мероприятия включены экскурсия по аэропорту, ознакомление с его работой, а также с работой летчиков и стюардесс.

В итоге жалобы защиты Бородина были отклонены, но на ознакомление потерпевших с делом были введены определенные ограничения.

Правильный вариант написания слова: любишь

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова любишь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: любить (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Другие произведения: Есенин Сергей 1. Вот оно, глупое счастье 2. Железный Миргород 3. Черемуха 4. Ты меня не любишь, не жалеешь 5. Письмо от матери 6. Ты такая ж простая, как все 7. Хороша была Танюша, краше не было в…

«Ты меня не любишь, не жалеешь» — Есенин Сергей

* * * — Ты так любишь гулять; Отчего ты опять Робко жмешься? Зори — нет их нежней, И таких уж ночей Не дождешься. — Милый мой, мне невмочь, Истомилась, всю ночь Тосковала. Я бежала к прудам, А тебя я и там Не сыскала.

«Ты так любишь гулять…» — Фет Афанасий

Ты любишь его всей душою, И вам так легко, так светло… Зачем же упрямством порою Свое ты туманишь чело? Зачем беспричинно, всечасно Ты радости портишь сама И доброе сердце напрасно Смущаешь злорадством ума?

«Ты любишь его всей душою…» — Случевский…

  1. Формулировка темы и целей урока урока.

.

Что объединяет эти слова? Если я попрошу вас разделить их на 2 группы по написанию ь, то, как вы это сделаете?

Таким образом, тема нашего урока: правописание ь в конце и середине слова перед согласными.

Это новая тема? Нет, мы работали над ней в 1классе.

Чем мы будем заниматься на уроке?

Слайд

— Повторять всё, что мы знаем о ……

  • Учиться находить слова с …

  • Учиться правильно писать слова с …

Отвечают на вопросы.

Формулируют вопросы, на которые необходимо ответить.

Частично – поисковый метод.

Фронтальная, словесный.

Личностные:

проявление интереса к изучаемому материалу;

сохранение учебной мотивации.

Интереск изучению языка;

Познавательные:

на основе анализа делать выводы; обобщать и классифицироватьпо признакам; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; высказывать своё предположение на основе работы с материалами различного вида;

Регулятивные:

Умение контролировать правильность своей работы.

3.Работа по теме урока.

Словарная работа

Работа в группах.

Работа по учебнику

Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак особенная и талантливая. Она не только талантливая, но у нее есть много тайн. Вы хотите разгадать все тайны? Тогда начнем.

И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой,

Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой.

Мы изящны и легки, мы — фигурные…(коньки)

Сколько слогов в слове? Поставить ударение.Подчеркните орфограмму.

Конь/ки

Слово конь и коньки однокоренные?

— Слово «коньки» исконно русское. Полозья для скольжения по льду так назвали потому, что самые первые деревянные коньки украшали головами коней, имитируя лошадей, везущих своих хозяев.

Составим транскрипцию этого слова.

[кан,к,и] 6зв., 5 зв.

Сделаем первый вывод:

мягкий знак звука не обозначает.

Чтобы узнать следующие тайны этой буквы, мы поработаем в группах.

1 группа

Прочитайте слова. Вставьте пропущенную букву там, где необходимо. Найдите лишнее слово. Сделайте вывод.

Лебед…, слон…, тюлен…, рыс….

Лишнее слово__________, потому что звук на конце__________. Во всех словах на конце звук__________________. Поэтому пишется___.

Мягкий знак обозначает мягкость согласных на конце слова.

2 группа

Прочитайте слова. Вставьте пропущенную букву там, где необходимо. Найдите лишнее слово. Сделайте вывод.

Ступен…ки, сосул…ка, вешал…ка, огон…ки.

Лишнее слово__________, потому что звук в середине___________ Во всех словах в середине звук__________________. Поэтому пишется___.

Мягкий знак обозначает мягкость согласных в середине слова перед согласными.

3 группа

Прочитайте слова. Вставьте пропущенную букву там, где необходимо. Найдите лишнее слово. Сделайте вывод.

Кон…, реч..ка, ноч..ной, доч…ка.

Лишнее слово__________, потому что пишется_______. В сочетаниях_____, _____ — буква ____ не пишется.

В сочетаниях_чк,чн — буква _ь не пишется.

Группа 4.

Прочитайте и сравните пары слов. Напишите в скобках звуки. Сделайте вывод о звуках и значении слов.

Уголь- угол, ель-ел, шесть-шест, пеньки-пенки.

Буква ь изменяет в словах______ и ___________________ слова.

Буква ь изменяет в словах звук и лексическое значение слова.

С.125 правило

У буквы ь есть еще одна тайна. Придумайте слово, которое будет начинаться с этой букв. Таких слов нет.

Буква ь не пишется в начале слова.

Загадывает загадку

Организует работу в тетрадях.

Слайд

слайд

.

Озвучивает инструкцию.

слайд

Оказывает помощь. Консультирует.

Слайд

Организовывает работу по учебнику.

Слайд

Отвечают на вопросы учителя.

.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают над словарным словом.

Обосновывают свою точку зрения.

Делают вывод.

Выполняют задание по инструкции.

Работа в группе.

Защищают свои ответы.

Читают правило.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический методы.

Фронтальная, словесный.

Фронтальная работа, работа в группе.

Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический методы.

Фронтальная работа по учебнику.

Фронтальная работа

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний;

выдвигать гипотезы;

умение прогнозировать, воспроизводить информацию для решения учебной задачи;

коммуникативные:

умение включаться в диалог и коллективно обсуждать проблему

с учителем и сверстниками;

умение высказывать мотивированное,

аргументированное суждение;

Регулятивные:

Умение контролировать правильность своей работы.

Личностные:

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала;

Регулятивные:

Умение контролировать правильность своей работы.

Познавательные:

поиск необходимой информации, умение ориентироваться в своей системе знаний;

выдвигать гипотезы;

умение прогнозировать, воспроизводить информацию для решения учебной задачи;

коммуникативные:

умение включаться в диалог и коллективно обсуждать проблему

с учителем и сверстниками;

умение высказывать мотивированное,

аргументированное суждение;

Регулятивные:

Умение контролировать правильность своей работы.

Познавательные:

поиск необходимой информации.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний;

коммуникативные:

умение включаться в диалог и коллективно обсуждать проблему

с учителем и сверстниками;

умение высказывать мотивированное,

аргументированное суждение;

Андреевой Елизаветы Юрьевны

Тема: «Разделительный
мягкий знак»

Цель урока. Дать понятие о
разделительном мягком знаке.

Задачи урока.

Образовательная.

Уточнение
представлений учащихся о разделительном мягком знаке; совершенствование умения обозначать
мягкость согласных звуков на письме.

 Развивающая

Развивать речь,
 мышление и умение частично-поисковой познавательной деятельности.
Обогатить словарный запас учащихся.

Воспитательная

Воспитывать
самостоятельность, способность к напряженному умственному труду, аккуратность,
формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому»
слову, быть внимательными к товарищу, оказать посильную помощь.

УУД

1. Познавательные:

—  развивать умения работы с текстом:
наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии

с поставленной целью.  

  развивать
слух, речь, внимание

  совершенствовать
каллиграфические умения

2. Коммуникативные:

2. Коммуникативные:  

— учить формулировать собственное мнение и
позицию; 

— развивать умение взаимодействовать друг
с другом для решения проблемного вопроса. 

— воспитывать вежливость

3.
Регулятивные:

формировать
умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия

Ход
урока

I.
Создание игровой ситуации
.

Цель:
настроить детей на работу.

—  Здравствуйте, дорогие ребята.
Сегодня на уроке русского языка присутствует много гостей. Поздоровайтесь с
гостями. А теперь улыбнемся и пожелаем удачи друг другу. Желая удачи другу, мы
желаем и себе того же. Поэтому, ребята, давайте радоваться успехам своих
товарищей.

 
 Сегодня с вами отправимся в увлекательное путешествие в остров сокровищ,
который называется «Русский язык» за сокровищами.

— Как вы понимаете
значение слова сокровище? (
Богатство, деньги, драгоценности, золото,
серебро, алмазы.
)

— Сокровище – это
ваши знания, которые были у вас, знания, которые приобретете сегодня на уроке.
Все ваши сокровища сложим в эти мешочки.
 (Учитель раздает
картинки с изображением мешка)
 

— А сколько их там
– покажут ваши ответы. За каждый ответ нарисуете звездочку на своих мешочках.
Отправляемся в путешествие на яхте, которая называется «Дружба». А почему
«Дружба»?
(Потому, что в дружбе сила. С другом не страшно в пути)

— Возможно, что
по дороге мы встретимся с некоторыми трудностями, победить которые можно
усердным трудом и устойчивым вниманием. Друг другу мы будем помогать, ведь
только с друзьями мы можем достичь высот.  Какие опасности могут
предостерегать нас в море?

— Мы будем бороться
за каждое слово. Никто не отнимет у нас правильно написанное слово. Поэтому
нужно очень постараться.

Начнем урок со стихотворения.

Чтоб водить
корабли,

Чтобы в небо
взлететь,

Надо многое знать.

Надо много уметь.

-Девиз нашего урока: «Лучший способ
изучить что-либо- это открыть самому!»

II.
Минутка чистописания
.

Цель:
         – совершенствовать навык каллиграфического письма;

  –
расширять кругозор детей, вызывать интерес к родному языку.

1. 
Письмо буквы.

– Догадайтесь,
какую букву мы будем писать на чистописании?

Что за
буква, кто узнает?

Звука не
обозначает,

Может
только показать

Как
согласную читать.

Да,
сегодня будем писать «Ь». Вспомните, как пишется «Ь» знак, из каких элементов
он состоит?(из короткой наклонной линии и полуовала).

Пропишем
до конца строчки.

Подчеркните
самую красивую букву, поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища.

2.
Лексическая работа.

Буквы
жили, не тужили, потому, что все дружили. И жила средь них одна буква, похожая
на половинку “Ы”, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не
обозначает звука.

— Что ты
за буква? – возмущались они.

Она не
обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил.
Жилось мягкому знаку плохо, очень плохо, очень одиноко.

Как-то раз
взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Но они зашифровали
слово загадкой.

Спит или
купается,

Все не
разувается

День и
ночь на ножках

Красные
сапожки. (Гусь)

Стали
буквы составлять слово получилось – гус.

Что-то у
нас не получается? – говорили буквы. Звук (с) мягкий, а у нас твердый.

Буква “И”
говорит – “встану я, и обозначу мягкость” – и быстро пристроилась в конце. Что
получилось? (Гуси)

– Лучше я
встану, – сказала “Я”. (Гуся)

У нас
опять ничего не получится, ведь ты обозначаешь звук (А) – сказали буквы.

– Что
делать? – подскажите.

— Иди к
нам “Ь”, — позвали буквы. Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал
в конце.

Что
получилось? (Гусь)

Развеселились
буквы, всем захотелось пригласить в гости “Ь”.

Вы
сейчас послушали сказку про Ь, с которой никто не дружил, но все же буквы без
нее справиться не смогли.

3.
Письмо соединений

– Составим
цепочку из букв, соединяя Ь с гласными буквами, которые обозначают 2 звука.

III.Формулировка
темы и задач урока.

Цель:
учить формулировать тему урока и определять его
задачи.

— Ребята, даны
слова-предметы в единственном числе. Вам нужно записать их во множественном
числе.

Лист  —
 листья

Воробей  
 —   воробьи

Стул    
  —   стулья

— Я просмотрела
ваши записи в тетрадях. У вас написано по-разному. Кто-то написал в словах ь, а
кто-то сочетание [йа]. Как же так получилось? Чего мы не знаем? (
Когда в середине
слова пишется ь
)

— Можно ли писать
в словах сочетание [йа]? Почему? (В место него пишем букву я)

Лист←☺→я

Вороб ←☺→ и

Стул←☺→я

коньки

— Ребята,
посмотрите на данный график. Как вы думаете, почему в некоторых словах в
середине нарисованы смайлики, а в слове коньки их нет?

— Какую роль
выполняет ь в слове коньки?
(Показывает мягкость согласного звука [к ′ ])

— А почему в
остальных словах нарисованы смайлики? Что они делают?
(Одну часть
отталкивают, отделяют от другого)

— Прочитайте первую
часть слова до смайлика, затем покажите движением руки, как отталкивают
смайлики вторую часть.

— Прислушивайтесь,
с какого звука мы начинаем движение руки, разделяем часть слова?

— Ребята, запишите
слово без смайлика и прочитайте. Что у нас получилось?
(листя —
[л′ист′а])

— Как правильно
надо говорить?

([л′ист′й′а])

— Чего не хватает?
Ведь каждый раз в слове смайлики не нарисуем.
(Значит надо поставить
другой знак)

— Какой именно?

(Если обучающиеся
ответили, что нужно поставить ь, нужно наводящими вопросами, вывести к тому,
что ь выполняет еще и вторую роль)

IV.Наблюдение
языкового материала
.

Цель:
выявление существенных признаков изучаемого правила.

 Прочитайте пары слов: (упр. 200)

 Чем
они похожи и в чём отличие? (Похожи написанием и произношением, отличаются
одной буквой и значением.)

Прочитайте слова 2 столбика, послушайте
как они звучат.

Что заметили? (слова как-будто разделились
на 2 части)

Прочитайте слова без ь. Что произошло? (буквы
слились, слово потеряло смысл)

 Предположите,
какая роль у ь знака в этих словах?

(Разделяет буквы гласных и буквы
согласных) .

Сравните написание и произношение первой
пары слов.

-Какой буквой они различаются? (ь)

-Сколько букв и звуков в слове полю, а в
слове полью?

-Какой звук мы слышим в словах после (л,)?
(й)

-А за какой буквой «прячется» этот звук?
(гласный)

Сделайте вывод: для чего нужен
разделительный ь знак в словах, на что он указывает?
(Разделительный ь. знак разделяет буквы гласных и буквы
согласных) .

Посовещайтесь в группах и попробуйте
сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах.

V.Работа
над правилом
.

Цель: обобщить
выявленные признаки.

Чтение правила в рамке после упр… 
Сравните свои выводы и правило. Примеры из
упр-я. 

– Какая здесь орфограмма? Как её подчёркиваем? 
-О каком звуке предупреждает разд.ь знак? (й) 
— А за какими буквами прячется этот звук? 
— Как подчеркиваем? 
Сделайте общий вывод: для чего нужен раздельный
ь и в каких случаях он пишется? 

Разд. Ь знак пишется в корне слова после
согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и, 

если при произношении слышится звук й после
согласного 

Совместная выработка алгоритма по применению
правила в беседе. 

– Что нужно сделать вначале, прежде чем писать?
(Послушать слово) 

– Прочитайте алгоритм, который дан в рамке
учебника перед упр… 

( развивается умение определять на слух звук
[й’] в словах и определять его место. 

Ученики по алгоритму в учебнике проговаривают
слова, выделяя звуки и объясняя буквы, которые записывают.) 

VI.Первичное
закрепление материала
.

Цель:
совершенствовать навык правописания словарных слов.

1.Запишите
слова во мн. числе

        
Соловей- (соловьи)

Воробей- (воробьи)

Дерево- (деревья)

Брат- (братья)

Стул- (стулья)

— Подчеркните разделительный Ь. Обозначьте
орфограмму.

2.-Запишите 
слова  в  два  столбика:  в первый  столбик  —  слова  с  мягким знаком, 
обозначающим  мягкость,  во второй  —  слова  с  разделительным мягким знаком.
Пальто,  перья,  деньги,  ручьи, возьму, друзья, платье, горький.

3.
Упражнение из учебника (выполняется самостоятельно).

VII.Итог
урока

Цель:
систематизировать полученные знания.

Что
узнали сегодня на уроке?

Чему
учились сегодня на уроке?

VIII.Задание
на дом:

правило,
упр…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector