Меню

Неправильная жизнь рассказ продолжение читать на дзен

Следователи по делу блогера Хованского фальсифицируют доказательства, уверен обвиняемый в оправдании терроризма за песню о «Норд-Осте». В интервью корреспонденту Север.Реалии Хованский рассказал о том, как к нему относится администрация колонии, почему он не согласен с обвинениями следствия и почему уже сдался и живет в унынии.

На ютьюб-канал видеоблогер Юрия Хованского подписаны более 4,4 млн человек. Хованского задержали в июне этого года в Санкт-Петербурге за песню о теракте на Дубровке в 2002 году, в ней было одобрение действий боевиков.

По версии следствия, песня была исполнена во время стрима в 2018 году, при этом обвинение ссылается на показания основного свидетеля обвинения – видеоблогера Андрея Нарцева (Нифедова). Хованский, его защита и другие блогеры, которых Нифедов назвал свидетелями исполнения песни, утверждают, что такого стрима не было, а песня единственный раз исполнялась в ноябре 2012 года: по его словам, он спел ее перед «компанией нацистов» за много лет до того, как в Уголовном кодексе появилась статья 205.2 УК РФ. Хованский утверждает, что видео с исполнением песни он нигде и никогда не публиковал. Ролик появился незадолго до ареста Хованского на ютьюб-канале с несколькими подписчиками. Если это так, то срок давности привлечения Хованского к ответственности уже истек: тогда действовала другая редакция статьи УК об оправдании терроризма, говорят адвокаты блогера.

Свидетелями по делу Хованского стали три человека, которые якобы случайно услышали его песню в 2018 году. По данным РБК, как минимум двое из свидетелей раньше могли работать в полиции. Так, один из свидетелей Андрей Бакулин заявил, что услышал песню Хованского из телефона сидевшего недалеко мужчины в одном из баров Петербурга. Бакулин утверждает, что обратился в 2021 году в Центр по борьбе с экстремизмом при МВД с требованием проверить песню. В баре три года назад услышала эту же песню другая свидетельница – Светлана Гаврилкина. В 2021 году Гаврилкина увидела ролик на ютьюбе и обратилась в полицию. Третий свидетель – Иван Бендь услышал, как группа подростков слушала песню Хованского в парке Победы. Издание отмечает, что показания свидетелей состоят «из одинаковых фраз и целых абзацев». Песню Хованского все трое назвали либо «отвратительной», либо «омерзительной» и описали, по данным РБК, дословно таким образом: «Содержание песни было направлено на восхваление терроризма и террористических актов. Я помню, что в песне были строки про террористический акт в театре «Норд-Ост» с нецензурным восхищением данной трагедией. Также помню, что в песне были строки про убийства детей и спонсирование новых терактов».

Каждый из допрошенных поинтересовался у человека со смартфоном, «что он смотрит, кто этот певец и почему он позволяет себе петь такое». Собеседник в каждом случае ответил, что «находится на онлайн-конференции в скайпе по сути, на прямой трансляции, а молодой человек Юрий Хованский, популярный блогер на ютубе».

Видеоблогер Хованский уже почти полгода находится в СИЗО «Кресты», откуда ответил на вопросы корреспондента Север.Реалии.

– В ноябре вам назначили психолого-психиатрическую экспертизу. Известны ли её результаты?

– Нет, с результатами экспертизы я до сих пор не ознакомлен, хотя она делается в течение 10 дней.

– Как к вам относятся другие арестанты и заключенные?

Администрация относится с сочувствием – все понимают, что мне здесь не место

– От конфликтов Бог пока миловал. Люди, мягко говоря, шокированы тем, что я в СИЗО из-за песни. Даже бывалые уголовники говорят, что никогда не видели такого беспредела. Администрация относится с сочувствием – все понимают, что мне здесь не место. Подбадривают, подкалывают иногда, но всегда проявляют понимание и человечность. Сижу с особо тяжкими (из-за моей статьи нельзя содержаться с легкими статьями), но люди замечательные. Отношения товарищеские. Условия нормальные, но чувствую себя все хуже.

– В одном из ответов на коллективное письмо вы указывали, что у следствия появились доказательства того, что вы исполняли песню в 2018 году. О чем идет речь, согласны ли вы с обвинениями?

Следствие занимается фальсификацией доказательств, потому что понимает, что сроки давности истекли и придется меня отпустить

– Это не доказательства, это бред сумасшедших. Там показания свидетелей (подставных) из цикла «Я шел по улице в 2018 году и услышал эту песню из телефона незнакомца. Он мне сказал, что сидит в скайпе с Юрием Хованским». Разумеется, я не согласен с обвинениями – следствие занимается фальсификацией доказательств, потому что понимает, что сроки давности истекли и придется меня отпустить.

От меня потребовали отказаться от адвокатов, взять их защитника и оговорить себя: солгать, что я пел в 2018 году, а не в 2012-м. Говорили, что вопрос моей виновности уже решен «наверху».

– Чем вы занимаетесь в СИЗО?

– Доступ к книгам и тетрадям есть, но я либо занимаюсь ответами на письма, либо лежу на кровати и жду смерти. Семь лет в лагере для террористов с моим здоровьем – смертный приговор, а именно столько мне обещали, если не оговорю себя. Встречи и звонки только с разрешения следователя.

– Много ли писем от поклонников вы получаете?

– Писем приходит много, люди поддерживают меня и просят не сдаваться. Жаль, что я уже сдался и живу в унынии.

В июле 2021 года Хованский назвал свою песню «отвратительой и не имеющей оправдания». «Эта песня – моя ужасная ошибка, больше всего я бы хотел, чтобы этой песни никогда не было», – говорится в письме, которое опубликовал его знакомый.

Открытое письмо Хованского вызвало очень большой общественный резонанс.

Я прошу, нет, я умоляю – помогите мне. Не дайте им причинить вред моей семье

«Мне страшно, и я не знаю, что делать. Я и раньше боялся в СИЗО, но никогда ещё мне не приходилось бояться за близких по ту сторону забора, – написал арестованный видеоблогер. – Я не думал, что в России 2021 года следователь может открыто угрожать семье обвиняемого и требовать признаться в том, чего он не совершал. На дворе ведь не 37-й год, думал я. Теперь я уже не знаю, что думать. Я прошу, нет, я умоляю – помогите мне. Не дайте им причинить вред моей семье. Не дайте им подкинуть что-то на компьютер или посадить меня по показаниям лжесвидетелей! Ведь закон должен соблюдаться даже в отношении тех, кто вам не нравится. Я был не самым лучшим человеком на воле, но разве это повод оправдывать методы НКВД, которые ко мне применяются? Подумайте, у меня 4,5 миллиона подписчиков, а у следственного комитета ушло всего четыре лжесвидетеля, чтобы сломать мою жизнь. Сколько им потребуется, чтобы сломать вашу? Каждый третий в крестах сидит исключительно по «показаниям» таких вот «свидетелей». Это может быть ваш муж, ваш брат, ваш сын. Сейчас решается не просто моя судьба, сейчас определяются рамки вседозволенности, которую позволяют себе следственные органы. Ведь любой человек может зайти в веб-архив и убедиться, что я пел ту песню в 2012. Ведь нельзя же, чтобы судьи смотрели на чёрное и выносили постановление о том, что это белое. Нельзя допустить, чтобы людей судили не по закону, а из-за общественного резонанса. Нельзя позволять этим оборотням в погонах угрожать нашим близким. Прошу вас, помогите мне! Без вас они просто меня убьют».

В июне во время обысков у его девушки Марии Нелюбовой пропали личные накопления, около 600 тысяч рублей, оперативники спрашивали у нее, как давно она сидит на запрещенных веществах, что Нелюбова расценила как угрозу подкинуть ей наркотики. В августе Хованского внесли в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга. 3 ноября суд продлил Хованскому срок содержания под стражей еще на 2 месяца. В своем обращении к суду блогер сказал: «Меня просто пытают за то, что моя песня разозлила общественность. Да, у меня дурацкое чувство юмора. Неужели это причина ломать мою жизнь? Меня просто держат в СИЗО, подрывая моё здоровье, мою веру в человечество».

49-летний петербуржец Евгений Туганков, осужденный по «дворцовому делу» за удар омоновца на митинге в поддержку Алексея Навального, освободился из колонии поселения, куда его отправили летом этого года. Туганков объявлял в колонии голодовку, где не было лекарств и умывальников для заключенных. Приговоренные к самому «легкому» виду лишения свободы фактически находятся в тюремных условиях, написал он российским властям: камеры и секции переполнены, заключенным не хватает места для хранения и приема пищи, нет душевых, и периодически приходится мыться в холодной воде. В интервью корреспонденту Север.Реалии Туганков рассказал, как администрация колонии отреагировала на протест и что, по его мнению, необходимо сделать, чтобы сломать систему.

Евгения Туганкова осудили ровно через два месяца после акции протеста 31 января. Он ударил сотрудника ОМОН по фамилии Кривов на Пионерской площади. По словам Туганкова, он увидел, как люди «в черном» и «без опознавательных знаков» начали арестовывать человека. «Я посчитал это несправедливым и посчитал нужным таким образом вмешаться», – говорил он судье. Прокуратура требовала для него 2,5 года колонии-поселения, адвокат просил суд не назначать наказание, связанное с лишением свободы. В итоге Евгения Туганкова приговорили к году колонии-поселения. Наказание он отбывал в ФКУ КП-8 УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

– Что вы ощутили, когда вышли на свободу?

– Интересный момент: когда освобождаешься, словно никакой тюрьмы и не было. Вся тюрьма как будто чик (показывает пальцами руки ножницы) – и всё ушло. Где-то ты там был, тебя пять минут не было, и ты снова здесь, на воле. Сколько бы ты там ни сидел: месяц, год, пять лет – наше подсознание плохое не берет.

– Во время следствия вы находились в СИЗО «Кресты» в Петербурге. Какие отношения у вас были с администрацией изолятора и с другими арестантами?

– Я был в СИЗО в Горелово три недели – взяли мазок на ковид. Там плохая еда, отстойное содержание, врачей нет. Стало человеку плохо, звонили, долбили в двери ночью четыре часа – тишина. На «Крестах» было нормально. Я сразу заехал, меня вызвал оперативник. Я сказал: «Вы меня не прессуете, по хатам не катаете, а я не вызываю журналистов, не пишу юристам». Они ответили: «Без проблем». Так что в «Крестах» с операми нашел общий язык. Меня там посадили в очень интересную хату, где сидел Дмитрий Гаркуша, обвиняемый по делу Сабадаша (экс-сенатор от НАО и бизнесмен Александр Сабадаш, осужденный в 2017 году по делу о выводе денег из банка «Таврический». В 2020 году ему предъявили новые обвинения. Дмитрий Гаркуша, бывший акционер «Таврического», проходил обвиняемым по тому же делу, что и Сабадаш. В 2017 году был осужден. В 2020 СК предъявило Гаркуше новые обвинения. – СР). У них в камере было радио, они слышали про митинги. Мы много с ним болтали. Он очень тихий интеллигентный дядька, сразу спросил о деле, я ответил, что за митинг. Мы начали с ним вступать в идеологический спор. Я ему говорил: «Дима, послушай, ты сидишь, тебе дали 7,5 лет ни за что. Ты отсидел их. Потом ты вышел, прогулял полгода, и тебя по этому же делу опять закрыли. Ты опять сидишь. И ты мне говоришь: почему мне не нравится эта власть?»

– Почему в колонии-поселения вы объявили голодовку?

Я терпел, терпел, но меня достали

– Я приехал в колонию-поселение. Всё там мило: воздух над головой свежий. «Кресты», конечно, вроде поменялись: камеры большие, питание получше, но все равно это душное очень заведение в моральном плане. Постоянно одни и те же люди – четыре человека, иногда ни радио, ни телевизора нет. Я думал, спокойно досижу в колонии-поселении: спорт, книжки и пойду спокойно домой. Я прекрасно понимал, что никакого УДО и освобожусь со звонком (после окончания срока заключения. СР). Но начались моменты… Я терпел, терпел, но меня достали.

По УИКу (Уголовно-исполнительному кодексу РФ. – СР) в колонии-поселении у нас гражданская одежда, но почему-то, например, в шортах на проверку выходить нельзя, в локалке (огражденные прогулочные территории. СР) майку снимать нельзя. Откуда локалка на поселении? Лето, жара 30 градусов, и ты не можешь выйти без майки. Я спрашиваю: шорты – это гражданская одежда? Отвечают: гражданская. Почему я не могу выходить в шортах, почему майку не могу снять в локалке, когда солнце 30 градусов? Мне неделями не отдавали письма и газеты. Девочка, младший оперативный сотрудник, все время смеялась на то, что мне люди пишут. Её как-то это веселило. Я спрашивал: «Вас что веселит-то? Вы людей не знаете, а оскорбляете их». Не отдавали неделю, две, я спрашивал: «Вы что там читаете? Вы что цензурируете в «Новой газете»? Правительство РФ разрешило эту газету, а вы хотите найти какие-то ошибки, и значит, правительство РФ ошиблось? Хотите что-то найти, что нельзя мне читать?» Они говорят: «У нас одна девочка, у неё времени нет». Лекарств нет. В колонии-поселении нет медсанчасти, парацетамола нет, анальгина нет.

– Если кому-то из заключенных станет плохо?

Систему можно и нужно ломать, если знать, как и чего она боится

– В лучшем случае, если осужденные надавят на дежурную смену, то она вызовет врачей. Летом во время ковида лекарств не было. Я уже звонил в «ОВД-Инфо» (признан СМИ-иноагентом. – СР). Они дали объявление о сборе лекарств. Люди прислали нам лекарства, хотя бы парацетамол, ибупрофен. Их выдали. Колония-поселение – самый легкий вид наказания. А я попал в такую тюрьму, где общий режим, или особый, или строгий. В любых зонах – особого, общего и строгого режима – три проверки в день. На колонии-поселении – пять! С чего это? Просто захотелось, чтобы пять раз проверяли?! В этой колонии ничего не соответствует ничему: от количества унитазов, шкафчиков, тумбочек, душевых до помещений, где люди живут. Медицины нет, ШИЗО… На колонии-поселении ШИЗО не может быть вообще. Максимум, что может быть, – тебя отстраняют от работы, и ты месяц живешь на бараке с четырехчасовой прогулкой в день. В колонии-поселении люди (осужденные) простые, 90% – обычные мужики, которые к преступному миру отношения не имеют вообще. Они с воли заехали процентов 30–40, а их в тюрьму отправили, хотя им присудили колонию-поселение. Последней каплей стало то, что в общей столовой нет умывальников. Я хожу есть, иду по улице в столовую, открываю двери, но не могу помыть руки. Это все накопилось, достало. Утром в один день я написал заявление на хозяина (начальника колонии-поселения. – СР), на врача о том, что объявляю голодовку. И сразу из Москвы звонят Потапенко (главе ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленобласти Игорю Потапенко. СР). Везде в стране пандемия, а у нас не то что даже каких-то антисептиков, умывальников нет. Представляете уровень этого заведения? Через четыре часа появилось два умывальника. Систему можно и нужно ломать, если знать, как и чего она боится.

– Как администрация отреагировала на вашу спонтанную акцию протеста в колонии?

Им часто надо выбирать между человечностью, порядочностью, нравственностью и тем, что им диктует система

– В силу обстоятельств у меня много друзей сотрудников, в том числе связанных с ФСИН. И как у Задорнова: все по отдельности – классные люди, с ними можно дружить, пить водку, отдыхать, но как только он приходит и надевает форму – всё. Он человек системы. И им часто надо выбирать между человечностью, порядочностью, нравственностью и тем, что им диктует система. Понимаете, это выбор не очень простой на самом деле. Представьте, вы подполковник или майор, прослужили всю жизнь, вам до пенсии год-два и здесь надо принять решение, они понимают, что оно может быть незаконным, но если не сделают этого, то им придется уволиться. Они живут, лавируя постоянно между этим. Они не какие-то вурдалаки-упыри. Они нормальные мужики, но не в этой системе, которая говорит, что нужно ломать человека, что зэк – не человек. Много и тех, кто реально ненавидит арестантов и зэков, но много нормальных. Администрация в моей колонии-поселения была нормальная. Меня вызвали и спросили: «Женя, ну что ты к нам прийти не мог? Ну, поставили мы бы эти умывальники». УФСИН дала на сайте, что голодовки не было, но она была. Утром я отдал заявление, а в 15 часов меня вызвали к хозяину и сказали: вот умывальники, идите смотрите. Естественно, я прекратил голодовку. Потом проблем не было: администрация сказала, если что-то надо, мы все решим. В принципе, если это не влияет на какие-то отношения с управой (вышестоящей администрацией. СР), то ничего не стоит пойти тебе навстречу. Они говорят: есть проблемы – приходи, будем обсуждать, решать. Я использовал это, чтобы помочь кому-то, потому что у меня в принципе все было нормально.

– Как отреагировали другие осужденные на ваше уголовное дело?

Реакция у всех была разная. Первый вопрос был, много ли мне заплатили, может, нас куда-то можно устроить, чтобы денег получить. Я так смеялся. Все время этот вопрос слышал.

– Почему вы пошли на митинг 31 января?

Если кто-то думает, что что-то изменилось, то они ошибаются. Это просто Советский Союз эпохи интернета

Я вообще очень люблю митинги, демонстрации. Мне нравится, когда люди отстаивают свои права, пытаются что-то донести до власти. Потому что обратная связь должна быть, без этого власть начинает умирать и тащит нас за собой: экономику, культуру, да вообще все. Российский народ аполитичен, инертен и местами очень равнодушен. Лично для меня все началось с Беларуси. Я очень удивился, что в Беларуси начался протест, потому что это такая терпеливая и спокойная нация. Я видел, как людей бьют, убивают. И 23 января у меня было просто желание выйти. Организация протеста была никакая. Я хотел просто выйти и сказать власти, что она не права. Такая обстановка была, что надо было что-то делать. Я живу в этой стране всю жизнь, почти 50 лет. Я застал Советский Союз и сегодняшнюю власть. Если кто-то думает, что что-то изменилось, то они ошибаются. Это просто Советский Союз эпохи интернета. Вот и все. Людей так же убивают. Ты не можешь ничего говорить, выходить на митинги за свои права. Никому ничего не надо тут. И власть у нас неподсудна и делает, что хочет. Если бы не интернет, то просто как раньше: всех к стенке, в лес и все.

– В суде вы говорили, что сожалеете о случившемся во время митинга. Это действительно так?

– Я сожалею о том, как я это сделал: я ударил его в спину, потому что в спину бить не по-мужски. Я за это попросил прощения. Я бы с удовольствием сделал это лицом к лицу.

– То есть бить сотрудников правоохранительных органов можно?

Знаете, здесь палка о двух концах, как говорится. В ПВР (правилах внутреннего распорядка. – СР), например, написано, что ты обязан выполнять законные требования сотрудника. Но часто сотрудники ведут себя незаконно. Я выполнял свое законное конституционное право на митинг. Я не считаю, что власть должна давать мне разрешение на митинг. Она живет за наш счет, и мы не должны спрашивать у нее разрешения. Мы хотим собраться по такому-то вопросу и обсудить. Давайте как-то решим, чтобы не мешать другим людям, машинам. Я не должен спрашивать, можно или нет. Государство как структура существует за наш счет. У нас в Конституции прописана свобода митингов собраний.

– Вы не жалеете о том, что с вами случилось?

Они говорят, что они мужчины, что у них есть честь, они патриоты. Вы чьи патриоты? Путина и власти этой? России – нет

– Я бы жалел, если бы убежал. Сожаления о случившемся у меня не было ни разу. Я не ожидал, что за это может быть реальный срок, за то, что я пихнул сотрудника в спину и нанес «моральный вред» сотруднику. Мне дали год за то, что я нанес душевную травму сотруднику ОМОНа, потому что никакого физического вреда я ему нанести не мог. Ладно, если бы дали 15 суток, я бы согласился, но год… Это же не юридический момент, это политическая акция – чтобы другие не ходили. Сотрудник Росгвардии бьет женщину ногой, и ничего: ни уголовного дела, ни суда офицеров (речь идет о Маргарите Юдиной, которую росгвардеец с «запотевшим забралом» с размаху ударил ногой в живот. – СР). Они говорят, что они мужчины, что у них есть честь, они патриоты. Вы чьи патриоты, Путина и власти этой? России – нет.

– Вы говорите, что «нужно ломать систему». Что это значит в вашем понимании?

Менять систему проще всего изнутри

– Мы должны бороться, каждый как может. В первую очередь через изменения самих себя и своего мировоззрения. «Каждый день по капле выдавливать из себя раба» – это про нас. Мы также должны выходить на улицу, должны объявлять забастовки, должны требовать у власти исполнения закона и социальной справедливости. И для молодёжи я бы сказал так: идите во власть. Менять систему проще всего изнутри. Весь мой жизненный опыт говорит об этом. Но опять же: «Станьте сами теми изменениями, которые вы хотите видеть в мире». Это значит, будьте сами добры, справедливы, милосердны. Не осуждайте, не крадите, уважайте себя и других. Помогайте слабым и учитесь быть сильными. И если мы будем к этому стремиться, то Путины, Лукашенко и им подобные априори не смогут стоять во главе страны. Изменимся мы – изменится власть.

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Салех Рустамов на 23-й день голодовки не может самостоятельно передвигаться и крайне слаб и изможден, рассказал его брат. Врачи тюремной больницы назвали состояние активиста тяжелым и предупредили об опасности для жизни в случае отказа от воды, сообщил адвокат.

Как писал «Кавказский узел», 6 ноября активист партии Народного фронта Азербайджана Салех Рустамов объявил голодовку в связи с тем, что не попал под амнистию, объявленную президентом Азербайджана 5 ноября к годовщине победы в войне в Карабахе. Руководители ряда неправительственных организаций, правозащитных групп и СМИ 19 ноября обратились к президенту страны с просьбой освободить Рустамова. 23 ноября Рустамов сообщил адвокату, что с 26 ноября намерен начать сухую голодовку, однако адвокату и родным удалось отговорить его.

Салех Рустамов – гражданин России и не является гражданином Азербайджана. 27 февраля суд приговорил его к семи годам и трем месяцам заключения, позднее Верховный суд сократил срок наказания на два месяца. По версии следствия, Рустамов ежемесячно собирал у занимающихся в России бизнесом граждан Азербайджана средства на поддержку ПНФА. Общая сумма, переданная через его племянника, составила 412 тысяч долларов. По этому делу, помимо Салеха Рустамова, осуждены на различные сроки лишения свободы его племянник и три члена ПНФА. В суде адвокаты заявили, что подсудимые подверглись пыткам.

Сегодня Салеха Рустамова в Лечебном учреждении Пенитенциарной службы посетили его братья. «Нам предоставили возможность в тюремном госпитале провести с ним встречу в отдельной теплой комнате, а не в помещении для встреч с заключенных с близкими. Салех уже не может передвигаться без посторонней помощи, он шатается. Салех — человек спортивного телосложения, но от него ничего почти не осталось – он сильно похудел, кожа да кости. Салех очень вял, выглядел бледным, изможденным. Говорил тихо, отрывисто. Мы ему сказали, чтобы еще немного подождал, не переходил к сухой голодовке, поскольку есть активная общественная кампания в его поддержку. Салех сказал, что ему тяжело продолжать голодовку и он хочет уже «быстрого конца». После наших просьб он согласился еще некоторое время повременить и выпил при нас горячую воду. А так в день он пьет всего один стакан воды. Он и слушать нас не хочет, когда мы ему говорим: «Прекрати голодовку, сохрани себе жизнь», — рассказал корреспонденту «Кавказского узла» брат активиста Талех Рустамов.

По его словам, госорганы не реагируют на голодовку. «Только представители омбудсмена и врачи госпиталя интересуются судьбой Салеха», — добавил Талех Рустамов

Адвокат Салеха Рустамова Бахруз Байрамов сегодня встретился с врачами Лечебного учреждения Пенитенциарной службы.

«Врачи сказали, что состояние Салеха критическое, а если он перейдет к сухой голодовке, то продержится всего 12-15 часов, после чего наступит смерть. С другой стороны, Салех Рустамов категорически против принудительного кормления. Завтра я попытаюсь еще раз поговорить с Салехом и попробовать убедить его остановить голодовку. Все равно голодовка частично достигла цели – привлекла общественное внимание. Пользователи соцсетей репостят баннеры с призывами свободы Салеху Рустамова, в Баку и других городах расклеиваются листовки. Даже политэмигранты уже проводят акции протеста перед азербайджанскими посольствами. Есть серьёзная международная реакция. Далее общественная защита будет сильнее», — сказал адвокат.

Байрамов подчеркнул, что Салех Рустамов принимает только воду. «23 дня голодовки — это очень серьезно. Он не принимает каких-либо питательных веществ. Он только пьет в день стакан воды и иногда ему вводят инъекции витаминов, чтобы предотвратить нарушение работы мозга», — заметил адвокат.

В связи с выходным днем получить комментарии в Пенитенциарной службе не удалось.

Ранее в Пенитенциарной службе корреспонденту «Кавказского узла» сообщили, что вопрос о состоянии здоровья заключенных относится к Главному медицинскому управлению Минюста, а в этой структура заявили, что не дают комментариев о состоянии здоровья заключенных.

Напомним, что ранее бывший посол США в Азербайджане Ричард Козларич в связи с делом Рустамова потребовал введения санкций против чиновников Азербайджана, нарушающих права человека. «Бакинский режим нарушает права своих граждан и действует безнаказанно. Соединенным Штатам пора наложить санкции на виновных в аресте и задержании Рустамова. У Вашингтона есть инструменты. Он должен их использовать», — написал дипломат в своем микроблоге в Twitter.

Норвежский Хельсинкский комитет также призвал к освобождению Рустамова. Однако, по словам Байрамова, пока на призывы местной и международной демократической общественности нет никакой реакции от властей Азербайджана.

Материалы о случаях преследования активистов в регионах Кавказа «Кавказский узел» опубликовал на тематической странице «Преследование активистов». Справка «Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане» размещена в разделе «Справочник» на «Кавказском узле».

Критики и аудитория определились с лучшими играми сезона, а значит пора предвкушать новинки, которые будут нас развлекать уже через несколько месяцев. Среди самых ожидаемых проектов 2022 года — продолжение культовой серии S.T.A.L.K.E.R., которое вернет фанатов в мрачные декорации Чернобыля. А пока проект шлифуют и полируют, мы вместе с VOKA вспоминаем, как вообще в видеоиграх появился жанр постапокалипсиса и какие ключевые игры этого направления стоит успеть открыть для себя.

Человечество с момента своего появления шло нога в ногу с гипотетическим апокалипсисом — и если своими действиями не приближало стрелку часов судного дня к полуночи, то по крайней мере активно фантазировало на эту тему в различных произведениях искусства. Параллельно с этим авторы задумывались и о том, с чем столкнутся счастливчики, пережившие конец света.

Первым постапокалиптическим произведением по своей сути можно считать уже библейский рассказ о Ное и его ковчеге. Мужчина после всемирного потопа восстанавливает жизнь на Земле — чем вам не представитель жанра? Но формально, конечно, его отсчет начался чуть позже: в 1816 году в литературе появляется видение конца света от лорда Байрона в стихотворении «Тьма», благодаря которому в искусстве возникает архетипический сюжет о «последнем человеке».

К популяризации таких историй приложила руку и Мэри Шелли, королева готического романа, которая в произведении «Последний человек» рассказывала о мужчине, спасающем семью в охваченном чумой мире. Изучал тему и Герберт Уэллс, посвятивший постапокалипсису «Машину времени» и «Войну миров». А в ХХ и ХХI веках сюжеты и вовсе ушли в народ и получили множество вариаций: фантасты представляли гибель человечества от рук пришельцев, из-за экологической катастрофы, падения метеорита, пандемии, ядерной войны и даже восстания суперзлодеев.

Добрался жанра и до кинематографа. В картине «Пятерка» 1951 года выпуска Арч Оболер рассказывал о разномастной компании в традициях классических анекдотов (обычном жителе Нью-Йорка, беременной женщине, неонацисте, афроамериканце и банковском клерке), пережившей нуклеарную катастрофу. Джордж Ромеро еще в 1968 году привел на экраны зомби-апокалипсис в «Ночи живых мертвецов». А Джордж Миллер исследовал тревожное будущее, связанное с истощением природных ресурсов, в «Безумном Максе». У светлых умов кинематографа идей было немало, и с каждым годом они только эволюционировали.

Конечно, эта тема не могла миновать растущий рынок видеоигр, для которого это был оптимальный сеттинг: фантастические реалии здорово сочетались с оправданным насилием, против которого сложно было бы возразить даже самым ярым моралистам — на следующий день после конца света не приходится считаться с зомби и злобными мутантами, так и норовящими отгрызть голову случайному выжившему. И первые попытки исследовать плодотворный жанр начались уже в 80-х.

На грани катастрофы

Пожалуй, первой постапокалиптической игрой можно считать шутер для аркадных автоматов под названием Robotron: 2084. Проект, реализованный в 1982 году, предлагал пользователям спасти захваченную враждебными роботами Землю. Или, по крайней мере, помочь редким уцелевшим людям. Правда, сто процентов времени геймерам приходилось сражаться с пикселями на экране и только — ни о каком кинематографическом развитии событий речь не шла.

Годом позже появились и другие эксперименты в жанре. Экшн Ant Attack отправлял всех желающих на поиски выживших в город, захваченный гигантскими муравьями, причем выглядело это более чем достойно для 1983 года: разработчики в принципе позиционировали свой продукт как «первую трехмерную изометрическую игру». Среди серых декораций постапокалиптики разворачивалась пронзительная история любви — пользователь мог определить пол своего персонажа и спасти свою вторую половинку.

Впрочем, оба проекта в свое время никто не рассматривал как исследование постапокалипсиса. Robotron: 2084 вызывал восторг из-за сумасшедшего геймплея, построенного на максимальном вовлечении всех доступных человеку рефлексов, и таким образом оказал нешуточное влияние на индустрию. Ant Attack в принципе относили скорее к прародителям подходам survival horror. С этим несложно согласиться: кроме краткого синопсиса, обе игры вряд ли могли похвастаться детальным сеттингом, который так важен для жанра.

С другой стороны были проекты вроде WarGames, адаптации фильма 1983 года «Военные игры». Он подбирался к миру после ядерной катастрофы иначе, изучая скорее тот самый момент, когда человечество взяло курс в неизвестность с радиоактивным пеплом и румяными грибными шляпками. Разрушенных городов и полчищ мутантов там нет — потому что цель игры как раз и состоит в том, чтобы такой исход не допустить. Так или иначе, именно с этого момента тема нуклеарной катастрофы надолго пришла в индустрию.

Первые рейнджеры ядерных пустошей

В 1988 году в уже подготовленную почву попало зерно идеи Брайана Фарго — талантливого разработчика и основателя компании Interplay Entertainment. Как и многих, его безумно привлекал постапокалипсис: «Одна из вещей, которые, как мне кажется, делают постапокалиптическую фантастику интересной, — это то, что все происходящее кажется крайне правдоподобным — мы всего лишь на расстоянии одного нажатия кнопки от ядерной пустоши».

Именно такой сеттинг Брайан определил для своего грядущего хита Wasteland. Выпущенная сразу для трех платформ — ПК, Apple II и Commodore 64, — игра рассказывала о постъядерной Америке и «Пустынных рейнджерах» — потомках солдат США, которые даже спустя десятилетия пытаются всеми силами охранять порядок и спокойствие на радиоактивных территориях.

На просторах пустоши пользователи могли собирать персональные отряды из нескольких бойцов и отправляться в приключения по миру, который чутко реагировал на действия команды и сохранял все изменения. Бои проходили по типу других популярных ролевых игр того времени: со строками текста и тщательно выверенными показателями характеристик игроков. Новинкой для жанра стал тот факт, что неигровым персонажам из команды игрока можно было давать приказы, которые они без лишних слов выполняли.

Дополнительный антураж в весьма хардкорную игру привносили так называемые «Параграфы» — пространные блоки текста, которые сопровождали игру в бумажном виде и помогали раскрыть ее сюжет. История в принципе оказалась запоминающейся, вплоть до кратких боевых комментариев о том, что враги «превращаются в тонкий слой красной пасты» или «взрываются, как кровяная колбаса».

Wasteland стала мгновенным хитом, которому обязаны многие современные постапокалиптические игры. Увы, продолжение серии под названием Fountain of Dreams оказалось куда более глупым и нескладным — и почти поставило крест на проекте Брайана Фарго.

Но на самом деле почти убил сагу о рейнджерах в пустошах не этот своеобразный сиквел, а компания EA, которая отказалась делиться с разработчиками из Interplay правами на франшизу.

Дивный новый мир и бутылочные крышки вместо денег

Wasteland 2 в конечном счете вышла — уже в ХХI веке. А пока возможности поработать над ней не было, студия Interplays залечивала разбитое сердце и продумывала новый проект в знакомых декорациях ядерного постапокалипсиса. Им стала культовая сага Fallout.

Сюжет вселенной развернулся не в самом далеком и вполне понятном будущем Земли, в котором серия войн за ресурсы привела к тотальному ядерному Армагеддону. Малая часть населения спаслась благодаря технологичным бункерам компании Vault-tec и, проснувшись в новом мире, в котором Штаты превращены в выжженные Пустоши, вынуждена привыкать к новым обстоятельствам. Деньги заменили бутылочные крышки, биологическое оружие превратило чудом спасшиеся формы жизни в жутких мутантов, бывшие солдаты США трансформировались в своеобразный рыцарский орден, защищающий технологии и знания, а бандиты запустили свои руки в ростки новой цивилизации.

Если ранняя ядерная фантастика 70-х и 80-х ставила перед собой цель скорее предупредить новые поколения о гипотетических угрозах «мирного атома», то серия Fallout принимала такой вариант развития событий как данность. Катастрофа случилась, и авторы не хотели сюсюкать и читать доктрины о том, как это предотвратить. Вместо этого они сконцентрировались на дивном новом мире и правилах выживания в нем.

«Идея состояла в том, что Пустоши — новый дом для уцелевших людей, а мир, который был до катастрофы, почти не имеет к ним отношения, — делился своими впечатлениями вице-президент Bethesda Пит Хайнс. — Их реальность такова: „Это то место, где я живу, это моя жизнь, и я сделаю все, что в моих силах, чтобы она была хороша…“».

Впрочем, сама серия, которая продолжает оставаться актуальной по сей день, эволюционировала из одной части в другую. Поначалу она продолжала изометрическое дело Wasteland с характерными диалоговыми экранами и системой найма помощников. Затем пересела на фирменный движок Bethesda с видом от третьего лица, заполучила большой открытый мир и фирменную систему прицеливания VATS, которой бы позавидовал даже самый прогрессивный шутер.

В 2018 году сага получила даже масштабное развитие в онлайн-режиме — и хотя Fallout 76 все еще остается сырым и совсем не обязательным, с этим можно смириться. Менялся и тон игр: если в третьей части серии атмосфера была донельзя безнадежной и депрессивной, то четвертый эпизод серии все чаще спешил подбодрить игрока.

Влияние Fallout переоценить сложно. Миссию, полученную от Wasteland, проект унес в массы и популяризировал по всему свету. В том числе благодаря ему, пожалуй, родился и горячо любимый на постсоветском пространстве проект S.T.A.L.K.E.R., более близкий, понятный и в то же время болезненный.

Декорации опустошенных Штатов сменила Зона отчуждения, ядерную войну — авария на Чернобыльской АЭС, а горстку уцелевших, стремящихся найти место под новым солнцем, — сталкеры, мужчины честной судьбы, ищущие финансовое благополучие и личностное развитие в богом забытом месте. И хотя кажется, за пределами периметра мир жив и более-менее здоров, внутри его рыщут мутанты, а пейзажи нагоняют тоску не меньше Пустоши.

Все сорта конца света

Сейчас постапокалипсис в индустрии видеоигр уже не кажется экспериментом: жанр ушел в мейнстрим, ярчайшие представители которого с завидным постоянством претендуют на звания игр года. И неумолимо меняют представление о том, какими вообще должны быть проекты в таком сеттинге.

Например, видеоигра Rage от id Software дерзко смешала узнаваемые черты Wasteland и Fallout с подходом классического «Безумного Макса»: герои будущего Земли, пережившие столкновение с астероидом, борются за каждый новый день жизни на унылой и разбитой планете с мутантами и бандитами, а адреналиновые перестрелки регулярно уступают место не менее адреналиновым гонкам на монструозных машинах, словно сошедших с кадров ленты Джорджа Миллера.

Экшн I Am Alive взял курс на исследование социальной катастрофы — после землетрясения американский город, срисованный с Чикаго, оказывается в руинах, а власть в нем переходит к бандам мародеров. Взаимопомощь оказывается немодной, и люди могут надеяться только на себя. В таких условиях герой должен воссоединиться со своей семьей, выживая и поступательно пробираясь к цели, сражаясь как с очевидными бандитами, так и с просто загнанными в угол горожанами. Игра на деле оказывается самым настоящим сурвайвалом: с постоянной нехваткой боеприпасов, голодом и усталостью.

Культовая серия The Last of Us, как бы ни пыталась мимикрировать под классический зомби-апокалипсис, в первую очередь рассказывает пронзительную историю отношений контрабандиста Джоэла и его новой «дочери» Элли. А заодно делает невеселые выводы о человечестве в духе «Ходячих мертвецов»: даже в мире после пандемии, превратившей бóльшую часть населения в кровожадных зомби, для человека зачастую куда более опасным противником остается другой человек.

А другой шутер с зомби в качестве пушечного мяса, Left 4 Dead, в свою очередь, концентрируется не столько на сюжете о последствиях эпидемии, сколько на ярком игровом процессе. Разработчики не рассуждают о нормах морали нового мира, его иерархии и философии, а просто бросают группу игроков в мясорубку войны с чудовищами — это здорово освежает на фоне заумных конкурентов проекта

Постсоветские геймеры получили свою альтернативу S.T.A.L.K.E.R. — шутер «Метро 2033», основанный на серии книг Дмитрия Глуховского. В нем ядерная перестрелка между главными мировыми сверхдержавами отправила жителей Москвы в подземку — единственное место, способное укрыть от опасностей новой радиоактивной реальности. Работали над серией «Метро» отчасти те же люди, которые выпускали «Тени Чернобыля», поэтому выглядит игра первоклассно, а одновременно знакомый и неуютный мир из книг Глуховского раз за разом искусно меняет понятия о том, кто в новых условиях друг, а кто враг.

В конце концов, благодаря гениальности Хидео Кодзимы мы увидели Death Stranding — притчу, позволяющую пересмотреть свое отношение к курьерскому делу, которое, оказывается, может быть единственной тропой к цивилизации даже в совсем потерянном мире. Но если серьезно: кажется, игра предложила одну из самых необычных постапокалиптических историй за все время существования жанра — с сырыми пейзажами, темпоральными дождями, жуткими Тварями из другого мира и младенцами в колбах, способными их обнаружить.

Кажется, пока что авторы из индустрии видеоигр и близко не исчерпали все идеи развития для жанра. Да и реальная жизнь подбрасывает только новые поводы — с некоторыми, например, мы живем уже два года. А значит, постапокалипсис на экранах компьютеров и консолей закончится совсем не скоро.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Самые интересные культурно-спортивные события недели — в афише «БИЗНЕС Online» (13–17 декабря)

В преддверии новогодних каникул культурная жизнь столицы РТ взяла передышку, поэтому больших ярких событий не так много. Тем не менее достойных мероприятий для этой недели хватит. В центре «Эрмитаж-Казань» открывается занимательная выставка «Музыкальное волшебство. Механические куклы и антикварные редкости XVIII–XX веков», в которой будут представлены антикварные редкие экспонаты с оригинальным музыкальным механизмом, в филармонию им. Тукая с музыкально-литературным проектом «Серьезное и смешное» приедет Николай Фоменко, поклонников «Боев по правилам TNA» ждет большой сюрприз в финальных поединках соревнований, звезда татарской эстрады Ильсия Бадретдинова устроит концертный марафон в «УНИКСе».

1. Финал «Боев по правилам TNA»

13 декабря

28975
Фото: «БИЗНЕС Online»

Большой сюрприз для поклонников единоборств! Сразу 9 поединков без права на ошибку, что сделает очередной бойцовский вечер еще жарче. В весовой категории до 70 кг на ринг выйдут Родион Шеремет из России и белорус Фархад Ахмеджанов. Оба бойца провели яркие поединки в предыдущем этапе, потому зрители вправе ожидать очередного техничного поединка с заготовленными ударными связками. В этой же категории сойдутся россияне Вадим Давыдов и Александр Скворцов. Скворцов по прозвищу Панчер обладает отличной ударной техникой. Но Давыдов может ответить своей умелой работой на дистанции и молниеносными контратаками, которые уже приносили ему успех на казанском ринге. В весовой категории до 80 кг колоритный бразилец Джонатан Оливейра будет биться с Максимом Заплитным из Молдовы. Яркое противостояние различных стилей — украшение любого бойцовского вечера. В этой же категории сильнейшего выявят Александр Великий Стецуренко и Вадим Апсит — оба из России. Стецуренко обладает большей мощью и, скорее всего, с первых секунд пойдет в атаку, но Апсит более подвижен на ринге, что может стать его преимуществом, если поединок затянется на несколько раундов.

Завершит программу полуфиналов бой в весовой категории свыше 80 кг между Дмитрием Васеневым и Джонатой Динизом из Бразилии. Диниз мощно выглядел на предыдущем этапе боев и по праву считается претендентом на общую победу в турнире в своей весовой категории. Но у Дмитрия есть свои аргументы — всего одно поражение на профессиональном ринге.

Победители полуфиналов в этот же вечер проведут финальные бои между собой.

16+

Стоимость билетов: 400–600 рублей.

«Татнефть Арена» (ул. Чистопольская, 42), начало — в 19:00


2. #Адиляпрокино»

с 16 декабря

«Матрица: Воскрешение» (реж. Лана Вачовски)

Продолжение одного из самых известных научно-фантастических проектов в истории кинематографа. В сентябре 2021-го в рамках Берлинского литературного фестиваля Лана Вачовски сообщила, что главная причина, почему она решила снять еще одну часть «Матрицы», — смерть ее родителей. Пытаясь пережить утрату самых дорогих для нее людей, режиссер решила «вернуть к жизни своих любимых киноперсонажей» — Нео и Тринити, отношениям которых будет посвящено «Воскрешение». А вот ее сестра Лилли не поддержала идею стать соавтором продолжения франшизы, поэтому в создании проекта не участвовала.

Главное, что Вачовски обещает поклонникам «Матрицы», — это дать долгожданные ответы на все вопросы, которые остались у зрителей после просмотра первых трех частей. А я надеюсь, что к тому же последняя часть станет достойным и громким финалом для столь культового, объемного и знакового кино в истории.

P. S. 16 декабря (в 19:00) в «Киномаксе» KazanMall вместе со зрителями мы обсудим эту грандиозную премьеру и поговорим, насколько четвертая часть франшизы оправдала (или не оправдала) надежды поклонников и кинокритиков.

16+

«Человек-паук: Нет пути домой» (реж. Джон Уоттс)

Как самоуверенно утверждают создатели блокбастера, новый «Человек-паук» не только самый ожидаемый фильм Marvel, но и один из самых важных фильмов 2021 года. Заключительная часть трилогии с Томом Холландом (Питер Паркер) обещает привнести в сюжет больше серьезности и драматизма, что, безусловно, пойдет на пользу картине. Также поклонников интригуют тем, что в новом «Человеке-пауке» будет история Паркера, которую до этого не показывали зрителям. В фильме снялся целый звездный каст: Зендея, Бенедикт Камбербэтч, Мариса Томей, Джон Фавро, Дж. К. Симмонс, Джейкоб Баталон и Пола Ньюсом. Думаю, все эти многообещающие факторы просто обязаны оправдаться блестящим конечным результатом. Так что ждем премьеры.

12+

«Оленьи рога» (реж. Скотт Купер)

В основу сюжета хоррора «Оленьи Рога» лег рассказ Ника Антоска «Тихий мальчик»: это история о невероятной дружбе мальчика и монстра, обитающего в подвале, под кроватью и в шкафу. Продюсером ленты выступил мастодонт Гильермо дель Торо, а режиссером стал Скотт Купер, известный своей кантри-балладой «Сумасшедшее сердце» и неспешным вестерном «Недруги». Безусловна, сама история не является оригинальной для жанра ужаса (скорее уже отработанной и вторичной), однако сочетание «автор плюс продюсер плюс режиссер» мне нравится и, соответственно, обнадеживает на хороший фильм.

18+

«Остров Бергмана» (реж. Миа Хансен-Лев)

Премьера фильма французского режиссера Мии Хансен-Леве «Остров Бергмана» состоялась в рамках Каннского кинофестиваля. Причем в этом камерном, атмосферном и удивительно малобюджетном проекте задействованы звезды первого эшелона: Тим Рот, Мия Васиковска и Вики Крипс.

Действие картины разворачивается на шведском острове Форе, где жил и работал над несколькими своими фильмами Ингмар Бергман. В «Острове Бергмана» есть уникальное и редкое качество: несмотря на то, что фильм, казалось бы, должен быть ориентирован на киноманов и знатоков личности и творчества великого Бергмана, он, однако, является абсолютно зрительским и понятным любой категории. Это не сознательный метод режиссера, а скорее профессионализм рассказчика. Поэтому рекомендую смотреть всем это умное и живописное кино.

16+

«Елки-8» (реж. Антон Богданов, Василий Зоркий и другие)

Очередные приторные и уже никем не востребованные новеллы про новогодние чудеса. Попытка собрать кассу на привычном материале настолько очевидна, что рейтинги ожидания зрителей «Елок-8» совсем не впечатляют. Потому непонятно, кому это нужно и зачем такое кино продолжают снимать? Хотя ответы всем очевидны, но сам факт продолжает огорчать.

6+

«Школа магических зверей» (реж. Грегор Шнитцлер)

Немецко-австрийский семейный фильм Грегора Шнитцлера («Лотте в Баухаусе», «Инстинкт игрока»), снятый на основе серии известных книг для детей Маргит Ауэр. Всего она насчитывает 11 небольших романов и 5 спин-оффов, изданных более чем в 20 странах мира. Идея экранизации принадлежит продюсеру Мейке Кордес, читавшей книгу своей дочери в поезде во время летней поездки в 2013 году и очарованной сюжетом.

История про дружбу детей и волшебных животных получилась милой, доброй и искренней, так что в качестве семейного просмотра фильм «Школа магических зверей» — это очень неплохой вариант!

6+

«Ночь принадлежит нам» (реж. Жюльен Ильмуан)

«Ночь принадлежит нам» — французская мелодрама с элементами эротики. Режиссер ленты — дебютант в полном метре Жюльен Ильмуан. В своей картине он восхищается лицами, движением тел, балансирует между хрупкими и сильными сценами. Несмотря на банальность фабулы (мужчина, готовящийся к браку и случайно встретившаяся на его пути привлекательная женщина), визуальное воплощение получилось чувственным, красивым и, что радует, абсолютно не вульгарным.

18+

«Конец света» (реж. Феркс Кастеллани)

Аргентинский хоррор об апокалипсисе, автором которого стал режиссер Феркс Кастеллани, знакомый поклонникам жанра по триллеру «Черные птицы» 2015 года. Взять смелость адаптировать заезженный сегодня сюжет гибели планеты Кастеллани удалось. Здесь новый подход к тем, кого он хочет спасти, и к тому, почему такое происходит, плюс драйв и смелость молодого постановщика. Свежо и убедительно.

16+


3. Выставка «М7 и новые кочевники: художественные поиски этнической идентичности в эпоху глобализации»

С 10 декабря по 30 января

11
Фото предоставлено галереей «БИЗON»

Новая экспозиция объединила более 23 художников, проживающих в городах Татарстана, Башкортостана и Чувашии. М7 — это не просто дорога, а целая цепочка символов и знаков; метафора евразийства, упорно пытающегося сохранить культурный и духовный код территории в эпоху глобализации. На двух этажах галереи представлено свыше 80 работ — своеобразное коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке цивилизационных магнитных полей, о поиске своего пути в эпоху глобализма. Здесь представлены произведения в самых разных техниках: от масла, графики и пастели, линогравюр и батика до скульптур и инсталляции. В том числе посетители увидят массивный деревянный арт-объект из старинных ступ, на создание которого художника Ленара Ахметова вдохновил древний удмуртский музыкальный инструмент тангыра. Кроме того, у каждого из участников выставки свой творческий и исследовательский путь: от неопримитивизма и переосмысления религиозных и фольклорных образов до модернистских и постмодернистских течений, от минимализма до цифровых произведений. 

Татавангард представлен на выставке авторами, входящими в известные художественные объединения «Чингисхан» (Уфа) и «Тамга» (Набережные Челны), многие из них уже стали классиками, например Хамза Шарипов, Василь Ханнанов, Ринат Харисов, Зиннур Миннахметов, а также чувашский художник Праски Витти. В таком расширенном составе и вместе «Чингисхан» и «Тамга» выставляются впервые. Рядом с заслуженными художниками авторы нового поколения — Нелли Акчурина из Уфы с перформансами, видео-артом и коллажами, а также казанский цифровой художник и музыкант Djonathan Lindaive (Айдар Закиров). Кроме того, на выставке можно увидеть работы отдельных маститых художников, например Айрата Терегулова (Уфа), скульптора Аделя Халиуллина (Казань), Виталия Скобеева (Казань), работы которых также несут в себе локальный культурный код. В рамках выставки планируются лекции, мастер-классы и перформансы от некоторых художников. Анонсы мероприятий будут публиковаться в социальных сетях галереи.

12+

Стоимость билетов: 100–150 рублей. Пенсионерам и лицам до 18 лет — бесплатно.

Галерея современного искусства «БИЗON» (ул. Баумана, 44), открыта ежедневно с 13:00 до 21:00


4. Николай Фоменко и Сергей Словачевский с программой «Серьезное и смешное»

13 декабря

bophotos 131408 1
Фото: «БИЗНЕС Online»

В программе «Серьезное и смешное» представлена драматическая проза Бунина, которая будет сопровождаться музыкой Баха, Чайковского, Рахманинова в первом отделении и сатирическими миниатюрами Зощенко и Аверченко во втором. Кроме того, в этот вечер прозвучит музыка Шостаковича, Щедрина, Гаврилина и Пьяццоллы. Художественное слово —  Николай Фоменко. Музыкальную историю представят Сергей Словачевский (виолончель) и Сергей Кузнецов (фортепиано).

12+

Стоимость билетов: 600–1500 рублей.

Филармония им. Тукая (ул. Павлюхина, 73), начало — в 18:30


5. Концерт Ильсии Бадретдиновой

С 14 по 19 декабря

Звезда татарской эстрады Ильсия Бадретдинова в преддверии Нового года представит в Казани новую концертную программу «Фәрештэ тугел», которая включает в себя хиты этого года: «Гафу ит, әнкәй», «Юри генә», «Камыш әйтә, мин әйтәм», «Карандашым, китабым» и др. Хотя и без старых любимых композиций вечер не обойдется.

6+

Стоимость билетов: 1000–1200 рублей.

КСК «УНИКС» (ул. Профессора Нужина, 2/27), начало — в 18:30, 18 и 19 декабря — в 17:00


6. Открытие выставки «Музыкальное волшебство. Механические куклы и антикварные редкости XVIII–XX веков»

С 17 декабря по 27 февраля  

2432
Фото: kazan-kremlin.ru

Новогодняя экспозиция посвящена удивительным и редким экспонатам из фондов крупнейшего частного музея Европы «Собрание», созданного российским меценатом Давидом Якобашвили и его сыном Михаилом. Московский музей впервые показывает свою коллекцию пределами столицы РФ. Коллекция насчитывает более 20 тыс. экспонатов.

Казанцы смогут увидеть собранные за многие годы антикварные редкости XVIII–XX веков — автоматоны, самоиграющие музыкальные инструменты, механических кукол и многое другое, — объединенные важным единым признаком — наличием оригинального музыкального механизма. Представленные экспонаты наглядно демонстрируют ключевые изобретения в истории механической музыки и дают представление об эволюции разнообразных носителей звука и развитии звукозаписи.

Сегодня известно огромное многообразие самоиграющих музыкальных инструментов — от простых органчиков и шарманок до совершенных автоматических роялей, пианол, фисгармоний, сложнейших оркестрионов, органов и уникальных кукол-автоматонов.  

Каждый посетитель выставки получит аудиогид, который познакомит с коллекцией музея и воспроизведет звуки и видео механических кукол и антикварных редкостей. Мультимедийное сопровождение выставки даст возможность посетителям познакомиться с редкими и уникальными записями, оцифрованными с музыкальных носителей из фондов музея «Собрание».

6+

Центр «Эрмитаж-Казань» (музея-заповедника «Казанский Кремль»), режим работы: вторник — четверг, суббота — воскресенье — с 10:00 до 18:00, пятница — с 11:00 до 20:00


7. Концерт этногруппы «Алпар»

13 декабря  

Электроакустическое этнотрио «Алпар», покорившее практически всю женскую аудиторию, — один из тех коллективов, который в своей музыке сочетает различные реконструированные этноинструменты, забытые жанры, вплетая в них современное звучание. Например, на этом концерте прозвучат эпосы — дастаны, баит-мунаджаты, айтыш-риваяты, сыгранные на кыл-кубызе, домбре, дафе, кубызе и т. д.

6+

Стоимость билетов: 350–700 рублей.

«КЦ Московский» (ул. Академика Королева, 47), начало — в 18:00


8. Открытие выставки «Их неугасимый свет…» о Кави Наджми и Сарваре Адгамовой

С 15 по 25 декабря

nmrt kp 18480 223 k
Фото: пресс-служба музея

Выставка приурочена к 120-летию писателя, лауреата государственной премии СССР Кави Наджми. В ней также будет рассказано о его супруге, переводчице Сарваре Адгамовой. Открытие пройдет в формате перформанса с участием актеров театра им. Кариева и музыкантов.

После состоится панельная дискуссия «Мемориальная культура в постсоветском пространстве: Кави-Сарвар, или История в лицах», где обсудят актуальность творчества Наджми и Адгамовой, их влияние на литературный процесс, их судьбы как пример для людей с посттравмой и попытку осмысления мемориальной культуры в современной России.

В рамках выставки также запланирован лекторий «Письма в вечность: восстановление культурного облика эпохи и взаимоотношений на основе писем Наджми и Адгамовой».

Их семья — знаковые личности в литературе и культурной жизни Казани начала ХХ века. История их жизни, полная драматических событий, — яркая иллюстрация перипетий сложной эпохи, когда зарождались советские институции управления литературной жизнью, определялись новые пути развития татарской литературы, происходили как преследования творческих людей, так и восстановления чести запрещенных имен.

6+

Стоимость билета: 200 рублей.

Дом татарской книги (ул. Островского, 15), начало — в 14:00


9. Концерт-спектакль «Спящая красавица». ГСО РТ и Евгения Кривицкая

15 декабря

В рамках мультикультурного арт-проекта состоится открытие музыкально-просветительского цикла, где состоится концертное исполнение спектакля «Спящая царевна». Автор идеи и солистка вечера — Евгения Кривицкая — педагог, музыкальный критик и профессор Московской консерватории. Дирижер вечера — Дмитрий Крюков. Сказочник — Петр Татарицкий.

6+

ГБКЗ им. Сайдашева (площадь Свободы, 3), начало — в 18:30


10. TheatreHD. Спектакль «Уолден, или Жизнь в лесу»

15 декабря

Футуристическая пьеса о двух сестрах-близнецах, космосе и экологической катастрофе в постановке молодого драматурга Эми Берримэн не просто драма сложных сестринских отношений, а оригинальное столкновение острых вопросов XXI века: от этики космической гонки и ответственности за изменения климата до противоречий между долгом, амбициями и желаниями современного человека. В главной роли: Джемма Артертон, Лидия Уилсон и Фехинти Балогун.

16+

Стоимость билетов: 450 рублей.

Кинотеатр «Киномакс» (ТЦ «Тандем», проспект Ибрагимова, 56), начало — в 19:00

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector