Меню

Новые ежемесячные сочинения журнал

16 ноября 2021 года, в рамках проекта «Научная лаборатория “Московская поликлиника”» на цифровой платформе «Московская медицина. Мероприятия» НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ состоялась 28-я лекция «Организация рецензирования научных статей».

Спикер:

Сон Ирина Михайловна
 – д. м. н., профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России

В лекции в доступной форме были освещены все этапы процесса проведения экспертизы научной статьи – от момента выбора рецензента до получения заключения о возможности публикации статьи в журнале.

Коллеги, обращаем ваше внимание, что все лекции проекта «Научная лаборатория «Московская поликлиника»» проходят в онлайн-режиме на цифровой платформе «Московская медицина. Мероприятия». В том случае, если вы не успели присоединиться к трансляции во время прямого эфира, у вас есть возможность просмотреть сохраненную видеозапись лекции. Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте «Московская медицина. Мероприятия» и зарегистрироваться на мероприятие.

После обновления страницы с лекцией видеозапись будет доступна к просмотру.

С записью остальных лекций в рамках проекта можно ознакомиться в разделе «Проекты НИИ» – Научная лаборатория «Московская поликлиника» – «Новости проекта».

По всем вопросам и пожеланиям вы всегда можете написать на эл. почту: niiozmm@zdrav.mos.ru.

Подписавшись на наш чат-бот в Telegram, вы никогда не пропустите новые лекции проекта https://t.me/niiozBot


  • Сон И. М.: «На мой взгляд, сложнее написать рецензию, нежели статью. В данном случае от рецензента зависит судьба авторов, которые предоставили свой научный труд на экспертное заключение».


    Научная статья – это законченное авторское произведение, описывающее результаты оригинального научного исследования (первичная научная статья) или результаты ранее опубликованных научных статей, связанных общей темой (обзорная научная статья).

    В первичных научных статьях авторами излагается информация о проведенном исследовании в форме, позволяющей другим членам научного сообщества оценить объективность и значимость исследования, воспроизвести эксперименты, оценить рассуждения и выводы.

    Обзорные научные статьи предназначены для обобщения, анализа, оценки, суммирования или синтеза ранее опубликованной информации (первичных научных публикаций).

    Научная статья может сочетать в себе два типа научных текстов и включать обзорную и оригинальную части.

    Научный журнал – это журнал, содержащий статьи и материалы теоретических исследований, статьи и материалы прикладного характера для научных работников.

    Выделяются три вида журналов в зависимости от целевого назначения:

    • научно-теоретические;
    • научно-практические;
    • научно-методические.

    Также существуют научно-популярные журналы, в которых информация излагается в доступной форме. Они нацелены на распространение знаний и повышение информированности широкой общественности о вопросах науки.


    Есть ли различия между журналами, которые издаются в электронном и печатном виде?

    1. Публикация статьи обычно осуществляется в традиционном бумажном виде, но в последнее время отмечается тенденция перехода на электронные носители.
    2. Электронные журналы по своему статусу не отличаются от бумажных.
    3. Разница заключается непосредственно в форме предоставления сведений читателю и в особенностях процесса организации издания.
    4. Различить издания между собой можно на основании присвоенных им знаков – EISSN(электронное издание), ISSN (печатное издание).

    Особенности рецензируемых журналов

    1. Статьи оцениваются экспертами, что свидетельствует о гарантии качества материала, его уникальности и актуальности.
    2. Все рецензируемые издания размещают полный текст на официальном ресурсе – такое требование закреплено в действующих законодательных актах.
    3. Рецензируемые журналы должны выпускаться на заявленной периодической основе.

    Рецензия– жанр журналистики, а также научной и художественной критики.

    В России первым журналом, публикующим критические статьи, стало издание «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755). Первым российским автором, обратившимся к такому жанру, считается Н. М. Карамзин.
    Особой разновидностью является научная рецензия, или рецензия на научную работу. Она оценивает научный труд, который включает в себя отзыв о положительных и отрицательных сторонах рецензируемого документа, замечания, рекомендации, анализ статьи, дипломной работы, автореферата и прочих исследовательских работ.

    Различие между рецензией и отзывом

    Отзыв – это личное мнение, комментарий, который автор оставляет на основе своих взглядов о чем-то. Обычно пишется в краткой форме. К примеру, отзыв на автореферат, отзыв научного руководителя и т. д.

    Рецензия – официальное мнение, которое готовится в письменном и развернутом виде, включающее в себя полный анализ и объективную оценку труда.


    Сон И. М.: «Для того, чтобы стать востребованным рецензентом, необходимо иметь соответствующую репутацию в научных кругах. Эксперт должен обладать не только академическими знаниями, но и иметь собственные публикации, ученую степень или звание».


    Правила подготовки рецензий. Что должен сделать рецензент?

    • Подтвердить или опровергнуть профессиональную компетентность автора работы, рекомендовать ее к публикации в издании либо указать на детали, нуждающиеся в доработке.
    • Подтвердить актуальность темы, ее практическую значимость, достоверность научных результатов, дальнейшие перспективы практического применения результатов исследования.
    • Оценить соблюдение общепринятых правил оформления.

    Требования к содержанию рецензии:

    • Объективная оценка: статью нужно оценивать вне зависимости от личных пристрастий эксперта, лишь с точки зрения научной значимости объекта экспертизы.
    • Отсутствие эмоционально окрашенной лексики, описания второстепенных деталей.
    • Наличие аргументированной доказательной базы. Рецензент должен обосновывать каждый приведенный аргумент.

    Топ-5 ошибок в рецензировании:

    • развернутый пересказ;
    • разговорный стиль, жаргонные выражения;
    • оскорбительные высказывания, грубая критика;
    • отвлеченные длинные рассуждения. Эмоциональность;
    • орфографические, пунктуационные и фактические ошибки.
  • 18 ноября 2021 года на цифровой платформе «Московская медицина. Мероприятия» НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ в рамках проекта «Научная лаборатория “Московская поликлиника”» состоялась 29-я лекция «Работа с замечаниями рецензентов». В качестве спикера выступила Каменева Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, доцент, руководитель Центра общественного здоровья ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ».

    Коллеги, обращаем ваше внимание, что все лекции проекта «Научная лаборатория «Московская поликлиника»» проходят в онлайн-режиме на цифровой платформе «Московская медицина. Мероприятия». В том случае, если вы не успели присоединиться к трансляции во время прямого эфира, у вас есть возможность просмотреть сохраненную видеозапись лекции. Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте «Московская медицина. Мероприятия» и зарегистрироваться на мероприятие.

    После обновления страницы с лекцией видеозапись будет доступна к просмотру.

    С записью остальных лекций в рамках проекта можно ознакомиться в разделе «Проекты НИИ» – Научная лаборатория «Московская поликлиника» – «Новости проекта».

    По всем вопросам и пожеланиям вы всегда можете написать на эл. почту: niiozmm@zdrav.mos.ru.

    Подписавшись на наш чат-бот в Telegram, вы никогда не пропустите новые лекции проекта https://t.me/niiozBot


  • Каменева Т. Н.: «Рецензия на научную статью – это необходимое условия ее публикации в научном журнале. Она гарантирует высокое качество публикуемой работы».


    Базовые принципы рецензирования:

    • профессионализм;
    • этика;
    • анонимность.

    Каменева Т. Н.: «Очень часто ученые, особенно молодые исследователи, боятся научного рецензирования, полагая, что его задача: не допустить работу к публикации. В действительности, это не так. На самом деле, рецензент – это помощник, эксперт, к мнению которого стоит прислушаться. Именно он поможет сделать статью отвечающей всем требованиям издания, авторитетной научной работой».


    Рецензент – высококвалифицированный специалист в своей отрасли.

    Цель работы рецензента: помочь наиболее грамотно и понятно донести результаты открытий до научного сообщества.

    Редакционный совет: координирующий и совещательный орган, определяющий совместно с редакционной коллегией общую стратегию развития журнала.

    Редакционный совет оказывает содействие редакции в определении актуальной тематики журнала, в совершенствовании работы редакции и редакционной коллегии.

    Основные задачи редакционной коллегии и редакционного совета журнала:
    — определение издательской редакционной политики;
    — формирование рекомендаций по развитию и совершенствованию журнала;
    — участие в экспертизе и рецензировании материалов.

    Руководство работой редакционного совета журнала осуществляет председатель.

    • Слепое
    • Двойное слепое
    • Открытое
    • Редакторское (производит главный редактор)

    Как положительно написать ответ на замечания рецензента/ редактора:

    Большая часть рукописей подлежат рецензированию как минимум один раз, прежде чем они будут приняты журналом.
    Важно понимать, что ответное письмо от редактора, которое не является категорическим отказом, – обратная связь с просьбой разъяснить и отредактировать статью.

    Положительные рецензии бывают двух видов:

    В России первым журналом, публикующим критические статьи, стало издание «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755). Первым российским автором, обратившимся к такому жанру, считается Н. М. Карамзин.
    Особой разновидностью является научная рецензия, или рецензия на научную работу. Она оценивает научный труд, который включает в себя отзыв о положительных и отрицательных сторонах рецензируемого документа, замечания, рекомендации, анализ статьи, дипломной работы, автореферата и прочих исследовательских работ.

    Различие между рецензией и отзывом

    • Журнал заинтересован в статье, и рецензенты хотели бы, чтобы автор внес небольшие изменения или дополнения, чтобы улучшить содержание статьи.
    • Автор может получить письмо, в котором публикацию статьи отклонили, но указали, что журнал готов ее пересмотреть после существенной доработки, включая возможное добавление новых данных.

    В конечном итоге принятие статьи будет зависеть от того, как автор ответит на вопросы и комментарии, указанные в письме редактора или рецензента.

    Подготовка ответного письма:

    • Вы пишете сопроводительное письмо и прикладываете отдельный документ, в котором обратились к комментариям рецензента.
    • Или же, как вариант, ваши ответные аргументы можно разделить на два раздела: вводная часть, адресованная редактору журнала, и вторая часть, содержащая подробные ответы на комментарии рецензента.

    При появлении недопонимания или при ощущении, что рецензент что-то не так понял в вашем материале, следует в деликатной форме попросить его прояснить спорные моменты.


    Каменева Т. Н.: «Рецензенты – это эксперты, имеющие обширные знания в своей области. Если Вы чувствуете, что он что-то понял ошибочно – вероятно, в работе, были упущены важные моменты или работе не хватило ясности. Поэтому следует обратить внимание на замечание и более полно раскрыть сложный аспект».


    Сроки ответа на рецензию

    Ответ на рецензию следует дать как можно скорее (не позднее установленных редакцией требований).

    Если ответ от автора не получен, редакция, как правило, отклоняет статью. Если же автор дает ответ на рецензию, но позже, то статья рассматривается как вновь поступившая и может быть направлена на повторное рецензирование, в том числе другому специалисту.

    Если рецензия содержит замечания, без устранения которых не может быть допущена к публикации, то редакция направляет работу на повторное рецензирование.

    В этом случае сроки ответа на рецензию обговариваются индивидуально.

    Важно: вся переписка между авторами и рецензентом осуществляется через редакцию журнала и строго фиксируется.

    Ответ на рецензию

    В письме, содержащем ответ на замечания рецензента, нужно обязательно указать название статьи, дату поступления рукописи в редакции и дату получения автором рецензии, перечень внесенных изменений, в вежливой форме – о возможных разногласиях с рецензентом и в конце слова благодарности за внимание к статье.

  • На чтение 20 мин. Опубликовано

    Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

    Александр Петрович Сумароков
    Александр Петрович Сумароков. 1777 год. Худ. Ф.С. Рокотов
    Дата рождения:

    14 (25) ноября 1717(1717-11-25)

    Дата смерти:

    1 (12) октября 1777(1777-10-12) (59 лет)

    Место смерти:

    Москва, Российская империя

    Язык произведений:

    русский

    Награды:

    image

    [az.lib.ru/s/sumarokow_a_p/ Произведения на сайте Lib.ru]

    Алекса́ндр Петро́вич Сумаро́ков (14 [25] ноября 1717, Вильманстранд (ныне Лаппеэнранта) — 1 [12] октября 1777, Москва) — один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века, создатель репертуара первого русского театра. Тесть Я. Б. Княжнина, дядя П. И. Сумарокова.

    Биография

    Александр Сумароков происходил из столбового дворянского рода Сумароковых, родился в Финляндии близ Вильманстранда[1] в семье прапорщика Петра Сумарокова. Первоначально обучение проходил дома.

    Продолжил образование в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал заниматься литературной работой, перелагая стихами псалмы, сочиняя от имени кадетов «поздравительные оды» императрице Анне, песни — по образцу французских поэтов и В. К. Тредиаковского (Тредьяковского). Окончив корпус в 1740 году, был зачислен на службу. Сперва в военно-походную канцелярию графа Миниха, затем адъютантом у графа А. Г. Разумовского.

    Известность ему принесла напечатанная в 1747 году и сыгранная при дворе его первая трагедия «Хорев». Пьесы его игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Ф. Г. Волкова. Когда же в 1756 году был учреждён постоянный театр, Сумарокова назначили директором этого театра и он долго оставался главным «поставщиком» репертуара, за что его по праву называют «отцом русского театра». За «Хоревом» последовало восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто.

    Параллельно Сумароков, работавший чрезвычайно быстро, развивался в других областях литературы. В 1755—1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», в 1759 году издавал собственный журнал сатирико-нравоучительного оттенка «Трудолюбивая пчела» (первый частный журнал в России). В 1762—1769 годах выходили сборники его басен, с 1769 по 1774 год — ряд сборников его стихотворений.

    Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож, похвалы почитателей, Сумароков не чувствовал себя оценённым по заслугам и постоянно жаловался на недостаток внимания, придирки цензуры и невежество публики. В 1761 году он потерял управление театром. Позже, в 1769 году, переселился в Москву. Здесь, заброшенный покровителями и разорившийся, он умер 1 (12) октября 1777 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве[2].

    Творчество

    Творчество Сумарокова развивалось в рамках классицизма, в том виде, какой он принял во Франции XVII — нач. XVIII вв.

    Литературная деятельность Сумарокова отличается своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии. В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения.

    Однако классицизм Сумарокова отличен, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова. Сумароков «снижает» классическую поэтику. «Снижение» выражается в устремлении к менее «высокой» тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в предпочтении «средних» и «низких» жанров жанрам «высоким». Сумароков создает большое количество лирических произведений в жанре любовных песен, произведения многих сатирических жанров — басни, комедии, сатиры, эпиграммы.

    Сумароковым перед сатирой ставится дидактическая задача — «издевкой править нрав, смешить и пользовать прямой её устав»: Сумароков высмеивает пустое сословное тщеславие («не в титле, в действии быть должно дворянином»), предостерегает от злоупотребления помещичьей властью (см. в особенности «Хор к превратному свету», где «синица» рассказывает, что «за морем — людьми не торгуют, деревень на карту не ставят, с крестьян кожи не сдирают»).

    Сумароков — один из зачинателей русской пародии, цикла «Вздорных од», высмеивающих «неистовый» одический стиль Ломоносова. Им были созданы 9 трагедий и 12 комедий, а также около 400 басен.

    Семья

    Был трижды женат и имел четырёх детей.

    1. жена с 1746 года Иоганна Христина Балк (1723—1769), камер-юнгфера императрицы Екатерины II.

    Родился в семье 14 (25) ноября 1717 года в Москве в доме №6 по Вознесенскому переулку. Обучался дома, продолжил образование в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал заниматься литературной работой, перелагая стихами псалмы, сочиняя от имени кадетов «поздравительные оды» императрице Анне, песни — по образцу французских поэтов и В. К. Тредиаковского (Тредьяковского). Окончив корпус в 1740 году, был зачислен на службу сперва в военно-походную канцелярию графа Миниха, затем адъютантом у графа А. Г. Разумовского.

    Известность ему принесла напечатанная в 1747 году и сыгранная при дворе его первая трагедия «Хорев». Пьесы его игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Ф. Г. Волкова. Когда же в 1756 году был учреждён постоянный театр, Сумарокова назначили директором этого театра и он долго оставался главным «поставщиком» репертуара, за что его по праву называют «отцом русского театра». За «Хоревом» последовало восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто.

    Параллельно Сумароков, работавший чрезвычайно быстро, развивался в других областях литературы. В 1755—1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», в 1759 году издавал собственный журнал сатирико-нравоучительного оттенка «Трудолюбивая пчела» (первый частный журнал в России). В 1762—1769 годах выходили сборники его басен, с 1769 по 1774 год — ряд сборников его стихотворений.

    Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож, похвалы почитателей, Сумароков не чувствовал себя оценённым по заслугам и постоянно жаловался на недостаток внимания, придирки цензуры и невежество публики. В 1761 году он потерял управление театром. Позже, в 1769 году, переселился в Москву. Здесь, заброшенный покровителями, разорившийся и спившийся, он умер 1 (12) октября 1777 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

    Творчество Сумарокова развивается в рамках классицизма, в том виде, какой он принял во Франции XVII — нач. XVIII вв. Современные почитатели поэтому не раз провозглашали Сумарокова «наперсником Буало», «северным Расином», «Мольером», «российским Лафонтеном».

    Литературная деятельность Сумарокова останавливает внимание своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии; В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения.

    Однако классицизм Сумарокова отличен, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова. Сумароков «снижает» классическую поэтику. «Снижение» выражается в устремлении к менее «высокой» тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в предпочтении «средних» и «низких» жанров жанрам «высоким». Сумароков создает большое количество лирических произведений в жанре любовных песен, произведения многих сатирических жанров — басни, комедии, сатиры, эпиграммы.

    Сумароковым перед сатирой ставится дидактическая задача — «издевкой править нрав, смешить и пользовать прямой её устав»: Сумароков высмеивает пустое сословное чванство («не в титла, в действии быть должно дворянином»), предостерегает от злоупотребления помещичьей властью (см. в особенности «Хор к превратному свету», где «синица» рассказывает, что «за морем — людьми не торгуют, деревень на карту не ставят, с крестьян кожи не сдирают»).

    Сумароков — один из зачинателей русской пародии, цикла «Вздорных од», высмеивающих «неистовый» одический стиль Ломоносова.

    Ознакомиться с творчеством Александра Сумарокова

    Его считают первым профессиональным русским литератором.

    Поэтическое наследие Сумарокова весьма обширно. Он писал в различных жанрах лирики – едва ли не во всех, существовавших в его время. Его перу принадлежат торжественные, духовные, философские и анакреонтические оды, эпистолы, сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы (небольшие музыкально-поэтические произведения, обычно любовно-лирического содержания), эпитафии (надгробные надписи или небольшие поэтические сочинения по поводу чьей-то смерти). В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, экспериментировал в области рифмы, строфы. Сумарокова также считают «отцом русского театра», создателем национального театрального репертуара. Несмотря на то, что лирика занимает большое место в его литературном наследии, всё-таки именно драматургия была наиболее близка его литературной личности. В этой области он явился одновременно первым русским трагиком и комедиографом. 

    Алекса́ндр Петро́вич Сумаро́ков (1717-1777)

    А. Лосенко. Портрет А. Сумарокова Принадлежал к дворянскому роду Сумароковых. Родился на территории Финляндии, где тогда находился его отец по делам службы. Первым его учителем был отец. Сумароков очень рано стал сочинять стихи и «размышления» в духе христианского смирения. В 1732 г. вместе с братом Василием был принят в первый набор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. Здесь он получил отличное по меркам своего времени образование, овладел немецким и французским языками и началами итальянского. Окончил корпус в 1740 г. в чине поручика. Сначала поступил в военно-походную канцелярию графа Миниха, а затем адъютантом к вице-канцлеру графу М.Г. Головкину. В дальнейшем несколько раз менял места службы, получал чины, был директором Российского театра, сотрудничал в журналах. В 1759 г. издавал собственный журнал сатирико-нравоучительного оттенка «Трудолюбивая пчела», который был первым частным журналом в России.

    В 1761 г. оставил службу.

    Ф. Рокотов. Портрет А. Сумарокова (1762) По отзывам и воспоминаниям современников, А.П. Сумароков был тяжёлым в общении и малоприятным в личностном плане человеком. Его личная, семейная и общественная жизнь нередко омрачалась различными скандалами и разборками, из-за чего Сумароков постоянно страдал ипохондрией (постоянное беспокойство по поводу возможности заболеть) и постепенно стал слепнуть. Скончался всеми забытый. Был похоронен на кладбище Донского монастыря, но место захоронения потерялось в начале XIX в. Существующий памятник был установлен лишь в 1951 г.

    Памятник Сумарокову в Донском монастыре

    Поэтическое творчество А.П. Сумарокова

    Как мы уже заметили выше, Сумароков писал в различных поэтических жанрах. Ода (торжественная песнь) была известна с античных времён. Сумароков писал торжественные, духовные и др. оды. В торжественных одах он поздравлял царей с различными значительными датами (по случаю дня рождения, тезоименитства, на день памятных сражений и др.). Например, Ода «Государыне императрице Елисавете Перьвой на день ея рождения 1755 года декабря 18 дня», Ода «Государю цесаревичу Павлу Петровичу в день его тезоименитства июня 29 числа 1771 года», Ода «Государыне императрице Екатерине Второй на взятие Хотина и покорение Молдавии, 1769» и др.

    А. Сумароков. Ода «Государыне императрице Елисавете Перьвой на день ея рождения 1755 года декабря 18 дня» (отрывок)

    Духовные оды должны были напомнить человеку о бренности земной жизни, о неизбежной смерти, чтобы человек не погружался только в бытовые проблемы, о Страшном суде и т.д.

    А. Сумароков. Ода «Плачу и рыдаю»

    А. Сумароков. Ода «На суету человека»

    А. Сумароков всецело следовал принципам поэтической реформы Тредиаковского, одиннадцати- и тринадцатисложным стихам, перешёл на новую систему стихосложения (силлабо-тоническую). Его творчество быстро политизировалось: он позволял себе давать советы от имени российского дворянства Елизавете Петровне, Екатерине II, цесаревичу Павлу Петровичу.

    В эпической поэме «Димитрияды» (1769) Сумароков воспевает подвиг Дмитрия Донского, после которого

    К лирике Сумароков предъявлял следующие требования:

    Любовные стихи Сумарокова в 1750-1770-е годы были широко распространены и стали основой для воспитания манеры выражения чувств молодыми людьми. Сумароков представил некоторые модели поведения влюблённых: знакомство, открытие чувства, радость его взаимности, неожиданная разлука, неверность, ревность, примирение. Образцом для него служили любовные отношения пастухов и пастушек (идиллии). Пушкин осуждал эти стихи Сумарокова и называл их «цинической свирелью», но Белинский считал, что Сумароков заботился о нравственности молодого поколения, а это необходимо.

    А. Сумароков. Идиллия «Мучительная мысль, престань меня терзати…» (отрывок)

    Излюбленными жанрами Сумарокова являлись песни, басни (притчи) и пародии, которые он, по сути, заново создал в русской литературе. Его басни собраны в 6 книг.

    А. Сумароков «Волк и Журавль»

    Басня

    Песенный жанр Сумароков любил за то, что он был удобен для выражения личных переживаний и чувств. За 40 лет своей творческой деятельности он создал около 160 песен. Темы его песен – измена и разлука, связанные с этим переживания, а также любовь, которую он считал высшим проявлением человеческого начала в человеке.

    А. Сумароков. Песня «Летите, мои вздохи, вы к той, кого люблю…»

    Значение творчества А.П. Сумарокова

    Творчество Сумарокова (мы сейчас говорим только о поэзии) при его жизни ценилось высоко. Отношение современников к Сумарокову исчерпывающим образом было выражено М. Херасковым в «надписи» под портретом, которым открывалось полное собрание сочинений 1781 и 1787 годов:

    В 1807 г. к 90-летию Сумарокова Академия Российская почтила в торжественном собрании его память «похвальным словом», прочитанным его другом И.А. Дмитревским. Но ввиду того, что в России быстро распространялся романтизм, изменялись языковые и культурные предпочтения, сочинения Сумарокова быстро устарели, и в XIX в. их собрание не переиздавалось. Лишь в 1957 г. в большой серии «Библиотеки поэта» были изданы избранные сочинения Сумарокова, в них вошли образцы всех жанров, в которых он работал, включая переводы. Была дана высокая оценка его роли в становлении русского языка и литературы. В.Г. Белинский оценивал наследие Сумарокова так: «…Поэтические сочинения Сумарокова, и не будучи читаемы, должны остаться навсегда фактом истории русской литературы и образования русского общества. Что же касается до собственно литературных статей Сумарокова, они чрезвычайно интересны и для нашего времени, как живой отголосок давно прошедшей для нас эпохи, одной из интереснейших эпох русского общества. Сумароков обо всём судил, обо всём высказывал своё мнение, которое было мнением образованнейших и умнейших людей того времени. Плохой поэт, но порядочный по своему времени стихотворец, характер мелкий, завистливый, хвастливый, задорный и раздражительный, – Сумароков всё-таки был человек умный и притом высокообразованный в духе того времени».

    В этом доме в Москве жил А.П. Сумароков

    СУМАРОКОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

    Сумароков (Александр Петрович) – известный писатель. Родился в 1718 г., в Финляндии, близ Вильманстранда. Отец его, Петр Панкратьевич, крестник Петра Великого , был человеком по тому времени образованным, в особенности по части литературы, и принадлежал к искренним сторонникам реформаторской деятельности Петра. По заключении Ништадского мира он сам занялся воспитанием своих детей и пригласил к ним иностранца Зейкена (бывшего одно время учителем императора Петра II ) для преподавания “общей словесности”. В 14 лет Сумароков был отдан в сухопутный Шляхетный корпус, только что устроенный по прусскому образцу Минихом . Здесь Сумароков вскоре выделился серьезным отношением к научным занятиям и в особенности влечением к литературе. Первыми произведениями Сумарокова, написанными еще в корпусе, были переложения псалмов, любовные песни и оды; образцами для них служили французские поэты и вирши Тредьяковского . Систематического знакомства с французской литературой у Сумарокова не было; даже Расина он прочел уже по выходе из корпуса. Воспитанники корпуса читали друг другу свои сочинения и переводы. Из них Сумароков образовал “общество любителей российской словесности”; в числе участников его были известные впоследствии И.П. Елагин , И.И. Мелисисно, А.П. Мельгунов . Сочиненные Сумароковым в это время сентиментальные песни были положены на музыку Белиградским и имели большой успех даже при дворе. К этому же времени относятся и первые драматические опыты Сумарокова. Впечатления театра были знакомы Сумарокову еще в раннем детстве; по его словам, когда ему не было еще и двенадцати лет, он “бывал на комедиях”, исполнявшихся заезжими актерами-немцами. Не заявив, по окончании ученья, желания служить в полку, Сумароков был сначала причислен к военной канцелярии графа Миниха, с званием адъютанта, затем продолжал службу у графа Г.И. Головкина и графа А.Г. Разумовского и дослужился до чина бригадира. Служба при графе Разумовском доставила Сумарокову возможность бывать в высшем обществе столицы и привела к знакомству с наиболее выдающимися лицами того времени. Но честолюбие Сумарокова было направлено в иную сторону: он неутомимо работал на литературном поприще. В октябре 1747 г. Сумароков обратился к президенту канцелярии Академии Наук, брату своего начальника, графу К.Г. Разумовскому , с просьбой о разрешении напечатать трагедию “Хорев”. Уже в этом прошении определенно высказана мысль об общественном значении его авторства: “к тому, чтоб она была напечатана, – говорит Сумароков, – меня ничто не понуждает, кроме одного искреннего желания тем, чем я могу, служить моему отечеству”. Трагедия была напечатана в том же году. Успех, выпавший на ее долю, содействовал распространению в русском обществе более правильного взгляда на театральное искусства и оказал несомненное влияние на основание постоянного русского театра. Приглашению в Петербург знаменитой ярославской труппы предшествовала постановка пьес Сумарокова в корпусе и во дворце: в 1750 г., кроме “Хорева” – трагедии “Гамлет”, “Синав и Трувор”, “Артистона”, комедий “Чудовищи”, “Трессотиниус”, в 1751 г. – “Семира”; актерами являлись кадеты. Существование театра было упрочено указом императрицы Сенату 30 августа 1756 г., и тогда же Сумароков был определен директором его. Для облагорожения в глазах малообразованной публики звания актеров он выхлопотал последним дворянское отличие – право носить шпагу. Иногда придирчивый в своих требованиях, он с любовью следил за развитием талантов и навыков к сцене и был искренним другом талантливейших представителей своей труппы; известна, например, его трогательная элегия на смерть Шумского и Троепольской. Несмотря на недоброжелательство литературных противников Сумарокова, старавшихся подорвать значение Сумарокова как драматурга, слава его росла с каждым новым произведением. Постоянный театр, с актерами, смотревшими на сцену, как на свое единственное и высокое призвание, дал новую пищу творчеству Сумарокова, встречавшему, притом, неизменное одобрение со стороны императрицы. Продолжая работать для театра, он в то же время писал многочисленные оды, элегии, басни, сатиры, притчи, эклоги, мадригалы, критические статьи и т. д., стараясь завоевать прочное положение во всех родах и видах русской литературы. В 1759 г. Сумароков основал журнал “Трудолюбивую пчелу”, наполнявшийся большей частью произведениями своего издателя. Он имел успех, но скоро прекратился по недостатку средств. В 1755 г. Сумароков поставил на сцену первую русскую оперу “Цефаль и Прокриса”, музыка к которой была написана в лирическом духе придворным капельмейстером Арайя. К 1757 г. относится драма Сумарокова “Пустынник”, к 1758 г. – трагедия “Ярополк и Димиза”, где двое из действующих лиц носят имена “Крепостата” и “Силотела”, по-видимому, имевшие целью сообщить трагедии отсутствовавший в ней национально-исторический колорит. Quasi-исторические сюжеты имеют и следующие трагедии Сумарокова: “Вышеслав” (1768), переносящий действие в языческую старину Новгорода, “Дмитрий Самозванец” (1771), “Мстислав” (1774). К 1768 г. относятся комедии Сумарокова “Опекун”, “Лихоимец”, “Три брата совместники”, “Ядовитый”, “Нарцис”, к 1769 г. – “Пустая ссора”, “Рогоносец по воображению”, “Мать совместница дочери”. Сумароков сочинял и балеты, в которые вводил драматический элемент и намеки на современные события. Изящные декорации, музыка, пение, фантастическая обстановка – все это обеспечивало успех таким аллегорическим пьесам Сумарокова, как “Новые лавры” (на победу над Фридрихом 1759 г.) или “Прибежище добродетели”, или таким операм, как “Альцеста” (1759), с музыкой Раупаха . Быстрота, с которой Сумароков создавал свои произведения, может быть охарактеризована его пометкой на комедии “Трессотиниус”: “зачата 12 генваря 1750 г., окончена генваря 13-го 1750”. Крайне самолюбивый и строптивый нрав Сумарокова служил источником бесконечных ссор и столкновений, даже с ближайшими его родными. Подорвать литературный авторитет Сумарокова врагам его не удавалось, но в отношениях к нему многих лиц из высшего и литературного круга было немало несправедливого. У вельмож его дразнили и потешались его бешенством; Ломоносов и Тредьяковский донимали его насмешками и эпиграммами. Они жестоко напали на И.П. Елагина, когда тот в своей “сатире на петиметра и кокеток” обратился к Сумарокову в таких выражениях

    Краткая биографическая энциклопедия . 2012

    Элегическая лирика А.П. Сумарокова

    В 

    Лирика Александра Петровича Сумарокова была не во вкусе Ломоносова. В предыдущей главе говорилось о высоком гражданственном звучании лирических стихотворений самого Ломоносова. Но времена меняются, изменяются запросы читающей публики. Стареющий Ломоносов вынужден признать, что любовные песенки Сумарокова, вовсе не наполненные гражданским пафосом, пользуются огромной популярностью у молодежи. Русская поэзия вступает к середине XVIII века в новую полосу своего развития. Творчество Сумарокова оказывается для этого периода заглавным. Прославленный драматург, автор девяти трагедий и тринадцати комедий, Сумароков оставил заметный след и в поэзии. И если по его драматургическим опытам (например, знаменитой трагедии “Дмитрий Самозванец”) можно изучать нормы и каноны классицистической поэтики, то в лирике он чувствовал себя вольнее и раскованней, особенно в жанрах любовной песни и элегии. Он не придавал им большого поучающего значения – и этим не сковывал свободы выражения искреннего непосредственного чувства.

    Вдумаемся в высказывание Ломоносова, приведенное в качестве эпиграфа. Оно неоднозначно по смыслу. Поэт-ученый досадует на то, что его собрат по перу не столько учит молодую публику, сколько готов сам у нее учиться, приноравливаясь к новым вкусам и понятиям. Но для Сумарокова именно в этом и заключалась одна из возможностей новаторства, которое всегда предполагает известный отход от норм и канонов. Он экспериментировал со своими любовными песенками, демократичными, а иногда и простонародными по стилю, постепенно преобразовывая их в элегический жанр лирической поэзии.

    В жизненной и литературной судьбе Сумарокова было много и печальных неурядиц, и счастливых событий. Родившийся в знатной аристократической семье, он получил образование, которое по тем временам сулило быструю и блестящую карьеру. До десятилетнего возраста его наставником был учитель, преподававший одновременно наследнику престола, будущему императору Петру II. А когда в 1732 году открылся Сухопутный шляхетский кадетский корпус, учебное заведение для детей высокопоставленных дворян, Сумароков оказался зачисленным в него одним из первых. Принятая здесь гуманитарная система образования резко отличалась от прикладных методов получения технических знаний, которые практиковались в первые десятилетия века при Петре I. Императрица Анна Иоанновна гордилась тем, что ее новое высшее учебное заведение называли “рыцарской академией”. В нем преподавали гуманитарные науки, светский и придворный этикет, учили иностранным языкам, фехтованию и танцам. Поощрялись занятия искусством, литературное творчество. Кадеты, в том числе юный Сумароков, сочиняли в честь Анны Иоанновны хвалебные стихотворения и в качестве пажей участвовали в придворных церемониях.

    Стены привилегированного заведения прочно отъединяли кадетов от насущной реальности. Как непросто было юноше Сумарокову, вышедшему из корпуса с возвышенными представлениями о благородном пути служения обществу, к этому самому обществу приспособиться! По природе нервный, легко ранимый, неуживчивый человек, он так и не сумел во всю свою жизнь этого сделать. Служил адъютантом придворного вельможи, но оставил службу, разочаровавшись. Уже прославившись как драматург, был назначен в 1756 году директором Российского театра и на этом посту сделал очень много полезного для русской сцены и русских актеров. Однако не поладил с приставленными к театру придворными чиновниками и в 1761 году был вынужден уйти в отставку. С этой поры целиком отдавал свое время литературному творчеству. Так удачно и красиво начавшаяся жизнь становилась все печальнее. Он рассорился с родственниками и близкими друзьями. Они не могли понять его поступков: полюбив простую девушку, свою крепостную, Сумароков на ней женился. Началась долгая и изнурительная судебная тяжба: родственники поэта требовали лишения прав его детей от этого брака. Дело поступило в Сенат. Измученный несправедливыми нападками, униженный и обнищавший, Сумароков запил горькую. Провожали его в последний путь актеры Московского театра. Меняясь, несли на руках гроб до самого кладбища. Они-то знали, кого хоронят: драматурга и поэта, прославившего своими пьесами русскую сцену и оставившего неизгладимый след в русской поэзии.

    В 

    в–єВ Читайте также другие темы главы IV:

    в–єВ Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XVIII века

    Adblock
    detector