Меню

Как пишется чистится не с глаголами

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Определение и значение приставок в русском языке

Приставка или префикс — это морфема, которая стоит в самом начале слова, сразу перед корнем, и помогает образовывать новые однокоренные слова с самыми разными оттенками смысла.

Несмотря на то, что формально эта морфема называется префиксом, все знают ее под именем приставка. Вероятно, потому что она словно приставляется к слову, чтобы создать до десятка других — похожих по смыслу, но со своими оттенками:

  • бабушка — прабабушка,
  • морской — заморский,
  • бежать — добежать,
  • ярко — поярче.

Как видите, приставки могут быть у разных частей речи, и новые слова они образовывают с совершенно разными значениями. Общий признак один — расположение перед корнем. По нему легко определить приставку и выделить ее в ходе разбора слова по составу.

Проиллюстрируем этот простой процесс, о котором все знают с 3–4 класса, таблицей: как приставки в русском языке образуют новые слова.

Корень Приставка Новое слово
-ход- у- уход
вы- выход
при- приход
ис- исход

Важно!

В одном слове может быть две и даже три приставки — разумеется, все они будут находится перед корнем.

Стоит различать приставки и предлоги, даже если они звучат совершенно одинаково. Однако в русском языка приставка — это часть слова, и она пишется исключительно слитно, в то время как предлог — часть речи и пишется раздельно со значимым словом. Кроме того, с глаголами предлоги не употребляются. Все, что стоит перед глаголом, может быть только приставкой.

Например:

Он добежал до финиша. Птица слетела с ветки.

Как выделить приставку в слове

С опытом морфемных разборов приставку легко научиться замечать с первого взгляда, но если их две или три — могут быть трудности. Как определить, когда заканчиваются приставки и начинается корень? Все просто: нужно подобрать однокоренные слова, а в сложных случаях попросту отбрасывать по одной букве и проверять — слово все еще имеет смысл или уже нет.

Например, возьмем слово подраздел — здесь все просто, на ум сразу приходит раздел, а значит, под- будет приставкой.

Попробуем вариант сложнее:

соприкосновение,

со-при-косновение.

В этом случае стоит вспомнить слово коснуться, и сразу станет понятно, что здесь две приставки: со- и при-.

И еще раз усложним:

недооценивать,

не-до-оценивать.

Если отбросить не- и до-, останется оценивать. Казалось бы, это конец. Но нет! Ведь данный глагол произошел от слова цена, а значит, наш корень будет -цен-. В итоге получается сразу три приставки: не-, до-, о-.

Есть в русском языке и другие слова с тремя приставками: недовыработка, переосмысление, несоразмерный, понапридумывать и т. д.

Образовывая новые однокоренные слова, приставки всегда что-то меняют в их смысле. К примеру, у глаголов они чаще всего помогают изменить несовершенный вид на совершенный: летел — прилетел, долетел, улетел, взлетел.

Но с другими частями речи все намного сложнее. У прилагательных приставка может обозначить близость к чему-либо: дорожный — придорожный, речной — заречный. А может придать оттенок отрицания: умышленный — неумышленный. У существительных она тоже играет совершенно разные роли. Иногда приставка указывает на расположение предмета (береза — подберезовик, рукав — нарукавник, граница — заграница), а иногда придает слову противоположный смысл (симметрия — асимметрия). Как видите, это очень разносторонняя дама!

Какие бывают приставки в русском языке

Все распространенные языки непрерывно развиваются и обогащают друг друга, русский — не исключение. В нашей речи постоянно появляются новые слова, и часть из них возникает путем добавления иностранных приставок. Итак, первый критерий для классификации — происхождение.

Для простоты запоминания составим таблицу приставок в русском языке с отдельными списками для традиционно русских и для иностранных префиксов.

Происхождение Значение Существующие приставки
Традиционно русские префиксы словообразование, формообразование без-/бес-, в-/во-, воз-/вос-/возо-, вз-/вс-, вы-, до-, за-, из-/ис-, изо-, на-, наи-, недо-, над-/надо-, не-, низ-/нис-/низо-, о-, об-/обо-, обез-/обес-, от-/ото-, па-, пра-, по-, под-/подо-, пере-, пре-, пред-/предо-, при-, про-, раз-/рас-/разо-, с-/сщ-, су-, через-/черес-/чрез-
Иностранные префиксы словообразование, неологизмы а-, ана-, анти-, архи-, гипер-, гипо-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, квази-, кило-, контр-, макро-, микро-, мега-, мата-, мульти-, орто-, пан-, пара-, пост-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра-, экс-

С иностранными приставками все просто: каждая из них имеет свое строго определенное значение. Например:

  • приставки а- и анти- всегда превращают слово в антоним (логичный — алогичный, материя — антиматерия);
  • пан- говорит о масштабности явления (славизм — панславизм);
  • ультра- подчеркивает крайнее выражение какого-либо свойства (правый — ультраправый);
  • гипо- отражает ослабление того или иного качества (тонус — гипотонус).

Правда, в некоторых словах (в основном греческого происхождения) приставка настолько слилась с корнем, что отдельно не выделяется. Например, слово пантеон можно разделить на две части: пан и теос (в переводе — «божество»). Но приставка пан- в данном случае считается частью корня. Причина в том, что это полностью иностранное слово, а не конструкция из иностранного префикса и корня, который уже давно существует в русском языке.

Виды приставок и правописание

Зная происхождение приставки, мы можем кое-что понять и о ее правописании. Проще всего разобраться с морфемами, которые имеют иностранное происхождение.

Важно!

Иностранные приставки всегда пишутся одинаково, независимо от того, с какой буквы начинается корень, поэтому их надо просто запомнить.

Правописание традиционно русских приставок намного интереснее. Они делятся на три группы, и в каждой есть свои правила. Для начала давайте перечислим все виды приставок, какие есть в русском языке.

Виды Примеры Характеристика
Одновариантные (неизменяемые) об-/обо-, от-/ото-, над-/надо-, под-/подо-, пред-/предо-, в-/во-, пра-, про-, за-, на-, вы-, у-, о-, су-, по- Не меняются в зависимости от корня и пишутся всегда одинаково, поэтому их нужно запомнить.
Двухвариантные роз-/рос-, раз-/рас- Правописание зависит от ударения: если данный слог является ударным, пишем о, а если безударным — а.
без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, чрез-/через-, чрес-/черес- Выбор между з и с зависит от первой буквы корня: если это глухая согласная — нужна с, а если звонкая — з.
Смысловые при-, пре- Употребление и или е зависит от смысловой нагрузки: если слово обозначает превосходную степень чего-то или же приставка может быть заменена на пере-, нужна буква е, в остальных случая пишем букву и.
Иностранные а-, анти-, архи-, контр-, де-, экс- и т. д. Всегда пишутся одинаково и имеют вполне конкретный однозначный смысл.

Важно!

В русском языке нет приставки з-, поэтому слова сбежать, сморгнуть, сдаться, сладить и т. д. пишутся только с буквой с, как бы мы их ни произносили.

Правописание приставок раз-/рас-, роз-/рос-

Сейчас мы подробнее разберем правила, коротко указанные в таблице. Начнем с приставок роз-/рос-, раз-/рас-, правописание которых проверяется постановкой ударения. Это несложная тема:

Если на приставку падает ударение в слове — пишем роз-/рос-. Если ударение падает на другой слог, пишем раз-/рас-.

Обратите внимание на ударный слог:

  • рóзданный,
  • рóзжиг,
  • рóссыпь.

А вот здесь ударение падает не на приставку:

  • разда́ть,
  • расплеска́ться,
  • рассмотре́ть.

Но из любого правила можно найти исключения, и здесь они тоже есть. Слово розыскной нужно просто запомнить, поскольку оно пишется с о в безударной приставке.

Курсы по русскому языку онлайн в школе Skysmart помогут улучшить оценки в школе, подготовиться к контрольным, ВПР и экзаменам.

Правописание приставок, оканчивающихся на з и с

В приставках роз-/рос- и раз-/рас-, которые мы рассматривали выше, выбор стоит не только между а и о, есть вопросы к буквам з и с. Поэтому вспоминаем правило из таблицы:

Все внимание на корень слова: если он начинается со звонкой согласной — в приставке пишем з, а если с глухой — пишем с.

Это правило касается всех приставок в русском языке, которые заканчиваются на з или с.

Приставки перед звонкими согласными:

  • развалить,
  • безвозмездно,
  • изнеженность,
  • низвести,
  • возгорание,
  • чрезмерно,
  • взлететь.

Приставки перед глухими согласными:

  • распутица,
  • беспечный,
  • испугаться,
  • нисхождение,
  • воссоздать,
  • чересполосица,
  • вскинуться.

Напомним, что приставки з- в русском языке нет, поэтому в таких словах всегда нужно писать с-, независимо от того, какая буква слышится при произношении.

Есть немало слов, в которых отчетливо слышится з-, но пишется с-, например:

  • сбежать,
  • сбить,
  • сбросить.

Будьте внимательны, в некоторых словах, начинающихся с буквы з, это начало очень похоже на приставку, однако все же является частью корня. Например, такие сомнения могут появиться относительно слов здешний, здравствовать и т. д.

Правописание приставок пре- и при-

Эти префиксы недаром называют смысловыми — их написание зависит от значения слова.

Приставка пре- в русском языке используется только в двух случаях:

  1. Если нужно обозначить чрезмерную, превосходную степень чего-либо:

    • премило — очень мило,
    • преумножить — очень сильно увеличить,
    • преуспеть — приобрести очень большой успех.
  2. Если можно заменить приставку на пере- и смысл не изменится:

    • преобразить — «переобразить», изменить образ,
    • преступить — переступить,
    • преломить — переломить.

Приставка при- помогает передать намного больше разных смыслов:

  1. Близость к чему-либо или принадлежность:

    • приморский,
    • пригород,
    • Придонье.
  2. Присоединение к чему-либо:

    • привязать,
    • приделать,
    • причалить.
  3. Неполное действие, выполненное в полсилы:

    • пританцовывать,
    • приговаривать,
    • приодеться.
  4. Завершенное действие:

    • прибежать,
    • придумать,
    • признать.

Существуют слова, в которых с равным успехом можно написать и пре- и при-, но смысл при этом будет полностью меняться. Все об огромном значении этих приставок в русском языке расскажет таблица.

Различаем по смыслу При- Пре-
Притворить дверь (неполное действие) Претворить в дело (сделать)
Приумножить (прибавить) Преумножить (= очень)
Придавать значение Предавать друзей
Приклониться к земле (приблизиться) Преклоняться перед талантом (уважать)
Приёмник (радио) Преемник (последователь)
Привратник (консьерж, сторож) Превратный (искаженный)
Придел (часть храма) Предел (крайняя точка)
Приставить (к чему-либо) Преставиться (умереть)
Призреть (дать приют) Презреть (пренебречь)
Приступить (начать) Преступить закон
Прибывать (к какому-то месту) Пребывать (в городе)

Правописание приставок пра- и про-

Это, пожалуй, самая простая и однозначная пара префиксов. Дело в том, что в русском языке приставка пра- встречается очень редко. Она бывает только в словах, которые обозначают нечто старинное, изначальное, имеющее отношение к предкам. Если же слово никак не может иметь такой смысл, можно смело писать про-.

Выбор между приставками про- и пра-

Сложно сказать, сколько всего приставок в русском языке, но мы постаралась затронуть основные и самые популярные. Хотя в этой теме есть еще много интересного — например, правописание мягкого и твердого знака в приставках, заимствование слов из старославянского языка и т. д.

Вопросы для самопроверки

  1. В каком слове нужно вставить букву и: пр_вратить в золото, пр_образование вещества, пр_ходящий успех, пр_широкий проспект?

  2. Определите, в каких словах есть приставка, а в каких она отсутствует: сладить, склеить, здешний, слеток, здравствовать.

  3. Найдите слово с неизменяемой приставкой: надломить, распоясаться, бесстрашие, превратный.

  4. В каких словах следует вставить букву о: пр_бабушка, пр_образ, пр_бежаться, пр_родина, пр_дедовский?

  5. Определите, какие слова пишутся слитно, а какие — через дефис: (контр)атака, по(дружески), (анти)дот, (архи)епископ, (инфра)красный.

  6. Впишите недостающие буквы: Саша пр_был в город Архангельск и решил остаться в месте пр_бывания на год.

  7. В каком ряду все слова — с приставкой без-?

    • бе_радостно, бе_покойный, бе_приютный;
    • бе_сердечный, бе_сильный, бе_путный;
    • бе_дорожье, бе_полезный, бе_жалостный.

Класс: 3

УМК: “Школа России”

Автор учебника: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова

Цель урока: развивать общеучебные умения и
навыки.

Задачи урока:

  • расширить знания детей о служебных частях речи
  • познакомить с ролью частицы не и её
    раздельным написанием с глаголами
  • выработать навык правильного письма частицы не
    с глаголами на основе алгоритма;
  • формировать коммуникативные умения детей;
  • воспитание культуры учебного труда
  • создание творческого и благоприятного
    микроклимата в коллективе
  • развитие интереса к изучению русского языка
  • развивать умение употреблять и правильно
    писать не с глаголами
  • развивать навыки точного употребления глаголов
    в речи
  • побуждать самостоятельную мыслительную работу
    учащихся
  • развивать умение анализировать и делать
    самостоятельные выводы
  • развивать умение оценивать себя и своих
    одноклассников
  • Оборудование:Рабочая тетрадь, ноутбуки,
    индивидуальные карточки с заданиями, кроссворд,
    сигнальные круги.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Прозвенел уже звонок,
    Начинаем наш урок.

    Проверка готовности к уроку

    Сигнальные круги (напомнить значение цвета)

    • жёлтый – справились с заданием легко и быстро,
    • зелёный – немного затруднялись, но выполнили
      задание правильно,
    • красный – с заданием не справились, нужна
      помощь

    2. Минутка чистописания

      Петля вверх, петля вниз, три е

    3. Актуализация знаний.

    — Вспомните части речи и заполните таблицу.

    Карточки со словами у команд:

    1. побежал дорожка весенняя онпод и
    2. прилетели солнце синяя тыза а
    3. запели лес снежная она отесли
    4. зашумели подружка нежная мы надили
    5. проскакал птицы главная яперед да

    Части речи

    Самостоятельные

    Служебные
    имя существительное имя прилагательное глагол местоимение предлоги
            союзы
            ?

    — Расставьте части речи по своим местам
    (работают в группах, выбирают названную часть
    речи и закрепляют карточку на доску)

    — Служебные части речи “обслуживают”
    самостоятельные части речи.

    — Служебные части речи не называют ни предметов,
    ни действий, ни признаков.

    Проверка с помощью сигнальных кругов

    4. Словарная работа

    — Разгадайте кроссворд и узнаете название ещё
    одной служебной части речи, о которой мы будем
    сегодня говорить.

    Кроссворд “Про школу”

    Приложение 1.

    1) Учащийся в школе. (Ученик)

    2) Продолговатый деревянный ящичек для хранения
    карандашей, ручек, перьев. (Пенал)

    3) Коллективная поездка в театр, в музей, на
    выставку. (Экскурсия)

    4) Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или
    переплете, для записывания чего-нибудь. (Тетрадь)

    5) Человек, занимающийся обучением детей в
    школе. (Учитель.)

    6) Сумка у школьников для ношения книг и учебных
    принадлежностей, надеваемая на спину. (Ранец)

    7) Тонкая палочка графита, сухой краски и т. п.,
    обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и
    рисования. (Карандаш)

    img1

    — Какое слово получилось по вертикали? (частица)

    5. Постановка учебной задачи.

    — Сегодня на уроке мы познакомимся с этой частью
    речи, а точнее с частицей, которая стоит рядом с
    глаголами в этих пословицах.

    — Возьмите карточки и подчеркните глаголы. (Приложение 2.)

    — Какая частица стоит перед каждым глаголом?

    — Частица НЕ.

    Вывешивается на доску тема урока: Частица НЕ с
    глаголами

    — Запишите глаголы, которые вы подчеркнули,
    вместе с частицей не.

    Детям раздаются карточки (Приложение
    3)

    — К концу урока вам нужно будет заполнить эту
    таблицу. Познакомьтесь с ней. Если можете, то уже
    сейчас отметьте то, что вам известно.

    6. Работа по теме.

    А) К какой части речи относится частица?

    — Подумайте, к какой группе частей речи отнесём
    частицу. Почему?

    В таблицу в колонку “служебные” закрепляется
    слово “частица”

    — Если нельзя к слову поставить вопрос, если это
    слово не обозначает предмет, признак, действие,
    не является членом предложения, значит это какая
    часть речи? (Служебная часть речи).

    — Правильно, это служебная часть речи — частица.

    Б) Правило написания глаголов с частицей не

    — Понаблюдайте, как частица не пишется с
    глаголами. Можете ли вы сформулировать правило?

    Дети высказывают своё мнение.

    — Послушайте стихотворение о глаголе и частице не.
    В нём спряталось правило. Кто услышит его?

    Глаголу нравится читать,
    Играть, работать и мечтать!
    Глаголу очень нравится
    Всё делать очень живо.
    Частица не – красавица,
    Но как она ленива!
    Она не ходит, не сидит,
    Не шьёт, не жнёт и не кипит,
    Книг не читает, не поёт,
    Другим работать не даёт.
    Глагол же, не любя безделья,
    С частицей пишется раздельно!
    В.Агафонов

    — Что вы узнали из стихотворения о глаголе и
    частице не?

    — Как пишется не с глаголами? (Отдельно).

    — Выпишите из этого стихотворения по 3 глагола с
    частицей не.

    В) Наблюдение за смысловым значением глаголов с
    частицей не и без нее.

    — Выясним, какой смысловой оттенок частица НЕ
    придаёт глаголам.

    — Добавьте к глаголам, которые я произнесу
    частицу не. Что у вас получится?

    • ждут – не ждут
    • машут –не машут
    • идут – не идут
    • поют – не поют
    • летят – не летят

    — Какой смысл придает глаголам частица НЕ?

    — Действительно, частица не выражает отрицание.

    — Ребята, однажды А.С.Пушкин пришел к своему
    другу – Петру Вяземскому и написал в детском
    альбоме его сына стихи. В них содержался очень
    важный совет.

    — Прочтите эти строки:

    Душа моя Павел,
    Держись моих правил:
    Люби то-то, то-то,
    Не делай того-то…
    Кажись, это ясно?
    Прощай, мой прекрасный!

    — Какое слово из данного стихотворения
    относится к теме нашего урока? (Не делай)

    — Что обозначает частица не? (запрет на
    действие
    ).

    ФИЗМИНУТКА. Артистическая мастерская

    — Сейчас я произнесу глаголы в утвердительной
    форме, а вы в отрицательной форме.

    Задание: изобразите голосом капризного
    ребенка. Как ведут себя дети, когда капризничают?

    • Буду – не буду!
    • Могу – не могу!
    • Хочу – не хочу!
    • Стану – не стану!
    • Кричу – не кричу!

    Г) Глаголы-исключения

    На доске закреплены глаголы-исключения

    — Прочтите слова. Какие слова вам знакомы? Что
    они обозначают. Соедините стрелками слово и его
    лексическое значение.

    • Недоумевать – это значит заставлять, не
      считаясь с желанием другого.
    • Негодовать – это значит сомневаться,
      удивляться.
    • Неистовствовать – это значит находиться в
      болезненном состоянии.
    • Неволить – это значит находиться в состоянии
      нездоровья.
    • Недомогать – это значит злиться, беситься.
    • Нездоровится – это значит выражать
      неудовольствие.

    — Почему эти глаголы написаны слитно с НЕ?
    (Потому что без НЕ не употребляются.)

    — В этих словах НЕ – это приставка.

    — Эти слова пишутся сне слитно.

    • ненавидеть
    • негодовать
    • неволить
    • недоумевать

    7. Закрепление изученного.

    — Прочтите предложения

    • Здоровье за деньги купишь.
    • Кашу маслом испортишь.
    • Ложь человека красит.

    — Согласны вы с этими высказываниями?

    — Что надо изменить в них, чтобы они стали
    верными? (Перед глаголами поставить частицу не).

    — Прочитайте, что получится. (Зачитывают
    пословицы).

    — Как изменился смысл глаголов с частицей не?
    (Глаголы приобрели отрицательный смысл).

    — А смысл пословиц?

    8. Развитие речи. Дополнительное задание (если
    дети в группах справляются с заданиями быстро,
    можно предложить им дополнительное задание)

    Творческая работа в группах.

    — Послушайте текст, в котором есть глаголы с
    частицей не.

    Не дразните собак,
    Не гоняйте кошек,
    Не жалейте для птиц
    Вы зерна и крошек!

    — Где уместно разместить такой текст?

    — Кто мог написать этот текст? (Наверное, так
    говорят те, кто любит природу. Это как бы
    обращение к нам, людям, чтобы мы не губили
    природу. Я бы написал этот текст на плакате.
    Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам,
    собакам, птицам. Не выбрасывали домашних
    животных на улицу).

    — А можно ли этот текст назвать призывом? (Да, это
    призыв людей, которые любят природу).

    — Предлагаю вам выполнить творческое задание.

    — Задание такое: составить небольшой
    текст-призыв, используя глаголы с частицей не.

    (группам раздать картинки)

    Тексты посвящены разным темам:

    • 1 группа будет говорить о правилах поведения в
      лесу.
    • 2 группа — о правилах поведения в столовой.
    • 3 группа — о правилах пользования книгой.
    • 4 группа – о правилах поведения на уроках
    • 5 группа – об отношении к малышам

    Проверка. По завершению работы представитель
    группы (его дети выбирают сами) читает свой
    вариант. Обращаем внимание на знаки препинания,
    написания частицы не с глаголами.

    9. Закрепление

    Самостоятельная работа с мультимедийным
    тренажёром

    (Презентация – тренажёр)

    10. Обобщение пройденного

    — Заполните таблицу (задание группе)

    Что такое не? Частица
    К какой части речи относится это слово? Служебная
    Когда оно употребляется в речи? Отрицание

    Запрет

    Как пишется не с глаголами? Раздельно
    Исключения Слитно

    • ненавидеть
    • негодовать
    • неволить
    • недоумевать

    11. Выходной контроль.

    — Закончите предложения

    • Сегодня на уроке я узнал …
    • Я научился …
    • Я понял, что …
    • Было интересно …

    Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
    Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
    (в правом нижнем углу экрана).

    Понятие суффикса

    Суффикс — часть слова, которая расположена обычно после корня. 

    У суффиксов есть две функции:

    • словообразовательная — образование новых слов;
    • формообразующая — образование новых форм одного и того же слова.

    Знать особенности глагольных суффиксов нужно, чтобы правильно писать. Обычно затруднения вызывают безударные гласные в суффиксах и перед ними. 

    Словообразовательные суффиксы глаголов

    Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-

    Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:

    • (что сделать?) осво́ить → (что делать?) осва́ивать.

    Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и», нужно запомнить правило правописания суффиксов глаголов.

    Если в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагол оканчивается на -ую/-юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени в нем пишется суффикс-ова- или -ева-.

    Если в форме 1 лица глагол заканчивается на неударяемое -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.

    Как применить это правило:

    • я распробую — распро́бовать, распро́бовал;
    • запаздываю — запа́здывать, запа́здывал.

    Глаголы с древним корнем -вед- («знать») могут сочетаться с разными суффиксами:

    • с суффиксом -ова-:
    • заведую — заведовать, заведовал;
    • проповедую — проповедовать, проповедовал.
    • с суффиксом -ыва-:
    • отведываю — отведывать, отведывал;
    • разведываю — разведывать, разведывал.

    Суффикс -ва-

    Правописание суффикса -ва- не вызывает затруднений, потому что гласная в нем находится под ударением. Проблемы обычно возникают с безударной гласной основы, которая стоит перед суффиксом:

    • разбить → разб_ва́ть;
    • созреть → созр_ва́ть.

    Перед суффиксом -ва- всегда пишется та гласная, которая слышится в корне производящего слова под ударением.

    Примеры:

    • узна́ть → узнава́ть;
    • проли́ть → пролива́ть.

    Исключения:

    • застря́ть — застрева́ть;
    • затми́ть — затмева́ть;
    • растли́ть — растлева́ть;
    • продли́ть — продлева́ть.

    Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов

    В суффиксах глаголов после шипящих пишутся буквы «е», «ё»:

    • затушева́ть → затушёвывать;
    • ночь → ночева́ть;
    • межа → межева́ть → размежева́ть → размежёвывать.

    В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Переходные глаголы; пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-. Вот так:

    • Наша земля совсем обесплодела.
    • Кто обесплодил (что?) землю?

    Формообразующие суффиксы глаголов

    Суффикс -л-

    Глаголы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения имеют суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:

    • узнать — узнал новость; узнал бы поточнее.

    Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что стоит перед -ть в неопределенной форме глагола.

    Примеры:

    • вы́смотреть — высмотрел;
    • та́ять — та́яла.

    Чтобы правильно написать безударный суффикс -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:

    • веять, реять, каяться, маяться, сеять, таять (т. е. исчезать), лаять;
    • видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть; 
    • клеить, строить, мучить, таить (т. е. прятать).

    Подготовка к ОГЭ по русскому онлайн — отличный способ разобрать реальные экзаменационные задания в комфортной обстановке с внимательным преподавателем.

    Нулевой суффикс

    Формообразующий нулевой суффикс можно встретить в нескольких глагольных формах:

    • повелительном наклонении — читай, пой, сядь;
    • условном наклонении (мужской род, единственное число) — вез бы, высох бы;
    • изъявительном наклонении (прошедшее время, мужской род, единственное число) — унес, сох.

    Постфикс -ся (-сь)

    С помощью постфикса -ся (-сь) образуются возвратные глаголы:

    • купать — купаться;
    • нести — нестись.

    Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.

    Таблица с суффиксами глаголов

    Словообразующие суффиксы глаголов — разнообразная группа, каждый из них используется в своем случае. Разобраться в правописании суффиксов глаголов поможет таблица.

    Суффикс

    Правила написания суффикса

    -ова-

    -ева-

    Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ую (-юю):

    • балую — баловать, беседую — беседовать.

    -ыва-

    -ива-

    Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -иваю или -ываю:

    • заделываю — заделывать.

    -ва-

    Этот суффикс всегда под ударением. Чтобы понять, что перед нами именно суффикс -ва-, нужно выделить корень слова: если е, о, ы или и в нем не сохраняются, нужно действовать по правилам выше. Если сохраняются, то это как раз суффикс -ва-:

    • обвеять – обвевать.

    -ев-

    -ёв-

    В глаголах после шипящих под ударением всегда пишется ё, без ударения — е:

    • корчевать — выкорчёвывать.

    -ен (еть)

    -ен (ить)

    Используются в тех глаголах, которые образованы от существительных:

    • лед — леденеть (стать как лед самому), леденить (покрывать льдом кого-то или что-то).

    -и-, -е-

    Эти суффиксы зависят от переходности или непереходности глагола. Если он переходный, то пишется суффикс и (обескровить), а если непереходный — то е (обескроветь).

    Вот алгоритм, по которому можно проверить написание безударных гласных в суффиксах глаголов и перед ними.

    Правописание глагольных суффиксов

    Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
    Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

    Что такое глагол

    Глагол — это такая часть речи русского языка, которая описывает действие.

    Инфинитив — это начальная или неопределенная форма глагола. Образуется посредством суффиксов -ть, -ти, -чь.

    Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:

    • Что делать?

    • Что сделать?

    У глагола в начальной форме невозможно определить ни один признак, кроме вида и спряжения. Инфинитив в предложении может быть сказуемым, подлежащим или второстепенным членом.

    Признаки глагола:

    • лицо;

    • число;

    • время;

    • наклонение;

    • вид;

    • род;

    • залог;

    • спряжение;

    • возвратность.

    Теперь перейдем к главному вопросу: как определить спряжение глагола в русском языке.

    Что такое спряжение глагола

    Спряжение глаголов в русском языке — это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, а в редких случаях еще по временам и родам.

    В русском языке есть два типа спряжения: первое и второе. Знание спряжения нужно для того, чтобы правильно определять буквы Е или И в безударных окончаниях.

    Основное отличие первого и второго спряжения — в окончаниях и суффиксах.

    Как определить первое спряжение

    Первое спряжение — это все слова, которые не относятся ко второму типу спряжения.

    К глаголам первого спряжения относят:

    • Слова, у которых в инфинитиве есть суффикс «еть».

      Кроме: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, терпеть.

    • Слова с суффиксом «ать».

      Кроме: гнать, дышать, держать, слышать.

    • Слова, у которых есть суффикс -оть», «уть», «ть».

    • Глаголы-исключения с суффиксом «ить»: стелить, брить и зиждиться.

    Чтобы было проще, можно запомнить и искать буквы Е, У, Ю в окончаниях.

    К первому спряжению относятся глаголы с окончаниями:

    • -у (-ю),

    • -ешь (-ёшь),

    • -ет (-ёт),

    • -ем (-ём),

    • -ете (-ёте),

    • -ут (-ют).

    Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

    Как определить второе спряжение

    Ко второму спряжению относятся все глаголы, которые оканчиваются на «-ить», кроме: брить, зиждиться, носить, стелить, хвалить. Последние относятся к первому типу спряжения.

    Также ко второму спряжению относятся семь глаголов с окончанием на «-еть»: смотреть, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть. Другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.

    Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола с окончанием на «-ать»: гнать, дышать, держать, слышать. Все другие слова с окончанием на «ать» относятся к первому спряжению.

    Ко второму спряжению относятся глаголы с окончаниями:

    • -у (-ю),

    • -ишь,

    • -ит,

    • -им,

    • -ите,

    • -ат (-ят).

    Чтобы запомнить глаголы-исключения можно выучить стишок:

    Как определить спряжение глагола по личному окончанию

    Чтобы определить спряжение глагола с ударным личным окончанием, нужно поставить его в форму третьего лица множественного числа. Затем:

    • если слышим -ут (-ют) — это первое спряжение;

    • если слышим -ат (-ят) — это второе спряжение.

    И в соответствии с типом спряжения следует писать окончания.

    В таблице далее представлены варианты личных окончаний глаголов первого и второго спряжения с примерами.

    Как определить спряжение глагола с безударным окончанием

    Ученикам шестого класса особенно важно запомнить: чтобы узнать спряжение глагола с безударными личными окончаниями, нужно поставить его в форму инфинитива и по его суффиксу определить спряжение.

    Как определить глаголы первого спряжения:

    • в неопределенной форме глаголы оканчиваются на -еть (кроме семи исключений второго спряжения);

    • глаголы оканчиваются на -ать (кроме четырех исключений, которые относятся ко второму спряжению);

    • три глагола исключения с окончанием на -ить: зиждиться, стелить, брить;

    • глаголы с окончаниями на -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть.

    Как определить глаголы второго спряжения:

    • в неопределенной форме глаголы оканчиваются на -ить (кроме трех исключений первого спряжения);

    • семь глаголов исключений с окончанием на -еть: видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть;

    • четыре глагола исключения с окончанием на -ать: дышать, слышать, гнать, держать.

    Рассмотрим несколько примеров:

    1. Глагол: рисует.

      Начальная форма: рисовать.

      Окончание на «ать», потому это первое спряжение.

    2. Глагол: «пилит».

      Начальная форма: пилить.

      Заканчивается на «ить», значит это второе спряжение.

    Выполним спряжение глаголов, то есть изменим их по лицам и числам. Для определения лица глаголов поставим перед ними личное местоимение.

    1. Глагол: рисует.

      Я рисую. Мы рисуем.

      Ты рисуешь. Вы рисуете.

      Он рисует. Они рисуют.

    2. Глагол: «пилит».

      Я пилю. Мы пилим.

      Ты пилишь. Вы пилите.

      Он пилит. Они пилят.

    Что такое разноспрягаемый глагол

    В русском языке еще есть такой вид, как разноспрягаемые глаголы.

    Разноспрягаемые глаголы могут спрягаться как по первому, так и по второму типу спряжения. К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе третьего лица относят к первому типу спряжения («хочет»), а во множественном числе третьего лица — ко второму типу (они хотят).

    Такие глаголы называют исключениями из правил — их просто нужно запомнить:

    • хотеть, чтить, бежать, брезжить.

    Еще в русском языке есть категория глаголов, у которых особая система формирования окончания. Например:

    • есть,

    • дать

    • и их производные формы.

    Их тоже следует запомнить,чтобы не ошибаться.

    Казалось бы, только недавно писал тут о скандале, который
    разыгрался в Украине после эпизода сериала «Эмили в Париже», как уже
    у нас в Израиле начался подобный скандал, тоже связанный с
    «русскоязычной» общиной.

    Известный в неузких израильских кругах и в тех же кругах
    популярный, средиземноморский певец, Омер Адам, вышел в свет с новой песней-пародией
    с претензией на хит, «Какдила» (израильтяне «какдила» и
    «кибенимат» пишут слитно) о доступных девушках с русским акцентом.

    И разделился мир и не станет он больше прежним, как
    минимум, в ближайшие пару дней.

    С одной стороны, возбудились – возмутились феминистки,
    вроде министра Транспортного цеха, лидера рабочей партии Мирав Михаэли, которая
    кроме леволиберальных социалистических взглядов, известна в Израиле чрезмерной
    любовью употреблять глагол мужского рода сразу же после синонимного женского (на
    русском так не получится, но израильтяне поймут) и русскоязычный, не готовый
    принимать оскорбления по поводу своего происхождения, бомонд.

    К превеликому облегчению феминисток и, вкупе с ними, предпочитающих
    средиземноморскому всему рок, некоторые радиостанции объявили, что не
    станут озвучивать песню Адама.

    Возбудился русскоязычный Фейсбук и о песне Адама в
    Израиле уже высказались все и вся. Лидеры мнений громко осудили. Адвокаты
    прокомментировали на русскоязычном канале телевидения и по радио. Психологи
    проанализировали несомненное оскорбление всем русскоязычным, годами страждущим
    от пренебрежения израильтян. Фразу «совсем не уверена» нашли созвучной
    «не девственница» (на иврите надо поменять букву в слове
    «бетуха» на «бетула»).

    С другой стороны, на стороне Адама выступили поклонники
    средиземноморского жанра и сатиры, а сам певец не только не извинился, но и
    напомнил всем, доселе об этом не знавшим, о собственных кавказских корнях,
    отдельно дающих ему право на сатиру о своих.

    Корни Адама может и кавказские, но они так глубоко
    захоронились под землей, что их уже и не заметишь, а рожденный в Северной
    Каролине Адам вряд ли знает, где тот Кавказ находится (к слову, Адам происходит
    из очень уважаемой семьи, которая действительно много сделала для страны и вряд
    ли причастна к творческому выбору их потомка). 

    О песне в стиле «не слышали бы мои уши» в
    Израиле написали уже так много, что решил свое мнение не присовокуплять, но вы
    – обещаю – прочитаете его между строк.

    К слову, читая пламенные посты пострадавших русскоязычных
    френдесс в Фейсбуке, вспомнил молодежную тусовку в собственные репатриантские
    годы (1990 год). Мне было под семнадцать. Девушки – репатриантки из нашей
    компании даже не смотрели в сторону сверстников репатриантов, и я часто
    наблюдал картину, когда девушка из так называемых «наших»,
    действительно не знающая на иврите почти ничего, кроме «нет» и
    «да», гуляет со старожилами (которые казались мне ужасными), со всеми
    из этого вытекающими последствиями (в то время как я оставался девственником).

    Из более поздних времен, вспомнил «русские»
    дискотеки и приходивших туда израильтян-старожилов, конкретно типажа Адама и
    других выходцев с Кавказа, марокканцев, тунисцев и арабов. Что им было на этих русскоязычных
    дискотеках искать? Зачем они приходили в места развлечения интеллигентной
    русскоязычной публики? Сами ответите или подсказать? Приходили они на дискотеки
    потому, что у них был неплохой шанс уйти оттуда с подвыпившей русскоязычной
    девушкой. Если она не была «готова», нужно было ей заказать коктейль
    или два. Впрочем, я был на дискотеках в Москве и в Киеве тоже – туда, в поисках
    доступного секса, приходят очень похожие на наших кавказцы и арабы.

    Короче, даже если не писать про феномен западающих на
    восточных парней русскоязычных девушках – кто-нибудь подскажет почему в нищем
    секторе Газа так много русскоязычных женщин? – о каких девушек может петь
    средиземноморский певец Омер Адам, если он других девушек не знает? Вряд ли
    Адам – посочувствуйте ему скорее! – будет петь о преподавательнице в
    университете или увековечит в песне-лидере хитпарада программистку из Интела.

    Популярный в конкретных, хоть далеко и не таких узких, как
    хотелось бы некоторым, кругах певец, привыкший вокруг себя к восторженному тру-ла-ла
    да ла-ла-ла, знает только девушек определенного поведения, до падения в обморок
    фанатеющих от его сомнительного творчества. Другие девушки – да, те, которые
    его критикуют – с ним просто общаться не станут. Так что нечего от Адама другие
    песни ждать. Не Хулио Иглессиас, имхо. Но инфоповод, жеж.

    Как-то так. А песню я для вас кое-как перевел, но не
    судите строго.

    С добрым утром тетя дядя

    Реальность тут у нас другая

    Люди все текут на море

    Между небом и водой

    Жарко мне жарко мне, я весь вода и что сейчас

    Что же будет ты откуда

    Говорит иврит язык тяжелый

    Целый день лишь нет и да

    И говорит какдила ла ла

    Что случилось ла ла

    И пьет ла ла

    И сегодня она совсем не уверена ха ха ха

    Что мое, а что её

    Сколько мне сколько мне и сколько ей

    Ну давай купи клубнику

    Слово Путину о тебе замолвлю

    Он уж сделает из тебя звезду

    И ты будешь меня благодарить

    Что благодарить нет не благодари меня

    Это не случилось с Нили

    И не с её сестрой Сиван

    Что же будет ты откуда

    Говорит иврит язык тяжелый

    Целый день лишь нет и да

    И говорит какдила ла ла

    Что случилось ла ла

    И пьет ла ла

    И сегодня она совсем не уверена ха ха ха

    Что мое, а что её

    Свадьба хорошо меня не дергай

    Миконос или Салоники

    Раз ты мечтаешь так Греция

    (На здоровье)

    Ясу узо на руках

    Все здесь на ногах

    В честь тебя здесь балаган

    И говорит какдила ла ла

    Что случилось ла ла

    И пьет ла ла

    И сегодня она совсем не уверена ха ха ха

    Что мое, а что её

    Сколько мне сколько мне сколько ей

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Adblock
    detector