Меню

Назови сказку и автора кобылица молодая

Исследовательская работа по детской литературе

Своеобразие языка и стиля сказки П. П. Ершова

«Конек-горбунок»

Студентка: Мейнцер Е. А.

Руководитель: Малиновская А. А.

  1. Введение
  2. Народный характер сказки П. П. Ершова

2.1.Лексические средства языка. Тропы.  «Авторские» фразеологизмы.

          2.2. Синтаксические средства языка сказки.

                 Поэтические  фигуры

  1. Заключение

Введение

      Почти два века украшает сказка «Конёк – Горбунок» русскую детскую литературу, пленяя воображение читателей.  Однако критика не всегда была единодушна в оценке произведения и его языка: одни утверждали, что это самобытное творение талантливого писателя, другие предполагали  подражание сказкам Пушкина, третьи — стилизацию под народную сказку.

     Анализу особенностей языка литературной сказки П. П. Ершова посвящены работы И. П. Лупановой, П. Я. Черных, Л. А. Булаховского, Л. А. Островской.  

Актуальность исследования обусловлена недостаточным вниманием к языку произведения на уроках литературного чтения. Приобщение школьников к богатствам русской литературы, формирование читателя, способного к полноценному восприятию художественного произведения, владеющего умениями целостного анализа текста, возможно только при условии систематической работы над художественной формой произведения.

Объект исследования  сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок».
Предметом исследования являются особенности языка и стиля русской литературной сказки «Конек-горбунок» П. П. Ершова.

Методы исследования:

-текстуальный анализ произведения;

-метод систематизации и обобщения;

-сравнительно-сопоставительный метод

Цель исследования – проанализировать лексические, фразеологические и синтаксические средства языка сказки Ершова, тропы и поэтические фигуры, определяющие идейно-художественное своеобразие произведения.

 Достижение этой цели требовало решения следующих задач:

— изучить литературу по теме;

— проанализировать лексику и синтаксические конструкции сказки Ершова;

— выявить художественные приемы в создании образов героев произведения;

— обосновать утверждение о самобытности, художественном своеобразии, идейной и эстетической ценности сказки Ершова.

Народный характер сказки П. П. Ершова.

Лексические средства языка. Фразеологизмы. Тропы.

      Близость к народу, знание его жизни, привычек, обычаев, вкусов, взглядов обеспечили сказке небывалый успех. Ершов воплотил в своей сказке думы и чаяния русского народа, воссоздал картины народной Руси.

     Просторечия, диалектизмы, народно-поэтические слова органично вписываются в языковую ткань сказки, способствуя передаче живой народной русской речи:  :«утро зорится», «смотреть вполуглаз», …Знать,  столица  та была   недалече от села…Приключилося им горе… Отродяся… соглядать… Дождь вот так ливмя и лил… сызнова…

…Уши в загреби берет,  что есть мочушки ревет…

…Наш  удалый молодец   затесался во дворец…

 Горбунок, его почуя,  дрягнул было плясовую…

   В сказке Ершова много устаревших слов – историзмов и архаизмов, значение которых далеко не всегда понятно, они могут  вызвать ложные ассоциации у читателя-школьника.  При изучении сказки на уроках литературного чтения необходимо проводить словарную работу. Например:  малахай (длинная широкая одежда без пояса), ендова (посуда для вина),   спальник (царский слуга),  чёрная бабка — налитая свинцом кость для игры,  лубки —  лубочные  картинки, «Вот бы курево развесть…» (костер, огонек),  суседко – домовой, седмица – неделя, ражий – крепкий, плотный.

     Наряду с историзмами в тексте сказки «Конек-горбунок» встречается ряд архаических элементов (фонетических, грамматических и др.): В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе..Спотыкнувшися три раза, Починивши оба глаза… Натянувшись зельно пьян, Затащился в балаган… о полночь (соврем.  в полночь), по Ивана (соврем. за Иваном), согласися быть царица (соврем. царицей), дворяна (соврем.  дворяне) и др.

   Автор мастерски владеет всеми средствами литературной изобразительности, создавая сложные образные картины. В ярких, выразительных описаниях  – сравнения, красочные эпитеты, метафоры, гиперболы:

      Кобылица та была / Вся, как зимний снег, бела,

      Грива в землю, золотая, / В мелки кольца завитая…

     Кони ржали и храпели, / Очи яхонтом горели;

      В мелки кольца завитой, /Хвост струился золотой,

      И алмазные копыты / Крупным жемчугом обиты

     …Что есть силы в дверь стучится, / Чуть что кровля не валится,

      И кричит на весь базар, / Словно сделался пожар

Гиперболы: Под дождем я весь промок / С головы до самых ног; Ночью страшный был мороз —/  До животиков промерз; Ночью холод был ужасный,/  До сердцов меня пробрал.

      Представляется необходимым проанализировать фразеологизмы, встречающиеся в тексте достаточно часто. Ершов включает в сказку народные поговорки и присловья, искусно и остроумно «переделывая» их:

Отправляется на печь / И ведет оттуда речь / Про ночное приключенье / Всем ушам на удивленьеНо давно уж речь ведется, / Что лишь дурням клад дается, / Ты ж хоть лоб себе разбей, / Так не выбьешь двух рублей… 

«Авторские» идиоматические выражения:  … На него боязнь напала…Под дождем я весь промок  / С головы до самых ног…До животиков промерз,… Ночью холод был ужасный,  До сердцов меня пробрал… Дрожь на малого напала,   Зубы начали плясать;  Он ударился бежать… Он и усом не ведет… Неча молвить, страх красивы!

       П.П. Ершов использует и устойчивые выражения, возникшие и бытовавшие в художественном стиле (литературные штампы): Кобылица молодая, / Очъю бешено сверкая, / Змеем голову свила / И пустилась, как стрела.

 Такое стилистическое разнообразие фразеологических единиц позволяет охарактеризовать речевую манеру героев в динамике. Особенно показательна в этом смысле речь царя, который то изъясняется простонародным языком (словно в масле сыр кататься; ходить в золоте; помилуй бог;), то обращается к официальному стилю (дать в приказ; в силу указа). Встречаются в его речи обороты книжного стиля (взвеселил душу, сиречь молвить), народно-поэтические выражения (светик мой, жить припевая, любить душой, умереть с горя). Иными словами, в поэтике П.П. Ершова фразеологизмы способствуют созданию образа героя, его характеристике.

 Наиболее отчетливо это проявляется в речи Ивана:

Всю я ноченьку не спал, / Звезды на небе считал… Вдруг выходит дьявол сам,/ С бородою и с усам;/ Рожа словно как у кошки, /А глаза-то — что те плошки!

 Иногда фразеологизмы сочетают в себе речевую манеру героя и авторский комментарий:

 Вот и стал тот черт скакать / И зерно хвостом сбивать. / Я шутить ведь не умею — / И вскочи ему на шею.

Сказка пронизана лёгким юмором, лукавством, свойственным русскому народу и отразившимся в его устном художественном творчестве.

П.П.Ершов изображает героев сказки с иронией,  но если Ивана он рисует  с добрым юмором, то братьев Ивана и Царя с придворными  — с сарказмом:

Ночь ненастная настала,/ На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик / Закопался под сенник…

…Спотыкнувшися три раза, / Починивши оба глаза,

Потирая здесь и там, / Входят братья к двум коням.

…Вот он поля достигает, / Руки в боки подпирает

И с прискачкой , словно пан,/ Бокам входит в балаган.  (Иван)

   Усилению комического эффекта способствуют  не только нелепые ситуации, но и шутки, пословицы, присловья.  Чтоб напугать братьев, о своём дозоре Иван сочинил нарочито страшную и смешную историю:

Вдруг подходит дьявол сам / С бородою и с усам;

Рожа словно как у кошки, / А глаза – то что те плошки!

Вот и стал тот чёрт скакать / И зерно хвостом сбивать.

Вульгаризмы довольно часто встречаются в сказке, усиливая сарказм или подчеркивая комичность ситуации: Рожа словно как у кошки… Уж таскал же он, таскал, / Чуть башки мне не сломал… Да какой вас черт украл?

      Чтоб пропасть ему, собаке! / Чтоб издохнуть в буераке!

Тьфу ты, дьявольская сила! / Эк их, дряней, привалило!..

Синтаксические средства языка сказки. Поэтические фигуры

        Своеобразен синтаксис произведения. Каждый стих представляет собой самостоятельную смысловую единицу, предложения короткие, простые.  Инверсия  выполняет  акцентную или смысловую, а также  ритмообразующую функции. Почти в каждой строке есть глагол, обозначающий движение или действие, что усиливает динамичность повествования: Свет такой тут заблистал, / Что чуть спальник не вскричал, / И от страху так забился,/ Что овёс с него свалился.

Эмоциональность речи Ивана подчеркивается с помощью  упрощенных синтаксических конструкций, риторических фигур, вопросительных и восклицательных предложений, инверсий, повторов.

Чудно дело! Так и быть, / Стану, царь, тебе служить. / Только, чур, со мной не драться / И давать мне высыпаться, / А не то я был таков!..

Композиционные повторы сопровождают повторы синтаксические. Повторяются отдельные слова, рядом стоящие фразы, обороты, отдельные стихи.  И от сивка, и от бурка, / И от вещего каурка…Повторы придают сказке убедительность и особую занимательность:

      Пара нашим не дается; / Делать нечего, придется 
      Во дворце тебе служить. / Будешь в золоте ходить, 
      В красно платье наряжаться, / Словно в масле сыр кататься, 
      Всю конюшенну мою /  Я в приказ тебе даю, 
      Царско слово в том порука. / Что, согласен?» — «Эка штука! 
      Во дворце я буду жить, / Буду в золоте ходить, 
      В красно платье наряжаться, / Словно в масле сыр кататься, 
      Весь конюшенный завод / Царь в приказ мне отдает…

Заключение

Таким образом, анализ языка и стиля сказки показывает, насколько сложна лексико-семантическая организация сказки П.П. Ершова и какие серьезные проблемы она порой ставит перед учителем и читателем-школьником.

Как и Пушкин, и Жуковский, Ершов писал свою сказку для всей читающей России. Но она органически вошла в детскую литературу. В первую очередь, сказка детская в своей безудержной фантазии, в удивительных приключениях, динамичном сюжете, красочности, игривой ритмике, песенном складе, образе главного героя – отважном представителе народа, в победе добра над злом, уважении к человеку, к нашему великому языку.

Список литературы

1.
Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература.–М.: Академия, 2009.

2. Детская литература: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / под ред. Е. О. Путиловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.

3.Евсеев В.Н. «Романтические и театрально-площадные традиции в «Коньке-горбунке» П. П. Ершова» // Русская сказка. — Ишим, 1995.

4. Евсеев В.Н. «Антиповедение в мире «Конька-горбунка»» // Ершовский сборник. — Ишим, 2004. — Вып.I.

5. Леонова Т.Г. «Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке: Поэтическая система жанра в историческом развитии.» — Томск, 1982. 

6. Островская Л.А. Язык и стиль русской литературной сказки (Лингвистический анализ сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок»): Дисс. канд. филол. наук. — Ташкент, 1984. 

7. Путинцев А.М. Сказка П. П. Ершова «Конек-горбунок» и ее источники // Труды Воронежского ун-та. Воронеж, 1925. — Т.1. 

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 59-61. 

УКМ «Школа России»

1. Почему своё произведение Ершов называет русской сказкой? Попробуй объяснить свою точку зрения.

Ершов назвал своё произведение русской сказкой, потому что в ней отражены все особенности народной волшебной сказки — присказка, зачин, троекратные повторы. Герои этой сказки также напоминают героев народных сказок, например Иван-дурак. 

Автор использовал для написания очень простой, народный язык, что также сближает его произведение с народными сказками.

2. Что в этой сказке волшебного, необычного, а что могло быть в действительности?

Волшебное в сказке: говорящий конёк-горбунок, говорящая кобылица.

Могло быть в действительности: потоптанная пшеница, нечестные братья, продажа коней, служба у царя.

3. Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках? Герои поступают так из жадности, скупости, желания достичь своей цели, из стремления быть добрыми и честными? Почему они всё время обманывали? Как ты объяснишь поступки братьев?

Старший брат Данило был умным, средний Гаврила — так и сяк. Они были старшими братьями Ивана. Они спали, вместо того, чтобы караулить, попытались украсть коней у Ивана.

Так поступали они от жадности и скупости. Они всё время обманывали, чтобы получить для себя выгоду. 

Я думаю, они были глупыми и искали самый лёгкий путь, мечтали ничего не делать, а иметь всё.

4. Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?

Оба старших брата были корыстными и лживыми. Они были эгоистами и думали только о себе.

Иван был простой, добрый и честный. 

Он оказался очень хорошим человеком, который знает, в чём его выгода, но не станет обманывать ради достижения своих целей. 

5. Как ты считаешь, почему Иван стал хозяином чудесных коней? Как это объяснили его старшие братья?

Иван честно сторожил отцовское поле. Он увидел кобылицу, сумел на неё заскочить и усидеть в седле.

За это кобылица отдала ему трёх коней.

Братья объяснили появление коней везучестью, которой обладают дураки.

6. Выберите с друзьями ту часть сказки, которую вы хотите инсценировать. Распределите роли, выберите интонацию. Читайте так, чтобы всем было интересно слушать.

Я бы выбрала для инсценировки эпизод с продажей коней царю. Там всего два героя — Иван и царь. Но читать, как торговался Иван очень смешно.

7. Самостоятельно раздели произведение на части. Озаглавь каждую часть словами из текста.

План пересказа сказки «Конёк-Горбунок» для 4 класса

  1. Старик и три сына. «У старинушки три сына».
  2. Старшие братья в дозоре. «Как стало лишь смеркаться».
  3. Иван ловит кобылицу. «Вишь, какая саранча».
  4. Старшие братья и кони.»Лишь дурням клад даётся».
  5. Объяснения братьев. «Привезти тебе обнову».
  6. Городничий и царь. «Надо коней поглядеть».
  7. Покупка коней. «Два-пять шапок серебра».

8. Обсудите с другом, какие вопросы можно задать по каждой части всему классу.

Вопросы к сказке «Конёк-Горбунок» для всего класса.

  1. Как звали сыновей старика? — Данило, Гаврило и Иван.
  2. Где провёл ночь Данило? — Под сенником.
  3. Где провёл ночь Гаврило? — У соседки под забором.
  4. Что обещали Ивану за дозор? — Лубков, горох и бобов.
  5. Какого цвета была кобылица? — Как снег бела.
  6. Что сказал Иван дома про свой дозор? — Что поймал дьявола.
  7. Кто рассказал Ивану про кражу коней? — Конёк-Горбунок.
  8. Чем объяснили кражу братья? — Неурожаем.
  9. Кто рассказал царю про коней? — Городничий.
  10. Почему царь взял Ивана на службу? — Кони никому не давались и рвали уздечки.

9. Представь, как Иван рассказал бы эту сказочную историю. Запиши план в рабочую тетрадь.

Пересказ сказки «Конёк-Горбунок» от лица Ивана для 4 класса

Слышал я, что какой-то негодяй стал топтать батькину пшеницу. Ходили старшие братья, ловили злодея, да ничего у них не вышло.

Мне не хотелось идти ночью в поле, но отец пообещал мне лубков, да гороху, вот я и пошёл. Ждал, ждал, почти весь каравай съел, вдруг вижу белую кобылицу. Стала кобылица топтать пшеницу, а я на неё заскочил.

Поносила она меня не слабо, но усидел я. Уморилась кобылица. Обещала наградить двумя конями богатырскими, да каким-то коньком горбатеньким.

Дома я сказал, что прогнал дьявола, и не будет никто поле топтать. А когда кобылица пригнала коней, запер их в балаган.

Но братья тайком угнали коней. Пришлось мне с Коньком-Горбунком их догонять и стыдить. Согласился я продать коней, ведь и впрямь неурожай вышел, тяжеленько отцу приходится.

Пригнали мы коней в город, а там сам царь идёт. На коней любуется, хозяина спрашивает. Выхожу я, руки в боки, серебро за коней требую. Не торгуясь царь покупает коней, а тут незадача — не даются кони никому в руки, обратно ко мне бегут.

Пришлось царю меня на службу нанимать. Так вот я из огорода стал почти что воеводой! Чем не карьера?

10. Каждый ли может о себе сказать так, как сказал Иван: «Хоть Ивана вы умнее, да Иван-то вас честнее»?

Так о себе может сказать лишь честный человек, который признает, что у него есть недостатки, но есть и достоинства. Такой человек не хвастает умом, но живет по совести.

11. Обсудите с другом, как вы понимаете, что такое честность.

Честность — это умение всегда говорить правду, никогда не обманывать.

12. Прочитай ещё раз сказку. Обрати внимание на подчёркнутые слова. Самостоятельно составь словарь устаревших слов. Определи и запиши в рабочую тетрадь, где ты будешь искать необходимую информацию.

Словарь устаревших слов из сказки «Конёк-Горбунок» для 4 класса

Против — напротив.

Недалече — рядом.

С набитою сумою — с полной сумкой.

Соглядать — обнаружить, раскрыть.

Смекнули — догадались.

Сенник — сарай для сена.

Сонные тетери — засони.

Несподручно — неудобно.

Малахай — шапка.

Саранча — вредитель.

Улуча — выбрав момент.

Очью — глазами.

Три вершка — 14 сантиметров.

Аршинными ушами — очень длинными, 70 сантиметров.

Кровля — крыша.

Мочи было — силы было.

Порука — обещание.

Опояски — пояс.

13. Рассмотри иллюстрацию Кочергина к сказке. придумай свою сказочную историю про рыбу-кит.

Сказочная история про рыбу-кит для 4 класса по рисунку Кочергина.

В синем море-океяне кит лежал уж много лет, в берег врос его хребет. Кит не мог пошевелиться, только булькать мог и злиться. На спине его стояли и деревни и леса, у фонтана раздавались молодые голоса.

Но однажды приехал к киту Иван. Посмотрел на его страдания и сказал, что поможет, если кит ему достанет со дна моря сундучок.

Кит пообещал помочь и Иван поскакал на спину кита. Там он объявил людям, что царь решил обложить их тройным налогом, потому что живут они, как на курорте.

Испугались люди, собрались и уехали, бросив и деревню, и пашни, и фонтан.

Вернулся Иван на берег и повелел киту повернуться. Крякнул кит, поднатужился, вырвался из берега и поплыл. Смыли волны с его спины деревни и леса. Стал кит свободным.

Но слово своё не забыл и Ивана наградил. Кит нырнул в глубины моря и сундук из них достал. Он отдал его Ивану, с ним Иван и ускакал.

1

Автор: Панченко Татьяна Анатольевна

Организация: МБДОУ Чановский детский сад №2

Населенный пункт: Новосибирской область, п. Чаны

Цель: выявить у детей сформированность знаний, умений и навыков по ФЭМП, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, художественному творчеству.

Задачи:

Образовательные: закреплять у детей умение называть и различать времена года, обобщать группу предметов и называть их одним словом, знания о цифрах от 1 до 5, о геометрических фигурах, ориентироваться на листе бумаги.

Развивающие: развивать память, логическое мышление, внимание, связную речь; продолжать расширять словарь.

Воспитательные: прививать интерес к новой форме игровой деятельности «квест – игра», воспитывать стремление оказывать помощь другим, дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща, оказывая друг другу помощь.

Материал к занятию:

Посылка, письмо, карта, ковер — самолет, сундук со смайликами, ключи (геометрические фигуры), мяч, игра «Назови одним словом», игра «Сосчитай», картинки к загадкам, игра «Сундучок скороговорок», игра «Разрезные фигуры»

Ход занятия.

Вводная часть:

Под музыку проводится приветствие «Улыбка»

Станем рядышком по кругу,

Скажем « Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»,

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется!

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте улыбнемся и подарим друг другу наши улыбки и хорошее настроение. Как нужно приветствовать друг друга?

Дети: Здравствуйте, Доброе утро и т.д.

Основная часть:

Воспитатель: Сегодня утром, на пороге детского сада, я нашла посылку, адресованную детям нашей группы. В ней письмо. А хотите узнать, что написано в письме?

Дети: Да

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки! Пишут Вам жители сказочной страны. У нас беда! Дело в том, что злой волшебник похитил улыбки всех жителей, и жители сказочной страны перестали улыбаться. Но злой волшебник не просто похитил улыбки, он еще и спрятал их в сундук под замки. Сами мы не можем справиться со злым волшебником, жители нуждаются в вашей помощи».

Воспитатель:

Ребята, какая страшная беда приключилась с жителями сказочной страны. Что же нам делать?

Дети: Нужно помочь.

Воспитатель: Посмотрите, с письмом пришла карта. Это наверное подсказка, как добраться до заколдованного сундука. Давайте рассмотрим карту. С чего же нам начать? (На карте написаны цифры с животными, на которые нужно ориентироваться). Куда нам нужно идти?

Дети: К зайцу.

Воспитатель: Правильно, к зайцу, потому что под ним написана цифра 1. Но скажите, а на чем мы можем добраться в сказочную страну?

Ответы детей.

Воспитатель: Смотрите, здесь еще что то есть. Это же волшебный ковер – самолет. Давайте, скорее встанем на него, закроем глазки и произнесем волшебные слова:

«наш ковер по небу мчится,

Что же с нами приключится?

Попадем на нем мы в сказку!»

Дети открывают глаза и подходят к столу, где стоит игрушечный заяц.

Воспитатель: Здравствуй, Зайка! А мы пришли просить у тебя ключик от волшебного сундука. Отдай нам его, пожалуйста. Не отдает нам зайчик ключик просто так. Чтобы получить ключик, нам нужно выполнить задание.

А задание называется «Назови одним словом»

Перед детьми лежат карточки с предметами, нужно назвать предметы одним словом.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, справились с заданием. Зайка отдал нам ключик. А посмотрите, на какую фигуру похож ключик?

Дети: треугольник

Воспитатель: А какого цвета?

Дети: желтый

Воспитатель: Нам пора дальше в путь. Посмотрим карту. К кому следующему нам нужно идти?

Дети: к лисе.

Воспитатель: Правильно, следующая у нас лисичка.

Дети подходят к Лисе.

Воспитатель: Здравствуй, лисичка. Отдай нам, пожалуйста, ключ от волшебного сундука. Не отдает лисичка. Наверное, тоже приготовила нам задание.

Игра «Сосчитай» (соотнесение количества предметов с изображенной цифрой)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот мы и забрали еще один ключ. На какую фигуру он похож и какого цвета?

Дети: квадрат, зеленый.

Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше. Смотрим карту. К кому нам нужно идти?

Дети: к ёжику.

Идут к месту с ёжиком.

Воспитатель: Ёжик, здравствуй! Ребята, посмотрите, ёжик тоже приготовил нам задание – загадки. И к каждой отгаданной загадке нужно найти картинку.

Дети отгадывают загадки и находят соответствующие картинки.

Гостьи к нам пришли:

Седая, а за нею молодая,

Третья – ярко расцветает,

А четвертая рыдает. (времена года)

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает? (летом)

Пустые поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (осенью)

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (зимой)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (весной)

Воспитатель: Вот и третий наш ключ. А на какую фигуру похож ключ и какого цвета?

Дети: прямоугольник, красный

Воспитатель: К кому же мы идем дальше? Давайте посмотрим на карте.

Дети: к медведю.

Воспитатель: Правильно, мы идем к медведю. Вы, наверное, устали, давайте немного отдохнем.

Подвижная игра «Медведь и зайцы»

Воспитатель: Отдохнули немножко. Ребята, а кто помнит, куда мы отправились и зачем?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, мы отправились в сказочную страну за похищенными улыбками сказочных жителей. И пришли мы к медведю. Он, наверное, тоже приготовил нам задание.

Д/И «Назови ласково»

Воспитатель: медведю очень нравиться, когда его называют ласково. Он просит назвать ласково всех сказочных героев.

Воспитатель кидает мяч ребенку и называет сказочного героя, а ребенок называет его ласково. Заяц, Лиса, Медведь, Петух, Собака и т.д.

Воспитатель: Ну вот и Мишка отдал нам ключик. На какую фигуру он похож, какого цвета?

Дети: круг, синий.

Воспитатель: И кто же у нас последний остался? смотрим на карте.

Дети: волк.

Воспитатель: И волк нам тоже приготовил задание. Волк желает, чтоб мы четко проговорили приготовленные им слова.

Д/И «Сундучок скороговорок»

(В сундучке карточки со скороговорками. Ребенок достает карточку и вместе с воспитателем проговаривают ее)

Воспитатель: Вот и последний ключ. Посмотрите, на какую фигуру похож ключ и какого цвета?

Дети: ромб, оранжевый

Воспитатель: Теперь нам нужно найти сундук и открыть его с помощью всех ключей. Но посмотрите, злой волшебник пытается нам помешать. Все ключи, которые мы нашли, стали все разбиты на несколько кусочков. Нам нужно собрать их на специальную дорожку и тогда сундучок откроется.

Игра «Разрезные фигуры»

Дети выкладывают разрезные геометрические фигуры на специальную дорожку.

Заключительная часть:

Воспитатель открывает сундучок и достает смайлики с улыбками.

Воспитатель: Ура, сундук открыт. Мы смогли вернуть жителям сказочной страны их украденные улыбки и хорошее настроение. А нам пора возвращаться в группу. Садимся на наш ковер самолет и закрываем глазки.

Дети встают на ковер и закрывают глаза.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в группу…посмотрите, что здесь?

Воспитатель показывает детям мешочек с конфетами.

Дети: мешочек.

Воспитатель: Это наверное жители сказочной страны прислали нам угощение, за то что мы им помогли.

Ребята, а Вам понравилось наше путешествие?

Что больше всего понравилось?

А какие задания были для Вас сложными?

Подойдите, пожалуйста, к столу. Если Вам понравилось, возьмите солнышки, а если не понравилось, возьмите тучки. Поднимите вверх. Каких карточек больше? Значит наше приключение Вам понравилось.

Приложения:

  1. file0.docx.. 23,1 КБ

  2. file1.docx.. 575,2 КБ

Опубликовано: 23.11.2021

За целый год практически  вынужденной изоляции  из-за пандемии возникает желание  вырваться «на свободу», куда-то сходить, активно пообщаться с друзьями, поучаствовать в каких-то интересных мероприятиях, словом, культурно отдохнуть…

Недавно посмотрела художественный фильм «Конёк-Горбунок», который вышел на экраны кинотеатров с 18 февраля 2021 года.  Фильм идёт просто на «ура». С большим удовольствием и на одном дыхании смотрела этот фильм и хочу поделиться своим подробным отзывом с вами, уважаемые читатели, который, надеюсь, будет вам полезен,  а вы для себя могли бы решить, стоит ли идти на этот фильм. 

Несколько слов о современной киносказке «Конёк-Горбунок»

Не раскрывая полностью сюжета,  хочется отметить, что фильм создавали фактически  по линии сюжета самой сказки.  В отличие от киносказки, созданной  великим режиссером в 1941 году Александром Артуровичем Роу,  которая в то время была  настоящим шедевром, в этом фильме  прекрасно совместили  современный  юмор с сюжетом сказки и применили новые сложнейшие  и уникальные  компьютерные технологии для создания волшебных миров, где побывал Иванушка-дурачок со своим верным другом Коньком-Горбунком.

Иванушка-дурачок, самый младший  крестьянский сын, отправляется по отцовскому наказу и его старших братьев  в поле, чтобы выследить того, кто топчет их пшеницу, из которой они выпекали хлеб …

С этого момента и начинаются его волшебные приключения, в которых он активно участвует вместе  с Коньком-Горбунком, выполняет  невыполнимые поручения жестокого и жадного царя …и выходит победителем.

Как и во всех сказках здесь идёт активная борьба между добром, честностью, открытостью и жадностью, жестокостью, хитростью и обманом. Побеждает тот, у кого чисты помыслы и добрые поступки. Сказка очень поучительная, и сам фильм  передаёт эту основную мысль, не нарушая содержания самой сказки. 

 О создании фильма «Конёк-Горбунок»: как и где создавался фильм

Фильм-сказка «Конёк-Горбунок» был создан по одноимённой сказке Петра Павловича Ершова. Сказку он написал  в 1830-х годах в стихотворной форме. Писатель вдохновился идеей создания этого замечательного произведения после того, как прочитал сказки Пушкина. Когда  «Конёк-Горбунок» была опубликована, то к Ершову пришла огромная популярность и высшей наградой послужил положительный отзыв самого Александра Сергеевича Пушкина об этой сказке.

Фильм-сказку «Конёк-Горбунок» нам представили в виде новой и современной версии  известной сказки, с отличным юмором и  с использованием великолепных спецэффектов, которые очень реалистично показывают волшебный мир и его персонажей. 

Фильм — сказку начали снимать еще в 2018 году и планировали выпустить в 2020-м, но из-за пандемии решили перенести на  начало 2021 года. В феврале 2021 года этот красочный фильм в стиле фэнтези вышел в прокат  по всем кинотеатрам Москвы,  подмосковья и даже в других городах, например, в Новосибирске, Екатеринбурге.

Фильм был снят режиссёром Олегом Погодиным в соавторстве с Алексеем Бородачёвым  и в компании  продюсеров: Сергеем Сельяновым  (фильмы:  Брат, Брат-2,  Салют -7

мультики «Иван-Царевич и Серый Волк», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»),  Александром Гороховым ( «Время первых») и Антоном Златопольским ( фильмы: Салют -7, Движение вверх, Легенда №17).

Киносказку сняли  с большим голливудским размахом, со множеством уникальных  компьютерных спецэффектов, которые были разработаны специально для этого фильма  на студии спецэффектов СGF.

Это одна из крупнейших  российских компаний, которая создаёт визуальные эффекты и анимацию  для кино, видеоклипов и телепрограмм.  Самые известные работы этой студии: фильмы «Дневной дозор», «Монгол», «Особо опасен», «Экипаж», «Движение вверх» и др.

Съёмки фильма  «Конёк-Горбунок»  также проходили  в съёмочном павильоне на студии  спецэффектов CGF в  Санкт-Петербурге, которая была основана в 2004 году, и ее руководителем является Александр Горохов.

Это самый огромный павильон  в России на сегодняшний день, площадь которого составляет 7000 кв.м. Отдельно были построены специальные декорации к фильму, которые позже «достраивались» с помощью компьютерной графики.

Я с большим интересом узнала, что эта студия обладает уникальными разработками по визуальным эффектам, такими как «Вьюга», которая позволяет «сооружать» пространство или объект, и увидеть его в перспективе, как если бы он уже был готов. Такая разработка очень помогала  для выстраивания «правильного кадра» для многих эпизодов в фильме.

Я была поражена насколько реалистично смотрятся с экрана различные сцены из фильма, например,  Белая Кобылица, скачущая по ржаному полю, Ледяной Дворец, где обитала Царь-Девица и лежала в хрустальном гробу, Чудо-Юдо рыба Кит, из ноздрей которого выплывает целый флот,  и конечно же сам Конёк-Горбунок.

Актеры и роли в фильме-сказке «Конёк-Горбунок»

Фильм  украсили целый букет известных и популярных актёров, которые уже давно завоевали зрительские симпатии. Расскажу о наиболее ярких актёрских работах в фильме.

В главной роли Ивана -дурачка снялся  Антон Шагин, молодой актёр театра Ленком, на счету у которого уже свыше 30 работ в фильмах.

картинка к статье фильм-сказка "Конёк-Горбунок".Отзыв

Среди них наиболее известные роли в фильмах :

  • «Пер Гюнт», где он играет главную роль самого Пер Гюнта; 
  • «Бесы» — роль Петра Верховенского; 
  • «Анка с Молдаванки» — роль Аркадия Сотникова; 
  • «Пятница» — Виталий Белов; 
  • Хождение по мукам» — роль Алексея Бессонова; 
  • роль подкидыша в одноимённом фильме «Подкидыш»; 
  • «Союз Спасения» в роли Кондратия Рылеева и др. 

В роли царя батюшки снялся давно всем известный и своеобразный актёр Михаил Ефремов, сын знаменитого Олега Ефремова.  Актёр прекрасно  справился с этой ролью. Царь батюшка получился у него очень колоритный и неподражаемый.  Он очень выразительно показал  отрицательные черты характера персонажа.

Царь-девицу сыграла молодая и очень интересная актриса  МХТ им. А.Чехова Паулина Андреева, которая имеет не только актёрские работы, но также выступает в роли режиссёра и сценариста.

картинка к статье фильм-сказка "Конёк-Горбунок".Отзыв

Среди актёрских работ Паулины Андреевой наиболее известны: 

  • Княгина Ирина Юсупова в фильме «Григорий Р.»;
  • Яна Туманова в фильме «Выстрел»;
  • Софья Руднева — «Демон революции»;
  • роль Арисы — » Лучше, чем люди»;
  • Софья Руднева — «Ленин.Неизбежность» и др.

А также ее режиссёрские работы и сценарии : «Плачу с вами» (короткометражный); «Псих»; «Русское краткое. Победители Кинотавра-2019» и др.

И, пожалуй,  самая интересная  и забавная роль «Конька-Горбунка» у Павла Деревянко. Персонаж получился очень живой и реалистичный, благодаря не только технически сложным компьютерным спецэффектам, но и великолепной игре актёра . Об этом «чуде» расскажу отдельно.

Чудо-персонаж  Конёк-Горбунок

Это, наверное, самый  яркий и полюбившийся персонаж как детям, так и взрослым. Мне было очень интересно узнать поподробнее о процессе создания вполне живого  сказочного существа и вот, что удалось мне разузнать.

Компьютерного Конька-Горбунка создавали специально под  актёра Павла Деревянко: под его мимику лица,  его движения, интонацию и особенности речи. Работа была технически очень сложная. Сначала актёра отвозили в специально оборудованное место, обклеивали лицо  специальными датчиками и в затемнённой комнате фотографировали со всех сторон.

картинка к статье фильм-сказка "Конёк-Горбунок".Отзыв

Актёру нужно было  делать гримасы и показывать различную мимику на лице, чтобы потом это использовать для создания «живой» мимики Конька-Горбунка.  После этого мне сразу стало ясно, почему с первых секунд, когда Конёк-Горбунок появился на экране, мне сразу показалось, что я узнала в нём черты лица и мимики кого-то из известных актёров. :-))))  ( И где я его видела?)

Но это было ещё не всё. На Павла надевали облегающий  костюм с датчиками, в котором  ему нужно было совершать определённые  движения и приходилось всё время  ходить на корточках, а порой даже и «враскоряку», потому его персонаж  маленького роста,  даже меньше пони. 

На экране Конёк-Горбунок смотрится  очень эффектно как отдельная личность, колоритный персонаж, со своим мнением на все происходящие события и с большим чувством юмора. В зрительном зале не умолкал  детский смех. Ребятишки от души радовались всем успехам и подвигам Иванушки-дурачка и Конька-Горбунка.

Пару благодарных слов о костюмах к фильму

Отдельно хочу выразить восхищение создателям костюмов для актёров и их персонажей. Костюмы были сшиты конкретно для каждого актёра, используя  характерные особенности  каждого персонажа. Этой частью работ заведовала художник по костюмам Надежда Васильева и ей огромная благодарность от меня, как от зрителя и как от работника театра.

картинка к статье фильм-сказка "Конёк-Горбунок".Отзыв

Ей  удалось создать настоящие шедевры! Я просто наслаждалась такой необыкновенной красотой костюмов.  Уникальное платье-парашют Царь-Девицы, царский наряд Царя батюшки, великолепный костюм Спальника и Ивана-дурачка, когда он превращается в Ивана Царевича…перечислять можно бесконечно.

Где посмотреть фильм-сказку Конёк-Горбунок?

Этот замечательный фильм сейчас  идёт » в полном разгаре». Посмотреть его можно будет практически во всех кинотеатрах столицы и в подмосковье.  А в качестве подтверждения моих тёплых слов об этом фильме можно посмотреть реальные отзывы.   Для этого нужно зайти   вот сюда.

Амплитуда цен на билеты  в зависимости от времени суток,  дня недели и категории кинотеатра  колеблется от 120 рублей до 900 рублей, как, например,  в КИНО ОККО Афимолл СИТИ, где уже начиная с 12.00 билеты стоят от 490 рублей и вечером доходят до 560 рублей ( ст.м. Международная, Выставочная), а  в КАРО SKY 17 Авиапарк ( ст.м. Полежаевская, Беговая, ЦСКА) очень странная расценка на билеты: с 12.000 цена от 710 р. и доходит до свыше 900 рублей.

картинка к статье фильм-сказка "Конёк-Горбунок".Отзыв

Но можно найти билеты значительно дешевле. Например, в ТЦ Щука в кинотеатре КАРО 10 Щука цена билета от 120 рублей до 270 рублей. Выбор за вами.

Заключение

Ну и напоследок хочу сказать, что этот изумительный фильм понравится не только детишкам от 6-7 лет, но и бесспорно взрослым, которым есть с чем сравнить, поскольку  раньше на киноэкраны выпускался знаменитый волшебный  фильм-сказка, созданный Александром Роу и великолепный мультфильм с одноимённым названием, созданный в 1975 году режиссёрами Иваном Иванов-Вано, Виктором Громовым  и  Александром Снежко-Блоцким. 

Посмотрев этот прекрасный и весёлый фильм-сказку всей семьёй или дружной компанией, вы сможете отлично провести время, а взрослые смогут вспомнить и сравнить фильм своего детства и современный сказочный блокбастер. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector