Меню

Народная сказка волшебное колечко читать

Произведение «Волшебное кольцо» Андрея Платонова, краткое содержание которого изложено ниже – это русский народный сказ. Настоящий автор сюжета неизвестен, поэтому писатель использовал мотивы этой сказки в своей работе. Существуют другие варианты предания, например, у Александра Афанасьева. А пересказ, сделанный Б. Шергиным, лег в основу одноименного мультфильма.

Краткий пересказ русской народной сказки «Волшебное кольцо»Одно из изданий этой замечательной книжки

Герои сказки

У Платонова в «Волшебном кольце» представлены следующие герои:

  • Семен – молодой бедняк. Он любит животных, поступает по-доброму и ждет такого же отношения от окружающих;
  • Мать Семена – обычная крестьянка, живущая каждодневными заботами, поэтому нрав у нее не очень добрый. Она считает, что глупо отдавать за животных деньги, так как от них нет в доме никакой пользы;
  • Скарапея – гордая царская дочь, хоть и змеиного рода. Она не стала терпеть плохого отношения от матери главного героя и попросила сопроводить ее домой, к царю змей;
  • Собачка и кошечка – спасенные Семеном животные. Они очень любят своих хозяев, даже сердитую маму героя, и готовы ради них на многое;
  • Аспид — неродной сын змеиного царя, хитрый и коварный, использует любые способы для достижения своей мечты;
  • Царевна, жена Семена – женщина тщеславная, любит наряжаться. В кратком содержании понятно, что ей не хочется жить с простым крестьянином, а вот красавец царского рода ей очень даже подходит. Она не ценит доброе отношение мужа и предает его при первой возможности.

Тезисный пересказ

Краткий сюжет таков. Бедный крестьянин Семен отдавал последние деньги, выкупая животных и спасая, тем самым, их от гибели. В последний раз ему удалось спасти дочку царя змей — Скарапею.

За это ее отец, владыка змеиного народа, наградил доброго юношу волшебным колечком. У Семена была прекрасная жизнь, пока неродной брат Скарапеи не уговорил его жену-царевну отдать колечко.

Вернуть потерянное пареньку помогли спасенные им животные.

Краткое содержание

А вот более развернутый пересказ.

В одной деревне жила бедная старушка с сыном Семеном. Земля у них была плохая, неурожайная. Жили они на отцовскую пенсию, которую Семен ходил получать в город.

Как-то раз отправился юноша в город за копейкой. По дороге встретился со злым человеком, который мучил щенка, и выкупил бедное животное.

Потом парень снова пошел в город, взял уже две копейки, но отдал их все тому же злому человеку, в этот раз — за кошечку. Снова пошел он за копейками и снова увидел, как злой человек терзает маленькую змейку.

Не смог Семен пройти мимо, заплатил за это бедное животное. А змейка-то была не простая, а из царского рода. Звали ее Скарапея.

Краткий пересказ русской народной сказки «Волшебное кольцо»Стали они жить вчетвером – мама, Семен, собачка, кошечка и Скарапея

Матери Семена очень не нравилась змейка, она даже лишний раз ее не кормила. Поэтому плохо жилось бедняжке в доме у крестьян. Не могла Скарапея дальше терпеть такое отношение, потому сделала Семену предложение – отвезти ее к отцу, царю змей, за щедрую награду. Юноша согласился и унес ее в змеиное царство.

Змеиный царь очень обрадовался, когда снова увидел Скарапею. За спасение дочери он был рад отдать какие угодно богатства, но Скарапея посоветовала Семену просить волшебное кольцо, которое исполняет любое желание. С ним жизнь юноши и его мамы превратилась в волшебный сон. Голод и лишения остались далеко в прошлом.

Однажды юноше приснилась царевна, и захотелось ему жениться. Отец царевны, в качестве испытания, повелел ему воздвигнуть мост из хрусталя, который бы соединил его дом с дворцом.

Конечно, построил его Семен и даже добавил туда самосильную машину. Царь прокатился по мосту и согласился на свадьбу. После торжества в кратком содержании «Волшебного кольца» А.П.

Платонова наступает переломный момент.

Однажды во время прогулки супругов увидел Аспид и обрадовался – ведь он давно хотел забрать колечко. Сначала пристал он было к Семену, обернувшись в красотку, но безуспешно – царевич не променял свою жену на постороннюю женщину. Тогда Аспид обернулся в красавца и обольстил царевну, пока ее муж спал.

Царевна вызнала у мужа принцип работы колечка. Затем она дождалась прихода ночи, уложила мужа спать, а после вызвала «молодцов из кольца» и сгинула, прихватив хоромы и мост.

Царь отправил зятя за решетку. Маме Семена пришлось идти просить милостыню. Однако спасенные собачка и кошечка решили помочь хозяину. Отправились животные за колечком. Долгим и трудным был путь, но добрались они до царевны, хитростью забрали колечко и сумели сбежать от погони.

Семен перенес мост на место, а неверную жену отправил обратно в царский дворец. Сам же женился на простой крестьянке-сиротке из своей деревни.

Злой Аспид стал жить в царском дворце. Но от злобы на царевну стал он гадюкой и потерял навеки человеческий облик. Пожалел царь о своем бывшем зяте, понял, что тот был простым, но добрым, и не шипел, как змея. Вот и конец рассказа.

Основная идея мысль сказки

Главная мысль русской народной сказки о волшебном кольце такова: совершай добрые дела, и они обязательно к тебе вернутся. Добро надо делать просто так, от чистого сердца, не рассчитывая получить что-то взамен. Краткое содержание вряд ли сможет передать идею полностью, поэтому рекомендуется прочитать всю сказку.

Шергин Б. «Волшебное кольцо»

Жанр: литературная волшебная сказка

Читайте краткое содержание других похожих сказок:”Мальчик, щенок, котёнок и лягушонок”

Главные герои сказки “Волшебное кольцо” и их характеристика

  1. Ванька. Простой парень. Добрый и наивный, доверчивый.
  2. Мать Ваньки. Бедная старушка. Не любила змей.
  3. Скарапея. Дочь змеиного царя. Добрая и милая.
  4. Машка. Хитрая кошка.
  5. Белый. Собака, верная и честная.
  6. Царевна. Чёрствая, нечестная, обманщица.
  7. Царь и царица. Пугливые. Часто гневаются.

План пересказа сказки “Волшебное кольцо”

  1. Бедная жизнь.
  2. Спасение животных.
  3. Просьба Скарапеи.
  4. Волшебное кольцо.
  5. Амбар муки.
  6. Сватовство.
  7. Хрустальный мост.
  8. Испуг царя.
  9. Свадьба.
  10. Кража кольца и дворца.
  11. Звери спешат на помощь.
  12. Похищение кольца.
  13. На реке.
  14. Спасение Ваньки.

Кратчайшее содержание сказки “Волшебное кольцо” для читательского дневника в 6 предложений

  1. На последние деньги спас Ванька животных и Скарапея ему волшебное кольцо дала.
  2. Построил Ванька хрустальный мост и женился на царевне.
  3. Царевна украла кольцо и сбежала в Париж.
  4. Ваньку бросили в тюрьму, а собака и кошка стащили кольцо.
  5. Кольцо упало в реку, но нашлось в рыбе, и его вернули Ваньке.
  6. Ванька женился на простой девушке и был счастлив.

Главная мысль сказки “Волшебное кольцо”Помогая другим – помогаешь себе.

Чему учит сказка “Волшебное кольцо”

Сказка учит отзывчивости, милосердию, состраданию. Учит помогать попавшим в беду. Учит честности. Учит искать жену среди равных.

Отзыв на сказку “Волшебное кольцо”

Мне понравилась эта прекрасная сказка о дружбе и взаимовыручке. Ванька, добрая душа, помог несчастным животным, а те помогли ему. И все были счастливы. Эта сказка похожа на одноименную сказку Платонова, только имя главного героя там Семён, а женихом коварной царевны был не француз, а приёмный сын змеиного царя – Аспид.

Пословицы к сказке “Волшебное кольцо”

  • Другим не поможем – сами пропадем.
  • Друг познается в беде.
  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Верёвка крепка повивкою, а человек – помощью. Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Волшебное кольцо”

Жили Ванька с матерью бедно. Получал Ванька пенсию копейку. Раз увидел, как мужик собаку бьёт, выкупил за копейку животное. Мать поругалась.

Другой раз за две копейки кошку спас. В третий – змею за три копейки купил.

Мать всё сильнее ругалась, а змею так и вовсе невзлюбила.

Сказала змея Ваньке, что она дочь змеиного царя Скарапея и попросила домой её отнести. Да предупредила, чтобы Ванька никакой награды не брал, кроме кольца волшебного.

Отдал змеиный царь Ваньке кольцо, а из кольца три молодца выскочили. Попросил Ванька амбар муки, мигом поставили его молодцы.

Стали Ванька с матерью хорошо жить, и надумал Ванька на царевне жениться. Отправил мать свататься. Царь как узнал, что к его дочери крестьянин сватается, рассердился и потребовал мост хрустальный сделать.

Вызвал Ванька молодцов из кольца, сделали они мост хрустальный, да машину самоходную по нему пустили. А из Ванькиной избы дворец сделали.

Увидел утром царь мост, удивился. Повез царя с царицей Ванька по мосту, а те боятся. Стали просить назад воротиться и дочь за Ваньку выдали.

А царевна не рада, у неё уже был жених в Париже. Вот и стала она допытываться у Ваньки, откуда у него богатство. А тот и расскажи ей про кольцо.

Выкрала царевна кольцо, велела молодцам дворец с мостом в Париж перенести, и зажила там со своим женихом.

А царь разгневался и Ваньку в темницу бросил.

Решили кошка Машка и собака Белка выручить Ваньку. Отправились в Париж. Пришли, дворец с мостом увидели. Кошка во дворец пробралась и кольцо украла.

Понесли они кольцо Ваньке, а по пути через реку поплыли. Кошка кольцо во рту держала, но выронила и упало кольцо в воду.

На их счастье рыбаки в этот день рыбу поймали и животным из жалости бросили. А в рыбе кольцо пропавшее нашлось.

Принесли звери кольцо Ваньке, вернул тот себе дворец и мост, да отворотил его от царского дворца. Царевна с женихом в болото выпали, а Ванька взял себе невесту из соседнего села и зажил счастливо.

Рисунки и иллюстрации к сказке “Волшебное кольцо”

Краткий пересказ русской народной сказки «Волшебное кольцо»

Краткое содержание русской народной сказки Волшебное кольцо

В одном селе проживала женщина со своим неженатым сыном, которого звали Семеном. Жили они бедновато. Приходилось им спать на полу, да и одежда у них была вся перештопанная. У них совсем не было денег, чтобы купить себе пропитание. И на земле то у них и не росло ничего, так как место было неплодородное.

А Семен  ежемесячно получал в городе пенсию за отца совсем маленькую-всего одну копейку. Однажды идет он из города с деньгами и видит, что один мужик хочет собаку удавить. Жалко ему стало щенка, и купил он у него за копейку. Принес он его домой, увидела мать, что он без денег пришел, и стала ругаться.

Однако, сын сказал, что итак проживут они. На следующий месяц он вновь отправился за пенсией, но на этот раз пенсию получил уже две копейки. Возвращается он домой и снова ему мужик попадается. Мучает он кошку. Семен купил у него котенка и принес домой. Мать снова отругала его.

  На третий месяц опять парень идет в город, чтобы получить деньги по потере кормильца, и на этот раз уже 3 копейки дают ему. По дороге он видит, как человек один змею хочет удавить. Сжалился юноша над ней и купил у него ее. Как пришел он домой, так и выпустил змею на пол.

Мать, увидев ее, со страху залезла на печь, и побоялась даже слова Семену сказать.

Не понравилась Скарапея  женщине, обижала она ее. Тогда змея попросила парня отправить ее к отцу. Выполнил он  просьбу змеи, а в награду попросил у Змеиного царя волшебное кольцо с его руки. Получив заветную вещь и, вернувшись, домой, он решил испробовать ее действие. Появились перед ним два молодца, исполнили желание Семена, наполнив сараи зерном.

Мать, как узнала об этом, сразу же напекла разных пирогов, половину зерна они продали, накупив говяжьего мяса и стали жить в сытости с тех пор. Как-то раз приснилась Семену красивая девушка, и затосковал он. Захотел, чтобы она стала его женой, однако не знает, где ее искать.

Когда он рассказал об этом матери, тогда она сразу сказала, что эта девушка является  царской дочерью, но по социальному положению он не может на ней жениться.

Семен при помощи чудодейственного кольца выстроил красивый дом и отправил мать, чтобы  она сосватала царевну. Царь на это предложение приказал Семену построить мост из хрусталя. Юноша выполнил приказ и прибыл на самосильной машине за ними.

После этого царь выдал за Семена замуж свою дочь и стали те жить счастливо. Но Аспид, приемный сын Змея-царя хитростью подговорил царевну украсть кольцо у мужа что та, и сделала, и стала хозяйкой. А Семен как был бедным, так и остался.

Но кошка и собака, верные его друзья, помня о том, что их когда-то спас Семен помогли вернуть кольцо истинному хозяину. Семен так и не простил царевну за предательство, а нашел себе другую жену-сироту из соседской деревни.

А Аспид  от злости превратился в гадюку, и так ею и остался. Сказка учит любви к родным местам и конечно же доброте.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сказка Волшебное кольцо. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Шукшин Любавины
    Автор повествует о семействе Емельяна Спиридоновича Любавина. Емельян большой и угрюмый мужчина, признающий только силу. У него четыре сына. Кондрат – старший из сыновей угрюмый, огромный с широким лбом, люди не горят желанием общаться с ним
  • Краткое содержание Брехт Мамаша Кураж и её дети
    Пьеса Бертольта Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» повествует о военном времени, о том, как во время войны за веру выживали обычные люди, которые трудились в тылу. Мамаша Кураж обычная женщина, у которой трое детей
  • Краткое содержание История одного города кратко и по главам Салтыков-Щедрин
    Повесть рассказывает о «подлинной» истории небольшого города Глупов. Является летописью, которую составляли четыре местных архивариуса. Автор настаивает на том, что история происходила на самом деле и сомневаться в правдивости рассказа нет нужды
  • Краткое содержание Чехов Медведь
    Шуточная одноактная пьеса Медведь знакомит нас с главными героями – это молодая, симпатичная вдова помещика Попова. Она уже семь месяцев безутешна в своем горе.
  • Краткое содержание Дойл Скандал в Богемии
    Доктор Ватсон женился, занялся врачебной практикой и располнел. О расследованиях и успехах своего друга Шерлока Холмса узнавал из газет.

«Волшебное кольцо» краткое содержание

«Волшебное кольцо» краткое содержание русской народной сказки напомнит о чем она и чему учит.

«Волшебное кольцо» краткое содержание читать

Живёт старик охотник со своей старухой и сыном Мартынкой. Умирая, оставляет он жене и сыну 200 рублей. Мартын берет 100 рублей и едет в город закупить хлеба.

Но вместо этого выкупает у мясников собаку Журку, которую они хотят убить. На это уходит все 100 рублей. Старуха ругается, но — делать нечего — даёт сыну ещё 100 рублей.

Теперь Мартынка выкупает у злого мальчишки кота Ваську за ту же цену.

Мать выгоняет Мартына из дому, и он нанимается в батраки к попу. Через 3 года поп предлагает ему на выбор мешок с серебром и мешок с песком. Мартынка выбирает песок, берет его и идёт искать другое место.

Он приходит на лесную поляну, на которой горит огонь, а в огне — девица. Мартын засыпает огонь песком. Девица оборачивается змеёй и ведёт Мартына в подземельное царство к своему отцу, чтобы отблагодарить.

Царь подзе-мельной стороны даёт Мартынке волшебное кольцо.

Взяв кольцо и немного денег, Мартынка возвращается к матери. Он уговаривает мать, чтобы она посватала за него прекрасную королевну. Мать так и делает, но король в ответ на это сватовство даёт Мартынке задачу: пусть он построит дворец, хрустальный мост и пятиглавый собор за одни сутки. Сделает это — пусть женится на королевне, не сделает — будет казнён.

Мартынка перебрасывает кольцо с руки на руку, являются двенадцать молодцев и выполняют королевский приказ. Приходится королю выдать дочь за Мартына. Но королевна не любит своего мужа.

Она похищает у него волшебное кольцо и с его помощью уносится за тридевять земель, в мышье государство. Мартынку она оставляет в бедности, в прежней избушке.

Узнав об исчезновении дочери, король приказывает заточить Мартынку в каменный столб и морит его голодом.

Кот Васька и собака Журка прибегают к столбу, заглядывают в окошко. Они обещают помочь хозяину. Кот и собака бросаются под ноги уличным торговцам, а потом приносят Мартынке калачи, булки да бутылки кислых щей.

Васька и Журка идут в мышье государство — добывать волшебное кольцо. Они переплывают море — кот на спине у собаки. В мышьем царстве начинает Васька душить мышей, пока мышиный царь не просит пощады.

Васька и Журка требуют волшебное кольцо. Один мышонок вызывается добыть его. Он пробирается в спальню к королевне, а она, даже когда спит, держит кольцо во рту. Мышонок щекочет ей хвостиком в носу, она чихает и теряет кольцо.

И тогда мышонок приносит кольцо Журке и Ваське.

Идут собака и кот обратно. Васька держит кольцо в зубах. Когда они переправляются через море, Ваську в голову долбит ворон, и кот роняет кольцо в воду. Добравшись до берега, Васька и Журка начинают ловить раков. Царь-рак просит пощады, раки выталкивают на берег рыбу-белужину, проглотившую кольцо.

Васька первым хватает кольцо и убегает от Журки, чтобы всю заслугу присвоить себе. Собака догоняет его, но кот залезает на дерево. Журка караулит Ваську три дня, но потом они мирятся.

Кот и собака прибегают к каменному столбу и отдают кольцо хозяину. Мартынка возвращает себе дворец, хрустальный мост и собор. Возвращает и неверную жену. Король приказывает ее казнить. «А Мартынка и теперь живёт, хлеб жуёт».

«Волшебное кольцо» — краткое содержание и пересказ русской народной сказки в пересказе А. П. Платонова

Здесь даны основные сведения о русской народной сказке в пересказе А. П. Платонова «Волшебное кольцо», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этой сказки.

Краткие сведения о произведении

Андрей Платонович Платонов любил народное творчество. Он сделал новые варианты нескольких русских и башкирских народных сказок, в том числе русской народной сказки «Волшебное кольцо». Эта сказка была опубликована в сборнике пересказов на сюжеты народных сказок «Волшебное кольцо» в 1950 году.

Главный герой сказки

  • Семён — крестьянский сын, верный, добрый, простодушный парень.

Другие персонажи

  • Семёнова мать — старая крестьянка. Сначала она ругала сына за то, что потратил деньги на то, чтобы купить собаку, кошку и змею. Но потом она стала заботиться о кошке и собаке, только змею Скарапею невзлюбила.
  • Кошка, собака и змея Скарапея — верные друзья Семёна, благодарные ему за спасение от смерти.
  • Царевна — неверная жена Семёна.
  • Царь и царица — родители царевны.
  • Змеиный царь — отец змеи Скарапеи, подаривший спасителю своей дочери волшебное кольцо.
  • Аспид — приёмный сын Змея-царя, коварный и злой. От злости он превратился в гадюку.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Бедная крестьянка с сыном Семёном жила на пенсию, которую сын получал за отца. Пенсия была маленькая — одна копейка в месяц.

Получил однажды в городе сын крестьянки пенсию и по дороге домой увидел, что какой-то человек щенка хочет задушить верёвкой. Выкупил парень щенка за копейку.

В следующий месяц пенсию увеличили на одну копейку. Идя домой, снова увидел Семён того же человека и выкупил у него на всю пенсию кошку, которую тот мучил.

Через месяц снова вышла прибавка к пенсии. На все три копейки купил парень у того злого человека змею, чтобы тот её не раздавил. Змея сказала, что зовут её Скарапея и что отец её отблагодарит спасителя.

Стали у Семёна жить серая кошка, белая собака да змея Скарапея. Скарапея попросила Семёна проводить её к отцу, потому что Семёнова мать невзлюбила её.

Змеиный царь подарил спасителю его дочери волшебное кольцо и научил, как им пользоваться. Дома Семён ночью снял кольцо с пальца да на другой надел. Явились двенадцать молодцев и по его указанию насыпали в амбар муку, дали масло и сахар. Перестали с тех пор Семён и его мать голодать.

Увидел однажды Семён во сне красавицу, проснулся и с помощью волшебного кольца очутился там, где она живёт. Узнал он от тамошнего жителя, что девица эта — царская дочь. Вернулся парень домой и запечалился. Чтобы мать согласилась идти сватать за него царевну, сын ночью велел двенадцати молодцам хоромы построить да в постель матери пуховую перину положить.

Проснулась мать на перине, увидела вместо избы хоромы и пошла сватать царевну. Царь велел, чтобы жених построил хрустальный мост от царского крыльца до крыльца избы, чтобы поехать посмотреть, как живёт жених.

Выдали царь с царицей дочку за Семёна. Однажды на лесной прогулке молодожёны устали и уснули под деревом. Увидел их приёмный сын змеиного царя Аспид. Давно хотел он стать хозяином волшебного кольца. Обратился Аспид в красавицу, разбудил Семёна и позвал за собой. Не пошёл тот за красавицей, сказал, что жена ему милее, да снова заснул.

Превратился Аспид в прекрасного юношу, разбудил царевну. Он так понравился царевне, что по его указанию она вызнала у мужа тайну волшебного кольца. Доверчивый муж надел ей на палец кольцо.

Ночью царевна приказала двенадцати молодцам перенести хоромы и хрустальный мост к Молодцу из Молодцов (так назвался ей Аспид).

А Семён с матерью, кошкой и собакой стал жить в прежней избе. Царь, увидев, что хоромы, мост и царевна исчезли, посадил парня в тюрьму. Старуха-мать с кошкой да собакой пошли нищенствовать.

Кошка и собака убежали искать царевну, чтобы забрать у неё волшебное кольцо. Добежали они до хором, кошка забралась в спальню к царевне и добыла кольцо.

Доставили кошка и собака его своему хозяину в тюрьму, он вызвал двенадцать молодцев, чтобы они перенесли сюда хоромы и мост хрустальный. Мост, по его велению, молодцы установили одним концом в деревню соседнюю.

Стал Семён по мосту ездить на «самосильной» машине в соседнюю деревню и выбрал там себе невесту — красивую девушку-сироту. Женится он на ней, пойдут у них дети, и начнётся новая сказка.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

В деревне жила бедная крестьянка и её сын Семён, который получал в городе пенсию за отца — одну копейку в месяц. Однажды шёл Семён с пенсией, увидел, что один человек душит щенка. Семён купил щенка и принёс домой.

Через месяц он снова пошёл за пенсией, дали ему две копейки. На них он купил у того же человека кошку, которую тот мучил.

В следующий раз к пенсии снова сделали прибавку. Получил Семён три копейки и купил у того же  человека змею, которую тот хотел раздавить. Змея сказала своему спасителю, что она змея Скарапея и что её отец отблагодарит Семёна.

Крестьянка бранила сына за то, что он купил собачку, кошку и змею, ведь им самим есть нечего. Невзлюбила она змею, обижала её. Тогда Скарапея собралась к своему отцу и попросила Семёна проводить её.

Сказала змея, что она дочь змеиного царя, что он в благодарность за спасение дочери захочет дать её спасителю много золота. Посоветовала Скарапея не брать его, а попросить у Змея-царя золотое кольцо, которое у царя на пальце и которое он бережёт для дочери. Так и сделал Семён. Змеиный царь отдал кольцо и сказал, как нужно пользоваться этим волшебным кольцом.

Дома Семён переменил ночью кольцо с пальца на палец, и явились двенадцать молодцев. Спросили они своего нового хозяина, что ему надобно. По просьбе Семёна насыпали они в амбар муку, дали сахар и немного масла. С тех пор Семён с матерью не стали голодать. И кошка с собакой стали жить сытно, потому что их хозяин половину муки продал и купил говядину.

Однажды увидел Семён во сне прекрасную девицу. Вызвал он с помощью волшебного кольца двенадцать молодцев и сказал, что ему нужно попасть туда, где живёт прекрасная девица.

Очутился Семён в царстве, где жила та девица, оказалась она царской дочерью. Вернулся он с помощью кольца домой и загрустил. Мать сказала, что царь не отдаст свою дочь за крестьянского сына. Посоветовала она ему жениться на крестьянской девушке. Ни за что не хотела идти мать сватать за сына царевну.

Тогда Семён велел молодцам к утру построить богатые хоромы и для матери в постель положить перину из пуха. Мать проснулась утром на перине и увидела хоромы. Сын сказал ей, что сейчас он ровня царю и может свататься за его дочь.

Пошла мать к царю и царице и спросила, не отдадут ли они дочь за её сына. Не захотели отдать они дочь за крестьянина. Обиделась Семёнова мать и сказала, что против её сына и десять царевичей ничего не стоят. Тогда царь велел её сыну построить хрустальный мост от царского дворца до крыльца их избы и пообещал по этому мосту приехать смотреть, как живёт жених.

Передала мать сыну слова царя. К утру по велению Семёна построили двенадцать молодцев хрустальный мост, по которому ходила «самосильная» машина.

Доехали царь с царицей на этой машине до Семёновых хором. В машине их так растрясло, что царица закричала, что обратно они пешком пойдут, а жених пусть берёт в жёны их дочку.

Сначала Семён с царевной жили хорошо. Однажды в лесу они гуляли, устали и задремали под деревом. Их увидел приёмный сын Змея-царя Аспид. Он хотел, чтобы волшебное кольцо было у него. Превратился Аспид в прекрасную девицу, разбудил Семёна и поманил за собой. Семён не согласился уйти от жены и снова заснул.

Тогда обратился Аспид в прекрасного юношу и разбудил Семёнову жену. Сказал ей Аспид, что он сын царя, а зовут его Молодец из Молодцов. Семёновой жене он понравился. Научил её Аспид узнать от мужа, как обращаться с волшебным кольцом, и кольцо это принести ему.

Дома Семёнова жена все выспросила у мужа о кольце, он всё ей рассказал и надел кольцо ей на палец. Думал он, что, когда оно понадобится, тогда он и возьмёт его у жены.

А ночью царевна вызвала двенадцать молодцев и приказала им хоромы и хрустальный мост перенести к Молодцу из Молодцов.

Проснулся Семён в прежней избе, в амбаре муки нет, есть ему, матери, кошке и собаке нечего.

Приехал к Семёну царь в карете, увидел, что хором и моста хрустального нету. Закричал он Семёну, куда делась царевна. Тот объяснил, что она взяла волшебное кольцо и обманула Семёна. Царь этому не поверил и посадил его в тюрьму до тех пор, пока не скажет, где царевна.

Старуха-мать осталась без кормильца. Пошла она с кошкой и собакой по деревням подаяния у людей просить. Кошка сказала собаке, что надо спасти хозяина, ведь он их от смерти спас. Позвала она собаку искать царевну, чтобы взять у неё волшебное кольцо.

«Собака понюхала землю и побежала, а кошка — за нею». Долго бежали они до хрустального моста и Степановых хором.

Кошка забралась в хоромы и увидела, что царевна спит и кольцо блестит у неё между зубов — во рту она его держит, чтобы не украли.

Кошка поймала мышку и научила её, что делать. Мышка стала хвостиком свербить в носу царевны. Та чихнула, кольцо упало на пол, кошка схватила его и убежала. Бежали кошка с собакой долго домой, кошка волшебное кольцо во рту держала.

Вот уже за рекой показалась деревня и Семёнова изба. Кошка села на спину собаки. Собака плывёт да время от времени говорит, чтобы кошка рта не открывала.

Кошке надоело это слушать, и она сказала: «Да я молчу!» Кольцо выпало из её рта и утонуло.

Выскочили кошка с собакой из речки и стали ругаться, обвинять друг друга, даже подрались. На берегу рыбаки потрошили рыбу. Увидели они драку и подумали, что кошка и собака не ладят друг с другом из-за голода. Кинули им рыбаки рыбьи внутренности. Стали кошка с собакой есть, и попалось им в этих рыбьих внутренностях кольцо.

Прибежали они к Семёновой избе — нет его там. Побежали кошка и собака в городскую тюрьму. Кошка стала ходить по тюремной ограде, а где Семён сидит, не знает. Семён к вечеру выглянул в окошко. Кошка увидела его и по водосточной трубе да по стене пробралась к хозяину. Мяукнула она, и волшебное кольцо упало на пол.

Надел Семён кольцо, вызвал двенадцать молодцев и велел им перенести сюда хоромы и хрустальный мост. Мост велел установить другим концом в соседнюю деревню.

Царевна с Аспидом ушли из хором жить к отцу царевны. Аспид от злости, что царевна кольцо потеряла, превратился в гадюку. Всё время он бранился да шипел на царевну.

А Семён, его мать, кошка да собака снова стали жить в хоромах. Каждый день Семён в соседнюю деревню ездил по мосту на «самосильной» машине. Выбрал он в той деревне себе невесту. Эта девушка-сирота прекраснее царевны, женится на ней Семён, «пойдут у них дети, и новая сказка начнётся».

Заключение к краткому пересказу

В сказке А. П. Платонова «Волшебное кольцо» раскрыты темы:

  • доброта, отзывчивость;
  • благодарность за спасение и заботу;
  • верность;
  • коварство.

Основная мысль (идея) сказки «Волшебное кольцо»: нужно по-доброму относиться к людям и животным, тогда они тоже будут к тебе добры. Тот, кто на добро отвечает злом, получает это зло себе обратно.

Эта сказка учит помогать обиженным, быть добрыми и верными, бережно относиться к животным.

Краткое содержание сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Волшебное кольцо – краткое содержание русской народной сказки (сюжет произведения) – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

В одном сказочном царстве проживает мать и ее единственный сын по имени Семен. Семья живет в нищете, нося рваную одежду и питаясь чем придется. Единственное подспорье в их бедной жизни представляется в виде копеечной пенсии, выдаваемой ежемесячно в результате смерти отца.

Семен представляется в сказке в образе простого крестьянина, отличающегося добротой, честностью, простодушием и отзывчивостью.

Однажды, возвращаясь из города с полученной пенсией, Семен видит человека, который планирует убить маленького щенка. Юноше жалеет собаку и, дав мужику копеечку, забирает пса к себе домой. Мать, увидев приобретение сына, выражает недовольство, поскольку они не могут себе позволить содержание животного. Однако Семен уговаривает ее оставить собаку, которая может впоследствии им пригодиться.

В следующем месяце, отправившись в город за пенсией, Семен обнаруживает того же мужика, который мучает котенка. Семен снова выкупает животное, но уже за две копейки. Мать принимается ругать сына, однако он не обращает внимания на материнский гнев.

Получая пенсию в следующем месяце, Семен обнаруживает ее повышение на целых три копейки. По дороге домой он снова замечает жестокого мужика, издевающегося теперь над змеей. Решает парень отдать мужику все деньги, лишь бы спасти несчастное животное.

Дома Семен обнаруживает, что змея, имя которой Скарапея, умеет изъяснять человеческим языком и является дочерью змеиного царя, который объявляет вознаграждение за спасение своей любимой дочери.

Дома мать всячески показывает свое недовольство новым приобретением сына, не давая змее воды, а иногда и наступая на нее. Тогда Семен отправляется к змеиному царю и возвращает ему дочь, за что получает волшебное кольцо, которое исполняет любые желания.

С этих дней жизнь Семена и матери меняется в лучшую сторону, а парень решает жениться на змеиной дочери. При этом с помощью волшебного кольца Семен возводит хрустальный мост, а также царские хоромы.

Однако семейная жизнь молодоженов не удается, поскольку в нее вмешивается брат Скарапеи Аспид, решивший присвоить волшебное кольцо.

Сначала Аспид превращается в девушку и пытается соблазнить Семена. Когда ему это не удается, он кусает сестру и крадет у нее кольцо. Семья оказывается снова в нищете.

На помощь приходят спасенные кошка и собака, которые разрабатывают план по возврату кольца прежнему владельцу. Они обманывают Аспид и возвращают волшебное кольцо Семену. Жизнь юноши и матери снова становится достойной.

Однако Семен решает вернуть змеиную дочь ее отцу, поскольку понимает, что жизнь с ней у него не сложится.

Скарапея возвращается в змеиное царство, а Семен подбирает себе девушку своего круга, которая отличается красотой, добротой и верностью, которую катает на самосильном автомобиле вместе с лучшими друзьями в лице кошки и собаки.

Сказка повествует о необходимости совершать в жизни добрые поступки в виде помощи ближнему, бережного отношения к животным. Впоследствии все добрые дела возвращаются человеку в двойном размере, поскольку не только люди, но и звери умеют помнить хорошее.

Рассказ Сказка Волшебное кольцо (читательский дневник)

ПредыдущаяСледующая

Платонов – Волшебное кольцо: краткое содержание, пересказ для читательского дневника – РуСтих Кратко

В одной деревне жила крестьянка-вдова с неженатым сыном Семеном. Земли у них было мало, и все на ней неурожаи. Жили на отцовскую пенсию, а размер ее – копеечка в месяц. Раз шел парень с пенсией, а там человек белого щенка удавкой душит. Пожалел Семен собачку, выкупил за копейку.

В другой раз шел с пенсией (ее повысили до 2 копеек), и выручил у того же человека кошку. В третий раз шел с тремя копейками – и взял у мучителя за них змею. Мать ругает Семена, а змею обижает. А змея непростая была, царская дочь Скарапея. И стала она проситься к отцу. А в награду за свое спасение велела Семену взять у Змея-царя волшебное кольцо.

Царь кольцо отдал. А его приемный сын Аспид позавидовал.

Парень, перекинув колечко с пальца на палец, вызвал 12 молодцев. Первым делом попросил их заполнить амбар мукой да сахарком с маслицем. С тех пор стали сытно жить, излишки продавать. Отъелись собака с кошкой на котлетках. Приснилась парню одна царевна.

Он хоромы возвел вместо избы, завел самосильную машину, и послал мать свататься. Старуха сразу сказала, что счастья им не будет, не ровня они. За хрустальный мост до дворца царь обещал выдать дочку за крестьянского сына. Сыграли свадьбу. А Аспид тут как тут, за кольцом явился.

Хотел обольстить под видом красавицы Семена, да не вышло. Прикинулся молодцем – и влюбил в себя царевну.

Выведала царевна у мужа все про кольцо, надел он ей то кольцо на пальчик. А она с новым ухажером перенеслась в царство Змея-царя, а Семен с матерью остались в своей старой избушке. Узнал царь о пропаже дочки, посадил парня в тюрьму. Кошка с собакой пошли в леса за кольцом, чтоб хозяина за доброту отблагодарить.

Среди ночи мышь, подученная кошкой, пощекотала нос спящей царевны, та кольцо изо рта выронила. Уже у дома кошка кольцо в речку обронила, да нашлось оно в рыбешке, брошенной им рыбаками. Семен в тюрьме вызвал молодцев, все назад вернул. Ушла царевна с Аспидом к отцу жить. Аспид от злости гадюкой обернулся.

Вот так зять у царя! А Семен себе сироту-красавицу в деревне приглядел. Об этой паре, да их детях, и будет речь в новой сказке.

Читательский дневник по сказке «Волшебное кольцо» Платонова

Сюжет

Семен с матерью живут на копеечную пенсию умершего отца. Добрый парень отдает эти копейки, выкупая щенка, кошку и змею у живодера. Змея оказывается царской дочкой Скарапеей. За ее спасение Змей-царь награждает парня волшебным кольцом.

Перекидывая колечко с пальца на палец, с помощью 12-ти молодцев, Семен ставит дом, наполняет амбар, ставит мост из хрусталя, сватаясь к царевне. После свадьбы царевна бросила Семена, сбежала с кольцом и Аспидом, приемным сыном Змея-царя. Кошка с собакой с помощью мышки достали изо рта спящей царевны колечко.

Семен все себе вернул, жену к отцу отпустил. А сам посватался к милой деревенской девушке-сироте.

Отзыв

Сказка о награде за доброе сердце, о победе добра над злом. Бедность не озлобила Семена, он не стал жадным. Отдал все, лишь бы выручить из беды беззащитных животных. И все отплатили ему добром. Сказка учит быть щедрым, бескорыстным, добрым, благодарным, великодушным. Учит взаимовыручке, дружбе, верности, терпению. Судить о человеке нужно не по внешности или богатству, а по поступкам.

План сказки «Волшебное кольцо»

  1. Бедная вдова с сыном Семеном.
  2. Жалость Семена к животным.
  3. Выкуп собаки, кошки и змеи Скарапеи.
  4. Кольцо Царь-змея в награду за дочь.
  5. Новая сытая жизнь вдовы с сыном.
  6. Свадьба Семена и царевны.
  7. Кража кольца и бегство жены с Аспидом.
  8. Семен в тюрьме.
  9. Собака и кошка возвращают кольцо.
  10. Счастье Семена с невестой-крестьянкой.

«Волшебное кольцо» — читательский дневник по сказке А. Платнова

Волшебная сказка «Волшебное кольцо» Андрея Платонова была написана в 1947 году.

Описание книги для читательского дневника

Платонов Андрей Платонович
Название произведения: «Волшебное кольцо»
Жанр: сказка
Год написания: 1947
Издательство: АСТ
Год издания: 2006

Главные герои и их краткая характеристика

Семен – простой бедный парень, очень добрый, честный, простодушный
Мать Семена – старая женщина, уставшая от бедной жизни.

Царевна – капризная, глупая, легкомысленная девица.
Аспид – коварный приемный сын Змеиного царя.

Кошка, собака, змея Скарапея — спасенные Семеном звери, которые помогли ему в трудную минуту.

Краткое содержание и сюжет

Давным-давно жила одна бедная семья: мать-крестьянка, да сын Семен. Каждый месяц Семен получал в городе пенсию за своего отца – одну копейку, на те деньги и жили. Однажды, получив копейку, парень отдал ее человеку, чтобы тот перестал мучить собаку.

Спустя месяц он получил уже две копейки, но и их не дождалась мать – Семен заплатил их за кошку, которую мучил тот самый душегуб. Мать очень ругалась, да сделать ничего не могла. А еще через месяц Семен за три копейки вызволил красивую змейку – Скарапею.

За спасение любимой дочери Скарапеи Змеиный царь подарил Семену волшебное кольцо, которое могло исполнять любые желания. С тех пор Семен с матерью хорошо зажили. Но однажды Семен решил жениться на царской дочери, и ради этого при помощи кольца выстроил себе хоромы, да в придачу хрустальный мост от своего крыльца до царского дворца. Царь не мог отказать такому жениху, и отдал в жены дочку.

Однажды Семен с царевной гуляли в лесу, да и уснули. Тут появился Аспид – приемный сын Змеиного царя, который мечтал завладеть волшебным кольцом. Он превратился в прекрасного юношу, и уговорил царевну украсть у мужа кольцо. Царь, увидев, что пропала дочка, а вместе с ней и хрустальный мост с хоромами, бросил Семена в темницу.

Кошка и собака отправились на поиски коварной царевны. Хитростью и смекалкой им удалось вернуть волшебное кольцо, которое они передали своему хозяину. Семен сразу все вернул на свои места, а царевну выгнал. Аспид же от злости превратился в гадюку. Семен выбрал себе простую, добрую девушку из соседнего села, и женился на ней.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Жил добрый парень Семен, который на последние копейки спас от душегуба собаку, кошку и змею. Змея оказалась царских кровей, отвел ее Семен к отцу, а тот отдал ему волшебное кольцо.

Стало всего в доме у Семена вдоволь, но затосковал он по царской дочери. Посватался, построил хрустальный мост и выдал царь за него свою дочь. Царевна обманывает Семена и сбегает с красавцем Аспидом, вместе с хоромами и кольцом, а Семена бросают в тюрьму.

Кошка с собакой возвращают кольцо и Семен сватается в соседнюю деревню

План пересказа

  • Семен и его мать.
  • Спасение собаки, кошки и змейки Скарапеи.
  • Змеиный царь и волшебное кольцо.
  • Хоромы и хрустальный мост.
  • Женитьба на царской дочке.
  • Аспид и похищение кольца.
  • Семен в темнице.
  • Собка и кошка отправляются в путь.
  • Возвращение кольца.
  • Семен находит новую невесту.

Основная мысль

Делай добро другим, и тебе добро будет.

Чему учит

Сказка учит быть добрым, отзывчивым человеком. Учит помогать тем, кто нуждается в помощи, а также любить животных и никогда их не обижать.

Отзыв и что понравилось

Мне очень нравится эта замечательная сказка с таким интересным и необычным сюжетом.

Мне нравится в ней не только образ Семена, доброго и честного человека, но и животные, которые ему помогали в благодарность за спасение.

В сказке причудливым образом переплелись типично сказочные эпизоды и почти современная техника, что также смотрится интересно. И конечно мне очень нравится доброта, которая сквозит в каждой строчке этой истории.

Вывод и мое мнение

Доброта, идущая от чистого сердца, обязательно бывает вознаграждена. Семен отдал последние деньги на спасение несчастных животных, и в ответ они отплатили ему той же монетой – Скарапея подарила волшебное кольцо, а собака с кошкой вызволили из темницы.

Пословицы

  • Долг платежом красен.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.

Старший воспитатель, МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №1», Донецкая Народная Республика, город Шахтёрск
Практический психолог, МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №1», Донецкая Народная Республика, город Шахтёрск
Воспитатель, МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №1», Донецкая Народная Республика, город Шахтёрск

Ревва С.Н., Дмитренко Г.Н., Батрудтинова Н.Р. Работа с родителями «Сказка, которая учит жить» // Совушка. 2017. N4(10). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 11.01.2022).

Заказ № 47105


Описание материала

«Дошкольное детство» — уникальный период в жизни человека, и в этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Василий Александрович Сухомлинский говорил, что «Союз педагогов и родителей – могучая воспитательная сила». Эта цитата подчеркивает необходимость тесного общения, сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса. Родители являются основными социальными заказчиками дошкольного учреждения, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине педагоги дошкольного учреждения ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Представленные сценарии родительских собраний включают разнообразные формы работы, игры. Проведение таких родительских собраний, позволяют наладить тесное взаимодействие воспитателей и родителей по актуальным темам.

«Сказка – это радость мышления, и, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению»

(Сухомлинский В.А.)

Форма работы:  Практикум

Цель: Повышение мотивации и вовлеченности родителей в образовательно-воспитательный процесс

Задачи:

• Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для успешного развития детей;

•  Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• Сформировать у родителей практические умения создавать условия для развития интеллектуального, социального и эмоционального потенциала детей используя произведения В.А. Сухомлинского.

Встреча №1.

Ведущий: В наш компьютерный век многие современные родители даже не догадываются о том, что ребенку нужна сказка и её значение в жизни малыша очень велико.

Педагоги и психологи констатируют, что дети, с каждым годом все меньше интереса проявляют к книгам, чтению и слушанию произведений. В результате познавательная активность снижается, замедляется интеллектуальная деятельность.

Ни для кого не секрет, что формирование стойкого интереса к слушанию, а затем и к чтению начинается с раннего детства в семье и основа его – привычка родителей читать ребенку, рассуждать с ним о содержании прочитанного.

Тема нашей встречи «Сказка, которая учит жить».

Ведущий: Каждый малыш с надеждой ждет, когда мама отложит свои важные дела, сядет и почитает ему сказку. Ведь для него важна не только сказка, но и общение с самым родным на свете человеком-мамой. О пользе совместного чтения сказки нам расскажет заведующая городской центральной детской библиотекой Моногарова Ирина Михайловна.

Теоретическая часть.

Выступление библиотекаря Моногаровой И.М. «Значение сказки в жизни ребенка-дошкольника».

Практическая часть.

Упражнение «Сундучок»

Ведущий: Давайте поразмышляем над смыслом пословицы.

Без корня и трава не растет.

(Вывод: как трава не может расти без корня, так и ребенок не сможет стать полноценной личностью без качественного воспитания со стороны родителей).

Родителям предлагается объяснить смысл следующих пословиц:

Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай,  да на ус себе мотай.

(Вывод: для полноценного становления личности необходимо, физическое и  духовное, морально-нравственное воспитание).

 «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».

(Вывод: пословица подводит к пониманию значения сказки на воспитание и развитие ребенка).

Упражнение «От каждого по словечку» (мозговой штурм)

Ведущий предлагает родителям продолжить фразу «Сказка – это…»

Вывод: Подводя итог, сказку смело можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. В сказках заложена вся мудрость и воля народа, в них кроется огромный смысл. Они сопровождают нас буквально с пеленок.

Упражнение «Сказки нашего детства»

Родителям за 1 минуту предлагается вспомнить и записать название сказок, которые им читали в детстве (родители, бабушки, в саду воспитатели…).

Анализ записей: Есть те, кто не вспомнил ни одной сказки? НЕТ!!!

Вывод: сколько прошло лет, но мы помним сказки, помним моменты, когда  нам их читали, некоторые из вас возможно даже вспомнили те чувства, которые у них были: ласковые звуки, нежные прикосновения и т.д.

Это все не случайно. Ведь сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств, развития их внутренней жизни, творчества.

Эти народные произведения можно смело назвать эффективными  методами воспитания. Ребенок рождается не злым, и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают, какие сказки читают.

Она прививает детям уважение к старшим, доброту,

Слайд-лекторий

«Если рядом Сказка, то ребенок»:

с радостью и без капризов укладывается спать;

соглашается  выполнять требования

делится игрушками;

съедает “волшебное” лекарство;

познает окружающий мир;

учится понимать и любить все живое;

пробует сочинять свои собственные сказки;

учится читать, считать, фантазировать, рисовать;

знакомится с трудными правилами и понятиями;

стремится стать лучше.

 “Сказкой можно”:

вылечить;

успокоить и поднять настроение;

научить понимать другого;

оградить от бед;

“измерить” настроение и самочувствие.

“Сказка может”:

помочь скоротать путь;

познакомить с нравственными понятиями;

сблизить Родителя и Ребенка;

разрешить конфликт;

заставить взяться за нелюбимое дело.

Анкета для родителей  «Сказка в жизни вашего ребенка»

Ведущий: Является ли сказка хорошим помощником  в воспитании вашего ребенка? На этот вопрос нам поможет ответить анкета.

1. Насколько регулярно вы читаете ребенку: ежедневно, 2-3 раза в неделю, 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, когда есть время…

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок? (о животных, о природе, волшебные)

3. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

4. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка или вместе с ним?

5. Считаете ли Вы, что сказка носит воспитательный и развивающий характер?

Ведущий: Полученные результаты анкеты мы обсудим на следующей встрече.

Упражнение «Сказочный калейдоскоп»

Ведущий: Я предлагаю окунуться в мир детства и сказки, немного поиграть. Участники объединяются в 2 команды.

Для начала проведем «Разминку». Нужно правильно назвать сказку.

Задание 1 команде

«Сестрица Аленушка и братец Андрюшенька»

«Бычок красный бочек зеленые ножки»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

«Гусочка Ряба»

«Перчатка»

«Марьюшкина избушка»

Задание  2 команде

«Кренделек»

«Петушок и фасолевая семечка»

«Волк и 7 котят»

«Пашенька и медведь»

«Гуси-вороны»

«Редиска»

Следующее задание «Двойное название».

Команды становятся друг напротив друга,  поочередно бросают мяч и называют первое слово задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Гуси — …  Конек — …  Крошечка — … Мороз — … Аленький — …Красная — …

Доктор — … Цветик — … Заюшкина — …  Бременские — …

Вывод: Названо много сказок. Среди них есть народные и авторские, сказки бытовые, волшебные, о животных. При выборе сказки, которую Вы будете читать ребенку, важным моментом является учет его возрастных особенностей. Для каждого возраста – своя сказка.

Упражнение «Календарь сказок»

Ведущий предлагает объединиться в 2 команды и составить календарь сказок для каждого возрастного периода (от 1 года до 6 лет).

Вывод: Полученные результаты показывают, что чем младше был ребенок, тем больше ему читали или рассказывали сказок, значит  наш запас произведений для детей раннего и младшего дошкольного возраста богаче.

Мозговой штурм.

Почему мы получили такие результаты?

Варианты: сказки для детей раннего возраста знаем на память, они короткие, не требуют усилий. Со временем наш запас иссякает, нам нужно самим тратить время на чтение новых произведений, чтобы потом рассказывать их детям.  

Возникают следующие трудности: Родители не любят читать книги. Нехватка времени (большая загруженность: работа,  домашние дела). Не владение методикой работы со сказкой для детей более старшего возраста: выразительное чтение, обсуждение и размышление, обыгрывание…

Упражнение «Мамина сказка»

Ведущий: Сейчас попробуем практичность данных советов.

Перед вами текст сказки «Зимовье зверей». Ваша задача, объединившись в пары, выполнить то задание, которое написано на карточке в начале текста сказки: прочитать выразительно, продумать вопросы для обсуждения материала с ребенком, какие выводы можно сделать; обыграть предложенный фрагмент.

Вывод: такие методы вызывают интерес к чтению сказок, как у детей, так и у взрослых. Рассказывание сказок способствует более глубокому пониманию детских отношений, их укреплению, приводит к изменению поведения детей.

Копилка полезных советов и идей для родителей. «Как и какие сказки читать детям»

Ведущий: Чтобы процесс чтения для ребенка был интересным и полезным, предлагаю обсудить несколько полезных советов.

— Перед прочтением рассмотрите книгу вместе с ребенком, иллюстрации в ней.

-Побеседуйте о том, что малыш видит на иллюстрациях.

— Предложите ребенку попробовать догадаться, о чем может быть данная сказка.

— Теперь можно приступить к прочтению сказки. Старайтесь читать ярко, выразительно с имитацией голосов героев. Тогда сказка оставит яркое впечатление в душе ребенка, запомнится ему.

— При прочтении сказки вслух, необходимо рассуждать вместе с ребенком, анализировать происходящие в сказке действия. Надо обозначать, кто из героев поступает правильно, а кто плохо. Почему герои ведут себя так, а не иначе? Что произошло с тем или иным героем и из-за чего? Отвечая на эти и другие вопросы, малыш учиться анализировать определенные поступки и действия, правильно оценивать их. Кроме того ребенок учится думать и рассуждать, озвучивая и аргументируя свое мнение. Малыш делится с родителями своими впечатлениями, озвучивает мысли и чувства.

— Через какое-то время предложите ребенку пересказать прочитанную сказку по иллюстрациям.

— Также можно предложить ребенку показать кукольное представление по мотивам сказки, или придумать свою сказочную историю.

— Ну и, конечно же, продолжайте читать сказки вместе с детьми.

Если делать это ежедневно, то ребенок сам будет приносить книги и просить их почитать. Если Вы будете уделять этому время, то в результате при минимальной затрате времени вы получите и любовь к чтению, и хорошую учебу, и отличную память.

Рефлексия.

Ведущий: Подошло время завершать нашу встречу.  Давайте, подводя итоги, постараемся ответить на вопрос: «Для чего нужны нам сказки?»

Итог: Для чего нужны нам сказки?

Для чего нужны нам сказки?  Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,  Начинают говорить.

Прочитайте сказки детям! Научите их любить.

Может быть, на этом свете 

Станет легче людям жить.

Домашнее задание: Прочитайте детям сказки: 2 народных (сказку о животных, и  волшебную), 1сказку авторскую. В процессе используйте те советы, которые у вас в копилке.

Встреча № 2

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы продолжим наши встречи по теме «Сказка, которая учит жить». Предлагаю  придумать продолжение знакомой всем пословицы: «Сказка ложь, да в ней намек…!». (Ответы родителей).

Филворд

Ведущий предлагает решить филворд и прочитать вариант пословицы: «Сказка ложь, да в ней намек, … для родителей урок! (нам, родителям, урок!)»

Упражнение «Да и нет»

Ведущий: Если вы согласны с моим высказыванием, то скажите «да», в противном случае – «нет».

Скажите громко и хором, друзья,

Детей своих все вы, любите? (Да)

Давайте подумаем, нужен ответ

Вам хочется лекции слушать? (нет)

Я вас понимаю: Как быть нам тогда?

Детей развивать, воспитать нужно? (да)

Усилия нужно нам объединить,

Чтобы в конце результат получить.

Будем совместно вопросы решать? (да)

Будем все вместе читать и играть? (да)

Чаще, чем «нет» говорили вы «да»

Вы готовы учиться? продолжим тогда!

Рефлексия прошлой встречи:

Ведущий предлагает вспомнить, какие уроки для себя извлекли родители из прошлой встречи, какие советы им пригодились во время выполнения домашнего задания (чтения сказок). Какие сказки прочли детям.

(Ответы родителей).

Анализ анкет «Сказка в жизни вашего ребенка».

Ведущий: Сказка – это целый мир, в котором малыш способен легко, непринужденно и естественно получить знания, жизненный опыт, научиться добру, пониманию, дружбе. Сказки играют важную роль в формировании, развитии и воспитании дошкольников и дети их очень любят.

Согласно полученным данным из числа опрошенных …, ежедневно читают детям…, 2-3 раза в неделю получается читать у …родителей, 1 раз в неделю читают — … семей, 1 раз в месяц — … Родителей, которые не читают  детям – нет.

Рубрика «Говорят дети» (интервью)

Ведущий: Мы с детьми провели упражнение «Сказки нашего детства». Давайте посмотрим и подумаем над тем, что нам рассказали дети.

Вопросы:

Кто тебе читает дома сказки?

Какая твоя любимая сказка?

Какие сказки тебе прочитали недавно?

Ведущий: Результаты анкетирования и интервью показали, что наиболее любимыми являются следующие сказки …..

Любимую сказку (рассказ, историю) ребенок может слушать или пересказывать неоднократно, переживая заново чувства интереса, удивления, страха, волнения. Если  взрослый может помочь ребенку осознать переживаемые эмоции, задать вопросы, способствующие размышлению на темы добра и зла, правды и лжи, силы и слабости, то время, уделенное прочтению и обсуждению сказки, приобретает статус важнейшего в формировании личности, закладывает фундамент ее основных жизненных принципов, гражданской позиции.

Ведущий: Ответы опрос «Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка или вместе с ним?» показал, что родители предпочитают работать с готовым материалом. А ведь процесс сочинения сказки создает богатые возможности для развития творческого воображения детей, подключения их образного и логического мышления, активизирует фантазию детей.

На вопрос «Носит ли сказка воспитательный и развивающий характер?»  большинство родителей ответили утвердительно.

Вывод: Наша задача возобновить одну из безусловных функций семьи – семейное чтение. На сегодняшний день эта ценность относится к исчезающим. Есть данные, что если до 90-х годов 20 века 50% родителей читали своим детям книжки, то сегодня это делают не более 7%. А ведь дети знакомятся с окружающим миром, не только непосредственно что-то воспринимая, но и опосредованно – с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок.

Великий  педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что сказка  любима детьми не случайно. «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких, трепетных звуках в сказке, в собственном творчестве, красоте» (В. А. Сухомлинский).

В.А. Сухомлинский работал с детьми и писал для них рассказы и сказки, которые не дают прямых наставлений детям, например: «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения».  Однако в содержании его произведений всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к простому и понятному тексту сказки.

Упражнение «Сказка ложь, но в ней урок»

Ведущий: Нам нужно объединиться в 2 команды. Ваша задача ознакомиться с текстом сказки В.А. Сухомлинского, выразительно его прочитать для второй команды, которой нужно извлечь из произведения урок, определить моральный вывод.

Зайчик и Месяц

Холодно зимой Зайчику. Выбежал он на опушку, а уж ночь настала. Мороз трещит, снег от Месяца блестит, холодный ветер с яру дует.

Сел Зайчик под кустом, протянул лапки к Месяцу, просит:

— Месяц, погрей меня своими лучами, а то долго ещё Солнышка ждать.

Жалко стало Месяцу Зайчика, он и говорит:

— Иди полем, полем, я тебе дорогу освещать буду, беги до большого стога соломы.

Побежал Зайчик к стогу соломы, зарылся в стог, выглядывает, улыбается Месяцу: — Спасибо, любимый Месяц, теперь твои лучи тёплые-тёплые.

Флейта и Ветер

В саду на лавке сидел Музыкант. Он играл на флейте. К его чудесной песне прислушивались и птицы, и деревья, и цветы. Даже Ветер прилёг под кустом и с удивлением слушал игру на флейте. Играл Музыкант про солнце в голубом небе, про беленькое облачко, про серенькую пташку-жаворонка и про счастливые детские очи.

Замолкла песня, положил Музыкант флейту на лавку и пошёл домой. Взвился Ветер из-под куста, прилетел к флейте, да и дунул со всей силы.

Загудела флейта, словно осенняя непогода под стрехою. Подул ветер ещё сильнее, а флейта не играет — гудит да и гудит.

«Отчего так? — думает Ветер. — Я легко могу вырывать дубы с корнями, скидывать крыши с домов. Почему же флейта не покоряется мне — не играет?»

Ведущий: помимо моральных выводов, которые помогают формировать нравственные качества у детей, сказка является прекрасным художественным материалом для развития памяти и речи, мышления и воображения: запоминание текста, пересказ,  умение вести диалог и монолог, придумывать продолжение сказки.  

Упражнение «Сказка в схеме»

Ведущий: Чтобы детям было проще запоминать и пересказывать близко к тексту, можно использовать схематические изображения сюжета. Здесь необязательно владеть  художественными навыками, главное чтобы схема отражала содержание текста. (Показ образца).

Предлагаю командам  родителей подготовить такие схемы для сказок «Зайчик и месяц» и «Флейта и ветер». Схематическая таблица или дорожка может включать от 4 до 8 опорных картинок.

Команда представляет схему, представители второй команды должны вспомнить и пересказать содержание произведения.

Упражнение «Диалог — монолог»

Ведущий: Еще одним важным моментом в сказках является диалог и монолог. Детям очень сложно выражать свои мысли, просьбы, обращаться за помощью к кому-то. Сказки нам могут в этом помочь, так как они этому обучают в простой форме.

Сейчас каждая команда получит задание обыграть фрагмент из сказки. Одной команде нужно провести диалог между героями из сказки «Зайчик и Месяц». Второй команде – монолог (размышление) Ветра.

Упражнение «Продолжи сказку»

Ведущий: В.А. Сухомлинский писал: «Если мне удавалось добиться, чтобы ребенок, … придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. С. 157).

Мы с вами в процессе сегодняшней встречи познакомились с двумя сказками. Давайте попробуем придумать продолжение к ним: что могло произойти дальше с Зайчиком и Ветром.

Обсудите свои варианты в командах, запишите, пожалуйста, продолжение. Затем мы вместе поразмышляем над результатами работы.

Ведущий:  Такие несложные приемы помогут нам сделать процесс чтения сказки не только увлекательным, но и полезным, направленным на развитие личности ребенка. Зародившийся в малыше интерес к сказке постепенно будет перерастать в нечто большее, в потребность. Потребность заново пережить положительные чувства от общения с родным человеком, от волнения за судьбу героев сказки, от радости ожидания торжества справедливости… Постепенно, в процессе накопления и освоения не только знаний, но и собственного опыта в детях будут формироваться такие качества, как наблюдательность, умение обобщать, анализировать. Каждое прослушивание сказки будет приводить к переживанию самых разных эмоций, необходимых для общего развития малыша, открывать что-то новое в знакомой истории.

Надеюсь, что на сегодняшней встрече,  мы тоже с вами узнали что-то новое и интересное.

Рефлексия.

Упражнение «Две шляпы»

Ведущий: Подводя итоги, давайте обобщим полученные знания и запишем результаты, которые потом распределим по категориям:

1 шляпа  «Интересно» — Что было интересного,

2 шляпа «Практично» — Что возьмете в свою копилку советов и идей

3 настольное мусорное ведро  «Бесполезно» — то, что нам не понадобиться, время на это упражнение было потрачено зря, не эффективно.

Записи озвучиваем и помещаем в  соответствии с выбранной категорией.

Ведущий: Приглашаю Вас посетить следующую встречу, которая так же будет посвящена сказке. Мы с вами познакомимся еще с некоторые способами работы со сказкой, которые можно использовать в домашних условиях. 

Постепенно, в совместной деятельности с ребенком мы перейдем к этапу  «активного творчества», захватывающего все сферы жизни ребенка. И тогда сказка станет для нас, взрослых хорошим помощником в воспитании наших детей, а для них – откроет целый мир и  станет сказкой, которая научит жить!

Домашнее задание: прочитать 2 сказки В.А. Сухомлинского, применив то упражнение, которое взяли в копилку советов и идей. 

индийские народные сказки книга

На берегу большой реки жили в ветхом шалаше старик да старуха. Бедно жили они: каждый день старик отправлялся на реку рыбу ловить, старуха эту рыбу варила или на углях пекла, тем только они и сыты были. Не поймает старик ничего, так и новее голодают.

А в реке той обитал золотоликий бог Джала Камани, владыка под. Вот как-то раз стал старик сети из реки вытаскивать, чувствует: что-то больно тяжелы нынче сети. Потянул он изо всех сил, кое-как вытащил сети на берег, заглянул — и глаза зажмурил от яркого блеска: лежит в его сетях огромная рыбина, вся будто из чистого золота отлитая, плавниками двигает, усами шевелит, во псе свои рыбьи глаза на старика смотрит. И говорит золотая рыба старому рыбаку:

— Не убивай меня, старик, не уноси меня, старик, к себе домой. Отпусти ты меня лучше на волю, а за это проси у меня чего хочешь.

— Чего же мне попросить у тебя, чудо-рыба? — говорит старик.— Нет у меня ни дома хорошего, ни рису, чтобы голод утолить, ни одежды, чтобы тело прикрыть.

Если ты по великой милости своей все это мне пожалуешь, я тебе до самой смерти благодарен буду.

Выслушала рыба старика, мотнула хвостом и сказала:

— Иди восвояси. Будет у тебя и дом, и еда, и одежда. Отпустил старик рыбу в реку, сам домой пошел. Только, когда пришел, узнать ничего не может: стоит вместо шалаша из веток дом из крепких тиковых бревен, а в доме том есть просторные лавки, чтобы гостей усадить, и стоят там целые блюда белого риса, чтобы досыта поесть, и лежат грудой одежды нарядные, чтобы в праздник людям на глаза показаться не стыдно было. Говорит старик своей жене:

— Видишь, старуха, как нам с тобой повезло: не было у нас ничего, а теперь всего вдоволь. Скажи спасибо золотой рыбе, что сегодня мне в сети попалась. Это все она нам дала за то, что я ее на волю отпустил. Кончились теперь наши беды и несчастья!

Услыхала старуха, что ей муж рассказал, и только вздохнула, головой покачала, а потом и говорит:

— Эх, старик, старик!.. Много лет ты прожил на свете, а ума у тебя меньше, чем у младенца новорожденного. Разве так просят?.. Ну съедим мы рис, одежду сносим, а дальше-то что?.. Ступай сейчас обратно, проси у рыбы пятерых слуг, проси дом новый — да не эту жалкую лачугу, а большой, хороший,— такой, чтобы самому царю в нем жить было не стыдно… И пусть будут в том доме кладовые, полные золота, пусть от риса и чечевицы амбары ломятся, на заднем дворе пусть новые повозки и плуги стоят, а в стойлах буйволы — десять упряжек… И еще проси, пусть рыба тебя старостой сделает, чтобы во всей округе люди нас почитали и уважали. Ступай, и пока не выпросишь, домой не возвращайся!

Очень не хотелось старику идти, но спорить с женой он не стал. Пошел он к реке, сел на берегу и стал рыбу звать:

— Явись ко мне, чудо-рыба! Выплыви, золотая рыба! Через малое время замутилась в реке вода, всплыла золотая
рыба со дна речного — плавниками двигает, усами шевелит, во все свои рыбьи глаза на старика смотрит.

— Слушай, чудо-рыба,— говорит старик,— попросил я у тебя, да, видно, мало… Недовольна моя жена: хочет, чтобы ты меня в нашей округе старостой сделала, и еще она хочет дом вдвое больше нынешнего, хочет слуг пятерых, и буйволов десять упряжек, и риса полные амбары, и украшений золотых хочет, и денег…
Выслушала золотая рыба старика, махнула хвостом и сказала:

— Пусть все так и будет!

И с этими словами обратно в реку нырнула.

Пошел старик домой. Видит: собрались на дороге все окрестные жители с трубами, с барабанами, в руках держат богатые подарки и гирлянды цветов. Стоят не шелохнувшись, словно ждут кого-то. Как увидели крестьяне старика, повалились все на колени и закричали:

— Староста, староста! Вот он, наш любимый староста!.. Тут барабаны забили, трубы заиграли, посадили крестьяне старика в разукрашенный паланкин, на своих плечах до дому донесли. А дом у старика опять новый — не дом, а дворец, а в доме том все, как он просил у рыбы.

Зажили с тех пор старик и старуха счастливо и безбедно, всего у них, кажется, было вдоволь, а старуха все ворчала. Месяца не прошло, как снова она стала к старику приставать:

— Разве это уважение, разве это почет? Подумаешь, большой человек — староста!

Нет, нужно, чтобы ты опять к рыбе пошел да попросил ее хорошенько: пусть сделает тебя над всей землей махараджей*. Иди, старый, проси, а не то, скажи, старуха, мол, моя ругаться будет…

— Не пойду я,— отвечает старик.— Или ты не помнишь, как мы раньше жили, как мы голодали, как бедствовали? Все нам рыба дала: и еду, и одежду, и новый дом! Мало тебе показалось, так она нас богатством одарила, меня во всей округе первым человеком сделала… Ну чего тебе еще надо?

Сколько ни спорил старик, сколько ни отказывался — старуха ни в какую: иди, мол, к рыбе, и все тут. Что ж бедному старику делать оставалось — пришлось снова на реку идти. Сел он на берегу и стал звать:

— Выплыви, золотая рыба! Явись ко мне, чудо-рыба! Позвал он раз, позвал другой, позвал третий… Но никто не
выплыл на его зов из глубины вод, словно и не было в реке золотой рыбы. Долго ждал старик, потом вздохнул и домой поплелся. Видит он: стоит на месте богатого дома ветхий шалаш и сидит в том шалаше его старуха — в грязных лохмотьях, волосы, словно прутья старой корзины, во все стороны торчат, больные глаза струпьями залепило. Сидит старуха и горько плачет. Посмотрел на нее старик и сказал:

— Эх, жена, жена… Говорил ведь я тебе: много хочешь — мало получишь! Говорил я тебе: старуха, не жадничай, потеряешь и то, что имеешь. Ты моих слов тогда не слушала, а вышло-то по-моему! Так чего же теперь плакать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector