Меню

Как пишется слово плющ с мягким знаком или без

УРОК
73. Разделительный  мягкий знак (Ь)  (с. 130-131).

Цели: углубить
и систематизировать знания учащихся об употреблении разделительного мягкого
знака; 
 определять в слове место написания разделительного ь и
обосновывать своё мнение;
развивать фонематический слух
детей при восприятии слов с разделительным мягким знаком и без него; развивать
речь учащихся при объяснении значения пословиц.

ХОД
УРОКА

I.
Организационный момент.

II.
Актуализация знаний.

1. Проверка
домашнего задания.

Работа в парах.

Один
ученик читает свои предложения, а другой находит в них на слух и называет слова
с непроизносимыми согласными.

Оцените
работу друг друга.

«!» — молодец, 
все выполнил правильно.

«+»- выполнил
задание, но были ошибки.

 2.
Словарно-орфографическая работа (выполняется на карточках)

-Пронумеруйте 
предложения по порядку, чтобы получился текст.

-Вставьте
пропущенные буквы.

image001image001        Прыгнет с обрыва,
остановится и з…вёт сына.

image001       
Мать к…рмила его молоком и учила бегать по г…рам.

       Малыш
дрожит от страха, но прыгает.

image001image001        Родился к…злёнок
в долине горной р…ки.

        Мать лижет
ему шёрстку.

— Какую орфограмму
мы сегодня повторили? (Написание слов с проверяемой безударной гласной)

— Какое правило 
вы использовали при выполнении этого задания.

(Если буква
гласная

Вызвала сомнение.

Ты её немедленно

Поставь под
ударение
).

III
Самоопределение к деятельности.

— Вставьте слова в
предложения по смыслу.

Грибы мариную, а огурцы _________.

Картофель сварю, потом воду ________.

У нас большая и дружная ___________.

В тепле быстро проросло арбузное ________.

Осенью часто _________ дожди.

Голодный волк ________.

Слова для выбора:
Семья, семя, солью, солю, льют, лют.

— Чем
различается произношение слов
семя и семья? Сколько звуков в
первом слове? во втором?

— Какой
звук появился в слове
семья? (Звук
[й’].
)

Теперь
посмотрите, чем различаются эти слова при написании.

-Какой
звук обозначает буква Я  в первом слове? а во втором слове?

-Почему во
втором слове буква Я обозначает два звука?
(Потому что
стоит после мягкого знака
.) –

— Как
называется такой мягкий знак, который стоит после согласных перед гласными Е,
Ё, Ю, Я, И?


Сформулируйте тему урока (Разделительный мягкий знак, его функция в слове).

IV. Работа
по теме урока.

— На стр.
130 – 131  в учебнике прочитайте сообщение Самоварова и диалог Ани, Вани.

-Сделайте
вывод, когда пишется разделительный мягкий знак? (Мягкий разделительный знак
пишется после согласных,  перед гласными е,ё,ю,я,и.)

На доске
заполняется схема

ьВарен                  е

       
Л                  ёт

       
В                  юга

 
Лист                   я

   
Руч                   и

Упр. 196
с. 130


Прочитайте пары слов, понаблюдайте, чем различаются их произношение и
написание?

— Запишите
слова парами.

-Подчеркните
букву, которая обозначает два звука.

Упр. 197
с. 130

— Запишите
слова и пословицы.

— Обведите
слова с разделительным мягким знаком.


Объясните смысл пословицы : Друзья познаются в беде. (Говорится, когда
кто-либо помог в трудную минуту или наоборот, оставил в беде
).

— Можете
ли вы привести примеры из вашей жизни?

-Объясните
смысл этой пословицы: Ученье – путь к уменью.

— В каком
случае мы можем употребить данную пословицу? (Ответы детей).

Упр. 198
с. 131


Прочитайте слова. Измените их и запишите по образцу.

Образец:
Брат – братья и т.п.


Составьте с любыми из слов два предложения.

V. Физкультминутка

Рыбки плавали,
ныряли

В чистой
тёпленькой воде

То согнуться,
разогнуться,

То зароются в
песке.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1.
Работа по тетради на печатной основе №2

Упр.
112 с. 4.


Покажите Ване, как изменить слова, чтобы в них появился разделительный мягкий
знак

Образец:
Лист – листья и т.п.


Проверьте это задание друг у друга в паре.

Упр.
114 с. 5

Работа
в парах.

Игра
«Кто быстрее»


Допишите предложения, используя слова для выбора.


Сверьтесь друг с другом.


Подведите итоги игры.

Резервное
задание

Упр.
199 с. 131


Прочитайте рассказ.


Озаглавьте его. (Варианты детей).


Спишите, подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

VII.
Рефлексия (
Выполняется на карточках)


Отгадай кроссворд.


Красным карандашом раскрась клеточку с мягким разделительным знаком.

1

2

3

4

5

                     
1. Снежная буря? (Вьюга)

                     
2. Домики для пчел? (Ульи)

                     
3. Папа, мама, я – спортивная  …(Семья)

                     
4. Наши предки, ваши предки

                         
На одной качались ветке,

                         
А теперь нас держат в клетке…

                                    
                                               Хорошо ли это, дети? (Б.
Заходер) (Обезьяна)

                                                                              
5. Любимое лакомство Карлсона? (Варенье).

Сверка по образцу
на доске.

Самооценка:

«J»
— я собой доволен, все сделал  правильно.

«K»-
я выполнил задание, но не смог вспомнить некоторые слова.

VIII
. Итог урока
.

Когда
пишется разделительный мягкий знак?

IX
Домашнее задание.

Упр.
115 с. 5
(РТ 
№2).                                         

УРОК
74. Разделительный  мягкий знак (Ь)  (с. 132-133продолжение).

Цели:
разграничить две функции мягкого знака в словах;  отработать умение
использовать мягкий знак как разделительный и как показатель мягкости согласных
звуков;  развивать речь учащихся при дописывании предложений; при составлении
текста-доказательства по содержанию рассказа.

ХОД
УРОКА

I.
Организационный момент.

II.
Актуализация знаний.

Словарно-орфографическая
работа.

Игра «Доскажи
словечко»

— Слова – отгадки
запишите в тетрадь. Подчеркните орфограмму.

— Составьте
звуковую схему одного из слов.

Мы едем в дальние края.

Прощайте, верные…(друзья)

Громко у резных ворот

Резвый конь копытом …(бьёт)

На скамейке у ворот

Лена горько слёзы …(льёт)

Сейчас я пуговку свою

Крепко – накрепко … (пришью)

К дню рожденья Кате

Мама сшила …(платье).

III
Самоопределение к деятельности.

— Буква
мягкий знак всегда пишется одинаково.

—  Может
ли она обозначать звук?

— А для
чего она употребляется на письме?

— Ваня на
этот вопрос ответил, что мягкий знак потому так и называется, что он

указывает
только на мягкость согласных звуков.


Сравните, зачем употребляется мягкий знак в таких парах слов
(записать
на доске):
обувь
— вьюга, семь — семья
.

-Объясните
Ване, прав ли он.


Вспомните, когда пишется разделительный мягкий знак, а когда употребляется
мягкий знак, как показатель мягкости.

-Сформулируйте
тему урока (Разграничение слов с мягким знаком – показателем мягкости
согласного, и разделительным  мягким  знаком).

IV. Работа
по теме урока.

Работа по
учебнику.

Упр. 201
с. 132
.(Задание
у доски выполняют двое учащихся).


Прочитайте слова, на какие две группы их можно разделить?

— Запишите
слова в два столбика.

Образец
для сверки:

Слова с разделительным мягким
знаком

Ь – показатель мягкости согласного

Вьюга,
обезьянка, варенье, печенье, вьюнок, воробьи, раздолье, ручьи, небьющийся.

Деньки,
вить, морковь, реченька, крыльцо, коньки, редька, Оленька, пеньки


Посчитайте количество  букв и звуков у слова  вьюнок из  первого
столбика и у слова пеньки   второго столбика.

— Сделайте
вывод. (Количество букв в этих словах одинаково, а количество  звуков
различается, так мягкий знак звука не обозначает, но в слове вьюнок он стоит
перед гласной Ю, которая обозначает два звука
).

Упр. 202
с. 133


Прочитайте задание.

— Запишите
пословицу, в  которой есть слова с разделительным мягким знаком. (Маленькое
дело – лучше большого безделья.
)


Объясните смысл данной пословицы? В какой ситуации мы можем её употребить?

Упр. 200
с. 132


Прочитайте слова. Спишите их, подчеркивая разделительный мягкий знак

V.
Физкультминутка

Мы сидели, мы
сидели,

Наши спинки
занемели.

Постоим немножко,

Поглядим в окошко.

VI. Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику.

Упр. 200 с. 132

— Прочитайте слова, спишите их, подчеркивая
разделительный мягкий знак.

— Прочитайте пословицы. Как вы их
понимаете?

Ученье свет – а неученье тьма. (Используют,
как наставление учиться, когда хотят подчеркнуть роль образования, пользу
знаний)

Не гордись званьем, а гордись знаньем.

Повторенье – мать ученья.

Красна птица опереньем, а человек уменьем.
(Красива птица опереньем, а человек знаниями и умениями).

— Спиши понравившуюся пословицу. Подчеркни
слова с мягким разделительным знаком.

Резервное задание от профессора Ивана
Ивановича Самоварова на стр. 133

Работа в парах.

— Ваня сочинил стишок, но затрудняется
написать некоторые слова.

— Помогите ему вставить в слова пропущенные
буквы.

-Какое правило нужно повторить Ване? (Написание
слов с мягким разделительным знаком
).

VII.
Рефлексия

Упр.
203 с. 133


Догадайся по смыслу предложений, какие слова надо вставить.

-Запиши
предложения, вставляя необходимые слова.


Обведи слова с разделительным мягким знаком.

Сверка
с доской:  Семья,  крылья.

 Самооценка:

«J»
— я собой доволен, все сделал  правильно.

«K»-
я выполнил задание, но допустил ошибки.

VIII
. Итог урока
.

Когда
пишется разделительный мягкий знак, а когда мягкий знак – показатель
мягкости согласных?

IX
Домашнее задание.

Упр.
116 с. 6 (РТ №2)
                                        

Занимательный
материал к уроку.

Сказка о мягком знаке и его родном брате.

В стране Грамматике
жил-был дед Всевед, и было у него два внука, два брата-близнеца. Одного звали просто Мягкий Знак, а друго­го — Разделительный Мягкий Знак. Они были
ужасными шалунами и все время спорили, кто
из них главнее.

    Я! — говорил Мягкий Знак, обозначаю­щий мягкость согласных на письме.

Подумаешь, я тоже обозначаю мягкость согласных.
А ещё я показываю, что… (Как вы
думаете, ребята, что показывает разделительный мягкий знак?
Я показываю, что со­гласные не сливаются с гласными.

    Зато я, — возражал ему брат, — пишусь и
в конце слова, и в середине.

    Ну и что? — спорил с ним Разделитель­ный Мягкий Знак. — Я тоже пишусь в середи­не слова. Согласные всегда были моими дру­зьями.
Но я дружу и с некоторыми гласными.

С
какими? Подскажите, ребята!

И так они спорили очень долго, пока не вме­шался дед Всевед.

— Внуки мои дорогие, не спорьте, послу­шайте, что я вам скажу. — Он наклонился к ним и тихо-тихо что-то сказал. После этого они больше
никогда не спорили и стали жить очень
дружно.

Так что же мог им сказать их дедушка Всевед?

Наверное, то, что они оба главные, нужные в стране Грамматике, так как без них было бы невозможно
грамотно писать слова. (В.В. Волина из энциклопедии «Я познаю мир. Русский
язык», с. 135-136.)

УРОК
75. Разделительный  мягкий знак (Ь)  (с. 134 продолжение).

Цели:
разграничить две функции мягкого знака в словах;  отработать умение
использовать мягкий знак как разделительный и как показатель мягкости согласных
звуков;  развивать речь учащихся при дописывании предложений; при составлении
текста-доказательства по содержанию рассказа.

ХОД
УРОКА

I.
Организационный момент.

II.
Актуализация знаний.

Словарно-орфографическая
работа.

— Прочитайте
словосочетания.

-Что интересного
заметили?

— Спишите,
исправляя ошибки, выделяя мягкий разделительный знак.

Волчя  пасть, лися
хитрость, заячи уши, беличи запасы, медвежя берлога.

— С одним из
словосочетаний составьте вопросительное предложение.

III
Самоопределение к деятельности.

— Прочитайте:

Пю – пью, лёт –
льёт, бёт – бьёт

— На  какие две
группы можно разделить эти записи? (1 группа: слоги, 2 группа: слова).

— В чем
особенность написания слов? (В них пишется мягкий знак).

-А что случится со
словом, если убрать мягкий знак? (Слово превратится в слог, станет
непонятным
).

-Между какими
буквами стоит в этих словах мягкий знак?

— Какую функцию он
выполняет?

-Как мы его
называем в таком случае? (Разделительный мягкий знак).

-Обобщите все выше
сказанное:

Перед е,ё,и, ю,я

Я всегда пишусь, друзья!

Воробьи, семья, жильё-

Перед я, ю, и,  е, ё.

— Сформулируйте
тему и цель урока.

IV. Работа
по теме урока.

Работа по
учебнику.

Упр. 204
с. 134


Прочитайте вопросы.

-Запишите
полные ответы, используя слова с разделительным мягким знаком (ь).

Образец
для сверки на доске: В лесу растут деревья.  Весной на деревьях
распускаются листья. Воробьи чирикают. Ночью на небе видны
звёзды.


Подчеркните слова с мягким разделительным знаком. Над словами укажите
количество букв и звуков.

— Какой
вывод можно сделать? (Количество букв и звуков совпадает, так как мягкий
знак звука не обозначает, но гласные, стоящие перед мягким знаком становятся
«волшебными» и обозначают два звука
).


Прочитайте слова друг другу без мягкого знака.

-Поняли ли
вы своего соседа?

-Что для
этого нужно помнить? (Разделительный мягкий знак показывает, что согласный
звук не сливается с гласным. Он пишется после согласной и перед гласными
Е,Ё,Ю,Я,И
).

Упр. 205
с. 134

Работа в
парах.


Рассмотрите иллюстрацию к тексту.

-Предположите,
о чём пойдет речь в тесте.

— Прочитайте
текст.

-Кто
отправился в лес? (В лес отправились друзья: Дарья, Татьяна, Илья).

— Кого
можно назвать другом? (Друг не оставить в беде,  придёт на помощь в любую
минуту
).

-Чем
занимались дети в лесу? (девочки сидели у ручья и слушали пение соловья, а
Илья играл  с щенком
).

-Что
заставило детей вернуться домой? (Неожиданно надвинулась туча. Скоро польёт
дождь.
). 

-Озаглавьте
его. (Поход  в лес. Случай в лесу. )

— Когда
происходят события, описанные в рассказе?

-Докажите,
что это конец весны и начало лета.

Варианты 
заданий к тексту:

1.
Выпишите слова с пропущенными буквами.
Объясните написание пропущенных
букв друг другу в паре.

2.
Самостоятельное списывание текста с последующей проверкой.

3. Комментированное
письмо.

4.
Выписать слова с мягким разделительным знаком, распределяя их на две группы.

Имена собственные

Имена нарицательные

Дарья,
Татьяна, Илья, кличка щенка, например, Альянс.

Воскресенье,
друзья, ручьи, деревья, соловьи, под тенью, польёт

 — Какое
слово в тексте не относится ни к одной из групп? Ответ обоснуй. (В слове сильный 
мягкий знак пишется между двумя согласными, смягчает впереди стоящий согласный
).

V.
Физкультминутка.

— Я буду
читать стихотворение, если вы услышали слово, в котором по вашему мнению есть 
мягкий разделительный знак, подпрыгивайте на месте и хлопайте в ладоши.

У лукоморья
дуб зелёный;

Златая цепь на
дубе том:

И днём и ночью
кот учёный

Все ходит по цепи
кругом;

Идёт направо –
песнь заводит,

Налево – сказку
говорит.

Избушка там на курьих
ножках

Стоит без окон,
без дверей.

Там царь кощей над
златом чахнет;

Там русский дух..
Там Русью пахнет.

           (А.С.
Пушкин из поэмы «Руслан и Людмила»).

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Игра «Кто больше»

— Вспомните слова с мягким разделительным
знаком, которые встретились на физкультминутке.

-Запишите их в тетрадь, выделяя Ь и букву,
перед которой он пишется.

(Слова для сверки на доске: лукоморье,
ночью, на курьих, Русью).

— Как вы понимаете слово Русь? (Раньше
так называли русскую  землю
) .

2. Работа по тетради на печатной основе.

Упр. 117 с. 6.

— Спишите текст, вставляя пропущенные
буквы.

— Заполните схему слов на
доске:                                      

Ь

                                                                                               
Зав        южила                                                                                                          

                                                                                                
__               ___

                                                                        
                        __               ____

3. Резервные задания:

Угадайте загадки, отгадки запишите в
тетрадь, выделите орфограмму

1.   Вместо хвостика — крючок,
Вместо носа — пятачок.
Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (Свинья).

2.  Говорят, они воришки,
Эти серые малышки.

И шумливы, и драчливы,

Все щебечут:

— Чьи вы? Чьи вы? (Воробьи).

3.  Зверь
смешной в огромной клетке
С ветки прыгает на ветку,

Ест бананы, сладости

 К общей детской
радости. (Обезьяна).

4.Из почек появляются,

   Весной распускаются,

   Осенью увядают

   И все опадают.  (Листья).

VII.
Рефлексия

Работа
с перфокартами (карточка с прорезями).

image004

image005

image006image007image007image007image007                                   

image008                        
ь

Методические
указания:

Учитель читает
слова, если встретилось слово с разделительным мягким знаком, учащиеся этот
знак записываю в кружок. Если встретился мягкий знак, обозначающий мягкость
согласного или слово, в котором нет мягкого знаки, учащиеся в соответствующий
кружок ставят точку.  Работа ведётся построчно.  Затем учитель читает шифр, по
которому  нужно соединить кружочки, если «верёвочка» прошла через все кружочки
с мягким разделительным знаком, то  должен получится большой мягкий знак.

Слова для работы: 1
строка: день, колья, девочки, угольки

                                
2 строка: почки, крылья, вьюга, коньки

                                
3 строка: лёд, друзья, листья, сильный

                                
4 строка: Ольга, Илья, Дарья, Таня.

Шифр
:
соедините верёвочкой следующие кружочки: 2, 6, 10, 14, 15, 11, 7,
6.

Самооценка

«J»
— я собой доволен, все сделал  правильно.

«K»-
я выполнил задание, не так, как хотелось бы.

VIII
. Итог урока
.

— Какие две
функции может выполнять мягкий знак?

IX
Домашнее задание.

Выписать из любой
литературы  8 слов с мягким разделительным знаком, подчеркнуть орфограмму.

УРОК
76. Разделительный  мягкий знак (Ь)  (с. 135 продолжение).

Цели:
разграничить две функции мягкого знака в словах;  отработать умение
использовать мягкий знак как разделительный и как показатель мягкости согласных
звуков;  развивать речь учащихся при дописывании предложений; при составлении
текста-доказательства по содержанию рассказа.

ХОД
УРОКА

I.
Организационный момент.

II.
Актуализация знаний.

 Словарно-орфографическая
работа.

Работ в парах.
Словарный диктант.

— Продиктуйте друг
другу слова, которые вы подобрали дома.

— С одним из слов
составьте восклицательное предложение.

— Проверьте
работу, оцените.

«!» — всё выполнил
верно.

«+»- задание
выполнил, но допустил ошибки.

III
Самоопределение к деятельности.

Игра «Паутина»

— Как из  данных
слов получить слова  с мягким разделительным знаком.

-Какое слово-
помощник  нужно вставить в звездочку? (Я, он, они).

image010image011image010

image012image013            пить                                                                лить

                                                    ?

image010image010

шить                                                              солить

— Что обозначают
получившиеся слова? (Получившиеся слова обозначают действия)

— Сформулируйте
тему и цель урока? (Мягкий разделительный знак в словах, обозначающих
действие. Будем учиться писать слова с мягким разделительным знаком
).

IV. Работа
по теме урока.

Упр. 206
с. 135.

Комментированное
письмо

— Измени
слова по образцу, подчеркни мягкий разделительный знак и букву, перед которой
он стоит.

Упр. 207
с. 135

-Рассмотрите
иллюстрацию.


Предположите, что нам хотел рассказать М. Куликов?


Прочитайте стихотворение. Проверьте свои предположения.

-О каком
важном событии рассказал нам поэт? (О мамином дне рождения).

— Как ваша
семья   празднует  это событие?(Ответы детей.)

-Что вы
дарите маме на день рождения?(Ответы детей.)

-Как вы
думаете, какой подарок  для мамы самый важный, ценный?(Предположения детей).

— Выпишите
предложения, в которых есть слова с разделительным мягким знаком.

 Приведите примеры слов, встретившихся в стихотворении, со следующими орфограммами 1. Проверяемая безударная гласная: (на столе, день рождения). 2. Буквосочетания: (встречаем) 3. Парная согласная : (из роз, немножко ) 4. Имена собственные: (Катя, Серёжа) Дополнительное
задание:

— Выпишите
побудительное предложение. (Мам, возьми мой самосвал,

                                                                           
Поиграй немножко!
).

V.
Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась.

Над водою закружилась.

VI. Продолжение работы по теме урока.

Для продолжения работы по данной теме можно
воспользоваться заданиями из сборника диктантов для 2-4 класса, автор Яценко
И.Ф. – М.: ВАКО, 2012 г., с. 32

1. Письмо по памяти (работа с карточками)

Солнце,
землю нагревая,

Топит
с нашей горки лёд.

Тает
баба снеговая

И
ручьями слёзы льёт. (Г. Ладонщиков)

      И
с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью
моему полезен русский холод. (А. Пушкин)

      Вьюга
хлещет так и сяк,

бьёт
в лицо крупой сыпучей,

очень
жёсткой и колючей,

несмотря
на мягкий знак. (Я. Аким)

      Всей
семьёй идут гулять

ночью
вдоль дорожек

Ёж-отец,ежиха-мать

и
ребёнок ёжик. (С. Маршак)

Расцвела
черёмуха

около
ручья…


Это чья черёмуха?


Да она ничья,

белая
снегурочка

около
ручья.  (З. Александрова)

2. Выборочные диктанты

1.
Тело зверя покрыто шерстью. 2. Осенью желтеют листья. 3. Ульяна шьёт кукле
платье. 4. Ночью разгулялась вьюга.

1.
Грачи и соловьи вьют гнёзда на деревьях. 2. Татьяна и Серёжа –
друзья. 3. У собак отличное чутьё. 4. На ужин мама приготовила оладьи
с вареньем.

1.
Днём я полю грядку, а вечером полью овощи. 2. Птицы собрались
в полёт, ведь скоро дождь польёт. 3. У Ильи есть брат Демьян. Братья
очень дружны.

3. Игра «Новоселье»

image017
Расселите слова  по домикам.

image018image019image020                                                 
стулья             ружьё         
Кузьма                                            

                           
Ь                         кисель                грязь       звенья                              Ь

image021              
разделительный                    осень         Дарья      крыльцо

image022

VII.
Рефлексия


Проверьте диктант Вани. Исправьте допущенные ошибки.

-Какие
правила забыл Ваня? Что вы ему посоветуете?

Семья.

Семья
Воробёвых большая и дружная. Все заняты делом. Папа пишет научную статю.
Бабушка шьёт платье внучьке. Мама утюжыт бельё. Дети илья и татьяна учат
уроки.

За
ужином все пют чай с черничным вареньем.

Фронтальная
проверка.

Самооценка:

«J»
— я собой доволен, нашёл и исправил все ошибки.

«K»-
я выполнил задание, но нашёл не все  ошибки.

VIII
. Итог урока
.

— Дополните
предложения

— Сегодня на уроке
мы повторили…

-Мы будем помнить,
что…

-Я доволен собой,
потому что…

IX
Домашнее задание.

Сочинить
стихотворение – поздравление для мамы на день рождения.
                                    

УРОК
77. Разделительный  мягкий знак (Ь). (с. 136 продолжение).

Цели: развивать
речь учащихся при написании поздравительного письма;  показать, из каких частей
должно состоять письмо (обращение, поздравление, пожелание,  подпись); 
обогащать и активизировать словарный запас детей эпитетами, которые могут быть
использованы при обращении, словами речевого этикета;  закрепить навык
использования слов с мягким знаком в письменной речи.

ХОД
УРОКА

I.
Организационный момент.

II.
Актуализация знаний.

Проверка домашнего
задания «Творческая  минутка»

Дети зачитываю
свои стихотворения, сочинённые дома.

III
Самоопределение к деятельности.

— Аня и Ваня
решили поздравить профессора Ивана Ивановича Самоварова с Новым годом и
написали ему поздравительное письмо.

-Прочитайте
его (Текст письма записан на доске).

             
От Ани и Вани.

Уважаемый
Иван Иванович Самоваров!

Обещаем Вам
хорошо учиться. Здоровья и счастья желаем Вам!

И поздравляем
с Новым годом!

— Получив
поздравительное письмо, профессор похвалил ребят за то, что они не допустили ни
одной грамматической ошибки. Но сказал, что каждое поздравительное письмо состоит
из определённых частей, которые в строгом порядке следуют друг за другом и
оформляются по определённым правилам.

— Ребята,
можете ли вы назвать части поздравительного письма, которые необходимо выделить
при его оформлении?  (Высказывания детей)

  -Ребята,
есть ли у вас желание приобрести знания и умения, которые помогут вам правильно
написать поздравительное письмо?

-Сформулируйте
тему и цель урока. (Поздравительное письмо, правила его оформления).

IV. Работа
по теме урока.

    
Работа по учебнику

Упр.
208 с. 136.


Прочитайте поздравление.


Найдите части поздравительного письма, приведите примеры.

1
часть. Обращение (Дорогая мамочка!)

2
часть. Поздравление. (Поздравляю тебя с днём рождения!)

3
часть. Пожелание. (Желаю тебе здоровья, счастья.)

4
часть. Подпись. (Твоя Таня.)


Сделайте вывод, из каких частей должно состоять поздравительное письмо? (Поздравительное
письмо начинается с обращения ,то есть с того, кого мы хотим поздравить, затем
идёт поздравление, пожелание, а в конце обязательно подписываем, от кого это
поздравление
).

-Рассмотрите
ещё раз письмо Ани и Вани, какие части дети переставили местами.

-Как 
нужно правильно оформить это письмо?

(     Уважаемый Иван Иванович Самоваров!

Поздравляем 
Вас с Новым годом!

Желаем Вам
здоровья и счастья! Обещаем Вам хорошо учиться.

                                                                 
От Ани и Вани.)

V.
Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Предварительная беседа.


В праздники все спешат поздравить друг друга и пожелать всего
хорошего.


Зачем люди поздравляют друг друга с праздником?


каких случаях ещё пишут поздравительные письма? (Письма собирают и хранят. 
Письма к родным и близким – это выражение нашего внимания и заботы. На все
полученные  письма надо отвечать. Задерживать ответ или не ответить на письмо
невежливо. Писать надо разборчивым, чётким почерком).

-Можно
ли назвать письмо тестом? Ответ обоснуйте. (В письме есть тема, опорные
слова, абзацы, основная мысль, определенное расположение частей
).

2.
Практическая работа.

-Проведем
практическую работу, сочиним поздравительное письмо на специально
подготовленных листах.

Здравствуйте, _____________________ _____________________________________________! Это я, ____________________, спешу поздравить вас с наступающим Новым годом. Сегодня________________, а значит осталось __________ дней до новогоднего праздника. Надеюсь, что моё письмо успеет дойти вовремя и станет для вас подарком к Новому году. Я хочу пожелать вам всего самого наилучшего в наступающем ___________году: здоровья, счастья, успехов во всем и ________________________________________________________________. Пусть Новый ________год принёс в ваш дом веселье и радость. А вы уже начали готовиться к празднику? А ёлку купили? Мы_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Новый год я буду встречать ________________________________________________________ А вы где будете встречать Новый год? Говорят, что в новогоднюю ночь исполняются все желания. По секрету могу сказать вам, что самое большое моё желание - ____________________________________________________________ Надеюсь, что оно исполнится, что ваши желания исполнятся тоже. До свидания, до встречи в Новом году_______________________!


Чтение и обсуждение детских работ.

VII. Рефлексия

— Напишите поздравление  кому – нибудь (родным, друзьям и т.п.),
используйте слова для выбора из  учебника  на стр. 136.

 Самооценка

«J»
— я собой доволен, так как понял как пишется поздравительное письмо.

«K»-
я выполнил задание, но немного путаюсь в частях поздравительного письма .

VIII
. Итог урока
.

-Чему учились на
уроке.

-Где и когда эти
умения вам пригодятся.

— В наше время,
время компьютерных технологии, какие письма мы можем писать?

IX
Домашнее задание.

-Написать поздравительное письмо для сказочного героя, красочно
его оформить, можно использовать компьютерные технологии.
                                

Правильный вариант написания слова: любишь

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова любишь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: любить (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Другие произведения: Есенин Сергей 1. Вот оно, глупое счастье 2. Железный Миргород 3. Черемуха 4. Ты меня не любишь, не жалеешь 5. Письмо от матери 6. Ты такая ж простая, как все 7. Хороша была Танюша, краше не было в…

«Ты меня не любишь, не жалеешь» — Есенин Сергей

* * * — Ты так любишь гулять; Отчего ты опять Робко жмешься? Зори — нет их нежней, И таких уж ночей Не дождешься. — Милый мой, мне невмочь, Истомилась, всю ночь Тосковала. Я бежала к прудам, А тебя я и там Не сыскала.

«Ты так любишь гулять…» — Фет Афанасий

Ты любишь его всей душою, И вам так легко, так светло… Зачем же упрямством порою Свое ты туманишь чело? Зачем беспричинно, всечасно Ты радости портишь сама И доброе сердце напрасно Смущаешь злорадством ума?

«Ты любишь его всей душою…» — Случевский…

Adblock
detector