Меню

Как пишется слово пристань

Тема:  Корень слова. Однокоренные слова.

Цели:  совершенствовать умение учащихся
находить корень слова в однокоренных словах; развивать орфографическую зоркость
учащихся; развивать наблюдательность; воспитывать у учащихся дружелюбие, взаимопомощь.

                                      Ход
урока.

У. Любите ли вы приключения?

У. Хотите отправиться в морское
путешествие? Сегодня на уроке вас ожидают встречи с обитателями морского дна,
которые приготовили вам интересные задания.

У. Готовы ли вы проявить свои знания и
умения? Попробуем убедиться в этом.

Кк ко

У. Что записано? Какое соединение в слоге
ко?

3. Словарная работа.

У. Итак, экипаж к путешествию готов.

 А на чем мы отправимся в путь? Угадайте.

На море, в реках и озерах

 Я плаваю проворный,

 Скорый и огромный.

 У. Как вы догадались, что это корабль?

У. Что обозначает слово “корабль”?

Д. Это греческое слово. Обозначает тоже,
что и судно. В парусном флоте корабль – трехмачтовое судно с полным парусным
снаряжением. Кораблями называют военные суда. Воздушными кораблями – крупные
самолеты. Космический корабль – пилотируемый космический аппарат.

У. Выполните звуковую запись слова
корабль.

Д. [карабл’]

 (Несколько человек выполняют запись на
доске, остальные в тетрадях.)

 У. Откройте орфографические словари и
посмотрите, как пишется слово «корабль». Запишите слово в тетрадях.

 (Дети записывают слово в тетрадях,
учитель закрепляет на доске табличку со словом «корабль»)

У. Проверьте, правильно ли написали. Что
можете сказать про слово?

Д. В слове 2 слога, 2 гласных звука, 4
согласных, 6 звуков, 7 букв, существительное мужского рода, единственного
числа, неодушевленное.

У. Ребята, посмотрите, кто это подплыл к
кораблю? (Рисунок медузы).

Д. Это медуза.

У. У медузы тело в виде колокола или
зонтика, студенистое, диаметром от нескольких мм до 2,3 м. По краям зонтика
щупальца (длина до 30 м) со стрекательными клетками, способными вызвать ожоги.

У. Что она достала со дна морского?

Д. Она достала для нас раковину, в которой
задание.

 (Дети вынимают карточку с заданием из
раковины и закрепляют ее на доске рядом со словом «корабль»)

 кораблик   корабельный

У. Что можно сказать про эти слова?

Д. Эти слова однокоренные, потому что у
них есть общая часть (корень), в которой хранится общее лексическое значение.

У. Запишите слова, выделите корень в
каждом родственном слове, обозначьте орфограммы.

 (Дети записывают слова в тетрадях
самостоятельно.)

У. Проверьте, правильно ли выполнили
задание. (Самопроверка)

У. Какая тайна нашего языка помогла вам
правильно записать слова?

Д. Корни в однокоренных словах пишутся
одинаково.

Работа над предложением.

У. А сейчас мы с вами надеваем акваланги и
спускаемся в подводный морской мир.

 Кто плывет нам навстречу?

 На доске – рисунок осьминога.

У. Осьминоги относятся к отряду морских
моллюсков класса головоногих. На голове 8 длинных щупалец (рук). Длина тела от
1 до 60 см,. с щупальцами – до 5 м. Есть ядовитые виды, опасные для человека.

У. Что держит осьминог?

 (Учитель разворачивает свиток, на котором
записано задание, и закрепляет его на доске.) КОРАБЛЬ, НАШ, ОТ, ПРИСТАНЬ,
ОТПЛЫЛ.

У. Я думаю, что это предложение.

Д. Нет, это не предложение, потому что
слова не связаны друг с другом.

У. А можно ли из этих слов составить
предложение? Составьте и запишите предложение.

 Дети записывают, комментируя, и выполняют
грамматический разбор предложения: «Наш корабль отплыл от пристани»

У. Что интересного увидели в предложении?

Д. В слове «отплыл» от- приставка, в
сочетании «от берега» от – предлог.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

У. Поднимемся на корабль и займемся
уборкой.

 Грамзапись «Бескозырка белая…». Дети под
музыку выполняют движения, имитирующие уборку палубы корабля: берут ведро,
опускают его за борт, набирают воду, выливают ее на палубу, с помощью швабры
драят палубу, вытирают ее. Потом показывают движениями, что устали, смахивают
пот со лба. Один из учеников играет роль капитана. Дети, увидев его, встают
«смирно» и отдает честь.

4. Работа по формированию умения подбирать
родственные слова.

У. Опускаемся снова на дно морское. А вот
и новая встреча. Кто это?

 (Рисунок морской звезды.)

Д. Это морская звезда.

У. Морская звезда относится к классу
беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело (диаметр от 1 см до 1 м) ярко
окрашено, в форме звезды (до 50 лучей) или пятиугольника. Широко распространены
на дне океанов и морей.

 У. Прочитайте, о чем она нас спрашивает.

 (Дети читают задание, записанное на
обратной стороне морской звезды.)

Как найти корень в слове МОРЕ?

Д. Надо подобрать родственные слова и
выделить в них общую часть.

У. Самостоятельно подберите родственные
слова, запишите их и выделите корень.

 (Дети работают самостоятельно, записывая
слова: МОРЕ, МОРЯК, МОРСКОЙ, ПРИМОРСКИЙ, ВЗМОРЬЕ.)

У. Проверьте работу друг друга. (Работа в
парах.)

У. Продолжаем путешествие. Навстречу нам
движется морской еж.

 (На доске рисунок морского ежа.)

У. Морские ежи относятся к классу
беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело (диаметр от 2-3 мм до 30 см)
шаровидное, дисковидное или сердцевидное покрыто пластинками с подвижными
иглами. Обитают на дне морей.

 Морской еж принес нам задание. (Учитель
делит класс на группы по пять человек. Каждой группе выдается карточка с
заданием: РЕБЯТА, ОТГАДАЙТЕ, У КОГО В МОРЕ САМЫЕ ЗОРКИЕ ГЛАЗА?

варианты ответов:

 • У АКУЛЫ; • У ОСЬМИНОГА; • У КРАБА.

 Дети отгадывают. Затем учитель предлагает
сравнить свой ответ с текстом.

 У каждого ученика карточка с текстом:

 «Самые зоркие гл_за  у осьминогов. Их
размер (_ни  очень  б_льшие) соответствует зоркости. Только гл__за  с_вы,
к_шачьи  гл_за  да человека могут с ними соперничать.»

 У. Выпишите слова с пропущенными буквами,
подберите к ним родственные слова, выделите корень, вставьте пропущенные буквы.

Д. Глаза, глазки, глазной.

 Сова, совы, совиные.

 Кошачьи, кошка, кошечка.

 У. Молодцы, ребята вы прекрасно
справились с заданием. Какие знания помогли вам это сделать?

Д. Мы умеем подбирать родственные слова,
выделять в них корень,  и помним о том, что корни в однокоренных словах пишутся
одинаково.

У. Морские обитатели просят нас найти
среди нескольких групп слов группу родственных слов и записать ее :

  Лето, летний, летучий, летник;

 шторм, штормить, штурмовать, штормовой;

 вода, водица, водяной, водопой, водный;

 голубой, голубизна, голубеть, голубь

Дети работают самостоятельно. Текст
задания записан на доске. Проверка задания проводится фронтально. Дети
доказывают,  почему выбрали третью группу слов.

Д. Третья группа слов – родственные слова,
потому что у них есть общая часть (корень), в которой хранится общее
лексическое значение.

У. Подходит к концу наше путешествие.
Какие впечатления у вас от него?

Итог урока.

10 вариантов.

9-13.docx

Вариант 1

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда со-держится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) горячий, роскошный, собирать
2) возраст, непримиримые (враги), протирать
3) поклониться, излагать, пловчиха
4) измерение, косички, подрасти
5) нажимать, придираться, выскочить

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ра..жал, полу..гнил, чере..чур
2) приобрести, пр..внёс (новое), пр..чудливый
3) вз..шло, пр..язык, п..никнуть
4) дез..нфекция, вз..мал, спортинвентарь
5) трёх..язычный, ад..ютант, в..едливый

3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) нищ..та, заплесн..веть
2) юрод..вый, застр..вать
3) ступенч..тый, изредк..
4) немец..кий, кавказ..кий
5) ноч..вка, ухаж..р

4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (рабочие) стро..т, стел..щийся (туман)
2) колебл..шься, закле..вший
3) погон..шься, муч..мый
4) кле..щий (карандаш), (друзья) обид..тся
5) мел..щий (муку), разве..нные (сомнения)

5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬ-НО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Случилось так, что мне (не)кому было рассказать о своих сомнениях.
Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой (не)привычной обста¬новке.
Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.
Но говорят, вы (не)людим: в глуши, в деревне всё вам скучно.
Быстро текли воды (не)большой, но быстрой реки

Вариант 2

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда со-держится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) расположение, примирение (сторон), озарённый
2) промочить, поплавок, обнимать
3) стилистический (приём), горевать, полагаться
4) почитатель (таланта), замерев, неприкасаемый
5) покосить (траву), избирательный, перила

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) об..ём, в..ётся, под..ячий
2) неприступная (крепость), претензия, пр..емник (директора)
3) ро..черк, и..подтишка, не..добровать
4) с..служивец, пр..образ, вз..йти
5) по..коп, пре..теча, на..пись

3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) уклонч..вый, краведч..ский
2) потч..вать, гуттаперч..вый
3) большинство, милост..вый
4) блюд..чко, продл..вать
5) израсходовать, туш..нка

4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (мужчины) бре..тся, зависящий
2) высп..шься, недвижимый
3) (рабочие) стро..т, раска..вшийся
4) предвид..м, удосто..н
5) (плохо) слыш..щий, (родители) тревож..тся

5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

За туманом (не)было видно огней.
В глубине озера (не)ясным рогом отражался молодой месяц.
Для ночлега гуси выбирают ровный, (не)заросший камышом берег.
Ещё (не)зажившая рана давала о себе знать.
Дверь оказалась (не)заперта.

Вариант 3

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда со-держится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) начинать, поджигать, равнина
2) перескочить, примерять (костюм), нарастающий (шум)
3) возгорание, расстилать, косой (взгляд)
4) зажигательный (танец), отварить (овощи), отраслевой
5) озарилась (солнцем), отрастить (волосы), заблистать

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (без) пр..крас, пр..баутка, пр..поднести (цветы)
2) и..подлобья, бе..шовный, ..дешний
3) сверхъестественный, раз..ём, в..явь
4) д..гнал, вз..брался, пр..ступок
5) воз..меть (действие), вз..скал, об..ндеветь

3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) плать..це, застр..вая
2) расследовать, (говорить) общ..
3) блюд..чко, рыж..ватый
4) француз..кий, скольз..кий
5) смекал..стый, заботл..вый

4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда про-пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (здания) выс..тся, курлыч..щие (журавли)
2) незыбл..мая (истина), зависавший
3) тащ..щий (телегу), замеш..нный (в преступлении)
4) заверт..шься (как белка в колесе), вид..мый
5) зала..вший (пёс), задерж..шь

5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Отец велел, (не)останавливаясь в гостинице, ехать на пристань.
Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный.
Хозяева приняли гостей с (не)обыкновенным радушием.
Но страх (не)сжал души моей.
Сил (не)было дышать от раскалённого солнца.

Ответы

Вариант 1

1 35
2 245
3 135
4 34
5 НЕ ОСВЕЩЕНА

Вариант 2

24
345
24
235
НЕЯСНЫМ

Вариант 3

15
345
235
234
НЕОБЫКНОВЕННЫМ

Автор: Танашевич Александра Александровна.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. участника: Князева Каролина Игоревна

Тема урока: «Падежные окончания существительных 3-го склонения.»

Класс: 4А

Цель урока:  развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён существительных 3- го склонения.

Задачи урока:

Дидактические: определять род, число, падеж и склонение имен существительных, изменять их по падежам, развивать умение определять склонение, падеж имен существительных, правильно писать падежные окончания имён существительных.

Развивающие: развивать умение работы в группе

Воспитательные: прививать интерес к родному языку и его многообразию.

Ресурсы урока: компьютер, тетради, презентация, учебник по русскому языку УМК «Школа России», дидактические карточки

ХОД УРОКА

Этапы урока

Используемые образовательные технологии

Задачи этапов урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф – фронтальная,

И –

индивидуальная,

П – парная,

Г – групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метопредметные

(П –

позновательные,

Р – регулятивные,

К – коммуникативные)

Личностные

Организационный момент

личностно-ориентированное обучение

Организация деятельности на уроке. Подготовка к уроку

беседа

Приветствует учащихся предлагает проверить готовность к уроку

Помогает объяснить

Делает вывод, что урок пройдёт без сучка без задоринки

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Читают фразеологизм на доске.

Пытаются объяснить его, для этого читают стихотворение на слайде

ф

Самоконтроль

Личностные УУД:

—  формирование навыков самоорганизации

Актуализация знаний

Технологии развивающего обучения

Повторение знаний, полученных на предыдущем уроке

Предлагает записать число классная работа и выполнить задание с фразеологизмом

На экране слова

Предлагает назвать особенность таких существительных

Прописывает последовательность на доске

Находят существительные, определяют падеж и выделяют окончания. Находят неизученную орфограмму

Исключают лишнее. Определяют сходства , что все существительные 3 склонения

Называют особенность и определяют букву для чистописания

Продлевают последовательность

ф

Презентация тетради, доска

Регулятивные УУД:

— умение ставить учебную задачу

Постановка цели и задач урока

Личностно- ориентированное обучение

Проблемное обучение

ИКТ технология

Формирование умения ставить учебную задачу

Работа с пословицей

Создание проблемной ситуации

О каких существительных мы поговорим

На доске пословица

Формирование проблемной ситуации

Цели на урок

На экране вопрос на который мы отвечаем в течение урока

Сущ 3 скл

Читают, определяют жанр, находят сущ 3 скл, объясняют, предполагают какое окончание вставим.

формулируют

ф

Доска

Презентация

Регулятивные УУД:

— умение ставить учебную задачу

формирование навыков письма

—  умение слушать и выделять главное, запоминать

— формирование умения формулировать мысль

— развитие речи

— формирование способностей анализа высказываний.

Первичное усвоение знаний

Разноуровневая система обучения

Коллективная система обучения.

ИКТ технология

Закрепление полученных знаний на уроке

Работа с карточками беседа

Чтобы ответить на вопрос, выполним задание

Сравнивают вместе окончания

Выводит на доску правило

Предлагает вернуться к пословице

Выполняют задание в парах на карточках

С фронтальной проверкой на экране Если правильно поставьте +

Вставляют окончание и объясняют почему.

п

Презентация, дидактические карточки

Проверка с экрана

Формирование умения склонять существительные по падежам

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

развитие навыков чтения

— формирование навыков работы с текстовой и числовой информацией.

— развитие логического мышления

Первичная проверка понимания

Здоровьесберегающая технология

Разноуровневое обучение

Здоровьесберегающая технология

Проверить на сколько ребёнок усвоил полученный материал

Гимнастика для глаз

Работа с карточками

Работа с учебником

Физкультминутка

Проводит физкультминутку для глаз

Предлагает поработать самостоятельно. Записать словосочетание с сущ в верном падеже.

в каких сущ ударные окончания, в каких безударные

работа с учебником

физкультминутка

Выполняют задание

Выписывают правильные словосоч в тетр

Проверка в классе

Делают вывод, что пишутся одинаково

Читают правило

И

ф

Тетради, убебники, дидактические карточки

Проверка в классе

Формирования умения использовать правило в практике

П формирование умения работы с презентацией

Формирование умения слушать учащихся

Первичное закрепление

Развивающее обучение

Разноуровневое обучение

Закрепление полученных ЗУН на практике

Работа с карточками, беседа

На экране слова

Самостоятельно выписывают предложения в тетрадь

Работа со словами

Работа по карточкам

Выборочная проверка

И

ф

Дидактические карточки, тетради

Проверка в классе

Закрепление правильного правописания существительных

П- осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, анналогию, классификацию, сериацию, подведение под понятие; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково — символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Информация о домашнем задании

Объясняет задание

записывают

Рефлексия

Личностно-ориентированное обучение

Подведение итогов урока

беседа

Ответили ли мы на вопрос урока

Отвечают

Высказываются используя опорные слова.

ф

презентация

Самоанализ деятельности

— Прозвенел давно звонок,

Начинается урок.

Мы сейчас не отдыхаем,

А работать начинаем.

— Проверьте, у всех ли на парте лежат учебники по русскому языку, тетради, дневник и пенал.

— За парты садится 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

— Сегодня, как и на других наших уроках, вам необходимо соблюдать правила хорошего ученика: работать активно, отвечать, только поднимая руку, не шуметь.

— Выпрямите спины, руки положите перед собой, чтобы я видела, что вы готовы к работе.

Без сучка, без задоринки. (на доске)

— Как вы понимаете смысл этого фразеологизма?

— Может быть точнее понять его смысл вам поможет стихотворение? (читает ученик)

Может гладкой быть доска,

Без единого сучка.

И её зашкурит мастер

В пять минут наверняка.

Могут так дела идти,

Что всегда во всём везти.

Будет сразу получаться

Всё, за что решил ты взяться.

(М.Тараненко)

— Итак «Без сучка, без задоринки» – говорят, когда всё получается гладко, без осложнений и помех. Надеюсь, что и наш урок пройдет без сучка, без задоринки.

— Запишите чисто и аккуратно в тетрадь число и классная работа (устно) Найдите существительные, определите падеж и склонение, выделите окончания. В каком слове окончания является орфограммой? Почему?

— Сегодня мы продолжим разговор об именах существительных, а о каких – вы узнаете позже.

На экране слова:

ТЕТРАДЬ, РОЖЬ, БУКВАРЬ, МОЛОДЁЖЬ

— Исключите лишнее слово (букварь).

— Почему?

— Что вы можете сказать про оставшиеся слова?

(Это существительные 3-го склонения)

— Какие существительные относятся к 3-ему склонению?

(Ж.р. без окончания)

— Если вы назовёте их особенность, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. (буква Ь) (На конце сущ. 3 скл. пишется Ь).

— Чем особенна эта буква?

(не обозначает звука, обозначает мягкость согласного на письме, отделяет согласную от гласной)

Минутка чистописания.

— Запишите, продолжив закономерность:

На экране: ЬЬ Ь ЬЬЬ Ь…

3. Формулирование темы урока.

— О каких существительных мы будем говорить на уроке?

(О существительных 3-го склонения)

На экране: Букварь – к мудрост… ступенька.

— Прочитайте предложение. Определите жанр (пословица).

— Как вы её понимаете?

— Найдите существительное 3-го склонения. (мудрость).

— Аргументируйте свой выбор. (Ж.р. без окончания).

— Какое окончание вставим в это слово? (проблема)

4. Поставьте цели на сегодняшний урок. (правописание окончаний у существительных 3 склонения, учиться находить сущ 3 скл, писать без ошибок, применять правило и тд)

На экране вопрос.

Какие падежные окончания у существительных 3-го склонения.

— Чтобы ответить на этот вопрос, надо просклонять существительное 3-го склонения. (работа в парах – на карточках)

5. Исследование проблемы.

— Просклоняем существительное «молодёжь»

И

Сравним окончания. Что общего в окончаниях сущ. 3-го склонения? (У сущ. 3-го склонения в Р. Д. П. падежах окончание

Какое окончание имеют существительные 3 скл в В.п? (нулевое),

В Т.п.? (Ю)

— Вывод на экране

Вернёмся к пословице.

— Какое окончание пропущено? — и –

— Докажите, почему? (Д.п. 3 склонение)

6.Физминутка для глаз.

Двигайте глазами вправо – влево; вверх – вниз; по 6 раз. Нарисовать глазами 6 кругов по часовой стрелке, 6 кругов – против часов стрелки.

7.Развитие умений.

— Сейчас мы будем упражняться в правильном написании падежных окончаний у существительных 3-го склонения.

— Из слов составьте словосочетания, поставив существительное в нужном падеже, указать падеж.

На карточках На экране слова:

тень, в, остановился; (остановился в тени)П.п.

крошки, на скатерть; (крошки на скатерти)П.п

ехал, по, степь; (ехал по степи)Д.п

подошёл, к, пристань; (подошел к пристани)Д.п

о, помощь, просил; (просил о помощи)П.п

случай, из, жизнь. (случай из жизни)Р.п

Проверка

В каких существительных окончания ударные? В каких безударные?

Как пишутся ударные и безударные окончания? (одинаково)

Прочитаем материал в учебнике на стр 99 в рубрике «Обрати внимание»

8. Физминутка «Весёлая переменка».

А сейчас давайте отдохнём. Отдых у нас будет активным и даже полезным. Упражнение рассчитано на координацию движений. Итак, начали: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом правой рукой до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос. (5 раз).

— А теперь активно продолжим работать.

9.Творческая работа.

— Чтобы определить следующий вид работы, посмотрите на экран.

На экране слова:

ЗАВТРАК, РАСТЕНИЕ, ПОГОДА, ТЕТРАДЬ, МОЛОКО, МОЛОТОК, КОСМОНАВТ, ТОПОР.

— Что общего есть в этих разных словах? (Непроверяемая орфограмма – словарные слова)

— Какое слово получится, если в каждом слове мы возьмём пятые по счёту буквы? (редактор)

— Что обозначает это слово? (человек, который исправляет ошибки).

— Подберите родственные слова. (редакция, редактировать).

— Итак, какой следующий вид работы? (Мы будем редактировать – исправлять ошибки в предложениях).

— Редактирование предложений по выбору. (карточки)

На экране предложения двух видов.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Проверка (выборочно).

и

Назовите имена существ., у которых вы написали окончание ?

Почему?

(дедушки – Р.п. 1 скл., деревни – Р.п. 1 скл., по пустоши – Д.п. 3 скл., в зелени – 3 скл. П.п, до беседки – Р.п. 1 скл., много мебели – 3 скл. Р.п., к ночи – 3 скл. Д.п).

10.Итог урока.

— У существительных 3-го склонения в окончаниях буквы – е – нет

Правильно ли это?

— Какая особенность у падежных окончаний сущ. 3 склонения?

— Используя опорные слова, подведите итог урока.

мне важно было узнать

для меня было интересным

мне было трудно

моё настроение на уроке…

я ещё не умею, не научился…

11. Д/З упр 175 –выполнить по образцу.,упр 176 (Прокоментировать)

Спасибо за работу на урок

Приложение 2

И.п (кто? что?)- молодёжь

Р.п (кого? чего?)-

Д.п (кому? чему?)-

В.п (кого? что?)-

Т.п. (кем? чем?)-

П.п (о ком? о чём?)-

И.п (кто? что?)- молодёжь

Р.п (кого? чего?)-

Д.п (кому? чему?)-

В.п (кого? что?)-

Т.п. (кем? чем?)-

П.п (о ком? о чём?)-

И.п (кто? что?)- молодёжь

Р.п (кого? чего?)-

Д.п (кому? чему?)-

В.п (кого? что?)-

Т.п. (кем? чем?)-

П.п (о ком? о чём?)-

И.п (кто? что?)- молодёжь

Р.п (кого? чего?)-

Д.п (кому? чему?)-

В.п (кого? что?)-

Т.п. (кем? чем?)-

П.п (о ком? о чём?)-

И.п (кто? что?)- молодёжь

Р.п (кого? чего?)-

Д.п (кому? чему?)-

В.п (кого? что?)-

Т.п. (кем? чем?)-

П.п (о ком? о чём?)-

И.п (кто? что?)- молодёжь

Р.п (кого? чего?)-

Д.п (кому? чему?)-

В.п (кого? что?)-

Т.п. (кем? чем?)-

П.п (о ком? о чём?)-

Приложение 3

тень, в, остановился ;__________________________

крошки, на скатерть;__________________________

ехал, по, степь; _______________________________

подошёл, к, пристань; _________________________

о, помощь, просил;_____________________________

случай, из, жизнь. _____________________________

тень, в, остановился ;___________________________

крошки, на скатерть; __________________________

ехал, по, степь; _______________________________

подошёл, к, пристань;__________________________

о, помощь, просил; ____________________________

случай, из, жизнь.______________________________

тень, в, остановился ;___________________________

крошки, на скатерть; __________________________

ехал, по, степь; _______________________________

подошёл, к, пристань;__________________________

о, помощь, просил; ____________________________

случай, из, жизнь.______________________________

тень, в, остановился ;___________________________

крошки, на скатерть; __________________________

ехал, по, степь; _______________________________

подошёл, к, пристань;__________________________

о, помощь, просил; ____________________________

случай, из, жизнь.______________________________

тень, в, остановился ;___________________________

крошки, на скатерть; __________________________

ехал, по, степь; _______________________________

подошёл, к, пристань;__________________________

о, помощь, просил; ____________________________

случай, из, жизнь.______________________________

тень, в, остановился ;___________________________

крошки, на скатерть; __________________________

ехал, по, степь; _______________________________

подошёл, к, пристань;__________________________

о, помощь, просил; ____________________________

случай, из, жизнь.______________________________

Приложение 4

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Дача дедушке стоит на окраине деревне. Домик утопает в зелене.

По узкой (тропинка) можно дойти до (беседка). В (комната) много (мебель). К (ночь) сильно похолодало.

Личные и притяжательные местоимения считаются одной из главных тем русского языка. По этой причине не мало важно понять их и обучиться применять местоимения грамотно.

Эта публикация станет особенно полезна тем, кто только начинает приступать к исследованию языка. Мы выясним как правильно писать мной или мною.

Местоимения в русском языке

Как правильно писать

Давайте для начала рассмотрим, что такое местоимение и для чего оно нужно.

Как правильно писать

Личные местоимения в русском языке

Личные местоимения я и ты обозначает говорящих в речи.

Как правильно писать

Притяжательные местоимения в русском языке

Как правильно писать

Как же все-таки правильно писать мною или мной?

Слово мноЙ отвечает на вопрос Кем?, так как это творительный падеж местоимения я. Слово несет одинаковую смысловую нагрузку, но имеет разное окончание. В русском языке не существует правила, которое запрещает применять ту или иную форму местоимения этого слова.

Ранее форма местоимения мноЮ использовалось лишь в художественной литературе, а современной повседневности используется форма местоимения мноЙ (корректная и стилистически нейтральная форма), но на данный момент употребление обеих форм местоимений мноЙ или мноЮ считается правильным.

Примечание: По правилам в ведении деловых переписок и переговорах, обязательно используется форма местоимения мноЙ.

Примеры где использовалась форма местоимения МНОЙ

  1. Мойдруг Петр Васильевич Питер покинул, прибыл в Москву
  2. Пойдем со мной в кино
  3. Я знала, что произошло с другом, потому что он поделился со мной своим секретом
  4. Навязчивая идея все еще владеламной..
  5. Пристань находилась рядом со мной.
  6. Надо мной и мне навстречу неслись белые облака.
  7. Он посмеялся надо мной и все объяснил.

Примеры где использовалась форма местоимения МНОЮ:

  1. Мойпапа мною гордится.
  2. Иди за мною, я выведу тебя к дороге.
  3. Надо мною тишина, Небо полное дождя.
  4. Вновь предо мною раскрытая книга.
  5. Мноюбыли отправлены письма.
  6. Статья была написана мною.
  7. Надо мною в синем небе ярко светит солнце

Форма местоимения мноЮ является устаревшим вариантом. Но часто она встречается в стихотворениях, художественных произведениях, песнях, а также можно встретить в старинных словарях.

В словаре русского языка С.И Ожегова можно еще встретить устаревшую форму местоимения мною, а в современных словарях – мной.Как правильно писать

Толковый словарь русского языка в котором показывают употребления формы местоимения мной и мною.

Как правильно писать

Проанализировав все выше перечисленное можно сделать вывод, что оба варианта — верны. Но на данный момент стоит отдавать преимущество варианту формы местоимения мноЙ.

“МноЙ” или “мноЮ” – как правильно пишется слово?

«Мной» или «мною» – как правильно писать? Если школа осталась за плечами, а вопросы о правописании все еще имеются, то эта статья поможет сделать орфографию менее загадочной.

Как пишется слово

Согласно правилам русского языка, нормативны оба варианта – «мной» и «мною».

Первый вариант используется в повседневной речи, разговорном стиле, он стилистически нейтрален. В деловой переписке предпочтительнее прибегнуть к варианту «мной».

Второй вариант употребим скорее в литературном слоге, для благозвучия, является устаревшим. Иногда можно применять эту форму, но это более возвышенный вариант.

Как правильно писать слово с предлогами

С предлогами, то есть в творительном падеже, также можно прибегать к обеим формам. Однако, предпочтительнее форма «мной» в связи с тем, что она стилистически нейтральна.

Второй вариант можно выбирать, если повествование ведется либо в художественной литературе, либо употребляется в поэзии или песне. Так, следующие варианты с предлогами верны:

Примеры предложений

Как написать слово правильно, подскажут примеры:

  • Посиди со мной на кухне, пожалуйста.
  • Ты мог бы обсудить со мной этот вопрос в перерыве?
  • Нет разницы, куда ты пойдешь, главное, что со мной.
  • Фотография гор была запечатлена мною.
  • Дождь проходит сквозь меня,
  • (из песни «Я свободен» группы «Ария»).

Как писать неправильно

Ни в коем случае нельзя писать местоимение «мной» слитно: «надомной», «сомной». С предлогами нужно это делать исключительно раздельно: «надо мной», «со мной».

Также необходимо помнить о правописании предлога «со»: он никогда не пишется через букву «а», поэтому некорректен вариант «самной».

Как правильно писать мной или мною

Личные и притяжательные местоимения считаются одной из главных тем русского языка. По этой причине не мало важно понять их и обучиться применять местоимения грамотно.

Эта публикация станет особенно полезна тем, кто только начинает приступать к исследованию языка. Мы выясним как правильно писать мной или мною.

Местоимения в русском языке

Давайте для начала рассмотрим, что такое местоимение и для чего оно нужно.

Как правильно писать

Личные местоимения в русском языке

Личные местоимения я и ты обозначает говорящих в речи.

Как правильно писать

Притяжательные местоимения в русском языке

Как правильно писать

Как же все-таки правильно писать мною или мной?

Слово мноЙ отвечает на вопрос Кем?, так как это творительный падеж местоимения я. Слово несет одинаковую смысловую нагрузку, но имеет разное окончание. В русском языке не существует правила, которое запрещает применять ту или иную форму местоимения этого слова.

Ранее форма местоимения мноЮ использовалось лишь в художественной литературе, а современной повседневности используется форма местоимения мноЙ (корректная и стилистически нейтральная форма), но на данный момент употребление обеих форм местоимений мноЙ или мноЮ считается правильным.

Примечание: По правилам в ведении деловых переписок и переговорах, обязательно используется форма местоимения мноЙ.

Примеры где использовалась форма местоимения МНОЙ

  1. Мой друг Петр Васильевич Питер покинул, прибыл в Москву
  2. Пойдем со мной в кино
  3. Я знала, что произошло с другом, потому что он поделился со мной своим секретом
  4. Навязчивая идея все еще владела мной..
  5. Пристань находилась рядом со мной.
  6. Надо мной и мне навстречу неслись белые облака.
  7. Он посмеялся надо мной и все объяснил.

 Примеры где использовалась форма местоимения МНОЮ:

  1. Мой папа мною гордится.
  2. Иди за мною, я выведу тебя к дороге.
  3. Надо мною тишина, Небо полное дождя.
  4. Вновь предо мною раскрытая книга.
  5. Мною были отправлены письма.
  6. Статья была написана мною.
  7. Надо мною в синем небе ярко светит солнце

Форма местоимения мноЮ является устаревшим вариантом.

Но часто она встречается в стихотворениях, художественных произведениях, песнях, а также можно встретить в старинных словарях.

В словаре русского языка С.И Ожегова можно еще встретить устаревшую форму местоимения мною, а в современных словарях – мной.Как правильно писать

Толковый словарь русского языка в котором показывают употребления формы местоимения мной и мною.

Как правильно писать

Проанализировав все выше перечисленное можно сделать вывод, что оба варианта — верны. Но на данный момент стоит отдавать преимущество варианту формы местоимения мноЙ.

Как правильно писать и говорить — «мной» или «мною»? В чём разница?

В творительном падеже части личных, возвратного (себя) местоимений, а также некоторых разрядов местоимений-прилагательных, употреблённых в женском роде (какая, чья, любая, иная, каждая, такая, эта, та и пр.), имеются вариативные окончания -ОЙ и -ОЮ:

  • тобой (тобою);
  • собой (собою);
  • какой-нибудь (какою-нибудь);
  • чьей (чьею);
  • каждой (каждою);
  • всей (всею)– с -ЕЙ, -ЕЮ;
  • всякой (всякою);
  • такой (такою).
  • Такие же вариантные формы падежа творительного и у местоимения Я: мной (мною).

Поэтому на вопрос Ваш ответ однозначен: правильным будет употребление как варианта МНОЙ, так и варианта МНОЮ. Но при этом надо решить ещё одну проблему: а какая же форма – МНОЙ или МНОЮ (да и вообще во всех этих местоимениях – с окончанием -ОЙ или с окончанием -ОЮ) – более предпочтительна. Здесь ответ иной: предпочтительна первая форма, та, у которой окончание -ОЙ.

Формы же с окончанием -ОЮ являются устаревшими и широко употреблялись и употребляются в речи поэтической.

Как правильно писать Как правильно писать

В Русском языке, на данный момент, разрешается употребление двух этих вариантов.

Вариант «мной» есть современным склонением местоимения «меня», который соответствует современной грамматике русского языка, сложившейся за последние 300 лет. Вариант «мною» есть архаизмом, оставшимся от древне-славянского языка. Данный вариант, как единственно возможный, остался без изменений в Украинском языке.

Как правило, местоимение «мною» употребляют в художественной литературе, поэзии, часто в тех рассказах, где необходимо подчеркнуть аутентичность и древность происходящих событий, или же выделить определенные древне-русские черты характера тех или иных героев.

Мной или мною?

  • Мама любовалась мной, одетой в новое платье.
  • Определю, что за слово требуется проанализировать.
  • Любовалась кем? мной.
  • Это форма творительного падежа личного местоимения «я».

Словоформы «мной» и «мною», так же как аналогичные пары местоимений, собой — собою, тобой — тобою, существуют в русской речи.

Но у форм с окончанием -ою уже имеется привкус устарелости. Предпочтительнее стилистически нейтральная форма «мной». В современной литературе пишут и «мной», и «мною». Это на выбор автора.

Только не забывайте, что слово «мною» раньше всегда было только «разговорным», а потом оно как-то «влилось» в орфографическое и в современной литературе уже встречается как правильное написание.

Как правильно писать

Оба варианта являются верными в употреблении, но второй уже устарел, поэтому чаще используют именно «мной» (с окончанием -ОЙ). Но если решите использовать второй вариант (мною), то это не будет являться ошибкой, хотя лучше этого не делать, так как звучание первого гораздо приятнее и легче.

Оба варианта будут верными. Но в современной речи уместней будет употребить вариант мной, нежели мною. Мною — это уже архаизм, заменённый на мной и редко используемый в разговорной речи, чуть чаще используемый в письменной речи.

  1. И так, и эдак.
  2. Что в лоб,что по лбу.
  3. Просто «мною» чуть архаичней звучит.

Личное местоимение Я можно легко просклонять по падежам и тогда мы получим следующие формы этого слова:

Я-Меня-Мне-Меня-Мной/Мною-Мне.

Видим, что в творительном падеже допускается использование двух форм этого местоимения — Мной и Мною и никакой особой разницы между ними нет. Я например даже не задумываюсь, когда следует сказать мною, а когда мною, говорю как нравится в каждом определенном случае. считается, что вариант Мною более поэтичный, но и устаревший, но я так не думаю.

Если вы напишете «мной» или «мною», то ни в одном из случаев ошибки не будет. И так и так будет верно. Просто чаще в разговорной речи употребляется «мной», а «мною» более устаревшее и часто встречается в литературных произведениях.

Можно писать и говорить и так, и так. Но вариант «мною» чаще встречается в литературе, в стихах, а не в современной речи. Часто его используют и современные поэты, чтобы не нарушать рифму словом «мной».

Правописание «мной» и «мною»: предпочтительная форма исходя из ситуации, примеры

Как правильно писать: «мной» или «мною»? Последняя форма местоимения «я» в творительном падеже считается устаревшей, но не ошибочной. Вместе с тем живая речь должна быть не только правильной, но и гладкой, как можно более лёгкой для восприятия. Если мы станем объясняться в манере, ну, скажем, Н. А. Бердяева, то никто никого толком не поймёт.

Поясним на примерах. «Полученные мной» звучит как-то не так, с какой-то запинкой. Подавляющее большинство людей машинально проговаривают про себя то, что читают и пишут. В данном случае на письме недолго и ошибиться, а читая – недопонять. Напишем «полученные мною» – выражение обретает должную гладкость.

Пример противоположного рода: «говорить со мной» («Ну хватит уж говорить со мной ни о чём, давай-ка ближе к делу», и т.п.). Здесь подмена «говорить со мною», наоборот, как бы размывает звучание предложения, уменьшает его смысловую чёткость. То есть, «мною» вряд ли стоит безоговорочно списывать в архаизм от «мной», но не мешало бы разобраться, когда пишется то или другое слово из этих.

Когда что пишется с лингвистической точки зрения

Лингвистика как наука о языках включает в себя стилистику, дисциплину, цель которой – добиться на письме той самой гладкости речи, плавного и ясного изложения своих мыслей. Аналогичное учение касательно устной речи называется риторикой.

В обеих этих областях действуют так называемые правила фонетического согласования; попросту – созвучия произношения отдельных фонем (звуков речи), целых слов и фраз. Правила эти довольно-таки сложны и неоднозначны, имеют множество исключений, далеко не все из них внятно прописаны.

Тем не менее, их применение к «мной»/«мною» даёт результаты, достаточно непротиворечивые:

    1. «Мною» предпочтительно писать, если с ним связано страдательное причастие прошедшего времени: «Выращенная мною картошка экологически чиста»; «Рекламации на проданную мною мебель принимаются в течение месяца»; «Я предлагаю тщательно обдуманное мною и взвешенное во всех отношениях решение»; «Рекомендованная мною тактика защиты позволит вам избежать максимального наказания», и тому подобное. То есть, «мною» лучше, что называется, идёт в строку, если действующий субъект (автор высказывания) сам уже сделал что-то с чем-то или кем-то, и теперь излагает (сообщает) результат, подводит итог, подбивает бабки, подытоживает; именно такая ситуация характеризуется употреблением страдательного причастия в прошедшем времени.
    2. «Мной» стилистически однозначно правильнее, если сказуемое в предложении стоит в повелительном наклонении. То есть, в высказываниях приказных, указательных, наставительных и настоятельно-просительных: «Не пререкайся со мной!»; «Делай со мной, и научишься»; «Капитолина Власьевна, вы поговорите со мной, как примете посетителей?»
  1. «Мною» вместо «мной» употребляется также в образной речи, живой и литературной, если нужно, как говорится, сгустить краски, драматизировать ситуацию, несколько принизив себя заменой рубленого окончания «-й» на «певучее» «-ю»: «Гроза разразилась прямо надо мною». Не правда ли, за душу берёт сильнее, чем «Гроза разразилась прямо надо мной»? Ещё большую драматизацию привносит предлог творительного падежа «передо» в сокращённой форме: «Бухгалтерша швырнула на стол годовой отчёт, и предо мною во весь рост встал призрак позорного банкротства».
  2. То же, в поэтических произведениях, для сохранения ритмики стиха (должного чередования ударных и безударных слогов), так как гласная «ю» создаёт слог, а полугласная «й» нет. Классический пример: фольклорное «Встань передо мной, как лист перед травой» можно писать и на «-й», и на «-ю» в зависимости от общего ритма. В подобных случаях ритмически акцентирующие слоги должны быть согласованы по написанию: «Не сойтись тебе со мною, как реке не стать горою». Рассогласование по акцентам («Встань передо мною, как лист перед травой»; «Не сойтись тебе со мной, как реке не стать горою») превращает ритмическую речь в прозу a-la месье Журден во дворянстве.
  3. Во всех остальных случаях желательно писать «мной», как более звучное и чёткое, но смотрите сами, как вам лучше кажется: «мною» тоже орфографически-правильное слово.

Грамматика

Слова «мной» и «мною» – формы творительного падежа личного местоимения «я». Состоят из корня «мн-» («мен-» в родительном и винительном падежах), и падежного окончания «-ой» или «-ою». В варианте «мною» ударение падает на «о». Из строки в строку переносятся только целиком. «Я»-местоимение склоняется таким образом:

  • Именительный: я.
  • Родительный меня́ («От меня вы ничего не добьётесь»).
  • Дательный: мне («Подайте мне бульону, пиццу и бокал шардоне»).
  • Винительный меня́ («Не попрекайте меня, я тут ни при чём»).
  • Творительный: мной, мно́ю.
  • Предложный: мне («Да что это вы обо мне вообразили?»).

Вывод

Итак,  приходим к заключению: слово «мною» нельзя считать архаичным. В современном живом русском языке ему найдётся своё, достаточно определённое место.

«МноЙ» или «мноЮ» — как правильно пишется слово?

«Мной» или «мною» — как правильно писать? Если школа осталась за плечами, а вопросы о правописании все еще имеются, то эта статья поможет сделать орфографию менее загадочной.

Как пишется слово

Согласно правилам русского языка, нормативны оба варианта — «мной» и «мною».

Первый вариант используется в повседневной речи, разговорном стиле, он стилистически нейтрален. В деловой переписке предпочтительнее прибегнуть к варианту «мной».

Второй вариант употребим скорее в литературном слоге, для благозвучия, является устаревшим. Иногда можно применять эту форму, но это более возвышенный вариант.

Как правильно писать слово с предлогами

С предлогами, то есть в творительном падеже, также можно прибегать к обеим формам. Однако, предпочтительнее форма «мной» в связи с тем, что она стилистически нейтральна.

Второй вариант можно выбирать, если повествование ведется либо в художественной литературе, либо употребляется в поэзии или песне. Так, следующие варианты с предлогами верны:

  • «со мной» / «со мною»;
  • «между мной» / «между мною»;
  • «надо мной» / «надо мною»;
  • «передо мной» / «передо мною».

Примеры предложений

Как написать слово правильно, подскажут примеры:

  • Посиди со мной на кухне, пожалуйста.
  • Ты мог бы обсудить со мной этот вопрос в перерыве?
  • Нет разницы, куда ты пойдешь, главное, что со мной.
  • Фотография гор была запечатлена мною.
  • «Надо мною — тишина,
  • Небо, полное дождя,
  • Дождь проходит сквозь меня,
  • Но боли больше нет»
  • (из песни «Я свободен» группы «Ария»).

Как писать неправильно

Ни в коем случае нельзя писать местоимение «мной» слитно: «надомной», «сомной». С предлогами нужно это делать исключительно раздельно: «надо мной», «со мной».

Также необходимо помнить о правописании предлога «со»: он никогда не пишется через букву «а», поэтому некорректен вариант «самной».

Как правильно мной или мною правописание

Как правильно писать: прочитано мною или мной, предложенном мной или мною, между мной или мною, сделано мною или мной? Давайте разберёмся, как же всё-таки правильно писать.

Мной — творительный падеж местоимения «я», отвечает на вопрос «Кем? ». Но в переписке или литературе можно встретить это слово с другим окончанием — мною. Какой же вариант является правильным?

В русском языке так бывает — оба варианта правильные, а если точнее — они допустимы. Сейчас рекомендуется использовать слово «мной». Поэтому в словосочетаниях «рассматривается мной», «приобретённый мной», «передо мной» и других стоит использовать именно слово «мной».

Форма «мною» допустима, но считается устаревшей. Она подходит для поэтической или беллетристической речи. Например, употребляется в известной песне Арии «Я свободен»: «Надо мною тишина, Небо полное дождя» или у Русавуки в песне «Предо мною рубеж»: «Предо мною рубеж, я стою на границе».

Как правильно писать мной или мною

Личные и притяжательные местоимения считаются одной из главных тем русского языка. По этой причине не мало важно понять их и обучиться применять местоимения грамотно.

Эта публикация станет особенно полезна тем, кто только начинает приступать к исследованию языка. Мы выясним как правильно писать мной или мною.

Местоимения в русском языке

Давайте для начала рассмотрим, что такое местоимение и для чего оно нужно.

Личные местоимения в русском языке

Личные местоимения я и ты обозначает говорящих в речи.

Притяжательные местоимения в русском языке

Как же все-таки правильно писать мною или мной?

Слово мноЙ отвечает на вопрос Кем?, так как это творительный падеж местоимения я. Слово несет одинаковую смысловую нагрузку, но имеет разное окончание. В русском языке не существует правила, которое запрещает применять ту или иную форму местоимения этого слова.

Ранее форма местоимения мноЮ использовалось лишь в художественной литературе, а современной повседневности используется форма местоимения мноЙ (корректная и стилистически нейтральная форма), но на данный момент употребление обеих форм местоимений мноЙ или мноЮ считается правильным.

Примечание: По правилам в ведении деловых переписок и переговорах, обязательно используется форма местоимения мноЙ.

Примеры где использовалась форма местоимения МНОЙ

  1. Мойдруг Петр Васильевич Питер покинул, прибыл в Москву
  2. Пойдем со мной в кино
  3. Я знала, что произошло с другом, потому что он поделился со мной своим секретом
  4. Навязчивая идея все еще владеламной..
  5. Пристань находилась рядом со мной.
  6. Надо мной и мне навстречу неслись белые облака.
  7. Он посмеялся надо мной и все объяснил.

Примеры где использовалась форма местоимения МНОЮ:

  1. Мойпапа мною гордится.
  2. Иди за мною, я выведу тебя к дороге.
  3. Надо мною тишина, Небо полное дождя.
  4. Вновь предо мною раскрытая книга.
  5. Мноюбыли отправлены письма.
  6. Статья была написана мною.
  7. Надо мною в синем небе ярко светит солнце

Форма местоимения мноЮ является устаревшим вариантом. Но часто она встречается в стихотворениях, художественных произведениях, песнях, а также можно встретить в старинных словарях.

В словаре русского языка С.И Ожегова можно еще встретить устаревшую форму местоимения мною, а в современных словарях — мной. Толковый словарь русского языка в котором показывают употребления формы местоимения мной и мною.

Проанализировав все выше перечисленное можно сделать вывод, что оба варианта — верны. Но на данный момент стоит отдавать преимущество варианту формы местоимения мноЙ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector