Меню

Картотека театрализованных игр в старшей группе по сказкам

Картотека театрализованных игр

для детей старшей группы

Театрализованные игры.

  1. Игра:  «Веселый Старичок-Лесовичок»

Цель: учить пользоваться разными интонациями.

Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Воспитатель:             Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Старичок-Лесовичок:

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух

! Бу-бу-будабе-бе-бе,

 Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Воспитатель:            

Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Старичок-Лесовичок:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!

fb-го-го да буль-буль-буль.’

Воспитатель:        

А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Старичок-Лесовичок:

Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

fb-ro-roда бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!

(Д.Хармс) Игра проводится несколько раз.

2.Игра: «Договорим то, чего не придумал автор»

Цели: •развивать диалогическую и монологическую речь детей;

• воспитывать коммуникативные качества;

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».

 Начинает воспитател ь:

Муха, Муха-Цокотуха,

Дети хором произносят слова сказки:

Позолоченное брюхо.

 Муха по полю пошла,

 Муха денежку нашла…

— Давайте представим ситуацию, в которой оказалась Муха.

Дети по желанию разыгрывают мини-сценку, придумывая слова. Вариаций может быть очень много. Например:

— Ой, посмотрите, я нашла денежку, какое счастье. Я пойду на базар и куплю… нет, лучше самовар! Я приглашу друзей, мы устроим праздник…

Или:

— Что это? Денежка? Интересно, кто ее мог здесь обронить? Может, медведь шел по дороге на базар и уронил? А может, заяц или лиса. Ну, всё равно. Я денежку никому не отдам! Эта денежка моя, потому что я её нашла. Что бы мне купить?

  1. «Немой диалог»  на развитие артикуляции

Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы ждете ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.

(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают.Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)

  1. «Загадки без слов»

 Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Воспитатель созывает детей:

Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

 Загадаю вам загадки,

 Кто смышленей — погляжу.

Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.

Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.

  1. «Поиграем. — угадаем.» (АБосева)

Цель:развивать пантомимические навыки.

Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,

 Про мои стихи-загадки?

 Где отгадка, там конец.

 Кто подскажет — молодец!

Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.

 Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,

 Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.

Только это, верно, был никакой не крокодил,

 А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)

(Включается грамзапись.Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)

Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!

 С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!

 Стал он лаягь и рычать, по земле хвостом стучать.

Я запутался, однако , он верблюд и ли …? (Собака.)

(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)

Не зонут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,

А  глядит она в окошко и мяукаетТ Как… (Кошка.)

(Под музыкальльное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и  фыркают, показывают «когти».)

Верно, мрно угадали, будто где ее видали!

А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.

(дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)

Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,

Ну а это на полянке  ядовитые… (Поганки.)

(дети расходятся по залу  («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)

Стойте.стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)

  1. Игра «Зеркало»

Цель: развивать монологическую речь.

Петрушка загадывает загадку:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет —

Все как есть ему покажет!

Что же это? (Зеркало.)

В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды. Петрушка и жюри оценивают этот конкурс.

7. Игра «Телефон»

Цель:  развивать фантазию, диалогическую речь.

Петрушки на загадка:

Поверчу волшебный круг —

И меня услышит друг.

Что ЭТО? (Телефон.)

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

1.  Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2.  Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3.  Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4.  Вас обидели, а друг вас утешает.

5.  Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

6. У вас именины

  1. Игра:» Пантомима»

Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет  (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.

  1. Игра: «Как варили суп» на имитацию движений

Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.

Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.

Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.

Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две

половинки.

Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.

Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.

Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой

рукою.

Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька

пыхтит.

—  Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! (включается русская народная плисовая). Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят».

— Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.

Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки.

  1. Игра-пантомима«Сугроб»

Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Дети имитируют движения по тексту.

На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.

— Почему река исчезла в озере?

КАРТОТЕКА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР СТАРШАЯ ГРУППА

Карточка № 1

«Немой диалог»

Цель: учить детей читать по губам

Задача: развивать внимание, логическое мышление.

Предварительная работа: произносить отдельные слова вслух, затем только губами, в результате чего дети учатся сопоставлять движения губ с произнесенным наботом звуков.

Атрибуты: прозрачный пластик 1м*1м, либо прозрачная пленка натянутая на каркас.

Игровые правила: сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям. Играют по 2 человека.

Игровые действия: Мама в магазине, а ребенок на улице. Мама через стекло витрины говорит что-то ребенку, он пытается понять ее слова и исполнить просьбу.

Результат: инсценировка ситуации.

Карточка № 2

Игра «Зеркало»

Цель: -учить замечать в объекте то, что очень нравится и, что не нравится вовсе,

-подбирать соответствующие слова.

Задача: развивать монологическую речь.

Предварительная работа: описание кукол, игрушек, воспитателя.

Атрибуты: кукла Петрушки.

Игровые правила: описать свое отражение в зеркале соответственно заданию.

Игровые действия:

Петрушка загадывает загадку:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет —

Все как есть ему покажет!

Что же это? (Зеркало.)

в группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды. Петрушка и жюри оценивают этот конкурс.

Результат: инсценировка ситуации.

Карточка № 3

Игра «Телефон»

Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.

Задача: прививать навыки правильного общения по телефону.

Предварительная работа: беседа с детьми об особенностях общения по телефону.

Атрибуты: телефон, кукла Петрушки.

Игровые правила:

1. Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4. Вас обидели, а друг вас утешает.

5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

6. У вас именины

Игровые действия:

загадка Петрушки :

Поверчу волшебный круг —

И меня услышит друг.

Что ЭТО? (Телефон.)

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

Результат: инсценировка ситуации.

Карточка № 4

Игра «У страха глаза велики»

(Театр на руке – театр теней)

Цель: учить изготавливать декорации в форме рисования.

Задача: упражнять в координации речи и движения.

Атрибуты:из черной бумаги: бабушка, внучка, курочка, мышка, заяц, печка, лавочка, яблоня, яблоко.

Предварительная работа: Знакомство с содержанием сказки, рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.

Игровые правила: Играет 6 детей (5 героев, автор- взрослый, декоратор – ребенок). Когда дети научатся, за автора может читать ребенок. Декоратор помогает с декорациями

Игровые действия: Игра начинается с того, как пошли бабушка, внучка, курочка, мышка за водой. Идут обратно через огород, а там яблонька росла. Под яблоней заяц сидел. Подул ветер, одно яблоко упало на лоб зайцу. Он испугался и покатился под ноги водоносам. Они тоже испугались, бросили ведра и убежали домой. Бабушка подумала, что на нее напал медведь. Внучка подумала, что на нее напал страшный волк; курочка – лиса, мышка – котище усатый. Заяц подумал, что за ним неслись 4 охотника и все с собаками. Вывод: у страха глаза велики.

Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя!

Карточка № 5

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А. Апухтина.

Цель:: побуждать к активному участию в инсценировке.

Задача: развивать память и произнесение текста в необходимых интонациях.

Атрибуты: маски-шапочки кузнечика,сороконожки,жука, комара.

Предварительная работа: подготовка атрибутов, заучивание слов стихотворения наизусть.

Игровые правила: дети распределяют роли и определяют очередность выступления героев. Играет 4-5 человек.

Игровые действия: соответственно тексту.

Ведущий: Выскочил кузнечик из травы на кочку.

Постучал кузнечик звонким молоточком.

Кузнечик: Молоточек тук да тук! Кто травинку клонит?

Лезет жук, лезет жук, охает и стонет!

Жук: Ох, кузнечик, выручай, хоть просить неловко!

Сам не знаю где и как лопнула подковка.

Без подковки мне не жить, так пекут мозоли.

Ни работать, ни ходить, хоть кричи от боли!

Кузнечик: Это дело не беда! Подними-ка ногу!

Молоточек тук да тук! Получай подковку, жук!

(Появляется комар.)

Комарик: Я, комар, несчастней всех, прямо сбился с толку!

Поломал я, как на грех, острую иголку!

Кузнечик: Пусть меня не просит тот, кто чужую кровь сосет!

Ты из кузницы моей убирайся поскорей!

(Комар улетает. Появляется сороконожка.)

Сороконожка: Ой, кузнечик, помоги! Ножка треснула немножко.

Я осталась без ноги, вот беда какая!

Кузнечик: Ножка ножкой, но какая?

Сороконожка: Кажется, сороковая.

Ведущий: Тук-тук, тук да тук! Это дело добрых рук.

Ножка целая опять.

Сороконожка: Можно больше не хромать

!Все дружно: Молоточек вновь играет, наковаленка поет!

Всем кузнечик помогает, быстро помощь подает!

Результат: инсценировка стихотворения.

Карточка №6

Игра «Моя Вообразилия».

Цель: развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.

Задача: развивать память, умение эмоционально воспроизводить текст.

Атрибуты: маски-шапочки лягушки,рака.

Предварительная работа: подготовка атрибутов, заучивание слов стихотворения наизусть.

Игровые правила: учавствуют 3 детей.

Игровые действия: сценка разыгрывается несколько раз соответственно тексту.

Воспитатель:

в моей Вообразилии, в моей Вообразилии

Там царствует фантазия во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются, а наши огорчения

Сейчас же превращаются в смешные приключения.

Воспитатель достает из волшебного мешка маски «Рак» и «Лягушка».

Ведущий: Жил у речки под корягой Старый рак-отшельник. Был он соня, белоручка, Лодырь и бездельник.Он позвал к себе лягушку:

Рак: Будешь мне портнихой,

Белошвейкой, судомойкой, Прачкой, поварихой.

Ведущий: А лягушка-белогрудка Раку отвечает:

Лягушка: Не хочу я быть служанкой Глупому лентяю!

Воспитатель: Я взмахну своей волшебной палочкой, и вы больше не сможете говорить, а будете только двигаться.

(Звучит текст, дети имитируют движения.)

— Только в лес мы пришли, появились комары.

Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем и назад в гнездо несем.

— На полянку мы заходим, много ягод мы находим.

Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

— Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса

. Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.

— Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли.

И руками сделав взмах, по полену сильно — БАХ!

— На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Лапками шлепали, лапками хлопали.

Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,

Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!

(Включается веселая плясовая мелодия. Дети произвольно пляшут.)

Воспитатель читает стихотворение:

В мою Вообразилию попасть совсем несложно,

Она ведь исключительно удобно расположена!

И только тот, кто начисто лишен воображения, —

Увы, не знает, как войти в ее расположение!

Результат: инсценировка по тексту.

Карточка № 7

Игра «Емеля»

(Театр на руке – перчаточный)

Цель: учить обыгрывать литературный текст.

Задача: Закреплять выразительные приемы создания образа своего героя.

Атрибуты: Сшитые из перчаток герои сказки (Емеля крестьянин и царевич, царь, царевна, невестка, боярин); печка, ведра, щука, сани из картона; декорации дома и деревни, дворца царя и дворца Емели.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки, рисование декораций

Игровые правила: Играет 7 детей, воспитатель в организации.

Игровые действия: Действие начинается в доме. Емеля после разговора с невесткой отправляется за водой и вылавливает щуку. Он отпускает щуку, которая говорит ему волшебные слова. От этих слов идут ведра сами домой. А сани сами едут за дровами и обратно. На печке Емеля едет к царю. Там он встречается с царевной и женится на ней.

Результат: Инсценировка сказки.

Карточка № 8

Игра«Звероробика» (музыка Б. Савельева, слова А. Хаита)

Цель: учить изображать движения животных

Задача: развивать умение подражания.

Атрибуты: музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: чтение стихов с различными движениями животных и насекомых, изображение этих движений.

Игровые правила: участи принимают сразу все дети.

Игровые действия: соответсвенно тексту.

Уселась кошка на окошко И стала лапкой уши мыть. Понаблюдав за ней немножко, Ее движенья можем повторить.

Припев: Раз, два, три — ну-ка, повтори! Раз, два, три — ну-ка, повтори! Три, четыре, пять — повтори опять! Три, четыре, пять — повтори опять!

Змея ползет лесной тропою, Как лента, по земле скользит, А мы движение такое Рукою можем вам изобразить.

Припев.

Весь день стоит в болоте цапля

И ловит клювом лягушат.

Не трудно так стоять ни капли

Для нас, для тренированных ребят.

Припев.

Живет на свете очень много

Мартышек, кошек, птиц и змей.

Но, человек, ты друг природы

И должен знать повадки всех зверей.

Припев.

Результат: инсценировка по тексту.

Карточка № 9

Игра «Лиса, заяц и петух»

(Театр на руке — пальчиковый)

Цель: Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.

Задача: Развивать коммуникативные навыки и самостоятельность.

Атрибуты: Сшитые на пальчик герои сказки (петух, собачка, медведь, бык, лиса, заяц); дом для лисы — голубой и домик для зайца; коса.

Предварительная работа: Изготовление домиков для лисы и для зайца, разучивание слов героев сказки и слов автора

Игровые правила: Дети распределяют роли и определяют очередность выступления героев. Играет 4-5 человек.

Игровые действия: Игра начинается в лесу зимой.Стоят 2 избы: ледяная и лубяная. В ледяной живет лиса, а в лубяной живет заяц. Весной ледяная изба растаяла. Лиса выгоняет зайца из лубяной избушки и поселяется сама в ней. Заплакав, заяц жалуется собаке, медведю, быку. Они не смогли выгнать лису. А петух с косой выгоняет лису. Заяц и петух стали дружно жить.

Результат: Инсценировка сказки.

Карточка № 10

Игра «Заяц — хваста»

(Театр на руке — пальчиковый)

Цель: Развивать интерес к сценическому искусству.

Задача: Развивать умения согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.

Атрибуты:Сшитые на пальчик: заяц побольше и 3-4 поменьше; ворона; 2 собаки.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Заяц – хваста»,рассматривание иллюстраций в книге, разучивание слов героев.

Игровые правила: Играет детей 8 детей. Дети распределяют роли и определяют очередность выступления.

Игровые действия: Игра начинается в лесу. Заяц хвастается перед другими зайцами, что он никого не боится. Узнала об этом ворона. Ворона пристыдила и попросила, чтобы он больше не хвастался. Заяц обещает больше не хвастать. Один раз собаки напали на ворону. Заяц спасает ворону. Ворона хвалит его и говорит, что он храбрец.

Результат: Инсценировка сказки

Карточка №11

Игра «Лиса и кувшин»

(Театр на руке – варежковый)

Цель: Учить детей исполнять средства выразительности мимикой и интонацией

Задача: Расширять словарный запас детей.

Атрибуты: Сшитые из варежки герои сказки (лиса, кувшин, женщина,декорации: поле, река.

Предварительная работа: Знакомство с содержанием сказки, рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.

Игровые правила: Играют трое детей. Они определяют очередность выступления героев.

Игровые действия: Действие сказки начинается со слов автора. Лиса находит кувшин и засунув голову в кувшин кушает из него. Съев содержимое, лиса не могла сама достать голову из кувшина. Она долго уговаривала отдать голову. А потом решила его утопить и сама вместе с ним ушла под воду.

Результат: Инсценировка сказки.

Карточка № 12

Игра «Крылатый, мохнатый и масляный»

(Театр на руке – варежковый)

Цель: Развивать творческие способности детей.

развивать внимание и образную память.

Атрибуты: Сшитые из варежки воробей, мышь, блин и лиса; декорации в доме, в лесу.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки, разучивание слов героев и слов автора.

Игровые правила: Играет 5 детей. Поиграв один раз, дети могут поменяться ролями. Очередность выступления определяют самостоятельно.

Игровые действия: Действие сказки начинается в доме, потом действие продолжается в лесу и заканчивается снова в доме у главных героев.

Результат: Инсценировка сказки.

Карточка № 13

Игра «Снегурушка»

(Театр на руке – перчаточный)

Цель: способствовать развитию творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа своего героя.

Задача: тренировать память, наблюдательность.

Атрибуты: сшитые из перчаток герои сказки (Снегурушка, дед, баба, медведь, волк и лиса); декорации двора и дома, леса.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Снегурушка», разучивание слов героев и автора. Оформление декораций.

Игровые правила: играет 7 детей, ведущий – ребенок.

Игровые действия: Игра начинается около дома. Снегурушка уходит в лес с подружками. Там отстает от подружек, а дорогу домой найти не может. Она залезает на дерево и плачет. Подходит медведь и предлагает отвести ее домой. Снегурушка с ним не идет. Потом приходит волк. И с ним девочка отказывается идти. А лисе она поверила. Лиса довела Снегурушку домой. Дед с бабой поблагодарили лису и подарили ей подарок.

Результат: Инсценировка сказки

Картотека театрализованных игр

в  младшей  группе ДОУ.

Муз.руководитель: Гусейнова Н.С.

  https://rused.ru/moucdt/wp-content/uploads/sites/133/2018/12/3.jpg

«Выросла репка большая-пребольшая»

Русская народная сказка

Задачи:

Прочитать детям сказку.

Приучать слушать рассказ, используя наглядное изображение Инсценированные сказки на фланелеграфе

Игра-ситуация «На нашем дворе» Вызвать у детей положительные эмоции;

Обогащать впечатления; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.

Используется театр кукол БИ-БА-БО и фланелеграф

А. Барто «Игрушки»

Задачи:

Познакомить со стихотворениями.

Учить детей при повторном чтении выполнить характерные действия, повторяя за педагогом строки текста

Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции.

Поощрять готовность детей участвовать.

Используюся игрушки настольного театра

Сказка «Колобок»

Задачи:

Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажами.

Предложить детям следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации,

Развивать внимание и наглядно — действенное мышление;

Учить называть персонажей и их действий. Закреплять в речи названия животных и их признаков; расширять активный словарь: круглый, румяный, рыжая и хитрая, косолапый и т. д.

Театрализованная игра по сказке (используется театр на ложках, Би-Ба-Бо; )

Потешка «Огуречик, огуречик… »

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живёт

Тебе хвостик отгрызёт!

Задачи:

Учить детей проговаривать потешку. Освоение ласкового оращения (огуречик, хвостик, мышка).

Развивать внимания, обогащение словарного запаса.

Воспитывать осторожного поведения.

Вариант 2. Использование в игре (там мышка живет – дети убегают

Театрализованная игра по потешке (используются маски наголовники)


Игра – ситуация «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить».

Задачи:

Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность;

Учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем.


  Игра – ситуация «Для деда, для бабы Курочка-Ряба яичко снесла золотое».

Задачи

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней;

Развивать двигательную активность детей. Пересказ сказки с движениями.

Закреплять умения имитировать движения

Театрализованная игра по сказке используются все виды театра


           
«Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»

ЗадачиПоощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и спрашивает: «Где вы были, мальчики и девочки? Что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».

Дети показывают действия, которые придумали.

В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать, они решают сами


                     Творческие задания на развитие пантомимики.

Задания.

1. Показать, как Коза (Баба Яга, Красная Шапочка и др.):

  • смотрится в зеркало ;
  • пробует любимое блюдо
  • пробует нелюбимое блюдо
  1. Диалоги – пантомимы:
  • разговор двух «иностранцев», не знающих языка друг друга, с помощью жестов в различных ситуациях, например :в магазине ,на вокзале в аптеке и т. д .;
  • разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому (например, в трамвае); показать, как они выясняют отношения с помощью жестов.

3. Загадки – пантомимы:

  • в магазине (игрушек, овощном, гастрономе ,мебельном и пр.): отгадать какой товар нужен покупателю или какой товар стоит на полке ;
  • в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке;
  • отгадать профессию (по характерным движениям и позе);
  • отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке самолёте,  поезде и пр.);
  • отгадать, какая на улице погода;
  • определить по походке прохожего (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т.д.).

4.Показать (руками или пальцами):

  • Стой на месте!
  • Идём со мной!
  • До свидания!
  • Давай, помиримся.
  • Я тебя люблю!
  • Я боюсь.

                               Сказка «Козлятки и волк»

Задачи:

Познакомить детей с произведением, учить следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации. Во время режимных моментов.

Игра «Зайчата на прогулке»

Задачи:

Учить детей выполнять игровые действия, включаться в игру со сверстниками.

Формировать умения выполнять элементарные ролевые действия. Игровая ситуация с использованием различных атрибутов (настольный театр. Театр на кружках и др)

   Задания (в руках у детей куклы «би-ба-бо» или обыкновенные игрушки).

1. Куклы встречаются друг с другом и:

а) здороваются,

б) спрашивают друг друга о здоровье,

в) прощаются.

2. Одна кукла нечаянно толкнула другую. Надо попросить прощения и, соответственно, извинить.

3.Кукла празднует день рождения. К ней приходят её друзья и:

     а) поздравляют с днём рождения и дарят подарки.

б) кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу.

в) один из гостей опоздал:  попросить прощение за опоздание.

г) один из гостей нечаянно  разлил на скатерть компот, разыграть действия хозяев и провинившегося.

3. Некоторые задания можно предложить детям исполнить без кукол:

а) постучаться, зайти в группу и жестом вызвать одного из детей (молча, чтобы не перебивать рассказ воспитателя);

б) зайти к заведующей (методисту, логопеду и др.) и передать ей сообщение;

в) объяснить»маме», почему испачкана одежда после посещения детского сада;

г) извиниться перед детьми за то, что мяч покатился и сломал постройки из песка.

Примечание: в содержании этюдов на общение можно включить упражнения по этикету и культуре поведения.  

Картотека дидактических игр для детей 2 младшей группы

 
Картотека дидактических игр для детей 2 младшей группы

Игра «Найди пару»

Цель. Учить детей подбирать предметы разных по пропорции по образцу, закреплять знания основных цветов, развивать память и внимание.

Оборудование. Изображения варежек и шарфов синего, зеленого красного и желтого цветов.

Ход игры.

Воспитатель показывает кукол в шапочках (синего, зеленого, красного и желтого цвета) и просит детей подобрать им одинаковые по цвету варежки и шарфы. Изображения шарфов и варежек раскладываются на столе врассыпную. Кукол рассаживают на стулья вокруг стола. Воспитатель показывает детям, как подбирать теплые вещи для кукол. Затем просит выполнить задание самостоятельно одеть свою куклу. В игре могут принять участие несколько человек. Тогда задание выполняется на скорость, кто первым соберет комплект для своей куклы.

Игра «Разрезные картинки»

Цель. Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.

Оборудование. Разрезные картинки из 4-х частей. Предметы и игрушки, соответствующие изображениям на картинках.

Ход игры.

Перед детьми лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (яблоко, машинка, неваляшка, кукла, мяч и т. п.). Воспитатель просит детей сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. По окончании выполнения задания детям предлагаются для выбора и соотнесения два предмета (например: машина и неваляшка, которые они сравнивают с изображением.

Выигрывает ребенок, первым собравший разрезную картинку.

Игра «Собери бусы»

Цель. Развивать координацию действий обеих рук ребенка, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку.

Оборудование. Цветные веревочки и колечки синего, красного, желтого и зеленого цвета.

Ход игры.

Воспитатель показывает детям кукол, и говорит, что они собираются на праздника праздник, но у кукол нет красивых бус, а они очень хотят быть красивыми. Педагог надевает куклам бысы, но всем их не хватает. Что делать? Куклы очень расстроены. Тогда воспитатель показывает коробку с колечками и веревочками, и предлагает помочь куклам и сделать для них бусы. Воспитатель объясняет, на веревочку нужно надеть колечки такого же цвета как и сама веревочка, например, на красную веревочку – красные колечки, на синюю веревочку – синие колечки и т. д.). Концы веревок соединяет педагог. Разноцветные бусы надевают на кукол. Куклы радуются и говорят ребятам спасибо.

Игра «Угадай, что делать»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитывать у детей умение переключать слуховое внимание.

Оборудование. На каждого играющего по 2 флажка.

Ход: Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Воспиатель начинает звенеть бубном. Если бубен звенит громко, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо — держат руки на коленях.

Игра «Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитывать у детей умения переключать слуховое внимание.

Ход: Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Хотите? Тогда, пойдемте на прогулку. Смотрите, Дождик не идет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, чтобы вам было веселее гулять под его звуки. А когда начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Игра «Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Оборудование. 5 бумажных ярких бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур необходимо натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Ход: Дети сидят на стульях. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Они умеют летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. А теперь попробуйте сами подуть на них. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек. Игра повторяется несколько раз, пока все дети на подуют на бабочек. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть нужно только на одном выдохе, не добирая воздуха, при этом щеки у ребенка не должны надуваться, а губы слегка выдвинуты вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, иначе у него может закружиться голова.

Игра «Давайте познакомимся!»

Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.

Оборудование: кукла.

Ход игры К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться.

Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришла кукла. Давай познакомимся, меня зовут Людмила Геннадьевна, а тебя? Очень приятно!». Дети по одному подходят к кукле и называют свое имя. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы.

Игра «Оцени поступок».

Цель: развивать представления детей о добрых и плохих поступках с с опорой на сюжетные картинки; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать доброжелательность и чуткость у детей.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры

Дети играют в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети рассматривают картинку, описывают, что видят и оценивают поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки куклу, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

Игра «Как зовут членов семьи».

Цель: закреплять умение детей четко называть всех членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Мариной, папой Димой, братом Женей. У меня есть бабушка Люда, бабушка Лена, дедушка Миша и дедушка Гена».

Игра «Да или нет».

Цель: формировать у детей желание беречь свое здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что — нет.

Ход игры

Воспитатель: «Ребята, я буду вам называть ситуации, а вы, если так можно делать, будете хлопать в ладоши, если нельзя, будете топать ногами. Например: можно играть с мячом на дороге; можно ровно сидеть за столом; во время еды можно разговаривать; не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя играть со спичками; нужно мыть руки после возвращения с прогулки и т. д.

Игра «Комплименты».

Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Ход игры

Дети встают круг и берутся за руки. Воспитатель обращается к ребенку, стоящему справа от нее :«Саша, ты сегодня такой вежливый!». Далее Саша обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.

Игра «Все профессии нужны, все профессии важны».

Цель: закреплять знания детей о профессиях; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: картинки с профессиями взрослых.

Ход игры Воспитатель показывает картинки с профессиями взрослых и предлагает их рассмотреть, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности. В конце игры воспитатель, подводя итог, говорит, что все профессии нужны и важны.

Игра «Кому что нужно для работы».

Цель: закреплять и уточнять знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.

Оборудование: большие картинки с профессиями взрослых (повар, врач, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.

Ход игры На стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Воспитатель предлагает детям взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.

Игра «Лишний предмет».

Цель: учить детей определять лишний предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление.

Оборудование: красные треугольники и квадраты разного размера; синие круги разного размера.

Ход игры

Воспитатель выставляет геометрические фигуры на наборное полотно, а дети их называют. Затем воспитатель предлагает детям назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение “  Детский сад   №14

г. Коркино

2021г.

Воспитатель

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации.

Цель: развитие творческой активности

Задачи: развитие творческого воображения, выразительности, пластичности, освоение образных движений. Развитие фантазии, наблюдательности, памяти.

Воспитатель:    Ребята, вы любите ходить в гости? А бывает так, что ваши друзья живут далеко и  надо добираться к ним на транспорте?      Сегодня я приглашаю вас в гости к Дашеньке. На чём мы поедем?  (Дети предлагают: на самолёте, на лошадке, на поезде…)  Дашенька живёт далеко, и нам придётся ехать на разных видах транспорта.

 Сначала мы с вами отправимся на самолёте.

               Речевое упражнение « Самолёт »

— Как гудит самолёт? ( У-у-у. Дети, подражая педагогу, расставляют руки в стороны, вытягивают губы трубочкой, протяжно произносят звук «у-у-у», повышая и понижая голос, и «летят» друг за другом.)

Теперь нам нужно пересесть в поезд.

                        Речевое упражнение « Поезд »

— Как стучат колёса?  (Чух-чух-чух. Вслед за педагогом дети сгибают руки в локтях,сжимают кулачки и, произнося «чух-чух», двигаются друг за другом.)   На станции нас встречает лошадка.

                        Речевое упражнение «Лошадка»

— Как цокают копыта у лошадки?  (Дети, подражая педагогу, щёлкают языком и скачут, высоко поднимая ноги.)

— Наконец мы приехали! Посмотрите, кто нас встречает!  ( Воспитатель

берёт в руки большую куклу – это Дашенька.)

-Поздороваемся с Дашей!  (Дети каждый по-своему здороваются с куклой.)

                         Хоровод с показом движений

      Ай, люли, ай, люли! В гости к Дашеньке пришли:

      Петушок в сапожках, курица в серёжках,

      Селезень в кафтане, утка в сарафане,

      Котик в новой свитке, кошечка в накидке,

      С перстеньком на лапке, а собака – в шапке!

( Характерные движения: петух и курочка – важно вышагивают, селезень и утка – переваливаются с лапки на лапку, мягко ступает кошечка, собака прыгает от радости.)

    Дети слушают вальс.

— Ребята, зима принесла нам холод, снег, ветер. Как дует ветер зимой?

(Дети делают глубокий вдох носом и, надув щёки, с силой выдыхают воздух на четыре счёта)

— Ветер принёс снежинки. Они полетели, закружились!

(Воспитатель предлагает детям «превратиться» в снежинки и полетать под музыку)

— Ветер утихает, снежинки медленно опускаются на землю.

(Дети в произвольных позах садятся или ложатся на ковёр)

— Снег укрыл тёплым одеялом дороги, поля, лес. А кто же в лесу зимой не спит?

                                            Загадка

    Маленький, беленький: по лесочку прыг, прыг.

    По снежочку тык, тык.

           Игра на имитацию движений с приговариванием

— Представьте себе, что вы – маленькие заиньки.

Зайка маленький сидит и ушами шевелит: вот так, вот так!                      И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть: хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать: скок-скок, скок-скок!

Надо зайке поскакать.

  Дети имитируют движения и проговаривают стих.

                      Игра « Кого боится зайка? »

— Кого боится зайка?  (Волка, лисы…)

— И вдруг из-за ёлки показалась лиса!  (игрушка или би-ба-бо)

-Увидел заяц лису, испугался. Помчался заяц от лисы!

Хвост дрожит, дрожат усы. Нет спасения в лесу, прыгнул к ёжику в нору.

(Дети-зайчишки дрожат от страха, убегают от лисы, прыгают в «норку» к ёжику)

— Что же делает зимой ёж?  (спит)

— Как в норке спит ёж?  (свернувшись клубком)

Воспитатель предлагает поудобнее «улечься», звучит колыбельная.

Дети называют знакомые овощи, показывают муляжи.

-Представьте себе, что мы с вами в огороде на грядке  ( дети «рассаживаются на грядке» ).

Воспитатель ходит и приговаривает:

Вот пришла я в огород! Репка, свёколка растёт.

И картошка, и капуста, и морковочка, и лук.

Детям я сварю сегодня овощной полезный суп!

-Ой, что это на грядке выросло?   (дети называют овощи)

-Морковки, полезайте в корзинку! Идите ко мне! (встают кучкой)

И вдруг….Ах, овощи рассыпались!  (дети разбегаются)

Воспитатель их вновь созывает, дети собираются, крепко держась за руки.

-Все овощи собраны, лежат в корзинке. Корзину я ставлю в машину и весь урожай едет домой.

♪   Едем, едем мы домой на машине грузовой.

         Нам ворота отворяй, едет с поля урожай!

-Вот мы и дома. Пора варить овощной суп.

♪  Имитация:  дети моют овощи, чистят, режут, кладут в кастрюлю, солят, мешают, пробуют, кормят кукол.

На болоте две подружки, две зелёные лягушки.

Под лопух на кочку сели, свою песенку запели!

— Какую песенку запели лягушки?   (Дети протяжно квакаают)

— Как запоют весёлые лягушки?       (Дети весело и громко квакают)

На болоте две подружки, две печальные лягушки,

Под лопух на кочку сели, тихо песенку  запели.

— Как будут петь печальные лягушки?   (Дети тихо, жалобно квакают)

Над ширмой появляется кукла – лягушка:

— Здравсвуйте, ребята, ква-ква-ква, вы ребята – лягушата?    (Да)

— Что же вы сидите, прошёл тёплый дождь, пора на прогулку! Растопыривайте ваши лапки, прыгайте на полянку.

      Под весёлую музыку дети прыгают, как лягушата.

— Лягушата, вы проголодались? А посмотрите, вокруг вас столько комаров! Ловите их!   (Дети открывают рты и двигают  язычками) 

— Наелись? Теперь можно поиграть!

                   Подвижная игра «С кочки на кочку»

    На полу раскладываются обручи, под музыку дети скачут с кочки на кочку (прыгнуть в обруч), а со словами воспитателя: «Цапля идёт!» — дети прячутся-приседают.

                         Мини – сценка  «Полянка»

Стихи к разыгрыванию сценки необходимо накануне раздать на дом.

Лисичка:  Над полянкой, над лесной дует ветер озорной.

                  Этот ветер очень мил: он мне шёрстку распушил!

Бабочка:  Светит солнышко с небес, разговаривает лес,

                  И приятная жара начинается с утра!

Зайчик:   Весёлая полянка, душистые цветы!

                 Зелёная полянка, понравилась мне ты!

Лягушка:   День хорош?  Какая чушь! Отвратительная сушь!

                    Очень скверная погода: нет ни сырости, ни луж! Ква!

Кукла-лягушка прощается с детьми:    Мне пора скакать в болото,

                Много у меня заботы. Ждут меня мои ребята, озорные лягушата.

                До свидания! Ква-ква-ква!  До свидания!

Воспитатель вносит  зайку и грустным голосом читает стихи А. Барто «Зайку бросила хозяйка».

— Посмотрите, ребята, какой Зайка мокрый,  грустный, одинокий. Давайте мы его пожалеем.  (Дети вытирают Зайку, гладят, жалеют. Воспитатель помогает подобрать ласковые, утешительные слова: не плачь, Заинька, мы тебя любим, приласкаем, какой ты хороший….)

— Посмотрите, Зайка заулыбался, стал весёлым.  (Воспитатель демонстрирует пиктограммы: весёлую и грустную, просит показать, каким был Зайка, каким он стал. Дети выбирают нужные пиктограммы.)

Мы умеем улыбаться, можем мы и погрустить.

Очень любим мы смеяться, ну а главное – дружить!

(Дети выполняют мимические упражнения: улыбаются, «грустят», смеются, на последней строчке дают друг другу руки.

                                 Игра на пальцах

— Посмотрите, как крепко умеют дружить наши дети. А как умеют дружить наши пальчики? Покажите их.

Дружат в нашей группе       (пальцы обеих рук соединяются в замок)

Девочки и мальчики.

С вами мы подружимся,      (ритмичное касание пальцев обеих рук)

Маленькие пальчики.  

Раз-два-три-четыре-пять,    (поочерёдное касание пальцев обеих рук,

Начинай считать опять.        начиная с мизинца) 

Раз-два-три-четыре-пять      (руки вниз, встряхнуть кистями)

Мы закончили считать!      

                  Игра с движениями «Весёлые зайчата»

Мы —  весёлые зайчата, любим прыгать и скакать.

Ну – ка, рыжая лисица, ты попробуй нас догнать!

   Роль лисицы предлагается любому ребёнку, остальные дети – зайчата.

Пока дети проговаривают слова, лисичка сидит в «норке», а затем ловит убегающих зайчат.

Воспитатель напевает:  Детушки — касатушки!

                                        Вы садитесь, не стесняйтесь,

                                        Поудобнее располагайтесь!

                                        Всем ли видно, всем ли слышно?

                                        Приготовьте ушки, глазки,

                                        Расскажу сейчас вам сказку!

                             С куклой кошкой или с ребёнком.

—  Кисонька – мурлысонька, ты где была?

— На мельнице.

— Кисонька – мурлысонька, что там делала?

— Муку молола.

— Кисонька – мурлысонька, что из муки пекла?

— Прянички.

— Кисонька – мурлысонька, с кем прянички ела?

— Одна.

— Не ешь одна, не ешь одна!

Воспитатель держит в руках куклу Дашеньку.

— Вспомните, у кого мы с вами были недавно в гостях? А сегодня Дашенька у нас в гостях, давайте с ней поздороваемся и пригласим её в наш дружный хоровод.

 Дети берутся за руки и вместе с куклой встают в круг, повторяя за воспитателем слова:

                                    Хоровод

Хоровод водили, озорными были.

Вот и встали мы в кружок, а кто рядом здесь,  дружок?

Педагог обращается к какому-либо ребёнку:

— Кто с тобой рядом стоит?  (ребёнок называет рядом стоящего по имени в уменьшительно – ласкательной форме,  например,   Танечка)

Хоровод продолжается до тех пор, пока все имена не будут названы.

           Театрализованная игра «Кто в гости пришёл?»

     Воспитатель предлагает детям представить, что они не дети, а разные звери, птицы.  По желанию можно выбрать шапочку – маску. Под музыкальное сопровождение ребёнок подходит к домику Даши и голосом своего героя просится в гости к Дашеньке. Она его «впускает».

   И вот все животные в домике.  Педагог напоминает детям русскую народную пословицу: «В тесноте, да не в обиде!»

Показать игрушку – лошадку:  Гоп-гоп, гоп-гоп, ты скачи в галоп!

                                                Ты лети, лошадка, скоро,

                                                Через реки, через горы.

                                                 Всё в галоп, в галоп.

                                                 Гоп – гоп, гоп – гоп!

— Как скачет большая лошадка? (гоп – гоп, гоп – гоп)

— Поскачем, как большие лошадки! (высоко поднимать ноги, подпрыгивая, делают большие шаги)

— А теперь вы маленькие жеребята.  ( гоп-гоп-гоп, гоп-гоп-гоп)

— Как скачут жеребята? ( маленькие шажки – подскоки)

Погладить, покормить, но сначала нарвать травы; покататься.

        Проговаривание чистоговорки:  Са – са – са,  вот летит оса.

  1. С разной силой голоса: тихо – громче – громко.
  2. Меняя интонацию:  удивлённо, вопросительно, испуганно.

    Разыгрывание мини – сценки  «Пчёлки и медведь»

Пчёлка- мама:   Пчёлки-детки, полетели собирать мёд с цветов.

                           Ой, медведь идёт!  Мёд у пчёлок унесёт! Пчёлки, домой!

Пчёлки:      Этот улей – домик наш!  Уходи, медведь, от нас!  Ж-ж-ж-ж!

   Роль мамы-пчёлки воспитатель берёт на себя.  Роль медведя предложить любому ребёнку.

                         Танец – игра «Паучок»

— В хоровод, в хоровод собирайся народ!

Воспитатель собирает детей в круг. Водящий садится в центре круга. Дети идут по кругу, приговаривая:

       Паучок, паучок, тоненькие ножки, красные сапожки!

       Мы тебя кормили, мы тебя поили,

       На ноги поставили – танцевать заставили!

На этих словах дети подходят к водящему, ставят его на ноги, расходятся с прихлопыванием.

-Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!

     Водящий выбирает себе пару и выполняет танцевальные движения под музыку.

— Ребята, мы отправляемся на прогулку к реке!

Маленькие ножки шагают по дорожке    (дети идут мелкими шажками)

Большие ноги идут по дороге                  (широко шагают, высоко поднимая ноги)

— Шли мы с вами по широкой дороге, а теперь пойдём по узенькой тропинке  (дети идут гуськом),  осторожно, не ступите в лужу!  На пути у нас канавка, осторожно, не упадите, перепрыгивайте по одному!  Мы дошли до речки и нужно перебраться по мостику на другой берег   (воспитатель кладёт на пол дощечку)

— Подойдём к речке, опустим руки в воду…Какая вода?   (ответы детей)

-Умоемся…        (дети набирают воображаемую воду в ладошки и проводят по лицу), стряхнём воду с рук.

Кто плещет в речке чистой спинкой серебристой?  (рыбка)

— Представьте, что ваши ладошки – это маленькие рыбки. Пусть они поплавают.  (включается музыкальный фон, дети двигаются по залу и делают волнообразные движения кистями рук)

— Ой, сколько рыбёшек в речке! И плотвичка, и карасики, и пескарики… И вдруг из камышей выплывает большая голодная щука! Рыбёшки, прячьтесь скорей за камушки!

  Дети прячутся за стульчики, ребёнок в маске-шапочке «щуки» пытается поймать рыбок.

Дети, держась за руки,  идут и  приговаривают:

Пошли, пошли, поехали за спелыми орехами,

За ягодами, грибами, что родятся под дубами,

Что растут под клёнами, под липами зелёными.

-Мы с вами пришли в лес. Послушайте, как тихо в лесу.

Су-су-су, тихо осенью в лесу!  ( дети повторяют )

-Послушайте, как шумит ветер в лесу?

Фу-фу-фу-фу!  (дыхательные упражнения)

-Летят по ветру листья ш-ш-ш-ш….и падают на землю.

Шур-шур-шур! Что шуршит у нас под ногами?  (листья)

-А под листьями спрятались грибочки и ягоды – брусника, клюква. Давайте поищем их.  (Имитация:  дети ходят,  наклоняются и собирают в корзинки)

-Что у тебя?  (гриб – картинка)

-Какой он?   (маленький, красивый)

-А у тебя что за ягоды?  (земляника – карточка)

-Как много грибов и ягод мы собрали, мне одной две корзины не донести. Помогите, пожалуйста!  (имитация)

-А кто ещё любит грибы, ягоды и собирает их на зиму?  (белки)

-Белочки скачут по лесу и собирают грибочки, ягоды, орехи.  (дети изображают белок)

    Вот какие белки трудолюбивые, много запасов сделали на зиму! Сделал дело, гуляй смело!

             Ходит осень по дорожке

Воспитатель:   Ходит осень по дорожке,  промочила в лужах ножки,

                             Льют дожди, и нет просвета, затерялось где – то лето.

                             Осень золото роняет, холод пташек угоняет.

                            «До свиданья, лес и луг!  Мы летим на тёплый луг».

     Осень – холодное время года, некоторые птицы улетают на юг.  А что же делают обитатели леса? ( роют норки, ищут укрытие от дождя и холода, устраивают берлоги).

                     Сказка «Теремок»

С использованием фланелеграфа, би-ба-бо или с участием самих детей.

    Я расскажу вам сказку про теремок, который нашли звери в лесу.

— Как начинается сказка?

— Кто же первый пришёл к теремку? (как? Просит голосом мышки)

— Кто следом за мышкой? (лягушка  просится — ква-ква)

— Что ответила мышка? (диалог)

— А за лягушкой кто пришёл?  И т. д. по сюжету сказки.

Воспитатель собирает детей в хоровод.

         К нам гости пришли! Дорогие пришли!

         Мы не зря кисель варили, пироги пекли!

— Подходите, гости дорогие, угощайтесь!   (Воспитатель раздаёт воображаемые пироги. Дети имитируют жевание)

— У кого пирог с малиной? А у кого с черникой? А с клюквой кому достался? Подкрепились? Вкусно? Посмотрите, ребята, к нам пришёл в гости Хомка-хомячок.  (на фланелеграфе  изображение хомяка)

— Хомячку на ухо села муха!  Проговорим медленно и чётко, меняя силу голоса (тихо-громче-громко), меняя интонацию (вопросительно, удивлённо, испуганно)

                       — А теперь мы с Хомкой поиграем!

Хомка, хомка, хомячок, полосатенький бочок!   (Дети поглаживают бока)

Хомка раненько встаёт, щёчки моет, шейку трёт.  (Дети потягиваются)

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.      (Имитация)

Раз, два, три, четыре, пять,  Хомка хочет сильным стать!

 — Наш Хомка по весне сеет горох у себя на огороде.

                  Игра с использованием мимики и жестов.

     Представьте себе, что вы маленькие горошинки, вы лежите в земле. Пригрело солнышко, прошёл дождь, горошины стали набухать, и вдруг показался росток. Росток пробился  сквозь землю и. раскачиваясь, потянулся к солнышку. Появился один листочек, второй, и вот появился цветочек. Он качал своей головкой и улыбался солнышку.

     В игре обязательно используется музыкальный фон.

-Покажите ваши ручки. Вот они какие! Что умеют ваши ручки?

Дети двигают руками, пальцами рук делают непроизвольные движения.

                                    Игра на пальцах.

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому

Указательный и средний, безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок постучался на порог!

Вместе пальчики – друзья, друг без друга им нельзя!

   Воспитатель, произнося текст, поочерёдно соединяет с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец.

-А ещё наши ручки умеют превращаться! Посмотрите, наши ручки могут превратиться в травку!   Воспитатель ставит маленькую ширму, величиной с книгу, над ширмой показываются растопыренные пальцы рук.

-Наши руки могут превратиться в кустики!   Над ширмой показываются кисти рук.

-А теперь наши руки стали деревцами.   Руки вытягиваются до локтей

-Посмотрите, у нас вырос целый лес! А что такое лес?

-Но вот подул ветер и закачались деревца.  Руки наклоняются в разные стороны.

-Ребята, сложите ваши ладошки. Они похожи на зёрнышки. Что может вырасти из зёрнышек?    (дерево, кустик, цветок)

-Представьте себе, что ваше зёрнышко – это будущий цветок.

       Дети прячутся за ширмой.

-Упало зёрнышко в землю, пригрело солнышко, прошёл дождь, и из зёрнышка появился росток.   (Дети медленно поднимают над ширмой сложенные ладошки)

Росток рос, рос, и вскоре появился цветок   (дети вытягивают руки до локтей, а затем раскрывают ладошки)

-Посмотрите, сколько цветов распустилось у нас в саду!  А как они пахнут!    (Дыхательное упражнение:  глубокий вдох и медленный спокойный выдох)

-Ребята, а вы смогли бы превратиться в деревья?

Ветер тихо клён качает, вправо, влево наклоняет.

Раз наклон и два наклон. Зашумел листвою клён.

Дети поднимают руки вверх, изображая деревце, и проговаривают слова.

-Ах, какое красивое деревце!  Детям в индивидуальном порядке предлагается сказать эту фразу с восхищённой интонацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector