Меню

Кто в сказке зимовье зверей срубил себе избушку на зиму

Дети старшего дошкольного возраста

(5-6)

«Зимовье зверей»   

Театрально – игровые умения детей старшего возраста

  • Становление позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем спектаклей взрослых и других детей)
  • Освоение ребенком позиции «артист». Это подразумевает развитие умений использовать средства невербальной выразительности (мимику, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций и физических состояний.
  • Позитивное взаимодействие с другими участниками игры и включает: умения осуществлять сговор на игру, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами решения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Темы образно – игровых этюдов

1 вариант. «Расскажи и покажи животного» на выражение разных эмоций (радость, грусть, страх, удивление, гнев,) и состояний (устал, обижен, боится, борется)

2 вариант. Имитация движений героев сказки «Зимовье зверей» (например: Бык увидал медведя и тотчас прижал к стене рогами)

3 вариант. Фраза в образе: «От зимы лета ищу» (каждый герой сказки произносит эту фразу при знакомстве) Детям надо будет повторить эту фразу разным голосом и интонацией.

4 вариант. Ролевой диалог: «Бык и баран» («Бык и гусь», «Бык и свинья», «Бык и петух»)

Игровой этюд 1

1 вариант. «Расскажи и покажи животного» на выражение разных эмоций (радость, грусть, страх, удивление, гнев,) и состояний (устал, обижен, боится, борется). «Покажи, не называя литературного героя»

Задачи:

  • Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Формировать у детей умения к созданию выразительного образа в этюдах.
  • Расширять умение правильно показывать эмоции и мимику героев сказки.

Предварительная работа: «Ребята, я принесла вам интересную сказку «Зимовье зверей». Мы с вами читали эту сказку. Говорили о героях , которые есть в этой сказке. Давайте мы с вами рассмотрим иллюстрации художников к этой сказке. Разные художники по-разному изображают героев сказки «Зимовье зверей». Ребята, я заметила, что у одного и того же художника герои на иллюстрациях немного разные. Почему? Я думаю, что сразу мы не сможем ответить на этот вопрос.

Скажите, какое настроение чаще было у героя сказки быка? (веселое, удивленное, испуганное, просил помощи). Да, ребята, я с вами согласна. А теперь давайте рассмотрим обложку книги. Художник нарисовал на ней весёлых героев. Он что, ошибся? (Нет, в конце сказки все герои весёлые и довольные, они прогнали медведя) Значит, герои были сначала настороженные, удивленные, затем испуганные, а потом радостные? Вы согласны. Давайте рассмотрим иллюстрации в книге и узнаем: правы мы или нет…

Оборудование: элементы костюмов для зверей, шляпа для быка, торбочка, шарфик для барана, палочка для свиньи, платочек, декорации леса.

Ход этюда:

Давайте оживим сказку и покажем, этюд какими был Бык в начале сказки.

Идет по лесу бык. Как можно его показать, с каким настроением он идет, он какой в начале сказки? (он может быть печальным, он один идет по лесу, наклонив голову, сам наклонился вперед, смотрит себе под ноги. Но он знает, что он сильный, идет ничего не боится, иногда смотрит по сторонам вдруг кого-нибудь встретит).

А теперь давайте покажем, каким становится бык, когда встречает барана, что с ним происходит. (Бык резко останавливается, смотрит на барана настороженно, с удивлением, откуда он взялся в лесу, после разговора, у быка меняется настроение. Бык становится более уверенным, ему уже ни так одиноко, он может даже улыбнуться).

Как мы изобразим быка при встрече со свиньёй? (он останавливается, не испугался встречи, смотрит на свинью уже с интересом, наверно даже с

некоторым любопытством удивляется, что она тут делает, но при этом бык обрадовался, что встретили ещё одного зверя)

Когда бык встречает гуся – каким теперь будет бык – (бык может взмахнуть «руками – копытами», удивиться, даже отступить от неожиданности , покивать головой во время разговора. А теперь представим быка, какой он стал при встрече петуха (Бык уже идет прямо, смотрит гордо, он знает, что он самый сильный из зверей, которых он встретил, он уже улыбается петуху, даже может, говорит хвастливо, голова откинута назад. Голос громкий, уверенный.

Ребята, вы увидели, как менялось настроение быка, при встрече зверей? (этюд можно повторить с группой других детей).

Вечером предложить нарисовать, какое настроение было у героев при помощи смайликов-эмоций.

Игровой этюд 2

2 вариант. Имитация движений героев сказки «Зимовье зверей» (например: Бык увидал медведя и тотчас прижал к стене рогами)

Имитация движений героев сказки «Зимовье зверей»

«Как звери защищались от медведя»

Задачи:

  • углублять интерес детей к театрализованным играм;
  • развивать интерес детей к творчеству и импровизации в процессе воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности;
  • развивать умения использовать средства невербальной выразительности (мимика, жесты) для передачи образа героя , его эмоций и физических состояний.

Предварительная работа: чтение сказки «Зимовье зверей», обыгрывание этюда из этой сказки на передачу разных эмоций персонажей.

Оборудование: иллюстрации из книги русских народных сказок «Зимовье зверей«, атрибуты – костюмы: быка (жилетка, шапочка с рогами, шорты с хвостом), барана (жилетка, ободок с рогами), свиньи (жилетка, юбочка с хвостиком, пяточек на резинке), петуха (шапочка с гребешком, жилетка, шорты с хвостом), гуся (перчатки, жилетка, клюв на резинке), медведя (шапочка с ушками, жилетка, шорты с хвостом)

Ход театрального этюда

Воспитатель с детьми рассматривает картинку из сказки «Зимовье», дети вспоминают главных героев, изображают их с помощью мимики.

«Сегодня мы будем не просто показывать эмоции зверей, а еще изображать действия». Вам нужно будет изобразить действия зверей из отрывка, когда медведь вошел в избу к животным и как они отбивались. Я напомню вам текст из сказки, а еще вам поможет иллюстрация из этого отрывка»

Воспитатель зачитывает отрывок: пошел медведь в избу; только что в двери — бык наклонил голову и припер его рогами к стенке. А баран разбежался да как бацнет медведя в бок — и сшиб его с ног. А свинья рвет и мечет в клочья. А гусь подлетел — глаза щиплет. А петух сидит на брусу и кричит.

«Ребята, как вы думаете, какой был медведь, когда пошел в избу, добрый, веселый, злой? — ответы детей

«Медведь большой, тяжелый, косолапый, какая у него будет походка?» — ответы детей.

«Давайте пройдемся как медведь» — дети показывают походку медведя

«Давайте посмотрим на быка, какой он стал, когда в избу вошел медведь?» — ответы детей

«Бык большой, рога длинные, наклоните голову так, чтобы получилось, припереть медведя к стенке» — дети имитируют движения

«А получится ли припереть медведя, такими маленькими рожками? Надо сделать больше» — дети пробуют сделать рога еще длиннее

«Какой стал баран, когда увидел медведя? Сначала он испугался, а потом разозлился, изобразите это» — дети изображают эмоции барана

«С какой силой надо бежать барану, чтобы он сшиб медведя с ног? Покажите это бегом на месте- дети имитируют бег

«А какие у барана рожки, такие же как у быка?» — ответы и имитация детей

«А теперь покажите, как баран бежит и бацает медведя в бок рогами» — дети изображают

«Свинья у нас в сказке рвет и мечет, как вы думаете, что она делает?» — ответы детей

«Давайте попробуем, изобразить свинью в ярости как она рвет в клочья медведя» — дети пытаются изобразить

«Разве у нас только ноги участвуют, пробуйте показать руками и мимикой»- дети имитируют движения

«Теперь изобразим гуся, какой он, как он хлопает крыльями?» — дети изображают гуся, хлопающего крыльями.

«А теперь вам надо хлопать крылья и щипать медведя, покажите» — дети показывают

«Нет, гусь не пальцами щиплет, а клювом, у вас клюв это нос, попробуйте еще раз» — дети изображают гуся, машут руками и вертят головой

«У нас остался петушок, который сидит и кричит, но мы не должны кричать в голос, а только показать крик, но так, чтобы вас было не слышно» — дети изображают петушка.

После этого воспитатель задает детям вопросы, интересно ли просто мимикой изображать эмоции зверей, или с добавлением движений? Какого животного было сложнее всего изобразить? А какого понравилось изображать больше всего?

Игровой этюд 3

3 вариант. Фраза в образе: «От зимы лета ищу» (каждый герой сказки произносит эту фразу при знакомстве) Детям надо будет повторить эту фразу разным голосом и интонацией.

Задачи:

  • углублять интерес детей к театрализованным играм;
  • развивать интерес детей к творчеству и импровизации в процессе воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности;
  • развивать умения использовать средства вербальной выразительности (интонационной) для передачи образа героя, его эмоций и физических состояний.

Предварительная работа: чтение сказки «Зимовье зверей», обыгрывание этюда из этой сказки на передачу разных эмоций персонажей, на имитацию движений героев сказки.

Оборудование: иллюстрации из книги русских народных сказок «Зимовье зверей», атрибуты для изображений животных: масочки, рукавички, хвостики, ободочки, клювики и др.

Краткий ход образовательной ситуации:

Баран.

— От зимы лета ищу! Говорит звонко «бе – бе», передает настроение барана, грустный он или наоборот веселый. Как он шел медленно (плелся) или быстро? Баран упрямый и смелый. Что у него было с собой? Может баран устал и почему? Попробуйте произнести фразу веселым голосом, грустным голосом, сердитым голосом – дети произносят фразу с разной интонацией

Свинья.

— От зимы лета ищу! Ребенок добавляет «хрю — хрю», как свинья, меняет интонацию голоса, а кто это может быть, может это свинка и голос свинки делается более мягким, женственным. А веселая или грустная была свинка? Обрадовалась ли свинья или наоборот поначалу испугалась или удивилась? Подумаем, что было с собой у свиньи? Попробуйте произнести эту фразу, так как- будто свинья боится зверей, а теперь так как- будто она им рада, а теперь так как -будто злится.

Гусь.

— От зимы лета ищу. Ребенок меняет голос «га – га», в каком настроении был гусь? Обрадовался гусь? Может он испугался? Что было с собой у гуся? Произнесите фразу шипящим голосом, а теперь громко.

Петух.

— От зимы лета ищу. Голос звонкий, уверенный, ку-ка-ре-ку. Петух удивился, встретив зверей на своем пути? Петух был веселый или грустный? Как произнесет фразу веселый петух? А грустны? А теперь попробуйте произнести фразу звонким голосом, а теперь тихо – тихо.

Ребята, скажите, пожалуйста, голосом какого персонажа вам больше понравилось говорить? Чьим голосом сложнее? Вам понравилось не просто показывать эмоции и движения животных, а еще при этом говорить фразу?

В следующий раз мы будем разыгрывать диалог между животными, а сегодня все молодцы, постарались хорошо.

Игровой этюд 4

4 вариант. Ролевой диалог: «Бык и баран» («Бык и гусь», «Бык и свинья», «Бык и петух»)

Ролевой диалог «Бык и баран»

«Как баран к быку в избу пришел»

Задачи:

  • углублять интерес детей к театрализованным играм;
  • развивать интерес детей к творчеству и импровизации в процессе воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности;
  • развивать умения использовать средства невербальной выразительности (мимику, жесты, позы, движения) и вербальной (интонационной) выразительности для передачи образа героя, его эмоций и физических состояний.

Предварительная работа: чтение сказки «Зимовье зверей», проигрывание по ней этюдов на выражение эмоций, имитация движений, фраза в образе; Разучивание нескольких диалогов из сказки (Как к быку в избу просятся баран, гусь, петух и свинья)

Оборудование: иллюстрации  из книги русских – народных сказок «Зимовье зверей», атрибуты, помогающие ребенку войти в образ (легкий обруч с рогами (быка и барана), яркие перчатки и клювики на резинке (гусь, петушок), шапочка с гребешком, разноцветные ленты связаны с одного конца – это хвост (петушок), поросячьи ушки на ободке и пятачок на резинке, розовые варежки, хвост — крючком на липучке(свинья).

Ход взаимодействия педагога и детей

Воспитатель раскладывает новые атрибуты (чтобы перевоплотиться в персонажей сказки) и иллюстрации из сказки «Зимовье», которые дети еще не видели. Когда дошкольники обращают внимание на выставленное оборудование. Воспитатель предлагает детям обыграть персонажей знакомой сказки.

Воспитатель: «Ребята, сегодня вы попробуете себя в роли артистов, вам надо будет выбрать себе пару и перевоплотится в быка и барана, но сегодня не просто их показать, а обыграть общение между персонажами сказки.  Как вы помните, мы уже изображали быка, вспомните какой он и покажите» (дети имитируют мимику и движение быка) «Отлично! А теперь давайте покажем барана, как мы отличим быка от барана, ведь и у того, и у другого есть копыта и рога? Представьте, что бык и баран стоят рядом, какие отличия вы найдете?» (ответы детей)

Воспитатель: «Хорошо, персонажей вспомнили, теперь вспомним диалог, который вы учили» я его еще раз зачитаю и покажу иллюстрацию, которая сможет вам помочь»

Дети встают полукругом, каждый ребенок выбрал себе пару, воспитатель зачитывает диалог из сказки, дети повторяют.

(Воспитатель будет говорить слова автора).

Выстроил себе бык избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран просится у быка: (автор)

— Пусти, брат, погреться.  (баран)

— Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу! (бык)

— А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет холоднее. (баран)

Бык думал-думал: (автор)

«Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит» (бык)

— пустил барана. (автор)

Воспитатель: «Какой баран, когда пришел к быку (грустный, усталый), покажите его, а какой у него голос? Громкий и веселый, или тихий дрожащий? Давайте изобразим тихий и дрожащий. Отлично! Проговорите фразу «Пусти, брат, погреться» тихим и дрожащим голосом

А теперь подумайте, какой баран стал, когда бык его не пустил? (Сердитый, злой) покажите барана, когда он сердится, а теперь подумайте останется ли у сердитого барана тихий и дрожащий голос? Какой он будет? Правильно, громкий, грозный. Теперь проговорите фразу громким, грозным голосом! «А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет холоднее».  А как можно сделать голос еще более грозным? (дети отвечают, изображают барана подбирая интонацию)

Воспитатель: А теперь подумайте, какой был бык, когда к нему пришел проситься баран? (Важный, гордый) покажите, как он выглядел? А какой у него был голос? (Громкий, надменный) Он же гордится, что он живет в избе и ему не холодно. Попробуйте произнести фразу быка, громким надменным голосом. «Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу»!

А может бык усмехается над бараном? Как это показать? (дети изображают быка и проговаривают фразу, подбирая разную интонацию)

А когда баран стал угрожать быку, что испортит избу и заморозит быка. Бык был все таким же гордым и важным? (Нет, он испугался). А как поменялся его голос? (стал тихим и спокойным) Попробуйте сказать фразу тихо и спокойно «Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит» (дети имитируют быка и меняют темп и интонацию голоса).

После того как мы провели подготовку к ролевому диалогу, дети разбиваются на пары, каждый выбирает кем он будет (потом можно поменяться, если захочется). Выбирают атрибуты для вхождения в образ, и каждая пара разыгрывает диалог. Потом мы обсуждаем у кого получилось ярче показать эмоцию и кому из детей удалось больше войти в образ.

С другой подгруппой таким образом можно разыграть диалог «Быка и свиньи», «Быка и петуха с гусем», а после обыграть целую сценку, выбрав «актеров» из тех, кто лучше показал персонажей из малых подгрупп.

На зиму в леса ушли,
За далёкие болота,
От ненужного чего-то,
Свои ноги унесли.
Днём плелись, ночами спали,
Муравейники считали,
Замерзали поутру,
Лбы тесали о кору.

То блудили, то сбивались,
Никогда не расставались,
Диким чувствам потакали,
Место тёплое искали.
Не ревели, не шумели,
Быть хорошими хотели,
Среди топота копыт,
Создавали себе быт.

Сами были повсеместны,
Абсолютно неизвестны,
Кто хвостатый, кто рогатый,
Гладкошёрстный и мохнатый.
Из Турина, из-за Дона,
Из-за дальнего кордона,
Ищут тёплые места
В кучах палого листа.

Под дубовой прелой массой
Обнаружили запасы
И орешек, и бруснички,
И солёные лисички,
Караваи из печи,
Да румяны калачи,
И всего не сосчитать,
Значит можно зимовать.

Сбили домик из костей,
Начинили, чем попало,
Насолили гору сала,
Понакликали гостей,
Поиграли, посмеялись,
На ночь в домике остались,
Дверь закрыли на замок,
Засыпают под шумок.

Сказка для любимой. Зимовье зверей

Владимир Мазурин

Как-то шёл по лесу Бык,
Повстречал Барана.
Разговор у них возник
Тут же, как ни странно.
— Ты куда, спросить хочу
У тебя одно я?
— Лета от зимы ищу!
— Ну, пойдём со мною!

Путь продолжили вдвоём.
Им Свинья навстречу.
— Лето мы искать идём.
— С вами я, конечно!
Взяли вслед с собой Гуся,
Петуха с косою.
И пошла ватага вся
Лесополосою.

— А зима-то на носу! —
Бык сказал уставшим, —
Выстроим избу в лесу —
И мороз не страшен!
— Не пойму, изба на кой? —
Тут Баран ему, — Я
С тёплой шубою такой
Так перезимую!

Вслед Свинья: — И мне не нать
Хлопоты с избою!
Если станет холодать,
В землю я зароюсь!
Ну, и Гуся понесло:
— Я, на откровенность,
Постелю одно крыло,
А другим оденусь!

И Петух в огонь подлил
Масла без зазренья:
— Я ведь тоже не без крыл,
Тоже в оперенье!
Принял Бык не во злобу
Эти откровения
Да и выстроил избу,
Пусть не за мгновение.

Вот зима, как по звонку.
Холод — негде деться.
Просится Баран к Быку:
— Брат, пусти погреться!
— Не пущу тебя! — Но-но!
Нам ли быть врагами?
Или вышибу бревно
Из избы рогами!

За Бараном вслед Свинья:
— Брат, впусти! Застыла!
— Ну, а как земля твоя?
— Не взрыхляет рыло.
— Впрок о том подумать бы!
— Не шути со мною!
Или рылом все столбы
У избы подрою!

Гусь явился и Петух.
Жмутся всё друг к дружке.
— Мох весь выщиплем как пух
Мы из стен избушки!
Землю с потолка сгребём!
Не впусти, попробуй!
И пустил он всех их в дом,
Не обидеть чтобы.

Отогрелся Петушок,
Начал кукарекать.
До Лисы дошёл слушок.
Та давай кумекать,
Как курятинки поесть,
Петушка захапать:
— У меня ж два друга есть,
Серый с косолапым!

И тотчас же — к куманькам:
— Я нашла нежданно
Для тебя, Медведь, Быка,
Для ВолкА — Барана!
Волк с Лисою у ворот
Обменялись мненьем:
— Бурый, ты иди вперёд!
Ты нас всех сильнее…

…Косолапого к дверям
Бык припёр рогами,
В бок боднул его Баран,
Рвёт Свинья клыками.
Гусь глаза ему клюёт,
А Петух на брусе
Криком страху поддаёт.
Боже Иисусе!

Волк с Лисою — наутёк,
Пятки заблестели.
А их бурый куманёк
Спасся еле-еле…

…На десерт бы сладкий стих
Или пару строчек.
Я потом добавлю их.
Спи, мой ангелочек!

Зимовье зверей

Николай Ледаков

По одноимённой народной сказке

Шёл лесом бык в лучах рассвета,
Баран примкнул с утра к нему:
— Вот от зимы ищу я лето!
Тут к ним свинья: “А вы, к кому”?

С ней рядом гусь: “Я с вами тоже”!
За ним петух бежит гуськом:
— Нет дружбы ничего дороже,
Как хорошо нам впятером!

“Давайте дом построим, братцы”! —
Бык говорит, в ответ — баран:
— Мне в шубе нечего бояться!
Свинья: “Зароюсь в котлован”!

“Я сяду в середину ели”! —
Гогочет гусь, петух поёт.
“Смотрите, чтоб не пожалели”! —
Сказал им бык: “Зима вот-вот”!

Построил он себе избушку.
Баран: “Пусти погреться, брат,
А то сломаю лбом клетушку”! —
— Пущу, морозы — вон трещат! —

Свинья к ним: “Все столбы подрою”!
Гусь мчится вместе с петухом:
“Нам холодно в лесу зимою”!
— Да будет так, входите в дом! —

Петух горланит утром рано.
Бежит лисица к куманькам:
— Мой — Петя, волк возьмёшь барана,
Медведь, быка ты валишь сам!

Медведь, как только нос свой в двери,
Отшибло память навсегда,
Лишь помнит Петин крик: “Эй, звери,
Подайте мишку мне сюда”!

Зимовье зверей. Новое прочтение

Ольга Патрушева Баринова

Что такое шашлычок
Знает Хрюшка и Бычок
Но свобода, Ох! милей,
Для домашних, для зверей!

Бык, Баран, Свинья, Петух
Выбрали одно из двух:
Либо партизаном в лес,
Либо жаренья процесс.

Потихоньку собрались,
И спустившись к речке вниз,
В лес они вошли петляя
И следов не оставляя.

Вольный ветер, море трав,
Полежишь в теньке устав.
Нет ни страхов, ни забот,
Был бы полненьким живот!

Так все лето и прожили,
И жирком слегка заплыли…
Все им нравилось кругом…
Бык решил построить дом.

Но другим работать лень,
Травку щиплют целый день,
Пьют водичку из ручья,
Песни любят Соловья…

Бык же взялся за труды-
Выбрал нужные дубы
И давай валить их сразу
Да обтесывать в столбы.

Так сложил надежный дом,
Обкосил траву кругом,
Заготовив сена в прок,
Стал нагуливать жирок.
Долго ль, коротко ль пришла
Белоснежная зима,
Снегом застелив траву,
Речку льдом сковала всю…

Стало Петушку не в мочь!
Проведя бессонно ночь,
Он Бычка пришел просить
До весны его пустить.

Обещал протыкать щели
Мхом, чтоб ветры не свистели,
По утрам Бычка будить
И на крыше сторожить.

Следом Хрюшка в дверь стучит
И плаксиво говорит,
Что за право жить в зимовье
Выроет она подполье.

Накопает корешков,
Слепит глиняных горшков,
Будет печь она топить,
Каши вкусные варить.

А бычок соседям рад:
Дружба -это ценный клад.
Без рузей — беда страшней,
С другом — радость веселей!

Лишь Баран решил терпеть!
Думал — шуба будет греть.
Но мороз такой случился,
Что Баран к Быку пустился.

В это время Волки злые,
То зимовье окружили.
И решили взять живьем
Всех, кто населяет дом.

Стали в окна колотить,
Дверь пытаются сносить,
А один полез в трубу —
На свою же, на беду!

Только жители зимовья
Берегут свое здоровье!
Не хотят обедом стать,
Битву думают принять!

Бык за дверью притаился,
Петушок за печь забился,
Хрюшка держит кочергу…
Притаились. Ни гу-гу.

Тут Барашек выбегает,
Прочным лбом Волков сшибает,
От лихого крика — БЕ-Е!!!
Волк застрял в печной трубе.

А в печи горел огонь,
Ты его рукой не тронь!
Он обжог все Волку нервы!
Вот и побежденный первый!

Дальше — хуже, наш Баран
На Волков пер как таран,
Их как кегли раскидало
И досталось всем не мало!

Тут и Бык, открывший дверь,
На врагов бежит теперь.
А Свинья гремит посудой
И кричит: Пошли отсюда!

Петушок на крышу сел,
Громко песнь свою запел!
Волки очень испугались,
Быстро, быстро разбежались.

Звери наши очень рады,
Нет желаннее награды-
Чем победа над врагом
И спасенный милый дом!

Стали жить спокойно, дружно.
Объяснять теперь не нужно,
Что лишь дружною гурьбой
Можно выжить злой зимой!

Сказка в стихах Зимовье зверей

Светлана Сигаева

Шел бык лесом и вот навстречу
Попался баран ему
-Куда баран направляешься,
Может помочь чем смогу…
— Да вот от зимы лета ищу,
— Так вместе со мной пойдём,
Может нам посчастливиться
И мы вместе его найдём!
И вот уже вдвоём идут,
Попалась навстречу свинья,
— Куда свинья направляешься,
По лесу ходишь одна?
— Да вот от зимы лета ищу,
— Так вместе с нами пойдём,
Может нам посчастливиться
И мы вместе его найдём!
И вот уже втроём идут,
Тут гусь навстречу им
— Куда гусь направляешься,
Бредёшь совсем один?
— Да вот от зимы лета ищу,
— Так вместе с нами пойдём,
Может нам посчастливиться
И мы вместе его найдём!
И вот уж вчетвером идут,
Петух навстречу им
— Куда петух направляешься,
Идёшь, бредёшь один?
— Да вот от зимы лета ищу,
— Так вместе с нами пойдём,
Может нам посчастливиться
И мы вместе его найдём!
Вот шли они путь — дорогою,
Разговаривали об всём,
Тут бык и говорит: — Товарищи,
Мы тепла сейчас не найдём,
Давайте-ка избу построим
И будем там зимовать,
А то все дружно помёрзнем
И лета нам не видать….
— У меня шуба тёплая
Баран отвечает ему,
Видишь, колечками вьётся,
Изба мне совсем не к чему….
А свинья: — Я в землю зароюсь,
Морозы там пережду,
Так что мне тоже не надо,
Строить твою избу…
Гусь: -А я в середине ели
Крыло себе постелю,
Другим себя накрою,
Перезимую зиму всю…
А петух: — У меня тоже крылья,
Как-нибудь обойдусь,
На дереве перезимую,
И не замёрзну, клянусь!
Бык посмотрел на попутчиков:
— Ну как хотите вы там,
Построю себе избушку
И в ней зимовать буду сам!
Бык избушку построил,
Припеваючи в ней живёт,
Но вот холода наступили,
К избушке баран идёт…
— Пусти брат меня погреться,
Баран просит быка…
— А как же там твоя шуба,
Ведь тёплая у тебя она?
— Если не пустишь, выбью
Из избы одно бревно,
Вот тогда тоже помёрзнешь,
Что пустишь меня? — Хорошо.
Вслед за бараном свинка
Тоже погреться пришла,
— Пусти меня в избушку,
Просит быка она.
— Ты же хотела в землю
Зарыться и там зимовать.
— Не пустишь, столбы подрою,
И избушки тебе не видать….
Пустил и свинью, ну а следом
Гусь с петухом пришли,
Тоже погреться просятся,
Замёрзли совсем они…
Бык говорит: — Неужели,
Крылья вас не спасли,
Вы ж жить собирались на ели,
Накрывались ли крыльями вы?
Гусь говорит: — Не пустишь,
Со стен мох буду щипать,
И тогда тебе точно холодно,
Будет в избе зимовать…
И петух поддержал гуся
— Ну а я взлечу на чердак,
Всю землю с потолка сгребу,
Замёрзнешь, это ведь не пустяк…
Что ж делать быку и этих двоих
Пустил к себе зимовать,
Петух отогрелся и ну давай
Песни в избе распевать…
Услышала песни лиса, но как
Петуха из избы достать,
Захотелось плутовке рыжей,
Мяса его пожевать…
Пустилась лиса на хитрости
К медведю с волком пошла
И им рассказала конечно
Какую добычу нашла:
— Ох, куманьки поживимся…
Добычи вволю там
Медведя бык дожидается,
А волка целый баран!
Я ж петушком закушу…
— Молодец ты какая кума,
Мы с волком такой услуги
Не забудем клянусь никогда!
Лиса привела к избушке их,
Решают, кто первым пойдёт,
Медведь волка посылает:
Иди-ка ты лучше вперёд!
А волк кричит: — Ты ж посильней
Вон ты какой большой…
Медведь первым отправился,
Но далеко не ушёл наш герой,
Бык его рогами к стене припер,
Ну а тут подоспел баран,
Разбежался и в бок боднул,
Медведь наш бедный упал.
Свинья клочки выдирает,
Гусь щиплет ему глаза,
Петух на жёрдочке кричит:
— Подайте его мне сюда!
Волк и Лиса крик услыхали
И бегом оттуда скорей,
А медведь еле вырвался
И догнал своих горе-друзей…
Рассказал, что такого страху
Не видывал он отродясь:
— Только в избу зашёл я
Баба с ухватом, хрясь,
Так и припёрла к стенке
Тут ещё народ подбежал,
Кто рвёт меня, кто глаза колет,
Еле оттуда удрал…
А один так и кричал всем:
— Подайте его мне сюда!
Ох, если б ему меня подали
То и смерть моя бы пришла…
Как говорят в народе,
У страха глаза велики,
Даже большому медведю
Силы не помогли!

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Ф.И.О. участника: Добрыдина Екатерина Алексеевна, Двинина Екатерина Андреевна

№ участника: 4

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; физическое развитие; социально – коммуникативное развитие.

Тема занятия: «Подкидыш» Бианки В.

Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)

Цель занятия: дать описание характера одного из главных героев в рассказе, упражняться в составлении синквейна-описания персонажа в дидактической игре на интерактивной панели

Задачи занятия:

Обучающие задачи: научиться составлять синквейн-описание персонажа из рассказа «Подкидыш» Бианки В.

Развивающие задачи: внимательно слушать указания воспитателя при составлении синквейн-описания

Воспитательные задачи: стремиться к самостоятельности при выполнении работы

Дополнительные задачи: игровая задача: быстрее всех найти каменку и получить снежинку.

Словарная работа: разевала, высиживал

Планируемый результат занятия: воспитанники научились составлять синквейн-описание персонажа, воспитанники внимательно слушали указания воспитателя при составлении синквейн-описания; воспитанники соблюдали самостоятельность при выполнении работы; воспитанники дали описание характера одного из главных героев из рассказа «Подкидыш» Бианки В, поупражнялись в составлении синквейна-описания персонажа в дидактической игре на интерактивной панели

Подготовительная работа: составление синквейна, просмотр мультфильмов, знакомство с автором на занятиях

Материалы и оборудование: ИКТ:  документ-камера(фото автора), интерактивная панель(дидактическая игра, синквейн); хрестоматия.

Этапызанятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Заинтересовать детей предстоящей образовательной деятельностью.

Прежде чем начать, давайте с вами встанем в круг и поприветствуем друг друга

Приветствие

Здравствуй друг!(Здороваются за руку)

Как ты тут?(похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был?(теребят друг друга за ушко)

Я скучал!(складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел!(разводят руки в стороны)

Хорошо!(обнимаются)

Словесный, групповой, художественное слово «Приветствие»

Дети организованы и заинтересованы в предстоящей образовательной деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию.

Ребята, а как вы думаете, хорошо ли мы поступаем когда помогаем другим?

У меня есть один интересный рассказ о взаимопомощи, хотите его послушать?

Называется он «Подкидыш», написал этот рассказ Виталий Бианки, посмотрите на экран, вот так он выглядел.

Словесный: беседа

Наглядный: показ

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Да

Да

Дети введены в проблемную ситуацию.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Познакомиться с произведением и автором произведения

Физ. минутка

Прежде чем начать читать, подготовим наши пальчики

Пальчиковая гимнастика

Мы катаем снежный ком, (Ладони лежат на столе, дети делают ими движения вперед-назад)

Будем строить снежный дом, («Рисуют» на столе указательными пальцами дом.)

Мы польем его водой, (Изображают, что поливают из лейки)

Дом наш будет ледяной. («Рисуют» дом указательными пальцами перед собой.)

Каждый ком – один этаж, (Ударяют кулаками друг о друга, поднимая их вверх.)

Подрастает домик наш! (Делают из ладоней «крышу» над головой.)

Наш рассказ начинался с того, что мальчики разбили все яйца в гнезде каменки, но осталось одно, которое мальчик успел спасти и положил его в гнездо пересмешки, он переживал, примет ли пересмешка яйцо каменки или нет. Как вы думаете ребята?

Сейчас мы с вами это узнаем, спинки ровно, слушайте внимательно

Чтение рассказа

Правильно ли вы предположили конец рассказа? Молодцы

Что то мы засиделись, встанем с вами и немного разомнемся

Мы потопаем немножко

Руки тоже мы согреем и потопаем скорее

Рукавицы мы надели

Не боимся мы метели

Мы с морозом подружились

Как снежинки закружились

Присаживайтесь спинки ровно

Ребята, нам в рассказе встретились незнакомые слова, кто знает, как это, разевать рот?

Это значит открывать его ооочень широко

Давайте повторим это слово

А еще нам встретилось слово высиживал, кто нибудь знает его значение? Высиживать значит долго, усидчиво вынашивать птенцов до того, как они вылупляться

Давайте повторим

Как называется наш рассказ?

А кто автор?

Какие герои нам встретились?

Какие поступки совершали герои?

Какие из этих поступков можно назвать положительными и почему?

Какими качествами пересмешка?

Чему учит нас это произведение?

Какую пословицу можно подобрать?

Какой отрывок вам больше всего понравился? Давайте зачитаем его

Молодцы, сейчас мы с вами подойдем к ип и немного посоревнуемся.

Для начала вспомним как нужно работать с ней.

И так, для начала выберите фишки, которыми будете играть.

Чтобы узнать, кто будет ходить первый, мы бросим кубик. У кого значение будет больше, тот и ходит первый. Кто выполнит задание быстрее, будет получать снежинки, и перемещать их на полосу, того же цвета, что и фишка, и снежинка

1 задание

Перед вами разбросаны яйца разных цветов, и 2 гнезда, вам нужно как можно быстрее и правильно разложить все яйца по гнездам, первый игрок собирает розовые, второй игрок синие. Начинаем по сигналу, Один, два, три, начали!

2 задание

В этом задании вам нужно поселить гнезда на деревья, выиграет тот, чьих гнезд будет больше, нельзя на одно дерево заселить 2 гнезда Начинаем по  сигналу, Один, два, три, начали!

3 задание

Перед вами расположен лес, вам нужно найти среди всех деревьев каменку и перенести к себе на полосу, выиграет тот, кто быстрее найдет каменку и перенесет к себе на полосу. Начинаем по  сигналу, Один, два, три, начали!

У нас выиграла…

Словесный: беседа, рассказ, объяснение

Наглядный: показ

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Делают гимнастику

Ответы

Да

Выполняют физ минутку

Предположения

Подкидыш

Виталий Бианки

Мальчики, мальчик, который спас яйцо каменки, пересмешка, ее яйца, каменка

Мальчики разорили гнездо каменки, мальчик спас яйцо, пересмешка выкормила и приняла каменку, каменка высиживала яйца пересмешки

Мальчик спас яйцо, пересмешка выкормила и приняла каменку, каменка высиживала яйца пересмешки

Добрая, хорошая мать, воспитанная

Помогать друг другу

Как аукнется так и откликнется

Подходят к панели

Работать только сухими руками, подушечкой указательного пальца, находиться на расстоянии вытянутой руки

Ознакомлены с материалом

2.3.

Этап практического решения проблемы

Совместная деятельнось

Ребята, вы большие молодцы, давайте немного отвлечемся и дадим нашим глазкам отдохнуть

Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть. Представьте, что ваши глазки это кисточка, давайте нарисуем снежинку…

Подойдите к ип,

Помните как мы уже с вами составляли синквейн?

Давайте припомним, как он составляется

Сверху идет кто? Или что?

Пониже какой он?

Еще пониже что он делает?

Еще ниже идет, что мы можем о нем сказать

И еще ниже, одно качество, которое его описывает

Сегодня мы составим с вами синквейн-описание с нашем персонажем рассказа пересмешкой

Молодцы ребята

Словесный: беседа

Практический: создание синквейна

Форма: фронтальная

Прием: вопрос-ответ

Игровой: дид.игра

Гимнастика для глаз

Да

Пересмешка

Заботливая, маленькая

Кормит, летает, высиживает

Хорошая мама

Помощь

Создан синквейн

3.

Заключительный этап

Развитие умения анализировать, делать выводы, высказывать свою мысль.

Как назывался наш рассказ?

Кто автор рассказа?

Какие герои нам встретились?

Чему научил нас этот рассказ?

Какую пословицу мы подобрали?

Словесный: беседа

Форма: фронтальная

Приемы: вопрос-ответ

Подкидыш

Виталий Бианки

Мальчики, мальчик, который спас яйцо каменки, пересмешка, ее яйца, каменка

Взаимопомощи

Как аукнется, так и откликнется

Высказывают свои мысли, слушают не перебивают друг друга.

Adblock
detector