Меню

Кто такой пимен в рассказе борис годунов

или откуда Курт Воннегут брал сюжеты своих романов

Так получилось,
что я завершил чтение книги публицистических статей Эдуарда Гурвича «Англия –
страна скептиков» (Издательство «Человек», Москва, 2022 год) 31 декабря и,
вешая на стену новый календарь 2022 года, подумал, что и книга эта словно
состоит из пожелтевших календарных листочков с датами из 90-х годов прошлого века. Это сборник
статей многолетнего британского корреспондента американского альманаха «Панорама», статьи для которого были написаны на русском языке для русскоязычных читателей Америки
русскоязычным англичанином. И сейчас, потеряв свою сиюминутность в эпоху
Интернета и актуальность информации (большую часть которой можно «выловить» в
Википедии), они читаются как странички отрывного календаря тридцатилетней
давности. Некоторые из этих эссе оказались «близорукими», как, например, статья о скептицизме
британского правосудия, не принявшего на веру доводы правосудия американского и
отказавшегося экстрадировать в США Джулиана Ассанджа. Как известно, в 2021 году
это разрешение все же было получено, причем без каких-либо новых доводов со
стороны американцев (что естественно определяется не изначальным скетицизмом британского правосудия, а элементарной политической «целесообразностью момента»). Или по-детски наивными, как «Диалог американца и британца за
кухонным столом», в котором американец и британец рассуждают (почти как грек Дымба в известном
рассказе Чехова «Свадьба») о том, что в Британии и Америке «все есть». Или не в меру глубокомысленными, как эссе «Когда становишься британцем», в которой признаком принадлежности к британскому
обществу объявляется привычка англичан не брать с собой зонт и затрагивается
тема гражданства (чувствительная для всех эмигрантов), но ни слова не сказано о
необходимом знания эмигрантами английского языка, на котором говорят
островитяне и на котором писали Шекспир и Диккенс. Или, наконец, общим рефреном заголовков разделов книги о скептицизме британцев и не британцев, давшим заголовок всей книге. Я, как проживший
более тридцати лет в  Америке, могу
сказать, что скептицизма у британцев не больше, чем у американцев. Жители
Австралии, Европы или Сингапура, уверен, могут также сказать это о себе. Мне
кажется, что в свое время, при написании каждой из статей в отдельности автор
совершенно не думал о скептицизме (да и вообще на думал о том, что на основе этих отдельных статей и эссе родится книга), и мысль сделать его «объединителем», сглаживающим эклектизм
содержания разнородных текстов под одной книжной обложкой пришла автору гораздо
позже, на стадии формирования книги.

Но чем больше я
размышлял об этой книге, тем более на ум мне приходила другая аллюзия: очень
много лет назад, школьником, я занимался в режиссерском кружке московского
дворца пионеров. На одном из занятий наш руководитель поставил нам задачу
показать без слов ощущения человека, неожиданного попавшего из узкого коридора
с низким давящим потолком в огромную светлую комнату с «кафедральным» потолком
аж на два этажа. И я понял, что же на самом деле объединяет эти сиюминутные
статьи с давно устаревшей и ненужной, может быть, теперь информацией. Их
объединяет сладкое слово «свобода», которое не покидало автора все эти тридцать
с лишком лет с того момента, как он впервые высадился на британскую землю в
аэропорту Хитроу. Точно также, как и меня, высадившегося (какое совпадение!) в
этом же 1989 году в аэропорту Джона Кеннеди. Для него, как советского журналиста по
образованию и профессии, были хорошо известны такие словечки из советского
лексикона, как «Главлит» и «Первый отдел», существовавшие для инакомыслящих манифестом
отсутствия свободы слова. И теперь он буквально наслаждается свободой, независимо
от того, что описывает – будь то лондонский базар или марафон, полицейских и
тюрьмы или то, «как сохранить осанку».

А еще, подумалось
мне, эта книга не только (и не столько) об Англии, сколько о России, которой
автором (наряду со статьями «Мир глазами скептика-британца» и «О литературе,
моде, спорте, и тоже со скепсисом») посвящена отдельная глава, и поэтому автор
в один из последних своих приездов в Россию берет интервью под названием «Стыдно
жить в такой стране» у Валерии Новодворской. Теперь же, буквально через неделю
после закрытия международного общества «Мемориал»* и московского правозащитного
центра «Мемориал»**, это чувство стыда становится просто осязаемым.

В этом интервью
есть такая фраза Валерии Ильиничны о полутонах: «Корреспондент одной из
московских газет недавно тоже спросил, есть ли что-то, что мне нравится в
Путине. Странный вопрос! Как может потенциальной жертве нравится ее палач». Как
же этот ответ, данный двадцать лет назад, перекликается с ответом Президента
США Джо Байдена в одном из недавних интервью на вопрос, считает ли он убийцей
российского президента. Ответ «да» был абсолютно ясен и лишен каких-либо
полутонов.

И вот за эти
ощущения – ощущения вновь приобретенной свободы, благодарности своей новой
родине и боли за родину историческую и стоит прочитать эту книгу. Это свобода
писать, что хочешь и о чем можешь делает книгу своеобразным завершением
трилогии, начало которой положили «Роман графомана» и «Драма моего снобизма» А
что касается сиюминутности и «преходящести» написанных на бумаге слов, то на
это ответил Курт Воннегут — гениальный автор «Бойни номер пять». На мой вопрос
(заданный ему в ходе взятого в середине 90-х годов в Чикаго интервью), откуда
писатель берет парадоксальные фабулы своих антиутопических романов, Воннегут,  заговорщицки мне подмигнув, ответил: «Из
дореволюционных русских журналов».

*    Внесен Минюстом РФ в список НКО, выполняющих функции иностранных агентов

**  Внесен Минюстом РФ в список НКО,
выполняющих функции иностранных агентов

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Историческая тема в творениях А.С. Пушкина.

Высшая и истинная цель изучения истории состоит не в заучивании дат, событий и имен — это лишь первая ступень. Историю изучают, чтобы понять ее законы, разгадать какие-то сущностные черты характера народа. Идея, закономерности событий истории, их глубокой внутренней взаимосвязи пронизывает все творчество Пушкина. Попытаемся, анализируя творчество Пушкина, понять его историко-философскую концепцию.В раннем творчестве Пушкина нас очаровывают «Руслан и Людмила», «Песнь о Вещем Олеге». Древняя Русь времен князей Владимира и Олега воссоздается в красочных, полных жизни картинах. «Руслан и Людмила» — сказка, «Песнь о Вещем Олеге» — легенда. То есть, автор стремится осмыслить не саму историю, а ее мифы, легенды, сказания: понять, почему сохранила народная память эти сюжеты, стремится проникнуть в строй мыслей и языка предков, найти корни. Эта линия получит дальнейшее развитие в пушкинских сказках, а также во многих лирических и эпических произведениях, где через нравы, речь и характеры героев поэт подойдет к разгадке особенностей русского характера, принципов народной морали — и так будет постигать законы развития истории России.Реальные исторические фигуры, привлекавшие внимание Пушкина, обязательно находятся на переломе эпох: Петр I, Борис Годунов, Емельян Пугачев. Вероятно, в момент исторических переустройств как бы обнажаются «скрытые пружины» механизма истории, лучше видны причины и следствия — ведь в истории Пушкин стремится понять именно причинно-следственную взаимосвязь событий, отвергая фаталистическую точку зрения на развитие мира.Первым произведением, где читателю открылась концепция Пушкина, стала трагедия «Борис Годунов» — одно из высших достижений его гения. «Борис Годунов» — трагедия, так как в основе сюжета лежит ситуация национальной катастрофы. Литературоведы долго спорили о том, кто главные герой этой трагедии. Годунов? — но он умирает, а действие продолжается. Самозванец? — и он не занимает центрального места. В центре внимания автора не отдельные личности и не народ, а то, что со всеми ними происходит. То есть — история.Борис, совершивший страшный грех детоубийства, обречен. И никакая высокая цель, никакая забота о народе, ни даже муки совести не смоют этого греха, не остановят возмездия. Не меньший грех совершен и народом, позволившим Борису вступить на трон, более того, по наущению бояр, умолявшим:Ах, смилуйся, отец наш! Властвуй нами!Будь наш отец, наш царь! Умоляли, забыв о нравственных законах, по сути, глубоко равнодушные к тому, кто станет царем. Отказ Бориса от трона и мольбы бояр, народные молитвы, открывающие трагедию, подчеркнуто неестественны: автор все время акцентирует внимание на том, что перед нами сцены государственного спектакля, где Борис якобы не хочет царствовать, а народ и бояре якобы без него погибнут. И вот Пушкин как бы вводит нас в «массовку», играющую в этом спектакле роль народа. Вот какая-то баба: то укачивает младенца, чтоб не пищал, когда нужна тишина, то «бросает его обземь», чтоб заплакал: «Как надо плакать, Так и затих!» Вот мужики трут глаза луком и мажут слюнями: изображают слезы. И здесь нельзя не ответить с горечью, что это безразличие толпы к тому, что творится во дворце, очень характерно для России. Крепостное право приучило народ к тому, что от его воли ничего не зависит. В площадное действо «избрания царя» вовлечены люди, образующие не народ, а толпу. От толпы нельзя ждать благоговенья перед моральными принципами — она бездушна. Народ же — не скопище людей, народ — это каждый наедине со своей совестью. И гласом совести народной станут летописец Пимен и юродивый Николка — те, кто никогда не мешается с толпой. Летописец сознательно ограничил свою жизнь кельей: выключившись из мирской суеты, он видит то, что невидимо большинству. И он первым скажет о тяжелом грехе русского народа:О страшное, невиданное горе!Прогневали мы Бога, согрешили:Владыкою себе цареубийцуМы нарекли.И что самое главное — он, Пимен, не был на площади, не молил «:отец наш!» — и все же разделяет с народом вину, несет крест общего греха равнодушия. В образе Пимена проявляется одна из прекраснейших черт русского характера: совестливость, обостренное чувство личной ответственности.По мнению Пушкина, личность, реализуя свои замыслы, вступает во взаимодействие с объективными законами мира. Результат этого взаимодействия и творит историю. Получается, что личность действует и как объект, и как субъект истории. Особенно явно эта двойная роль проявляется в судьбах «самозванцев». Самозванец Григорий Отрепьев наперекор всему стремится изменить свою судьбу, удивительно отчетливо ощущает двойственность своего положения: он и безвестный чернец, силой собственной воли, смелости, превратившийся в таинственно спасенного царевича Дмитрия, и предмет политических игр: «:я предмет раздоров и войны», и орудие в руках судьбы.Другой пушкинский герой — самозванец Емельян Пугачев неслучайно соотносит себя с Отрепьевым: «Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою». Слова Пугачева «Улица моя тесна: воли мне мало» очень близки к стремлению Григория не просто вырваться из монастырской кельи, но вознестись на московский престол. И все же у Пугачева совершенно иная историческая миссия, чем у Григория: он стремится реализовать образ «народного царя». В «Капитанской дочке» Пушкин создает образ народного героя. Сильная личность, незаурядный человек, умный, широкий, умеющий быть добрым — как пошел он на массовые убийства, на бесконечную кровь? Во имя чего? — «Воли мне мало». Стремление Пугачева к абсолютной воле — исконно народная черта. Мысль, что абсолютно свободен только царь, движет Пугачевым: свободный народный царь и подданным принесет полную свободу. Трагедия в том, что герой романа ищет в царском дворце то, чего там нет. Более того, за свою волю он платит чужими жизнями, а значит, и конечная цель пути, и сам путь — ложны. Поэтому и гибнет Пугачев. «Капитанскую дочку» Пушкин создает как народную трагедию, и Пугачева он осмысливает как образ народного героя. И поэтому образ Пугачева постоянно соотносится с фольклорными образами. Его личность спорна, но как «народный царь» Пугачев безупречен.До сих пор я говорил о тех произведениях Пушкина, где история исследуется в момент перелома, смены эпох. Но историческое событие длится гораздо дольше этого момента: оно чем-то подготавливается изнутри, как бы назревает, затем свершается и длится столько, сколько продолжается его влияние на людей. В явности этого длительного влияния на судьбу людей мало что сравнится с петровскими переустройствами страны. И образ Петра I интересовал, увлекал Пушкина всю жизнь: поэт осмысливал его во многих произведениях. Попробуем сопоставить образы Петра из «Полтавы» и из «Медного всадника».»Полтава» написана в 1828 году, это первый опыт исторической поэмы у Пушкина. Жанр поэмы — традиционно романтический, и в «Полтаве» во многом как бы «сплавлены» черты романтизма и реализма. Образ Петра Пушкиным романтизирован: этот человек воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России. Вот как описано явление Петра на бранном поле:Тогда-то свыше вдохновенныйРаздался звучный глас Петра:Его зов — «глас свыше», то есть Божий глас. В его образе нет ничего от человека: царь-полубог. Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием обычным людям. Уже одно его явление вдохновило войско, приблизило к победе. Прекрасен, гармоничен этот государь, победивший Карла и не возгордившийся удачей, умеющий так по-царски отнестись к своей победе:В шатре своем он угощаетСвоих вождей, вождей чужих,И славных пленников ласкает,И за учителей своихЗаздравный кубок поднимает.Увлеченность Пушкина фигурой Петра очень важна: поэт стремится осознать и оценить роль этого выдающегося государственного деятеля в истории России. Мужество Петра, его страсть познавать самому и вводить в стране новое не могут не импонировать Пушкину. Но в 1833 году стихотворение Адама Мицкевича «Памятник Петра Великого» заставило Пушкина попытаться иначе взглянуть на проблему, пересмотреть свое отношение. И тогда он написал поэму «Медный Всадник». В «Полтаве» образ Петра как бы дробился:Лик его ужасен.Движенья быстры. Он прекрасен. В «Медном всаднике» лик Петра также величественен, в нем и мощь, и ум. Но исчезло движенье, ушла жизнь: перед нами лицо медного истукана, только страшного в своем величии:Ужасен он в окрестной мглеНеобходимо было на исходе XVII века ввести Россию в ряд первых мировых держав. Но возможно ли ради этой цели жертвовать судьбой хотя бы такого маленького человека, как Евгений, его скромным простым счастьем, его рассудком? Оправдывает ли историческая необходимость такие жертвы? Пушкин в поэме лишь ставит вопрос, но верно поставленный вопрос и есть истинная задача художника, ибо на подобные вопросы должен ответить себе каждый человек.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

На чтение 11 мин. Опубликовано

Кажется, что мир изменился до неузнаваемости, но попробуйте погрузиться в воспоминания, почитайте старые газеты и вы увидите, что многие новые статьи не такие новые, хотя и имеют очень современный вид, что чувства и желания современной молодежи во многом соответствуют чаяниям своих сверстников, которые жили на сто лет позади. А некоторые игры, в которые играют дети или взрослые на модных вечеринках, относятся к очень преклонному возрасту.

правда, они немного другого цвета, описаны современным языком и используют другой реквизит, но они приносят пользу только в определенной ситуации. Согласитесь, если в игре (например «Рифмы» или «Слоги») мяч заменить красивым платком, игра станет более романтичной.

А в развлекательных программах ретро-вечеринок или исторических вечеринок такой сборник старых игр просто незаменим! Сборник основан на сборнике «Веселые и веселые игры», составленном К. Логиновой (спасибо автору!).

Старая игра “Выбери рифму”

Игра «Выбери рифму» была известна еще в 19 веке. В нее с удовольствием играли вечерами большой семьей и на камерных вечеринках.

Игроки садятся в круг. Один из участников игры бросает в кого-то платок и при этом произносит слово. Тот, кому брошен платок, должен взять его и ответить рифмой. Затем он, в свою очередь, бросает в кого-то платок, произнося слово.

Игрок, который взял платок, но не взял детский стишок, наказывается призраком или выбывает из игры. Конечно, когда предлагаются сложные рифмы, создаются довольно забавные головоломные ситуации, которые, конечно же, доставляют много удовольствия игрокам.

Советую выбрать несколько слов, рифмовать для которых особенно сложно. Например: окунь, аист.

Вы можете усложнить задачу. Найдите слово, вы можете собрать много рифмующихся слов, но при этом все игроки должны продолжить ОДНУ строчку.

Например: сиреневый. И снова: плетень – тень – белье – балдахин – день…
* Вместо шарфа можно использовать мяч или мягкую игрушку.

Играйте со слогами.

Игра ведется по тем же правилам, что и предыдущая, только вместо слова игрок произносит слог. Тот, кто взял платок, складывает слог, чтобы образовать слово. Игрок, который не берет платок, играет веером.

Старая игра “Почта”

Всем участникам этой древней игры выдают небольшой листок бумаги, на котором каждый пишет вопрос. Затем все бумажки складываем в шапку и перемешиваем.

По очереди каждый из игроков рисует записку и, не читая вопроса, пишет ответ на обратной стороне. Ответы кладут в другую шапку. Когда все ответы написаны, заметки извлекаются и читаются.

Удачные совпадения или, наоборот, смущение при ответе на вопрос доставляют массу удовольствия и смеха.

Письмо

Эта игра поможет всем присутствующим составить-составить большое общее поздравление – пожелание с праздниками.

Можно подать такое большое поздравление и поздравление с юбилеем, свадьбой и выпускной встречей. Да, вообще-то на любой вечеринке, где собралось много друзей.

Решив, какое письмо написать: поздравление, услугу, другу и т.д., первый из игроков пишет строчку на листе бумаги, складывает ее и, произнося последнее слово строчки, передает лист соседу. Сосед по произнесенному слову продолжает в том же направлении и, наклонившись над написанным, передает лист следующему. Когда лист обойдет всех игроков один или несколько раз, письмо зачитывается вслух.

«Живые тени”.

В дверях между 2 комнатами или стенами натягивается большой лист (ширма). Игроки делятся на «актеров» и «зрителей». «Актеры» прячутся за экраном, а «зрители» сидят перед ним. За экраном ставится яркая лампа. «Актеры» попеременно проходят между лампой и экраном сбоку от нее (в профиль), а «зрители» пытаются угадать, кто проходит мимо тени. Когда все «актеры» проходят по группам, они меняются. Побеждает команда, которая знает больше всего «актеров”.

«Живые образы”.

Игроки описывают любую тему с размещением и позой, как если бы они рисовали картину. Я уже некоторое время нахожусь в этом положении.

Например:

Портной. Игрок, продевающий воображаемую нить через игольное ушко, завязывающий узел, пришивающий пуговицу и т.д.

Спикер произносит воображаемую речь перед аудиторией с соответствующей мимикой и жестами. Чем больше эмоций покажет импровизатор, тем теплее он будет воспринят публикой. Впрочем, как в жизни)))

Вы можете показывать коллективные и командные сцены. Интересные идеи можно найти в литературе или народных песнях. Так что такая пантомима может служить «иллюстрацией» к тексту, и противоборствующей команде придется угадывать, что это такое.

Выигрывают все: и самые артистичные, и самые умные)))

«Обмен имен”.

Игроки меняют имена. Водитель сидит перед игроками, звонит по очереди, задает вопросы. Вызываемый отвечает своим «новым» именем. Работа водителя – угадать имя, которое получил «подозреваемый». Если водитель угадал «новое имя» своего двойника, они меняются ролями.

Самый быстрый «следователь» может быть объявлен победителем”.

Красивая старинная музыкальная игра “Кружево”.

хорошо, если музыка, сопровождающая игру, постоянно ускоряется.

Дамы и господа присутствуют. Одна из дам – ​​«челнок», один из мужчин – «ткачиха». Остальные встают поочередно в ряд или в круг, держась за руки, поднимая руки, образуя свод, под которым «Шаттл» должен сразу бежать и выходить через следующий. «Ткач» обязан следовать за «челноком» в том же порядке.

В пылу погони и азарта игроки быстро теряются, а затем прыжок, тонущий, вызывает трепет. Если это «ткачиха», то его место занимает человек из нисходящего свода, если «челнок» ошибается, его заменяет дама из того же свода. Если оба ошибаются, их заменяет пара, составляющая хранилище.

Игра «Квартиры для переодевания”.

Игроки садятся кругом на стулья как можно ближе друг к другу. Один из игроков находится в центре круга. Он и другие позади него кричат: «Поменяйте квартиру! Поменяйте квартиру!». Все вскакивают на ноги. Тот, что посередине, пытается занять новое место. В остальном игроки такие же. Те, кто остались без места, платят фиксированную ставку.

«Элементы”.

Игрок бросает другому носовой платок (мяч, игрушку), называя стихию, например, «вода». Пойманный зовет животное, живущее в стихии, и передает ему платок.
Игроки не реагируют на «огонь». Совершивший ошибку исключается из игры. Победа достается самым внимательным.

«Мимик”.

Игроки пишут название эмоции (чувства) – радость, любопытство и т.д. – на листках бумаги, затем читают написанное слово вслух, чтобы оно не повторялось. Ведущий перетасовывает листы и раздает их игрокам. Игрок должен показать письменные выражения лица. Если игроки угадают, игра продолжается. В противном случае ведущий может взимать фиксированную плату.

“Веревка”.

В эту игру играли при дворе Екатерины II. Сохранились воспоминания придворных о новогодних праздниках, где великий князь Павел Петрович и его самодержавный родитель играли Веревку)))

Игроки в круге завязывают шнурки на концах. Игрок стоит в центре круга и пытается ударить кого-то по пальцам, удар заменяет его. Тот, в кого они хотят попасть, может опустить веревку, но сразу же поднять ее.

“Птицы летают”.

Игроки кладут указательные пальцы на стол. Называются летающие объекты и птицы. При этом пальцы подняты. Если игрок поднимет палец после того, как услышал «не летать» – от игрока он проигрывает.

«Охлопок”.

Игроки в круге бросают ватный шарик сверху, чтобы он не упал. Все стараются «задуть» вату поближе к соседу. Если он упадет на кого-то или рядом с игроком, он заплатит штраф.

«Литературные герои”

Реквизит: сопоставление карточек с мужскими и женскими именами персонажей литературных произведений: Ромео-Джульетта, Маэстро – Маргарита, Пекорин – Принципесса Мария и т.д.

Перед началом тематической ночи ведущий раздает гостям карточки (или они находятся на столах с каждого устройства). Когда приходит время танцевать, Лидер предлагает участникам найти себе пару и приглашает их танцевать.

Давняя любимая игра “Шарады”

Чарада в прошлом была очень популярной игрой для вечеринок.

«Чарада – это загадка, в которой слово разбивается на части, каждая из которых представляет собой более короткое слово, которое« зашифровано »в виде загадок. Отгадав все части слова, мы получаем ответ на всю шараду”.

