Меню

Личностно значимый как пишется


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

РАЗВИТИЕ ПроектнОЙ деятельностИ на урочной
и во внеурочной деятельности

Гета Анастасия Игоревна

студентка 5 курса

направление подготовки «Педагогическое образование»

профили «Физика, Информатика»

В процессе преподавания информатики работа учителя направлена на формирование у учащихся определённых, согласованных с программой знаний и умений по каждой теме школьного курса информатики. В соответствии с действующими ФГОС школьное обучение вносит существенный вклад в совершенствование предметных и личностных компетенций, расширение метапредметных образовательных результатов. Учитель использует все возможные способы, чтобы раскрыть возможности и формировать творческую активность учащихся. В работы мы расскажем о проектном методе активизации познавательных способностей с учетом интересов учащихся.

Основными технологиями личностно-ориентированного образования являются: обучение в сотрудничестве, проектная деятельность (метод проектов), разноуровневое и дифференцированное обучение. Эти технологии могут приобрести более качественный уровень при использовании информационных технологий, сетевых компьютерных систем, мировой сети Интернет. Указанные подходы положены в основу действующего образовательного стандарта общего образования по информационным технологиям.

Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний, поэтому перед началом работы он должен эти знания получить. Совмещение метода проектов и обычной классно-урочной системы — достаточно трудная задача для преподавателя.

Центральной идеей метода проектов является самостоятельная работа учащегося, осваивающего в процессе деятельности особые умения, приобретающего в процессе решения жизненных проблем новые знания.

Ядро метода заключается в ориентации познавательной деятельности учеников на результат, достигаемый в ходе совместной деятельности видов «педагог — дети», «педагог — дети — родители».

Таким образом, метод проектов – это технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых обучающиеся выполняют комплекс действий по решению значимой для себя проблемы; осуществляют деятельность, направленную на создание материальной и/или духовной ценности, обладающей субъективной или объективной новизной.

Цели и задачи проектной деятельности:

1. Проверка знаний и умений по пройденному материалу;

2. Формирование информационной картины мира;

3. Возможность работы с ИТ и современными цифровыми устройствами;

4. Развитие умений поиска и обработки информации;

5. Развитие самостоятельности и ответственности;

6. Развитие исследовательских умений;

7. Развитие способности анализировать и искать решения;

8. Вырабатывание способности работать в коллективе.

Учителю необходимо ознакомить детей с этапами разработки и проведения проекта, а также:

1. Сформулировать проблему;

2. Уточнить цели и задачи проекта;

3. Структурировать проект;

4. Помочь в выборе условий для реализации учебного проекта;

5. Оценить результаты проектной деятельности учащихся.

Создание проектов на уроках информатики:

1. создает устойчивую положительную мотивацию к изучению соответствующего материала и самостоятельному решению прикладных задач;

2. при использовании метода проектов у учащихся появляются широкие возможности для самореализации (выбор темы);

3. формирует чувство ответственности за выполняемый объем работ;

4. создает условия для отношений сотрудничества между учащимися;

5. формирует навыки применения программного обеспечения в разных прикладных областях;

6. способствует развитию творческого подхода к решению задач и формированию умений поиска и выбора оптимального их решения;

7. стимулируется интерес учащихся к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановку перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений;

8. за сравнительно короткий срок достигается максимальный обучающий эффект – учащимся приходится привлекать знания из разных областей, прогнозировать результаты. Знания, полученные в процессе самостоятельной работы, остаются надолго;

9. позволяет создать реально полученный продукт (проект);

10. учащиеся получают личностно-значимый результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности;

11. обучение становится более интересным и полезным.

В ходе своего исследования мы пришли к выводам — проектная деятельность очень интересна для детей разных возрастов, но носит некоторые отличия. Развитие проектной деятельности у учащихся процесс управляемый. Нужно чаще приучать учащихся пользоваться новыми методами, давать возможность высказывать свою точку зрения по различным вопросам, побуждать записывать возникающие идеи. Проект — это уникальный инструмент развития, воспитания, обучения школьников, роста личности в целом. Приемы которыми овладевает школьник в ходе самостоятельного поиска, обобщения, подачи материала способствует развитию самостоятельности мышления, структурированности рассуждений, убедительности доказательств, последовательности изложения.

Правописание слова «расчёт»: верная форма, правило, примеры

Слово «расчёт» правильно нужно писать с одной «с». Написание со сдвоенной «с» ( «рассчёт» ) – ошибка грубая, но до некоторой степени извинительная, поскольку ряд производных от данного слова частей речи пишется на два «сс».

Источник ошибок

«Расчёт» – так называемое словарное слово, не подчиняющееся общим либо отдельным для данной категории частей речи лингвистическим правилам. Словарные слова названы так потому, что, затрудняясь определить, какое из их мыслимых написаний правильное, нужно не вспоминать школьные наставления или листать грамматику, а справляться по словарю. В хороших словарях обязательно указывается, что, скажем, вот это слово словарное, и даются его словоформы и/или особые указания по употреблению. В словарные чаще всего попадают слова иностранного происхождения, но в любом языке немало таких и своих (автохтонных, собственного происхождения). В русском, кстати, автохтонных словарных слов немного. Англоязычные лингвисты шутят, что, дескать, правило английского языка не будет правилом, если исключений из него не будет больше, чем самого правила (правильных слов). Французские – наши, мол, предки задались целью создать язык, в котором ничего не пишется так, как произносится.

Правила

От существительного «расчёт» произошли глаголы «расчесть», «рассчитать», «рассчитывать» и прилагательное «расчётный». От глаголов – прилагательные «рассчитанный», «рассчитываемый» и редкие, архаичные «разочтён<ный>».

Взаимоотношения между ними в речи таковы:

  1. Существительное во всех формах (см. ниже) пишется с одной «с»: «расчёт».
  2. «Рассчитать» и «рассчитывать» – глаголы общего смысла. Соответствующие прилагательные пишутся на два «сс»: «рассчитываемый работник», «рассчитанная величина».
  3. Глагол «расчесть» – частичный (без обратной силы) синоним «рассчитывать». Прилагательное от него «расчётный» стилистически и семантически (по смыслу) верно употребляется преимущественно в экономике, планировании и бытовой сфере для индивидуальных финансовых расчётов: «расчётная помесячная выплата», «расчётные показатели», «расчётные деньги». В точных науках и технике – если речь идёт о величинах, не поддающихся точному теоретическому вычислению или же определённых заранее прикидочно, в предположении дальнейшего уточнения опытом: «расчётная осадка фундамента в первый год по его закладке такая-то»; «наблюдённая яркость вспышки оказалась значимо меньше расчётной».
  4. Глагол «расчесть» и прилагательное «расчётный» во всех случаях могут быть заменены на «рассчитать», «рассчитывать» и «рассчитанный», «рассчитываемый» соответственно, но обратно – только в соответствии с п. 3.

Грамматика

Слово «расчёт» – неодушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения, т.е. грамматически оно не словарное. Состоит из приставки «рас-» и корня «-чёт». Разделение переносами рас-чёт. Падежные формы:

  • Именительный: расчёт (ед. ч.); расчёты (мн. ч.).
  • Родительный: расчёта (ед. ч.); расчётов (мн. ч.).
  • Дательный: расчёту (ед. ч.); расчётам (мн. ч.).
  • Винительный: расчёт (ед. ч.); расчёты (мн. ч.).
  • Творительный: расчётом (ед. ч.); расчётами (мн. ч.).
  • Предложный: расчёте (ед. ч.); расчётах (мн. ч.).

Значения

Существительное «расчёт» имеет в русском языке следующие значения:

  1. Любые численные вычисления: «Базовые величины для расчёта акустической системы есть резонансная частота и эквивалентный объём её низкочастотной головки громкоговорителя»; «Расчёт мощности обогревательных приборов производится по размеру отапливаемой площади, заданной величине теплопотерь и требуемой температуре в помещении». Синоним: «обсчёт». Частичные синонимы «просчитывание» (если результат недостаточно точен и/или неоднозначен); «прикидка» (для расчётов в уме, в той или иной степени интуитивных); «конструирование» (для расчётов технических устройств). Слова «просчет» и «обсчитывание» употреблять как синонимы нежелательно, т.к. другие их значения – ошибка и обман – идут вразрез со смыслом слова «расчёт».
  2. Более-менее достоверный, также выражаемый числом (числами) результат по п. 1: «Элементарная частица нейтрино почти полвека казалась плодом только лишь теоретического расчёта, прежде чем её существование было доказано опытны путём»; «В расчётах потребительской (постиндустриальной) экономики изначально заложена её несостоятельность на многолетнюю перспективу, что мы ныне и наблюдаем въявь». Синоним: «вывод». Частичные синонимы (только во множественном числе) «выкладки», «построения».

Расчёт или рассчёт?

Помните эти выкрики на уроках физкультуры: «По порядку рассчитайсь!», «Первый, второй…», «Расчёт окончен!» И тут возникает вопрос, что именно окончено – расчёт или рассчёт. Одна буква С в слове или две? Как любой человек, желающий писать грамотно, вы наверняка задавались вопросом, какое правило тут можно использовать, чтобы не ошибиться в написании. Давайте разберёмся, как правильно пишется: рассчёт или расчёт.

Расчёт или рассчёт, расчет: как правильно пишется слово?

Правописание слова

Для начала определимся со значением слова. Первое – и главное – его значение: вычисление точного количества чего-либо (чаще всего в финансовой сфере): «произвести расчёт трудодней и зарплат».

Вторым значением может выступать надежда на кого-то или что-то: «был расчёт на хорошую погоду».

Действительно, что касается данного конкретного слова, то правописание его довольно непростое. Возможно, нам поможет морфологический разбор.

  1. Слово отвечает на вопрос «что?», значит, это существительное.
  2. Морфологические признаки: это существительное мужского рода, единственного числа. Оно изменяется по падежам как обычное существительное второго склонения.
  3. Синтаксическая роль в предложении зависит от смысла фразы.

Кажется, обычное слово, непонятно, в чём сложность. Однако слово «расчёт» произошло от глагола «рассчитать». Лексическое значение у них общее, но правописание различается. Согласно морфемному разбору, в глаголе «рассчитать» существуют:

  • приставка «рас-»;
  • корень «-счит-»;
  • суффиксы «-а-» и «-ть-»;
  • нулевое окончание.

Отсюда мы видим, каким образом появляется двойная согласная СС: ничего необычного.

Между тем, в существительном расчёт согласная С всего одна! Здесь приставка «рас-», корень «-чёт-», плюс нулевое окончание. В процессе ассимиляции русского языка вторая С на стыке приставки и корня, увы, потерялась.

Таким образом, изучаемое нами слово является словарным. То есть определённого правила, которое помогло бы определить сколько С ставить в том или ином слове, нет, правописание данного слова нужно только запомнить.

Возможно, поможет запоминание такого момента: удвоенная согласная пишется в случае если это глагол с корнем «-счит-»: «рассчитать», «рассчитывать». Если же это существительное, где в корне пишется Е или Ё, то одна согласная теряется.

Примеры предложений

  1. Сергей и Елена, готовясь к свадьбе, не хотели брать в расчёт дальнюю родню.
  2. Ещё буквально лет пятьдесят назад делать расчёты при помощи логарифмической линейки было обычным делом.
  3. Ирина Николаевна подбежала к кассе первой: денег у неё было под расчёт, и очередь не возражала.
  4. Игорь заявил, что ещё вчера получил на работе полный расчёт и сегодня уже совершенно свободен.
  5. «Брак по расчёту – не столь уж редкое явление, и часто он бывает вполне крепким и удачным», — заявила однажды наш преподаватель правоведения.
  6. У родителей был расчёт на то, что их двухмесячный малыш к полуночи крепко уснёт, и они смогут сходить на премьеру фильма в ближайший кинотеатр.

Ошибочное написание

Неправильно писать «рассчёт», «рассчет», «расщёт», «ращщёт».

Синонимы слова

Синонимами могут выступать следующие слова: бюджет, ставка, надежда, ожидание, подсчёт.

Заключение

Итак, при написании слова расчёт нужно быть внимательнее и обращать внимание на гласную в корне слова, а также на то, какая это часть речи.

«Расчет» или «рассчет», как правильно пишется?

Слово «рас­чет» пра­виль­но пишет­ся с одной бук­вой «с» в при­став­ке.

Чтобы понять, как пра­виль­но пишет­ся «рас­чет» или «рас­счет», с одной бук­вой «с» или с дву­мя, выпол­ним мор­фем­ный раз­бор слова.

Морфемный разбор слова «расчет»

Сначала выяс­ним, что инте­ре­су­ю­щее нас сло­во явля­ет­ся суще­стви­тель­ным муж­ско­го рода и име­ет нуле­вое окон­ча­ние, кото­рое про­яв­ля­ет­ся в виде букв и зву­ков в его падеж­ных формах:

  • нет (чего?) рас­чет а
  • дам пред­по­чте­ние (чему?) рас­чет у
  • инте­ре­су­юсь (чем?) рас­чет ом

В нача­ле сло­ва ука­жем при­став­ку рас-, как и мор­фем­ном соста­ве глаголов:

  • рас хва­тать
  • рас кро­ить
  • рас шить

Главной мор­фе­мой назо­вем корень -чет-, кото­рый про­сле­жи­ва­ет­ся в соста­ве род­ствен­ных слов:

  • рас чет ный
  • рас чет ливый
  • рас чет ливо
  • рас чет ливость

В ито­ге запи­шем мор­фем­ный состав рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва в виде схемы:

Для сту­ден­тов дадим более точ­ный мор­фем­ный состав:

Слово «расчёт» как пишется правильно?

В рус­ском язы­ке отме­тим мно­же­ство слу­ча­ев, когда рядом встре­ча­ют­ся оди­на­ко­вые соглас­ные, отно­ся­щи­е­ся к раз­ным мор­фе­мам. Так воз­ни­ка­ет напи­са­ние двой­ных соглас­ных в словах.

Чтобы выяс­нить, сколь­ко соглас­ных пишет­ся на сты­ке при­став­ки и кор­ня, кор­ня и суф­фик­са, доста­точ­но выпол­нить их мор­фем­ный разбор.

Понаблюдаем:

  • ра с с прос ить
  • бе з з астен чивый
  • бе с с овест ный
  • ру с с к ий
  • со н н ый

Написание сло­ва «рас­счёт» или «рас­чёт» достав­ля­ет затруд­не­ние в выбо­ре одной или двух бук­вы «с». Оно обра­зо­ва­но от гла­го­ла «рас­счи­тать», кото­рый пишет­ся с дву­мя бук­ва «с» на сты­ке двух морфем:

А сло­во «рас­чёт», как ста­ло ясно из выпол­нен­но­го мор­фем­но­го раз­бо­ра, име­ет корень -чет- и при­став­ку рас-.

Расчет как пишется

В напи­са­нии этих слов ори­ен­ти­ру­ем­ся на такую орфо­гра­фи­че­скую закономерность:

Сравним:

  • расч е тный, расч е тчик;
  • рас­сч и тать, рас­сч и тывать

Чтобы усво­ить пра­виль­ное напи­са­ние иссле­ду­е­мо­го сло­ва, про­чтём при­ме­ры предлоджений.

Примеры

Горничная нако­нец полу­чи­ла пол­ный расчёт.

Твой мер­кан­тиль­ный рас­чёт не оправ­дал себя.

Следует при­нять в рас­чёт её неком­пе­тент­ность в этой ситуации.

Как правильно пишется слово «расчёт»

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ароматический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «расчёт&raquo

Синонимы к слову «расчёт&raquo

Синонимы к слову «расчет&raquo

Предложения со словом «расчёт&raquo

  • Познавательные способности помогают принимать абстрактные решения и делать точные расчёты.

Цитаты из русской классики со словом «расчёт»

  • И расчет никогда не обманывал его: он безмятежно засыпал вплоть до утра, с наступлением которого вновь повторялся вчерашний день с тою же выпивкой, с тем же отъезжим полем и теми же потрясаниями.

Сочетаемость слова «расчёт&raquo

Каким бывает «расчёт»

Значение слова «расчёт&raquo

РАСЧЁТ , -а, м. 1. Действие по знач. глаг. расчесть, рассчитать—рассчитывать и расчесться, рассчитаться—рассчитываться. Расчет налога. Строевой расчет военнослужащих. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «расчёт&raquo

    по любви… О, это, конечно, очень хорошая вещь! К сожалению, такие браки очень редки. Чаще всего под ними разумеются браки по влюбленности. Да ведь такие браки — самые ужасные из всех! Ужаснее даже, чем холодные браки по взаимному расчету. Там люди, по крайней мере, видят, что берут.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «расчёт&raquo

РАСЧЁТ , -а, м. 1. Действие по знач. глаг. расчесть, рассчитать—рассчитывать и расчесться, рассчитаться—рассчитываться. Расчет налога. Строевой расчет военнослужащих.

Предложения со словом «расчёт&raquo

Познавательные способности помогают принимать абстрактные решения и делать точные расчёты.

На смену векам идеальным пришло время холодного расчёта и корыстолюбия.

Вторая программа не позволяет делать расчёты траекторий спуска длиннее 7000 км.

Синонимы к слову «расчёт&raquo

  • подсчёт
  • прикидка
  • пересчёт
  • клиринг
  • списание

Синонимы к слову «расчет&raquo

  • вычисление
  • предположение
  • намерение
  • корысть
  • выгода

Ассоциации к слову «расчёт&raquo

  • деньги
  • вычисления
  • коэффициент
  • счёт
  • расход

Сочетаемость слова «расчёт&raquo

Каким бывает «расчёт»

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Использование ситуационных задач на уроках физики является действенным инструментом для формирования у учащихся познавательных навыков и ключевых компетентностей в соответствии с требованиями современных стандартов образования, а также средством для оценки компетенций учащихся.

Целевое предназначение введения ситуационных задач в учебный процесс определяется тремя основными позициями:

  • формирования системы универсальных учебных действий;
  • обеспечения условий для применения предметных ЗУНов в новых, незнакомых для учащихся межпредметных ситуациях;
  • приобретения учащимися опыта решения задач жизненного характера.

Ситуационные задачи погружают ученика в проблемное поле реальной практической ситуации, позволяют в ходе решения интегрировать знания, полученные в процессе изучения разных дисциплин. Ученик при решении ситуационного задания получает возможность осваивать интеллектуальные операции: ознакомление — понимание — применение — анализ — синтез — оценка, последовательно в процессе работы с информацией в текстах задачи. Учитель, использующий ситуационные задачи, получает средство для оценки компетенций учащихся — освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности.

Структура ситуационной задачи задаётся следующими элементами:

1. Название ситуационной задачи (задача должна иметь привлекательное название).

2. Личностно-значимый познавательный вопрос (особенность ситуационной задачи в том, что её главный вопрос формулируется впереди текстов задачи и должен быть обращён непосредственно к личности ученика; часто перед вопросом помещается некое предваряющее рассуждение, которое помогает заострить личностное обращение).

3. Набор текстов, предназначенный для ответа на личностно-значимый вопрос, представленный в разнообразном виде (выдержки из газет, журналов, энциклопедий, других источников; таблицы, графики, статистические данные).

4. После формулируются шесть заданий по работе с информацией в текстах ситуационной задачи: на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценку. Задания выполняют роль своеобразной «лестницы» из 6 ступенек, прохождение по которой помогает выполнить ряд подготовительных действий и в конечном итоге подвести к ответу на главный личностно-значимый вопрос ситуационной задачи.

При формулировании этих шести заданий ситуационной задачи рекомендуется использовать конструктор задач д. п. н. Л.С.Илюшина.

Категория учебных целей

Их краткая характеристика

Ознакомление

Запоминание и воспроизведение изученного материала. Общая черта — припоминание соответствующих сведений от фактов до теорий.

Понимание

Преобразование материала из одной формы в другую, интерпретация материала учеником, предположение о дальнейшем ходе событий.

Применение

Умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий.

Анализ

Умение разбивать материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Вычисление частей целого, выявление взаимосвязей, осознание принципов организации целого.

Синтез

Умение комбинировать элементы, чтобы получился новый продукт. Сообщение, план действий, схемы.

Оценка

Умение оценивать значение того или иного материала по четким критериям. Критерии могут определяться самими учениками или задаваться ими извне.

Пример ситуационной задачи по теме «Рычаги в быту и технике»

7 класс.

Тема 1. «Равновесие твёрдых тел. Простые механизмы»

Тема 2. «Равновесие в жидкостях и газах. Закон Паскаля

Для решения задачи ученик должен знать основные понятия и законы:

  • рычаг, точка опоры, плечо силы, момент силы, условие равновесия рычага, выигрыш в силе, «золотое» правило механики;
  • давление жидкостей и газов; закон Паскаля, устройство и принцип работы гидравлического пресса, тормоза;
  • делать математические преобразования формул и расчёты.

Ученик освоит (научится):

личностные результаты:

  • обосновывать необходимость и значимость для себя понимания основных физических величин (плечо силы, момент силы, выигрыш в силе), условия равновесия рычага, практического использования закона Паскаля;
  • проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний.

формируемые УУД:

  • владеть смысловым чтением текстов разного вида с целью решения учебных задач и удовлетворения познавательных интересов;
  • устанавливать связи между элементами содержания, выявлять закономерности в наборе фактов, данных;
  • переносить усвоенные способы действий в новые контексты.

проверяемые УУД:

  • применять полученные знания (для понимания принципов действия технических устройств);
  • преобразовывать одну форму представления информации в другую;
  • анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

Рычаги в быту и технике

Список литературы

  1. Акулова О.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. СПб.: КАРО, 2008, 96 с.
  2. Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач: учебно — методическое пособие / сост.: Слобожанинов Ю.В. — Киров, 2012. — 72с.
  3. Илюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся. В кН. Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ / сост. О.Е.Лебедев. — СПб.: «Бизнес — пресса», 2006. — 160с.

miho 3 Художник и создатель галереи MihoArt Михо Эбаноидзе уверен, что в любом деле, а особенно в искусстве, важно трудиться. Какие еще качества нужны начинающему художнику, чего не хватает арт-сцене острова и почему научить ребенка писать проще, чем взрослого? Обо всем этом — в беседе с Михо.

— Михо, вы «мультиинструменталист» в сфере искусства: рисуете картины, создаете фрески и мозаики, занимаетесь реставрацией. Какое из этих дел вам ближе всего и почему?
— В первую очередь я — художник, и учился по классу живописи. Все остальные сферы искусства мне нравились, и я уделял им внимание. Так сложилось, что мой интерес перерос в более конкретные дела, к тому же этому способствовали мои учителя. А реставрацией я начал серьезно заниматься на Кипре в мастерских архиепископии в середине 90-х. Ведь теория и практика были еще со студенческих лет. И все же я — художник. Краски и холст дают мне возможность самовыражаться, передавать свое видение, если хотите, свои сны.

— Опишите свой обычный день, как часто и где вы пишете? Нужна ли для этого особая обстановка?
— Обстановка нужна и даже очень, нужен настрой, чтобы писать и заниматься творчеством. Пишу в мастерской и дома. Обычно встаю рано, ложусь спать поздно, так повелось. Хотя я по жизни «сова», осталась все же армейская привычка, когда служил в 80-х. Мой рабочий день обычно начинается в 9:30 утра в мастерской, и понеслось — уроки, встречи. Так работаю до 20:00, а то и до 21:00. Потом домой, ужин в кругу моей любимой семьи, обдумывание и обсуждение планов на следующий день, какие-то зарисовки или иногда встречи с друзьями. Есть еще и общественные дела. Поскольку я вхожу в Совет по культуре муниципалитета Гермасойи, активно участвую в обсуждении планов и проектов в области культуры. Также выпадает дежурство в церкви Св. Георгия Франкуди, так как я вхожу в церковный совет при храме. Так что, свободного времени мало. Даже в эти тяжелые времена скучать не приходится — жизнь не стоит на месте.

— Когда вы впервые оказались на Кипре?
— Впервые я попал на Кипр в 92-ом году прошлого века. Привез выставку современных художников бывшего Советского Союза. Помогли организовать выставку на Кипре мои друзья-киприоты, которые учились в СССР.

— Вы профессионал международного уровня и могли работать в любой стране, почему решили остаться здесь?
— Вы правы, но попав на Кипр я увидел маленькую Грузию, очень похожую на мою историческую Родину. Тот же колорит, цвета, море, еда. Но особенно — люди. Я и до Кипра бывал в некоторых странах, и переехал сюда из Москвы! Но нигде не встречал людей, похожих на южан, таких, как в тех местах, где я вырос. Это обстоятельство покорило меня больше всего, и я никогда не жалел и не жалею о сделанном выборе.

miho 1

— С 1992 года в Лимассоле работает ваша арт-галерея. Срок внушительный, как за это время менялось отношение местного населения к вам и вашей работе?
— Все начиналось в маленькой мастерской в Старом городе. Она и сейчас небольшая, но не сравнить с моим первым местом работы. Вы знаете, когда вы — турист, то отношение одно, когда приезжаешь работать — совсем другое. Наверное, многим вашим читателям это знакомо. С менталитетом мне было проще, но язык, законы, уклад жизни — ко всему нужно привыкнуть, выучить. Надо работать по 25 часов в сутки, чтобы найти свое место под кипрским солнцем. Я всегда чувствовал поддержку своей семьи и моих кипрских друзей, которые нам помогали и помогают как в жизни, так и в творчестве. Всегда было интересно местному населению увидеть, как иностранец перенесет на холст кипрскую природу и кипрскую жизнь. Я горд, что стал частью кипрской жизни, лично знал президентов Республики Кипр и архиепископов Кипрской Православной Церкви. Во время первого официального визита Президента Кипра господина Никоса Анастасиадиса в Грузию в апреле 2019 года была заказана в подарок картина Грузинского монастыря VII-X в.в. в деревне Йалья в районе Полиса Хрисохуса. Я написал картину, и ее вручили Президенту Грузии г-же Саломэ Зурабишвили. И это — оценка моей жизни и работы в этой стране!

— Также вы вице-президент Ассоциации средиземноморских художников (AMA). Расскажите, чем занимается ассоциация и кто в ней сегодня состоит?
— Все началось с творческого объединения «Лимассольская Палитра», потом к нам стали обращаться иностранцы из разных концов Средиземноморья и не только. Тогда мы вместе с Анной Романенко решили создать ассоциацию международного уровня и объединить художников из разных стран. В Союз Художников Средиземноморья (АМА) входят как профессионалы, так в любители: художники, скульпторы, монументалисты. Организуем выставки в разных частях нашего острова и за рубежом, в том числе и благотворительные. Одна из основных статусных выставок — ежегодная выставка в день Народного Единства в Российском центре науки и культуры в Никосии. Мы даем путевку в жизнь молодым художникам.

— Чего сегодня не хватает арт-сцене Кипра?
— Раньше в Лимассоле, да и в целом на острове, было мало арт-объектов, скульптур, да и галерей. Остров был, да и сейчас остается, консервативным. Английское колониальное прошлое не давало острову развивать искусство, киприоту было тяжело учиться или творить. Сейчас многое изменилось, особенно за последние 10 лет. Чего только стоит проведение осенью уже второго биеннале на Кипре, или Парк скульптур в Айя-Напе, или ежегодный стрит-арт фестиваль в Лимассоле! Это международный смотр современного искусства. Очень много молодежи учится по арт-направлению, проводится множество выставок, только в Лимассоле появился десяток галерей. Приезжают знаменитые художники, организуются пленэры, проводятся фестивали. А такой значимый, как Кипрско-российский фестиваль, стал одним из главных культурных событий острова. А чего не хватает в искусстве? Хорошо, шикарно приготовленное блюдо без соли и перца теряет какую-то свою изюминку. Так вот, не хватает профессионализма. В последние годы повелось, что все взявшие кисть, карандаш или пастель и работающие год, может два, думают что они уже состоявшиеся художники, и не прислушиваются к советам профессионалов, которые в творчестве по 30-40 лет. Чтобы стать паровозом, вагончику нужно заменить ходовую часть, оснастить двигателем. То есть, нужно работать и работать.

— Вы также коллекционируете искусство, каким художникам и работам отдаете предпочтение?
— Искусство многогранно и многолико. Я все время это говорю. Коллекционирую все, к чему лежит душа и возможности, может быть как картина известного художника, так и любителя, даже ученика. Главное, если я вижу ту «изюминку», которая трогает душу. И не важно, картина это, или скульптура, или изделие из металла или камня.

— Как относитесь к современному искусству, которое бывает довольно противоречивым?
— Да, современное искусство бывает разное, но и классическое искусство в свое время было разным. Здесь спор не приведет ни к чему. Как говорят на Кипре, «кто-то любит сувлу, а кто-то шефталью». Главное чтобы автор писал свое, не чей-то сюжет, а свое. Тогда это творчество. Примеров много, один из них, который я привожу ученикам: в XVI веке в эпоху классицизма и инквизиции творил монах Босх. Это и есть мой ответ про современное искусство.

— Есть ли у вас любимый художник? Почему именно он?
— Вы знаете, и до нас были и после нас будут великие и значимые художники. Я сам вырос на творчестве больших мастеров, таких как Нико Пиросмани и Ладо Гудиашвили, как Шагал и Пикассо, как Малевич и Кандинский, как Великий маринист Ованнес Айвазян (прим. — Иван Айвазовский). Сам являюсь учеником Зураба Константиновича Церетели. Но я для себя выделяю Амедео Модильяни. Это мое личное, и объяснить почему — тема для еще одного интервью.

— Вы проводите занятия живописи для детей и взрослых, с кем легче работать? Можно ли в принципе научить человека рисовать с «нуля», если он никогда этим не занимался?
— Конечно, работать с детьми проще, как бы это странно ни звучало. Я работаю с детьми более 30 лет. Ребенок, как губка, ему все интересно, и ты видишь рост. Со взрослыми иначе. Мало взрослых, которые хотят именно учиться писать, многие сразу хотят создавать шедевры. Мало кто хочет начинать с карандаша и идти дальше. Как правило, они желают сразу писать маслом и в музей. Хотя есть и исключения, и это радует. Еще, взрослые хотят писать с фотографии, а не с натуры, что неправильно. У человеческого глаза восприятие цвета и пространства другое, нежели может передать камера гаджета. Научить писать можно любого, главное желание работать и практика.

miho 2

— Со своими учениками вы выезжаете на пленэры. В каких необычных, красивых местах Кипра удалось побывать?
— Кипр прекрасный остров, мест которые хотелось бы писать очень много. Со взрослыми мы выезжаем на пленэры за пределы города. С детьми мы обычно работаем в центральном парке города и в зоопарке, где мы учимся писать природу, животных и птиц. Как правило, в начале лета.

— Что можете посоветовать начинающему художнику?
— Любители искусства! Работайте, не ленитесь, и у вас все получится!

Фото из личного архива Михо Эбаноидзе

Материал публикуется при поддержке Правительства Москвы.

Обижаться можно очень по-разному: мы имеем дело как минимум с несколькими видами обиды — и несколькими сценариями таких ситуаций.

Например, часть «обид» определенно связана с возникшей волной cancel culture — культуры отмены. Тут можно проводить параллели разной степени корректности с разными видами «охоты на ведьм», включая довольно жуткие, но хорошо знакомые всем примеры из прошлого столетия, однако итог почти всегда один: группа людей выбирает «обидеться», а затем и «дружить против» вполне конкретного человека. И внезапно его действия, поступки и слова больше не имеют ни презумпции невиновности, ни срока давности.

Вот что получается: с одной стороны, мы вроде бы стали свободнее и стремимся быть «самими собой», быть признанными в обществе, но с другой — граница между «что я могу заявить о себе» и «что могут сказать другие» как будто не до конца прояснена, и тогда между этими полюсами для возникновения обиды остается много свободного пространства. Культура отмены становится самым сложным и драматичным последствием этой свободы самовыражения, наказанием почти без шанса искупить вину, без возможности диалога: социальная смерть — это страшно. Насколько наказание симметрично вине? Насколько свободнее мы становимся на самом деле? Это открытые вопросы.

Еще один способ серьезно обидеться связан с ситуацией последних полутора лет. Мы живем в полностью изменившемся, тревожном и неопределенном мире; глобальная ситуация сильно окрашивается локальными: во многих странах идет резкая смена политической, экономической и социальной повестки, и это тоже не добавляет определенности. Мы оказываемся в состоянии хронического стресса, в котором возникает ситуация «переноса» объекта. Выражаясь бытовым языком, мы выбираем выместить нашу обиду на ком-то, кто удобно подвернулся под руку. Еще можно (см. выше) объединиться в стаю единомышленников, чтобы уж точно растоптать жертву. Удобно? Удобно. Негуманно? Абсолютно бесчеловечно.

Фото: Света Муллари

Третий вид обид хорошо знаком именно российскому читателю: «я против системы». Он связан с двумя соприкасающимися обстоятельствами. Во-первых, конфликт с системой понятен почти каждому жителю Советского Союза, а впоследствии и России, дискурс «маленький человек против государства» — наше общее место.

Во-вторых, он связан еще и с тем, что вертикальная, директивная власть на протяжении десятилетий размывала наши личные границы. Скажем, на контрасте с жителями многих других стран, имеющими очень четкие личные границы, мы не всегда отдаем себе отчет, где заканчиваемся мы и начинается наш партнер, наш ребенок, наши родители, наши соседи, улица, район, город, страна и т. д. Все немного размыто — и в этой размытости посягательство даже на какие-то очень далекие части «себя» может быть обидным. Кажется, именно этот вид обиды пережили те, кто оскорбился на «Большую глину № 4» Урса Фишера: «нас, как всегда, не спросили» и поставили неожиданно выглядящий памятник на видное место набережной.

Наконец, мы можем иметь дело с «обычной», личной обидой на другого человека, которая, конечно же, в публичном поле легко дорастает до перечисленных ранее форм — и тут самое время поговорить о том, как же обида работает.

Мы не всегда отдаем себе отчет, где заканчиваемся мы и начинается наш партнер, наш ребенок, наши родители, наши соседи, улица, район, город, страна и т. д.

Представим ситуацию, что молодой человек Андрей договорился о свидании с девушкой Дашей, с которой уже месяц встречается: Андрей испытывает к Даше симпатию и чувствует, что ей он тоже нравится. В очередной раз они запланировали свидание, Андрей нашел время в своем плотном трудовом графике и даже перенес пару рабочих встреч, но… девушка не пришла, с опозданием написав, что у нее заболел кот и ей пришлось поехать с ним в ветеринарку. Андрей обиделся на Дашу: он мнет в руках телефон и порывается то ли написать ей гадость, то ли заблокировать ее контакт. Какие чувства он в этот момент испытывает и что ему во всей этой ситуации делать?

Обида — переживание комплексное; у Андрея были ожидания, связанные с Дашей, и, что важно, Даша для него уже стала значимым человеком. Ожидания не оправдались; возможно, Андрей думает, что дело не в коте. И тогда, с одной стороны, Андрей злится и ждет, что Даша попросит у него прощения хотя бы за позднее предупреждение, а с другой — юноша может испытывать стыд, потому что ему кажется, что девушка дала ему сигнал, что он как будто бы не очень классный, не очень важный в ее жизни — уж точно не важнее кота. Андрей уязвлен. Что же ему делать? Уж точно не писать Даше гадости и не добавлять в черный список, правда?

Андрею стоит допустить, что Даша не хотела его обидеть, и признать, что, если он обиделся, значит, девушка стала для него значимой. И это нормально. Да, молодой человек перед ней уязвим и рискует узнать, что дело и правда может быть не в коте, но иногда этого достаточно, чтобы перестать обижаться и поговорить. Если люди дороги друг другу, им легче извиниться, сказать: «Я сожалею» — независимо от реальности вины.

Еще Андрею стоит внимательно разобраться в своих ожиданиях: а какие они были? Например: «Я ей нравлюсь, она меня любит, я для нее важнее, чем любой кот, я отменял свою встречу ради свидания с ней, и справедливо, если она так же поступит в отношении меня — позвонит, а не напишет. А может, даже попросит приехать, если дело будет действительно в коте». Андрею стоит допустить, что эти ожидания или их часть — только его. Предположим, позже он узнает, что Даша со своим любимым котом Волдемортом уже пять лет вместе, и он был рядом, когда девушка переживала смерть близкой подруги, и к ветеринару действительно пришлось ехать внезапно — тут, вероятно, молодому человеку придется смириться, что еще какое-то время кот в жизни Даши будет заслуженно более важной фигурой, а просто важной — всегда.

Наконец, если Андрею и это не поможет, ему стоит задуматься, зачем он продолжает обижаться на Дашу. Обида может быть удобной — например, если Даша почувствует себя виноватой, то Андрей может получить особенно нежное ее внимание к себе в следующий раз. Или же вместо свидания Андрей может почувствовать себя вправе встретиться с друзьями, к которым без обиды на Дашу он бы и не поехал. Иногда обида — это еще особый способ остаться в отношениях. Выразить открыто свой гнев как будто нельзя, а уйти Андрей не хочет или не может.

Если подытожить, обида возникает там, где нельзя прямо выразить злость: мы уязвлены каким-то значимым для нас человеком, а таким людям злость выразить сложно. Обида может быть очень информативной: если к ней присмотреться, можно обнаружить свои ожидания, свою уязвимость, то, чего от другого стоит ждать и не ждать. А еще — понять, чем обида вам удобна, и задаться вопросом, почему не получается то же самое без нее.

В общем, мы имеем дело с целым набором социально-психологических явлений и даже под бытовой «обидой» часто понимаем довольно сложный комплекс переживаний. Главное, нужно помнить: если обида занимает большое место в вашей жизни, пожалуйста, обратитесь за психологической помощью к специалистам.

Планету охватило новое поветрие: как будто бы стало модно обижаться всем и на все. Вот только несколько обидок последнего времени, которые для примера вспомнила редакция:

  • русские женщины обижались на Манижу, выступающую на «Евровидении»;
  • семья Гуччи обижалась на «Дом Gucci»;
  • довольно абстрактно очерченные в законе «чувства верующих» обижались на вполне конкретные случаи, многим казавшиеся достаточно невинными;
  • режиссер Богомолов обижался на «новую этику» — и, кажется, это было взаимно;
  • москвичи обижались на «Большую глину № 4» Урса Фишера — да так интенсивно, что обида выплеснулась далеко за пределы столицы;
  • многие обижались на QR-коды;
  • ваксеры обижались на антиваксеров — и наоборот;
  • наконец, почти все обижались на коронавирус, хотя коронавирус ни на кого не обижался и просто продолжал выполнять свою достаточно понятную эволюционную программу.

Главное про обиды в вопросах и ответах

  • Люди действительно стали более обидчивыми, или они начали выносить обиду в публичное поле?
  • Это что-то поколенческое?
  • Как устроена обида?
  • Что мне делать с моей обидой?
  • Меня игнорируют, как быть?
  • А если обижаются на меня?
  • Как тактично поговорить с очень обидчивым другом?
  • Надо ли разделять общественную обиду? 
  • Как правильно «обижаться» и высказывать свои чувства?

Люди действительно стали более обидчивыми, или они начали выносить обиду в публичное поле?

Люди одновременно и остаются теми же, и меняются вместе с обществом и средой. Мы живем в мире социальных медиа, где личная повестка становится общественной, и любые мнения высказываются публично и могут кого-то задеть. Если говорить про поколенческую тенденцию, то кажется, что молодые люди, с одной стороны, стали свободнее, и стремятся быть такими, какие есть, иметь место, быть признанными в обществе. При этом граница между «я могу заявить о себе» и «что могут сказать мне» как будто еще не ясна, и тогда для обиды остается много пространства.

То есть это какая-то поколенческая штука?

Важно не забывать, что последние полтора года мы живем в изменившемся мире. Это отдельная тема, но старый мир определенности для нас во многом потерян. При этом невозможно все время осознавать тревогу, потерю, страх и беспомощность — и с начала пандемии она то уходит в фон, то возвращается, уже в каком-то новом виде. Скажем так, мы живем в хроническом стрессе. И реагируем «бей, беги или замри». Бежать как-то особенно не получается — весь мир переживает одну и ту же тревожную нестабильность. И, если ты не замираешь, остается реакция «бей». Люди ссорятся, нападают друг на друга, защищаются. В целом, уже не так важно становится, на что обиделись — на маски, на прививки, или на что-то еще — дефицита в новостях у нас нет.

Старшим поколениям тяжелее всех: они много пережили и много неопределенности прошли; информационное поле подогревает их ощущение, что на привычный мир нападают, он рушится. И это больно.

Окей, а как устроена обида?

Обида связывается с ощущением несправедливости. При этом тот, кто обидел — должен быть значимым, действие — достаточно внезапным, ожидания — обмануты. Обида сохраняется, пока мы ждем от человека (на его месте может быть и общество), чтобы он признал, что сделал что-то не так и извинился. Обида — это эмоциональный коктейль злости, которую невозможно выразить, уязвленности, даже стыда — тот, кто нас обидел, как бы намекает, что с нами можно не считаться. И вот тут нам хочется восстановить свою значимость с тем, чтобы другой почувствовал себя виноватым. Напрямую отомстить или отойти не получается.

Ну, а если я на кого-то обижаюсь, что мне делать с моей обидой? Обидно же!

Как и в примере с Андреем, представьте, что другой не хотел вас обидеть специально. Отметьте, что это значимый для вас человек. Если вы действительно дороги друг другу, вам легче будет извиниться и простить.

Попробуйте допустить, что ваши несбывшиеся ожидания — только ваши. Другой мог быть не в курсе этих ожиданий и чувств. Если это близкий, спросите у него, знал ли он о них?

Если продолжаете обижаться — подумайте, а зачем это вам? Возможно, одна эта мысль резко снизит остроту вашего чувства.

Кроме того, обида может дать вам информацию, а чего не стоит ждать от обидчика? И если вы раз за разом продолжаете ждать от этого человека несбыточного и обижаться, здесь тоже появляется хорошее поле для самоисследования — а что дает эта обида вам? Может быть, обижаться — единственный для вас способ получить внимание обидчика, или поддержку тех, кому вы на него пожалуетесь.

А если я обижен на кого-то большого, с кем так просто не поговоришь — на Собянина, на Фишера, на московские власти, на коронавирус — тут-то как быть? Мэр на меня не реагирует, коронавирус — тоже.

И снова — допустите, что вас не хотели обидеть. Обычно этому «большому» или все равно на вас, или они делают то, что укладывается в их собственные представления о нужности, красоте и т.д. — и эти представления не совпадают с вашими. Может быть, вам удастся увидеть ситуацию по-другому?

Большое на то и большое, что в общении с ним часто чувствуешь себя беспомощным, маленьким и слабым. С чем-то из «большого общественного» при этом можно бороться — не ждать, когда это сделает кто-то за вас. Но где-то приходится смиряться со своей беспомощностью и переключаться на то, что вы реально можете сделать.

Если вы ловите себя на том, что вините все вокруг, попадаете в это эмоционально, вам кажется, что над вами издеваются, — остановитесь, посмотрите — а что с вами в этот момент происходит?

Возможно, вам очень тревожно. Например, невозможно злиться на вирус, а вот на власть, которая принимает решения о локдауне или вакцинации — можно. Разделите с кем-нибудь свою тревогу, попросите поддержки, подумайте, что можете сделать для себя. Самые простые вещи — самые действенные. Гулять, есть, спать, обнимать других людей. Позаботьтесь о тех, кто рядом.

И если вам кажется важным бороться — делайте то, что по силам. Но не зависайте в этой борьбе все время, выходите из постоянного потока негативной информации.

Возможно, что-то происходит или не происходит в вашей собственной жизни, в ней есть неудовлетворенность, которая выражается в обиде на большое общественное?

Если это так, стоит обратиться от общественного к частному. К жизни, в которой есть ответственный — вы. Тогда выходит, что нет виноватых, и именно вы в силах сделать так, чтобы в вашей жизни появлялись любовь, справедливость, смысл, удовлетворение и признание.

А если обижаются на меня?

Зависит от того, кто обижается, и что вы хотите с этим сделать. Если в том, что на вас обиделись, есть ваша конкретная вина, попробуйте признать ее, особенно если вы любите обидевшегося — всегда можно извиниться и поговорить с ним. Но в целом — невозможно сделать так, чтобы никто на вас не обижался, оставьте другим право на их переживания. Если с кем-то вы всегда чувствуете себя виноватым, возможно, это — деструктивные отношения. Опять же, это — не повод в ответ обвинить того, кто обижается, но повод попробовать разобраться в этой ситуации вместе с психологом.

А как тактично поговорить с очень обидчивым другом? Он постоянно на меня обижается, и мне сложновато?

Если человек вам дорог и обижается на вас — это значит, что вы для него значимы. Если вы не обижаете его специально, посмотрите, что с вами происходит, когда друг обижается? Вы чувствуете себя виноватым? Ответственным за его настроение? Обижаетесь в ответ? Или, может, злитесь? Отмечать и осознавать это важно, чтобы не проваливаться в хроническую вину, чтобы понять, хотите ли вы вообще что-то делать в этой ситуации, хотите ли вы поговорить с этим другом и выразить ваши чувства?

Как это сделать? Например, так: «Слушай, я в растерянности, мне сложно, когда ты обижаешься. Я не хотел тебя ранить». Воздержитесь от того, чтобы обвинять в ответ. И, возможно, вам удастся поговорить, и этот разговор выведет вас из этой ситуации. Иногда достаточно сказать, что человек важен для вас, вам жаль, если вы чем-то задели его.

Помните, что люди иногда становятся обидчивыми в состоянии хронического стресса, на фоне каких-то событий, усталости, депрессии. И если вы можете дать поддержку своему другу — дайте. Но иногда обидчивость — это просто особенность характера и поведения, и с этим вашему другу придется разбираться самому. Оставьте ему такое право.

Все вокруг обижаются на что-то общественное, и я как будто невольно вовлекаюсь в это. Как мне на такое реагировать?

Мы — социальные существа, и эмоционально подключаемся к тому, что происходит вокруг. Мы можем сочувствовать страдающим и обиженным, наше чувство справедливости могут задеть внешние обстоятельства, наконец, мы можем чувствовать себя беспомощными перед большими процессами и людьми.

Еще мы можем подключиться через стыд и вину: не принимая участия в защите обиженных, мы можем чувствовать себя виноватыми в бездействии. По-хорошему, это избыточный стресс, которого и в частной жизни достаточно. Если вам тяжело, стоит минимизировать информационный поток, отписаться от особо эмоциональных людей, если их публичные высказывания в соцсетях вас «заводят». Делайте посильное для себя в общественном поле, если это для вас важно, но не забывайте про свою жизнь, делайте то, что у вас получается, и там, где вы можете увидеть результат. Не получается на работе — делайте это в спорте или в хобби. Это важно. Позаботьтесь о близких, попросите поддержку у них, обнимите близкого человека. В конечном счете мы не можем все контролировать и во всем участвовать — важно понимать это и беречь себя.

Как правильно «обижаться» и высказывать свои чувства?

Если в вашу сторону нет явного оскорбления, всегда допускайте, что вас не хотели обидеть. Иногда, когда эмоции захлестнули, важно отойти в сторону, успокоиться, понять, что с вами происходит, и попробовать встать на место другого человека. Здорово, если вы можете найти в себе силы сказать: «слушай, то, что ты говоришь, задевает меня, мне обидно». Вы можете прояснить, что другой имел в виду.

При этом может так случиться, что человек не хочет и не может вам дать то, чего вы ожидаете. Если вы остаетесь в отношениях, где вы хронически обижаетесь, скорее всего, вы предпочитаете оставаться в некой иллюзии, это может быть вашим паттерном в отношениях, обычно — отыгрыванием некоего детско-родительского сценария. Если вы так больше не хотите — это хороший повод, чтобы обратиться за помощью к психологу.

Спасибо, но все ваши советы что-то не помогают…

Если вас что-то или кто-то постоянно задевает, и это заметно мешает вам жить — это, опять же, хороший запрос на работу вместе со специалистом.

Adblock
detector