Меню

Настоящая красавица рассказ на дзен глава 12

Легенды и предания, мифы и сказания каждого из народов по-своему прекрасны. Простые истории о монахах и крестьянах, о принцах и драконах, о богах и происхождении тех или иных вещей открывают настоящий волшебный мир, по которому я не устаю путешествовать снова и снова. Самое захватывающее во всем этом то, что с каждой новой книгой ты открываешь для себя какую-то новую сторону знакомых персонажей, знакомишься с кем-то совершенно новым, узнаешь еще одну красивую или страшную историю. В общем, это именно те книги которые я никогда не устаю читать и перечитывать. И мифы Страны Восходящего Солнца занимают в этом сонме любимых сказаний совершенно особое место.

Во-первых, просто невероятно поэтичные имена и названия. Здесь никто не говорит, что девушка была некрасива и поэтому юноша по имени Ниниги выбрал в жены ее младшую сестру-красавицу. Здесь говорят, что старшую сестру звали «Дева Долговечности Скал», и читатель только по этому имени должен понять что она внешне не привлекательна, и что ее младшая сестренка «Дева Цветения Цветов на Деревьях» настоящая красавица. И так во всем — боги и богини, географические места, простые люди и духи — сложное и поэтичное имя порой говорит о характере и судьбе героя, гораздо больше чем сама история.
Во-вторых, просто невероятные персонажи. Если в различных мифах чаще всего сказочные существа эта некая комбинация различных животных — голова от хищника, а лапки от птицы, то в японских сказках это что-то совершенно невообразимое: «восемь голов, восемь хвостов, глаза как зимняя вишня, а пихты и кипарисы растут прямо на спине». И это только один пример страшного существа.
В-третьих, это сам мир духов и сказочных созданий. Бесчисленные они и ёкай, духи природы и домашнего очага, все наделено особой душой и поневоле начинаешь думать, что любой вред, который ты приносишь окружающему миру, сказывается на ком-то маленьком и невидимом.

В общем, с моей любовью к японской мифологии все понятно. Теперь пару слов о книге Хэдленд Дэвис. К содержанию книги сложно предаться — здесь есть истории на любой вкус: и странные истории о сотворении мира и первых богах, и веселые истории про героев и их изворотливых напарников, и красивые легенды. Все вопросы к способу изложения. Нам говорят, вот есть много историй про Ёсицуне, в одной говорят то-то, потом есть еще много историй про приключения, но мы тут не будем на этом останавливаться, а вообще его можно сравнить с Генрихом V. Не очень понятно в чем цель такого изложения — нам даю познакомиться с самими мифами, дают общее представление о них или уже проводят какой-то сравнительный анализ? И от того, что не понятно с какой целью все это собрано в одну книгу — читать тяжело. Ты начинаешь читать сказку, настраиваешь на соответствующий лад, чтобы тебя в самый неожиданный момент автор прервал словами «ну это мы тут опустим, они там потом со всем справились».

Поэтому я бы эту книгу посоветовала читать, если просто хотите получить общее представление о героях японских легенд и сказаний. Читается все это достаточно увлекательно и легко. Еще можно освежить в голове содержание некоторых мифов и вспомнить какую из историй давно хотелось перечитать.

Прочитано в рамках игр «Школьная вселенная. Одиннадцатый учебный год» и «Собери их всех!».

— А все-таки, где она, эта Япония?
Прямо, не сворачивая. И так до самого конца света.
Алесандро Барикко «Шелк».

   Япония, наполняющая мысли человека ассоциациями с ароматами розовой сакуры, гейшами в своем не повторном национальном наряде или чайными домиками на фоне цветущего сада и возвышающихся на горизонте голубых гор. И хоть Япония столетиями училась у европейских стран в искусствах и тактике военного боя, ей удалось создать и отшлифовать собственную уникальную культуру, таким образом, что характер японца остался исконно японским, не впитав в себя европейского влияния. Поэтому величие Японии — в патриотизме его народа, проявляющимся в искренней любви к своей стране и почитания собственных традиций.

   Вопрос религии никогда не стоял остро в Японии, более того, японцы объединили его в религиозный синкретизм, что проявляется в лаконичном сочетании различных религиозных практик: например, синтоизм научил не предавать забвению могущественных предков, буддизм расширил религиозные идеалы и внес неоценимый вклад в искусство Японии, а христианство повлияло на проведение благотворительных общественных реформ. Также, имеют место такие китайские религии как конфуцианство, дзен-будизм, даосизм, которые также повлияли на японские верования.
   Первыми источниками мифов и легенд древней Японии считаются две книги «Кодзики» и «Нихонги» — они начинают свое описание с мифов и основ синтоизма, где постепенно к завершению приобретают исторический характер. Поэтому и до сих пор считается что императоры в Японии — прямые потомки великих богов, происхождение которых, можно проследить в сказаниях и легендах.

В этой же книги мы узнаем, как в отличии от других мифологий возник мир в синтоистском представлении и найдем аллегоричные объяснения многим явлениям природы, как, например, легенда о Аматэрасу, богини Солнца, спрятавшаяся в пещере от выходок своего брата Сусаноо, олицетворяет солнечное затмение.

>
«На ветки волшебного дерева повесили яшмовое ожерелье, принесли петухов, которые своим пением сообщают о начале утра. А богиня Амэ-но удэмэ танцевала на чане, при этом спустив свои одежды. Это представление очень повеселило богов, и они весело смеялись. Богиня Аматэрасу заинтересовалась происходящим и выглянула из грота, чтобы посмотреть, почему боги так громко смеются. Ее муж воспользовался случаем и вытащил её за руки из убежища.»

О чем же расскажет эта книга? Нас ждут впечатляющие легенды о коварных и благородных деяниях духов лисиц (инари) и других животных, имеющих магическую силу, о древних поверьях в детского бога Дзидзо, волшебные предыстории о возникновении Фудзиямы, традиции и поверья, вкладываемые японцами в создание их не повторные ландшафтные сады, которые иногда могут быть не больше суповой тарелки, рассмотрим истоки традиционных праздников, которые можно встретить только в Японии — например, День Любования Сакурой или Праздник Душ Умерших.

   После прочтения присутствует впечатление, называемое японцами как «печальное очарование вещей или бренность бытия» (трактовку этому термину также можно найти на страницах этой книги) — между старыми легендами и сегодняшней Японией проходит тесное единство, которое видно в жизненном укладе японцев невооруженным глазом. События мифов и легенд происходили столетия назад, но их присутствие актуально и сейчас.

Большое спасибо Sparkle которая подарила мне эту замечательную книгу! )
(Написано в рамках новогоднего проекта «Спаси книгу — напиши рецензию»).

Книжный вызов 2012: 17/66

С детства интересуюсь мифологией разных стран. Помню, тетя постоянно на праздники дарила книжки из серии «Боги и герои», хотя полную серию так и не собрали.
Моя оценка в три звездочки ни в коем случае не относится к самим мифам и легендам. Они прекрасны. Мне не понравилось само построение книги. Начинается она с легенд о сотворении мира, пересказанных как-то уж скомкано, а расположение следующих глав не подлежит никакой систематизации. Все как-то вперемешку и практически никакой классификации.

Дойдя до шестой главы, посвященной богу Дзидзо я была, мягко говоря, удивлена следующей фразой:

Дзидзо самый любимый из буддийских Богов

Что? Или здесь какая-то ошибка, или я что-то не понимаю в буддизме. Насколько я знаю, в буддизме нет богов! Возможно автор имел в виду, что Дзидзо- бодхисатва? Или в Японии буддизм настолько смешался с синтоизмом? Из книги это не ясно. Но при этом в какой-то из глав автор в комментариях поясняет, что японцы используют палочки в качестве столовых приборов! неужели есть люди, которые этого не знают?

Или например вот эта фраза:

Японские колокола считаются самыми лучшими в мире, поскольку в их изготовлении, японские колокольных дел мастера достигли очень больших успехов.

На этом автор переходит к упоминанию конкретных колоколов.Значит колокола лучшие, потому что их хорошо изготовляли. Так? Душа требует большей информации!!! Так чем же они так хороши, а?! Уникальный сплав или технология литья? Или хоть сказал бы, что секрет потерян, или еще что нибудь…

Чем дальше в лес, тем больше дров, и к концу книги складывается впечатление, то автор вообще забил на какую-либо классификацию. Так, например, в 31 главе, посвященной Като Саэмону вдруг оказывается рассказ «Как стрик избавился от бородавки» и другие легенды, не связанные с общим названием. Так почему же их не выделили в отдельную главу?

Япония- страна удивительная и непонятная. Каждый, даже повседневный предмет- произведение искусства. А их потрясающие миниатюрные сады, способные уместится на тарелке… В книге собраны мифы и легенды разных направлений: и исторические события, и поучительные притчи, и жуткие истории, и верования, связанные с природой, растениями, животными. Прекрасные и удивительно поэтичные.

Очень сложно было пройти мимо этой книги, поскольку культура и искусство Японии мне очень нравится, да и наверно в глубине души я немного ворона, падкая на все яркое и красивое)))
Если по порядку… впечатляющее издание, отличная бумага, красивые иллюстрации, но… многие гравюры настолько малы, что по-настоящему их рассмотреть возможно только с использованием лупы в духе Шерлока Холмса, невооруженным же взглядом это сделать довольно сложно. Текст… приемлемый, но опять есть Но))) — автор не имеет должной системы взглядов, классификация материала откровенно любительская. И даже манера изложения временами какая-то странно полушутливо-развязная. Саке?))) Обращения автора к английской публике как к единственной и весьма ограниченной, как в смысле границ, так и умственно, аудитории выглядят немного местечково а то и вовсе лишними. Не очень понятно, чем именно то или иное описываемое божество действительно интересно, почему такой-то герой любим и почитаем, какие образы наиболее часто используемы в той или иной области культуры, философии. Возможно, для всестороннего освещения нужно десять таких томов как этот. И самое главное, рассказчик должен владеть материалом и уметь его преподнести.

Настоящее удовольствие от чтения я смог почувствовать, лишь когда автор приступил к описанию отношения японцев к природе, своим садам и их наполнению. Действительно, очень поэтично)))
Многие сюжеты легенд и преданий являют собой готовые сценарии для мистических триллеров, а то и настоящих ужастиков, удивительная культура. Женщины-лисы, духи и привидения, похищающие душу владельцев зеркала и оживающие куклы… Поразительное великолепие. Сказки, суеверия, обычаи и легенды, все хоть и свалено в кучу, но тем не менее очень впечатляет. Но автор все таки не мой, мягко говоря.

Сложно дать оценку сборнику легенд. Сами легенды очень понравились, а вот к сборнику были вопросы. Составлен он, надо сказать, странновато. Автор в упрощенной форме пересказывает японские предания и мифы. Правда, иногда кажется, что в пересказе автор книги пропускает некоторые моменты или сильно сокращает истории. Некоторые мифа кажутся вырванными из какого-то цикла. Сами легенды довольно необычные, не похожие ни на что, что мне доводилось читать раньше. Система богов и героев многообразная и запутанная. И связь богов и героев между собой описана так же запутанно. При этом некоторые легенды пересказываются увлекательно и обстоятельно, а какие-то — кратко, сумбурно и обрывочно, из-за этого порой непонятно, откуда взялся или куда пропал тот или иной герой. Но в любом случае, думаю, для ознакомления с японской мифологией этот сборник прекрасно подходит.

Опубликовано: 08.01.2022

Очарованный странник (Лесков)/Глава третья

Не успел я, по сём облагодетельствовании своих господ, вернуться с ними домой на новых лошадях, коих мы в Воронеже опять шестерик собрали, как прилучилося мне засесть у себя в конюшне на полочке хохлатых голубой — голубя и голубочку. Голубь был глинистого пера, а голубочка беленькая и такая красноногенькая, прехорошенькая. Очень они мне нравились: особенно, бывало, когда голубь ночью воркует, так это приятно слушать, а днем они между лошадей летают и в ясли садятся, корм клюют и сами с собою целуются… Утешно на все на это молодому ребенку смотреть.

И пошли у них после этого целования дети; одну пару вывели, и опять эти растут, а они целовались-целовались, да и опять на яички сели и еще вывели… Маленькие такие это голубяточки, точно в шерсти, а пера нет, и желтые, как бывают ядрышки на траве, что зовут «кошачьи просвирки», а носы притом хуже, как у черкесских князей, здоровенные… Стал я их, этих голубяток, разглядывать и, чтобы их не помять, взял одного за носик и смотрел, смотрел на него и засмотрелся, какой он нежный, а голубь его у меня все отбивает. Я с ним и забавлялся — все его этим голубенком дразню; да потом как стал пичужку назад с гнездо класть, а он уже и не дышит. Этакая досада; я его и в горстях-то грел и дышал на него, все оживить хотел; нет, пропал да и полно! Я рассердился, взял да и вышвырнул его вон за окно. Ну ничего; другой в гнезде остался, а этого дохлого откуда ни возьмись белая кошка какая-то мимо бежала и подхватила и помчала. И я ее, эту кошку, еще хорошо заметил, что она вся белая, а на лобочке, как шапочка, черное пятнышко. Ну да думаю себе, прах с ней — пусть она мертвого ест. Но только ночью я сплю и вдруг слышу, на полочке над моей кроватью голубь с кем-то сердито бьется. Я вскочил и гляжу, а ночь лунная, и мне видно, что это опять та же кошечка белая уже другого, живого моего голубенка тащит.

«Ну, — думаю, — нет, зачем же, мол, это так делать?» — да вдогонку за нею и швырнул сапогом, но только не попал, — так она моего голубенка унесла и, верно, где-нибудь съела. Осиротели мои голубки, но недолго поскучали и начали опять целоваться, и опять у них парка детей готовы, а та проклятая кошка опять как тут… Лихо ее знает, как это она все это наблюдала, но только гляжу я, один раз она среди белого дня опять голубенка волочит, да так ловко, что мне и швырнуть-то за ней нечем было. Но зато же я решился ее пробрать и настроил в окне такой силок, что чуть она ночью морду показала, тут ее сейчас и прихлопнуло, и она сидит и жалится, мяучит. Я ее сейчас из силка вынул, воткнул ее мордою и передними лапами в голенище, в сапог, чтобы она не царапалась, а задние лапки вместе с хвостом забрал в левую руку, в рукавицу, а в правую кнут со стены снял, да и пошел ее на своей кровати учить. Кнутов, я думаю, сотни полторы я ей закатил и то изо всей силы, до того, что она даже и биться перестала. Тогда я ее из сапога вынул и думаю: издохла или не издохла? Сем, думаю, испробовать, жива она или нет? и положил я ее на порог да топориком хвост ей и отсек: она этак «мяя», вся вздрогнула и перекрутилась раз десять, да и побежала.

«Хорошо, — думаю, — теперь ты сюда небось в другой раз на моих голубят не пойдешь»; а чтобы ей еще страшнее было, так я наутро взял да и хвост ее, который отсек, гвоздиком у себя над окном снаружи приколотил, и очень этим был доволен. Но только так через час или не более как через два, смотрю, вбегает графинина горничная, которая отроду у нас на конюшне никогда не была, и держит над собой в руке зонтик, а сама кричит:

— Ага, ага! вот это кто? вот это кто!

— Это ты, — говорит, — Зозиньку изувечил? Признавайся: это ведь у тебя ее хвостик над окном приколочен?

— Ну так что же такое за важность, что хвостик приколочен?

— А как же ты, — говорит, — это смел?

— А она, мол, как смела моих голубят есть?

— Ну, важное дело твои голубята!

— Да и кошка, мол, тоже небольшая барыня.

Я уже, знаете, на возрасте-то поругиваться стал.

— Что, — говорю, — за штука такая кошка.

— Как ты эдак смеешь говорить: ты разве не знаешь, что это моя кошка и ее сама графиня ласкала, — да с этим ручкою хвать меня по щеке, а я, как сам тоже с детства был скор на руку, долго не думая, схватил от дверей грязную метлу, да ее метлою по талии…

Боже мой, что тут поднялось! Повели меня в контору к немцу-управителю судить, и он рассудил, чтобы меня как можно жесточе выпороть и потом с конюшни долой и в аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить… Отодрали меня ужасно жестоко, даже подняться я не мог, и к отцу на рогоже снесли, но это бы мне ничего, а вот последнее осуждение, чтобы стоять на коленях да камешки бить… это уже домучило меня до того, что я думал-думал, как себе помочь, и решился с своею жизнью покончить. Припас я себе крепкую сахарную веревочку, у лакейчонка ее выпросил, и пошел вечером выкупался, а оттудова в осиновый лесок за огуменником, стал на колены, помолился за вся християны, привязал ту веревочку за сук, затравил петлю и всунул в нее голову. Осталося скакнуть, да и вся б недолга была… Я бы все это от своего характера пресвободно и исполнил, но только что размахнулся да соскочил с сука и повис, как, гляжу, уже я на земле лежу, а передо мною стоит цыган с ножом и смеется — белые-пребелые зубы, да так ночью середь черной морды и сверкают.

— Что это, — говорит, — ты, батрак, делаешь?

— А тебе, мол, что до меня за надобность?

— Или, — пристает, — тебе жить худо?

— Видно, — говорю, — не сахарно.

— Так чем своей рукой вешаться, пойдем, — говорит, — лучше с нами жить, авось иначе повиснешь.

— А вы кто такие и чем живете? Вы ведь небось воры?

— Воры, — говорит, — мы и воры и мошенники.

— Да; вот видишь, — говорю, — а при случае, мол, вы, пожалуй, небось и людей режете?

— Случается, — говорит, — и это действуем.

Я подумал-подумал, что тут делать: дома завтра и послезавтра опять все то же самое, стой на дорожке на коленях, да тюп да тюп молоточком камешки бей, а у меня от этого рукомесла уже на коленках наросты пошли и в ушах одно слышание было, как надо мною все насмехаются, что осудил меня вражий немец, за кошкин хвост целую гору камня перемусорить. Смеются все: «А еще, — говорят, — спаситель называешься: господам жизнь спас». Просто терпения моего не стало, и, взгадав все это, что если не удавиться, то опять к тому же надо вернуться, махнул я рукою, заплакал и пошел в разбойники.

В помощь школьнику. 10 класс. Н. С. Лесков (1831—1895). «Очарованный странник» (1873)

Н. С. Лесков (1831-1895). «Очарованный странник» (1873) / godliteratury.ru
Н. С. Лесков (1831-1895). «Очарованный странник» (1873) / godliteratury.ru

18e00730bff8932

Текст: Ольга Разумихина

В начале января десятиклассники проходят одно из самых странных произведений школьной программы. Разбираемся, почему главный герой — Иван Северьяныч — часто вызывает у подростков не сочувствие, а недоумение.

С творчеством Николая Семёновича Лескова ребята знакомятся, начиная с повести «Левша»: немногочисленных среди школьников эстетов-словесников она привлекает остроумными неологизмами (одни только «мелкоскоп» с «Твердиземным морем» чего стоят), а остальных — небанальным, хотя и грустным сюжетом. Искусный мастеровой Левша, подковавший механическую блоху, волею государя отправляется в Англию; британцы не раз предлагают ему остаться за границей, обещают осыпать золотом и даже женить на красавице, но главный герой отказывается — так велика его любовь к родине. Однако в России работягу тут же обкрадывают и в конце концов оставляют умирать в первой попавшейся больнице. А ведь Левша собирался поделиться с государем секретом, который позволил бы победить в Крымской войне 1853-1856 годов…

Главный герой «Левши» — фигура неоднозначная: при всех его талантах он — большой любитель выпить, да и с чувством собственного достоинства у него, мягко говоря, так себе. Да и вообще, блоху-то он подковал и на каждой подкове своё имя выбил, но танцевать механическая диковинка после этого перестала. И всё-таки горькая мораль этого произведения вполне понятна: мы должны ценить тех, кто рядом, прислушиваться к ним, поддерживать словом и делом.

Но вот что хотел сказать автор, когда писал «Очарованного странника», — школьники часто не понимают.

«[“Очарованный странник”] вообще не очаровал. Редко когда книга может вызвать у меня такое стойкое отвращение. <. > Отрубленный хвост кошки, несостоявшееся самоубийство, многожёнство, пьянство. И, как итог, монастырь. <. > Искренне не понимаю, что это делает в школьной программе», — пишет автор блога «Всё зависит от контекста» на портале «Яндекс.Дзен». 11-классница, ведущая эту страницу, — девушка умная, целеустремлённая и начитанная. Школьница в восторге и от Пушкина, и от Гоголя, и от Гончарова, и от Достоевского — но вот Лесков ей почему-то «не зашёл».

«Эта книга довольно неплоха. Но я бы не рекомендовала её читать. Для меня это разве что потраченное время впустую. Есть сюжет, главные и второстепенные герои. Но повесть сухая, и писатель не вызывает интереса у читателей на протяжении чтения», — вторит предыдущей рецензентке новоиспечённая студентка Janny, девушка тоже, судя по всему, непростая: в числе её интересов — и изучение английского, и шахматы, и психология.

«Читала в школе. Никаких ярких воспоминаний книга после себя не оставила», — в комментариях Ariadna29, судя по профилю — заядлая поклонница кино и театра.

Тут же находятся люди, которые вступают с девушками в дискуссию. Мол, что вы хотели, — это русская классика, а не американский боевик! Но и такие «оправдательные» речи побуждают смотреть на произведение скорее свысока. Пользователи соглашаются, что книга скучная, но коль скоро её написал Лесков, надо терпеть и дочитывать.

Так или иначе, если даже опытный читатель, по большей части, не готов проникнуться повестью, то чего ждать от среднестатистического школьника? Так может, и правда стоит убрать это произведение из школьной программы?

Но, думается, тут опять уместно вспомнить старый «чёрный» анекдот: если вы не любите кошек, вы просто не умеете их готовить.

Странный странник

Начнём, как обычно, с сюжета произведения: вспомним ключевые эпизоды — и, не успев добраться и до середины, окажемся в недоумении оттого, что книга кажется кому-то скучной. И действительно, Лесков — один из самых выдающихся мастеров фабулы среди российских классиков: его герои попадают в переделки настолько часто, что позавидовать им мог бы, пожалуй, даже неугомонный Печорин.

Главный герой «Очарованного странника» — крепостной мужик Иван Северьяныч Флягин. У его отца с матушкой много-много лет не было детей, но они не отчаивались. Матушка долго упрашивала Господа послать ей чадо, и небеса услышали её просьбу. Вот только понянчиться с Иванушкой несчастной женщине не довелось. Вот как рассказывает об этом сам главный герой (повесть написана от первого лица):

«От родительницы своей я в самом юном сиротстве остался и её не помню, потому как я был у неё молитвенный сын, значит, она, долго детей не имея, меня себе у Бога всё выпрашивала и как выпросила, так сейчас же, меня породивши, и умерла, оттого что я произошёл на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован. Живучи при отце на кучерском дворе, всю жизнь свою я проводил на конюшне, и тут я постиг тайну познания в животном и, можно сказать, возлюбил коня, потому что маленьким ещё на четвереньках я у лошадей промеж ног полозил, и они меня не увечили, а подрос, так и совсем с ними спознался».

Вот только матушка Ивана не просто умоляла Господа послать ей ребёнка, а пообещала, что тот станет иноком. Об этом главный герой узнал из видения. Будучи совсем юным, он случайно убил монаха, и тот начал являться Ивану во снах и наставлять его на путь истинный:

«. я стал в стременах подниматься и вижу, что человек лежит на сене на возу, и как его, верно, приятно на свежем поветрии солнышком пригрело, то он, ничего не опасаяся, крепко-прекрепко спит <. > Я вижу, что уже он не свернёт, взял в сторону, да, поравнявшись с ним, стоя на стременах, впервые тогда заскрипел зубами да как полосну его во всю мочь вдоль спины кнутом. Его лошади как подхватят с возом под гору, а он сразу как взметнётся, старенький этакой, <. > да кувырк с воза под колесо и в пыли-то и пополз. в вожжи ногами замотался. Мне, и отцу моему, да и самому графу сначала это смешно показалось, как он кувыркнулся, а тут вижу я, <. > он не поднимается и не ворочается. <. >

Тем это дело и кончилось, но в эту же самую ночь приходит ко мне в видении этот монах. <. > “А знаешь ли, — говорит, — ты ещё и то, что ты сын обещанный?„ “Как это так?„ “А так, — говорит, — что ты богу обещан„. “Кто же меня ему обещал?„ “Мать твоя. <. > А если ты хочешь, — говорит, — так я тебе дам знамение в удостоверение. <. > Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдёшь в чернецы„».

Юный Голован, разумеется, не горит желанием становиться монахом. И тут-то и начинаются перипетии сюжета, и главный герой, действительно, совершает множество неблаговидных поступков. Сначала он мучает пресловутую кошку. Иван завёл парочку голубей и любил смотреть, как они ухаживают за птенцами, но местная кошка повадилась воровать птичек. И вот как «очарованный странник» восстанавливает справедливость:

«. настроил в окне такой силок, что чуть она ночью морду показала, тут её сейчас и прихлопнуло, и она сидит и жалится, мяучит. Я её сейчас из силка вынул, воткнул её мордою и передними лапами в голенище, в сапог, чтобы она не царапалась, а задние лапки вместе с хвостом забрал в левую руку, в рукавицу, а в правую кнут со стены снял, да и пошел её на своей кровати учить. <. > Тогда я её из сапога вынул и думаю: издохла или не издохла? <. > и положил я её на порог да топориком хвост ей и отсёк: она этак “мяя„, вся вздрогнула и перекрутилась раз десять, да и побежала».

За этот проступок Голована отстраняют от работы с лошадьми, и он решает сбежать и оказывается в кругу разбойников; очень быстро сбегает и от них — и оказывается в услужении у пана, жена которого сбежала с военным и оставила горе-муженьку новорождённую дочку. Флягин выкармливает девочку козьим молоком и подолгу гуляет с ней, а затем встречает ту самую беглую барыню с её новым ухажёром, и оказывается, что возлюбленные хотят забрать ребёнка себе. Иван Северьяныч сначала ни в какую не отдаёт девочку, но потом ему всё-таки становится жалко мать, разлучённую с единственной дочкой, — и он, схватив девчонку в охапку, сбегает уже к барыне.

Долго ли, коротко ли, герой совершает ещё одно убийство, и снова вроде бы не по своей воле: он оказывается на ярмарке, где продают удивительных, редчайших коней, — а если желающие не могут сойтись в цене, начинается так называемая «татарская борьба». Страстно любящий лошадей, Флягин выходит один на один против улана — и забивает того плетью, после чего его хотят упечь в тюрьму. Но вместо этого Иван Северьяныч оказывается в плену у татар, которые «подщетинивают» ему ноги, так что главный герой не может нормально ходить и передвигается только на корточках. Впрочем, в его новом положении оказываются свои, кхм, прелести: татары дают ему двух «Наташ», одной из которых всего тринадцать лет, — и от этих девушек у него появляется восемь детей. Всех этих малышей он, впрочем, не считает за родных, ведь они не крещены и не исповедуют православную веру.

Через десять лет Ивану Северьянычу удаётся вылечить ноги и сбежать от татар. Но тут же он попадает в новый переплёт: его нанимает на службу князь «из военных», эдакий Печорин. Этот князь отдаёт огромные деньги за необыкновенной красоты цыганку Грушу — и, забрав её из табора и разлучив с родными, запирает у себя дома, но вскоре теряет к ней интерес и находит новую пассию. Цыганка не может смириться с тем, что её разлюбили, и грозится перерезать горло и князю, и его невесте — но в конце концов уходит из дома и скрывается в лесу. Там она встречает Ивана Северьяныча и умоляет убить её — и главный герой, несмотря на то, что женщина ожидает ребёнка, из жалости откликается на эту просьбу…

Мораль сей басни?

После гибели Груши Иван Северьяныч переживает ещё энное (не будем спойлерить) количество приключений — и в конце концов становится монахом. Так что стоит повториться: в чём в чём, а в скучном письме Лескова упрекнуть достаточно сложно.

Но в чём же мораль этой истории? Неужели Флягин, убивший столько людей (и кошку), живший с двумя жёнами и, как и Левша, любивший выпить, преподносится как положительный герой, как думают многие школьники?

Конечно нет. Историю Флягина можно было бы трактовать в таком ключе, только если бы он в конце концов не смирился со своей судьбой и не обратился к Богу. Непрерывные испытания, посланные Ивану Северьянычу, были не столько неудачами или случайностями, сколько искушениями. И то, что он вопреки всему сумел не только выжить, но и измениться, отринуть прошлую жизнь со всеми её излишествами — не что иное, как свидетельство Божественной милости.

Согласно Евангелию, Христос помиловал разбойника, который раскаялся в последние мгновения своей жизни, — и разбойник оказался в раю. Не то же ли самое произошло с Иваном Северьянычем? И не потому ли Флягин, для которого началась новая жизнь, совершенно не похожая на прежнюю, так легко рассказывает обо всём, что выпало на его долю?

Почему флягин отрубил хвост кошке

НАУКА
ОБРАЗОВАНИЕ
КУЛЬТУРА

Шевченко Л.А. Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник» (викторина)

Повесть — небольшая по объему, но отнюдь не простая для восприятия читателя, она насыщена экзотическими событиями из жизни главного героя Ивана Северьяновича Флягина (мытарства в «татарском» плену, побег с помощью фейерверка, любовь к цыганке Груше и ее убийство и т.п.). И только осмысление всей суммы этих событий, пристальное внимание к изображенным характерам и художественным деталям помогут постичь глубинный смысл повести. Так что давайте проверим, все ли вы запомнили и поняли в рассказанной Лесковым истории.

1. Под какими именами, прозвищами, фамилиями выступает главный герой повести? Здесь и далее выделите все правильные ответы.
1) Иван Северьянович Флягин;
2) отец Измаил;
3) Илья Муромец;
4) Голован;
5) Петр Сердюков.

2. Какие социальные роли, какие ремесла и занятия главного героя показаны в сюжете повести?
1) лекарь;
2) форейтор;
3) крепостной;
4) рясофор (послушник);
5) землепашец;
6) чиновник в адресном столе;
7) кучер;
8) нянька;
9) солдат;
10) офицер;
11) пленник;
12) конокрад;
13) арестант;
14) нищий;
15) актер;
16) конэсер.

3. В каких географических пунктах разворачивается действие повести?
1) Ладожское озеро на пути к Соловкам — северная окраина Российского государства;
2) степи в низовьях Волги, «Рынь-пески» — юго-восточная окраина;
3) Кавказ — южная окраина России;
4) Петербург — центр западного влияния в России;
5) Москва — сердце страны;
6) Персия — экзотическая страна Востока.

4. В каком порядке рассказано об основных событиях в жизни главного героя? Обозначьте правильную последовательность событий цифрами1.
1) поединок с Савакиреем и уход в степь;
2) наказание, порка и бегство от графа К.;
3) солдатская служба;
4) спасение Флягиным семьи графа К.;
5) служба в «няньках» и бегство с матерью ребенка и ее любовником;
6) жизнь в монастыре;
7) скитания и приход в монастырь;
8) служба при князе, история с Грушенькой;
9) возвращение в Россию.

5. Какое вознаграждение попросил герой за спасение жизни своих хозяев — графа и графини К.?
1) коня;
2) «вольную» (отпускной вид);
3) гармонь.

6. За что герой был наказан графом К. и отстранен от своей основной службы, вместо которой дробил камень для садовых дорожек?
1) опрокинул коляску с графом и графиней;
2) отрубил хвост кошке, принадлежавшей горничной графини;
3) за пьянство;
4) за кражу коня у графа.

7. Какое животное не принимает участия в событиях повести?
1) коза;
2) голуби;
3) собака;
4) кони;
5) корова;
6) кошка.

8. С помощью чего главный герой усмирил коня-людоеда?
1) инструкций укротителя-профессионала англичанина Рарея;
2) нагайки и горшка с тестом;
3) стальных наколенников и кнута.

9. За обладание каким животным герой боролся «наперепор» с «азиатом
Савакиреем»?
1) кобылицей Дидоной;
2) караковым жеребенком;
3) белой кобылкой;
4) конем-людоедом.

10. Почему герой попал в степь к «татарам»?
1) из-за кражи коня;
2) взят в плен за убийство Савакирея;
3) чтобы избежать наказания по российским законам за убийство Савакирея.

11. Как удерживали главного героя в степи от побега?
1) держали в яме;
2) надели колодки на ноги;
3) «подщетинили» пятки.

12. Кто произносит восходящую к новозаветному тексту фразу: «. а во Христе нет ни еллин, ни жид. », подчеркивающую несущественность национальных различий для христиан?
1) главный герой;
2) русские миссионеры в «Рынь-песках»;
3) князь;
4) буддистский миссионер.

13. Кого герой называет татарами?
1) людей татарской национальности;
2) всех мусульман;
3) жителей степей, «Рынь-песков».

14. Каков основной критерий оценки человека для главного героя в «Рынь-песках», среди чужого народа?
1) личные качества;
2) национальность;
3) принадлежность к определенному вероисповеданию.

15. По каким признакам главный герой, убежав из плена, узнал, что добрался до русских?
1) услышал русскую речь;
2) так как пили водку и крестились;
3) по военной форме.

16. Как встретили героя на родине после побега из плена?
1) граф К. дал «вольную»;
2) граф К. приказал высечь и отправил на оброк;
3) отец Илья на три года отлучил от причастия.

17. Кто из персонажей повести за угощение водкой ел стеклянные рюмки?
1) главный герой;
2) цыган-конокрад;
3) барин-«магнетизер»;
4) крестьянин Петр Сердюков.

18. О ком думает и говорит главный герой?
«Вот она, — думаю, — где настоящая-то красота, что природы совершенство называется. это совсем не то, что в лошади, в продажном звере».
«А так, — отвечаю, — и понимаю, что краса, природы совершенство, и за это восхищенному человеку погибнуть. даже радость!»
1) о цыганке Груше;
2) о своей молодой жене Наташе;
3) о невесте князя.

19. Чей это портрет?
«Дивная была красавица; головка хорошенькая, глазки пригожие. а в поясу гибкая, и ножки в белых чулочках легкие, и она их мечет, как играет. »
1) невесты князя;
2) Наташи — жены главного героя;
3) кобылицы Дидоны;
4) цыганки Груши.

20. Чей это портрет?
«. Точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем. »

1) невесты князя;
2) Наташи — жены главного героя;
3) кобылицы Дидоны;
4) цыганки Груши.

21. Кому принадлежат слова? «Груша любила его, злодея, всею страстной своею любовью цыганскою, каторжной, и ей было то не снесть и не покориться, как Евгенья Семеновна сделала, русская христианка, которая жизнь свою перед ним, как лампаду, истеплила».
1) автору-повествователю;
2) главному герою.

22. О ком говорится?
«. Был он души доброй, но переменчивой. Чего он захочет, то ему сей час во что бы то ни стало вынь да положи — иначе он с ума сойдет, и в те поры ничего он на свете за это не пожалеет, а потом, когда получит, не дорожит счастием».
1) о главном герое;
2) о хане Джангаре;
3) о князе;
4) о Петре Сердюкове.

23. Взаимоотношения каких персонажей наиболее напоминают отношения между князем, Грушей и главным героем?
1) Печорин, Бэла, Максим Максимыч;
2) Онегин, Ольга, Ленский;
3) Обломов, Ольга, Штольц;
4) Гринев, Маша Миронова, Швабрин;
5) Чацкий, Софья, Молчалин.

24. Почему главный герой убил Грушу?
1) из ревности к князю;
2) от обиды за неразделенную любовь;
3) чтоб спасти ее душу от греха убийства невесты князя;
4) чтобы устранить помеху для женитьбы князя.

25. Кто, по мнению главного героя, гнался за ним после убийства Грушеньки?
«. Ужасно какой большой и длинный, и бесстыжий, обнагощенный, а тело все черное и голова малая, как луковочка, а сам, весь обростенький, в волосах, и я догадался, что это. »
1) леший;
2) бес;
3) разбойник-цыган.

26. Кого считал герой своим ангелом-хранителем?
1) Николая Чудотворца;
2) Ивана Предтечу;
3) святого Петра.

27. Грех убийства каких людей лежал на главном герое?
1) цыганки Груши;
2) старого монаха;
3) «азиата Савакирея»;
4) невесты князя;
5) графа К.

28. Кто являлся главному герою в пророческих снах и видениях?
1) мать;
2) Иван Предтеча;
3) старый монах;
4) священник отец Илья.

29. Чем объясняет главный герой свою удачу во время войны на Кавказе (он под непрерывным обстрелом переплыл через реку Койсу с канатом для наведения моста)?
1) личной храбростью;
2) Божьим благословением;
3) своей греховностью, из-за которой его не принимают ни вода, ни земля.

30. Один «совершенный старец» в монастыре научил героя, как победить беса: «У Якова-апостола сказано: «Противустаньте дьяволу, и побежит от вас. «». Каким именно способом, по рассказу героя, ему это удалось?
1) принял обет молчания;
2) бил земные поклоны до изнеможения и изнурял себя постом;
3) удалился от людей в отдельный скит и вел аскетический образ жизни.

31. За что герой, живя в монастыре, был посажен в погреб?
1) за пьянство;
2) за то, что рассыпал свечи в церкви;
3) за пророчество близкой войны и призыв к всеобщему ополчению.

32. Что читал герой, сидя в погребе?
1) газеты;
2) житие Сергия Радонежского;
3) житие Тихона Задонского.

33. Одобряет или порицает герой «попика — прегорчайшего пьяницу», который молится за самоубийц, за тех, «что жизни борения не переносят», и уверен, что Создатель должен будет их простить?
1) одобряет;
2) порицает.

34. Как вы думаете, судьба главного героя повести подтверждает мнение пассажиров корабля, его спутников, что «есть на Ладожском берегу такое превосходное место, как Корела, где любое вольномыслие и свободомыслие не могут устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущей, скупой природы»?
1) да;
2) нет.

35. Кого характеризует герой в разговоре с ханом Джангаром такими словами: «. слабодушные и немужественные, и сила их самая ничтожная. они без денег ничего не могут»?
1) чувашский народ;
2) «татар» из враждебной Джангару орды;
3) русских дворян.

36. Какие черты Лесков считал свойственными простому русскому
человеку и воплотил в характере главного героя?
1) расчетливость;
2) страстность натуры;
3) чувство чести;
4)тяга к хвастовству;
5) наивная искренность;
6) точное следование церковным порядкам и правилам;
7) патриотизм;
8) способность к самопожертвованию;
9) храбрость;
10) пассивная терпеливость;
11) мужественная выдержка;
12) фатализм — вера в судьбу;
13) «добродушная» жестокость;
14) склонность к пьянству;
15) совестливость, честность;
16) трудолюбие;
17) народная религиозность, которой не свойственно полное осуждение и отвержение грешников;
18) необразованность;
19) бескорыстие.

37. Кому принадлежат слова: «Русский человек со всем справится»?
1) барину-«магнетизеру»;
2) главному герою;
3) чиновнику-поляку, отцу грудной девочки;
4) индийскому миссионеру;
5) хану Джангару.

38. Кого напоминает главный герой? ,
1) былинного богатыря;
2) героя жития;
3) героя фольклорных лирических песен;
4) героя приключенческого романа;
5) героя русской народной сказки.

39. Кто не является персонажем «Очарованного странника»?
1) возлюбленная князя Евгения Яковлевна;
2) цыганка Груша;
3) «магнетизер»;
4) дочь князя Людмила;
5) сын князя Володя;
6) родители Петра Сердюкова.

40. Как строится повествование «Очарованного странника»?
1) последовательный рассказ о событиях от лица автора-повествователя;
2) рассказ о событиях от лица главного героя;
3) состоит из основного сюжета (рассказ от лица героя) и обрамляющего (от лица автора-повествователя);
4) сюжет состоит из нескольких глав, каждая из которых имеет своего рассказчика.

41. Как сам автор в тексте «Очарованного странника» определяет
жанр рассказа о жизни главного героя?
1) повесть;
2) «житейская драмакомедия»;
3) рассказ;
4) житие.

42. Какие слова и выражения не принадлежат главному герою, хотя используются в рассказе от его лица?
1) воспитомка;
2) мой почти полупочтеннейший и премногомалозначащий;
3) лебеди (сторублевые ассигнации);
4) изумруд мой яхонтовый;
5) статуй;
6) выходы (запои);
7) рукомесло.

43. Кто такой игумен?
1) священник, наблюдавший за несколькими приходами;
2) управляющий мужского монастыря;
3) народное наименование приходского священника.

44. На вопрос спутников, какой сан он имеет в монастыре, главный герой отвечал: «. я еще просто в рясофоре». Что значит рясофор?
1) дьякон в монастыре;
2) носящий монашескую одежду без пострижения;
3) священник в монастыре.

45. «. На пестрой кошме сидит тонкий, как жердь, длинный степенный татарин. » На чем сидел хан Джангар?
1) ковер из козьей шерсти;
2) плотная плетенка из камыша;
3) большой кусок войлока из овечьей шерсти.

46. «Лошади были жестокие, не то что нынешние какие-нибудь кавалерийские, что для офицеров берут. Мы этих офицерских кофишёнками звали, потому что на них нет никакого удовольствия ехать. » Кофишёнок (нем.) — придворная должность смотрителя за кофе и чаем. На основе какого тропа создано это ироническое название смирных офицерских лошадей?
1) метонимия;
2) гипербола;
3) метафора;
4) синекдоха.

47. «Что ж это такое, мол, верно, опять продулись по-анамеднишнему?» (от намедни). Что значит слово намедни?
1) сегодня;
2) сегодня утром;
3) вчера;
4) на днях.

48. Действие повести происходит в России XIX в., и в ней упоминаются старинные меры веса, длины, просторечные и устаревшие наименования денежных единиц:
1) «. цыган дает мне всего один серебряный целковый. »;
2) «крепкая татарская нагайка» со свинцовой головкой весом около двух фунтов;
3) «Ах. пропал мой двугривенный. »;
4) «. шел Христовым именем без грошика медного»;
5) лошадиные барышники, чтобы придать товарный вид вислоухому коню, вырезали «кожицы на вершок в затылке».

Выберите из данных ниже определений подходящие и обозначьте их соответствующими цифрами:
1). — русская мера длины, равная 4,4 см;
2). — сумма денег или монета в двадцать копеек;
3). — просторечное «рубль»;
4). — русская мера веса, равная 409,5 грамма;
5). — медная монета в полкопейки (ранее в две копейки).

ОТВЕТЫ

1.1); 2); 4); 5). 2.1); 2); 3); 4); 6); 7); 8); 9); 10); 11); 12); 13); 14); 15); 16). 3. 1); 2); 3); 4); 5). 4.1) поединок с Савакиреем и уход в степь (4); 2) наказание, порка и бегство от графа К. (2); 3) солдатская служба (7); 4) спасение Флягиным семьи графа К. (1); 5) служба в «няньках» и бегство с матерью ребенка и ее любовником (3); 6) жизнь в монастыре (9); 7) скитания и приход в монастырь (8); 8) служба при князе, история с Грушенькой (6); 9) возвращение в Россию (5). 5. 3). 6. 2). 7. 3). 8. 2). 9. 2). 10. 3). 11. 3). 12. 2). 13. 2). 14. 3). 15. 2). 16. 2); 3). 17. 3). 18. 1). 19. 3). 20. 4). 21. 2). 22. 3). 23. 1). 24. 3). 25. 2). 26. 2). 27. 1); 2); 3). 28. 3). 29. 3). 30. 2). 31. 3). 32.1); 3). 33.1). 34. 2). 35. 3). 36. 2); 3); 4); 5); 7); 8); 9); 11); 12); 13); 14); 15); 16); 17); 18); 19). 37. 3). 38. 1); 2); 4); 5). 39. 5). 40. 3). 41. 2). 42. 2); 4). 43. 2). 44. 2). 45. 3). 46. 3). 47. 4). 48. 1) вершок — русская мера длины, равная 4,4 см (5); 2) двугривенный — сумма денег или монета в двадцать копеек (3); 3) целковый — просторечное «рубль» (1); 4) фунт — русская мера веса, равная 409,5 грамма (2); 5) грошик — медная монета в полкопейки (ранее в две копейки) (4).

Людмила Александровна Шевченко
литературовед, преподаватель Центральных подготовительных курсов МГУ им. М. В. Ломоносова

Вопросы к анализу повести Н.Лескова «Очарованный странник»

Гиниятуллина Марина Анатольевна

Написана сразу после путешествия писателя на остров Валаам в 1872-1873 г.

Тема – духовное становление человека.

Композиция состоит из 20 глав, где 1 гл. является экспозицией

Сюжетная линия одна: Флягин и герои, с которыми он пересекается во время странствия

Гл. герой – Иван Северьянович Флягин

1 глава — экспозиция.

— Где происходят события данной главы? (на корабле в Ладожском озере)

— Кто такой Флягин?(монах, «по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца» )

— Как называет герой себя сам, когда об этом спрашивают плывущие? Что это значит? (конэсёр – знаток лошадей)

— Какое прозвище получил Иван в детстве и почему? (Голован -родился с большой головой)

— Что произошло при его рождении? (умерла мать)

-Где он проводил большую часть времени и почему? (на конюшне, отец был кучером)

— Какое преступление совершил в молодости и почему? (забил кнутом уснувшего на возу монаха ради смеха)

-Что нового узнал о себе юноша от убиенного монаха в своем видении? (мать его завещала Богу, «будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы») .
— Чем герой заслужил особое расположение своих господ?(спас их от гибели: лошадь понесла к обрыву)

-За что господа Ивану назначили наказание: «выпороть и потом с конюшни долой и в аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить»? (отрубил кошке хвост за то, что она охотилась на его голубей)

— Как герой отнесся к наказанию и что решил? (посчитал наказание невыносимым и решил повеситься)

— Что помешало герою сделать задуманное?(цыган спас его)

— О чем попросил Ивана цыган? (украсть пару коней)

-К чему воровство привело героя? (убежал и оказался в Николаеве)

— Чем занимался Флягин в Николаеве?(работал нянькой маленькой девочки у барина)

— Что нового узнаем мы об Иване как человеке? (очень добрый и заботливый)

— В чем проявляется его доброта? (в отношении к девочке и ее матери, не препятствует их встречам)

— Как так получилось, что мать и дочь были разлучены и могли встречаться только на стороне? (она бросила мужа, убежав с другим)

— Почему герой вынужден бежать и отсюда?(он отдает девочку матери, вступая в драку между барином и любовником)

— Где оказывается герой после побега?(в степи)

— Свидетелем каких событий становится на ярмарке? (продажа коней и дуэль татар из-за них на кнутах)

— Какое новое преступление совершает наш странник? (забивает насмерть кнутом одного из покупателей)

— Как Ивану удалось избежать наказания?(сбежал в степи и оказался в плену у татар на 10 лет)

— Почему он так долго находился в плену и не сбежал? (татары в пятки вшили конский волос)

— Как Флягину жилось у хана Агашимола? (имел две жены-татарки «Наташи», детей)

— Как Флягин относился к своим детям и почему? (не любил, не христиане)

— Удалось ли Ивану выбраться из плена? Как это произошло? (Приезжали иноземцы, оставили ящик с фейерверками и едкой землей, при помощи которой излечил пятки. Устроив фейерверк, сбежал)
— Куда закинула судьба героя после побега, и что там с ним произошло? (оказался в Астрахани, запил и попал в острог – не было паспорта)

— Чем история закончилась? (отправили домой, а граф выдал документ и отпустил)

— Чем Иван занимается, получив паспорт и волю? (ходит по ярмаркам и помогает советом по продаже коней)

— Как наш герой оказался на службе у князя?(сам князь нанял на 3 года конэсёром)
— Что герою не нравилось в себе? Было ли у него желание преодолеть это? (пьянство)

— К кому обратился Флягин за помощью, и что из этого получилось? (обратился к человеку, который мог любого излечить от пьянства. Пить бросил.)

13 — 18 главы

— Какой новый проступок совершил Иван, будучи в подпитии? (истратил все деньги князя)

— Какова была реакция на это князя?(рассердился, но быстро простил, потому что и сам заплатил огромные деньги за Грушеньку)

— Как вы думаете, почему князь не женился на цыганке? (у него была другая женщина из благородных и дочь от нее)

— Смирилась ли Груша с решением князя жениться на другой? (она попросила Флягина убить ее)

— Выполнил ли Флягин просьбу цыганки?(да, он столкнул ее в реку)

-Как вы думаете, считал ли Флягин убийство цыганки грехом? Почему вы так думаете?

— Как попытался искупить свой грех? (пошел в армию вместо другого на 15 лет)

— С какими словами своего командира не согласился? (командир назвал его молодцем)

-После какого события Флягин решил уйти в монахи? (заступился за актрису, ударив обидчика)

— Где происходят события 20 главы?(на корабле в Ладожском озере)

-Куда отправляется наш герой? Зачем? (на Соловки помолиться перед смертью).

— Какой дар обрел наш герой в монастыре, и где это произошло?(дар пророчества в погребе)

Вывод. Иван Флягин – истинно русский человек, живущий чувствами, а не разумом. Он странствует, чтобы найти себя в этой жизни, стать праведником. И постепенно из безрассудного юноши он превращается в умудренного жизнью монаха. Лесков называет его очарованным, потому что он очарован жизнью, пытаясь найти совершенство. Путь праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование .

Почему флягин отрубил хвост кошке

Люди искусства и философы утверждают, что становление человека происходит через его нравственное совершенствование. Природа, в частности животный мир, не знает ни морали, ни страданий совести, ни стремления к высотам духа. Там работают механизмы эволюционного отбора особей – выживает сильнейший, лучше приспособленный к суровым условиям жизни.

Человек, как утверждал Платон, тоже биологическое животное: так же хотим утолить голод, спать, так же устаем и заботимся о продолжении рода. Но Всевышний, сотворив человека по «образу и подобию», подарил ему возможность нравственного совершенствования, что приблизило бы его, человека, к самому Творцу.

Жизнь Ивана Флягина показательна в плане нравственного совершенствования человека.

На судне, плывшем по Ладожскому озеру, пассажиры затеяли разговор. Поводом послужила реплика одного путешествующего о том, что высланный за грубость из семинарии «молодец» самовольно повесился. Разговор подхватили, пожалев юношу, потому что за самоубийц «даже и молиться никто не может». Но за несчастного вступился пассажир, по виду напоминавший «доброго русского богатыря». Чуть позже пассажиры уже слушали историю пятидесятитрехлетнего Ивана Флягина, черноризца.

Был он «молитвенным» сыном своей родительницы, которую почти не знал, потому что рано осиротел. Отец его был кучером из дворовых людей графа К. Именно приучил сына к коням, успев передать многие хитрости в приручении и выхаживании лошадей.

Крепостное право отменили, и Голован, Иван Флягин, был представлен самому себе и русской вольнице. Он не был ни купцом, ни крестьянином, ни чиновником. По сути это русский человек, который ищет истину; он всегда в пути.

В критической литературе неоднократно писали, что будто бы Флягин жесток и своенравен. Но Флягин другой.
Его «жестокость» подтверждают только два факта: неумышленное убийство монаха и не совсем милосердное наказание кошки Зозиньки, которой он отрубил кончик хвоста. Убийство монаха, конечно, грех. Но Голован оправдывал себя так называемым «форейторским озорством»: едешь по дороге – не спи, не плошай. Полностью оправдать Ивана в этом случае нельзя, но понять можно. Если представить, что дорога – это есть и символ жизни, то по-другому трактуешь поступок Флягина. Жизнь жестока. Если ты выпустил поводья из рук, то это может закончиться для тебя плачевно. Побеждает более «озорной», который зорче видит вокруг, который ловчее управляет своими лошадьми – судьбой.

А в отношении наказания кошки Зозиньки более точными будут слова о «справедливом возмездии». Ведь съела же эта пушистая хищница голубенка. Вот Иван и отомстил зверюге. Эпизод с кошкой характеризует Голована все-таки как человека с сердцем и совестью. Пусть в дни Страшного суда на чашу весов будут положены против Ивана эти два факта. Но вторая чаша – «за» — все же перевесит. Вот факты.

Повез Иван как-то графа с графиней да косолапую графиньку к «новоявленным мощам» на исцеление. Кони понесли. Хватило у конэсера силы, умения и ловкости удержать их почти над самой пропастью. «Передовые» кони, правда, упали в пасть природы, а коренные с экипажем и людьми были спасены. Думал он тогда, наверное, о людях, за жизнь которых отвечал как профессионал. Молодец, Иван!

Был отличной нянькой для девочки, хотя своей семьи никогда не имел. Были, правда, и у Флягина дети: Наташки да Кольки, рожденные от него татарскими женщинами. Ну а если бы бог послал ему хорошую женщину христианской веры, смог бы он стать и любящим мужем, и нежным отцом.

Он был единственным человеком, который понял и пожалел странного магнетизера – бывшего барина, опустившегося на дно жизни и ставшего беспробудным пьяницей. Не пожалел своей «шкуры», чтобы добыть для нового хозяина-ремонтера славную лошадь. Поролся с Савакиреем и выиграл. И сделал это не за деньги, а по причине собственной большой сердечной привязанности к человеку. Ну какие еще Базаров или Рахметов так отдадут себя в «жертву»?

Живет себе человек. Не имеет даже паспорта, но живет полной жизнью. Какое отношение все поступки Ивана имеют к нравственному совершенствованию? Самое прямое.

Философский словарь разделяет понятия мораль и нравственность. Мораль – это нормы поведения, принятые в том или ином социальном кругу. «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Нормы поведения светского общества не позволили когда-то Онегину перешагнуть через собственную спесь, высокомерие и чванство! Эти нормы «не опустили» пистолет Печорина, который убил глупого позера.

Иван не вписан ни в какой социально-общественный слой. Он живет как обыкновенный человек. И внутренним регулятором его поступков является его совесть. Какую дорогу выбрать, в какую сторону пойти: налево или направо? Над ним только солнце днем, звезды ночью. Помочь старикам, которые не в силах были отпустить единственного сына в армию, или равнодушно пройти мимо – это решал сам Иван. Он руководствовался нравственностью, подаренной родителями, воспитанной им самим.

Однокоренными со словом нравственность являются слова нрав, норов. Чтобы стать полезным и приятным для людей, надо научиться укрощать свой норов. Это понял Иван.

Татары по своей азиатской хитрости подщетинили Флягина – он пришелся им по душе. Десять долгих лет Иван пробыл в Рынь-песках, но не сорвал зло на степных людях. Вынашивал лишь думку о побеге. Он только однажды бесхитростно обманул их при побеге, но помыслы его были чисты в отличие, например, от многочисленных эмиссаров да жидовина, которые приходили к татарам с потаенными коварными замыслами.

Иван украл для цыгана коня. Цыган, продав последнего, несправедливо оценил долю подельника. Сам бы цыган, наверное, уничтожил обманувшего его человека, а Флягин только посетовал и укорил черноволосую бестию. И ушел с миром.

Не всякий способен быть таким добродушным, незлобивым.

Может быть, самым трудным моментом в жизни героя был тот, где он взял на себя ответственность и святой грех – выполнил просьбу Грушеньки. Нелегко ему дался тот поступок. Но он понял, что Груше еще тяжелее будет жить в качестве «стыдной женщины».

На Страшном суде на чашу весов «за» встанут старики, и душа Груши в виде легкокрылой девочки, и актриса, за честь которой вступился Иван, и генерал, который стал свидетелем героического поступка солдата Ивана. Мог Иван Северьяныч Флягин быть чиновником, продающим за десять рублей паспорта, мог опуститься до уровня пропойцы-магнетизера. Не стал, не опустился. Может быть, ему душа матери помогала? Он сумел укротить жизнь и выбрать путь единственно верный – путь совершенствования своего нрава.

Символами его души, праведности нрава являются и кони – «красоты совершенство», и вольница степей, и гармония – бескорыстный дар спасенных им людей. В копилку «мудрых мыслей» можно взять советы Ивана: «… перво-наперво стань на колени… Как на них падешь, душа сейчас так и порхнет вверх, … изнуряй себя постом… Дьявол опасается такого человека». И тогда дорога ко Христу прямее станет.

Иван Флягин — человек, который сотворил себя сам. Он хоть и жестокий по ситуации, но и добрый, жалостливый, «должностной и верный». Он никогда никого не обманывал, он далеко не «премного-малозначащий» и уж никогда не станет «препустейшим-пустым». Он поднялся из «подвала» жизни, он жил по совести, он соединял людей с добром, как соединил берега для переправы.

Он стал духовником. Настоящий духовник не тот, кто получил церковное образование, как, например, Филарет, пришедший во сне попику. Духовник не тот человек, который не совершает грешных дел, а тот, кто проходит через земные круги ада и остается человеком. Именно он будет молиться за повесившегося семинариста и просить у небесного воинства прощения и пощады. Причем Иван взял эту миссию на себя добровольно.

Мы прощаемся со славным, не похожим ни на одного героя русской литературы человеком. Он еще не стар. И нацелен на дальнейший путь. Его конечная цель – служение обществу: «Мне за народ очень помереть хочется… Я тогда клобучок сниму, а амуничку надену».

Вспомнили пассажиры судка про попика, «прегорчающего пьяницу», который «ведал и исправлял дела самоубийц» после смерти. Сам владыко Филарет хотел наказать его. Но к Филарету во сне пришел не кто иной, как Сергий Радонежский – святой русский духовник.

Не в русском ли мужике Иване Северьяновиче Флягине поселился дух «пресвятого отче Сергие»? Буду стоять на своем, добытом в тяжелых раздумьях: да. Тяжела жизнь, искушений много. Но есть и победители, которые сумели преодолеть крутую лестницу нравственного совершенствования. Один из них – герой повести Н. Лескова – «очарованный странник» с русским именем Иван.

перейти к схеме «Построение человека как храма»

Все разработки по произведению Н.С.Лескова «Очарованный странник»

Тест по творчеству Н.С.Лескова «Очарованный странник»
тест по литературе (10 класс) по теме

Горох Надежда Геннадьевна

Вложение Размер
test_po_tekstu_ocharovannyy_strannik_leskova.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Под какими именами, прозвищами, фамилиями выступает главный герой повести? Выделите правильные ответы.
  1. Иван Северьянович Флягин (+)
  2. Отец Измаил (+)
  3. Илья Муромец
  4. Голован (+)
  5. Петр Сердюков(+)
  1. Какие социальные роли, какие ремесла и занятия главного героя показаны в сюжете повести?
  1. лекарь (+)
  2. форейтор (+)
  3. крепостной (+)
  4. рясофор (послушник) (+)
  5. землепашец
  6. нянька (+)
  7. солдат (+)
  8. пленник (+)
  9. конокрад (+)
  10. арестант (+)
  11. нищий (+)
  12. актер (+)
  13. конэсер (+)
  1. В каких географических пунктах разворачивается действие повести?
  1. Ладожское озеро на пути к Соловкам – северная окраина Российского государства (+)
  2. Степи в низовьях Волги, «Рынь-пески» — юго-восточная окраина (+)
  3. Петербург – центр западного влияния в России (+)
  4. Кавказ – южная окраина России (+)
  5. Персия – экзотическая страна Востока.
  1. В каком порядке рассказано об основных событиях в жизни главного героя? Обозначьте правильную последовательность событий цифрами.
  1. Поединок с Савакиреем и уход в степь (4)
  2. Наказание, порка и бегство от графа (2)
  3. Солдатская служба (7)
  4. Спасение Флягиным семьи графа К. (1)
  5. Служба в няньках и бегство с матерью ребенка и её любовником (3)
  6. Жизнь в монастыре (9)
  7. Скитания и приход в монастырь (8)
  8. Служба при князе, история с Грушенькой (6)
  9. Возвращение в Россию (5)
  1. Какое вознаграждение попросил герой за спасение жизни своих хозяев – графа и графини К.?
  1. коня
  2. «вольную»
  3. гармонь (+)
  1. За что герой был наказан графом и отстранен от своей основной службы, вместо которой дробил камень для садовых дорожек?
  1. Опрокинул коляску с графом
  2. Отрубил хвост кошке, принадлежавшей горничной графини (+)
  3. За пьянство
  4. За кражу
  1. Почему герой попал в степь к татарам?
  1. Из-за кражи коня
  2. Взят в плен за убийство Савакирея
  3. Чтобы избежать наказания по российским законам за убийство Савакирея (+)
  1. Как удерживали главного героя в степи от побега?
  1. Держали в яме
  2. Надели колодки на ноги
  3. «подщетинили» пятки (+)
  1. Кто произносит восходящую к новозаветному тексту фразу: «… а во Христе нет ни еллин, нижид…», подчеркивающую несущественность национальных различий для христиан?
  1. Главный герой
  2. Русские миссионеры в «Рынь-песках» (+)
  3. Князь
  4. Буддийский миссионер.
  1. Кого герой называет татарами?
  1. людей татарской национальности
  2. всех мусульман(+)
  3. жителей степей, «Рынь-песков»
  1. Каков основной критерий оценки человека для главного героя в «Рынь-песках», среди чужого народа?
  1. Личные качества
  2. Национальность
  3. Принадлежность к определенному вероисповеданию (+)
  1. По каким признакам главный герой, убежав из плена, узнал, что добрался до русских?
  1. Услышал русскую речь
  2. Так как пили водку и крестились (+)
  3. По военной форме.
  1. Как встретили героя на родине после побега из плена?
  1. Граф К. дал вольную
  2. Граф К. приказал высечь и отправил на оброк (+)
  3. Отец Илья на три года отлучил от причастия(+)
  1. Взаимоотношения каких персонажей наиболее напоминают отношения между князем, Грушей и главным героем?
  1. Печорин, Бэла, Максим Максимыч (+)
  2. Онегин, Ольга, Ленский
  3. Обломов, Ольга, Штольц
  4. Гринев, Маша Миронова, Швабрин
  5. Чацкий, Софья, Молчалин.
  1. Почему главный герой убил Грушу?
  1. из ревности к князю
  2. от обиды за неразделенную любовь
  3. чтобы спасти её душу от греха убийства невесты князя(+)
  4. чтобы устранить помеху для женитьбы князя.
  1. Кто, по мнению главного героя, гнался за ним после убийства Грушеньки? «Ужасно какой большой и длинный, и бесстыжий, обнагощенный, а тело все черное и голова маленькая, как луновочка, а сам весь обростенький, в волосах, и я догадался, что это…»
  1. леший
  2. бес (+)
  3. разбойник-цыган
  1. Грех убийства каких людей лежал на главном герое?
  1. цыганки Груши (+)
  2. старого монаха (+)
  3. азиата Савакирея (+)
  4. невесты князя
  5. графа К.
  1. Кто являлся главному героя в пророческих снах и видениях?
  1. мать
  2. Иван Предтеча
  3. Старый монах (+)
  4. Священник отец Илья.
  1. Чем объясняет главный герой свою удачу во время войны на Кавказе (он под непрерывным огнем переплыл реку Койсу с канатом для наведения моста)?
  1. личной храбростью
  2. божьим благословением
  3. своей греховностью, из-за которой его не принимает ни вода, ни земля (+)
  1. За что герой, живя в монастыре, был посажен в погреб?
  1. за пьянство
  2. за то, что рассыпал свечи в церкви
  3. За пророчество близкой войны и призыв к всеобщему ополчению (+)
  1. Одобряет или порицает герой попика- горького пьяницу, который молится за самоубийц, за тех, «что жизни борения не переносят», и уверен, что Создатель должен будет его простить?
  1. Одобряет(+)
  2. Порицает
  1. Кого характеризует герой в разговоре в разговоре с ханом Джангаром такими словами: «…слабодушные и не мужественные, и сила их самая ничтожная… они без денег ничего не могут»?
  1. чувашский народ
  2. татар из враждебной Джангару орды
  3. русских дворян (+)
  1. Какие черты Лесков считал свойственными простому русскому человеку и воплотил в характере главного героя?
  1. расчетливость
  2. страстность натуры (+)
  3. чувство чести (+)
  4. тяга к хвастовству
  5. Наивная искренность (+)
  6. Точное следование церковным порядкам и правилам
  7. Патриотизм (+)
  8. Храбрость (+)
  9. пассивная терпеливость
  10. фатализм – вера в судьбу (+)
  11. «добродушная» жестокость (+)
  12. Склонность к пьянству (+)
  13. Совестливость, честность (+)
  14. Трудолюбие (+)
  15. Народная религиозность, которой не свойственно полное осуждение и отвержение грешников (+)
  16. Необразованность (+)
  17. Бескорыстие (+)
  1. Как строится повествование «Очарованного странника»?
  1. Последовательный рассказ о событиях от лица автора-повествователя
  2. Рассказ о событиях от лица главного героя
  3. Состоит из основного сюжета (рассказ от лица главного героя) и обрамляющего (от лица автора-повествователя) (+)
  4. Сюжет состоит из нескольких глав, каждая из которых имеет своего рассказчика.
  1. Как сам автор в тексте «Очарованного странника» определяет жанр рассказа о жизни главного героя?
  1. повесть
  2. «житейская драмакомедия» (+)
  3. Рассказ
  4. Житие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по творчеству М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.

Проверочный материал знаний учащихся (Чехов «Вишневый сад», биография писателя.

Тесты охватывают большой материал.

Данный тест проводится на уроке литературы в 10 классе после изучения творчества А.Н.Островского.

picture 17205
Тест по творчеству А.Н.Островского

Данный тест содержит вопросы по творчеству А.Н Островского. Может быть использован в качестве проверочной работы после изучения творчества писателя на уроках литературы в 10 классе.

picture 86279 1395119970
Тест по творчеству А П Чехова. «Вишнёвый сад»

Данный тест может использоваться в кочестве итогового контроля по творчеству АП Чехова в 10 классе.

Читайте также:

      

  • Мейн кун чем опасен
  •   

  • Какие лежанки любят кошки
  •   

  • Как стать счастливым котом чарльз платт
  •   

  • Как анубис связан с кошками
  •   

  • Как делать коня напиток
Adblock
detector