Если сейчас шарады в основном решают любители головоломок, то во времена этих шарад они стали изюминкой программы. Многие примеры этого можно найти в литературе.

“простые шарады”

Каждый из игроков говорит на ухо соседу ответ на его шараду, чтобы не было обмана, а затем предлагает шараду всей компании. Угадай их по одному.

Так они и сыграли, но в наше время неопытным игрокам в этой игре, пожалуй, будет логичнее, если Лидер прочитает доступные шарады, а игроки (или команды) попытаются найти ответ.

Например:

Моя первая – есть вещество, без которого сапожник не может сшить сапоги; второй такой же, но полностью: бесчувственный и грубый человек. (Варвар)

На первом охотно идут девушки; второй не нужен девочкам, а вот мальчикам он необходим для многих игр. В целом приятно выйти из душной комнаты. (Балкон)

Слов, из которых легко составить шарады, несколько. Вот некоторые из них: винный град; заграничный пасспорт; уровень; разумный; Ворона; Олень.

«Шарады в стихах”

Играют так же, как и в предыдущей игре, но загадки, как следует из названия, уже предложены в рифму.

Мой первый слог – число,

Второй плод полей,

И хранит все это днем,

И посреди ночи.

(Хранитель)

Первое можно посеять второе,

Но вообще мы часто лежим на даче.

(Гамак)

Первая – это примечание, вторая – то же самое

И все это похоже на горошек.

(Бобы)

Мой первый слог – морское животное

Иногда за ним охотятся.

И междометие второе.

Все было.

Но какой?

(Китай)

Мое начало – буква алфавита

Он всегда шипит от гнева

Корабли боятся второго

И попробуйте обойти это.

А весной все это летает и гудит.

(Шершень)

Мой первый слог звучит в приморских городах,

И часто спасает корабли от неприятностей.

Второй скончался очень давно – у него было трое детей,

Знания Вакха собрал воедино первый из людей.

И все стильно одето для всех.

(портной)

Мой инициал полезен только женщинам

А украшение – это их платье.

Последнее – название, которое без разбора

Их получают все мастера в Польше.

И в целом цветок, который бросается в глаза!

И садовые украшения!

(Тюльпан)

Шарады в действии

Особой популярностью пользовались шарады в действии. В этой версии загадки не рассказывались, а показывались: первая – первая часть слова, вторая и в заключении – все слово.

Компания (как в первоисточнике) разделена на две половины. Один выбирает фарс, идет в соседнюю комнату, пробует и затем показывает свою загадку. Вторая часть труппы угадывает, что актеры хотели сыграть.

Затем команды меняются ролями.

В то далекое время к таким аттракционам готовились основательно: готовили костюмы. Однако в случае сложности образа разрешалось иметь не полнотелый костюм, а только мелкие детали – намек на образ, чтобы можно было догадаться, кого вы представляете. Иногда хватало платка на плечах, вязанного платка или бумажной короны.

Главное условие – грамотно распределить роли, исходя из навыков и темперамента игроков.

Вот несколько шарад, в которые можно сыграть в этом квесте:

Пароль

Па – показывает урок танцев.

Роль – показать актера, обучающего своей роли.

Пароль: Показывает изображение шпионской жизни

Сказочник

Басня – показывает «иллюстрацию» к басне Крылова (см. Игру «Живые картинки”).

Писец – это писец на карточках или сцена, в которой писец утверждает, что не знает содержимого карточки, потому что не читал ее, а только переписал.

Баснописец – бюст Крылова, на котором возложен венок.*

* Честно говоря, сложно представить, как изобразить «бюст Крылова», но в оригинале. И в итоге мы не глупее наших предков)))

Летописец

Лето – летняя сцена

Писец – это писец, который ведет переписку

Летописец – первая сцена из «Бориса Годунова» А.С. Пушкина. Пимен пишет в своей камере. Он кладет перо и говорит: «Еще одно, последнее изречение,…”

Отношение

Делай – Учитель пения заставляет учеников делать. Один из учеников непрерывно падает из «в”.

Сокровище: сокровище найдено; вы можете представить себе изображение искателей сокровищ; или пираты, скрывающие сокровища.

Отчет: кто-то в отделе читает отчет; или кто-то отчитывается перед начальником по делу.

Учитель

Teach – воспитатель, заставляющий ученика повторить урок

Тел – Вильгельм Тел, выстрелите яблоком, поставленным на голову его сына.

Учитель – школа; ученики встают, когда входит учитель.

Украсить вечеринку можно с такой исторической точки зрения. Понравилось, друзья?

На нашем любимом образовательном портале Uchi.ru стартовала бесплатная олимпиада по литературе для учеников 1–9 классов. Соревнование проходит в один тур при поддержке нацпроекта «Культура». Выполняя задания, вы сможете углубить знания в области литературы и фольклора; улучшить понимание системы литературных жанров; развить творческое мышление и логику. Принять участие в олимпиаде можно до 2 ноября включительно. Это состязание только для вас, с пользой проведите время!

Олимпиада по литературе на Учи.ру 2021 год, для 5 — 9 классов

Книжные памятники

Прочитай слова персонажей и выбери, как бы они звучали на современном языке, ь читается как «е».

Задания 5 класс

  • — Стоящю же ему при краи моря и стрежаше обою пути, и пребысть всю нощь въ бдънии. Житие Александра Невского
    Правильный ответ: Он стоял на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провёл всю ночь без сна.
  • — И нача слыти имя его по всъмь странамъ… Житие Александра Невского
    Правильный ответ: И прославилось его имя во всех странах…
  • — Инии же, не въдуще, ркоша, яко Кий есть перевозникъ бысть… Повесть временных лет
    Правильный ответ: Некоторые же, не зная, говорили, что Кий был перевозчиком…
  • — В льто 6544. Мъстиславъ изыиде на ловы и разболься и умре. Повесть временных лет
    Правильный ответ: В 6544 году Мстислав отправился на охоту, разболелся и умер.

Задания 6 и 7 классов (всё 5 класса, плюс одно)

  • — Тако же и князь Александръ — побъжая, а не побъдимъ. Житие Александра Невского
    Правильный ответ: Князь Александр был непобедим.

Задание 8 и 9 классов (что и в предыдущих классах, плюс одно)

  • — И ръша ему мужи смысленъи: «Не кушайся противу имъ, яко мало имаши вой». Повесть временных лет        Правильный ответ: И сказали ему разумные мужи: «Не пытайся идти против них, потому что у тебя мало воинов».

Средства выразительности

  • Антитеза — противопоставление.
  • Гипербола — художественное преувеличение.
  • Градация — постепенное нагнетание или ослабление смысловой и эмоциональной значимости слов.
  • Ирония — иносказание, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
  • Литота — художественное преуменьшение.
  • Метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии.
  • Олицетворение — приписывание человеческих свойств неодушевлённому предмету, явлению или понятию.
  • Сравнение — уподобление одного предмета или явления другому по какому-то общему для них признаку.
  • Эпитет — красочное определение.

Какие средства художественной выразительности и фигуры речи использованы в отрывках? Выбери один вариант в каждом посте.

Задание 5 и 6 классов

  • — Бурсаки вдруг преобразились: на них явились… шаровары шириною в Чёрное море, с тысячью складок и со сборами… H.В. Гоголь, «Тарас Бульба»
    Ответ: гипербола
  • — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Л.Н. Толстой, «После бала»
    Ответ: эпитет
  • — Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфористическая полоска и потухла. А.П. Чехов, «Степь»
    Ответ: сравнение
  • — Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?… Играют волны — ветер свищет, И мачта гнётся и скрыпит… М.Ю. Лермонтов, «Парус»
    Ответ: антитеза

Задание 7 класса ( Л.Н. Толстой, «После бала», и новые)

  • — Приводили обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. Таковы были благородные увеселения русского барина! A.С. Пушкин, «Дубровский»
    Ответ: ирония
  • — Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить… Н.В. Гоголь, «Невский проспект»
    Ответ: литота
  • — Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. A. П. Чехов, «Толстый и тонкий»
    Ответ: сравнение
  • — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща золотая…»
    Ответ: метафора

Задание 8 класса (А.П. Чехов, «Степь» и М.Ю. Лермонтов, «Парус», A.С. Пушкин, «Дубровский», плюс два новых)

  • — Произошла такая бестолковщина: донос сел верхом на доносе, и пошли открываться такие дела, которых и солнце не видало, и даже такие, которых и не было. H.В. Гоголь, «Мертвые души»
    Ответ: гипербола
  • — Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костёр рябины красной, Но никого не может он согреть. C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»
    Ответ: метафора

9 класс ( A.С. Пушкин, «Дубровский», H.В. Гоголь, «Мертвые души», А.П. Чехов, «Степь», Л.Н. Толстой, «После бала», C. Есенин, «Отговорила роща залотая…»)

Правильные ответы в прошлых классах

Вечеринка писателей

Писатели играют в игру. Каждый называет собственное произведение, название которого начинается на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.

Задания для 5, 6, 7, 8 и 9 классов

  • A. С. Пушкин — Медный всадник
  • A. П. Чехов — Каштанка
  • Л. Н. Толстой — Анна Каренина
  • М. Ю. Лермонтов — Ашик-Кериб
  • И. С. Тургенев — Бежин луг
  • A. И. Куприн — Гранатовый браслет
  • K. И. Чуковский — Телефон
  • H. В. Гоголь — Нос
  • И. А. Крылов — Свинья под дубом

Жанры

  • Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
  • Роман — большое произведение со сложным сюжетом.
  • Мемуары — произведение в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого.
  • Новелла — небольшое повествовательное произведение в прозе.

К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.

Задание 5, 6 и 7 классов

  • Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Сказка, Новелла
  • Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
  • Колдунья (ведьма): «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Сказка, Поэма, Стихотворение
  • Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня

Задание 8 и 9 классов (5, 6 класс, плюс один персонаж)

  • Юноша: «Я герой прозаического произведения, которое написано в форме личных воспоминаний человека о событиях прошлого». — Мемуары

Писатели спрятались

Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня

Задание 5 класса

  • Всё детство я коллекционировала наклейки и хранила их в толстой тетради .
    Правильный ответ: Толстой «Детство»
  • Мой друг из Англии, Майкл Грин, нарисовал корабль и теперь раскрашивал паруса. Я принёс ему алые и голубые краски.
    Правильный ответ: Грин «Алые паруса»
  • Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
    Правильный ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»

Задание 6 класса ( Толстой «Детство» и Грин «Алые паруса»,  два новых)

  • Я застегнул шинель и вышел к озеру: у берега плавала птица, обыкновенный гоголь.
    Правильный ответ: Гоголь «Шинель»
  • Папа смотрит футбол, болеет за чехов. Я читаю, в террариуме спит наш хамелеон. Моя сестра его очень боится.
    Правильный ответ: Чехов «Хамелеон»

Задание 7 класса ( Гоголь «Шинель», много новых)

  • Дочка Андрея не поехала в Пушкин. Она осталась дома и разбирала старый комод. Там были альбомы, книги, капитанская фуражка отца.
    Правильный ответ: Пушкин «Капитанская дочка»
  • Мы проехали только пару маленьких лесков и большое озеро. Мне стало скучно, и я начала рисовать. «Ты левша?» — спросила Лена.
    Правильный ответ: Лесков «Левша»
  • Олег оставил скрипку в футляре и пошёл в гостиную. Пятеро человек уже смотрели матч. Болели за чехов.
    Правильный ответ: Чехов «Человек в футляре»
  • После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
    Правильный ответ: Толстой «После бала»

Задание 8 класса ( Гоголь «Шинель», Пушкин «Капитанская дочка», Лесков «Левша», Чехов «Человек в футляре»,  новые)

  • Кажется, детство закончилось: я полюбила горький шоколад.
    Правильный ответ: Горький «Детство»

Задание 9 класса (8 класс, плюс одно)

  • После бала я отправилась домой искать ту записку. Она нашлась в толстой тетради.
    Правильный ответ: Толстой «После бала»

Тайный автор

Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.

Задание 5 и 6 классов

  • Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н.Н. Носов
  • Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X.К. Андерсен
  • Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В.В. Бианки
  • Убери автора, который стоял у истоков советской рекламы. — B. В. Маяковский
  • Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева

Задание 7, 8 и 9 классов (как и в предыдущих, плюс один автор)

  • Убери автора, который был близким другом И. Бунина. — A. П. Чехов

Исторические книги

Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.

Задание 5 класса

  • — A.С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
    Правильный ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
  • — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
    Правильный ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
  • — П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
    Правильный ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
  • — М.Ю. Лермонтов «Бородино» Ветеран русской армии рассказывает о Бородинском сражении с наполеоновским войском.
    Правильный ответ: Да, потому что в стихотворении идёт речь о реальной исторической битве.
  • — «Слово о полку Игореве» Древнерусский князь Игорь Святославич с войском идёт против половцев, проигрывает битву, попадает в плен, но вскоре освобождается и возвращается домой.
    Правильный ответ: Да, потому что князь Игорь действительно существовал и сражался с половцами.

Задание 6 и 7 классов (5 класс остаются 2, 4, 5, новые)

  • — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём- разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
    Правильный ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
  • — В.Г. Распутин «Уроки французского» Школьник из бедной семьи играл на деньги, чтобы купить еды. Учительница решила помочь ему: она начала играть с ним и специально проигрывать. За это её уволили из школы.
    Правильный ответ: Нет, потому что в книге описаны не исторически значимые события.

Рифмы

Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.

Задание 5, 6, 7, 8 и 9 классов

  • слон — вагон
  • слива — ива
  • капель — газель
  • сигнал — канал
  • журнал — пенал
  • торты — коты

Собери героя

Задание 5 и 6 классов

  • Выбери характеристики Пирогова, персонажа рассказа A.И. Куприна «Чудесный доктор».
    Лицо — Умное, спокойное лицо с седыми бакенбардами
    Род занятий — Врач
    Характер — Милосердный, внимательный, неравнодушный к чужой беде

Задание 7, 8 и 9 классов

  • Выбери характеристики Калиныча, персонажа рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч».
    Лицо — Добродушное кроткое лицо, голубые глаза, борода
    Род занятий — Крестьянин
    Характер — Открытый, весёлый, беззаботный, кроткий

Блогеры

Определи, о каких произведениях говорится в постах. Нажми на пост, чтобы прочесть его.

Задание 5 класса

  • @push_kin
    «Сказка о царе Салтане» Написал новую сказку! О том, на что способны пойти две сестры из зависти к третьей. Угадайте, как назвал!
  • @ne_krasov
    «Дед Мазай и зайцы» Написал новое стихотворение! Об охотнике, который пожалел животных. Угадайте, как назвал!

Задание 6 класса (остался @ne_krasov с 5 класса)

  • @lermont_off
    «Бородино» Новое стихотворение! Посвящено одной очень эпичной битве. Много военной лексики, но вам понравится. Угадайте, как назвал!

Задание 7 класса

  • @push_kin
    «Руслан и Людмила» Я тут книгу написал! Волшебная история о похищении девушки с её собственной свадьбы и о том, как жених её искал. Угадайте, как назвал!
  • @gogol
    «Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!

Задание 8 класса

  • @mayakoff_sky
    «Хорошее отношение к лошадям» Написал стихотворение. Пронзительное. Пара неологизмов, звукопись. Оно о том, как человеческое участие и поддержка дают силы двигаться вперёд. Многим часто нет дела до беды другого существа. Угадайте, как назвал!
  • @iturgenev
    «Ася» Новая книга готова! Пишу о девушке через призму чувств, которые она испытывает. О невзаимности и о том, что решения порой бывают запоздалыми. Угадайте, как назвал!

Задание 9 класса

  • @push_kin
    «Борис Годунов» Написал новую книгу! Это историческая драма о борьбе за русский престол, об угрызениях совести того, кто незаконно его получил. Одно из важных действующих лиц — народ. Угадайте, как я назвал драму!
  • @gogol
    «Чуб» Кому мистики? Я новую книгу написал! Есть в ней один персонаж… Богатый и упрямый казак. Хочет, чтобы всё было, как он сказал. Угадайте, как я его назвал!

Старообрядцы самим своим существованием опровергают расхожий миф о том, что демократия – сугубо западное изобретение, навязанное России извне. К такому выводу пришли участники конференции «Старообрядчество в поисках будущего». Где староверы почерпнули идеи «народоправия», как их сохранили и чему у «ревнителей благочестия» может научиться современная Россия?

«В советское время считалось, что старообрядцы – «темная», реакционная сила, которая была связана с черносотенцами из Союза русского народа, с крупным капиталом и так далее. Сейчас преобладает такой же миф, но с положительным знаком – что староверы были в первую очередь консерваторами, которые безоговорочно поддерживали царскую власть. Но это не так», – отметил историк Юрий Исаев. Своим мнением он поделился на прошедшем в редакции газеты ВЗГЛЯД круглом столе на тему «Старообрядчество вчера, сегодня, завтра. Старообрядчество в поисках будущего».

За почти четыреста лет истории древнего обряда его приверженцы проявили себя в народных движениях от пугачевщины до Морозовской стачки 1905 года – а с другой стороны, именно старообрядческие купеческие семьи стали основой российского предпринимательства, заметил историк. Но, полагает Исаев, на всех этапах истории староверов отличало общее свойство: опора на собственные силы и решение вопросов в духе народоправия.

Если, например, Британия апеллирует к средневековой Великой хартии вольностей как к первоисточнику своей демократии, то истоки народоправия на Руси – по крайней мере, не менее древние, отметили участники обсуждения. «Старообрядчество интересно, в том числе тем, что сохранило традиции выборности своих руководителей и решения вопросов сообща – что идет от традиций новгородского вече, – подчеркнул руководитель Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов. – Эти вечевые традиции потом нашли свое выражение в укладе жизни казаков, где все значимые вопросы решались на казачьем круге».

Показательно, что когда в XVII веке произошел церковный раскол, который разделил народ на староверов и приверженцев «новообрядческой» господствующей церкви, то среди старообрядцев оказалось много казаков, отметил староверческий публицист Андрей Езеров. «Казаки-раскольники» уходили на Кубань, староверами были и некрасовцы, которые при Петре I, после подавления восстания Кондратия Булавина, ушли в Османскую империю (вернулись в Россию в начале ХХ века, после того, как Николай II своим манифестом признал право на свободу совести).

«Если вспоминать казаков-некрасовцев и российских казаков на раннем этапе их истории, то там существовало много форм народной демократии. Некоторые из них отчасти действовали вплоть до революции, а у некрасовцев – все 250 лет их жизни на чужбине», – заметил Езеров.

Отношения староверов с властью в дореволюционной России отнюдь не исчерпываются противостоянием. «Золотым веком» русской истории многие из них считают те времена, когда власть сама проявляла стремление к народоправию. «Если искать в русской истории некий золотой век, то его можно найти в последние годы правления царя Федора Иоанновича – сына Ивана Грозного, и первые годы правления Бориса Годунова, – отметил Езеров. – Земские соборы, появившиеся при Иване Грозном, вошли в практику – и более того, царь Борис был избран на Соборе, подобно выборным государям Речи Посполитой».

Воплощением демократических вечевых традиций Руси, безусловно, был Земский собор 1613 года, на котором на царство был избран Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, отметил Исаев. Собор был выражением воли всех сословий. На одной из предыдущих конференций, посвященных старообрядчеству и народоправию, Исаев напомнил – по мнению одного из историков раскола Афанасия Щапова, церковная реформа царя Алексея Михайловича (при котором и раскололась церковь) и политическая реформа Петра I послужили не прогрессу, а «архаизации общественной жизни». Демократические элементы подавлялись, восторжествовал царский, а затем имперский абсолютизм. Но в условиях романовской империи старообрядцы сохранили традиции народоправия в управлении церковью и жизнью общины, подчеркнул Исаев.

«Все, включая женщин, сообща принимали участие в решении дел», – отметил Севастьянов.

«Старообрядцы предвосхитили феминизм, – полагает исследователь староверия, главный редактор тверского регионального журнала «Бизнес и территория» Мария Орлова. – На первых ролях в старообрядческом движении зачастую находились финансово и идеологически независимые женщины, которые могли принимать серьезные решения». По словам исследовательницы, история знает много подобных примеров, «начиная с боярыни Морозовой – сподвижницы протопопа Аввакума (70-е годы XVII века) и заканчивая игуменьями старообрядческих монастырей, которых два века спустя воспел писатель и этнограф Павел Мельников-Печерский».

«Это женщины, которые действовали в условиях, которые не снились их тогдашним европейским «коллегам». Как говорили староверы, «у нас что ни мужик – то вера, что ни баба – то устав», – отметила Орлова. 

«Старообрядцы также показали пример своего рода «духовной многопартийности», – заметил историк Глеб Чистяков. – Такой «многопартийностью» отличалась Преображенская община в Москве уже в конце XVIII века – когда о политической многопартийности, разумеется, не шло и речи. Там уживались представители разных согласий (направлений старой веры – прим. ВЗГЛЯД) – федосеевцы, филипповцы и другие. Различными были не только догматические, но и социально-политические воззрения, разным было отношение к священству, к браку, к способу накопления капитала и так далее – но конфликтов не было. Это говорит о том, что в русском народе вполне возможно сотрудничество при различии взглядов». Община возродилась уже в постсоветские времена – и сохраняет традиции подобной религиозной свободы, добавил Чистяков.

«Позиция современного старообрядчества состоит в принципиально демократическом церковном устройстве и свободомыслии, – отметил модератор круглого стола Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. – Старообрядцы государственники, но они – особенные государственники». 

На протяжении всей истории старообрядчества это движение отличал последовательный патриотизм, который основывается на возникшей задолго до раскола идее Москвы – Третьего Рима, считает Севастьянов. Идея состоит в том, что после падения Второго Рима – Константинополя, Русь стала местом особого присутствия Святого Духа. Патриотизмом продиктована и особая деловая этика старообрядчества – зарабатывать не ради собственного процветания, а на благо общины и России. Поэтому сегодня старообрядцы-предприниматели выступают резко против вывода капиталов в офшоры.

По мнению Исаева, старообрядчество показало, что «общество может быть не объектом для решений власти – которому власть спускает какие-то решения, а субъектом, который может вступать с властью в диалог». «Староверие на всем протяжении своей истории показало, что может быть таким субъектом», – считает историк.

«Наследие старообрядчества – это не только и не столько фольклор, не только предмет для изучения Института антропологии и этнографии. Это живое и крайне интересное явление, существующее в контексте русского православия и патриотизма, – резюмировал Лункин. – Общество должно знать, что существовала и существует определенная позиция, которая связана с открытостью, демократичностью церковного устройства, с настроенностью на религиозную свободу. Включение этих ценностей в контекст гражданского и межрелигиозного диалога – это залог солидарности и сплоченности российского общества».

Adblock
detector