Меню

Музыка в рассказе паустовского корзина с еловыми шишками конспект урока

Технологическая карта урока по  литературному чтению в 4 классе Красноногой Л.В.,

учителя начальных классов МКОУ Сокурская СОШ № 19

  1. Тема урока – «Подарок и дар в рассказе К. Г. Паустовского  «Корзина с еловыми шишками».
  1. Цель: расширить знания о творчестве К.Г. Паустовского; помочь понять смысл произведения, учить видеть прекрасное вокруг, замечать и понимать окружающий мир; развивать память, мышление, воображение.
  1. Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
  1. Планируемые результаты:

А) предметные: уметь анализировать художественное произведение, оценивать события, героев произведения и давать им характеристику, понимать эмоционально-нравственные переживания героев произведения, читать осознанно вслух, уметь читать диалоги в лицах, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, находить средства художественной выразительности; аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

Б) метапредметные:

  • регулятивные: формулирование темы урока, понимание учебной задачи, оценивание результатов своей деятельности;
  • познавательные: поиск необходимой информации в художественном тексте и справочной литературе, анализ средств художественной выразительности, самостоятельный целенаправленный выбор эпизода текста;
  • коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста; осмысление правил взаимодействия в паре и группе;

В) личностные: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем.

  1. Формирование УУД:  

УУД

Базовый уровень

Повышенный уровень

Предметные

Использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое), ориентироваться в содержании прочитанного, участвовать в обсуждении прочитанного или прослушанного текста, определять основную мысль текста, объяснять значение слова с опорой на контекст с использованием словарей, устанавливать взаимосвязь между событиями, мыслями, чувствами

Создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, самостоятельное умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно — следственные связи, осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста, находить средства художественной выразительности, создание иллюстрации к произведению

  1. Содержание урока

№ п/п

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (личностные, метапредметные УУД)

Организационный этап

Цель: Определение готовности обучающихся к уроку.

  — Доброе, необычное утро, ребята! Меня зовут Лариса Владимировна.

Ученики занимают свои места, приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.

Личностные: формирование мотивации к обучению.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя

2.

Мотивация учебной деятельности

Цель:  учить  самостоятельно определять тему  и цель  урока.

 — А как вы думаете, почему оно доброе? А необычное?

—  Для меня оно доброе, потому что мне подарило встречу с вами, а необычное, потому что я пришла к вам не с пустыми руками.  А с чем,  вы сейчас угадаете сами.

Он самый долгожданный,
На празднике любом.
Значенья не имеет, 
Кем будет сделан он?

Когда его вручают,
Волнение внутри.
Но чётко каждый знает, 
Он будет от души…

— Что это? А давайте посмотрим, что означает  слово «подарок»?

Учащиеся слушают учителя.

Отгадывают загадки.

Работа  с толковыми словарями

3.

Актуализация опорных знаний.

Самоопределение к деятельности

Цель: воспроизведение знаний, умений, жизненного опыта, необходимого для овладения новым материалом.

Задача: — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— организовать планирование учебной деятельности на уроке.

Физминутка

— А как может быть связан наш урок со словом «Подарок»?

Назовите главных героев произведения.

Давайте дадим характеристику героям с   помощью кластера.

— Что же с ними произошло, где они встретились?

— Давайте  найдем в тексте этот отрывок  и прочитаем его по ролям, но без слов автора.                                        

— Что в разговоре Грига с Дагни самое главное? Почему  Григу захотелось сделать подарок Дагни?

— Какой подарок   ожидала  получить  Дагни?

— А какой подарок ей решил подарить Э. Григ?

— Бывает в жизни, что человек получает неожиданный, удивительный подарок, который оставляет в его душе след на всю жизнь. Что это может быть за подарок? (Слайд с видами нематериальных подарков)

— Подарки материальные – куклы, игрушки – легче дарить. Григ же задумал   подарить  духовный подарок – музыку, поэтому композитор  решил преподнести  его через 10 лет.

— А почему через 10 лет, а не сразу?

Итак, прошло 10 лет.  Дагни Педерсен выросла. И девушка оказывается впервые на концерте симфонической музыки.

— Ребята, а вы когда-нибудь слушали симфоническую музыку? (играет отрывок музыки).

— Прослушайте мелодию. Вслушайтесь, ребята, в каждую нотку. Что вы чувствуете во время исполнения?

— А теперь давайте обратимся к тексту.

— Откройте страницу 56. Как с помощью глаголов   автор рисует звучание  мелодии.

— Покажите внутреннее состояние Дагни, опираясь на текст?

-Почему она заплакала? Ее обидели?

— «Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности». Она получила подарок, о котором мы говорили в начале урока?

Нет.  

У слова «подарок» есть синоним – «дар». Слово «дар» имеет два лексических значения:

1) то, что передается безвозмездно, подарок;

2) высокая степень одаренности, талант.

(Слайд с портретами Паустовского и Грига)

Два великих человека оставили нам в дар свои бессмертные произведения.

Я верю в то, что вы тоже одаренные и сможете создать небольшое творческое произведение.

Давайте попробуем написать синквейн со словом «подарок».

Теперь мы можем заглянуть внутрь шкатулки. И вы увидите, без кого сегодняшний урок не состоялся бы.

Кого вы там увидели? Конечно, это вы, дорогие ребята. И я хочу поблагодарить вас за активную творческую работу на нашем уроке.  

Дети говорят, что это произведение К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», в котором героиня получает подарок

Эдвард Григ и Дагни Педерсен.
Дагни (маленькая, добрая, трудолюбивая, смелая, с зелеными глазами, дочь лесника)

Григ (талантливый, добрый, пожилой т.д.)

Работа с учебником (с. 47)

Куклу

Музыку

Музыкальное произведение, картина, стихотворение и др.

Девочка в этом возрасте не смогла бы оценить этот подарок по достоинству

Слушают мелодию

Чтение текста, анализ средств выразительности

Дагни плакала от счастья

Составляют синквейны

Смотрятся в зеркало

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.

4.

Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценивание

Цель: Установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внесение корректив, анализ учебной деятельности

— А теперь я попрошу вас показать, насколько  интересно вам было на уроке. Возьмите нотку и расположите её на нотном стане. Чем  интереснее был урок, тем выше нотка.

Оценивают степень заинтересованности в уроке

Личностные: владеют знаниями основных моральных норм поведения.

Познавательные: анализируют, обобщают и перерабатывают полученную информацию; делают выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами; осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности

5.

Информация о домашнем задании.

Цель: Сообщение объема и содержания домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

— А вашим домашним заданием будет

составление списка произведений К.Г. Паустовского. Желающие могут нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду из этого рассказа.

Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные: знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения; устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

  1. Методические рекомендации данный конспект урока могут использовать учителя начальной школы во 4 классе на уроках литературного чтения.
  2. Перечень используемых программ мультимедиа и оборудования необходимого на уроке. Оборудование: компьютер, проектор,  экран. При составлении данной работы использовала следующие программы: Move Maker, Photo Story, Audacit, Picture Manager,Poind Word  
  3. Ссылки, на используемые источники https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B0&_=1444976030719&family=yes%3Byes

Самоанализ урока в 4 классе

Литературное чтение

Тема: «Подарок и дар в рассказе  К. Г. Паустовского   «Корзина с еловыми шишками».

Учитель: Красноногая Лариса Владимировна, МКОУ Сокурская СОШ №19

    Данный урок является  обобщающим уроком по литературному чтению  по произведению К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».  Эта тема очень легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся.

Тип урока: комбинированный

Компетенции УУД: Коммуникативная, информационная, учебно-познавательная.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям ФГОС по программе «Литературное чтение» для 4 класса начальной школы.

Программа  «Школа  России»

Цели урока: расширить знания о творчестве К.Г. Паустовского; помочь понять смысл произведения, учить видеть прекрасное вокруг, замечать и понимать окружающий мир; развивать память, мышление, воображение.

  1. Планируемые результаты урока:

А) предметные: уметь анализировать художественное произведение, оценивать события, героев произведения и давать им характеристику, понимать эмоционально-нравственные переживания героев произведения, читать осознанно вслух, уметь читать диалоги в лицах, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, находить средства художественной выразительности; аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

Б) метапредметные:

  • регулятивные: формулирование темы урока, понимание учебной задачи, оценивание результатов своей деятельности;
  • познавательные: поиск необходимой информации в художественном тексте и справочной литературе, анализ средств художественной выразительности, самостоятельный целенаправленный выбор эпизода текста;
  • коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста; осмысление правил взаимодействия в паре и группе;

В) личностные: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем.

Формирование УУД:  (базовый уровень)

Использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое), ориентироваться в содержании прочитанного, участвовать в обсуждении прочитанного или прослушанного текста, определять основную мысль текста, объяснять значение слова с опорой на контекст с использованием словарей, устанавливать взаимосвязь между событиями, мыслями, чувствами

Повышенный уровень: Создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, самостоятельное умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно — следственные связи, осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста, находить средства художественной выразительности, создание иллюстрации к произведению.

    Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и   закрепления материала. На мой взгляд, на проведенном уроке такие условия были созданы.

    Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником,  кластером, синквейном  способствовали достижению образовательных целей урока,  стимулировали познавательный интерес учащихся.

    Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведения на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, ученики выполняли различные виды работ по группам и в парах.

 А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.

    Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  данного  материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

    Особое место на учебном занятии занимало формирование и развитие у учащихся  общеучебных навыков.

    Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и закрепления   материала я оцениваю как  высокий.    

    Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время.

    Для эмоционального восприятия материала я использовала слайды, классическую музыку, демонстрационный материал, межпредметные связи, что послужило опять же формированию целостного представления о теме «Подарок и дар в рассказе  К. Г. Паустовского   «Корзина с еловыми шишками».

    Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке использовалась физминутка.

    Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель — ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие  данного материала.

Все, что было запланировано – на уроке выполнили.

Автор: Дзобаева Инна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №46 им.И.М.Дзусова
Населённый пункт: г.Владикавказ, РСО-Алания
Наименование материала: Конспект урока литературного чтения
Тема: К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Дата публикации: 20.11.2021
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Цель урока:

создать условия для формирования у детей представлений о нравственности, эстетических ценностях на основе

комплексного изучения произведений литературы и музыки на примере рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми

шишками» и музыки Э.Грига.

Задачи:

Обучающие:

— познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его;

показать, как рождается музыка и как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать;

— формирование навыка выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения;

— обучение анализу художественного произведения;

— познакомить учащихся с жизнью и творчеством Эдварда Грига.

Развивающие:

— способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

— развитие речи учащихся;

— развитие воображения, мышления, творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

— воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности;

— воспитание любви к музыке и литературе;

-расширение знаний о творчестве К.Г. Паустовского;

— помочь понять смысл произведения.

Межпредметные связи:

музыка

Тип урока:

урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные:

-уметь работать с текстом (выразительно читать вслух, определять тему, находить в тексте описание героев и времени

года, ключевые слова, создающие образ, видеть использование средств литературно-художественной выразительности);

-задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте.

Личностные:

-замечать, понимать природу окружающего мира ;

— развивать этические и эстетические чувства и качества;

— уважать культуру, традиции других народов;

-способность к самооценке.

Метапредметные:

-ставить, принимать и сохранять цель и задачу урока, оценивать себя и других;

-уметь найти нужную информацию в книге и др. источнике информации;

-готовность слушать, уважать чужую точку зрения, аргументировать свою работу;

-выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной

деятельности (групповая работа), осознавать цель своего высказывания.

Методы обучения:

-поисковые

-практические

-словесные

Ресурсы:

методическое пособие, компьютер, презентация, раздаточный материал, учебник, рабочие тетради.

Этап урока и его

цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

I . Организационно-

мотивационный

Цель: создание

условий для

положительного

психологического,

эмоционального

настроя учащихся на

предстоящую работу

на уроке.

Именины, день рождения, Новый год.

И у нас сегодня с вами праздник,

К нам пожаловали гости на урок!

— Ребята, поприветствуйте наших гостей!

-Ребята, у нас урок литературного чтения, но я

хотела бы начать его с музыки, а почему

поймете позже.

Звучит музыка Э.Грига.

-Мир вокруг нас огромен, необыкновенно

красив и когда человек вдруг ощущает это,

то ему хочется поделиться с другими

людьми своим открытием. И он старается

передать эту красоту мира словами,

красками или музыкой.

Регулятивные УУД

(самостоятельно

организовывать

свое рабочее место;

следовать режиму

организации

учебной

деятельности.)

II.Актуализация

знаний.

Целеполагание.

На доске слова «Волшебник и великий

музыкант»

-Прочитайте слова на доске.

-Как вы думаете, почему я их написала?

— А вот о ком они? На этот вопрос мы

ответим чуть позже.

Викторина: «Откуда взяты эти строки?»

1.

1.«..Ваня вытер слёзы и пошёл домой на

Урженское озеро. Он не шёл, а бежал

босиком по горячей песчаной дороге.

Недавний лесной пожар прошёл стороной на

север около самого озера.» (« Заячьи лапы»)

2.

2. «Через полчаса зверь высунул из травы

Эти слова будут темой нашего урока

Ответы на вопросы викторины

Познавательные

УУД

(умение

ориентироваться в

окружающем мире,

используя

жизненный опыт и

имеющуюся

информацию.)

мокрый чёрный нос, похожий на свиной

пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал

от жадности. Потом из травы показалась

острая морда с чёрными пронзительными

глазами.»

( «Барсучий нос»).

-Кто написал эти произведения?

Константин Георгиевич Паустовский

III.Введение в тему

урока

Так произведение какого писателя мы

будем сегодня изучать?

-Сейчас мы посмотрим видеоролик о

К.Г.Паустовском, а затем вы расскажете, что

нового узнали о его жизни.

-Что нового вы узнали о жизни писателя?

Учитель ставит на стол корзинку с еловыми

шишками.

— Посмотрите на эти предмет. Что это?

— Как вы думаете, зачем нам нужна

корзинка?

-Именно так называется рассказ

Константина Георгиевича Паустовского, с

которым мы сегодня познакомимся.

Корзинка с шишками

IV.Открытие новых

знаний.

Знакомство с 1 частью рассказа (с.47-50)

1-ю часть этого рассказа читает учитель

Беседа по прослушанному отрывку.

— Кто является главными героями этой части

рассказа?

— Об Эдварде Григе нам расскажет ученица

музыкальной школы.

Знакомство с биографией Э. Грига.

— Эдвард Григ – норвежский композитор.

Норвегия – страна на севере Европы,

Девочка Дагни Педерсен и композитор Эдвард

Григ

Биографию Э.Грига рассказывает ученица

Предметные:

-уметь работать с

текстом

-выразительно

читать вслух,

определять тему,

находить в тексте

описание героев и

времени года,

суровый, но очень красивый край, это страна

неприступных скал, густых лесов, узких

извилистых морских заливов. С 6 лет

мальчик начал учиться игре на фортепиано у

своей матери – талантливой пианистки. Она

познакомила сына с произведениями

Моцарта, Шопена. Игру Эдварда услышал

однажды знаменитый скрипач и посоветовал

отправить учиться в Германию. Вскоре имя

его стало известно всему миру. В его музыке

оживают легенды и сказки, образы жизни

народа Норвегии.

Григ родился и провел последние годы

жизни в городе Бергене, одном из

древнейших городов западной Норвегии,

омытый волнами моря, увенчанный

скалистыми вершинами гор.

Продолжение беседы по прочитанному.

— А что еще вы узнали о композиторе из 1

части?

— Что делал Григ в лесу?

— Зачем он так часто приходил в лес?

— Найдите в тексте и прочитайте описание

осеннего леса.

— Почему Паустовский так красиво

описывает этот край?

— С кем встретился в лесу Григ?

-Что делала в лесу Дагни?

— О чем говорили Дагни и Григ?

— А почему Григ захотел сделать девочке

подарок?

Любил детей

Гулял

За вдохновением, т.к. он очень любил природу

Любит свой край и природу

С Дагни Педерсен

Собирала еловые шишки

О подарке, о старой кукле, у которой уже не

закрывались глаза

Она ему понравилась

Дагни – маленькая , милая, добрая девочка,

очень чистая и наивная, с трудной жизнью и

верой в чудеса и сказки.

ключевые слова,

создающие образ,

видеть

использование

средств

литературно-

художественной

выразительности

-задавать вопросы

по прочитанному

произведению,

находить на них

ответы в текст

V.Физминутка

— Почему Григ не захотел сделать его сразу?

— Как вы считаете, что будет дальше?

— Хотите узнать? Тогда прочитаем дальше,

но сначала немного отдохнем.

-Прослушайте отрывок из симфонии

(

Звучит музыка Грига)

-Как вы думаете, кому он посвящен?

— А верный ваш ответ или нет узнаем, когда

дочитаем произведение?

Знакомство со 2 частью рассказа (с.50-52)

а) Работа по карточкам в парах и группах.

У вас на партах карточки с заданиями. При

работе со 2ч. текста вы будете встречать

эпитеты, олицетворения и сравнения. Задача

каждой группу вписать нужные

художественные приемы.

-Вспомните, что такое эпитеты,

олицетворения, сравнения?

б) Чтение 2-ой части детьми

в)Словарная работа

-Какие непонятные слова встретились вам?

г) Беседа по прочитанному отрывку.

Что описывает автор в этой части?

— Музыку нельзя передать словами, но

мастерство Паустовского позволяет нам

заглянуть в дом композитора в Бергене.

Она была еще мала и многого не понимала

Напишет музыку. Они встретятся

Эпитет- образное, художественное

определение.

Олицетворение- худож. прием, когда неживое

существо выражается в образе живого.

Сравнение- установление черт сходства или

различия; слово или выражение, содержащее

сопоставление одного предмета другому.

Аккорд-сочетание трех и более музыкальных

звуков разной высоты, взятых одновременно

Портьеры- плотная ткань на окнах, не

пропускающая свет

Пристань- место на берегу, куда причаливают

суда.

Как создавалась музыка в доме Грига

Личностные:

-замечать, понимать

природу

окружающего мира,

развивать этические

и эстетические

чувства и качества

Давайте посмотрим, где жил Григ, когда

создавал свои произведения.

— Зачитайте описание дома и его внутренней

обстановки.

— Что из себя он представлял?

— Что представлял композитор Григ, когда

писал музыку для Дагни?

— Как описывает автор рояль композитора?

— Почему Паустовский уделяет столько

внимания описанию рояля?

— Что хотел выразить своей музыкой Григ?

-Легко ли передать восприятие музыки

словами? Найдите соответствующую фразу в

тексте.

— Кто были первыми слушателями

рождавшегося произведения?

— Как по-разному они слушали музыку?

Прочитайте об этом.

— Почему музыка произвела на них такое

разное впечатление?

с.50

В нем не было ничего, кроме рояля и дивана,

чтобы ничего не мешало, не отвлекало от

музыки

Писал и видел, как навстречу ему бежит

девушка с зелеными сияющими глазами, как

она обнимает его за шею и прижимается

щекой к его небритой седой щеке

Мог петь обо всем, белые и черные клавиши

тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом

и сразу смолкали

Рояль – полноправный сотрудник

композитора, помощник в создании

музыкальных произведений, его лучший друг

Любовь к людям и ко всему окружающему

Невозможно передать музыку словами, как бы

ни был богат наш язык. с.51

Синицы, матросы, прачки, сверчки, Золушка

с.52

Каждый понимает музыку по-своему,

опираясь на свою жизнь, опыт, умение

д)Проверка заданий по карточкам.

-А теперь проверим задания по карточкам

— Для чего автор использует эти приемы?

слушать музыку

Чтобы произведение было ярким, красочным,

выразительным

VI. Рефлексия

VII .Домашнее

задание

— Вернемся к теме, к началу урока.

-Можно ли, не дочитав произведения,

ответить на вопрос, кто же это волшебник и

великий музыкант?

-А каких осетинских музыкантов вы знаете?

-Музыку можно не только услышать, но и

образно представить, почувствовать ее.

Хотите узнать, чем же закончится эта

история? Об этом узнаете, если прочитаете

произведение до конца. И на следующем

уроке ответите на вопрос: Почему так назван

рассказ?

-Это и будет вашим домашним заданием

Волшебником можно назвать К.Паустовского,

т.к. именно он рассказал нам о Григе, он писал

такие замечательные произведения.

-Волшебником и великим музыкантом мы

можем назвать Э.Грига. Его уже нет в живых,

а его произведения бессмертны.

Х.Плиев, Д.Хаханов, А.Макоев,

А.и Р Царионти

Коммуникативные

УУД:

-оформлять свои

мысли в устной

форме

Личностные УУД:

-формировать умения

работать

самостоятельно

На чтение 28 мин. Опубликовано

Творческий путь писателя

Свои первые произведения Паустовский Константин Георгиевич написал еще в школьные годы в гимназии, и они были изданы в 1912 году. Через четыре года, работая в котельной, берется за свой первый роман, который будет писать в течение семи лет, Константин Паустовский. Рассказы его в виде сборника выйдут гораздо раньше — в 1928 году, под названием «Встречные корабли».

Повесть «Кара-Бугаз» (1932) принесла известность писателю. По словам критиков того времени, это произведение сразу выдвинуло его в первые ряды советских писателей. Паустовский — один из тех русских писателей, которые известны не только в России, но и во всем мире. Так, когда первая его книга, изданная на английском («Повесть о жизни»), появилась 40 лет назад в США, известный на то время критик О. Прескотт писал, что это лучшая книга из прочитанных им в этом году.

Писательская зрелость Паустовского пришлась на эпоху жесткого сталинского тоталитаризма (1930–1950-е), — не самое лучшее время для писательской карьеры. Тем не менее, автор ни в одном из своих произведений не написал ни единого хвалебного слова, посвященного Сталину, как и не поступало от него никаких кляузных писем. Писатель смог найти свое место: он обращает взгляд на родной язык и природу страны. Постепенно природа становится постоянным источником для творчества Паустовского. Он описывает множество прекрасных мест из различных частей России: Юга и Причерноморья, средней полосы Окского края, Мещеры… Но видение природы у Паустовского совершенно особое. Именно через красоту природы он пытается показать красоту человеческой души, языка и национальной культуры.

Главной целью жизни Паустовского было написать две большие книги. Одна из них должна была быть посвящена различным неординарным людям, как прославленным, так и малоизвестным, а также незаслуженно забытым – тем, кем восхищался К. Г. Паустовский. Рассказы, посвященные некоторым из них, будут опубликованы. Это, например, живописные биографии М. Горького, А. Грина, А. Чехова, И. Бунина и т. д. Все они отличались особым видением мира, особо ценимым Паустовским. Но, к сожалению, он не успел закончить этот труд.

Другая главная идея, на которую Паустовский потратил около двадцати лет — написание автобиографической повести, состоящей из шести книг: «Далекие годы» (1945), «Беспокойная юность» (1955), «Начало неведомого века» (1957), «Время больших ожиданий» (1959), «Бросок на юг» (1960), «Книга скитаний» (1963). Паустовский умер в Москве в 1968 году и похоронен на кладбище Тарусы, на высоком холме, окруженном деревьями, на берегу небольшой речушки. Это место выбрал сам писатель.

Читайте также:  Смысл названия сказки — были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Немного об авторе

Константин Георгиевич Паустовский — советский писатель и корреспондент в годы войны, благодаря которому мир знаком со многими удивительными повестями, рассказами и сказками. Особое место в его творчестве отведено написанию детских сказок, в большинстве из которых главной темой является описание красоты природы. Самыми известными произведениями являются:

  • сборники рассказов «Тёплый хлеб», «Повесть о жизни»;
  • книги «Золотая роза», «Телеграмма», «Далёкие годы», «Заячьи лапы».

Работы талантливого писателя переведены на многие языки. Его творчество входит в обязательную школьную программу по литературе для средних классов. Некоторые произведения автора были посвящены известным личностям. Рассказ «Корзина…» был написан в 1958 году и посвящён выдающемуся норвежскому композитору Эдварду Григу.

Почему Норвегия?

Как уже упоминалось ранее, в 30-е годы двадцатого века Паустовский Константин Георгиевич обращается к теме природы. Появление известной миниатюры о кленовом листе становится своеобразным прологом к началу этого нового творческого этапа. Центральная идея произведений писателя — мысль о красоте и поэзии человеческой души. Паустовский старается пробудить в своих читателях самые прекрасные и нежные чувства.

Рассказ «Корзина с еловыми шишками» — вымысел. Однако в то же время это правдивая история о человеке, тонко чувствующем природу. Сказка «Корзина с еловыми шишками» — об известном норвежском композиторе Эдварде Григе.

Норвегия — страна удивительной природы: неприступных скал, густых лесов, извилистых морских заливов, омываемая холодным Северным Ледовитым океаном. Жители этой страны гордые и отважные: они привыкли подчинять стихию и управлять ею. Народное искусство этих людей так же своеобразно и прекрасно, как жизнь и природа, окружающая их. Норвегия богата песнями, преданиями, легендами и сказками о викингах и таинственных злобных духах, с которыми человеку приходится вступать в противодействие и которых он обязан побеждать. Богата Норвегия и музыкой. Местные жители верят, что самые красивые напевы были украдены смельчаками у злых духов. Такие напевы способны заставить плясать не только человека, но даже лес и горы. Самобытное искусство этой страны стало известно миру благодаря творчеству наиболее талантливых ее жителей, например, Генриха Юхана Ибсена (известного норвежского драматурга) или композитора Эдварда Грига. Этот композитор отразил в своем творчестве быт, нравы, обряды, предания своей родной страны и поведал о них всему миру.

Сюжет

Итак, рассказ «Корзина с еловыми шишками» — это произведение об известном композиторе Эдварде Григе. Во время прогулки по осеннему лесу он встречает маленькую девочку Дагни с прекрасными зелеными глазами — дочь лесника. Эта маленькая девочка, чудесная природа и ясная погода действуют на него волшебным образом, и он обещает преподнести ей подарок, когда она повзрослеет. Григ выполнил своё обещание. Когда девушка достигла восемнадцати лет, она впервые посетила симфонический концерт. В какой-то момент Дагни вдруг услышала свое имя со сцены. Это и был подарок композитора — произведение, написанное к её восемнадцатилетию. Самого композитора к тому моменту уже не было в живых. Радость, слегка омраченная светлой грустью, — такова «Корзина с еловыми шишками».

Характеристика главных героев

Автор уделил большое внимание описанию характера и эмоций героев. Все персонажи рассказа — яркие личности. Они обладают индивидуальным набором качеств, отличающим их друг от друга:

Читайте также:  «Оливер Твист» — краткое содержание романа Чарльза Диккенса

Диван он оставил, так как на нём сидели друзья, которые часто приходили в гости. Эдварду говорили, что дом выглядит так, будто в нём живёт дровосек: жилище с белыми стенами украшал только рояль.

Когда Григ играл, казалось, будто клавиши оживают. Они тосковали, смеялись, гремели бурей, пели голосом маленькой девочки и свистели ветром, что поднимает волны северного океана. Потом музыка затихала, и только одна струна жалобно плакала. Звук был таким, как будто Золушка жалуется на обижающих её сестёр.

Потом становилось так тихо, что было слышно, как капает вода из крана, а на кухне трещит сверчок, недавно поселившийся в доме Эдварда. Григ думал, что нужно поторапливаться, чтобы успеть закончить задуманное. После встречи с Дагни прошёл почти месяц, наступила зима, и к этому времени композитор почти закончил писать произведение.

План рассказа

Чтобы разобраться во всех тонкостях чудесного повествования, попробуем выделить в нем отдельные части. Произведение «Корзина с еловыми шишками» можно разделить следующим образом:

  1. Леса около Бергена.
  2. Встреча композитора и девочки.
  3. Обещание Грига.
  4. Создание произведения.
  5. Первые слушатели.
  6. Первый поход молодой девушки на концерт.
  7. Неожиданное объявление.
  8. Восторг и благодарность.

Музыка в рассказе

По словам автора, музыка – это зеркало гения. Музыка в рассказе вторгается в жизнь героев и становится участницей событий. Читатель может слышать её с первых предложений произведения – это звуки осеннего леса. Встреча композитора с девочкой также наполнена своей музыкой, она словно бы раздается из корзины с еловыми шишками. Возможно, композитор в этот момент захотел, чтобы она была слышна не только ему, но и всему миру, а особенно маленькой девочке, которая и сама является частью мелодии. Может быть, это желание и подтолкнуло его подарить девочке с искрящимися зелеными глазами такой подарок. Григ больше месяца писал композицию, которую он собирался посвятить Дагни. Композитор верил, что через десять лет, услышав звуки мелодии, девушка узнает в них свой лес и родную природу, знакомую с детства. Он хотел осветить своей музыкой всю прелесть и радость девичества. Григ пытался передать через льющиеся звуки красоту юной девушки, которая может быть похожа и на белую ночь с загадочным светом, и на блеск зари. Той, которая станет чьим-то счастьем и от звука голоса которой вздрогнет чье-то сердце. В конце концов, он хотел показать своей музыкой всю красоту жизни. И у него получилось.

Это был по-настоящему ценный подарок. Ветер в осенних кронах, шуршащая золотая листва под ногами и большая корзина с еловыми шишками положили ему начало. Великий композитор, у которого на момент встречи не оказалось в кармане ни кукол, с шевелящимися глазами, ни атласных лент, ни бархатных зайцев — ничего, что можно было бы подарить маленькой девочке, презентовал ей нечто большее. Когда Дагни услышала его музыку, она открыла для себя новый, потрясающе яркий, красочный, вдохновляющий мир. Чувства и эмоции, которые были незнакомы ей ранее, всколыхнули всю душу и открыли её глазам еще неизведанную красоту. Эта музыка показала Дагни не только величие окружающего мира, но и ценность человеческой жизни. Особенную значимость этим мгновениям придает то, что автора подарка к тому моменту уже не было в живых.

Другим важным символом в этом рассказе является старый рояль – единственное украшение квартиры композитора. Он и белые стены квартиры позволяли увидеть человеку с воображением гораздо больше, чем мог бы показать изысканный интерьер: огромные волны Северного океана, катящиеся к берегам и бьющиеся о неприступные скалы, или, наоборот, маленькую девочку, поющую своей тряпичной кукле колыбельную, которую она услышала от матери. Старый рояль восхищается возвышенными человеческими стремлениями, горюет над его потерями, радуется его победам, смеется и плачет вместе с ним. Он может быть громким, воинственным, обвиняющим и негодующим или, наоборот, внезапно замолчать. Этот рояль является живым олицетворением музыки в рассказе.

Краткое содержание

Известный композитор Эдвард Григ «проводил осень в лесах около Бергена», наслаждаясь самобытной красотой местных пейзажей. Однажды, гуляя по лесу, мужчина встретил маленькую девочку, которая собирала еловые шишки. Григ узнал у малышки, что она – дочь лесника и ее зовут Дагни Педерсен. Он хотел что-то подарить девочке на память, но, как назло, в карманах не оказалось подходящего презента. Тогда композитор пообещал сделать ей подарок позже, «лет через десять».

***

Вернувшись в Берген, Григ принялся за работу. Друзья шутили, что «дом композитора похож на жилище дровосека». Григ избавился от всего, что могло поглощать звуки: ковров, мягкой мебели, портьер. В пустой комнате он оставил лишь диван и рояль.

Григ работал над музыкальной пьесой для дочери лесника в течение месяца. Он «писал о глубочайшей прелести девичества и счастья», представляя, как взрослеет маленькая Дагни, превращаясь в красивую, цветущую девушку.

***

Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет и она окончила школу, отец предложил ей поехать в Христианию, навестить тетушку Магду.

Читайте также:  Краткое содержание пьесы «Бесприданница» А. Н. Островского

Магда работала в театре портнихой, а ее муж Нильс – парикмахером. Они жили в крошечной «комнатушке под крышей театра», откуда открывался прекрасный вид на залив.

***

Дагни часто бывала в театре и после каждого представления долго не могла уснуть, даже иногда плакала. Чтобы немного отвлечь племянницу от душевных переживаний, Магда предложила ей «пойти для разнообразия в концерт».

Вместе они отправились на концерт, который проходил «в городском парке под открытым небом». Дагни впервые слушала симфоническую музыку, которая вызывала у нее в воображении «множество картин, похожих на сны». Неожиданно Дагни вздрогнула, услышав свое имя. Человек во фраке объявил, что будет исполнена «знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет».

Слушая чарующую мелодию, Дагни вмиг представила перед собой родной лес, горы, шум моря, песни рожков. Ее глубоко взволновала пьеса, и она была невыразимо благодарна композитору за то, что он открыл перед ней «то прекрасное, чем должен жить человек».

Образ Эдварда Грига

Берген… Один из самых прекрасных и самых древних городов Западной Норвегии, омытый волнами Норвежского моря. Суровое величие горной природы сочетается с тихим покоем долин. Скалистые вершины гор, дополненные глубокими озерами и чистыми фьордами… Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ. Как и любой другой человек, он не мог остаться равнодушным к этим удивительным пейзажам. Если бы он родился художником, он писал бы прекрасные картины, отображавшие необыкновенную природу этого края, если бы он стал поэтом, он сочинял бы стихи, посвященные своей стране. Григ показал природу любимой родины при помощи музыки.

Автор изображает Грига человеком с глубокой душевной организацией, тонко чувствующим окружающих его природу и людей. Таким, возможно, и должен быть композитор. Григ воспринимает каждое мгновение своей жизни с восхищением, он везде находит красоту и радуется ей. Композитор открывает источники для своего вдохновения в звуках природы. Он пишет о простых человеческих чувствах: красоте, любви и доброте, поэтому она понятна каждому, даже самому простому человеку.

Образ Нильса в рассказе

Рассказа «Корзина с еловыми шишками» краткое содержание

Рассказ Паустовского «Корзина с еловыми шишками» начинается тем, что известный композитор Эдвард Григ отдыхал в бергенском лесе. Он очень любил такие моменты единения с природой.

Однажды он встретил в лесу маленькую девочку, которая собирала еловые шишки. Это была дочь лесника Дагни Педерсен. Композитор захотел пообщаться с ней. Он сказал, что хотел бы подарить что-нибудь девочке, но у него с собой ничего не было. Малышка расстроилась, и музыкант придумал, как именно он может развеселить её. Он сказал Дагни, что подарит ей одну вещь, но не сейчас, а лет через десять. Девочка не хотела ждать так долго, но композитор настоял. Он утверждал, что такие подарки не делают маленьким детям. Затем он предложил Дагни провести её до дома и помог донести тяжелую корзину с шишками. Девочка пригласила его в дом, но Эдвард Григ вежливо отказался.

Композитор вернулся к себе в Берген. Далее в рассказе Паустовского «Корзина с еловыми шишками» читать можем о том, как выглядела квартира Эдварда Грига. В ней совсем не было ковров, а из мебели был разве что диван, на котором можно было разместить гостей. Также в комнате стоял рояль, на котором композитор часто играл трогающие душу мелодии.

После этого в произведении Паустовского «Корзина с еловыми шишками» кратком содержании мы узнаем, что Григ решает написать для девочки мелодию. Создавая её, он вдохновляется молодостью, легкостью, светлыми порывами молодой души, прелестью юности. Григ писал музыку около месяца до самой зимы. Он мечтал, что, когда Дагни услышит мелодию, она обнимет его и скажет: «Спасибо». Мечтал, чтобы эта мелодия заставила юную девушку поверить в то, что жизнь удивительна и прекрасна. И все, кто случайно слышал, как композитор играл эту мелодию, не могли сдержать слёз.

Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет, она окончила школу и поехала на лето к тёте в Христианию. Родители желали, чтобы их дочь немного отдохнула перед началом взрослой жизни.

Тётя Магда и её муж Нильсон работали в театре и жили в комнате под театральной крышей. Тётя шила костюмы для актеров, а потому в их комнате было множество нарядов, обуви и париков. Втроем они часто ходили на разные представления после которых бывало даже так, что Дагни не могла уснуть. Тётушка очень переживала, утверждая, что нельзя быть такой наивной и верить всему, что показывают актеры. Но дядя её не поддерживал в этом.

Однажды они решили все вместе сходить на концерт под отрытым небом. Дагни одела черное бархатное платье, и они отправились на мероприятие. Стояла белая ночь, когда Дагни впервые услышала симфонический оркестр. Она была под большим впечатлением, наслаждаясь каждой нотой. Вдруг ей показалось, что ведущий концерта назвал её имя. Она подняла глаза, а мужчина повторил: «…исполняется музыкальная пьеса Эдварда Грига, которая посвящается дочери лесника Хагерупа Педерсена —  Дагни Педерсен…».

Далее в рассказе Паустовского «Корзина с еловыми шишками» читать можем, как Дагни вспомнила мужчину в лесу, который обещал сделать её подарок через десять лет. И вот как в повести Александра Грина «Алые паруса», ее уже забытая мечта осуществилась. Девушка поняла, что тогда она разговаривала с Эдвардом Григом. Она, затаив дыхание, слушала композицию. Когда мелодия закончилась, Дагни пошла к выходу из парка. Все, чего ей сейчас хотелось, это встретится с композитором и поблагодарить его за такой подарок. Но, увы, он уже умер. Тогда девушка вышла к морю и, глядя на волны, тихо сказала, что любит свою жизнь.

План пересказа

Для быстрого запоминания информации или устного пересказа можно воспользоваться планом. В нём отражены основные действия, происходящие в рассказе:

  • «Жанна д’Арк»;
  • «Шотландский певец»;
  • «Нордерней».

Работа тётушки Магды заключалась в том, чтобы подшивать, гладить, чистить костюмы и театральные аксессуары. Многие вещи были слегка потёртыми, а некоторые нуждались в починке. Сокровища, которые были в комнате тётушки Магды:

  • ленты;
  • тюль;
  • шёлк;
  • парча;
  • фетровые шляпы со страусовыми перьями;
  • серебряные туфли;
  • веры;
  • шпаги;
  • парики;
  • цыганские шали;
  • ботфорты и многое другое.

Стены комнаты украшали изображения прекрасных дам, викингов, матросов и рыцарей. Дагни любила ходить в театр. Почти после каждого спектакля она плакала и подолгу не спала, потому что эмоционально воспринимала всё, что происходило на сцене.

Тётушка говорила: нельзя верить всему, что показывают в театральных постановках. Дядюшка Нильс возражал. Он называл Магду «наседкой» и говорил, что театры для того и существуют, чтобы в них верили. Дагни были ближе слова Дяди, и всё же Магда уговаривала её для разнообразия посетить концерт.

Читайте также:  Историческое сочинение Владимир I Святой (980–1015)

Темы

Тематика рассказа «Корзина с еловыми шишками» интересна для читателя нашего времени:

  1. Наиболее значимой для автора является тема красоты человеческой жизни. Для Паустовского бесценны и счастье юности, и поразительная гармония музыки, и прелесть природы.
  2. Также писатель обращает внимание на тему духовного взросления и преображения. Кульминацией рассказа становится момент высшего душевного напряжения девушки, охваченной «чувством красоты этого мира». В это мгновение жизнь ее переворачивается; она взрослеет и узнает иную, лучшую жизнь.
  3. Автор обращается и к теме особой силы искусства, способного хранить самые сокровенные порывы нашего сердца и передавать их другим людям, переводя на общий, понятный всем язык.
  4. Также, в самом начале рассказа, автор касается и темы детства.

Проблемы

Проблематика произведения «Корзина с еловыми шишками» не менее злободневна:

  1. Во-первых, это проблема тяжелого детства. Дагни не знает многих радостей детства, и несправедливо, что какой-либо ребенок может быть лишен неповторимого времени, полного мечтаний, игр и родительской заботы.
  2. Во-вторых, это, конечно, проблема становления личности. Кажется, что девушка привыкла наслаждаться красотой и наполненностью жизни только с места в театральном зале. Ее душа полна ожиданием чуда, жаждой чего-то большого и еще неясного, что может встретиться ей в жизни. В то же время жизнь девушки непроста. Возможно, тяжелая работа и ежедневный быт со временем ожесточили бы доброе и чуткое сердце девушки. Однако сказочный подарок из прошлого вкладывает в душу героини новое чувство. Девушка понимает, что красота не просто открывается перед тобой; нужно быть готовым увидеть «то прекрасное, чем должен жить человек».
  3. Наконец, это проблема особой роли искусства, в частности, музыки, в жизни человека. В рассказе музыка становится не просто приятным сюрпризом для девочки; автор подчеркивает ее поразительное влияние на девушку. Музыка, по мнению Паустовского, способна вобрать в себя все тайны природы, всю ее прелесть и вновь подарить, как первое впечатление, своим слушателям. Музыка оставляет в веках давно исчезнувшую красоту, незабываемый момент счастья, случайную встречу и, конечно, своего автора.

Сюжет произведения

Известный композитор Норвегии, Эдвард Григ, проводил осень в Бергене. Все леса хороши в эту пору, но особенно он любил те, что располагались около моря. В них буйно рос мох и был слышен морской прибой.

Однажды, гуляя в лесу, композитор встретил маленькую девочку, дочь лесника, собиравшую еловые шишки. Дагни Педерсон очень понравилась Григу и он захотел оставить ей что-то на память. Вот только беда — в карманах было пусто. Тогда он пообещал зеленоглазой незнакомке, что она получит подарок, но только через десять лет. В ответ на просьбу отдать подарок сейчас, мужчина ответил, что делает подарки только для взрослых. Затем он помог Дагни донести тяжёлую корзинку до дома, где узнал имя её отца и на прощанье погладил по головке.

Композитор принимает решение написать музыку и посвятить Дагни на её восемнадцатилетие. Это и будет его подарком.

Из своего дома в Берге Григ убрал всё, что могло приглушить звуки, мешая ему полностью сосредоточиться на музыке. Теперь его дом был пустым, как жилище дровосека. Остался лишь рояль и старый диван.

Больше месяца в уединении создавал Григ свой шедевр, представляя счастливую девушку, прижимающуюся к его щеке и шепчущую слова благодарности. Он думал о Дагни как о солнце и белой ночи с её загадочным блеском, как о прелести зари и нежном ветре, как о благословении и счастье. И мысли его отражались в музыке. Его слушали взволнованные синицы, загулявшие матросы, прачка и одинокий сверчок. И были они для автора дороже любой концертной публики.

Достигнув совершеннолетия, Дагни превратилась в прекрасную стройную девушку с русыми косами. По случаю окончания школы она отправилась погостить к родственникам. Её сестра Магда работала портнихой при театре, а муж Нильс был парикмахером. Жили они под крышей в маленькой комнатке, из окон которой всегда был слышен гул пароходов.

Девушка часто ходила в театр. Спектакли волновали её душу, после них она плакала и не могла заснуть. Одним тёплым июньским вечером Магда настояла на том, чтобы все вместе они посетили концерт. В этот вечер Дагни в чёрном платье из бархата была невообразимо хороша, будто идёт на первое свидание.

Симфоническая музыка, которую девушка слышала впервые, произвела на неё необычное впечатление. Она рисовала в воображении Дагни множество картин, которые были похожи на сны. Вдруг со сцены объявили об исполнении пьесы знаменитого композитора, Эдварда Грига, посвящённой Дагни Педерсон, дочери лесника Хагерупа. Сердце Дагни дрогнуло и слёзы подступили к горлу.

Прекрасная музыка унесла девушку далеко от этого места: к родному дому, где был слышен пастуший рожок и пение птиц, благоухал любимый лес и бушевало её море. Вмиг она вспомнила того седого незнакомца и его обещание. Благодарность переполнила сердце Дагни. А музыка всё пела и заполняла пространство вокруг. Теперь девушка отчётливо услышала знакомый голос, который говорил: «Ты счастье!».

Когда музыка кончилась, Дагни покинула театр. Опечаленная, она шла и думала о том, почему композитор умер, почему у неё нет возможности поблагодарить этого прекрасного человека за его подарок и за то, что не забыл её, ведь он открыл перед ней «то прекрасное, чем должен жить человек».

Дагни вдруг осознала всю красоту мира и воскликнула: «Слушай, жизнь, я люблю тебя!». Теперь её жизнь не пройдёт даром.

Основная идея

В чем заключается смысл рассказа «Корзина с еловыми шишками»? Автор завещает нам простую, но такую важную истину: жизнь – это ценный подарок; она способна поражать нас каждый новый день, но только если мы сами захотим увидеть ее бесконечное очарование.

Мы не способны предсказать, какие сюрпризы готовит нам жизнь, будет ли она к нам добра или жестока, но мы должны научиться чувствовать и ценить ее красоту, которая находит свое вечное отражение в природе, искусстве и, конечно, в нас самих. Такова главная мысль рассказа «Корзина с еловыми шишками».

Читайте также:  Анализ комедии Мольера «Мизантроп». Мольер и Грибоедов. Мизантроп и мизантропия: определение типа личности

Отзывы читателей

Очень люблю этот жанр в изложении К. Г. Паустовского. Я прочитала рассказ на одном дыхании! Автор талантливо показал связь искусства и жизни. Каждый человек должен прочитать и осмыслить это произведение, ведь оно заставляет задуматься о смысле всей нашей жизни.

Анна, Тверь

Как по мне, рассказ немного идеалистический. Но всё же в нём заложен глубокий смысл. Всё в нашей жизни происходит неслучайно, а самое лучшее нам дают близкие люди. Композитор увидел в маленькой девочке, что-то особенное, раз ей удалось зацепить его душу. Поэтому он и решил преподнести ей подарок. Добро всегда вознаграждается. Советую к прочтению.

Михаил, Уфа

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Хоменко В.Г. Учитель начальных классов ГБОУ гимназии 446 2012г. Презентация к уроку литературного чтения для 3 класса по УМК 2100 К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Слайд 2

Цели урока: Обучающие: познакомить с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», проанализировать его; показать, как рождается музыка, как она может воздействовать на слушателя, о чем может рассказать; познакомить учащихся с музыкальным произведением Эдварда Грига; Развивающие: развитие эмоционального мира, музыкального слуха, воображения, памяти и мышления; Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, к родному языку, уважение к книге и литературному произведению.

Слайд 3

Аннотация Презентация рассчитана на детей 9-10 лет Не требует навыков и знания приемов работы на компьютере Демонстрирует умение учащихся обобщать и анализировать прочитанный текст Содержание презентации соответствует утвержденному стандарту и минимуму образования Методика позволяет каждому ученику проявить активность, способность к самовыражению Позволяет детям быстро и на более высоком уровне ответить на вопросы к тексту Способствует решению образовательной и развивающих задач урока.

Слайд 4

ПАУСТОВСКИЙ КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ (1892-1968 ) «Учитесь у героев книг любить нашу землю — ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство». «Читайте, читайте и читайте. Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг…»

Слайд 5

У Паустовского справа от двери стоя ли стеллажи с книгами. Книги у него были без пометок. К. Г. Паустовский не любил подчеркивать на полях. На столе лежали: справочник, книги, стояла статуэтка египетской царицы Нефертити .

Слайд 6

Человек счастлив и красив только тогда, когда отдает людям всю свою жизнь, работу, талант.

Слайд 8

К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Слайд 9

Словарная работа. Берген Ничтожная часть Кованые Портьеры Ботфорты- Благоухание- Парча, шелк, бархат, фетр Шпоры Шпага . Город в Норвегии Маленькая часть Обитые железом Плотные тяжелые занавески для окон или дверей Высокие сапоги Аромат , приятный запах Виды тканей Металлическая дужка с колесиком на конце , прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня Колющее оружие с прямым длинным клинком

Слайд 10

Эдвард Григ (1848-1907) «…Жизнь удивительна и прекрасна…»

Слайд 11

Где встретился Григ с девочкой? Опишите эту местность словами.

Слайд 12

Зачем Дагни собирала еловые шишки?

Слайд 13

Найди во второй части рассказа самые важные слова Жизнь удивительна и прекрасна Счастлив потому, что отдал всё Что делало Грига счастливым человеком?

Слайд 14

Дом Эдварда Грига, в котором он создавал свою прекрасную музыку.

Слайд 15

Что вспоминала Дагни , слушая музыку Грига ?

Слайд 16

Прочитайте отрывок, в котором описана реакция зрителей на прослушанную музыку . С какой интонацией будем его озвучивать ? Бодро, весело Спокойно , уверенно Грустно, жалостливо

Слайд 17

Какое настроение появилось у вас после знакомства с этим произведением? Словарь настроений. Беспокойное ликующее скорбное Бодрое любования скрытное Боязливое мечтательное смешное Бурное мрачное солнечное Веселое насмешливое сонное Возбужденное нежное сосредоточенное Возмущенное нетерпеливое состояние готовности к подвигу Волшебное обиженное сочувствующее Воспевающее ожидание спокойное Восторженное печальное таинственное Высмеивающее поучительное теплое Героическое привередливое тихое Грустной радости прихотливое торжественное Грустное прославляющее тоскливое Добродушное радостной готовности тревожное Добродушно- насмешливое радостной грусти уютное Жуткое радостное хвалебное Загадочное робкое хвастливое Задиристое светлое хмурое Заносчивое сердитое шаловливое Звонкое серьезное шумное Капризное сказочное шутливое

Слайд 18

Подведение итогов Музыка – прекрасный вид искусства. Паустовский в своем поэтическом рассказе «Корзина с еловыми шишками» еще раз подтверждает это.

Слайд 19

Домашнее задание: Подготовьте ответ на вопрос: «Чем должен жить человек?»

История создания

Рассказ был написан Паустовским в 1954 году. Паустовский всегда тонко чувствовал красоту мира, его разнообразную и непредсказуемую прелесть, поэтому тема природы занимает особое место в его творчестве; она же нашла свое отражение и в рассказе «Корзина с еловыми шишками». Его анализ по плану поможет Вам лучше изучить творчество автора.

Многие годы писатель изучал биографии знаменитых людей, он мечтал однажды в собственной книге описать необычные истории из их жизни. Возможно, именно поэтому одним из главных героев рассказа становится великий музыкант Эдвард Григ.

Смысл названия

Заглавие рассказа «Корзина с еловыми шишками» можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, именно корзина с шишками стала одним из поводов для знакомства композитора и девочки; она стала своеобразным символом первой встречи, изменившей их жизни.

С другой стороны, корзина с шишками – это и символ тяжелой жизни маленькой Дагни. Паустовский прямо не говорит о безрадостном детстве девочки, но из ее слов во время разговора с незнакомцем можно сделать вывод, что жизнь ее не так беззаботна. Девочка рассказывает о своей уже старой, сломанной кукле, кроме которой у нее есть разве что дедушкина стеклянная лодочка. Она почти не упоминает мать; говорит о слабом здоровье дедушки (ему тяжело дышать). Также на Дагни, очевидно, лежат обязанности по дому, она одна несет слишком тяжелую для нее корзину.

О своем прошлом и, вероятно, о корзинке с шишками, девочка вспоминает только спустя 10 лет, после того, как слышит написанную для нее музыку. Несмотря на все трудности, она с трепетом и радостью вспоминает это время. Кажется, что корзинка стала для девушки символом чуда, случившегося с ней; символом непредсказуемости и таинственной красоты жизни, которую девушка теперь ощутила всем сердцем.

Композиция

Композиция текста рассказа «Корзина с еловыми шишками» относительно проста.

  1. Уже в начале рассказа мы знакомимся с двумя главными героями текста – композитором Э. Григом и маленькой девочкой Дагни.
  2. Во второй части текста мы узнаем о том, как эта встреча повлияла на Грига, а также становимся свидетелями создания прекрасной музыки.
  3. Третья часть рассказа посвящена жизни уже повзрослевшей Дагни.
  4. Наконец, в заключительном, кульминационном отрывке сама девушка узнает о подарке великого мастера.

Главной композиционной особенностью рассказа «Корзина с еловыми шишками» становится десятилетний временной разрыв между двумя центральными событиями истории – встречей героев и концертом, на котором исполняется прекрасная музыка. Так, композиция помогает автору подчеркнуть изменение, которое произошло в Дагни, перемену в ее мироощущении.

Главные герои и их характеристика

Центральными героями рассказа «Корзина с еловыми шишками» являются композитор-незнакомец Эдварг Григ и девочка Дагни. Многомудрый Литрекон описал их в таблице:

Дагни Образ Дагни мы наблюдаем в развитии. На первых страницах рассказа мы встречаем еще ребенка, восьмилетнюю девочку, чья жизнь полна забот и трудностей. Дагни много трудится и помогает своей семье. Девочка добра, открыта и отзывчива, она не боится незнакомца и даже приглашает его домой. Повзрослевшая Дагни – уже девушка. Она доверчива и скромна; продолжает много трудиться. Девушка сохранила свое отзывчивое сердце и тонко чувствует искусство и красоту: «После спектаклей Дагни долго не засыпала и даже плакала иногда у себя в постели». Интересно, что имя главной героини переводится с норвежского как «новый день». Будто в самом имени героини с самого рождения была запечатлена предстоящая ей встреча. Однако знакомство с Григом принесло девушке не только долгожданный подарок. Услышав музыку, написанную для нее, и вспомнив странного незнакомца, Дагни открывает новую страницу своей жизни, в которой ей предстоит раскрыть всю сложность и неподдельную красоту своей жизни.
Эдвард Григ Образ композитора Эдварда Грига для Паустовского нераздельно связан с его музыкой, в которой раскрывается его тонкое ощущение природы, искусства и человеческой красоты. Григ предстает перед нами как удивительно добрый, искренний, мудрый человек, который смог найти вдохновение в случайно встреченной девочке. С первых минут знакомства он смог разглядеть красоту скорой юности и большое, горячее сердце девушки. К сожалению, композитор не доживает до ее совершеннолетия, но он обретает бессмертие в своем музыкальном наследии и в памяти множества людей, чьи души он вдохновил и преобразил.

Интересной деталью является совпадение имен композитора и отца девочки (Хагеруп). Григ становится вторым отцом девочки, ее духовным наставником; он дарит ей новое дыхание жизни.

МКОУ «Падунская школа-интернат «

Конспект

» К.Паустовский» Корзина с еловыми шишками».

Чтение и обсуждение»

Подготовила и провела: Купцова Н.В.,

учитель письма и чтения

пгт Промышленная,2021г.

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».Чтение и обсуждение.

Цель:  Продолжение работы по совершенствованию навыка осмысленного выразительного  чтения.

Задачи: 1. Способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре.

              2. Способствовать развитию музыкального и художественного вкуса.

              3. Развивать речь учащихся и умение формулировать идею произведения.

              4. Способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, изобразительную деятельность; обосновывать свою точку зрения.

              5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2.             Работа с текстом до чтения. Прогнозирование содержания рассказа на основе заглавия и иллюстраций.

— Что вы представили, читая название, рассматривая иллюстрацию?

— Кто автор произведения? О чём он пишет в своих рассказах?

2.   Сведения о жизни К. Паустовского.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного статистика, 31 мая 1892 года. Писатель вспоминал, что отец его был неисправимым мечтателем, поэтому часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и юный Костя стал зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь репетиторством.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы.

— Ребята, давайте вспомним произведения, написанные К. Паустовским

— Рассмотрите иллюстрации к произведениям К. Паустовского В своих произведениях К. Паустовский раскрывается нам.  Мы ощущаем сердечного, душевно щедрого и необыкновенно доброжелательного человека. Его рассказы наполнены удивительно тёплым, светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли.

— Ребята, прочитайте высказывание К.Паустовского, как вы его понимаете? 

Паустовский умер в 1968 году. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись «К.Г. Паустовский», а с другой годы жизни 1892 — 1968.

— Что вы видите у могилы писателя? Случайно ли это?

— Как вы думаете, почему там оказалась корзина с еловыми шишками?

— Мы постараемся ответить на этот вопрос в течение урока.

— Откройте учебник на стр. ___.

— Рассмотрите иллюстрации. Как называется произведение?

— Его жанр? Давайте повторим жанры.

Давайте повторим жанры.(сказка, рассказ, повесть, роман)

— Жанр произведения Паустовского?

— Прочитайте первое предложение произведения. О ком оно будет? Но мы знаем, что Паустовский писал о животных? Кто такой Григ? Кто знает?

– Оказывается, Паустовский писал не только о природе, но и о замечательных людях. Писатель встречался со многими знаменитыми людьми: поэтами, художниками, музыкантами. У него была мечта: собрать сборник биографий знаменитых людей, описать некоторые случаи их жизни.

— Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, введёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества норвежского композитора, пианиста  Эдварда Хагерупа Грига.

– Что вы знаете об Эдварде Григе? Слушал ли кто-нибудь из вас его музыку

Григ скончался в родном городе — Бергене — 4 сентября 1907 года.

Похоронен в скале над вечно волнующимся морем .

Посмотрите, какая связь между Константином Паустовским и Эдвардом Грином, а Эдвардом Грином и корзиной еловых шишек?

Перед чтением проведем словарную работу. (последнее благоухание)

Словарная работа.    * — поиск по толковому словарю

Берген — город в Норвегии.

Ничтожная часть — маленькая часть.

Кованые — обитые железом.

Портьеры* — плотные тяжелые занавески для окон или дверей.

Ботфорты* — высокие сапоги.

Благоухание — аромат, приятный запах.

Парча, шёлк, бархат, фетр — виды тканей.

Шпоры* — металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.

Шпага* — колющее оружие с прямым длинным клинком.

Чтение 1 части. Выявление первичного восприятия текста

 – Чтение учителем начала рассказа.

— Почему у Грига появляется желание именно Дагни подарить музыку?

Попробуем найти ответ на этот вопрос во второй части.

Чтение 2 части учителем и учащимися.

— Как вы поняли, о чём писал музыку Григ? Почему?

— Каких слушателей он ценил больше всего? Почему

—  Почему же Григ писал музыку именно для девочки?

 4.   — Какие слова 2-ой части самые важные?

— Все ли окружающие люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? А какая ваша позиция?

Итог урока.    

           Рефлексия: Что особенно вам запомнилось в произведении? На уроке?

  1. Домашнее задание с.216-218, пересказ.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/450972-kpaustovskij-korzina-s-elovymi-shishkami-chte

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector