Меню

Как пишется сочинение по картинке

Все сочинения по картинам можно условно разделить на:

1) Сочинение повествование по картине

  • по серии сюжетных картин;
  • по одной сюжетной картине;

2) Сочинение-описание по пейзажной или сюжетной картине;
3) Сочинение-рассуждение по картине (преимущественно в 8-9 классах) 

Сочинения по серии картин проводятся в 1-2-м классах, поскольку оно легче. Дети составляют 1-3 предложения, озаглавливают небольшие рассказы.

Написание сочинения по одной картине значительно труднее, чем по серии картин. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после момента, запечатленного на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.

Как правило, данный вид работы характерен для старших классов, но допустим и в 3-4-м классах (элементы описания картины возможны и в 1-2-м классах).

  • середине или концу;
  • написание сочинений по заданной теме или основной мысли в соответствии со стилем, типом речи, жанром речевого высказывания;
  • упражнения комплексного характера.

Картина может служить одним из эффективных средств развития речи учащихся и формирования у них коммуникативно-речевых умений. Она активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание и наблюдательность. Зрительные ряды, особенно репродукции с полотен известных художников, обогащают знания детей об окружающей действительности, помогают развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.

План сочинения по картине в 1,2,3,4 классе:

В начальных классах дети описывают картину следующим образом:
1) тема картины (что на ней изображено);
2) композиция картина;
3) действующие лица, действие, если оно есть;
4) идейный смысл, «настроение» картины.
От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.
 
Последовательность анализа картины может отличаться в зависимости от особенностей самой картины, целей, возраста учащихся и уровня развития у них художественного восприятия. 

Примерный план сочинения по картине 5,6,7,8,9 класс:

  1. Биографические сведения
  2. Анализ картины:
  • На первых этапах работы над анализом картины иногда используют следующую последовательность, особенно при рассматривании пейзажей: низ картины (земля, вода, фон); средняя часть (основная), где, как правило, находится композиционный центр картины, нахождение этого центра; верх картины (фон, небо). 
  • жанр картины; 
  • ее предметное содержание (кто или что изображено); 
  • настроение, вызываемое этим произведением изобразительного искусства; 
  • основные микротемы картины; 
  • изобразительно-выразительные средства, которые использует художник для создания образов (формат, композиция, свет, цвет и др.),
  • роль этих средств в выражении основной мысли картины, авторской позиции. 

Вспомогательные вопросы для анализа картины.

Время:
Какое время года изображено на картине?
Какой день изобразил художник на картине?

Название картины/жанр:
Почему художник дал такое название картине?
Как бы вы озаглавили эту картину?
Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку?ъ
К какому жанру вы относите эту картину? Почему?

Фон, задний план, передний план, интерьер, главный герой:
Что вы видите на картине?
Что изображено в центре картины?
Почему в центре картины художник изобразил именно этот предмет?
Что вы видите на заднем плане картины?
На каком фоне изображены предметы (цветы, овощи, фрукты и др.)?
Как вы думаете, почему художник нечетко изобразил задний план картины?
Какое значение имеет фон картины, как вы думаете?
Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?
Кто главный герой картины?
Что можно сказать о главном герое?
Почему главный герой изображен в такой позе? Что хотел подчеркнуть художник?
Вы чувствуете присутствие человека в этом пейзаже? Как это показал художник?
Что может рассказать интерьер о жизни человека, которого мы не видим на картине?
Какую роль в этой жанровой картине выполняет натюрморт?
Почему взгляды всех персонажей картины обращены в сторону…(героя)?
Как обстановка комнаты характеризует ее хозяев?
Почему художник выбрал именно этот интерьер для характеристики своих героев?

Цвет, свет, воздух:
Какие цвета использовал художник?
Какой цвет преобладает в картине?
Каков колорит картины? Какие цветовые тона передают радостное (грустное) настроение картины?
Много ли в картине света, воздуха? Какое это имеет значение для раскрытия замысла 
художника?
Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?
Почему художник использовал контрастные цвета в изображении предметов?
Какой цвет вы считаете главным в картине?

Настроение картины, отношение к картине:
Нравится ли вам картина? Почему?
Какое настроение вызывает картина? Почему?

Авторский замысел, главная мысль:
Какие изобразительно-выразительные средства использует художник, чтобы передать..?
Что прежде всего привлекло ваше внимание в картине? Как этого добивается художник?
Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.
С помощью каких изобразительных средств художник выражает свое отношение к героям?

Вспомогательные задания-упражнения для написания сочинения по картине:

Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на… 
Составьте предложения на тему этой картины.
Назовите признаки предметов, изображенных на картине (цвет, форма, объем, размер). 
Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините эти предложения в связный текст.
Составьте 2—3 предложения по картине и продолжите ее описание по цепочке.
Опишите предметы (объекты), которые вы видите: на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.
Опишите главного героя картины, его внешний облик:лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
Выразите свое отношение к герою, к картине.
Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.
Составьте описание картины по плану, записанному на доске.
Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске.
Опишите ситуацию, изображенную на картине.
Составьте план описания картины, выбран подходящие фразы из числа предложенных.

Упражнения на развитие воображения:

—Придумайте название картины. Сравните его с тем, которое дано художником.
—Составьте воображаемый диалог между действующими лицами картины.
—Составьте продолжение текста на основе эпизода, изображенного на картине.
Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных на картине, устно опишите их.
—Расскажите о событиях, которые могли предшествовать изображенному моменту на картине.
—Представьте себя в роли героев картины. Как бы вы действовали?
—Какой разговор мог состояться между вами?
—В роли какого героя ты хотел(а) бы оказаться? Почему? 
Подобные упражнения постепенно готовят учащихся к составлению рассказа и сценария (ролевой игры) по картине.

Тема
урока: 
Составление устного рассказа по серии рисунков (сочинение).

Раздел: Правописание буквосочетаний с
шипящими звуками.

Тип
урока:
 изучение нового материала.

Цель
урока:
 учить составлять устный рассказ по серии рисунков.

образовательные: учить
составлять устный рассказ по серии рисунков, учить излагать
письменно текст по вопросам;

воспитательные: содействовать
воспитанию трудолюбия; воспитывать уважению к мнению других, умение слушать
друг друга;

развивающие: развивать
умение оценивать результаты свей деятельности; развивать внимание,
мышление, словесно-логическое и наглядно — образное мышление; развивать
фонематический слух обучающихся; развитие орфографической зоркости у
обучающихся.

личностные
действия:
 осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных
задач и при работе со знаковой информацией; воспринимать речь учителя
(одноклассников), непосредственно не обращенную к
учащемуся; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением
другого человека;

регулятивные
действия:
 определять  цель деятельности урока, планировать (в
сотрудничестве с учителем или самостоятельно) свои действия для решения
задачи; ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану,
а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь
учителя, учебник;

познавательные
действия:
 самостоятельно находить нужную информацию в материалах
учебника осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового
материала по заданным критериям;

коммуникативные
действия:
 сотрудничать  с одноклассниками в учебном процессе, 
оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное
отношение к партнёрам.

У
 учителя: 
учебник, презентация.

У
 ученика: 
учебник, тетрадь.

Литература:
учебник Русского языка 2 класс. Канакина,  Учеб. для общеобраз. организаций. В
2 ч. Ч. 2. / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. –
143 с.

I
орг.момент

1-2 мин

Ход урока

примечания

II 
Актуализация знаний

5 мин

Игра
«Составь предложение»

Отгадайте 
загадки

Я
сажусь на них и качусь с горы…
Ветер в ушах, блеск в глазах           (санки).

Два
деревянных брата побежали по лыжне куда-то                                       
                    

                                                                           
(лыжи).

Мчусь,
как пуля, я вперед, лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки! Что везет меня?..                               

                                                  
(коньки)

Есть такой цветок.

Не вплетешь в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок и нет цветка.

                                   (снежинка)

Какая
орфограмма в словах санки, снежинка и коньки?

Что
это за предметы?

-В какое время года пользуются этими предметами?

 -Какие зимние игры вы любите?

— Назовите зимние месяцы.

-Чем богата зима? (снегом, морозом, метелями, зимующими птицами,
зимними развлечениями)

Зима – чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки
домой, потому что на улице интересно. Почему? (можно играть в снежки, лепить
снеговика, кататься на санках, лыжах, коньках)

-Чем вы любите забавляться, развлекаться зимой?

Поиграем в игру. Я буду говорить слова, а вы составлять
предложения

а)
белый, лежит, кругом, снег

б)
голые, деревья, стоят

в)
зима, дети, радуются

г)
дети, с горы, катаются, санках, и, на лыжах

III 
Постановка учебной задачи

5 мин

Работа
по учебнику

Сформулируйте чему сегодня на уроке будем учиться?

 составлять рассказ по картинкам.

Наш рассказ будет называться «Зимние забавы».

Что такое забавы? Как сказать по-другому?

Игры, развлечения.

Откройте тетради, запишите число, классная работа

Откройте учебники стр.37 упр. 66

Рассмотрите картинку

Ответы учеников

Запись слова в словарик «Забавы»

IV 
Открытие нового знания

8 мин

Физминутка

Сегодня вы напишете  небольшой рассказ по  картинкам учебника.

 Как вы думаете, как надо начать сочинение?

Какое время года изображено на картинках?

Какая погода стоит в этот зимний день?

Как называется день, когда мороз и солнце?

Так как можно сказать, какая погода в этот день?

(Был зимний солнечный день. Дети вышли на прогулку. Всем нашлось
дело по душе.)

Что можно делать на коньках, лыжах; из снега?

(коньки – кататься, лететь, догонять, скользить, нестись;

лыжи – ехать, спускаться, подниматься, бежать;

санки – спускаться, подниматься, везти, нестись; снег – лепить,
катать, бросать, попадать)

— Покажи, как двигается лыжник; как катаются, скользят по льду
на коньках; “слепите” снежный ком и подбросьте ком вверх; бросьте в сторону.

Сколько было картинок? Почему ?

Сколько будет частей в рассказе?

Как напишем каждую часть?

Будем учиться записывать предложения рассказа по частям.

V 
Первичное  закрепление

5 мин

Слайд

Вступление.(Какое время года?)

Основная часть.(Чем заняты дети?)

Концовка.(Какое настроение у детворы?)

Используя слова помощники составьте предложения.

Вступление.(Какое время года?)

З…ма

Наступили
зимние каникулы. Стоит чудесный зимний денёк.
Все ребята оделись и выбежали на улицу.

Как напишете предложения?

 Как пишутся имена?

Д. Имена детей пишутся с заглавной буквы,

-Составьте предложение ко второй картинке.

Основная часть.(Чем заняты дети?)

Сн…говик, м…рко…ка, к…ньки, р…бята,

м…лыш… круж…т по л…ду, катаются

Ваня
и Лена слепили огромного снеговика!
Снеговик получился смешной. У него нос из морковки,
а в руке метла. Лена скользит по льду на коньках.
Максим катает на санках маленькую сестру.
Она радостно смеётся.

Концовка.(Какое настроение у детворы?)

Вес…ло, х…р…шо

— Составьте предложение к третьей картинке.

   Весело ребятам зимой!

— Расскажите, какие предложения мы составили по этим картинкам.

-Сколько предложений составили?

Д. десять.

-Сколько будет точек?

А в каких поставим восклицательный знак?

-Сколько будет частей(абзацев)? Как напишем первое предложение
каждой части?

VI 
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

5 мин

-Запишите предложения  в тетрадь, помня об орфограммах, которые
мы назвали.

Дети записывают предложения в тетрадь.

-Как вы думаете, какое настроение в последнем  предложении?

Весело ребятам зимой!

VII 
Включение нового знания в систему знаний и повторение

8 мин

Проверим работу

Каждая часть текста записана с красной строки?(+-)

Предложения 
каждой   части записаны  с  заглавной  буквы, заканчиваются  — точкой?
(+-)

При 
записи  предложений  текста  орфограммы  проверялись? 
(+-)

Примерный
рассказ

Зимние
забавы.

   Наступили
зимние каникулы. Стоит чудесный зимний денёк.
Все ребята оделись и выбежали на улицу.

  
Ваня и Лена слепили огромного снеговика!
Снеговик получился смешной. У него нос из морковки,
а в руке метла. Лена скользит по льду на коньках.
Максим катает на санках маленькую сестру.
Она радостно смеётся.

   Весело ребятам
зимой!

VIII 
Рефлексия(итог)

2-3 мин

Какие задачи вы ставили для себя на этот урок? (Учились писать
рассказ по картинкам.)

 Закончите предложения: 
Сегодня на уроке я научился …

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

IX  Д.З

1-2 мин

Проиллюстрировать сочинение

Сочинение по картине в начальных, средних и старших классах. Как научиться правильно писать сочинение-описание картины?

1. Составление плана сочинения по картине в начальных классах

Подготовительный этап работы начинается со знакомства с картиной и художником. Ведь мы знакомим учеников с писателем, когда изучаем литературное произведение. Иначе сложно понять его замысел. Найдите в интернете информацию о художнике, его творческом пути. Познакомьте ребёнка с другими творениями этого автора. Постарайтесь вместе с учеником ответить на вопрос, чем выделяется творчество этого мастера среди работ других живописцев. На подготовительном этапе написания сочинения также важно определить её жанр. У описания пейзажа или портрета свои особенности, о которых стоит поговорить отдельно. Натюрморт или бытовой сюжет также будут иметь свою специфику описания. Хорошо, если уже в начальных классах ребёнок будет разбираться в жанрах живописи.

Попросите школьника внимательно рассмотреть предлагаемую для описания картину. Пусть ребёнок попытается устно рассказать о том, что он видит, как будто он описывает картину слепому человеку или другу по телефону. Помогите ученику увидеть и описать словами общее настроение картины.

Внимательное рассмотрение играет очень важную роль при написании сочинения по картине. Порой мы спешим приступить к написанию, заглядывая в предложенный план и стараясь ему соответствовать. Однако забываем, что задача ученика не только в том, чтобы развивать речевые или какие-либо ещё навыки, но и в том, чтобы благодаря картине открывать что-то новое в себе, обогащать свои впечатления, умения истолковывать увиденное. Хорошо, если ребёнок переживет какие-либо эмоции, глядя на творение художника. Для сочинений предлагаются работы прославленных мастеров, в которых можно и должно искать важный смысл, особое значение. В них видна индивидуальность автора, а каждая картина – это неповторимый визуальный образ. Написание сочинения по картине не должно становится только тренировкой предложенного учителем алгоритма действий.

Учите ребёнка рассматривать все детали картины, а не только то, что изображено на переднем плане. Ведь каждая деталь вносит дополнение в понимание общего замысла картины. Пусть задумается, почему художник выбрал именно такой фон. Познакомьте ученика с понятием композиции.

Следующий этап – разговор о цветовой гамме картины. Ученик начальных классов способен различать общий тон, обозначить большинство оттенков цвета как тёмные или светлые, тёплые или холодные. Важно почувствовать гармонию тонов, увидеть глубину и контрасты в картине. Порой больше говорят о замысле художника именно контрасты, а не композиция картины и не её цветовая гамма.

Ну, вот уже и собраны технические составляющие картины. Остаётся задуматься о своём отношении к увиденному. Пусть ребёнок озвучит, что его впечатлило, больше всего заинтересовало на полотне. Какое настроение вызвало увиденное? Захотелось ли ему получше рассмотреть другие работы автора. Задумался ли ученик, почему именно так изобразил живописец природу или человека? Что он хотел поведать, чем предложил восхититься, о чём поразмышлять? Ответы на эти вопросы помогут ребёнку объяснить замысел автора и оформить своё мнение о картине. Пришло время составить план и пункт за пунктом изложить всё, над чем вы потрудились в предварительной работе.

Примерный план может выглядеть так:

I.Вступление

  • Название картины, её автор, жанр
  • Короткое сообщение о художнике и картине

II. Описание полотна

  • Сюжет картины
  • Что изображено на переднем плане
  • Описание фона
  • Описание деталей, их значение
  • Цвет в картине
  • Настроение

III. Заключение

  • Что хотел сказать автор?
  • Моё отношение к изброженному на картине

2. Составление плана сочинения по картине в средних классах

Начинаем предварительную работу с рассмотрения картина и составления общего впечатления от неё. Определите жанр картины, обратите внимание на композицию и на то, что изображено. Подумайте над названием картины. Ответьте на вопрос, почему, по вашему мнению, художник назвал её именно так. Найдите информацию о том, в какое время написана картина. Какие события в истории страны и в обществе происходили в момент создания полотна. Отразились ли происходящее в творчестве художника? Необходимо также узнать об истории создания картины, по которой вы пишете сочинение.

Следующий этап – описание того, что вы непосредственно видите, рассматривая творение живописца. Как расположены на картине предметы, люди или животные. Опишите то, на что вы обратили внимание в первую очередь и почему. Что изображено на первом плане, есть ли особо выделенные, одиночные предметы? Какую роль они играют в композиции картины, в замысле художника, как влияют на общее настроение полотна.

На каком фоне изображены раскрывающие замысел автора предметы? Ответьте на вопросы, какую роль играет освещение на картине, какой цвет преобладает и как он влияет на общее настроение картины. Есть ли противопоставление светлого тёмному, яркого тусклому? Какое время дня, года изображено, если это пейзаж? Но, если это люди или одиночный портрет, необходимо описать внешность, одежду, предположения о характере изображённого. Опишите главные предметы и «говорящие» детали. Как, на ваш взгляд, они помогают понять замысел картины?

Закончить работу нужно высказывание собственного мнения о картине, своего отношения к изображённому, к общему замыслу автора. Как отозвалось изображённое в вашей душе, какие воспоминания или чувства родились у вас при знакомстве с работой художника? Из «кирпичиков» — ответов на все эти вопросы легко выстроить план.

Примерный план может выглядеть так:

I.Вступление

  • Краткие сведения о жизни и творчестве художника
  • История создания картины

II. Основная часть (описание картины)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Детали
  • Цветовая гамма
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень)

III. Заключение

  • Собственное мнение о картине
  • Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

3. Составление плана сочинения по картине в старших классах

Подготовка к сочинению и составлению плана должна включать знакомство с биографией и творчеством художника. В каких стилях он писал свои работы, к какой школе живописи принадлежал, у каких мастеров учился. Как эпоха, в которую творил данный автор, отразилась на его творчестве и непосредственно на предложенной к описанию картине. Почему художник дал ей такое название? Какое слово в названии, по вашему мнению, главное? Отражает ли название идею картины? К какому жанру вы относите эту картину и почему?

Далее необходимо сделать анализ картины. Определите её композиционный центр, разберите изображения переднего плана, подумайте над смысловой нагрузкой фона. Назовите используемые автором изобразительно-выразительные средства. Как они влияют на общий замысел картины и её настроение? Какое время суток изображено? Может, это переходящий момент солнечного дня в сумерки вечера. Или художник ухватил момент превращения утренней зари в жаркий день. Поразмышляйте о красоте и ценности изброжённого момента, а также о композиции картины, световой нагрузке, цветовой гамме и других средствах выразительности. Определите их роль в передаче основной мысли художника, в выражении авторской позиции.

Обратите внимание на мелкие детали, особенно там, где речь идёт о портрете или интерьере. Что с помощью их говорит автор? Какова смысловая нагрузка деталей? Как они подчёркивают замысел картины? Если это пейзаж, то задумайтесь, ощущается ли в нём присутствие человека. Если да, то как автор сумел передать это? Если это интерьер, то почему именно в такую обстановку поместил живописец своих героев?

Объясните, какие цвета использовал мастер и почему. Какие тона преобладают и какое настроение они создают на полотне? Чувствуется ли в картине обилие воздуха, света? Или же мы поёживаемся от колючих ноток холода и безжалостных порывов ветра? Присутствует ли в работе мастера цветовой контраст? Какую смысловую нагрузку он несёт?

Прочувствуйте своё отношение к картине. Подумайте, чем она вам понравилась, о чем заставила задуматься, какое настроение создала. Определите главную мысль картины. Понравился ли вам авторский замысел? Сделайте вывод после размышлений. Что вам рассказывает картина о человеческих чувствах, о жизни в те или иные времена, о вере человека в Бога, о судьбе страны? Какие вечные темы затрагивает автор. Что нового вы узнали, что показалось интересным, как повлияла на вас картина и в чём вы ведете ее силу?

Составляя план старайтесь придерживаться следующих пунктов:

I.Вступление

  • Справка о жизни и творчестве художника (его наиболее известные картины, особенности их исполнения, направления, стили работы, года активного творчества)
  • Справка о картине (год создания, её жанр, история создания, судьба картины, под влиянием каких событий написана)

II. Основная часть (анализ)

  • Сюжет картины
  • Описание переднего и заднего планов
  • Описание героев картины, если они присутствуют
  • Детали, их роль в картине
  • Цветовая гамма, основные краски, их роль в картине
  • Средства выразительности (композиция, перспектива, свет и тень), роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины

III. Заключение

  • Собственное мнение о картине
  • Общий анализ и описание того, что хотел сказать автор

Мы надеемся новые знания помогут написать легкое, интересное сочинение по картине!

Для успешного прохождения порогового балла по русскому языку необязательно иметь какие-то выдающиеся лингвистические навыки, не нужен даже особый склад ума. Однако наибольшее количество вопросов у выпускников и их родителей вызывает последнее задание экзамена — написание сочинения по прочитанному тексту. В этой статье мы дадим подробную инструкцию, как написать сочинение ЕГЭ.

Структура сочинения

В ЕГЭ по русскому языку сочинение является 27 заданием. Для его выполнения используется бланк ответов № 2. В задании требуется сформулировать и  прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста. В комментарии нужно привести два примера-иллюстрации, между которыми обязательно должна прослеживаться смысловая связь. Далее формулируется позиция автора к этой проблеме, и затем выпускник сам формулирует и аргументирует свое отношение к авторской позиции.

Алгоритм написания сочинения выглядит так:

1. Проблема. Лучше сформулировать её в вопросе, например: «В чем заключается любовь к Родине?»

2. Комментарий. Он обычно занимает одно-три предложения, в которых нужно привести примеры:

  • первый пример с иллюстрацией из текста (размышления автора по проблеме, описания, истории, точки зрения) и обязательным пояснением (что автор хотел этим показать?);
  • второй пример с иллюстрацией из текста и обязательным пояснением.

3. Анализ смысловой связи между примерами из комментария. Они могут дополнять, пояснять, опровергать друг друга.

4. Авторская позиция. Лучше всего прямо отвечать на вопрос (см. п.1: «Автор стремится донести до нас мысль о том, что любовь к Родине заключается в…»)

5. Собственная позиция, согласие или несогласие с мнением автора. Нужно привести аргумент с обоснованием вашей позиции.

6. Заключение.

Максимальный первичный балл за сочинение — 25.

Как видно из схемы, сочинение ЕГЭ отклоняется от стандартного шаблона «вступление-основная часть-заключение». Однако для успешного выполнения задания необходимо только хорошо понимать текст: после нескольких попыток написания этот алгоритм быстро закрепляется в голове.

Какие темы могут встретиться в задании № 27

В сочинении ЕГЭ по русскому постановка проблемы напрямую зависит от темы текста. Ниже мы перечислили основные и наиболее часто встречающиеся из них:

  • Война (подвиг и героизм (в т.ч. массовый), влияние на судьбу человека);
  • Природа (отношение к природе, красота и влияние на человеческую жизнь);
  • Память (тоска о прошлом, память об истории);
  • Русский язык (заимствования и жаргон, сленг, состояние родного языка и отношение к нему);
  • Литература (поэзия, значимость чтения и роль книг в период прогресса);
  • Культура, искусство, музыка (значение и влияние на жизнь человека);
  • История (исторические памятники, отношение к прошлому своей страны);
  • Положительные и отрицательные черты личности (доброта, сочувствие и  сострадание человечность; равнодушие и пороки, подлость, эгоизм);
  • Смысл жизни;
  • Нравственный выбор;
  • Опыт и цена ошибок;
  • Человек и общество;
  • Любовь (материнская и отцовская любовь, сила и несокрушимость чувств, влияние на человека) и т.д.

Что важно помнить при написании сочинения ЕГЭ

Прежде всего, следует помнить, что хорошее сочинение — это отлично проанализированный текст. Чтобы написать сочинение ЕГЭ без проблем, необходимо читать тексты прошлых лет из архивов вариантов или тренировочных баз заданий.

Также важно помнить, что тексты различны по сложности. Некоторые из них содержат в себе более наглядную проблематику. Такими являются, например, тексты о войне. В тех же случаях, когда проблему в тексте определить трудно, стоит уделять большее время сюжетному анализу и повторному прочтению.

Когда стоит начинать готовиться к написанию сочинения

Конечно, лучше всего начинать готовиться к успешному выполнению задания № 27 в десятом классе, вместе с подготовкой к тестовой части экзамена. Тогда у вас будет гораздо больше времени на чтение текстов и тренировку написания.

Но ни в коем случае не стоит расстраиваться тем, у кого до сдачи экзамена остался лишь год. Единственным важным моментом здесь будет только необходимость уделить сочинению много внимания: несмотря на объём материала в тестовой части, 27-е задание тоже достаточно требовательно к знаниям и тренировкам.

Можно ли подготовиться к написанию сочинения ЕГЭ самостоятельно 

В открытом доступе имеется большое количество текстов и даже готовых образцов сочинений. Безусловно, это значительно облегчает подготовку, но, с другой стороны, в таком количестве материала очень легко запутаться.

Тяжелее всего — начать готовиться. Трудно найти в себе силы и мотивацию для  регулярного разбора текстов. С другой стороны, некоторые темы достаточно сложно понять. Также могут возникнуть вопросы с критериями проверки, правильностью и точностью оформления, грамотностью.

Разобраться с таким большим количеством информации, а также научиться правильно и грамотно писать сочинения вам поможет преподаватель. Наши репетиторы всегда помогают систематизировать знания и выстроить график подготовки, быстро проверяя работы и анализируя полученные результаты.

Советы по подготовке

Не забывайте про цитирование

Внимательно подходите к выбору примеров для комментария. Цитаты, взятые из текста, должны быть обязательно объяснены вами в связи с этими примерами. Этим вы доказываете, что для комментирования опирались на материал текста.

Больше читайте и смотрите

Речь здесь идет не только о текстах ЕГЭ: читайте небольшие рассказы, тематические истории, любимые и интересные книги. Смотрите фильмы, соответствующие проблематике текстов. Написать сочинение ЕГЭ помогут даже посты в социальных сетях. Используйте их, чтобы аргументировать свою позицию.

Предлагайте родным, учителям или друзьям читать ваши работы

Если вы сомневаетесь в том, грамотно ли доносите мысль, то лучшим выходом будет чтение сочинения другими. Если вы — родитель, то предложите ребёнку помощь в чтении его работы.

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ

Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.

Жанры живописи

Мир живописи богат и сложен. Для того чтобы вступать в него не как в тёмный неведомый лес, давайте познакомимся с основными жанрами живописи.

Живопись в зависимости от избранного художником объекта изображения или особенности сюжета подразделяется на следующие жанры: пейзаж (изображение природы), натюрморт (изображение различных предметов, цветов, фруктов и т. п.), портрет (изображение человека).

Главный признак, отличающий живопись от графики или скульптуры, — цвет. Только в живописи цвет играет основную роль, донося до нас всё красочное богатство мира.

Натюрморт

Натюрморт — это жанр изобразительного искусства; картина, на которой обычно бывают изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы, дичь и т. п. Сам термин, обозначающий такие произведения, происходит от французского паture mortе, что буквально означает «мёртвая натура». Изображая натюрморт, художник обращает внимание на особенности формы, поверхности предметов, их деталей, взаимного расположения в пространстве. Среди мастеров натюрморта можно назвать имена П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. В. Куприна и др.

Портрет

Портрет — это один из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства. В нём воссоздаётся облик определённых людей. Жанр портрета сложен по двум причинам. Во-первых, в портрете художник (а вместе с ним и зритель) остаётся как бы один на один с изображённым человеком. Часто встречаются портреты неизвестных людей. Во-вторых, художник не просто повторяет, копирует внешний облик человека: вглядываясь в черты своего героя, он размышляет о нём, стремится постичь его внутренний мир, то есть раскрывает образ героя.

Пейзаж

Пейзаж — это жанр изобразительного искусства; картина, изображающая естественную или изменённую человеком природу. Главным в пейзаже является избранный художником природный мотив, а отдельные фигуры людей или животных играют лишь вспомогательную роль, являясь средством дополнения пейзажа. Пейзажная картина даёт художнику возможность выразить своё отношение к миру. Художник-пейзажист не только воспроизводит на картине понравившийся ему уголок, но часто видит в природе то, чего другие не замечают. Поэтому и говорят: шишкинский лес, левитановский пейзаж.

Пейзажи бывают разного характера:

эпические («Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина, «Март» И. И. Левитана, «Золотая осень» И. С. Остроухова);

лирические, философские («Февральская лазурь» И. Э. Грабаря, «Московский дворик» В. Д. Поленова);

романтические (пейзажи И. К. Айвазовского).

Художники зачастую изображают в своих произведениях сходные пейзажные мотивы. Однако видят они их и передают всегда по-своему. Чтобы научиться отличать произведения разных мастеров, нужно знать, к каким средствам художественной выразительности обращается художник.

Как анализировать картину

Существует несколько способов анализа картины. Одним из них является анализ произведения живописи, основанный на колорите полотна. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником настроении и чувствах изображённых героев, самостоятельно объяснить сюжет произведения.

В произведениях живописи по-разному отражаются представления о традициях, обычаях, исторических событиях, поэтому каждая картина должна рассматриваться с учётом того, что хотел выразить в ней автор.

Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей самой картины и от уровня развития художественного восприятия.

На первых этапах анализа картины обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо).

Другой вариант анализа может идти по следующему плану:

1. Жанр картины.

2. Кто и что изображены.

3. Настроение, вызываемое этим произведением.

4. Основные микротемы картины.

5. Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит).

6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Работу над составлением сочинения по картине могут значительно облегчить подготовительные упражнения:

1. Рассмотрите внимательно картину, определите её тему. Составьте предложения на тему этой картины.

2. Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, форма, объём, размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.

3. Опишите предметы, которые вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа.

4. Опишите ситуацию, изображённую на картине.

5. Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние и т. п.

6. Выразите своё отношение к герою, к картине.

7. Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.

8. Составьте план описания картины.

9. Соберите материал по картине в соответствии с вашим планом.

При написании сочинения по картине вам помогут вопросы, требующие обоснования собственного понимания картины:

1. Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа?

2. Какое слово в названии картины несёт наибольшую смысловую нагрузку?

3. Какие изобразительно-выразительные средства использует художник?

4. Как интерьер характеризует героев?

5. Какое значение имеет фон картины?

6. Как художник относится к своим героям? Почему?

7. Много ли на картине света, воздуха? Какое это имеет значение для раскрытия замысла художника?

8. К какому жанру вы отнесёте эту картину? Почему?

9. Что рассказал нам художник о мире и о себе?

10. Как художнику удалось изобразить праздник природы?

11. Какова основная мысль картины?

Перед написанием сочинения потренируйтесь в построении предложений: по данным моделям составьте предложения, связанные с описанием анализируемой картины.

Художник, живописец, автор

обратился

к какому-либо изображению…

к какой-либо сказке…

к какому-либо эпизоду…

выделил

какую-либо фигуру…

какой-либо предмет…

каким-либо цветом…

композиционно…

добивается

какого-либо настроения…

точности изображения…

ясности композиционного построения…

противопоставлением каких-либо цветов…

благодаря какому-либо контрасту…

При написании текста сочинения помогут слова и словосочетания со значением места, например: слева от… виднеется; прямо перед нами изображены…; на переднем плане художник пишет…; задний план занимает…; вдалеке открывается… .

Художник имеет возможность зафиксировать лишь одно мгновение жизни. А зритель, рассматривающий картину, может угадать, что было до или после изображённого временного отрезка. Поэтому в сочинении могут быть использованы слова и обороты со значением прошедшего и будущего времени, например: после какого-либо события произошло…; только что совершилось…; недавно случилось…; лишь только отшумела…; как только закончилась…; скоро появится…; ещё не случилось, но уже… .

Для примера приведём отрывок из рассказа о картине Ф. А. Васильева «Мокрый луг».

В 1872 году Ф. А. Васильев написал «Мокрый луг». Мотив удивительно прост: болотистая заводь с топкими берегами, по левую от неё сторону протянулся обрывистый косогор, справа, в глубине широкой низины, — два развесистых дерева, вдали сквозь дымку проглядывает полоса леса.

Только что прошла мглистая грозовая туча, основательно промыв зелень, землю, воздух. Как легко дышится после летнего шквального ливня, как радуешься, предвкушая тот миг, когда ослепительное солнце отразится в мириадах капель на траве и листьях!

Подбор материала к сочинению

Прежде чем приступать к написанию сочинения, соберите материал. Краткие записи, которые вы сделаете при внимательном рассмотрении картины, помогут вам при создании текста сочинения.

Рабочие материалы могут иметь следующий вид (по картине А. А. Пластова «Первый снег»):

Передний план

крыльцо, ещё не полностью засыпанное снегом; мальчик и девочка (сестра и брат); раскидистая берёза.

Описание девочки

заворожённо смотрит на снег; лёгкий платок; нежно-розовое платьице; домашние тапочки, отороченные мехом.

Описание мальчика

одет по-зимнему; давно наблюдает за снегом; пальто с меховым воротником.

Задний план

деревенская улица, лошадь, человек, крыши домов покрыты снегом.

Снег

стеклянный дождь; очень к лицу земле; пушистый; кружится; порхает, как стая белых мошек; чистый; приятный.

Памятка-подсказка

1. Перед тем как начать писать сочинение по картине, внимательно рассмотрите её, прочитайте статью о её авторе.

2. Постарайтесь прежде всего уловить, понять настроение, которое передал художник.

3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?

4. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его. Составьте план.

5. Соберите материал по картине. Воспользуйтесь «Учебным словарём».

6. Если вам трудно начать сочинение, можно подобрать цитату из стихов А. С. Пушкина, И. А. Бунина, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и др. Это и будет началом вашего сочинения.

7. Помните, главное – передать своё отношение к картине, найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.

8. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.

УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ

Искусствоведческие термины и слова, необходимые для написания сочинения по картине

Акварель – водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками.

Акварельная (живопись) – исполняется обычно на бумаге красками, разведёнными на воде. Отличается прозрачностью красочного слоя.

Баталист — художник, изображающий военные сюжеты.

Блик – световое пятно на тёмном фоне.

Бытовой жанр – традиционный жанр изобразительного искусства. Художники, работающие в этом жанре, темы и сюжеты для своих картин берут из повседневной жизни. Картины бытового жанра писали В. Г. Перов, И. Е. Репин, Б. М. Кустодиев, А. Г. Венецианов и др.

Графика — искусство изображения предметов линиями и штрихами без использования красок, а также произведения этого искусства.

Динамическое искусство — искусство, богатое движением, действием.

Драпировка — ткань, опускающаяся широкими складками.

Живописец — художник, занимающийся живописью.

Живопись — изобразительное искусство — создание художественных образов красками.

Замысел — заложенный в картине смысл.

Изобразительное искусство — искусство, воплощающее художественные образы на плоскости и в пространстве (живопись, графика, скульптура, архитектура).

Иллюстрация — рисунок в тексте книги или журнала, который сопровождает либо поясняет его содержание. Выдающиеся мастера книжной иллюстрации: И. Я. Билибин, М. А. Врубель, В. М. Конашевич.

Картина — произведение живописи в красках на куске холста, доске или листе бумаги.

Композиция — строение, расположение и соотношение составных частей картины на плоскости холста.

Контраст — резкая противоположность; контраст зрительный — зрительная оценка относительной яркости (освещённости) или цвета предмета по сравнению с окружающим его фоном.

Лирический (пейзаж) – передающий индивидуальные чувства художника и вызывающий чувствительное, повышенно-эмоциональное состояние.

Манера — отличительные черты творчества какого-нибудь художника или писателя, его стиль.

Марина — картина, изображающая морской вид. Художника, изображающего морские виды, называют маринистом. Выдающимся маринистом был русский живописец И. К. Айвазовский.

Масляная живопись — картина, написанная масляными красками.

Мольберт — подставка, на которой помещается холст на подрамнике или доска для работы художника.

Облик — внешний вид, очертание, наружность.

Ореол — светлое сияние вокруг светящегося предмета.

Отблеск — сияние отражённого света.

Оттенок — разновидность одного и того же цвета.

Палитра — тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец руки, служащая живописцам для смешивания красок; подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма.

Панорама – картина больших размеров с объёмным первым планом, обычно занимающая стены круглого, с верхним светом здания.

Пастель — мягкие цветные карандаши для живописи, а также исполненный ими рисунок.

Пейзаж — изображение природы.

Пейзажист — художник, специалист в области пейзажа.

Персонаж — действующее лицо в художественном произведении.

План — место, расположение какого-нибудь предмета в перспективе; передний, задний план.

Пленэр — термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и воздуха. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе, на основе непосредственного изучения натуры с целью более полного воспроизведения её реального облика.

Поза — положение тела.

Полотно — картина (обычно на холсте).

Полутон — переход от светлого, яркого цвета, тона к тёмному.

Портретист — художник, мастер портрета.

Репродукция — воспроизведение картины, рисунка типографским способом.

Светотень — распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов в живописи и графике.

Силуэт — одноцветное плоскостное изображение человека, предмета (тёмное на светлом фоне, светлое на тёмном).

Тёплые оттенки — цветовые оттенки, которые приближаются к красным и жёлтым и напоминают тепло, огонь.

Ультрамарин — яркая синяя краска; ультрамариновый.

Фон — основной цвет, тон, на котором пишется картина и рисуется что-нибудь; задний план картины.

Холодные оттенки – цветовые оттенки, тяготеющие к зелёным, синим, фиолетовым и связанные с ощущением холода.

Холст — льняная суровая ткань; картина, созданная масляными красками на такой ткани.

Эскиз — предварительный набросок к картине.

Этюд — рисунок, выполненный с натуры и обычно представляющий собой часть будущего большого произведения.

Рассмотрим более подробно значение некоторых изобразительно-выразительных средств.

Колорит

Колорит гармоничное сочетание цветовых тонов, создающих определённое единство содержания произведения; система отношения цветов и их оттенков в художественном произведении.

По характеру цветовых сочетаний: спокойный, напряжённый. Колорит называют холодным, если в произведении преобладают синие, зелёные, фиолетовые тона, и тёплым, если преобладают жёлтые, красные, оранжевые тона.

По образности художественного языка: блёклый, глубокий, глухой, мощный, нежный, радостный, сильный, сияющий, сумеречный, тусклый.

При написании сочинения можно использовать слово колорит в следующих сочетаниях:

колорит какого-либо изображения, произведения живописи, картины, портрета;

отличаться колоритом; подчеркнуть что-либо колоритом; создать какой-либо колорит; колорит строится на контрастах, на тонах; колорит построен на взаимодействии тонов.

Колорит помогает передать живописцу не только содержание картины, но и её настроение.

Свет

Свет элемент светотени; поверхность, на которую падают прямые лучи.

По цветовому тону: голубой, золотистый, кремовый, розоватый, серебристый, окрашенный.

По яркости: ослепительный, сияющий, слабый, яркий.

По образности художественного языка: беспокойный, волшебный, деликатный, живой, зыбкий, мягкий, неуловимый, подвижный, тревожный.

В сочинении также можно использовать следующие выражения: противопоставление света и тьмы, мягкие переходы от света к тени, выделяется светом, озарено светом, пронизано светом, рассеян по картине, способен передать мир во всём великолепии, подчёркивает, отражается, очерчивает силуэт, падает цветовыми пятнами, радует, картина излучает свет.

Тень

Тень — один из основных элементов светотени; наиболее слабо освещённые участки в изображении.

По признакам цвета: голубые, коричневые, сиреневато-серые, фиолетовые, тёплые, холодные.

По образности художественного языка: безликие, воздушные, глубокие, густые, лёгкие, мягкие, прозрачные, сочные, колеблющиеся, скользящие.

В сочинении слово тень можно употреблять в следующих сочетаниях: роль тени, распределение тени, глубина тени, мягкая (лёгкая) тень, теневое очертание, восхищаться тенями, окутать тенью, выделено тенью, тень падает (растворяется, легла, упала), тень лишена прозрачности, художественное значение тени.

Цвет

Цвет — цветовой фон или окраска. В живописи — одно из основных средств выразительности.

По цветовому тону: алый, багровый, багряный, белый, бирюзовый, болотный, бордовый, брусничный, бурый, васильковый, вишнёвый, голубой, жёлтый, жемчужный, зелёный, золотистый, изумрудный, каштановый, кирпичный, коралловый, коричневый, кофейный, красный, кумачовый, лазурный, лиловый, лимонный, перламутровый, персиковый, розовый, рубиновый, рыжий, свинцовый, серебристый, серый, сизый, сиреневый, сливовый, фиолетовый, чёрный, шоколадный, янтарный; однотонный, полный разнообразных оттенков.

По насыщенности: блистающий, густой, интенсивный, мрачный, насыщенный, плотный, приглушённый, прозрачный, сияющий, сумрачный, тёмный, яркий.

По образности художественного языка: глубокий, глухой, говорящий, горячий, звонкий, мерцающий, нарядный, нежный, сильный, скупой, строгий, тяжёлый.

В сочинении слово цвет можно использовать в следующих сочетаниях: чистота, нежность, богатство, гармоничность цвета; видеть что-либо благодаря цвету; передать что-либо цветом; решить что-либо в цвете; цвет создаёт настроение, эмоционально воздействует на зрителя.

Образно-выразительная лексика, употребляемая в искусствоведческих текстах

А

агатовые глаза

аквамариновое небо

алый закат

Б

бегущие облака

безграничный простор

безысходная печаль

белый снег

бесконечные переливы цветов

бескрайний зелёный массив

бледное лицо

блистательный талант

богатырские сосны

бодрящий воздух

большое мастерство

бытовые подробности

В

важнейший мотив

великолепие

величавая тишина

величественная панорама

вертикаль колокольни

весенняя природа

вечерний пейзаж

виноватая поза

влажный снег

внешняя простота

возвышенная красота

воздух прозрачный

вороной конь

воспринимать красоту

всепроникающий свет

выдающийся жанрист

Г

гармоничное совершенство

героический образ

глубина взгляда

глубокая печаль

глубоко правдивый господствует

голубой цвет

господствующее положение

грустные раздумья

густая завеса

густая тень

Д

деревенская изба

длинные сине-сиреневые тени

достоверная картина

Е

единый ритм

естественная красота

Ж

желтеющая трава

живой блеск

живописный

жизнеутверждающий

3

задушевный

заиндевелый лес

законченность образного решения

замечательно передать

запечатлеть облик

звенящая прозрачность

зима властвует

золотисто-жёлтый оттенок

золотистый тон

золотое сияние

И

излюбленная тема

изумительное живописное богатство

изумрудная зелень

изящество штриха

искренняя взволнованность

искрящееся солнце

исторический живописец

К

клочковатые тучи

колорит картины

корка наста

красочное пятно

кучевые облака

Л

левитановский пейзаж

линия горизонта

лирические пейзажи

лучший натюрморт

любимый пейзаж

М

мажорный пейзаж

мастерски написана

милая задушевность

мир драматичен

многогранное цветовое решение

молодой талантливый художник

мчатся облака

мягкие краски

мягко очерченная по краям

Н

напряжённо всматриваться

напряжённость цвета

настроение светлой печали

небесная синева

небольшой сугроб

небывалая выразительность

нежное цветение

нежный образ

немногочисленные аксессуары

необычность художественного языка

непринуждённая поза

непритязательная природа

никнущие травы

О

обаятельный человек

обобщённый образ

огромное полотно

одинокая фигура

оживают картины

окружающая жизнь

оранжево-розовые облака

осенний пейзаж

отблеск солнца

отличительное полотно

очень сдержанная тональность

ощущение глубины и пространства

П

персонаж картины

поблёкшая от осенних дождей

повседневный крестьянский костюм

подтаявший снег

поэтичная картина

природная окраска

приятное впечатление

пробудившаяся природа

прозрачная синева

просторная деревенская окраина

пустынная тропа

Р

радостная в своём спокойствии осень

радостное юношеское мироощущение

раскинулось шатром небо

рассеянный свет

реальная картина

романтическая приподнятость

С

свежесть чувства

светлое мироощущение

светлый колорит

световые эффекты

светотеневые пятна

сдержанная цветовая гамма

серебристо-серое небо

серенький скромный пейзаж

снежные покровы

создать ощущение

сосны-великаны

спокойное величие природы

способ выражения

среднерусский пейзаж

столетние стволы деревьев

Т

творческое настроение художника

тёплые серые тона

торжество природы

тревожная настороженность

тревожные отсветы

трепетные тоненькие веточки

тщательно исполненные детали

тяжёлые облака

тяжёлый взгляд

У

увядание природы

удивление на лицах

уравновешенная композиция

устремлённый взгляд

утопать в снегу

уцелевшие листья

уютный уголок

Ф

фантазия художника

фигура

фольклорные мотивы

X

холодный синеватый отлив

хрустальный воздух

художественная глубина

Ц

царство снега

цвет господствует

цветовая гамма

Ч

чарует зрителя

чистота и торжество природы

чистота света

чрезвычайно скромно и просто

чувство бодрости

чудный пейзаж

Ш

шатровая колокольня церквушки

широкая известность

Щ

щемящая тоска

щемящее чувство

Э

эмоциональная атмосфера

эмоционально-приподнятое настроение

эффектная красочность

Ю

юношеское мироощущение

Я

яблони в цвету

янтарный блеск

яркие золотые цвета

яркий контраст

ярко-изумрудный оттенок

ясное лазурное небо

ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ ГРАБАРЬ (1871-1960)

И. Э. Грабарь — известный художник-пейзажист, тонкий знаток русской природы. Он родился 13 марта 1871 года в Будапеште. В 1876 году его семья переезжает в Россию.

В Петербургскую академию художеств талантливый художник поступил в 1894 году, а уже в 1896 году Грабарь едет знакомиться с западноевропейским искусством в Европу. В 1901 году, вернувшись в Россию, он пишет картину «Сентябрьский снег». Зрители встретили её восторженно, увидев в ней поиски новых возможностей в изобразительном искусстве. Грабарь умел найти в будничных мотивах настоящее богатство красок.

Одно из лучших его полотен — «Февральская лазурь». Путь Грабаря-художника переплетался с деятельностью учёного, исследователя искусства. В 1910—1914 годах вышли в свет несколько томов «Истории русского искусства». В 1920 году Грабарь организовал экспедицию по Северной Двине и вдоль побережья Белого моря. Художника покорила природа этих мест, её торжественное спокойствие. На берегах Северной Двины он написал картину «Сийский монастырь».

Талант Грабаря-портретиста наиболее ярко проявился в картине «Автопортрет в шляпе».

Сочинение-повествование по картине И. Э. Грабаря

«Февральская лазурь»

План

1. «Февральская лазурь» — одна из лучших картин И. Э. Грабаря.

2. Описание берёзы на переднем плане.

3. Описание берёзовой рощи на заднем плане.

4. Цветовое решение картины.

5. Настроение, которое вызывает картина.

Материал к сочинению

Небо: сине-лазоревое, голубоватое, чистое; на горизонте ни облачка.

День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий, чудесный.

Роща: залита солнцем, озарена солнечным светом; косые лучи зимнего солнца освещают рощу.

Берёзы: величественны, устремлены ввысь; стволы сверкают; коралловые ветки; стволы с жёлтыми, красноватыми, оранжево-коричневыми оттенками; искривлённая, огромная берёза.

«Февральская лазурь» — полотно,

отличающееся особой звучностью,

мажорностью цветового решения.

Л. М. Зельманова

«Февральская лазурь» — это одна из лучших картин И. Э. Грабаря. На полотне изображена берёзовая роща в один из лучезарных февральских дней. Она застыла на фоне лазоревого неба.

На переднем плане мы видим высокую, раскидистую берёзу с толстым стволом. Художник композиционно выделил её: он как бы отодвинул молодую рощу на задний план, чтобы она не мешала нам видеть берёзу. Снега на её ветках уже нет, но она словно светится от лучей солнца.

Чтобы показать берёзу во всей её величавой красоте, Грабарь писал её, стоя в специально вырытой яме. Так он сумел увидеть верхушки деревьев и таинственные тени на снегу. Белоствольные берёзы написаны плотными мазками, и на фоне небесной лазури кажутся ещё белее. Они похожи на застывший фонтан. Вся роща прозрачна, хрустальна, залита солнечным светом. Хрупкие коралловые ветки застыли в воздухе.

Мы видим переливы всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Краски поражают наше воображение. Глядя на картину, мы понимаем: зима приближается к концу. Это видно по подтаявшему сиреневому снегу, по длинным сапфировым теням на нём.

Когда смотришь на картину «Февральская лазурь», охватывает чувство радости и восхищения природой. Картина поражает чистотой света, ослепляет лазорево-синим небом.

ФЁДОР ПАВЛОВИЧ РЕШЕТНИКОВ (1906-1988)

Известный советский художник Ф. П. Решетников с юных лет увлекался рисованием. Ещё студентом Московского художественного института он ходил на легендарном корабле «Челюскин» и сделал множество зарисовок. Вместе с другими героями-челюскинцами художник был снят с дрейфующей льдины и, возвратившись на Большую землю, написал несколько картин, посвящённых Арктике.

В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Наиболее известные картины Решетникова: «Прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка!». На всемирной выставке в Брюсселе он был награждён бронзовой медалью.

Мысль написать картину «Опять двойка!» родилась у художника в школе, когда он сидел в классе, наблюдая за учеником, не выучившим урок. Решетников живо представил себе, как встретят мальчишку с двойкой дома, и решил написать об этом картину.

Сочинение с элементами описания интерьера

(по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!»)

План

1. Вступление.

2. Главный герой картины.

3. Общий вид комнаты.

4. Колорит картины.

5. Заключение.

Материал к сочинению

Комната: большая, просторная, светлая; шторы раздвинуты; чисто и уютно; освещённая, семейная обстановка. Стены: высокие, голубовато-серые; географическая карта. Стол: круглый, покрытый белой льняной скатертью.

Одним из жанров живописи, наряду с портретом, пейзажем и натюрмортом, является интерьер. На полотнах этого жанра обычно изображаются внутренние убранства дома: комнаты, залы, мастерские художников. Ф. П. Решетников при написании картины «Опять двойка!» не ставил перед собой задачу показать только интерьер жилой комнаты. Изображение интерьера здесь одно из средств раскрытия замысла художника.

На переднем плане мы видим мальчика младшего возраста. Видимо, он получил двойку, поэтому стоит притихший, в виноватой позе. Напротив мальчика на стуле сидит мама и с укором смотрит на него. Мать — очень заботливая и трудолюбивая женщина. Она всё делает для того, чтобы дети хорошо учились. Это видно по обстановке в квартире: везде чистота, порядок. Посередине комнаты — стол, покрытый белой льняной скатертью с жёлтой каймой, на полу — большой бордовый ковёр, у стены стоит кресло. В открытую дверь видна смежная комната, на стене висит физическая карта полушарий, на подоконнике цветы.

Около матери на двухколёсном велосипеде сидит младший братишка главного героя картины. Малыш ехидно улыбается. На фоне открытой двери и залитой солнечным светом комнаты стоит старшая сестра. Придерживая рукой страницы учебника, она с возмущением смотрит на брата.

Свет падает, освещая фигуру девочки сзади. От этого картина выиграла: комната стала глубже, а герой-школьник как бы выступил на передний план.

Колорит картины скромный, неяркий. Художник говорит об обычном будничном дне в одной семье, поэтому использует приглушённые тона. Стены комнаты голубовато-серые, пол — светло-коричневый, скатерть на столе — белая.

Интерьер квартиры располагает к неспешному созерцанию и размышлению.

Сочинение-описание внешнего облика героя

(по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!»)

План

1. Главный герой картины.

2. Описание внешнего облика героя.

3. Чем нам интересен герой картины.

На картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!» главным героем является мальчик лет девяти. Он огорчён своей двойкой. Белокурая голова с хохолком на макушке немного опущена вниз, глаза смотрят в пол: ему стыдно перед матерью и сестрой, досадно, что младший братишка смеётся над ним. У мальчика грустный вид, брови сдвинуты — кажется, что он вот-вот расплачется. Всю эту сложную гамму чувств мы видим на круглом, румяном, раскрасневшемся от мороза лице героя. Наверное, он долго гулял на улице — катался на коньках.

Мальчик ещё не успел раздеться. На нём — старое зимнее пальто с рыжим лисьим воротником, из-под пальто виднеется школьная форма. Тёмно-серые брюки, чёрные ботинки ясно выделяются на фоне светло-коричневого пола. В правой руке мальчик держит потрёпанный портфель. Из него торчат коньки. Они, по-видимому, и стали причиной двойки: герой увлёкся, заигрался в хоккей и забыл про уроки.

Мальчик так расстроен, что даже не обращает внимания на свою любимую собаку, которая старается лизнуть его в лицо.

Нам интересен герой картины. В нём всё типично: и бывалый в боях портфель, и позднее раскаяние.

ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН (1832-1898)

И. И. Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии, в небогатой купеческой семье. С детства он имел две страсти — чтение и рисование. Шишкин рисовал на всём, что попадалось под руку. Летом -бродил по окрестностям Елабуги и впитывал в себя ту красоту Родины, которой не изменил всю свою долгую и трудную жизнь. В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После его окончания, в 1856 году, он был принят в Академию художеств в Петербурге.

В 1860 году за два валаамских пейзажа художник был награждён Большой золотой медалью и поездкой за рубеж. За границу Шишкин поехал только в 1862 году. Он был в Берлине, Дрездене, Праге, путешествовал по Богемии, где познакомился с художественной культурной жизнью Европы.

В 1865 году Шишкин возвратился в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получил звание академика.

1870-е годы — период творческой зрелости и расцвета таланта художника. В это время он пишет полотна: «Сосновый бор», «Лесная глушь», — за которые получил звание профессора. Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике. В 1891 году в Академии художеств было выставлено более шестисот его эпизодов и гравюр. Выставка дала представление об огромном труде художника, глубоко чувствовавшего красоту русской природы.

Творческая деятельность Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща», в которой опыт и мастерство художника отразили неизгладимые впечатления детства. 8 марта 1898 года художника не стало.

Сочинение-повествование по картине И. И. Шишкина

«Утро в сосновом лесу»

План

1. Замысел картины.

2. Наступление утра в сосновом лесу.

3. Лесная глушь.

4. Медвежья семейка.

5. Моё отношение к картине.

Материал к сочинению

Лес: величественный, царственный, вековой, могучий, дремучий, сказочный, утренний, окутанный туманом, освещённый солнцем.

Деревья: столетние раскидистые сосны с потрескавшейся золотистой корой; упирающиеся в небо, устремлённые ввысь деревья; старая поваленная сосна.

Утро: раннее, первые лучи солнца, розовеет заря.

Медвежата: косолапые, неугомонные, игривые, шаловливые, любознательные, беззаботные, буро-коричневые, вскарабкались на поваленное дерево, всматриваются вдаль.

Картина написана в 1889 году. В основу её легла тема торжества жизни. Замысел этого произведения подсказал Шишкину его друг, художник К. А. Савицкий, который написал медведей, удачно введённых в полотно.

«Утро в сосновом лесу» одна из наиболее известных картин Шишкина. Художник точно передал тишину леса, туман, в котором тонут стволы деревьев, предутренний сумрак, отступающий перед лучами солнца в лесную глушь. Солнце не освещает чащу, оно только ещё золотит верхушки деревьев. Сосны — высокие и могучие. Чаща — густая и непроходимая. Прохладно, свежо в этой дремучей сосновой чаще.

В центре картины мы видим трёх медвежат и их мать — они вышли на прогулку. Два неугомонных, шаловливых медвежонка кувыркаются на сломанном дереве. Третий, самый толстый, встал на задние лапы и всматривается вдаль. Мать-медведица внимательно наблюдает за своими медвежатами.

Глядя на картину, чувствуешь красоту соснового леса. Художник прекрасно знал лес и умел передать его прелесть и величие. Шишкина можно назвать царём леса.

Сочинение-описание фрагмента картины И. И. Шишкина

«Утро в сосновом лесу»

В центре картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» — медвежата, которые вскарабкались на сломанную бурей сосну. С виду они кажутся одинаковыми: тёмно-коричневые, пушистые, неуклюжие. Но по характеру медвежата разные. Первый медвежонок — любитель поесть. Он нашёл в коре старой сосны какое-то лакомство и так этим увлёкся, что ничего не замечает вокруг. Второй из них, самый смелый, забрался довольно высоко, а ведь дерево, того и гляди, рухнет. Он смотрит на брата сверху вниз, как будто хочет сказать: «Что ты там нашёл? Дай попробовать!» Третий медвежонок — мечтатель. Поднявшись на задние лапы, он жадно глядит вдаль — туда, откуда огненным шаром выплывает солнце.

Здесь медвежата могут играть беззаботно: их покой охраняет дремучий лес, сюда не ступала нога человека.

Рядом с медвежатами — их мать. Она внимательно следит за своими малышами. Кажется, что медведица рычит, даже оскалила зубы. Она волнуется за них и предупреждает, чтобы не шалили зря.

hello_html_m2c612e2.png

Ф. П. Решетников. Опять двойка!

hello_html_m734dd141.png

И. Э. Грабарь. Февральская лазурь

hello_html_15cdad9f.png

И. И. Шишкин. Утро в сосновом лесу

Adblock
detector