Меню

Как появилось мыло рассказ для детей

Конспект занятия  в старшей  группе по познавательному
развитию на тему

«Да здравствует мыло
душистое»

Выполнила:
Домрачева. А.Н.

2021г.

Цель. 
Формирование представлений детей о мыле, его свойствах и качествах.

         Задачи:

1.        Закрепить и
систематизировать знания детей о мыле, познакомить с историей его
возникновения, о назначении мыла в быту.

2.        Формировать
представления детей о мыле, его свойствах на основе опытов, учить делать
выводы.

3.        Обогащать словарный
запас детей, используя методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии, уметь правильно
задавать вопросы, составлять рассказы при помощи «Системного оператора»;

4.        Развивать
познавательную активность детей, связную речь, воображение.

5.        Воспитывать культурно-гигиенические
навыки, желание быть красивыми и аккуратными

 Материал и оборудование:

Мини музей мыла —
различной формы, хозяйственное, жидкое, детское, самодельное.

3 таза  с водой, 8 кусков
мыла с мыльницей,8 губок для мытья посуды, 8 шапочек, 8 фартуков,8 полотенец,
правила безопасности – на листах, черный ящик с мылом для игра «Да-нетка»,
иллюстрации  на игру «Системный оператор», подарочная коробка с мыльными
пузырями.

Ход занятия

Дети:

«Доброе утро солнцу и
птицам!

Доброе утро улыбчивым
лицам!»

Здравствуйте, гости
дорогие!

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой
друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Как вы
думаете, что лежит в черном ящике? Отгадайте, в какую игру будем играть?
выбрать ведущего ребенка.(в ящике лежит мыло)

Игра «Да-нет»

Воспитатель: Сегодня мы
поговорим с вами о мыле, как оно появилось, его свойствах и узнаем,  для чего
нам нужно мыло.

Воспитатель: Сейчас вы
узнаете, из чего делают мыло и как раньше умывались люди?

(презентация для детей)

    Много-много лет тому
назад жил король. Утро короля начиналось с одевания и умывания. Одевание
продолжалось очень долго, а вот умывание — нет. Королю подносили большую чашу с
водой, он смачивал кончики пальцев, слегка дотрагивался ими до век, и на этом все
– умывание окончено.

       Раньше мыла не
было, люди мылись мукой, глиной. А потом стали делать мыло из козьего,
бараньего и бычьего жира и добавляли золу. Мыло было твердое, мягкое и жидкое.

      Мыло  стоило очень
дорого, поэтому его могли купить только богатые люди. Бедные люди стирали и
мылись щелоком. Щелок это зола из печки или от костра. Брали золу, заливали ее
кипятком и ставили на большой котел. Потом доставали и мылись, так же стирали
белье.

     Говорят, что в океане
есть остров. Его земля состоит из вещества, которое помогает людям этого
острова бороться с грязью. А когда идет дождь, остров весь покрывается мыльной
пеной. Люди берут землю и стирают белье, моются.

Воспитатель: Вот так
раньше  делали мыло и мылись. Пройдемте в мини-музей мыло. В нашем музее можно
трогать мыло, смотреть и даже понюхать разрешается.

(Дети рассматривают
экспонаты и отвечают на вопросы воспитателя).

Воспитатель:

Какое мыло бывает по
форме? цвету? размеру? запаху?

Какое мыло в бутылочках?

Почему мыло душистое?  — предполагаемые
ответы детей (В составе  есть цветочный одеколон.) 

Дети: Туалетное мыло
называют еще умывальным мылом. Какого мыла сейчас только нет. Есть мыло белое,
желтое, зеленое, голубое. Мыло может пахнуть земляникой, яблоком. Встречается
мыло круглое, брусочками различными фигурками. Мыло бывает жидкое, твердое,
туалетное – для всех, детское – для детей, хозяйственное – для стирки).

Воспитатель: Сейчас мыло
делают из таких веществ, как жир, масло, ароматические вещества, чтобы мыло
вкусно пахло. Ребята, а для чего нужно мыло? А разве нельзя вымыть руки и лицо
обыкновенной водой?

Дети: Мыло  отмывает
грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи.

«От простой воды и мыла

У микробов тают силы»

Воспитатель: Как,  часто
надо мыть руки? 

Дети: Руки надо мыть после
улицы, перед едой, после туалета.

Воспитатель: Вывод: мыло, 
которым мы моем  руки называются туалетными, оно может быть разного цвета,
формы, иметь разный запах. Жидкое и твердое. А почему они такие разные?   Людям
нравятся разные цвета и запахи

Воспитатель: Сейчас я
приглашаю вас всех в нашу лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория?

Дети:  Лаборатория – это
место, где проводят различные опыты, исследования. Там всегда чисто, светло,
тепло и главное – тихо, потому, что каждый работает над своим открытием.
(дети   надевают халаты и шапочки)

Воспитатель: В  нашей
лаборатории будем ставить опыты, мы  с вами лаборанты.

Для проведения опытов
вспомним  о правилах безопасности  в лаборатории. (Приложение 2).

Не брать мыло или
намыленные пальцы в рот

Не допускать попадания
мыла в глаза.

Не пробуй на вкус ничего,
никогда, иначе тебя оживает беда

Никогда никому не мешай
,соседа всегда своего выручай.

Все за собой ты убери,
будь аккуратным и не сори.

Воспитатель: Возьмите в
руки по кусочку мыла, потрогайте его. Какое оно?

Дети:  Твердое, гладкое.

Первый опыт:

Воспитатель: Ребята, как
вы думаете, что станет с мылом, если поместить его в воду? Давайте проверим
это. Потрогайте воду. Какая она?

Дети:  Прозрачная, теплая.

Воспитатель: Опустите мыло
в воду, потрогайте его руками. Какое оно стало?

Дети:  Скользкое. Его
трудно удердать в руках, оно выскальзывает.

Воспитатель: Посмотрите:
мыло тонет в воде!  Мыло становится скользким, когда оно мокрое.

Воспитатель: Давайте сравним
мыло.  Скажите, мыло скользкое, как….

Дети:  Мыло стало как
рыба,  как сосулька,  как лёд, как шелк и т.д.

Вывод: Любое мыло
растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков, и тонет в воде.

Второй опыт.

Воспитатель: Теперь,
ребята, мы возьмем губку, намочим ее и натрем мылом.

Опустите губку в воду и
отожмите ее.

Воспитатель: Что
происходит?

Дети:  вода стала мутной,
появилась пена.

Воспитатель: Что такое
пена?

Дети:  Много мыльных
пузырьков.

Воспитатель: В  губке есть
поры и воздух выталкивает мыло и получаются мыльные пузыри.

Воспитатель: Вот и
закончились наши опыты. Вам понравилось быть лаборантами? Вспомним правило «Все
за собой ты убери, будь аккуратным и не сори»

 Сполосните  руки в тазу с
чистой водой, вытираем салфеткой, снимаем шапочки, фартуки, проходим и  садимся
на стульчики.

Воспитатель: Послушайте
один совет от писателя Григория  Остера, как вы отнесетесь к этому совету :

«Никогда не мойте руки,
шею и лицо.  Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо. Это глупое занятие не
приводит ни к чему.  Так  зачем же  тратить силы, время попусту терять?» 

Воспитатель: Это хороший
или вредный совет?  Почему вредный?

Воспитатель: Кто боится
мыла?

Дети:  Микробы, 
грязнули,  трусихи.

Воспитатель: Какой,  вы бы
совет дали грязнуле?   

Дети: Всегда мыться 
мылом! 

Воспитатель: А поэт Яков
Аким вот что посоветовал ( стихотворение читает ребенок)

Мыло душистое, белое,
мылкое.

Мыло глядит на  грязнулю с
ухмылкою.

Если б грязнуля  вспомнил
про мыло,

Мыло  его  наконец бы
отмыло…

Воспитатель: Мыльные «перчатки»
бывают?   Какими?

Дети: Белыми, чёрными.

Воспитатель: Когда  они 
бывают  чёрными, а когда белыми? 

Дети: Когда  руки грязные,
то перчатки черные, а когда руки чистые, то перчатки становятся белыми.
белыми? 

Физминутка

Раз, два, три, четыре,
пять,

Будем пузыри пускать!

Дунем в трубочку тихонько,

Полетят они легонько.

Раз, два, три, четыре,
пять,

Не пытайтесь их поймать!

Чуть дотронетесь рукой,

Хлоп!… И пусто над
тобой!

Воспитатель: Поиграем в
игру «Хорошо-плохо»   Мыло это хорошо или плохо?

Дети: Хорошо — потому что,
мыло отмывает грязь и убивает микробов, у чистого человека — чистая кожа. А
плохо – когда мыло попадет в глаза – защиплет. У кого аллергия на вкус
какого-нибудь фрукт и цветы – может быть аллергия, зуд – выслушиваются ответы
детей.

Воспитатель: Как, беречь
мыло?

Дети: Хранить в мыльнице
на полке без воды.

Воспитатель: Поиграем в
«Системный оператор» — читаем стихотворение хором. (приложение  3)

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то для чего-то….

Это что-то часть чего-то….

Чем-то было это что-то…

Это что-то из чего-то…

Что-то будет с этим
что-то…

      Что-то ты сейчас
возьми,

     На экране рассмотри…

Затем один ребенок
составляет рассказ  по картинкам.

Воспитатель: Лера
прочитает нам стихотворение про мыло.

Все микробы и бациллы

Как огня боятся мыла.

Нужно руки с мылом мыть,

Чтоб здоровенькими быть.

Знают дети все вокруг –

Мыло наш надежный друг!

Воспитатель: Ребята, что
вы запомнили, и что больше всего вам понравилось на занятии? Что интересного
узнал ты сегодня  Матвей? Что дома маме расскажешь маме? – ответы детей.

Мне, и я думаю, что и
нашим гостям тоже сегодня понравилось ваше трудолюбие, упорство и желание
узнать что-нибудь новое.

Воспитатель: Может и гости
нам дадут полезный совет?

(гость читает
стихотворение и дарит детям подарок).

Почаще мылом умывайтесь

и бодрости, сил
набирайтесь,

а наш сюрприз, посмотри –

в подарок мыльные пузыри!

Игра «Да-Нетка»

Цель: формирование навыков
фонематического анализа и синтеза; умения задавать вопросы, развитие слухового
внимания и памяти.

Ведущий — педагог или
ребёнок загадывает  слово или предмет (предмет помещается в черный ящик).
Задаются  вопросы пока дети не угадают задуманное, например: «Это живое? Это
стеклянный, железный предмет? Посуда? Это растение? Это животное? Оно большое?
и т. д. Ведущий отвечает только «да» или «нет».

«Правила  безопасности  в
лаборатории»

Если мы рассмотрим что-то,

Какое бывает мыло? по
запаху, по форме, цвету, твердости.

Бывает жидкое и твёрдое
мыло.  Если его намылить-оно скользкое как рыба, сосулька.

Это  что-то для чего-то…

Для чего нам нужно мыло?

Ухаживать за кожей. Без 
мыла жить нельзя. Отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи.

Это что-то часть чего-то…

Часть чего —  мыло это 
моющее средство ,средство чистоты

Чем-то было это что-то…

 Всегда ли люди умывались
мылом? Чем они раньше мылись ?

– мукой и глиной. Потом
щелоком – брали золу и заливали кипятком, потом варили на огне.

Это что-то из чего-то…

Из чего сделано мыло?

Что-то будет с этим
что-то…

Что будет,  если мыло
исчезнет насовсем? Если не мыться людям? Правила безопасности с мылом. Если
мыло попадет в глаза?

Каждая история Веры Евгеньевны Карасевой пропитана любовью и человечностью. Трогательный рассказ о дружбе девочки Тани и маленького четырёхлетнего Вальки.

Осколок

Всегда они жили дружно и вдруг поссорились. Поссорились из-за чепухи. Таня споткнулась в коридоре и уронила охапку дров. Дрова рассыпались со стуком и грохотом. Валька проснулся и заревел. Из комнаты вышла Зоя Петровна, Валькина мама, и закричала на Таню:

— Ты что? Валька всю ночь не спал, а ты, как нарочно, грохочешь…

Таня сначала растерялась, а потом ответила резко:

— И буду грохотать! Я не кошка, впотьмах не вижу. — И ушла в свою комнату, изо всех сил хлопнув дверью.

С итого дня они перестали разговаривать.

Маме Таня ничего не сказала. Зачем ей знать всякие неприятности. Зоя Петровна тоже не стала жаловаться, она очень уставала, и ей было не до этого.

Зоя Петровна работала на заводе, выдавала рабочим зарплату и хлебные карточки. Раньше она ездила на завод трамваем, а теперь ей приходилось, как и всем, ходить пешком.

Рано утром Зоя Петровна отвозила на санках своего четырехлетнего сына Вальку в детский сад и шла на работу. Вечером, возвращаясь, забирала Вальку домой.

— Танюша, — говорила мама, — мы с тобой уже большие, и нам легче, чем Зоечке. Ты ей помогай.

И Таня получала Зое Петровне хлеб, мыла посуду и заботилась о Вальке, если он почему-нибудь оставался дома.

И вот, вместо доброго слова, на неё накричали ни за что ни про что. Обидели её совершенно зря, и мириться она не станет. Хлеб получать она им, так и быть, будет, но в комнату заходить и не подумает. Положит на столе в кухне, и ладно.

Но через два дня Таня так сильно соскучилась по Вальке, что просто не находила себе места. Ведь этого Вальку она знала чуть не с первого дня его рождения. Нянчила его, помогала купать, играла с ним. Когда Валентин Иванович, так называл его Танин папа, уезжал с детским садом на дачу, Таня ездила его навещать. Она сберегала деньги от завтраков и покупала Вальке леденцовых петушков, «Мишек на севере» и другие вкусные вещи.

* * *

Несколько дней Валька не возвращался домой. Стояли сильные морозы, и Зоя Петровна оставляла его ночевать в детском саду. Но потом на улице потеплело, и Валька вернулся домой.

Утром Таня слышала, как Зоя Петровна говорила маме, что у Вальки сильный насморк и она не может вести его в детский сад.

 — Я схожу на работу, отпрошусь дня на три и посижу с ним дома, — сказала она и вместе с Таниной мамой вышла на дому.

Таня сидела у себя в комнате и пыталась читать книжку, но не могла. Она думала о том, что рядом, за стеной, в запертой на ключ комнате томится одинокий, простуженный Валька. А ведь они могли бы сидеть вместе, и она показывала бы ему картинки или вырезала из бумаги разные фигурки. И ключи ведь от их дверей одинаковые. Но Зоя Петровна накричала на Таню, обидела её, и Таня ни за что на свете не откроет своим ключом её комнату и не войдёт туда! Ни за что! Но поговорить с Валькой через запертую дверь она может. Таня вышла в коридор, подошла к двери и тихонько окликнула:

— Валька!

— Таня! — обрадовался он. — Таня, иди ко мне!

— Валька, что ты делаешь? — спросила Таня.

— Скучаю, — хриплым от простуды голосом проговорил Валька. — Таня, почему ты к нам не приходишь?

— Мне некогда. Ты будь умником, возьми цветные карандаши и нарисуй котика или собачку.

— Я лучше бемегота нарисую и крокодила, — гудел за дверью Валька.

— Ладно. Только не бемегота, а бегемота. Ты рисуй, а я тебе вырежу два танка, как они идут на фронт бить фашистов…

— А как ты их мне дашь? Мама заперла дверь на ключ, чтобы я не бегал в холодную кухню.

— А я их под дверь подсуну, — пообещала Таня и ушла в свою комнату.

Но не успела она разыскать тетрадку для рисования, как послышался знакомый свистящий звук. И репродуктор тотчас же объявил: «Артиллерийский обстрел района!»

Таня надела пальто. Надо бежать в убежище! А Валька? Разве может она его оставить?!

Быстро отперла дверь своим ключом. Валька стоял у порога. Таня нахлобучила на него шапку, кое-как застегнула шубку, закутала ему ноги одеялом и потащила вниз по лестнице.

Снаряды с воем проносились над их домом и разрывались где-то совсем близко. Но Таня и Валька были уже в убежище. Рядом сидели друзья и знакомые ребята, а с друзьями никогда не бывает так страшно, как одним в пустой квартире.

Валька был очень рад, что снова сидит с Таней, и терпел, когда она вытирала ему нос, застёгивала тугие крючки у шубки и надевала варежки на маленькие озябшие ручонки.

Артиллерийский обстрел продолжался минут двадцать. Когда на улице стало совсем тихо, в убежище заглянула комендант Полина Ивановна и сказала, что можно идти домой.

Таня не спеша поднялась с Валькой по лестнице, отвела его в комнату, раздела и ушла в кухню за бумагой и щепками, чтобы растопить печурку.

Она слышала, как стукнула парадная дверь, как Зоя Петровна пробежала в свою комнату и громко там разрыдалась. Валька подошёл к матери и своим хриплым голоском рассказывал ей:

— Мам… Мы с Таней в убежище были… Я Любочку видел… Мам, ты слушаешь?

Таня стояла в коридоре у дверей и слушала.

Зоя Петровна, вздрагивая от плача, ощупывала Вальки ну голову, плечи, руки. Убедившись, что Валька цел, она вышла из комнаты.

В коридоре было совсем темно, но Зоя Петровна нашла Таню и крепко её обняла.

— Танюша, родная моя… — говорила она. А слёзы всё бежали из её глаз.

Таня молча помогла ей снять пальто и размотать платок. Они вместе вошли в комнату.

Валька возился на коврике со своими игрушками.

Зоя Петровна взяла Таню за руку и подвела к окну. В стекле зияла большая дыра, а вокруг неё расходились лучами трещины.

— Я ведь эту дыру ещё на улице увидела, — сказала Зоя Петровна. — Вспомнила, что заперла Вальку на ключ, и подумала… — Она нагнулась и подняла с пола тяжёлый осколок снаряда.

Таня сказала:

— Не надо больше об этом! Мало ли что было… Осколок этот я сейчас выброшу. И давайте поскорее заклеим окно, воя от него как дует, в Валька и так уже простуженный.

Adblock
detector