Меню

Лисица и гусак белорусская народная сказка 2 класс

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.

Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».

2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.

Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.

Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».

Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.

3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?

Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 

Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.

В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.

4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.

Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.

Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.

Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.

5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.

Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.

Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.

6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.

Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»

Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.

Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.

Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.

Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.

7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?

Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.

Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.

Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.

8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:

Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.

Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.

9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?

Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».

10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.

Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса

Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.

Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.

Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.

Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.

11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?

Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.

Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.

12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?

Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.

А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.

Поэтому лису называют хитрой, но не умной.

13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.

Описание лисы для энциклопедии.

Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.

Описание лисы для сборника сказок.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?

Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.

15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.

Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»

AVvXsEg2pwRAor iuQKy71QVGAm eGgQAU3IQ4hoPwtYvhk8XfMrCV3dJnwcfFRDmTH5xD06qbj1wV9Du oimwLAJUSg7XrXrFl4nLx1iDnphd11OKcrmksJw1fyh5esUCKpYBT5jLNkTIpAeByOt528K0sllmmQ8PRWaE8RtuYUk3aQ j3J1QtMQI sXn0 uw=w400 h253

Авторские развивающие логические игры от автора Попадейкиной Л. А. для детей 5,6,7 лет «В мире сказок». Игры пригодятся педагогам подготовительных и старших групп для улучшения логического мышления детей.

Задачи:

  • прививать любовь к книге, воспитывать любовь к сказкам;
  • развивать сообразительность и смекалку, логическое мышление, умение подбирать определения, расширять словарный запас;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Ход занятия «Развивающие логические игры»

Ведущая: «Сказка — ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам — урок.» Все мы любим читать и слушать сказки. И сказок в мире великое множество.
А знаете ли вы сказки? Это мы сегодня и узнаем. Приготовьтесь, мы отправляемся в приключение по сказкам.

Игра «Отгадай сказку»

(нужно отгадать название сказки)

— Он от бабушки ушёл
И от дедушки ушёл,
А лиса перехитрила
И на носик посадила ( Колобок)

— Кто-то в домик к ним пришёл
Беспорядок в нём навел.
Съел из миски,
Стул сломал
И в кроватке полежал (Три медведя)

— Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной
Он сам того не ведая несёт её домой.
Хотел присесть он на пенёк и скушать вкусный пирожок,
Но Маша в коробе сидит и тихо — тихо говорит:
«Не садись ты на пенёк, и не кушай пирожок.
Неси бабушке, неси дедушке» (Маша и медведь)

— Рыбкой кто не поделился —
Мёртвым зверем притворился.
Рыбку кто ловил хвостом,
Битый был потом ведром.
Догадайтесь, я о ком ( Лиса и волк)

— Мышка там зерно толчёт,
Лягушка пироги печёт —
А лиса с колючим ёжиком
Режут сало острым ножиком ( Теремок)

— Кто не слушался сестрицу,
Воду выпил из копытца.
Кто кого потом искал?
Из озёрной тины звал.
Отвечайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Ведущая: Что ж загадки отгадали и героев вы узнали. Но в сказке не один герой, вы немножко поищите — всех героев покажите. У меня на столе лежат картинки персонажей сказок — нужно для каждой сказки подобрать своих героев.

Игра «Покажи сказку»

( детям даётся название сказки и они должны на магнитную доску выставить из общего набора персонажей тех, кто подходит для их сказки)

Например:

  • для сказки «Колобок» — колобок, бабка, дед, заяц, медведь, волк, лиса;
  • для сказки «Репка» — репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка;
  • для сказки «Заюшкина избушка» — лиса, заяц, волк, медведь, петух и т. д.

Ведущая: Ну, ребята, молодцы! Все герои — хороши! А сейчас давайте представим, что вы — актёры театра. И вам необходимо приготовиться к выступлению.

Игра «Одень сказочного героя»

( выбираем четырёх детей: из них двое будут сказочными героями, а двое будут помогать им наряжаться)

Ведущая: Вот здесь у нас костюмы сказочных героев, но к сожалению, из-за частого переезда театра, они перемешались. Вам нужно найти костюм именно вашего сказочного героя. В каждом костюме по 5 предметов.( даётся название сказочного героя)

Например:

  • дед — парик, усы, шляпа, рубаха, шаровары;
  • баба — платок, юбка, блузка, лапти, корзина;
  • волк — уши, жилет, шаровары, хвост, игрушечный заяц;
  • лиса — уши, жилетка, юбочка, хвост, игрушечная рыбка.

Ведущая: Молодцы, ребята! Хоть сейчас на сцену! Если присмотреться к нашим сказочным персонажам — про них можно многое рассказать.

Игра — развлечение для старших дошкольников «В мире сказок» (по сюжетам русских народных сказок)

Игра «Какие они?»

  1. Крошечка — хаврошечка. Какая она? (добрая, трудолюбивая, ласковая, сострадательная, работящая…)
  2. Лиса в сказках. Какая она? (рыжая, хитрая, изворотливая, жадная, лживая…)
  3. Машенька из сказки «Машенька и медведь». Какая она? (добрая, любящая, трудолюбивая, смекалистая…)
  4. Волк в сказках. Какой он?(серый, злой, грубый, жадный, голодный…)
  5. Петушок из сказки «Петушок — золотой гребешок». Какой он? (глупый, непослушный, крикливый, беспомощный…)
  6. Снегурочка. Какая она? (снежная, ледяная, любящая, боязливая…)

Ведущая: Вот теперь, благодаря вам, ребята, мы знаем, какие они — сказочные персонажи. Вы, конечно, знаете, что у каждой сказки есть начало и есть конец. Давайте с вами попробуем по началу и концу сказки отгадать её название.

Игра «Отгадай сказку»

  1. Эта сказка начинается со снежной бабы, а заканчивается белым облачком (Снегурочка).
  2. Эта сказка начинается со стрелы, а заканчивается смертью Кощея (Царевна — лягушка).
  3. Эта сказка начинается с посадки овоща, а заканчивается помощью мышки (Репка).
  4. Эта сказка начинается с запретного питья из копытца, а заканчивается гибелью ведьмы (сестрица Аленушка и братец Иванушка).
  5. Эта сказка начинается с выпечки, а заканчивается на кончике носа лисы (Колобок).
  6. Эта сказка начинается с рыбки, а заканчивается поездкой на битом волке (Лисичка — сестричка и волк).
  7. Эта сказка начинается со скалочки, а заканчивается оторванным хвостом (Лисичка со скалочкой).

Ведущая: Молодцы, ребята, отгадали названия сказок. Но какая бы не была сказка, в ней добро всегда побеждает зло. Читайте сказки и вырастайте добрыми, умными, честными. А наше приключение в мире сказок закончилось и за ваше невероятное знание сказок вы получаете медали «Сказочные знатоки».

Живёт в каждой сказке какой — то герой,
Мечтает герой подружиться с тобой
Ты руку ему протяни поскорей
И в сказочный мир шагни посмелей.

Автор: Попадейкина Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Д/С КВ № 27 «Ёлочка»
Месторасположение: город Северск, Томская область, Россия.

Дата изменения: 17.02.2021
Дата публикации: 19.06.2014

Белорусская народная сказка

Жили дед и баба. Ничего у них в хозяйстве не было, одна только курочка Хохлатка.

Жили они, жили и дожились до того, что и варить-то больше нечего. Вот дед и говорит бабе:

— Баба, а баба, свари, пожалуй, Хохлатку, а то что ж?..

Замахала баба руками:

— И что ты, дед, надумал! Уж лучше будем голодные, а Хохлатку варить я не дам.

Услыхала то курочка, побежала во двор, нашла там бобовое зёрнышко и принесла его бабе.

Говорит дед:

— Вот и хорошо! Свари, баба, хоть этот бобочек.

Поглядела старуха на бобок:

— Дед мой, дед, да какая ж с одного-то бобочка еда? Я для него и горшка не подберу. Лучше давай-ка посадим его. А как вырастет, испечём целый бобовый пирог.

— А где ж мы его посадим? — спрашивает дед.

— В поле.

— В поле его ворона выклюет.

— Ну, во дворе.

— Во дворе его курица выгребет.

— Давай посадим его тогда под полатями, в хате.

— Ладно,— согласился дед и посадил бобовое зёрнышко под полатями, в хате.

Взошёл бобок и давай расти. Рос, рос, упёрся в полати.

— Что нам, баба, делать? — спрашивает дед.

— Надо полати разбирать. Разобрал дед полати, а боб растёт и растёт — вырос до самого потолка.

— Что нам, баба, делать? — опять спрашивает дед.

— Надо потолок разбирать.

Разобрал дед потолок, а боб растёт и растёт — вырос под самую крышу.

Дед и крышу разобрал. Выглянул бобок на свет и давай расти ещё веселей. Вырос до самого неба.

Взял тогда дед мешок, полез по стеблю на небо, собрал спелые стручки и назад воротился.

Обрадовалась баба: принёс дед целый мешок бобовых стручков.

— Ну, теперь-то мы уж пирога наедимся! Пошелушила баба стручки, высушила бобы на печи, смолола и замесила в деже на пирог тесто.

А тесто подымается и подымается — лезет оно вон из дежи. Положила его баба на лопату, вылепила пирог, разукрасила разными узорами, чтоб был покрасивей, и в печь.

А пирог растёт и растёт — из печи на шесток лезет. Открыла баба заслонку, а он прыг в хату, из хаты за порог и убежал. Бросились дед с бабой догонять пирог. Да где там!.. Так и не догнали.

Прикатился пирог в лес. А тут навстречу ему рыжая лиса. Схватила она пирог, выела мякиш, в серёдку шишек напихала и побежала с пирогом к пастушкам.

Нашла в поле пастушков и говорит:

— Пастушки, пастушки, дайте мне бычка-третьячка, я вам за это пирог дам.

Видят пастушки — хорош пирог у лисы: жёлтенькая корочка так и блестит, так и хочется его отведать. Подумали и отдали бычка-третьячка.

— Только смотрите ж не ешьте пирог, пока я не заеду за горку,— говорит лиса.

Села она верхом на бычка и поехала. И только скрылась за горкой, пастушки и говорят:

— Сядем на песочке, съедим по кусочку! Разломили пирог, а в нём одни только шишки еловые… Обманула их лисица-хитрица!

Едет лиса на бычке, видит — стоит на дороге пустая повозка, а недалеко человек пашет. Подкралась она тихонько к повозке, запрягла в неё бычка-третьячка, уселась на мягкой соломе и едет себе дальше, кнутом бычка погоняет.

Приехала в лес. Идёт ей навстречу волк. Набегался, уморился, еле ноги волочит.

— Куда, кума, едешь? — спрашивает.

— За тридевять земель, в тридесятое царство.

— Зачем?

— Там, говорят, столько кур, что и коршуны их не клюют…

— А бараны в том царстве водятся? — облизнулся волк.

— Да там их хоть пруд пруди!

— О лисичка-сестричка, возьми и меня с собой: подвези хотя бы мой хвост.

— Что ж один-то хвост везти? Садись весь ты. Сел волк. Едут дальше. Встречают медведя.

— Куда, кумовья, едете?

— За тридевять земель, в тридесятое царство…

— Зачем?

— Там, говорят, и коршуны кур не клюют,— отвечает лиса.

— Да там, говорят, и баранов хоть пруд пруди,— поддакивает волк.

— А мёду там много?

— Да там, говорят, медовые реки текут! Обрадовался медведь:

— Так возьмите и меня с собой. Хоть одну лапу подвезите.

— Что ж одну лапу везти? Уж садись ты весь. Уселись втроём, едут дальше. Вдруг сломалась оглобля.

Говорит лиса медведю:

— Ступай, кум, принеси оглоблю. Пошёл медведь в лес, нашёл вывороченную ель и притащил к повозке. Увидела лиса, раскричалась:

— Ах ты, медведище, ах ты, дурачище, разве это дерево для оглобли! — И к волку: — Ступай, кум, принеси-ка оглоблю потоньше.

Пошёл волк и принёс кривой еловый сук. Лиса и на него накричала, плюнула и пошла сама за оглоблей. А тем временем медведь с волком съели бычка-третьячка, шкуру соломой набили, на ноги поставили и пошли себе, посмеиваясь.

Вернулась лиса, глядь — ни волка, ни медведя, только бычок стоит. Приладила она оглоблю, села в повозку, махнула на бычка кнутом, а тот — брык! — и повалился.

Поглядела лиса на бычка и обо всём догадалась.

— Постойте же вы у меня! — пригрозила она волку и медведю и пошла своею дорогой.

Долго ли она шла, а в пути уж осень её застала. Встречает волка, того, что бычка съел:

— Здравствуй, кум! Как поживаешь?

— Плохо,— говорит волк.— Видно, простыл под дождём, так весь и трясусь. Зуб на зуб не попадает.

— Значит, надо новый тулуп сшить,— советует лиса.

— Ты верно, кума, говоришь,— согласился волк.

Побежал на выгон, схватил овечку и притащил в лес.

— Хватит на тулуп? — спрашивает у лисы.

— Мало,— говорит лиса. Принёс волк ещё одну овечку.

— А теперь хватит?

— Нет, надо ещё одну. Притащил волк и третью.

— Ну, а теперь,— говорит лиса,— надо портного искать.

— Где ж мне искать его, кумушка?

— Я знаю хорошего портного. Пойдём к нему. Привела лиса волка на луг. А там, в кустах, на привязи жеребец пасся.

— Вот он, портной. Засмеялся волк:

— Да какой же это портной? Нет, кумушка, как хочешь, а ума у тебя мало. Обиделась лиса:

— Ты о моём уме не слишком-то языком болтай! Была я умной и буду, а ты как был дураком, так дураком и останешься.

Тут уже волк обиделся, даже обозлился:

— Ещё посмотрим, кто из нас поумней!

— Не хвались наперёд,— говорит лиса,— вот увидишь, как с тебя сейчас шкуру сдерут.

— Кто сдерёт? — щёлкнул зубами волк.

— Хозяин этого коня.

— Не может быть! — не верит волк.

— Вот увидишь. На чём жеребец привязан? — спрашивает лиса.

— На верёвке. Засмеялась лиса:

— Вот и видать, что ты дурак!

— Почему? — подскочил волк.

— Жеребец к колу привязан.

— Не может быть! — захлопал глазами волк.

— Идём, покажу.

Подвела лиса его к колышку, к которому был привязан конец верёвки, сняла верёвку, сделала петлю и закинула волку на шею. Не успел волк и опомниться, как очутился в петле.

Тут подбежала лиса к жеребцу, замахала хвостом. Жеребец испугался и как бросился бежать домой, только подковы заблестели.

Вот так и притащил он в петле волка своему хозяину. Ну, а там с него и шкуру сняли.

Вернулась лиса в лес, закопала овечек в мох про запас, одни только мозги на обед оставила. Села под елью и ест.

Идёт медведь, тот, что бычка съел.

— Что это ты, кумушка, жуёшь? — спрашивает.

— Мозги. Ты слепой, что ли?

— А где ж ты достала их?

— Из головы. И ты можешь достать, если хочешь.

— Как?

— Очень просто: разгонись да стукнись головою об дуб, вот мозги и выскочат.

— Спасибо, кума, за добрый совет. Так я и сделаю. А то есть давно хочется.

Нашёл он самый толстый дуб, разогнался изо всей силы да как грохнулся об него лбом!

Тут ему и конец.

А лисица-хитрица наелась и пошла запивать водой из ручья. Увидали её пастушки.

— А-а, старая обманщица! — закричали они в один голос и напустили на лису собак.

ВЧЕРА

Картина дня. 6 января

Год исторической памяти пройдет под знаком сохранения героического наследия и правды. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил на совещании по вопросам реализации исторической политики. Александр Лукашенко назвал историческую политику фактором национальной безопасности Беларуси, добавив, что страна была в шаге от потери национальной государственности на фоне оголтелой политизации истории в 90-е годы XX века. Также глава государства выступил за адекватную оценку исторических периодов, включая времена ВКЛ и Речи Посполитой.

Лисица и гусак белорусская народная сказка 2 класс

Александр Лукашенко призвал участников протеста в Казахстане к переговорам с Токаевым.

Президент Беларуси Александр Лукашенко поздравил народного артиста Российской Федерации Андриса Лиепу с днем рождения.

В Беларуси обсуждается создание совета по исторической политике. Об этом глава Администрации Президента Беларуси Игорь Сергеенко заявил по итогам совещания у Президента Беларуси по вопросам реализации исторической политики. Игорь Сергеенко подчеркнул важность правдивого освещения всех страниц истории и добавил, что на совещании обсуждалось внесение корректив в учебные программы по истории.

Рачков: историческая политика в эпоху гибридных войн приобретает стратегическую значимость.

Данилович: нам необходимо выработать иммунитет против искажения и фальсификации истории.

Марзалюк: нужно не бояться четко озвучивать белорусоцентричную точку зрения на историю.

Богдан: звучат предложения расширить положения Конституции об исторической памяти.

ФОТОФАКТ: Субботин принял участие в диалоговой площадке по обсуждению проекта Конституции.

Лисица и гусак белорусская народная сказка 2 класс

Вольфович: Беларусь окажет помощь Казахстану по урегулированию ситуации в стране.

Коллективные миротворческие силы ОДКБ направлены в Казахстан. ОДКБ подтвердила участие в их составе белорусских военных.

Савиных: ситуация в Беларуси и Казахстане является звеньями одной цепи.

МИД: белорусским гражданам в Казахстане оказывается всестороннее содействие.

Беларусь и Таджикистан готовят заседание комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

Золотовалютные резервы Беларуси снизились на 0,5% до $8,4 млрд.

Пиневич: служба охраны материнства и детства стала визитной карточкой системы здравоохранения.

За сутки в Беларуси зарегистрированы 1400 пациентов с COVID-19, выписаны 1378.

Более 3,86 млн белорусов прошли полный курс вакцинации против COVID-19.

Более 1 тыс. подростков в Могилевской области привиты первым компонентом вакцины против COVID-19.

Накануне Рождества Президентский спортивный клуб и хоккейная команда Президента навестили воспитанников Вилейской специализированной общеобразовательной школы-интерната во время благотворительной акции «Рождественская традиция».

БРСМ запускает новый творческий проект Welcome to Belarus.

Как будет ходить городской и пригородный транспорт Минска 6-9 января.

В Беларуси к выходным похолодает.

Лисица и гусак белорусская народная сказка 2 класс

СЕГОДНЯ

Анонсы на 7-9 января

Полную версию анонсов можно получать, оформив подписку на ежедневные «АНОНСЫ БЕЛТА» и еженедельные «АНОНСЫ БЕЛТА». По вопросам подписки обращайтесь по тел./факс: (017) 327-78-77, e-mail: reklama@belta.by, а также в отдел информационно-справочного обеспечения Главного выпуска по тел. (017) 327-24-87.

В Минске возле Дворца спорта 7 января состоится рождественская концертная программа «Свет рождественской звезды».

В могилевском парке Подниколье 7 января пройдут праздничные гулянья «Рождественские узоры». В праздничную программу войдут театрализованные представления, выступления творческих коллективов, тематические мастер-классы.

Театрализованное светомузыкальное шоу «Цветы под снегом или Тайна новогодней Елки» пройдет по 9 января в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси.

В Бресте по 9 января впервые пройдет фестиваль-ярмарка «Берестейские сани». Основной фестивальной площадкой станет набережная реки Мухавец. На фестивале брестчан и гостей города познакомят с белорусскими и европейскими традициями зимних праздников. Можно будет посмотреть представления, попробовать угощения и выбрать многочисленные сувениры. Также в рамках программы состоится зимний фестиваль закаливания.

В Бресте 9 января состоится открытие XXXIV Международного фестиваля классической музыки «Январские музыкальные вечера». Как ожидается, участниками фестиваля станут музыканты из Беларуси, России, Молдовы, Китая, Болгарии, Азербайджана и Турции. В день открытия запланировано выступление артистов Большого театра Беларуси.

ЗАВТРА

Знаменательные даты

Полная подборка знаменательных дат и событий на предстоящий месяц доступна по подписке на продукт БЕЛТА «Календарь». По вопросам подписки обращайтесь по тел./факс: (017) 327-78-77, e-mail: reklama@belta.by, а также в отдел информационно-справочного обеспечения Главного выпуска по тел. (017) 327-24-87.

8 января

80 лет назад родился Хокинг Стивен Уильям, английский астрофизик. Предложил механизм образования черных дыр (1971). Прикованный к инвалидной коляске, сделал открытия всемирного значения в области космологии. Умер в 2018 году.

75 лет назад родилась Неелова Марина Мстиславовна, российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1987). Снималась в фильмах «Старая, старая сказка», «Осенний марафон», «Ты у меня одна» и др. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2001).

9 января

Католики празднуют Крещение Господне.

125 лет назад родился Шашалевич Василий Антонович, белорусский драматург. Автор пьес «Мрак», «Волчьи ночи», «Рой», «Симфония гнева» и др. Талант Шашалевича был многогранным — он писал стихотворения, переводил на белорусский язык драматические произведения Чехова, прозу Тургенева, играл на виолончели и скрипке, рисовал, собирал и обрабатывал народные песни. В 1930-1931 и 1937-1941 годах репрессирован. Умер в 1941 году.

55 лет назад родился Дурнов Вячеслав Викторович, белорусский спортсмен (воднолыжный спорт), мастер спорта СССР (1982), мастер спорта СССР международного класса (1991), заслуженный мастер спорта Беларуси (2001). Чемпион мира (1998), серебряный призер (1998). Чемпион Европы (1994, 1997, 2001), серебряный (1993) и бронзовый призер (1992, 1995, 2000).

10 января

85 лет назад родился Бероев Вадим Борисович, российский актер театра и кино. Заслуженный артист РСФСР. Снимался в фильмах «Майор Вихрь», «В огне брода нет», «Наш дом». Умер в 1972 году.

80 лет назад родился Воробьев Анатолий Михайлович, белорусский деятель любительского искусства, балетмейстер, режиссер-постановщик массовых зрелищ, заслуженный работник культуры Беларуси (1975), народный артист Беларуси (1987). Лауреат премии Ленинского комсомола Беларуси (1978).

***По вопросу подписки на полные общие и тематические подборки новостной и аналитической информации о Беларуси и мире можно обращаться в службу подписки БЕЛТА по тел./факс: (017) 327-78-77, e-mail: reklama@belta.by, а также в отдел ИСО Главного выпуска по тел. (017) 327-24-87.

БЕЛТА.-0-

Добавить БЕЛТА в избранное

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЭНГЕЛЬСОВСКАЯ ОСНАВНАЯ ШКОЛА № 18»

99768487 2

Библиотечный урок

«Владимир Иванович Даль знакомый и незнакомый.»

(для начальных классов)

Разработала

Библиотекарь

Кучерова А.в.

Библиотечный урок

«Владимир Иванович Даль знакомый и незнакомый »

Задачи:

-познакомить с биографией В.И..Даля, историей создания Толкового словаря живого великорусского языка

-способствовать формированию умения самостоятельной работы со словарем

-воспитать уважение к народным традициям и культуре русского народа.

Ход урока:

Слово библиотекаря:  Ребята!   Сегодняшний библиотечный урок просвещен удивительному  человеку, который  всю свою жизнь посвятил  великому русскому языку — Владимиру Ивановичу Далю. Владимир Иванович обладал талантами в разных сферах — он был моряком, хирургом, чиновником, проявил себя и как инженер, и как ученый. А ещё он всю жизнь собирал слова.  В составленном им « Толковом словаре живого великорусского языка»  более 2оо тысяч слов.  Этот труд до сих пор остается непревзойденным. За этот словарь Даль был удостоен Ломоносовской премии Академии наук и звания почетного академика. Сегодня мы все вместе отправимся в путь по страницам жизни и книг Владимира Ивановича  Даля.

« Библиографическая»

Сейчас мы познакомимся с биографией Владимира Ивановича Даля. Владимир Иванович родился 22ноября 1801 года в Луганске. Отец его происходил из датчан, был хорошо образованным человеком, знал медицину и много языков. Еще до рождения Володи принял русское подданство, был патриотом России и этому учил детей, преподавая им уроки истории и литературы. Мать – наполовину немка, наполовину француженка, знала пять языков. Благодаря матери и бабушке детство Даля было радостным.

И.Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь проявился у него интерес к русскому языку, он составил первый словарь, в который входило 34 слова кадетского жаргона. В 1819 году Даль поступил на службу морским офицером, сначала на Черноморский, а затем на Балтийский флот.

В 1826 году Даль меняет профессию и поступает на медицинский факультет Дерптского университета (ныне г.Тарту.) Именно здесь началась его дружба с выдающимся русским хирургом Н.И.Пироговым. Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирург отправляется на русско-турецкую войну. Он не только оперирует солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы.

К этому времени у Владимира Ивановича накопилось столько записей, что чемодан стал тесен, и командование выделило Далю вьючного верблюда для перевозки груза. Однажды верблюд пропал, попал в плен к неприятелю. Даль был грустен: “Я осиротел без своих записей”. Но, к счастью, через неделю казаки отбили верблюда и привели его в лагерь. С тех пор он не расставался с записями, постоянно пополняя их новыми словами.

В 1831 году В.И. Даль в качестве полкового лекаря участвовал в военных действиях на территории Польши. И тут он поступил как опытный инженер. Даль построил мост-переправу через реку Вислу — из пустых бочек, лодок. Сооружение было с секретом. Как только русские войска переправились, мост был разрушен, неприятель остался на другом берегу. За этот подвиг Далю вначале объявили выговор, но позже царь Николай 1 наградил его орденом, Владимирским крестом с бантом.

С 1833 года по 1859 год Даль на правительственной службе Он чиновник в Оренбурге, затем в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде. В эти годы приходит к Далю литературная известность. Он знакомится с В. Жуковским, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским, А. Пушкиным. Известно, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую “Сказку о рыбаке и рыбке” с подписью: “ Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому (таков был псевдоним Даля) сказочник Александр Пушкин”. В.И. Даль находился у постели смертельно раненого Пушкина, стараясь облегчить его мучительные страдания. Перед смертью Пушкин подарил Далю свой старинный перстень – талисман с изумрудом.

Заботясь о полезном чтении народа, Даль писал повести и рассказы, очерки, сказки для детей. Он сознательно использует строй простонародной речи, тон доверительной беседы. Он хотел дать народу полезные для него знания.

И все же смыслом жизни, самым главным для Даля стало составление “Толкового словаря живого великорусского языка”. Долгие годы он мечтал поселиться в Москве, и в 1859 году его мечта сбылась. Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь (без пояснений), то понадобится 450 ученических тетрадей в линейку.

Работа над словарем потребовала от составителя словаря энциклопедических знаний. Даль был любознательным и трудолюбивым человеком. Он понимал толк в земледелии и торговле, коневодстве и рыболовстве, судостроении, знал многие ремёсла. Он умел сколотить табурет, выточить на станке шахматы. Построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла, Даль знал 12 языков. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский и сербский, владел татарским, башкирским и казахским.

После выхода в свет словаря Даль катастрофически стал стареть, бездействие его тяготило, ему все время чего-то не доставало.22 сентября В.И.Даль умер. Говорят, что перед смертью он позвал дочь и попросил: “Запиши словечко”.

Викторина « Знатоки»

  1. Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)

  2. Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, знаток языка и собиратель слов/лексикограф/)

  3. Каким именем подписывал В.И.Даль свои книжки? (Казак Луганский)

  4. Сюжет какой сказки подсказал Даль Пушкину? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)

  5. Как называется главный труд всей жизни В.И.Даля? (“Толковый словарь живого великорусского языка”).

  6. Что означает слово “вёдро”?(Ясная погода)

« Сказочная страна Даля»

Библиотекарь: Сегодня нас ждёт мир сказок Даля. Ребята, какие сказки  В.И, Даля вы знаете? (« Привередница», « Девочка Снегурочка», « Война грибов с ягодами», « Лиса и заяц», « Медведь-половинщик», « Лиса и медведь»,» Лиса-лапотница», « Старик- годовик»)

Викторина по сказкам

  1. « Ударили по рукам. На другой день пашню заборонили, посеяли пшеницу, прошли по ниве бороной и ещё раз тут же помянули , что теперь медведю корешки, а мужичку вершки». Что за сказка?( « Медведь-половинщик»)

  1. Что досталось медведю- половинщику от урожая, который они собрали с мужиком? ( Вершки от репы и корешки от пшеницы)

  2.  Кто  спас Снегурочку и привёл домой ? ( жучка)

  3. Кто пел песенку:

« Спи, наша Снегурочка,

Сдобная кокурочка,

Из вешнего снегу скатана,

Вешним солнышком пригретая!

Мы тебя станем поить,

Мы тебя станем кормить,

В цветное платье рядить!

Уму-разуму учить! ( Старик

  1. Какие грибы приглашал гриб-боровик на войну с ягодами? ( Волнушки, опёнки, сморчки, грузди)

  2. Кого просила о помощи  Малашечка, когда искала братца в сказке « Привередница»? ( Печь, яблоню, речку, ежа).

  3. Кто пытался выгнать лису из избушки зайца в сказке « Лиса и заяц»? ( Волк, бык, медведь, петух)

  4. Кому удалось её выгнать? ( Петуху)

« Загадочная»

Отгадайте  загадки:

1.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

2.Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе)

3.Что растёт без кореньев? ( Камень)

4.У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна)

5. Белая кошка лезет в окошко. ( Свет)

6. Шёл долговяз , в сыру землю увяз.( Дождь)

7. Сестра к брату идёт , а он от неё пятится. ( День и ночь)

8. В воде родилась, а воды боится? (Соль)

9. Летит – воет, а сядет землю роет. ( Жук)

10. По сеням и так и сяк , а в избу никак. ( Дверь)

« Игровая»

«Игра- забава, установленная по правилам»,-пишет Даль в своём словаре.

Поиграем в игру « Полетушки». Я называю слова. Если это летающее , то вы машете руками, если не летающее, то хлопаете в ладоши.

Муха, больница,

Голубь, синица,

Груша, вороны,

Комар, макароны,

Галка, трес5ка,

Чибис, сова,

Слон, кукушка,

Аист, погремушка.

А теперь поиграем в игру « Кузовок». Передаём маленькую корзинку и называем слов, оканчивающееся  на ок . Например, замок и т.д. Вот тебе кузовок, клади  в  него , что есть на ок. Не заешь  слово — отдашь залог.

Потом залоги разыгрываются. Чей залог вынется, что тому делать?

«Скороговорки»

 В.И.Даль считал  скороговорки не просто забавой. “Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре”. В старину скороговорку  называли ещё « трещотка», « лепетун». Объявляем конкурс на лучшее произношение скороговорок.

От топота копыт пыль по полю летит.
Говори, говори, да не заговаривай.
Ткёт ткач ткани на платок Тане.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

« Игра пословиц»

Даль собирал не только слова, загадки, но и пословицы. Многими из них мы пользуемся по сей день , Давайте вспомним пословицы.

Доскажи пословицу.

Кто пахать не ленится/ у того и хлеб родится.
Не спеши языком /торопись делом.
Не пеняй на соседа/когда спишь до обеда.
У ленивого, что на дворе / то и на столе.
На печи лежать /так и хлеба не видать.
Кто рано встает /тому бог подает
Труд человека кормит /а лень портит
У ленивой пряхи / и для себя нет рубахи
Тише едешь/ дальше будешь.

Правда в огне не горит / в воде не тонет.

Собери пословицу:

Насмешишь, людей, поспешишь. (“Поспешишь – людей насмешишь”)
Не, рубить, чай, дрова, пить (“Чай пить – не дрова рубить”)
Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим. (“За чужим погонишься, своё потеряешь.”)
День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать (“Скучен день до вечера, коли делать нечего”)

 Разберите — пословицы по темам: Темы-“Времена года”, “Наука, ученье”, “Трудолюбие-лень”, “Радость-горе”

Мороз невелик, да стоять не велит.
Красна весна, да голодна.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Ученье — свет, а неученье –тьма.
Век живи – век учись.
Слезами горю не поможешь.
Будет и на нашей улице праздник.
Несчастья бояться — счастья не видать.
Завьём горе веревочкой.
Лодырю всегда не здоровится.
Кто не сеет, тот и не жнёт.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Всякое дело мастера боится.
Труд человека кормит, а лень портит.

« Словарная»

« Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля -это сокровище русской народной мудрости.

 Что означают данные слова?

Вёдро (ясная погода)
Длань (рука)
Желя (печаль, грусть)
Левретка (борзая собака)
Клёвый (хороший, пригожий)
Суседко (дедушка, домовой)
Фаля (простак, разиня)

Табун(конское стадо)

Кулебяка( длинный пирог из  кислого теста с кашей, капустой или с рыбой)

Околица (граница, окраина деревни , села, посёлка)

Вот и подошло к концу наше путешествие. Сколько нового вы узнали сегодня о великом сыне земли Русской. Память о таких людях не должна умереть. Даль незаменим и сегодня. Его труды не пропали даром. Даль передает сегодняшнему поколению всю свою любовь к русскому народу и его языку. Сохранить наш язык в его величии — одна из главных задач сегодняшнего времени.

Библиотекарь :

Оставил  большое наследство

И этим нам многое дал

Истинно русский писатель

С короткой фамилией Даль.

Годы , века  пролетают,

Много уносит вода,

Но Даля оставленный след

С человечеством будет всегда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector