Меню

Лингвистические сказки на уроках русского языка

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Красивая игра, интересная у Вас получилась, Татьяна Владимировна! Спасибо!

Очень приятно, Надежда Георгиевна, что игра понравилась детям! Спасибо Вам!

Усиленными темпами продолжаем идти к итоговой аттестации, Елена Владимировна! А …

Интересный кроссворд, Елена Владимировна, спасибо!

Сегодня провела занятие, Татьяна Владимировна. За верные ответы дети получали же…

Ольга Викторовна! Спасибо за внимание к моим работам! Вам тоже творческих успехов!

Елена Владимировна, большое спасибо за замечательную работу. Это правило необход…

Внеклассные мероприятия по русскому языку в основной и средней школе. Разработки, в большинстве случаев, содержат сценарий и презентацию к мероприятию. Любую работу можно подстроить под индивидуальные особенности класса.

Категория Игры и викторины по русскому языку содержит материалов: 169

Страницы: 1 2 3 8 9 »

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Викторина»

word150

Данное мероприятие предлагает вам совершить увлекательное путешествие в мир русского языка. Вам предстоит пройти нелегкие испытания, проверить свои знания.
Игра такого плана сама себе по себе уже вызывает любопытство и интерес, педагогически целесообразна, наиболее динамична и любима детьми.

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Брэйн-ринг»

word150

Каждый школьный предмет – это маленькая, чудесная страна, в которой каждый день по крупице вы находите много нового и интересного. Основная задача мероприятия — вооружить учителя русского языка таким занимательным материалом по предмету, который помог бы пробудить у учащихся живой интерес к изучению русского языка.

Интерактивный тренажер «Если дружат люди — дружат языки!»

s32848160

Предлагаемый интерактивный тренажер «Если дружат люди – дружат языки» разработан для внеклассного мероприятия, посвященного ко Дню языков народа Казахстана. И может использоваться в качестве классного часа в средних и старших классах.

№79038 |
17.09.2021 |
Айгуль

| 5.8Mb

Интерактивная игра «Файндворды»

30290511

Суть задания – найти названия объектов или терминов, спрятанных в тексте, если все их буквы идут подряд. Работа такого рода развивает внимание, умение анализировать, формирует «терминологическую зоркость», нередко требует дополнительных сведений по изученному разделу.

№78383 |
10.08.2021 |
Natnik

| 2.1Mb

Дидактическая игра «Общее слово»

s85928250

На виньетке вы увидите два разных слова. Задача состоит в том, чтобы найти термин, который является общим для обоих понятий. Например, для пива и мыла общим является пена. Чтобы проверить ответ, кликните по виньетке.

№78362 |
09.08.2021 |
Natnik

| 1.0Mb

Юмористическая игра «Псевдонаучный бред»

92615356

Если в крылатом выражении, поговорке и т.п. заменить все слова на научные
(или же почти научные) определения этих слов, то в результате получится псевдонаучный бред. Задача участников игры — отгадать оригинал. На последнем слайде – высказывание о пользе чтения.

№78329 |
08.08.2021 |
Natnik

| 3.2Mb

Викторина «Занимательно о русском языке»

s79155371

Викторину «Занимательно о русском языке можно провести в рамках недели русского языка. Дети ответят на интересные вопросы трёх этапов по различным темам. Не останутся в стороне и зрители. Все ответы можно сразу проверить, нажав на соответствующую кнопку.

№77921 |
26.07.2021 |
Natnik

| 1.0Mb

Презентация «Игры со словами»

s44840892

Презентация содержит три игры: «Золотая середина», «Найди слова» и «Собери слова», способные повысить степень вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность. Она может быть использована как при проведении внеклассного мероприятия, так и на уроке.

№77906 |
26.07.2021 |
Natnik

| 1.1Mb

Дидактическая игра по теме «Существительное и прилагательное»

04433340

Дидактическая игра «Существительное и прилагательное» (5 — 6 класс) основана на приёме РКМ «ромашка Блума», суть которого заключается в ответе на вопросы разных типов, помогающих проверить теоретические знания, практические навыки, способность рассуждать и творчески мыслить, а также умение делать выводы. В игре две темы «Существительное» и «Прилагательное». К каждой теме заданы вопросы 6 типов.

№77827 |
22.07.2021 |
Kachko21

| 6.4Mb

Интерактивная игра «Морской бой» по теме «Корни с чередованием И-Е и приставки ПРЕ-/ПРИ-» 5-6 классы

18422783

У современных школьников закрепление изученного в виде обычных упражнений не вызывает большого интереса, а нетрадиционные задания привлекают внимание. Игра «Морской бой» помогает в увлекательной форме закрепить полученные знания. Данная презентация предназначена для проверки знаний по двум темам: корни с чередованием И-Е и приставки ПРЕ-/ПРИ- (5-6 классы). Игра выполнена с помощью технологического приёма «универсальный тренажёр».

№77817 |
22.07.2021 |
Kachko21

| 2.6Mb

Дидактическая игра «Орфографическая разминка»

27178987

Умение грамотно писать и говорить – важное и необходимое умение во все времена. Способность видеть орфограмму в слове, правильно распознавать и применять правила – вот необходимые навыки, помогающие развивать орфографическую зоркость. Данный материал предназначен для учащихся 5-6 классов и проверяет умение школьников соотносить слово с орфограммой.

№77815 |
21.07.2021 |
Kachko21

| 1.9Mb

Интерактивная игра «Фразеологические обороты с Гугл- Ягой»

s85614277

Интерактивная игра «Фразеологические обороты с Гугл-Ягой» создана с применением триггеров и технологического приёма «Яблочко на тарелочке», автор приёма А. Беляева. Игрокам предлагается по картинке отгадать фразеологический оборот и объяснить его значение.

№77794 |
21.07.2021 |
svetlana32

| 6.9Mb

Презентация «Анаграммы, метаграммы, логогрифы»

s83304598

Анаграммы — одно из самых мощных упражнений для развития скорочтения. Они развивают у детей мыслительные операции анализа и синтеза. Улучшает логику, развивает скорость мышления.

№77770 |
21.07.2021 |
Natnik

| 26.3Mb

Анаграммы и метаграммы

s61501601

Анаграмма развивает у детей мыслительные операции анализа и синтеза. Улучшает логику, развивает скорость мышления. Презентацию можно использовать при проведении внеклассных мероприятий по русскому языку, а так же на занятиях в летнем лагере.

№77739 |
19.07.2021 |
Natnik

| 20.7Mb

Интерактивная игра «15 КВА»

03103680

Интерактивная игра «15 КВА» содержит вопросы, на которые надо дать ответ, содержащий сочетание букв «КВА». Она может быть использована как при проведении внеклассного мероприятия, так и на уроке.

№77634 |
13.07.2021 |
Natnik

| 2.8Mb


                 Сказка  на уроках русского языка в 5-м классе.

        При изучении любой темы в 5-м классе сказки могут использоваться в качестве дидактического материала, но особенно эффективны они при изучении таких разделов, как «Лексика», «Словообразование», «Морфология».

        Во время изучения  раздела «Лексика» на материале примеров из сказок строится знакомство учащихся с лексическим значением слова., с явлением многозначности, с употреблением слова в переносном значении, с синонимами и антонимами. Возможны следующие задания:

   Задание №1.  К  выделенным словам найдите в предложениях правого столбца слова, близкие по смыслу.

1.Иван Быкович тем временем вылез  из  земли, приловчился и отсек чуду-юду огненный палец.

2.Слетел ворон с дуба, ударился оземь и обернулся добрым молодцем.

3.Завыл колодец, заревел дурным голосом.

                           1. Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду-      

                               юду три головы.

                           2. –Вот я,- говорит меньшая, напущу голод, сама выйду на до-

                               рогу да сделаюсь яблоней с золотыми и серебряными яблоч-        

                               ками.

                           3. Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошел

                               в путь-дорогу.

   Задание 2. Найдите в правом столбце слова и выражения, которыми можно объяснить значение выделенных сочетаний.

  1. Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
  2. Всех выше, всех лучше царевна золотого царства – такая краса, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
  3. – Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите?

                     1.  -Что, хозяин, кручинишься, а мне правды не сказываешь?

                     2. Царевичи принялись ссориться, да царевна-красавица тотчас

                         остановила их.  

                     3.– Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый

                         мост.  

            Большинство слов в русском языке многозначно. И в этом его богатство, гибкость и неограниченные возможности выразительности. На примере слова красный учащиеся знакомятся с явлением многозначности в сказках.

     Задание 3. Слово красный в древнерусском языке имело значения «красивый», «нарядный», «парадный», «ласковый», «добрый».  Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

  1. Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор  и упала у красного крыльца.
  2. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек – чтобы пособили им ткать ковры.
  3. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

        Нередко  в сказках действия людей приписываются к неживым предметам, и тогда глаголы, сочетаясь с неодушевлёнными существительными, приобретают переносное значение. Употребление глаголов в переносном значении в сказках является средством создания образности.

     Задание 4. Какие действия человека приписываются в сказке «Вазуза и Волга» неодушевлённым предметам? Прямое или переносное значение имеют слова, называющие эти действия?

                                                Вазуза и Волга.

        Волга с Вазузой долго спорили, кто из них умнее, сильнее и достойнее большего почёта. Спорили, спорили, друг друга не переспорили и решились вот на какое дело.

        — Давай вместе ляжем спать, а кто прежде встанет и скорее придёт к морю Хвалынскому, тот из нас и умнее, и сильнее, и почёту достойнее.

        Легла Волга спать, легла и Вазуза. Да ночью встала Вазуза потихоньку, убежала от Волги, выбрала себе дорогу и прямее и ближе и потекла.

        Проснувшись, Волга пошла ни тихо, ни скоро, а как следует; в Зубцове догнала Вазузу, да так грозно, что Вазуза испугалась, назвалась меньшою сестрою и просила Волгу принять её к себе на руки и снести в море Хвалынское.

        А всё-таки Вазуза весною раньше просыпается и будит Волгу от зимнего сна.

         Знакомство учащихся с синонимическим богатством русского языка можно также проводить на материале сказок.

        Задание 5.  Найдите синонимы в следующих предложениях Какова их роль?

  1. Сел Иван-царевич на коня и вслед за Никанором-богатырём поехал на неприятеля: стали биться, рубиться, изводить силу змеиную. (Синонимы позволяют более точно описать ту или иную картину, событие).
  2. Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий,  такой знойный.   ( Синонимами, расположенными рядом, часто передаётся степень проявления признака или интенсивности действия).

         В сказках часто встречаются слова с суффиксами эмоциональной оценки (уменьшительно-ласкательными, увеличительными и пренебрежительными), поэтому при изучении раздела «Словообразование» учитель даёт учащимся следующие задания.

       Задание 6. Найдите в сказках слова с уменьшительно-ласкательными, увеличительными и пренебрежительными суффиксами. Для чего используются такие слова?  

         1). Старичок-пестун встаёт поутру ранёхонько, умывается белёхонько, взял младенца на руки и пошел в чистое поле к кусточку.  2). Тут весёлым пирком да за свадебку. 3). Терешечка был мужичок, не дурачок.

          4). Нет же! Будь ты Ванька, а я буду Иван-царевич. 5). Отец осерчал, прикрикнул на дочь: «Эка дурища безрукая! Хоть бы чёрт тебя взял».

6). Скажи, злая Дунька, куда девала моих братьев?.

          7). Иван-царевич захватил горсть песку и бросил своему супротивнику прямо в глазищи. 8). Вдруг прилетело чудище великое, село на старый дуб – дуб зашумел и погнулся.

На примерах из сказок можно показать и чередование в корне.

       Задание 7.  Объясните значение выделенных слов, найдите в них общий корень и отметьте в нём чередование звуков.

  1. Глянул царевич на каравай – диву дался: никогда таких не видывал. Положил каравай на золотое блюдце, понёс отцу.
  2. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать  да вышивать – кто серебром, кто золотом, кто шелком.
  3. Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними едет золоченая карета, парой гнедых коней запряжена.

        Один из параграфов темы «Имя существительное как часть речи» знакомит учеников с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными. В этом параграфе нет ни одного упражнения, в котором бы неодушевлённые имена существительные выступали как  одушевлённые, т.е. неодушевлённые предметы наделялись бы признаками живого существа. В русских народных сказках  этот приём встречается очень часто, выступает очень ярко. Он помогает сказочникам создавать яркие, живые и выразительные картины, поэтому учитель даёт следующее задание.

           Задание 8. Найдите в сказке «Грибы» неодушевлённые имена существительные, которые выступают в ней как одушевлённые.

                                                          Грибы.

          Вздумал гриб, разгадал боровик; под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:

         — Приходите вы, белянки, ко мне на войну.

Отказали белянки:

         — Мы грибовые дворянки, не идём на войну.

         — Приходите рыжики, ко мне на войну.

Отказались рыжики:

         — Мы богатые мужики, неповинны на войну идти.

         — Приходите вы, волнушки, ко мне на войну.

Отказалися волнушки:

         — Мы господские стряпушки, не идём на войну.

         — Приходите вы, грузди, ко мне на войну.

         — Мы, грузди, ребятушки дружны, пойдём на войну!

Это было как царь-горох воевал с грибами.

     Таким образом, сказка является одним из путей развития интереса учащихся к урокам русского языка. В сказке можно найти богатый материал, который даст учителю возможность создавать на уроках объяснения нового материала постоянные элементы новизны, демонстрировать закономерности языка в особом, необычном ракурсе.

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка через лингвистическую сказку (из опыта работы)

Побокова Анастасия Михайловна, учитель русского языка и литературы

Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная

школа № 24 г. Улан-Удэ»

Современный образовательный процесс направлен на развитие функциональной грамотности обучающихся, что является сегодня необходимым условием становления творческой, деятельной, конкурентоспособной личности.

Функциональная грамотность — это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.[1] Ведущий российский психолог и лингвист Алексей Алексеевич Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек— это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».[5]Функциональная грамотность — явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления. По мнению Ю.В.Громыко, метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. [2]

Русский язык как учебная дисциплина имеет важное значение в процессе формирования функциональной грамотности ученика. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, потому что это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной учебной деятельности, это условие успешного обучения в школе, в вузе, важнейшее условие овладения профессиональными навыками, это основной канал социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.

Функциональная грамотность включает в себя владение всеми средствами родного языка в устной и письменной речи, а также она направлена на использование метапредметного подхода в обучении. Выделяется несколько основных индикаторов функциональной грамотности: коммуникативная грамотность (предполагает формирование у учениковсвободного владения всеми видами речевой деятельности),информационная грамотность (прежде всего опирается на умение осуществлять поиск информации (в учебниках, в справочной литературе), извлечение её из различных источников (например, из Интернета), перерабатывание, систематизирование информации и предъявлениеь ее разными способами),деятельностная грамотность (формирует организационные умения и навыки: способность ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др ).

Одним из главных направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. Наиболее наглядно уровень освоения школьниками курса русского языка в целом показывает, конечно же, орфография.  М.Р. Львов писал, что «орфография — это та совокупность правил и традиций, которой руководствуется каждый пишущий и которая обеспечивает единство написаний и точное понимание написанного» [4]. Ни для кого не секрет, что русский язык — один из самых сложных для изучения: большое количество правил, определений, орфограмм, исключений — всё это кажется ученикам однообразным, скучным, теряется интерес к предмету, и как следствие, происходить снижение грамотности. Так как ребенок получает необходимые знания по русскому языку всё-таки в школе, то перед собой я ставлю задачу : каким образом не только научить, но и заинтересовать ученика, так как знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Поэтому в своей практике я использую различные формы обучения и методические приемы. Одним из таких приёмов является использование лингвистической сказки на уроках русского языка. Я считаю, что именно лингвистическую сказку можно использовать как один из приемов для формирования функциональной грамотности.

Лингвистическая, или лингводидактическая (обучающая русскому языку), сказка — это небольшой по объёму рассказ, направленный на получение учениками образных представлений об изучаемых языковых явлениях. Т.А. Ладыженская дает такое определение: «Лингвистическая сказка — речевой жанр, представляющий “своеобразный “симбиоз” поэзии и науки, эмоционального и рационального, созданный с целью воспитывающего обучения». [3] Лингвистическая сказка- это предметная сказка. Героями лингвистической сказки являются лингвистические понятия: слово, звук, буква, часть речи. Эти герои одушевляются и живут в сказочном мире. Например, у моих учеников действие сказок происходит в стране Лингвистика, в государстве Русский язык.

Жил-был царь. Его звали Лингвист. Он правил загадочным и необыкновенным государством Русский язык, которое располагалось на нескольких материках и омывалось двумя океанами: Океаном Знаний и океаном Умений. Это государство находилось в стране под названием Лингвистика.

В этом государстве было много городов: Фонетика, Словообразование, Морфемика, Морфология, Орфография, Синтаксис, Пунктуация и много других.

Однажды царь Лингвист решил проехать по государству, посетить своих подданных в этих городах.

Сюжет лингвистической сказки построен на орфографических и других лингвистических правилах. Композиция сказки включает в себя присказку, зачин, сказочное действие и концовку. В концовках речь идет о лингвистических понятиях, делается вывод, который, как правило, озвучивает основное правило. Но важно помнить, что «сказочное» определение должно «переводиться» на язык научный, которым написан учебник.

Лингвистическую сказку можно использовать на любых этапах изучения материала: при объяснении нового материала, при проверке знаний, при актуализации знаний.

На уроках русского языка я использую лингвистические сказки в 5-6 классах при работе над орфографическими правилами. В этом возрасте у детей преобладает конкретный тип мышления и им сложно осваивать теоретический материал без опоры на наглядность.Даже когда их деятельность протекает в уме, они нуждаются в опоре на образы и представления. Как правило, учащиеся данной возрастной группы просто-напросто заучивают правила, не понимая самой сути того, что выучили. Лингвистические сказки помогают « оживить» абстрактные орфографические правила учебника, подавая теоретический материал через конкретные, а часто даже визуальные образы героев лингвистических сказок. 

Не всегда в учебниках орфографические правила изложены доступно. В качестве примера хочу привести правило на правописание всем знакомых ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА в учебнике для 5 класса М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова: «Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу на письме воспроизводятся всегда в одном и том же виде в любой части слова»[6]. Поймет ли это правило школьник и не возникнет ли у него орфографический пробел? Ту же самую орфограмму ученица объяснила через сказку.

А в другом районе этого города(город Орфография) жили Согласные Ж, Ш, Ч, Щ, которые носили прозвище «шипящие». И однажды они поссорились с Гласными Я, Ю, Ы. Уж никто и не помнил причины ссоры, но Гласные объединились, сговорились и категорически отказались писаться после Ж,Ч,Щ,Ш. Вот уж и паника началась в этом районе, слишком много слов было с этими сочетаниями. Загрустили Шипящие, никак не могли придумать, что же им делать. Погоревал с ними мудрый Лингвист, а потом обратился к Гласным А,У,И с просьбой помочь Согласным. А,У,И были сговорчивы, жалко им стало Ж,Ш,Ч,Щ, да и с царём отношения портить не хотелось, и согласились они писаться после Согласных, тем более, что при произношении они напоминали Я,Ю,И. В тот же день царь Лингвист издал указ: «ЖИ-ШИ писать через И, ЧА-ЩА писать через А, ЧУ-ЩУ писать через У!» Но тут подбежали к царь слова ЖЮРИ, БРОШЮРА, ПАРАШЮТ и говорят: «Царь Лингвист, никак нельзя нам писаться через У, мы- гости заморские и не можем подчиняться вашим указам, у нас свой царь есть, который свои законы издает ». Подумал-подумал Лингвист, поговорил с Гласной Ю, которая к тому времени уже всё осознала и раскаялась, что поругалась с Согласными, и согласилась остаться хоть в этих словах. И тогда царь к своему указу сделал приписку: « Считать слова ЖЮРИ, БРОШЮРА, ПАРАШЮТ исключениями и писать в них букву Ю! »

Или другая ученица:

Как-то буквы Ж и Ш

Гуляли по проспекту,

Повстречали И и Ы и пошли обедать,

Что-то там произошло, и Ы от них ушла,

С тех пор осталась только И,

С Ш,Ж они друзья!

Я считаю, что после такого объяснения орфограммы сделать ошибку практически невозможно. Хочу отметить, что ученики, которые самостоятельно работают над сказками, запоминаю орфографические правила намного лучше и не допускают ошибки в написании слов с данными орфограммами.

Используя на уроках лингвистические сказки, учитель добивается главной цели урока — восприятия учащимися новых орфографических правил, их запоминания и успешного использования. Процесс усвоения нового материала становится разнообразным, эффективным, интересным. Создавая лингвистические сказки, дети не только начинают приобщаться к предмету, но и развивают фантазию и воображение. Они делают иллюстрации к сказкам, собирают их в сборники, «выпускают» свои книжки. Две моих ученицы со своими работами участвовали в НПК «Серебряна альфа» и заняли призовые места (Клыченко Ксения «Путешествие царя Лингвиста»-1 место; Карелина Александра «Книжка-малышка»-3 место)

Таким образом, лингвистические сказки помогают дать материал в доступной, интересной и образной форме, что способствует лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к предмету и повышает орфографическую грамотность учащихся. Лингвистические сказки позволяют реализовать все индикаторы функциональной грамотности (коммуникативную, информационную, деятельностную грамотность), а также при создании сказок ребенок обращается не только к знаниям по русскому языку, но и по литературе, изобразительному искусству, информатике и т.д.

Библиографический список

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с. С. 342

  2. Громыко Ю.В. «Метапредмет «Проблема».- М., 1998. – 376 с. С.24-35

  3. Ладыженская Т.А. Речь: Книга для учителя/ Т.А.Ладыженская.- Москва, Педагогика, 2013.

  4. Львов М.Р. Правописание в начальных классах/ М.Р. Львов.- Тула, ООО Родничок, 2001.

  5. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.

  6. Русския язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа,2012,317 с.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/456134-formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-na-uro

Adblock
detector