Меню

Кто написал рассказ нос

: От человека неожиданно сбегает нос, превращается в высокопо­став­ленного чиновника и пытается уехать за границу. Нос ловят, возвращают владельцу и вскоре он так же неожиданно прирастает, куда положено.

Деление на главы — условное.

Цирюльник находит нос

25 марта цирюльник Иван Яковлевич сел завтракать.

Иван Яковлевич — цирюльник (парикмахер), пьяница, циник и грязнуля.

Разрезав испечённый его почтенной супругой хлеб, цирюльник обнаружил в нём нос. Испуганный Иван Яковлевич сразу узнал нос коллежского асессора Ковалёва, которого брил дважды в неделю.

Ковалёв, Платон Кузьмич — коллежский асессор, румяный, с огромными бакенбардами, самовлюблённый и глупый, гордится своим званием, называет себя майором.

Пьян ли я вчера возвратился или нет, уж наверное сказать не могу. А по всем приметам должно быть происшествие несбыточное: ибо хлеб — дело печёное, а нос совсем не то. Ничего не разберу…

Деспотичная супруга цирюльника немедленно решила, что Иван Яковлевич кому-то отрезал нос. Ругая мужа последними словами, она велела убрать из дому эту пакость.

Завернув нос в тряпку, Иван Яковлевич долго ходил по улицам, пытаясь от него избавиться. Как назло, с ним то и дело здоровались знакомые, а улицы заполнялись народом. Наконец, цирюльник бросил нос с моста в Неву и уже решил отправиться в трактир, как вдруг его окликнул квартальный и поинтере­совался, что Иван Яковлевич делал на мосту. Дальнейшее закрыто туманом, и что произошло с цирюльником — неизвестно.

Поиски носа

Тем же утром коллежский асессор Ковалёв обнаружил на месте своего носа «совершенно гладкое место». Ковалёв был не из тех коллежских асессоров, которые получили звание «с помощью учёных аттестатов». Он получил свой чин на Кавказе, где всё происходило намного проще.

Коллежским асессором Ковалёв был всего лишь два года. Он гордился своим чином и для солидности называл себя майором. В Петербург майор приехал, чтобы выхлопотать себе достойную его звания должность и выгодно жениться. Он ежедневно прогуливался по Невскому проспекту, по вечерам ходил в гости и в театр, и теперь не понимал, как он будет всё это делать без носа.

Закутавшись в плащ и прикрыв «гладкое место» платком, Ковалёв отправился к начальнику полиции Петербурга. По дороге он увидел, как какой-то господин, одетый в мундир статского советника, входит в подъезд дома, и узнал в нём свой нос. Через несколько минут нос вышел и уехал.

Ковалёв не знал, что и думать.

Как же можно, в самом деле, чтобы нос, который ещё вчера был у него на лице, не мог ездить и ходить, — был в мундире!

Он бросился за каретой, которая остановилась перед Казанским собором. Нос вошёл в собор, майор протиснулся к нему и попытался объяснить беглецу, что он его нос и должен немедленно вернуться на своё законное место. Нос сделал вид, что ничего не понимает. В этот момент к ним подошли дама и хорошенькая барышня. Ковалёв загляделся на барышню, а нос тем временем исчез.

Несчастный майор отправился к начальнику полиции, но его не оказалось дома. Немного поразмыслив, Ковалёв решил отправиться в редакцию газеты и дать объявление о пропаже носа, чтобы каждый, кто его встретит, сообщил о его местопо­ложении.

Чиновник из редакции отказался подавать такое объявление, ссылаясь на то, что из-за него газета потеряет репутацию, и посоветовал заказать о пропаже носа статью «для пользы юношества или так, для общего любопытства».

Выйдя из редакции, раздоса­дованный Ковалёв отправился к частному приставу (начальнику полицейской части). У того был послеобеденный отдых, поэтому он отказался «производить следствие», заявив, что у порядочного человека нос не оторвут и что нечего всяким майорам таскаться по непристойным местам.

Ковалёв не смог простить частному приставу оскорбления своего чина и гордо удалился.

Нос возвращают владельцу

Домой майор вернулся усталый и печальный.

…без носа человек — чёрт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, — просто возьми да и вышвырни за окошко!

Носом, отрубленным на войне или дуэли, он мог бы гордиться, как боевой раной, но нос просто сбежал, и это было оскорбительно. Подумав, майор решил, что это дело рук штаб-офицерши Подточиной, на дочери которой он не захотел жениться.

Подточина, Александра Григорьевна — штаб-офицерша, мать незамужней дочери.

Наверняка Подточина решила отомстить, наняв «каких-нибудь колдовок-баб». Ведь в среду, когда его брил Иван Яковлевич, нос был ещё на месте.

Размышления Ковалёва прервал квартальный полицейский. Он сообщил, что нос майора найден — его перехватили, когда он пытался удрать в Ригу. В деле замешан и цирюльник Иван Яковлевич, который сидит теперь в полицейском участке. Затем квартальный вернул майору нос и удалился.

Когда радость Ковалёва поутихла, он обнаружил, что нос не желает прирастать к положенному ему месту. Тогда майор послал лакея за доктором, жившем в том же доме. Доктор не знал, как приставить нос на место, поэтому сказал оставить всё как есть, чтобы не сделать ещё хуже. Нос же посоветовал заспиртовать и продать.

Отчаявшийся Ковалёв решил на следующий же день подать жалобу на Подточину, но перед этим он написал ей и попросил «без бою» возвратить ему нос. Из ответного письма майор понял, что Подточина не виновна, и только чёрт разберёт, каким образом всё это произошло.

История с носом тем временем распространилась по Петербургу, чему способствовало увлечение петербуржцев магнетизмом. Нос Ковалёва замечали в разных частях города. Некоторые ловкие господа даже начали продавать билеты на это зрелище, а у посетителей светских вечеринок появилась новая тема для шуток.

Нос прирастает на место

Проснувшись утром 7 апреля, Ковалёв обнаружил, что его нос находится в положенном ему месте. Обрадованный майор побрился с помощью Ивана Яковлевича, при этом запрещая ему браться рукой за драгоценный нос.

«Вишь ты! — сказал сам себе Иван Яковлевич, взглянувши на нос, и потом перегнул голову на другую сторону и посмотрел на него сбоку. — Вона! эк его, право, как подумаешь»…

Затем Ковалёв объехал все возможные места, чтобы все знакомые увидели его с носом.

С тех пор майор Ковалёв всегда пребывал в отличном настроении, посещал все спектакли и вечера и улыбался всем хорошеньким дамам.

Выводы рассказчика

Рассказчик считает, что в этой истории есть много неправдо­по­добного. Если не считать «сверхъесте­ственного отделения носа» и появления его в виде статского советника, остаётся непонятным, как Ковалёв не сообразил, что подавать объявление в газету просто неприлично. К тому же всё ещё неясно, как же нос оказался в хлебе Ивана Яковлевича.

Рассказчик не понимает, как могут некоторые авторы брать подобные сюжеты, от которых нет решительно никакой пользы отечеству. Однако, с другой стороны, несообразности встречаются повсюду, и, если поразмыслить, подобные происшествия редко, но бывают.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гоголь
  • Анализ повести Нос

История создания

Период создания повести «Нос» относится к 1833-1835 годам. Она написана Гоголем еще при жизни А.С. Пушкина, который высоко оценил это произведение.  Пушкину оно показалось веселым и оригинальным.  Пушкиным же повесть и была опубликована в журнале «Современник» в 1836 году.  Годом ранее Гоголь пытался опубликовать ее  в журнале «Московский наблюдатель», но редакция этого журнала сочла повесть «пошлой» и вернула рукопись автору.

Жанр и направление

Сейчас повесть может показаться нелепой, но именно этого эффекта и добивался Гоголь. Он хотел написать смешную историю, которая отражала бы комизм и нелепость множества произведений, создаваемых в модном в то время жанре фантастической романтической повести.  Но этот жанр и не получил бы широкого распространения, если бы все общество не было проникнуто соответствующим интересом ко всему загадочному, мистическому и таинственному.

Композиция

По объему «Нос» — небольшое произведение.  Действие занимает двухнедельный период: с 25 марта по 7 апреля.  Композиционно повесть разбита на 3 части. Первая и третья части совсем короткие, все основные события происходят во второй части. В первой части расписано странное происшествие с цирюльником, обнаружившим нос в хлебе, во второй части – история исчезновения носа  коллежского асессора Ковалева и тщетных попыток его поисков, в третьей  – неожиданное возвращение носа на свое место.

О чем?

Можно сказать, что повесть «Нос» – это произведение о бегстве носа с лица своего хозяина, его превращении в статского советника и о внезапном его возвращении ко своему владельцу. Только, конечно же,  оно о чем-то совсем другом – о том, что сообщается автором бегло, как бы вскользь.  В процессе чтения повести как будто само собой раскрывается, например, то, чем живут чиновники того времени, чем они занимаются, о чем помышляют, как строят карьеру, как общаются между собой, как относятся к простым людям и т.д. Кроме того, в повести выводятся характеры людей, принадлежащих к разным сословиям. Так что можно сказать и то, что «Нос» — это произведение о нескольких, довольно распространенных в России в первой половине XIX века типах людей, а также о несуразностях и противоречиях, царящих во времена Гоголя в российском обществе.  

Главные герои и их характеристика

Главным героем повести является коллежский асессор Ковалев. Свой чин и ранг майора Ковалев получает во время службы на Кавказе. Гоголь заостряет на этом факте внимание, чтобы подчеркнуть, что Ковалев добивается их не совсем честным путем.  В тот момент, когда он обнаруживает исчезновение носа, Ковалев проживает в Петербурге, куда он является, чтобы добиться назначения вице-губернатором, либо поступить на службу в какой-нибудь департамент. Всегда весь с головы до ног начищенный, разодетый, он любит важно расхаживать по Невскому проспекту и всем пускать пыль в глаза (не случайно сбежавший от Ковалева нос воплощается ни много ни мало в статского советника!) Время от времени он зазывает к себе на квартиру простых женщин, а жениться собирается только по расчету.

В числе других главных героев повести можно назвать цирюльника Ивана Яковлевича. Иван Яковлевич – типичный пьяница, который, впрочем, работает. Это тихий, опустившийся человек, каковых тоже немало в России. Иван Яковлевич женат, и находится у жены под каблуком. По своему поведению он противоположен Ковалеву.

Нос майора Ковалева, «виновник» произошедшей кутерьмы, после того как он исчезает с лица своего хозяина и принимает человеческий облик, тоже начинает выступать в роли главного героя.  Нос – это как бы Альтер-эго Ковалева, в котором недостатки его хозяина выступают в гипертрофированном виде.

Темы повести

Основными темами повести являются понимание смысла жизни и ее ценностей такими людьми, как Ковалев, а также уже упоминавшееся распространение в обществе тяга к мистическому.  

Проблемы

В числе основных проблем можно назвать карьеризм, который искажает  подлинный смысл жизни для личности, процветание в обществе чинопочитания, узости ума и др.

Гоголь, написав достаточно абсурдную историю о таинственном исчезновении, перевоплощении и счастливом обретении носа, попал «в десятку».  Он затронул многие социальные проблемы своего времени, такие как крепостничество, взяточничество и мракобесие. Большое число фрагментов повести было вымарано цензурой. Возвращены были эти фрагменты в текст  уже только в изданиях советского периода.

Смысл произведения

Между тем,  без этих фрагментов произведение во многом утрачивало свой смысл. Из текста были исключены такие сатирические моменты, как сцена встречи Ковалева с носом в Казанском соборе, или такие как  эпизод, в котором рассказывается о сахарных головах, которые частный пристав принимает в качестве взяток. Было исключено и  замечание пристава о неприличном поведении майоров, которые таскаются по неприличным местам и др. 

Без всех этих деталей можно было подумать, что смысл произведения заключался не в том, чтобы показать абсурд происходящего вокруг, в повседневной жизни, а в том, чтобы показать то, что абсурд творится в голове автора, что, конечно же, не так.  Впрочем, для современников Гоголя смысл произведения все равно оставался достаточно понятным. Ведь даже и сюжет на тему приключений носа был взят из ходивших в то время историй и анекдотов. Один из таких анекдотов упоминается даже в дневнике Пушкина, еще в 1815 году. А в 1833 году Пушкин в своем дневнике упоминает те же слухи о «танцующих стульях»,  о которых в своей повести пишет  Гоголь.

Чему учит?

Чему учит произведение? Как всякое великое произведение, оно учит разному: каждый должен найти в нем что-то свое.  Кого-то оно должно заставить задуматься о смысле жизни, правильным ли путем идет этот человек, другой, возможно, задумается о роли сплетен, непроверенных, недостоверных слухов в частной и общественной жизни. В любом случае, мы не ошибемся, если скажем, что это произведение учит анализировать происходящее и относиться к нему критически.

Художественное своеобразие

Итак, «Нос» является пародией на фантастический романтический жанр. Являясь пародией, оно сильно напоминает этот жанр, но само к нему не принадлежит. «Нос»  относится, скорее, к жанру реалистической сатиры, т.е. к прямо противоположно по своему направлению.  В этом сочетании несочетаемых жанров состоит художественное своеобразие данного произведения.

2 вариант

Николай Васильевич написал повесть в 1835 г. и отправил на печать в журнал «Московский наблюдатель», однако опубликована она не была, издатели посчитали ее плохой и пошлой. Свет произведение увидело благодаря уговорам А.С. Пушкина напечатать ее в «Современнике». Он называл повесть веселой и фантастической. Пройдя цензурные правки, повесть опубликовалась только в 1836 году. Произведение входит в цикл «Петербургские повести» наряду с «Невским проспектом», «Портретом» и другими. Особенностью этого цикла является то, что в них освещена проблема «маленького человека».

По своему характеру повесть относится к новому в то время для русской литературы направлению – фантастический реализм.

Повествование ведется от 3-го лица. Композиция произведения состоит из 3х частей, каждая из которых позволяет сюжету развиваться линейно и последовательно.

В первой части читатель знакомится с героями и укладом их жизни. Здесь можно выделить три блока:  обнаружение носа — переживания героя и попытки избавиться от бремени — избавление.

Во второй части, происходит завязка, главный герой обнаруживает пропажу своего носа.  Читатель отправляется вместе с героем на поиски. Завершение второй части является обнаружение носа и попытки вернуть его на свое прежнее место.

Кульминацией произведения является мистическое возвращение носа на свое положенное место.

Писатель освещает несколько проблем, одной из которых является ограниченность, невежественность человека.  На примере асессора Ковалева, который гордится своим чином, считает высшей ценностью внимание женщин и высокое положение в обществе, показано насколько сильно дефект на лице рушит все планы и заставляет прийти главного героя в обезнадеженное чувство. Больше всего его беспокоит то, какие слухи пойдут о нем, оставшемся без носа.

Другая проблема, не менее яркая – безнравственность людей. Цирюльник, обнаружив нос,  не стремится исправить свою ошибку и вернуть его владельцу, а наоборот, избавляется от доказательства своей вины, боясь понести наказание.

Еще одна проблема, умело показанная писателем — лицемерие. Нос, получив ранг выше своего хозяина, общается с ним надменно, нехотя, всячески показывая свое превосходящее положение. Как и сам Ковалев обращается к извозчику и людям более низкого социального происхождения грубо, невежественно.

Гоголь на фоне неправдоподобности, абсурдности происходящего, показывает читателю духовный кризис тщеславной личности.

Для усиления выразительности писатель широко применяет гротеск. Преувеличена независимость носа, усиленная высоким его положением в обществе по сравнению с его бывшим хозяином. Также и в отношениях героев: Ковалев охвачен трепетом перед Носом, он боится к нему обратиться.

В произведении используется олицетворение: Нос не просто ожил, он стал полноправным членом общества, у него появился чин и планы на жизнь.

Название произведения также символично, оно выделяет нос, позволяя читателю обратить внимание на то, что нос может не только автономно жить, но и превосходить в чине своего хозяина.

Произведение заставляет задуматься о многих проблемах общества. Писатель предостерегает читателя от лицемерия, безнравственности и малодушия.

Анализ произведения 3

Особенностью творчества Н.В.Гоголя является умение превратить небылицы в масштабное по своей философской сути произведение. К такому шедевру, по праву, можно отнести его повесть «Нос».

В основу сюжета положен обычный анекдот, популярный в гоголевские времена о сбежавшем от хозяина носе. Иван Яковлевич по профессии цирюльник, проживает со своей женой. Одним из обычных завтраков находит Иван Яковлевич в хлебе нос. Понял цирюльник, что находка принадлежит Ковалеву. Он выкидывает нос в реку. Тем временем коллежский асессор Ковалев обнаруживает пропажу, он решает заявить в полицию, но по дороге встречает свой нос, одетого как богатый человек. Нос садиться в карету и едет в церковь, где важно молиться. Потеряв из виду свою пропажу, расстроенный Ковалев , посетив пристава, возвращается домой. Полицейский приносит ему нос, объявляя, что по поддельному паспорту нос хотел сбежать в Ригу. Как не старался асессор, нос на место не прирастал. Доктор отказался оказать ему в этом помощь. Заканчивается повесть удивительным прирастанием носа на место. Ковалев вновь обрел возможность нюхать табак.

Повесть композиционно состоит из трех частей. В первой части Гоголь дает описание своим героям, характеризует их. Готовит читателя к происходящим событиям. Вторая часть посвящена майору Ковалеву и его отношению к происходящему. Третья часть-развязка сюжетной линии повести.

Гоголь умело смог переплести две линии: реальность и фантастику. Реальные герои (цирюльник, асессор, полицейский) и сказочно разгуливавший по Петербургу Нос. Данное произведение написано в новом для того времени жанре фантастическом реализме.

Главные действующие лица служат ярким примером представителей петербургского общества. Ковалев лишь чиновник в невысоком ранге. Он мечтает о должности, выгодной любовной партии и не мыслит жизни без своего носа. Майор готов преклоняться перед каждым, кто выше по званию и груб с людьми низшими по социальному положению. Цирюльник не собирается возвращать найденный нос, для него главное, что бы его не трогали.

С помощью аллегории и сказочности Гоголь умело высмеивает пороки общества и государства. Человек имеет уважение на столько, на сколько позволяет его ранг. Лицемерие, безнравственность, порочность людского поведения- основная мысль, которую положил в основу своего произведения великий писатель.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Нос

Анализ повести Нос

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Тихая обитель Левитана 4 класс описание

    Картина «Тихая обитель» была написана выдающимся русским художником Исааком Ильичем Левитаном в 1890 году. Этот шедевр описывает утро в лесу, которое передает благодать на все окружение

  • Отзыв о поэме Твардовского Василий Теркин

    Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» была написана в самый разгар Великой отечественной войны и пронесена как знамя победы через все лишения народа.

  • Анализ сказки Городок в табакерке Одоевского

    Жанровая направленность произведения представляет собой литературную познавательную сказку.

  • Сочинение на тему Зависть 9 класс 15.3 ОГЭ

    С чувством зависти каждый сталкивался не раз. Это неприятное, грызущее душу чувство совершенно не дарит никаких положительных эмоций. На работе повысили зарплату другому работнику, или в конкурсе красоты победила другая девушка.

  • Философская лирика Лермонтова

    Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт. Несмотря на недолгую жизнь, творческое наследие Лермонтова является неоценимым вкладом в литературу. Основная тема лирика поэта – философские рассуждения о смысле жизни

Íà ñòðàíèöå îòîáðàæàþòñÿ âñå ðåöåíçèè ê ýòîìó ïðîèçâåäåíèþ â îáðàòíîì ïîðÿäêå, ñ 16 ïî 7

Ïîêàçûâàòü â âèäå ñïèñêà | Ðàçâåðíóòü ñîîáùåíèÿ

Ðåöåíçèÿ íà «Íîñ. Âàðèàíò ýïîõè êîâèäà» (Íåóëîâèìûé Ñèä)

 ðàññêàçå ñëîâà òàê è ëüþòñÿ ëåãêî è âåñåëî : «íàöåïèâ ìàñêó òîëüêî äëÿ âèäà, íà ðîò, íîñ æå ñâîé ñâåñèâ íàä íåþ êîëáàñêîé» !

Íî çà ñìåõîì ñêðûâàþòñÿ ïå÷àëü è áîëü. Ñåðäöå ñæàëîñü, êîãäà ÷èòàëà, êàê Âèòàëèé ñíÿë ìàñêó. Òàê ïî÷óâñòâîâàòü ÷óæóþ áîëü. Òàëàíòëèâî!

Íèíà Îðëîâà 55   24.11.2021 01:59   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Áëàãîäàðþ Âàñ çà ïîíèìàíèå, îöåíêó è ñî÷óâñòâèå ìîåìó ãåðîþ! Ãåðîè, îíè âåäü òàêèå, ñíà÷àëà âðîäå êàê âûäóìûâàþòñÿ, à ïîòîì âäðóã îæèâàþò è íà÷èíàþò æèòü ñâîåé ñîáñòâåííîé æèçíüþ, âïîëíå íåçàâèñèìî îò àâòîðà èëè ÷èòàòåëÿ. «Ñäåëàòü õîòåë ãðîçó, à ïîëó÷èë êîçó» 🙂 Ñ óâàæåíèåì, Èãîðü.

Íåóëîâèìûé Ñèä   24.11.2021 10:36
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Âû óëîâèëè íèòü âðåìåíè! Ó íàñ â Õàáàðîâñêå ãîâîðÿò: «Ââåëè ìàñêè — ðåáÿòàì õîðîøî, íå íàäî êàæäûé äåíü áðèòüñÿ, äåâ÷àòàì õîðîøî — íå íàäî êàæäûé äåíü ïîëíûé ìàêèÿæ äåëàòü, ñëåäè òîëüêî çà ãëàçàìè». Íî ó âàñ — ñåðü¸çíåå è ãëóáæå!

Ñåðãåé Êàëèíè÷åíêî   11.11.2021 09:54
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Èíòåðåñíûå íàáëþäåíèÿ! Êàæäàÿ íåîðäèíàðíàÿ ñèòóàöèÿ îáÿçàòåëüíî èìååò êàêèå-òî ïîáî÷íûå, êîñâåííûå ïîñëåäñòâèÿ, î êîòîðûõ ñðàçó è íå ïîäóìàåøü…

Íåóëîâèìûé Ñèä   11.11.2021 11:05
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ðåöåíçèÿ íà «Íîñ. Âàðèàíò ýïîõè êîâèäà» (Íåóëîâèìûé Ñèä)

Âàðèàíò ýïîõè êîâèäà… Äà, ñóäÿ ïî ðåéòèíãó, ýòà ôðàçà ñðàçó ïîêàçûâàåò àêòóàëüíîñòü òåìû. Íî ëè÷íî ìíå íåïðèÿòíî îò ìûñëè, ÷òî êîâèäó, ïðîäåðæàâøåìóñÿ îêîëî 2 ëåò, óæå âûäåëÿþò öåëóþ ýïîõó.
À åùå ìíå íå õâàòèëî ñþæåòíîñòè, êîòîðàÿ ïîä÷¸ðêèâàëà áû ÿð÷å æàíð ðàññêàçà, íàäåëÿëà áû åãî áîëüøåé õóäîæåñòâåííîñòüþ.  ñâÿçè ñ ýòèì è êîíöîâêà, ãäå àâòîð «ñðûâàåò ìàñêè», âîñïðèíèìàåòñÿ êàêîé-òî ñêîìêàííîé, ïðîñèòñÿ èíîé ôèíàë, áîëåå ýôôåêòíûé ÷òî-ëè…
×èòàÿ õâàëåáíûå îòçûâû, ÿ îæèäàë áîëüøåãî ñ ëèòåðàòóðíîé òî÷êè çðåíèÿ, âåäü ïàðàëëåëü ñ ãîãîëåâñêèì «Íîñîì» äåéñòâèòåëüíî îòëè÷íàÿ, ñâîåâðåìåííàÿ íàõîäêà (çà íå¸ àâòîðó — ïîêëîí è ðóêîïîæàòèå) è òóò ìîæíî áûëî îé êàê ðàçâåðíóòüñÿ.

Ñ óâàæåíèåì,

Âèòàëèé Áàáè÷   13.09.2021 17:17   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ñïàñèáî, Âèòàëèé, çà ëþáîïûòíûé îòçûâà, êîòîðûé äà¸ò ïîâîä íåìíîãî ïîðàññóæäàòü! «Ýïîõàëüíîñòü» êîâèäà — èðîíèÿ â ýòîì ñëó÷àå (êàê è èðîíèÿ âñåé ìèíèàòþðû âîîáùå) ìíå êàæåòñÿ äîñòàòî÷íî î÷åâèäíîé, íå òðåáóþùåé äîïîëíèòåëüíîé èíäèêàöèè. (Õîòÿ êàê ðàç çäåñü ÿ áûë, âîçìîæíî, íåïðàâ. Äëÿ ìíîãèõ ìîèõ çíàêîìûõ, ó êîãî óìåðëè ðîäñòâåííèêè èëè äàæå ðîäèòåëè, êòî ñàì òÿæåëî ïåðåáîëåë, êîâèä ñòàë íàñòîÿùåé ýïîõîé â èõ æèçíè. Äà è äëÿ ãåðîÿ îáñóæäàåìîé ìèíèàòþðû, íàâåðíîå, òîæå, õîòÿ è ïî èíûì ïðè÷èíàì. À êðîìå òîãî, êîãäà ýòîò êîâèä çàêîí÷èòñÿ, åù¸ âîïðîñ. È ÷åì.) Êàêîãî-òî ñþæåòà â ñìûñëå äåéñòâèÿ (âðîäå çíàêîìñòâà ãåðîÿ ñ äåâóøêîé è ò.ï.) òóò çàðàíåå íå ïðåäïîëàãàëîñü. Ïðîñòî îäíàæäû ÿ óâèäåë ïàðíÿ â êðàñèâîé ìàñêå, è ïðèêèíóë, ñ ÷åì ìîæåò áûòü ñâÿçàí åãî íåñêîëüêî ñòðàííûé âíåøíèé âèä (õîòÿ, êîíå÷íî, ñîâñåì íå îáÿçàòåëüíî ïðè÷èíà òîãäà áûëà òàêàÿ). È ðåøèë îá ýòîì íàïèñàòü.  ìîåé çàðèñîâêå äîñòèãíóòà èìåííî òà öåëü, êîòîðàÿ ñòàâèëàñü çàðàíåå, è ïîýòîìó ÿ åþ àáñîëþòíî äîâîëåí. Ýòî ïðîñòàÿ ôîòîãðàôèÿ, êîòîðàÿ íå ïðåäïîëàãàåò êà÷åñòâ êèíîôèëüìà. Êîíå÷íî, åñëè áû ãåðîé íå ñíèìàë ìàñêó ïî âîçâðàùåíèè äîìîé, à «ñðûâàë» å¸, ê ïðèìåðó, íà ãëàçàõ âíîâü ïîçíàêîìèâøåéñÿ ñ íèì äåâóøêè, ôèíàë áûë áû íå ïðîñòî áîëåå ýôôåêòåí, íî ïðÿìî-òàêè âåëèêîëåïåí! È ñòîëüêî âñåãî ìîæíî áûëî áû íà íåãî íàêðóòèòü! Îäíàêî ÿ èçíà÷àëüíî íå ñòðåìèëñÿ ê ÷åìó-òî ïîäîáíîìó. Íåâîçìîæíî ïîñòðîèòü ñþæåòíûé ðàññêàç íà îñíîâå îäíîé òîëüêî òåìû óâå÷üÿ. Îòñóòñòâèå íîñà ó ãåðîÿ äîëæíî ñòàòü â òàêîì ñëó÷àå ëèøü ýëåìåíòîì íåêîåãî îñíîâíîãî ñþæåòà, ñâîåãî ðîäà ïðèïðàâîé, äîáàâêîé, ïóñòü è çàäàþùåé òîí, äðàìàòèçèðóþùåé ðàçâèòèå äåéñòâèÿ è ò.ï. Íî ïî ïðè÷èíå, óâû, ñòîëü âûäàþùèõñÿ êà÷åñòâ ýòîé äîáàâêè, â ðåçóëüòàòå áû âûøëî, ÷òî ñþæåò ñàìîé æå äîáàâêîé îêàçàëñÿ áû ïîëíîñòüþ çàòåí¸í, ñúåäåí.  ïàìÿòè âñ¸ ðàâíî îñòàâàëàñü áû äîáàâêà, à îòíþäü íå ñþæåò (òèïà, «ïàðåíü-òî îêàçàëñÿ áåç íîñà, è ñ íèì ÷òî-òî òàì åù¸ ïðîèñõîäèëî»). Òîãäà çà÷åì îí âîîáùå íóæåí? Íå ëó÷øå ëè âñåé ýòîé òÿæ¸ëîé àðòèëëåðèè îñòàâèòü ìåñòî èìåííî â èðîíè÷íîé è ãðóñòíîé ìèíèàòþðå? Íå â ðàññêàçå, à êàê ðàç â çàðèñîâêå? (Ýòî îñîçíàííûé êàìåíü â îãîðîä äîâîëüíî ìíîãî÷èñëåííûõ ëèòåðàòóðíûõ îïóñîâ, ñòàâÿùèõ èíâàëèäíîñòü ãåðîÿ â öåíòð ñâîåãî èíòåðåñà. Êñòàòè, ñ äðóãîé ñòîðîíû, è ñ Ãîãîëåì òóò òîæå â ñóùíîñòè ìàëî îáùåãî, ïîñêîëüêó ó Ãîãîëÿ, êîíå÷íî, òåìàòèçèðóåòñÿ îòíþäü íå óâå÷íîñòü êàê òàêîâàÿ.) ß âîâñå íå íàñòàèâàþ, ÷òîáû Âû ñî âñåì ýòèì ñîãëàñèëèñü, ïðîñòî õî÷ó ðàçúÿñíèòü ñâîþ ñîáñòâåííóþ ëîãèêó. Åñòü ðàçíûå öåííîñòè è ðàçíûå òî÷êè îòñ÷¸òà. Âàì äåëî ïðåäñòàâëÿåòñÿ òàê, äðóãèì ÷èòàòåëÿì — èíà÷å. Íè÷òî âåäü, â êîíöå êîíöîâ, íå ïðåïÿòñòâóåò ëþáîìó æåëàþùåìó íàïèñàòü ïîëíîöåííûé ñþæåòíûé ðàññêàç ñ ïîòðÿñàþùèì àïîôåîçîì è ýôôåêòíûì êàòàðñèñîì íà ýòó òåìó. Íî ÿ ïî èçëîæåííûì âûøå ïðè÷èíàì èçíà÷àëüíî íå âèäåë â ýòîì ñìûñëà. È (ïî êàêîìó-òî ñ÷¸òó) äàæå ïðàâà íà ýòî! Ïóñòü ëó÷øå óâå÷íîñòü ãåðîÿ âíåøíå îñòà¸òñÿ èìåííî òåì, ÷åì îíà è ÿâëÿåòñÿ, îáûäåííîñòüþ. È íåâîëüíîå ñëåäñòâèå êîâèäíûõ îãðàíè÷åíèé ëè÷íî äëÿ íåãî — ïðîñòåéøèì ïñèõîëîãè÷åñêèì ýôôåêòîì. À óæ ëþáûå âíóòðåííèå êîëëèçèè â òàêîì ñëó÷àå öåëîìóäðåííåå áóäåò îñòàâèòü íà îòêóï âîîáðàæåíèþ è ÷óâñòâàì ÷èòàòåëÿ, áåç äîäàâëèâàíèÿ ñî ñòîðîíû àâòîðà. Ñ óâàæåíèåì, Èãîðü.

Íåóëîâèìûé Ñèä   13.09.2021 21:49
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Äîáðûé äåíü, Èãîðü! Áëàãîäàðþ çà òàêîå ïîäðîáíîå, ñîäåðæàòåëüíîå ïîÿñíåíèÿ Âàøåé ïîçèöèè! Íå ìîãó ñ íåé íå ñîãëàñèòñÿ.
Æåëàþ Âàì íîâûõ òâîð÷åñêèõ íàõîäîê è ðåàëèçàöèé!

Ñ ïî÷òåíèåì,

Âèòàëèé Áàáè÷   14.09.2021 18:34
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ðåöåíçèÿ íà «Íîñ. Âàðèàíò ýïîõè êîâèäà» (Íåóëîâèìûé Ñèä)

Äîáðûé äåíü, Èãîðü.
Î÷åíü óäèâëåíà, ÷òî êîììåíòàðèè ê ðàññêàçó â îñíîâíîì î ìåäèöèíñêîé ñòîðîíå âîïðîñà, à íå î õóäîæåñòâåííîé öåííîñòè ðàññêàçà. Òåìà, â ìåäèöèíñêîì ïëàíå àêòóàëüíàÿ, ïîýòîìó ëþäè íå ìîãóò àáñòðàãèðîâàòüñÿ îò íå¸.

×åñòíî âàì ñêàæó, áûëà ïîòðÿñåíà, êîãäà ïðî÷èòàëà ðàññêàç. Íå õî÷ó íèêîãî îáèäåòü, íî ýòî áûë îäèí èç íåìíîãèõ ðàññêàçîâ, êîòîðûé ÿ ïðî÷èòàëà íà «Ïðîçå.ðó». Ýòî øåäåâð. Äåëî â òîì, ÷òî ÿ íå ëþáëþ ñòèõè è âñÿêóþ, ïðîñòèòå, çàóíûâíóþ òÿãîìîòèíó. À, òóò… Íó, îîî÷åíü òîíêî. Î÷åíü. ß, êñòàòè, òîæå äóìàëà î òîì, êàêîãî ëþäÿì ñ òàêîãî ðîäà îñîáåííîñòüþ â ñåãîäíÿøíåé äåéñòâèòåëüíîñòè. Âåäü ðåäêî, íî áûâàåò òàêîå. Òàê îïèñàòü… Ñ òàêèìè îòòåíêàìè, ïîëóòîíàìè. Ïðè ýòîì ñ ë¸ãêîé, íå çëîé, èðîíèåé. Ãîãîëü îòäûõàåò. Ñïàñèáî! Ñ èíòåðåñîì áîëüøèì ÷èòàþ âàøè ïðîèçâåäåíèÿ.

Àëèñà Ðûìàøåâñêàÿ   01.08.2021 01:47   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Çäðàâñòâóéòå, Àëèñà! Îãðîìíîå ñïàñèáî Âàì çà ïîíèìàíèå ðàññêàçà è âûñîêóþ îöåíêó åãî êà÷åñòâ, ïóñòü è ñ íåêîòîðûì ïðåóâåëè÷åíèåì ïî ÷àñòè Ãîãîëÿ 🙂 Ìíå êîíå÷íî æå î÷åíü âàæíî çíàòü, íàñêîëüêî ñèëüíî è ïðàâèëüíî âêëàäûâàåìîå â òó èëè èíóþ âåùü ìîæåò áûòü âîñïðèíÿòî ñî ñòîðîíû. Ýòî êàê áû äà¸ò íåîáõîäèìûå êîîðäèíàòû íà áóäóùåå, ïîçâîëÿåò ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ óâåðåííåå. Ïîýòîìó åù¸ ðàç áëàãîäàðþ Âàñ!
Ñ óâàæåíèåì, Èãîðü.

Íåóëîâèìûé Ñèä   01.08.2021 10:24
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ðåöåíçèÿ íà «Íîñ. Âàðèàíò ýïîõè êîâèäà» (Íåóëîâèìûé Ñèä)

Äà. Òÿæåëî. Òàêèì ëþäÿì, æèòü. Ñ ëèöîì, Êâàçèìîäî. È. Ñ äóøîé. àíãåëà. Äà, ñåé÷àñ. Âñå, íîñÿò ìàñêè. Íî ýòî, âûíóæäåííî. À ãäå, òå. Êòî. Äåìîíñòðàòèâíî èõ. Íå íàäåâàë.Òå. Êòî òóñîâàëñÿ. Íà, êðóïíûõ ñáîðèùàõ. Äà. Âñå îíè, òàì. Â, êîâèäíûõ öåíòðàõ. Ïîä êàïåëüíèöàìè. À ïîòîì, ÷òî. ×åðåç, íåñêîëüêî ìåñÿöåâ. Ïðèäóò, â ïîëèêëèíèêè. Ñî, ñâîèìè áîëÿ÷êàìè. Èõ æå âðà÷è. Äâà ãîäà, ïðåäóïðåæäàëè. Î, ïîñëåäñòâèÿõ. À. Ñêîëüêî óìåðëî, çíàìåíèòîñòåé. Âëàäèìèð Ìåíüøîâ. Ïåòð Ìàìîíîâ. ×åãî âû õîòèòå. Îò âðà÷åé. Îíè, íå áîãè. Ñàìè âèíîâàòû.Âîò âàì, è, ðàñïëàòà. Íèêòî, íå çàñòðàõîâàí. Îò ýòîãî. Òîëüêî âàêöèíà. Âàì ïîìîæåò.ß óæå, ñäåëàë. À âû. ×åãî æäåòå. Ìåñòî, íà êîéêå. Â, êîâèäíîì öåíòðå.Ëþäè ïîäóìàéòå. Îá ýòîì. Ó ìåíÿ âñå. ×òî ÿ, õîòåë ñêàçàòü. À ýòîò, ìîëîäîé ÷åëîâåê. Çàðàáîòàåò äåíåã. È, âîññòàíîâèò ñâîé íîñ.Ñî âðåìåíåì.Íóæíî, òîëüêî òåðïåíèå.È, íàäåæäà.Ñ, óâàæåíèåì .Íèêîëà Ñèâèíñêèé.

Íèêîëà Ñèâèíñêèé   27.07.2021 16:18   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ðåöåíçèÿ íà «Íîñ. Âàðèàíò ýïîõè êîâèäà» (Íåóëîâèìûé Ñèä)

Çäðàâñòâóéòå. Ó ìåíÿ òîæå íå ðàç âîçíèêàëà ýòà ìûñëü, íî ÿ ãíàë åå, êàê æå, âûñêàæåøüñÿ â ýòîì ðîäå, è îáèäèøü ÷åëîâåêà, êîòîðûé, âðîäå áû, è çàñëóæèâàåò òîãî, è íà ñàìîì äåëå òàêîé, è ìíå îò íåãî âðåä, íî, è âñå æå, ìàñêà èìåííî äëÿ òàêèõ, íå îáÿçàòåëüíî ñ ôèçè÷åñêèì äåôåêòîì, ñêîðåå âñåãî, çäåñü ÷åðâü â äóøå, êàê âàø ãåðîé. Ñ óâàæåíèåì, À.Òåðåíòüåâ.

Òåðåíòüåâ Àíàòîëèé   19.07.2021 19:05   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Çäðàâñòâóéòå. Íåò, òàêîãî ïîäòåêñòà â ýòîé èñòîðèè íå ñîäåðæèòñÿ, îò ñëîâà ñîâñåì. Ãåðîé ïðîñòî âîñïîëüçîâàëñÿ ñèòóàöèåé, ÷òîáû ñíîâà õîòÿ áû íåäîëãî ïîæèòü æèçíüþ íîðìàëüíîãî ÷åëîâåêà. Êàê ãîâîðèòñÿ, íå áûëî áû ñ÷àñòüÿ, äà íåñ÷àñòüå ïîìîãëî. Íîñèòü æå ìàñêó â îáùåñòâåííûõ ìåñòàõ ÿâëÿåòñÿ íðàâñòâåííûì äîëãîì êàæäîãî ñâîáîäíîãî ÷åëîâåêà. Íà ýòîì ïðèìåðå õîðîøî âèäíî ðàçëè÷èå ïîíÿòèÿ ñâîáîäû ïî îòíîøåíèþ ê ÷åëîâåêó è ê æèâîòíîìó. Êàê ýòî ÷àñòî áûâàåò, îäíèì è òåì æå ñëîâîì èìåíóþòñÿ ïðèíöèïèàëüíî ðàçíûå âåùè, ÷òî è ñîçäà¸ò äâóñìûñëåííîñòü è íåäîïîíèìàíèå. Ñ óâàæåíèåì, Èãîðü.

Íåóëîâèìûé Ñèä   19.07.2021 20:54
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ðåöåíçèÿ íà «Íîñ. Âàðèàíò ýïîõè êîâèäà» (Íåóëîâèìûé Ñèä)

Ðàññêàç î÷åíü æèçíåííûé,Ñèä,î÷åíü èðîíè÷íûì åãî íå íàçîâåøü…Íî êàê òî ïðèÿòíî, ÷òî Âèòàëèê ñîîáðàçèë êàê åìó èñïîëüçîâàòü ñîçäàâøóþñÿ ñèòóàöèþ ñ çàïóãàííûì ÑÌÈ íàðîäîì…È âñ¸ æå âåñüìà íåïðèÿòíî òî,÷òî íàðîä ñïåöèàëüíî ïðîñòî òðàâÿò ñ ýòèì êîâèäîì âìåñòî òîãî,÷òîáû ïî ÷åëîâå÷åñêè ÿñíî îáúÿñíÿòü ìåðû ïðåäîñòîðîæíîñòè, ñîñòàâ âàêöèíû,ñðîê å¸ äåéñòâèÿ è êàê èìåííî îíà äåéñòâóåò…Äà, íàñ â ÑÑÑÐ ïðèâèâàëè áåñïëàòíî,íî îáû÷íî ñðîêè äåéñòâèÿ ìíîãèõ ïðèâèâîê îò òóáåðêóë¸çà, êîðè,ïîëèìåèëèòà… áûëè ãîäû è ñîçäàâàëè èõ íå çà ñ÷èòàííûå äíè…À ñ âåñíû 2020 ãîäà,íà÷àëà êàðàíòèíîâ äî ñåãî äíÿ óæå ñìåíèëñÿ äåñÿòîê ìîäèôèêàöèé êîâèäà,à òîëêîâûõ ðàçúÿñíåíèé îò êàêîé ìîäèôèêàöèè îáÿçàòåëüíàÿ ïðèâèâêà òàê è íåò… Óäà÷è âàì è çäîðîâüÿ.

Ëèäèÿ Íàðèöûíà   11.07.2021 18:40   •
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Ñïàñèáî Âàì çà îòêëèê, Ëèäèÿ! Ñîãëàøóñü, òåìà íåïðîñòàÿ, îíà òðåáóåò âçâåøåííîãî è ðàññóäèòåëüíîãî ïîäõîäà. ß ïðèâèëñÿ â àïðåëå, ÷åãî è âñåì æåëàþ. Íå âèæó ðàçóìíûõ îñíîâàíèé ñîìíåâàòüñÿ â äåéñòâåííîñòè âàêöèíû.
Çäîðîâüÿ Âàì!
Ñ óâàæåíèåì, Èãîðü.

Íåóëîâèìûé Ñèä   11.07.2021 19:18
  Çàÿâèòü î íàðóøåíèè

Рассказы  А.П.Чехова интересны и познавательны. Несколько поколений выросло на его произведениях. Их изучают в школе, читают во взрослом возрасте и всегда они вызывают интерес. Одним из таких рассказов является «Ванька».

История создания

Существует мнение, что рассказ является повествованием о детстве самого писателя. Он не видел детства таким, каким его принято представлять. Жизнь в бедности заставляла рано взрослеть. Писатель с детства трудился и до того уставал, что о детских играх и забавах не было и речи.
Скорее всего, его болезнь явилась следствием непосильного детского труда. И это болезнь привела его к ранней смерти. На фоне изматывающей его болезни Антон Павлович пишет свой рассказ «Ванька».
Предчувствуя скорый конец, автор внимательно вдумывается в детскую психологию. Причем предметом его изучения является психология ребенка, который по-взрослому способен понять душевную боль, мучившую его.
Есть две версии, кто мог стать прообразом Ваньки. Одни критики считают, что это рассказ писателя о своем детстве, другие отождествляют образ Ваньки с родственником Михаилом, которого отец отослал обучаться мастерству.

Направление и жанр

По глубине и психологизму этот рассказ относится к социально-обличительной беллетристике. В рассказе радостные рождественские эмоции соседствуют с безнадежностью в душе Ваньки. Радостное уживается рядом с грустным. Детская душа гибнет от алчности и безразличия взрослых.
Но есть другая сторона рассказа. Она показывает надежду мальчика на позитивные изменения в жизни, когда мальчик смотрит на свечу.

Суть произведения

Весь рассказ Антона Павловича строится вокруг письма девятилетнего мальчика Ваньки, которое он пишет своему деревенскому дедушке. Вся семья сапожника Аляхина ушла в церковь. На дворе Рождественский сочельник.
Мальчик остался один. Некому ему высказать всю боль, которую он испытывает, живя в услужении. Эта боль как душевная, так и физическая. Мальчика постоянно бьет хозяин, хозяйка не стесняется ткнуть ему в лицо рыбой.  У подмастерьев Ванька то же в услужении. Они гоняют его за водкой, велят таскать соленые огурцы из хозяйских запасов.
Мальчику не с кем поделиться. Никто не выслушает и не поможет. Только в письме к дедушке он рассказывает все о своей безрадостной жизни. Во время написания мальчик вспоминает родные деревенские просторы, дедушкиных собак  Каштанку и Вьюна.
Перед глазами в пламени стоящей на окне свечи мальчик, как наяву, видит хрустящий снег, голубое небо. Все его существо тянется к прошлой деревенской жизни. Он хочет ощутить себя ребенком, а рядом видеть дедушку с собаками.
В его представлении предстает дедушка, не спеша, свесив с печи ноги, читающий Ванькино послание. Рассказывает о московском быте, где для Вани все чуждо и непривычно. Ребенок по-взрослому смотрит вокруг, в таком раннем возрасте он уже попрощался с детством.

Характеристики главных героев

  1. Ванька. Девятилетний мальчик, не по годам умен. Никто не занимался с ним учебой. При этом Ваня пишет письмо, которое трудно написать даже старшекласснику. Письмо, большое по объему, написано душевно и складно.

Ваня делится с дедом своим тяжелым положением, рассказывает о жизни, в которой нет просвета. Но в то же время мальчик полон воспоминаний о сельской жизни, где он был счастлив, ходил с дедом январским днем за елкой.
Эти воспоминания остались единственным светлым пятном в его жизни. В городе мальчик забыл, что такое счастье, расстался с детством. По всему чувствуется, как он взросло мыслит.

  1. Дедушка Ваньки. Зовут его Константин Макарыч. Он служит при господах Живаревых сторожем. У него узкий круг интересов. Ему достаточно покурить любимый табачок, от запаха его дыма душа деда наполняется счастьем.

Константин Макарыч обходит вверенные ему владения с колотушкой. Разговоры с дворовыми работниками, приятный сон на теплой печи доставляют ему великую радость. Для Вани он является другом и наставником, все детские воспоминания мальчик сводит к общению с ним.

  1. Сапожник Аляхин. Он является хозяином кожевенной мастерской. По натуре он деспот. Для работы берет себе подмастерьев, мальчиков из бедных семей. Аляхин дает мальчишкам заработать гроши, кормит их плохо. От недоедания подмастерья велят Ваньке воровать огурцы из бочки.

Ванька видит от хозяина одни оплеухи и не слышит ни одного доброго слова. Естественно, что мальчик жалуется деду в письме, потому что терпеть такое просто невозможно.

  1. Супруга Аляхина. Деспотичная и невоспитанная мещанка, не имеющая никаких понятий о воспитании детей. Унижает Ваню, тыкая в нос рыбой, которую он не так чистит, как хотелось бы ей.
  2. Барыня Живарева Ольга Игнатьевна. Только теплые воспоминания остались в Ванькиной душе при воспоминании об этой женщине. Она хозяйка усадьбы, где работает ее дед и была горничной покойная мама. Ольга Игнатьевна стала единственным педагогом в жизни мальчика, которая научила его читать, писать считать и даже танцевать.
  3. Покойная мать Ваньки Пелагея. Мало сказано в рассказе об этой женщине. Видно только, что она добра и исполнительна в работе.

Темы произведения

  •  Тема надежды. Эта тема неярко прослеживается в рассказе, но все-таки Ванька не теряет надежду обрести счастье в лице деда;
  • Тема детства. Эта тема показана образом мальчика-сироты, которому общество не помогает ничем, и он выживает, как может;
  • Тема мещанства. Эта тема представлена образами супругов Аляхиных. Все в них является застарелым: образ жизни, вопрос воспитания, обучения.
  • Тема деспотизма. Казалось бы, не было никакого повода так жестоко относиться к своим нанятым работникам-детям. Однако Аляхин себе это позволяет.

Главная идея рассказа в том, что дети незаслуженно страдают за грехи взрослых и никто не помогает им нести тяжкий крест.
Рассказ «Ванька» не оставляет читателей равнодушными. Поэтому ценность этого произведения не уменьшается с годами.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Аннотация
Новогоднее. Из цикла «Шницельские истории».

Кто написал рассказ нос— Эй, эй! Ну хватит уже! Сколько можно колесо мыть этому мерседесу? Глянь, сколько вокруг приличных иномарок, — по улыбке я понял, что    папа вовсе не сердится. 

Я опустил ногу, и мы пошли через арку в любимое собаками место, называемое двором. 
 
И вовсе не холодно, легкий прозрачный морозец, ни ветерка. И зачем папа нацепил на меня эту шубку? Она, конечно, пижонская – сверху черная плащевая ткань, а внутри цигейка, на липучках – я в ней весь такой выставочный, особенно после тримминга и стрижки. Только перед кем форсить? Все собаки уже сто раз видели этот прикид. Сперва глаза завидущие отворачивали, потом спрашивали, где и почем брали. Ну, я рассказывал по-простому, что, мол, спецзаказ, портной на дом приезжал. Только когда эрдель Грант вышел в кожаных сапожках и комбинезончике цвета хаки, с блестящими заклепками, все девочки сразу перед ним хвостами вилять стали. Ну, что поделаешь, у Гранта папа – новый русский, и ездит на лексусе. Зато мой папа самый добрый. Иногда слишком даже, особенно когда гладит всех собак подряд и вкусные кусочки носит бездомным. Нет, мне не жалко, я-то всегда сыт, но когда они наглеют и трутся о папины колени, а иногда и прыгают, пачкая лапами его куртку, терпеть не могу. Так бы и покусал!
 
Сегодня особенная прогулка, праздничная. Через два часа Новый год. Гостей полон дом. Сразу три тети на кухне суетятся. Ой, чего я только не унюхал! В духовке гусь с яблоками, на плите рыбка, тушеная в молоке с морковкой и лучком. А в холодильнике… Одним глазком удалось подсмотреть… Докладываю: рыба красная и белая, ветчина, салат с креветками, колбаска сырокопченая с мелким жирком. Грибы, соленья и зелень для травоядных не в счет. Но главное – прозрачная баночка с красными ягодками, пахнущими лососем. Помню, на папин день рождения меня угостили бутербродом с этими ягодами – райское наслаждение. Ну хватит слюнки раньше времени распускать, немного осталось. А еще в другой маленькой баночке загадочные черные ягодки помельче, вот бы попробовать. Ну, с моим-то опытом… Гости подопьют, внимание рассеется, отвернутся от стола… Тссс!
 
Вон Дикси на поводке тащат. Такая смешная бассетиха. Ушами всю грязь соберет. А стоит к ней подойти и приветливо обнюхать, тут же ложится кверху пузом и замирает, скромница. 
 
А меня папа без поводка водит, потому что доверяет. Это только молодые и глупые убегают. Так и под машину попасть недолго. Вон шустрик Рой маму не слушался, через улицу рванул… Не хочу в праздник вспоминать.
 
А еще дядя Коля, старый знакомый, принес целых два торта, я видел. Божественный аромат исходит, даже через пластиковую коробку. А дядя Витя явился, как всегда, гремя бутылками. Черта с два я ему хвостом помашу. И вообще, не люблю его нетрезвых ласк: зальет глаза и сюсюкает, будто я щенок какой.
 
От тети Ани пахнет, как всегда, кошкой. Давненько ее не было. Я уж думал, они с папой рассорились. Раньше он часто к ней ездил и на ночь оставался. А меня никогда с собой не брал, наверно, из-за кошки. Хотя я давно безразличен к этим капризным созданиям. Играть в мяч они не умеют, только шипеть и спины выгибать. Невоспитанные твари.
 
Таксиха Барби идет-переваливается. Такая грымза злая, дева старая. Брехать начинает за сто метров, аж заходится, как будто кто ее обижает. Никто с ней во дворе уж и не здоровается. Не люблю сварливых. Папа тоже ее недолюбливает, и мы правильно свернули, чтобы не встречаться. 
 
Мы лучше к Найде со школьного двора пойдем. Она родила пару месяцев назад в подвале дивных щенков, и сдается мне, что серенький с лохматыми бровями — мой.… Ну, вылитый цвергшнауцер. И я-то знаю, что косточки и хрящики в папином кармане – для Найды. 
 
Какой-то дядька елку тащит. Че так поздно? А нарядить успеет? Вот мы с папой вчера нашу красавицу украшали. Я помогал! Я умею картонные коробки с игрушками раскрывать и гирлянды с мишурой разматывать по всей квартире. Под елку папа поставил маленького дедушку в красном пальто и шапочке, с белой бородой, и строго наказал, чтоб я этого дедушку за нос не кусал. А как хотелось! Потому что нос у него красный, как у дяди Вити. 
 
Перед приходом гостей папа надел мне на голову похожую красную шапочку с белым мехом. Сейчас я гуляю в ней, и все завидуют. Вот бы Толик меня таким видел.
 
Вспомнилась моя первая елка. Ох и стыдно. Мне тогда было месяцев пять. На елке, кроме игрушек, висели неинтересные мандарины, а еще шоколадные конфеты в блестящих обертках. Ну, я потянул одну… Елка опрокинулась, и несколько игрушек разбилось. Я еще наступил на стекло и поранил лапу. Но меня не наказали, наоборот, гости смеялись, пока папа бинтовал лапу, и даже кто-то угостил тортом с орехами.
 
А самый веселый Новый год был, когда папа взял меня с собой в другой город, где живет его сын со своей мамой, то есть, мой сводный брат Толик. Всю ночь мы ехали в поезде, а утром я гулял по длинному коридору, заглядывая в раскрытые двери купе, и меня все угощали разными вкусностями. А папа бегал за мной и умолял пассажиров: “Только жирного и сладкого не давайте!” Но как же мне не дать, если я вставал на задние лапы и царапал жадинам коленки? …Еле дождался остановки поезда и попросился на улицу, и папа в лютый мороз вывел меня на перрон какой-то станции. 
 
А как нам весело было с Толиком! Он мой ровесник, учится в школе и ходит в спортивную секцию, но быстро бегать совсем не умеет, особенно когда становится на четвереньки – мячик мой. Какой он неловкий!
 
Самый же грустный Новый год был, когда папа ушел в гости, и я остался один. Хотя свет он мне, как обычно, оставил. Но даже ёлка сразу как-то померкла, и курятина стала невкусной, и косточка не грызлась. 
 
И еще один Новый год был невеселым. Потому что перед самым праздником папа свалился от гриппа. Он лежал в жару под тяжелым одеялом, пил чай и смотрел телевизор. Мне было очень жалко его, я ложился сбоку, прижимался спиной и иногда лизал ухо. Поэтому он скоро поправился. И даже свозил меня потом в зимний сосновый лес на свежий снежок, где я прятался в сугробах, а папа с друзьями меня искали. Еще я видел в лесу живую белку, — это такая рыжая крыска с очень пушистым хвостом, которая грызет орехи, — но она меня испугалась и удрала на дерево. А я хотел всего лишь ее понюхать и поздравить с Новым годом.
 
Так… Этот столб пахнет фокстерьером Филей, моим противным врагом. Опять по моему маршруту урод ходит? Надо будет с ним разобраться.
 
А кто там впереди, не вижу? Совсем со зрением плохо стало. А что вы хотите, тринадцатый год пошел. Доктор говорит: какая-то глаукома. В сумерках так и с пяти метров уже ничего разглядеть не могу. Только по слуху на папин свист и ориентируюсь. Но ему не показываю, стыдно. Ведь я же охранник. Это глупые молодые собаки думают, что на улицу ходят для оправки. Я же хожу, чтобы сопровождать папу на прогулках и охранять. А остальное — между делом. Однажды наткнулся в темноте на железную сетку забора – не разглядел. Носу было больно. Но папа, кажется, не заметил. А еще стыдно было, когда я сослепу облаял гонимый ветром вдоль земли пластиковый пакет. Папа тогда только пошутил:
 
— Мальчик, тебя не разорвет от ярости? – Поднял пустой пакет и дал мне понюхать. 

Я чуть сквозь землю тогда не провалился. Мне кажется, что папа все понимает. Но поводок мне не пристегивает. Потому что я стараюсь гулять очень дисциплинированно и не отхожу ни на шаг. И заборчик вокруг газона перепрыгивать больше не просит. Тяжеловато стало, тринадцатый год пошел, а нам, собакам немного отмерено…
 
Вот и к дому повернули. Когда придем, непременно сам прыгну в ванну лапы мыть. Я еще покажу всем, какой я ловкий! А то придумали же: старый мальчик.… Какой же я старый в Новый год?

Adblock
detector