Меню

М семанова об а п чехове знакомство с рассказом а п чехова мальчики

Антон Павлович Чехов — один из величайших русских прозаиков, в творениях которого нашли отражение черты настоящего русского менталитета. «Его судьба так похожа на судьбу вишневого сада: и его также срубил беспощадный топор в самом роскошном цвету», — пишет И.Н. Потапенко в воспоминаниях об А.П. Чехове. Действительно, талант Чехова можно сравнить с весенним, цветущим вишневым садом. Всех знакомых Антона Павловича поражала та легкость и свобода, с которой создавались его произведения, как распускающийся вишневый цвет.

Не только рассказы у Чехова рождались с непревзойдённой легкостью, но и новые знакомства завязывались у него с довольно большой периодичностью. Как пишет К. Чуковский в своих «Критических рассказах»: «Страстная любовь к многолюдству сохранилась у Чехова до конца своих дней». Довольно загадочные и литературно украшенные отношения зарождались у Антона Павловича с представительницами прекрасного пола. Благодаря этой вехе его биографии появилось на свет такое величайшее произведение, как «О любви». Этот рассказ, предположительно, является ответом А.П. Чехова на признание Л. А. Авиловой в любви к писателю в рассказе «Забытые письма». Главным действующим персонажем повествования является Алехин, именно этим псевдонимом иногда подписывался А.П. Чехов в переписке с Авиловой. Данный факт дает основу логическому предположению, что основой для персонажа, его прототипом, мог являться сам писатель.

При аналитическом прочтении текста начинают проявляться параллели между биографическими фактами жизни писателя и сюжетными линиями рассказа. Первым пунктом в анализе данного произведения является непосредственно обращение к его названию– «О любви». Для обычного читателя при прочтении данного произведения на обывательском уровне открывается тривиальный смысл произведения– это непосредственно любовь между женщиной и мужчиной. Однако, при более детальном изучении текста открывается новый, истинный смысл произведения. Любовь– это понятие всеобъемлющее и всепоглощающее. В данном рассказе оно олицетворяет во первых любовь к хорошей беседе, к человеческому общению, открытости, своим работникам (ведь не каждый хозяин станет рассуждать о взаимоотношениях внутри рабочего коллектива), любовь и сохранение памяти об родственниках (иначе не объясняется его время препровождение в усадьбе после уплаты долга). В образе Алехина можно проследить еле уловимую нить самоанализа и черт характера присущих автору данного произведения. Чехов пишет, что главный герой рассказа был не против новых знакомств, выездов в город, где он общался с большим количеством людей и посещал все общественные мероприятия, где узнавал все новости и, естественно, в беседе с людьми делился своими историями и жизненным опытом. А вот что пишет К. Чуковский об общественной жизни А. Чехонте, что он за первые годы проведенные в Москве, буквально перезнакомился со всей Москвой. Также Чехову была присуща необыкновенная душевная щедрость, которой он был наделить каждого с кем общался.

В ходе своей работы Алехин полностью погрузился в крестьянскую жизнь. Дабы оплатить долги отца, которые в свою очередь являлись и его непосредственными догами. По началу, в сознании главного действующего героя произведения существует стереотип о возможности совмещении светской жизни с крестьянской, но впоследствии это предположение оказалось провальным. Что же касается А.П. Чехова, то он пологостью погружался в свое творчество, как и Алехин в крестьянскую жизнь. Даже можно заметить больше: писатель, по воспоминаниям современников, не выходил из состояния творчества, замечая, то с какой легкостью рождались произведения. Всех людей, с которыми А.П. Чехов общался вводило в изумление то, что в нем буквально кипели и бурлили творческие порывы и сила воображения была неиссякаема. В образе Алехина нашла отражение и такая «чеховская» черта характера как «нечеловеческая зоркость», которая подмечала все и запоминала. Довольно ярко это можно проследить в сцене первого знакомства Алехина с Анной Алексеевной.

Неоспоримо автобиографичным является момент расставания Алехина с Анной Алексеевной. В своих воспоминаниях Л.А. Авилова пишет: «Случилось так, что мы, как и в его рассказе, прощались в вагоне». Вагон поезда прекрасное место для встреч и ужасное место для расставаний. А.П. Чехов прекрасно понимал, что «поезд» ставит точку в отношениях и Алехина с Анной Алексеевной и его с Авиловой. В этом случае поезд рассматривается как воплощение движения вперед, к новой жизни, началу нового этапа.

Обращаясь к лингвистической стороне данного произведения, можно отметить, что рассказ представляет собой довольно запутанный и тем самым интересный сюжет. Начиная с того, что рассказу присущ такой тип повествование, в данном произведении мы видим и элементы описания (чаще всего это встречается, когда Алехин акцентирует свое внимание на Анне Алексеевне) и рассуждения (философские рассуждения о сложившейся жизненной ситуации с его любовью, рассуждения на тему того, что ему пришлось работать, как обычному крестьянину). Данный текст строится по общим композиционным законам. Особое внимание следует обратить на то, что в постановка основной цели произведения, при переходе от экспозиции к завязке действий, обозначена тем, что приводится отвлеченное рассуждение о Пелагее и Никаноре. Основная часть, включающая в себя значительный объем художественно- выразительных методов, позволяет лучше познакомиться с личностью А.П. Чехова, через образ Алехина, учитывая тот факт, что как уточнялось ранее, в тексте присутствует биографический параллелизм персонажа и писателя.

Заключительная часть текста представлена не рассуждениями главного действующего персонажа, а отвлеченными действующими лицами (слушателями рассказа), что дает возможность для читателя во время прочтения произведения непосредственно перейди к анализу ещё в процессе чтения, и отойти от одноплановости взгляда на повествование. Микротемы основных композиционных частей непосредственно связаны со смысловыми частями текста, которые составляют сюжетно-событийную линию. Если ставить смысловые блоки в жесткие рамки деления между собой, то можно поделить рассказ на 4 части: непосредственное знакомство героев с читателем и знакомство с Анной Алексеевной — ознакомительная часть; развитие действия в отношениях Алехина с людьми после знакомства; кульминация действа (расставание), занимает отдельный, наиболее значимый смысловой блок в произведении; заключительный смысловой блок совпадает с завершением повествования. Основным выразительным средством композиции является мотив. Мотив неопределенности и непонятности такого чувства как всепоглощающая и всеобъемлющая любовь. Начиная со слов Алехина: «Как зарождается любовь?» и заканчивая размышлениями Буркина о привлекательности Анны Алексеевны. Мотив лежит в основе рассказа и буквально «опоясывает» каждый смысловой блок. Нельзя не отметить кольцевую композиционную составляющую. Рассказ начинается и заканчивается в доме Алехина за беседой с его гостями.

В рассказе представлены не только различные художественные средства выразительности такие как градация «… и дома, и в поле, и на даче я думал о ней…», множество эпитетов, в частности, описывающие либо Анну Алексеевну, либо природу: «жгучая боль», «прекрасный вид»; сравнения «блестел, как зеркало»; метафоры «благородная рука» и множество других. Помимо художественных средств, рассказу и присущи морфологические средства выразительности. Например, как целенаправленное уменьшение количества в философским моментах и в периодах описания времяпрепровождения с Анной Алексеевной такой части речи как глагола и отглагольных форм, придает тексту характер времяотвлеченности и абстрагирования от временного потока, который течет бессменно вперед. Вся эта совокупность выразительных средств, тем произведения и неоспоримого таланта писателя способствовала появлению на свет такого произведения, как рассказ «О любви», наполненный настоящими человеческими эмоциями и воспоминаниями.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что неоспоримым и подтверждённым является факт использования А. П. Чеховым в своем творчестве биографических параллелей. Это можно проследить в рассказе «О любви». Пример жизни и быта Алехина довольно тесно приплетаются с жизнью писателя. С помощью этого персонаже Чехов смог предать свои чувства и эмоции в контексте общественной жизни, тем самым максимально сближая рассказ с жизнью многих люде и непосредственно сокращая разрыв между реальностью и художественным вымыслом.

Антон Павлович Чехов является великим писателем прозаиком, в творчестве которого можно найти довольно сложные, но в то же время и простые житейские истины, которые он подмечал и анализировал на протяжении всей своей жизни. Действительно, Антон Павлович внес неоспоримый вклад в развитие русской литературы.

«Тоска» — рассказ А.П. Чехова, опубликованный в 1886 году. Главный герой — петербургский извозчик Иона Потапов, который пытается рассказать разным людям о недавней смерти сына, но никто его не слушает. В итоге он изливает душу собственной лошади.

Читать полный текст и слушать аудиокнигу

Полный текст рассказа А.П. Чехова «Тоска» доступен в «Викитеке». Аудиоверсию можно послушать на YouTube:

На петербургской улице под снегом сидит в санях извозчик Иона Потапов, грустный, как и его хилая лошаденка. Клиентов нет с самого утра.

К извозчику садится офицер. В дороге извозчик пытается рассказать седоку, что на той неделе у него от болезни умер сын. Но военный не хочет слушать подробности и закрывает глаза.

Затем Иона берет трех молодых седоков: они громко ругаются, обсуждают выпивку, требуют везти быстрее. Потапов натужно смеется вместе с «веселыми господами», а потом снова пытается поделиться своим горем: сын помер. «Все помрём… Ну, погоняй, погоняй!» — отвечают ему.

Боль и тоска в изображении Чехова (на примере рассказа «Тоска») Иллюстрация Александра Кузьмина

Иона опять остается один, тоска распирает ему грудь. Он ищет в толпе хоть одного человека, которому можно было бы излить душу, но никто не замечает ни извозчика, ни его горя. Потапов пытается заговорить с каким-то дворником, но тот его прогоняет.

Боль и тоска в изображении Чехова (на примере рассказа «Тоска») Иллюстрация Аркадия Пластова

Не заработав даже на овес лошади, Иона возвращается на извозчичий двор. Там он пытается заговорить с молодым извозчиком, но тот засыпает, укрывшись с головой.

Потапов думает о том, что уже неделя прошла со смерти сына, а он толком ни с кем об этом и не поговорил. Ему страшно хочется выговориться: рассказать во всех подробностях про болезнь, про последние слова сына, про оставшуюся в деревне дочку… Хочется, чтобы слушатель вздыхал и причитал, а то и плакал.

Иона идет в конюшню и там вдруг начинает говорить с лошадью: вот представь, если бы околел твой жеребеночек? Увлекшись, извозчик рассказывает ей все, чего не смог поведать людям.

Анализ рассказа. Боль и тоска в изображении Чехова

Антона Павловича Чехова обычно воспринимают как мастера юмористического рассказа. Однако «Тоска» — один из примеров того, с какой глубиной этот «веселый писатель» умел говорить о жизненных трагедиях и мучительных чувствах.

Главный герой рассказа, Иона Потапов, пережил худшее, что может случиться с человеком, — потерял родного сына. Но еще хуже ему оттого, что не с кем поделиться своим горем.

Тема чеховского рассказа — одиночество. Извозчик Иона понимает, что умершего сына не вернешь, и ему нужна самая малость — возможность кому-то рассказать о пережитом. Но никто не готов дать ему даже эту малость: седоки, дворник, молодой извозчик — все отворачиваются, не хотят слушать о чужом горе.

А горе это огромно. Чехов с пугающим психологизмом показывает, что даже самый простой человек способен мучительно страдать: «Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из неё тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, её не видно».

  • Эпиграф к рассказу — цитата из духовного стиха, полностью строфа звучит так:
  • Кому повем печаль мою,Кого призову к рыданию?Токмо Тебе, Владыко мой,
  • Известна печаль моя.

Верующий обретает покой в молитве, обратившись к Богу, подсказывает этот эпиграф. Но чеховский извозчик Иона находит успокоение, начав говорить вовсе не с Господом, а с собственной лошадью. И читателю не хочется смеяться над ним. После всего описанного становится понятно, почему Иона обращается к животному, а не к людям.

Финал рассказа нельзя однозначно назвать ни мрачным, ни оптимистичным. Печально понимать, что человек по природе своей одинок, никто по-настоящему не разделит с ним боль и тоску. Но иногда нам кажется, что кто-то готов выслушать — пусть даже бессловесная лошадь, — и жить становится немного легче.

Смысл рассказа «Тоска» (А.П. Чехов)

Сочинение по литературе на тему «Смысл рассказа А. П. Чехова «Тоска» раскрывает проблему «маленького» человека в русской литературе.

Для творчества А. П. Чехова характерна невероятная глубина разрешения социальных и психологических проблем. Часто героями его произведений становятся люди низкого социального положения. Писатель знакомит читателей с их внутренним миром, чтобы показать, что они тоже могут чувствовать, мыслить.

Рассказ Чехова «Тоска» отличается небольшим объемом, но глубоким смыслом. В нем прослеживается общечеловеческий смысл, вера писателя в то, что мир должен быть прекрасен, что людям следует откликаться на душевные движения друг друга. Писатель показывает, что существующие формы жизни лишены гармонии, они идут вразрез с человеческой сущностью.

Название произведения выражает не только состояние главного героя, но и состояние общества. Его идейное содержание подчеркивается эпиграфом, в котором автор размышляет, с кем поделиться печалью. Тоска поглотила главного героя, которое он испытывает после смерти сына.

Рассказ начинается с обыденной картины. Идет хлопьями снег, лошадь и ее хозяин дремлют в ожидании клиентов. Иона работает извозчиком.

Правду сказать, ему сейчас нужен не столько заработок, сколько живая душа, которая выслушала бы его душевную боль. Беспредельная тоска овладела им. Он ищет человека, который готов выслушать его.

Но никто из встреченных им людей не хотел слушать и сочувствовать. Все люди жили своей жизнью, и никому не было дела до горя Ионы.

Иона пытался рассказать о своем горе седокам. Офицер спросил, от чего умер сын, проявив вежливость. У веселой компании и вовсе не нашлось времени слушать извозчика.

На постоялом дворе он пытается излить душу своим собратьям-извозчикам, но и они не поддержали его. А ему нужно было рассказать все подробности, чтобы слушатель вздыхал, охал, внимая его печальной истории. В этом смысле хороши деревенские бабы.

Они и попричитают, и поплачут, как могут, разделят горе. Но деревня далеко, и некому облегчить душу Ионы.

Тогда герой идет к лошади. Он не может один думать о сыне, «рисовать себе его образ невыносимо жутко». Уже неделя прошла с того дня, как умер сын, а Иона еще никому не рассказывал об этом. Его тоска стала невыносимой.

Он подходит к лошади и слово за слово поведал ей всю свою печальную историю. Так и получилось, что в огромном городе только с лошадью смог поделиться Иона своим горем. Они оба, оказавшиеся в чуждом пространстве, становятся родственными душами.

Общество, в котором человек оказывается в таком одиночестве, нельзя считать совершенным.

В произведении Чехов продолжает тему «маленького» человека, начатую его предшественниками Пушкиным, Гоголем. Он показывает ранимость души Ионы, который задавлен горем. Временами боль становится такой острой, что он вздрагивает. Его тоска велика, она заполнила собой весь мир. Описание городского пейзажа соответствует состоянию героя.

Вечер, снег, бледный свет фонарей не веселят душу, Чехов называет город омутом, полным «чудовищных огней». Он говорит о том, что оторванные от плуга лошадь и ее хозяин чужие здесь, им остается только думать горькие думы.

В небольшом произведении Чехов с присущей ему лаконичностью и точностью деталей смог показать глубинные процессы, происходящие в душе «маленького» человека.

В этом рассказе писатель продолжает мысль о том, что человек не может быть абсолютно счастлив, когда рядом кто-то страдает. Нужно быть внимательнее друг к другу, чтобы не оставаться с бедой один на один.

Эта нравственная чуткость присуща всем произведениям Чехова. Интерес к психологическим драмам человеческой души является отличительным свойством его произведений. Рассказ «Тоска» служит тому подтверждением.

“Тоска”, анализ произведения Чехова, сочинение

Главный герой рассказа Иона Потапов – старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности.

Писателю мастерски удается передать образ и настроение героя, который кажется маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем окружающим просто наплевать. Дворянам, озабоченным своими проблемами, нет никакого дела до какого-то бедного извозчика. Их души

и сердца пусты, холодны и неспособны к состраданию.

И даже коллега Ионы Потапова – молодой извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному порыву старика.

По мере развития сюжета чувства извозчика открываются нам все больше и глубже. Читателю передается его одиночество, особенно ближе к концу произведения, когда автор делает упор на том, что Ионе Потапову НАДО рассказать о болезни сына, о похоронах, о дочери в деревне и много о чем еще.

“Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…” В этом предложении открывается вся потребность бедного старика в стороннем участии, в поддержке и сострадании.

И пусть это сострадание и не будет идти от самого сердца, но даже малейшая его видимость может помочь человеку справиться со своим горем.

В итоге Иона открывается своей лошадке, и этим Чехов показывает, что в нашем мире животные гораздо участливее человека. И пусть не сможет эта лошаденка ничего сказать, но зато не отвернется от тебя, не упрекнет, не уйдет в трудную минуту.

Рассказ, как большинство произведений Чехова, пропитан духом реализма. Действительность предстает перед нами такой, какая она есть, без всяких прикрас.

И, к сожалению, эта действительность оставляет желать лучшего.

С одной стороны, это несправедливость социального устройства: возможно, если бы извозчик был богат, то его сына смогли бы вылечить, и трагических последствий можно было бы избежать.

С другой – человеческая черствость: прояви хоть один из попутчиков Ионы Потапова участие к его горю, и на душе у обоих стало бы чуточку светлее.

Рассказ “Тоска” еще раз доказывает, что Антон Павлович Чехов настоящий мастер слова. Несмотря на небольшой объем произведения, автор не забывает о деталях. С первых секунд чтения настолько погружаешься в обстановку рассказа, что как наяву представляешь кружащиеся в свете фонаря снежинки, неподвижного заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь уличный шум и крики прохожих.

Невозможно не проникнуться участием к главному герою, не получается остаться равнодушным.

Данное произведение классика актуально и по сей день. Люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое тепло. А насколько проще было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для человека, нуждающегося в поддержке…

(1 votes, average: 5.00

Урок по рассказу А.П.Чехова «Тоска»

Савичева Татьяна Викторовна, преподаватель русского языка и литературы

ФГКОУ «МКК «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ»

Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

  • Цели :
  •  – продолжить формирование умения анализировать художественный текст
  • – развитие представлений о жанровых особенностях рассказа
  • – повторение теоретических понятий: фабула, сюжет, конфликт, выразительные средства  
  •    языка
  • Ход урока.
  1. Оргмомент.
  2. Индивидуальное сообщение воспитанницы о творчестве А.П.Чехова
  3. Знакомство с темой урока. (слайд 1)

Чехов в  своих небольших рассказах ставил проблемы, актуальные и для нашей современности, он глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства. Писатель с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса и демократии.

Эталоном общественного поведения стали бездуховность, пессимизм, подчас прямая измена идеалам добра, что отразило общий кризис дворянско-буржуазной культуры.

Чехов не был связан с зарождающимся пролетарским движением, но, предчувствуя коренную перестройку всех форм общественной жизни, писатель выступал против косности, застоя, решительно отрицал существующий порядок.

(слайд 2)«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней… Никто до него не умел так беспощадно и правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины.» (М. Горький).

 Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений.

Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества.

В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.

(слайд 3)«Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность» – говорил К.И.Чуковский. И чтобы глубже понять суть рассказа «Тоска», мы будем работать по следующему плану:

(слайд 4) I. История создания рассказа А.П. Чехова «Тоска»

II. Тема одиночества человека в мире, выраженная в одном произведении А.П. Чехова.

  1. Рассказ «Тоска» как размышление о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия.
  2. Фабула, композиция, сюжетная линия произведения.
  3. Художественная деталь в рассказе.

III. Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска»

IV. Анализ рассказа «Тоска»

Что такое, по-вашему, тоска? Каково Лексическое значение этого слова?

(слайд 5) Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука,

горе, печаль, нойка сердца, скорбь»

А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И глухота человеческая, которая ведет к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.

Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером «малой» формы. Это великий художник слова.

Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость — сестра таланта».

За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

  1. История создания рассказа 

(слайд 6 )  Рассказ «Тоска», посвященный теме разобщенности людей и  одиночеству человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя.

 Данное произведение было опубликовано в январе 1886 года в «Петербургской газете», в разделе «летучие заметки», где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность, как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте.

Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чеховым к данной теме, доподлинно неизвестно.

В декабре 1885 году писатель впервые побывал в Петербурге и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, контрастировал с его дефензивным психастеническим душевным складом и, возможно, это в определенной степени послужило одним из стимулов к написанию «Тоски».

Тем более, наиболее ярко психастенический характерологический рисунок, проявляет себя именно в возрасте 20–40 лет (Личко, 1977). Автору «Тоски» — двадцать шесть. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.

Рассказы Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой “малой”

формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

может считаться его рассказ “Тоска”. Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию.

  1. ( слайд 7)
  2.             Кому повем печаль мою,
  3. Кого призову к рыданию?
  4. Токмо Тебе, Владыко мой,
  5. Известна печаль.
  6. -Для чего нужен эпиграф? (идея произведения)

Эпиграф к «Тоске»: «Кому повем печаль мою?..», начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками «каликами перехожими», задает определенную психологическую тональность чеховскому рассказу.

Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о «экзистенциальной» дилемме человеческого бытия — теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить свое горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.

  • -С чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж-чтение отрывка учащимся)
  • -Пейзаж подготавливает нас к встрече с главными героями-Ионой и его лошаденкой, подчеркивает полное отчуждение мира от Ионы.
  • -Как выглядят Иона и его лошаденка? (чтение отрывка)
  • -О чем думает каждый из них?
  • -Расскажите о главном герое. (ответ ученика)
  • -Сколько сюжетных линий в рассказе?(Иона-сын, Иона-лошадка, Иона-внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков)
  • -Зачем нужен Ионе внешний мир? (выйти из состояния тоски, облегчить свое горе, выговориться, с кем-то поделиться, почувствовать себя человеком)

(слайд 8) Фабула «Тоски», на первый взгляд, это еще одно отражение излюбленного литературного приема молодого Чехова — с теплой иронией выстроить композицию, сюжетную линию рассказа из анекдотической, по сути, ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Антошей Чехонте на страницах периодического издания, «не ироническая побрякушка» развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души (Дунаев, 1998).

(слайд 9)В сюжете «Тоски», как минимум, можно обнаружить два взаимосвязанных плана: с одной стороны, автор призывает читателя к сопереживанию Ионе Потапову, а с другой, — к размышлению о всеобъемлющей закономерности человеческого бытия — тоске по чьей-то душе, созвучной себе, способной понять, откликнуться, посочувствовать, выслушать.

(слайд 10) Конфликт рассказа заключается в том, что тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Потому –то «печаль моя»(эпиграф) остается неизвестной никому, кроме Бога, а ответ  Ионе на его горькие слова-молчание всего мира.

(Одновременное повторение литературоведческих терминов: фабула, сюжет, конфликт)

  1. Роль художественной детали ( слайд 11)

Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова.

Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. Жанр рассказа Чехов довел до совершенства.

В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема. В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев.

Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом.

Мастерство детали: в рассказе автор большей частью называет лошадь лошаденкой. Только суффикс появился, а читатель видит эту старую, заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую, как ее хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость. И только она может дохнуть теплом своим на руки Ионы.

В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

Развитие художественной детали — важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством.

Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина.

Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.

  1. В чем суть рассказа «Тоска» (слайд 12)

С начала повествования А. П. Чехов указывает на гармонию, присутствующую в отношениях между старым извозчиком и его «лошаденкой», чутко улавливающей малейшие изменения душевного состояния своего хозяина.

То она «бела и неподвижна», похожая на «копеечную пряничную лошадку», вместе с безмолвным Ионой часами стоит под мокрым снегом, «погруженная в мысль», то «начинает бежать рысцой», когда тоска хозяина становится нестерпимой, рвется из груди наружу и диктует поскорее покинуть суматоху городской людской толпы и вернуться ко двору.

Мир людей отверг его, и старик идет к своей лошади — бессловесной твари, — которая одна понимает его: «лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина». С теплой иронией к своему герою, ко всем одиноким в своей тоске людям, тщетно ищущим отклика, спасения в другом человеке, и, пожалуй, к себе самому, А. П.

Чехов заканчивает рассказ следующими двумя фразами: «Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…Иона увлекается и рассказывает ей все…» (там же).

Заявленная А. П. Чеховым в рассказе тема одиночества разрабатывается и осмысливается писателем на протяжении всей последующей литературной деятельности. Лейтмотивом пьес А. П.

Чехова также выступает проблема душевного одиночества и нарушенного психологического контакта между людьми — монологи героев не находят отклика друг у друга, встречаются то насмешкой, то равнодушием. В решении этой вечной для человека проблемы А. П.

Чехову удается избежать сентиментальности, назидательного тона, осуждающего сарказма и философского пафоса. А. П. Чехов никого не обвиняет ни в самопоглощенности людей, ни в их не способности понять и услышать друг друга — это первичная данность, обусловленная инакостью каждого человека для другого.

Преодоление отчужденности, вступление в психологически полноценный контакт с другим, не похожим на себя человеком, возможно лишь, когда делается минимальное усилие для трансляции своей душевной теплоты или искреннего восприятия ее от другого человека.

Одиночество человека среди людей — вот страшная суть рассказа «Тоска». И Чехов нигде не позволяет себе морализировать — он просто рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает все, что хотел бы сказать автор.

  1. Рефлексия
  2. Итог урока
  3. Домашнее задание: подг.к уроку в/чт ( рассказ Чехова (по выбору)), работа со ст. в учебнике

Анализ рассказа Чехова Тоска сочинение 9 класс

Рассказ «Тоска» был написан и опубликован в Петербургской газете в 1886 году, заслужив похвалу со стороны критиков.

«Тоска» относится к жанру рассказа, имеет малый объем, в центре произведения одна сюжетная линия. Интересен этот рассказ тем, что в его центре не событие, а переживания героя, в то время, как во внешнем мире происходят события обыденные. Безусловно, это рассказ психологический, и в некоторой степени он близок к лирическому произведению.

Как и все творчество А. П. Чехова, рассказ Тоска относится к реалистическому направлению. Главный герой — типичный представитель той среды, в которой он живет, его тоска — тоска многих людей, оказавшихся в таком положении.  

Название произведения — «Тоска» — отражает пафос всего произведения. Тоска — не только общее настроение рассказа, но и то, что автор изображает, о чем хочет нам рассказать. Таким образом, тоска — то, что стоит в центре произведения.

Рассказ «Тоска» — картина жизни, он как будто запечатлевает небольшой ее отрезок. А. П. Чехов ничего не изменяет в происходящем, ничего не добавляет и не убавляет по своему вкусу, не стремится донести какую-либо идею. Он просто показывает жизнь такой, как она есть.

В центре повествования — один вечер в жизни извозчика Ионы. Он работает в Петербурге, возит людей, те бранят его, но Иона будто не замечает. Причина в том, что у него умер сын.

Ионе необходимо поделиться с кем-либо своей тоской, горем, рассказать о сыне и его похоронах, но слушать его никто не хочет. Люди не обращают внимания на его попытки заговорить, продолжают ругать и подгонять Иону.

Не в силах терпеть одиночество, он возвращается домой, но и там не находит собеседника. Тогда он идет к последнему своему другу — кобыле и рассказывает ей все.

В рассказе «Тоска», А. П. Чехов не использует множества композиционных приемов. Важен в данном рассказе эпиграф: в нем главный вопрос, который мучает героя, на который он ищет ответ. Композицию автор использует, чтобы передать всю тонкость душевного состояния Ионы.

Диалоги в рассказе чередуются с описанием чувств и мыслей героя. Читатель «видит» всех окружающих Иону людей неотчетливо, потому что и сам Иона не замечает их, в противоположность этому, внутренний мир описан глубоко и детально. Внутренний мир Ионы становится главным в произведении.

О главном герое рассказа, Ионе, мы знаем немного. Он крестьянин, раньше извозом занимался его сын, а после смерти Ионе пришлось самому стать извозчиком, чтобы заработать денег. Работа дается Ионе тяжело, она ему непривычна. Иона совершенно одинок, сын был последним родным его человеком, теперь у него есть только лошадь.

Иона — «лишний человек». Его тоска, боль, одиночество не интересны никому. Автор не зря почти ничего не говорит о самом герое — для людей, его окружающих, он, как человек не существует. Эпиграф рассказа — это не только вопрос Ионы, он имеет намного более широкое значение. В этом вопросе автор поднимает проблему глухости, черствости людей с одной стороны и проблему лишнего человека с другой.

Задача, которую автор ставит перед собой в рассказе — обратить внимание на тех, кого всегда не замечают, показать читателю жизнь, как ее видят «Ионы», всю их боль.

В сущности, тоска—не только удел «Ион», ее в той или иной степени испытываем все мы. Но почему-то каждый раз, встречая «Иону» мы словно бы забываем об этом.

Автор, безусловно, сочувствует своему герою, напоминает нам о том, что необходимо быть человечными.

Настроение рассказа, состояние Ионы писатель передает при помощи темпоритма, синтаксического строя. Вся речь повествователя звучит размеренно, медленно, напоминает причитания, тяжелые мысли Ионы. Чтобы создать такой эффект автор использует одинаковые по длине сложные предложения, благодаря чему темп речи замедляется.

2 вариант

А.П. Чехов – психолог человеческих душ. Читая его произведения, понимаешь, какая тонкая материя – душа человека. Трагизм переживаний не зависит от социального статуса человека.

Главный герой рассказа «Тоска» – извозчик Иона. В самом рассказе нет энергичного сюжета. Просто тихий зимний вечер, идет снег. Извозчик Иона ждет своих пассажиров. Душа его опустошена. У него умер единственный сын. Горе заполнило Иону до краев. Ему надо с кем – то поделиться переживаниями. И он пробует. Но его горе никому не интересно: ни военному, ни молодежи, ни даже извозчикам.

Все куда – то спешат, только Иона никуда не торопиться. Ему некуда спешить, у него осталась только боль, которой слишком много. Смерть взяла не того, она ошиблась, но исправить ничего нельзя.

Если бы с Ионой кто – то поговорил, пожалел его-можно было бы жить дальше. Боль постепенно ушла бы.

У Ионы тоска «громадная, не знающая границ», такие же равнодушие и черствость у людей, окружающих извозчика.

Иона нашел выход с кем поделиться горем. Со своей старой заезженной лошадью. И хоть бывало он стегал ее плетью, а она упрямилась, только ей смог он рассказать о своей беде. Лошадь не умеет говорить, но она дохнула теплом на ладони извозчика. Не этого ли он ждал?

Жизнь еще раз подтверждает, насколько животные могут быть добрее людей. Их молчаливая доброта дороже тысячи слов человека. Тогда как жить с людьми, если у них не найти отклика на беду? Каждый хочет радоваться, быть счастливым, ищет свое место в жизни.

Рассказ «Тоска» будет актуален во все времена, потому что он о человеческих отношениях. Всегда ли мы пытаемся понять человека, понесшего утрату? Не пытаемся ли спрятаться в своей раковине, лишь бы не решать чужие проблемы? Равнодушное общество, проходящее мимо плачущего человека.

Читая небольшой рассказ Чехова, ты как будто бы сам становишься Ионычем. Чувствуешь запах зимы, теплые ноздри лошади и безграничную тоску, заполнившую каждую клеточку твоего тела.

Такие рассказы Чехова не любила дворянская знать. Они не признавали права простого человека переживать.

Анализ рассказа Тоска для 7 класса

Творчество Антона Павловича Чехова не может никогда оставить в покое читателей, ибо те проблемы, что затрагиваются в его рассказах, необычайно жизненны и актуальны. Проблема равнодушия была поднята в произведении «Тоска», которое обязательно заденет сердце духовного человека.

Главное, что проявляется в «Тоске» – это страшное безразличие окружающих к проблемам того или иного человека. В данном рассказе главным героем является Иона Потапов – бедный старый извозчик, недавно потерявший собственного сына.

И как при таком обстоятельстве оставаться самим собой? Каким образом не подаваться отчаянию и нагнетающему унынию? Это действительно трудно. В невзгодах, чтобы их преодолеть, необходим человек.

Только сумевши доверить свою судьбу другому, можно вновь почувствовать себя прежним, не сломленным, возможно пересмотреть свою жизнь и понять, что не всё потеряно, жизнь даёт множество возможностей, которые следует использовать. Однако где найти такого человека, который готов прийти на помощь в трудную минуту?

Герой с надеждой обращается к людям, чтобы те, выслушав его, посоветовали что-нибудь, поддержали добрым словом, проявили какое-либо участие в трудности персонажа.

Но «опять он одинок, и опять наступает для него тишина…» В том, что окружающие не желают вступать в контакт с Ионой Потаповым, которому требуется поддержка, видится полное безразличие людей к переживаниям других.

Эта проблема существовала и раньше, она есть и сейчас. Поэтому рассказ поучителен и познавателен, ибо равнодушие среди людей как было, так и осталось.

В результате «обращаться к людям он считает уже бесполезным». Иона теперь видит поддержку в животных.

Да, люди не способны на проявление теплых чувств, для этого есть такие милые существа, как лошади, собаки, кошки и другие обитатели земли. Иона Потапов встречает лошадь, которая, пускай молчит, но слушает его.

И в этом персонаж признателен лошадке, ибо в тяжелых обстоятельствах нужно высказаться, излить то, что твориться в душе.

Однако проблема остается открытой, ибо большинство людей, как беспристрастно по отношению к окружающим, так и остается безучастным к их проблемам.

Неужели представляет такую сложность простое сострадание? Почему мир забыл о понятии «доброта»? Где же затерялась отзывчивость? Антон Павлович неоднократно задается подобными вопросами, так как проблемы волнующие, заставляющие задуматься и поразмыслить над своим отношением к людям.

Стоит понимать, что многие зачастую нуждаются в нашей поддержке, главное быть отзывчивым и участливым к просьбам людей. Чтобы изменить мир, нужно начинать с себя!

7, 9 класс

Несколько интересных сочинений

Смысл рассказа «Тоска» Чехова | Какой Смысл

Рассказ, представляющий собой небольшое литературное произведение, переносит нас в реалии жизни второй половины девятнадцатого века.

Автору, благодаря описанию правдоподобных ситуаций, свойственным тому промежутку времени, а также благодаря использованию простонародного языка, удалось в полной мере отобразить атмосферу описываемых событий.

Все эти нюансы, свойственные такому популярному направлению, как реализм, делают данное произведение интересным и для современного читателя.

Смысл названия книги «Тоска» Чехова

Когда мы берем в свои руки какую-либо книгу, то обращаем внимание не только на имя ее автора, но и на название. Именно оно призвано привлечь к себе наш интерес, так правильно подобранное название позволяет сразу же уловить ключевую мысль автора, которую тот пытается донести до нас.

Спектр ассоциаций и ощущений, связанных с названием рассматриваемого рассказа Чехова, вряд ли может быть вызван какими-то светлыми и радостными переживаниями. Скорее наоборот, первое, что приходит на ум, так это безудержная печаль и отчаяние, по причине навалившихся бед и несчастий.

«Тоска» — это не просто название книги, это целый образ, собранный в одном коротком и емком слове, нашедшем свое живое воплощение в конкретном литературном персонаже. Тоска для него стала не просто неким неприятным и отягощающим сердце чувством, а внутренним состоянием, лишенном малейшего понимания и сострадания со стороны равнодушного города.

Смысл произведения

Жизнь простых и мало чем примечательных людей никогда особо не волновала особ, обладавших более высоким статусом. Да и зачем им было забивать себе голову подобными мыслями, недостойными их положения. Обслуга должна знать свои обязанности, раз уж она не обладает никакими другими качествами и способностями.

Иона являлся типичным представителем именно этого, низшего класса общества, вынужденного ежедневным тяжелым трудом зарабатывать себе крохи на пропитание.

Он был простым дворовым извозчиком, с очень грустной и жестокой судьбой.

Мало того, что его работа была связана со сложными погодными условиями, доставляющими ему массу всяких неудобств, так еще и пассажиры, которых он подвозил, вели себя подчас крайне грубо и несдержанно.

Так было всегда, но если раньше все эти невзгоды и неприятности Иона терпеливо переносил из-за отсутствия других возможностей, то теперь он не замечал ни мороза, ни снега, ни даже грубых клиентов, совсем по другой причине. Иона лишился единственного сына, скоротечно умершего от горячки в больнице. Тоска, охватившая извозчика, заставляла его двигаться как во сне, медленно и неповоротливо.

Пассажиры, которых подбирал Иона, постоянно поторапливали его. Все они спешили по каким-то делам, будь то военный, севший в его сани, или трое подвыпивших и веселых приятелей. Каждый из них пытался по-своему растормошить извозчика, но когда тот пытался поделиться с ними своим горем, то всегда наталкивался только на холодное безразличие.

Равнодушие, с которым столкнулся Иона, давно уже стало повсеместным явлением. И этот рассказ, принадлежащий перу А. Чехова, был призван пробудить в его современниках чувство сострадания, давно уже ставшее лишним в сердцах многих людей. Эта тема остается актуальной и сейчас, ведь и в наше время можно встретить огромное количество людей, нуждающихся в элементарном внимании и ободряющем слове.

Смысл финала

Горе, связанное с потерей сына, Иона пытался многократно донести до окружающих, но его никто в итоге так и не услышал. Среди них были не только знатные господа, но и такие же трудяги, как и он сам.

Но ни дворник, ни молодой извозчик, не стали даже пытаться поддержать его. Единственным другом, не отказавшим несчастному хоть в каком-то участии, оказалась его лошадь.

Именно перед ней он смог излить свою боль и душу, не искавшую ничего, кроме живого общения.

Обессиленное тяжелой работой животное оказалось намного гуманнее всего остального мира, занятого решением своих проблем. Печальный финал, которым заканчивается этот грустный рассказ, призван продемонстрировать не только высокую степень тотального очерствения, но и ту безудержную тоску, которая может коснуться каждого из нас, если все мы не станем хоть немного внимательнее и добрее.

Критика о рассказе «Тоска» Чехова, отзывы (анализ, суть, смысл, идея)

И. А. Сикорский:

“Недостаточное развитие чувств, легкомысленное безразличие, черствость души, отсутствие отзывчивости изображены Чеховым в простом, но высоко-художественном рассказе “Тоска”, где представлен бедный, убитый горем извозчик, потерявший сына, скончавшегося в больнице.

Осиротелый отец пытается обратиться к людям, поделиться с ними своим тяжким горем, найти себе в этом утешение. Он силится вызвать к себе участие… После многих попыток найти у людей сердце, страдалец убеждается, что дальнейшее обращение к людям уже бесполезно… Он возвращается домой со своего промысла.

Здесь опять мрачная свинцовая тоска с новой силой охватывает его…

Животное слушало своего хозяина, согревая его холодные, тоскливые руки своим теплым дыханием. Этим простым, но глубокомысленным рассказом художник хочет нам сказать: люди забыли, что в природе существует боль, что в мире есть скорби и страдания; люди, разумные существа, забыли, что страдалец не может жить без согревающего участия ближних. И вот этого именно участия страдалец не нашел у людей, и только в душе бессловесного животного, которое, видя пред собой страдающего человека, слыша надорванные звуки его голоса, что-то смутно поняло своим инстинктом и ответило на его человеческое горе. Несчастный отец нашел себе первое участливое чувство в душе животного и сейчас рассказал ему про свои тяжкие страдания. Трудно представить себе более строгий приговор русскому интеллигенту и нашему воспитанию, как приговор, который содержится в только что разобранном рассказе Чехова “Тоска”.”
(И. А. Сикорский, “Психологические основы воспитания и обучения”, Киев, 1909 г.)

“Рязанские епархиальные ведомости, издаваемые при Братстве св. Василия Рязанского”:

“Над человеком стряслось горе – тяжелое, непоправимое горе. Душа болит, работа валится из рук, неодолимо хочется найти себе где-нибудь поддержку. И как часто, не имея возможности поделиться своим горем с человеком, несчастный обращается к животным и даже к неодушевленным предметам. Рассказ Чехова “Тоска”, где измученный извозчик жалуется на свое горе своей лошади, не выдумка, а психологическая истина.”
(“Рязанские епархиальные ведомости, издаваемые при Братстве св. Василия Рязанского”, 1911 г., № 1-12)

М.Семанова:

“К середине восьмидесятых годов Чехов был уже автором таких блестящих рассказов, как “Смерть чиновника”, “Хамелеон”, “Тоска”, “Унтер Пришибеев”.

В них он проникал в самую сущность жизни полицейско-самодержавной России того времени, изображал типическое: деспотизм, неограниченную силу имеющих власть и раболепие, холопство подчиненных.

Высмеивая чиновников, полицейских, Чехов высказывал свое горячее сочувствие людям из народы, заставлял читателя задумываться над их судьбой (“Тоска”, “Горе”, “Темнота” и др.).”

(М.Семанова, вступительная статья к книге “Рассказы. А.П.Чехов”, издательство “ДЕТГИЗ” (Москва), серия “Школьная библиотека”, 1954 г.) Это была критика о рассказе “Тоска” Чехова: отзывы о произведении (анализ, суть, смысл, идея рассказа).

Смотрите: 

Все материалы по рассказу “Тоска”
Все материалы по творчеству Чехова

Adblock
detector