Меню

Как понять высказывание сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок

  • Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера; это и уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости.
    А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Сказки рассказывались чаще всего для детей. Взрослые тоже с удовольствием слушали сказителей. Но именно дети впитывали в себя те уроки, которые заложены народом в сказки. Ведь в них добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.
    Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло? Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных. Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие – всегда наделены прежде всего внешней красотой, которая порой скрыта в начале сказки. Таков Иванушка-дурачок. Все смеются над этим героем, старшие братья открыто издеваются. Но Иванушка-дурачок лучше братьев справляется с поручением отца, потому что у него есть ответственность за порученное дело. Он наблюдателен, наделен смекалкой и храбростью. И поэтому в награду получает прекрасную царевну и полцарства в придачу.
    Иван-царевич также изображался народом умным и смелым, добрым и отзывчивым. Потому и приходят к нему на помощь силы природы, позволяя справиться с трудными задачами, возникшими на его пути. Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.
    А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла. Хотя иногда Баба Яга оказывается помощницей главного героя.
    Слушая сказки, ребенок сразу же решал для себя, на какого героя он будет похож, стремился подражать добрым героям. Так народ с детства вкладывал в ребенка понятия добра и зла, что хорошо, а что плохо.

  • Сочинение «Добро и зло в русских народных сказках»
    Я люблю читать народные сказки о чудесах. Больше всего мне в них нравится то, что добро там всегда побеждает зло.
    Героями со стороны добра в русских сказках обычно являются храбрые воины Иван-царевич, Андрей-стрелок, Иван-крестьянский сын и другие. Еще добро представляют добрые Аленушка, Василиса Прекрасная, Марья-кудесница.
    Но у зла тоже большое войско. Это зубастая Баба-Яга в ступе, ее подруги — злые ведьмы, которые едят маленьких детей. А еще Кощей Бессмертный, Змей Горыныч с тремя головами, его мать Змеиха и другие.
    Зло кажется непобедимым, потому что злые герои сказок очень сильны, хитры и владеют колдовством. Но добро все равно одолеет его!
    Я заметил, что добрые герои в русских сказках побеждают не только благодаря своей силе и храбрости. Ведь любая сила, например, бесполезна против Кощея Бессмертного: его просто так не убьешь. Положительные герои используют в борьбе против зла еще и ум, изобретательность, ловкость.
    А еще у них по-настоящему доброе сердце, они жалеют других, и помогают им. Поэтому даже звери и птицы станут на сторону добрых героев. Например, как Серый волк служил Ивану-царевичу. Или как утка, заяц и рак помогли отыскать ему Кощееву смерть в иголке и спасти Василису.
    Сочинение на тему | Октябрь 2015 источник

  • Итак «добро и зло» – является главным моральным понятием в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.
    Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.
    В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.
    Вот почему каждая русская сказка наводит пример противостояния добра и зла. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные, смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи. Все это благодаря их нему доброму сердцу, жалости к другим беззащитным персонажам, которым необходима помощь. Добрым героям помогают все, даже птицы и звери. Вот яркие примеры: Ивану царевичу помогал Серый волк, а заяц, рак и утка оказали помощь в поисках иголки, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.
    На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость, свое стремление и надежду. Русская народная сказка – это не только развлечение, скрашивающее долгий вечер, а еще и урок как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Книга с Русскими народными сказками является самой любимой, как для детей, так и для взрослых. Она – проста, добра и светла. В ней исключено место для предательства, фальши и лжи. Каждый злой поступок получает заслуженное наказание.
    Вспомним слова, написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы подрастающее поколение впитывало в себя важные моменты и уроки, которые скрыты в сказочных героях и их забавных приключениях. Но и многим взрослым они тоже приходятся по душе. В сказках всегда добро побеждает зло. За добрые поступки каждый будет награжден. Наверное, немного найдется людей, которые скажут, что не помнят ни одного сказочного персонажа. Это из-за того, что фольклор пропитан душой всего русского народа.
    Рассмотрим зло в народных сказках, которое всегда изображалось безобразным и страшным.
    Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх и подавляемость. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою.
    Русский народ достаточно интересно изображал понятия «добро и зло». Есть два типа сказочных героев – отрицательные и положительные. Положительными героями являются: Иван царевич, Андрей стрелок, Иванушка дурачок, Марья кудесница, Елена прекрасная, Василиса премудрая, Иван крестьянский сын, Аленушка и многие другие. Все эти сказочные персонажи обладают скрытой внешней красотой. Например: Иванушка дурачок – это объект для насмешек и издевательств. Все, даже братья, смеются над ним и без жалости издеваются. Но не смотря на эту ситуацию герой лучше всех справляется с отцовскими поручениями, потому, что он более ответственный за свои дела и поступки, более наблюдательный, наделенный храбростью и смекалкой. За свои благие и правильные поступки Иванушка дурачок получил полцарства и красавицу царевну.
    В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.
    Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.
    Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.

  • Всем с детства родители читают сказки. Так принято у всех народов мира – формировать у детей отношение к добру и злу в ненавязчивой игровой форме. Сказки учат детей отличать добро от зла и делать выводы о том, что хорошо, а что плохо. Главный герой каждой сказки, по обыкновению, положительный персонаж, который сталкивается со злом, но расстраивается или горюет совсем недолго и ищет выгодный для себя выход из сложившейся ситуации.
    Но есть и исключения в сказках, где главный герой – вовсе не положительный персонаж, а наоборот, отрицательный. В сказке тогда описывается, в какие неприятные ситуации этот персонаж может попасть из-за своих негативных качеств и есть описание, как он потом избавляется от них. Для детей подобные сказки являются очень поучительными и помогают избежать ошибок во взрослой жизни, ведь недаром многие русские народные сказки заканчиваются фразой “сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”.
    Такие сказки побуждают детей делать выводы о том, какие черты и качества характера в будущем могут сослужить им дурную службу и ребенок будет стараться избавляться от них, быть честным, добрым, отзывчивым и справедливым. И неважно, какой народ является автором сказки – немецкий, русский, украинский и т. д. Смысл всех сказок один – зло должно быть наказано, а справедливость обязательно восторжествует.
    Главный герой сказки не всегда справляется с проблемами в одиночку. Часто ему в этом помогает второстепенный персонаж, это может быть добрая фея, гном, птица, животное, добрый и мудрый человек и пр. Тогда сказка несет следующий смысл ребенку – нужно людям, попавшим в сложные ситуации помогать, а если сам попал в опасную ситуацию, то не нужно стесняться просить о помощи и принимать помощь от других. Так ребенок учиться быть отзывчивым и доверять людям, которые хотят ему в чем-то помочь.
    Не нужно умалять и развлекательный момент в народных сказках. Детям очень интересно слушать и читать сказки, сопереживать сказочным героям и, затаив дыхание, переживать их приключения. Дети очень любят сказки, независимо от расы, цвета кожи и вероисповедания. Благодаря сказкам они получают свои первые жизненные уроки, учатся высказывать свое мнение, развивают память и мышление, делают выводы. Пересказывать сказки для детей – увлекательное и полезное занятие. А самое основное – детей возмущает несправедливость и радует то, что сказочный злодей в итоге всегда будет наказан, потому что сказок с плохим концом не бывает, ведь народные сказки должны нести только добро.

  • Народная мудрость всегда была направлена на улучшение поведения подрастающего поколения. Она собирается веками и преобразовывается в разные пословицы, поговорки, сказания, легенды и сказки. До сегодняшнего дня мы имеем возможность прикоснуться к вековой мудрости, избежать ошибок в своей жизни, послушав советы.
    Для маленьких детей была выдумана особая форма повествования – сказка. Для них – это чарующий мир необычного и сверхъестественного. События, которые разворачиваются в сказках, показывают малышам лучшие примеры поведения через понятные им образы. Именно такая форма мысли способна достучаться к детскому разуму и добиться наибольшего понимания. Сказки помогают взрослым заговорить на языке детей, чем стимулируют мышления маленького человечка.
    Русские народные сказки очень близки по пониманию и осознанию для нашего народа, ведь они учитывают все особенности менталитета. Родное слово способно проникнуть глубже и быстрее в сознание. Они насыщенны яркими метафорами и сравнениями. События, которым дается ход в сказке, приближены к реальной жизни, чем создают ощущение реальности. Дети проникаются судьбами героев, воображают себя на их месте и помогают мысленно в решении сложившихся проблем.
    Как правило, в сказке есть сюжетная линия событий, в которых участвуют две силы, противостоящие друг другу – добро и зло. Именно такое противопоставление помогает детям сравнить поступки и решить такую для них сложную задачу: кто же прав, а кто виноват? Ребенок может поставить себя на место обеих сил и прочувствовать какая из них для него более приемлема и приятна, к какой он может себя отнести и где необходимо исправлять свои поступки. Эти начальные умения анализировать сложившуюся ситуацию очень пригодятся подрастающему поколению, ведь в жизни будет много различных ситуаций, в которых необходимо выбирать на чьей ты стороне.
    Я с детства обожаю сказки. Они используют такой понятный язык, чтобы донести нужную информацию, что всегда было очень легко определиться на чью сторону мне охота перейти. Как правило, я всегда принимаю сторону добра, ведь именно на нем и держится вся наша земля. Иногда случается исполнять и роль негативного героя, но это не вызывает у меня приятных ощущений и оставляет отвратительную горечь. С самого маленького я стремлюсь быть добрым героем и сказки мне в том – огромная подсказка. По этому я считаю русские народные сказки – основой воспитания нашего народа.

  • Я люблю читать народные сказки о чудесах. Больше всего мне в них нравится то, что добро там всегда побеждает зло.
    Героями со стороны добра в русских сказках обычно являются храбрые воины Иван-царевич, Андрей-стрелок, Иван-крестьянский сын и другие. Еще добро представляют добрые Аленушка, Василиса Прекрасная, Марья-кудесница.
    Но у зла тоже большое войско. Это зубастая Баба-Яга в ступе, ее подруги – злые ведьмы, которые едят маленьких детей. А еще Кощей Бессмертный, Змей Горыныч с тремя головами, его мать Змеиха и другие.
    Зло кажется непобедимым, потому что злые герои сказок очень сильны, хитры и владеют колдовством. Но добро все равно одолеет его!
    Я заметил, что добрые герои в русских сказках побеждают не только благодаря своей силе и храбрости. Ведь любая сила, например, бесполезна против Кощея Бессмертного: его просто так не убьешь. Положительные герои используют в борьбе против зла еще и ум, изобретательность, ловкость.
    А еще у них по-настоящему доброе сердце, они жалеют других, и помогают им. Поэтому даже звери и птицы станут на сторону добрых героев. Например, как Серый волк служил Ивану-царевичу. Или как утка, заяц и рак помогли отыскать ему Кощееву смерть в иголке и спасти Василису.

  • Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера; это и уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости.
    А. С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! » Сказки рассказывались чаще всего для детей. Взрослые тоже с удовольствием слушали сказителей. Но именно дети впитывали в себя те уроки, которые заложены народом в сказки. Ведь в них добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.
    Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло? Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных. Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие – всегда наделены прежде всего внешней красотой, которая порой скрыта в начале сказки. Таков Иванушка-дурачок. Все смеются над этим героем, старшие братья открыто издеваются. Но Иванушка-дурачок лучше братьев справляется с поручением отца, потому что у него есть ответственность за порученное дело. Он наблюдателен, наделен смекалкой и храбростью. И поэтому в награду получает прекрасную царевну и полцарства в придачу.
    Иван-царевич также изображался народом умным и смелым, добрым и отзывчивым. Потому и приходят к нему на помощь силы природы, позволяя справиться с трудными задачами, возникшими на его пути. Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, что «ни в сказке сказать, ни пером описать» . Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.
    А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла. Хотя иногда Баба Яга оказывается помощницей главного героя.
    Слушая сказки, ребенок сразу же решал для себя, на какого героя он будет похож, стремился подражать добрым героям. Так народ с детства вкладывал в ребенка понятия добра и зла, что хорошо, а что плохо.

  • Сказка о золотом петушке

    Автор: Пушкин А.С.
    Негде, в тридевятом царстве,
    В тридесятом государстве,
    Жил-был славный царь Дадон.
    С молоду был грозен он
    И соседям то и дело
    Наносил обиды смело;
    Но под старость захотел
    Отдохнуть от ратных дел
    И покой себе устроить.
    Тут соседи беспокоить
    Стали старого царя,
    Страшный вред ему творя.
    Чтоб концы своих владений
    Охранять от нападений,
    Должен был он содержать
    Многочисленную рать.
    Воеводы не дремали,
    Но никак не успевали:
    Ждут, бывало, с юга, глядь, —
    Ан с востока лезет рать.
    Справят здесь, — лихие гости
    Идут от моря. Со злости
    Инда плакал царь Дадон,
    Инда забывал и сон.
    Что и жизнь в такой тревоге!
    Вот он с просьбой о помоге
    Обратился к мудрецу,
    Звездочету и скопцу.
    Шлет за ним гонца с поклоном.
    Вот мудрец перед Дадоном
    Стал и вынул из мешка
    Золотого петушка.
    «Посади ты эту птицу, —
    Молвил он царю, — на спицу;
    Петушок мой золотой
    Будет верный сторож твой:
    Коль кругом все будет мирно,
    Так сидеть он будет смирно;
    Но лишь чуть со стороны
    Ожидать тебе войны,
    Иль набега силы бранной,
    Иль другой беды незваной,
    Вмиг тогда мой петушок
    Приподымет гребешок,
    Закричит и встрепенется
    И в то место обернется».
    Царь скопца благодарит,
    Горы золота сулит.
    «За такое одолженье, —
    Говорит он в восхищенье, —
    Волю первую твою
    Я исполню, как мою».
    Петушок с высокой спицы
    Стал стеречь его границы.
    Чуть опасность где видна,
    Верный сторож как со сна
    Шевельнется, встрепенется,
    К той сторонке обернется
    И кричит: «Кири-ку-ку.
    Царствуй, лежа на боку!»
    И соседи присмирели,
    Воевать уже не смели:
    Таковой им царь Дадон
    Дал отпор со всех сторон!
    Год, другой проходит мирно;
    Петушок сидит все смирно.
    Вот однажды царь Дадон
    Страшным шумом пробужден:
    «Царь ты наш! отец народа! —
    Возглашает воевода, —
    Государь! проснись! беда!»
    — Что такое, господа? —
    Говорит Дадон, зевая: —
    А?.. Кто там?.. беда какая? —
    Воевода говорит:
    «Петушок опять кричит;
    Страх и шум во всей столице».
    Царь к окошку, — ан на спице,
    Видит, бьется петушок,
    Обратившись на восток.
    Медлить нечего: «Скорее!
    Люди, на конь! Эй, живее!»
    Царь к востоку войско шлет,
    Старший сын его ведет.
    Петушок угомонился,
    Шум утих, и царь забылся.
    Вот проходит восемь дней,
    А от войска нет вестей;
    Было ль, не было ль сраженья, —
    Нет Дадону донесенья.
    Петушок кричит опять.
    Кличет царь другую рать;
    Сына он теперь меньшого
    Шлет на выручку большого;
    Петушок опять утих.
    Снова вести нет от них!
    Снова восемь дней проходят;
    Люди в страхе дни проводят;
    Петушок кричит опять,
    Царь скликает третью рать
    И ведет ее к востоку, —
    Сам не зная, быть ли проку.
    Войска идут день и ночь;
    Им становится невмочь.
    Ни побоища, ни стана,
    Ни надгробного кургана
    Не встречает царь Дадон.
    «Что за чудо?» — мыслит он.
    Вот осьмой уж день проходит,
    Войско в горы царь приводит
    И промеж высоких гор
    Видит шелковый шатер.
    Все в безмолвии чудесном
    Вкруг шатра; в ущелье тесном
    Рать побитая лежит.
    Царь Дадон к шатру спешит…
    Что за страшная картина!
    Перед ним его два сына
    Без шеломов и без лат
    Оба мертвые лежат,
    Меч вонзивши друг во друга.
    Бродят кони их средь луга,
    По притоптанной траве,
    По кровавой мураве…
    Царь завыл: «Ох дети, дети!
    Горе мне! попались в сети
    Оба наши сокола!
    Горе! смерть моя пришла».
    Все завыли за Дадоном,
    Застонала тяжким стоном
    Глубь долин, и сердце гор
    Потряслося. Вдруг шатер
    Распахнулся… и девица,
    Шамаханская царица,
    Вся сияя как заря,
    Тихо встретила царя.
    Как пред солнцем птица ночи,
    Царь умолк, ей глядя в очи,
    И забыл он перед ней
    Смерть обоих сыновей.
    И она перед Дадоном
    Улыбнулась — и с поклоном
    Его за руку взяла
    И в шатер свой увела.
    Там за стол его сажала,
    Всяким яством угощала;
    Уложила отдыхать
    На парчовую кровать.
    И потом, неделю ровно,
    Покорясь ей безусловно,
    Околдован, восхищен,
    Пировал у ней Дадон
    Наконец и в путь обратный
    Со своею силой ратной
    И с девицей молодой
    Царь отправился домой.
    Перед ним молва бежала,
    Быль и небыль разглашала.
    Под столицей, близ ворот,
    С шумом встретил их народ, —
    Все бегут за колесницей,
    За Дадоном и царицей;
    Всех приветствует Дадон…
    Вдруг в толпе увидел он,
    В сарачинской шапке белой,
    Весь как лебедь поседелый,
    Старый друг его, скопец.
    «А, здорово, мой отец, —
    Молвил царь ему, — что скажешь?
    Подь поближе! Что прикажешь?»
    — Царь! — ответствует мудрец, —
    Разочтемся наконец.
    Помнишь? за мою услугу
    Обещался мне, как другу,
    Волю первую мою
    Ты исполнить, как свою.
    Подари ж ты мне девицу,
    Шамаханскую царицу. —
    Крайне царь был изумлен.
    «Что ты? — старцу молвил он, —
    Или бес в тебя ввернулся,
    Или ты с ума рехнулся?
    Что ты в голову забрал?
    Я, конечно, обещал,
    Но всему же есть граница.
    И зачем тебе девица?
    Полно, знаешь ли кто я?
    Попроси ты от меня
    Хоть казну, хоть чин боярской,
    Хоть коня с конюшни царской,
    Хоть пол-царства моего».
    — Не хочу я ничего!
    Подари ты мне девицу,
    Шамаханскую царицу, —
    Говорит мудрец в ответ.
    Плюнул царь: «Так лих же: нет!
    Ничего ты не получишь.
    Сам себя ты, грешник, мучишь;
    Убирайся, цел пока;
    Оттащите старика!»
    Старичок хотел заспорить,
    Но с иным накладно вздорить;
    Царь хватил его жезлом
    По лбу; тот упал ничком,
    Да и дух вон. — Вся столица
    Содрогнулась, а девица —
    Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
    Не боится, знать, греха.
    Царь, хоть был встревожен сильно,
    Усмехнулся ей умильно.
    Вот — въезжает в город он…
    Вдруг раздался легкой звон,
    И в глазах у всей столицы
    Петушок спорхнул со спицы,
    К колеснице полетел
    И царю на темя сел,
    Встрепенулся, клюнул в темя
    И взвился… и в то же время
    С колесницы пал Дадон —
    Охнул раз, — и умер он.
    А царица вдруг пропала,
    Будто вовсе не бывало.
    Сказка ложь, да в ней намек!
    Добрым молодцам урок.

    Добро и зло всегда ходят рядом. Иначе просто будет нарушено равновесие. Представьте, что вы живёте только в мире добра? Можно амёбой просто стать. А если только в мире зла? Это вообще будет неимоверность. В жизни люди стараются всё плохое быстрей забыть, а оставляют только память о хорошем. Вот и получается, что добро побеждает зло. Если кто в жизни видит только зло в основном. Дружеский совет. Повнимательней будьте. Пересмотрите своё отношение. Каждый живёт так, как хочет и к чему стремится. Добро и зло всегда относительны друг к другу 50% на 50%.
    Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера; это и уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости.
    А. С. Пушкин писал: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! ” Сказки рассказывались чаще всего для детей. Взрослые тоже с удовольствием слушали сказителей. Но именно дети впитывали в себя те уроки, которые заложены народом в сказки. Ведь в них добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.
    Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло? Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных. Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие – всегда наделены прежде всего внешней красотой, которая порой скрыта в начале сказки. Таков Иванушка-дурачок. Все смеются над этим героем, старшие братья открыто издеваются. Но Иванушка-дурачок лучше братьев справляется с поручением отца, потому что у него есть ответственность за порученное дело. Он наблюдателен, наделен смекалкой и храбростью. И поэтому в награду получает прекрасную царевну и полцарства в придачу.
    Иван-царевич также изображался народом умным и смелым, добрым и отзывчивым. Потому и приходят к нему на помощь силы природы, позволяя справиться с трудными задачами, возникшими на его пути. Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, что “ни в сказке сказать, ни пером описать”. Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.
    А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла. Хотя иногда Баба Яга оказывается помощницей главного героя.
    Слушая сказки, ребенок сразу же решал для себя, на какого героя он будет похож, стремился подражать добрым героям. Так народ с детства вкладывал в ребенка понятия добра и зла, что хорошо, а что плохо. Cписывай без ошибок

    Итак «добро и зло» – является главным моральным понятием в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.
    Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.
    В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.
    Вот почему каждая русская сказка наводит пример противостояния добра и зла. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные, смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи. Все это благодаря их нему доброму сердцу, жалости к другим беззащитным персонажам, которым необходима помощь. Добрым героям помогают все, даже птицы и звери. Вот яркие примеры: Ивану царевичу помогал Серый волк, а заяц, рак и утка оказали помощь в поисках иголки, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.
    На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость, свое стремление и надежду. Русская народная сказка – это не только развлечение, скрашивающее долгий вечер, а еще и урок как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Книга с Русскими народными сказками является самой любимой, как для детей, так и для взрослых. Она – проста, добра и светла. В ней исключено место для предательства, фальши и лжи. Каждый злой поступок получает заслуженное наказание.
    Вспомним слова, написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы подрастающее поколение впитывало в себя важные моменты и уроки, которые скрыты в сказочных героях и их забавных приключениях. Но и многим взрослым они тоже приходятся по душе. В сказках всегда добро побеждает зло. За добрые поступки каждый будет награжден. Наверное, немного найдется людей, которые скажут, что не помнят ни одного сказочного персонажа. Это из-за того, что фольклор пропитан душой всего русского народа.
    Рассмотрим зло в народных сказках, которое всегда изображалось безобразным и страшным.
    Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх и подавляемость. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою.
    Русский народ достаточно интересно изображал понятия «добро и зло». Есть два типа сказочных героев – отрицательные и положительные. Положительными героями являются: Иван царевич, Андрей стрелок, Иванушка дурачок, Марья кудесница, Елена прекрасная, Василиса премудрая, Иван крестьянский сын, Аленушка и многие другие. Все эти сказочные персонажи обладают скрытой внешней красотой. Например: Иванушка дурачок – это объект для насмешек и издевательств. Все, даже братья, смеются над ним и без жалости издеваются. Но не смотря на эту ситуацию герой лучше всех справляется с отцовскими поручениями, потому, что он более ответственный за свои дела и поступки, более наблюдательный, наделенный храбростью и смекалкой. За свои благие и правильные поступки Иванушка дурачок получил полцарства и красавицу царевну.
    В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.
    Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.
    Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.

    Сочинение “Добро и зло” в сказках.
    Тема добра и зла затрагивается, как правило, во всех сказках.
    Практически, в каждой сказке есть добрые герои, стоящие на светлой стороне бытия и злые герои, представители темного царства зла.
    В качестве примеров можно привести добрую девушку Василису из сказки “Василиса Прекрасная”, Ивана – крестьянского сына, Крошечку-Хаврошечку, добрых и отважных принцев, которые спасают принцесс и царевен.
    Злые же силы представлены Змеем-Горынычем, Бабой Ягой, злой мачехой и ее дочерьми (эти персонажи также присутствуют во многих сказках), злых волшебниц и волшебников, превращающих доверчивых добрых героинь то в лебедя, то в уточку, то в лягушку.
    Но всегда во всех сказках на помощь добру приходят нужные люди, события или волшебные предметы, обстоятельства складываются так, что правда выходит наружу и зло обязательно получает свое наказание.
    Удивительно то, что с представителями темных сил расправляются в сказках решительно и окончательно, они обычно погибают.
    Так и должно быть, ведь сказки о добре и зле должны вселять людям уверенность в торжестве хорошего в жизни, вселять надежду в то, что справедливость существует.

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида  № 7 г. Шебекино Белгородской области»

    Конспект мастер-класса по сказкотерапии  для родителей

    «Сказка —  ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

    для муниципального методического объединения педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений

    Шебекинского городского округа

    Подготовил педагог-психолог МАДОУ «Детский сад

    комбинированного вида  № 7

    г. Шебекино Белгородской области»

    Белёнова Я. В.

    2021

    Цель: обучить родителей приемам работы со сказкой для использования их в   условиях семейного воспитания.

    Задачи:

    -повысить педагогическую культуру родителей;

    -ознакомить с возможностями сказки  в плане влияния на развитие ребенка,      психоэмоциональное состояние детей и взрослых;

    -развить  творческие способностей,   расширить  сознание и взаимодействие с окружающим миром посредством сказочной формы; 

    — гармонизировать психоэмоциональное напряжение, внутреннее состояние.

    Оборудование: аленький цветочек, сказка В. Сутеева «Яблоко»,  клубок,   муляж яблони, силуэты  яблок, волшебный сундук, деревянное яйцо.

    План проведения мастер-класса:

    1.Теоретическая часть.

    2. Практическая часть.  

    3. Рефлексия.

     Ход мероприятия:

          1.Теоретическая часть. Мини- лекция «Какие бывают сказки?».

     Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хочу провести с вами мастер-класс «Сказка —  ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». А как Вы думаете,  нужны ли современным детям сказки? (Ответы участников).

         Педагог-психолог: Я хочу Вам рассказать сказку о Сказке. И Вы поймете, почему сказки так важны для наших детей.

       В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Сказка. Она очень любила детей, помогала им в трудную минуту советом, ласковым словом, дети становились добрее, отзывчивей, уверенней. Дети подрастали и в их жизни начали, появляется умные механизмы — мобильные телефоны, компьютеры. Так у ребят появились «крутые» друзья. Сказка среди  друзей ребят не значилась, она была забыта. И вдруг родители стали замечать, что лица их детей становились хмурыми, злыми, глаза унылыми. Дети перестали играть со сверстниками, слушаться родителей. Они постоянно хотели быть со  своими «крутыми» друзьями, и никто им был не нужен. И вот мама одного мальчика вспомнила, как ей в детстве читали сказки.  Она сказала ласково своему сыну: « Я хочу  познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства – сказкой». Мама раскрыла книгу и тихонько продолжила «жили-были…..». И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой лицо ее малыша становилось светлее, добрее, радостней. Лекарство для детской души было найдено!

       Сказку можно  с успехом использоваться как одно из направлений арт-терапии, т.е. терапии искусством.

       Сказку используют для решения  эмоционально-личностных и поведенческих проблем дошкольников. С большим успехом сказку используют в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. Сказка направляет, подсказывает, учит  быть честными,  добрыми, справедливыми, отзывчивыми.

    Педагог-психолог: существует 5 видов сказок:

    -дидактические (когда в сказочную форму облекается какой-либо познавательный материал, например, математические представления, сведения об окружающем мире, об искусстве и т.п.).

    -медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения).             Медитативные сказки активизируют положительные эмоции, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Под эти сказки дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, и т.д.

    -психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника). Дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли;

    -психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка).

    Сюжет этой сказки не обсуждается с ребенком. Ему удается возможность побыть  наедине с самим собой и подумать;

    -художественные (авторские истории, мудрые древние народные сказки).

    В художественной сказке есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитативный аспект.

       В сказке всегда Добро побеждает Зло! Детям 3-4 лет наиболее понятны и близки сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

      Начиная с 5 лет, ребенок сравнивает себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и т.п. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он воспринимает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.

      Примерно в 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. А в подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

       Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

    Копилка полезных советов «Как читать детям».

       Педагог-психолог: Что бы процесс чтения для ребенка был интересным и полезным перед прочтением рассмотрите иллюстрации,  побеседуйте, что малыш видит, пусть он догадается, о чем или ком эта сказка. Читайте ярко выразительно, четко, имитируя голоса животных и других героев сказки, обязательно нужно обсуждать по ходу прочтения поступки героев, анализируя их. После прочтения предложите ребенку самостоятельно рассказать сказку,  пользуясь иллюстрациями.

    2. Практическая часть.  

    Педагог-психолог: Итак, я приглашаю Вас в сказку. Поможет нам аленький цветочек.  Ведущий взмахивает аленьким цветочком.

    Хором: раз, два, три сказка приходи.

    Упражнение «Отгадай сказку».

    Цель: помочь родителям вспомнить названия сказок.

    Педагог-психолог: Я предлагаю отгадать названия сказок. Я начну,  а Вы продолжите:

    Сивка… (Бурка),  Мороз…..(Иванович),  Гуси…..(лебеди),  Красная…… (шапочка),  Дюй…..(мовочка),  Аленький …..(цветочек),  Заюшкина …….. (избушка),  Курочка…. (ряба),  Гадкий….(утенок),  Крошечка…..(Хаврошечка), мальчик….  (с пальчик),  спящая …. (красавица).

    Упражнение «Читаем сказку»

    Цель: развивать способности эмоционально передавать голоса, настроения  героев, составлять  вопросы по сказке.

    Педагог-психолог: Сейчас Вы будете читать сказку В. Сутеева «Яблоко» по ролям. После прочтения каждый из Вас придумает вопрос, какой он задал бы своему ребенку.

    Участники читают эмоционально по ролям сказку, затем каждый придумывает  вопрос для осуждения.

    Упражнение  «Мой любимый сказочный герой».

    Цель: развивать способности выделять главную особенность героя, его черту характера.

    Педагог-психолог: Выполнить это задание нам поможет  волшебный клубок, который мы будем передавать друг другу. Каждый, получая клубок, называет черты характера героя, которого указал предыдущий участник. ( Золушка – добрая, ласковая, трудолюбивая и т.д.)

    Упражнение «Волшебный сундук».

    Цель: развивать воображение, зрительное представление, восприятие.

    Педагог-психолог: Уважаемые участники мастер-класса,  Вам нужно отгадать какой  предмет лежит в этом волшебном сундуке. Итак, внимание! Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились только, когда получили такой же предмет взамен, но другого качества. Назовите это предмет и сказку.

    Ответ: Яйцо, «Курочка Ряба».

    4. Рефлексия. Подведение итогов.

    Педагог-психолог: Я приглашаю  участников мастер-класса поделиться своими впечатлениями. Подойдите к нашей яблоньке и сорвите молодильное яблочко. Если Вам не понравилась наша встреча — зеленое яблоко. Если было интересно, вы узнали что новое, и будете это использовать в условиях семейного воспитания — красное яблочко.  Свое отношение  к нашей встрече,  напишите,  одним словом на выбранном яблочке.

        В сказке заложена вся мудрость и воля народа, в них кроется огромный смысл. Наша встреча подошла к концу, помните: «Сказка —  ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

    Список использованной литературы:

    1. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007. — 214 с.

    2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004. — С 12 — 59.

    3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога — Москва, «Владос», 1999. — с. 32 — 274.

    4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии — М.: 2005. — 80 с.

    5. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия — М., 2001. — с 12 — 35.

    В ГУЗ ТО «Тульская областная детская психоневрологическая больница» (г. Тула, ул. Бундурина, д. 43) в рамках занятий по арт-терапии прошло импровизированное театральное представление по мотивам известной сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

     «В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки!

    По лесенке знаний шагайте смелей!

    Чудесные встречи и добрые книжки

    Ступеньками будут на ней».

    При поддержке персонала больницы и по инициативе сотрудников отдела по благотворительности и социальному служению Тульской епархии маленькие пациенты вместе с мамами и бабушками побывали на «островке» вдохновения и позитивных эмоций.

    В последнее время популярные издания, посвященные проблемам развития детей, активно предлагают воспитателям и родителям обратить внимание на сделанные французскими учеными в ходе недавних научных исследований выводы: «Если вы хотите чему-то быстро обучить своего ребенка, то заставьте его смеяться». –

    Таким образом, в очередной раз подтверждается мнение о том, что все новое – это хорошо забытое старое. В связи с этим давайте вспомним популярную еще в советские времена детскую песенку о том, что «учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!» Эффективность данного утверждения наверняка смогут подтвердить многие взрослые, которым посчастливилось познакомиться с талантливыми и мудрыми педагогами, встречи с которыми неизменно ассоциировались с ощущением праздника, а уроки, проходившие в душевной и комфортной обстановке, запомнились на всю жизнь!

    Со стороны взрослых требуются значительные усилия, направленные на вовлечение ребенка в постоянную деятельность – учебную, трудовую, в организованные развлечения. Учитывая индивидуальные особенности детской психики, необходима стимуляция активности, чаще дозированной. В больничных условиях с помощью воспитателей, инструкторов, методистов-психологов проводится разнообразная работа по организации игр, досуга и развлечений.

    Ребенок, проходящий лечение, так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их и в будущем приносить с их помощью пользу обществу, не под силу маленькому человеку самостоятельно. Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, обладающий разносторонними социальными потребностями – в познании (в том числе и духовном), общении, творчестве.

    При становящемся в наши дни массовым отрицательном отношении к учебе и труду, в качестве «ключа» к началу реабилитационного процесса можно попытаться использовать различные увлечения и хобби. И задача взрослых – подыскать занятия, к которым ребенок или подросток проявляет искренний интерес (книги, рисование, лепка, спортивные игры, турпоходы и др.).

    Особое значение в воспитании традиционно имеет книга, и это неслучайно. Первая строка Евангелия от Иоанна гласит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Даже в самые тяжелые времена, даже самые необразованные русские люди стремились внимать словам Священных текстов, осознавая, что воистину «без Бога – не до порога!» Именно вера помогает человеку обретать самого себя, не утрачивая при этом связь с национальными традициями.

    За последние десятилетия русская самобытность подверглась серьезному испытанию. Согласно социологическим опросам, россияне перестают читать не только классическую литературу, отсутствует интерес к чтению как таковой. Но ведь именно в языке заложен некий генетический код русской культуры, само понятие «русскости».

    Многие священники рекомендуют и детям, и взрослым чтение сказок, появляющихся в жизни каждого человека, как правило, с раннего детства. Их рассказывают мамы, бабушки. Дети вырастают, и уже сами, своим детям, пересказывают эти же сказки.

    В сказках отражается дух нашей Родины. Православная Русь всегда жила верой в Бога и учила свой народ соблюдать заповеди Божии, запечатленные мудрыми сказками. Великий русский поэт А.С. Пушкин, день рождения которого отмечается в июне, дал напутствие, сохранившее свою актуальность: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

    Урок добра и справедливости солнечным июньским днем в игровой форме получили малыши, находящиеся на лечении в «Тульской областной детской психоневрологической больнице». Сюжет инсценированной сказки знаком всем: всети бедного рыбака однажды попалась золотая рыбка, неожиданно заговорившая человеческим голосом и обещавшая выполнить любое его желание. Но старик сжалился над ней и отпустил, ничего не попросив для себя: «Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово: Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо, ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе…»

    В противовес злобной и жадной старухе характер старика отличается смирением и кротостью: он не спорит и не противоречит жене, когда та вновь и вновь отправляет его к золотой рыбке со своими требованиями.

    Само слово «смирение» означает – стараться быть в мире со всеми. Церковь учит, что смирение привлекает к нам милосердие Божие. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». В Евангелии Христос говорит: «Научитесь от Меня, так как Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». (Мф. 11, 29)

    От смирения рождается и благодарность за все, происходящее в нашей жизни. С радостью и благодарностью восприняли малыши этот маленький спектакль!

    Как известно, дети должны общаться друг с другом, иначе их социальная адаптация будет неполной. Однако этим общением необходимо руководить. В подборе товарищей для игр нужно, по возможности, учитывать взаимные симпатии и антипатии, сходство интересов.

    В импровизированной театральной труппе сделать это, конечно же, было непросто. Обусловлено это спецификой больничных условий: отсутствие традиционных репетиций с плановым распределением ролей, заучивание текста наизусть и т.п.

    Пытаясь, по возможности, сохранить заявленную тематику встречи – «Сказки Пушкина», в ходе действа организаторам пришлось вводить в постановку и новых участников. Так, в «Сказку о золотой рыбке» органично влился образ Кота Ученого, талантливо представленного юной Ангелиной; персонаж всезнающего автора-рассказчика, озвученный Верочкой и ее мамой; появилась и сцена приветствия мудрой и горячо любящей всех своих праправнуков и праправнучек няни поэта – Арины Родионовны в исполнении замечательной сотрудницы больницы Натальи Аркадьевны.

    В отличие от взрослых, поначалу выражавших удивление по поводу некоторых несоответствий с оригиналом, дети сразу же влились в атмосферу творчества и фантазии. Захватывающим моментом сюжетной линии для детского восприятия стало забрасывание стариком Димитрием невода в синее море в надежде поймать хотя бы одну из трех весело плещущихся живых золотых рыбок (Вадим, Ярослав, Матвей), каждая из которых обладала своим особенным и неповторимым характером.

    В отличие от сказки Пушкина, персонаж маленькой Юлии – вредная старуха – получился несколько иным: девочке очень понравилось «прясть пряжу»! «Заразившись» духом трудолюбия и общего радостного настроения, «старуха» вместе со всеми отправилась к морю и стала помогать старику тянуть невод!

    В завершение представления все участники дружно и весело «испекли каравай», но непростой, а в виде «пряников печатных», которые так любила сказочная старуха.

    Вот таким вечным христианским ценностям незаметно для себя учились в процессе игры малыши, и, кто знает, может быть, и взрослые тоже.

    Известный исследователь творчества Александра Сергеевича Пушкина, Валентин Семенович Непомнящий – писатель, доктор филологических наук, однажды отметил: «Пушкин – мой учитель и поводырь в жизни, помогший мне, уже взрослому человеку, воспитанному атеистическим режимом, обратиться к вере, вспомнить о Христе. Отсюда мой постоянный интерес к религиозным основаниям пушкинского гения и пушкинского художественного мира…»

    Информационная служба отдела по благотворительности и социальному служению

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    Adblock
    detector