Меню

Не терпением или нетерпением как пишется

Среди знаковых шутеров, Halo всегда был в первой десятке. Игры никогда не были прежними после его выхода в 2001 году. Поэтому неудивительно, что миллионы с огромным интересом ожидали релиза новой части.

Всю предыдущую неделю я проходил по вечерам одиночную версию Halo Infinite, самой известной игры для Xbox. Она выходит 8 декабря и будет бесплатной для всех, у кого есть подписка Xbox Game Pass. Сетевой режим уже доступен абсолютно бесплатно каждому, у кого есть Xbox или ПК.

В обзоре рассказываю именно про кампанию, ибо в «онлайне» не силён. В целом, я очень доволен, особенно геймплеем. А вот сюжет подкачал. С него и начнём. Если очень боитесь даже лёгких спойлеров, лучше пролистайте весь подзаголовок.

Halo Infinite рассказывает эпично. Но мало

Не терпением или нетерпением как пишется
Zeta Halo, вид из космоса.

Перед нами прямое продолжение 5 части, где личный ассистент главного героя, Кортана, окончательно превратилась в антагониста. Человечество, спустя столько лет злоключений, терпит, кажется, самое сокрушительное поражение в истории вселенной Halo. Всё настолько плохо, что неизвестно, насколько – не у кого даже спросить.

Спустя некоторое время Мастера Чифа буквально вылавливает пилот дрейфующего корабля из пустот космоса. Он, простой человек без суперкостюма, нехотя становится напарником самого известного солдата в истории игры.

Не терпением или нетерпением как пишется
У пилота позади – лицо, как будто он только что увидел концовку.

Эти двое, за неимением других возможностей, спускаются на поврежденное кольцо Zeta Halo неподалёку, чтобы перегруппироваться и понять, что происходит и как действовать дальше.

Там их встречает Эшарум, лидер Изгнанных, против которых вы и будете бороться за контроль над кольцом Zeta Halo. Между Чифом и пилотом тоже всё не гладко, ибо последнему хочется куда угодно, но только не в пыл битвы. Наконец, в первых же миссиях вы забираете Оружие – умного ассистента на замену Кортане, с туманным прошлым и специфическим характером.

Не терпением или нетерпением как пишется
Оружие. Это искусственный интеллект «с характером», который сопровождает вас почти всю игру.

Не терпением или нетерпением как пишется
Эшарум, основной противник в Halo Infinite – слева.

Дальше я не могу спойлерить многое из сюжета, но могу коротко поделиться своими впечатлениями от того, как он подавался и завершился. Также не могу назвать себя знатоком Halo, хоть и играл в свое время во все основные части, кроме Reach. Но мне кажется, что финалом игры будет доволен не каждый фанат. Вы поймёте, о чём я говорю, когда пройдете.

Малая из двух проблем сюжета состоит в том, что он одновременно углубляется в эмоции персонажей, но практически никаких результатов этому не даёт. По факту с человечной стороны и с реалистичными нюансами раскрывается разве что один из них. У остальных на протяжении всей кампании существенного прогресса нет.

Главный «злодей» до смешного карикатурен почти до самого конца, и его мотивация хоть и объясняется в итоге, но остаётся где-то на уровне не самых лучших антигероев даже не фильмов Marvel, а старых их комиксов. Некоторые повороты событий, за исключением разве что одного, становятся заранее очевидными игроку, особенно если вы проходили предыдущие части.

Не терпением или нетерпением как пишется
Одна из неплохих сцен в игре.

А большая проблема сюжета – в том, что он очень-очень долго теребит перед вами «морковку» объяснений очень разным событиям, но в итоге их не даёт. Лишь некоторые из них можно выудить в коллекционных логах, да и то очень глубоко, неочевидно и многозначительно.

Наконец, один из самых главных и простых вопросов фанатов серии, который они ожидают услышать в Infinite, приберегли до почти финальной сцены. Его поднимают и… намеренно оставляют без ответа, отложив до дополнений или сиквелов.

Я смотрел титры с лицом Гарольда, скрывающего боль, а в голове уже мелькали заголовки гневных постов будущих игроков на официальном «реддите».

Не терпением или нетерпением как пишется

Но зато Infinite красиво и очевидно ставит точку на самой долгой саге ключевого персонажа истории Halo – и делает это так, что даже фанаты в итоге не будут разгневаны. Это не совсем «хэппи энд», а именно новое начало для серии и возможность дать ей сюжетно развиваться в других направлениях, а не как у двух предыдущих нумерованных частей.

Короче говоря, сюжет у Halo Infinite не лучший даже для стандарта шутера. Яркие характеры пилота и комментарии Оружия в нём – сильные стороны, а остальное больше похоже на фундамент для дальнейшего развития линейки игр, чем на крепко сбитую историю.

Открытый мир в Halo впервые

Не терпением или нетерпением как пишется

Zeta Halo – не совсем традиционная карта открытого мира. Это разбитое кольцо-планетоид в космосе, поэтому его границы и целые сегменты окружает бездонная пропасть.

Большую часть времени у вас не будет доступа к летательным аппаратам, и до этого момента передвигаться придется исключительно по суше, а забираться в труднодоступные места или на другой сухопутный сегмент – с помощью крюка в костюме.

Не терпением или нетерпением как пишется

Одиночная кампания вплетает в себя линейный сюжет и «песочницу». Карта щедро посыпана различными активностями, среди которых:

▪ захват передовых баз (FOB)
▪ атаки на укрепления Изгнанных
▪ спасение окруженных или захваченных солдат
▪ «демонтаж» вражеских башен пропаганды
▪ поиск спартанских ядер для улучшения костюма
▪ охота на особо опасных врагов ради уникального оружия

…и ещё несколько других активностей, вроде поиска коллекционных предметов, а также обмундирования для сетевого режима.

Не терпением или нетерпением как пишется

У вас нет какой-то основной базы или домашнего региона как такового: по сюжету, силы человечества на кольце Zeta Halo очень малы и разрозненны. Поэтому вы кочуете между маленькими передовыми базами, служащими как точки быстрого перемещения, плацдарм для перевооружения персонажа и вызова транспорта, а также рекрутинга солдат в очередной завоевательный поход по открытому миру.

Действия на карте, вроде разрушения башен пропаганды, приносят очки «Доблести». Они пассивно начисляются в пользу разблокировки новых видов вооружения, транспорта и специальностей ботов-солдат, что доступны на передовых базах.

Чем больше очков, тем визуально населённее они становятся, и тем больше появляется свободы геймплея у игрока.

Не терпением или нетерпением как пишется

Расстояния между объектами интереса небольшие, их можно запросто преодолеть без транспорта. Очень редко бегаешь без дела и очень нескоро столкнёшься с тем, что делать больше нечего.

Вы вольны сами выбирать, что и когда делать из активностей на карте мира. Нет ничего обязательного. Но всё так или иначе помогает в целом. Мой совет при наличии свободного времени – не спешить с сюжетом и продвинуться по «допам» как можно дальше. Завершив линейную часть кампании, вы столкнётесь с существенным усилением вражеских сил, и к этому моменту стоит быть готовым заранее.

От Zeta Halo не успеваешь устать

Многие современные игры с открытым миром страдают «болезнью Ubisoft»: забивают карту активностями, забывая про ядро геймплея и, особенно, глубину его механик.

На Zeta Halo всяческих активностей немало, но при их выполнении ты не ощущаешь, что просто идешь по списку в Excel.

Каждый бой, особенно на среднем уровне сложности и выше, всегда уникальный и заставляет не только целиться с умом, но и просто думать, зачастую очень-очень быстро. Мастер Чиф хоть и ведёт себя как Дюк Нюкем (с учётом послужного списка – заслуженно), но против десятков врагов одновременно он пойти не может.

У соперников, кстати, хороший искусственный интеллект на любом уровне сложности. Попробуйте пострелять в них из винтовки издалека, спрятаться за укрытием, пересесть в транспорт, и враги вам очень быстро найдут ответ. Одной-двумя тактиками не пробьешься.

Иногда ситуация моментально выходит из-под контроля, и приходиться перегруппировываться на ходу или даже убегать с крюком наперевес под скачком адреналина.

Halo Infinite со стороны может показаться простым шутером. Но одни только особенности мобильности, возможностей костюма и десятков абсолютно разных, требующих понимания и привыкания видов оружия создают ощутимую кривую опыта между новичком и «бывалым» игроком.

Ощущение улучшения своих собственных навыков, а также разные типы врагов со своими способностями и «фишками» в обильных количествах, держат в тонусе и не дают проявиться типичной усталости от больших карт современных тайтлов.

Каждый пройдет Halo Infinite по-своему, но точно с крюком

Не терпением или нетерпением как пишется

Одиночная игра в Infinite, особенно в открытом мире, построена на простом принципе: максимально свободный геймплей, в котором игрок сам решает, как подходить к прохождению.

Здесь поощряется любой подход, кроме «стелса», который заканчивается на первом-втором убитом врагах. Важную роль в этом играют две вещи – выбранное (или подобранное) вами оружие и улучшения костюма.

Не терпением или нетерпением как пишется

Видов оружия здесь больше, чем в любой другой игре серии Halo. Я насчитал больше 25 единиц, из которых меньше половины – традиционные винтовки.

При этом каждая действительно уникальна, ей надо учиться правильно пользоваться и применять в подходящих ситуациях. Патроны тоже сильно ограничены, и вы постоянно должны думать о пополнении боезапаса или подборе оружия в пылу боя.

Есть невероятно сильные «пушки», с которыми чувствуешь себя Терминатором, но сбалансированные малым количеством «патронов» – например, энергетический клинок или шоковая винтовка. И есть, скажем так, своеобразные: плазменный пистолет, с которым бегают враги низшей касты, почти беспомощен в любых ситуациях в сравнении с остальным арсеналом.

Не терпением или нетерпением как пишется

Halo ещё с первой части использует классическую модель шутеров, в которой вместо укрытий важна мобильность, а прицеливаться по отдельной клавише нужно разве что для личного удобства или использования снайперских винтовок. Зная баллистические особенности конкретного оружия, вам не нужно тратить время на «зум» – просто бейте в голову. В 2021 году это даже свежо.

В первую половину сюжетной кампании вы открываете пять направлений улучшений костюма, после чего собираете по карте очки для их постепенной разблокировки. Сами улучшения типовые: мощность щита, рывок (кстати, довольно бесполезный, за исключением последнего уровня), стационарный радар-детектор, силовой щит.

Самым главным из них, который я советую «качать» первым, является крюк, отныне главный инструмент мобильности Мастера Чифа.

Не терпением или нетерпением как пишется

Крюк – это вещь, без которой невозможно представить Halo Infinite. Он и в битве помогает, и в изучении карты. Крюк позволяет взять оружие вдали, подхватить взрывоопасную канистру, парализовать врага, залезть на гору или просто ускорить передвижение.

Научившись использовать его инерцию и особенности с умом, что само по себе приятно, игрок превращается в суперсолдата, способного за две секунды переломить ход любого сражения в свою пользу или с самого начала доминировать над врагом. А врагов здесь бывает очень, очень много.

Многочисленные виды транспорта, в том числе вооружённого, разрешают быстро, с фейерверком подойти к активностям открытого мира и обеспечить огневое преимущество или хотя бы паритет над предвосходящими силами противника.

Часть из них можно вызвать с передовой базы, часть найти бесхозными, а вражеские – просто стащить, в том числе выкинув водителя.

Единственное, мне не понравилось то, как проблематично управлять этим транспортом на Zeta Halo. Каждое деревце (тут всё в лесах) и камень статичны и мешают свободному передвижению даже небольших багги, не говоря уже о танках. Постоянно встреваешь где-нибудь. После недавней Forza Horizon 5, где почти все препятствия можно снести на обычном автомобиле, это немного удивляет.

Не терпением или нетерпением как пишется

Отчасти поэтому я 90% времени бегал по карте на своих двоих и пользовался крюком для ускорения. В этом тоже есть свой кайф.

Любопытный факт: вы можете подключить мышь и клавиатуру к Xbox и играть на них вместо контроллера. Они поддерживаются полностью.

Здесь столько Halo, сколько захочется лично вам, и это правильно

Не терпением или нетерпением как пишется

Microsoft предоставила журналистам предварительный доступ к предварительной сборке одиночной кампании до сегодняшнего дня. Из-за технических особенностей сохранения не перенесутся в публичную версию игры, поэтому в какой-то момент пришлось пересилить себя и остановиться. Ведь с 8 декабря всё надо будет начинать заново.

К этому моменту я прошёл сюжетную линию, выполнил примерно 60% активностей на карте и потратил на это не менее 30 часов. Из них сюжетная кампания заняла не более 10, а всё остальное время ушло на дополнительные задания, коллекционирование предметов и исследование карты.

Оцениваю, что на полное прохождение всего контента со средним уровнем сложности понадобится около 50 часов.

Не терпением или нетерпением как пишется

Мне, человеку с ограниченным свободным временем, понравился подход 343 Industries к прогрессу: вы можете практически полностью проигнорировать весь открытый мир и проходить игру почти как старые части Halo – от сюжета к сюжету.

Не считая начальный фрагмент, здесь есть примерно 3 фиксированных момента, после которых вы ныряете в линейную кампанию с головой на много часов подряд. Могу ошибаться, но судя по финалу, прогресс «захвата» карты не влияет на концовку.

Не терпением или нетерпением как пишется

В таком раскладе, активности на карте воспринимаются как возможность получить больше Halo именно тогда, когда вам удобно. Нет ни одного «допа», который был бы обязательным.

Просто многие из них, особенно поиск апгрейдов и нового оружия для Мастера Чифа на карте, помогут и в сюжетной кампании. А коллекционные предметы наделяют происходящее дополнительным контекстом – особенно если вы проходили предыдущие части и более-менее разбираетесь во вселенной игры.

Графика хороша, но не всегда похожа на некст-ген

Не терпением или нетерпением как пишется

Я проходил Halo Infinite на Xbox Series X, все скриншоты в статье – с него. У игры есть две особенности, одна из которых отчасти следует из эстетики Halo как игровой серии.

Halo, напомню, никогда не был про супердетализированные миры и текстуры. Это всегда была игра гигантских пространств и исполинских масштабов всего на свете. А её эстетика заключалась в стыке полностью инопланетного окружения и привычных глазу природных условий.

Не терпением или нетерпением как пишется

Кому-то мир Infinite может показаться «стерильным», особенно если с серией вы знакомы лишь поверхностно. Мелко детализированных зон мало. Бесконечно много блестящего металла (пусть и затекстуренного на пять с плюсом). Некоторые зоны и сцены, особенно на скриншотах, кажутся пресными, даже бездушными.

Это намеренный ход, объяснимый сеттингом игры: вы находитесь на невообразимо крупном инопланетном сооружении, в котором нет ровным счётом ничего действительно натурального и естественного человеческому глазу. Внешняя «природная» оболочка Zeta Halo обманчива и системна, как если бы искусственный интеллект попросили создать планету по фотографии Сибири. А всё по-настоящему живое прилетело с других планет на огромных космических кораблях, забитых грузом, и занято выживанием.

Поэтом некоторая пресность окружения прекрасно вписывается в фирменный стиль Halo. Но некоторые особенности конкретно графики не умещаются в то, что сегодня мы обширно называем «некстгеном».

Не терпением или нетерпением как пишется

Деревья, которых здесь очень много, выглядят почти одинаково и не очень хорошо, особенно листва издалека. Некоторые текстуры земли, травы и камней сделаны топорно, лишены глубины и реалистичности (опять же, в недавней Forza с этим всё несравнимо лучше). Выбранный 343 Industries эффект сглаживания одновременно агрессивен и создает «мыло» на объектах в движении и при этом не очень эффективно справляется с той же листвой вдали.

Освещение тоже своеобразное, либо лишённое контрастности и глубины теней или строго наоборот, с перебором в другую сторону. Наконец, часть анимаций (в том числе лицевых) как в кат-сценах, так и от первого лица почему-то ограничена 30 кадрами в секунду, хотя вся остальная игра на Series X идёт в 60 кадрах.

Не терпением или нетерпением как пишется

Непривычна и цельность биомы по всей карте: за исключением нескольких маленьких зон, Infinite в целом выглядит однообразно. Погуглите картинки Сибири летом, если сами не видели, и добавьте туда металлических многоугольников.

Опять же, эта однообразность объясняется сеттингом, но хоть какое-то климатическое и природное разнообразие точно бы не помешало. Его здесь меньше, чем в двух предыдущих частях Halo.

Всё это делает картинку в игре своеобразной, на любителя. Знатокам серии Halo графика однозначно понравится – это именно то, что они хотели от новой части и к чему в целом привыкли. Но я могу понять избалованного геймера, который посмотрит на скриншоты Infinite и скажет, что никаких откровений по визуальной части не увидел. Геймплей и ощущения от него картинками и роликами полноценно не передать, увы.

Не терпением или нетерпением как пишется

Зато игра отлично, если судить по раннему релизу мультиплеера, идёт даже на самом первом Xbox One, не говоря уже о более новых версиях и поколениях консоли. И выглядит она на них тоже хорошо. Если не зацепили себе Series S или X, ничего страшного – вы не так уж и много теряете, за исключением 60 (или даже 120) кадров в секунду.

Так что Halo Infinite – это не совсем «некстген» по графике. Но это точно «некстген» для серии Halo с точки зрения геймплея. И уж точно это лучшая версия механик игры со времён третьей части (или Halo: Reach, тут мнения разделены).

Halo всё-таки вернулся, и теперь его много

Не терпением или нетерпением как пишется

Я с нетерпением жду 8 декабря, чтобы пройти Halo Infinite заново. И жду его не из-за катсцен и сюжета, а геймплея: это обалденный, глубокий шутер, в который просто приятно играть. Попробую сложность повыше, всё-таки многие механики теперь знакомы и опробованы.

Мне кажется, что опасения насчёт открытого мира в традиционно линейной серии оказались напрасными. Он ненавязчив, не напрягает и просто даёт игроку больше Halo, чем когда-либо. Будет интересно посмотреть потом, в какую сторону 343 Industries поведёт франшизу дальше. Потому что плацдарм для перезапуска, которым Infinite и является, они сделали более чем достойным внимания.

Не терпением или нетерпением как пишется

Одиночная кампания Halo Infinite выходит в России 8 декабря вечером и стоит 4400 рублей для Xbox или 2999 рублей в Steam. Релиз кооперативного режима состоится в 2022 году. Поддерживается любой Xbox One и новее, а также умеренно современные ПК с Windows.

Однако я очень советую играть в Halo Infinite через Xbox Game Pass для консолей или Xbox Game Pass для ПК. Это не только дешевле, но и выгоднее: с подпиской вы получаете доступ к более 100 игр для Xbox или десяткам игр для ПК. А взяв версию подписки Ultimate, вы получите доступ ко всему вышеперечисленному одновременно, а также к сетевым возможностям сервиса Xbox Live. Пользуюсь ей два года подряд и бесконечно доволен.

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (16 голосов, общий рейтинг: 4.69 из 5)

? Хочешь больше? Подпишись на наш Telegram.

… и не забывай читать наш Facebook и Twitter
?

undefined

iPhones.ru


Наконец-то настоящий, правильный наследник той самой Halo.

Никита Горяинов avatar

Никита Горяинов

@ngoryainov

Главный редактор iPhones.ru. Спасибо, что читаете нас. Есть вопрос, предложение или что-то интересное? Пишите на [email protected]

Борьба в России с различными проявлениями нелояльности к курсу власти активно развивается и в сфере искусства. Под угрозу испытать суровую кару закона попадают не только политически активные граждане, но даже те, кто создает неприемлемые с точки зрения госорганов художественные образы, а также распространяет их.

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил провести проверку творчества известных рэперов NoizeMC (Ивана Алексеева) и Oxxxymiron (Мирона Федорова) на предмет пропаганды экстремизма и реабилитации нацизма. Поводом для проверки послужило опубликованное в интернете письмо, в котором попросили «пресечь преступную деятельность рэперов», которая «стала национальной угрозой, опаснее расширения НАТО».

Уже стало известно, что блогер Дмитрий Якушев в своем ЖЖ опубликовал заведомо выдуманное письмо от некоей «группы патриотов», а сам пост, как признался автор, носил сатирический характер. «Не было никакого „Обращения группы патриотов“. Это же была шутка. Вымышленное обращение, специально написанное в идиотской форме, сатира на наше время», — заявил Якушев.

Однако в СК, по всей видимости, шутку не оценили. Найденное на задворках всемирной сети обращение стало руководством к действию. И надо сказать, что интерес к рэперам Следком проявляет не впервые. Ранее ведомство инициировало проверку по поводу высказывания Алишер Моргенштерна о «бессмысленности» пышного празднования Дня Победы. Музыкант быстро извинился. Однако вскоре Бастрыкин обвинил рэпера, что он торгует наркотиками через соцсети. В итоге Моргенштерн принял решение покинуть Россию.

Сейчас в интернете активно обсуждается, а может ли вообще потенциально попасть под запрет сам рэп как музыкальный стиль. Однако если смотреть на проблему шире, то можно увидеть, что власти давно с подозрением относятся к искусству и любому популярному творчеству.

Практически незамеченным в СМИ остался недавний скандал с закрытием популярной площадки Etsy, на котором российские художники выставляли свои картины, скульптуры и прочий арт. Формальным поводом блокировки сайта стала продажа на одной из страниц контрафактной продукции под видом известного бренда. Хотя сам автор и указывал, что продает подделку. Роскомнадзор заявил, что не может заблокировать отдельную страницу и закрыл доступ ко всему сайту. Так или иначе, художники лишились известной и раскрученной платформы. И можно ли быть уверенным, что это лишь защита интеллектуальной собственности?

Беда в том, что в России некоторые искусство трактуют очень вольно, выискивая там крамолу. И наоборот, госорганы активно реагируют на такие обращения. За последние годы известны случаи, когда правоохранители начинали проверки из-за цитирования в соцсетях «Незнайки на Луне» Николая Носова. Или из-за жалоб в театрах перестраховывались и снимали спектакли «Тараканище» по произведению Корнея Чуковского, или «Сказку о попе и работнике его Балде» Александра Пушкина.

Директор Центра правовых исследований Института инновационного развития, художник Евгений Тетерев говорит, что в современной России любой человек, занимающийся искусством, должен быть максимально аккуратен:

— В нынешнем случае с рэперами можно говорить о появлении «дела рэперов». А что касается сатирического обращения в СК, то наверное разберутся со всеми. И с опубликовавшим пост «шутником», проверят и рэперов, возможно найдут в их творчестве признаки экстремизма.

Не стоит забывать, что никто не отменял 306 статью УК РФ о заведомо ложном доносе. Это заведомо ложное сообщение о преступлении, или человеке, его совершившем. Блогер сам признался, что сделал ложное заявление. А для чего? Чтобы будоражить общество? Из хулиганских побуждений? Это вопросы, которые могут задать.

«СП»: — Удивляет, с какой активностью в СК решили проверять это заявление.

— В России есть темы для творчества, которые если не под запретом, то под строгим надзором государства. К таким темам относятся, например, отношение к власти, победа в Великой Отечественной войне. Сюда же относятся образы, связанные как-то с нацистской Германией, с этим надо быть очень аккуратным. Если будут создаваться образы, которые не вписываются в общую канву, можно попасть под уголовное преследование.

Если художник просто пишет пейзажи, городские виды, горы, поля, то это не вызывает большого внимания. Но есть темы под особым контролем. В частности, это религия, и у нас есть в УК статья об оскорблении чувств верующих. Нельзя говорить про потребление запрещенных веществ, можно получить ответственность за пропаганду. Под контролем гендерный вопрос, так как можно попасть под статью о пропаганде нетрадиционных отношений.

«СП»: — Где находятся рамки опасного для творчества?

— Рамки постоянно меняются, и пределов тут нет, как нет пределов человеческой глупости. Действует простой принцип: лучше перебдеть, чем недобдеть. Возьмем в качестве свежего примера картину петербургского художника Кирилла Миллера «Живые и мертвые». На ней изображены люди, которые держат в руках портреты мертвецов. Какой-то деятель посчитал, что это уничижительное изображение «Бессмертного полка» и таким образом оскорбляют ветеранов, уничижают победу. На самом деле картина была написана до начала движения «Бессмертный полк» и вообще она не о том, образ никак не связан с победой и Великой Отечественной войной. Однако проводят проверки, экспертизы. То есть нельзя увидеть «флажки», чтобы за них не зайти.

«СП»: — Недавно заблокировали сайт художников Etsy. Причиной стало нарушение интеллектуальных прав, с политикой формально это никак не связано.

— Власть исходит из того, что лучше перебдеть. Всё, что власти не понимают, воспринимается как опасность. Что касается этой закрытой площадки, то разговоры о прекращении этой деятельности ходили больше года. Поводом действительно стала продажа реплики, причем художник открыто написал, что это подделка. Но заблокировали весь сайт. Якобы потому, что нельзя заблокировать одну взятую страницу.

Но эта площадка пользовалась большой популярностью у художников, которые выставляли там свои картины и продавали их за рубеж, в том числе в Европу и США. Есть и внутренние площадки, которые работают. Etsy была рассчитана на заграницу.

«СП»: — Закрадывается мысль, что продающие за рубеж картины художники могут попасть и под закон об иностранных агентах.

— Если художник продаст американцу картину, то получит доллары из-за рубежа. Получается, что он получает иностранное финансирование и потенциально может быть объявлен иностранным агентом. И должен будет везде на картинах писать, что он — иностранный агент. Вот до чего можно дойти, следуя по пути чрезмерной бдительности.

«СП»: — А зачем такая бдительность? Не проще ли просто не обращать внимание на разное творчество?

— Потому что художественные образы могут быть опасны, могут подорвать авторитет сложившейся системы. Именно поэтому им и уделяется такое внимание. Любой художественный образ, выраженный в песне, картине, книге, может оказать сильное влияние на людей. Образ заставляет задумываться о том, о чем раньше человек и не подумал бы.

И не стоит забывать, что любое хорошее искусство в любом государстве всегда оппозиционно. Потому что рамки для художника сдерживают его творчество. И настоящее творчество — выход за эти рамки. А это и воспринимается как оппозиционная деятельность.

«СП»: — Что в таких условиях делать творческому человеку?

— Есть такой выход, как эмиграция. Вот рэпер Моргенштерн, как только под него начали «копать», сразу уехал за границу. Я не призываю всех творческих людей следовать его примеру. Но надо внимательно относиться к тем темам, которые поднимаются в творчестве. Если есть какой-то намек на затрагивание нежелательных тем, то лучше отказаться от образа.

Тем более, когда человек чувствует, что у него нет сил влезать в юридическую казуистику и сражаться на правовом поле.

Да, это будет беззубое творчество. Можно просто писать картины с пейзажами. Деревья, дома, кошечки — всё прекрасно. Если художник это будет делать хорошо, то и такое дело пойдет.

«СП»: — А если под названием «Весна» художник нарисует бездорожье, слякоть на улицах?

— Нет предела глупости. Что угодно можно найти потенциально в любой картине. Это как искать черную кошку в темной комнате, когда кошки нет.

«Разве вы сомневаетесь, что сеять волнение или иллюзии — такое же достойное занятие, как сеять хлеб?»

Бывалые театралы с нетерпением ждали премьеру Одесского академического русского драматического театра «Деревья умирают стоя» по пьесе испанского драматурга Алехандро Касоны. Пьеса сама по себе далеко не нова, пик её популярности на постсоветском пространстве давно прошёл, изменчивым видением реальности сейчас никого не удивишь. Но почему бы и нет? По крайней мере, в нынешнем спектакле нет дурновкусия, а это уже большой плюс.

Жить по лжи. Одесский русский театр вернулся на четверть века назад

Постановка заслуженного артиста Украины Геннадия Скарги уже была осуществлена в 1996 году с другими исполнителями (правда, Ирина Надеждина тогда была Мартой-Изабеллой, а теперь стала бабушкой Эухенией, которую играла 25 лет назад Лидия Полякова).

Жить по лжи. Одесский русский театр вернулся на четверть века назад
Геннадий Скарга

Жить по лжи. Одесский русский театр вернулся на четверть века назад
Сцена из спектакля 1996 года. В роли сеньора Бальбоа Валерий Жуков, в роли Эухении Лидия Полякова, в роли Марты-Изабеллы Ирина Надеждина.

Новый спектакль погружён в более привлекательную сценографию Юлии Пушкиной-Бузовской — стены дома словно сделаны из витражей, в том числе напоминающих окна Дома учёных, этакая Испания с одесской изюминкой. Кто бы мог предположить в уже далёком 1996-м, что через четверть века над сценой будет установлена бегущая строка с украинским переводом реплик? Добро пожаловать в новую реальность!

Жить по лжи. Одесский русский театр вернулся на четверть века назад

В том же сезоне 1996-1997 в Одессе на сцене русской драмы гастролировал московский театр «Школа современной пьесы», в музкомедии выступал Санкт-Петербургский мужской балет Валерия Михайловского, на сцене оперы — китайская труппа из Циндао. Театральная жизнь бурлила, и на этом фоне скромный и спокойный спектакль, созданный без изысков, по принципу актёрской режиссуры, событием не стал. Сейчас же — да, событие. Повод погрустить о прошлом и поразмышлять о героях старой истории, подменивших иллюзией реальную жизнь. Выбирая жить по лжи, они создают красивую картинку и видимость благополучия хорошего салона. Умирать — так стоя, как пресловутый палисандр в саду. Засохнуть на корню, но не признать, что всё пропало и жизнь прошла зря.

Жить в придуманной реальности на самом деле не легче и не приятнее, можно так изовраться, что узел проблем затянется ещё туже. Разве признают бабушка Эухения и дедушка, сеньор Бальбоа (Сергей Юрков), что воспитали монстра, которого пришлось 20 лет назад выгнать из дома? Дедушка идёт дальше — начинает писать письма от имени заблудшего внучка, где сказано, будто тот остепенился и женился. А тут приходит и настоящее письмо от настоящего внука с вестью о возвращении. А потом выясняется, что корабль, на котором он держал путь домой, утонул. Дед суетится и нанимает фальшивого внука с фальшивой женой. Правда, ребята такие милые, что бабушка, даже подозревая обман, сделает вид, будто так и надо, и оставит себе их, отвергая настоящего (да, он не сел на тот злополучный корабль).

Жить по лжи. Одесский русский театр вернулся на четверть века назад

Жить по лжи. Одесский русский театр вернулся на четверть века назад

Можно такую коллизию представить себе в русской драматургии? Можно такое сыграть более или менее правдоподобно? Ответ очевиден. Это же как надо задавить в себе всё человеческое, чтобы наплевать на родную кровь и отречься от небезупречного потомка ради посторонних обманщиков! Тут надобны всё же режиссёрские ходы и приёмы, концептуальное мышление, но авторы спектакля ничего такого не предлагают.

«Разве вы сомневаетесь, что сеять волнение или иллюзии — такое же достойное занятие, как сеять хлеб?» — рассуждает Маурисьо (Александр Новохатский). Назовём обман иллюзией — и всё вроде бы хорошо, ага.

Жить по лжи. Одесский русский театр вернулся на четверть века назад

Жить по лжи. Одесский русский театр вернулся на четверть века назад

Красотка Алина Бойко в роли Марты-Изабеллы топит бабушку, да и публику в своём обаянии, вот это-то и помогает хотя бы частично оправдать происходящее. И у неё единственной есть совесть: «Почему вы меня выбрали? Я не могу, Маурисьо. Я не могу!.. Это, наверное, всё очень хорошо, что мы делаем… Но когда я на неё смотрю, как она только этим живёт и такая счастливая, как девочка, мне так трудно удержаться, хочется крикнуть всю правду и просить у неё прощения. Игра у нас слишком жестокая… Рядом с тобой так легко приучаешься врать. Моя комната была маленькая и бедная, но больше мне и не нужно, я сама небольшая. Зимой дуло в окно, но это был чистый холод, я привыкла к нему, как к домашнему платью. И не было роз на окнах, только несколько пыльных гераней. Всё это было по моей мерке, всё было моё: бедность моя, мой холод, мои герани». Понятно, что поиграв в любовь с такой девушкой, невозможно не влюбиться по-настоящему!

Если буржуа не удалось воспитать достойного члена общества, он может «уволить» родного внука, а его место в семье займёт специально обученный и нанятый, попросту купленный человек. Персонаж, обозначенный как Другой (Андрей Сакара), демонстрирует не лучшие качества и отчаянно торгуется за компенсацию дайте достаточно денег и оставайтесь с этими, нанятыми, ему всё равно. От осинки не родятся апельсинки, а от засохшего палисандра тем более.

Жить по лжи. Одесский русский театр вернулся на четверть века назад

Жить по лжи. Одесский русский театр вернулся на четверть века назад

Отказавшись от ряда прописанных в пьесе второстепенных и эпизодических персонажей, режиссёр оставляет колоритную Хеновеву (Надежда Машукова) и рассуждения о необходимости испечь любимый торт внучка, ореховый с мёдом (вот был бы номер, окажись у нанятого аллергия на мёд или орехи!).

«Например, помнишь, с каким восторгом я ел этот ореховый торт с мёдом? Но если имеются на свете две вещи, которых я не выношу, — это мёд и орехи. Вот что я называю мастерством. А тебе правда понравился торт?» со смехом спрашивает лже-жену Маурисьо. Ей нравится. Но рано или поздно всем придётся вернуться «к своим гераням», унося с собой на память ветку палисандра.

Автор: Мария Гудыма
Фото: Пётр Катин

21

Adblock
detector