Меню

Книга рассказы из жизни сподвижников пророка

Смерть – это неопровержимая истина, в которой нет никакого сомнения. Кто может опровергнуть смерть? Могильные мучения станут воздаянием за совершённые грехи. Да убережёт нас Всевышнийот них! Какие же поступки приведут к могильным мучениям? Всевышний и Его Посланник (мир ему и благословение) оповестили нас о том, что станет причиной могильных мук:

1. Неверие в Создателя, отрицание существования Творца. Как известно неверие является одной их главных причин всех грехов. Любой грех прощается при искреннем раскаянии, кроме неверия (смысл):

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, прощает другие грехи, кому пожелает» (Коран, 4:116).

В хадисе Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах), говорится: «Мы были с Пророком (мир ему и благословение) у ограды владения племени ан-Наджар, когда проходили мы возле шести (пяти или четырёх) могил, мул Пророка (мир ему и благословение) вздрогнул так, что чуть не скинул его с себя. Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Кто знает тех, кто тут похоронен?». Ему ответил мужчина: «Я». Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Как они умерли?», тот ответил: « Они умерли в многобожии». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, община будет испытана в могилах, и если бы это, не должно было быть скрыто от вас, то я попросил бы Аллаха, чтоб Он позволил вам услышать то, что слышу я из могильных мучений…». Затем он повернулся к нам лицом и сказал: « Просите защиты у Аллаха от мучений огня», и мы попросили защиты, затем он сказал: «Просите защиты у Аллаха от мучений в могиле…» (имам Муслим).

Посмотрите, как испугалось животное, на котором сидел Пророк (мир ему и благословение), почувствовав наказание людей, находящихся в могиле?

Книга рассказы из жизни сподвижников пророка

2. Лицемерие. Всевышний говорит о лицемерах:

«Среди бедуинов, живущих в окрестностях Медины, есть лицемеры, которые не уверовали, но скрывают это и притворяются верующими. И среди жителей Медины также есть лицемеры, которые так искусно скрывают своё лицемерие, что и ты (о Пророк!) их не распознаешь, но Аллах знает, какие они на самом деле, и Он их накажет дважды в земном мире: один раз Он поможет вам одержать победу над вашими врагами, которая лишит их покоя, и второй раз, когда Он разоблачит лицемерие этих людей. Затем они будут возвращены в последней жизни к великому наказанию в адском мучительном огне». (Коран,9:101).

3. Пренебрежительное отношение к очищению от мочи и сплетни. В хадисе, рассказанном со слов Ибн Аббаса, сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение) проходил мимо двух могил и сказал: «Сейчас эти двое получают наказание, и наказывают их не за то, что было обременительным. Один из них не пытался уберечься от брызг мочи, а второй разносил сплетни». Затем он взял сочную пальмовую ветвь, разделил её пополам и воткнул по половинке в каждую могилу. Люди спросили его: «О, Посланник Аллаха, зачем ты поступил так?» Он ответил: «Может быть, их страдания облегчатся, пока эти веточки не высохнут» (приводится в книге «سنن أبي داود»). Халатное отношение к попаданию мочи на тело или одежду, может привести к тому, что намаз таких людей будет не принят, что влечёт за собой наказание в могиле. Намеренное распространение сплетен с целью поссорить людей приносит огромный вред, так как доверие в обществе начинает исчезать.  Сколько родственных уз было разорвано из-за сплетен, сколько семей распалось по причине сплетен.

4. Другой серьёзной причиной для могильного наказания является поклёп, хула, т.е. обсуждение людей и их недостатков за их спинами, унижение их достоинства, чести, репутации и т.д. Коран запрещает подобного рода действия:

«…не злословьте за спиной друг друга. Разве пожелает кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? Вы ведь почувствовали отвращение» (Коран,49:12).

5. К грехам, являющимся причиной могильных мук, учёные отнесли невыплату закята, имея на то возможность. Закят – это один из пяти обязательных столпов Ислама, поэтому и наказание за его невыполнение также будет суровым. В хадисе, который передают имамы аль-Бухари и аль-Муслим, говорится:

«На того хозяина золота и серебра, который не выплачивал с них то, что положено (то есть закят), в Судный день будут наложены пластины из огня, которые будут нагреваться в огне адском и будут жечь бок его, лоб и спину; всякий раз, как будут они остывать, будут восстанавливаться, в день, величина которого пятьдесят тысяч лет, пока не совершится суд над рабами, и будет видна дорога его или в рай, или в огонь адский».

Книга рассказы из жизни сподвижников пророка

6. Неоказание помощи притеснённому.

В хадисе, переданным от ибн Мас’уда говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Один из рабов Всевышнего был наказан в могиле сотней ударов плети, он не переставал просить о помощи, пока не остался последний удар. После нанесения этого удара, его могилу наполнили огнём. После того, как огонь был устранён, он спросил: «За что меня наказали ударами плети?». Ему ответили: «Ты совершал намаз без омовения и оставил без помощи притеснённого» (приводят ат-Тахави в книге «مشكل الآثار», Хафиз ибн Ахмад аль-Хаки в «معارج القبول بشرح سلم الوصول إلى علم الأصول»). Имам аль-Касталани отмечал: «Если положение непомогающего притеснённому таково, что же будет с притеснителем?»

 7. Гордость и высокомерие.

«Опусти своё крыло перед верующими, которые следует за тобой (будь добр и милосерден к ним)» (Коран,26:215).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, у кого на душе капля высокомерия, не сможет войти в Рай». Из сподвижников Пророка Малик ибн Мирара говорил: «О, Пророк! Человек хочет, чтобы его платья и обувь были красивыми». В ответ на это Пророк повелел: «Аллах красивый и любит красоту. Высокомерие – это не признавать истину и смотреть на людей свысока».

8. Ложь.

О степени греховности лжи, говорит тот факт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) упомянул ложь вслед за двумя большими видами греха: «Разве я не сообщал вам, какие грехи самые тяжкие? Это придание Аллаху сотоварищей и непослушание родителей, а также ложное слово и лжесвидетельство».

9. Оставление Корана после его изучения, и сон, из-за которого пропускается обязательная молитва.

В этом же хадисе Пророк (мир ему и благословение) сказал: «… мы подошли к лежавшему человеку, над которым с камнем (в руках) стоял другой человек, бросавший этот камень на голову (лежавшего) и разбивавший её. И (после того, как он наносил ему удар) камень откатывался в сторону, а (этот человек) шёл за камнем и (снова) брал его, и ещё до того, как он возвращался, голова (первого снова становилась такой как прежде), после чего он (снова подходил) к нему и делал с ним то же, что и в первый раз.

Я сказал им: «Субханаллах! Кто эти двое?». В конце этого хадиса приводится ответ: «Что касается первого человека, мимо которого ты проходил и голову которого разбивали камнем, то это человек, который учил Коран, а потом забывал его, и он спал, упустив обязательную молитву» (имам Аль-Бухари).

Ибну Хабирата говорил: «Отвержение Корана после заучивания его, – великое преступление, … когда он отверг почётнейшее из вещей, – подвергся наказанию в почётнейшей из его частей тела, то есть в  голове».

10. Ростовщичество также является грехом, за которое человек понесёт суровое наказание, в том числе и в могиле:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну» (Коран, 2:278-279).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах проклял того, кто отдавал (деньги в долг) под проценты, брал (деньги в долг) под проценты, кто являлся посредником между ними, и того, кто был свидетелем этой сделки!»

11. Прелюбодеяние. Всевышний Аллах запретил не только само прелюбодеяние, но и действия, которые приближают к этому ужасному греху:

«Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем» (Коран,17:32).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «В то время, когда (верующий) раб совершает прелюбодеяние, то его иман (вера) выходит из него и висит над ним как тень, а когда он заканчивает, то иман возвращается в него».

12. Призыв к совершению благих поступков и несоблюдение того, к чему призываешь.

О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? (Коран, 61:2)

Разве подобает верующим поступать таким образом? Кто может быть более ненавистным Аллаху, чем тот, кто провозглашает то, чего не выполняет сам? Всякий, кто учит людей добру, должен быть в числе первых, кто совершает его. А тот, кто предостерегает других от зла, должен в первую очередь сам избегать его.

Приводится у хафиза Байхаки: «В ночь вознесения, я подошёл к народу, которому отрезали губы огненными ножницами … я спросил, кто они? Мне ответили: «Это проповедники из твоей уммы, которые говорят то, что сами не делают, читают Книгу Аллаха, но не руководствуются ею»».

13. Несоблюдение поста в месяц Рамадан. В хадисе, рассказанном ибн Аббасом, сказано: «Три основы Ислама взаимосвязаны: свидетельство о том, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, намаз, пост в месяце Рамадан. Кто, отрицая оставит хоть одну из них, тот – кяфир (неверный)».

В хадисе сказано: «Кто не соблюдает пост один день в месяце Рамадан без уважительной причины (узр), тот не восполнит упущенное вознаграждение, даже если будет держать уразу ради Аллаха всю жизнь».

Image

Десять сподвижников, обрадованных благой вестью о Рае при жизни

The Jamiatul Ulama

Источник:

THE JAMIATUL ULAMA

The Council of Muslim Theologians

Azan.ru

Перевод:

AZAN.RU

Исламский информационно-образовательный портал

Одна из самых главных целей верующих – это стремление достичь Рая, поскольку Всевышний Аллах в Священном Коране повелевает людям соревноваться в достижении Рая:

«Спешите к прощению вашего Господа и к Раю, ширина которого равна (ширине) небес и земли, уготованному для богобоязненных». (Сура «Алю-Имран», 3:133).

Большинство людей узнают – достигли ли они Рая, лишь в будущей жизни, но некоторые люди, в частности, десять сподвижников, удостоились этого знания уже в этом мире.

«Что же с вами? Почему вы не расходуете на пути Аллаха, ведь Аллаху принадлежит наследство небес и земли? Не сравнятся (люди) с теми из вас, кто расходовал (на пути Аллаха) и сражался до покорения Мекки. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали (на пути Аллаха) и сражались после этого. Каждому из них Аллах обещал наилучшее, и Аллах сведущ о том, что вы делаете». (Сура «Аль-Хадид», 57:10).

Как видно из этого аята, Аллах обещает Рай всем сподвижникам. Большинство сподвижников, которые обладали многими хорошими качествами, получили благую весть о Рае в целом, но были и те, кому по отдельности был обещан Рай уже здесь, на земле. Термин «ашара мубашара» (десять обрадованных Раем) обозначает как раз тех сахабов, кто получил эти радостные вести от самого Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) при своей жизни. По отношению к этим сахабам также используется термин «аль-мубашара биль-джанна». К этим сподвижникам, да будет доволен ими всеми Аллах, относятся:

  • Абу Бакр ас-Сыддык (ум. в 634 г. григорианского календаря)
  • Умар ибн аль-Хаттаб (ум. в 643 г.)
  • Усман ибн Аффан (ум. в 655 г.)
  • Али ибн Абу Талиб (ум. в 660 г.)
  • Тальха ибн Убайдуллах (ум. 656 г.)
  • Зубайр ибн Аввам (ум. в 656 г.)
  • Абдуррахман ибн Ауф (ум. в 652 г.)
  • Саад ибн Абу Ваккас (ум. в 674 г.)
  • Саид ибн Зайд (ум. в 671 г.)
  • Абу Убайй ибн Джаррах (ум. в 639 г.).

Имена этих сподвижников были упомянуты в хадисах и, таким образом, зафиксированы. Вообще, когда мы читаем описание жизни сподвижников Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), в частности, этих благородных сподвижников, можно заметить, что их биографии очень обычны истории раннего Ислама:
 

Некоторые общие черты ашара мубашара:

  • Все они приняли Ислам в первые годы Ислама;
  • Они много помогали Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и делу Ислама;
  • Они совершили хиджру;
  • Почти все они участвовали в битве при Бадре;
  • Они присягнули Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) в Худайбийе;
  • Передается множество сообщений об их достоинствах;
  • Хадисы, сообщающие о них, достоверные.

Абу Бакр ас-Сыддик
(да будет доволен им Аллах)

Он был первым принявшим Ислам из свободных людей. Он был первым праведным халифом и первым из ашара мубашара. Его настоящее имя было Абдуль-Кааба. После принятия им Ислама Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) дал ему имя Абдуллах. Его кунья была Абу Бакр, также известны такие его прозвища как Джамиуль-Куран («собравший Коран»), Ас-Сыддик («правдивый») и Аль-Атик. Самое известное из них – это Ас-Сыддик.

Абу Бакр родился спустя два года и несколько месяцев после «Года слона», в Мекке в 571 году. Он был известен своим замечательным характером и целомудрием. Рассказывают, что он был на год или три года моложе Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

Сообщается, что у него была светлая кожа, стройное тело, худое лицо с редкой бородкой, глубоко посаженными глазами и выпуклым лбом.

Он происходил из рода бану Таим племени курайшитов, который занимал важное положение в Мекке, участвовал в торговле, отличался обширными связями и хорошим воспитанием. Родословная Абу Бакра и Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) пересекаются на Мурре бин Кабе. Имя его матери Уммуль-Хайр Сальма, а его отца – Абу Кухафа. Передается, что его отец застал халифат Абу Бакра и пережил своего сына.

Он был женат несколько раз. В эпоху невежества он первый раз женился на женщине по имени Кутайля бинт Абдуль-Узза, и у них родился сын Абдуллах и дочь Асма. Вторая жена Умм Руман родила ему дочь Аишу и сына Абдуррахмана. Умм Кульсум родилась от Хабибы, дочери Хариджа ибн Зайда, на которой он женился в Медине; и сына по имени Мухаммад родила ему жена Асма.

Абу Бакр был известен своими замечательными добродетелями еще в эпоху невежества. Он исполнял обязанности по надзору за выплатой компенсаций за убитых (аснак). Среди мекканцев он был известен своими знаниями родословных и повествований (о жизни арабов). Он занимался торговлей, его капитал составлял сорок тысяч дирхамов, и он потратил почти все свои средства на дело Ислама.

Абу Бакр был первым, кто принял Ислам, после Хадиджи (да будет доволен ей Аллах). Он много сделал для того, чтобы привлечь к Исламу могущественные арабские племена еще в мекканский период. Он также много помогал бесправным людям и рабам, которых преследовали и мучали язычники – он использовал свое имущество, чтобы выкупать и освобождать преследуемых рабов.

По сообщениям Айши, Абу Бакр, который поддерживал Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в течение тринадцати лет в Мекке, начал плакать от радости, когда услышал повеление Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) переселиться в Медину и когда узнал, что они поедут вместе.

Абу Бакр стал халифом в 11-м году хиджры. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) скончался в понедельник, 13 Рабиуль-Авваля (8 июня 632 года). Абу Бакр был избран халифом по желанию сподвижников, в частности, по желанию Умара.

В своей речи в мечети, после того как он был избран халифом (наместником) Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), Абу Бакр сказал:

«Я не лучший среди вас, но я стал вашим правителем. Если я буду выполнять свой долг честно, помогайте мне; если я ошибусь, поправьте меня. До тех пор, пока я повинуюсь Аллаху и Его Посланнику, повинуйтесь мне; Если я отступлю от их повелений, вы также будете свободны от послушания мне».

Он выступил войной против лжепророков, а также тех (арабских племен), которые заявили: «Мы совершаем намаз, но мы не будем выплачивать закят». Он подавил восстания в Бахрейне, Уммане, Йемене и Мухре. Он присоединил к халифату Хиру, Анждин и Анбар. Также при нем был завоеван Ирак и важные города в Сирии. Абу Бакр скончался, когда шла война при Ярмуке.

Когда в 13-ом году хиджры, в месяце Джумада-с-Сани он заболел смертельной болезнью, он поручил Умару возглавить молитву (от его имени). И он сообщил собранию сподвижников, что он хочет, чтобы после него халифом стал Умар. Он скончался в 63 года, так же, как и Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), которого он так любил. Согласно его желанию, он был похоронен рядом с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), на уровне его плеч.

Умар ибн аль-Хаттаб
(да будет доволен им Аллах)

Второй праведный халиф, он был одним из самых близких сподвижников к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), он много сделал для распространения Ислама в этом мире. Его прозвище было Аль-Фарук, то есть, тот, кто отличает добро от зла.

Умар родился в Мекке тринадцать лет спустя после событий «Года слона». Согласно повествованию, которое он сообщает сам, он родился через четыре года после великой битвы Фиджар.

Его отца звали Хаттаб бин Нуфайль, и его родословная пересекается с родословной Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) на Ка’бе. Он происходил из рода Адив племени курайшитов, его мать Хантам была сестрой двоюродного брата Абу Джахля.

Умар был высоким мужчиной с большим телом, светлокожим, с широким лбом, длинными усами и свободно падающими волосами. В детстве он пас верблюдов, позже он был занят такими благородными работами как изучение родословий и использованием оружия. Также Умар был очень хорошим оратором.

Источники сообщают мало информации о жизни Умара до того, как стал мусульманином. Тем не менее, известно, что в детстве он пас животных своего отца, а позднее стал участвовать в торговле.

Умар сопровождал торговые караваны, идущие в Сирию. Наряду с другими знатными людьми Мекки в эпоху невежества, он исполнял обязанности посла от имени жителей Мекки. Когда начиналась война, Умар отправлялся в качестве посланника на сторону врага и, после его возвращения военные действия предпринимались в соответствии с его информацией и мнениями, которые он высказывал. Кроме того, он играл важную роль в урегулировании конфликтов между племенами, и решения, которые он принимал, считались обязательными (к выполнению).

Решив убить Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), Умар наточил свой меч и отправился к нему. Однако по дороге ему сообщили, что его сестра со своим мужем также приняли новую религию. Тогда он отправился к ним, и, будучи поражен аятами Корана, которые они ему прочитали, принял Ислам в 6-ой год посланничества Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

После принятия Ислама Умар постоянно находился рядом с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям), делая все возможное, чтобы защитить его.

Когда мусульманам было велено переселяться в Медину, они начали тайно переезжать туда. Однако Умар не желал переселяться тайком, и он открыто отправился в Медину с двадцатью сподвижниками.

Умар принял участие в сражениях при Бадре, Ухуде, Рве и Хайбаре и во многих небольших обособленных военных экспедициях. Он выступал в качестве командира в некоторых из них.

Умар сыграл большую роль в ликвидации мятежей, которые вспыхнули сразу же после смерти Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) при выборах Абу Бакра на пост халифа. Он оказывал большую помощь Абу Бакру во время его короткого пребывания на посту халифа.

Когда Абу Бакр понял, что приближается его смерть, он подумал о назначении Умара на пост халифа. После того, как он посоветовался с некоторыми сподвижниками, и они все одобрили кандидатуру Умара, он стал вторым халифом.

Умар одновременно прилагал усилия, чтобы завершить завоевание Сирии, и с другой стороны, также послал войска на иранский фронт, чтобы получить хорошие результаты. Иранская армия потерпела поражение в сражении при Кадисии. Иран подчинился Исламу посредством войны в некоторых регионах и с помощью мирных соглашений в других регионах. Азербайджан, Армения и все пути в Хорасан были среди завоеванных персидских земель. Египет и Иерусалим также покорились Исламу во время его правления.

Умар также старался создать государственные организации: им был учрежден Совет. Он разделил на категории доходы, поступающие от налогоплательщиков-немусульман. Для того чтобы упорядочить правовые вопросы, он назначает судей, работающих независимо от губернаторов. В 17-ом хиджры он ввел в оборот деньги (упорядочил денежное обращение).

В 11-ом году хиджры он был смертельно ранен рабом-немусульманином, и умер через три дня после этого события.

Усман ибн Аффан
(да будет доволен им Аллах)

Образец скромности, третий праведный халиф. Его полным именем было Усман ибн Аффан ибн Абуль-Ас ибн Умайя ибн Абду-ш-Шамс ибн Абду-Манаф аль-Курайши аль-Амави Абу Амр. После того, как он принял Ислам, женился на дочери Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Рукайе, и у него родился сын Абдуллах, его стали называть Абу Абдуллах. Также его называли Абу Амр и Абу Лайла. Его прозвищем было Зуннурайн («обладатель двух светил» – поскольку он был женат на двух дочерях Пророка, саллаллаху алейхи ва саллям).

Усман (да будет доволен им Аллах) родился через 6 лет после событий «Года слона» и за 47 до хиджры, так что ему было 34 года, когда Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) получил пророчество.

Он происходил из рода бану Умайя племени курайшитов, его родословная пересекается с родословной Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) на Абду-Манафе. Его мать звали Арва бинт Курайз бинт Рабия бинт Хабиб бинт Абду-ш-Шамс. Его бабушкой была тетя Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), дочь Абдуль-Мутталиба.

Он был женат на двух дочерях Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). После того, как Рукайя скончалась во 2-м году хиджры, он женился на Умм Кульсум. Его сын от Рукайи Абдуллах умер в 4 г. хиджры в возрасте шести лет. Позже он женился на женщинах по имени Фахита бинт Газван, Умм Амр бинт Джундуб, Умм Банин бинт Уейна и Наиля. От Умм Амр бинт Джундуб у него родились дети по имени Амр, Халид, Абан, Умар и Марьям, от Умм Банин бинт Уейна у него родился сын Абдуль-Малик. Самый известный среди них – это его сын Абан.

Усман был красивым, приятным в обращении, среднего роста, с густой бородой и густыми волосами, падающими на плечи.

Существует мало информации о жизни Усмана, до того, как он стал мусульманином. Известно, что он был занят торговлей с молодости. Вследствие его честности в торговых операциях, он был хорошо известен этим среди людей своего племени.

Усман ибн Аффан стал мусульманином по приглашению Абу Бакра. Он участвовал в двух переселениях в Эфиопию. Когда пришло повеление о переселении в Медину, Усман отправился туда вместе с другими мусульманами.

Он купил колодец Рума который принадлежал еврею, за двадцать тысяч дирхемов и разрешил им свободно пользоваться всем мусульманам.

Из-за тяжелой болезни его жены Рукайи Усман не участвовал в битве при Бадре с разрешения Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). За исключением Бадра, он участвовал во всех сражениях с идолопоклонниками и врагами Ислама.

Когда Умар был ранен, люди, которых он выбрал, указали на Усмана как на следующего халифа.

Когда Усман принял управление государством, исламские завоевания продолжались в быстром темпе. В течение этого периода мусульманские армии завоевали Джузьян, Таликан, Фарьяб и Балх, почти все города региона Тухаристан, острова Кипр и Родос, и местность Ифрикийя. Кроме того, на территории Анатолии была завоевана область до Тифлиса (современный г. Тбилиси).

Был убит мятежниками во время восстания.

Али ибн Абу Талиб
(да будет доволен им Аллах)

Али (да будет доволен им Аллах) был сыном дяди Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), его зятем и четвертым праведным халифом. Его отцом был Абу Талиб, матерью – Фатима бинт Асад, а его дедушкой был Абдуль-Мутталиб. Его кунья были Абуль-Хасан и Абу Тураб («отец земли»), также он был известен под прозвищами Хайдар и Асадуллах («Лев Аллаха»).

Али родился за двадцать лет до хиджры. Он был младшим сыном Абу Талиба, дяди Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Мать Али стала мусульманкой после смерти мужа и переселилась в Медину. Когда она умерла, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) передал свою благословенную одежду, чтобы ее использовали в качестве ее савана.

У Али было 14 сыновей и 9 дочерей. Среди них Хасан, Хусейн, Зайнаб и Умм Кульсум были детьми дочери Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Фатимы (да будет доволен ей Аллах). При жизни Фатимы Али не брал вторую жену. Его другие браки были заключены после ее смерти.

Али был среднего роста, с темной кожей, большими черными глазами и густой окладистой бородой. Согласно описанию Савада ибн Хазаля, он иногда наносил хну на свою бороду, но потом оставил ее в естественном состоянии.

Когда Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) было ниспослано откровение, он пригласил членов рода Бану Хашим к себе домой, чтобы призвать их к Исламу. После обеда он сказал: «О, сыновья Абдуль-Мутталиба! Я был послан всему человечеству и вам в частности. Кто из вас принесет мне клятву верности как брату и другу?» И лишь один Али встал и выразил свою преданность, как просил Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям).

Когда Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) должен был переселяться в Медину, у него оставались некоторые вещи, которые люди оставили ему на хранение, поэтому Али должен был задержаться, чтобы вернуть вещи их владельцам. В эту же ночь семь молодых людей из курайшитов сговорились убить Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), но когда они подкрались к его дому, они обнаружили Али, который спал в постели Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Через некоторое время Али также переселился в Медину.

После хиджры он поддерживал Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и участвовал во всех сражениях. Он был среди тех, кто бодрствовал в комнате Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), когда он находился при смерти.

Во время халифата Умара Али занимался разбором спорных решений, исполняя роль главного судьи исламского государства. Во время халифата Усмана он, хотя и не был согласен с некоторыми его методами управления, информировал Усмана о недовольстве людей в некоторых частях исламского государства и пытался решить эти проблемы. Когда мятежники осадили дом Усмана, Али делал все возможное, чтобы защитить его.

После гибели Усмана, многие видные сподвижники присягнули Али. Однако ему пришлось столкнуться с разногласиями внутри халифата – некоторые сподвижники, которые были родственниками погибшего халифа Усмана (которых возглавлял сподвижник Муавия), требовали найти и покарать его убийц, это разногласие в итоге привело к вооруженному конфликту между несколькими партиями мусульман. Однако позже Али постарался примирить враждующие группы, чтобы достичь мира. Тогда же от исламской общины откололась партия т.н. хариджитов, людей, которые были не согласны с решением Али – они считали, что он не имел права быть судьей в таких вопросах, а должен был оставить решение за Аллахом. Один из таких мятежников-хариджитов, Абдуррахман ибн Мулджам в 40 г. хиджры/ 661 г. смертельно ранил халифа, когда он собирался на утреннюю молитву.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) называл Али «вратами в город знания», поскольку он был чрезвычайно образованным человеком, обладавшим обширными познаниями в тафсире, хадисах и фикхе.

Также он отличался мудростью и проницательностью, до сих пор известны многие из его мудрых изречений и наставлений.

Абдуррахман ибн Ауф
(да будет доволен им Аллах)

Абдуррахман ибн Ауф (да будет доволен им Аллах) был одним из тех, кто первым принял Ислам. Его первоначальным именем было АбдульКааба или, по другим сообщениям, АбдуАмр. Также он известен под куньей Абу Мухаммад.

Абдуррахман родился примерно двадцать лет спустя после событий года Слона. Его матерью была Сифа бинт Ауф бинт Адиль-Харис бинт Зухра бинт Киляб, а его отцом был Харис из рода бану Зухра племени курайшитов.

Абдуррахман принял Ислам, когда мусульмане собирались в доме Аркама, и там же получил новое имя от Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

Он участвовал в двух переселениях в Эфиопию. Когда же мусульманам было приказано переселяться в Медину, он совершил хиджру с другими мусульманами.

В Медине он сразу занялся торговлей, и Аллах наградил его большим богатством, которое он расходовал на пути Аллаха, на нужды мусульман и на военные походы, в частности, он финансово поддержал поход на Табук.
 

Во время правления халифа Усмана Абдуррахман был уже в преклонном возрасте, поэтому он вел очень тихую и скромную жизнь, скончавшись в 32 г. хиджры в Медине. Абдуррахман знал множество хадисов, однако воздерживался от их передачи из предосторожности. В сборниках хадисов от его имени передаются всего 65 хадисов.

Абу Убайда ибн Джаррах
(да будет доволен им Аллах)

Обычно этого сподвижника упоминают с прибавлением его прозвища «Защитник уммы», он был одним из первых мусульман. Его настоящим именем было Амир ибн Абдулла ибн аль-Джаррах. Абу Убайда происходил из рода бану Фитр племени курайшитов, его родословная пересекается с родословной Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) на их общем предке Фихре.

Абу Убайда стал мусульманином после призыва Абу Бакра или, как сообщают, после того, как он посетил Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) со своими друзьями, в числе которых был Усман ибн Мааз.

Он участвовал во втором переселении в Эфиопию. Как и другие великие сподвижники, Абу Убайда участвовал во всех военных походах, в завоевании Мекки, в осаде Таифа и присутствовал при прощальном хадже Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Во время халифата Умара Абу Убайда принимал участие в завоевании Сирии и был командиром одного из отрядов. Он заболел во время эпидемии чумы в Сирии, от чего и скончался.

Саад ибн Абу Ваккас
(да будет доволен им Аллах)

Саад ибн Абу Ваккас Малик ибн Вухайб ибн Абду-Манаф ибн Зухра. Его отцом был Малик ибн Вухайб. Его куньей была Абу Ваккас, поэтому он известен под этим именем. Поскольку мать Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) происходила из рода бану Зухра, родословная Саада пересекается с родословной Пророка со стороны его матери. Мать Саада звали Хаман бинт Суфьян ибн Умайя.

Саад был одним из первых, кто принял Ислам. Он оставался в Мекке до переселения в Медину.

Он участвовал в боях при Бадре, Ухуде, Рву, Худайбийе, Хайбаре, участвовал в завоевания Мекки и всех других военных экспедиций. Он оказал большую помощь мусульманам, как военную, так и политическую во время правления праведных халифов.

Саад скончался в долине Акык за пределами Медины, где он проживал, в 55-ом году хиджры.

Саид ибн Зайд
(да будет доволен им Аллах)

Его отца звали Зайд ибн Амр, родословная Саида пересекается с родословной Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) на Каабе. Его кунья была Абуль-Авар, также его называли Абу Тур. Его мать звали Фатима бинт Баджа. Отец Саида был ханифом – единобожником, кто придерживался религии Ибрагима (мир ему). 

Саид также был воспитан своим отцом в единобожии, так что как только он услышал о призыве Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), он последовал за ним.

Саид был женат на сестре Умара Фатиме. За исключением битвы при Бадре, он принимал участие в битве при Ухуде и других сражениях.

Последние дни своей жизни он провел в долине Акык за пределами Медины, где и скончался в 50 или 51 г. хиджры.

Тальха ибн Убайдуллах
(да будет доволен им Аллах)

Его полное имя – Taльха ибн Убайдуллах ибн Усман ибн Амр ибн Саад ибн Тайми ибн Мурра ибн Ка’б ибн Люайй ибн Галиб аль-Курайши ат-Taйми. Его куньей была Абу Мухаммад.

Taльхa был одним из первых восьми человек, которые приняли Ислам, и одним из пяти, которые стали мусульманами через Абу Бакра.

Taльхa был среднего роста, с широкой грудью и плечами, и имел большие ноги. Он был темноволосым с густыми волосами. У него было улыбающееся лицо с тонким носом. Он не красит волосы. Он ходил быстро, обращаясь всем телом к тому месту, куда направлялся.

Хотя он и не сражался при Бадре, он участвовал во многих других сражениях. Он героически защищал Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) при Ухуде.

Он был убит в Битве Верблюдов Марваном ибн Хакамом. Считается, что ему было около 60-64 лет в момент его смерти.

Taльха (да будет доволен им Аллах) был родственником Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) – четыре его жены были сестрами жен Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

Зубайр ибн Аввам
(да будет доволен им Аллах)

Его полное имя было Зубайр ибн аль-Аввам ибн Хувайлид ибн Асад ибн Абдиль-Узза ибн Кусай ибн Кыляб ибн Мурра ибн Ка’б ибн Люай аль-Курайши. Его называли Абу Абдуллах по имени его старшего сына Абдуллы. Он был сподвижником Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и в то же время сыном его тети Сафийи бинт Абдуль-Мутталиб.

После смерти Умара он был одним из членов совета из шести сподвижников, который был создан для выборов халифа. Его мать называла его «Абу-т-Тахир». Тем не менее, Зубайр был известен под куньей своего сына Абдуллы.

Он был либо четвертым или пятым из принявших Ислам. Тем не менее, ни дата его рождения, ни возраст, в котором он стал мусульманином, не известны наверняка. Он совершил хиджру в Эфиопию.

Так же, как он участвовал во всех сражениях, он сыграл важную роль в завоевании Египта.

Он участвовал в битве при Сиффине (когда шла борьба между Али и Муавией); однако, позже он оставил эту войну. По дороге в Медину, когда он пришел к воде, принадлежащей племени Тамим, Амр ибн Джармуз стал преследовать его. Он убил Зубайра в месте под названием долина Сиба.

Пусть Аллах не лишит нас шафаата и бараката этих праведных людей. Амин.

Image

Был ли имам Абу Ханифа табиином?

От Имаме Абу Ханифе передается от Хафиза аз-Захаби, что он видел сподвижника Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Анаса ибн …

Image

Image

Image

После этого Амру Ибн аль-Джамух пришёл к Манат. Когда люди хотели поговорить с идолом, то ставили сзади него ста-руху, которая по вдохновению от идола отвечала за него. Во всяком случае, они так считали. Выпрямившись во весь свой высокий рост, Амру встал перед идолом, опираясь на здоро-вую ногу, так как другая была сильно искривлена. Воздав наи-лучшую хвалу идолу, он сказал:
— О Манат, несомненно ты знаешь, что этот проповедник, который прибыл к нам из Мекки, не желает никому плохого, кроме тебя… Он пришёл для того, чтобы мы прекратили по-клоняться тебе… Однако несмотря на то, что мне довелось ус-лышать его прекрасные слова, я отказался присягать ему, пока не посоветуюсь с тобой. Дай же мне совет!
Но Манат ничего ему не ответил.
— Может быть ты рассердился? — спросил Амру. — Но я в жизни ничего плохого тебе не сделал… Но ничего страшного. На несколько дней я тебя оставлю, пока не утихнет твой гнев.

* * *

Сыновья Амру Ибн аль-Джамуха знали, насколько он был привязан к Манат, став с течением времени частью этого идо-ла. Вместе с тем они видели, что беззаветная вера в его сердце начала колебаться. Они должны были вырвать эту веру из его души, чтобы открыть Исламу путь в неё.

* * *

Как-то ночью сыновья Амру Ибн аль-Джамуха со своим другом Муазом Ибн Джабалем проникли в то место, где стоял Манат и вынесли его оттуда. Они перенесли его к яме, куда люди из племени бану Салама сбрасывали нечистоты, и оставили его там. После этого они скрытно вернулись домой таким образом, что их никто не видел. Проснувшись поутру, Амру неспеша направился к своему идолу, чтобы поприветствовать его. Не обнаружив его на месте, он воскликнул:
— Ну, берегитесь! Кто был у нашего божества ночью?
Однако никто ничего не смог ему ответить.
Вне себя от гнева и ярости Амру обыскал весь дом снаружи и изнутри, расточая угрозы и проклятия, пока, наконец, не об-наружил идола вниз головой в помойной яме. Он отмыл, по-чистил идола, умастил благовониями и вернул на прежнее ме-сто со словами:
— Клянусь Аллахом, если бы я только знал, кто сделал это, то осрамил бы его на всю жизнь!
На следующую ночь юноши вновь пришли к Манат и сде-лали то же самое, что и накануне. Начав утром поиски, шейх обнаружил идола опять в выгребной яме, перепачканным не-чистотами. Взяв его, он отмыл идола, умастил благовониями и водрузил на прежнее место.
Каждую ночь юноши продолжали проделывать то же самое, пока Амру это не надоело. Придя к идолу как-то перед сном, он взял свой меч, повесил ему на шею и сказал Манат:
— О Манат! Клянусь Аллахом, я не знаю, кто проделывает это всё с тобой. Но если в тебе есть добро, то избавь же себя сам от зла. Вот тебе меч для этого.
Затем Амру отправился спать.
Убедившись, что шейх крепко спит, юноши прокрались к идолу, сняли с него меч и вынесли Манат на улицу. Там они верёвкой привязали идола к дохлой собаке и бросили его в колодец бану Салама, куда стекали нечистоты и скапливались там.
Проснувшись и не найдя идола на месте, шейх начал поиски и обнаружил его брошенным лицом вниз в колодец вместе с привязанной к нему дохлой собакой, а меч оказался украден-ным. На этот раз Амру не стал доставать идола из ямы, а оста-вил его там. При этом он сказал: «Если бы ты был божеством, то не оказался бы в помойной яме, привязанным к дохлой со-баке».
А в скором времени Амру принял религию Аллаха.

* * *

Ощутив сладость и прелесть истинной веры, Амру Ибн аль-Джамух почувствовал угрызения совести и раскаяние за каж-дое мгновение своей языческой жизни. Телом и душой он при-нял новую религию, посвятив свою жизнь, имущество и детей покорному служению Аллаху и Его посланнику, да благосло-вит его Аллах и приветствует.

* * *

Незадолго перед битвой при Ухуде Амру Ибн аль-Джамух увидел, как три его сына собираются на бой с врагами Аллаха. Они были подобны диким львам и преисполнены страстного желания принять мученическую смерть и победить с соизво-ления Аллаха. Такая обстановка возбудила у Амру боевой пыл, и он решил выступить вместе с ними на священную войну под знаменем посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Однако юноши решили помешать отцу осуществить своё намерение…
Амру был уже пожилым человеком преклонного возраста и к тому же имел изуродованную кривую ногу. Всемогущий Ал-лах простил бы ему неучастие в боевых действиях.
Сыновья сказали Амру:
— О отец, Аллах освободил тебя от участия в войне. Поче-му же ты утруждаешь себя тем, что ты делать не должен?
Шейх сильнейшим образом разгневался на них за такие слова и побежал жаловаться на них посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому сказал:
— О пророк Аллаха, мои сыновья не хотят допустить меня к этому благу, заявляя, что я хромой. Клянусь Аллахом, я стремлюсь попасть в Рай с этой моей хромотой.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветству-ет, сказал его детям:
— Пусть ваш отец делает, что ему хочется. Может быть Всемогущий Аллах дарует ему геройскую смерть на поле боя…
Повинуясь повелению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дети оставили его в покое.

* * *

Когда пришло время выступить в поход, Амру Ибн аль-Джамух попрощался с женой, как будто он уже никогда не вернётся…
Затем он повернулся к Каабе, воздел руки к небу и произ-нес:
— О Аллах, ниспошли мне смерть героя на поле боя, и не допусти моего возвращения к родным разочарованным.
Затем вместе со своими тремя сыновьями и многими бой-цами из племени бану Салама он отправился в путь.
В самый разгар битвы люди рассеялись вокруг посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он остался в одиночестве. Амру Ибн аль-Джамух находился в это время в первых рядах бойцов. Он скакал на своей здоровой ноге впе-рёд со словами:
— Истинно, я стремлюсь в Рай! Истинно, я стремлюсь в Рай! — Сзади него находился его сын Амру Халлад.
Шейх и его сын героически защищали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отбивая атаки врага, пока не пали бездыханными на поле боя почти одновременно.

* * *

После окончания битвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл к телам павших при Ухуде бойцов, чтобы похоронить их. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам:
— Оставьте их в таком виде, в каком они есть, израненными и окровавленными, и я свидетель этого.
Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, про-должил:
— Каждый мусульманин, получивший ранение на священ-ной войне во имя Аллаха, в Судный день будет иметь кровь цвета шафрана и запах, подобный аромату мускуса. Похорони-те Амру Ибн аль-Джамуха вместе с Абдуллой Ибн Амру, по-тому что при жизни они были большими друзьями.

* * *

Аллах был благосклонен и доволен Амру Ибн аль-Джамухом и его соратниками, павшими в битве при Ухуде, послав им свет в их могилах.

АБДУЛЛА ИБН ДЖАХШ

Первый, кто был назван вождём правоверных.

Сподвижник, о котором сейчас мы поведём речь, был свя-зан тесными узами с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и одним из его первых сторонников в Исламе.
Он являлся сыном тёти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так как его мать Умайма, дочь Аб-дель Мутталиба, была тётей Пророка, да благословит его Ал-лах и приветствует.
Он был также шурином посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку его сестра Зайнаб, дочь Джахша, была женой благородного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и одной из матерей правоверных.
Ему первому было поручено знамя Ислама, после чего его первым назвали вождём правоверных. Это был Абдулла Ибн Джахш аль-Асади.

* * *

Абдулла Ибн Джахш принял Ислам ещё до того, как Про-рок, да благословит его Аллах и приветствует, вступил в дом аль-Аркама, и был, таким образом, одним из первых мусуль-ман.
Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, позволил своим сподвижникам переселиться в Медину, чтобы спасти свою религию от зла курайшитов, Абдулла Ибн Джахш стал вторым переселенцем (мухаджиром), и в этой заслуге его смог опередить только Абу Салама.
Переселение во имя Аллаха, расставание с родными и роди-ной ради Него не было чем-то новым для Абдуллы Ибн Джах-ша. Ранее он с некоторыми близкими уже переселялся в Эфио-пию.
Однако на этот раз переселение было гораздо более мас-штабным, так как с ним уходили уже все его родные и близ-кие, а также и другие дети его отца со своими домочадцами, пожилыми и молодыми, с мальчиками и девочками. Ислам стал его домом, а вера его племенем.
Как только они покинули Мекку, их оставленные дома по-казались унылыми и заброшенными, как будто они всегда бы-ли необитаемыми, и в них не ступала нога живого человека.
Прошло совсем немного времени после ухода Абдуллы со своим родом, как вожди курайшитов начали объезжать мек-канские кварталы, чтобы выяснить, кто из мусульман покинул город, а кто остался. Среди оставшихся были Абу Джахль и Утба Ибн Рабиа.
Окинув взором жилища бану Джахш, где гулял пыльный ве-тер и хлопали двери, Утба произнёс:
— Похоже на то, что опустевшие дома бану Джахш оплаки-вают их.
Абу Джахль возразил ему:
— А кто они такие, чтобы дома оплакивали их?
После этого Абу Джахль вошёл в дом Абдуллы Ибн Джах-ша, который был самым красивым и богатым из всех домов, и начал распоряжаться там всем имуществом, как будто был его собственником.
Когда Абдулле Ибн Джахшу сообщили, что сделал Абу Джахль с его домом, он рассказал об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:
— Разве тебя не устраивает, о Абдулла, что ты получишь от Аллаха прекрасный дом в Раю?
— Нет, это меня вполне устраивает, — сказал Абдулла.
— Ну, так тому и быть, — произнёс Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
После этого душа Абдуллы успокоилась.
Не успел Абдулла Ибн Джахш обосноваться в Медине по-сле перенесённых горестей во время первого и второго пересе-лений и не успел он насладиться заслуженным отдыхом у за-ботливых ансаров после всех козней курайшитов, как судьба по воле Аллаха приготовила ему самое жестокое испытание в жизни и тяжелейшую проверку с тех пор, как он принял Ис-лам.
Послушаем же историю этого сурового и горького испыта-ния.

* * *

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветству-ет, избрал из состава своих сподвижников восьмерых человек для того, чтобы они провели первую военную акцию в истории Ислама. Среди этих восьми были Абдулла Ибн Джахш и Саад Ибн Абу Ваккас. Пророк, да благословит его Аллах и привет-ствует, сказал своим избранникам: «Я назначаю вашим коман-диром того, кто лучше всех и стойко переносит голод и жаж-ду». Затем он вручил знамя Абдулле Ибн Джахшу, который стал, таким образом, первым военачальником в мусульманской общине .

* * *

Благородный Посланник, да благословит его Аллах и при-ветствует, определил Абдулле Ибн Джахшу направление дви-жения и вручил ему письмо с условием, чтобы он прочитал его только через два дня похода, но никак не ранее.
Когда истекли два дня секретного похода, Абдулла прочи-тал в письме следующее:
«Ознакомившись с этим письмом, продолжай движение до Нахлы, что находится между Таифом и Меккой, а затем веди наблюдение за курайшитами и передавай нам сообщения о них…»
Прочитав письмо, Абдулла воскликнул: «Слушаюсь и пови-нуюсь Пророку Аллаха!», а затем обратился к своим спутни-кам:
— Посланник Аллаха повелел мне выдвигаться к Нахле, чтобы наблюдать за курайшитами и докладывать ему об их действиях. При этом он запретил мне принуждать кого-нибудь из вас идти со мной. Кто стремится и желает пасть геройской смертью, пусть следует со мной. Тот же, кто не хочет этого, может возвращаться обратно без всякого позора.
Люди сказали:
— Мы слушаемся и повинуемся посланнику Аллаха. Мы пойдём за тобой туда, куда приказал тебе следовать пророк Аллаха.
Достигнув Нахлы, небольшой отряд начал вести активную разведку, наблюдая за передвижениями и другими действиями курайшитов. Как-то раз они заметили курайшитский караван, в котором было четыре человека: Амру Ибн аль-Хадрами, аль-Хукм Ибн Кайсан, Усман Ибн Абдулла и его брат аль-Мугайра. При них были обычные для курайшитов товары: ко-жи, изюм и ò.ä., которыми они торговали.
Обнаружив караван, бойцы начали совещаться между со-бой. Это случилось как раз в последний день месяцев, в тече-ние которых война была под запретом. Они говорили друг другу:
«Если мы их убьём, то это случится в запретный месяц. Тем самым мы нарушим запрет, и нас будут ненавидеть все арабы… Если же мы их не тронем, то за этот день они успеют достиг-нуть запретной территории Мекки и окажутся в безопасности от нас».
Они совещались подобным образом, пока не пришли к еди-ному мнению о необходимости напасть на караванщиков, убить их и захватить трофеи… В течение нескольких мгнове-ний они убили одного, захватили в плен двоих, а четвертый ускользнул и спасся бегством.

* * *

Вместе с двумя пленными и захваченным имуществом от-ряд Абдуллы Ибн Джахша вернулся в Медину. Когда они предстали перед посланником Аллаха, да благословит его Ал-лах и приветствует, и он узнал об их действиях, то самым су-ровым образом осудил их. Он сказал:
«Клянусь Аллахом, я не приказывал вам вести боевые дей-ствия. Я повелел вам собирать и передавать сведения о курай-шитах, а также следить за их передвижениями».
Обоих пленных Пророк, да благословит его Аллах и при-ветствует, оставил у себя до решения их судьбы, а что касалось захваченных товаров, то он категорически отказался взять что-нибудь себе.
И вот тогда у Абдуллы Ибн Джахша и его товарищей опус-тились руки, так как они осознали, что нарушили приказ по-сланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Дело усугублялось ещё и тем, что их дружно осудили мно-гие их мусульманские братья, которые, проходя мимо, говори-ли: «Они нарушили приказ посланника Аллаха».
Ещё больше возросла их растерянность, когда они узнали, что курайшиты использовали это происшествие в качестве предлога, чтобы избавиться от посланника Аллаха, да благо-словит его Аллах и приветствует, и дискредитировать его сре-ди арабских племён. Они говорили при этом: «Мухаммад на-рушил запрет священных месяцев, пролив в них кровь, захва-тив имущество и взяв в плен людей…»
Поистине, неописуемым было отчаяние Абдуллы Ибн Джахша и его товарищей, когда они осознали результаты сво-их действий, и в какое неудобное положение они поставили тем самым посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

* * *

Когда они все переживали тяжесть отчаяния и беды, обру-шившейся на них, вдруг пришла добрая весть о том, что Все-вышний Аллах удовлетворён их действиями, по поводу чего Он ниспослал соответствующие аяты Своему пророку, да бла-гословит его Аллах и приветствует.
И даже не спрашивайте о том, какая радость охватила их всех. На улице к ним подходили люди, обнимали и поздравля-ли их, а у всех на устах были ниспосланные аяты Корана.
Всевышний Аллах ниспослал следующее Откровение Сво-ему пророку, да благословит его Аллах и приветствует:
«Они спрашивают тебя про войны во время священного месяца. Скажи: “Война во время его есть великое беззако-ние, но удерживать людей на пути Аллаха и быть неблаго-дарными Ему и удерживать людей от Священной Мечети, и изгонять народ из неё есть ещё больший грех пред Алла-хом, и преследование хуже убийства…”». (Êîðîâà, 217).

* * *

Успокоилась душа благородного Посланника, да благосло-вит его Аллах и приветствует, когда ему были ниспосланы эти возвышенные аяты. Тогда он, да благословит его Аллах и при-ветствует, принял добычу и выкуп за пленных, с удовлетворе-нием восприняв действия Абдуллы Ибн Джахша и его това-рищей, поскольку этот поход явился важным событием в жиз-ни мусульман. Это были первые трофеи, захваченные в эпоху Ислама и был убит первый язычник, кровь которого пролили мусульмане. Это были первые в истории Ислама двое плен-ных, попавших в руки мусульман. Это был первый поход, в котором было поднято руками Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, знамя Ислама, а его командир Абдулла ибн Джахш стал первым исламским военачальником.
Затем была битва при Бадре, где Абдулла Ибн Джахш про-явил себя с самой лучшей стороны, как это и подобает истин-ному правоверному.
После этого была битва при Ухуде, где с Абдуллой Ибн Джахшем и его товарищем Саадом Ибн Абу Ваккасом про-изошла незабываемая история. Предоставим же слово самому Сааду, чтобы он рассказал то, что произошло с ним и его това-рищем.
Саад Ибн Абу Ваккас рассказывал:
«Перед битвой при Ухуде меня встретил Абдулла Ибн Джахш и спросил: “Разве ты не взываешь к Аллаху?”
— Да, конечно, — ответил я.
Уединившись, я начал взывать к Аллаху:
“О Владыка! Если мне суждено встретиться с врагом, то пошли мне сильного, жестокого и злобного противника, чтобы я сразился с ним, а он бы сразился со мной. А затем ниспошли мне победу над ним, чтобы я убил его и взял бы у него тро-феи”».
После меня к Аллаху воззвал Абдулла Ибн Джахш:
— О Аллах! Ниспошли мне сильного, жесткого и злобного врага, с которым я буду сражаться во имя Твоё, а он будет сражаться со мной. Затем он одолеет меня и отрежет мне нос и ухо. Если я встречусь с Тобой завтра, Ты спросишь: “Во имя чего отрезаны твой нос и ухо?” — а я отвечу: “Во имя Твоё и Твоего посланника”. “Ты прав”, — скажешь Ты».
Саад Ибн Абу Ваккас продолжал:
«Призыв Абдуллы Ибн Джахша был лучше моего. В конце дня я обнаружил его убитым и изуродованным. Его нос и ухо были подвешены за нитку к дереву».

* * *
Аллах ответил на призыв Абдуллы Ибн Джахша и даровал ему мученическую смерть шахида. Такая же награда была да-рована и его дяде — главному мученику Хамзе Ибн Абдель Мутталибу.
Благородный Посланник, да благословит его Аллах и при-ветствует, похоронил их обоих в одной могиле, а его чистые слезы капали на место их последнего упокоения, придавая чу-десный аромат праведной смерти в бою.

После смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) полученное им откровение досталось его сподвижникам в наиболее удобной для дальнейшей передачи форме. На тот момент:

• Все части откровения были записаны и выучены сподвижниками (да будет доволен ими Аллах) наизусть.

• Все части находились в виде разрозненных письменных материалов, что позволяло без труда составить их в нужном порядке.

• Был зафиксирован порядок аятов в сурах – в письменной форме, а также в памяти сподвижников Пророка; они также помнили порядок сур

Это был лучший способ сохранить материалы откровения: полностью записать их и выучить наизусть, а также определить порядок и расположение глав, что тоже было выучено наизусть и частично записано.

Именно поэтому ученый аль-Харис аль-Мухасиби (al-Harith al-Muhasibi) в своей книге «Китаб фахм ас-Сунан» подытожил первый этап записи собрания материалов Корана следующим образом:

Идея «записать Коран не была новшеством, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обычно приказывал, чтобы откровение записывали, но записи существовали разрозненно, на кусочках кожи, лопаточных костях животных, пальмовых листьях, и когда Абу Бакр Ас-Сиддик приказал собрать все это вместе, переписав на листы, эти материалы нашли в доме Пророка (мир ему и благословение), где они лежали повсюду, и он собрал их вместе и связал веревкой, чтобы ничего не потерялось» (Суйути, Иткан, I, с. 58).

Очевидно, что историю сохранения текста Корана нельзя сравнить с историей других Священных Писаний. Если, например, процесс написания, редактирования и составления воедино Ветхого и Нового Заветов заняло долгое время, даже века, текст Корана остался неизменным с тех пор, как прекратилось откровение.

Сухуф и мусхаф

Оба слова происходят от одного корня «сахафа» (писать). Слово «сухуф» также встречается в Коране (87:19) в значении «рукопись», «свиток».

Сухуф (ед.ч. «сахифа») – разрозненные части любых материалов для письма (бумаги, кожи, папируса и т.п).

Мусхаф (мн.ч. «масахиф») – собранные вместе сухуф, соединенные в определенном порядке между двумя обложками в один том.

В истории письменного текста Корана, сухуфом называются записи сур Корана, собранные при Абу Бакре Ас-Сиддике. На этапе сухуфа был установлен порядок аятов в каждой суре, однако между сурами не было никакой связи и последовательности, так как они не были собраны в один том.

В данном контексте мусхаф означает листы, собранные вместе во времена Османа ибн Аффана (да будет доволен им Аллах).

В мусхафе аяты в каждой суре и сами суры находились в фиксированном порядке.

Сегодня мы также называем мусхафом любой экземпляр Корана с четко установленным порядком аятов и сур.

Как появился сухуф 

Традиция сообщает нам, что во время сражения при Ямаме (11/633) во времена Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах), погибло много мусульман, знавших Коран на память. Поэтому возникли опасения, что часть откровения может быть утрачена, если его не записать.

Вот что об этом говорится в «Сахихе» аль-Бухари:

Рассказал Зейд ибн Сабит аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), один из записавших откровение: «Абу Бакр послал за мной после гибели многих воинов (в сражении) при Ямаме (где было убито великое множество хафизов). Омар тоже был у Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Ко мне пришел Омар и сказал: “Люди понесли большие потери в день (битвы при) Ямаме, я боюсь, что хафизы будут погибать и в других местах, и большая часть Корана может быть потеряна, если мы не соберем его. Я считаю, что тебе следует собрать Коран». Абу Бакр продолжал: «Я спросил Омара, как я сделаю то, что не сделал Посланник Аллаха. Омар ответил: «Клянусь Аллахом, это (действительно) хорошее дело». Так Омар продолжал настаивать, стараясь убедить меня согласиться на его предложение, до тех пор, пока Аллах не открыл мне сердце и я не согласился с Омаром». (Продолжает Зейд ибн Сабит:) «Омар сидел рядом с ним (Абу Бакром), молча. Абу Бакр сказал (мне): «Ты умный юноша, и мы не подозреваем тебя (во лжи или забывчивости), и ты обычно записывал то, что снисходило на Посланника Аллаха в божественном вдохновении. Поэтому, разыщи Коран и собери его (в одну рукопись)». Клянусь Аллахом, если бы Абу Бакр приказал мне сдвинуть гору, это не было бы труднее, чем то, что он приказал мне относительно собрания Корана. Я сказал им обоим: «Как вы решились сделать то, что не сделал Пророк?» Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, это (действительно) хорошее дело». Так я спорил с ним, пока Аллах не открыл мне сердце к тому, к чему Он открыл сердца Абу Бакра и Омара. Так я начал искать материалы Корана и собирать их, написанные на кусках пергамента, костях, листьях финиковой пальмы и сохранившиеся в памяти людей (знавших его наизусть). Я обнаружил у Хузеймы два аята суры «ат-Тауба», которых больше ни у кого не нашел: 

«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (Коран, 9:128).

Рукопись собранных сур Корана оставалась у Абу Бакра до тех пор, пока Аллах не забрал его к Себе, а затем у Омара (да будет доволен им Аллах) до тех пор, пока Аллах не забрал его к Себе, и, наконец, осталась у Хафсы, дочери Омара» (аль-Бухари, VI, c. 201).

Таким образом, в процессе подготовки сухуфа мы различаем следующие шаги:

• Зейд ибн Сабит получил указание Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) собрать весь текст Корана.

• Зейд ибн Сабит собрал его из отдельных фрагментов, записанных на разных материалах для письма, а также записал то, что помнили хафизы.

• Получившиеся в результате листы с написанными на них сурами, хранились у Абу Бакра, затем у Омара ибн аль-Хаттаба, затем у Хафсы бин Омар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен ими Аллах).

Источник

Ислам имеет два основных источника. Во-первых, это Коран, который является прямым словом Бога, обращенным к Пророку Мухаммеду, мир ему. Второй источник – это учение Пророка. Эти учения включают его слова, действия и вещи, которые он одобрял. Учение Пророка называется Сунной. Сунна встречается в текстах, называемых хадисами. Хадисы – это заявление Пророка, мир ему и благословение Аллаха, которое было передано его сподвижниками и впоследствии передано следующему поколению, пока эти высказывания не были собраны в сборники хадисов.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был послан в качестве последнего посланника к человечеству. С его смертью послание ислама было завершено. Сохранение Священного Писания не ограничивается текстом Корана, но также и его значением. Если для понимания Корана необходимо объяснение Пророка, то необходимо сохранить и его высказывания, а не только слова Корана. Другими словами, без Сунны Коран не сохранится, останется только текст без его смысла.

Представьте, например, попытку открыть способ молитвы, основанный только на повелении «установить молитву» с несколькими ссылками на земные поклоны. Количество молитв, количество раз в день и что читать останутся неизвестными. Следовательно, Сунна является частью сохранения Корана. Без Сунны смысл Корана был бы утерян и, следовательно, не сохранен.

Также вам будет интересно узнать, что такое шайтан.

Важность хадиса

Все мусульмане, будь то сунниты или шииты, согласны с тем, что хадисы необходимы для понимания ислама. Хадисы важны, потому что без них Коран не имеет смысла. Они создают контекст для стихов Корана. Коран – довольно краткая книга и поэтому содержит много общих утверждений. Например, Коран повелевает мусульманам молиться, но не дает подробностей о том, как нужно совершать молитву.

Коран также повелевает мусульманам совершать паломничество и разносить благотворительность, но не содержит подробностей. Эти подробности можно найти в хадисах, где Пророк (мир ему и благословение) объяснил детали и механику молитвы. В Коране есть десятки стихов, повелевающих мусульманам следовать за Пророком. Без знания его учения невозможно выполнить эту заповедь.

Книга рассказы из жизни сподвижников пророка

Сборник хадисов

Сподвижники Пророка, мир ему, запомнили его высказывания и действия. Помимо заучивания наизусть, многие сподвижники записывали эти хадисы в свои личные собрания. Эти хадисы передавались ученикам Сподвижников, а затем их ученикам. Некоторые мусульманские ученые собрали эти хадисы в сборники, которые получили широкое распространение и являются основными источниками хадисов до сегодняшнего дня.

Хадисы – основной источник исламских учений

Стихи, касающиеся авторитета учения Пророка, многочисленны.

Коран устанавливает, что к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, следует обращаться во время споров. Это пример того, как Пророк (мир ему и благословение) является законодателем и не говорит из прихоти. Коран не может приказать мусульманам следовать за Пророком, не предоставив им средств, чтобы они знали и следовали за ним. Если его учения не сохранятся, то Коран будет приказывать мусульманам следовать чему-то, чего не существует. Из этого мы понимаем, что часть сохранения Корана – это сохранение самой Сунны.

Подтверждение хадиса

Чтобы гарантировать, что хадисы были подлинными, а не сфабрикованными, ученые разработали уникальный и критический метод. Он состоял из двух компонентов: сначала ученые внимательно изучали людей, которые рассказывали хадисы. Они гарантируют, что все участники цепочки передачи встречаются друг с другом и не обладают какими-либо дисквалифицирующими характеристиками. Эти дисквалифицирующие характеристики включают в себя ложь, потакание большим грехам или наличие известного или очевидного мотива для создания хадиса.

Второй критерий, который они использовали, заключался в измерении и оценке запоминания повествований. Это было сделано эмпирически путем сравнения рассказов разных учеников, чтобы увидеть, кто мог допустить ошибку. Например, Сподвижник Пророка мог бы рассказать десять изречений Пророка 15 ученикам. Затем ученики хадисов индивидуально просили этих учеников читать им хадисы. Если из этих 15 учеников 13 учеников говорят, что хадис говорит XYZ, а двое говорят, что это ZYX, то, скорее всего, они ошиблись. Затем они отмечают, что у этого рассказчика плохая память, и его рассказы следует отвергать или принимать с осторожностью. Тогда хадисы будут классифицированы как достоверные, приемлемые, слабые или сфабрикованные.

Заключение

Заявления Пророка Мухаммеда, мир ему и благословение Аллаха, являются вторым источником исламских знаний и законов. Без этих утверждений Коран теряет свой контекст и смысл. Ученые разработали науку, которую они использовали для определения различных уровней подлинности каждого хадиса. Хадисы служат источником руководства для мусульман в их повседневной жизни. Они используют хадис, чтобы больше узнать о Пророке, мир ему и попытаться подражать его действиям и характеру.

Adblock
detector