Меню

К м станюкович рассказ рождественская ночь конспект урока 7 класс

Урок 1.  Писатель и его роль в культуре и жизни общества. 
               Поразмышляйте и запишите свои мысли о том, зачем обществу нужны писатели. Насколько они полезны или вредны, могут ли они развивать культуру и влиять на людей? Как? Насколько тяжёл труд писателя? Каждый ли человек может писать книги?
               Найдите в Интернете или сборнике афоризмов и мудрых мыслей 5 высказываний любых людей о писателях и их роли в жизни общества, выпишите их в виде цитат. Не забудьте указать автора.

Урок 2. Человек и литература: книга как необходимый элемент в формировании личности.

               Напишите небольшое сочинение-рассуждение о роли книги в формировании личности. (Примерно 1 страница). Приведите в пример книгу или произведение, которые изменили ваш взгляд на мир, ваше отношение к людям, к учёбе, к природе, к творчеству, к себе, помогли вам развить новое качество характера. Сделайте вывод о том, насколько необходимы книги в жизни людей.

Урок 3. Драматическое произведение — произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Зритель и читатель. 

           Посмотрите презентацию Драматические произведения. Выпишите особенности драматического произведения, основные термины: реплика, авторская ремарка и её роль в пьесе, декорация, реквизит, мизансцена. Какие композиционные части выделяют в пьесе? На чём основано действие в ней? Что помогает автору раскрыть характер героев? Почему пьесу лучше смотреть на сцене театра?

К м станюкович рассказ рождественская ночь конспект урока 7 класс

Урок 4. Особенности литературного языка в драматическом произведении.

              Рассмотрите особенности языка в драматическом произведении, запишите основные. Выполните задания ниже.

К м станюкович рассказ рождественская ночь конспект урока 7 класс

К м станюкович рассказ рождественская ночь конспект урока 7 класс

К м станюкович рассказ рождественская ночь конспект урока 7 класс

К м станюкович рассказ рождественская ночь конспект урока 7 класс

К м станюкович рассказ рождественская ночь конспект урока 7 класс

К м станюкович рассказ рождественская ночь конспект урока 7 класс

в учебнике «Литература, 7 класс, часть 1» найдите пьесу Д.И.Фонвизина «Недоросль» и выпишите из неё: 

а) ремарку, описывающую место действия, 

б) ремарку, описывающую состояние или позу героя, 

в) ремарку, указывающую на интонацию, 

г) реплику Софьи из действия 4, явления 5; 

д) определите тему последнего монолога Стародума из 1 явления действия 5.

Урок 5. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, авторские ремарки.

              Сочините небольшую сценку, сюжет возьмите из собственных наблюдений. Запишите её по всем правилам драматического произведения (в форме диалога, с авторскими ремарками).

Урок 6. Стилистические возможности лексики в художественном произведении.

Прочитайте статью. Выпишите главное. Выпишите из толкового словаря 10 экспрессивно окрашенных слов с разными стилистическими оттенками (смотрите таблицу ниже).

      Худо́жественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
      Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т. п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п.

       В художественной речи могут использоваться не только строго литературные, но и внелитературные средства языка — просторечные, жаргонные, диалектные и т. д.

       Слово в художественном произведении как бы двоится: оно имеет то же значение, что и в общем литературном языке, а также добавочное, приращенное, связанное с художественным миром, содержанием данного произведения. Поэтому в художественной речи слова приобретают особое качество, некую глубину, начинают значить больше того, что они значат в обычной речи, оставаясь внешне теми же словами.

     Лексика художественного стиля принципиально неограниченна. Здесь могут использоваться средства всех других стилей — и термины, и официальные выражения, и разговорные слова и обороты, и публицистика. 

      В художественном стиле речи очень широко используется речевая многозначность слова, открывающая в нем смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. 

      Лингвисты выделяют в художественной литературе три стилистических среза лексики: нейтральную, сниженную и возвышенную лексику. Употребление слов возвышенных, торжественных придает произведению патетическое звучание, сниженных по эмоциональной окраске — приземленно-бытовое звучаниеТак, в пушкинском «Пророке» вместо нейтрального «глаза», «губы», «смотри», «слушай» употреблены соответствующие возвышенные синонимы «зеницы», «уста», «виждь», «внемли»; а в рассказе Чехова «Ванька» вместо нейтрального «лицо» употреблены сниженные синонимы «морда», «харя». Впрочем, при помощи употребления возвышенной лексики может достигаться и заранее рассчитанный комический эффект, когда возвышенные слова употреблены иронически либо когда они не соответствуют ситуации и контексту.  

     Для литературоведческого анализа существенно выявление в произведении таких лексических пластов, как архаизмы, историзмы и неологизмы. Большинство архаизмов относится к возвышенной лексике и выполняет, следовательно, все ее функции, но кроме того используется для воссоздания исторического колорита эпохи (например, в романе А. Толстого «Петр I»). Историзмы же в художественной литературе используются исключительно в этой последней функции. 

      Неологизмы — слова, употребленные впервые или недавно вошедшие в национальный язык. Общеязыковые неологизмы не несут в себе никакой эстетической выразительности. Авторский же неологизм возникает именно из-за потребности найти более выразительное и меткое название для вещи или явления — неважно, старого или нового. Авторские неологизмы могут привиться в языке и стать общеязыковыми, а затем и войти в общенациональный язык уже в качестве нормативной лексики. Так случилось со словом «летчик», исключительно удачно придуманным В. Хлебниковым взамен иностранных синонимов «авиатор», «пилот».

      Из прочих языковых средств, используемых в художественной литературе, следует еще отметить необщеупотребительные слова — диалектизмы, профессиональную лексику, жаргонизмы и т. п. Эти слова употребляются в основном в речи героев, дополняя их речевую характеристику. Диалектные слова иногда применяются и в повествовательной речи для создания «местного колорита».

hello html m33ae86bb

819d0d3f5a675bd5ec51e4a68e289ea9

014

Урок 7. Стилистические возможности лексики и грамматики в разговорном языке и в художественном произведении.

Урок 8. И.И. Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Отец с сыном», «Муха», «Нищий и собака», «Три льва». Аллегория как основное средство изображения в баснях.

Посмотрите ролик об И.И. Дмитриеве. Составьте 5 вопросов о творчестве поэта для проверочной работы (с ответами). Выучите одну из предложенных басен (рассказывать на уроке литературы).

2 четверть

Урок 9. «Ф. Н. Глинка. Основные темы и мотивы лирики»

Посмотрите презентацию о поэте ССЫЛКА . Выпишите интересные факты биографии и основные темы стихотворений. Прочитайте стихотворения Ф. Н. Глинки «Москва» и «К Пушкину», запишите их основные мысли и ключевые слова, их доказывающие.


 Урок 10. «К.М. Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь». Проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя»
Посмотрите видео по ссылке. Выпишите главные факты о писателе. Прочитайте рассказ «Рождественская ночь», сделайте схему героев и запишите основную мысль рассказа. Какую роль играет вера в жизни героев рассказа? Кто в рассказе и каким образом проявляет милосердие? 

Урок 11. «В.М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».

1. Как помог Семёну Иванову офицер, которому он служил денщиком? Почему не отказал, а сам предложил помощь?

2. Каким взглядом на жизнь, на мир, какими чертами характера отличались смотрители-будочники Семён и Василий?

3. Почему поступок Семёна можно назвать подвигом?

4. Почему, на ваш взгляд, Василий подхватил флаг и признался в своём проступке?

 Урок 12. «А.Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Рассказ «Специалист». Посмотрите презентацию по ссылке. Прочитайте рассказ «Специалист» ссылка Ответьте на вопросы после рассказа.

Урок 13. «Жизнь и творчество В.М. Шукшина. Особенности характера главного героя в рассказе «Чудик»» Прочитайте статью о писателе, сделайте краткий конспект. Прочитайте рассказ, письменно ответьте на вопросы 2,3,4,7. Прочитайте фрагмент «Слово о малой родине», выполните задание к нему. (стр. 230-249 в красном учебнике).

Инфоурок

Родная литература
ПрезентацииПрезентация по родной литературе на тему «Святочный рассказ К.М. Станюковича «Рождественская ночь»

К.М. Станюкович «Рождественская ночь» (1892)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

К.М. Станюкович «Рождественская ночь» (1892)

Описание слайда:

К.М. Станюкович «Рождественская ночь» (1892)

2 слайд

Цели: Познакомиться с жанром рождественского (святочного) рассказа. Развивать

Описание слайда:

Цели: Познакомиться с жанром рождественского (святочного) рассказа. Развивать навыки анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как сострадание, ответственность, доброта, милосердие. Познакомить учащихся с особенностями рассказов К.М. Станюковича.

3 слайд

Станюкович Константин Михайлович 1843 -1903 Константин Станюкович – крупнейши

Описание слайда:

Станюкович Константин Михайлович 1843 -1903 Константин Станюкович – крупнейший русский писатель, известен произведениями на темы из жизни военно-морского флота. В 1901 году морские рассказы Станюковича были удостоены Пушкинской премии; они переведены на многие языки.

4 слайд

Константин Михайлович родился 18 (30) марта 1843 года, в Севастополе, в семье

Описание слайда:

Константин Михайлович родился 18 (30) марта 1843 года, в Севастополе, в семье коменданта севастопольского порта и военного губернатора города адмирала Михаила Николаевича Станюковича. Отец, всю жизнь посвятивший морской службе, видел в сыне продолжателя семейной традиции, и Константин был определен сначала в Пажеский, затем в Морской корпус. Позже, «чтобы выбить из головы дурь» – мысль об университете, отец послал шестнадцатилетнего сына в трехгодичное кругосветное плавание. Но Константин по-прежнему мечтал о другой, литературной карьере. Надежды отца не оправдались, вернувшись в Петербург, Константин Станюкович сразу же подал в отставку, твердо решив посвятить себя литературе.

5 слайд

«Первооткрывательство… Станюковича состоит в том, что он во всей жизненной пр

Описание слайда:

«Первооткрывательство… Станюковича состоит в том, что он во всей жизненной правде показал то особое и удивительное человеческое существо, которое именуется русским моряком – будь это матрос или адмирал», — скажет о нем другой «морской» писатель Леонид Соболев. Любимой темой писателя становится море, жизнь моряков, тяготы и романтика морской службы. Он много пишет для детей, сотрудничает с детскими журналами. Большую популярность получили его повести «Вокруг света на «Коршуне» и «Севастопольский мальчик». Самым известным произведением Станюковича стали «Морские рассказы», над которыми он работал пятнадцать лет.

6 слайд

Айвазовский И.К. «Корабль» Море вошло в плоть и кровь его рассказов; за прекр

Описание слайда:

Айвазовский И.К. «Корабль» Море вошло в плоть и кровь его рассказов; за прекрасное описание моря его называют «Айвазовским слова».   «Ветер крепчал, посвистывая в снастях. Словно птица, расправившая могучие крылья, клипер, накренившись набок, несся все быстрее и быстрее, легко перепрыгивая с волны на волну и раскачиваясь. Седые гребешки волн, с  шумом разбивавшиеся о бока вздрагивающего клипера, все чаще и чаще обдавали брызгами палубу… Кругом одна беспредельная холмистая равнина бушующего океана да небо, покрытое бегущими облаками… Вдали, на горизонте, собирались тяжелые свинцовые тучи».

7 слайд

Маринистика - жанр изобразительного искусства и литературы, в котором основно

Описание слайда:

Маринистика — жанр изобразительного искусства и литературы, в котором основной темой является море, морская стихия, жизнь людей, связанных с морем и т. д.; также совокупность произведений в этом жанре. Рассказы правдоподобно передают атмосферу российского флота второй половины XIX века. Они и сегодня входят в золотой фонд русской литературной маринистики.

8 слайд

Когда происходит действие рассказа? «В эту чудную ночь, накануне Рождества Хр

Описание слайда:

Когда происходит действие рассказа? «В эту чудную ночь, накануне Рождества Христова…» Что вы знаете об этом дне?

9 слайд

В канун праздника Рождества Христова (25 декабря) в домах ставились елки. Ле

Описание слайда:

В канун праздника Рождества Христова (25 декабря) в домах ставились елки. Лесные красавицы украшались восковыми свечами и фонариками, цветами и лентами, орехами, яблоками, конфетами. Первоначально елка стояла всего один день, затем эти сроки все более удлинялись на два дня, три, затем до Крещения или до конца святок. 24 декабря Сочельник — канун праздника Рождества Христова 25 декабря Рождество 25 декабря — 7 января Святки 31 декабря Новый год 7 января Крещение

10 слайд

Дети и юноши получали в подарок книги, одежду. Девушкам дарили букеты, альбо

Описание слайда:

Дети и юноши получали в подарок книги, одежду. Девушкам дарили букеты, альбомы, шали. Со временем и дети стали дарить родителям подарки — вещи собственного изготовления: предметы рукоделия, поделки из дерева и других материалов, рисунки, стихи.

11 слайд

Рождественские праздники становились днями семейного сбора, днями милосердия,

Описание слайда:

Рождественские праздники становились днями семейного сбора, днями милосердия, примирения и всеобщей любви.

12 слайд

Теплые и трогательные истории были предназначены для семейного домашнего чтен

Описание слайда:

Теплые и трогательные истории были предназначены для семейного домашнего чтения. Во второй половине XIX – начале XX веков в России готовили к Рождеству специальные сборники святочных (рождественских) рассказов.

13 слайд

Сюжеты детских рождественских (святочных) рассказов незамысловаты: ¤ воспроиз

Описание слайда:

Сюжеты детских рождественских (святочных) рассказов незамысловаты: ¤ воспроизводится событие, приуроченное к празднику Рождества, святкам; ¤ происходит чудо (удачное стечение обстоятельств, счастливая случайность); ¤ финал рассказов благополучный, счастливый.

14 слайд

Запишите определение Рождественский (святочный) рассказ – жанр литературы, о

Описание слайда:

Запишите определение Рождественский (святочный) рассказ – жанр литературы, основу которого составляет обычно 1-2 события или происшествия; в его основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал рассказа хороший. В святочных рассказах для детей создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь, назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?» Детские святочные рассказы всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.

15 слайд

Словарная работа Найдите лексическое значение слов: Клипер Верста На рейде Па

Описание слайда:

Словарная работа Найдите лексическое значение слов: Клипер Верста На рейде Пакгауз В святочных рассказах для детей создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь, назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?» Детские святочные рассказы всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.

16 слайд

Работа с текстом Где происходило действие?  В какое время суток начинается по

Описание слайда:

Работа с текстом Где происходило действие?  В какое время суток начинается повествование?  Какая это ночь, в чем ее особенность? О чем вспоминали матросы?  Что увидели матросы?  Что сказал Ефремов по поводу падения звезды?  Чей жалобный крик с берега услышали матросы?  Кого увидели матросы?  Что сделали с ребенком матросы?  Разрешил ли лейтенант плыть мальчику с ними?  Куда обещали поместить маленького малайца?  Как относился Ефремов к найденышу?  Согласился ли капитан оставить мальчика? Какие нравственные качества проявили матросы?  Стали бы вы спасать ребенка на месте матросов? Обоснуйте свой ответ. В святочных рассказах для детей создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь, назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?» Детские святочные рассказы всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.

17 слайд

Домашняя работа Докажите, что рассказ К. М. Станюковича «Рождественская ночь»

Описание слайда:

Домашняя работа Докажите, что рассказ К. М. Станюковича «Рождественская ночь» относится к святочным? Чему учит этот рассказ? «В какие чудеса следует верить людям?» Если вас заинтересовал жанр рождественского рассказа, то прочитайте следующие художественные произведения: Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками», Л. Андреев «Ангелочек», А. Куприн «Чудесный доктор», Н.С. Лесков «Зверь», «Жемчужное ожерелье», «Неразменный рубль», «Штопальщик», «Старый гений», «Пугало».

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

К м станюкович рассказ рождественская ночь конспект урока 7 класс

  • Сейчас обучается 930 человек из 80 регионов

К м станюкович рассказ рождественская ночь конспект урока 7 класс

  • Сейчас обучается 897 человек из 81 региона

К м станюкович рассказ рождественская ночь конспект урока 7 класс

  • Сейчас обучается 1020 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Цель урока:

1.Познакомиться с жанром рождественского (святочного) рассказа.

2. Развивать навыки анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как сострадание, ответственность, доброта, милосердие.

3.Познакомить учащихся с особенностями рассказов К.М. Станюковича.

Проверен экспертом

Общая информация


Номер материала:

ДБ-1581617

Вам будут интересны эти курсы:

Тема: Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа.
Подготовка к PISA

Цель
урока:
познакомиться с жанром рождественского рассказа; развивать навыки
анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения,
как сострадание, вера, ответственность, доброта.

Ход урока

1.
Организационный момент

2.
Вступительное слово

Русский писатель Константин Михайлович
Станюкович родился в Севастополе 30 марта 1843 года. Отец его был адмиралом
флота, поэтому мальчик пошел сначала по его стопам.

В 1856 году юноша был зачислен кандидатом
в Пажеский корпус Петербурга, но вскоре он почувствовал в себе тягу к
литературе. В 1959 году в журнале «Северный цветок» было напечатано первое
стихотворение Константина, и тогда молодой человек всерьез задумался о переходе
в Петербургский университет. Отец Станюковича был против такого решения,
поэтому в 1960 году юноша был отправлен в кругосветное плавание.

Вопреки желаниям отца, это путешествие
наоборот способствовало развитию литературного таланта Константина. Именно
здесь молодой писатель создал множество очерков, которые впоследствии были
изданы отдельной книгой, получившей название «Из кругосветного плавания»
(1867).

В 1864 году Станюковичу все-таки удалось
уйти в отставку и заняться литературным трудом. Он сотрудничал со множеством
петербургских изданий, а в 1972 году стал работать в журнале «Дело». Здесь в
дальнейшем были напечатаны такие его произведения, как роман «Без исхода»
(1873), рассказ «Оригинальная пара» (1877), «Письма знатных иностранцев»
(1878), романы «Два брата» (1880) и «Омут» (1881).

В конце 70-х годов Станюкович много бывал
за границей. Там он сблизился с представителями революционной эмиграции, за что
в 1885 году был сослан в Томск.

В 1902 году Станюкович закончил свое
главное произведение — «Морские рассказы». Вскоре из-за ухудшения здоровья по
настоянию врачей он переехал в Италию, где скончался 20 мая 1903 года в
Неаполе.

 3. Работа
по теме урока

Рождественский
рассказ – жанр литературы, основу которого составляет обычно 1-2 события или
происшествия; в его основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал
рассказа хороший. – Докажите, что рассказ К.М.Станюковича относится к
святочным? (Слушаем ответы учеников) Вывод. В святочных рассказах для детей
создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены
добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь,
назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод
маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и
отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?» Детские святочные рассказы
всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.


Чтение текста + беседа по вопросам.

— Где происходило действие? (Батавия – город на
северо-западном побережье острова Ява (ныне – столица Индонезии, Джакарта).

— В какое время суток начинается
повествование? 
(Ночью).

— Какая это ночь? (Рождественская ночь).

— О чем вспоминали матросы? («Матросы вспоминали о России, о
празднике на родине, высказывали желание поскорей вернуться домой, особенно те,
которые по возвращении рассчитывали на отставку или, по крайней мере, на
бессрочный отпуск. Вот уж третье Рождество они встречают в «чужих» и «жарких» местах…
Опротивело… Скорей бы вернуться!»).

— Что увидели матросы? (Упавшую звезду).

— Что сказал Ефремов по поводу падения
звезды? 
(«– Это
бог виноватую звезду наказывает… Потому звезды тоже бунтуют… И особенно много,
братцы, падает их в эту ночь… – По какой такой причине, братец? –
задорно спросил пожилой, плотный матрос. – А по такой причине, милый
человек, что в эту ночь не бунтуй, а веди себя смирно, потому как в эту самую
ночь Спаситель родился… Великая эта ночь… Нашему рассудку и не понять… И как
ежели подумаешь, что родился он в бедности, пострадал за бездольных людей и
принял смерть на кресте, так наши-то все горя ничего не стоят… Ни одной
полушки!.. Да, братцы, великая эта ночь. И кто в эту ночь обидит
младенца, – тому великое будет наказание… Так старик один божественный мне
сказывал, странник. В книгах, говорит, все показано…»).

— Чей жалобный крик с берега услышали
матросы? 
(Крик
младенца).

— Кого увидели матросы? («…крошечного черномазого мальчика
в одной рубашонке, завязшего в мокром рыхлом песке»).

— Что сделали с ребенком матросы? (Принесли его на катер).

— Разрешил ли лейтенант плыть мальчику с
ними? 
(Да).

— Куда обещали поместить маленького
малайца? 

приют).

— Как относился Ефремов к найденышу? (С нежностью матери. Хотел
попросить, чтобы его оставили).

— Согласился ли капитан оставить
мальчика? 
(Нет).

— Какие нравственные качества проявили
матросы? 
(Милосердие,
сострадание, доброту).

— Стали бы вы спасать ребенка на месте
матросов? Обоснуйте свой ответ. 
(Письменные ответы учеников)

 «Как мы уже выяснили, в рассказе
действие происходит не в России, а в далёкой Индонезии. Но это не мешает нам
найти здесь элементы рождественского рассказа: «…в эту ночь не бунтуй, а веди
себя смирно, потому как в эту самую ночь Спаситель родился… Великая эта ночь…
Нашему рассудку и не понять… И как ежели подумаешь, что родился он в
бедности, пострадал за бездольных людей и принял смерть на кресте, так наши-то
все горя ничего не стоят… Да, братцы, великая эта ночь. И кто в эту ночь
обидит младенца, — тому великое будет наказание…». И далее мы слышим плач
ребёнка. Русские матросы достали малайского чернокожего мальчика из завязшего
мокрого песка, накормили и взяли с собой, а на следующий день договорились с
губернатором о том, чтобы ребёнка поместили в приют. Так для бедного мальчика
тоже свершилось чудо. Здесь чудо происходит с ребенком. Детский образ в таких
рассказах выполняет не только сюжетообразующую функцию: именно благодаря ему
становится очевидной текстуальная параллель святочного рассказа и Евангелия.
Дитя в литературном тексте, как Младенец-Христос, вершит чудеса: герои
переходят от отчаяния к состоянию счастья, обретают нечаянное богатство и
прочее».

4.
Тестирование

авторы: Ольга Викторовна Драчева , учитель литературы, русского языка, Архангельская область

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Урок внеклассного чтения «Святочный рассказ К.М.Станюковича «Ёлка» и
история новогодней и рождественской открытки» — это урок для родителей и детей. Присутствующие на нем не только познакомятся с жанром рождественского рассказа и историей новогодних и рождественских открыток, но и задумаются над такими вопросами морали и поведения, как сострадание, вера, ответственность, доброта.

Цели:

  • Познакомиться с жанром рождественского рассказа.
  • Развивать навыки анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как сострадание, вера, ответственность, доброта.
  • Познакомить учащихся с историей новогодних и рождественских открыток.

Предварительная подготовка к уроку: прочитать рассказ «Ёлка», составить сюжетный план;

Задания по вариантам: найти описание обстановки, в которой живут герои произведения (1 вариант), описание города (2 вариант), портреты майора и Феди (3 вариант);

Индивидуальные задания: подготовить

  • рассказ о сочельнике, праздновании Рождества и сочельника в России,
  • рассказ об истории новогодней и рождественской открытки,
  • рассказ о Е.Бем;
  • найти лексическое значение слов: эспаньолка, хламида, кацавейка, ситник, швейцары, респектабельная наружность, чиновник, городовой, дебелая кухарка, скаред, лакей, жестяная лоханка.

Материал к уроку: презентация.

Ход урока

1.  Вступительное слово учителя

Сегодня у нас урок внеклассного чтения по рассказу Константина Михайловича Станюковича «Елка» (1880г.). (Показываем слайд 1, рассказываем о писателе)

Наш урок будет необычным: мы не только проанализируем рассказ «Ёлка», но и узнаем много нового об истории новогодней рождественской открытки. Работать будем на рабочем листе, и слушать нас будут родители.

Ключевыми словами на нашем уроке станут слова «добро, сострадание», а эпиграфом урока – слова Лонгфелло: «Злоба – тень, любовь – свет солнца. Все есть в жизни – свет и тень». К эпиграфу мы обратимся в конце урока. (Показываем слайд 2)

2.  Работа с учащимися.

2.1. – А теперь вернемся к рассказу. Когда происходит действие рассказа? («В этот поистине «собачий» вечер, накануне сочельника»)

– Что вы знаете об этом дне? (Во время рассказа показываем слайды 3-5. Индивидуальное задание: ученик рассказывает о сочельнике: объясняет лексическое значение слова; сообщает о том, что это канун (навечерие) Рождества Христова; рассказывает о том, что именно в этот день в домах ставили елки и украшали их.

Промежуточный вывод учителя. (Показываем слайд 6) Значит, события, описанные в рассказе, происходят в накануне Рождественского сочельника, то есть за день до Рождества Христова, одного из любимых праздников взрослых и детей. В Новый год, в Рождество всем хочется верить в добрые чудеса, в изменения к лучшему. Когда-то в России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных (рождественских) рассказов. С 1881 по 1906 год в журнале «Детский отдых» опубликованы 27 святочных рассказов как полагалось, по одному в год – в канун Рождества Христова. Святочный рассказ был заметным явлением русской городской культуры прошлого века.

2.2. Рассказ об истории открыток

(показать слайды 7-9).

2.3. Многие рождественские рассказы восходили к европейской традиции. Родоначальником таких произведений считают английского писателя Ч.Диккенса (показать слайд 10). В своих произведениях он обращался к следующим вопросам (показать слайд 11):

  • Ценность человеческой души.
  • 2.Тема памяти и забвения.
  • Тема любви к человеку во грехе.
  • Тема детства.

К этим же вопросам обращались и авторы святочных (рождественских) рассказов в России.

2.4.Знакомство с жанром святочного (рождественского) рассказа.

Святочный (рождественский) рассказ «строился» на основе определенных принципов. И обязательно в основе любого святочного рассказа была опора на христианские духовные традиции.

– Откуда эти духовные традиции появились у человечества? (Это библейские заповеди. И если мы говорим о Рождестве Христовом, то мы говорим о заповедях И.Христа (показать слайд 12). Давайте прочитаем на рабочем листе эти заповеди (запись под № 2). Так их сформулировал для себя Н.С.Лесков, автор целого ряда святочных (рождественских) рассказов (чтение заповедей).

– Подчеркните, что вам показалось самым главным, важным? (Ребята отмечают последние слова, сказанные Лесковым)

– С этим законом мы встречаемся и в нашей жизни. Где? (Это один из законов коммунарского движения)

2.5. Давайте рассмотрим схему «устройства» святочного рассказа (показываем слайд 13).

– Запишите особенности «устройства» святочного (рождественского) рассказа и дайте его определение (ученики выполняют задание 3 на рабочем листе).

Вывод. Рождественский рассказ – жанр литературы, основу которого составляет обычно 1-2 события или происшествия; в его основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал рассказа хороший.

– Докажите, что рассказ К.М.Станюковича относится к святочным? (Слушаем ответы учеников)

Вывод. В святочных рассказах для детей создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь, назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?»

Детские святочные рассказы всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.

2.6. Работа с текстом. Особенности изображения действительности.

– Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе (проверка домашнего задания – составить сюжетный план рассказа). Но сначала познакомимся с непонятными словами (задание на рабочем листе под номером 1)

– Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа «Елка» обычная композиция, свойственная жанру рассказа.

– Вспомним, что такое композиция, и вычленим композиционные элементы в рассказе. Выполним задание № 4 на рабочем листе.

Вывод. Композиция обуславливает печальное, мрачное настроение рассказа, его эмоциональное движение. В конце рассказа настроение меняется на светлое и радостное.

– Обратимся к началу рассказа. Найдем описание героев (отвечают ученики 3 варианта). По внешности героев мы делаем первые выводы о его характере. Что вы можете сказать о характере героев? (Майор – бывший чиновник, потерявший работу, спившийся. Он берет на воспитание мальчика – сироту, забирает от родной тетки, бьющей и обижающей племянника. Майор трогательно заботится о ребенке, в мальчике и заботе о нем этот человек видит смысл своей жизни. Федя отвечает взаимностью: не пускает майора просить милостыню в холодный вечер накануне сочельника, так как тот болен.)

– Чтобы почувствовать состояние героев, его переживания, автор часто использует интерьер, или фон, на котором разворачиваются события. Найдем описание места, где живут герои. (Отвечают ученики 1 варианта)

– Какое чувство вызывает картина этой комнаты? (Чувство безысходности)

– В рассказе Станюкович описывает не только эту комнату, но и город. Каким вы видите город? (Отвечают ученики 2 варианта)

– Как вы думаете, почему автор сопоставляет картины убогие, серые и празднично нарядные? (Наверное, для того, чтобы показать настроение героев, их бедность, безысходность их положения, чтобы мы могли увидеть противоречия между жизнью (бытом) героев рассказа и окружающим миром.)

Вывод. Для того, чтобы мы увидели противоречия в рассказе, чтобы поняли характер героев, автор использовал такие приемы, как портрет, интерьер и детали художественного пространства (описание улиц).

– Вспомните, когда мы говорили о рождественских рассказах Ч.Диккенса, то отмечали, что он обязательно обращался в них к теме детства. По мнению Диккенса, дети как нельзя лучше способствовали нравственному перевоспитанию других персонажей. Давайте вспомним о майоре и его чувствах к ребенку. (Ученики читают отрывки из текста рассказа)

Вывод. Мы провели так называемый сюжетно-композиционный анализ. Он необходим для понимания авторского замысла рассказа.

– Как вы думаете, с какой целью, для чего К.М.Станюкович написал рождественский рассказ? (Выслушать ответы учащихся)

– «Злоба – тень, любовь – свет солнца. Все есть в жизни – свет и тень», – говорил Лонгфелло (слайд 14). Прав ли он? (Выслушать ответы учащихся)

Вывод. Очень важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью, чтобы он был уже с детства кому-то нужен. Тогда человек сам будет справедливее, добрее, милосерднее. Я хочу, чтобы в вашей жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи, были милосердными, добрыми, сострадательными. Помните, что вера, добро, сострадание – это вечные человеческие ценности.

2.7. Прочитать домашнее задание 1 и 2 на рабочем листе.

2.8. Мы уже говорили с вами о том, что в качестве изображений для новогодних и рождественских открыток часто использовали картины известных русских художников. Но были среди них и художники-женщины. Одна из них это Е. М. Бем (показать слайд 15). (Рассказ о Е. Беминдивидуальное задание)

2.9. Особое внимание мы хотели бы уделить открыткам Е.Бем, героями которых стали дети (показать слайды 16-18).

– Какие цвета использует художница? Почему? (Коричневые, желтые. Это цвета теплые. Е.Бем использует теплые тона, так как рисует детей.)

– Обратите внимание на лица детей. Что вы можете сказать о них? (Лица добрые, открытые. Дети улыбаются, они радуются праздникам. У них очень добрые глаза.)

– На открытках художница написала поздравления, давайте их прочитаем. (Ученики читают поздравления)

– Среди них встретились не просто поздравления и пожелания, но в том числе и загадка. Эти пожелания произносят дети, но обращены они к взрослым.

– Давайте внимательно рассмотрим 2 открытки (слайд 19).

– Как вы думаете, кому пишет письмо девочка? Что написано на открытке? («К новому году. Хоть не складно, да ладно, хоть не хитро, да кстати»). Как вы понимаете эти слова?

– Посмотрите на открытку, где изображена девочка с игрушками. Она говорит: «Вы всегда нас баловали, и дарили, и ласкали. Как же нам вас отдарить? Что на елку подарить?» К кому обращены эти слова? (К родителям)

3. Обращение учителя к родителям.

Уважаемые родители! Думаю, что сегодня пора вспомнить трогательные и теплые рождественские истории. Когда в 19 веке эти рассказы печатали в журналах и альманахах, то их никогда не прятали в отдельные «детские» или «взрослые» рубрики. Это были рассказы для семейного, домашнего чтения, потому что перед чудом нет детей и взрослых.

Эти рассказы помогали оторвать от житейских забот и напомнили о всех «нуждающихся», о необходимости милости и любви. (Прочитать слова о детстве со слайда 20)

Предлагаю родителям принять участие в благотворительной акции регионального благотворительного общественного движения Архангельской области для детей из малообеспеченных и многодетных семей «Море тепла детям!»)

3.1 Домашнее задание 3: нарисуйте рождественскую открытку для героев рассказа, напишите на ней пожелание для майора и Феди.

Цели урока:

  • образовательные: познакомить с историей и
    особенностями жанра святочного рассказа,
    произведениями Ч.Диккенса “Рождественский
    обед”, А.Куприна “Миллионер”, В.Набокова
    “Рождество”, А.Грина “Новогодний ужин отца и
    маленькой дочери”, Н.Ключаревой “Юркино
    Рождество”, стихотворением Б.Пастернака
    “Рождество”. Найти единую нравственную
    составляющую, связывающую эпохи.
  • воспитательные: создать атмосферу
    предстоящего праздника, желание дарить и
    получать радость, выражающую внимание, любовь,
    заботу, бережное отношение к своим близким.
    Пересмотреть понятие “подарок”.
  • психологические: развивать навыки анализа
    и критического мышления, формировать
    коммуникативные навыки – умение работать в паре
    (с соседом) и самостоятельно, уметь слушать
    других, поддерживать диалог, аргументировано
    высказывать свою точку зрения в письменной и
    устной форме.

Методика проведения: использование
традиционных и инновационных технологий.

Виды работы:

Самостоятельная:

— анализ лирического произведения
(стихотворение Б.Пастернака);

— чтение и анализ указанного текста;

— работа с модулем (чтение, анализ, пересказ,
ответы на вопросы, написание эссе);

— сообщение библиографа (библиографическая
справка)

Работа в паре (рассказчик и комментатор)

— cоздание проблемной ситуации

Рекомендованная литература:

  • сборник “Чудо рождественской ночи”
  • сборник “Святочные рассказы 19 века”
  • сборник “Святочные рассказы 21 века”

И.С.Шмелев “Лето Господне” (главы
“Рождество”, “Святки”)

Оборудование: книжная выставка “Чудо
рождественской ночи” (совместно с
библиотекарями), стенд с праздничными открытками
, в центре- большая открытка Муратовой Ольги
“Зимнее катание на озере Маленец”, новогодними
атрибутами (небольшими). Маленькая елочка на
столе.

Ход урока

Предлагаю послушать стихотворение Бориса
Пастернака. Попробуйте определить его название.

Светало. Рассвело, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба.
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумерке хлева;
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
Борис Пастернак

Ответы студентов: “Рождество”

Вы правы, стихотворение называется
“Рождество”. В нем поэт ровной
повествовательной интонацией поведал о том, что
произошло 2000 лет назад. Обратимся к модулю, у
каждого из вас на парте – свой экземпляр.
Попробуйте выполнить первое задание.

Задание 1 (студенты знакомятся с
модулем, выполняют 1 задание: выписывают в левую
колонку слова из крестьянского быта. В правую —
слова, написанные поэтом с большой буквы).
Отвечают на вопрос 1 задания. Желающие могут
прочитать написанное (не более одного – двух
ответов).

Ребята разделили лист на две части. В левую
часть выписали: ясли из дуба, овчинная шуба,
ослиные губы, ноздри вола, хлев; в правую – Мария,
Дева, Рождество

Слово преподавателя: Обиходные слова из
крестьянского быта – зола, овчинная шуба,
ослиные губы, хлев, ноздри вола не упрощают
содержание, а напротив, говорят о значимости
прихода Спасителя для нас, живущих на этой земле.
Дева, Мария, Рождество – о жертвенности во имя
любви, близкого человека.

Вот уже около двадцати лет россияне отмечают
этот христианский праздник как государственный .
Многие олицетворяют его с новогодними
праздниками, с запахами ели, цитрусовых,
предновогодней суетой. Да мало ли с чем! У каждого
праздника свои запахи, а у нас с вами –
ассоциации.

Выполняем задание №2 в модуле. Оно
творческое, вслух читают написанное желающие.
Успокаиваю тех. кто не успел прочитать (модули вы
сдадите в конце лекции. Я прочитаю ваше мнение)

Слово учителя: Я думаю, что вы уже
ознакомились с книжной выставкой, которую
помогли мне создать уважаемые библиотекари
(выставка оформлена за неделю до открытого
урока).

Обращаю ваше внимание на два сборника с
похожими названиями: “Святочные рассказы”. На
одном указан 19 век, а на другом 21 . Почему нет 20
века? Ведь мы с вами родом оттуда.

Ответы: другая общественная формация –
социализм, христианские праздники были под
запретом, а Рождество стали отмечать только в
девяностые.)

Сегодня праздник вернулся в нашу
действительность. На этом занятии мы погрузимся
в атмосферу рождественских праздников,
описанных русским классиками Куприным,
Набоковым, Грином в сборниках под названием
“Святочные рассказы”. Этот жанр возник в 19 веке,
родоначальником жанра святочных рассказов
является английский писатель Чарльз Диккенс
(“Рождественский обед”).

В третьем задании вашего модуля представлены
цитаты из рассказа английского писателя.
Подчеркните ту фразу, которая вам близка (вслух
не озвучиваем выбранную фразу).

Думаю, что вы согласитесь с тем, что рождество
можно заменить словом чудо. В данном контексте
эти слова синонимичны. Чудо ожидания.

Заранее подготовленные студенты (комментатор и
рассказчик) в устной форме передают содержание
первого рассказа.

Пересказ трех рассказов, вошедших в сборник
“Святочные рассказы 19 века” ( На пересказ
каждого рассказа подготовленными заранее
студентами ушло 10-12 минут. Лекционное время
позволило использовать все три рассказа, уж
очень они хороши. С целью экономии времени можно
отказаться от одного или двух рассказов , в
зависимости от решения преподавателя. За
редакцией журнала также остается право выбора
одного рассказа ( с целью сокращения учебного
материала).

Методика сжатого пересказа – комментарии с
использованием авторского текста (цитат).
Комментатор кратко пересказывает сюжетную
линию, рассказчик – передает авторскую речь,
используя выбранные цитаты. После того, как
очередной рассказ прослушан, ребята выполняют
задание №4. Желательно имена героев написать на
доске, чтобы избежать ошибок и не терять время на
уточнения.

Рассказ Александра Куприна “Миллионер”.

Комментатор (подготовленный заранее
студент) В рассказе перед нами предстает
российская глубинка, маленький городок Красилов,
в котором чиновники почтовой конторы всегда
вскладчину отмечают праздники — Рождество и
Пасху. Единственный человек , который избегал эти
посиделки – Аггей Фомич.

Рассказчик (подготовленный заранее
студент): “Он был самым бедным чиновником во всей
конторе, к тому же обязанным накормить и одеть
жену, старуху тещу, пятерых детей на содержание
которых не хватало 20 рублей жалованья. Участие в
посиделках производило в домашней экономии
страшные бреши. Приходилось надолго
отказываться всей семье от мяса в борще, от
утреннего чая, от лишней полена дров”.

Комментатор: Тогда у нас возникает
вопрос- зачем же чиновник все- таки принял
участие в празднике на третий день Рождества?
Ответ прост. Аггей Фомин , поборов свою робость,
хотел занять денег у Ракитина. Его жена должна
была родить, кроме того, у старшего сына
отвалилась подошва на сапогах; и то и другое
требовало денег. Денег ему Ракитин не одолжил.

Рассказчик: ” Возвращаясь домой,
Аггей Фомич с ужасом думал о том, как сейчас
придет в свою квартиру, низкую, холодную, с
зелеными окнами, с вечным запахом нищеты. Что он
скажет жене, когда она своим надорванным голосом
спросит о деньгах? И по свойству своего
мечтательного ума, Аггей Фомич начал с
наслаждением представлять себе, как он находит
на улице толстый кожаный бумажник”.

Комментатор: и вдруг – это вовсе не
было иллюзией в разгоряченном воображении — он
ясно увидел на снегу черный предмет. В руках его
оказался толстый кожаный бумажник…

Рассказчик: “На его бешеный стук
отворила испуганная жена со свечой в руках. Дети
проснулись и с изумлением смотрели на отца из
своих постелей.

Аггей Фомич тяжело опустился в кресло, бледный,
весь в поту, с блестящими блуждающими глазами…

— Анечка! Дети! — прохрипел он, потрясая
бумажником. Вот здесь.. в бумажнике… деньги …сто
тысяч… Аня, шампанского! Урра!”

В настоящее время Аггей Фомич так богат… Он
необыкновенно щедр и каждому просителю охотно
дарит деньги…”зз

Выполнение письменного задания в модуле.

А.Куприн “Миллионер”.

“Аггею Фомичу праздник подарил не просто
кошелек с деньгами, а возможность прокормить
семью и стать щедрым”. (Лапотникова Настя);

“…возможность измениться по отношению к
другим” (Иванова Маша);

“Он всегда выступал в роли берущего, просящего.
Случайная находка помогла ему стать дающим,
выручающим других. Как хорошо, что он не забыл о
своей бедности и делился с другими деньгами!”
(Свистовская Катя);

“Мечты сбываются, в это надо верить всегда.
Появилась возможность решить свои материальные
проблемы” (Шахфудинова Юля);

Владимир Набоков “Рождество

Другие подготовленные студенты знакомят с
текстом.

Комментатор: Слепцов, герой рассказа,
вернулся по вечереющим снегам из села в свою
мызу. Он приехал хоронить ребенка.

Авторский текст (рассказчик): “Во
всякой комнате, даже очень уютной и до смешного
маленькой, есть нежилой угол. Именно в такой угол
сел Слепцов Он искал самый нежилой угол в своей
комнате”.

Комментатор:  По этому эпитету “
нежилой угол “ мы понимаем, что герой переживает
свалившееся на него страшное горе — смерть сына.
Вещи ребенка, которые недавно радовали — сачок, от
которого недавно пахло летом, травяным зноем,
коробка из –под английских бисквитов с мертвой
куколкой – бабочкой – вызвали поток отчаяния:

Рассказчик: “…уронив голову на стол,
страстно и шумно затрясся, прижимая то губы, то
мокрую щеку к холодному пыльному дереву,
цепляясь руками за крайние углы”.

Приход слуги Ивана, который поставил на стол
аршинную елку в глиняном горшке, смутил Слепцова.

“Он, заплаканный, с пятнами темной пыли, увидев
елку на столе, спросил:

— Зачем?

— Праздничек завтра.

— Не надо. Убери… — поморщился Слепцов и сам
подумал: ”Неужто завтра Сочельник? Как это я
забыл?”

Иван мягко настаивал:

— Зеленая. Пускай постоит.

— Пожалуйста, убери, — повторил Слепцов.

Он открыл тетрадь сына и стал читать: ” Ходил по
болоту до Боровичей”, “Сегодня шел дождь, играл
в шашки с папой”, “Чудный жаркий день, вечером
ездил на велосипеде. Проезжал, нарочно два раза,
мимо ее дачи, но ее не видел. В глаз попала мошка
”.

Комментатор: “Мы можем только
представить, какую сердечную боль пришлось
пережить отцу, прочитавшему строки детского
дневника. Ведь в этих записях сын – живой…

Рассказчик:

“Тикали часы. На синем стекле окна теснились
узоры мороза. Слепцов зажмурился и на мгновение
ему показалось, что до конца понятна, обнажена
земная жизнь — горестная до ужаса, унизительная,
бесцельная, бесплодная, лишенная чудес…”

Комментатор: “Нам, читателям, кажется,
что на этом рассказ должен завершиться. Но
остался еще один абзац, и мы вместе со Слепцовым
слышим:

Рассказчик: “…щелкнуло что-то —
тонкий звук- как будто лопнула натянутая резина.
Слепцов открыл глаза и увидел: в бисквитной
коробке торчит прорванный кокон. А по стене, над
столом, быстро ползет вверх черное сморенное
существо. Оно вылупилось оттого, что
изнемогающий от горя человек перенес жестяную
коробку к себе, в теплую комнату, оно вырвалось
оттого, что сквозь тугой шелк кокона проникло
тепло и вот теперь, вырвавшись, медленно и
чудесно росло.

Оно стало крылатым незаметно, как незаметно
становится прекрасным мужающее лицо.. И крылья,
еще слабые, еще влажные – все продолжали расти ,
расправляться, вот развернулись до предела – и
на стене уже была вместо комочка – громадная
черная бабочка, индийский шелкопряд, что летает,
как птица, в сумраке, вокруг фонарей Бомбея”

Комментатор: “Последний абзац.
Набоков соединяет несоединимое, чтобы объяснить
нам свою детскую любовь к бабочкам, которую
пронес через всю жизнь, оставив в энтомологии 13
подвидов насекомых с названием NabokoF. Этот
последний абзац – гимн жизни, красоте,
Рождественской ночи.

Комментатор : “И тогда простертые
крылья, загнутые на концах, темно – бархатные, с
четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве
нежного, восхитительного, почти человеческого
счастья”.

Комментатор: Странно, рассказ о
непоправимом человеческом горе в сочельник
заканчивается словом “счастье”. Почему?

(Можно обсуждение этого рассказа не проводить)

— Слепцов отогрел бабочку, и ее красота отогрела
мужчину.

— Вот в этой фразе: “Оно стало крылатым”
Набоков не случайно употребил местоимение
“оно”, говоря о “тепле. Мы читаем ”счастье”.
Это удачно закодированный ход шахматиста
Набокова. Счастье и тепло – существительные
среднего рода.

— Как бабочка становится крылатой ( в этом ее
предназначение), так и человек прекрасен,
преодолевая слезы и боль (“прекрасное мужающее
лицо”).

Запись в модуле

Рассказ Александра Грина “Новогодний праздник
отца и маленькой дочери”.

Пересказывают следующие два студента.

Комментатор: “В городе Коменвиле жил
ученый Эгмонд Дрэп. Лет 15 назад, будучи еще
студентом, он начал писать ученое исследование.

Рассказчик: “Дрэп вел полунищенское
существование, отказывая себе во многом.
Постепенно дошел до того, что ничем не
интересовался, кроме своего сочинения и своей
дочери Тавинии Дреп. Она жила у родственников.

Комментатор: “ Год от году беспорядок
в тесной квартире Дрэпа увеличивался, но после
того, как жена швейцара бросила в корзину с
грязным бельем его манжеты, на которых были
записаны важные заметки, она была выставлена из
квартиры. После этого Дрэп боролся с жизнью
один”.

Рассказчик: “Дрэп обратил внимание на
телеграмму:”Мой дорогой папа, — значилось там, — я
буду сегодня в восемь. Целую и крепко прижимаюсь
к тебе. Тави”. Дрэп вспомнил, что ему надо бежать
на вокзал. Он долго искал когда – то спрятанную в
шкаф ассигнацию, это были последние деньги, на
которые он рассчитывал взять извозчика и купить
что-то съестное”.

Комментатор: мы можем себе
представить, как была сначала обижена Дрэп,
которую отец не успел встретить. Швейцар впустил
Дрэп, удивившись, как она выросла.

— Да, мне уже 14 лет, возраст почтенный. Она
впервые приехала одна как большая и очень
гордилась этим.

Рассказчик: “ Девушка вошла в кабинет.

— Это конюшня, — сказала она, или невыметенный
амбар. Как ты одинок, папа, великий труженик! А
завтра ведь Новый год!

Вся трепеща от любви и жалости, она сняла свое
хорошенькое шелковое платье и засучила рукава. “
Не будем подробно рассказывать, как Дрэп привела
квартиру в порядок. Думаю, что она это сделала
по-женски хорошо.”

Рассказчик: “Он вошел неслышно. Она
почувствовала, что на ее лицо, закрыв сзади глаза,
легли большие и осторожные руки”.

Комментатор: “После первых радостных
минут Дрэп обратила внимание отца на
преображенную комнату.

Рассказчик:  “Стол был опрятно
накрыт чистой скатертью с расставленными на нем
приборами; над кофейником вился пар; Пол был
выметен, мебель расставлена поуютнее. В камине
пылало его случайное топливо”.

Комментатор: Хочу обратить ваше
внимание на последнюю фразу — “В камине пылало
ЕГО топливо”. (продолжаем) Дрэп был тронут.
Удивился, как ей удалось растопить камин, ведь
дров давно у него нет.

Рассказчик:

— Я нашла немного угля на кухне и в корзине было
столько бумаги!

— В какой корзине? Под столом?

Он стал понемногу седеть, и ему показалось, что
наступил внезапный мрак. Если Дрэп в эти
мгновения не помешался, то лишь благодаря
счастливому голосу, рассекшему его состояние
нежной чертой. Он посмотрел на Тави. Ее
внутренний светлый мир был защищен любовью…

Рассказчик:

“Дрэп еще пыхтел, разбиваясь и корчась в муках
неслышного стона. Он нашел в себе силу заговорить

— Да, — сказал он, отнимая от лица руки,- я больше
не пролью слез. Это смешно, что есть движения
сердца, за которые стоит, может быть, заплатить
целой жизнью. Я только теперь понял это. Работая,
а мне понадобятся еще пять лет, я буду вспоминать
твое сердце и твои заботливые ручки”.

Запись в модуле. Ответы студентов.

А.Грин “Новогодний праздник отца и
маленькой дочери”

“Эгмонд Грэп осознал, что смысл жизни не
сводится к работе. В жизни есть нечто бесценнее
многолетнего труда – это счастливый возглас
дочери и ее любовь”; (Лапотникова Настя)

“Семейная идиллия, которой он был лишен, дороже
научных исследований. Никакие исследования не
доставляли Эгмонду столько радости и душевного
тепла за все эти годы, сколько смогла доставить
дочь всего за один день” (Килиянчук Настя);

“Ради человека, которого ты любишь, можно
пожертвовать всем, даже своей работой. Как
хорошо, что отец сдержал свою обиду!” (Ковширова
Алина);

Слово учителя: “Благодаря рассказам
писателей, живших на рубеже 19 -20 веков, мы
пережили три житейские истории, происшедшие в
Рождественские дни.

Чего ожидали от этого праздника наши
соотечественники в 19 веке? Они такие разные.
Аггей Фомич – житель южного городка, чиновник 14
класса.

Слепцов, о котором Набоков, ничего не
рассказывает. Но мы понимаем, что это утонченный
петербургский аристократ, которому судьба
послала страшное испытание.

Чудак Дрэп, посвятивший себя научной работе и
из-за своей рассеянности оставивший пятилетний
труд в мусорной корзине.

Рождественский праздник каждому герою принес
чудо. Правда, оно, это чудо, разное”.

После этой работы ребята попросили прочитать
свои ответы и послушать мнения других. Работа в
модуле предполагает взаимообмен мнениями.

Слово библиографа: Перенесемся в
современную действительность. 7 января весь
православный мир отмечает второй по значимости
праздник – Рождество. И вместе с праздником
вернулась традиция святочных рассказов. У вас
была возможность познакомиться с выставкой
раньше ( за неделю до открытого урока была
оформлена выставка) .

Союз российских писателей провел литературный
конкурс “Святочный рассказ. XXI век. ” В нем
участвовали как известные современные писатели
(Марина Палей, Наталья Ключарева, Петр
Алешковский, Нина Горланова) так и начинающие,
совсем неизвестные. Двадцать лучших
рождественских рассказов вошли в сборник
“Святочные рассказы”. Победителем конкурса
стал рассказ Натальи Ключаревой “Юркино
Рождество” (издательство ИД “Русь” — “Олимп”,
2009)

Слово учителя: Традиция не прервана.
Сборник перед нами. Подумаем над названием
рассказа Н.Ключаревой “Юркино Рождество”.

Чем оно отличается от названий предыдущих
авторов?

— Конкретностью. Рождество какого-то Юрки.

— Обратите внимание: не Юры, а Юрки. Так его зовут
все.

Методика чтения – индивидуальная, с
последующим пересказом вслух. Рассказ делится на
нужное количество частей (в зависимости от
участвующих в уроке студентов, можно предложить
как индивидуальную работу, так и в паре,
охватывая всех). В данном случае я разделила
текст Ключаревой на 11 частей. Ребят на уроке было
14. Если один текст достался двоим студентам, они
сами решают, кто выступит в качестве рассказчика.

Чтение и пересказ каждой части. Остальные
слушают (дается время для всем для прочтения
своей части текста, его краткого пересказа,
ответа на вопрос по данному отрывку). На пересказ
рассказа Натальи Ключаревой потребовалось 25–28
минут.

Часть рассказа “Юркино Рождество”
(работа в парах или индивидуально, в зависимости
от числа присутствующих):

О том, что Кривовы спиваются, долгое время знал
только их сын Юрка. Когда это началось, он ходил в
первый класс. Поначалу Кривовы своей болезни
стеснялись и пили исключительно вдвоем,
запершись в прокуренной квартире.

Примостившись за шторой на подоконнике, Юрка
кое-как готовил уроки, рисовал закорючки в
прописях. Учил под гудение пьяных родителей
стихи про ”лес, точно терем расписной”, клеил
аппликации из цветной бумаги… Поэтому в школе
никто не догадывался.

Маленький Юрка выделялся из своих сверстников
только тем, что никогда не спешил возвращаться
домой. В любую погоду он стойко месил грязь на
окрестных пустырях, мерил сапогами лужи. А если
становилось совсем невмоготу – грелся в подвале,
дрессируя бездомных кошек.

Задание для рассказчика: в рассказе
нет портретной характеристики Юрки. Опишите его
внешность, одежду, манеру поведения.

2 часть.

Как ни старались Кривовы скрыться от чужих
глаз, но скоро по двору поползли слухи, смешки,
кривотолки. А когда Юрка перешел в пятый класс,
позор окончательно вылез наружу, как грязная
рубаха из штанов. Тетя Алена, уже превратившись в
Кривиху, побито улыбаясь, побиралась у дверей
гастронома, в котором больше не работала. А
Кривой – батя спал в подъезде, свесившись
головой со ступенек. Всегда почему – то этажом
ниже своей квартиры, до которой ему не хватало
сил добраться. Соседки подкармливали Юрку,
заранее жалея завтрашнего детдомовца или
колониста.

В первый день зимних каникул, пришедшийся на
католическое Рождество, Юрка оказался в
гастрономе вместе с родителями. Он пришел за
хлебом, а они — за бутылкой к празднику.

В винный отдел, где когда – то сама покрикивала
из-за прилавка на бестолковых колдырей, Кривиха
входить застеснялась, и они с Юркой молча
топтались на крыльце, поджидая Кривого – батю.

Стоять рядом с матерью Юрке было тяжело и
стыдно. Он отошел в сторону, уткнулся в
празднично украшенную витрину магазина – и
вдруг провалился в другой мир, похожий на
бесконечные сказки.

Задание: подумайте, что мог увидеть мальчик в
витрине продуктового магазина?

Часть 3.

Это была лишь маленькая искусственная елка.
Серебристые иголки из фольги нежно подрагивали
от сквозняка, отбрасывая едва уловимые блики на
серую вату, изображавшую снег. На одной из веток
качался крохотный колокольчик, покрытый
аляповатой грубой позолотой. Юрке почудилось,
что сквозь стекло он слышит его кроткий жалобный
голосок.

Он задохнулся от сокрушительного чувства,
названия которому не знал. Ему почудилось, будто
он бежит по волшебному лесу с серебряными
деревьями и изо всех сил старается в него
попасть. Но горестный бубенчик плачет под самым
сердцем, давая забыть, что этому никогда не
бывать. За спиной виновато скрипнул снег, и в
витрине отразилось страшное лицо Кривихи.

— Елку хочешь, сынок? — надтреснутым голосом
спросила она, и в горле у нее булькнули близкие
пьяные слезы. Купим. Завтра купим, не реви только

Юрка зажмурился., сжался и — последним
невероятным усилием – поверил.

Такую же? – уточнил он, дыша в шарф, чтобы не
чувствовать материнского перегара.

— Обещаю, — соврала Кривиха и, отвернувшись,
неслышно заплакала.

Вопросы: Как вы думаете, Кривиха
сдержит обещание, данное мальчику? Какое слово
автора служит ответом.

Почему мальчик поверил?

4.

Но прошел день, два, прогремел ракетами и
пробками от шампанского Новый год – а Кривиха
про елку так и не вспомнила. Юрка, никогда ничего
не просивший у родителей, изменил своему
обыкновению и деликатно намекнул на
невыполненное обещание.

— Спиногрыз! Захребетник! – тут же, будто ждал,
раскричался Кривой – батя. Только и знает: дай да
подай! В доме есть нечего. А он елку затребовал!
Видали!

В сочельник Кривовы, не просыхавшие с
католического Рождества, послали Юрку в далекий
круглосуточный ларек, дойти до которого сами не
могли. Он вернулся через полчаса, продрогший до
костей в своем демисезонном пальтишке. Попытался
опереть дверь и обнаружил, что она закрыта
изнутри на задвижку. Юрка звонил, стучал, кричал,
кидал в окно снежками – все было бессмысленно.:
родители спали мертвецким сном. В замочную
скважину был слышен надсадный храп Кривого –
бати.

Сначала Юрка сидел на подоконнике в подъезде,
глядя на кипящий под фонарем снег. Но когда на
площадке стали собираться сердобольные соседки,
костерившие “поганых алкашей”, Юрка выскочил на
улицу. “Наверное, у Герки заночует”, — хором
решили старушки и разошлись по теплым квартирам.
Но Герку на все каникулы забрала бабушка из
Кубани. Никто никогда так и не узнал, где провел
эту ночь , бывшую, как всегда на Рождество,
звездой и морозной, молчаливый пятиклассник Юрка
Кривов в демисезонном пальто с оторванными
пуговицами.

Задание: подумайте, почему не хочется
задавать вопросы по тексту.

Какие строчки этого отрывка надо обязательно
прочитать. Выразительно.

5. Наутро Кривиха, сотрясаемая крупной
дрожью, дежурила у подъезда, спрашивала у всех,
где Юрка, по привычке, стреляя мелочь. Потом на
крыльцо осторожно выступил Кривой – батя, и они,
трогательно поддерживая друг друга на скользкой
тропинке, отправились в соседний двор, к
алкоголикам.

Чуть позже появился Юрка.. Он отпер дверь своим
ключом, швырнул в угол пальто и шапку, пошарил на
антресолях, постучал к дяде Леше-инвалиду из
квартиры напротив.

— Струмент нужен? Замок менять? – обрадовался
дядя Леша. Молодец! А то папаня собутыльникам
ключи роздал – не жисть, а проходной двор! Да,
повезло тебе, парень, с предками.

— Не ваше дело! – вдруг огрызнулся Юрка и, как
потом уверял дядя Леша, даже клацнул зубами,
будто волчонок.

До вечера Юрка упорно ковырялся с замком. Дядя
Леша наблюдал за ним в глазок и злорадствовал,
видя, что наглый малец делает все “неправильно”.
Однако справился, хмуро вернул дяде Леше
“струмент” и заперся на все обороты.

Вопрос: Юрка впервые нагрубил
взрослым. Почему?

Вы, сидящие в аудитории техникума, умеете
заменить замок входной двери?

6.

Вскоре явились Кривовы. Они долго царапали
новый замок ключом и вполголоса ругали друг
друга “забулдыгами”, думая, что из-за дрожи в
руках не могут попасть в скважину. Дядя Леша и
оповещенная им соседка баба Фая, каждый в своей
квартире приникли к глазкам, оставив ради такого
зрелища один – футбольный матч, а другая –
сериал.

Юрка из-за двери глухо сказал:

— Даже не пытайтесь – замок новый.

– Так ты дома. Стервец! Минуту подумав,
сообразил Кривов – батя. — Живо отпирай!

— Не открою, — ответил Юркин голос. Кривой
бушевал добрый час.

– Что же, сынок, нам на улице ночевать? –
плаксиво спрашивала она, прижимаясь лбом к двери.

— Я вчера ночевал, — отвечал с той стороны
неумолимый Юрка, — и ничего.

— Так не пустишь, что ли? Недоумевала Кривиха. –
Из дома гонишь?

— Не пущу. Вы квартиру пропьете.

— Не позорь ты нас! открой!

— Сами себя опозорили – дальше некуда!

Кривовы, наконец, осознали, что домой им сегодня
не попасть. Плюнули, покрыли сына площадными
словами и ушли ночевать к своим забулдыгам.

Задание: прочитайте выразительно
диалог в лицах. Подумайте, какая интонация должна
быть у Юрки и какая у его родителей.

Чем объяснить жестокость мальчика?

7. Все ждали, что Юрка сломается и
пустит родителей обратно. И чем дольше этого не
происходило, тем меньше сочувствовали ему
окружающие. Кривиха с Кривым, которые на каждом
углу сетовали на “изверга”, вызывали уже
всеобщую жалость. Жили они, кочуя по
многочисленным приятелям. Пили, жаловались на
сына, снова пили – до тех пор, пока хозяева не
выставляли их на улицу. И незаметно ушли так
далеко, что даже баба Фая как- то потеряла их из
виду.

Соседи, учителя, просто знакомые пытались Юрку
вразумить. Читали нотации, взывали его к совести,
учили жить. Он выслушивал, криво улыбался и
вежливо говорил в ответ: “Не ваше дело”. К концу
учебного года его просто перестали замечать.

Финансовый вопрос пятиклассник Юрка Кривов без
чьей – либо подсказки решил, сдав вторую комнату
вечному студенту Алексу. Квартирант был тихий:
днем спал, а ночами читал Рериха, Библию, “Майн
Камф”, и Кастанеду.

Перебивался редкими переводами с пяти языков,
включая идиш. Этого едва хватало, чтоб заплатить
за комнату. Юрка покупал на все деньги макароны и
пакетные супы, которыми они вдвоем и питались до
следующего случая. Иногда Алекс исчезал на
несколько дней и возвращался с валютой,
приторным банановым ликером и шоколадными
конфетами “Маска”. Его бывшие одноклассники
промышляли мелким бандитизмом и иногда – из
сострадания – брали бесполезного Алекса с собой
на дело – стоять на стреме.

Задание: как бы вы озаглавили эту
часть текста?

Обратитесь к библиографу за аннотацией
произведений, указанных в отрывке.

8.

В 16 лет, получая паспорт, Юрка взял себе новую
фамилию: Юрьев. Образовав ее от собственного
имени. А отчество изменил на “Алексеевич” — в
честь студента Алекса. В тот же день они
неожиданно разговорились, столкнувшись у
подъезда с Геркой, который к тому времени
отпустил волосы, вырядился в старую шинель и тоже
сменил имя, назвавшись, подражая Летову, Егором.
Не касаясь детской дружбы и разрыва, они
проговорили часов пять подряд, как близкие люди.
Поэтому через год, когда Егор расслабился,
неприятный разговор застал его врасплох. Он
тогда лежал в психушке, чтобы получить белый
билет, а Юрьев пришел его проведать.

— Ладно. Мне еще в женское отделение заглянуть
надо.

— Тебе там кто-то приглянулся? – гоготнул Егор,
изо всех сил учившийся быть циничным.

— Мать у меня там, — ответил Юрьев, поморщившись.

– Что с ней?

— Допилась до белки, что же еще, — будто бы
спокойно ответил Юрьев.

— А ты?

— Что я? Хожу к ней, как видишь.

— Но ты же.. вы же поссорились.

— Ах, ты об этом. Так она меня не узнает. Каждый
раз рассказывает историю про бессердечного сына.

— А ты?

— Слушаю. Утешаю. Она говорит: ”Ты не такой. Ты
хороший”.

Задание: прочитайте диалог в лицах с
соседом по парте.

Что вызвало удивление?

9.

– Неужели тебе их было не жалко?

Было, — нехорошо усмехнулся Юрьев. Только моя
жалость им не помогла. Вам всем было бы спокойней,
если б я попал в детдом, прирезал кого-нибудь за
какую – то побрякушку и в 20 лет сдох на нарах от
туберкулеза. Ненавидя весь мир! Вы этого от меня
ждали?

— Ну что ты говоришь, — промямлил Егор.

— А мать так же попала бы в дурдом, а папаша
получил отверткой в бок! Все было также! Изменить
этот ход вещей могло только что-то чрезвычайное…
Например, малолетний сын выгоняет из дома. Но им
это не помогло! Я жалею только об одном: что не
сделал этого раньше! Позволил себе слишком много
детства!

— Неужели ты про все это думал – тогда?

— Думал.

Вопрос: на чьей вы стороне?

Что значит: ”Позволил себе слишком много
детства”?

Найдите лейтмотив этого отрывка.

10. Юрьев ушел, не прощаясь. Сделал
несколько кругов по больничному парку, чтобы
успокоиться. Над головой у него скандалили
взбудораженные оттепелью галки.

– Вот тебе и рождественские морозы! –
пожаловалась бабушка – санитарка.

Юрьев вздрогнул. Рождество он не переносил с
тех самых пор. Но тут что-то другое, непривычное
откликнулось на ненавистное слово. Почти бегом
он выскочил из больничных ворот.

Вопрос: как вы думаете, зачем?

11.

Через полчаса он вошел в палату, неся на плече
большую искусственную елку. Тетя Алена –
осунувшаяся, кроткая, обо всем на свете забывшая
– сидела на высокой койке и махала ногами. Увидев
елку, ахнула.

— Вот, — Юрьев взял ее за руку и подвел ближе. — С
Рождеством.

Тетя Алена робко погладила мягкие серебристые
иголки. Неуловимое воспоминание выскользнуло из
мутного марева, куда давно канула ее
добольничная жизнь.

— Какой ты хороший. Добрый! Не то что тот! –
привычно залопотала она. И неожиданно добавила:

-Давай лучше ты теперь будешь моим сыном?

— Давай, — согласился Юрьев и тоже погладил елку.
— Буду.

Выполнение модуля:

Модуль ( лежит перед каждым студентом на парте)
.Напишите свою фамилию, номер группы
“Рождество” .

Светало. Рассвело, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба.
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумерке хлева;
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
Борис Пастернак

Задание I. Прочитайте стихотворение.
Выпишите в левую часть листа слова, связанные с
крестьянским укладом, а в правую – те, которые
автор выделил с заглавной буквы.

Несмотря на разницу в лексическом значении, они
чем-то связаны. Напишите свое мнение.

Задание II. Поделитесь своим
восприятием новогоднего или рождественского
праздников.

Задание III Р одоначальником жанра
святочных рассказов является английский
писатель Чарльз Диккенс.

Вот как пишет о празднике Чарльз Диккенс в
рассказе “Рождественский обед”.

а) — Кто способен оставаться безучастным к
излияниям добрых чувств и к искренним
проявлениям нежной привязанности, которые так
щедро расточаются в эти дни!

б) — Рождественский семейный праздник! Нет на
свете ничего упоительнее!

в) — Уже в самом слове “Рождество” таится какое
– то очарование. Забыты ничтожные несогласия и
ссоры, дружеские чувства пробудились в давно
остывших сердцах;

д) — отец и сын, брат и сестра уже много месяцев
избегавшие встречи теперь, в этот счастливый
день, раскрывают друг другу нежные объятия и
предают забвению старые распри.

е) — любящие сердца, чье взаимное влечение
сдерживалось ложными понятиями о гордости, вновь
соединяются и повсюду царят доброта и
благожелательность.

Выберите из авторского текста одно суждение,
которое вам кажется близким и желанным.
Подчеркните его

Задание IV. Сейчас ваши однокурсники
передадут (устно ) содержание рассказов из цикла
“святочных”.

Подумайте и напишите: “ Что подарил новогодний
праздник героям таких разных рассказов?”

А .Куприн “Миллионер” — — —

В.Набоков “Рождество”- — — — —

А.Грин “Новогодний праздник отца и маленькой
дочери” — — — — —

Задание V. Напишите свое отношение к
Юркиной истории.

Задание VI

“Ах, если бы Рождество длилось
(————————————-) круглый год!”

Ч.Диккенс.

Еще одна цитата английского писателя. . Впишите
в скобки недостающие (с вашей

Зачитываю им вариант английского писателя.

“Ах, если бы Рождество длилось (так тому и
должно быть) круглый год!”

Слово учителя: Как видите, ваши мечты и
писателя, жившего в далекой Англии в 19 веке
совпали. Вы более конкретно назвали главную (для
вас) составляющую праздника. Чарльз Диккенс
воспользовался утвердительной формой. В этом
очарование Рождества – оно несет радость в
человеческих отношениях. И эту радость должны
создать мы сами. Я бы вписала фразу из первого
послания коринфянам апостола Павла: “Любовь
никогда не перестает”. Именно она делает
человеческие отношения красивыми. Хотелось бы,
чтобы не только в Рождественские праздники…

Adblock
detector