Меню

Мешала непогода а другие обстоятельства как пишется

станционных смотрителей, кто с ними (не)бранивался? 2) (Не)правдою счастья вряд ли добудешь. 3) (Ни)кому не поверю, что другую ты любишь. 4) (Ни)кто не слыхивал о путях-дорогах в Беловодское царство.
2. В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется слитно? 1) (Не) получается вовремя телеграмма заставила нас изменить планы. 2) В (не)которых селах до сих пор из гоняют из домов всякую (не)чисть. 3) Воевода был (не)молод и (не)стар. 4) (Ни)у кого (не) хватило смелости признать свои ошибки.
3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 1) Жених её, (не)ласковый и (не)добрый человек, был известен на всю округу своим жестоким нравом. 2) Громкие речи отнюдь (не)всегда признак ума. 3) (Не)грамотность инженера-конструктора стала причиной его (не)легкого разговора с директором завода. 4) Владимир был худ и (не)хорош собою.
4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 1) (Не)угомонность и (не)устрашимость В.К. Арсеньева в изучении Дальнего Востока поражала его современников. 2) Заносчивость — (не)прочный материал: трещит при первом испытании. 3) Софья Павловна (не)так виновата, как кажется. 4) (Не)побежденные и (не)покоренные ленинградцы стали символом стойкости и воли к жизни.
5. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 1) Иной раз и честно, да (не)уместно. 2) (Не)прекращающаяся боль туманила сознание. 3) Детей иметь кому ума (не)доставало? 4) (Не)спросясь броду, (не)суйся в воду.
6 . В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Душа, никогда (не)страдавшая, (не)может постичь счастья.
2) Выбирай друга (не)торопясь, ещё меньше спеши променять его.
3) Грибок (не)высок, да крепок.
4) Мне (не)дорог твой подарок — дорога твоя любовь.
7. В каком предложении НЕ со словом (или словами) пишется раздельно?
1) (Не)стыдно и (не)вредно (не)знать — стыдно лениться учиться.
2) (Не)дружелюбие хозяина смутило гостей.
3) (Не)вежественность есть (не)достаток ума.
4) (Не)званый гость хуже татарина.
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ(НИ) пишется слитно?
Не(1)подвергай осмеянию не(2)достатки и слабости других, помни, что насмешки боится даже тот, кто уже ни(3)чего не(4)боится на свете.
1) 1, 2, 4
2) 2, 3, 4
3) 2, 3
4) 1, 3, 4
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ(НИ) пишется слитно?
Этот не(1)благонадёжный человек ни(2)перед кем шапки не(3)ло-мает, ни(4)кто ему не(5)указ.
1) 1, 4, 5
2) 1, 2, 4
3) 1, 4
4) 2, 3, 5
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ пишется слитно?
Достойный человек не(1)тот, у кого нет не(2)достатков, а тот, у кого есть не(3)сомненные достоинства и не(4)раз повторенные добрые дела.
1) 2, 3, 4
2) 1, 2, 3
3) 2, 3
4) 2, 3, 4
11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ пишется раздельно?
Не(1)прекращающийся дождь в не(2)большом захолустном городишке, стоявшем над не(3)глубокой рекой, нагонял не(4)преходящую тоску на приезжего, так и не(5)сумевшего найти себе достойное занятие.
1) 3, 4
2) 4
3) 1, 4, 5
4) 5
12. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Дворник наш (не)способен и муху обидеть.
2) Без дружбы никакое общение (не)имеет смысла.
3) (Не)каждый способен на благородные поступки.
4) (Не)лестный отзыв о способностях Лизы покоробил Петрова.
13. В каком предложении НЕ со словом (или со словами) пишется слитно?
1) Веди себя прилично: ты (не)умнее и (не)лучше окружающих!
2) Нивы были (не)скошены, зерно (не)убрано; ни на минуту (не)прекращающиеся дожди вызывали тревогу сельчан.
3) (Не)торопливые беседы с отцом нравились (не)поседливому мальчику.
4) Слушать твои советы — далеко (не)лучшее дело?
14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых НЕ пишется раздельно?
Не(1)смотря на не(2)погоду, клубника уродилась не(3)крупная, но сладкая и не(4)обыкновенно яркая, не(5)по-сибирски ароматная.
1) 2, 3
2) 1, 3
3) 1, 5
4) 5

Ответ №1

Ответ:

1) Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? 2) Неправдою счастья вряд ли добудешь. 3) Никому не поверю, что другую ты любишь. 4) Никто не слыхивал о путях-дорогах в Беловодское царство.  

2.  1) Не получается вовремя, телеграмма заставила нас изменить планы. 2) В некоторых селах до сих пор изгоняют из домов всякую нечисть. 3) Воевода был не молод и не стар. 4) Ни у кого не хватило смелости признать свои ошибки.  

3. 1) Жених её, неласковый и недобрый человек, был известен на всю округу своим жестоким нравом. 2) Громкие речи отнюдь не всегда признак ума. 3) Неграмотность инженера-конструктора стала причиной его нелегкого разговора с директором завода. 4) Владимир был худ и нехорош собою.  

4.  1) Неугомонность и неустрашимость В.К. Арсеньева в изучении Дальнего Востока поражала его современников. 2) Заносчивость — непрочный материал: трещит при первом испытании. 3) Софья Павловна не так виновата, как кажется. 4) Непобежденные и непокоренные ленинградцы стали символом стойкости и воли к жизни.  

5.  1) Иной раз и честно, да неуместно. 2) Не прекращающаяся боль туманила сознание. 3) Детей иметь кому ума недоставало? 4) Не спросясь броду, не суйся в воду.  

6. 1) Душа, никогда не страдавшая, не может постичь счастья.

2) Выбирай друга не торопясь, ещё меньше спеши променять его.

3) Грибок невысок, да крепок.

4) Мне не дорог твой подарок — дорога твоя любовь.

7. 1) Не стыдно и не вредно не знать — стыдно лениться учиться.

2) Недружелюбие хозяина смутило гостей.

3) Невежественность есть недостаток ума.

4) Незваный гость хуже татарина.

8. Не подвергай осмеянию недостатки и слабости других, помни, что насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете.

9. Этот неблагонадёжный человек ни перед кем шапки не ломает, никто ему не указ.

10. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть несомненные достоинства и не раз повторенные добрые дела.

11. Непрекращающийся дождь в небольшом захолустном городишке, стоявшем над неглубокой рекой, нагонял непреходящую тоску на приезжего, так и не сумевшего найти себе достойное занятие.

12. 1) Дворник наш не способен и муху обидеть.

2) Без дружбы никакое общение не имеет смысла.

3) Не каждый способен на благородные поступки.

4) Нелестный отзыв о способностях Лизы покоробил Петрова.

13. 1) Веди себя прилично: ты не умнее и не лучше окружающих!

2) Нивы были не скошены, зерно не убрано; ни на минуту непрекращающиеся дожди вызывали тревогу сельчан.

3) Неторопливые беседы с отцом нравились непоседливому мальчику.

4) Слушать твои советы — далеко не лучшее дело?

14. Несмотря на непогоду, клубника уродилась некрупная, но сладкая и необыкновенно яркая, не по-сибирски ароматная.

Тема: «Правописание НЕ с существительными»

Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать выбор написания, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.

Задачи:

Обучающие: совершенствование навыков написания слитного написания НЕ с существительными.

Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;
  • развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;
  • развитие способностей к самостоятельному труду;
  • развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

  • воспитание культуры общения, речи и поведения;
  • вызвать заинтересованность в получении знаний;
  • пробудить любознательность;
  • побудить учащихся к активности;
  • закрепить уверенность в успехе.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: мультипроектор,  презентация, учебник, карточки

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята.   Сядьте все правильно и сложите вместе свои ладошки. Я хочу начать сегодняшний урок с одной очень древней притчи.

«Жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был один человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, — живая или мёртвая?» И тогда мудрец ответил: «Всё в твоих руках…»

 Всё в ваших руках, ребята. А сейчас потихоньку поднимите свои ладошки кверху и откройте их.  У вас с рук сейчас выпорхнула бабочка успеха. И весь урок она будет летать над вами.

  1. Объяснение нового материала.

1. Определение темы и целей урока

  1. (Не)друг поддакивает, а друг спорит.
  2. (Не) заслонишь солнце рукавицей, (не) убьешь молодца (не)былицей.
  3. На сердце ненастье, так и в вёдро дождь.
  4. (Не) смажешь колеса – быстро (не) поедешь. 
  5.  (Не) работа сушит, а забота.

                5.  (Не посеешь) – урожай (не) соберешь

                6. Лентяю все (не)можется да (не)здоровится. 
                7. (Не) спеши языком, торопись делом. 
                8. Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет. 

                9. У( не)ряхи да (не)пряхи нет и путной рубахи.

Прочитайте пословицы, скажите, как вы понимаете их смысл.

Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой с не вам знакомо.  (Повторить правописание не с глаголами)

— Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся. Это имена существительные. Значит, тема сегодняшнего урока: «Не с существительными».

Давайте сформулируем цели урока, используя опорные слова:

Познакомиться с …. (С правилом написания не с существительными)

Учиться….   ( Правильно писать не с существительными)

Вновь обратимся к пословицам. Назовите существительные с не из 2-й и 3-й пословицы(Небылица, ненастье). Отнимете не у этих существительных.

—      Употребляются ли слова небылица и ненастье без не? Объясните, почему вы так считаете?

—  В какой пословице ещё есть такое слово?

— Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас расскажу сказку, а вы постараетесь найти эти слова.

Учитель рассказывает (читает) грамматическую сказку Ф.Кривина.

В те сказочные времена, когда все слова свободно употреблялись без «не», жили в одной стране просвещённые люди — вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева — Ряха, аккуратистка в высшей степени:

Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть короля, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, поладки и урядицы, — когда всё хорошее может употребляться без «не» и поэтому остаётся хорошим?..

Какие слова вы услышали? ( Неряха, негодяй и др.).

Как они пишутся с не?

В каких же еще случаях не с сущ. пишется слитно? Может ли не с существительными писаться раздельно?

  1. Работа с учебником (стр. 100, орфограмма № 32).

Давайте вместе попробуем составить алгоритм применения правила. (приложение)

  1.  Составление алгоритма
  2. Закрепление изученного.
  1. Подберите к словам синонимы, используя слова для справок

Сомнение, болезнь, ложь, беда,

 противник, глупость, рабство,

слякоть, рассеянность,

 возмущение, подозрительность

Слова для справок: негодование, непогода,

нездоровье, невнимательность, неправда,

неприятель, несчастье, неволя,

 невежливость, неуверенность, нелепость

Задание2

Выпишите существительные, которые без не не употребляются.

 (Не)годование, (не)видимка, (не)внимательность, (не)вежа. (не)вежда, (не)грамотность, (не)доверие, (не)забудка, (не)годяй.

 Задание 3:

Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

  1. (Не)погода помешала уборке урожая, а …
  2. (Не)счастье помогло исследователю, а …
  3. (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …
  4. (Не)друг ты мне, а …
  5. (Не)воля ожидала его, а …

4.Тест на первичное усвоение темы «Не с существительными»

А 1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

  1. Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.
  2. Полная (не)лепица.
  3. Причины (не)успеваемости.

А 2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

  1. Прилив (не)нависти.
  2. (Не)знание предмета.
  3. Жизнь красна (не)днями, а делами.

А 3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

  1. Видно (не)ряху по грязной рубахе.
  2. Говорить (не)правду некрасиво.
  3. Говорить (не)правду, а ложь.

Б. Не с существительными пишется раздельно.

  1. (Не)везение преследовало меня.
  2. (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
  3. (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

В. Не с существительными пишется раздельно.

  1. Учение — красота, а (не)учение — слепота.
  2. Сила с (не)правдою не уживаются.
  3. Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

(Ключ к тесту «Проверь себя!»)

А 1 — 2; А 2 — 2; А 3 — 3; А4 — 2; А5 – 3

  1. Рефлексия.

Сформулируйте, пожалуйста, новое знание, которое вы получили сегодня.

Сценка. (Презентация)

1-й ученик

Это я, частица НЕ! Хитра, умна, ловка вполне.

Тут может быть она частицей (держат фразу НЕ ДРУГ, А ВРАГ)

А там — в приставку превратиться (НЕДРУГ),

А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться! (НЕРЯХА, НЕУЧ, НЕВЕЖА)

2-й ученик

Знай! НЕ всегда частица, если от существительного противопоставлением отделится (НЕ ПРАВДА, А ЛОЖЬ)

НЕ — приставка, если слово синонимом заменим одно на другое (НЕПРАВДА=ЛОЖЬ)

3-й ученик

НЕ входит в корень, если слово без неё не имеет смысла никакого, т.е. без НЕ не употребляется! (НЕНАСТЬЕ)

4-й ученик

Запомни навсегда, дружок, чтоб без ошибок написать, ты должен правило об употреблении НЕ с существительными знать!

7. Домашнее задание.

  1. Параграф 43, орфограмма № 32.
  2. Стр. 101, упр. 242.
  3. Дополнительное задание: составить словарик существительных, которые не употребляются без НЕ.

Цель:

  1. Обеспечить усвоение нового материала;
    формировать навыки правописания “не” с именами
    существительными.
  2. Формировать у учащихся умения сравнивать и
    обобщать, выделять главное и создавать алгоритм
    для работы с орфограммой.
  3. Способствовать развитию интереса и любви к
    родному языку.

Ход урока

I.  Орг. момент:

Цитата:

Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и
победно. Б. Житков.

Учитель:

Когда будет от учения “радостно и победно”?

Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно
открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.

Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит
испытать радость от учения.

Внимательно посмотрите на запись, спишите,
вставляя пропущенные буквы:

ПутЕшествие, рюКзак, прИвал, кОстер, кОтелок,
воСхождение, бЕречЬ, бЕседовать, мАршрут, мЕчта,
раСсвет, фотоаППарат.

Объясните правописание слов.

Какой единой темой объединены слова? Какое
слово является ключевым? Правильно. И это не
случайно. Я приглашаю вас в путешествие к новым
вершинам орфографии. Итак, вперед к
Орфографическому Олимпу.

Каждый ряд получает определенного цвета
флажок, при помощи которого будут фиксироваться
достижения на всех этапах урока.

II Объяснение нового материала:

1. Актуализация знаний:

— 1-ой ступенью нашего восхождения будет
зрительный диктант.

“Нет ничего такого в нашей жизни, что не
п
ередать бы русским словом: звучание
музыки, блеск красок, неясность сна”

  • Записать, устно объяснить выделенные
    орфограммы.
  • Схемой объяснить постановку знаков препинания.
  • Всегда ли “не” с глаголами пишется раздельно.
  • Вспомните слова, которые без “не” не
    употребляются. Запишите их, объясняя устно
    лексическое значение:
    Неистовствовать — проявлять ярость
    Негодовать — возмущаться
    Ненавидеть
    Нездоровится
    Неможется
    Недоумевать – сомневаться, удивляться
    Неволить – принуждать

— Какую орфограмму не смогли объяснить? Почему?

— Сформулируйте тему нашего урока и цель нашего
орфографического путешествия.

— Запись темы урока.

2. Объяснение нового материала:

Рассмотрите схему.

Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами
существительными?

Когда пишется слитно, когда раздельно?

img1

 — Проверим свои наблюдения, прочитав § 38.
Дополните наши выводы. Работая в группах,
составьте алгоритм “Правописание “НЕ” с
именами существительными”.

— Презентация алгоритмов.

img2

3. Закрепление изученного.

Замените синонимом или близким по значению
словосочетанием.

Горе – несчастье.

  • Ложь – неправда.
  • Враг – недруг
  • Рассеянность – невнимание.
  • Сомнение – недоверие
  • Составьте и запишите предложения, в которых эти
    существительные с “НЕ” следует писать
    раздельно:

    • Не счастье, а горе сблизило людей.
    • Не правда, а ложь наносит непоправимый вред
      дружбе.
    • Не друг, а враг не скажет правду.
    • Не доверие, а сомнение закралось в сердце.

    Взаимопроверка.

    Подведение итогов на данном этапе урока.

    Тернист наш путь к познанию. Устали, значит,
    настало время привала. Послушайте сказку:

    Побывал я однажды в стране,
    Где исчезла частица “НЕ”.
    Посмотрел я вокруг с доумением:
    Что за лепое положение?
    Но кругом было тихо-тихо,
    И во всем была разбериха.
    И на взрачной клумбе у будки
    Голубые цвели забудки.
    И погода стояла настная,
    И гуляла собака счастная.
    И, виляя хвостом уклюже,
    Пробегала пролазные лужи.
    Мне навстречу без всякого страха
    Шел умытый, причесанный ряха.
    А за ряхой по травке свежей
    Шел несуразный дотепа и вежа.
    И навстречу всем утром рано
    Улыбалась Царевна Смеяна…
    Очень жаль, что только во сне
    Есть страна без частицы “НЕ”.

    Забавная сказка? Почему она такой получилась?

    Назовите слова, от которых убежала частица
    “НЕ”.

    Запишите существительные, которые без “НЕ” не
    употребляются.

    Недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки,
    ненастье, неряха, недотепа, невежа, Несмеяна

    По лексическому значению определите слово и
    запишите его, объясняя правописание:

    1. Вымысел – небылица
    2. Чувство сильнейшей вражды – ненависть
    3. Возмущение – негодование
    4. Болезненное состояние – недомогание
    5. Ярость – неистовство

    Помогите разгадать путаницу.

    Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный
    разговор. Ожили герои стихотворения Маршака
    “Кот и лодыри”. Лодыри с возмущением говорят:
    “Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски
    уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть,
    ни одной буквы не знает. Полный невежа”. В чем
    ошиблись герои? Составьте словарную статью:

    Невежа – это…

  • Невежда – это…
  • Спишите, раскрывая скобки.

    На (не)счастье себе; тень (не)доумения; (не)погода
    задержала, а дела; с (не)терпением ожидал; (не)
    годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду;
    завидует (не)друг; тяжелая (не)воля.

    ПРИВАЛ: подведение итогов на данном этапе по
    результатам выполненных заданий. Физминутка —
    эстафета :

    1. Определить морфологические признаки слов.
    2. Составить предложение.
    3. Выполнить синтаксичесий разбор.

    1 ряд — в роще

    2 ряд – нет времени

    3 ряд – у Анастасии

    Где чаще всего встречается эта орфограмма, вы
    узнаете, решив несколько грамматических задач.
    Составьте это слово из начальных букв.

    1. Наука, изучающая постановку знаков препинания.
    2. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по
      лексическому значению.
    3. Слова, близкие по лексическому значению.
    4. Раздел науки о языке, изучающий словарный
      состав языка.
    5. Гласная, которая пишется в сложных словах после
      твердых согласных.
    6. Предложения, которые произносятся с особым
      чувством.
    7. Гласная после ц в слове цирк.
    8. Продолжи фразу: “Правописание и –ы после…”
    9. Гласная после ц в слове цыпленок.

    Какое слово получилось? (пословицы).

    Что называется пословицами?

    Приведите примеры пословиц. Какую роль они
    играют в нашем языке?

    Встретились ли в них слова с изучаемой
    орфограммой? Устно объясните их правописание.

    Самостоятельная работа: упражнение 219:

    1 ряд – 1-2 предложение;

    2 ряд – 3,4 предложение,

    3 ряд – 4,5 предложение.

    Проверить, использовав сигнальные карточки.

    Работа в группах: (задание на карточках)

    1. Продолжите пословицу, запишите её, обозначьте
    изучаемую орфограмму:

    1. Ученье свет, а (неученье — тьма)
    2. Сей в (не)настье, а (убирай в вёдро)
    3. Охота пуще (неволи)
    4. (НЕ)работа сушит, а (забота).
    5. Жизнь прожить — (НЕ поле перейти)

    2. Найди четвертое лишнее: не правда, а ложь; не
    друг, а враг; не дом, а хижина; не счастье, а горе.

    Обоснуйте свой выбор.

    III. Закрепление теории и подготовка к
    решению тестов: в парах устная работа с
    алгоритмом.

    IV. Контроль за усвоением материала: решение
    теста
    :

    А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

    1. (НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.
    2. Передо мной был (не)враг, а друг.
    3. (Не)известности уже не было.
    4. Мы остановились в (не)доумении.
    5. С годами у него появилась (не)решительность.

    А2 НЕ пишется слитно:

    1. Это (не)правда, а откровенная ложь.
    2. (Не)правду я не потерплю.
    3. Это надо считать (не)удачей, а случайностью.
    4. Царевна (Не)смеяна – героиня многих сказок.
    5. (Не)терпение, а раздражительность мешали
      разговору.

    А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

    1. Удивила (не)зависимость и резкость.
    2. Появилась (не)решительность, а какая-
      застенчивость.
    3. С (не)ряхой мало кто общается.
    4. (Не)счастье, а горе постигло нас.
    5. Человек – творец счастья и (не)счастья.

    А4 Слово с НЕ пишется слитно

    1. Вовремя письмо (не) отправили.
    2. Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко.
    3. Кто рано сеет, тот семян (не) теряет.
    4. Мне сегодня (не)здоровится.
    5. (Не)нависть – плохой советчик.

      А1 А2 А3 А4
    1        
    2        
    3        
    4        
    5        

    V. Подведение итогов. Выставление и
    комментирование оценок.

    Домашнее задание: § 38, упр №217 или
    сочинить грамматическую сказку “Правописание
    “НЕ” с именами существительными.

    Приложение

    На чтение 11 мин. Опубликовано

    Упражнения на тему «Не» с существительными»

    1. Выпишите сначала предложения, в которых не- с существительными пишется слитно, а затем – раздельно.

    1. (Не)правды я не потерплю ни в ком. 2. К (не)счастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, цены не зная ей, (не)вежда про нее свой толк всё к худу клонит. 3. Ученье без уменья – (не)польза, а беда. 4. И, полно, куманек! Вот (не)видаль: мышей! Мы лавливали и ершей! 5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него (не)дело, только мука. 6. «Как расшумелся здесь! Какой (не)вежа!» — про дождик говорит на ниве камень лежа.

    2. Спишите, заменив выделенные существительные синонимами с приставкой не-.

    1. Нельзя терпеть ложь. 2. Его не сломило горе. 3. Болезнь портит настроение. 4. Надо исправить дефекты. 5. Испытания закаляют характер. 6. Рабство для всех горько.

    3. Выпишите имена существительные, которые без не- не употребляются.

    Незнание, незадачливость, нездоровье, неделимость, неверность, невидаль, ненавистник, неблагополучие, неразбериха, незабудка, невмешательство, неряха, невесомость, неверие, неправда, неурядица, негодование, нелепость.

    4. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните слова, в которых не- является частью корня.

    (Не)нависть к врагу; (не)поладки в работе; (не)вежливость, а грубость; мелкие (не)взгоды; (не)грамотность только, а образование; сказал (неправду); (не)правильность речи; (не)способность к музыке.

    5. Подберите к данным словам синонимы с не, например, враг — недруг.      

    Ложь — _________________________
    Беда — __________________________
    Противник — _____________________________
    Глупость — _______________________________
    Рабство — ________________________________
    Рассеянность — ___________________________
    Возмущение — ____________________________
    Слякоть — ________________________________
    Сомнение — ______________________________
    Болезнь — ________________________________
    Подозрительность — _______________________

    Горе-___________________________________

    Беспорядок-_____________________________

    Грубость-_______________________________

    6. Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?      

    (Не)погода помешала уборке урожая, а ____________________________ .
    (Не)счастье помогло исследователю, а _____________________________ .
    (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а ________________________.
    (Не)друг ты мне, а _____________________________ .
    (Не)воля ожидала его, а ______________________________.

    7. В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.      

    Все с не терпением ожидали решающей минуты.
    Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
    Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
    В любом ожидании страшнее всего не известность.
    Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.

    8. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными.

    1. Вместе хорошо и (не) друга бить. 2. То (не) артель, коли каждый лезет в щель. 3. (Не) место красит человека, а человек место. 4. Печаль беде (не) помощник. 5. Знайка всё с полуслова понимает, а (не) знайка на всё только рот разевает. 6. Один битый двух (не) битых стоит. 7. Города строят (не) языком, а рублём да топором. 8. (Не) силой борются, а умением. 9. Видно (не) ряху по грязной рубахе. 10. Дошли до (не) вежды старинные вести. 11. Плохая воля всё-таки лучше (не) воли. 12. С врагом говори (не) языком, а штыком. 13. Вранью да (не) былицам короткий век. 14. Мутную воду пьют в (не) взгоду. 15. (Не) доплатой люди наживаются. (Не) друг поддакивает, а друг спорит. 16. Кукушка – (не) ястреб, а (не) доучка не мастер. 18. (Не) правдой (не) проживёшь.(Пословицы)

    9. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными.

    1. На противоположном берегу (не) приятель, заметив наше перевооружение, забеспокоился и начал тоже что-то сооружать. 2. Наша разведка донесла нам, что противник в противовес нам (не) может выставить ничего серьезного за (не) имением строительного материала. 3. Димка остановился в (не) решительности. 4. «(Не) сметь!» – сказал (не) знакомец и, взглянув в заплаканное лицо Димки, добавил: «(Не) плачь, мальчуган, и (не) бойся. Больше он (не) тронет ни сейчас, ни после». 5. «Шмель сожрал», – с (не) годованием подтвердил Жиган. 6. Видно было, что больше, чем ежеминутная опасность, чем страх за свою участь, тяготили (не) знакомца (не) знание, бездействие и (не) определенность. 7. (Не) приятностей у Димки набиралось всё больше и больше. 8. «Грязно очень, Колька», — с (не) доумением заглядывая в сырую глиняную канаву, сказала Нюрка.(А. Гайдар)

    10. Определите по лексическому значению, о каком слове идет речь. Запишите полученные слова к себе в тетрадь. Подсказка данные слова начинаются с НЕ.
    1. Грязные руки,
    Помята рубаха,
    Волосы всклочены,
    Кто Я? (Неряха)
    2. Недоучившийся, мало знающий человек … (Недоучка)
    3. Того, кому не сидится на месте, называют… (Непоседа)
    4. Неизвестный человек. (Незнакомец)-

    Как написано Не с этими словами? Подумайте почему НЕ в этих сущ. написано слитно? Какой мы сделаем вывод? Вывод: без НЕ не употребляются ​​​​​​​

    11. Найдите неверное утверждение.                                                                                                                        Не с существительными пишется раздельно:                                                                                                   если слово без не употребляется;
    если в предложении есть союз а;
    если есть противопоставление с союзом а.

    12. Выберите в каждой строке «лишнее» слово:                                                                                                     а) ненастье,
    б) нелепость,
    в) несчастье,
    г) небрежность;

    а) недоверие,
    б) незнайка,
    в) невежда,
    г) невежа;

    а) невидимка,
    б) невесомость,
    в) недруг,
    г) незабудка.

    13. Выпишите примеры раздельного написания «не» с существительными, расставьте знаки препинания:  

    Мне хочется (не)веждам не во гнев весьма старинные напомнить мненья что если голова пуста то голове ума не придадут места.
    (Не)котёл варит а стряпуха.
    (Не)силой борются а умением.
    Замёрзший бор шумит среди лазури метёт ветвями синеву небес и кажется, (не)буря будит лес а буйный лес, качаясь, будит бурю.

    14. Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании «не» с существительными.  

    Слёзы не годования навернулись на его глаза.
    Всё внимание его устремилось на не приятеля.
    А народ-то над ним насмехается: Поделом тебе старый не вежа.

    15. Раскройте скобки; какие случаи написания с «не» вам не известны?

    (Не)орёл, (не)лев, (не)львица собой украсили наш герб.
    Без труда (не)вынешь рыбку из пруда.
    Ученье свет, а (не)ученье тьма.

    16 . Творческая работа: Придумать сказку-путешествие (сочинение-миниатюру) «не в стране Имени существительного».

    Тест № 1 по теме «Не» с существительными».

    Мешала непогода а другие обстоятельства как пишется

    I. Найдите неверное утверждение.

    Не с существительными пишется слитно:

    если существительное с НЕ- может быть заменено синонимом без не;
    если в предложении есть противопоставление с союзом а;
    если существительное не употребляется без НЕ-.

    II. Выберите слова, которые без «НЕ-» не употребляются:

    (не)годование;
    (не)внимательность;
    (не)вежа;
    (не)грамотность;
    (не)вольник;
    (не)забудка.

    III. Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без «НЕ-«:

    (не)доверие;

    (не)ряха;

    (не)правда;

    (не)видимка;

    (не)вежливость;

    (не)везенье.

    IV. Выберите примеры раздельного написания «НЕ-» с существительными:

    а) (Не)грамотность — признак некультурного человека.
    б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

    а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.
    б) (Не)друг не посочувствует.

    а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.
    б) (Не)счастье спутало все наши планы.

    V. Выберите из текста примеры неправильного написания «НЕ-» с существительными, указав их номера.

    Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево — символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

    ________________________________________________________________

    VI. Определите способ написания слов, указав номер ответа:

    слитное написание – ____________________________________________

    раздельное написание с «НЕ-» – _________________________________

    1.Это горе — всё (не)горе,

    Ты (не)лебедь ведь избавил,
    Девицу в живых оставил,
    Ты (не)коршуна убил,
    Чародея подстрелил.

    2.Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.

    3.Богатый бедному (не)брат.

    4.(Не)(в)диво в ноябре белые мухи.

    5.Потерявшийся ребёнок,

    Если он (не)дурачок,
    (Не)упустит верный случай
    В дальних странах побывать.

    VII Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанных ниже:

    Белый, да не снег,
    Мелкий, да не песок,
    Сладкий, да не торт.
    (Сахар).

    Круглая, а не месяц,
    Жёлтая, а не солнце.
    (Луна).

    Тест № 2 по теме «Не» с существительными».

    Мешала непогода а другие обстоятельства как пишется

    1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

    А) Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

    Б) Полная (не)лепица.

    В) Причины (не)успеваемости.

    2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

    А) Прилив (не)нависти.

    Б) (Не)знание предмета.

    В) Жизнь красна (не)днями, а делами.

    3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

    А) Видно (не)ряху по грязной рубахе.

    Б) Говорить (не)правду некрасиво.

    В) Говорить (не)правду, а ложь.

    4. Не с существительными пишется раздельно.

    А) (Не)везение преследовало меня.

    Б) (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

    В) (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

    5. Не с существительными пишется раздельно.

    А) Учение — красота, а (не)учение — слепота.

    Б) Сила с (не)правдою не уживаются.

    В) Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

    Карточки для коррекции знаний по теме «Не с именами существительными»

    Мешала непогода а другие обстоятельства как пишется

    КАРТОЧКА 1

    Задание. Раскрыть скобки, выделить приставку в именах существительных.

    Образец выполнения:

    Низкий урожай – (не)урожай.

    Пишу слитно, так как «не» является приставкой, а приставка со словом пишется слитно.Правило: Если слово можно заменить близким по значению выражением или синонимом без не, то не с именем существительным пишем вместе

    Задания для самостоятельного выполнения.

    1. Отсутствие внимания – (не)внимание. 2. Отсутствие вежливости – (не)вежливость. 3. Неудачное, несчастливое стечение обстоятельств – (не)счастье, (не)удача. 4. Отсутствие самостоятельности – (не)самостоятельность. 5. Недостаток организованности – (не)организованность. 6. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков – (не)благозвучие.

    КАРТОЧКА 2

    Задание Раскрыть скобки, выделить корень в именах существительных.

    Образец выполнения:

    Невежда.

    Пишу слитно с НЕ. В слове НЕ является частью корня, так как нет слова вежда. Правило: Если существительное не употребляется без НЕ, то пишем слитно.

    Задания для самостоятельного выполнения.

    (Не)вежда, не(взгоды), (не)годование, (не)доумение, (не)нависть, (не)настье, (не)нависть, (не)лепость, (не)вольник, (не)годяй.

    КАРТОЧКА 3

    Задание Раскрыть скобки, выделить корень в именах существительных.

    Образец выполнения:

    Не правда, а ложь.

    Не правда пишу раздельно, так как есть противопоставление с союзом А. Не является частицей. Правило: Существительное пишется раздельно с НЕ, если есть противопоставление с союзом А.

    Задания для самостоятельного выполнения.

    (Не)счастье, а горе; (не)друг, а враг; (не)воля, а заключение; (не)дождь, а снег; (не)добро, а зло; (не)красота, а ужас; (не)холод, а жара; (не)зной, а холод.

    КАРТОЧКА 4

    Не с именами существительными.

    Задание Распределить имена существительные в три столбика.

    Образец выполнения:

    Непоседа.

    Пишу во второй столбик. В слове «не» является частью корня, так как нет слова поседа.

    Недобро.

    Пишу в первый столбик. «Не» является приставкой, так как можно употребить данное слово без не (добро).

    Не друг, а враг

    Пишу в третий столбик. «Не» является частицей и пишется со словом раздельно, так как есть противопоставление с союзом а

    Задания для самостоятельного выполнения.

    Не – приставка

    Не – часть корня

    Не — частица

    Невежда; недобро; невнимание; не горе, а счастье; неурожай; неаккуратный; неряха; не правда, а ложь; недруг; не зло, а добро; ненастье; неудача; невежество.

    Этапы организации учебной деятельности

    Содержание педагогического взаимодействия

    Планируемые результаты

    Обучающие и развивающие задания каждого этапа

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    1. Орг.момент

    Присаживаемся на свои места. Давайте поприветствуем своих партнеров по парте — столкнемся плечом и состыкуемся своими кулачками.

    На столе лежат слова : гореть, зажигать, сам, другие. Составьте из них предложение. Правильно связывая их грамматически и по смыслу. (Гори сам и зажигай других).

    Как вы понимаете это выражение?

    Давайте возьмем это предложение девизом нашего урока, а эпиграфом нашего урока возьмем высказывание

    «Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,

    Кто грамматических не знает правил.»

    А.П. Сумароков

    Любовь к языку связана с умением «вдумываться в слово». Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить и грамотно писать. Этим мы занимаемся каждый урок. И сегодняшний не исключение.

    Приветствуют друг друга, настраиваются на урок.

    Работа в группе.

    Настрой детей на работу.

    Объяснение задания.

    Знакомство с высказыванием русского поэта и драматурга А.П.Сумарокова.

    Предметные результаты: овладение основными нормами русского литературного языка и использование их в своей речевой практике

    при создании устных и письменных высказываний

    Личностные результаты: осознание эстетической ценности русского языка;

    II.Целеполагание

    Посмотрите на слова. Что это за слова? (Не)настье,(не)счастье,(не)доразумение(не)правда,(не)погода,(не)вежда, (не)вежа,(не)достаток.;(не)счастье, а горе.

    Так какая тема нашего урока?

    Записываем число и тему нашего урока.

    А кто скажет, какая цель нашего урока?

    Формулируют тему и цель урока.

    Подводит учеников к определению и осознанию темы и цели урока.

    Метапредметные результаты: способность определять цели предстоящей учебной деятельности;

    III.Обобщение и систематизация знаний

    Сегодня к уроку ребята подготовили небольшую сценку, давайте послушаем их.

    Ребята, так как может писаться НЕ с существительными?

    Давайте вернемся к нашим словам на доске. Сформулируйте задание к данному упражнению. Подумайте, каким оно может быть.

    Выполним сформулированное задание.

    Выступление учащихся.

    Обобщают.

    Формулируют задание.

    Работа у доски с объяснением.

    .

    Предметные результаты: усвоение основ научных знаний о родном языке;

    Метапредметные результаты: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; способность определять цели предстоящей учебной деятельности;

    IV.Физкультминутка

    Делают зарядку.

    V.Применение знаний и умений в новой ситуации

    VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Игра «Корректор»

    Что это корректор? Или кто? Выясним лексическое значение слова по словарю Ожегова.

    На доске записаны предложения. Вам необходимо исправить неверное написание не с существительными.

    1 уч.: Видно не ряху по грязной рубахе.

    Мешала непогода, а другие обстоятельства.

    Сила с неправдою не уживается.

    2 уч. Говорить неправду, а ложь.

    Ненастья бояться – счастья не видеть.

    Не счастье состарило его за один год.

    Пока ребята находят и исправляют ошибки, мы поработаем в группах.

    Корабль наш по морю плыл,

    К чудо-острову спешил.

    Ждали там давно гостей,

    Сообразительных детей.

    На этом корабле к нам плыли две команды слов с НЕ, теперь они все перепутались, и мы должны с вами помочь им разобраться по группам.

    Ненависть к врагу, неполадки в работе, мелкие невзгоды, большое несчастье, грубый невежа, сказал неправду, продолжительное ненастье, маленькая неточность, невнимание к ошибкам.

    После выполнения этой работы, проверяют работу учеников, работающих у доски.

    А сейчас выполним тест на усвоение темы «Не с существительными». Перед вами 5 заданий, выберите 1 правильный ответ в каждом задании. На работу даю 2-3 минуты. Сейчас поменяйтесь листочками с соседом и проверьте задание. Ответы представлены на экране. Далее оцените работу вашего соседа.

    Работа с толковым словарем.

    Работа у доски двух учеников.

    Работа в группе.

    Взаимопроверка.

    Самостоятельная работа.

    Самопроверка по эталону.

    Объясняет задание, консультирует.

    Объясняет задание, консультирует.

    Предметные результаты:

    овладение основными нормами русского литературного языка (лексическими, грамматическими) и использование их в своей речевой практике

    при создании устных и письменных высказываний;

    Метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности: свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

    умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;

    VII. Итог урока

    О чём сегодня мы говорили на уроке?

    Как НЕ пишется с существительными, когда она приставка, частица, часть корня? Записываем домашнее задание: Придумать сказку на лингвистическую тему «В царстве НЕ»

    Ответ учащихся.

    Записывают домашнее задание.

    Формулирует домашнее задание.

    Метапредметные результаты:

    способность свободно, правильно излагать свои мысли

    в устной форме;

    VIII. Рефлексия

    У каждого из вас лежит листок с мишенью, оцените свою работу на уроке

    Анализируют и оценивают свою работу на уроке.1188662 1

    Консультирует.

    Метапредметные результаты: умение осуществлять контроль и рефлексию своей деятельности.

    Тема

    Не с существительными.

    Тип урока:

    Урок закрепления

    Цель

    Закрепление правописания НЕ с существительными

    Задачи:

    Образовательные

    Закрепить знания учащихся об условиях выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными; закрепить умение различать не частицу, приставку и часть корня.

    Развивающие

    Развить речь, совершенствовать умственную деятельность (анализ, делать выводы, самопроверка), применять полученные знания на письме

    Воспитательные

    Формировать ключевые компетенции учащихся. Поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками.

    Методы:

    практический

    словесный

    наглядный (с применением ИКТ средств)

    работа с раздаточным материалом

    Формы контроля:

    Взаимопроверка, самопроверка

    УУД:

    Личностные

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

    Регулятивные

    определять цель учебной деятельности, искать средства её осуществления; осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения.

    Познавательные

    Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание

    Коммуникативные

    определять цель учебной деятельности, искать средства её осуществления; осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения.

    Планируемые результаты:

    Предметные

    овладение основными нормами русского литературного языка и использование их в своей речевой практике

    при создании устных и письменных высказываний; усвоение основ научных знаний о родном языке; овладение основными нормами русского литературного языка (лексическими, грамматическими) и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

    Метапредметные

    способность определять цели предстоящей учебной деятельности; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; способность определять цели предстоящей учебной деятельности;

    владение всеми видами речевой деятельности: свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; умение осуществлять контроль и рефлексию своей деятельности.

    Личностные

    осознание эстетической ценности русского языка;

    Основные понятия

    Имя существительное, корректор.

    Межпредметные связи

    литература

    Ресурсы:

    Презентация, раздаточный материал

    Организация пространства

    Индивидуальная, групповая, фронтальная

    Adblock
    detector