Меню

Недо приставка как пишется с глаголами

Всего найдено: 16

Здравствуйте! Подскажите, используется ли в русском литературном языке приставка «недо-» с именами собственными? И как правильно пишется такое слово? Например: «Там выступал какой-то недо-Петросян (недопетросян? недоПетросян?)».

Ответ справочной службы русского языка

Мы нашли в Национальном корпусе русского языка такой пример: недо-Гителр. Если приставка присоединяется к имени собственному, то она пишется через дефис: недо-Петросян. Ср.: анти-Маяковский, пред-Бетховен

Подскажите пожалуйста, как в художественном тексте правильно обозначить приставку? Например: «Каждый художник или ремесленник, стоило ему заговорить о призвании кого-нибудь из них, в его речи получал приставку недо-

Ответ справочной службы русского языка

Следует написать в кавычках: …в его речи получал приставку «недо-«.

Здравствуйте! Слитно или раздельно нужно писать НЕ(-)доставленные в систему брони. С одной стороны — есть приставка недо- и в то же время — зависимое слово. Что делать?) Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае приставки недо— нет. Частицу не с причастием следует писать раздельно.

Слово «около-» в смысле «полу-», «недо-» пишется слитно или через дефис с последующим словом? Например, «около[-]духовные разговоры» или «около[-]математические разговоры»?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно слитное написание.

Добрый день! В учебнике русского языка обнаружила разбор по составу слова «недоразумение» следующим образом: корень: «недоразум», суффикс: «ени», окончание: «е». Однако, тут же дается однокоренное слово-источник «разум». В какой момент произошло сращивание приставки «недо» с корнем? Ведь до сих пор существует, хотя и не часто используется, слово «разуметь». И когда корень «ум» сросся с приставкой «раз»?

Ответ справочной службы русского языка

Процесс «срастания» нескольких морфем в одну морфему называется опрощение. Опрощение не происходит одномоментно: вчера были приставка и корень, а сегодня стали одним корнем. Поэтому на вопрос, в какой момент произошло опрощение в том или ином слове, ответить в принципе невозможно. Язык меняется постепенно, со сменой поколений его носителей.

Кое-кто (в основном люди постарше и начитанные дети), конечно, чувствуют связь слова недоразумение со словами ум, разум, знают о существовании приставки недо- (которая, кстати, тоже появилась в результате опрощения). Но чтобы выделить корень и подобрать однокоренные слова, недостаточно просто найти слова с похожими звуковыми фрагментами, нужно еще объяснить связь по значению. Иначе говоря, общий корень – это еще и общий семантический компонент. Слова дом, домовой, домик, домишко обладают общим корнем дом, т. к. тем или иным способом соотносятся по значению со словом дом: домовой – добрый или злой дух, живущий в доме, домик – это маленький дом и т. д.

Значение слова недоразумение трудно свести к разуму. Вот словарные толкования: 1) ошибочное, неполное понимание чего-л.; то, что произошло в результате такого понимания; 2) отсутствие взаимного понимания, несогласие; конфликт. А слово разуметь, как Вы правильно заметили, не является частотным в языке. Утрата языком производящего или однокоренного слова, наряду с утратой смысловых связей между когда-то однокоренными словами, часто становится причиной опрощения.

То, что часть носителей языка еще ощущает смысловую и структурную связь слов разум, ум, разуметь, разумение, недоразумение, говорит о том, что процесс опрощения еще не завершен. 

Добрый день!

Как думаете, слово «не дозвонился» можно ли писать слитно с НЕ, если считать, что здесь имеет место приставка НЕДО-? В словарях слитного написания ещё нет, но логика вроде бы подсказывает, что такое слово должно быть зафиксировано. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Нет, слитное написание невозможно. Здесь отрицательная частица не с глаголом дозвонился.

Добрый день! Объясните, пожалуйста, почему «недоучилась» пишется вместе (такое правописание зафиксировано в словарях). Ведь не с глаголами пишется раздельно.

Ответ справочной службы русского языка

В этом слове выделяется приставка недо-, означающая неполноту, недостаточность по сравнению с нормой. Подробнее см. ответ на вопрос № 251968.

А почему глагол недосыпает в значении » не высыпается» пишется слитно?

Ответ справочной службы русского языка

Приставка недо- со значением неполноты, недостаточности действия или признака, пишется слитно, напр.: недоговорить, недоедать, недоразвитый; но ср. сочетания частицы не и глагола с приставкой до-, напр.: не договорить, не доесть, не добежать, не докричаться.

Какие глаголы пишутся с «не» слитно?

Ответ справочной службы русского языка

Глаголы, которые без не не употребляются (недоумевать), глаголы с составной приставкой недо- в значении неполноты (недосолить), глагол недоставать в значении «быть в недостаточном количестве», «быть нужным» (недостает терпения; только этого недоставало).

Объясните мне, пожалуйста, правописание приставки НЕДО с глаголами. И как различать написание приставки НЕДО и частицы НЕ с глаголами ( Например: Недописал работу или Не дописал работу)?

Ответ справочной службы русского языка

Не пишется слитно в составе глагольной приставки недо-, означающей неполноту, недостаточность по сравнению с нормой. Без не— такой глагол не будет иметь смысла, например: они хронически недоедают (= ‘едят недостаточно; плохо питаются’; невозможно раздельное написание, т. к. нельзя хронически доедать), няня недосмотрела за ребенком (= ‘плохо присматривала, не уберегла от какой-либо неприятности’; не имеет смысла сочетание досмотреть за ребенком), ср. также: А он шутил – недошутил, Недораспробовал вино И даже недопригубил (В. Высоцкий. «Прерванный полет»).

Но от глаголов с приставкой недо— следует отличать глаголы с приставкой до— и предшествующей частицей не (такие глаголы с частицей не обозначают не доведенное до конца действие), например: мы не досмотрели до конца фильм (=не смогли досмотреть); наш сын часто не доедает свою порцию (= не хочет, не может доесть). Ср. пример из той же песни В. Высоцкого «Прерванный полет»: Но к ней в серебряном ландо Он не добрался и не до… Не добежал, бегун-беглец, Не долетел, не доскакал… (= не смог добраться, не смог добежать…).

В приведенном Вами примере верно слитное написание недописал в значении ‘написал меньше нужного’ и раздельное написание в значении ‘не смог (не захотел, не успел…) дописать’.

В заключение немного юмора. На разнице в значении глаголов недоедать ‘есть недостаточно, плохо питаться’ и не доедать  ‘не съедать до конца’ основан юмористический эффект в известном анекдоте советской эпохи. Рабочие пишут письмо в ЦК КПСС: «Мы, пролетарии Нечерноземья, прочитали в «Правде», что негры в Африке недоедают. Нельзя ли все, что они не доедают, присылать нам?»

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, как правильно пишется слово недорешал или не дорешал? И почему?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно слитное написание. Глагол недорешать, обозначающий неполное действие, образован от глагола решать путем прибавления приставки недо-.

У нас тут спор не на жизнь, а на смерть. Есть ли такие случаи, когда не с глаоголом пишется слитно? Мне приводят в пример фразы: ему нехватало терпения, недоставало знаний

Ответ справочной службы русского языка

Пишутся слитно с НЕ глаголы, которые без НЕ не употребляются: негодовать, недоумевать. Есть глаголы с приставкой недо-, обозначающие, что действие выполнено ниже нормы: недоставать, недоплатить.

Объясните разницу в ваших ответах.
Слитно или раздельно: «время автономной работы немного недотягивает до номинального?»
Кожевников Анатолий Александрович
Ответ справочной службы русского языка
Вы написали верно.
Слитно или раздельно «недотягивают» в фразе: «… результаты никогда недотягивают до максимальных значений …»
Кожевников Анатолий Александрович
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: результаты никогда не дотягивают.
Петя Иванов

Ответ справочной службы русского языка

Следует различать глаголы с приставкой _недо-_, обозначающие, что действие выполнено ниже нормы, и созвучные им глаголы с приставкой _до-_, которым предшествует отрицание _не_ и которые обозначают в сочетании с частицей, что действие не доведено до конца. Во втором приведённом случае на написание влияет наличие слова _никогда_.

я снова по вопросу о слитном и раздельном написании «не». вы ответили, что надо отличать приставку НЕДО- от глаголов с приставкой ДО- и отрицанием НЕ. если я правильно поняла, то в э этом случае у слова «недотянуть» может быть и слитное и раздельное написание в зависимости от контекста? например, «не дотянул до финиша» будет писать раздельно также, как и «не дошел до финиша»?

как различить приставки недо- и до-

Ответ справочной службы русского языка

Да, в контексте _не дотянул до финиша_ правильно раздельное написание (нормальное отрицание _не_, которое пишется с глаголом раздельно). А вот во фразе _ямщик недотянул подпругу_ перед нами глагол с приставкой _недо-_. Различить можно по значению: у глагола _недотянуть_ значение «натянуть меньше, чем следует»; если такого значения нет (_он не дотянул до финиша_), то пишем раздельно.

Разъясните, пожалуйста, почему слово «недотягивают», «недотягивать», «недотянуть» пишется слитно? вроде как и без «не» данный глагол употребляется…

Ответ справочной службы русского языка

НЕ пишется слитно в глагольной приставке _недо-_, обозначающей несоответствие требуемой норме, например: _недовыполнить_ (выполнить ниже требуемой нормы), _недосмотреть_ (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь), _недотянуть_ (натянуть меньше, чем следует). От глаголов с приставкой _недо-_ надо отличать глаголы с приставкой _до-_, имеющие впереди cебя отрицание _не_ и обозначающие не доведенное до конца действие.

Урок русского языка в 5 классе 
Дата проведения: 24 апреля 
Тема урока: «НЕ с глаголом» (параграф 107) 

План урока:

1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА: не буду, не был, не могу, не мог, не хотел, не хочу, не стану, не стал (стр.99), ненавидеть, недоумевать, негодовать ( стр.100) Выписать в тетради или словари

Ознакомьтесь с лексическим значением слов:

Ненавидеть — испытывать ненависть.

Недоумевать-сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.

Негодовать-испытывать возмущение, крайнее недовольство.

2 ОБЪЯСНЕНИЕ   ТЕМЫ: 

1) ПАРАГРАФ 107 на странице 99
2) . Видеоурок /посмотреть обязательно/

>   https://www.youtube.com/watch?time_continue=457&v=vBtVejA5wBo&feature=emb_logo

ИЛИ  https://vk.com/videos175567841?z=video175567841_456239110%2Fpl_175567841_-2

3) ТЕОРИЯ

Отрицательная частица НЕ по-разному выражает отрицание. Она придаёт отрицательное значение всему предложению (Не цвести цветам поздней осенью. Семеро одного не ждут.) или отдельному слову (Неприятель наступает с флангаНе распустившиеся из-за холода цветы ждали солнца. Друзья приехали нескоро.)

Вернёмся к глаголам. Как они пишутся с частицей не? Посмотрите на стихотворение.

Не выучил – не делай,

Не знаешь – не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу не пиши.

Мы видим, что не с глаголами пишется раздельно. Это нужно запомнить и раздельно писать не ходил, не видишь, не могу, не спи.

А теперь посмотрите на глаголы ненавидеть, негодовал, нездоровится. Как вы думаете, почему с этими глаголами частица не пишется слитно? Давайте попробуем употребить эти глаголы без не. У нас получится «навидеть», «годовал», «здоровится». Таких слов в русском языке нет. Делаем вывод: с частицей не пишутся слитно глаголы, которые без неё не употребляются.

Итак, делаем вывод:

Частица не с глаголами пишется раздельно. Исключение: пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без не.

Невзлюбить, неволить, негодовать, недомогать, нездоровится, неистовствовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать.

ТРУДНЫЕ СЛОВА:  

Нездоровится – испытывать нездоровье, чувствовать себя плохо, болеть

Неможется – испытывать нездоровье, чувствовать себя плохо, болеть

Недомогать – болеть

Ненавидеть – испытывать отвращение, ненависть

Негодовать – возмущаться, испытывать возмущение, крайнее недовольство.

Недоумевать – не понимать чего-нибудь,  сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чём дело.

Недоставать – не хватать чего-либо

Невзлюбить – чувствовать неприязнь

Неволить  – заставлять, принуждать что-то сделать против желания.

4) Грамматическая сказка «Сила любви» Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».Частица Не никогда не подходила к глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности… Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица Не жить друг без друга не могут. (По Ф. Кривину) 

5. Закрепление материала: упражнение 609 на стр.99 (письменно)

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ 

СЛОЖНЫЙ УРОВЕНЬ (для ознакомления)

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы. 

Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.

Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.

В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу с приставкой НЕ ДО-.

НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».

НЕДО

(в значении «мало», «Меньше, чем положено»)

Значение недостаточности действия:

завершить действие НЕВОЗМОЖНО!

НЕ ДО-

(в значении «сделал не до конца»).

Значение незавершённости действия:

завершить действие ВОЗМОЖНО!

недоедать (голодать) – антоним: переедать

недоглядеть за больным (нельзя доглядеть за больным)

недосмотреть за ребенком (нельзя досмотреть за ребенком)

не доедать суп из-за спешки (можно потом доесть) 

не доглядеть спектакль(можно доглядеть в следующий раз)

не досмотреть фильм(можно вернуться и досмотреть его)

ЗАПОМНИТЬ!

1) Глагол «недоставать» (в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении  «Этого ещё недоставало!».

Например:

Этой семье постоянно недоставало денег.

В пейзаже недоставало красок.

НО!

Мальчик НЕ  доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено). 

2) Есть  глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:

НЕДОлюбливать, НЕДОоценить, НЕДОпонимать, НЕДОслышать.

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выучить правило, все словарные слова и трудные слова, упражнение 614 (письменно)

Правило правописания не с существительными: когда пишется слитно а когда раздельно примеры

Правописание не с любой частью речи не так уж и сложно. Но со временем школьная программа забывается. Чтобы заслуженно носить репутацию грамотного и образованного человека, лучше периодически вспоминать правила орфографии и пунктуации. Слитное и раздельное написание не с существительными тоже регламентируется определенными правилами.

Видео

Значение частицы и приставки НЕ

Недо приставка как пишется с глаголами

Слитное написание НЕ

Существительные пишем вместе с не в следующих случаях:

  • Если данное слово без НЕ теряет смысл, например: недоучка, нежность, ненависть.
  • Когда, прибавляя к слову НЕ, мы получаем его антоним. При этом понятие с НЕ можно заменить словом, близким по значению. Например: неволя (плен), недоверие (настороженность).
  • Если не- является частью приставки недо-: недолет, недоделка, недосол.
  • Если слово с НЕ характеризует группу людей, при этом образованное понятие имеет несколько пренебрежительный, уничижительный оттенок. Например: По дороге нам встретились нерусские. Нет ничего хуже, чем переделывать после непрофессионала. Если слово не обозначает людей, то НЕ будет писаться отдельно: Нужно вымыть все: тарелки и не тарелки, кружки и не кружки.
  • Когда при существительном с НЕ есть зависимое прилагательное и/или связано с местоимением: Ученые доказали абсолютную невозможность данного явления. Ваши невыплаты оставили рабочих без зарплаты.
  • Когда не- идет после предлога: Строители не закрыли смету из-за неплатежей.
  • Если слово является термином: нестяжатели, неорганика.

Раздельное написание НЕ

НЕ употребляется отдельно в следующих случаях:

  • В словосочетании или предложении есть явное или скрытое противопоставление: не умом живи, а сердцем. Она испытала не радость, а лишь досаду.
  • В вопросительно-восклицательном предложении, когда ставится акцент на противопоставлении: неужели не победитель взойдет на этот пьедестал?!
  • Со словами нисколько, ничуть, совсем, совершенно и похожих: он чувствовал отнюдь не восхищение.
  • С именами собственными.
  • В случае прямого отрицания: это не параллелепипед.

Недо приставка как пишется с глаголами

Спорные ситуации

Иногда НЕ можно написать и слитно, и раздельно. В этих случаях нужно отталкиваться от контекста, в котором употреблено стоящее с ним существительное. Разберем несколько примеров.

Он испытывал к ней не любовь, а ненависть. НЕ употреблено отдельно, так как имеется противопоставление. Это не удача, это результат кропотливой работы. В предложении ощущается противопоставление, поэтому НЕ пишем отдельно.

Не правда ли, этот конь хорош? Конструкцию «не правда» нельзя заменить синонимом, и дополнительно, предложение является вопросительно-восклицательным по интонации, поэтому НЕ ставим отдельно. Он абсолютно не профессионал. В предложении употреблено слово «абсолютно», поэтому НЕ пишем раздельно.

Примеры определения правильного написания НЕ

Примеры определения верного написания НЕ с именами существительными:

  1. Мы выехали в самую непогоду. Непогода – одно слово, так как его можно заменить синонимом без не (буря).
  2. За окном бушует ненастье. Слово написано слитно, так как без НЕ теряет смысл.
  3. Не слова важны, а их смысл. Есть противопоставление, поэтому НЕ пишется отдельно.

Недо приставка как пишется с глаголами

В русском языке НЕ бывает как приставкой (тогда пишется с существительным слитно), так и частицей (тогда пишется раздельно). При определении верной формы важно полагаться не только на правила, но и на свои ощущения. Если выбранный вариант «режет глаз», лучше заменить его на противоположный.

Правописание не с глаголами

Чтобы понять, как правильно писать: «недостает» или «не достает», необходимо вспомнить правило, которое изучалось еще в 6 классе на уроках русского языка. От учителя тогда можно было услышать фразу: «Не с глаголами всегда пишется раздельно». Однако она является лишь верхушкой айсберга, поскольку в любом правиле, как известно, есть исключения. В русском языке существует несколько десятков глаголов, которые не употребляются без частицы «не». Вот лишь наиболее часто встречающиеся из них:

  • невзлюбить (друга);
  • ненавидеть (врага);
  • несдобровать;
  • негодовать;
  • недоумевать;
  • невзвидеть (света);
  • неймется;
  • неймет;
  • неволить (находиться в неволе);
  • нездоровится;
  • недужиться и так далее.

Чтобы наверняка удостовериться в том, что глагол употребляется без отрицательной частицы, рекомендуется попробовать отбросить ее и взглянуть на конструкцию, которая получится в итоге.

Само собой, не стоит путать глаголы с другими частями речи, которые от них образованы, или просто являются однокоренными:

  • не достать — глагол;
  • недостающий — причастие;
  • недостаточно — наречие;
  • недостаток — существительное;
  • недостаточный — прилагательное.

Ну а чтобы лучше запомнить слова, которые не употребляются без «не», рекомендуется рассмотреть несколько предложений, в которых они употребляются. По желанию можно также провести их синтаксический разбор:

  1. Если ты не доставишь документы в срок, то тебе несдобровать.
  2. Ну чего ж тебе так неймется из-за нехватки денег?
  3. Мне сегодня нездоровится, поэтому я провожу время в сети.
  4. Почему недоставленная буква так отразилась на моей оценке, что я даже стал негодовать?
  5. Если долго неволить, то только и остается что ожидать чуда.
  6. Не стоит давать советы, если тебе самому недужится.
  7. Важно не временить с саморазвитием, иначе потом придется недоумевать от нехватки знаний.

Однако даже это правило глаголов нельзя назвать полным. Существует еще один пункт, который заслуживает особого упоминания, однако изучается лишь в старшей школе или университете.

Алгоритм для самопроверки

Чтобы правило как можно глубже отложилось в памяти, его рекомендуется не просто несколько раз прочитать, но и также разобрать несколько конкретных примеров, используя определенный алгоритм действий. Вот небольшая инструкция, которая позволит не упустить ни одного важного момента:

  1. Убедиться в том, что приходится иметь дело именно с глаголом. К сожалению, в русском языке существует довольно много конструкций, которые имеют похожий внешний вид и лексическое значение, из-за чего некоторые начинающие писатели ошибочно распознают ту или иную часть речи, а также применяют правило, которое не подходит под данный случай. Чтобы этого не происходило, необходимо всегда помнить о том, что глагол отвечает на вопросы: «что делать?» и «что сделать?» (а также их другие формы), а также обозначает действие предмета. Ну и важно помнить о том, что далеко не все сказуемые выступают в роли именно этой части речи.
  2. Попробовать убрать отрицательную приставку «не» от слова. Несмотря на то что большинство глаголов пишутся с «не» раздельно, все-таки рекомендуется сперва попробовать отделить ее от конструкции. Если в результате получается непривычное для слуха слово, которого попросту не может существовать в русском языке, то это значит, что оно не употребляется без «не», поэтому писать его необходимо слитно. Проверить свою правоту можно с помощью орфографического словаря. Также рекомендуется выучить как можно больше глаголов, которые не употребляются без «не».
  3. В случае наличия приставки «недо» рекомендуется провести морфологический разбор конструкции, а также попробовать подобрать синоним. Хоть это и не отражается на правиле правописания, однако, если разбирать такие слова как можно чаще, у писателя выработается интуиция, благодаря которой он будет распознавать похожие конструкции с невероятной скоростью.

Ну и нет ничего лучше, чем приступить к выполнению задания сразу после изучения правила. Есть множество интересных примеров, благодаря которым можно закрепить полученный материал, а также поднабраться опыта.

About Современный русский:

Цель проекта — повышение статуса современного русского языка среди его носителей, развитие интереса к культуре речи, популяризация грамотности.Международный информационно-просветительский проект «Современный русский» входит в состав МКР-Медиа

Теги

Adblock
detector