Меню

Небольшой рассказ про пословицу

  • Сочинения
  • /

  • Пословицы

Пословицы и поговорки — это такая народная мудрость, которая собиралась на протяжении многих лет. Смысл, вложенный в них, очень глубокий и не подвергается сомнениям. Люди веками на своём личном опыте опробировали эти пословицы и передавали их из поколения в поколение.

Люди очень часто используют такую мудрую пословицу: «В гостях хорошо, а дома лучше». В детстве не всегда был согласен с этими словами, но со временем понял, что это действительно так.

Я с родителями часто навещаю наших родственников и друзей семьи. Радушные хозяева всегда с радостью встречают нас. На столе стоят вкусные угощения, для детей предоставляется возможность поиграть новыми игрушками и вдоволь повеселиться. Взрослые общаются на разные темы. Время в гостях пролетает незаметно. Когда родители говорят, что уже пора ехать домой, настроение сразу же портится.

Но, приехав домой, понимаешь, что именно здесь ты можешь чувствовать себя свободным. В гостях приходится вести себя так, чтобы родителям не было стыдно за твоё поведение. Когда хочется взять какую-нибудь вещь, приходится идти к хозяевам дома и спрашивать разрешения. Дома же всё иначе. Ты сам себе хозяин, особенно в своей комнате. Мама требует лишь поддержание порядка, а всем остальным распоряжаешься ты сам. Если тебе хочется повесить постеры с любимым спортсменом или музыкантом на стену, ты спокойно делаешь это. Хочешь поиграть на гитаре, тебе никто не запрещает. Ты можешь лежать на кровати, когда захочешь.

Особенно остро начинаешь понимать смысл пословицы, когда остаешься в гостях на несколько дней. Все вокруг тебя непревычное. В каждом доме существуют свои правила и законы. И не всегда они совпадают с правилами твоего дома. Очень сильно может отличаться распорядок дня в другой семье и их привычки. А подстроиться под чужой ритм жизни — это не простое дело. Бывает так, что ты что-то сделаешь не правильно и обидишь этим поступком хозяев дома. Они, как люди воспитанные, не укажут тебе на ошибку. Но ты все равно будешь чувствовать себя неуютно от этой недосказанности и переживать ещё больше, чем если бы знал истинную причину .

Свой дом даёт человеку необходимое ему чувство свободы. А это очень важно для каждого человека. Дома ты не чувствуешь себя скованным или обязанным кому-то. Ты здесь главный. И как бы хорошо не было дома у других людей, свой собственный дом будет всегда оставаться спасительной пристанью.

Сочинение 2

Дом это место с уютной атмосферой, в которой можно расслабиться и делать, что пожелаешь. Здесь ты сам устанавливаешь правила и пределы дозволенного. Можно сказать, что это твоё маленькое государство или небольшой мирок.

Многие люди любят общаться, ходить в гости, собираться на вечеринки и встречи в кругу друзей и знакомых. В гостях о тебе заботятся, ты сидишь, ничего не делаешь. Нет никакой ответственности, никаких обязательств, но необходимо соблюдать правила хозяина дома.

Нужно соблюдать все правила этикета, чтобы никто не подумал, что тебе свойственен дурной тон. Конечно же, в кругу близких друзей можно расслабиться, но не стоит переходить установленные границы.

Многие люди любят путешествовать, покорять новые и незнакомые места, узнавать новое, знакомиться с жизнью других народов и национальностей. Порой возникает такое чувство, что ты оказался в другом мире. Безусловно, ты всё будешь сравнивать с привычным ритмом жизни.

В другой мир не так просто войти. Это интересно, но нужно знать правила, культуру и традиции другого народа, что ненароком, по своей неосведомленности, не оскорбить людей. Потому что принятые в нашем обществе манеры поведения могут показаться другим странными или даже оскорбительными. Всё это нужно учитывать при путешествии в другие государства.

Человек, хорошо знающий уклад жизни людей других национальностей, учитывает их особенности и подстраивается под давно сложившиеся в этом обществе традиции. Привыкнуть к которым не просто. Для этого нужно время, поэтому человек прибывает в состоянии напряжения, чтобы всё учесть и не упустить важных моментов.

Дома же это не нужно. Человек ведёт себя, как обычно, делает, что считает нужным. Он понимает, что всё будет выглядеть нормально и не станет вызывать подозрений со стороны окружающих людей – это касается государств.

Общение в кругу своих коллег, ровесников, одноклассников намного проще. В нашей стране люди много общаются, собираются по поводу и без. Но все прекрасно понимают, что на вечеринках нужно вести себя красиво. Тебя будут оценивать, ожидать красивых слов или напутствий, обращаться за советом, нужно взаимодействовать с разными людьми и общаться на предложенные темы.

Дома человек сам задаёт ритм и решает, чем будет заниматься. Ему не нужно ждать всеобщего решения. Он делает, что хочет. Может расслабиться, посмотреть кино, почитать книгу под шум дождя.

В гостях хорошо, а дома лучше. Почему так?

Рано или поздно, но отпуск заканчивается. Вы отдохнули, загорели, набрались впечатлений, отвлеклись от ежедневной суеты и текучки будней и — удивительное рядом! — с радостью возвращаетесь, ощущая, что дома вам лучше.

«О чём тут можно вообще говорить? Дома лучше — это факт! Однозначно! Даже не обсуждается!»

— примерно так мог бы сказать Великий Спорщик, Который Всё В Этой Жизни Знает, а потому любознательность и вдумчивость не его конёк, он принимает вещи такими, как они есть, не задаваясь вопросом: а, собственно говоря, почему?

Мы же сначала дадим ответ, лежащий на поверхности, видный со всех сторон и, казалось бы, верный в своей обескураживающей примитивности: дома нам привычно, мы знаем все уютные уголки и тайные местечки, все «печки-лавочки», начиная с прихожей, где аккуратным (или не очень) рядочком стоят мягкие и немного стоптанные тапочки каждого из домочадцев, и заканчивая приватными покоями — спальней, где по вечерам глаза слипаются сами собой, стоит только приклонить голову на подушку.

«А вот и нет, а вот и нет!»

— кричит Великий Спорщик, верный себе. —
«Разве никто никогда не теряет, находясь дома, всё, что угодно: ключи от него же, перчатки, очки, зонт, носовой платок, зубную щётку, почему-то всегда один носок и те же мягкие тапочки?»
Если Великий Спорщик не будет возражать против того, что человек во многих своих проявлениях схож с братьями своими меньшими, то нам в какой-то мере удастся пролить свет на тёмные стороны заданного в статье вопроса. Как известно, многие животные определённым образом метят территорию, очерчивая границы своих владений. Вот и для человека… «Протестую! Некорректное сравнение! Человек — это венец природы и уже в эпоху мезолита в свободное от охоты время вовсе не метил территорию, а занимался наскальной живописью!»

— Великий Спорщик не удержался от реплики, но мы продолжаем. Человеку стены родного дома не только помогают в трудную минуту (мой дом — моя крепость), но зачастую становятся той самой границей, переступив которую он попадает в свой ареал, в привычную и тихую гавань, недоступную жизненным ветрам и штормам.

А если «тихая гавань» строилась тщательно и старательно, как строится любое семейное гнёздышко, то обладатель (ница) такого дома может точно указать причину, по которой у него (у неё) дома лучше, чем в гостях. Это могут быть детали оформления интерьера, такие, как лепнина, пилястры или колонны; следуем теперь в эту комнату, здесь стены украшают подлинники картин великих мастеров прошлого и «вот этот миленький комодик из обстановки павловского дворца — настоящий раритет!» Разумеется, эта шуточная экскурсия призвана доказать: то, к чему был приложен труд, то, что рождалось в муках творчества, и то, на что были потрачены немалые средства, непременно становится дорого и любимо, воспринимается человеком как «самое-самое».

Вот и психологи не возражают, а подтверждают: «Внешний стереотип — закрепленная последовательность воздействий — отражается во внутреннем нервно-динамическом стереотипе. Внешними стереотипами являются все целостные предметы и явления (они всегда представляют определенную совокупность признаков): привычная обстановка, последовательность событий, уклада жизни и т. д. Ломка привычного стереотипа всегда является тяжелым нервным напряжением (субъективно это выражается в тоске, унынии, нервозности, раздражительности и т. п.). Привычная система действий, вызывая облегчение нервного труда, субъективно ощущается в виде положительных эмоций».

«Я так понимаю, что дело совсем не в обстановке, а в привычках человека! Мне вот, например, привычно ходить дома в одних трусах…»

Резонное замечание Великого Спорщика, подтверждающее важнейшее преимущество принадлежащего человеку пространства: большая степень свободы, даже некое пренебрежение этическими нормами, возможность чувствовать себя раскованно, не играть каких-то специальных ролей, не надевать масок, быть самим собой. Иллюстрирует сказанное выше чистосердечное признание на одном из форумов:

В гостях я не могу с разбегу прыгнуть и улечься на кровать с криком «Итиииить»!

А теперь мы выводим универсальную формулу положительной ауры дома: чем больше он приспособлен к интересам, вкусам, потребностям хозяина, чем больше учитывает его симпатии и антипатии, хобби и профессиональную деятельность, тем он ему роднее. И самое важное, что эти условия не появляются сами по себе — их создаёт человек, чтобы, «из дальних странствий возвратясь», открыть дверь своим ключом, шагнуть в тишину прохладной прихожей и сказать: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

Теги: самочувствие, эмоции, жилье, гости, домашний уют, дом, уют

Рассуждение по пословице

У каждого человека так или иначе есть место, которое он может назвать своим домом, в которое он может вернуться и чувствовать себя в полнейшей безопасности, не чувствовать плохого отношения к себе, полностью расслабиться как и физически, так и психологически. В этом месте, также находятся его близкие люди, без которых человек чувствовал бы себя одиноко и не нужным никому, потому очень важно иметь место, в котором вы можете почувствовать себя нужным и важным кому бы то ни было. Таким образом, можно сделать вывод, что дом это то место, где вас всегда примут как часть семьи.

Дом – имеет сакральное значение для каждого человека, ведь данное понятие подразумевает под собой весьма тёплое и приятное место, в котором человек может почувствовать себя защищённым. Если же человек не чувствует себя так, то скорее всего данное место не является его домом. К сожалению, такое очень часто происходит с молодыми людьми, которые из-за недостатка любви родителей, или же просто же их полного отсутствия в его жизни, чувствуют себя очень и очень плохо, что также ужасно, так как процент таких людей весьма велик, что, конечно же, заставляет ужаснуться нашему миру, и тем вещам, что происходят в нём.

Очень часто говорят, что в гостях хорошо, а дома ещё лучше, и это чистейшая, правда. Ведь, ни один дом, и ни одна семья не предложит вам той доброты, и той душевной заботы, которую вы получите, просто вернувшись, домой, просто сказав своим родным слова приветствия, просто поинтересовавшись как у них дела, вы получите тоже самое в ответ.

В данном месте можно почувствовать себя самым лучшим человеком на планете, так как там проявляют достаточно сильную любовь, однако, так происходит далеко не всегда. Как показывает статистика, процент достаточно несчастливых людей, которых в их родном доме обделяют любовью или заботой очень велик, и потому многие такие люди, повзрослев не вспоминают о своём доме, и очень не любят всю домашнюю обстановку, так как им она напоминает не больше чем просто неприятное место, в котором нельзя получить ничего больше разочарования, которое так и идёт на него, в любом исходе событий, даже если человек сделал что-то хорошее, его всё равно, как правило, в таких семьях унижают. Унижают и недолюбливают просто потому, что такой человек существует, и своим существованием, по их мнению, мешает существовать другим.

Другие темы: ← Бесполезно носить дрова в лес↑ ПословицыВ доброй беседе всяк ума копит →

`

История из жизни

Пословицы и поговорки — это мудрость наших предков, которая собиралась веками и заботливо передавалась из поколения в поколение. И мы, потомки, должны ей доверять. Я полностью согласна с тем, что на Земле нет места лучше дома.

Сегодня путешествия не составляют проблемы. Можно спокойно поехать в другой город или даже другую страну, пересечь океан и оказаться на противоположном краю Земли. Но почему же люди, несмотря на огромный и прекрасный мир, все равно рано или поздно возвращаются в то место, которое называют домом?

Недавно моя мама рассказала мне такую историю. Когда она была совсем юной и только что окончила университет, ей захотелось уехать с насиженного места. Она оставила родной Красноярск и отправилась в Москву — столицу нашей Родины. Москва, конечно, поразила маму своей архитектурой и огромным количеством людей.

Сначала все казалось ей удивительным и прекрасным, и мама не скучала по родному Красноярску. Она много гуляла, ходила по музеям, знакомилась с интересными людьми.

Но прошло полгода, и мама начала тосковать. Казалось бы, чего ей не хватало: в Москве так красиво, а Красноярску особенно нечем похвастаться, по сравнению с Белокаменной. Но мамино сердце все равно тянулось к родному городу, его уютным и спокойным улочкам и привычным переулкам. Москва уже не радовала ее величавыми постройками и храмами, парками и набережными.

И вот однажды мама купила билет на поезд и уехала домой. Она сказала, что чем ближе она подъезжала к Красноярску, тем легче и радостнее становилось у нее на душе. А когда она шла с вокзала домой и узнавала знакомые места, ее захлестнула настоящая волна чувств, которые испытываешь, только когда возвращаешься в родной дом.

Я хорошо понимаю маму. Несколько раз меня отправляли в детский лагерь на лето. Конечно, там было очень весело: мы с друзьями гуляли по лесу, купались в море, загорали и играли в разные интересные игры. Но проходило немного времени, и я понимала, что скучаю: по теплым маминым и папиным объятиям, по родным улочкам, по большому старому тополю у нашего дома, по соседским ребятам и бабушкам у подъезда, которые всегда здороваются и спрашивают, как дела. Поэтому, как бы ни было хорошо в лагере, я всегда была счастлива вернуться домой.

Есть очень много мудрых пословиц и поговорок о доме:

  • «Лучше дома своего нет на свете ничего»;
  • «Дома все споро, а вчуже житье хуже»;
  • «Дома и солома съедома».

Дом — это место, в котором живет наша душа. Поэтому, какими красотами ни удивляли бы нас другие города и страны, мы всегда будем тянуться к крошечному уголку планеты, которое называем своим домом.

Популярные сочинения

  • Сочинение Петрушка в комедии Горе от ума (образ и характеристика)
    Петрушку, героя произведения «Горе от ума» смело можно назвать персонажем третьего лица, потому что его появления в произведении спокойно можно посчитать на пальцах
  • Сочинение по картине Захарка Венецианова (7 класс описание)
    Алексей Гавриловович Венецианов — мастер портретного искусства. Его картины раскрывают суть человеческой души. Они наполнены неподдельным реализмом изображения.
  • Сочинение Успешный телеведущий Якубович
    Когда я была маленькая, мы часто с бабушкой смотрели пятничную передачу «Поле чудес». Телеведущим в этой чудо — программе является Леонид Аркадьевич Якубович.

Лариса Малышева

Тематическая подборка пословиц и поговорок к произведениям

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:

Их водой не разольешь.

Своя семья – самые верные друзья.

Русская народная сказка «Зимовье»

Дружно — не грузно, а врозь – хоть брось.

У страха глаза велики.

Доброму гостю хозяин рад.

Берись дружно – не будет грузно.

Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

Гуляй, гуляй, зато потом не пеняй.

Гуляй да дела не забывай.

Гуляли – веселились, подсчитали – прослезились.

Великое слово: спасибо.

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Всяк человек своего счастья кузнец.

Всякий человек у дела познается.

Там счастье не диво, где трудятся не лениво.

Кто правдой живет, тот добро наживет; кто добро творит, того Бог благословит.

«Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

Бранись, брда на себя оглнись.

Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

Заварил кашу – ссора до добра не доводит.

Других не суди, на себя погляди.

Правда – глаза колет.

Осень

От осени к лету поворота нету.

Лето со снопами, осень с пирогами.

В октябре ни на колесах, ни на полозьях.

В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.

Осень – запасиха, зима – прибериха.

Холоден сентябрь, да сыт.

Зима

В зимний холод всякий молод.

В феврале дороги широки.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Зиме да лету союза нету.

Весна

Матушка весна – всем красна.

В апреле земля преет.

Февраль богат снегом, апрель водой.

Весна и осень – на дню погод восемь.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»

За большим погонишься – последнее потеряешь.

И. Соколов – Микитов «Листопадничек»

В гостях хорошо, а дома лучше.

Везде хорошо – где нас нет.

Ш. Перро «Кот в сапогах»

Встречают по одежде, провожают по уму.

С. Аксаков «Аленький цветочек»

Шуба овечья, да душа человечья.

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Собирай по ягодке, соберешь кузовок.

Лесом шел, а дров не нашел.

В. Катаев «Цветик — семицветик»

Дружба дороже денег.

«Хлеб»

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Хлеб – всему голова.

Хлеб – батюшка. Водица – матушка.

Хлеб да вода – молодецкая еда.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

«Бременские музыканты»

Доброе братство лучше богатства.

У страха глаза велики, да ничего не видят.

Один за всех – все за одного.

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

Доброму везде добро.

Кто любит труд, того люди чтут.

От вежливых слов язык не отсохнет.

С поклону голова не болит.

Семья

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

Лучше жить в тесноте, чем в обиде.

Праздник мам

Материнская молитва со дна моря поднимает.

Лучше матери друга не сыщешь

Нет такого дружка, как родная матушка.

При солнце тепло, а при матери добро.

Посуда

Дом как полная чаша.

Дорога ложка к обеду.

Овощи

Без заботы и репу не вырастишь.

Всякому овощу свое время.

Домашние животные

Без кота мышам раздолье.

Козла спереди бойся, коня сзади.

Кошка на порог, а мышка в уголок.

Труд – профессии

Птицу узнают в полете, а человека в работе.

Делу время, потехе час.

Поработаешь до поту – поешь в охоту.

Умелые руки не знают скуки.

Сделал дело – гуляй смело.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Терпенье и труд все перетрут.

Рыбы

Как рыба в воде.

Нем как рыба.

Биться. Как рыба об лед.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Об учении

Азбука к мудрости ступенька.

Без муки нет науки.

Без терпенья нет ученья.

Грамота – второй язык.

Грамоте учиться – вперед пригодиться.

Знание лучше богатства.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Сразу всему не научишься.

Колобок

Чем хвалимся, на том и провалимся;

На языке медок, да на сердце –ледок.

Теремок

Не бравши топор, жилья не срубишь;

Легко взято, легко и потеряно.

Репка

Из многих малых одно большое выходит;

Капля по капле и камень долбит.

Лиса и журавль

Как аукнется, так и откликнется.

Каков привет, таков и ответ.

Курочка, мышка и Тетерев

Хочешь есть калачи — не лежи на печи.

Лисичка со скалочкой

Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить.

Царевна Несмеяна

Не все то золото, что блестит.

Телу – простор, душе – теснота.

3 класс

Тема.
«Пословицы и поговорки».

Цели.
Пополнить активный словарный
запас учащихся пословицами и поговорками,
уточнить значения некоторых из них; развивать
творческие способности учащихся, чувство
ответственности за порученное дело; учить детей
самостоятельно искать необходимую информацию с
использованием различных источников, работать в
группах, обмениваться информацией, поддерживать
разговор, уметь выражать свою точку зрения и
обосновывать ее; анализировать и оценивать
собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного
задания

Задачи этапа
– определение темы,
уточнение целей, выбор рабочих групп и
распределение в них ролей, определение
источников информации, постановка задач, выбор
критериев оценки результатов.

Класс делится на 4 группы, которые
получают задания:

    группа 1 – собрать теоретический
    материал о пословицах и поговорках;

    группа 2 – собрать и придумать
    рассказы, поясняющие смысл пословиц;

    группа 3 – найти пословицы народов
    мира;

    группа 4 – придумать задания для
    викторины о пословицах.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа
– сбор и уточнение
информации.

Ученики самостоятельно работают с
информацией индивидуально, в группах и парах,
анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа
– анализ выполнения
проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к
представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта.
Урок-презентация

Задача этапа
– коллективная
защита проекта.

Ученики выступают перед
одноклассниками и жюри.

Выступление первой группы.

Пословицы и поговорки

Трудно сказать, с каких пор в народе
начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно,
они возникли в древности и сопровождали жизнь
народа на всем протяжении его истории. Отношение
к ним выразилось во многих изречениях:
«Пословица недаром молвится» или «Пословица в
век не сломится». Пословицами интересовались
многие русские писатели: А. Пушкин,
П. Катенин, И. Крылов. В письмах Пушкина
упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это
«цвет народного ума». М.И. Шолохов назвал
пословицы «сгустком разума», «крылатой
мудростью». Пословицы красят речь, делают ее
образной. Работа по собиранию пословиц
начинается с ХVII века – это были рукописные
сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке
пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов.
Наиболее крупными были сборники Кнежевича и
Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда
вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в
городе Луганске. История его жизни очень
интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки,
только в 70 лет принявший православие, моряк, врач
и чиновник. Но какая же нужда заставила этого
человека взять на себя колоссальный труд –
составление русского словаря, собирание русских
пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым,
ни даже русским по национальности. Хотя он писал:
«Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь
предков не делают человека принадлежностью к той
или иной народности. Кто на каком языке думает,
тот к тому народу и принадлежит. Я думаю
по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него
еще никто не составлял словарей. Словарь Даля –
исторический словарь. Его можно читать подряд,
составляя точное представление о жизни людей.
Владимир Иванович не просто собрал огромное
количество слов и выражений, но и сопроводил их
множеством пословиц и поговорок. В этом
проявилась народность и словаря, и составителя.

Выступление второй группы.

Рассказы о пословицах

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он
ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником,
ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был
мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но
его так одолела лень, что он сначала час читал
книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а
потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл
так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни
времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их
не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел
в школу, была контрольная. Петя получил двойку
потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «Всему свое время».

Некоторые люди, когда опаздывают на
работу, нарушают правила и проезжают на красный
сигнал светофора. За это их останавливает
работник ГАИ и штрафует. И они еще больше
опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было
много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была
дорогая операция, но у него не было денег. Тогда
все его друзья привезли деньги. Художнику
сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим
рассказам?

    Что говорят про упрямых? (Нашла коса
    на камень
    .)

    Как остерегут болтуна и пустослова? (Слово
    не воробей: вылетит – не поймаешь
    .)

    Что напомнят лентяю? (Лень прежде
    тебя родилась
    .)

    Как подбодрят робкого? (Глаза
    страшатся, а руки делают
    .)

    Как успокоят пугливого? (У страха
    глаза велики
    .)

    Что скажут про нерасторопного? (Улита
    едет, когда-нибудь будет.
    )

    Как поторопят копушу? (Семеро одного
    не ждут.
    )

Инсценировка рассказа

На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.
А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.
Большое Безделье всегда хвасталось:
– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и
под микроскопом не видать.
Маленькое Дело помалкивало и смотрело на
календарь: скоро весна.
– На календарь все глядишь? – не унималось
Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет,
дождь польет, и тебя больше будет?
Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую
лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало
маленькие зернышки.
Большое Безделье брало большое одеяло, стелило
его на большой поляне, брало большой журнал
«Еженедельник бездельников» и отдыхало.
А когда всходили маленькие ростки и из них
рождались великолепные цветы, все прохожие
восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое
Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог.
Когда аромат цветов долетал до Большого
Безделья, оно недовольно поворачивалось на
другой бок и ворчало:
– И все равно я лучше!

У.
А вы, ребята, как думаете?

Д.
Маленькое дело лучше большого
безделья.

Выступление третьей группы.

Пословицы народов мира

«Оглядывайся на себя по три раза в
день». Эта японская пословица учит следить за
своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие
в десять тысяч стран начинается с первого шага»
говорит о том, что любое большое дело начинается
с малого.

Когда пострадает невинный человек,
арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а
пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит,
что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму –
сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай
камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и
говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им
говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если
придется ее связать, то останется узел». Русские
скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку»
получишь не только ты, но и большинство
одноклассников, то уместно будет
воспользоваться латинской пословицей: «Утешение
для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание –
золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много
говорит, начинает врать».

Задание:
соотнести русскую
пословицу с иностранной пословицей.

Выступление четвертой группы.

Викторина

1. Вставь рисунок в пословицу.

    Дареному… в зубы не смотрят. (Коню.
    )

    Когда… на горе свистнет. (Рак.
    )

    Рубят – щепки летят. (Лес.
    )

    Не…, так и не мычи. (Ко рова.
    )

    Не плюй в… – пригодится воды
    напиться. (Колодец.
    )

    Большому… – большое плавание. (Кораблю.
    )

2. Собери части пословицы.

– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

3. Подбери пословицу к иллюстрациям.

«Поспешишь — людей насмешишь!»
Жил один мальчик по имени Игорь. Он все время спешил. В школе он решал примеры быстро и неправильно: 2+2 у него получалось 5. А на уроке русского языка он написал:»У меня — самая красивая момо». Все ребята долго смеялись, а потом придумали пословицу:»Поспешишь — людей насмешишь!» /Архишина Юля/

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»
Жил-был мальчик. Однажды он пошел в магазин, а там у него спросили:»Почему ты не гуляешь с друзьями?» «А мне деньги дороже друзей», — ответил мальчик.
Как-то раз он пошел купаться и начал тонуть. Прибежали дети и спасли его. И тогда он понял, что друзья дороже денег. /Маркеева Катя/

«Говори мало, слушай много, а умного — еще больше»
Жил-был один двоечник. На уроках он все время разговаривал.И учительница поставила ему двойку.Он пришел домой, а мама говорит:»Покажи дневник!Я дам тебе шоколадку.» Увидела мама двойку и сказала:»Получишь шоколадку, когда двойку исправишь» И он пошел двойку исправлять. И теперь он больше не будет двоек получать… /Азманова Вика/

«Умный без денег богат»
Жил-был глупый мальчик, а у него был умный брат.Глупый захотел стать миллиардером. Он спросил у брата, что для этого надо делать? Умный ответил:
— Если бы я знал, как стать миллиардером, я бы сказал тебе.
— Я все равно добьюсь своего, — сказал глупый. Он задал свой вопрос учителю.
— Окончи школу, институт, послужи в армии.Учиться надо хорошо.А пока — иди-ка к доске. Сколько будет 60 умножить на 5?
— Два!
— Вот и получай 2!
А мама сказала:
— Надо выучить таблицу умножения. Вот твой брат получил пятерку с плюсом.
— Надо просто быть отличником, а там, глядишь, и станешь миллиардером!/Серебрянский Дима/

«Не за бороду, за ум жалуют»
Жили-были две сестры: старшая красивая, но глупая. Младшая много читала и хозяйничала по дому.
Однажды они поехали в гости к дяде, и по дороге их захватили разбойники.
— Отпустите меня, — заплакала старшая, — посмотрите: какое у меня красивое платье, туфли, сумочка!
— Уйди со своей красотой, — рассердились разбойники, — отгадайте наши три загадки — тогда отпустим.
Младшая сестра отгадала все загадки, и разбойники их отпустили.»Не за бороду, за ум жалуют» /Степанова Алина/

«Не надейся, дед, на чужой обед»
Один мальчик за двойки был наказан — мама не стала готовить ему обед.Он напрсился в гости к другу и пообедал там.
— Ты где был? — спросила мама.
— В гостях!
— Если хочешь, чтобы я тебя простила, сядь и подумай.
Мальчик подумал и пошел делать работу над ошибками.»Чтобы хорошие оценки иметь, надо хорошо работать» /Кондрашов Миша/

Жил-был один мужик. Решил он новый дом построить. А снег расчистить поленился. Когда снег растаял, его новый дом развалился.»Без труда не вынешь и рыбку из пруда» /Бушуев Даниил/

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда»
Одного мужчину попросили покрасить окно в коричневый цвет. Ему было лень идти за коричневой краской. Он покрасил окно в черный цвет.Пришли люди и говорят:»Как некрасиво получилось!» Мужчине стало стыдно, он купил хорошую краску и исправил свою ошибку. /Осипова Софья/

«Рассказы по пословицам»

2а класс

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 91»

hello html m2f454cae
hello html 2d585c71

Савва Кузнецов

Все без исключения пословицы таят в себе важный и поучительный смысл. Одни учат нас быть добрыми и отзывчивыми, другие – справедливыми и неторопливыми.

Пословица «Радости знай меру, в беде не теряй веру» прошла через много поколений и учила людей двум важным вещам. Первое – нужно уметь вовремя остановиться в развлечениях и отдыхе. Веселье не должно быть смыслом жизни, а должно помогать набираться сил, как физически, так и морально.

Второе – человек всегда должен хранить веру в себя, в свои силы и не сдаваться, даже если его настигли неудачи и несчастья.

hello html m68fc9e04

Егор Андрухов

Однажды Петя Иванов делал домашнее задание. Он долго сидел за столом и не мог ничего написать. А всё потому, что он боялся делать домашнее задание. Оно казалось невыполнимым. Но Петя знал, что задание сделать необходимо, поэтому взял тетрадь и начал писать.

На следующий день Петя сдал тетрадь учителю. А когда ему вернули тетрадь, оказалось, что он всё сделал правильно. В следующий раз Петя делал домашнее задание и вспоминал пословицу: «Глаза боятся, а руки делают!».

Юля Ефимовская

Однажды мам попросила меня помыть посуду. Я подошла к раковине и подумала, что мне её никогда не вымыть! Но делать нечего, я мыла по тарелочке, по чашечке. А потом увидела, что раковина пуста.

Глаза боятся, а руки делают.

Вика Быкова

hello html m1b82ee40

Диана Гладышева

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

hello html m4c48e31b

Эля Сидельникова

Рано утром мальчик проснулся, оделся. Взял принадлежности для рыбалки. Дорога до речки была не близка. Когда мальчик пришёл на речку, он проделал во льду лунку. Сел на кузовок и стал ждать, когда на удочку попадётся рыбка.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

hello html 1672ad7

Влад Степанов

Однажды летом мы поехали на дачу. Мне было там скучно, и я решил попросить у дедушки молоток, пилу и гвозди, чтобы смастерить ящик. Отмерив всего лишь один раз стороны у ящика, я тут же распилил их. Но сколотить ящик не получилось. Придя на помощь, дедушка сказал: «Семь раз отмерь, один отрежь!».

Тая Хомутникова

Семь раз отмерь — один раз отрежь.

hello html 2d549d64

Настя Ешкилева

Жили-были мышка-норушка и стрекоза-попрыгунья. Мышка трудолюбивая была, а стрекоза любила песни петь да плясать.

Мышка каждую весну садила огород. Всё лето за ним ухаживала, поливала, полола. А стрекоза только проводила время в своё удовольствие. Пришла осень, мышка попросила стрекозу помочь собрать урожай. Стрекоза отказалась, сказала, что у неё много дел.

Пришла холодная осень. Стрекозе стало нечего есть, и она попросилась к мышке. А мышка ей говорит: «Я всю весну и лето работала, а ты отдыхала! Я собрала урожай, а ты мне не захотела помочь. Поэтому – кто не работает, тот не ест!»

Вадим Павлов

Артур и Андрей пошли таскать дрова. Андрей всё время говорил, а Артур молчал. И в итоге Андрей натаскал 10 дров, а Артур 30.

Меньше слов, больше дела!

Диана Гладышева

Чудный день

В деревне Понарошкино жила-была бабушка. Была у неё внучка Дашенька и коза Люська.

Собрались бабушка да внучка по ягоды, и Люську с собой звали. А козе идти не хотелось, и осталась она дома.

В лесу хорошо: воздух чистый, птички поют, ягод видимо-невидимо! Набрали полные корзины спелой земляники и принесли домой. Наварили вкусное варенье.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Юра Власов

Саша и Дима пошли в лес за грибами. Грибов в лесу было не видно, но друзьям улыбнулась удача. Они нашли грибы. Саша нашёл большой, а Дима маленький. Саша был очень рад, что ему достался большой гриб, Дима расстроился.

Дома мама разрезала грибы. Оказалось, что большой гриб червивый, а маленький крепкий и хороший. Мама сказала про гриб Димы: «Мал, да удал!»

hello html 151a4f41

Никита Струнин

Дружба с самого детства важна,

Ведь без друзей в нашем мире нельзя.

Кто же тебя рассмешит в грустный день,

Советом поможет и вылечит лень?

На помощь придёт он всегда в трудный час,

Поможет, подскажет и выручит нас.

И ты не забудь, ему помоги.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги!

hello html 1cefc8ac

Юля Гагаричева

Жили два друга – Коля и Витя. Они всегда приходили друг другу на помощь. Но однажды Коля нашёл драгоценный камень. И сразу побежал показывать его Вите. Витя попросил подержать камень, но Коля не дал.

А когда Коля шёл домой, он упал в яму. Он просил о помощи, но Витя не помог, ведь Коля его сильно обидел. Тогда Коля понял: «Лучше друг верный, чем камень драгоценный».

Эльдар Полутов

Жил в деревне завистливый мужик. Однажды видит, сосед его на новой машине приехал. Зависть мужика донимает! Подошёл он тихонечко к машине соседа и спустил колёса.

А ночью дочь заболела. Поднялась у неё высокая температура. Срочно надо везти в больницу. Пошёл мужик к своей машине, чтобы дочь отвезти, а старенький автомобиль не заводится. А доченьке всё хуже и хуже. Побежал он к соседу. Всё рассказал, извинился и попросил помощи. Добрый сосед пожалел девочку. Вместе они накачали колёса и отвезли малышку в больницу.

Девочка выздоровела, а отец понял, что нельзя завидовать и делать гадости другим. В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

Варя Иванова

Крепкая дружба

Коля и Миша дружили с первого класса. Они были лучшими друзьями. И на протяжении трёх лет они были неразлучны.

Однажды в пятом классе появились двое новеньких. На перемене Коля и Миша узнали, что их зовут Витя и Петя. Они пригласили Колю кататься, а Мишу нет.

Когда Коля катался с новыми друзьями на велосипедах, он сломал ногу, и его отвезли в больницу. Новые друзья даже не подумали навестить его. А Миша, узнав о несчастье друга, сразу же побежал в больницу. Миша помогал Коле во всём, пока друг не поправился.

Тогда Коля понял, что Миша – настоящий друг!

Старый друг лучше новых двух.

Матвей Ипатов

Однажды мы с друзьями гуляли в парке. К нам подбежала огромная собака и напрыгнула на меня. Мои друзья испугались и разбежались в разные стороны. Но один друг взял в руки палку и прогнал собаку. Я сказал ему: «Спасибо! Друзья познаются в беде!»

Дима Уткин

Настоящий друг – это тот, кто приходит на помощь в несчастье или помогает решить проблему. Только так и можно узнать настоящего друга: по готовности помочь. Настоящими друзьями нельзя назвать тех, с кем просто развлекаешься или общаешься, когда у тебя всё хорошо. Неизвестно ещё, как они поведут себя, если тебе будет плохо, нужен ли ты им будешь. Друга, его искренние чувства к тебе и готовность помочь можно проверить только в проблемной ситуации.

Друг познаётся в беде.

hello html 778bfbf7

Ксюша Душко

Учиться нужно всегда и всему. В школе – у учителей и одноклассников, дома – у родных и близких, даже в общественном транспорте можно научиться уважать старших, уступая им место.

А ведь и взрослый, если подумать, может чему-то научиться. Глядя на маму и папу, дети маленькие думают, что те всё знают, однако, конечно, это не так. Работая, а иногда даже узнавая что-то новое от своих детей, взрослые учатся.

И пока ты живёшь, ты постоянно чему-то учишься, простым играм или сложным наукам. Главное – сделать своим девизом фразу: «Век живи – век учись!».

Миша Рыжков

Пришёл однажды Петя со школы, пообедал и сел за уроки. Решает задачу, да только ничего у него не получается. Позвал он друга Васю вместе уроки сделать. Ведь ум хорошо, а два – лучше!

Вика Быкова

Училась я в первом классе. Мы выучили, как из слогов составляют слова. Сейчас я учу младшую сестру. Чтобы она научилась читать, я вместе с ней повторяю.

Повторенье – мать ученья!

hello html 51d1b7bc

Анита Погодаева

Я люблю ходить в гости. Там можно поиграть в игрушки, которых нет у меня. Играть в компьютерные и настольные игры, почитать интересные книги. Но приходит время, и мы идём домой. Дома меня ждут мои любимые игрушки. Как говорит бабушка: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

hello html 2818f17e

Аня Надеева

Девочки на уроке труда решили сшить костюмчики для кукол. Маша и Галя очень хотели сделать своими руками новые наряды для своих любимиц.

Маша сделала выкройку на бумаге, а Галя решила обойтись без неё. Маша, несколько раз внимательно проверив размеры на бумаге, перенесла выкройку на ткань. Галя отметила размеры на ткани на глаз и вырезала костюм. Девочки с удовольствием принялись за шитьё.

У Маши получился аккуратный наряд для куклы. А каково же было Галино удивление, когда она сшила детали! Новый костюм оказался кукле мал, а брюки – разной длины…

Семь раз отмерь, а один раз отрежь. Поспешишь – людей насмешишь.

Тая Хомутникова

Решила я однажды построить будку для собаки. Подготовила я инструменты и начала работать. Стала торопиться. И будка получилась кривая, а собаке там было тесно.

Я попробовала ещё раз, и вторая попытка удалась на славу! Поспешишь – людей насмешишь.

Вика Стукова

Жил один мальчик по имени Игорь. Он всё время спешил. В школе он решал примеры быстро и неправильно: 2+2 у него получалось 6. А на уроке русского языка он написал: «У меня – самая красивая момо». Все ребята долго смеялись, а потом придумали пословицу: «Поспешишь – людей насмешишь».

Маша Соболева

2а класс писал сочинение по картинке юля писала вдумчиво и аккуратно. А Дима торопился и допускал много ошибок. Прозвенел звонок. Ребята сдали тетради на проверку.

На последнем уроке ученикам выдали тетради. Юля улыбалась, а Дима был огорчён. Почему?

Настя Ешкилева

hello html 37d58da5

Кирилл Верховинский

Два друга ехали на работу. Один всех обгонял и не заметил, что на дороге лежит доска с гвоздём. Он наехал на доску и проткнул колесо. А второй не спешил. Он объехал доску с гвоздём и приехал на работу вовремя.

Катя Зицик

Добрый человек добру и учит.

hello html aaf380d

Кирилл Верховинский

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

hello html m2aeea495

Кирилл Верховинский

В здоровом теле – здоровый дух.

hello html 65397700

Жил-был мальчик. Однажды он пошёл в магазин, а там у него спросили: «Почему ты не гуляешь с друзьями?» «А мне деньги дороже друзей,» — ответил мальчик.

Как-то раз он пошёл купаться и начал тонуть. Прибежали дети и спасли его. И тогда он понял, что друзья дороже денег.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей!

hello html m71d8665d

Пословицы и поговорки. 4

Пословицы и поговорки в речи. 8

Заключение. 14

Список литературы… 15

Введение

Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.

Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Много прекрасных слов о русском языке находим в произведениях, статьях, письмах, речах прогрессивных общественных и политических деятелей, выдающихся писателей и поэтов:

Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка.

(А. С. Пушкин)

Дивишся драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг и, право, иное название еще драгоценностей самой вещи.

(Н. В. Гоголь)

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслейи – сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

(К. Г. Паустовский)

Не только количество слов, их многозначность, их словообразовательные возможности, грамматические особенности, синонимия, но и фразеология свидетельствует о богатстве, оригинальности и самобытности нашего языка.

Фразеологический состав русского языка в широком понимании подразделяется на:

фразеологизмы или фразеологические единицы;

пословицы, поговорки;

крылатые слова и выражения.

Пословицы и поговорки

Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение.

Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.

Пословица — самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица — народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.

Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, имеющее значение и для последующих эпох. Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный. Например, пословица Изломанного лука двое боятся, еще долго жила, поменяв прямой смысл на переносный, хотя народ давно сменил оружие. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле, например, пословицу В камень стрелять — стрелы терять никогда не понимали в прямом смысле, относили к разным предметам и явлениям. О чем бы ни говорилось в пословицах — это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица — это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.

Итак, пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Поговорка это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши — все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

В речи пословица часто становится поговоркой и наоборот. Например, пословица Легко чужими руками жар загребать часто употребляется как поговорка Чужими руками жар загребать, то есть образное изображение любителя чужого труда.

Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений. Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.

Вообще уже в ХIХ веке ученые обратили внимание на то, что пословица указывает на эпоху, в которую она появилась. Так, например, пословица Пусто, словно Мамай прошел, которая явно указывает на время порабощения Руси игом. Хотя пословиц, приуроченных к каким-нибудь историческим событиям гораздо меньше, чем выражений, родившихся в быту человека.

Итак, основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа.

Некоторая часть пословиц возникла из художественного творчества: сказок, преданий, анекдотов. Это такие поговорки, как Битый небитого везет, По моему прошению, по щучьему велению и другие. Другие пословицы возникли из церковных книг. Например, изречение из Библии Господь даде, господь и отья было переведено с церковнославянского языка на русский: Бог дал, Бог взял.

С появлением светской литературы количество пословиц и поговорок увеличилось, это так называемые пословицы и поговорки литературного происхождения. Особенно велика заслуга русских писателей, которые составляли пословицы и поговорки по образцу народных. Например: Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь (А.С. Грибоедов), У разбитого корыта (А.С. Пушкин), Как белка в колесе (И.А. Крылов) и многие другие.

В число народных пословиц вошли выражения не только русских писателей. Например, выражение А король-то голый! принадлежит перу Г.Х. Андерсена из сказки «Новое платье короля»; выражение Башмаков еще не успели износить (то есть мало времени прошло с какого-то события, а человек уже изменился в убеждениях и намерениях), принадлежит Гамлету, герою трагедии Шекспира.

Образность пословиц и поговорок отличается от образности былин, сказок, песен и других жанров фольклора. Принципы создания образа в пословице и поговорке связаны со спецификой этого жанра. Одной из распространенных форм выражения образности является иносказание. Например, пословица От яблони — яблочки, а от сосны — шишки воспринимается не буквально, а в переносном, иносказательном виде. Однако некоторые пословицы употребляются именно в прямом смысле: По одежке встречают, по уму провожают.

Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века. Это «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту». Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.

В XIX веке вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.

Пословицы и поговорки в речи

О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», — гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.

Писатели, публицисты, ораторы часто обращаюются к перлам народной мудрости. Исследователи подсчитали, что только в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого встречается 47 пословиц и поговорок, в «Тихом Доне» М. А. Шолохова – 112.

Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования?

Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:

Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: Чует кошка, чье мясо съела. Жернова сами не едят, а людей кормят. Грозен враг за горами, а грознее за плечами. Из лука – не мы, из пищали – не мы, а зубы поскалить, язык почесать – против нас не сыскать. Работтать – день коротать; отдыхать – ночь избывать. Сердце вещун: чует и добро и худо;

Раскрыть отношения между людьми: Глупому сыну и родной отец ума не пришьет. Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери крнец. Паны дернутся, у казаков чубы трясутся. Сытый голодного не разумеет.

Дать совет, как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Назвался груздем – полезай в кузов. Две собаки грызутся, третья не мешайся. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Друга ищи, а найдешь – береги.

Пословицы служат средством характеристики персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь с народом. Показателен в этом отношении образ Платона Каратаева, одного из героев романа «Война и мир». В его речи больше всего встречается народных изречений (из 52 пословиц в романе 16 произносит Каратаев). Он говорит о трудной жизни крестьян: Наше счастье, что вода в бредне: тянешь – надулось, а вытянешь
ничего нету; От сумы да от тюрьмы не отказывайся;
о том, что следует надеятся на лучшее: Час терпеть, а век жить
; об отношении к труду, людям, семье: Без снасти и вша не убьешь; Уговорец – делу родной братец; Полная рука таровата, сухая неподатлива; Какой палец ни укуси, все больно; Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки.

Как средство характеристики своих персонажей использует пословицы М. А. Шолохов. Особенно их много в речи Григория Мелехова, главного персонажа в «Тихом Доне» — 22 пословицы, т.е. пятая часть всех пословиц в романе. Пословицы придают особую колоритность его речам, особую значимость его суждениям. Например: «Помощниками Деникина нас величают… кто же мы? Выходит, что помощники и есть, ничего обижаться. Правда-матка глаза заколола
…» «Расходитесь по квартирам да языками поменьше орудуйте, а то нынешним временам они не до Киева доводят
, а аккурат до полевых судов да штрафных сотен». «Плохая воля все-таки лучше хорошей тюрьмы. Знаете, как говорят в народе: крепка тюрьма, да черт ей рад». Григорий Мелехов обращается к пословицы и поговоркам, когда хочет что-то подтвердить, сравнить, убедить слушателя, доказать свою правоту. В такой функции выступают выражения: Что с возу упало, то пропало. Отрезанную краюху не приклеишь. На бранном поле друзей не угадывают. Куда ни кинь — везде клин. Ждать да догонять – самое постылое дело. Укатали сивку крутые горки. От жару и камень лопается.

Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. В приведенном ниже отрывке из лекции Б. В. Гнедича даются стенографические пометы, показывающие реакцию аудитории на слова лектора.

В Узбекистане имеется одна древняя чудесная поговорка. Она звучит примерно так: «Человек, прежде чем выпустить слова из нижней части головы, пропусти их через верхнюю» (смех, оживление в зале). В данном случае речь идет, конечно, не только о том, что прежде чем говорить, нужно подумать, но и о том, что думать нужно всегда, и особенно тогда, когда речь идет о затрате средств, принадлежащих обществу. А зачастую к этим средствам мы относим чересчур свободно, легко и не заботимся об их рациональном использовании.

Действенным приемом считается прием «нанизывания» пословиц, когда одновременно используется несколько пословиц и поговорок. Особенно часто им пользовался А. М. Горький, в отдельных статьях, художественных произведениях которого встречается от двух до десяти рядом стоящих пословиц и поговорок. Приведем для примера рассуждение Борцова из рассказа «Пастух» о том, кого называют хорошим человеком: «Ну ладно, давай согласимся: Нужен хороший человек. А- каков он, если хорош? Скажем так: людей-жителей не грабит, милостыню подает, хозяйствует усердно – вот это будет самый хороший. Он законы знает: чужого – не трогай, свое – береги; не все жри сам, дай кусок и псам
; потеплее оденься, тогда и на Бога надейся
– вот он что знает».

Н. Островский, определяя сущность жизни человека, призывая к самоотверженному труду на благо Родины, таже использует несколько пословиц. Он пишет: «В нашей стране быть героем – святая обязанность. У нас не талантливы только лентяи. А из ничего рождается ничего; под лежачий камень вода не течет
. Кто не горит, тот коптит
. Да здравствует пламя жизни!».

Чтобы заострить внимание на пословице, несколько изменить ее значение, тональность, пишущие и говорящие иногда переделывают пословицу, заменяют слова другими, расширяют ее состав. Например, пословица обещаниями сыт не будешь
в газетных заголовках имеет такой вид: « Политикой сыт не будешь»,«ОМОНом сыт не будешь», «Лозунгами сыт не будешь». Пословица голодный сытому не товарищ послужила основой для газетных заголовков: «Огурец томату совсем не товарищ» (о выращивании овощей под пленкой), «Когда гусь псине товарищ» (о дружбе собаки с гусыней), «Голодный ротвейлер свинье не товарищ» (как свинья убила ротвейлера, пытавшегося отнять у нее еду).

Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: « Хороша пословица в лад да в масть».

Сегодня в нашем распоряжении находится значительное количество сборников народных изречений. Среди них сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа». Даль, по его словам, весь свой век собирал «по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». В названном сборнике – результате тридцатипятилетней работы – содержится более тридцати тысяч пословиц, поговорк, изречений, прибауток и загадок. Пословицы расположены по темам: Русь – родина, народ – мир, ученье – наука, былое – будущее и т. д., — всего более ста семидесяти тем. Вот некоторяе пословицы на тему «Язык – речь»: Не спеши языком торопись делом; За правое дело говори смело (стой смело); На великое дело – великое слово; Живым словом победить; хорошую речь хорошо и слушать; Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.

Составленный в середине XIX в. сборник продолжает служить и сейчас.

Богат народными изречениями и «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, в словарных статьях которого размещено около тридцати тысяч пословиц. Например, к слову правда в словаре даны такие пословицы: Правда – свет разума; Правда – светлее солнца; Правда чаще ясного солнца; Все минется, одна правда останется; доброе дело – правду говорить смело; Кто правдой живет, тот добро наживет; Без правды не житье, а вытье; За правду не судись: скинь шапку да поклонись; Правда суда не боиться; На правду нет суда; Завали правду золотом, затопчи ее в грязь – все на ружу выйдет; Правда – что шило в мешке: не утаишь; В ком правды нет, в том добра мало
и др.

Особый интерес представляют тематические сборники пословиц и поговорок. Они помогают подобрать необходимый материал по определенной теме. Известны сборники пословиц и поговорок о труде (Без труда нет добра: Пословиц и поговороки о труде. М., 1985), о сельском хозяйстве (Земля трудом богата: Пословицы, поговорка, крылатые выражения о сельском хозяйстве и крестьянском труде. Ростов н/Д, 1985).

В 1994 г. издательство «Школа-Пресс» выпустило учебный словарь «Русские пословицы и поговороки». Народные изречения в нем объединены по темам: «Человек», «Жизнь», «Любовь, дружба, семья», «Достаток», «Торговля» и др. Оригинальность словаря заключается в том, что в словарной статье объединяется не только значение всего выражения, если оно недостаточно прозрачно, но и уточняется значение отдельных слов, объединяются устаревшие грамматические формы.

Важно не только знать какое-то количество народных изречений, но и понимать их смысл, чтобы правильно применять в речевой практике. Этой цели служит « Словарь русских пословиц и поговорок», содержащий около 1200 народных выражений. В словаре объясняется значение пословиц и поговорок, имеющих переносный смысл, приводятся примеры их использования в речи. Например, «В камень стрелять – только стрелы терять.
Заниматься чем-либо заведомо неисполнимым, значит – попусту тратить время и силы. Ср.: Воду в ступе толочь – вода и будет
».

Сестра относилась к слабостям этого человека с полупрезрительным снисхождением; как женщина не глупая, она понимала, что в камень стрелять — только стрелы терять. (М. Горький. Варенька Олесова).

Полезен и словарь «Русские пословицы, поговороки и крылатые выражения» В. П. Фелицыной, Ю. Е. Прохорова. В нем собрано 450 наиболее употребительных в современном русском языке пословиц, поговорок и крылатых выражений. Приведем образец словарной статьи «Делу время, потехе час»:

Выражение русского царя Алексея Михайловича (1629-1676), написанное им на книге, посвященной соколиной охоте.

Потеха (разг.) – забава, развлерение.

Делу должна быть посвящена большая часть времени, а развлечениям – меньше.

Говорится обычнр в качестве напоминания человеку, который, развлекался, забывает о деле.

Началось учение, — теперь в гости ходить нельзя… Это проводилось у нас очень строго; делу время, потехе час. В учебное время никаких развлечений, никаких гостей. (В. Вересаев.
Воспоминания.).

Само собой разумеется, что я не против развлечений, но по условиям нашей действительности развлечения нуждаются в ограничениях: «делу время, потехе час» (М. Горький. Об анекдотах и – еще кое о чем.).

Ну, делу время, потехе час! – сказал воспитатель. – Пора и за уроки браться.

Все стали усаживаться за парты, доставать тетради и книги.
. Изюмский
. Алые погоны.).

Веселый взгляд на мир не противоречит сочуствию и симпатии. Разумеется, по пословице — делу время, потехе час, мы должны различать, когда и в каких вопросах уместен этот целый взгляд (Н. Акимов
. О театре)

Заключение

Поговорка — из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь, элементы в которых сгущают их содержание; это — не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»).

Определение Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (напр. «лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку», «всей одежи две рогожи, да куль праздничный»). Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение.

Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.

Список литературы

1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175.

2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988. – С.200.

3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214.

4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.- №9.-С.54-56.

5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.- С.283.

6. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа.-1994 г., № 3, С.68 — 69.

7. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. — М.: Просвещение, 1963 г. – С.120 .

8. Даль В. И. Пословицы русского народа. — М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, — С.616 .

9. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.

10. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994, С.З-51.

11. Тупицина Т. С. Пословица — всем умам помощница. // Начальная школа, 1991 г., № 7, с. 44.

За труд не бьют, а награды дают.

Вскипело б железо, а молотки сыщутся.

Дела словом не заменить.

За трудовую копейку бейся, нетрудовой копейки бойся.

Рыбак рыбака видит издалека.

Дело мастера боится.

За что возьмешься с трудолюбием, все заблестит.

Кто трудится, тот и пользуется.

Не знаешь шить золотом, так бьешь молотом.

Землю солнце красит, а человека — труд.

Маленькое дело, а громко кричит.

Не всякий пашет, да всякий ест.

Золото — не золото, не быв под молотом.

И кует, и дует — сам не знает, что будет.

Знание и труд новый быт дают.

Какие труды, такие и плоды.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Где строят, там и роют.

Каков трудовой счет, таков и почет.

Гусли-то те, да руки не те.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Значительное количество пословиц некогда непосредственно примыкали к рассказу, от которого с течением времени отделились и начали существовать уже независимо. Процесс отделения пословицы от рассказа может совершаться различными путями. Обыкновенно бывает так, что сначала идет басня или рассказ, и в конце как логическое следствие или как яркий живой образ, облеченный в меткую звучную форму, приводится выражение, которому суждено впоследствии стать самостоятельной пословицей или поговоркой. Провести вполне определенную границу между пословицей и поговоркой невозможно. Пословица связана с интересом минуты, с рядом предшествующих мыслей в разговоре, пословица на практике имеет глубокое значение как ответ на житейский вопрос, как изречение подтверждения, свидетельства, убеждения. Смысл в пословице прежде всего, красота и складность на втором месте. Последние играют главную роль в поговорке, являющейся, таким образом, видом пословицы, в котором форма приобретает перевес над содержанием. Пословица относится всякий раз к какому-нибудь конкретному факту, применяется к житейской практике, поговорка применяется к слову, — она не столько подтверждает мысль, сколько красит, сдабривает речь, вносит в нее оживление и игривость. «Поговорка, — говорит Даль, — это окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, — но без притчи, без применения, суждения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь окольною, иногда не называет вещи, но условно, весьма явно намекает» (например: он умен — он семи пядей во лбу).

Сочинение на тему О пословицах и поговорках»
На свободную тему
Стр. 1

«
Красна речь пословицей
».

Цели:

    Обобщить знания учащихся о народных пословицах.

    Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

    Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией,

    Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Оборудование.

Плакат с пословицами, «Книга пословиц; карточки с пословицами у каждой группы, игра «Ромашка», книги с пословицами, ТСО.

У.
О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете вот эти предложения. На доске:

– Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения?

Дети.
Пословицы.

У.
Правильно, и тема нашего урока: «Пословица – недаром молвится».

Пословица- это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл.

В пословице народный ум, народная правда мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

Класс делим на две команды (даются фишки разного цвета, дети берут себе одну и команды формируются по цвету фишек.

1 конкурс

Рассказы о пословицах (каждой команде будет прочитан рассказ необходимо подобрать по смыслу пословицы

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «Всему свое время».

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

Маленькое дело

На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.

А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.

Большое Безделье всегда хвасталось:

– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.

Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.

– На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?

Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.

Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.

А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог.

Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:

– И все равно я лучше!

У. А вы, ребята, как думаете?

Д. Маленькое дело лучше большого безделья.

2 конкурс

Закончите пословицу:

— Что с воза упало, то … (пропало)

— Век живи, … (век учись)

— Один в поле … (не воин)

— Не зная броду, … (не лезь в воду)

— Дело мастера … (боится)

— Когда я ем, … (я глух и нем)

3 конкурс

Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.

(Семь раз примерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Семеро по лавкам.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ум хорошо, а два лучше.)

4 конкурс

Какая пословица нашей страны соответствует по смыслу пословице народов мира, чему они учат.

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Язык до Киева доведет.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Слезами горю не поможешь.

Утро вечера мудренее. Тот не заблудится, кто не спрашивает.

Восток ли, Запад ли, а дома лучше.

Один утренний час лучше двух вечерних.

Бесполезно плакать над пролитым молоком.

5 конкурс

Вставь рисунок в пословицу.

Дареному … в зубы не смотрят. (Коню.)

Когда … на горе свистнет. (Рак.)

… рубят – щепки летят. (Лес.)

Не …, так и не мычи. (Корова.)

Не плюй в … – пригодится воды напиться. (Колодец.)

Большому … – большое плавание. (Кораблю.)

6 конкурс

Собери части пословицы.

– сколько волка ни корми

– век живи

– любишь кататься

– лучше поздно

– семь бед

– за спрос

– он все в лес смотрит

– век учись

– люби и саночки возить

– чем никогда

– один ответ

– денег не берут

7 конкурс

Соотнеси рисунок и пословицу

8 конкурс

«Отгадай пословицу»

У. Вот мы и проверим, как вы можете дружно работать. Каждой группе я даю по две карточки со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.

Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы.

Коса – камень. Д. Нашла коса на камень.

Шило – мешок. Д. Шила в мешке не утаишь.

Язык – дело. Д. Не спеши языком, торопись делом.

Дело – мастер. Д. Дело мастера боится.

Труд – лень. Д. Труд человека кормит, а лень – портит.

Подведение итогов работы. Подсчет очков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector