Меню

Камень с направлениями из сказки

I

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плел корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.

Он пришел на село давно, издалека, но люди сразу поняли, что этот человек немало хватил горя. Был он хром, не по годам сед. От щеки его через губы пролег кривой рваный шрам. И поэтому, даже когда он улыбался, лицо его казалось печальным и суровым.

II

Однажды мальчик Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад, чтобы набрать там яблок и тайно насытиться ими до отвала. Но, зацепив штаниной за гвоздь ограды, он свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и тут же был сторожем схвачен.

Конечно, старик мог бы стегануть Ивашку крапивой или, что еще хуже, отвести его в школу и рассказать там, как было дело.

Но старик сжалился над Ивашкой. Руки у Ивашки были в ссадинах, позади, как овечий хвост, висел клок от штанины, а по красным щекам текли слезы.

Молча вывел старик через калитку и отпустил перепуганного Ивашку восвояси, так и не дав ему ни одного тычка и даже не сказав вдогонку ни одного слова.

III

От стыда и горя Ивашка забрел в лес, заблудился и попал на болото. Наконец он устал. Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила.

Однако никакой пчелы на камне не было. Этот камень был, как уголь, горячий, и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы.

Ясно, что камень был волшебный! — это Ивашка смекнул сразу. Он сбросил башмак и торопливо начал оббивать каблуком с надписей глину, чтобы поскорее узнать: что с этого камня может он взять для себя пользы и толку.

И вот он прочел такую надпись:

КТО СНЕСЕТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ

И ТАМ РАЗОБЬЕТ ЕГО НА ЧАСТИ,

ТОТ ВЕРНЕТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ

И НАЧНЕТ ЖИТЬ СНАЧАЛА

Ниже стояла печать, но не простая, круглая, как в сельсовете, и не такая, треугольником, как на талонах в кооперативе, а похитрее: два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые.

Тут Ивашка Кудряшкин огорчился. Ему было всего восемь лет — девятый. И жить начинать сначала, то есть опять на второй год оставаться в первом классе, ему не хотелось вовсе.

Вот если бы через этот камень, не уча заданных в школе уроков, можно было из первого класса перескакивать сразу в третий — это другое дело!

Но всем и давно уже известно, что такого могущества даже у самых волшебных камней никогда не бывает.

IV

Проходя мимо сада, опечаленный Ивашка опять увидел старика, который, кашляя, часто останавливаясь и передыхая, нес ведро известки, а на плече держал палку с мочальной кистью.

Тогда Ивашка, который был по натуре мальчиком добрым, подумал: «Вот идет человек, который очень свободно мог хлестнуть меня крапивой. Но он пожалел меня. Дай-ка теперь я его пожалею и верну ему молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко».

Вот с какими хорошими мыслями подошел к старику благородный Ивашка и прямо объяснил ему, в чем дело. Старик сурово поблагодарил Ивашку, но уйти с караула на болото отказался, потому что были еще на свете такие люди, которые, очень просто, могли бы за это время колхозный сад от фруктов очистить.

И старик приказал Ивашке, чтобы тот сам выволок камень из болота в гору. А он потом придет туда ненадолго и чем-нибудь скоренько по камню стукнет.

Очень огорчил Ивашку такой поворот дела.

Но рассердить старика отказом он не решился. На следующее утро, захватив крепкий мешок и холщовые рукавицы, чтобы не обжечь о камень руки, отправился Ивашка на болото.

V

Измазавшись грязью и глиной, с трудом вытянул Ивашка камень из болота и, высунув язык, лег у подножия горы на сухую траву.

«Вот! — думал он. — Теперь вкачу я камень на гору, придет хромой старик, разобьет камень, помолодеет и начнет жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, избит, изранен и счастливой жизни, конечно, никогда не видел. А другие люди ее видели». На что он, Ивашка, молод, а и то уже три раза он такую жизнь видел. Это — когда он опаздывал на урок и совсем незнакомый шофер подвез его на блестящей легковой машине от конюшни колхозной до самой школы. Это — когда весной голыми руками он поймал в канаве большую щуку. И, наконец, когда дядя Митрофан взял его с собой в город на веселый праздник Первое мая.

«Так пусть же и несчастный старик хорошую жизнь увидит», — великодушно решил Ивашка.

Он встал и терпеливо потянул камень в гору.

VI

И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который, съежившись, сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.

— Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? вскричал удивленный Ивашка. — Или ты надеешься разбить камень рукою?

— Нет, Ивашка, — отвечал старик, — я не надеюсь разбить его рукой. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

Тут старик подошел к изумленному Ивашке, погладил его по голове. Ивашка почувствовал, что тяжелая ладонь старика вздрагивает.

— Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, — говорил старик Ивашке — А на самом деле я самый счастливый человек на свете.

Ударом бревна мне переломило ногу, — но это тогда, когда мы — еще неумело — валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание против царя, которого ты видел только на картинке.

Мне вышибли зубы, — но это тогда, когда, брошенные в тюрьмы, мы дружно пели революционные песни. Шашкой в бою мне рассекли лицо, — но это тогда, когда первые народные полки уже били и громили белую вражескую армию.

На соломе, в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грозней смерти звучали надо мной слова о том, что наша страна в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг опять разбит и что мы опять наступаем.

И, счастливые, с койки на койку протягивали мы друг другу костлявые руки и робко мечтали тогда о том, что пусть хоть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, — могучей и великой. Это ли еще, глупый Ивашка, не счастье?! И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!

Тут старик замолчал, достал трубку и закурил.

— Да, дедушка! — тихо сказал тогда Ивашка. — Но раз так, — то зачем же я старался и тащил этот камень в гору, когда он очень спокойно мог бы лежать на своем болоте?

— Пусть лежит на виду, — сказал старик, — и ты посмотришь, Ивашка, что из этого будет.

VII

С тех пор прошло много лет, но камень тот так и лежит на той горе неразбитым.

И много около него народу побывало. Подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси.

Был на той горе и я однажды. Что-то у меня была неспокойна совесть, плохое настроение. «А что, — думаю, — дай-ка я по камню стукну и начну жить сначала!»

Однако постоял-постоял и вовремя одумался.

«Э-э! — думаю, скажут, увидав меня помолодевшим, соседи. — Вот идет молодой дурак! Не сумел он, видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала».

Скрутил я тогда табачную цигарку. Прикурил, чтобы не тратить спичек, от горячего камня и пошел прочь — своей дорогой.

Рассказ «Горячий камень» — сказочная история Аркадия Гайдара, впервые появившаяся в печати в 1941 году ещё до начала войны. «Горячий камень» рассказывает о действительно важном и значительном, о жизни, которую если подумать, никто не хочет начинать сначала. Гайдар говорил, что хотел бы, чтобы маленькие читатели понимали, что жизнь дана всего одна и прожить её нужно достойно.

«Бажов и Краснокамск»

Центральная детская библиотека им. П.П. Бажова

МБУК ЦБС г. Краснокамск

Краеведческий научно- исследовательский проект

«Камни в сказах П.П. Бажова»

Работу выполнили:

Глазырина Александра Сергеевна

Десятков Даниил Андреевич

Шкуренко Алексей Александрович

Руководитель:

Гайсина Ольга Витальевна

г. Краснокамск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Основные термины и понятия 5

Глава 2. Изучение творчества П.П. Бажова и камней, встречающихся в

сказах 7

Глава 3. Составление фотоколлекции «Камни в сказах П.П.Бажова» 10

Заключение 11

Список использованной литературы 12

Приложение 1 13

Приложение 2 14

Приложение 3 16

Приложение 4 17

ВВЕДЕНИЕ

В нашем городе Краснокамске есть детская центральная библиотека, которая носит имя Павла Петровича Бажова. В этом году празднуется 140-летний юбилей писателя, который жил и работал несколько лет в г. Краснокамск. Летом 1934 года, когда мало кто мог бы опознать в этом человеке известного советского писателя, П.П. Бажов прибыл в г. Краснокамск по направлению Свердловского отделения «Гослестехиздат» на строительство Камского бумажного комбината для того, чтобы написать книгу о строительстве грандиозной фабрики в тихом и некогда заповедном краю.

Поселился он в деревянном домике-гостинице на берегу реки Камы на самом краю великого бора. В то лето пробыл великий писатель  на строительстве бумкомбината не более двух недель. А в 1935 году Павел Петрович снова приехал сюда, но уже со всей  семьёй. За время пребывания в Краснокамске  он создал «Сказ   про водолаза»,  начал работу над повестью  «Через межу», действие которой происходит в деревне на берегу Камы, и в которой явно угадывается село Конец-Бор, вот только главную книгу — повесть о строительстве Бумкомбината, он так и не смог создать.

В своих сказах П.П. Бажов прославлял наш край, его богатую природу и мастеровых людей.

Мы учимся в МБОУ «Конец-Борская ООШ». Наша школа находится рядом с Сосновым бором, величием которого восхищался сам П.П. Бажов. В школе создан музей, в котором рассказывается об истории школы и села Конец-Бор, на классных часах мы изучаем краеведение.

Со сказами П.П.Бажова мы знакомы с детского сада. Они наполнены удивительным разговором, интересными людьми и большим количеством камней, с которыми связаны самые запоминающиеся эпизоды.

Так как П.П.Бажов описывал в сказах наш край, то нам стало интересно, какие полезные ископаемые добывались на Урале в старину и добываются ли они сегодня.

Результатом исследования станет создание фотоколлекции камней, упомянутых в сказах Бажова. Альбом с фотоколлекцией мы передадим в наш школьный музей. Изучая творчество П. П. Бажова и собирая уральские камни, мы расширим наши горизонты в области минералогии и краеведения.

Целью данного проекта является изучение уральских камней через творчество П.П. Бажова.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Продолжить знакомство с творчеством П.П. Бажова.

2. Найти в сказах упоминания о камнях.

3. Выяснить современные названия камней, упомянутых в сказах, область их применения.

4. Составить фотоколлекцию «Камни в сказах П.П. Бажова».

Объект исследования: сказы П.П. Бажова; предмет исследования: камни, упомянутые в сказах.

В ходе работы использовались следующие методы исследования: анализ художественных произведений, научно-познавательной и справочной литературы по теме исследования; выборка упоминаний о минералах; изучение и систематизация сведений об уральских минералах; интервьюирование; анализ полученных данных; обобщение информации; классификация; коллекционирование.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ.

Работу над проектом мы начали с уточнения терминов и понятий, связанных с темой исследования.

Сначала необходимо было уточнить особенности сказа как литературного жанра.

Сказ – фольклорная форма, состоящая на грани речи и художественного творчества. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу, человека с особым характером и складом речи.

Так сказы Бажова были написаны в духе народного говора уральских горнозаводских рабочих.

Отмечая оригинальность сказа как литературного жанра, сам П.П. Бажов писал так: «К тому, что рассказывает сказка, относились заранее как к вещи, которая занимает, развлекает, поучает младших. А к сказу относились по-другому, в сказе есть элементы действительной жизни, истории… В основе лежит истинное происшествие, и эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании является сказкой».

Изучая биографию П.П. Бажова, мы узнали, что он долгое время тщательно изучал материалы и документы по истории Урала, посещал заводы и деревни, беседовал с местными старожилами, мастерами-камнерезами, поэтому ему удалось с максимальной достоверностью и любовью передать всю уникальность нашего края.

П.П. Бажов в своих сказах открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В его произведениях жизнь и работа горнозаводских мастеров Урала переплетаются с вымышленными, фантастическими героями.

Далее мы уточнили термины, связанные с камнями.

Земная кора — верхняя твёрдая оболочка Земли — образована горными породами, которые состоят из определённого сочетания минералов, в состав которых входят разные химические элементы. Изучением минералов занимается наука минералогия — одна из наук геологического цикла.

Го́рная поро́да — любая масса или агрегат одного или нескольких минеральных видов или органического вещества, являющихся продуктами природных процессов.

Минералы – естественное неорганическое образование, входящее в состав земной коры. Минералов в природе великое множество. Одни из них прозрачные, другие полупрозрачные, а третьи не пропускают свет вообще. Также разнообразна и их окраска, твердость, блеск и многие другие свойства.

Таким образом, камень или горная порода — это более широкое понятие, включающее минералы.

В старину в кругу горнозаводских рабочих термина «минерал» не

существовало, поэтому Бажов употребляет слова «камень», «камешок», «каменья», «руда», «самородок».

Затем мы прочитали, что такое коллекционирование и каким требованиям должна соответствовать настоящая коллекция.

Коллекционирование — деятельность, в основе которой лежит

собирание коллекции.

Коллекция — систематизированное собирание и изучение чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку и принадлежащее конкретному владельцу. Предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства.

Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА П.П. БАЖОВА И КАМНЕЙ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В СКАЗАХ.

В домашней библиотеке ни у одного из нас не оказалось сборников сказов П.П. Бажова, поэтому мы обратились в школьную библиотеку и выбрали там самые толстые сборники.

Мы поделили между собой произведения П.П. Бажова и читали самостоятельно их дома. Каждый из нас выписывал камни, встречающиеся в сказах. В школе мы пересказывали друг другу прочитанный сказ.

Всего нами было прочитано 8 произведений П.П. Бажова, в которых упоминалось 27 наименований различных минералов и горных пород (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Больше всего разнообразных видов камней мы встретили в сказах «Медной горы Хозяйка» (10 видов камней) и «Хрупкая веточка» (10 видов).

При выборке камней мы столкнулись как со знакомыми названиями — «агат», «малахит», «яшма», так и с незнакомыми «шерл», «офат», «орлец».

Обратившись к интернет-источникам мы столкнулись с тем, что информация о некоторых камнях различалась. Например – в одних источниках медный изумруд назывался диоптазом, а в других – бериллом.

П.П. Бажов отмечал: «В словарях слово неподвижно. Слушаю его в повседневной речи, ищу в книгах, в действии, в жизни. Интересуют меня слова известные, но забытые в литературном языке. Я их очень ценю и подбираю».

Именно поэтому при определении научного названия камня дурмашек у нас возникли большие споры. Мы нашли 3 варианта определения этого камня:

старинный термин означающий несортовой, непрозрачный аметист;

малоценный камень, кристалл горного хрусталя ;

— старый термин горняцкий уральский — означающий дымчатый кварц.

Чтобы разобраться в этом вопросе, мы встретились с горным инженером-геологом Гареевой Р.С., которая познакомила нас с таблицей химических элементов Менделеева. Оказывается, все минералы состоят из химических элементов, а горная порода – из минералов, таким образом, в горной породе может быть несколько минералов.

Мы работали с геологическими словарями, читали подробное описание минерала, его свойства. Рассматривали книгу с камнями. Итогом этой встречи стало составление таблицы, в которой мы сопоставили старинные и современные названия камней из сказов.

Из словаря непонятных слов в сборнике сказов мы узнали, что «кразелитами» называли «хризолиты», подразумевая совсем другой минерал. Долгое время так называли на Урале «демантоиды». Впервые свое название – демантоид, что значит «алмазоподобный», минерал получил от известного минералога Н. Норденшельда в 1856 году. Он изучал минералогические коллекции некоторых Уральских коллекционеров, и в процессе изучения заявил, что зеленый самоцвет (идентифицированный ранее как хризолит) является не хризолитом, а новым минералом, однако при этом точного определения сделано не было. Когда П.П. Бажов писал свои сказы, о демантоидах уже было известно, но горщики по-прежнему называли эти минералы «хризолитиками». Именно под таким именем они бытовали в преданиях.

В геологическом словаре мы нашли научное название «медного изумруда» — «диоптаз». Но этот минерал никогда не добывался на Урале. Возможно, что основанием для упоминания о нем послужила находка других разновидностей этого драгоценного камня.

Мы узнали много интересного про обманки. Обманки — это камни, которые напоминают по внешнему виду драгоценные минералы, но по своим свойствам не являются таковыми.

Например, флюорит является камнем — обманкой. Его легко спутать с аметистом, рубином или изумрудом. Пирит (золотая обманка, золото дураков) — минерал желтого цвета с интенсивным металлическим блеском. Его легко спутать с золотом.

Так же мы узнали, что минералы и горные породы бывают поделочные и ювелирные. Ювелирные минералы очень крепкие, очень сложно поддаются изменению формы, а поделочные — легко поддаются резьбе, используются для изготовления поделок, шкатулок.

Такая классификация условна, т.к. минералы могут быть и ювелирно-поделочным – это зависит от качества исходного минерала.

По итогу выше проделанной работы мы составили таблицу с современными научными названиями минералов и горных пород (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Глава 3. СОСТАВЛЕНИЕ ФОТОКОЛЛЕКЦИИ «КАМНИ В СКАЗАХ П.П. БАЖОВА».

Выяснив, что коллекционирование — это не простое собирательство, нам предстояло систематизировать собранные образцы. Обратившись к справочной литературе, мы изучили несколько классификаций камней. Каждая классификация характеризуется своими особенностями и отличиями. Некоторые камни в разных классификациях могут занимать то или иное место, хотя общий характер классификаций в основном совпадает. Например, во всех классификациях самые высшие позиции занимают наиболее дорогие и востребованные модой алмаз, изумруд, сапфир, рубин и жемчуг.

Мы остановились на самой современной и популярной среди специалистов классификации драгоценных, ювелирно-поделочных и поделочных камней Е.Я. Киевленко (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), которую он предложил в 1973 году. Киевленко выделил три основных группы камней: ювелирные (драгоценные), ювелирно-поделочные и поделочные камни. 

При составлении своей фотоколлекции (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) мы тоже разделили камни на 3 группы. В первую группу «Ювелирные камни» вошли алмаз и хризолит (демантоид). Группу этих камней мы выделили оранжевой рамкой. В группу «Ювелирно-поделочные камни» вошли орлец, малахит, агат, лазоревка, медный изумруд. Группу этих камней мы выделили рамкой зеленого цвета. К группе «Поделочные камни» мы отнесли яшму, офат, обманку, мрамор, змеевик и шерл. Рамка этой группы камней — синяя.

В отдельную таблицу с фиолетовой рамкой мы выделили королек, самородное золото и медь, соковину, сурьму. Они не включены в классификацию Киевленко, но часто встречаются в сказах Бажова, поэтому мы оставили в нашей фотоколлекции и их.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В ходе исследования мы убедились, что сказы П.П. Бажова не только интересны и поучительны, но и являются прекрасным материалом для изучения истории родного края, его подземных богатств. Мы расширили свой кругозор в области минералогии и краеведения. Школьный музей пополнился новым экспонатом – альбомом с фотоколлекцией уральских камней.

Мы считаем, что цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи выполнены. Фотоколлекция минералов из сказов П.П. Бажова стала хорошим результатом нашего проекта. В дальнейшем мы планируем изучить остальные сказы П.П. Бажова и дополнить фотоколлекцию образцами настоящих минералов. Так же мы планируем посетить минералогический музей в г. Пермь.

Очень важно, чтобы все уральцы с детства ценили и любили свою малую родину. А это возможно только в том случае, если мы будем изучать историю Урала, удивляться его красоте и открывать для себя его новые грани.

Мы думаем, что этот проект поможет лучше понять и полюбить творчество П.П.Бажова и наш родной край.

Результаты нашего исследования могут быть полезны всем, кто интересуется творчеством знаменитого уральского писателя, увлекается минералогией и краеведением.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Москва, Просвещение, 1987 г.

  2. Большой российский энциклопедический словарь, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003 г.

3. Геологический словарь (том первый), Алихов Т.Н., Берлин Т.С., Боровиков Л.И., Москва, 1978

4. Геологический словарь (том второй) , Алихов Т.Н., Берлин Т.С., Боровиков Л.И., Москва, 1978

5. Гулевская Л., 100 самых красивых драгоценных камней и минералов, Москва, 2011 г.

6. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е., Русский толковый словарь, 1998 г.

7. Орлова Н. Советы юному коллекционеру минералов.

https://info.wikireading.ru/159859

8. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа, Педагогика, 1981

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Выборка камней из сказов П.П. Бажова.

Название сказа

Камень, встречающийся в сказе.

1

Серебряное копытце

Хризолит.

2

Медной горы Хозяйка

Малахит, лазоревка, корольковая медь, королёк с витком, цветки медны, медная руда, обальчик, обманка, алмаз, медный изумруд.

3

Малахитовая шкатулка

Малахит, дурмашек, змеевик, сурьма.

4

Хрупкая веточка

Агат, дурмашек, яшма, шерл, офат, малахит, орлец, хризолит, змеевик, сок (соковина).

5

Железковы покрышки

Орлец, яшма, малахит, брильянт.

6

Огневушка-Поскакушка

Самородное золото.

7

Дорогое имечко

Мрамор, золото, кразелит.

8

Сочневы Камешки

Железная руда, медный изумруд.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Название камня в сказе.

Научное название камня, упомянутого в сказах.

1

Агат

Агат

2

Алмаз

Алмаз

3

Брильянт

Алмаз, которому при обработке придана специальная форма, выявляющая его естественный блеск.

4

Дурмашек

Нет конкретного названия минерала.

5

Змеевик

Серпентинит

6

Золото

Золото

7

Железная руда

Железная руда

8

Королек

Самородная медь

9

Королек с витком

10

Корольковая медь

11

Кразелит

Хризолит

12

Лазоревка

Азурит

13

Малахит

Малахит

14

Медная руда

Медная руда

15

Медный изумруд

Диоптаз

16

Мрамор

Мрамор

17

Обальчик

Пустая порода

18

Обманка

Обманки ( флюорит, пирит)

19

Орлец

Радонит (птичий малахит)

20

Офат

Офикальцит

21

Самородное золото

Самородное золото

22

Соковина

Не является камнем (шлак от медеплавильного производства)

23

Сурьма

Сурьма

24

Хризолит

Демантоид

25

Цветки медны

Самородная медь

26

Шерл

Черный турмалин (шерлит)

27

Яшма

Яшма

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Классификация камней по Е.Я. Киевленко.

Группа

Порядок

Основные камни

Ювелирные

(драгоценные)

камни

I

Рубин, изумруд, алмаз, сапфир синий.

II

Александрит, сапфир оранжевый,

зеленый й фиолетовый, благородный черный опал, благородный жадеит.

III

Демантоид, шпинель, благородный белый и огненный опал, аквамарин, топаз, родолит, турмалин.

IV

Хризолит, циркон, кунцит, лунный

камень (адуляр), солнечный камень (ферриортоклаз), берилл, пироп, альмандин, бирюза, аметист, хризопраз.

Ювелирно-

поделочные

камни

I

Лазурит, жадеит, нефрит, малахит,

янтарь, горный хрусталь бесцветный и дымчатый.

II

Агат, амазонит, гематит-кровавик, родонит, лабрадор и другие непрозрачные иризирующие полевые шпаты, иризирующий

обсидиан, эпидот-гранатовые породы (жады).

Поделочные

камни

Яшма, мраморный оникс, обсидиан, гагат, окаменелое дерево, лиственит, рисунчатый кремень, графический пегматит, авантюриновый кварцит, флюорит, селенит, агальматолит, цветной мрамор и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Камень

в сказах

П.П. Бажова

Фотография

Современное название камней

Интересные факты

Алмаз

hello_html_m494775b3.jpg

Алмаз (адамас, царь камней, бриллиант) – может смело считаться самым лучшим драгоценным камнем.

Первый алмаз России и Европы был найден в 1829 г. в Пермской губернии.

Брильянт

hello_html_meb0b13d.jpg

Бриллиант

( ограненный камень алмаза).

Из-за высокой твердости алмазов долгое время не было возможности их обрабатывать, тогда как наилучшие свойства алмазов проявляются именно после огранки. Ограненные камни очень красиво играют светом, а некоторые даже в темноте. Но, что удивительно, лишь около 20% добываемых алмазов идут на украшения, а остальные 80% используются в промышленности и микроэлектронике.

Кразолит

См. Хризолит

Хризолит

hello_html_m7cff9a37.jpg

Демантоид (андраит, андрадит, зеленый алмаз, уральский гранат, уральский изумруд, бобровский гранат, уральский хризолит, сибирский хризолит) – это разновидность граната необыкновенного зеленого цвета.

Используется в изготовлении украшения. Впервые свое название – демантоид, что значит «алмазоподобный», минерал получил от известного минералога Н. Норденшельда в 1856 г. Он изучал минералогические коллекции некоторых уральских коллекционеров, и в процессе изучения заявил, что зеленый самоцвет(идентифицированный ранее как хризолит) является не хризолитом а новым минералом, при этом точного определения сделано не было. Когда П.П. Бажов писал свои сказы, о демантоидах уже было известно, но горщики по-прежнему называли эти минералы «хризолитиками» . Именно под таким именем они бытовали в преданиях

Камень

в сказах

П.П. Бажова

Фотография

Современное название камня

Интересные факты

Агат

hello_html_m4288bd57.png

Агат

Используется как материал для художественной резьбы; в ювелирном деле; в точном приборостроении.

Лазоревка

hello_html_599ffc7c.png

Азурит (горная или медная синь, медная лазурь, азурмалахит)

«Лазоревкой» горщики называли не лазурит, а другой камень лазурного цвета с созвучным названием — азурит, т.к. он является медной рудой, часто встречался вместе с малахитом на Гумёшевском руднике.

Малахит

hello_html_239d429a.png

Малахит (русский камень, павлиний камень)

На Руси, после открытия уральских рудников, изобрели даже особый уникальный способ облицовки, названный «русской мозаикой». Малахитовой русской мозаикой украшены Малахитовый и Георгиевский залы питерского Зимнего дворца.

Медный изумруд

hello_html_184091b6.png

Диоптаз, медный изумруд, медный смарагд, конголезский изумруд, аширит, киргизит, зеленый алмаз, ахирит, эмеральтоид, малахит изумрудный.

Встречался ли этот редкий

камень в Гумешевском руднике, точных сведений нет. Возможно, что

основанием для упоминания о нем

послужила находка других разновидностей этого драгоценного

камня

Орлец

hello_html_570322ac.png

Родонит (орлец, рубиновый шпат, фоулерит, камень утренней зари) – поделочный камень, в переводе с греческого – «розовый» («rhodon»).

Родонит был очень популярен на Руси. Здесь он был известен под именем «орлец». Из него изготавливались шкатулки, печати, набалдашники для трости, броши, бусы, вазы, чаши, письменные приборы и даже целые столешницы. Причем чаще родонит использовался для крупных предметов.

Камень

в сказах

П.П. Бажова

Фотография

Современное название камня

Интересные факты

Змеевик

  • hello_html_m5b9ab434.jpg

Серпентинит

Камень легко резать и полировать. Поэтому поделки из него весьма распространены. Для оформления ювелирных изделий чаще используют серебро, мельхиор. Камень даже используют для создания специальной защитной одежды, выдерживающей высокие температуры – до 600 градусов по Цельсию.

Мрамор

hello_html_m3df7faee.jpg

Мрамор

Мрамор применяется для облицовки каминов и фонтанов, изготовления столешниц. Используется в строительстве.

Обманки — это камни, которые напоминают по внешнему виду драгоценные минералы, но по своим

свойствам не являются таковыми.

hello_html_m1c35a5d9.jpg

Флюорит. С давних времен этот кристалл носит название «фальшь-камень»

Долгое время ученые принимали его за другие минералы, пока однажды не определили его особенные свойства: камень начинает светиться в темноте, а при контакте с серной кислотой он исчезает, оставляя несмываемый отпечаток на стекле.

В ювелирной области флюорит встречается нечасто, потому как низкая твердость камня не позволяет создавать из него украшения.

hello_html_m405a06e2.jpg

Пирит. Камень напоминает золото, поэтому его еще называют «золотом дураков».

Камень популярен как сувенир, как талисман, очень редко можно увидеть в ювелирных изделиях.

Офат

hello_html_4666ecbb.jpg

Офикальцит

Отполированный офикальцит используется, как и цветной мрамор, для внутренней отделки интерьеров и экстерьеров, идёт на изготовление различного рода памятников, поделок, украшений и сувениров.

Шерл

hello_html_7140674b.png

Черный турмалин (шерлит)

Используется в промышленности (как пироэлектрик и пьезоэлектрик); в ювелирном деле; изготовление поляризационных фильтров в оптике.

Яшма

hello_html_m3046df6e.png

В начале XIX в. в России был опубликован минералогический словарь. Его автор — ученый В. М. Севергин — перечислил пятьдесят три различных термина, которые уже тогда в разных странах применялись для обозначения различных яшм.

Яшма не подвержена разрушению в результате умеренного механического воздействия, поэтому из нее часто делают посуду, подсвечники, статуэтки, подставки для канцелярских принадлежностей.

Название

в сказах

П.П. Бажова

Фотография

Современное название камня

Интересные факты

Королек

hello_html_m1b5e8b7f.jpg

Самородная медь.

Королек — самородная медь с кристаллами. Виток или цветок — самородная медь в виде узловатых соединений.

Используется в ювелирном и пробирном деле

Королек с витком

Корольковая медь

Цветки медны

Медная руда

hello_html_m7417b648.png

Медная руда.

Природные минеральные образования, содержащие медь в больших концентрациях. Например, халькопирит, малахит, азурит и др.

Медь активно применяется в электротехнической сфере для изготовления силовых кабелей и проводов.

В ювелирной сфере используются сплавы с золотом. Медь увеличивает механическую прочность и стойкость к истиранию золота.

Самородное золото

hello_html_3f46ec61.jpg

Самородные минералы образовались естественным путем и состоят только из одного химического элемента.

Все золотые самородки имеют высокую валютную ценность, а некоторые из них — большое научное значение.

В силу сказанного самородки не подлежат очистке от примесей, а должны сохраняться в естественном виде и сдаваться в государственный фонд РФ для хранения или реализации.

Соковина

hello_html_m27437eb8.jpg

Не является камнем (шлак от медеплавильного производства)

Сурьма

hello_html_6248a4dc.jpg

Не является камнем, полуметалл

В связи с высокой хрупкостью металлическая сурьма применяется редко, но, так как она увеличивает твердость других металлов (например, олова и свинца) и не окисляется при обычных условиях, металлурги часто вводят ее в состав различных сплавов

Камень с направлениями из сказки

Драгоценные камни упомянуты во многих старых баснях и сказках. Исходя из этого, становится неудивительным то, что мы связываем драгоценные камни с мифами и волшебными историями.

Спящая красавица (1845)

В сказке драгоценные камни показывают, что читатель попал в волшебное место, так как ими покрыты пейзажи, инкрустированы зеркала, одежда и кубки.

Братья Гримм (1785-1863) известны во всем мире коллекцией старых сказок. Позднее их усовершенствовал и прославил Дисней. Это всеми известная Золушку, Хэнсель и Гретель, Рапунцель, Румпельштильцхен, Спящая красавица и Белоснежка.

Дисней изменил истории, чтобы сделать их добрее. Вы можете быть удивлены, услышав, что в оригинальной Спящей красавице (Базиль 1575-1632) героиня не была разбужена поцелуем, а проснулась вследствие чего-то зловещего!

Братья Гримм и Базиль просто собирали рассказы от местных крестьян и деревенских жителей, а иногда и от аристократов, которым истории рассказывали их слуги.

Похожий способ сбора сказок использовал российский писатель Павел Бажов, который провел годы в горах Урала, записывая рассказы шахтеров. Свою известную коллекцию он назвал ‘Малахитовая шкатулка’ и издал в 1939. Одна из сказок известна в России под названием «Серебряное Копытце»

Серебряное копытце, Даренка и Муренка

Сказка повествует о таинственной козе (или в некоторых рассказах олене), у которой было серебряное копыто на правой ноге. Каждый раз, когда коза топает этим копытом, появляются искры и драгоценный камень. Если топает два раза — появляется 2 драгоценных камня, а если Серебряное Копытце часто топает, появляется множество искр и цветных драгоценных камней.

Драгоценные камни в сказках

Синие искры это сапфиры, красные — рубины, а белые — алмазы.

Сказка повествует о бедной сиротке по имени Даренка и ее кошке Муренке, которые живут у старого охотника Коковани. Кокованя искал Серебряное Копытце каждую зиму в течение многих лет.

Однажды ночью, когда старика не было дома, Даренка с Муренкой остались одни. Серебряное Копытце приходит, чтобы тайно поговорить с Муренкой, а затем играет, бегая и топая, покрывая домик старого охотника таким количеством драгоценных камней, что он горит ярким светом. В это время Кокованя возвращается, видит Серебряное Копытце и начинает собирать драгоценные камни в свою шляпу. Затем Муренка прыгает на спину Серебряному Копытцу и они убегают.

Мораль сказки заключается в том, что всему есть цена. Взамен на богатство, Серебряное Копытце забирает любимую кошку Даренки. На следующий день все в доме было усеяно драгоценными камнями. Старый охотник и сиротская девочка были теперь богаты, но Даренка ужасно скучала по своей кошке. Они никогда больше не видели Муренку и Серебряное Копытце.

Важно, что Уральские шахтеры трактуют драгоценные камни в басне как огромный подарок или вознаграждение, но далеко не безвозмездный. Жизнь этих рассказчиков была очень трудной.

Белая кошка

Графиня Д’Ольнуа (1650-1705) была французским автором-сказочником. Одна из ее самых известных историй — «Белая Кошка».

Эта история о молодом принце, который хочет найти своего отца. Во время бури он заблудился и ищет убежище. Он видит яркий свет поблизости и наталкивается на огромные ворота, за которыми стоит великолепный замок. Ворота покрыты красными гранатами, свет которых привел его сюда. Стены замка сделаны из хрусталя, а двери из коралла. Принц входит в замок и идет через лазуритовый коридор, покрытый жемчугом. Его одежда мокрая от дождя, но он находит сухие одеяния, инкрустированные изумрудами.

В замке принц встречает таинственную и красивую белую кошку, окруженную слугами и они становятся друзьями. Все столовые приборы во время обеда украшены драгоценными камнями. Белая кошка носит бусы из жемчуга и держит кубок, щедро усыпанный драгоценными камнями.

Принц влюбляется в белую кошку и навещает ее в замке три раза. Белая кошка – принцесса под влиянием злых чар. Но принц не догадывается об этом, пока кошка не просит, чтобы он отрубил ее голову! Неохотно он соглашается и это рассеивает чары. Он просит, чтобы красивая принцесса вышла за него замуж. Они едут назад в замок короля на королевской карете. Подковы лошадей в упряжке сделаны их рубинов и алмазов.

Драгоценные камни в этой сказке символизируют королевских особ и большое богатство, так как во время написания сказки драгоценными камнями могли обладать только богатые и знатные люди.

Старые сказки часто были печальны. Действительно, многие рассказы Братьев Гримм должны были быть переписаны, прежде чем попасть на обозрение детской аудитории. Насилие в оригинальных историях использовалось с целью напугать ребенка, чтобы он был осторожнее. К примеру, как в сказках о волке в овечьей шкуре или отравленном яблоке.

Уральские рассказы Бажова часто имели предупреждение или скрытый смысл и предназначались для научения детей жизни. Сказки часто говорят про обман, ревность и зло.

В Индии есть древняя басня, которая рассказывает о том, как были созданы драгоценные камни. Индуистский демон по имени Вэла сверг Индру, бога грома, и подчинил себе всех других полубогов. Но он был обманут при изображении жертвы в ложном ритуале. Как только Вэла был беспомощен, другие боги убили его и разорвали его тело на части. Так как Вэла согласился участвовать в жертвоприношении, его тело очистилось, а его части, упавшие на землю стали драгоценными камнями.

Капли его крови стали рубинами, его кожа превратилась в желтые сапфиры, его глаза стали синими сапфирами, а его кости алмазами. Зубы Вэлы попали в океаны и опустились на устриц, где стали жемчугом. Его кишечник был также брошен в море и превращен в коралл. Ярко-зеленая желчь Вэлы стала изумрудами, а его жир превратился в нефрит и кварц. Даже последний крик Вэлы, который отозвался эхом вокруг небес, был преобразован в камень кошачий глаз.

Значение истории иногда объясняют с медицинской точки зрения. Драгоценные камни часто используются для исцеления в традиционных индуистских системах. Так как считалось, что они были частями тела бога, и обладают специальными возможностями. Рубины, кровь Вэлы, лечат болезни крови, желтые сапфиры используются при заболеваниях кожи и так далее.

Рассказы арабских Ночей, также включают несколько историй с упоминанием драгоценных камней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector